Происхождение чеченских тейпов. Характеристика некоторых чеченских тейпов

ЧЕЧЕНСКИЕ ТЕЙПЫ ДАГЕСТАНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ Ниже приведён далеко не полный их список. 1. Андий (выходцы из села Анди Ботлихского района). Живут в сёлах Старый Юрт, Кень-Юрт, Шуани и других. 2. Акхшой (акушинцы). Потомки мухаджиров времён Шамиля. 3. Алмакхой (село Алмак Казбековского района). 4. Анцадой (село Ансалта Ботлихского района). Кроме Чечни, живут и в селе Экажево в Ингушетии. 5. АргIаной (село Аргвани Гумбетовского района). Составляют значительную часть села Знаменское (Мундар-Юрт). Они также живут в сёлах Гехи, Алхан-кала и Пседах. В Ичкерии живут в Дарго. (Переселились в давнее время, как кровники. В настоящее время в Дарго составляют целый гар.) 6. Ахтой. (ахтынцы). Переселились во времена Шамиля из крепости Ириб, рядом с которой у них было своё селение. 7. ГIаз-гIумкий (лакцы). 8. ГIалгIатлой (село Гагатли Ботлихского района). 9. ГIумкий (кумыки). 10. Гунхой (село Гунха Ботлихского района). Член и один из основателей тейпа – шейх Кунта-хаджи Кишиев. Живут в селе Юкерчу-Гонха. 11. Данухой (село Данух Гумбетовского района). 12. Дзилой (село Зило Ботлихского района). 13. ЖIай (хунзахцы). 14. Ишинчалой (село Ичичали Гумбетовского района). 15. Куьбчий (кубачинцы). 16. Къордой (село Корода Гунибского района). 17. КIирди (село Карата Ахвахского района). Жили в бассейне реки Аргун в Итумкалинском районе. 18. Мелардой (гумбетовцы). Живут в Гехи, Урус-Мартане и других сёлах. 19. СогIаттой (село Согратль Гунибского района). 20. Сулий (аварцы). Живут в Шуани, Пседахе, Цечой (Чапаево, Новолакский район). Село Бетти-Мохк Ножай-Юртовского района почти полностью сулий. 21. Таркхой (таркинцы). 22. ХIакарой (село Гаквари Цумадинского района). Живут в сёлах Химой на границе с Цумадой и в Ачхой-Мартановском районе. 23. Iудалой (гидатлинцы). Жили в обществе Ригахой (Ришниял) Чебарлойского тукхума. Сейчас живут в Грозненском районе. 24. ЦIадархой (цудахарцы). Выходцы из села Цудахар, переселившиеся в Ичкерию во время Кавказской войны в ХIХ веке. В настоящее время живут и в селе Махкеты. Сначала основали село Ца-Ведено, затем после покорения Ичкерии большая часть их вернулась. Жили также в Шарое, около Химоя, позже ушли оттуда в Ца-Ведено. Отличаются от других чеченских тейпов эндогамией – у них развиты внутритейповые браки, тогда как в остальных тейпах такие браки почти запрещены. 25. Чунгарой (село Чанхо Ботлихского района). Живут в Цечой (Чапаево, Новолакский район), Урус-Мартане и других сёлах. 26. Шолардой. 27. Хьаркъарой (село Сильди Цумадинского района). Жили и живут рядом с гидатлинцами. Следует признать, что, несмотря на соблюдение преемственности, в нашу эпоху тейп уже не выполняет в полной мере прежних функций. Но всё-таки зачастую на основе такого деления мы становимся очевидцами попыток подмены тейпового родства клановостью. В качестве противовеса этому стремлению можно упомянуть обязательное почтение к родственникам матери и жены, то есть к своим кузенам и кузенам своих детей. Так как большинство браков чеченцы заключали с представителями других тейпов, то поэтому до сих пор в Чечне нет как такового внутригражданского межтейпового противостояния. Сказывается влияние реальных родственных уз в противовес тейповым, зачастую мифическим

Сегодня уже не выяснить, почему и в какое время произошло установление такой системы, как чеченские тейпы. Известно, что уже в середине восемнадцатого века нохчи (чеченцы), соединившись с ингушами, полностью сложили свой этнос. А до этого времени неизвестно, сколь долго формировались своего рода военно-экономические союзы, то есть чеченские тейпы.

Легенда

Легенды гласят, что предки чеченцев имели котёл из бронзы с выкованными на нём названиями первых двадцати тейпов, но не вошедшие в этот список котёл расплавили. Тем не менее названия изначальной двадцатки сохранились: Сесанхой Ильеси-некъе, Беной, Млли-некъе, Юбак-некъе, Центорой и остальные пятнадцать.

Чеченские тейпы объединялись и между собой. Эти крупные образования назывались тукхумы. Девять тукхумов уже в середине девятнадцатого века объединяли чеченские тейпы, коих насчитывалось сто тридцать пять. Сегодня их больше, и подразделяются они на горные, которых более ста, и равнинные, которых около семидесяти. Каждый тейп внутри делится на ветви и фамилии (гары и некъи). Главой является совет старейшин тейпа, где вершат закон самые опытные и уважаемые представители, кроме того, обязательна должность бячча - военачальника.

Чистые и смешанные

Назывались чеченские тейпы, список которых будет представлен по возможности полно, соответственно местности, где род проживал, или того дела, которым род занимался. Например, тейп Харачой (в переводе на русский - "пещера") или тейп Шарой (перевод - "ледник") явно по первому типу названы, а вот тейп Пешхой - это тейп печников, тейп Хой - стражников, тейп Дешни - ювелиры по золоту.

Есть тейпы чистые и смешанные. Нохчмакхой - так называют любой чистый тейп - сформированный сугубо из чеченцев, к остальным примешивалась и другая кровь. Гуной, к примеру, породнён с терскими казаками, Харачой - в большой мере с черкесской кровью, Дзумсой - с грузинской, а Арсалой - с русской. Таким образом, отличают смешанные чеченские тейпы. Список их более обширен, чем нохчмакхой.

Главное для тейпа - начала

Поскольку это родовой союз, здесь формируется личность каждого чеченца и ему прививаются все моральные и нравственные нормы. Постулаты эти чеченцы называют началами. Всего начал двадцать три. Некоторые здесь будут перечислены. Незыблемость и единство обычаев для всех членов тейпа без исключения - это первое начало. Второе даёт право на землевладение по общинному принципу. Третье начало вряд ли будет соответствовать представлениям остального цивилизованного мира - оно предписывает кровную месть за убийство родственника по тейпу, и это не зависит даже от близости родства. Чистые чеченские тейпы по сей день ревностно относятся к положенным началам.

Четвёртое начало запрещает инцест, то есть брак между членами тейпа невозможен. Пятое - за взаимовыручку в случае необходимости своему представителю весь тейп обязан оказывать помощь. Шестым началом чеченцы призывают почитать умерших: если умирает член тейпа, траур носят все какой-то период времени, запрещены праздники и увеселения. Седьмое начало о совете старейшин, восьмое - о выборе руководителя и военачальника, ни одна должность не передаётся по наследству. Девятое начало о представительстве, которое решает тоже совет старейшин, а десятое - о том, что должности в совете старейшин пожизненные, однако история чеченских тейпов рассказывает и о случаях смещения представителя.

Кровная месть

Третье начало, которое исповедуют чеченские тейпы и тукхумы, требует более широкого раскрытия. Итак, чир - за любого человека из представителей данного рода. Это обычай с необычайно глубокими корнями. Даже в недалёком прошлом в случае убийства целая фамилия, а иногда и тейп, был вынужден бежать в чужие земли. Ци - кровь - переходило многими десятилетиями из рода в род, пока последний представитель данной фамилии, ветви или тейпа не будет умерщвлён.

В позднейшее время кровь переходит только на одно семейство, но ранее границы чира определял совет старейшин нейтральных тейпов.

Непосредственно после убийства собирались советы старейшин и в том тейпе, где случилось несчастье, и в том, по вине которого оно произошло. В первом - принимали решение об отмщении, а во втором искали возможности к примирению. Далее шли переговоры. Если тейп убитого не был согласен на примирение, то подключались нейтральные советы старейшин. Если же и они не снискали мира, то начинали вырабатывать условия мести: как широко распространится месть, каким оружием. Убить кровника ни при каких обстоятельствах нельзя в спину и без предупреждения, в священный месяц Рамазан, а также и в другие праздники, нельзя убивать в людном месте и - тем более - в гостях.

Начало разложения системы

Цивилизация берёт своё. Исследователи уверены, что сегодня тейповая система в Чечне постепенно умирает. Крупные тейпы - например, Центарой и Беной - разрослись так сильно, что даже кровное родство забыто и возможны браки внутри тейпов. Многие из них расчленяются постепенно на всё большее количество родов, и первоначальный тейп становится тукхумом.

Многие чеченцы помнят время, когда самый юный из них мог назвать более двадцати колен собственных прямых предков. Сейчас даже о принадлежности к тейпу ответит не каждый молодой чеченец. Взрослые и пожилые люди заметно тревожатся, поскольку родство в чеченском обществе - величина основополагающая. Люди без рода-племени не могут быть чеченцами.

Знатный чеченский тейп

Ялхой, а вернее, Ялхорой, весьма знаменитый тейп. Именно из него произошла фамилия Дудаева, а также это один из немногих тейпов, в котором существовали пришлые наёмные работники, а по другим сведениям - рабский труд. Происхождение связано с кастовой профессиональной организацией, воины Ялхороя даже зарабатывали, охраняя рубежи других тейпов.

Жили в одноимённом селении, а также по всей Чечне и в Ингушетии, где основали село. Ялхоройцы были наиболее верными сторонниками Джохара Дудаева. До сих пор в этом клане существует культ воинственности и многие другие чисто горские ценности: гостеприимство, почитание женщин. Они имеют нрав решительный и в предках относят себя к людям княжеского достоинства.

Достаточно хорошо изучены лишь некоторые чеченские тейпы. Их происхождение устанавливается и подтверждается многочисленными исследованиями учёных. Об остальных известно гораздо меньше, и сведения разнятся в виду того, что собраны чаще всего из устных легенд и преданий.

Чеченский тейп Чертой (Чартой)

Это чрезвычайно интересный клан, более всего примечателен тем, что чартоевцы практически никогда не воевали, но напротив - были миротворцами и часто выступали в роли посредников в любых внутричеченских делах. Состоял либо сам со себе, либо в тукхуме Нохчмахкахой - сведения разнятся.

Имели родовое село в Чечне - Чартой-юрт, но также проживали ещё в десятке местечек Чечни и в Грузии. Из известных представителей был наиб Имама Шамиля и полковник в охране Александра Первого. Как считают чеченские тейпы - еврейского происхождения только тейп Чартой, это объясняет многие отличия этого клана от других.

Белгатой, Белтой (Билтой) и Чермой

Довольно большой и известный по всей Чечне тейп Белгатой когда-то сам существовал как часть тейпа Белтой. Легенда о происхождении очень красива. Когда-то давно случилось так, что эпидемия выкосила почти весь Белгатой, но считаные единицы выживших снова размножились и сделали свой род ещё более успешным, чем он был ранее. Это подтверждает и само название: бел - "умереть", гатто - "воскреснуть". Среди чеченцев белгатоевцы считаются весьма энергичными и работоспособными людьми.

Белтой (или Билтой) тоже многочисленный и известный клан. Отсюда произошёл политик Бейбулат Таймиев, современник Пушкина, о котором поэт писал в ходе своего путешествия в Арзрум. Народ Белтой расселяется повсюду, а в старые времена проживал в Ножайюртовском районе, на востоке Чечни. Известный род, который знает вся Тейпы ее населяют разнообразные, но вот виднейший политический деятель и нефтепромышленник Тапа Чермоев вышел именно отсюда. Расселялись в основном в Мехкетах и у родовой горы Чермой-лам, а в древности, как гласят предания, все чермойцы жили глубоко в горах.

Чеченский тейп Аллерой (Алерой)

Имя этого тейпа хранилось на легендарном котле из бронзы, принесённом предками в Нахша. Именно здесь, в расселённом по всей территории страны, но корнями опирающийся на Чечню Восточную, именно в этом клане родился экс-президент, подавшийся в бандиты. Этот тейп чистый, наряду с другими написанными на бронзовом котле входит в нахчмахкахой. Расселяется в Ножай-Юртовском и Шалинском районах.

История об аллеройцах существует примерно с пятнадцатого века, после нашествия хана Тимура, который перебил множество местных жителей и оставил в Чечне своих наместников из кабардинских князей, такровских, ногайских, джайских мурз и ханов. Чеченцы быстро размножились и стали совершать дерзкие нападения на тимуровых вассалов, пытаясь совершить реконкисту - отвоевать свои земли. Первый алл основал аул аллероев, объединил оставшихся после нашествия татаро-монголов соотечественников, чтобы защищать свои земли. Аллерой делится внутри ещё на пять тейпов, поскольку род стал многочисленным, причём считается всё ещё чистым.

Беной

Должно быть, это самый многочисленный из тейпов Чечни, как минимум - на втором месте по численности. Беноевец-миллиардер Малик Сайдуллаев утверждает, что из миллиона оставшихся чеченцев триста шестьдесят тысяч принадлежат тейпу Беной. Расселены они по всей республике, подразделяются на девять родов. Во всех войнах принимали активнейшее участие, где снискали себе неувядающую славу. Например, Байсангур Беноевский не покинул Шамиля до самого конца, несмотря на отвернувшуюся от героя военную удачу.

Огромное количество беноевцев проживает в диаспорах Передней Азии, откуда расползается по миру терроризм. А в Чечне, напротив, беноевцы считаются неуклюжими и по-деревенски хитроватыми. Однако и здесь - бесстрашны, верны слову и долгу. Из них много столетий назад составился костяк крестьянских слоёв народа, которые сбросили власть дагестанских и кабардинских правителей. Это отцы демократии гор, которая стала фундаментом этнического менталитета. Среди родов тейпа Беной есть и русская, и грузинская кровь.

Гендаргеной

Тейп тоже чрезвычайно многочисленный и знаменитый, более того - центровой, из исторического Нохчиймохка, широко расселившийся по Чечне. Дипломат и политический деятель Доку Завгаев родом отсюда. Здесь житница и для Чечни, и для Дагестана, и куда более отдалённых мест. Именно здесь существовал доисламский Нашха как культурный, политический, ритуальный и религиозный центр.

Здесь основывался Совет страны (Мехк кхелов), откуда и появились чистые чеченские тейпы, среди которых, разумеется, и Гендаргеной, чьи представители во всей истории страны занимали одно из самых видных мест. Советская власть позволила гендаргенойцам учиться, что они делали с большим успехом, чем члены других кланов. Именно поэтому этот тейп дал стране много руководителей, партийцев и хозяйственников.

Харачой и Дешни

Этот тейп знаменит своими представителями - и жившими в разные века, но снискавшими примерно равную славу. Сведения об этом клане попали в письменные русские документы очень рано, а чеченцы говорят, что именно харачоевцы стали первыми жениться на русских, что не помешало Зелимхану стать выдающимся борцом с царской властью, когда был покорён Кавказ. Чечня этот тейп очень уважает, считает наиболее умным.

Дешни - клан горный, юго-востока страны, относится к чистым тейпам. Здесь сохранились до сих пор княжеские фамилии. Один из носящих такую много лет назад смог жениться на грузинской княжне, выдав гору Дешни-лам, принадлежащую всему тейпу, за свою собственную. Теперь Дешни живут повсеместно, даже в Ингушетии.

Нашхой и Зурзакхой

Нашхо - родина чистых тейпов, является энтогенетическим центром нохчиматиенов Средневековья, о которых упоминают армянские географы девятнадцатого века. Жили на юго-востоке страны. Некоторые исследователи причисляют полностью всё население этой местности к одному тейпу. Другие - подразделяют.

Зурзакхой - тейп из исконных, даже в имени своём сохранивший средневековый этноним - дзурзук, как называли себя предки чеченцев и ингушей. Этот тейп в тукхумы не входил, всегда занимая самостоятельную позицию. Такой он был не один, ещё Садой, Пешхой, Майстой.

Точного времени того, когда в чеченском обществе начала формироваться тейповая система сегодня уже невозможно установить, однако известно, что к середине XVIII века чеченцы (нохчи) с присоединением к ним ингушей сложились как этнос. До этого времени уже произошло формирование особого рода родовых военно-экономических союзов - тейпов.

Как появились тейпы

Как гласит легенда, у предков чеченцев был бронзовый котел, на котором были выгравированы названия изначальных 20 тейпов (Беной, Сесанхой Ильеси-некъе, Юбак-Некъе, Млли-некъе, Центорой и другие), те же, кто не входил в эти тейпы, расплавили этот котел.

Практически все чеченские тейпы объединены в более крупные образования - тукхумы. В середине XIX века 135 чеченских тейпов были уже объединены в девять тукхумов.
Сегодня тейпов больше, они делятся на горные (около 100) и равнинные (около 70). Внутри себя тейпы также делятся на "гары" (ветви) и "некъи" - фамилии.

Во главе каждого тейпа стоит совет старейшин, который формируется из наиболее уважаемых и опытных чеченцев-представителей тейпа. Также у каждого тейпа есть свой военачальник, называемый бячча.

Названия и чистота тейпов

Названия чеченских тейпов могли образовываться как от местности, где проживал род, так и дел, которыми в нем преимущественно занимались. К примерам первого словообразования можно отнести названия тейпов Харачой ("пещера"), или Шарой ("ледник"). Ко второму типу словообразования можно отнести, например, тейп Пешхой ("печники"), Хой ("стражники") или Дешни ("золотых дел мастера").

Существует также условное деление тейпов на "чистые" и "смешанные". "Чистые" чеченские тейпы называются "нохчмакхой", они формировались из одних чеченцев. Смешанные тейпы, что можно понять по названию, формировались не только из чеченцев, в них оказывались и другие крови. Тейп Гуной, например, имеет родство с терскими казаками, тейп Харачой - с черкессами, тейп Дзумсой - с грузинами, тейп Арсалой - с русскими.

Начала тейпов

Тейп - это родовой союз, и именно здесь происходит формирование личности. Нравственные постулаты тейпов также называются началами. Всего их 23. Мы назовем только первые 10.

Первое начало - это единство и незыблемость тейповых обычаев для каждого из членов тейпа, а также его родственников.

Второе начало предполагает право на общинное землевладение.

Третье начало - кровная месть за убийство представителя своего тейпа.

Четвертое начало - это запрет брака между членами одного тейпа.

Пятое начало подразумевает любую помощь представителю своего тейпа в случае необходимости.

Шестое начало: в случаем смерти одного из членов тейпа объявляется траур, в течение определенного периода запрещено участие в праздниках и увеселительныз мероприятиях.

Седьмое начало: решающую роль в управлении тейпом играет совет старейшин.
Восьмое начало: выбор руководителя тейпа, или военачальника производится не по наследственному признаку.

Девятое правило: представительский орган лейпа - совет старейшин (тейпанан кхел).

Десятое начало подразумевает то, что совет старейшин формируется из самых мудрых и уважаемых людей пожилого возраста без возрастного ценза. Формально должность члена совета старейшин была пожизненной, но бывали и случаи смещения представителя со своей должности.

Кровная месть

Как мы уже сказали, третьим началом тейповой системы Чечни является кровная месть (по-чеченски "чир") за любого представителя своего рода. Этот обычай в вайнахском обществе имеет глубокие корни. Историк У. Лаудаев писал: "В случае убиения целая фамилия или тейпа бежала на иное местожительство. Кровь (ци) переходила из рода в род. Первоначально кровь распространялась на всю фамилию; с умножением фамильных членов кровь переходила на "гар", а в позднейшее время – на одно семейство".

После убийства представителя тейпа собирался совет старейшин. На нем принималось решение об отмщении. Тейп убийцы также собирал свой совет, который искал способы примирения с тейпом погибшего. Если тейпы не приходили к согласованному решению вопроса, то тогда собирался совет из представителей нейтральных тейпов, на котором вырабатывались условия перемирия. Если пострадавшая сторона отказывалась от перемирия, то на её совете решалось, на кого именно будет распространяться кровная месть.

Убийство кровника должно осуществляться холодным или огнестрельным оружием, при этом строго запрещается совершать его со спины, без предупреждения. Также запрещается убивать кровника в месяц Рамазан и в дни праздников, в людном месте или у кого-то в гостях.

Разложение тейповой системы

Большинство исследователей говорит, что сегодня тейповая система Чечни находится в процессе разложения. Некоторые крупнейшие тейпы, такие как Беной и Центарой, настолько увеличились, что забыли о своем первоначальном кровном родстве, отчего сегодня не является чем-то экстраординарным браки между центороевцами и беноевцами.

Это связано с тем, что по мере своего увеличения тейп постепенно расчленяется на несколько родов, а тары прежнего рода становятся при таком развитии самостоятельными родами, а первоначальный род существует уже в качестве тукхума.

Чеченцы помнят ещё те времена, когда каждый представитель тейпа знал не меньше 20 своих прямых предков. Сегодняшние опросы среди чеченской молодежи показывают, что только половина может ответить на вопрос о принадлежности к тейпу и о том, знает ли человек своих прямых предков.

Эта тенденция не может не вызывать тревог, поскольку для чеченского общества родство имеет очень важную роль. Когда чеченец хочет подчеркнуть отсутствие родства у другого человека, то говорит: "Цу стеган тайпа а, тукхум а дац", что на русский язык переводится как "У этого человека нет ни рода, ни племени".

До образования общего понятия «чеченская нация» (около XVIII века) на территории современной Чечни проживали нахские (чеченские, ингушские и некоторые другие) родоплеменные образования, именуемые тейпами, или тайпами. Они представляли собой особые военно-экономические союзы, занимавшие определенную местность и изначально формировавшиеся из сложных семей (родители, дети, дяди, тети и прочая родня).

Отсюда и разделение тейпа на некъи и гары, то есть на фамилии и ветви.


«Русские» тейпы в Чечне

Число тейпов у чеченцев и других народов Кавказа постоянно изменяется. Некоторые из этих родоплеменных образований сформировались еще в Средние века. По преданию их имена были начертаны на легендарном бронзовом котле, который расплавили «неисконные» нахские тейпы. Другие сформировались позднее в силу целого ряда причин. В XIX веке на юге Российской империи насчитывалось около 130-ти только чеченских тейпов, несколько веков назад объединившихся в более крупные военные союзы — тукхумы (по количеству их 9).

Помимо этого существовало еще несколько десятков ингушских (около 50-ти), аккинских и других тейпов. Поскольку по нахским законам браки внутри одного тейпа категорически запрещены во избежание кровосмешения и рождения больного потомства, невест брали из неродственных родоплеменных образований. По этой причине в структуре чеченского общества есть и тейпы, которые можно условно назвать русскими. Так представители тейпа Арсалой часто заключали браки с русскими и переняли часть их культуры.

Отличие «русских» от других тейпов

То, что тейп Арсалой считается русским, не говорит о том, что он полностью состоит из русских по национальности граждан. Таких в тейпе очень мало. В Арсалой входят осетины и потомки смешанных браков. Также условно русскими считаются тейпы Гуной и Орси, по происхождению хазарские. Есть мнение, что Арсалой и Орси были образованы с участием беглых русских солдат. Представители крупнейшего тейпа Гуной считаются потомками терских казаков.

Отличаются эти родоплеменные образования от других более мягкими внутриплеменными законами. Во многих прослеживаются остатки старинного культа женщины и даже православия, что в целом не повлияло на достаточно бесправное положение женщин, но избавило их от таких крайностей, как женское обрезание. Тейп Гуной позднее других принял ислам, будучи до этого православным.

Отношения между «русскими» и другими тейпами, в целом, мало отличаются от остальных межплеменных взаимоотношений кавказских народов. Каждый тейп свято хранит свои обычаи и культуру, уходящие корнями в глубочайшую древность. Во главе стоит совет старейшин. Остальные члены общества являются равноправными. Помощь пострадавшему оказывается всеми соплеменниками. Так же соблюдается и траур — всеми сразу. В случае убийства своего соплеменника тейп объявлял кровную месть убийце. Также все чаще наблюдаются случаи слияния разных тейпов.

В «русских» тейпах соблюдаются и другие чеченские законы, принятые в этих родоплеменных общинах. При этом в последние десятилетия отмечается общее разрушение самой тейповой структуры, что объясняется сильным влиянием извне: светскими контактами с другими народами, получением образования богатыми членами тейпа в России и Европе и пр.. От старшего поколения молодое зачастую получает определенный объем информации, а в остальном воспринимает членов своего тейпа как земляков, что способствует более быстрому налаживанию контакта и возникновению доверия между людьми.

Тейп (чеч.-тайп) — единица родоплеменной организации Вайнахского народа, состоящая из нескольких родовых общин (союзов общин) и самоидентифицирующаяся общим происхождением от конкретного лица (рода), рода занятий (например БIовлой (чеч. башня )) либо происхождения.

Всего среди чеченцев тейпов около 130 (а по некоторым источникам — до 300). Чеченцев — свыше 1 млн 360 тыс. человек.

Ниже — список с названием , к которому принадлежит тейп, краткое описание. Алерой — туккхум — небольшой из восточной Чечни, село Алерой Курчалоевского района.

  • БелгIатой — туккхум — когда-то был подразделением Белтой.
  • Беной — туккхум — вероятно, самый крупный из тейпов.
  • Бешни — туккхум — горный, расселён на юго-востоке. Обладает своей горой — Б1авлой Лам.
  • Билтой — туккхум — из ножайюртовского района.
  • Зандкъхой туккхум - Большая часть из аула Зандак. Есть еще зандкъхой которые давным давно уехали из Зандака.
  • Варандой — туккхум — один из самых известных горных тейпов, «пришлого происхождения» (по легендам — русского).
  • Гендаргеной — туккхум — из исторического центра Чечни Нохчиймохка.
  • ГIордалой — туккхум
  • Гуной — туккхум — расселён на северо-востоке;
  • Евлой — известный чеченский тейп ингушского происхождения.
  • Зумсой — горный.
  • Зурзакхой — считается одним из самых исконных.
  • Кей — горный, обладает своей горой Кей-лам, которая находится на территории современной Ингушетии. Большая часть живет в селе Кень-юрт(бывший Кей-юрт) и Толстой-юрт.
  • Келой — горный.
  • Мялхи - несколько отделенный от чеченцев тейп.
  • Маршалой
  • Курчалой — туккхум
  • Мулкой — небольшой, расселён в горах (Шатоевский район).
  • Нашхой — этногенетический центр средневековых нохчиматиенов.
  • Пх1амтой/Памятой - исконно горный тейп чеченского народа
  • Пешхой
  • Ригахой — туккхум ,
  • Саттой — туккхум — тейп
  • Тумсо — [Родом из Шатойского района Чечни] — Вообще, Тумсо — Зумсо — Чанти — считаются родственными тейпами. Избранные представители проживают в райцентре Ачхой-Мартан. Здесь проживают потомки Тети(отсюда и название Тети некъ)
  • Турко — живут в Урус-Мартане, Шали, Гойтах, Рошни-чу, Хамби-Ирзи, Шаами-Юрте, Гехах, Элистанжи, в ряде других населенных пунктов Чечни, а также в Хасав-Юртовском районе Дагестана. Родственным тейпом являются Хункархой. Самый известный топоним в ЧР, связанный с Турко — Туркой кешнаш в Урус-Мартане.
  • Х1ачарой
  • Харачой — туккхум — рано попал на страницы письменных русских документов.
  • Хиндхой — небольшой, расселён в горах в районе Галанчожа. Входит в тукхум Шарой
  • ЦIонтарой — туккхум — один из самых исконных чеченских тейпов,а также один из самых многочисленных, расселён в основном на востоке.
  • ЦIеси — проживают по всей ЧР, происходят из одноименной высокогорной местности, основной топоним ЦIеси-лам. Входят в тукхум Шарой, в число «основных» братских тейпов Шарой, Шикарой и ЦIеси (3 тейпа от которых произошли остальные шароевские)
  • ( ЧIаьнтий ).Туккхум и тейп вышедший из горно башенного село ( ЧIаьнтий-Мохк ). Есть родовая гора ЧIаьнтий-Борз-лам и перевал ЧIаьнтий-Барз и река ЧIаьнтий-Орг.
  • Чартой — туккхум — миротворцы и посредники в делах.Существуют несколько версий происхождения названия и происхождения этого тейпа.1.Название горы и когда-то села в Шатойском районе.2.Существует версия что они выходцы из Грузии и название тейпа произошло от местности Чартали на севере Грузии,так как в свое время чеченцы заселяли северные районы Грузии.Чартой живут на равнине,кстате они основали города Гудермес и состовляют его основное население также их можно встретить в Шали,Мескер-юрт,Аргун,Автуры и селах Надтеречного района а также во всех больших населенных пунктах вилаята Нохчи-чё.
  • Чермой — туккхум — расселён в основном в селе Мехкеты. Есть родовая гора Чермой-лам.
  • Чиннахой
  • Чинхой — туккхум