Публикации. Журнал "союзное государство"

Приятно отметить то, в какой дружеской атмосфере проходила проверка диктантов – взаимопомощь и заинтересованность буквально витали в воздухе, а главное – ускоряли работу, и несмотря на то, что сроки поджимали, оценки выставлялись нами точно и уверенно. (Алина Уланова, студентка филологического факультета РГГУ)

…Уникальная возможность почувствовать себя сопричастным этому лингвистическому празднику – большая радость. Это – отличный практический способ воспитания настоящих филологов и лингвистов, внимательно и с любовью относящихся к слову. (Евгения Киреева, студентка филологического факультета РГГУ)

Тотальный диктант объединил преподавателей и учеников, они стали союзниками, коллегами, что, безусловно, помогло им лучше понять друг друга. Когда ребята с горящими глазами сдавали десяток за десятком проверенные диктанты и каждый раз говорили вдохновенно «Еще!», мы смотрели на них и радовались, что обрели новых добрых друзей, что у нас такая замечательная молодежь – способная, трудолюбивая, стремящаяся к знаниям. И таких друзей у нас теперь не сотня, а сотни и тысячи!

Члены Экспертного совета Тотального диктанта Елена Арутюнова, старший научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, зам. главного редактора портала «Грамота.ру»;

Владимир Пахомов, научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, главный редактор портала «Грамота.ру»

Борис Стругацкий

ТД-2010. В чем причина упадка русского языка и есть ли он вообще?

Никакого упадка нет, да и быть не может. Просто цензуру смягчили, а частию, слава богу, и вовсе упразднили, и то, что раньше мы слышали в пивных и подворотнях, сегодня услаждает наш слух, доносясь с эстрады и с телеэкранов. Мы склонны считать это наступлением бескультурья и упадком Языка, но ведь бескультурье, как и всякая разруха, не в книгах и не на театральных подмостках, оно в душах и в головах. А с последними, на мой взгляд, ничего существенного за последние годы не произошло. Разве что начальство наше, опять же слава богу, отвлеклось от идеологии и увлеклось более распиливанием бюджета. Вот языки и подраспустились, а Язык обогатился замечательными новшествами в широчайшем диапазоне – от «хеджирования портфеля ГКО с помощью фьючерсов» и до появления интернет-жаргона.

Разговоры об упадке вообще и Языка в частности – это, по сути, результат отсутствия ясных указаний сверху. Появятся соответствующие указания – и упадок прекратится как бы сам собой, тут же сменившись каким-нибудь «новым расцветом» и всеобщим суверенным «благорастворением воздyхов».

Литература благополучно процветает, оставшись наконец почти без цензуры и в сени либеральных законов, касающихся книгоиздания. Читатель избалoван до предела. Ежегодно появляется несколько десятков книг такого уровня значимости, что появись любая из них на прилавках лет 25 назад, она тут же стала бы сенсацией года, а сегодня вызывает лишь снисходительно-одобрительное ворчание критики. Разговоры о пресловутом «кризисе литературы» не затихают, общественность требует немедленного появления новых булгаковых, чеховых, толстых, как водится забывая при этом, что любой классик – это обязательно «продукт времени», как хорошее вино и вообще как всё хорошее. Не надо тянуть дерево за ветки вверх: оно от этого быстрее не вырастет. Впрочем, в разговорах о кризисе ничего плохого нет: пользы от них маловато, но и вреда ведь тоже не наблюдается.

А Язык, как и прежде, живет своею собственной жизнью, медленной и непостижимой, непрерывно меняясь и при этом всегда оставаясь самим собой. С русским языком может произойти всё что угодно: перестройка, преображение, превращение, – но только не вымирание. Он слишком велик, могуч, гибок, динамичен и непредсказуем, чтобы взять и вдруг исчезнуть. Разве что – вместе с нами.

Еще раз о XXI веке

(Выступление на IV Конгрессе фантастов России «Странник»)

Общественное мнение навязало писателям-фантастам образ этаких пророков, якобы знающих будущее. С одной стороны, это меня всегда раздражало, ибо такой подход сужает реальные возможности фантастики, искажает ее суть и вдобавок как бы обязывает ее заниматься тем, на что она вовсе не способна. Но, с другой стороны, такое мнение о фантастах не лишено известных оснований, потому что вряд ли в мире есть еще люди, которые с таким удовольствием, так систематически и, главное, почти профессионально размышляют о будущем.

Я, разумеется, не знаю, какое – конкретно – будущее нас ожидает в XXI веке. По-моему, этого нельзя знать вообще. Опыт великих предшественников свидетельствует, что все попытки как-то детализировать облик грядущего выглядят aposteriori смехотворными, если не жалкими. Но в то же время возможны и действительно случаются поистине гениальные прорицания (трудно назвать их иначе), когда речь идет не о конкретных деталях, не о мелочах быта, не о фантастических технологиях, а о самом духе времени.

Когда Жюль Верн сконструировал свой «Наутилус», это воистину был подвиг блистательного воображения. Мы, люди XX века, знаем, что, по сути, он, сам того не подозревая, сконструировал атомный подводный крейсер. Но когда мы доходим до описания роскошных салонов с пятиметровыми потолками, античных ваз и мраморных статуй, ковров и картин, развешенных по стенам в утробе этой атомной подлодки, мы начинаем непроизвольно хихикать или даже раздражаться. И точно так же мы хихикаем, читая описания «страшных и ужасных» летающих крепостей Уэллса, этих дурацких полудирижаблей, вооруженных пулеметом (единственным пулеметом!), забывая в раздражении, что гениальный писатель угадал главное: страшную и почти решающую роль авиации в грядущих войнах.

Детали – насущный хлеб литературы и смертельный капкан для любого прорицания. Любому ПРЕДВЫЧИСЛЕННОМУ, рассчитанному, детализированному будущему – грош цена. Но ведь есть еще будущее ПРЕДУГАДАННОЕ, схваченное интуитивно. Вот это уже – серьезно. Это – настоящее прорицание. Я, например, не знаю прорицания более убедительного и трагического, чем гениально уловленная тем же Уэллсом идея XX века, как времени, когда новое человечество попытаются создать, пропустив его через горнило страданий. Какая неожиданная, страшная и точная догадка! Беда только в том, что вычисленное будущее выглядит (в глазах современников) всегда основательнее, чем интуитивное. Может быть, нас сбивают с толку те самые детали, которые смотрятся сегодня так убедительно и достоверно (и над которыми полвека спустя будут хихикать наши потомки).

Где-то я прочитал любопытные соображения по поводу прогнозирования погоды. Оказывается, простейшее предсказание: «завтра будет такая же погода, как сегодня», – дает правильный результат в двух третях случаев. А так называемый «точный», «научно обоснованный», тщательно просчитанный прогноз оказывается правильным в семидесяти семи (кажется) процентах случаев. Это впечатляет: гигантская всемирная сеть метеостанций, мощнейшие ЭВМ, миллиарды и миллиарды долларов – и всё это для того, чтобы увеличить достоверность прогноза на семь-восемь процентов! По-моему, нечто подобное имеет место и в социальной прогностике. Можно привлечь к вычислению будущего миллиарды долларов и все ресурсы Рэнд Корпорейшн, а можно просто тихонько предположить: в следующем веке будет то же, что и в предыдущем – те же люди, те же проблемы, те же взлеты и падения, те же рекорды высокой морали и жестокой безнравственности, – только технологический фон, конечно, изменится и амплитуды возрастут.


Печальная, весьма печальная новость! Ушел из жизни последний из могикан фантастики

Борис Натанович Стругацкий
15.04.1933 - 19.11.2012

Он известен, прежде всего, как создатель произведений современной научной и социальной фантастики. Большинство произведений были написаны им в соавторстве с братом Аркадием Стругацким, ушедшим из жизни в 1991 году.


Их книги составили целую эпоху в отечественной литературе. Классикой, любимой уже не одним поколением читателей, стали их произведения «Трудно быть Богом», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», «Хромая судьба», «Сталкер», «Обитаемый остров», «Отягощенные злом, или 40 лет спустя», «Хищные вещи века» и многие другие.

Творчество братьев Аркадия и Бориса Стругацких оставило неизгладимый след не только в истории отечественной и мировой литературы, но и в сердцах и душах миллионов почитателей их таланта. Для многих читателей, даже не уважающих жанр фантастики, приобщение к большой, серьезной литературе началось именно с книг братьев Стругацких.


Сайт альманаха «Полдень XXI век», созданного Борисом Стругацким в 00.00. 20 ноября открылся некрологом:

«Умер Борис Натанович Стругацкий.

Писатель, публицист, учитель, взрастивший целую плеяду современных отечественных и не только отечественных авторов. Главный редактор альманаха «Полдень, XXI век», открывший не один десяток молодых талантов.

Совместное творчество братьев Стругацких оказало огромное влияние на миллионы людей, родившихся в середине прошлого века. Созданный Стругацкими «мир Полудня», в котором хотелось бы жить и работать, стал мечтой нескольких поколений. Эта мечта будет существовать и дальше, пока в людях живет надежда на справедливость.

Вся жизнь Бориса Натановича была посвящена нелегкому каждодневному труду, главной целью которого стало выведение русской фантастики на новый качественный уровень, где главными героями были бы не научные идеи, а самые обычные люди в необычных обстоятельствах.

Его вклад в отечественную литературу невозможно переоценить. Его творческий дух будет жить в нас, пока мы ходим по земле.

Спасибо Вам, мэтр, за Вашу мудрость и требовательность, за Ваши советы и вопросы, за Вашу помощь и поддержку!


Что говорить, книги Стругацких открывали, открывают и будут открывать нам новые измерения, как вокруг нас, так и внутри нас. Читая их книги, мы погружаемся в совершенно иной, так не похожий на окружающий нас, и все же настолько знакомый, родной, мир.

Именно поэтому для большинства из нас чтение книг Аркадия и Бориса Стругацких давно уже стало своего рода необходимостью, своего рода духовной пищей, которая питает наш разум и не дает ему загнить в «серой» обыденности повседневной жизни.

На сайте Lib.ru и официальном сайте Аркадия и Бориса Стругацких вы найдете все художественные произведения писателей, их переводы, некоторые звуковые файлы, имеющие отношение к их творчеству, а также пародии, продолжения, подражания - своеобразную «суету вокруг Стругацких».


Возможно, кто-то не знает, но Борис Стругацкий в 2010 году стал автором текста для Тотального диктанта - беспрецедентной всемирной акции, когда все, кому небезразличен русский язык, одновременно пишут диктант.

Вот Текст диктанта 2010

«В чем причина упадка русского языка и есть ли он вообще?»


Никакого упадка нет, да и быть не может. Просто цензуру смягчили, а частию, слава Богу, и вовсе упразднили, и то, что раньше мы слышали в пивных и подворотнях, сегодня услаждает наш слух, доносясь с эстрады и с телеэкранов. Мы склонны считать это наступлением бескультурья и упадком Языка, но ведь бескультурье, как и всякая разруха, не в книгах и не на театральных подмостках, оно в душах и в головах. А с последними, на мой взгляд, ничего существенного за последние годы не произошло. Разве что начальство наше, опять же слава Богу, отвлеклось от идеологии и увлеклось более распиливанием бюджета. Вот языки и подраспустились, а Язык обогатился замечательными новшествами в широчайшем диапазоне - от «хеджирования портфеля ГКО с помощью фьючерсов» и до появления интернет-жаргона.

Разговоры об упадке вообще и Языка в частности - это, по сути, результат отсутствия ясных указаний сверху. Появятся соответствующие указания - и упадок прекратится как бы сам собой, тут же сменившись каким-нибудь «новым расцветом» и всеобщим суверенным «благорастворением воздyхов».


Литература благополучно процветает, оставшись, наконец, почти без цензуры и в сени либеральных законов, касающихся книгоиздания. Читатель избалoван до предела. Ежегодно появляется несколько десятков книг такого уровня значимости, что, появись любая из них на прилавках лет 25 назад, она тут же стала бы сенсацией года, а сегодня вызывает лишь снисходительно-одобрительное ворчание критики. Разговоры о пресловутом «кризисе литературы» не затихают, общественность требует немедленного появления новых булгаковых, чеховых, толстых, как водится забывая при этом, что любой классик - это обязательно «продукт времени», как хорошее вино и вообще как все хорошее. Не надо тянуть дерево за ветки вверх: оно от этого быстрее не вырастет. Впрочем, в разговорах о кризисе ничего плохого нет: пользы от них маловато, но и вреда ведь тоже не наблюдается.

А Язык, как и прежде, живет своею собственной жизнью, медленной и непостижимой, непрерывно меняясь и при этом всегда оставаясь самим собой. С русским языком может произойти все, что угодно: перестройка, преображение, превращение, - но только не вымирание. Он слишком велик, могуч, гибок, динамичен и непредсказуем, чтобы взять и вдруг исчезнуть. Разве что - вместе с нами.

Б. Н. Стругацкий

Спасибо вам, Борис Натанович!
За Любовь к Великому и Могучему Русскому Языку и Боль за него!


Цитаты из книг братьев Стругацких:

Аркадий и Борис Стругацкие «Пикник на обочине»

Придумать можно все что угодно. На самом деле никогда не бывает так, как придумывают.

***
Какого черта мы так крутимся? Чтобы заработать деньги? Но на кой черт нам деньги, если мы только и делаем, что крутимся?...


Вся беда в том, что мы не замечаем, как проходят годы, думал он. Плевать на годы, мы не замечаем, как все меняется. Мы знаем, что все меняется, нас с детства учат, что все меняется, мы много раз видели своими глазами, как все меняется, и в то же время мы совершенно не способны заметить тот момент, когда происходит изменение, или ищем изменение не там, где следовало бы.

***
Странное дело, почему это нам нравится, когда нас хвалят? Денег от этого не прибавится. Славы? Какая у нас может быть слава? «Он прославился: теперь о нем знали трое»...

***
Забавное существо человек!.. Похоже, мы любим похвалу как таковую. Как детишки мороженое.

***
Деньги нужны человеку для того, чтобы никогда о них не думать.


Аркадий и Борис Стругацкие - «Понедельник начинается в субботу»

А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта.

***
- А чем вы занимаетесь?
- Как и вся наука. Счастьем человеческим.

***
Наука, в которую мы верим, заранее и задолго готовит нас к грядущим чудесам, и психологический шок возникает у нас только тогда, когда мы сталкиваемся с непредсказанным.

***
Только тот достигнет цели, кто не знает слова «страх»...

***
Сюда приходили люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно.

В вашей сумасшедшей стране все знают, что деньги - это грязь. Но у меня в стране всякий знает, что грязь - это, к сожалению, не деньги.

Аркадий Стругацкий и Борис Стругацкий - «Стажеры»

***
Аркадий Стругацкий и Борис Стругацкий - «Улитка на склоне»

Ничего нет на свете, кроме любви, еды и гордости. Конечно, все запутано в клубок, но только за какую ниточку ни потянешь, обязательно придешь или к любви, или к власти, или к еде...

***
Или ты, может быть, не понимаешь, что это такое - нужен? Это когда нельзя обойтись без . Это когда все время думаешь о . Это когда всю жизнь стремишься к.

Цитаты от Бориса Стругацкого:

Как сладостно сообщить читателю: произошло то-то и то-то, а вот почему это произошло, как произошло, откуда что взялось - не существенно!

***
Великая вещь творческий кризис! Переживать его нестерпимо мучительно, но когда он пережит, ты словно заново рождаешься и чувствуешь себя... всемогущим, прекрасным и великим.

***
Как бы плохо вы ни написали свою повесть, у нее обязательно найдутся читатели.

***
Каждая сколько-нибудь приличная книга живет два человеческих поколения: пока ее читают отцы и - пока отцам удается убедить своих детей, что книжка стоит чтения. Далее, как правило, наступает книжкина смерть.



Не будем сегодня спорить с вами, уважаемый Борис Натанович! Думается, что книги братьев Стругацких читали, читают и будут читать. Возможно, будущим поколениям они откроют новые истины.

Прощайте, наша память останется
- вечная светлая память как к великому фантасту, гражданину и человеку!


Никакого упадка нет, да и быть не может. Просто цензуру смягчили, а частию, слава богу, и вовсе упразднили, и то, что раньше мы слышали в пивных и подворотнях, сегодня услаждает наш слух, доносясь с эстрады и с телеэкранов. Мы склонны считать это наступлением бескультурья и упадком Языка, но ведь бескультурье, как и всякая разруха, не в книгах и не на театральных подмостках, оно в душах и в головах. А с последними, на мой взгляд, ничего существенного за последние годы не произошло. Разве что начальство наше, опять же слава богу, отвлеклось от идеологии и увлеклось более распиливанием бюджета. Вот языки и подраспустились, а Язык обогатился замечательными новшествами в широчайшем диапазоне - от «хеджирования портфеля ГКО с помощью фьючерсов» и до появления интернет-жаргона.

Разговоры об упадке вообще и Языка в частности - это, по сути, результат отсутствия ясных указаний сверху. Появятся соответствующие указания - и упадок прекратится как бы сам собой, тут же сменившись каким-нибудь «новым расцветом» и всеобщим суверенным «благорастворением воздyхов».

Литература благополучно процветает, оставшись, наконец, почти без цензуры и в сени либеральных законов, касающихся книгоиздания. Читатель избалoван до предела. Ежегодно появляется несколько десятков книг такого уровня значимости, что, появись любая из них на прилавках лет 25 назад, она тут же стала бы сенсацией года, а сегодня вызывает лишь снисходительно-одобрительное ворчание критики. Разговоры о пресловутом «кризисе литературы» не затихают, общественность требует немедленного появления новых булгаковых, чеховых, толстых, как водится забывая при этом, что любой классик - это обязательно «продукт времени», как хорошее вино и вообще как все хорошее. Не надо тянуть дерево за ветки вверх: оно от этого быстрее не вырастет. Впрочем, в разговорах о кризисе ничего плохого нет: пользы от них маловато, но и вреда ведь тоже не наблюдается.

А Язык, как и прежде, живет своею собственной жизнью, медленной и непостижимой, непрерывно меняясь и при этом всегда оставаясь самим собой. С русским языком может произойти все, что угодно: перестройка, преображение, превращение, - но только не вымирание. Он слишком велик, могуч, гибок, динамичен и непредсказуем, чтобы взять и вдруг исчезнуть. Разве что - вместе с нами.

ДиктаНтура - пролетариату

Проверьте свою грамотность с помощью специально составленных для этого текстов Борисом Стругацким и Дмитрием Быковым

Был в командировке. В гостинице получил от администратора квитанцию об оплате номера. Прямоугольный штамп (заметьте, не от руки написано!) жирно возвещает: «ОПЛОЧЕНО».
Сегодня многие искренне считают, будто в наши дни изучать правописание – это потеря времени и сил. Зачем? Школьные сочинения ныне принято сдавать в виде компьютерной распечатки. А душка-компьютер все ошибки покажет, подчеркнет красным или зеленым. А потом – методом тыка – школяр их исправит.
В 2004 году в Новосибирске, городе, издавна считающимся центром научной интеллигенции, возникла идея: а что если проверить ученых на предмет грамотности? По архаичным, примитивным правилам, которые вот-вот совсем канут в Лету. Как? А так. Вот лист бумаги, вот авторучка, и – пиши диктант! Акцию обозвали «Тотальный диктант». То бишь принять участие в проверке мог любой.
И приняли. Интересно ведь: справлюсь ли с довольно несложным текстом один на один, без ПК? С тех пор проводить ежегодный «Тотальный диктант» стало традицией.
В прошлом году решили, что для вящего интереса тексты диктантов должны быть эксклюзивными. И пригласили в качестве автора знаменитого писателя-фантаста Бориса Стругацкого. И намекнули: вы уж не слишком заумные слова диктуйте, а то ведь сраму не оберемся. Диктант написали 2396 человек, в том числе министры областного правительства, крупные ученые и бизнесмены. Зачет в результате мягкого, дружеского подхода получили только два десятка человек.
В нынешнем году новосибирцы почин продолжили. На этот раз составителем текста стал известный писатель, колумнист и телеведущий Дмитрий Быков.
Предлагаем читателям проверить себя на грамотность. Представляем два диктанта: прошлогодний – Бориса Стругацкого и нынешний, Дмитрия Быкова.
Лень? Бросьте! Вам даже писать не придется. В обоих текстах мы уже «рассеяли» грубые и не очень грубые орфографические ошибки. Включая неправильно поставленные (или не поставленные) знаки препинания. Вам осталось только их найти. И посчитать.
Подсказка: в каждом предлагаемом диктанте – по 50 ошибок. Ровно столько сделал в предложенном ему школьном диктанте один из президентов США. Так что в случае чего не комплексуйте…

Диктант от Бориса Стругацкого:
В чем причина упадка русского языка и есть ли он вообще?

Никакого упадка нет, да и быть ни может. Просто цинзуру смегчили, а частию, слава богу, ивовсе упразнили, и то, что раньше мы слышели в пивных и подворотнех, сигодня услождает наш слух, доносясь с эстрады и с теле-экранов. Мы склоны считать это наступлением безкультурья и упадком языка, но ведь бескультуръе, как и всякая разруха, ни в книгах и не на театральных подмосках - оно в душах и в головах. А с последнеми, на мой взгляд, ничиго существеного за последние годы не произошло. Разве что начальство наше (опять же, слава богу) отвлеклось от идиологии и увлеклось более распиливанием бюджета. Вот, языки и подроспустились, а Язык обогатился замечательнными новшиствами в широчайшем диапозоне: от «хеджирования портфеля ГКО с помощью фьючерсов» и до появления интернет-жаргона.
Разговоры об упадке вобще и Языка в часности – это, по сути, результат отсутствия ясных указаний с верху. Появятся сответствующие указания – и упадок прикратится как бы сам собой, тутже сменившись каким-нибудь «новым расцветом» и всеобщим сувереным «благорастворением воздýхов».
Литература благополучно процветает, оставшись наконец почти без цензуры и в сени либиральных законов, касающихся книго-издания. Читатель избалóван допредела. Ежигодно появляется несколько десятков книг такого уровня значемости, что, появись любая из них на прилавках лет двадцать пять назад, она тутже стала бы синсацией года, а сегодня вызывает лишь снисходительнно-одобрительное ворчание критики. Разговоры о присловутом «кризисе литературы» не затихают - общественность требует немедленого появления новых Булгаковых, Чеховых, Толстых, как водится, забывая при этом, что любой класик – это обязательно «продукт времени», как хорошее вино и вообще как все хорошее. Не надо тянуть дерево за ветки в верх, оно от этого быстрее не вырастет. Впрочем, в разговорах о кризисе ничего плохого нет: пользы от них маловато, но и вреда ведь тоже не наблюдается.
А Язык, как и прежде, живет своей собственной жизнью – медленной и непостежимой, непрерывно меняясь и при этом всегда оставаясь самим собой. С русским языком может произойти все, что угодно: перестройка, преображение, привращение, но только не вымерание. Он слишком велик, могучь, гибок, динамичен и не предсказуем, чтобы взять, и вдруг исчезнуть. Разве что вместе с нами.

Диктант от Дмитрия Быкова:
Орфография, как закон природы

Вопрос о том зачем нужна грамотность, дибатируется широко и престрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная програма способна выправить нетолько орфографию, но и смысл от среднестатестического россиянина не требуется знания бесчисленых и порой бессмысленых тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала, в либиральные девяностые, их ставили где попало или игнарировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются не писанным правилом: не знаешь, что ставить, ставь тире. Не зря его так и называют - знак отчаяния. Потом, в стабильные нулевые, люди стали перестроховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны.
Правда, вся эта путаница со знаками ни как не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотнно?
Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностий, которые заменяют нам спицифическое собачье чутье при обнюхиваннии. Сколько нибудь развитый собеседник, получив электроное сообщение, идентифецирует автора по тысяче мелочей. Почерка конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от фелолога, содержащее орфогрофические ошибки, можно стерать, не дочитывая.
Известно, что в конце войны немцы, использзовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славяннских рабов спициальную росписку: «Такой-то оброщался со мной замечатильно и заслуживает снесхождения». Солдаты освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленое хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой унивирситета. Степень искрености автора стала им очивидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую придусмотрительность.
У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами – способности маскеровки хитры и многочисленны. Можно симитировать ум, комунекабельность даже, пожалуй, интеллегентность. Невозможнно сиграть только грамотность – утонченную форму вежливости. Последний опозновательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы. | СГ |

В чем причина упадка русского языка и есть ли он вообще?

В чем причина упадка русского языка и есть ли он вообще?

Никакого упадка нет, да и быть не может. Просто цензуру смягчили, а частию, слава богу, и вовсе упразднили, и то, что раньше мы слышали в пивных и подворотнях, сегодня услаждает наш слух, доносясь с эстрады и с телеэкранов. Мы склонны считать это наступлением бескультурья и упадком Языка, но ведь бескультурье, как и всякая разруха, не в книгах и не на театральных подмостках, оно в душах и в головах. А с последними, на мой взгляд, ничего существенного за последние годы не произошло. Разве что начальство наше, опять же слава богу, отвлеклось от идеологии и увлеклось более распиливанием бюджета. Вот языки и подраспустились, а Язык обогатился замечательными новшествами в широчайшем диапазоне ‒ от «хеджирования портфеля ГКО с помощью фьючерсов» и до появления интернет-жаргона.

Разговоры об упадке вообще и Языка в частности - это, по сути, результат отсутствия ясных указаний сверху. Появятся соответствующие указания - и упадок прекратится как бы сам собой, тут же сменившись каким-нибудь «новым расцветом» и всеобщим суверенным «благорастворением воздýхов».

Литература благополучно процветает, оставшись, наконец, почти без цензуры и в сени либеральных законов, касающихся книгоиздания. Читатель избалóван до предела. Ежегодно появляется несколько десятков книг такого уровня значимости, что, появись любая из них на прилавках лет 25 назад, она тут же стала бы сенсацией года, а сегодня вызывает лишь снисходительно-одобрительное ворчание критики. Разговоры о пресловутом «кризисе литературы» не затихают, общественность требует немедленного появления новых булгаковых, чеховых, толстых, как водится забывая при этом, что любой классик - это обязательно «продукт времени», как хорошее вино и вообще как все хорошее. Не надо тянуть дерево за ветки вверх: оно от этого быстрее не вырастет. Впрочем, в разговорах о кризисе ничего плохого нет: пользы от них маловато, но и вреда ведь тоже не наблюдается.

А Язык, как и прежде, живет своею собственной жизнью, медленной и непостижимой, непрерывно меняясь и при этом всегда оставаясь самим собой. С русским языком может произойти все, что угодно: перестройка, преображение, превращение, - но только не вымирание. Он слишком велик, могуч, гибок, динамичен и непредсказуем, чтобы взять и вдруг исчезнуть. Разве что - вместе с нами.

(330 слов) Б. Н. Стругацкий