Умные сказки. Педагогическая разработка «Умные сказки

Среди множества сказок, особенно увлекательно читать сказку "Умная девушка (Татарская сказка)" , в ней чувствуется любовь и мудрость нашего народа. Все герои "оттачивались" опытом народа, который веками создавал, усиливал и преображал их, уделяя большое и глубокое значения детскому воспитанию. Небольшое количество деталей окружающего мира делает изображающийся мир более насыщенным и правдоподобным. Вероятно из-за незыблемости человеческих качеств во времени, все нравоучения, мораль и проблематика остаются актуальными во все времена и эпохи. Увенчано успехом желание передать глубокую моральную оценку действий основного персонажа, побуждающее переосмыслить и себя. Немаловажную роль для детского восприятия играют зрительные образы, коими, довольно успешно, преизобилует данное произведение. В произведениях зачастую используются уменьшительно-ласкательные описания природы, делая этим представляющуюся картину еще более насыщенной. Сказка "Умная девушка (Татарская сказка)" читать бесплатно онлайн стоит всем, здесь и глубокая мудрость, и философия, и простота сюжета с хорошим окончанием.

Ж ил один падишах. У него был единственный сын, по имени Абдул.

Сын падишаха был очень глуп и этим достав лял отцу много хлопот и горя. Падишах нанимал Абдулу мудрых наставников, посылал его на ученье в дальние страны, но ничто не помогало глупому сыну. Однажды пришёл к падишаху один человек и сказал ему: Я хочу помочь тебе советом. Найди сыну такую жену, чтобы она могла разгадывать любые мудрые загадки. Ему будет легче жить с умной женой.

Согласился с ним падишах и стал искать для своего сына мудрую жену. В этой стране жил один старик. У него была дочь, по имени Магфура. Она вовсем помогала отцу, и слава о её красоте и уме давно шла повсюду. И хоть была Магфура дочерью простого человека, всё же послал падишах своих визирей к её отцу: решил он убедиться в мудрости Магфуры и приказал привести её отца во дворец.

Пришёл старик, поклонился падишаху и спрашивает:

— Явился по твоему повелению, великий падишах, — что прикажешь?

Вот тебе тридцать аршин полотна. Пусть твоя дочь сошьёт из него рубашки для всего моего войска да оставит ещё и на портянки, — говорит ему падишах.

Вернулся старик домой печальный. Вышла ему навстречу Магфура и спрашивает:

— Отчего, отец, ты такой печальный?

Рассказал старик дочери о приказе падишаха.

— Не печалься, отец. Пойди к падишаху и скажи — пусть он прежде из одного бревна выстроит дворец, где я буду шить рубашки, да ещё и на дрова оставит, — отвечает Магфура.

Взял старик бревно, пришёл к падишаху и сказал:

— Дочь моя просит тебя выстроить из этого бревна дворец да ещё оставить дров на топливо. Исполни эту задачу, тогда и Магфура исполнит твою.

Услышал это падишах, подивился мудрости девушки, собрал визирей, и порешили они женить Абдула на Магфуре. Не хотела Магфура выходить замуж за глупого Абдула, но падишах стал грозить смертью её отцу. Созвали гостей из всех владений и справили свадьбу.

Однажды вздумал падишах поехать по своим владениям; взял он с собою сына. Едут они, едут. Скучно стало падишаху, решил он испытать сына и говорит:

— Сделай дорогу короче — скучно мне что-то стало.

Абдул сошёл с коня, взял лопату и начал копать дорогу. Визирь стал смеяться над ним, а падишаху стало обидно и досадно, что сын не может понять его слов. Сказал он сыну:

— Если завтра к утру не додумаешься, как сделать дорогу короче, накажу тебя строго.

Вернулся Абдул домой печальный. Вышла навстречу ему Магфура и с шивает:

— Отчего ты, Абдул, такой печальный?

А Абдул отвечает жене:

— Отец грозится меня наказать, если я не додумаюсь, как сделать короче дорогу. На это Магфура говорит:

— Не печалься, это беда небольшая. Завтра ты скажи отцу так: чтобы укоротить скучную дорогу, надо со своим спутником вести разговоры. Если спутник учёный человек, надо рассказать ему, какие есть города в государстве, какие были сражения и какие полководцы в них отличились. А если спутник простой человек, то надо ему рассказывать о разном ремесле, об искусных мастерах. Вот тогда всякому дальняя дорога будет казаться короткой.

На другой день рано утром падишах зовёт сына к себе и спрашивает:

— Додумался ли ты, как сделать дальнюю дорогу короткой?

Абдул ответил, как его научила жена.

Понял падишах, что это Магфура научилаАбдула такому ответу. Улыбнулся он, но ничего не сказал.

Когда падишах состарился и умер, то вместо него управлять страной стал не Абдул-глупец, а его мудрая жена Магфура.

Сказки предоставлены издательством Русский Паломник. Они составлены из книг со сказками для детей от 3 до 7 лет .

Сказка о волшебных руковицах и топоре!

Было у старика три сына. Вот умер он, а им наследство оставил. Старшему - дом, среднему - буренку, а самому младшему - рукавицы да топор.

И стали они жить-поживать: старший в доме отцовском, средний решил молоком торговать, а младший - хлеб да соль топором разделывает, да трудом зарабатывает.

Прошло время. Плохим хозяином оказался старший сын, покосился дом отцовский. У среднего корова старая стала, молоко поубавилось. Только младший с топором да в рукавицах и мост возведет, и хату построит, и мельницу поставит. Он уже и себе дом построил, и корову купил, и работа у него идет, как по маслу.

Решили тогда старшие братья, что топор у него заколдованный, и украли инструмент. А топор - вот беда! - не работает. Украл они тогда и рукавицы, и снова ничего!

А младший брат только улыбается, новый топор купил и снова мастерит. Поняли они тогда, что сила не в топоре, а в умении, сами выучились, мастерами стали. И зажили братья припеваючи.

Сказка о самой главной дороге.

Собрались как-то со всего мира дороги. И большие шоссе среди них, и маленькие тропиночки. Решили они выбрать себе царицу, да никак не могут - каждая по-своему заслуживает! Обратились тогда они к самому Господу Богу, чтобы рассудил он справедливо.

Первой заговорила широкая просторная автострада:

— Чем я не заслужила царицей называться? По мне каждый день столько транспорта ездит, и обычные машины, и грузовики, и автобусы! Людей перевозят туда-сюда по всей стране!

Но сказал Господь:

— Не быть тебе царицей. Слишком ты горда собой.

Тогда сказала железная дорога:

— Чем я не царица? По мне день и ночь поезда ходят, скорые, пассажирские, товарные! И люди в электричках каждый день ездят.

— Нет, — сказал Бог. - Ты очень самолюбива.

— А чем я не подхожу? - спросила тогда проселочная дорога. - На мне работы больше всех. По мне не только легковые машины, автобусы и грузовики ходят, но и трактора с комбайнами, а еще люди стада водят!

Но Господь ответил:

— И ты не царица. Слишком самоуверенная ты.

Замолчали все дороги. И тогда посмотрел Бог на маленькую, неприметную тропинку:

— А ты что Мне скажешь?

— А что мне сказать, Господи? Раньше была я широкой, люди по мне ходили, а теперь уж заросла вся. Только недавно вот дети пробегали, нарвали цветов на полянке, и поставили в храме пред иконой святой Матери Божьей.

И сказал тогда Господь:

— Ты в моих очах красивее всех и достойнее всех! Быть тебе царицей над всеми земными путями и дорогами!

Любите музыку? Посетите блог гитарного задрота , где вы узнаете много по интересующей вас тематике.

Юлия Пермякова (Первунинских)
Педагогическая разработка «Умные сказки»

Сказка как средство нравственного воспитания

Ответственный : Пермякова Ю. Н.

Сказка , ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Сказка – средство эмоционально-волевого развития и нравственного воспитания детей дошкольного возраста

В период дошкольного детства эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Вот почему именно этот возрастной период под влиянием различных неблагоприятных факторов наиболее часто проявляются различные эмоциональные расстройства.

Анализируя состояние проблемы влияния сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется формированию одной сферы – интеллектуальному развитию ребенка. Г. И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое часто не соблюдается в настоящее время, оно заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.

Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Как уже не раз отмечалось, цель нравственного воспитания - формирование нравственного поведения, причем не от случая к случаю, а в повседневной жизни.

Известный русский педагог В . А. Сухомлинский справедливо считал : «Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку». Игра со сказкой помогает детям задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, прочувствовать на себе зло и добро. Робкий ребенок, может быть, впервые попробует быть смелым; агрессивный - добрым; несобранный - аккуратным.

Надо отметить, что речь идет лишь о тех качествах личности, которые получают в обществе моральную оценку. В данной технологии были выбраны те качества и отношения, которые знакомы, понятны дошкольникам, а именно : отношение к людям (добрый - злой) ; отношение к труду (трудолюбивый - ленивый) ; смелость (смелый - трусливый) .

Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовав сказку , нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое-то время. Для этого я использую сказочные сюжеты , психогимнастические упражнения (этюды, игры, дети обыгрывают отдельные проблемные сюжеты сказки , рисуют и лепят героев сказок , совместно с родителями дети изготавливают атрибуты для сказок , подбирают пословицы к качествам личности данного персонажа, сочиняют свои сказки и заключительным этапом становится – интерактивная игра. Такую интеграцию можно назвать – «социальным экспериментированием» . Дети принимают роль персонажа сказки и проигрываются разные варианты поступков персонажей, дети сами делают соответственный выбор и анализируют, находят выгодный вариант для всех героев сказки .

Интерактивная игра проводится одни раз в три месяца, что является диагностической составляющей, где дети покажут как в сказке на новый лад они могут применят известные им качества личности в предлагаемой ситуации.

Данная технология отвечает принципам ФГОС ДО. Считаю, реализацию технологии «Умные сказки » , в группе старшего дошкольного возраста, целесообразной и актуальной.

Цель :

Формирование осознанной системы представлений о самом себе, о нравственно-этических нормах общества, на основе которых строятся отношения к другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Задачи :

Познакомить детей с моральными качествами личности.

Дать им понятие о парности этих качеств (добрый - злой) .

Обогатить и активизировать речь детей за счет слов, обозначающих различные качества.

Учить подбирать самостоятельно синонимы к основным качествам, понимать их значение.

Формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления.

Способствовать формированию положительных качеств сначала в игре, затем в повседневной жизни детей.

Развивать эмпатию.

Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.

Этапы формирования нравственности.

Формирование привычки и привычных форм поведения

через эмоциональную подсознательную сферу психики

(ранний возраст, младший возраст)

Нравственное мышление, нравственные чувства

Формируется на базе привычного поведения и под влиянием педагогического воздействия

(младший, средний возраст)

Формирование нравственных свойств : честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм

(старший дошкольный возраст)

Формирование нравственного сознания убеждения и воли,

которые становятся регуляторами действий, поступков человека.

(школьный период)

Формирование саморегуляции, самоуправления.

(старший школьный возраст)

Предполагаемый результат :

Результатом процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

*Дети умеют общаться со взрослыми и сверстниками, усвоили основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений.

*Дети с удовольствием участвовать в коллективных делах, принимая общую цель и условия, стараясь действовать согласованно, прослеживается живой интерес к общему результату.

*В поведении и отношении к окружающему у дошкольников проявляются черты гуманистической направленности.

*Дети начинают осознавать свои возможности, достижения, научились оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей (добро – зло; хорошо – плохо; справедливо – несправедливо) .

*У детей формируются такие качества как сочувствие, отзывчивость.

*У мальчиков развивается внимательное отношение к девочкам : они подносят девочкам стул, в нужный момент оказывают помощь.

*Девочки в свою очередь проявляют заботу об окружающих, с благодарностью относятся к оказанной помощи и знакам внимания мальчиков.

Технология строится по принципам :

1. Принцип индивидуальности

В драматизации нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети «встают» на место героя, переживают за него, действуют от его имени. Зайчик, сыгранный одним ребенком, будет беззаботным, подвижным, шумным , а другим - тихим, осторожным, сдержанным. Тот же самый ребенок, играя во второй раз того же Зайчика, может быть совсем другим, не похожим на описанных двух.

2. Принцип всеобщего участия

В драматизации участвуют все дети. Не беда, если не хватает ролей для изображения людей и зверей. Деревья, кусты, ветер, избушка тоже могут стать активными участниками спектакля. Они могут помогать героям сказки , могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев - возможности здесь не ограничены.

3. Принцип свободного выбора

Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка ) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

4. Принцип помогающих вопросов

Для облегчения проигрывания той или иной роли необходимо ее с ребенком обсудить, «проговорить» . В этом вам помогут вопросы :

Что ты хочешь делать?

Что тебе мешает? Что поможет сделать это?

Что чувствует твой персонаж? Какой он?

Что он хочет сказать ?

О чем мечтает?

5. Принцип обратной связи

После проигрывания сказки проходит ее обсуждение. Взрослый задает детям вопросы :

Какие чувства ты испытывал во время спектакля?

Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему?

Кто тебе больше всего помог в игре?

Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Модель реализации технологии

1. этап - чтение и анализ сказок : обсуждение личных качеств героев;

2. этап – дидактические игры, рисование героев сказки с целью усвоения сказки ;

3. этап - проигрывание этюдов совместно с логопедом (отрывков из сказок , проблемная ситуация из жизни, психогимнастические упражнения, мимические и пантомимические приемы;

4. этап – изготовление атрибутов (могут принимать участие родители) ;

5. этап – интерактивная игра;

6. этап – рефлексия.

На последнем этапе прослеживаются качественные изменения в характере и поведение детей, результат определяется методами наблюдения и диагностирования.

На основе сказок

Особенностью данной технологии является широкое использование различных сказок . Подготовка к интерактивной игре подразумевает поиск и тщательный отбор сказок , отвечающих поставленным задачам технологии. Чтобы облегчить поиск и задать примерное его направление, привожу перечень сказок , использованных в работе, а также книги, где эти сказки можно найти .

Литературные источники

1. Родничок. Книга для чтения детям 4–5 лет. М., 1993.

2. Михалков С. Сказки , пьесы, стихи. В 3 книгах. Кн. 3. СПб., 1994.

3. Михалков С. Сказки , пьесы, стихи. В 3 книгах. Кн. 1. СПб., 1994.

4. Рассказал барсук лисе . Русские народные сказки . Сост. Л. Грибова. M., 1993.

5. Братья Гримм. «Сказки » . Вып. 1. СПб., 1992.

6. Румынские народные сказки . В 3 частях. Ч. 1. М., 1991.

Литература :

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» по редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

2. А. С. Давыдов «Лучшая книга сказок » - М : 2003г.

3. «Большая книга пословиц и поговорок, потешек и загадок» - «Ленинградское издательство» , 2003г.

4. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой » . – М.: 2000

5. С. В. Шамаева «Апология сказки » .- М : 2000г.

6. В. В. Гербова «книга для чтения в детском саду и дома» - М : 2005г.

7. И. Г. Дмитриева, Е. А. Требухина «Целостный подход к духовно -нравственному воспитанию дошкольника» . – М : 2005г.

8. О. А. Садилова «Волшебные сказки . Духовно – нравственное воспитание детей и подростков» - М : 2005г.

Тематический план

Сказка Качества личности

«Репка» Общее дело, значимость малой помощи

«Колобок» Хитрость – осторожность, самонадеянность – осмотрительность, хвастовство – лень.

«Теремок» Умение жить дружно

«Кот, петух и лиса»

Дружба, взаимовыручка, послушание

«Гуси – лебеди» Послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность

«Лиса и заяц» Добро – зло, мудрость – хитрость, гостеприимство – коварство, осмотрительность – неосторожность, беззащитность – непорядочность.

Сказка Качества личности

«Лисичка-сестричка и серый волк» Простота – хитрость, доверчивость – обман

«Зимовье» Дружба, согласие

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Послушание – непослушание, осмотрительность и осторожность, взаимная любовь, заботливость, терпение

«Стойкий оловянный солдатик» Стойкость и мужество, любовь и верность

«Колосок» Трудолюбие, лень, непраздное проведение времени

«Привередница»

Сказка Тема

«Муха -Цокотуха»

Послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость

«Царевна-лягушка»

Послушание - непослушание, ответственность, смелость, любовь

«Цветик – семицветик»

Рассеянность и ее следствия, своеволие и ответственность, самолюбие и способность проявить сострадание и жалость к другому человеку. Любовь – чудо.

«Кукушка»

Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям

«Золушка»

Трудолюбие, терпение

Жил-был на свете человек, у которого была дочка, и называлась она умною Эльзою. Когда она выросла, отец и говорит матери: "Надо ее замуж отдать". - "Ладно, - сказала мать, - лишь бы нашелся такой молодец, который бы захотел взять ее в жены".
Наконец откуда-то издалека выискался такой молодец по имени Ганс и стал к ней присватываться; но при этом поставил условием, чтобы жена его была не только умная, а и разумная.
"О! - сказал отец. - У этой девки голова с мозгами". А мать добавила: "Чего уж! Она такая у меня сметливая, что видит, как ветер по улице бежит, и такая-то чуткая, что, кажется, вот муха кашляни - она уж услышит!" - "Да, - сказал Ганс, - должен вам сказать, что коли она не очень разумная, так мне на ней и жениться не с руки".
Когда они сели за стол и поели уже, мать сказала: "Эльза, сходи-ка в погреб да принеси нам пива".
Сняла умная Эльза кружку со стены, пошла в погреб, по дороге постукивая крышкой для развлечения; когда же сошла в погреб, достала стулик, поставила его перед бочкой да на стулик и присела, чтобы спины не натрудить да себе как не повредить. Затем поставила перед собою кружку и повернула кран у бочки; а пока пиво в кружку бежало, стала она по сторонам глазеть и увидела над собою мотыгу, которую каменщики по забывчивости там оставили...
И вот начала умная Эльза плакать и приговаривать: "Коли я за Ганса выйду замуж да родится у нас ребенок, да повырастет, да пошлем мы его на погреб пива нацедить, да упадет ему на голову эта мотыга, да пришибет его до смерти!"
И так она сидела около бочки и плакала, и криком кричала из-за того, что ей грозит в будущем беда неминучая...
В доме между тем все ждали пива, а умная Эльза все-то не возвращалась.
Тогда сказала ее мать служанке: "Сходи-ка в погреб, посмотри, что там Эльза замешкалась?"
Пошла служанка и видит - сидит та перед бочкой и кричит благим матом. "Эльза, о чем ты плачешь?" - спросила служанка. "Ах, - отвечала та, - как же мне не плакать? Коли я за Ганса выйду замуж да родится у нас ребенок, да вырастет, да пошлем мы его на погреб пива нацедить, да упадет ему на голову эта мотыга, да пришибет его до смерти!"
Тут и служанка сказала: "Ведь поди ж ты, какая у нас Эльза умная!" - подсела к ней и начала с нею вместе беду неминучую оплакивать...
Немного спустя, когда и служанка тоже не возвратилась, а все за столом требовали пива, чтобы утолить жажду, отец Эльзы сказал работнику: "Сойди ты в погреб и посмотри, чего там Эльза со служанкой замешкались?"
Сошел работник в погреб и видит - сидят Эльза со служанкой, и обе плачут. Тут он и спросил их: - Чего вы тут разревелись?" - "Ах, - сказала Эльза, - как же мне не плакать? Коли я за Ганса выйду замуж да родится у нас ребенок, да вырастет, да пошлем мы его в погреб пива нацедить, да упадет ему на голову эта мотыга, да пришибет его до смерти!"
И работник тоже сказал: "Вот, поди ж ты, какая у нас Эльза умная!" - подсел к ним и тоже стал выть во весь голос.
А в доме все ждали, что работник вернется, и так как он не возвращался, то сказал хозяин хозяйке: "Ступай сама в погреб, посмотри, чего там Эльза замешкалась?"
Сошла хозяйка в погреб и всех троих застала в сокрушениях, и спросила о причине их, и как услышала от Эльзы о беде неминучей, которая грозила ее будущему ребенку от мотыги, так и сказала: "Господи, какая у нас Эльза-то умная!"
И тоже подсела к ним троим, и стала плакать.
Ждал-пождал муж сколько-то времени, но когда увидел, что жена его не возвращается, а жажда его все больше и больше мучила, то он сказал себе: "Ну, видно, уж мне самому надо в погреб сходить да посмотреть, что там Эльза замешкалась?"
Когда же он сошел в погреб и увидел, как они все там сидели рядком и ревели, и услышал о той беде неминучей, которая грозила будущему ребенку Эльзы от мотыги - и он тоже воскликнул: "Какая у нас Эльза-то умница!"
И подсел к ним, и тоже стал вместе с ними плакать. Жених долго сидел в доме один-одинешенек; но так как никто не приходил, то он подумал: "Они, пожалуй, меня там внизу ждут? Надо и мне туда же пойти, посмотреть, что они затевают?"
Сошел он в погреб и видит - сидят они все пятеро рядом и ревут, и плачут жалобно, один другого перещеголять стараются.
"Да что же у вас за несчастье случилось?" - спросил он. "Ах, милый Ганс, - заговорила Эльза, - сам подумай: как мы с тобой поженимся да будет у нас ребенок, да вырастет, да пошлем мы его, пожалуй, сюда пива нацедить, да вот эта мотыга, что там наверху торчит, на голову ему упадет, да пришибет его до смерти! Так как же нам об этом не плакать?" - "Ну, - сказал Ганс, - большего разума для моего домашнего обихода не требуется; коли уж ты такая умная, Эльза, так я тебя возьму за себя замуж".
Хвать ее за руку, повел ее в дом и свадьбу с нею сыграл. Пожила она сколько-то времени с Гансом, и сказал он ей: "Жена, я пойду на заработки ради добычи денег, а ты ступай в поле и жни, чтобы у нас, кроме денег, и хлеб был". - "Хорошо, милый Ганс, я так и сделаю".
Ганс ушел, а она наварила себе славной каши и взяла кашу с собою в поле.
Когда она пришла на свое поле, то и сказала себе самой: "Что мне прежде следует сделать? Жать ли прежде начать, кашу ли прежде кончать? Э-э! Стану я прежде кашу кончать!"
И опорожнила свой горшок каши, и как уж очень-то наелась, опять стала себя спрашивать: "Теперь что делать прежде? Жать ли мне прежде, спать ли мне прежде? Э-э! Дай-ка я посплю прежде!" И залегла она в рожь, и крепко уснула.
Ганс давно уж и дома был, а Эльза все еще не возвращалась; вот он и сказал: "Экая у меня Эльза умная, экая старательная! До сих пор и домой нейдет, и работает, ничего не евши".
А так как та все не возвращалась домой и уж завечерело, Ганс сам пошел за нею в поле, думает: "Дай, посмотрю, сколько она там нажала!" И видит, что она ничего не нажала, а лежит во ржи да спит.
Тогда Ганс побежал домой, принес птицеловную сетку с маленькими бубенчиками и накинул на нее эту сетку; а та все спит себе да спит.
Затем побежал он опять домой, запер входную дверь, уселся на свое место и принялся за работу.
Наконец, когда уж совсем стемнело, умная Эльза проснулась и, когда стала подниматься, то была словно полоумная, да и бубенчики-то брекотали вокруг нее, чуть только она ступит шаг вперед.
Это напугало Эльзу, и она впала в сомнение - точно ли она и есть умная Эльза? И стала она себя спрашивать: "Я ли это или не я?" И сама не знала, что ей на это ответить, и стояла в нерешимости. Наконец она надумала: "Пойду-ка я домой и спрошу: я ли это или не я. Те-то уж наверно знают".
Подбежала она к дверям своего дома и нашла двери запертыми; постучалась в окошечко и крикнула: "Ганс, Эльза-то у тебя дома?" - "Да, - отвечал Ганс, - она дома". Тут Эльза испугалась и сказала: "Ах, Боже мой, значит, я не Эльза!" - и бросилась к другим дверям.
Но все, чуть только заслышат побрякивание бубенчиков, не отпирают; и так ей нигде не нашлось приюта. Тогда она побежала из деревни, и никто уж не видал ее более.

Рекомендуем также: