Хованщина автор произведения. Культурная революция

Народная музыкальная драма в пяти действиях; либретто Мусоргского.
Первая постановка: Петербург, 9 (21) февраля 1886 года.

Действующие лица:

князь Иван Хованский (бас), князь Андрей Хованский (тенор), князь Василий Голицын (тенор), боярин Шакловитый (баритон), старец Досифей (бас), Марфа (меццо- сопрано), подьячий (тенор), Эмма (сопрано), Варсонофьев (бас), Кузька (баритон), первый, второй и третий стрельцы (два баса и тенор), Стрешнев (тенор), Сусанна (сопрано), стрельцы, раскольники, сенные девушки и персидские рабыни князя Ивана Хованского, петровские «потешные», народ, беглые московские люди, сторонники Хованских.

Действие происходит в 1682 году.

Действие первое

Москва. Красная площадь на рассвете. Слышится утренний благовест. У каменного столба спит стрелец Кузька, вокруг него товарищи. Входит боярин Шакловитый и диктует подьячему анонимный донос, адресованный царям Ивану и Петру (оба они - в малолетнем возрасте и находятся под опекой сестры, царевны Софьи): князь Иван Хованский, глава стрельцов, разжигает мятеж и задумал при помощи раскольников посадить на трон своего сына Андрея. Народ и стрельцы приветствуют Ивана Хованского («Белому лебедю путь просторен»). Князь обращается к народу: его долг - защищать малолетних царей от мятежных бояр. На сцене появляется Эмма, девушка из немецкой слободы, преследуемая Андреем (дуэт «Пустите, пустите, оставьте меня!»). На помощь Эмме приходит Марфа, она упрекает князя за то, что он покинул ее, тот пытается ударить ее ножом, но она в свою очередь тоже заносит нож (терцет «Так, так, княже!»). Но не такой смертью Должен он умереть, пророчествует Марфа. Андрей презрительно называет ее бесноватой. Иван Хованский, пораженный красотой Эммы, приказывает отвести девушку в свои палаты. Но Андрей готов лучше убить ее, чем уступить отцу. Досифей, глава раскольников, вовремя останавливает Андрея. Он призывает православных бороться за истинную веру (с хором «Боже, отжени»).

Действие второе

Кабинет князя Голицына. Поздний вечер. Голицын читает любовное письмо от царевны Софьи. Его мучает тревога. Входит Марфа под видом гадалки. Она предсказывает Голицыну, что его ждут опала, ссылка и нищета («Силы потайные»). Князь приказывает утопить ее, но Марфа все слышит и вовремя скрывается. Неожиданно появляется Иван Хованский. Князья спорят о политике, обвиняя друг друга (дуэт «А мы без докладу, князь: вот как»). Досифей прерывает их спор (терцет «Князья, смири ваш гнев»). В глубине сцены проходят раскольники, воспевая победу над еретиками. Вбегает Марфа: слуга Голицына хотел утопить ее, но петровцы пришли ей на помощь. Князья поражены, что войска царя находятся так близко. Шакловитый объявляет им, что их заговор раскрыт, Петр назвал его «хованщиной» и «велел сыскать».

Действие третье

Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Марфа вспоминает свою несчастную любовь и предсказывает, что она и Андрей умрут вместе, в пламени («Исходила младешенька»), Досифей утешает ее (дуэт «Ах ты, моя касатка»). Шакловитый оплакивает участь Руси («Спит стрелецкое гнездо»). Из слободы доносится шум драки. Внезапно вбегает подьячий: войска Петра побивают стрельцов. Кузька предлагает звать на помощь Ивана Хованского («Батя, батя, выйди к нам»). Но князь велит стрельцам разойтись по домам и ждать приговора.

Действие четвертое

Палаты Ивана Хованского. Князь сидит за столом, а девушки развлекают его песнями («Возле речки, на лужочке», «Про гайдучка»). Варсонофьев, посланный Голицыным, предупреждает Ивана о том, что его жизнь в опасности. Князь возмущен. Спустя некоторое время Шакловитый приносит приказ царевны Софьи, зовущей его ко двору. Князь велит принести парадные одежды и требует, чтобы девушки спели в его честь («Плывет, плывет лебедушка»). Едва дойдя до порога, он с криком падает, пораженный убийцей.

В Москве князя Голицына отправляют в ссылку. Досифей узнает от Марфы царский приговор: искоренить раскольников. Настало время мученичества. Марфа сообщает Андрею об убийстве его отца («Видно, ты не чуял, княже»). Хованский не верит ее словам и трубит в рог, созывая стрельцов. Но те шествуют на казнь. На площади в последнюю минуту боярин Стрешнев объявляет царский указ о помиловании. Марфа уводит Андрея в безопасное место.

Действие пятое

Сосновый бор. Скит. Лунная ночь. Досифей молится о братии («Здесь, на этом месте святом»). Мир победил, говорит он, и им остается сгореть в огне во имя святой веры. Раскольники идут в скит. Доносятся звуки войсковых труб. Андрею страшно, Марфа напоминает ему о его любовных клятвах, она хочет соединиться с ним в смерти. Раскольники складывают костер, Марфа поджигает его. Войдя на поляну, царские солдаты в ужасе отступают при виде пламени.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

ХОВАНЩИНА - народная музыкальная драма М. Мусоргского в 5 д. (6 к.), либретто композитора. Премьеры первых постановок: Петербург, Зал Кононова, силами Музыкально-драматического кружка любителей, 9 февраля 1886 г.; Киев, Городской театр, силами антрепризы И. Сетова, 26 октября 1892 г.; Московская русская частная опера (Шаляпин - Досифей), 12 ноября 1897 г.

Мусоргский работал над «Хованщиной» с 1872 по 1880 г., но умер, оставив незавершенными II д. и финал и инструментовав лишь немногие фрагменты. Труд этот после смерти автора довел до конца Римский-Корсаков, заслуга которого исключительно велика: без него опера не утвердилась бы на сцене.

События «Хованщины» относятся к 1682-1689 гг., периоду правления царевны Софьи, которая стремилась сохранить за собой власть. Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавленных князем Хованским, раскольников во главе с Досифеем и князя Голицына, любимца и ставленника Софьи. Однако свести все идейное содержание произведения к конфликту Петра и его врагов нельзя, это упрощение и вульгаризация замысла. Опера Мусоргского посвящена не Петру, а русскому народу, обладающему мощной духовной силой.

Как и в «Борисе Годунове», народу в «Хованщине» принадлежит огромная роль в развитии действия. Его драма находит выражение в хоровых сценах. То буйно-удалые, то полные неизбывной скорби хоры стрельцов и пришлых людей передают богатство народной духовной жизни. Не менее ярко воплощены индивидуальные образы: надменного, самовластного Хованского; величественного, мудрого Досифея; порывистой, страстной, готовой на подвиг раскольницы Марфы; лукавого «европейца» Голицына; трусливого подьячего и др. По рельефности характеристик и силе воздействия создание Мусоргского стоит вровень с «Утром стрелецкой казни» и «Боярыней Морозовой» Сурикова, с романами Толстого и Достоевского.

С большим трудом опера попала в театр: к цензурным трудностям, связанным с изображением реальных политических конфликтов, массовых движений, присоединилась дополнительная - невозможность изображения на сцене религиозных распрей. Несмотря на все попытки Римского-Корсакова добиться включения «Хованщины» в репертуар Мариинского театра, она была отвергнута, а поставленная любителями, подверглась по требованию цензуры урезкам и переделкам, которые призваны были смягчить основной конфликт. Досифей, бывший князь Мышецкий, превратился в старца Василия Кореня, который выступает как враг всяких реформ и новшеств. Были устранены наиболее взрывчатые эпизоды. Но и в таком виде «Хованщина» долго не могла попасть на профессиональную сцену. Отдельные постановки в частных антрепризах (Киев, 1892; Петербург, 1893) не изменили положения. На нее продолжали смотреть подозрительно, а театры опасались ее несценичности. Спектаклем, доказавшим гениальность оперы, была постановка 1897 г. с участием Шаляпина. И только благодаря ему в 1911 г. «Хованщина» появилась на сцене Мариинского театра - в его режиссуре, под управлением А. Коутса (Шаляпин - Досифей, И. Ершов - Голицын, П. Андреев - Шакловитый, В. Шаронов - Хованский, Е. Збруева - Марфа). Спектакль стал поворотным в судьбе оперы. Партия Досифея принадлежит к числу крупнейших созданий Шаляпина. В его интерпретации она выдвинулась на первое место. 17 декабря 1912 г. «Хованщина» была впервые представлена в московском Большом театре; партии Досифея и Марфы исполняли Ф. Шаляпин и Е. Збруева. В 1913 г. опера была исполнена в Париже, в Театре Елисейских Полей, в редакции Ф. Стравинского и М. Равеля (дирижер Э. Купер, режиссер А. Санин). Вслед за этим началась всемирная слава этой народной драмы, входящей ныне в репертуар крупнейших театров мира. Последовала череда постановок: в Барселоне (1923), Франкфурте-на-Майне (1924), Милане (1926), Дрездене (1927), Нью-Йорке (1931), Берлине (1958), Лондоне, Белграде и др.

«Хованщина» - одна из основ русского классического репертуара. Наиболее значительные спектакли: Москва, 1950 г., под управлением Н. Голованова; Ленинград, 1952 г., под управлением Б. Хайкина. Среди крупнейших исполнителей - Григорий и Александр Пироговы, М. Рейзен, А. Огнивцев, И. Петров, Н. Обухова, С. Преображенская, М. Максакова, В. Давыдова, И. Архипова, Б. Штоколов, Е. Образцова, Е. Нестеренко. Новую редакцию партитуры осуществил Д. Шостакович (1959), она была положена в основу спектакля Театра им. Кирова в Ленинграде (премьера - 25 ноября 1960 г.). За рубежом лучшим исполнителем партии Досифея был югославский певец М. Чангалович. Среди спектаклей последних лет: 1989 г. - Вена (под управлением К. Аббадо), (1994 г. - Гамбург (режиссер Г. Купфер), 1996 г. - Москва, Большой театр (дирижер М. Ростропович, режиссер Б. Покровский), 2002 г. - там же (дирижер А. Ведерников, режиссер Ю. Александров).

В 1959 г. опера была экранизирована (режиссер В. Строева).

Хованщина - последняя, недописанная опера Модеста Петровича Мусоргского . При жизни композитора не исполнялась, затем была оркестрована Римским-Корсаковым и в дальнейшем неоднократно обработана и оркестрована другими композиторами. Первая постановка оперы была произведена в 1886 году в Санкт-Петербурге силами музыкально-драматического кружка любителей (дирижер Э. Ю. Гольдштейн). Одна из самых известных первых постановок - это конечно же в Русской частной опере С.И. Мамонтова с Ф. Шаляпиным в главной роли (Дирижёр Е. Д. Эспозито)

История создания

Когда именно у композитора созрело решение посвятить оперу одному из самых страшных, кровавых периодов истории родины? Есть основания полагать, что идея эта, пусть смутно, забрезжила еще в момент, когда, окончив первую редакцию "Бориса Годунова ", на волне творческого подъема, Мусоргский искал новый оперный сюжет.

Работа же над "Хованщиной " растянулась на долгие годы, происходила с перерывами и не была полностью завершена. Лишь отдельные фрагменты оперы оркестрованы, в клавире финала имеются варианты, несогласованности, недописаны последние такты хора самосожжения раскольников...

На сей раз осуществление замысла требовало особо напряженного, гигантского, фактически тройного труда. Надо сказать, что проблематика раскола и стрелецких бунтов буквально носилась в воздухе. В это время возникнут картины Сурикова "Утро стрелецкой казни " и "Боярыня Морозова ", "Никита Пустосвят " Перова, роман "Великий раскол " Д. Мордовцева. За текущей исторической литературой Мусоргский внимательно следил. И он собирал материал с энтузиазмом и дотошностью истинного ученого. Редкий музыкант потратит столько энергии и сил на подготовку к созданию либретто! Мусоргский, загоревшись "Хованщиной", чувствовал острейшую необходимость проникнуться атмосферой далекой эпохи, сродниться с ее коллизиями, характерами, лексикой. Ведь прежде чем дать полный простор своей музыкальной фантазии, ему предстояло и сконструировать фабулу, мотивировать взаимоотношения действующих лиц, и снабдить их подобающей социальному рангу, воспитанию и темпераменту каждого речью.

Как известно, оперная драматургия требует лаконизма, плотности фабульной канвы, и Мусоргскому пришлось объединить события двух, даже трех стрелецких бунтов - 1682, 1689 и 1698 годов. Но хронологически вольное "уплотнение" реальных исторических событий осуществлено в "Хованщине" с максимальным тактом. Тем не менее либретто чрезмерно разбухало. Фантазия композитора неудержимо рвалась вперед, обгоняя и окончательное оформление либретто (зафиксированного лишь в 1879 году) и кристаллизацию общего музыкально-драматического замысла. Эту "народную музыкальную драму", оперу-хронику, оперу-эпопею не вместить в русло традиций русской эпической оперы, основанных еще глинкинским "Русланом ", а позднее развитых Римским-Корсаковым , Бородиным , - градус конфликтности, накал борьбы группировок, столкновений и эмоциональных переживаний действующих лиц здесь намного выше. Оно и понятно: Мусоргский - прирожденный трагический художник. Едва ли не все действующие лица "Хованщины" внешне рельефны, выпуклы и внутренне сложны, многозначны. Мусоргскому нет равных в искусстве психологического анализа.

Существеная жанрово-стилевая черта и главное, что роднит "Хованщину " с русскими эпическими операми, огромное количество и исключительно важная функция хоровых эпизодов. Портрет хоровой, коллективный иногда исчерпывает характеристику той или иной группы (Пришлые и раскольник, например, всегда только хор), однако может и служить истоком, фундаментом портрета ее лидера. Так соотнесены стрельцы и их глава Иван Хованский. Некая "парность" контрастно противопоставляемых друг другу персонажей, в принципе не новая для оперной классики (Дон-Жуан - Лепорелло, Кармен - Микаэла и т. д.), заметна и в "Хованщине" (Марфа - Сусанна, Досифей - Хованский).

Проникновенно-трогательный хор "Батя, Батя, выйди к нам " - одна из лучших, наиболее волнующих страниц оперы. Еще смиреннее звучит тихая молитва стрельцов "Господи, не дай врагам в обиду ", которую они а cappella поют под занавес. Но самый могучий, цельный и определенно самый дорогой композитору образ - Марфа. Недаром именно "любовное отпевание" и сцена гадания были музыкальными "первенцами "Хованщины" Мусоргский как бы увеличительным стеклом высветил нравственную чистоту Марфы партией Досифея: "дитя ты мое болезное", "касатка моя" зовет ее неизменно сдержанный и строгий Досифей, причем его ласкательные обращения овеяны искренним, мягким лиризмом. Такой героини не знавала оперная классика XIX столетия, не знает, пожалуй, и опера XX века.

Музыковеды часто сравнивали Марфу с женскими образами Бородина , Чайковского , Римского-Корсакова : Ярославной, Кумой, Любашей; но те - иные, более женственные, более одноплановые. Ярославна прежде всего - хранительница семейных устоев. Кума несколько мелодраматична, Любаша одержима чувством ревности и, ревнуя Грязного, идет на преступление. Психологической глубиной и сложностью Марфа сравнима разве лишь с некоторыми героинями Достоевского. Марфе в избытке даны мелодии необыкновенной красоты, то жгуче страстные, то скорбные, но всегда исполненные горделивой силы.

Начало XX века, когда умами многих вьщающихся людей России владели идеи богоискательства, соборности, "Хованщину" прочло как оперу-мистерию, поразительно созвучную тогдашним настроениям отечественной интеллигенции. В петербурской (1911) и московской (1912) постановках Ф. Шаляпина , прошедших с колоссальным успехом, на первый план выдвинулись раскольничья линия, раскольничьи хоры. После октября 1917 го- да подобная трактовка, конечно, сделалась неприемлемой, даже одиозной. Сегодня Хованщина ставится, хоть и не часто, но регулярно в том числе и на зарубежных подмостках.

Интересные факты

  • Ряд текстов "Хованщины " документально достоверен. Например, тексты анонимного доноса на Хованских, "покусившихся на царство", надписи на столбе, сооруженном стрельцами в честь своей победы, царской грамоты, даровавшей милость осужденным стрельцам, подвергнуты лишь незначительным сокращениям.
  • В длиннейшем своем послании 1876 года Стасов хвалит талантливость и оригинальность музыки, одобряет I акт и картину в скиту, однако остальные акты, да и целое резко критикует «я бы предложил вот что: нельзя ли, чтоб Марфа была не только раскольница, сообщница Голицына, - но еще молодая вдова, пышущая жизнью, и - любовница Голицына? ». Отвечая Стасову, 15 июня 1876 года Мусоргский сообщает, что приостановил и вновь обдумывает работу. Какой урон мог быть нанесен опере, насколько еще затормозилось ее завершение, если автор постарался бы выполнить полученные указания!
  • В 1959 году появилась новая оркестровая редакция "Хованщины", выполненная Д. Шостаковичем для экранизации оперы. Дмитрий Дмитриевич, который, как известно, боготворил гений Мусоргского, раскрыл купюры оркестровки Римского-Корсакова. Корсаковскую концовку II акта он заменил одиннадцатитактными фанфарами преображенцев, от себя же ввел монументальный Эпилог к опере, где звучат и хор Пришлых "Ох ты, родная матушка Русь ", и развернутое проведение "Рассвета на Москве-реке "
  • Ариозо "Видно, ты не чуял княже " и вкрапленное в окончание "Слышал ли ты, вдали за этим бором трубы вещали близость войск петровских? " отсутствовали в оригинальном авторском клавире; но вся заключительная сцена Марфы неоднократно исполнялась Д. Леоновой при жизни композитора и Римский-Корсаков, возможно, располагал манускриптом или воспро извел его по памяти.

В опере показаны судьбы русского народа в период, непосредственно предшествовавший царствованию Петра I. Воссоздавая эпизоды борьбы реакционных сил старой феодальной России против прогрессивных стремлений юного Петра, композитор связал ее с заговором главаря стрельцов Ивана Хованского, которого поддерживали раскольники. Идея оперы глубоко трагична. Как чуткий художник, Мусоргский чувствовал неизбежность гибели старого порядка, но видел, что и петровские реформы не принесли народу облегчения. Широкий социальный фон, правдивый колорит эпохи, яркие характеристики исторических личностей и различных слоев народа делают "Хованщину" выдающимся произведением искусства.

В "Хованщине" с особой силой проявился мелодический дар Мусоргского. Опера изобилует плавными, свободно льющимися мелодиями, зачастую близкими к протяжным крестьянским песням. Наряду с выпуклыми, остро индивидуальными характеристиками главных действующих лиц большое место в опере занимают хоровые сцены, рисующие различные группы народа - стрельцов, раскольников, московский люд. С поразительным мастерством композитор передает многоплановость непрерывно развивающихся событий.

Оркестровое вступление "Рассвет на Москве-реке" рисует символичную картину пробуждения древней Москвы; .слышится колокольный звон к заутрене, зов стрелецкой трубы; народная по складу мелодия течет широким, нескончаемым песенным потоком.
Первый акт показывает сложные взаимоотношения различных слоев народа. Эпизоды быстро сменяют друг друга, создавая атмосферу беспокойства, тревоги. Множество одновременно происходящих событий объединяется музыкой. В то время как Шакловитый диктует Донос, слышится веселая плясовая песня московского люда "Жила кума", затем-хор стрельцов "Гой вы, люди ратные"; последняя песня, близкая старым солдатским напевам, дышит силой и буйной удалью. Эта широкая сцена замыкается хором "Ой ты, родная матушка-Русь", печальной думой о родине. Могучее нарастание пронизывает сцену встречи Хованского, в центре торжественная величальная "Слава лебедю". В терцете на фоне отчаянных возгласов Эммы и возбужденных восклицаний Андрея выделяется плавная, сдержанная, полная страстного лиризма речь Марфы. Скорбный призыв Досифея "Приспело время" рисует облик сурового и гордого старца. Хор раскольников "Боже, отжени словеса лукавствия" близок к подлинным старообрядческим напевам.

Второй акт состоит из двух разделов. В центре первого гадание Марфы (заклинание "Силы потайные" и пророчество "Тебе угрожает опала"), музыка его окрашена в зловещие, то мистически-таинственные, то безысходно-печальные тона. Второй раздел - спор князей с вторгающимся фанатичным гимном раскольников "Победихом".

Третий акт начинается прекрасной лирической песней Марфы "Исходила младешенька", основанной на подлинной народной мелодии. Ария Шакловитого "Спит стрелецкое гнездо" - один из наиболее глубоких и благородных по музыке эпизодов оперы. Разухабистая хоровая песня "Ах, не было печали" и заразительно-веселая (в духе частушек) песня Кузьки "Заводилась в закоулках" передают разгульное веселье стрельцов. В хоре-причитании стрельцов "Батя, батя, выйди к нам!" слышатся щемящая жалоба, страх и бессилие.

В первой картине четвертого акта значительное место занимает красочная вокально-танцевальная сюита. Протяжная хоровая песня "Возле речки, на лужочке", бойкая плясовая "Гайдучок" и величальная "Плывет, плывет лебедушка" основаны.на народных мелодиях. Включенный в картину танцевальный номер "Пляски персидок" выдержан в восточном стиле.
Вторая картина четвертого акта открывается драматичным оркестровым вступлением, в котором развивается мелодия пророчества Марфы. Обращение Марфы к Андрею "Видно, ты не чуял, княже"-стон сильной и страстной души. В сцене казни мелодия хора стрельцов приобретает характер траурного шествия. Акт завершает блестящий победный марш преображенцсв.

Оркестровое вступление к пятому акту, по словам композитора, изображает "шум леса то. усиливающийся, то утихающий, как морской прибой". Возвышенио-бла-городный монолог Досифея "Здесь, на этем месте" проникнут глубоким трагизмом. В основе заключительного хора "Господь мой"-напев старообрядческой молитвы.

Либретто оперы "Хованщина"

Народная музыкальная драма в четырёх действиях (шести картинах)
Либретто М. П. Мусоргского

Действующие лица:
Князь Иван Хованский, начальник стрельцов бас
Князь Андрей Хованский, его сын тенор
Князь Василий Голицын тенор
Досифей, глава раскольников бас
Боярин Шакловитый баритон
Марфа, раскольница мецо-сопрано
Сусанна, старая раскольница сопрано
Подъячий тенор
Эмма, девушка из немецкой слободы сопрано
Пастор баритон
Варсонофьев, приближенный Голицына бас
Кузька, стрелец баритон
1-й стрелец бас
2-й стрелец бас
3-й стрелец тенор
Стрешнев, боярин тенор

Стрельцы, раскольники, сенные девушки и персидские рабыни князя Ивана Хованского, петровские "потешные", народ.

Место действия: Москва.
Время действия: 1682 год.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Старая Москва. Раннее утро. Дозорные стрельцы похваляются. как они расправлялись с ненавистным» юярами. В память этих кровавых дел на площади стоит столб, на котором написаны имена казненных.
Ставленник царевны Софьи боярин Шакловитый диктует подьячему донос на князя Ивана Хованского, который помышляет захватить власть в Московском государстве.
У столба останавливаются пришлые люда. Они просят подьячего прочесть надпись на столбе. Народ узнает о гибели бояр, убитых стрельцами по приказу Хованского.
На площадь вступают буйные торжествующие стрельцы. Они славят князя Ивана Хованского. Князь со стрельцами отправляется в обход по Москве.
Через площадь бежит Эмма — девушка из Немецкой слободы. Ее преследует молодой Андрей Хованский. Бывшая возлюбленная Андрея — раскольница Марфа — ревниво следит за ними. Неожиданно она появляется перед Андреем, гневно упрекая его.
Возвращаются стрельцы после обхода, с ними Иван Хованский. Он велит стрельцам забрать Эмму. Но Андрей готов скорее убить Эмму, чем отдать на поругание стрельцам.
Из толпы выходит глава раскольников Досифей. Он поручает Марфе защитить девушку. Отец и сын Хованские отступают перед волей своего властного союзника.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина вторая
Князь Василий Голицын читает любовное письмо царевны Софьи. Получивший из ее рук звание канцлера, он в то же время состоит в заговоре с Хованским. Голицына одолевают сомнения, страх перед будущим. Он должен быть осторожным.
Через потайную дверь в покои князя проникает Марфа. Она знает, что положение всесильного князя Голицына непрочно. Под видом гадания Марфа открывает ему «тайну судьбы его» — близкую опалу и ссылку.
Предсказание приводит в ужас суеверного князя. Марфа скрывается.
Приходит князь Иван Хованский, чтобы договориться с Голицыным о совместных действиях. Вскоре к ним присоединяется Досифей. Обуреваемые честолюбием заговорщики не могут поладить между собой.
Вбегает Марфа. Она рассказывает Досифею, что по приказу Голицына ее пытались убить. Солдаты «потешных войск» молодого Петра спасли ее. Весть о «потешных» вносит тревогу в стан заговорщиков.
Появляется боярин Шакловитый. Он сообщает, что в селе Измайловском, где живет Петр, висит донос: «Хованские на царство покусились». Царь разгневан, «обозвал хованщиной и велел сыскать».
Заговорщики потрясены. А по улице, мимо хором Голицына твердой поступью идут преображепцы — воины Петра.

Картина третья


К дому Хованских в Замоскворечье пришла раскольница Марфа. Князь Андрей больше не любит ее. Оплакивая крушение своих надежд, Марфа помышляет о самосожжении.

Досифей утешает и уводит Марфу.
Слышны разгульные песни подвыпивших стрельцов.
На площадь прибегает подьячий. Он рассказывает о нападении солдат Петра на Стрелецкую слободу. Это известие ошеломляет стрельцов. Они взывают к своему начальнику Ивану Хованскому.
Однако Хованский сам в растерянности: стрелецкое дело накануне гибели.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Картина четвертая

Отказавшись выступить со стрельцами против Петра. Хованский уехал в свою подмосковную вотчину. Тяжелые думы одолевают его. Он велит крепостным девушкам развлечь его веселыми песнями.
Клеврет, посланный Голицыным, предупреждает Хованского о немилости Софьи к нему, советует поберечься. Хованский приказывает выпороть Варсонофьева: в своей вотчине князь ничего не боится.
Внезапно появляется боярин Шакловитый. От имени царевны Софьи он зовет князя на государственный совет. Хованский польщен. Он торжествует победу. Одеваясь в пышные парадные одежды, князь требует, чтобы сенные девушки величали его.
Важно шествует Хованский к выходу и падает замертво, сраженный ножом слуги Шакловитого.

Картина пятая

Гибнут и другие участники заговора. Софья отстранена от власти. Опальный князь Голицын под конвоем отправляется в ссылку.
Страшную весть несет Досифею и Марфа: Петр хочет послать против раскольников свои войска.
Поняв, что положение безнадежно. Досифей принимает решение покончить самосожжением. Вместе с раскольниками должен сгореть и Андрей Хованский.
Марфа сообщает Андрею об убийстве его отца. Андрей не хочет верить. Он еще не знает о разгроме заговора. Андрей убежден, что на его призыв тотчас же откликнутся верные стрельцы. Он трубит в рог.
В ответ раздаются тревожные удары соборного колокола. Под этот звон стрельцов ведут на казнь.
Подавленный зрелищем, Андрей просит Марфу спасти его.
Раздается марш «потешных». На Лобное место выходит посланный Петром молодой боярин Стрешнев и объявляет стрельцам милость и прощение Петра.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Картина шестая

Глухая ночь в раскольничьем скиту. Здесь раскольники укрываются от петровских войск.
Выхода нет. Досифей призывает раскольников сгореть, чтобы не попасть в руки петровских солдат.
Из леса доносятся звуки труб. Проходят одетые в саваны раскольники. Марфа уводит за собой Андрея.
Раскольники идут в скит. Фанатики-старики обкладывают стены хворостом и поджигают его. Скит горит.
Появляются солдаты Петра. Могучей лавиной движутся они сквозь лес, чтобы спасти гибнущих в огне людей.

М.П. Мусоргский опера «Хованщина»

«Хованщина» – неисчерпаемая палитра из буйных красок, яростно обрушивающая на зрителя всю свою мощь и не оставляющая ни малейшего шанса устоять, удержаться на ногах – так что все внимание оказывается приковано к сцене от начала и до самого конца оперы. Взяв за основу произведения неоднозначные события первого стрелецкого бунта 1682 года, Модест Петрович Мусоргский вложил в музыку всю свою самобытность, уверенными мазками композиторского таланта отразив в звучании как беснующуюся толпу, так и спокойные островки разума посреди бушующих страстей. К сожалению, произведение не было исполнено при жизни автора, так что он так и не узнал, какое влияние оно оказало на современников, и как запало в душу поклонникам его таланта, являясь отражением мятежного внутреннего мира Модеста Петровича…

В письме, датированным 1872 годом и адресованном В.В. Стасову, Мусоргский написал: «Прошу считать сию эпистолу по порядку нумерации № 1-м, ибо произойдут последовательно и другие эпистолы, вкусов и заквасок разных, но по предмету стрелецкому. Да будет сие памятью нашего нового труда, лихого труда». С этого момента началась кропотливая, полная тяжелых творческих мук и метаний работа над оперой.

Действующие лица:

Описание

Князь Хованский бас властный и жестокий стрелецкий начальник
Князь Голицын тенор непоследовательный и многоликий соперник Хованского
Андрей тенор сын Хованского, князь
Шакловитый баритон ближайший помощник царевны Софьи
Досифей бас философствующий мудрец-раскольник
Марфа меццо-сопрано верная и отважная соратница Досифея
Подъячий тенор приказчик, отвечающий за связь власти с народом

Краткое содержание


«Хованщина» показывает страшные события относительно небольшого временного периода 1682 года, время дикого и насыщенного событиями стрелецкого бунта и захвата власти, возглавляемого князем Хованским – начальником стрелецких войск. Другой претендент на трон – князь Голицын, европейского склада человек, цепляющийся, вместе с тем, за старину. Оба князя, ненавидя друг друга, пытаются заключить союз перед лицом новой силы в лице молодого царевича Петра. В своих замыслах они также опираются на помощь раскольников-старообрядцев, возглавляемых Досифеем. Но планам Хованского не суждено было сбыться. Во время пира его приглашают на совет, якобы от имени царевны Софьи, а затем Шакловитый закалывает князя кинжалом. Голицына отправляют в ссылку, как не оправдавшего доверие. Стрелецкие войска, обвиняемые в бунте и сопровождаемые плачущими женами, должны быть казнены, но их милует Петр. Досифей после длительных тяжелых размышлений решает призвать старообрядцев сжечь себя. Марфа и Андрей Хованский вместе идут в пламя костра. При появлении петровских войск остаются только обгорелые руины.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт IV - V Акт
50 мин. 40 мин. 50 мин. 50 мин.

Фото :

Интересные факты

  • Как известно, Мусоргский не успел закончить «Хованщину», и тем более ценна работа советского музыковеда Павла Ламма, сумевшего по авторским автографам восстановить полный оригинальный текст оперы. Опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов: Н.А. Римским-Корсаковым , И.Ф. Стравинским в содружестве с М. Равелем , Б.В. Асафьевым, Д.Д. Шостаковичем .
  • Мусоргский очень дотошно и тщательно исследовал сюжет и характеры всех персонажей, каждому придав свою специфичность и неповторимость. Являясь сторонником «школы Пушкина», он разгадывал психологию людей, ночами сидел над историческими документами, создавая из разрозненных отрывков цельные законченные образы. При этом он отталкивался не только от «историчности» персонажа, но и глубоко раскрывал его внутренний мир, его переживания, дополняя их своим творческим воображением.
  • Бытовало мнение, что опера является совместным плодом двух композиторов: Н.А Римского-Корсакова и М.П. Мусоргского. Якобы Модест Петрович сделал лишь сырую, незаконченную вещь, а оформил и придал ей законченный вид Римский-Корсаков. Об этом упоминает сын Римского-Корсакова в своих воспоминаниях.
  • Интересно, что в 20-х годах прошлого века произведение считалось религиозным, этакой своеобразной «пафосной трагедией веры». Естественно, такие кощунственные взгляды впоследствии были отвергнуты.
  • Ф. Шаляпин, начиная с 12 ноября 1897 года, был самым известным исполнителем Досифея. Впервые ария Досифея в его исполнении прозвучала в Московской частной опере С.И. Мамонтова. Затем в 1911 году в г. Санкт-Петербурге, на Мариинской сцене, а в Париже он спел на первой заграничной постановке у С. Дягилева .
  • Мусоргским была специально создана особая тетрадь, названная им «Хованщиной». Известно, что идея оперы принадлежала Стасову, ему же Модест Петрович и посвятил эту работу. В тетради композитор хранил выписанные данные из прочитанных книг, касающиеся интересующих его событий и исторических личностей. Изначально было девять основных источников, но затем композитор настолько расширил свои познания в этой области, что перестал делать записи, держа все в голове.
  • У П. Ламма опера делилась на 5 актов, где 4-й делился на 2 картины. Мусоргский же хотел сделать 6 картин, которые по значению равнялись бы актам.
  • Модест Петрович самостоятельно написал либретто оперы, постоянно советуясь со Стасовым по всем вопросам. При этом он крайне взыскательно подходил к качеству текста, многократно исправляя и переделывая уже готовый материал.

Известные арии и номера:

Вступление «Рассвет на Москва-реке» (слушать)

Хор «Плывет лебедушка» (слушать)

Ария Марфы «Исходила младёшенька» (слушать)

Ария Шакловитого «Спит стрелецкое гнездо» (слушать)

Заключительный хор (слушать)

Историческая точность в образах персонажей «Хованщины»

«Какой обширный, богатый мир искусство, если целью взят человек! На необычные, совсем негаданные задачи налетаешь, и не насильственно, а так – будто случайно это делается».

«М.П. Мусоргский. Литературное наследие»

В «Хованщине» Мусоргский передает исторические реалии глазами тех, кто участвовал в них напрямую. Народ, который «не может проверить воочию, что из него стряпают». Страдающая сторона, которая при любом царствующем правителе остается там же, где и была – на дне, беспросветном и темном. Вот что связующим лейтмотивом проходит через всё музыкальное повествование.

Образы


  • князь Хованский – по воспоминаниям людей, знавших его – человек, «знаменитый преимущественно своими поражениями и жалобами на него подчиненных». Легкомысленный, опьяненный властью и жестокий, не считающийся ни с чьим мнением;
  • князь Голицын – непоследовательный, взрывной человек, вспыльчивый и многоликий. Но при этом – поэтичный, не лишенный своеобразного очарования и тонкости. Чрезвычайно сложный образ, противоречивый и двойственный;
  • Подъячий – выдуманная составная личность, не имеющая имени и конкретного исторического прототипа. Представитель приказного сословия, так нелюбимого народом. Двуличный, суетливый и скользкий тип, заискивающий только перед силой, приспособленный к любым условиям существования;
  • князь Андрей, сын Хованского – персонаж, который должен был показать сложные взаимоотношения отца и сына. Из-за нехватки времени автор не стал отводить ему важной роли в опере;
  • Шакловитый – композитор смело записал ближайшего помощника царевны Софьи как единственного составителя доноса на Хованских. В трактовке автора этот персонаж не имеет конкретного отображения. Скорее его можно представить как воплощение слепой исторической силы;
  • Досифей – подоплекой для создания образа раскольника послужила книга «Житие протопопа Аввакума». Она явилась своего рода музой, но композитор не стал слепо копировать образ, показанный в «Житие». В опере Досифей значительно мягче своего предшественника Аввакума, более близок к народу, более благороден и возвышен;
  • Марфа – светлый лирический образ, пронизанный чертами суровой народности. Одухотворенная и уверенная в себе, Марфа является полностью вымышленным персонажем. Помогает Досифею в его политической борьбе/

Вспомогательные персонажи оперы

  • Эмма – наложница Хованского, является, по сути, его рабыней;
  • Варсонофьев – приверженец Голицына, не имеет своего мнения ни по какому вопросу;
  • Сусанна, Пастор, стрелец Кузька, клеврет Голицына;
  • три безымянных стрельца;
  • московский разнообразный пришлый люд, стрельцы, раскольники-старообрядцы, рабыни Хованского, народ.

Придерживаясь исторических событий, Мусоргский добавил в оперу достаточно заметные искажения исторических фактов, но лишь для того, чтобы помочь лучше понять драматические коллизии, происходящие в то время. Так, вдобавок к главным действующим лицам, были добавлены вымышленные второстепенные персонажи, которые помогают лучше понять замысел композитора и многократно усиливают эффект воздействия на зрителя. Ключевой фигурой в развитии сюжета является народ – как движущая сила, которая все сметает на своем пути, неостановимая и сокрушающая все преграды, но при этом подневольная власти. Кроме того, композитор достаточно вольно обошелся с временными рамками и добавил в происходящее на сцене те действия, которые произойдут лишь много позже – в 1689 году. Чтобы подчеркнуть ужас беззакония и показать невозможность повлиять на происходящее лишь одному человеку, такое слияние временных событий вполне оправдано и лишь доказывает мастерство Мусоргского, сумевшего гармонично совместить разные периоды истории с жизнью главных действующих лиц.

Действие оперы происходит в Москве в 1682 году. В начале оперы боярин доносит Петру о случае, недавно произошедшем в городе: начальник стрельцов Иван Хованский метит на престол Петра, причем на престол он хочет посадить своего сына. Его не устраивают новые порядки законы Петра, которые, по его мнению, приведут к разрухе и беспорядку.

Далее автор описывает чествование Ивана Хованского другими стрельцами за такой решительный и смелый шаг. Параллельно появляется любовная линия: Андрей влюбляется в Эмму, но самое интересное, что и отец неровно дышит к девушке из немецкой слободы. Происходит потасовка, но в результате прихода Досифея, главы раскольников, все разрешается довольно благоприятно.

Далее мы наблюдаем сцену, в которой находится князь Голицын. Он чем-то обеспокоен, накануне Марфа, представившись гадалкой, напророчила беду. Он не хочет в это верить и приказывает утопить девушку, но благодаря обстоятельствам, ей удается бежать. После случается ужасное, заговорщики узнают о том, что все проделки и планы давно известны царю и стоит ожидать расправы.

Хованский спрятался в имении, считая, что там он будет в абсолютной безопасности. Его убеждения в том, что беспокоится не из-за чего, не оправдались. К нему приезжает Хованский, якобы для того, чтобы дать приглашение, но как только он выходит, его поражает удар кинжала.

Также Петр убивает и князя Голицына. В живых остается лишь Андрей Хованский, Сжалившись над ним, Петр приказал помиловать молодого человека.

В следующей сцене изображена поляна в бору. Досифей просит сжечь его на костре за его деяния, он винит себя в смертях своих товарищей, также он понимает неизбежность и крах всех планов. Помимо этого, он призывает и всех последовать его примеру. На поляну проникают солдаты Петра и видят, как все объято пламенем.

Данная опера весьма реалистично показала неизбежность изменить уклад царя. Всех выступающих против реформ Петра постигла смерть. Изначально было понятно, что петровские реформы не принесут плодов, но не стоило подвергать за свои идеи человеческую жизнь.

Картинка или рисунок Мусоргский - Хованщина

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Обещание на рассвете Гари
  • Краткое содержание Вересаев Состязание

    В городе было объявлено соревнование, надо было нарисовать женщину неземной красоты, достойной всеобщего поклонения. Победитель состязания будет увенчан тремя лавровыми венками, и получит высочайшее звание

  • Краткое содержание Кот в сапогах Шарль Перро

    Действие происходит во Франции, в 17 веке. После смерти мельника его трое сыновей получили небольшое наследство, которое же сами и поделили:

  • Краткое содержание Гольдони Слуга двух господ

    Труфальдино, бесшабашный пройдоха и плут, находящийся в услужении у жителя Турина Федериго Распони, появляется в венецианском доме, где празднуют помолвку красавицы Клариче и Сильвио Ломбарди

  • Краткое содержание Человек с рассечённой губой Дойла

    У молодой женщины, живущей недалеко от столичного города, при странных обстоятельствах исчезает муж. Обеспокоенная женщина просит помощи у знаменитого детектива, Шерлока Холмса.