Ненависть к ссср как средство легитимации власти. Как ненависть к ссср переходит в ненависть к рпц, россии и русскому народу

Оправдался за слова о ненависти к гербу СССР, которые вызвали жесткую критику со стороны российских артистов и политиков.

Ранее Кикабидзе в интервью немецкому изданию Deutsche Welle признался в нелюбви к гербу Советского Союза, а также в том, что обрадовался распаду государства.

Кикабидзе подчеркнул, что не говорил о ненависти к советским людям.

«Не к СССР ненависть, вообще слово очень плохое. Мне не нравился герб Советского Союза. Это самое бездарное произведение, которое существует на полотне. При чем тут люди, живущие в СССР», — возмутился он в интервью .

Также артист отказался благодарить Советский Союз за собственные достижения, отметив, что это заслуга не советского государства, а его самого.

«Что, надо упасть в ноги? По поводу того, кем я стал, я не собираюсь никого благодарить. Это я сам себя сделал», — отрезал Кикабидзе.

Таким образом актер ответил на критику со стороны члена Совета федерации , который заявил, что «Кикабидзе стал, кем он есть, только благодаря СССР».

Иначе, по словам политика, «был бы он малоизвестным певцом с окраины Европы».

Также он отказался от врученного ордена Дружбы народов, заявив, что уважает русский народ, но не может принимать награды и выступать с концертами в России.

Несмотря ни на что - герой «Мимино» остается одним из символов советского кино. Но сам лауреат Государственной премии СССР периодически говорит такое, что вызывает массовое возмущение со стороны его бывших сограждан. Вот и сейчас он рассказал, как ненавидит герб СССР и как радовался распаду нашего общего государства. Как к этому относиться?

В следующем месяце Вахтангу Кикабидзе исполнится 80 лет, и у него уже берут юбилейные интервью. Жанна Немцова из сорока минут разговора для Deutsche Welle едва ли не половину времени спрашивала актера про политику. Понятно, что Кикабидзе, после войны 2008 года отказавшийся от российского ордена «Дружбы», называющий нашу страну оккупантом, а Путина захватчиком, ценен для антироссийской пропаганды именно этим - своей критикой России. Но в этот раз народный артист Грузинской ССР прошелся еще и по советскому прошлому - впрочем, с умелой подачи интервьюра.

«- Когда распался Советский Союз, как вы к этому отнеслись? Вы помните, где вы находились в тот момент?

Где я находился? Наверное, в Тбилиси . Очень обрадовался. Даже стол накрыл. Ребята сидели, гуляли и очень сильно напились тогда, я помню. Такие необычные истории рассказывали, все связанные с этим событием. Наверное, если бы он не распался, они в жизни бы рта не открыли. Это, конечно, был шок, но мы уже чувствовали, что это должно произойти. Но все равно, когда ты в этом котле варишься всю жизнь с детства, представить трудно, что такую огромную махину можно так разнести в пух и прах. Но мы, то есть Россия, опять к этому идет, по-моему.

- Вы в одном из интервью говорили о том, что в СССР была духовность. Почему вы так считаете?

Я ненавижу герб Советского Союза, серп и молот.

- Чем сейчас?

Чем сейчас, да. Духовность была. Мы даже не задумывались, почему, но мы знали, что мы обязаны в этой стране жить. Но раз, допустим, один таджик, другой еврей, третий… они должны все-таки друг друга уважать. Мы так росли. Все остальное было очень плохо. Очень».

Кроме того, Кикабидзе сказал, что «всю обиду за развал СССР» Путин «решил на нас выместить» - имея в виду войну 2008 года, когда после нападения Грузии на Южную Осетию российские танки дошли до Гори. И теперь вот Россия якобы замышляет против маленькой закавказской республики недоброе:

«Еще большие неприятности у нас впереди, такое у меня ощущение. Как будто нас кто-то проклял, и чем это кончится - неизвестно. Если нас вовремя не примут в это НАТО , Грузия может исчезнуть».

При этом Кикабидзе сказал, что если Путин вернет в состав Грузии Абхазию и Южную Осетию, «то его портрет в каждом доме будет висеть». Не беда, что абхазы и осетины не хотят возвращаться в Грузию, из состава которой они сбежали как раз во время распада СССР. Но их мнение Кикабидзе не интересно - ведь все осетины, по его словам, могут поместиться на одном стадионе, а в абхазском языке нет слова «лодка», так что на черноморском побережье они не местные, и оказались там только потому, что их в свое время позвал туда грузинский царь. Собственно говоря, именно из-за такого отношения к национальным автономиям абхазы и южные осетины как раз и решили покинуть Грузию - как только увидели, как та превращается из одной из советских республик в национальное государство, в котором права меньшинств будут зависеть не от Москвы , а от доброй воли Тбилиси.

Но самое удивительное в интервью Кикабидзе, конечно, его слова о распаде СССР. И не потому, что они похожи на недавнее признание российского актера Михаила Ефремова в том, что развал СССР это лучшее, что случилось с Россией при его жизни - нет, тут дело еще хуже. Кикабидзе сильно старше Ефремова - он годится ему в отцы. Конечно, он может уже не помнить, что было в Тбилиси в момент распада СССР - но тогда стоит напомнить.

СССР распался в конце декабря 1991 года. В Тбилиси в это время уже шла гражданская война - настоящая, кровавая. В самой Грузии она, правда, шла еще с начала года - но лишь в Южной Осетии, которую грузинские вооруженные отряды пытались вернуть в «конституционное поле», так что подавляющего большинства грузин это никак не касалось. Но в декабре 1991-го танки стреляли по парламенту, бои шли на центральной улице Руставели - и это были не «советские оккупационные войска», а самые настоящие «борцы за независимость». Еще 22 декабря части Национальной гвардии - самопровозглашенных вооруженных отрядов - подняли мятеж против президента Гамсахурдия, только прошедшей весной с триумфом избранного главой государства. И уже 6 января, после ликвидации СССР, Гамсахурдия бежал из Тбилиси.

Так что Грузия стала первой постсоветской республикой, устроившей государственный переворот.

И если бы только переворот - еще сильнее разгорелся осетино-грузинский конфликт, а потом к нему добавилась и абхазо-грузинская война. Грузия, бывшая одной из богатейших республик СССР и выступавшая одним из главных застрельщиков развала Союза, просто перестала существовать как единое государство. А нежелание смириться с фактом распада привело еще и к войне 2008 года, когда президент Саакашвили захотел под шумок Олимпиады решить югоосетинский вопрос. «Вина» России, как в 1992-м, так и в 2008 годах, была лишь в том, что она не дала грузинам разобраться с восставшими нацменьшинствами. И именно за это, видимо, заслужила у грузин звание «оккупанта».

Причем зачастую даже у тех, кто перебрался со своей исторической родины в «страну-агрессора». Сотни тысяч грузин - имеется в виду грузинских граждан, а не этнических грузин, и так живших в России - обосновались в России, в первую очередь, естественно, в Москве. Их никто не преследовал - за исключением, конечно, отдельных категорий вроде «воров в законе». Наоборот - как до войны 2008 года, так особенно и после нее, в столице просто расцвел грузинский бизнес. Например, в виде сотен кафе и ресторанов грузинской кухни. То есть отсутствие дипломатических отношений никак не мешает представителям гордого закавказского народа зарабатывать на русских. Представить себе подобную ситуацию в Тбилиси просто невозможно - и не потому, что там почти нет русских. Проблема в другом - в отношении к чужим.

Кикабидзе, кстати, вспоминает в этом интервью про московскую многонациональность. Возмущаясь существованием Донецкой народной республики, он говорит:

«Очень много в Москве живет нерусских людей. Курды, например. Что будет, если в один момент они скажут - Курдская народная республика. Как ДНР».

Куда интересней, что будет, если в один момент к проживающим в Москве грузинам будут относиться так, как они относятся к своим меньшинствам? Всей Грузии придется еще туже затянуть пояса - потому что именно московские грузины кормят немалую часть оставшихся дома соотечественников. Вот такая арифметика.

А так да - можно радоваться развалу СССР. И выдумывать, как ты отмечал его крах, сидя в охваченной боями столице твоего отныне независимого государства. Хотя спустя более чем четверть века уже можно было бы понять, кто и в чем виноват.

Михаил Делягин – автор более 700 статей в России, США, Германии, Франции, Финляндии, Китае, Индии и других странах. Автор 7 монографий, из которых наиболее известны: «Экономика неплатежей» (1997), «Идеология возрождения» (2000), «Мировой кризис. Общая теория глобализации» (2003), «Россия после Путина. Неизбежна ли в России «оранжево-зеленая» революция?» (2005). Руководитель авторского коллектива книги «Практика глобализации: игры и правила новой эпохи» (2000).

ВКонтакте Facebook Одноклассники

«Почему не иссякает ненависть к Советскому Союзу?» - задается вопросом известный политолог

Почему у определенных сил – и не только за рубежом, но и внутри нашей страны – не иссякает ненависть к Советскому Союзу? Почему они продолжают воевать с СССР, который был уничтожен вот уже почти 20 лет назад?

Такие вопросы ставит в своей статье, опубликованной «Независимой газетой», известный политолог и экономист, глава Института проблем глобализации . И сам же дает на них исчерпывающие ответы.

«Помимо «демшизы», – пишет Делягин, – не очнувшейся с конца 80-х, животная ненависть к нашей истории свойственна либеральным фундаменталистам: для них, обожествляющих прибыль и рынок, даже воспоминание о нашей стране, отрицавшей наживу как единственный смысл жизни, – нестерпимое богохульство.

Но главный источник ненависти, – отмечает автор, – правящая бюрократия.

Для нее память о Советском Союзе – обличение ее кромешного безделья и тотального воровства. Ведь самые масштабные аферы советского времени, как можно понять, ничто рядом не то что с приватизацией, но и просто с повседневным «исполнением бюджета» России.

При всех своих недостатках советское государство стремилось к общественному благу, которое, хотя и понималось часто поразительно извращенно, было реальной целью. И это – страшное обвинение нынешней клептократии, превратившей государство в простой инструмент личного обогащения.

Советский Союз добился колоссальных успехов во всех сферах жизни: от промышленности до улучшения быта, который в конце 60-х – начале 70-х соответствовал уровню ведущих развитых стран. (Бытовой техники было меньше, но это с лихвой компенсировалось отсутствием безработицы, безопасностью, лучшими образованием и здравоохранением.)

Российская бюрократия успешна лишь в разграблении советского наследства – но этим вне узкого круга будущих подельников не похвастаешься.

Уровень жизни (и даже доходов) основной части россиян – ниже, чем в последние годы Советской власти, а пресловутые «права человека» защищены несравнимо хуже (стоит вспомнить, что советские суды, кроме политических дел, принимали решения профессионально и независимо).

Ненавидит Советский Союз и вполне приличная московская интеллигенция (я не рассматриваю «грантоедов» и культуртрегеров, стремящихся размыть российскую идентичность ради торжества Запада). Часть ее контужена собственной историей, часть ненавидит прошлое своей страны по интеллигентскому добросердечию – за его трагичность.

Заметная часть интеллигенции стремится оклеветать и смешать с грязью свою страну, чтобы оправдать себя (часто подсознательно) в собственных глазах. Воспитанные в советской культуре ощущают, что, выбрав демократию или просто «частную жизнь во время общественных потрясений», пусть даже и в невыносимых условиях, они бросили свою страну, предали свою Родину, и чувство вины исподволь грызет их. И, чтобы избавиться от этой вины и оправдать себя, они обвиняют свою умершую страну во всех смертных грехах».

Несмотря на то, что «скоро исполнится 20 лет с момента уничтожения Советского Союза», «несмотря на бесславность его краха и дискредитацию не только его лидеров, но и его идеологии, ненависть к нему (СССР) со временем не только не слабеет, но даже усиливается», отмечает Делягин.

«Мы видим ее, – отмечает автор, – в отмене Дня примирения и согласия 7 ноября (бюрократам невыносима уже не только идеология социальной справедливости, но даже «примирение» с ней), в попытке содрать звезду со Знамени Победы, в клевете в фильмах типа «Груз 200». Мы увидели ее у сторонников Подрабинека, обрушившегося с проклятиями на всех защитников советской власти (пусть даже и от фашизма) и считающего «подлинными героями нашей страны» бандеровцев, литовских «лесных братьев», басмачей и чеченских бандитов».

Возникает вопрос: а почему со временем эта ненависть у нашей бюрократии лишь усиливается? Да потому, что она прямо заинтересована в том, чтобы с помощью огульного умаления заслуг СССР повышать свою собственную легитимность в глазах граждан страны.

А между тем, отмечает Делягин, «ненависть к прошлому разрушает настоящее, как затянувшиеся подростковые комплексы по отношению к родителям расшатывают психику взрослых людей».

«Мы не станем народом, – пишет автор, – пока не сможем понять свое прошлое, принять его (не прощая его черные страницы) и примириться с ним (как примирились Польша и Румыния со своими режимами 30-х годов), пока будем истерически открещиваться от него и тщиться превратить себя в манкуртов, иванов, не помнящих родства.

Нам предстоит заново переосмыслить свою историю, вернув чувство ее целостности и превратив ее из источника слабости и распада в фактор силы и сплочения.

Без этого, без восприятия советской цивилизации как формы цивилизации российской, основанной на русской культуре, мы обречены быть неопределенной зоной «китайско-финской границы», ибо воюющий со своим прошлым лишает себя будущего.

Наши стратегические конкуренты усердно разжигают эту войну, обессиливающую и разрушающую нас. Помогать им в этом – недостойно», – заключает Делягин.

"""Свое отношение к советскому прошлому в интервью сайт высказал Сергей Кара-Мурза:"""

– Я считаю, что такое отношение для нас сейчас имеет не только эмоциональное значение. Без здравого и объективного понимания нашего прошлого мы вряд ли сможем адекватно определить свой путь в будущем. Тогда его за нас будут определять какие-то иные влиятельные. Исходя из своих собственных интересов, разумеется.

Без учета этих факторов, за прошедшие 20 лет эта ненависть должна была бы уже быть вытеснена какими-то собственными успешными проектами и делами. Именно из-за отсутствия таковых и приходится очернять собственную историю. Т. е. эта тщательно нагнетаемая ненависть является лишь инструментом для решения задач собственной легитимации и самооправдания. Пришедшим к власти силам нужно достичь необратимости, т. е. признания окончательности и бесповоротности перехода к новой модели общества в самом общественном сознании за счет дискредитации базовых (хозяйственных и политических структур советского строя).

Дело в том, что к концу 1990-х годов эта задача так и не была выполнена. Не только не была достигнута необратимость, но установки населения стали даже более комплиментарными по отношению к советскому прошлому, чем в середине 1990-х годов. Вместо того, чтобы скорректировать доктрину реформ, которая противоречила в том виде чаяниям граждан, было принято решение добиться нужного эффекта путем манипуляции сознанием. За счет постоянного информационного и пропагандистского давления вытравить из исторической памяти народа позитив, который, безусловно, был в СССР. Причем если во время президентства Путина подобные поползновения со стороны чиновничье-бюрократического истеблишмента еще как-то сдерживались, то в последнее время антисоветская философия и риторика получают второе дыхание.

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)
предыдущее по теме………………………………… следующее по теме
предыдущее по другим темам…………… следующее по другим темам

Если рассматривать пост о блядстве в СССР и комментарии к нему не как «свидетельство объективных очевидцев», а как материал для анализа, то можно отметить совершенно запредельный уровень ненависти к СССР. Ненависти именно биологической, до потемнения в глазах, заставляющей терять рассудок и верить в самые бредовые фантазии, включая поедание младенцев. При этом (кроме пациентов дурки) носителями этой ненависти являются именно те, кто в советские времена не бедствовал.

Есть те, кто действительно пострадал от идейных разногласий с советской властью и даже сидел. Это, например, Солженицын и Синявский. Но и они относились к СССР значительно более сдержанно и современную Россию оценивали в целом даже более негативно, чем так достававшую их советскую власть. В эту категорию, конечно, не попадают профессиональные диссиденты, но у них другая планида – им за диссидентство зарплату платят.

Такая дикая, нерациональная ненависть, как у них к СССР, не встречается по отношению к абстрактным идеям или малознакомым людям. Так самозабвенно ненавидеть можно только очень хорошо знакомого, а если точнее – такое встречается только по отношению к бывшим супругам. А совсем точнее – со стороны мужей, которые бросили жен.

Эта ненависть запредельна, потому что в ее основе – желание обелить себя за совершенный поступок. Она часто доходит до такой степени, что приводит к поведению себе в ущерб. Очень часть бывшие мужья переходят на работу с меньшей зарплатой, чтобы бывшая на алименты не шиковала и не заводила себе любовников.

Пример такого поведения показал Илларионов.

Нас часто критикуют за то, что мы слишком обеляем СССР, и пишем, что он был лишен недостатков. Это не совсем верно – просто мы в основном касались сравнительной характеристики СССР и современной России, которая своему предшественнику по большинству позиций проигрывает.

Если же оценивать не относительно, а абсолютно, то у СССР среди имеющейся кучи недостатков был один, который ее добил. Это – система воспроизведения «элиты».

В первую половину эпохи СССР такой проблемы не было. Вначале правящий класс полностью поменялся, потом была гражданская, потом – фракционная борьба, потом – война. И лишь с 50х, когда пошло спокойное время, элита стала выращиваться. И, естественно, старая номенклатура растила детей как своих преемников.

Во время СССР, особенно кроме последних лет, было устройство, когда начальство работало много. И детей воспитывали их жены. Жены были в основном, как и сама элита, из простых. Или переехавшие крестьяне, или их дети. И у них, этих деревенских жен, чье хорошее положение никак не было связано с из личными заслугами, отношение к происходящему было самое простое – крышу сносило напрочь. И детишек они воспитывали в соответствующем духе. А потом, когда чадо вырастало, его надо было поступать, устраивать, отмазывать… Особенно если оно глупое и убогое, ведь болезных детишек охраняют больше всех.

Вот, например, у многих в воспоминаниях, опубликованных в 90х, фигурировала фамилия Сванидзе. Это был высокопоставленный бюрократ от идеологии, своей упертостью и коммунистическим начетничеством попортивший массу крови. И был у этого душителя свободы сын, которого с трудом (по его же воспоминаниям) поступили на журфак. Окончил он его как последний троешник, но папа не дал пропасть убогому, а пристроил его на телевидение. А был бы Сванидзе-юниор более приспособленным к самостоятельной жизни, может, и не пристроили бы его на такое теплое местечко, а пустили бы в самостоятельное плавание?

В результате сложилась «новая элита», изначально уверенная в своем превосходстве над «массой» и «быдлом». А одна из основных идей такого рода людей – в том, что им недодают. Действительно, в СССР разница в уровне жизни между начальством, включая высшее, и тем самым «быдлом», которое они столь искренне презирали, была невелика. Больше, чем декларировалось. Но много меньше, чем в наиболее развитых и богатых капиталистических странах, с которыми СССР пыталась соревноваться. Поэтому, когда «новая элита» начала массово занимать теплые места, что в условиях СССР было почти тождественно хорошим постам в партийных и государственных структурах, и в первую очередь в идеологических, советская власть стала разъедаться изнутри.

То, что произошло в конце 80х – начале 90х, было банальной контрреволюцией. Или почти банальной, так как обычно в результате контрреволюции к власти приходит бывшая элита. В этот раз к власти пришли дети элиты, которые идентифицировали себя не со своими отцами и дедами, а с теми, против кого те воевали, и захотели в новой свободной демократической России завести старые порядки, стать барами. Отсутствие необходимой сноровки в обращении с крепостными не позволило им эту власть удержать, и новые власть имущие сильно разбавлены людьми из других «сословий», а если просто – то жуликами и бандитами. А постаревшие мажоры остались не при делах: кто на старых теплых местах, а кто свалил за бугор в надежде, что там оценят их выдающиеся личностные качества и тонкую, мятущуюся душу.

В результате эти люди, во-первых, совершили акт предательства по отношению к своим родителям, бывшим винтиками парт и госаппарата, а, во-вторых, выяснилось, что свое предательство они совершили впустую, при старых порядках они бы получили больше. Они также продемонстрировали свою никчемность по сравнению с «предками», от которых они отрекались.

У критиков СССР имеется еще один закидон. Хотя они и утверждают, что СССР был ужасен, а современная Россия много лучше, но и ее, и людей ее они тоже ненавидят, потому что страна-то, на самом деле – одна, и люди в ней те же, и культура та же.

Как я уже отмечал, больше всего ненавидят тех, кого предал. Психологический механизм тут прост как три копейки – чтобы загладить чувство вины, нужно доказать себе, что то, что ты предал – скверно и ничтожно.

Поэтому взывать к разуму этой категории оголтелых критиков СССР действительно невозможно. Но вот что можно и должно делать – это ловить их на вранье, несоответствии с фактическими данными, логических ошибках, с тем, чтобы это вранье не действовало на тех, кто не знает, как было на самом деле.

Еще одно возможное возражение против такой деятельности – в ее ненужности. Мол, СССР давно ушел, и какая разница, кто там о нем что будет говорить? Однако современная Россия возникла как противопоставление СССР под лозунгами, что жизнь там была ужасна, и надо все сломать, чтобы зажить лучше. Поэтому фальсификация реальной жизни в СССР дает возможность властям еще меньше заботится об жизни граждан новой России.

Статью еще можно назвать Идеология чернодырья во всей красе.

К написанию данной статьи меня сподвигла переписка с Алексеем Р., который настойчиво слал мне статьи тематика которых явно нацелена против РПЦ.

После третьего письма мой ответ был таков:

«Алексей, вы зря мне шлете статьи, которые должны вызвать у меня или моих читателей ненависть.

Моя позиция диаметрально противоположна.

Я за то чтобы примирять, а не разделять

Мои мысли по этому поводу и сходные могут размещаться на моем сайте, а вызывающие вражду и оплевывание нашей истории, нашего отечества - нет.

Мои статьи на эту тему

Так что вы мне больше не шлите подобного

С уважением Александр Смирнов Ред. Golden-Ship.ru»

На что я получил письмо с оскорблениями

«Прочитал ваш шизо вздор. И не я один. Поздравляем вас, гражданин антихрист, вы достигли в деле охмурения вымирающего населения РФ, определенной "высоты". Скорее всего Путин и его К возьмут ваш проэкт на вооружение, если уже сейчас не заказали его вам. От души желаю, чтобы "кавказские парни" отрезали вам язык. Без всякого уважения! Алексей.»

На ответ «Алексей вы просто хам», получил короткий матершинный ответ.

Почему я привел так подробно переписку с казалось бы обычным невоспитанным человеком. Мало ли в интернете «троллей». Но мне представляется, что здесь имел место более сложный конфликт, сущность которого будет не понятна без объяснения того, что мы оба - Алексей и я, - считаем себя православными патриотами. И не обойтись без цитаты из лекции С.Е. Кургиняна «Смысл игры-41», где приводится много объясняющая классификация патриотического сообщества современной России.

На схеме изображаются два глобальных блока, подразделяющихся на четыре основных подгруппы.

Блок №1 Советские патриоты

– группа А

Группа B

Блок №2 Несоветские патриоты

– группа С

«Внутри блока номер один, - он же советские патриоты, - есть группа А, для которой все советское заслуживает любви и восхищения, а все до советское – это буржуйско-феодальный мрак, имперское мракобесие, угнетение народов, черносотенство и т.д.

Внутри того же блока номер 1, есть группа В, для которой все советское это благое продолжение великой русской истории, великой миссии России, ее приверженности православию, ее верности идее Третьего Рима и так далее.

В группе С те патриотические силы, которые готовы принять советское, как искаженное, но узнаваемое русско-православно-имперское. Для таких патриотических сил конечно же империя Александр III – это предмет любви и восхищения, а СССР – это то, что как-то можно принять. Да, история распорядилась странным образом, рухнуло великое государство, - видимо к тому были какие-то причины, - как иначе… и почему-то часть злодеев, это царство обрушивших, начала создавать что-то узнаваемое и великое. Конечно же речь идет об очень ущербном варианте того великого, что рухнуло в феврале 1917го. Но хоть ущербный вариант, а великий. Так рассуждают патриоты из группы С

В группе D те патриоты, которые СССР ненавидят люто. И еще более люто ненавидят коммунизм. Такие патриоты есть. Они безумно любят русскую православную империю, русскую империю вообще, они приклоняются перед ее величием. Они готовы сражаться с иноземцами за независимость великой самобытной России, но все советское и коммунистическое ими ненавидимо, сооружено оно, по их мнению, злыми силами, причем понятно какими. Верховодят в коммунизме все те же злые силы с их Марксами, Троцкими и тому подобными. Убивать, по их мнению, нужно и коммунистов и либералов, потому что они на самом деле одно и тоже

Нельзя сказать, что все эти патриоты не любят Россию. В том то и дело, что часть таких патриотов ее любит, причем страстно, и воевать с такими людьми нельзя, но и организовывать идеологический синтез, эдакое содержательное единство, между силами, влюбленными в СССР и коммунизм, и силами которые так ненавидят все советско-коммунистическое, тоже практически невозможно…

А теперь представьте себе, что в пределах группы А есть несколько подгрупп А1 А2 A3 и так далее. То же самое в пределах групп В, С, D. Как мы видим, идеологический синтез почти не мыслим, или по крайней мере, невероятно сложен, а без этого синтеза Россия оказывается страной со сломанным историческим хребтом»

Для меня очевидно, что высылающий воинственные статьи Алексей, относится к группе D. Возможен вариант, что в данном конкретном случае пишет профессиональный «тролль», на службе Госдепа (в интернете все возможно), но для нас сейчас важнее понимать то, что такие люди, как Алексей Р., бесспорно есть. Я буду исходить из предположения, что написал мне реальный человек, искренний патриот, - представитель группы D, - для кого советское является абсолютным злом. Отсюда вытекает, как оказывается, ненависть и к РПЦ (так как наша церковь ведет непрерывное существование и была «замарана» по их мнению, контактами с советской мерзостью), и ненависть к сегодняшнему свободному от коммунистических идей, периоду, который оказывается искаженным и ухудшенным продолжением советского мерзкого государства (эРэфия, Рашка).

Вот цитата, которую беру из одной пересылавшейся мне статьи

«Когда CCCр упразднили, то с чем мы остались – исковерканные, опустошенные души, отравленные жидо-коммунизмом? Плоды безбожнаго советскаго семидесятилетія явственно обнаружились въ 90-х годахъ въ Эрэфiи, которая объявила себя преемникомъ СССР и хранительницей его (понимай сатанинскаго) наследія.» (Обращеніе М-Т ИПХ.doc)

Из логики «черной дыры» советского безбожного прошлого России вытекает и то, что русского народа на территории «эРэфии» уже попросту не существует.

«Произошла целенаправленно осуществлённая полная замѣна населенія бывшей Россійской Имперіи. Вырезаны самые знаменитые, дееспособные роды. Искусственно создан совершенно новый народъ, который можно назвать «совками», «россіянцами», «нерусью», «нехристями», какъ угодно, но поистине этотъ советско-россиянскiй народ - не Русскій Народъ! Ни по крови, ни по Духу, ни по вере и міровоззренію, ни по культуре, ни по уму, ни по языку» …(Обращеніе М-Т ИПХ.doс)

На территории и в истории России есть «черная дыра», которую уже никак не изжить, а можно только выжигать каленым железом

Русских (действительно русских по душе, сердцу, уму) крайне мало. Остаток весьма скуден. Его необходимо сберечь на будущее, как закваску для будущей, возрожденной России. Пусть режутся рашкины патриоты, сталинцы--мазохисты, государственники сергиане, краснопёрые упыри и кондовые совки. Это война будет очистительно-истребительная по предсказаниям наших Отцов Исповедников. Всё рабское, зараженное жидовством, и потому кощунственное, все нечистоты должны уйти. Все сии «кощеи», выведенные совецким инкубатором из змеиных яиц коммунизьма. Это духовная зараза! Мы ничего не можем поделать, ничего изменить не в состоянии. Мы можем только страдать и молиться . (Кому сталинская церьковь мать.doс)

И если нет русского народа, нет Божией Церкви (это точно не РПЦ), русский народ, оказывается, сохранился только за рубежом. Русский богоизбранный народ – это только потомки эмигрантов

«Что и где сегодня Россия истинная, боголюбивая, народ избранный, Божий? Увы! Это разрозненные группки, рассеянные по всему лицу Земли: Австралии, Канаде, Франции, Аргентине, РФ, Украине, Молдове… » (Кому сталинская церьковь мать.doc)

Ведь те, кто остался жить в «чернодырье», оказался замаран в мерзости, в отличие от эмигрантов.

Кроме всего прочаго, заметимъ, что въ венахъ русскаго народа течётъ Христова Кровь, какъ причастнаго Высшей Тайне Евхаристіи и буквально - Богоносца. Чего нельзя сказать о «россіянахъ», ставшихъ настоящими басурманами (не рода христианского), въ венахъ которыхъ течетъ кровь погромщиковъ Святой Руси, отринувших и убившихъ въ себе преемственность съ тысячелетней христіанской Россіей. На месте уничтоженной Россіи пришлый - оккупаціонный режимъ отстроилъ свой красно-хазарскій Каганатъ - СССР, теперь - РФ .(Обращеніе М-Т ИПХ.doc)

Все эти подобные рассуждения ведут только к деструкции. Если придерживаться таких позиций, то ясно, что Россия, за 70 лет превращена в мерзость, народ, оставшийся, не эмигрировавший, превратился в мерзость, церковь – РПЦ, прибежище отступников. Одним словом черная дыра, нуждающаяся только в «очистительной» резне. Честно говоря, до времени написания статьи я не читал все статьи, которые мне упорно слал Алексей. И наверное потому меня крайне удивила столь злобная реакция на мой ответ. Ведь до этого я размещал статьи на многих форумах, и слышал разные точки зрения, часто резкие, но никогда – ругань, угрозы, мат. Почитав же опусы крайне воинственных «чернодырцев», уже понимаю, что настроены они на полную деструкцию, уничтожение мерзости, которой является и Россия (эРэфия, выражаясь соответствующим сленгом), и русский народ, здесь проживающий, даже если они православные (МП РПЦ – сатанинское сборище), одним словом «рашкины патриоты, сталинцы-мазохисты, государственники сергиане, краснопёрые упыри и кондовые совки», которым уготована и на головы которых призывается «очистительно-истребительная» резня. А так как эмигранты резать нас не приедут, то призывается новая гражданская война «пусть режутся… красные и лже-патриоты, и лже-православные, лже-русские… Нечего жалеть мерзость «красно-хазарский Каганат – СССР, теперь – РФ»

Понятно, что подобные мысли не может порождать православный дух, это мысли порожденные духами злобы, ненависти, ослепленной ярости. Где здесь христианское «Прощайте врагов ваших?», где здесь «Блаженны миротворцы….»? Только ненависть, - слепая, злобная ненависть.

Можно предположить, что патриоты из группы D могут быть разной степени озлобленности, и вышеприведенные опусы принадлежат крайним группам, и возможно даже являются полностью привнесенными из недр крайне враждебных как России, так и православию. Но сейчас нужно понять, что враги будут муссировать эти крайности, накачивать подобной идеологией патриотические группы, и прежде всего эмигрантские, которым такое самоощущение крайне лестно (истинная Русь, рассеянная по миру, Богоносный народ, ведущий праведную войну с неверными). Уверен, что подобные радикалы или сочувствующие идеологии «чернодырья» будут и среди проживающих в России. Возможно, Алексей Р. именно из таких, хотя это все же больше похоже на вброс иноземного происхождения.

Для чего я все это излагаю? Конечно, не для того, чтобы пожаловаться на оскорбления, и не для того, чтобы объяснить конкретному Алексею его неправоту. (во-первых, я просто не могу даже быть уверен в самом его существовании, и чистоте его намерений: во-вторых, я общался с сектантами и знаю, что в разговоре того же «свидетеля Иеговы» никогда не переубедишь, можно надеяться только на Бога в деле его вразумления) Цель статьи, показать православным, какие ловушки и сети использует враг для разжигания розни и гражданской войны. Не надо думать, что это безобидные писульки, которые можно просто игнорить. Подобные Алексеи занимаются активной рассылкой (кроме меня письмо со статьями получили еще 48 адресатов), стараясь вовлечь в свою «чернодырскую» идеологию как можно больше неравнодушных и патриотически настроенных православных, разжигая вражду между «белыми» и «красными», между «правильными» и «неправильными» патриотами, по сути, провоцируя и призывая новую гражданскую войну.

Еще хотелось бы обратиться к тем, кто в той или иной степени разделяет данные или подобные взгляды. Подобная крайность почему-то навеяла аналогию с падением иудейского народа.

Для того, чтобы это стало понятно, давайте представлять патриотическую группу D, условно проживающей в одном месте (за пределами России). У этой группы как и у иудейского народа, не принявшего Христа, есть убежденность в своей непогрешимости и праведности.

Только мы дети Моисея, а вы отступники.

Мы только православные – а вы, живущие в России, члены РПЦ – отступники, или дети отступников.

О Царе

Анализируя неадекватно резкий ответ на обычный, мотивированный отказ в размещении статей, я предположил, что, кроме всего прочего, вызван он еще и тем, что в статье « Коммунизм как выбор православного народа » было указано на перерождении элиты, которая за время проживания за границей стала еще дальше от народа, и что грядущий Царь может произойти только из среды живущих здесь, но никак не иностранцев. И этот момент, как мне кажется тоже крайне болезненен для эмигрантской среды, так как они должно быть хотят нового Царя для России из числа своих. И в этом случае любой выбор русского народа, будет отвергнут.

И здесь я тоже вижу вышеозвученную аналогию. Но не в сущности будущего лидера, а в сущности непринявшей его группировки. Мессия был не принят, и отвергнут иудеями, по причине того, что они были уверены в своей непогрешимости (не могли взглянуть критически на свое представление о Мессии), как уверены в своей благочестивости-неиспорченности-праведности «чернодырцы», которые в этом случае на тех же основаниях будут отрицать любой не удовлетворяющих их представление выбор русского народа.

Мы имеем свое представление о Мессии, и Тот Кто пришел – Иисус из Назарета нами не принимается, потому что не таков как мы хотим.

Мы знаем каков (или кто) должен быть Царь, а этот ваш – антихрист.

И в ослеплении ярости и собственной непогрешимости (лже-праведности), данная группа имеет все шансы повторить известные исторические ошибки, приведшие к падению и богоборчеству иудеев. Ведь «если и мертвый воскреснет – не поверят», было сказано Христом. Так и случилось.

И чисто теоретически, если мое предположение окажется верным, и Царя укажет воскресший Серафим Саровский, вразумит ли это «чернодырцев»? Заставит ли это усомниться их в своей праведности? Боюсь, что нет.

И говорю это не для того чтобы больнее уколоть, а чтобы воззвать к разуму и сердцу тех, кто еще может слышать, и кто может понять, что идеология «черной дыры» нашей истории, которую проповедуют Алексей Р. и ему подобные – это не только «сломанный хребет» истории, мешающий возрождению России, но и потенциальная угроза гражданской войны («очестительно-истребительной резни»), это точка на которую будут давить враги России и русского народа, пестуя в одних самомнение и чувство собственной праведности, а у других ненависть к своим братьям и даже единоверцам.

Ярость и самомнение ослепляют, что мы видели на примере иудейского народа. И опасаюсь, что в случае если русский народ найдет в себе силы подняться, найдет в себе силы к здоровому синтезу, вместо расплевывания со своей исторической судьбой, то сторонники идеологии «черной дыры», объявят России новый крестовый поход, превратившись в самых яростных ее врагов. И будут громче всех кричать, что новый лидер – антихрист, и будут яростнее других призывать к ядерным бомбардировкам России.

«кто имеет уши слышать, да слышит!»

Александр Смирнов Ред. Golden-Ship.ru