Этот математический калькулятор онлайн поможет вам если нужно вычислить предел функции . Программа решения пределов не просто даёт ответ задачи, она приводит подробное решение с пояснениями , т.е. отображает процесс вычисления предела.
Данная программа может быть полезна учащимся старших классов общеобразовательных школ при подготовке к контрольным работам и экзаменам, при проверке знаний перед ЕГЭ, родителям для контроля решения многих задач по математике и алгебре. А может быть вам слишком накладно нанимать репетитора или покупать новые учебники? Или вы просто хотите как можно быстрее сделать домашнее задание по математике или алгебре? В этом случае вы также можете воспользоваться нашими программами с подробным решением.
Таким образом вы можете проводить своё собственное обучение и/или обучение своих младших братьев или сестёр, при этом уровень образования в области решаемых задач повышается.
Введите выражение функцииВычислить предел
Обнаружено что не загрузились некоторые скрипты, необходимые для решения этой задачи, и программа может не работать.
Возможно у вас включен AdBlock.
В этом случае отключите его и обновите страницу.
Чтобы решение появилось нужно включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере .
Т.к. желающих решить задачу очень много, ваш запрос поставлен в очередь.
Через несколько секунд решение появится ниже.
Пожалуйста подождите сек...
Если вы заметили ошибку в решении
, то об этом вы можете написать в Форме обратной связи .
Не забудте указать какую задачу
вы решаете и что вводите в поля
.
Наши игры, головоломки, эмуляторы:
Немного теории.
Предел функции при х->х 0
Пусть функция f(x) определена на некотором множестве X и пусть точка \(x_0 \in X \) или \(x_0 \notin X \)
Возьмем из X последовательность точек, отличных от х 0:
x 1 , x 2 , x 3 , ..., x n , ... (1)
сходящуюся к х*. Значения функции в точках этой последовательности также образуют числовую последовательность
f(x 1), f(x 2), f(x 3), ..., f(x n), ... (2)
и можно ставить вопрос о существовании ее предела.
Определение . Число А называется пределом функции f(х) в точке х = х 0 (или при х -> x 0), если для любой сходящейся к x 0 последовательности (1) значений аргумента x, отличных от x 0 соответствующая последовательность (2) значений функции сходится к числу A.
$$ \lim_{x\to x_0}{ f(x)} = A $$
Функция f(x) может иметь в точке x 0 только один предел. Это следует из того, что последовательность
{f(x n)}
имеет только один предел.
Существует другое определение предела функции.
Определение
Число А называется пределом функции f(x) в точке х = x 0 , если для любого числа \(\varepsilon > 0 \)
существует число \(\delta > 0 \) такое, что для всех \(x \in X, \; x \neq x_0 \), удовлетворяющих неравенству \(|x-x_0| Используя логические символы, это определение можно записать в виде
\((\forall \varepsilon > 0) (\exists \delta > 0) (\forall x \in X, \; x \neq x_0, \; |x-x_0| Отметим, что неравенства \(x \neq x_0, \; |x-x_0| Первое определение основано на понятии предела числовой последовательности, поэтому его часто называют определением
«на языке последовательностей». Второе определение называют определением «на языке \(\varepsilon - \delta \)».
Эти два определения предела функции эквивалентны и можно использовать любое из них в зависимости от того, какое более
удобно при решении той или иной задачи.
Заметим, что определение предела функции «на языке последовательностей» называют также определением предела функции по Гейне, а определение предела функции «на языке \(\varepsilon - \delta \)» - определением предела функции по Коши.
Предел функции при x->x 0 - и при x->x 0 +
В дальнейшем будут использованы понятия односторонних пределов функции, которые определяются следующим образом.
Определение Число А называется правым (левым) пределом функции f(x) в точке x 0 , если для любой сходящейся к x 0 последовательности (1), элементы x n которой больше (меньше) x 0 , соответствующая последовательность (2) сходится к А.
Символически это записывается так:
$$ \lim_{x \to x_0+} f(x) = A \; \left(\lim_{x \to x_0-} f(x) = A \right) $$
Можно дать равносильное определение односторонних пределов функции «на языке \(\varepsilon - \delta \)»:
Определение
число А называется правым (левым) пределом функции f(х) в точке x 0 , если для любого
\(\varepsilon > 0 \) существует \(\delta > 0 \) такое, что для всех x, удовлетворяющих неравенствам
\(x_0
Символические записи:
Министерство образования Российской Федерации ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ»
Введение в анализ
Индивидуальные задания по курсу «Математика» для студентов всех специальностей дневной формы обучения факультета
экономики и управления
Екатеринбург 2003
Составители Г.Ф.Пестерева, О.Я. Шевалдина
Научный редактор канд. физ.-мат. наук О.Я. Шевалдина
Введение в анализ: Индивидуальные задания по курсу «Математика» для студентов всех специальностей дневной формы обучения факультета экономики и управления/ Г.Ф.Пестерева, О.Я. Шевалдина
Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ – УПИ», 2003. 30 с.
Индивидуальные задания содержат 26 вариантов упражнений по разделу «Введение в математический анализ» дисциплины «Математика». Каждый вариант включает 7 задач, в том числе одну задачу с экономическим содержанием. Набор предлагаемых задач можно использовать в процессе аудиторной и самостоятельной работы студентов, при проведении контрольных работ, собеседований и экзаменов. Индивидуальные задания предназначаются для студентов всех специальностей факультета экономики и управления.
Подготовлено кафедрой «Анализ систем и принятия решений»
ГОУ ВПО «УГТУ – УПИ» , 2003
Учебная литература:
1. Абчук В .А . Экономико-математические методы. – СПб.: Союз, 1999. – 320 с.
2. Виноградова И.А., Олехник С.Н., Садовничий В.А. Задачи и упражнения по математическому анализу. В 2 кн. Кн. 1.– М.: Высш. шк. 2000. – 725 с.
3. Ермаков В.И. и др. Общий курс высшей математики для экономистов.
– М.: ИНФРА – М, 2000. – 656 с.
4. Колесников А.Н. Краткий курс математики для экономистов. – М.: ИН-
ФРА-М, 1997. – 208 с.
5. Красс М.С., Чупрынов Б.П. Основы математики и ее приложения в экономическом образовании. – М.: Дело, 2001. – 688 с.
6. Кремер Н.Ш. и др. Высшая математика для экономистов. - М.: ЮНИ-
ТИ, 1998. – 472 с.
7. Ляшко С.И. и др. Сборник задач и упражнений по математическому анализу. Ч. 1 – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. – 432 с.
8. Малыхин В.И. Математика в экономике. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 356 с.
9. Сборник задач по математике для втузов: Ч. 1 / Под ред. А.В. Ефимова,
Б.П. Демидовича. – М.: Наука, 1986. – 464 с.
10. Томпсон А., Формби Д. Экономика фирмы. – М.: ЗАО «Изд-во БИ-
НОМ», 1998. – 544 с.
11. Шикин Е.В., Чхартишвили А.Г . Математические методы и модели в экономике. – М.: Дело, 2000. – 440 с.
Издательство ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ» 620002, Екатеринбург, Мира, 19
Рецензия
на методическую работу “Введение в анализ. Индивидуальные задания по курсу «Математика» для студентов всех специальностей факультета «Экономика и управление»
Названное пособие является методической разработкой к практическим занятиям по дисциплине “ Математика”. Индивидуальные задания содержат 26 вариантов упражнений по разделу «Введение в математический анализ». Каждый вариант включает 7 заданий, в том числе одну задачу с экономическим содержанием. Набор предлагаемых задач можно использовать в процессе аудиторной и домашней работы студентов, при проведении контрольных работ, собеседований и экзаменов. Система индивидуальных заданий активизирует самостоятельную работу студентов и способствует более глубокому изучению курса математики.
В.А.Табуева |
Рецензия
на методическую работу «Применение производной и исследование функций. Индивидуальные задания по курсу “Математика” для студентов всех специальностей факультета экономики и управления»
cт. преподаватель каф. АСиПР Э.С. Оноприенко, доц., к.ф.-м.н. каф. АСиПР О.Я. Шевалдина
Названное пособие является методической разработкой к практическим занятиям по дисциплине “ Математика”. Индивидуальные задания содержат 26 вариантов упражнений по разделу «Исследование функций с помощью производных. Приложение производной в экономической теории». Каждый вариант включает 8 заданий, в том числе две задачи с экономическим содержанием. Набор предлагаемых задач можно использовать в процессе аудиторной и домашней работы студентов, при проведении контрольных работ, собеседований и экзаменов. Система индивидуальных заданий активизирует самостоятельную работу студентов и способствует более глубокому изучению курса математики.
Индивидуальные задания составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины “Математика” и предназначаются для студентов всех специальностей дневной формы обучения факультета экономики и управления ГОУ ВПО «УГТУ УПИ».
Методическая работа «Применение производной и исследование функций» авторов Л.В. Архангельской, О.Ю. Жильцовой, Э.С. Оноприенко, О.Я. Шевалдиной соответствует своему назначению и может быть рекомендована к изданию.
Профессор, к.ф.-м.н. кафедры ВМиУМФ | В.А.Табуева |
Введение в анализ
Индивидуальные задания
Задача 1 . Дана числовая последовательность(x n ) ;
1) найти 2-й, 100-й, n+1-й члены последовательности(x n ) ;
2) проверить, является ли последовательность (x n ) монотонной;
3) пользуясь определением предела последовательности, доказать, что
x n = A , определив дляε > 0 натуральное числоN = N(ε ) такое, |
||||||||||||
n →∞ | n > N справедливо неравенство |
|||||||||||
натурального |
||||||||||||
xn − A | < ε. | lim f (x )= A . |
||||||||||
Задача 2 . С помощью« ε −δ » рассуждений доказать, что |
||||||||||||
x→ xο |
||||||||||||
Заполнить следующую таблицу | ||||||||||||
Задача 3 . Найти пределы функций. | ||||||||||||
Задача 4 . При каком значенииm | функция y= f (x) | будет непрерывной в |
||||||||||
точке x 0 ? | Построить график этой функции. |
Задача 5 . Найти точки разрыва функции, установить их характер, в точках устранимого разрыва доопределить функцию по непрерывности.
Задача 6 . Исследовать на непрерывность и построить схематично графики функций.
Вариант 1
1. x n = 2 n 2 + 1 ,A = 2 , | ε =10 − 3 . |
||||||||||||
3n 2 − 1 | |||||||||||||
3 x −6 +2 | |||||||||||||
x3 + 8 | |||||||||||||
x →−2 | |||||||||||||
x3 − 1 | |||||||||||||
sin(1 − x) | |||||||||||||
x→ 1 | |||||||||||||
lim x2 ctg2 3 x; | |||||||||||||
x→ 0 | |||||||||||||
sin x | |||||||||||||
a− x | |||||||||||||
x→ a | sin a | ||||||||||||
3 1 + ln x− 1 | |||||||||||||
7 ln x+ 1 − 1 |
|||||||||||||
x→ 1 | |||||||||||||
log x , | 0 < x ≤ 1, | ||||||||||||
x = 1. |
|||||||||||||
4. y = | |||||||||||||
x > 1, | |||||||||||||
m + x, | |||||||||||||
2x + 2 | x > −2, |
||||||||||||
x + 3 | |||||||||||||
− 2 ≤x ≤1, |
|||||||||||||
y =2 − | 4 − x , |
||||||||||||
x − 3, | x > 1; |
||||||||||||
y = 4 | 9− x | ||||||||||||
2x 2 | −8 x +6 | ||||||||||||||
x − 3 | |||||||||||||||
x→ 3 | |||||||||||||||
5x + 2− 5 x 5 − 3 | |||||||||||||||
3 3 x 3 +1 +4 x 3 −4 |
|||||||||||||||
x →+∞ | |||||||||||||||
(x− | x(x− 1 ) ; | ||||||||||||||
x →+∞ | |||||||||||||||
− x | |||||||||||||||
x →∞ | − x +1 | ||||||||||||||
E − 3 x | − 2 | ||||||||||||||
cos 4x − 1 | |||||||||||||||
x→ 0 | |||||||||||||||
sin 3 x . | |||||||||||||||
x →π | sin8 x | ||||||||||||||
2 x arctgx 4 − 1 . |
б) y = x 3 + 2 x 2 + 3 x ;x
7. Спрос и предложение на некоторый товар на рынке описываются линейными зависимостями вида: q = 15− 3p ,s = 1+ 4p . Определите равновесную цену.
Установите графическим способом, является ли модель паутинного рынка «скручивающейся».
Вариант 2
1. x n = | ε =10 − 3 . |
||||||
2n 2 + 3 | |||||||
3. a) lim | 2 − 3 | 10 − x | ||||||
− 2 | ||||||||
x→ 2 | ||||||||
в) lim | 16 − x 4 | |||||||
x → 2 sin(x− | ||||||||
д) lim x | 3 ctgx | |||||||
x→ 0 | ||||||||
ж) lim | lncos 2 x | |||||||
π 2 | ||||||||
x →π | ||||||||
1 − | ||||||||
6x 2 − 5x + 1 | = −1. | |||||||||||||||
x→ | x − | |||||||||||||||
x + 3 3 x− 5 x; |
||||||||||||||||
x →+∞ | 3 x− 3 7 x | |||||||||||||||
9x + 1 | −3 x |
|||||||||||||||
x →+∞ | ||||||||||||||||
X −5 | 1− x 2 | |||||||||||||||
X +3 | ||||||||||||||||
x →∞x | ||||||||||||||||
72 x | 5 3 x −2 | |||||||||||||||
2 x− arctg3 x | ||||||||||||||||
x→ 0 |
и) lim | 4 1 + ln2 x− 1 | к) lim | tg3 x | |||||||||||||||||||
3 ln2 x+ 1 − 1 | ||||||||||||||||||||||
x→ 1 | x →π tg4 x | |||||||||||||||||||||
x ≤ 1, | ||||||||||||||||||||||
2 x− m, | 5. y = | |||||||||||||||||||||
4. y = | ||||||||||||||||||||||
− 4 x 2 | ||||||||||||||||||||||
x > 1, | ||||||||||||||||||||||
x ≤ 0, | ||||||||||||||||||||||
−3 x 2 +2 x | ||||||||||||||||||||||
б) y = | ||||||||||||||||||||||
6. а) y = log | 0 < x ≤ 2, | |||||||||||||||||||||
x − 2 |
||||||||||||||||||||||
x > 2; | ||||||||||||||||||||||
2x − 3, | ||||||||||||||||||||||
в) y = 2tgx .
7. Найти время удвоения вклада в банке, если ставка банковского процента составляет 7% годовых.
Вариант 3
1. x n = 1 + (0 ,1 ) n , A= 1 ,ε = 10 − 4 .
x + 1 | |||||||||||||||||||||||||
x →−1 6 x 2 | 3+ 3x | ||||||||||||||||||||||||
3 −4 x | |||||||||||||||||||||||||
x →+∞ | |||||||||||||||||||||||||
д) lim | ln x − 1 | ||||||||||||||||||||||||
x→ e | x − e | ||||||||||||||||||||||||
ж) lim | 9 x − 1 | ||||||||||||||||||||||||
7 x − 1 | |||||||||||||||||||||||||
x→ 1 | |||||||||||||||||||||||||
tg 2 | |||||||||||||||||||||||||
lim (sin 2 x) | |||||||||||||||||||||||||
x→ | |||||||||||||||||||||||||
x + 1 | x ≤ −1 | ||||||||||||||||||||||||
= −1. |
|||||||||||||||||||||||||
x > −1 | |||||||||||||||||||||||||
x ≤ 0, |
|||||||||||||||||||||||||
a) y = | |||||||||||||||||||||||||
1 − 4− x , 0< x ≤ 2, |
|||||||||||||||||||||||||
5 − 2x , | x > 2; |
||||||||||||||||||||||||
в) y = | 1 − x | ||||||||||||||||||||||||
x→ | x − | ||||||||||||||||||||||||
2x 2 + 3− 5 x | |||||||||||||||||||||||||
4x + 7 | |||||||||||||||||||||||||
x →−∞ | |||||||||||||||||||||||||
− x +3 | 3x 2 | −1 | |||||||||||||||||||||||
− x −8 | |||||||||||||||||||||||||
x →∞x | |||||||||||||||||||||||||
е) lim | |||||||||||||||||||||||||
x → 0 arctg | |||||||||||||||||||||||||
e arcsin5 x− e arcsin2 x | |||||||||||||||||||||||||
x→ 0 | |||||||||||||||||||||||||
3 ctg | − x | ||||||||||||||||||||||||
lim ctgx lncos 2 x. | |||||||||||||||||||||||||
x→ 0 | |||||||||||||||||||||||||
y = 2 − | |||||||||||||||||||||||||
16 − x 2 | |||||||||||||||||||||||||
б) y = | x x − 3 | ||||||||||||||||||||||||
10p
и предложенияs
=
100+
10p
от це- ны р . Найдите равновесную цену, выручку при равновесной цене. Постройте график функции выручки и укажите на нем ценур, при которой выручка максимальна; найдите и саму эту максимальную выручку. |
Теория пределов – это один из разделов математического анализа. Вопрос решения пределов является достаточно обширным, поскольку существуют десятки приемов решений пределов различных видов. Существуют десятки нюансов и хитростей, позволяющих решить тот или иной предел. Тем не менее, мы все-таки попробуем разобраться в основных типах пределов, которые наиболее часто встречаются на практике.
Начнем с самого понятия предела. Но сначала краткая историческая справка. Жил-был в 19 веке француз Огюстен Луи Коши, который заложил основы математического анализа и дал строгие определения, определение предела, в частности. Надо сказать, этот самый Коши снился, снится и будет сниться в кошмарных снах всем студентам физико-математических факультетов, так как доказал огромное количество теорем математического анализа, причем одна теорема отвратительнее другой. В этой связи мы не будем рассматривать строгое определение предела, а попытаемся сделать две вещи:
1. Понять, что такое предел.
2. Научиться решать основные типы пределов.
Прошу прощения за некоторую ненаучность объяснений, важно чтобы материал был понятен даже чайнику, что, собственно, и является задачей проекта.
Итак, что же такое предел?
А сразу пример, чего бабушку лохматить….
Любой предел состоит из трех частей :
1) Всем известного значка предела .
2) Записи под значком предела, в данном случае . Запись читается «икс стремится к единице». Чаще всего – именно ,
хотя вместо «икса» на практике встречаются и другие переменные. В
практических заданиях на месте единицы может находиться совершенно
любое число, а также бесконечность ().
3) Функции под знаком предела, в данном случае .
Сама запись читается так: «предел функции при икс стремящемся к единице».
Разберем следующий важный вопрос – а что значит выражение «икс стремится
к единице»? И что вообще такое «стремится»?
Понятие предела – это понятие, если так можно сказать, динамическое
. Построим последовательность: сначала , затем , , …, , ….
То есть выражение «икс стремится
к единице» следует понимать так – «икс» последовательно принимает значения, которые бесконечно близко приближаются к единице и практически с ней совпадают
.
Как решить вышерассмотренный пример? Исходя из вышесказанного, нужно просто подставить единицу в функцию, стоящую под знаком предела:
Итак, первое правило: Когда дан любой предел, сначала просто пытаемся подставить число в функцию .
Мы рассмотрели простейший предел, но и такие встречаются на практике, причем, не так уж редко!
Пример с бесконечностью:
Разбираемся, что такое ? Это тот случай, когда неограниченно возрастает, то есть: сначала , потом , потом , затем и так далее до бесконечности.
А что в это время происходит с функцией ?
, , , …
Итак: если , то функция стремится к минус бесконечности :
Грубо говоря, согласно нашему первому правилу, мы вместо «икса» подставляем в функцию бесконечность и получаем ответ .
Еще один пример с бесконечностью:
Опять начинаем увеличивать до бесконечности, и смотрим на поведение функции:
Вывод: при функция неограниченно возрастает
:
И еще серия примеров:
Пожалуйста, попытайтесь самостоятельно мысленно проанализировать нижеследующее и запомните простейшие виды пределов:
, , , , , , , , ,
Если где-нибудь есть сомнения, то можете взять в руки калькулятор и немного потренироваться.
В том случае, если , попробуйте построить последовательность , , . Если , то , , .
Примечание: строго говоря, такой подход с построением последовательностей из нескольких чисел некорректен, но для понимания простейших примеров вполне подойдет.
Также обратите внимание на следующую вещь. Даже если дан предел с большим числом вверху, да хоть с миллионом: , то все равно , так как рано или поздно «икс» примет такие гигантские значения, что миллион по сравнению с ними будет самым настоящим микробом .
Что нужно запомнить и понять из вышесказанного?
1) Когда дан любой предел, сначала просто пытаемся подставить число в функцию.
2) Вы должны понимать и сразу решать простейшие пределы, такие как , , и т.д.
Сейчас мы рассмотрим группу пределов, когда , а функция представляет собой дробь, в числителе и знаменателе которой находятся многочлены
Пример:
Вычислить предел
Согласно нашему правилу попытаемся подставить бесконечность в функцию. Что у нас получается вверху? Бесконечность. А что получается внизу? Тоже бесконечность. Таким образом, у нас есть так называемая неопределенность вида . Можно было бы подумать, что , и ответ готов, но в общем случае это вовсе не так, и нужно применить некоторый прием решения, который мы сейчас и рассмотрим.
Как решать пределы данного типа?
Сначала мы смотрим на числитель и находим в старшей степени:
Старшая степень в числителе равна двум.
Теперь смотрим на знаменатель и тоже находим в старшей степени:
Старшая степень знаменателя равна двум.
Затем мы выбираем самую старшую степень числителя и знаменателя: в данном примере они совпадают и равны двойке.
Итак, метод решения следующий: для того, чтобы раскрыть неопределенность необходимо разделить числитель и знаменатель на в старшей степени .
Вот оно как, ответ , а вовсе не бесконечность.
Что принципиально важно в оформлении решения?
Во-первых, указываем неопределенность, если она есть.
Во-вторых, желательно прервать решение для промежуточных объяснений. Я обычно использую знак , он не несет никакого математического смысла, а обозначает, что решение прервано для промежуточного объяснения.
В-третьих, в пределе желательно помечать, что и куда стремится. Когда работа оформляется от руки, удобнее это сделать так:
Для пометок лучше использовать простой карандаш.
Конечно, можно ничего этого не делать, но тогда, возможно, преподаватель отметит недочеты в решении либо начнет задавать дополнительные вопросы по заданию. А оно Вам надо?
Пример 2
Найти предел
Снова в числителе и знаменателе находим в старшей степени:
Максимальная степень в числителе: 3
Максимальная степень в знаменателе: 4
Выбираем наибольшее
значение, в данном случае четверку.
Согласно нашему алгоритму, для раскрытия неопределенности делим числитель и знаменатель на .
Полное оформление задания может выглядеть так:
Разделим числитель и знаменатель на
Пример 3
Найти предел
Максимальная степень «икса» в числителе: 2
Максимальная степень «икса» в знаменателе: 1 ( можно записать как )
Для раскрытия неопределенности необходимо разделить числитель и знаменатель на . Чистовой вариант решения может выглядеть так:
Разделим числитель и знаменатель на
Под записью подразумевается не деление на ноль (делить на ноль нельзя), а деление на бесконечно малое число.
Таким образом, при раскрытии неопределенности вида у нас может получиться конечное число , ноль или бесконечность.
Пределы с неопределенностью вида и метод их решения
Следующая группа пределов чем-то похожа на только что рассмотренные пределы: в числителе и знаменателе находятся многочлены, но «икс» стремится уже не к бесконечности, а к конечному числу .
Пример 4
Решить предел
Сначала попробуем подставить -1 в дробь:
В данном случае получена так называемая неопределенность .
Общее правило : если в числителе и знаменателе находятся многочлены, и имеется неопределенности вида , то для ее раскрытия нужно разложить числитель и знаменатель на множители .
Для этого чаще всего нужно решить квадратное уравнение и (или) использовать формулы сокращенного умножения. Если данные вещи позабылись, тогда посетите страницу Математические формулы и таблицы и ознакомьтесь с методическим материалом Горячие формулы школьного курса математики . Кстати его лучше всего распечатать, требуется очень часто, да и информация с бумаги усваивается лучше.
Итак, решаем наш предел
Разложим числитель и знаменатель на множители
Для того чтобы разложить числитель на множители, нужно решить квадратное уравнение:
Сначала находим дискриминант:
И квадратный корень из него: .
В случае если дискриминант большой, например 361, используем калькулятор, функция извлечения квадратного корня есть на самом простом калькуляторе.
! Если корень не извлекается нацело (получается дробное число с запятой), очень вероятно, что дискриминант вычислен неверно либо в задании опечатка.
Далее находим корни:
Таким образом:
Всё. Числитель на множители разложен.
Знаменатель. Знаменатель уже является простейшим множителем, и упростить его никак нельзя.
Очевидно, что можно сократить на :
Теперь и подставляем -1 в выражение, которое осталось под знаком предела:
Естественно, в контрольной работе, на зачете, экзамене так подробно решение никогда не расписывают. В чистовом варианте оформление должно выглядеть примерно так:
Разложим числитель на множители.
Пример 5
Вычислить предел
Сначала «чистовой» вариант решения
Разложим числитель и знаменатель на множители.
Числитель:
Знаменатель:
,
Что важного в данном примере?
Во-первых, Вы должны хорошо понимать, как раскрыт числитель,
сначала мы вынесли за скобку 2, а затем использовали формулу разности
квадратов. Уж эту-то формулу нужно знать и видеть.
Для тех, кто хочет научиться находить пределы в данной статье мы расскажем об этом. Не будем углубляться в теорию, обычно её дают на лекциях преподаватели. Так что "скучная теория" должна быть у Вас законспектирована в тетрадках. Если этого нет, то почитать можно учебники взятые в библиотеке учебного заведения или на других интернет-ресурсах.
Итак, понятие предела достаточно важно в изучении курса высшей математики, особенно когда вы столкнетесь с интегральным исчислением и поймёте связь между пределом и интегралом. В текущем материале будут рассмотрены простые примеры, а также способы их решения.
Примеры решений
Пример 1 |
Вычислить а) $ \lim_{x \to 0} \frac{1}{x} $; б)$ \lim_{x \to \infty} \frac{1}{x} $ |
Решение |
а) $$ \lim \limits_{x \to 0} \frac{1}{x} = \infty $$ б)$$ \lim_{x \to \infty} \frac{1}{x} = 0 $$ Нам часто присылают эти пределы с просьбой помочь решить. Мы решили их выделить отдельным примером и пояснить, что данные пределы необходимо просто запомнить, как правило. Если не получается решить свою задачу, то присылайте её к нам. Мы предоставим подробное решение. Вы сможете ознакомиться с ходом вычисления и почерпнуть информацию. Это поможет своевременно получить зачёт у преподавателя! |
Ответ |
$$ \text{a)} \lim \limits_{x \to 0} \frac{1}{x} = \infty \text{ б)}\lim \limits_{x \to \infty} \frac{1}{x} = 0 $$ |
Что делать с неопределенностью вида: $ \bigg [\frac{0}{0} \bigg ] $
Пример 3 |
Решить $ \lim \limits_{x \to -1} \frac{x^2-1}{x+1} $ |
Решение |
Как всегда начинаем с подстановки значения $ x $ в выражение, стоящее под знаком предела. $$ \lim \limits_{x \to -1} \frac{x^2-1}{x+1} = \frac{(-1)^2-1}{-1+1}=\frac{0}{0} $$ Что теперь дальше? Что же должно получиться в итоге? Так как это неопределенность, то это ещё не ответ и продолжаем вычисление. Так как в числители у нас многочлен, то разложим его на множители, помощью знакомой всем формулы ещё со школьной скамьи $$ a^2-b^2=(a-b)(a+b) $$. Вспомнили? Отлично! Теперь вперед и с песней применять её :) Получаем, что числитель $ x^2-1=(x-1)(x+1) $ Продолжаем решать учитывая вышеприведенное преобразование: $$ \lim \limits_{x \to -1}\frac{x^2-1}{x+1} = \lim \limits_{x \to -1}\frac{(x-1)(x+1)}{x+1} = $$ $$ = \lim \limits_{x \to -1}(x-1)=-1-1=-2 $$ |
Ответ |
$$ \lim \limits_{x \to -1} \frac{x^2-1}{x+1} = -2 $$ |
Устремим предел в последних двух примерах к бесконечности и рассмотрим неопределенность: $ \bigg [\frac{\infty}{\infty} \bigg ] $
Пример 5 |
Вычислить $ \lim \limits_{x \to \infty} \frac{x^2-1}{x+1} $ |
Решение |
$ \lim \limits_{x \to \infty} \frac{x^2-1}{x+1} = \frac{\infty}{\infty} $ Что же делать? Как быть? Не стоит паниковать, потому что невозможное - возможно. Нужно вынести за скобки и в числителе и в знаменателе икс, а потом его сократить. После этого предел попытаться вычислить. Пробуем... $$ \lim \limits_{x \to \infty} \frac{x^2-1}{x+1} =\lim \limits_{x \to \infty} \frac{x^2(1-\frac{1}{x^2})}{x(1+\frac{1}{x})} = $$ $$ = \lim \limits_{x \to \infty} \frac{x(1-\frac{1}{x^2})}{(1+\frac{1}{x})} = $$ Используя определение из примера 2 и подставляя в место х бесконечность получаем: $$ = \frac{\infty(1-\frac{1}{\infty})}{(1+\frac{1}{\infty})} = \frac{\infty \cdot 1}{1+0} = \frac{\infty}{1} = \infty $$ |
Ответ |
$$ \lim \limits_{x \to \infty} \frac{x^2-1}{x+1} = \infty $$ |
Алгоритм вычисления лимитов
Итак, давайте кратко подведем итог разобранным примерам и составим алгоритм решения пределов:
- Подставить точку х в выражение, следующее после знака предела. Если получается определенное число, либо бесконечность, то предел решен полностью. В противном случае имеем неопределенность: "ноль делить на ноль" или "бесконечность делить на бесконечность" и переходим к следующим пунктам инструкции.
- Чтобы устранить неопределенность "ноль делить на ноль" нужно разложить числитель и знаменатель на множители. Сократить подобные. Подставить точку х в выражение, стоящее под знаком предела.
- Если неопределенность "бесконечность делить на бесконечность", тогда выносим и в числителе, и в знаменателе x наибольшей степени. Сокращаем иксы. Подставляем значения икса из под предела в оставшееся выражение.
В этой статье Вы ознакомились с основами решения пределов, часто используемых в курсе Математического анализа. Конечно же это не все типы задач, предлагающихся экзаменаторами, а только простейшие пределы. В следующих статьях поговорим о других типах заданий, но сперва необходимо усвоить этот урок, чтобы двигаться далее. Обсудим, что делать, если есть корни, степени, изучим бесконечно малые эквивалентные функции, замечательные пределы, правило Лопиталя.
Если у Вас не получается самостоятельно решить пределы, то не паникуйте. Мы всегда рады помочь!
Теория пределов – это один из разделов математического анализа. Вопрос решения пределов является достаточно обширным, поскольку существуют десятки приемов решений пределов различных видов. Существуют десятки нюансов и хитростей, позволяющих решить тот или иной предел. Тем не менее, мы все-таки попробуем разобраться в основных типах пределов, которые наиболее часто встречаются на практике.
Начнем с самого понятия предела. Но сначала краткая историческая справка. Жил-был в 19 веке француз Огюстен Луи Коши, который дал строгие определения многим понятиям матана и заложил его основы. Надо сказать, этот уважаемый математик снился, снится и будет сниться в кошмарных снах всем студентам физико-математических факультетов, так как доказал огромное количество теорем математического анализа, причём одна теорема убойнее другой. В этой связи мы пока не будем рассматривать определение предела по Коши , а попытаемся сделать две вещи:
1. Понять, что такое предел.
2. Научиться решать основные типы пределов.
Прошу прощения за некоторую ненаучность объяснений, важно чтобы материал был понятен даже чайнику, что, собственно, и является задачей проекта.
Итак, что же такое предел?
А сразу пример, чего бабушку лохматить….
Любой предел состоит из трех частей :
1) Всем известного значка предела .
2) Записи под значком предела, в данном случае . Запись читается «икс стремится к единице». Чаще всего – именно , хотя вместо «икса» на практике встречаются и другие переменные. В практических заданиях на месте единицы может находиться совершенно любое число, а также бесконечность ().
3) Функции под знаком предела, в данном случае .
Сама запись читается так: «предел функции при икс стремящемся к единице».
Разберем следующий важный вопрос – а что значит выражение «икс стремится
к единице»? И что вообще такое «стремится»?
Понятие предела – это понятие, если так можно сказать, динамическое
. Построим последовательность: сначала , затем , , …, , ….
То есть выражение «икс стремится
к единице» следует понимать так – «икс» последовательно принимает значения, которые бесконечно близко приближаются к единице и практически с ней совпадают
.
Как решить вышерассмотренный пример? Исходя из вышесказанного, нужно просто подставить единицу в функцию, стоящую под знаком предела:
Итак, первое правило: Когда дан любой предел, сначала просто пытаемся подставить число в функцию .
Мы рассмотрели простейший предел, но и такие встречаются на практике, причем, не так уж редко!
Пример с бесконечностью:
Разбираемся, что такое ? Это тот случай, когда неограниченно возрастает, то есть: сначала , потом , потом , затем и так далее до бесконечности.
А что в это время происходит с функцией ?
, , , …
Итак: если , то функция стремится к минус бесконечности :
Грубо говоря, согласно нашему первому правилу, мы вместо «икса» подставляем в функцию бесконечность и получаем ответ .
Еще один пример с бесконечностью:
Опять начинаем увеличивать до бесконечности и смотрим на поведение функции:
Вывод: при функция неограниченно возрастает
:
И еще серия примеров:
Пожалуйста, попытайтесь самостоятельно мысленно проанализировать нижеследующее и запомните простейшие виды пределов:
, , , , , , , , ,
Если где-нибудь есть сомнения, то можете взять в руки калькулятор и немного потренироваться.
В том случае, если , попробуйте построить последовательность , , . Если , то , , .
! Примечание : строго говоря, такой подход с построением последовательностей из нескольких чисел некорректен, но для понимания простейших примеров вполне подойдет.
Также обратите внимание на следующую вещь. Даже если дан предел с большим числом вверху, да хоть с миллионом: , то все равно , так как рано или поздно «икс» начнёт принимать такие гигантские значения, что миллион по сравнению с ними будет самым настоящим микробом .
Что нужно запомнить и понять из вышесказанного?
1) Когда дан любой предел, сначала просто пытаемся подставить число в функцию.
2) Вы должны понимать и сразу решать простейшие пределы, такие как , , и т.д.
Более того, у предела есть очень хороший геометрический смысл. Для лучшего понимания темы рекомендую ознакомиться с методическим материалом Графики и свойства элементарных функций . После прочтения этой статьи вы не только окончательно поймете, что такое предел, но и познакомитесь с интересными случаями, когда предела функции вообще не существует !
На практике, к сожалению, подарков немного. А поэтому переходим к рассмотрению более сложных пределов. Кстати, по этой теме есть интенсивный курс в pdf-формате, который особенно полезен, если у Вас ОЧЕНЬ мало времени на подготовку. Но материалы сайта, разумеется, не хуже:
Сейчас мы рассмотрим группу пределов, когда , а функция представляет собой дробь, в числителе и знаменателе которой находятся многочлены
Пример:
Вычислить предел
Согласно нашему правилу попытаемся подставить бесконечность в функцию. Что у нас получается вверху? Бесконечность. А что получается внизу? Тоже бесконечность. Таким образом, у нас есть так называемая неопределенность вида . Можно было бы подумать, что , и ответ готов, но в общем случае это вовсе не так, и нужно применить некоторый прием решения, который мы сейчас и рассмотрим.
Как решать пределы данного типа?
Сначала мы смотрим на числитель и находим в старшей степени:
Старшая степень в числителе равна двум.
Теперь смотрим на знаменатель и тоже находим в старшей степени:
Старшая степень знаменателя равна двум.
Затем мы выбираем самую старшую степень числителя и знаменателя: в данном примере они совпадают и равны двойке.
Итак, метод решения следующий: для того, чтобы раскрыть неопределенность необходимо разделить числитель и знаменатель на в старшей степени .
Вот оно как, ответ , а вовсе не бесконечность.
Что принципиально важно в оформлении решения?
Во-первых, указываем неопределенность, если она есть.
Во-вторых, желательно прервать решение для промежуточных объяснений. Я обычно использую знак , он не несет никакого математического смысла, а обозначает, что решение прервано для промежуточного объяснения.
В-третьих, в пределе желательно помечать, что и куда стремится. Когда работа оформляется от руки, удобнее это сделать так:
Для пометок лучше использовать простой карандаш.
Конечно, можно ничего этого не делать, но тогда, возможно, преподаватель отметит недочеты в решении либо начнет задавать дополнительные вопросы по заданию. А оно Вам надо?
Пример 2
Найти предел
Снова в числителе и знаменателе находим в старшей степени:
Максимальная степень в числителе: 3
Максимальная степень в знаменателе: 4
Выбираем наибольшее
значение, в данном случае четверку.
Согласно нашему алгоритму, для раскрытия неопределенности делим числитель и знаменатель на .
Полное оформление задания может выглядеть так:
Разделим числитель и знаменатель на
Пример 3
Найти предел
Максимальная степень «икса» в числителе: 2
Максимальная степень «икса» в знаменателе: 1 ( можно записать как )
Для раскрытия неопределенности необходимо разделить числитель и знаменатель на . Чистовой вариант решения может выглядеть так:
Разделим числитель и знаменатель на
Под записью подразумевается не деление на ноль (делить на ноль нельзя), а деление на бесконечно малое число.
Таким образом, при раскрытии неопределенности вида у нас может получиться конечное число , ноль или бесконечность.
Пределы с неопределенностью вида и метод их решения
Следующая группа пределов чем-то похожа на только что рассмотренные пределы: в числителе и знаменателе находятся многочлены, но «икс» стремится уже не к бесконечности, а к конечному числу .
Пример 4
Решить предел
Сначала попробуем подставить -1 в дробь:
В данном случае получена так называемая неопределенность .
Общее правило : если в числителе и знаменателе находятся многочлены, и имеется неопределенности вида , то для ее раскрытия нужно разложить числитель и знаменатель на множители .
Для этого чаще всего нужно решить квадратное уравнение и (или) использовать формулы сокращенного умножения. Если данные вещи позабылись, тогда посетите страницу Математические формулы и таблицы и ознакомьтесь с методическим материалом Горячие формулы школьного курса математики . Кстати его лучше всего распечатать, требуется очень часто, да и информация с бумаги усваивается лучше.
Итак, решаем наш предел
Разложим числитель и знаменатель на множители
Для того чтобы разложить числитель на множители, нужно решить квадратное уравнение:
Сначала находим дискриминант:
И квадратный корень из него: .
В случае если дискриминант большой, например 361, используем калькулятор, функция извлечения квадратного корня есть на самом простом калькуляторе.
! Если корень не извлекается нацело (получается дробное число с запятой), очень вероятно, что дискриминант вычислен неверно либо в задании опечатка.
Далее находим корни:
Таким образом:
Всё. Числитель на множители разложен.
Знаменатель. Знаменатель уже является простейшим множителем, и упростить его никак нельзя.
Очевидно, что можно сократить на :
Теперь и подставляем -1 в выражение, которое осталось под знаком предела:
Естественно, в контрольной работе, на зачете, экзамене так подробно решение никогда не расписывают. В чистовом варианте оформление должно выглядеть примерно так:
Разложим числитель на множители.
Пример 5
Вычислить предел
Сначала «чистовой» вариант решения
Разложим числитель и знаменатель на множители.
Числитель:
Знаменатель:
,
Что важного в данном примере?
Во-первых, Вы должны хорошо понимать, как раскрыт числитель, сначала мы вынесли за скобку 2, а затем использовали формулу разности квадратов. Уж эту-то формулу нужно знать и видеть.
Рекомендация: Если в пределе (практически любого типа) можно вынести число за скобку, то всегда это делаем.
Более того, такие числа целесообразно выносить за значок предела
. Зачем? Да просто чтобы они не мешались под ногами. Главное, потом эти числа не потерять по ходу решения.
Обратите внимание, что на заключительном этапе решения я вынес за значок предела двойку, а затем – минус.
! Важно
В ходе решения фрагмент типа встречается очень часто. Сокращать такую дробь
нельзя
. Сначала нужно поменять знак у числителя или у знаменателя (вынести -1 за скобки).
, то есть появляется знак «минус», который при вычислении предела учитывается и терять его совсем не нужно.
Вообще, я заметил, что чаще всего в нахождении пределов данного типа приходится решать два квадратных уравнения, то есть и в числителе и в знаменателе находятся квадратные трехчлены.
Метод умножения числителя и знаменателя на сопряженное выражение
Продолжаем рассматривать неопределенность вида
Следующий тип пределов похож на предыдущий тип. Единственное, помимо многочленов, у нас добавятся корни.
Пример 6
Найти предел
Начинаем решать.
Сначала пробуем подставить 3 в выражение под знаком предела
Еще раз повторяю – это первое, что нужно выполнять для ЛЮБОГО предела
. Данное действие обычно проводится мысленно или на черновике.
Получена неопределенность вида , которую нужно устранять.
Как Вы, наверное, заметили, у нас в числителе находится разность корней. А от корней в математике принято, по возможности, избавляться. Зачем? А без них жизнь проще.