Алтарь Отечества (Витториано) в Риме - памятник, в честь объединения Италии. Дошкольные корпуса по адресу

Адрес: Италия, Рим, площадь Венеции
Начало строительства: 1885 год
Окончание строительства: 1911 год
Архитектор: Джузеппе Саккони
Координаты: 41°53"41.3"N 12°28"58.6"E

Все римские гиды, работающие в туристических агентствах или попросту подрабатывающие в экскурсионных автобусах, которых по Риму ездит огромное количество, сходятся лишь в одном мнении - памятников в «вечном городе» много, даже очень много.

Алтарь Отечества с высоты птичьего полёта

…Про сами памятники, несмотря на их историю и общепринятые факты, они рассказывают по-разному: каждый гид имеет свой взгляд на тот или иной памятник истории и архитектуры. Выделяется среди них лишь Алтарь Отечества, при виде которого все экскурсоводы, если они родились и живут в Риме, вдруг резко меняют свое, до этого по-итальянски «боевое» и веселое настроение, произносят несколько невнятных фраз, и позволяют туристам самим сделать определенный вывод об этой римской достопримечательности.

С чем же связано такое отношение итальянцев к огромному зданию, расположенному на Венецианской площади? Точнее к зданию, которое заняло собой практически все пространство Piazza Venezia, расположенной на склоне легендарного Капитолийского холма? Может, на месте Алтаря Отечества произошло нечто страшное, или неприятное и унизительное для римлян? Забегая немного вперед, следует сказать, никаких ужасных событий у Алтаря Отечества и на месте его строительства не произошло. Просто итальянцы очень требовательный народ, особенно, если дело касается памятников и скульптур, построенных сравнительно недавно. А как же может быть иначе, если коренные жители Рима каждый день могут лицезреть величественный Римский форум , Термы Каракалла и другие не менее известные на весь мир достопримечательности, возведенные еще в античные времена? Естественно, архитекторы и скульпторы, разрабатывая проект в 19-м веке, хотели построить в «вечном городе» нечто запоминающееся и прекрасное, а как это у них получилось - немного ниже…

Вид с площади Венеции

Алтарь Отечества: проектирование и строительство

Как уже было сказано немного выше, Алтарь Отечества начали строить в конце 19-го века, точнее в 1885 году. Автором проекта выступил Джузеппе Саккони , которому, видимо, не давали покоя древние руины Рима, возведенные в ампирном стиле. Именно по этой причине будущий памятник, по мнению Саккони, должен был «не сильно выделяться» и привлекать к себе внимание роскошными колоннами, скульптурами и различными ансамблями, характерными для зданий, которые были построены еще до нашей эры.

Название «Алтарь Отечества» памятник получил уже после его возведения. Дело все в том, что строительство различных колонн, скульптур, двух фонтанов у величественного здания, в котором сейчас располагаются два музея, знамен военного флота и Рисорджименто, длилось до 1911 года. По первоначальной идее, это должен был быть памятник, символизирующий собой объединение Италии . Также Витториано своими огромными размерами и «классическими» для Древнего Рима формами, по мнению архитекторов и историков того периода времени, навсегда просто-таки обязан был отложить в памяти потомков имя короля Италии Виктора Эммануила II.

Вид Алтаря Отечества с проспекта Виа деи Фори Империали

Для строительства этого сооружения архитектор и строители, так горячо говорившие в своих речах о памятниках истории и архитектуры Рима, без малейших колебаний и сомнений… снесли целый квартал. Квартал, выстроенный еще в Средние века и состоявший из различных дворцов и роскошных домов, построенных в стиле ренессанса. Витториано не могли построить быстро, слишком много всего нужно было добавить к памятнику, чтобы он не остался без внимания самих римлян и гостей города. Работы активно велись до 1901 года. Потом, как известно, почти все страны втянулись в Первую Мировую войну, и строительство решено было на время прекратить.

Первый раз огромное сооружение, в котором переплелись история и «современный» взгляд архитектора, было открыто в 1911 году. Его размеры были поистине огромны: 135 Х 130 метров.

День Объединения Италии - величайший праздник, поэтому к этой годовщине над новой достопримечательностью столицы был водружен памятник Виктору Эммануилу II. С ним тоже связана отдельная, пусть и небольшая, история. Его решили не отливать из бронзы и не высекать из мрамора. Для его создания скульпторы заглянули в Замок Святого Ангела . Да-да, в то самое здание, на крышу которого в 590 году спустился архангел Михаил. В здание, которое не раз спасало Рим от нашествия варваров и вандалов. Из замка без особых церемоний изъяли пушки и переплавили их в статую великого Виктора Эммануила II.

Вид на могилу неизвестного солдата

Алтарь отечества: ХХ век начинается…

После того, как на полях кровопролитных сражений Первой Мировой войны отгремели последние залпы орудий, к Витториано было решено присоединить Алтарь Отечества. Алтарь Отечества, которым впоследствии стали называть целый комплекс - это могила неизвестного солдата, погибшего в одном из боев Первой Мировой . Это было еще одно торжественное открытие памятника, состоявшееся уже в то время, когда у власти стоял первый фашист в мире Бенито Муссолини.

Этот диктатор посчитал памятник недостаточно большим и не совсем законченным. При нем различные скульпторы добавили в архитектурный ансамбль несколько бронзовых деталей, что полностью соответствовало вкусу и предпочтениям одного из деспотов ХХ века. В 1935 году памятник вновь… торжественно открыли. Теперь его стали называть Алтарем Отечества, наверное, уже все позабыли, для чего, и в честь кого возводился этот гигантский памятник.

Статуя Виктора Эммануила II

Алтарь Отечества в наши дни

Коренные жители, мягко сказать, недолюбливают этот памятник, впрочем, как и многие авторитетные архитекторы, называя его бессмысленным нагромождением деталей. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что Алтарь Отечества, занявший собой большую часть Венецианской площади в Риме, привлекает к себе внимание многочисленных туристов . Особенно они восторгаются двумя фонтанами. К слову, каждый из этих фонтанов символизирует собой одно из морей: Тирренское и Адриатическое. Фонтаны выполнены скульпторами на совесть, в них нет ничего лишнего, и они действительно не выходят за «рамки» античного стиля.

Правда, огромная достопримечательность Рима довольно часто закрывается на реставрацию и чистку: уж слишком много в ней различных мелких деталей, которые время от времени разрушаются или попросту засоряются. Но и это обстоятельство не мешает гостям «вечного города» посещать Алтарь Отечества. Может быть потому, что совсем рядом с ним расположена стоянка для туристических автобусов, возле которой можно полюбоваться знаменитым форумом Траяна?

Наш адрес

    124489, город Москва, город Зеленоград, корпус 603А

    Станция метро:

    Как нас найти:

    Школьные корпуса по адресу:

    • Корпус 603А (5-11 классы ) и корпус 621А (1-4 классы )

    1-ый вагон из центра, выход к автостанции "Северные ворота", в подземном переходе после стеклянных дверей прямо по переходу и направо выход в город. После выхода из подземного перехода повернуть налево, в нескольких метрах от выхода остановка автобуса № 400Э. Доехать на автобусе №400Э до остановки "Московский проспект", пересесть на автобус № 2, 10. Далее до остановки "Спортивная школа". Перейти на противоположную сторону по пешеходному переходу и пройти вглубь района 400 метров. (см. на карте)

    • Никольский проезд, дом 3 (1-11 классы для детей с ОВЗ )

    1-ый вагон из центра, выход к автостанции "Северные ворота", в подземном переходе после стеклянных дверей прямо по переходу и направо выход в город. После выхода из подземного перехода повернуть налево, в нескольких метрах от выхода остановка автобуса № 400Э. Доехать на автобусе №400Э до остановки "Ведогонь театр", перейти на противоположную сторону и пересесть на автобус № 12. Далее до остановки "Никольская церковь". Перейти на противоположную сторону по пешеходному переходу и пройти вдоль дороги против движения транспорта 200 метров. (см. на карте)

    Дошкольные корпуса по адресу:

    • Корпус 603Б и корпус 618А

    1-ый вагон из центра, выход к автостанции "Северные ворота", в подземном переходе после стеклянных дверей прямо по переходу и направо выход в город. После выхода из подземного перехода повернуть налево, в нескольких метрах от выхода остановка автобуса № 400Э. Доехать на автобусе №400Э до остановки "Московский проспект", пересесть на автобус № 2, 10. Далее до остановки "Спортивная школа". Перейти на противоположную сторону и пройти вглубь района 400 метров. (см. на карте)

    • Корпус 711

    1-ый вагон из центра, выход к автостанции "Северные ворота", в подземном переходе после стеклянных дверей прямо по переходу и направо выход в город. После выхода из подземного перехода повернуть налево, в нескольких метрах от выхода остановка автобуса № 400Э. Доехать на автобусе №400Э до остановки "Ведогонь театр", перейти на противоположную сторону и пересесть на автобус №10, 19. Далее до остановки "Озёрная аллея". Перейти на противоположную сторону по пешеходному переходу и пройти вглубь района 300 метров. (см. на карте)

    Корпус дополнительного образования по адресу:

    • Корпус 617

    1-ый вагон из центра, выход к автостанции "Северные ворота", в подземном переходе после стеклянных дверей прямо по переходу и направо выход в город. После выхода из подземного перехода повернуть налево, в нескольких метрах от выхода остановка автобуса № 400Э. Доехать на автобусе №400Э до остановки "Ведогонь театр", перейти на противоположную сторону и пересесть на автобус №10, 19. Далее до остановки "7-й торговый центр" и пройти вглубь района 100 метров. (

В Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений состоялась работа секции «Презентация проекта «Алтарь Отечества». Концерт», где выступили новомосковцы — юные чтецы Пушкинской программы Свято-Успенского мужского монастыря.

XXVI Международные Рождественские образовательных чтения «Нравственные ценности и будущее человечества» открылись в Государственном Кремлевском дворце в Москве в конце января. В цереомнии приняли участие более 6 тысяч человек. Открытие форума возглавил председатель Международных Рождественских чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Работа по секциям состоялась на следующий день. Новомосковских чтецов пригласили выступить на секции «Презентация проекта «Алтарь Отечества». Концерт», организованной общественным объединением «Алтарь Отечества» и Ассоциацией учителей православной культуры города Москвы.

Шестой год при Свято-Успенском мужском монастыре действует Пушкинская программа, своего рода студия выразительного чтения, руководит которой опытная педагог-филолог, основательница и первый директор Пушкинской школы в нашем городе Наталья Бородина. Юные чтецы Пушкинской программы в прошлом году получили гран-при XI Межрегионального фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества» в номинации «Художественное слово».

В числе победителей их пригласили выступить и на секции в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества». Восемь замечательных юных декламаторов под руководством своего педагога представили участникам форума поэтическую программу «Склонись, Россия, на колени к ногам Державного Царя», посвященная Царственным Страстотерпцам – семье последнего царя, приявшей мученическую смерть. К слову, в этом году исполняется 100 лет этой трагической странице в нашей истории. Выступление новомосковцев вызвала живой, искренний отклик у участников чтений, поразило глубоким проникновением в духовно-нравственный смысл произведений русских классиков, по-настоящему осмысленным и ярким исполнением.

Пушкинская программа при Свято-Успенском мужском монастыре в нашем городе создана была с целью вести юношество «к высотам духовным». «Начали с изучения этого направления в творчестве Александра Пушкина, — рассказала нам Наталья Бородина, — а потом вышли на огромный пласт духовной сокровищницы – русскую духовную поэзию». Среди авторов, которые вошли сегодня в Пушкинскую программу поэт и художник Максимилиан Волошин, православный мыслитель, писатель и публицист Иван Шмелев.

В Москве каждому нашему участнику и их педагогу вручили памятное свидетельство о том, они выступили под сводами Храма Христа Спасителя.

Нина Щербатых

Путь, которым следовало на вызволение Москвы и Отечества от иноземных захватчиков в 1612 году народное всесословное ополчение Минина и Пожарского, - это путь доблести и славы российской, путь чести и мужества, крестный путь Отечества к независимости и упрочению.

Цель культурно - патриотической акции, зародившейся в наши дни, содействовать единению народа во благо России, привлечь всеобщее внимание к великим духовным ценностям Отечества, его героическому прошлому и его святыням, продемонстрировать во всей силе, многообразии и красоте достижения российской культуры, размах народного творчества.

Акция - это средство и возможность приобщить соотечественников к духовному наследию предков, возвысить национальное достоинство, стимулировать желание помочь Родине созидательными деяниями.

Смутным временем, лихолетьем названо отечественными историками начало XVII века. Россия переживала тяжелейшую пору, ей грозили распад и гибель: от западных рубежей ее вплоть до Волги бесчинствовали разбойные ватаги, вольные "шиши", разноплеменный воинственный сброд, подстрекаемый самозванцами. Смоленск был взят польским королем Сигизмундом. Великий Новгород захвачен шведами, изменные бояре присягнули сыну Сигизмунда Владиславу и сдали Москву вероломной шляхте. В Речи Посполитой уже праздновалась победа Белого польского орла над двуглавым российским орлом. Многие тогда в российском народе "шатались умом и душой", личность и жизнь человеческая не имели цены и защиты.

И вот в эту гибельную пору нашлись на родной земле силы, которые, собравшись и сплотившись под девизом "Купно за едино!" ("Вместе за одно!"), взялись спасти Отечество. Оплотом этих сил стал Нижний Новгород, вождями - земский староста Кузьма Минин и ратный воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Из Нижнего Новгорода они направили ополченскую рать к Москве, чтобы вызволить ее и очистить государство от лиходеев и изменников.

Путь ополчения пролегал через Балахну, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плес, Кострому, Ярославль, Ростов Великий, Переславль Залесский, Троице-Сергиеву лавру и завершился в Москве. Главной святыней ополчения, начиная с Ярославля, стала Казанская икона Божией Матери. С образом пресвятой Богоматери ополчение вступило в бой под стенами Московского кремля, с этой чудотворной иконой был свершен крестный ход во имя победы после взятия штурмом Китай-города 22 октября (4 ноября), и победа не заставила себя ждать. По указу царя Алексея Михайловича с 1649 года славный день 4 ноября стал праздничным "во всех городех, по вся годы".

Нижний Новгород - начало славного пути. Память о героических предках хранят башни и стены нижегородского кремля, храм Архангела Михаила, воздвигнутый в честь ратной победы ополченцев Минина и Пожарского, обелиск над Волгой народным героям. Места вокруг этих памятников старины освящены знаменами нижегородских ополчений 1812 и 1854 годов, у стен кремля давали клятву до последней капли крови защищать родину от фашистских захватчиков воины Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов.

Теперь все эти поколения доблестных ратников, незабвенных защитников Родины сомкнули ряды в нашей памяти, в памяти народа.

Начало культурно-патриотической акции "Алтарь Отечества" было положено 21 мая 2001 года, и тем самым открывалась новая страница в познании родной земли, ее героического прошлого.

Участников акции, собравшихся у обелиска Минина и Пожарского, благословил и напутствовал митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. Были помянуты имена святителей, которые вдохновляли наших предков: Сергия Радонежского и патриарха Гермогена, игумена Печерского монастыря Феодосия и протопопа Саввы Ефимьева, с которым был в дружбе Кузьма Минин.

С воодушевлением двинулись в первый поход по маршруту, проложенному ратниками Минина и Пожарского, участники акции "Алтарь Отечества". Акция была продолжена и в последующие три года, ее приурочивали к осеннему празднованию Казанской иконы Божией Матери

Первая остановка нижегородской рати была в Балахне, здесь же делают первый привал и участники акции. Раскинувшаяся вдоль волжского берега Балахна особо почитает Кузьму Минина - он здешний уроженец. Самый большой его почитатель - старейший краевед Евгений Николаевич Силаев создал первый в России народный музей Нижегородского ополчения. По его почину воскрешена традиция ежегодно отмечать 21 мая, как День памяти великого патриота-земляка Кузьмы Минина.

Именно в этот день в 1916 году император Николай прислал поздравительную телеграмму в Нижний Новгород, оповестив, что тронут "горячими чувствами преданности и готовности нижегородцев следовать заветам своего славного согражданина в деле борьбы с врагами родины".

В Балахне сохранилась Никольская церковь, где, по преданию, бывал Минин; здесь могут показать остатки пруда, не случайно, по всей вероятности, названного Мининским, и место бывшей воеводской избы, в которой ночевали во время остановки своей рати Минин и Пожарский.

Следующий короткий привал - село Пурех, бывшая вотчина князя Пожарского, которую он получил в награду от царя Михаила Федоровича за ратные заслуги по освобождению Москвы. В Пурехе сохранилась Преображенская церковь, построенная на средства князя; в ней долгое время находилось знамя ополчения 1612 года, а также другие древности. 11 июня 1998 года в селе был установлен памятник Пожарскому, созданный нижегородским скульптором П.И. Гусевым.

От Пуреха путь лежит снова к волжскому берегу - к старинному Юрьевцу. "Град на горе" - так называли летописи Юрьевец. С его высот открывается широкий простор разлившейся Волги, и дух захватывает от этого вольного простора. Издревле Юрьевец, основанный великим князем Юрием Всеволодовичем, славился как неприступная крепость. И он подтвердил свою славу в 1609 году, когда его защитники одержали "преславную победу" над польским воеводой Лисовским. На старой Торговой площади юрьевчане встречали ополчение Минина и Пожарского. В честь героев 1612 года в городе была построена на средства посадских людей Богоявленская церковь, которая стоит по сей день.

Недалеко от Юрьевца в селе Решма ополченцы останавливались на ночевку. Здесь рать пополнилась новыми силами.

С делегацией города Кинешмы участники акции "Алтарь Отечества" по обычаю встречаются на центральной площади у часовни, построенной возле братской могилы воинов, павших в схватках с конницей пана Лисовского. В конце весны 1609 года неприятеля встретил в бору на Лухской дороге воевода Федор Боборыкин с несколькими сотнями ратников. Бой разгорелся жестокий и не утихал до самых сумерек. Боборыкин погиб. 26 мая более тысячи врагов окружили кинешемский дубовый острог. Все защитники полегли смертью храбрых, а храм Спаса Преображения, где затворились старики, женщины и дети, изверг Лисовский безжалостно спалил.

Помня о подвиге предков, кинешемцы ежегодно проводят обряд поминовения у часовни на Лухском тракте, неподалеку от "Машзавода" и у часовни в центре города. В марте 1612 года поклонились могилам кинешемских героев ополченцы из нижегородской рати. Город присоединил к Минину с Пожарским своих воинов и отдал свою казну. Доверенным лицом от кинешемцев у Минина стал знаменитый крестьянский предводитель Федор Ремень.

Красные гвоздики участников акции "Алтарь Отечества" пламенеют на братских могилах героических предков.

Время пребывания в Костроме уплотнено до предела. Славилась Кострома во все века. Не подкачали ее жители и в смутную пору, изгнав своего изменного воеводу и широко распахнув ворота перед нижегородскими ратниками. Встречи участников акции с костромичами многолюдны и сердечны.

В Костроме вспоминается беззаветный подвиг Ивана Сусанина, своей героической гибелью под саблями врагов явивший верность Отечеству, православию и государю. Герой был воспет гениальным композитором Глинкой. Кострома гордится, что поддержала в решительную минуту нижегородцев, присоединившись к Минину и Пожарскому своим ополчением. Костроме выпала честь принять под свой покров мать и сына Романовых, а затем посольство всей русской земли, явившееся в Ипатьевский монастырь, чтобы позвать юного Михаила на царство.

Известный костромской писатель Вячеслав Шапошников в очерке о Костроме знаменательно написал: "Какая это великая опора душе человеческой - национальная историческая память! Как благотворно и здраво для нас радостное ощущение нераздельности, слиянности с тем, что "прежде было"!..

Краеведы, историки, педагоги, учащиеся и ветераны Великой Отечественной воодушевленно поддерживают акцию "Алтарь Отечества", присоединяясь к ее нижегородским участникам на совместных встречах, патриотических выступлениях и концертах.

Незримое присутствие предков помогает найти смысл и благотворность поступков, направленных на служение родной земле.

Ярославль привлекает гармоничным сочетанием старины и новизны. Этот город, краса Волги, сохранил великолепные творения русских зодчих, устремленные изящными куполами в небо храмы. Вот уж где поистине торжество православия, его благолепия и величественности.

Берега Волги и Которосли, Спасо-Преображенский монастырь, Успенский собор, где когда-то стояли на молитве Минин с Пожарским, бережно собранные в музеях старые иконы, оружие, предметы быта далеких времен, наконец - предание о когда-то хранимой в монастыре рукописи "Слова о полку Игореве", к сожалению, истребленной московским пожаром в 1812 году, вызывают душевный трепет и рождают чувство причастности к "делам давно минувших дней".

Все время, то есть несколько месяцев, когда ополчение стояло и собирало ратные силы тут, Ярославль, по сути, был столицей русского государства, полновластно управляя окрестными и дальними, аж до самой Сибири, городами и весями от имени Совета всея земли. Отсюда рассылались гонцы с призывными грамотами, здесь денежный двор чеканил монету, сюда стягивалось вооружение и продовольствие. Именно в Ярославле был сделан список (копия) Казанской иконы Божией Матери, с которым 28 июля (по ст. стилю), отслужив молебен и окропив освященной водой хоругви и знамена, двинулась на Москву многократно усиленная ополченская рать. В ее рядах были не только русские, но и казанские и сибирские татары-лучники, башкирские и марийские стрельцы, служилые люди из немцев и литвы. Русь собрала свои последние силы и поднялась заедино.

У современного обелиска, вставшего напротив широких ворот Спасо-Преображенского монастыря, участники акции склоняют головы в память об ушедших на смертный бой ополченцев

Путь ведет к Ростову Великому с его могучим Успенским собором и знаменитой звонницей. Недалеко от Ростова в келье Борисоглебского монастыря преподобный старец Иринарх благословил Минина и Пожарского идти на Москву и вручил им поклонный крест - символ одоления врага.

В доме культуры Ростова Великого местные краеведы с гордостью рассказывали о славных страницах истории своей земли, называли имена героев далеких и близких времен. Вместе с участниками акции "Алтарь Отечества" ростовчане отсюда провожали призывников на службу в армию, посвятив им целое патриотическое представление, где не последняя роль отводилась приехавшим нижегородцам. Совместные выступления и концерты здесь стали традицией.

Из Ростова, следуя неуклонно по пути ратного ополчения, участники акции направляются в Переславль Залесский, на родину святого благоверного князя Александра Невского, к памятным местам, связанным с освободительным походом 1612 года.

На пути к Москве ополченская рать сделала последний привал в Троицкой слободе, у стен Троице-Сергиевой обители. Отсюда до престольной было уже рукой подать. Ополченцы усердно молились. Многое в монастыре напоминало им о недавних осадных днях: густые потеки смолы на крепостных стенах, пролитой на врагов; выбоины от вражеских ядер, пушки у ворот, вооруженная монашеская стража. Уже тогда о героической обороне Троицы ходили легенды, и ополченцы не могли не восхищаться мужеством и стойкостью защитников мирной обители, ставшей для врагов неодолимой твердыней.

В Троицком соборе хранились (хранятся они и ныне) мощи преподобного Сергия Радонежского и в иконостасе привлекала взор чудесная икона Андрея Рублева. Минин и Пожарский посетили собор, а затем встретились с архимандритом Дионисием. Известный своими благодеяниями архимандрит благословил ополченских ратников на битву с врагом.

Из Троицкой слободы ополчение двинулось прямо к стенам Московского кремля.

Каждый раз, подъезжая к Москве, участники акции испытывают радостное волнение. И каждый раз столица радушно встречает посланцев нижегородской земли. Эти памятные встречи, а вместе с тем московские древности, высокие башни Кремля, брусчатка Красной площади вызывают в душе гордость за свое Отечество, за его славную историю, за великих предков, для кого благо родной земли было потребностью и долгом.

Прежде всего делегация от Нижнего Новгорода, Балахны и всех городов, через которые пролегал путь славного земского ополчения 1612 года, исполняет свой главный ритуал - возложение цветов к памятнику Минину и Пожарскому. К участникам акции присоединяются представители правительства Москвы, района Измайлово и Нижегородского землячества. В почетном карауле - воины 154-го отдельного полка комендату­ры города Москвы. Звучит торжественная мелодия, исполняемая военным оркестром. К монументу возлагаются венки из живых цветов. Исполняется Государственный гимн России.

А после на какие-то мгновения устанавливается нерушимая тишина. И в эти мгновения кажется, что соединяются времена. Пауза вечности, знак бессмертия, беззвучное эхо веков...

И оживает в памяти далекое, что не может не принадлежать каждому из соотечественников.

Два дня шла упорная кровопролитная сеча под кремлевскими стенами. И чаша весов стала склоняться на сторону гетмана Ходкевича, войско которого численно превосходило ополченскую рать. Враги уже могли праздновать победу, но они не учли патриотического духа россиян. В критический момент битвы Минин попросил у Пожарского три дворянские конные сотни и с ними ударил в тыл противнику. Это и решило исход сражения.

И уже ничто не может затмить славу великих воинов и великих граждан России, навечно вставших на главной площади России, по которой, приветствуя их, проходили герои 1812-го года и славные воины Великой Отечественной войны. Да, времена могут смыкаться!..

С благоговением участники акции посещают собор, созданный в честь Казанской иконы Божией Матери. Первоначально храм был деревянным и в нем находился образ Царицы Небесной, который сначала Пожарский держал у себя. Отстроенный в камне собор в прошлом веке был разобран. Стараниями мэра Москвы Ю.М.Лужкова и по решению Правительства России его восстановили, и 4 ноября 1993 года собор освятил Патриарх Алексий II.

Как почетные гости Москвы, участники акции знакомятся с ее достопримечательностями, опекаемые Нижегородским землячеством, которое возглавляет Виктор Александрович Карпочев. И вполне естественно, что ежегодно акция завершается на Поклонной горе. Как нигде, здесь наиболее зримо явлена преемственность героизма поколений и здесь любой ощущает причастность к славной российской истории, к народному подвигу.


Подведение итогов Фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества»

25 апреля 2017 года в Городском методическом центре Департамента образования города Москвы состоялось подведение итогов регионального этапа XI Межрегионального фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества».

С анализом организационных и содержательных аспектов творческих состязаний в номинациях выступили их организаторы:

Мария Викторовна Бабалаева («Педагогическая мастерская», «Музыкальное исполнительство», «Интеллектуальный марафон» и «Алтарь Отечества» в Донецке),

Лиля Францевна Арсёнова («Историческое краеведение»),

Вера Николаевна Полищук («Художественное слово»),

Лариса Викторовна Пигузова («Патриотическая песня»),

Галина Викторовна Путилина («Литературное творчество»),

Елена Игоревна Пименова («Изобразительное искусство»),

Ольга Михайловна Кукунина («Фоторепортаж»),

Лидия Сергеевна Боброва («Прикладное искусство»),

Галина Борисовна Топилина («Моя коллекция»),

Лидия Николаевна Алпатова («Река времён: родословие»),

Юлия Николаевна Вяземская («Исторический костюм»),

Ольга Александровна Хальчевская («Театральное искусство»),

Анатолий Мартемьянович Леонов («Туристская деятельность»),

Наталья Николаевна Васюкова («Хореография»),

Надежда Евгеньевна Голубева («Искусство кино»).

С общими итогами Фестиваля-конкурса этого года и предложениями на следующий год присутствующих познакомили члены Оркомитета:

Татьяна Ивановна Петракова.

Поблагодарила поимённо всех членов Оргкомитета и жюри, всех организаторов и членов их семей, актив (совет) общественного объединения «Алтарь Отечества» и совет ветеранов «Алтаря» (руководитель Галина Борисовна Топилина), а также Попечительский совет во главе с Галиной Васильевной Ананьиной (особенно члена Попечительского совета генерала Александра Владимировича Черкасова), сказала добрые слова в адрес ДОСААФ России (Татьяны Анатольевны Алексаковой, Владимира Ильича Лутовинова). Общее количество участников подсчитывается, по приближительным подсчётам (на 25 апреля 2017 года) оно должно превысить 2, 5 тысячи человек.

Отметила то новое , что появилось в Фестивале-конкурсе этого года: участие в работе жюри и молитвенная поддержка священнослужителей Русской Православной Церкви: о. Димитрия Лихачева, о. Александра Герего, диакона Георгия Юренко, поддержка Департамента образования Москвы и Городского методического центра (методистов Ярослава Сергеевича Мигдисова, Надежды Евгеньевны Голубевой, Натальи Николаевны Васюковой и Елены Николаевны Корнеевой), участие Донецка и особенно активное участие в Конкурсе Макеевки (особенно отмечалась роль Людмилы Владимировны Мелёхиной), участие, помимо колледжей, школ и вузов, электронная регистрация 9 номинаций, успешный старт двух новых номинаций - «Хореография» (отв. Элина Игоревна Кольцова) и «Искусство кино» (организатор Надежда Евгеньевна Голубева). Появились новые люди (Агата Смирнова, Елена Фёдоровна Гурова, Лидия Сергеевна Боброва и др.), а также три новые площадки для проведения номинаций - «Царицыно», 26КАДР и «Воробьёвы горы». Существенно повысилось количество участников номинации «Моя коллекция» (организатор Людмила Ивановна Сауткина). Успешно справились с большим количеством участников номинаций «Патриотическая песня» и «Художественное слово» (более 400 и около 200 человек). Отв. Лариса Викторовна Пигузова, Марина Николаевна Стаценко («Патриотическая песня») и Вера Николаевна Полищук, Роза Камиловна Салахутдинова («Художественное слово»). Мария Викторовна Бабалаева, член Оргкомитета, заместитель председателя, руководитель московского отделения общественного объединения «Алтарь Отечества», блестяще справилась с задачей координации взаимодействия в рамках Фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества» с Донецком и Макеевкой, проведением номинаций - «Музыкальное исполнительство», «Педагогическая мастерская», «Интеллектуальный марафон», «Искусство кино». Члену Оргкомитета, заместителю председателя Илье Александровичу Новикову удалось привлечь к творческим состязаниям студентов из Белоруссии (Могилёвский техникум). Геннадий Кузьмич Дорофеев, член Оргкомитета, безукоризненно справился с задачей обеспечения сопровождения электронной регистрации участников 9 номинаций, освещением событий Фестиваля-конкурса на портале «Вера и время».

Предложения на следующий год: электронная регистрация для всех номинаций, дальнейшая «профессионализация» жюри, своевременность и точность работы с информацией организаторов номинаций в рамках взаимодействия с Оргкомитетом и порталом "Вера и время», поощрение членов жюри, призы для участников Конкурса, работа с руководством образовательных организаций по популяризации Фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества», усиление работы с прессой, телевидением, СМИ, работа с социальными службами, ветеранскими, патриотическими общественными организациями по месту проведения отдельных номинаций Конкурса - участие в работе общественного жюри (отв. Лидия Эдуардовна Кураченкова).

Возможно, на следующий год добавление двух номинаций: «Русское слово, русская душа» (ведутся переговоры с Колледжом «Царицыно»), «Традиционная кухня».

Предстоит в конце апреля - мае-июне: подведение итогов и награждение в номинациях, поездка в Балахну 21-23 мая - на заключительный этап XI Межрегионального фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества», ко дню памяти Кузьмы Минина, гала-концерт.

Татьяна Анатольвна Алексакова (ДОСААФ России),

Геннадий Кузьмич Дорофеев,

Илья Александрович Новиков .

На заседании также выступили:

Нина Васильевна Мазыкина , ветеран образования, ветеран патриотического движения, много лет проработавшаяся в Министерстве образования России. Она рассказала о Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ имени В. И. Вернадского, дала несколько ценных советов по организации Фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества»,

Надежда Васильевна Лазарова (Болгария) с рассказом о проекте по ознакомению российских и болгарских школьников с событиями на Шипке-Шейново (русско-турецкая война 1877-1878 гг.) и предложением открыть представительство «Алтаря Отечества» в Болгарии,

Михаил Георгиевич Белогуров , член Правления автоклуба «УАЗ Патриот», кандидат исторических наук, член Союза журналистов Москвы, член Российского военно-исторического общества.

«Героев, как и пророков, очень часто забывают на своей земле. Более ста лет о Минине и Пожарском не вспоминали, но вот 30 мая 1722 года в Спасо-Преображенском соборе в Нижнем Новгороде служил архиепископ Питирим обедню. На правом клиросе с певчими стоял мужчина гигантского роста. На вид ему было лет 50. Отошла обедня, и он спросил: «Где похоронен Минин»? Место было показано, и он пал ниц перед гробницей, воскликнув: «Здесь лежит спаситель Отечества»! Спрашивавший был Пётр Великий. С того времени началась слава Минина и Пожарского».

Михаил Георгиевич поведал собравшимся о готовящейся экспедиции «Автодружина народного ополчения Минина и Пожарского» , которая проедет (с небольшими отклонениями, связанными с посещением значимых исторических мест) 9-12 июня 2017 года по маршруту народного ополчения 1612 года: Москва - Владимир - Нижний Новгород - Балахна - Кинешма - Сусанино - Кострома - Ярославль - Сергиев Посад - Москва. Этот автопоход посвящается 405-летию освобождения Москвы от иноземных захватчиков народным ополчением К. Минина и Д. Пожарского (1612). Автоэкспедиция пройдёт «под знамёнами» (попечительством) «Алтаря Отечества».

Активу «Алтаря Отечества» был представлен график подведения итогов в номинациях на площадках Госдумы РФ, Колледжа 26КАДР, Института российской истории РАН, Николо-Угрешской православной духовной семинарии и др., а также план на май (будут опубликованы на портале «Вера и время»).

После заседания состоялось очередное занятие цикла Евангельских бесед, которое провёл протоиерей Димитрий Лихачев, духовник общественного объединения «Алтарь Отечества», координатор проекта «Наследие», настоятель храма священномученика Алексия Сибирского в селе Козлово Спировского района Тверской области.


Вера и Время

Л.С. Боброва