Кто написал ленин жил будет жить. Ленин жил

Время - начинаю
про Ленина рассказ.
Но не потому, что горя
нету более, время потому,
что резкая тоска стала ясною
осознанною болью.
Время, снова
ленинские лозунги развихрь.
Нам ли растекаться слезной лужею, -
Ленин и теперь
живее всех живых.
Наше знанье - сила
и оружие.
Люди - лодки.
Хотя и на суше.
Проживешь свое пока,
много всяких
грязных ракушек
налипает нам на бока.

2.
А потом, пробивши
бурю разозленную,
сядешь, чтобы солнца близ,
и счищаешь водорослей
бороду зеленую
и медуз малиновую слизь.
Я себя под Лениным чищу,
чтобы плыть в революцию дальше.
Я боюсь этих строчек тыщи,
как мальчишкой боишься фальши.
Рассияют головою венчик,
я тревожусь, не закрыли чтоб
настоящий, мудрый,
человечий ленинский
огромный лоб.

3
Я боюсь, чтоб шествия и мавзолеи,
поклонений установленный статут
не залили б приторным елеем
ленинскую простоту.
За него дрожу, как за зеницу глаза,
чтоб конфетной не был
красотой оболган.
Голосует сердце -
я писать обязан по мандату долга.
Вся Москва. Промерзшая земля
дрожит от гуда.
Над кострами обмороженные с ночи.
Что он сделал?
Кто он и откуда?

4
Почему ему
такая почесть?
Слово за словом
из памяти таская.
не скажу ни одному -
на место сядь.
Как бедна у мира
сл_о_ва мастерская!
Подходящее откуда взять?
У нас семь дней,
у нас часов - двенадцать.
Не прожить себя длинней.
Смерть не умеет извиняться.
Если ж с часами плохо,
мала календарная мера,
мы говорим - "эпоха",
мы говорим - "эра".

5
Мы спим ночь.
Днем совершаем поступки.
Любим свою толочь
воду в своей ступке.
А если за всех смог
направлять потоки явлений,
мы говорим - "пророк",
мы говорим - "гений".
У нас претензий нет, -
не зовут - мы и не лезем;
нравимся своей жене,
и то довольны дон_е_льзя.
Если ж, телом и духом слит,
прет на нас непохожий,
шпилим - "царственный вид",
удивляемся - "дар божий".

6
Скажут так, - и вышло
ни умно, ни глупо.
Повисят слова и уплывут, как д_ы_мы.
Ничего не выколупишь
из таких скорлупок.
Ни рукам ни голове не ощутимы.
Как же Ленина
таким аршином мерить!
Ведь глазами видел
каждый всяк - "эра" эта
проходила в двери,
даже головой не задевая о косяк.
Неужели про Ленина тоже:
"вождь милостью божьей"?
Если б был он царствен и божествен,
я б от ярости себя не поберег
я бы стал бы в перекоре шествий,
поклонениям и толпам поперек.

7
Я б нашел слова
проклятья громоустого,
и пока растоптан я
и выкрик мой,
я бросал бы в небо богохульства,
по Кремлю бы бомбами метал:
д_о_л_о_й!
Но тверды шаги Дзержинского у гроба.
Нынче бы могла
с постов сойти Чека.
Сквозь мильоны глаз,
и у меня сквозь оба,
лишь сосульки слез,
примерзшие к щекам.

8
Богу почести казенные
не новость.
Нет! Сегодня настоящей болью
сердце холодей.
Мы хороним самого земного
изо всех прошедших
по земле людей.
Он земной, но не из тех,
кто глазом упирается в свое корыто.
Землю всю охватывая разом.
видел то, что временем закрыто.
Он, как вы и я,
совсем такой же,
только, может быть, у самых глаз
мысли больше нашего морщинят кожей,
да насмешливей и тверже губы,
чем у нас.

9
Не сатрапья твердость,
триумфаторской коляской мнущая тебя,
подергивая вожжи.
Он к товарищу милел
людскою лаской.
Он к врагу вставал
железа тверже.
Знал он слабости,
знакомые у нас,
как и мы, перемогал болезни.
Скажем, мне бильярд -
отращиваю глаз,
шахматы ему - они вождям полезней.
И от шахмат перейдя
к врагу натурой,
в люди выведя вчерашних пешек строй,
становил рабочей-человечьей диктатурой
над тюремной капиталовой турой.

10
И ему и нам
одно и то же дорого.
Отчего ж, стоящий от него поодаль,
я бы жизнь свою, глупея от восторга,
за одно б его дыханье _о_тдал?!
Да не я один!
Да что я лучше, что ли?!
Даже не позвать,
раскрыть бы только рот -
кто из вас из сёл, из кожи вон,
из штолен не шагнет вперед?!
В качке - будто бы хватил вина и горя лишку -
инстинктивно хоронюсь трамвайной сети.
Кто сейчас оплакал бы
мою смертишку в трауре
вот этой безграничной смерти!

11
Со знаменами идут, и так.
Похоже - стала вновь
Россия кочевой.
И Колонный зал дрожит,
насквозь прохожей.
Почему? Зачем и отчего?
Телеграф охрип
от траурного гуда.
Слезы снега с флажьих
покрасневших век.
Что он сделал, кто он
и откуда - этот самый человечный человек?
Коротка и до последних мгновений
нам известна жизнь Ульянова.
Но долгую жизнь товарища Ленина
надо писать и описывать заново.

12
Далеко давным, годов за двести,
первые про Ленина восходят вести.
Слышите - железный и луженый,
прорезая древние века, -
голос прадеда Бромлея и Гужона -
первого паровика?
Капитал его величество,
некоронованный, невенчанный,
объявляет покоренной силу деревенщины.
Город грабил, грёб, грабастал,
глыбил пуза касс, а у станков
худой и горбастый
встал рабочий класс.

13
И уже грозил, взвивая трубы з_а_ небо;
Нами к золоту пути мост_и_те.
Мы родим, пошлем, придет когда-нибудь
человек, борец, каратель, мститель! -
И уже смешались облака и д_ы_мы,
будто рядовые одного полка.
Небеса становятся двойными,
дымы забивают облака.
Товары растут, меж нищими высясь.
Директор, лысый черт, пощелкал счетами,
буркнул: "кризис!"
и вывесил слово
"расчет".

14
Кр_а_пило сласти мушиное с_е_ево,
хлеб_а_ зерном в элеваторах портятся,
а под витринами всех Елисеевых,
живот подведя, плелась безработица.
И бурчало у трущоб в утробе,
покрывая детвориный плачик:
- Под работу, под винтовку ль,
н_а_ - ладони обе!
Приходи, заступник и расплатчик! -
Эй, верблюд, открыватель колоний! -
Эй, колонны стальных кораблей!
Марш в пустыни огня раскаленней!

15
Пеньте пену бумаги белей!
Начинают черным лат_а_ться
оазисы пальмовых нег.
Вон среди золотистых плантаций
засеченный вымычал негр:
- У-у-у-у-у, у-у-у!
Нил мой, Нил!
Приплещи и выплещи
черные дни!
Чтоб чернее были, чем я во сне,
и пожар чтоб
крови вот этой красней.
Чтоб во всем этом кофе,
враз, вскипелом, вариться пузатым -
черным и белым.
Каждый добытый слоновий клык -
тык его в мясо, в сердце тык.

16
Хоть для правнуков, не зря чтоб
кровью литься, выплыви,
заступник солнцелицый.
Я кончаюсь, - бог смертей
пришел и поманил.
Помни это заклинанье, Нил, мой Нил!
- В снегах России, в бреду Патагонии
расставило время станки потогонные.
У Ив_а_нова уже у Вознесенска
каменные туши будоражат
выкрики частушек:
"Эх, завод ты мой, завод, желтоглазина.
Время нового зовет Стеньку Разина".
Внуки спросят: - Что такое капиталист? -
Как дети теперь:
- Что это г-о-р-о-д-о-в-о-й?..
- Для внуков пишу в один лист
капитализма портрет родовой.

17
Капитализм в молодые года
был ничего, деловой парнишка:
первый работал - не боялся тогда,
что у него от работ
засалится манишка.
Трико феодальное ему тесн_о_!
Лез не хуже, чем нынче лезут.
Капитализм революциями
своей весной расцвел
и даже подпевал "Марсельезу".
Машину он задумал и выдумал.
Люди, и те - ей!
Он по вселенной видимо-невидимо
рабочих расплодил детей.

18
Он враз и царства и графства сжевал
с коронами их и с орлами.
Встучнел, как библейская корова
или вол, облизывается.
Язык - парламент.
С годами ослабла мускулов сталь,
он раздобрел и распух,
такой же с течением времени
стал, как и его гроссбух.
Дворец возвел - не увидишь такого!
Художник - не один! -
по стенам поерзал.
Пол ампиристый, потолок рокок_о_вый,
стенки - Людовика XIV,
Каторза.

19
Вокруг, с лицом, что равно годится
быть и лицом и ягодицей,
задолицая полиция.
И краске и песне душа глуха,
как корове цветы среди луга.
Этика, эстетика и прочая чепуха -
просто - его женская прислуга.
Его и рай и преисподняя -
распродает старухам
дырки от гвоздей креста господня
и перо хвоста святого духа.

20
Наконец, и он перерос себя,
за него работает раб.
Лишь наживая, жря и спя,
капитализм разбух и обдряб.
Обдряб и лег у истории на пути
в мир, как в свою кровать.
Его не объехать, не обойти,
единственный выход -
взорвать!
Знаю, лирик скривится горько,
критик ринется хлыстиком выстегать:
- А где ж душа?!
Да это ж - риторика!
Поэзия где ж? - Одна публицистика!! -

21
Капитализм - неизящное слово,
куда изящней звучит - "соловей",
но я возвращусь к нему
снова и снова.
Строку агитаторским лозунгом взвей.
Я буду писать и про то и про это,
но нынче не время любовных ляс.
Я всю свою звонкую силу поэта
тебе отдаю, атакующий класс.
Пролетариат - неуклюже и узко
тому, кому коммунизм - западня.

22
Для нас это слово - могучая музыка,
могущая мертвых сражаться поднять.
Этажи уже заёжились, дрожа,
клич подвалов подымается по этажам!
- Мы прорвемся небесам
в распахнутую синь.
Мы пройдем
сквозь каменный колодец.
Будет.
С этих нар рабочий сын -
пролетариатоводец.
- Им уже земного шара мало.
И рукой, отяжелевшей от колец,
тянется упитанная туша капитала
ухватить чужой горл_е_ц.

23
Идут, железом
клацая и лацкая.
- Убивайте!
Двум буржуям тесно! -
Каждое село -
могила братская,
город_а_ -
завод протезный.
Кончилось - столы
накрыли чайные.
Пирогом победа на столе.
- Слушайте
могил чревовещание,
кастаньеты костылей!
Снова нас увидите
в военной яви.
Эту время
не простит вину.
Он расплатится,
придет он и объявит
вам и вашинской войне
войну! -

24
Вырастают на земле
слез_ы_ озёра,
слишком непролазны
крови топи.
И клонились
одиночки фантазеры
над решением
немыслимых утопий.
Голову об жизнь
разбили филантропы.
Разве путь миллионам -
филантропов тропы?
И уже бессилен
сам капиталист,
так его машина размахалась, -
строй его несет,
как пожелтелый лист,
кризисов и забастовок х_а_ос.
- В чей карман стекаем
золотою лавой?
С кем идти
и на кого пенять? -
Класс миллионоглавый
напрягает глаз -
себя понять.

25
Время
часы капитала
кр_а_ло,
побивая прожекторов яркость.
Время родило
брата Карла - старший
ленинский брат Маркс.
Маркс!
Встает глазам
седин портретных рама.
Как же жизнь его
от представлений далека!
Люди видят
замурованного в мрамор,
гипсом холодеющего старика.
Но когда
революционной тропкой
первый делали
рабочие шажок,
о, какой невероятной топкой
сердце Маркс
и мысль свою зажег!

26
Будто сам
в заводе каждом
стоя ст_о_ймя,
будто каждый труд
размозоливая лично,
грабящих прибавочную стоимость
за руку поймал с поличным.
Где дрожали тельцем,
не вздымая глаз свой
даже до пупа
биржевика-дельца,
Маркс повел разить
войною классовой
золотого до быка
доросшего тельц_а_.
Нам казалось -
в коммунизмовы затоны
только волны случая
закинут нас юл_я_.
Маркс раскрыл
истории законы,
пролетариат
поставил у руля.

27
Книги Маркса
не набора гранки,
не сухие цифр столбцы -
Маркс рабочего
поставил н_а_ ноги
и повел колоннами
стройнее цифр.
Вел и говорил: -
сражаясь лягте, дело -
корректура выкладкам ума.
Он придет, придет
великий практик,
поведет полями битв,
а не бумаг!
- Жерновами дум
последнее мел_я_
и рукой дописывая
восковой, знаю,
Марксу виделось
видение Кремля
и коммуны флаг
над красною Москвой.

28
Назревали, зрели дни,
как дыни, пролетариат
взрослел и вырос из ребят.
Капиталовы отвесные твердыни
валом размывают
и дробят.
У каких-нибудь годов
на расстоянии сколько гроз
гудит от нарастаний.
Завершается восстанием
гнева нарастание,
нарастают революции
за вспышками восстаний.
Крут буржуев
озверевший норов.
Тьерами растерзанные,
воя и стеная,
тени прадедов,
парижских коммунаров,
и сейчас вопят
парижскою стеною:

29
- Слушайте, товарищи!
Смотрите, братья!
Горе одиночкам -
выучьтесь на нас!
Сообща взрывайте!
Бейте партией!
Кулаком одним
собрав рабочий класс. -
Скажут: "Мы вожди",
а сами - шаркунами?
За речами шкуру
распознать умей!
Будет вождь такой,
что мелочами с нами -
хлеба проще,
рельс прямей.
Смесью классов,
вер, сословий и наречий
на рублях колес
землища двигалась.
Капитал
ежом противоречий
рос во-всю и креп,
штыками иглясь.
Коммунизма призрак
по Европе рыскал,
уходил и вновь
маячил в отдаленьи...

На прошлой неделе каждый, кто хотел, отметил 85-летие кончины Владимира Ильича. В 1924 году смерть вождя страна встретила по преимуществу вполне искренними рыданиями, траурными гудками фабричных труб и стихами: «И вновь, товарищ Ленин, с краткой речью ты обратишься к нам с броневика». В 2009 году все прошло гораздо скромнее, никто не рыдал и стихов не писал. Хотя, конечно, компартия (уже давно переставшая, правда, быть компартией) и возложила протокольный венок к Мавзолею.

Спала и волна интереса к самому Мавзолею. Еще десять лет назад сторонники и противники идеи перезахоронения Ленина готовы были сойтись в рукопашной. Сегодня этой темой бесстрастно занимается ВЦИОМ. Результаты для поклонников Ленина одновременно утешительные и оскорбительные.

Сторонники и противники перезахоронения делятся так: 47% за то, чтобы вынести из Мавзолея тело Владимира Ильича, 37% за то, чтобы оставить все, как есть. 37% достаточно большая цифра, чтобы отбить у власти охоту пойти на конфронтацию с населением по поводу судьбы ленинского тела. Тем более, сейчас, когда и без того забот полон рот. Так что любители посмотреть на «как живого» Ильича, могут спать спокойно.

Вместе с тем, большинство из тех, кто выступает за то, чтобы оставить тело вождя мирового пролетариата в Мавзолее, аргументирует свое решение вовсе не уважением к ленинской памяти. Некоторые заботятся о своих и чужих стариках: зачем им еще и это потрясение, пусть старшее поколение спокойно уйдет, а потом уже и займемся «переездом». Кстати, полностью разделяю эту позицию, подход гуманный. Вынос ленинского тела из Мавзолея, ей Богу, не стоит ни одного инфаркта. А мистические рассуждения о том, что «пока это тело лежит на Красной площади, в России все будет плохо», к либерализму и демократии не имеют ни малейшего отношения. Скорее, к средневековью. Если у кого-то плохо с нервами, значит, надо меньше смотреть по ящику страшилки о привидениях.

Немало и тех (у которых, чувства, наоборот, похоже, полностью атрофировались), кто подходит к мавзолейной теме в духе нынешних рыночных времен, утверждая, что ничего не надо трогать, потому что Мавзолей «превратился в обычный туристический объект, какие есть во многих странах». Разумеется, в туристические маршруты попадают иногда и некрополи, но наш случай несколько иного рода. Ленин все-таки не Хеопс, а потому ни на бальзамирование, ни на египетскую пирамиду никогда не претендовал. Так что очутился в Мавзолее не по своей воле. Если бы Ильич знал, что станет после смерти забальзамированным «туристическим объектом», он бы, не исключаю, предпочел утопиться задолго до революции в Женевском озере, да так, чтобы тело никогда не нашли.

Впрочем, хватит о теле. Поговорим об идеях. Насколько живы они, или также находятся в забальзамированном состоянии?
Нынешние коммунисты лишь салютуют Мавзолею, но на самом деле давно уже отказались от тех идей, которые Ленин считал необходимыми для каждого истинного марксиста-ленинца. Конечно же, и Ленин был человеком гибким, умел приспосабливаться к политической конъюнктуре, но при этом никогда не изменял основополагающим принципам марксизма-ленинизма и не упускал главную цель - мировую революцию.

Ленинскую гибкость партия Зюганова подменила, однако, бытовым приспособленчеством. Большевики никогда не были «системной оппозицией», а зюгановцы - да. Между тем принадлежность к «системной оппозиции» подразумевает, что партия хотела бы лишь подкорректировать власть, не более того. А Ленин мечтал о полном сломе старой государственной машины и замене ее новой, с принципиально иными задачами. И сделал это. Нынешние коммунисты предпочитают революции депутатские привилегии. По мне, так и, слава Богу: только революции нам сейчас и не хватало! Поэтому, сказанное выше - не осуждение, а лишь простая констатация фактов.

Если у нынешних коммунистов и осталось что-то ностальгическое от прошлого, то это не от ленинского, а от сталинского периода. Чтобы это понять, придется хоть на секунду углубиться в марксизм-ленинизм. Без этого никуда.

Есть три краеугольных камня, с помощью которых Ленин отделял истинного коммуниста от соглашателя, оппортуниста и «политической проститутки»: диктатура пролетариата, пролетарский интернационализм и воинствующий атеизм. Без этих трех составляющих делать мировую революцию, как считал Ленин, просто невозможно. А вдруг революционный боец начнет колебаться: стрелять или не стрелять в буржуйскую жену, или не к месту вспомнит Нагорную проповедь, или начнет жалеть Россию, которую ленинцы использовали, как растопку для мирового пожара.

Между тем, Сталин, перебрав в задумчивости три ленинских камня, в карман к себе положил лишь один: это, разумеется, насилие. Более того, на этом направлении Иосиф Виссарионович пошел много дальше Владимира Ильича. Тот «недостаток», на который жаловался Ленин во время гражданской войны, а жаловался вождь на анархию и безалаберность в деле проведения «массовидных» насильственных мероприятий («слишком добер русский человек» сокрушался Ильич), Сталин полностью устранил. «Воронки» с надписью «Хлеб» ездили бесперебойно. ГУЛАГ работал, как часы. «Тройки» все, что надо, подписывали. Чистки и процессы проходили в срок. Граждане с энтузиазмом, кого скажут, клеймили.

Два оставшихся краеугольных камня марксизма-ленинизма Сталина не убедили. Один он просто выбросил, другой обтесал на свой манер. Скажем, пролетарский интернационализм был решительно заменен на национал-большевизм. По Сталину, не Россия должна была жертвовать собой ради мировой революции, а международные революционные силы были обязаны работать на Советскую Россию. То есть, поезд решительно развернули в обратную сторону. В значительной мере это было продиктовано изменением самой обстановки, мировая революция захлебнулась, а советская власть устояла, но, справедливости ради, следует отметить, что Сталин схожие идеи высказывал и раньше, за что даже получил однажды выволочку от учителя за необоснованный скепсис. Тем не менее, Ленин был не прав, прав был Сталин, который куда более трезво оценивал потенциал международного рабочего движения. Иначе говоря, в том факте, что Сталин после смерти учителя перевел стрелки и направил состав под названием СССР в другом направлении, была своя логика.

При этом формально ленинизм в стране, естественно, никто не отменял. Рецепт на самом деле древний. Поставьте предшественнику памятники, а потом делайте, что хотите. Два брата - сыновья римского императора Септилия Севера враждовали между собой, борясь за наследство. Когда один из них - Каракалла убил брата, то, чтобы загладить преступление, тут же провозгласил его божеством: «Пусть будет божественным, лишь бы не живым». Кстати, точно так же, по сути, возникла и идея ленинского Мавзолея.

Во время Отечественной войны Сталин сдал позиции и в отношении атеизма, решив, что в трудные времена пригодится и православная вера. Храмы начали снова открываться. И действительно, православие, как могло, помогло.

Вот и выходит, что сегодняшний коммунист со свечкой в храме или коммунист-антисемит - все это не от Ленина, а от Сталина. Это только на первый взгляд священник, целующий икону с изображением Сталина, или манифестация, над которой развиваются одновременно красные полотнища и черносотенные лозунги - нонсенс. На самом деле в этом есть своя, хотя и не очевидная для большинства, закономерность.
На сегодня в народной памяти миф Сталин значительно опережает миф Ленина. Так было не всегда. Знаменитый ХХ съезд партии сумел разоблачить культ личности Сталина, лишь опираясь на культ Ленина - все объяснялось необходимостью вернуться к ленинским нормам партийной жизни. Без этого объяснения психологическая травма была бы для многих членов компартии просто несовместима с жизнью. Веру в Ленина умело подставили вместо ампутированной веры в Сталина. Перестройка началась с того же: партийные реформаторы, пока не окрепли, могли противостоять партийным консерваторам лишь потому, что прикрывались тем же самым спасительным щитом - лозунгом о необходимости «возвращения к подлинному ленинизму».

Но это прошлое. Сегодня уже не Ленин, а Сталин входит в призовую тройку конкурса «Имя Россия». Что касается Владимира Ильича, то он застрял где-то среди аутсайдеров. Низы намекают власти, что соскучились по порядку, но при этом забывают, каким способом товарищ Джугашвили этот порядок обеспечивал. Впрочем, это другая тема.

Так что, на день сегодняшний Ленин, пожалуй, уже и не жив. Полное собрание сочинений Ильича читают лишь чудаки вроде меня. Это мое хобби: находить в ленинских трудах противоречия. Уверяю, их немало. Памятников Ильичу, правда, по-прежнему больше. Но они уже давно слились с ландшафтом.

А вот на вопрос, будет ли Ленин жить в будущем, определенно ответить не берусь. Во-первых, есть мудрый совет: никогда не говори «никогда». Во-вторых, история, как юла, делает все новые и новые витки, подозрительно похожие между собой. Как тут предскажешь? Умершие вроде бы идеи нередко возвращаются после ребрендинга.

Появится новое поколение, появятся новые иллюзии и желание переделать мир. Тем более, и капитализм - не Дева Мария, поклоняться ему трудно. Так что возникновение новой волны интереса к ленинизму не исключено.

Припудрят, подретушируют, здесь укоротят, там добавят. И вперед!


Автор нескольких стихотворений о Ленине, Маяковский в то время сочинял самое знаменитое из своих произведений в духе культа Ленина - эпическую поэму «Владимир Ильич Ленин». Поэт выступил с публичным призывом: «Не торгуйте Лениным». Так называлась передовая статья в журнале ЛЕФ (Левый Фронт в Искусстве), главным редактором которого был Маяковский. Соавтором статьи, возможно, являлся Осип Брик.

Маяковский не возражал против публичного возвеличивания Ленина - его возмущали дешевая и вульгарная форма такого прославления. Культ Ленина, в существующем виде, порочил и разрушал, по мнению Маяковского, бессмертный дух вождя. На первой странице передовой статьи имелась графическая иллюстрация, воспроизводившая одно из многих рекламных объявлений, которыми пестрела тогдашняя пресса (поэт находил эту рекламу крайне безвкусной):

Бюсты В. И. Ленина гипсовые, патинированные, бронзовые, мраморные, гранитные в НАТУРАЛЬНУЮ и ДВОЙНУЮ ВЕЛИЧИНУ с оригинала, разрешенного к воспроизведению и распространению Комиссией по увековечению памяти В. И. ЛЕНИНА РАБОТЫ СКУЛЬПТОРА С. Д. МЕРКУЛОВА

ПРЕДЛАГАЕТ Государственное Издательство для госучреждений, партийных и профессиональных организаций, кооперативов и проч.

Осмотр и ПРИЕМ ЗАКАЗОВ в ОТДЕЛЕ КОММЕРЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ Москва, Рождественка, 4.

Иллюстрированные проспекты высылаются по первому требованию бесплатно.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И КОПИРОВАНИЕ БУДЕТ ПРЕСЛЕДОВАТЬСЯ ПО ЗАКОНУ.

«Мы против этого.

Мы согласны с железнодорожниками Казанской жел. дор., предложившими художнику оборудовать у них в клубе Ленинский зал без бюстов и портретов Ленина, говоря: „Мы не хотим икон“.

Мы настаиваем: -

Не штампуйте Ленина.

Не печатайте его портретов на плакатах, на клеенках, на тарелках, на кружках, на портсигарах.

Не бронзируйте Ленина.

Не отнимайте у него его живой поступи и человеческого облика, который он сумел сохранить, руководя историей.

Ленин все еще наш современник.

Он среди живых.

Он нужен нам, как живой, а не как мертвый.

Поэтому, -

Учитесь у Ленина, но не канонизируйте его.

Не создавайте культа именем человека, всю жизнь боровшегося против всяческих культов.

Не торгуйте предметами этого культа.

Он остается среди живых. Такова главная тема собственных произведений Маяковского о Ленине: «Комсомольская» (март 1924 г.) и «Владимир Ильич Ленин» (закончено в октябре того же года). В этой эпической поэме, где жизнь Ленина описывается на фоне истории российской революции, Ленин предстает всемогущим, всезнающим и в то же время трогательно человечным, «самым человечным человеком». Ленин к тому же бессмертен. На первой же странице поэмы Маяковский заверяет: «Ленин и теперь живее всех живых». Он вечно живет в коллективе: в партии, в рабочем классе. Поэт приветствует энтузиазм, благодаря которому «Стала величайшим коммунистом-организатором / даже сама Ильичева смерть».

Маяковский имеет в виду Ленинский призыв, благодаря которому, как пишет поэт, на место Ленина встали сотни тысяч рабочих-энтузиастов. Общее горе, которое потрясло Россию, когда Ленин умер, массовые проявления скорби и солидарности вселяют в поэта надежду. В то же время Маяковский опасается, что бесчисленные славословия, которые звучат по всей стране, вычеркнут из памяти человечность вождя, а «шествия и мавзолеи, поклонений установленный статут» зачеркнут его простоту . Эти чувства уже звучали в передовице ЛЕФа: мы должны славить бессмертный ленинский дух, но так, чтобы этими славословиями не принизить Ленина. Однако Маяковский оказался не властен даже над своей собственной поэмой: ее кромсали на куски, нарушая общий замысел. Мелкие фрагменты поэмы использовались в качестве сопроводительных надписей к слащавым бездарным плакатам, которые были широко распространены в 1960–1970-е гг.

Маяковский не был единственным, кто осуждал грубую вульгарность ранней Ленинианы. В начале февраля 1924 г. в газете «Рабочая Москва» было опубликовано письмо, автор которого жаловался, что украинская табачная фабрика начала выпускать папиросы с портретом Ленина на пачке. Беда в том, писал недовольный, что пустые пачки валяются на улицах и прохожие волей-неволей наступают на изображение вождя . Власти решили пресечь такого рода злоупотребления. В мае 1924 г. Комиссия по увековечению опубликовала резолюцию, в которой все предприятия предупреждались, что помещать портрет Ленина на папиросных пачках и упаковках, на конфетных обертках и конфетах, на всевозможных наклейках и на ювелирных изделиях «категорически запрещено» .

Ленинизм вечен. Пусть изгаляются, пытаются дискредитировать, пытаются унизить, распространяют небылицы, передёргивают, оскорбляют, и пр. Но ленинизм вечен. И непоколебим. Пока есть человечество будет существовать ленинизм. Почему? Потому, что есть вечная коллизия: эксплуататоры и эксплуатируемые. Хозяева и наёмные рабочие. И Ленин показал, что делать в этой ситуации. Если буржуазия хочет потеснить Ленина в умах и в сердцах людей, то она должна свести до минимума издержки эксплуатации

Резонанс Великой Октябрьской Социалистической Революции (ВОСР) был всемирным. (Сегодня бы сказали – глобальным.) Международная буржуазия уяснила: рациональнее отдать часть награбленного эксплуатируемым, иначе потеряешь всё. Тренд был обозначен четко и жёстко. И условия труда, заработная плата наёмных работников, стали приемлемого уровня. И эксплуатируемый класс Зап. Европы и Сев. Америки был признателен Ленину и ВОСР. И буржуазия, по своему тоже: пример России показал - если продолжать по - людоедски относиться к эксплуатируемым, можно потерять не только состояние, но и жизнь.

Поражает высочайший интеллект политического мышления Ленина. Его глубокое понимание процессов и приверженность к объективности. Отсутствие зашоренности и абсолютизации своих действий. Ленин – единственный из политиков мира, который безжалостно критиковал себя, если обнаруживал допущенные ошибки. Прочитайте последние статьи: «Как нам реорганизовать Рабкрин?», «Лучше меньше, да лучше», «Странички из дневника», «О кооперации», «Письмо к съезду». Их общий посыл: многое нужно делать иначе. И в кратчайшие сроки.

Кроме статей есть письма, записки. В них вырываются такие резкие характеристики по отношению к «ляпам» большевистской номенклатуры, и к «перегибам» «вооружённого отряда партии», что такое не позволяли себе даже самые яростные противники Ленина. За подобное, сегодня поволокли бы Владимира Ильича в «самый гуманный и справедливый», и «впаяли» бы «двушечку», а то и более, за «экстремизм».

Ленинское теоретическое наследие – это 58 полновесных томов. Как умудрялся этот сверхчеловек, кроме ежедневной изнурительной партийной и государственной работы первопроходца, писать философские статьи, эссе? Ленин собственноручно составлял резолюции и документы СНК и ВЦИК. Лично писал выступления и доклады без спичрайтеров. Это неповторимый феномен в мировой политике.

Ленин прожил мало - 53 года. А руководил вновь созданным государством рабочих и крестьян всего 5 лет. (А фактически 4 года, в связи с началом тяжелейшего заболевания.) И если бы ему ещё 15-20 лет жизни, то СССР был бы абсолютно другим государством. Это понимают сегодня многие. Ленин не только писал и постоянно выступал в различных аудиториях (и это были неповторимые, искренние, и эмоционально захватывающие аудиторию речи), но он и действовал. И теоретические изыскания Ленина – это не пустопорожние рассуждения, а фундамент для практических решений.

Да, в период ВОСР, и позднее, были отвратительные эксцессы, но покажите мне революцию в истории человечества, где не было эксцессов . А пропагандистская экзальтация эксцессов ВОСР «либералами» – это жульническое искажение. Российская Империя была беременна революцией. А роды – это кровь, боль, крик, мучения, гримасы…

Сегодня 2016 год. Буржуазия в РФ в ответ на возмущение наёмных работников тотальной дороговизной и недостойной зарплатой заявляет: «А что Вы хотите? – бизнес должен быть рентабельным. Это рынок». Но, если рынок - то рынок для всех, т.е. когда зарплата тоже рыночная, рентабельная, т.е. наёмный работник после оплаты всех первоочередных расходов должен иметь, какие-то деньги: на случай семейного ЧП, на небольшие развлечения, или возможность немного скопить. Но это для большинства населения РФ невозможно. И это на фоне безудержной роскоши «хозяев жизни». Это оголтелый произвол по отношению к наёмным работникам.

В начале 90-ых возникшая российская буржуазия вбросила в социум понятие – Шариков. «Взять и поделить». Шариков трактовался как тип отрицательный и отвратительный. Но Шариков был прав. Рабочие и крестьяне отобрали у эксплуататоров то, что за столетия создавали своим каторжным трудом, в лишениях и страданиях, а получали «крохи с барского стола». (Сегодня это звучит так: «на, докури окурок») Но терпение в 1917г. лопнуло, и отобрали, но не поделили. У пролетариата хватило сообразительности все богатства (активы) объявить общенародной собственностью. Да, экспроприация происходила трагично, некрасиво, трагикомично, гротескно, бесцеремонно, унизительно для «бывших», но это была святая экспроприация. Это было легитимно. Народ взял то, что ему принадлежало, и было создано им.

Но в начале 90-ых появились подлинные Шариковы. Они отобрали собственность не у кучки богатеев (как в 1917г), а у 285 млн. тружеников СССР. Украли. Рассовали по карманам. Оформили на офшоры. Грабанули мегасобственность, которую 300 лет создавали при Романовых, и 75 лет при коммунистах. Вот это и есть Шариковы. Если экспроприация в 1917г. была в интересах сотен миллионов, то в 1991г. экспроприация произошла в интересах кучки аферистов. Неужели родители не вдолбили им: «Нельзя брать чужое. Это неприлично. Это - грех».

У «низов» (у десятков миллионов разночинцев) были свои устремления, чаяния, и своё понимание идеалов революции 1991г. (требовалось многое кардинально менять, и это неоспоримо.) Но у начинающейся кучковаться российской буржуазии и бюрократии (а это сегодня, одно и тоже - и чем на более высокой табуретке сидит бюрократ, тем прибыльнее его бизнес), существовал скрытый, антинародный «проект». Переплетённые «намертво» власть и бизнес на всех уровнях (что абсолютно недопустимо в цивилизованных странах, а если и случается, то моментально и безжалостно уничтожается), породили с начала 90-ых российскую систему сверхэксплуатации. Что это? Это когда бытовые тарифы самые высокие, а зарплаты рядовых граждан самые низкие по сравнению со шкалой «зарплата-тарифы» передовых стран. (Я о первой десятке капиталистических государств, на участие в которой безосновательно претендует РФ.)

И всё чаще рядовые граждане удручённо рассуждают: «При коммунистах было так: не вякай, не возникай, но отдых, образование, медицина – бесплатно. Сегодня опять: не вякай, не возникай, но за всё плати, и не копейки, а неприподьёмные деньги. В 1991г. «реформаторы» нам это обещали?!».

Но самым омерзительным в таких условиях выглядят подлые потуги буржуазии, когда пытаются советскую символику напяливать на действительность дикого капитализма. Считают, что это своеобразный анабиоз для «быдла». «Пипл схавает». Но у буржуазии есть и радикальные варианты: «взбунтуетесь – задавим». У нас армия, полиция, на крайний случай ВВ (не Владимир Владимирович, а внутренние войска). Не задавите. Есть неизбежное правило революции: на определённом этапе возникает фактор - «восставшие матросы и солдаты». И это не обязательно выстрел Авроры и штурм Зимнего. Вариантов много. Просто отказываются выполнять приказы. Не выходят из казарм. Или придуриваются, чтобы не брать на себя ответственность. Это только на первый взгляд русский служивый мужик в погонах - «сапог» без фантазии. Эти ребята себе на уме. И усиленная, дополнительная пайка не сделает их лояльными. Они всё видят, и понимают.

«Тогда успеем свалить за бугор». Но это начало конца. В 1918-1921г.г. в никуда сгинули сотни тонн золота Российской Империи в банках Лондона, Праги, Токио. И наплевали они в ответ на взывания «бывших» к «совести», и на тщетные напоминания о родственных узах монархов Европы и «невинно убиенного» Николая II.

Активы российской буржуазии неприкосновенны, пока буржуазия имеет паспорт гражданина РФ. Но уже сегодня акулы международного капитализма на Уолл-стрит, и в прочих банковских закоулках «цивилизованного Запада» потирают руки в предвкушении «срубить по крупному». Двойное, или даже тройное гражданство российской буржуазии, её неуклюжие попытки интегрироваться в истеблишмент Зап. Европы и Сев. Америки (покупка спортивных клубов, спонсорство в культурных проектах, финансовое донорство в различные фонды и т.д.) – это «не смешите мои тапочки». Даже заначки не останется. Чего-чего, а западные фискальные службы эффективны как нигде. И не помогут апелляции к «незыблемым демократическим ценностям», и к мольбам в адрес «западной беспристрастной судебной системы». Всё будет по-пацански. Дядя Сэм и его европейские «шестёрки» в ответ на претензии нагло объяснят: «А ты кто такой?». Процесс обдираловки не будет особо отличаться от поведения румынской солдатни, что бесцеремонно отобрали золотые побрякушки у Остапа Ибрагимовича Бендера. Буржуазной солидарности не существует. Это только у пролетариата солидарность, т.к. им «нечего терять кроме собственных цепей».

Да, на Западе частная собственность священна и неприкосновенна. Но это когда ты начинаешь с нуля, вкладываешь в результат своего бизнеса усилия, ум, пот, терпение. А в нашем случае всё начнётся с презрительно - деликатного вопросика англо-саксонской тётки Смит, в судейской мантии: «Объясните, пожалуйста, происхождение Вашего капитала».

Как - то бывалый человек объяснил мне, кто такие наши «воротилы» для цивилизованного мира: «Если западный человек и вынужден пожать руку российскому нуворишу, то быстренько заходит за угол, и вытирает ладони гигиенической салфеткой. А в Китае проще: таких, «хозяев жизни», на стадионе, при огромном скоплении народа, между первым и вторым таймом футбольного матча, выводят, и расстреливают.

Итоги подлинной революции (не только ВОСР, но и любой буржуазно – демократической революция в Европе и Сев. Америке) – это не только прорыв в развитии производительных сил. Это и гигантское высвобождение интеллекта тех, кого «голубая кровь» именовала «чернью». Сотни тысяч деревенских парней и детей пролетарских окраин с 1917г. стали великими в своём роде деятельности, и ими восхищался мир. Да, оставались и персонажи Высоцкого «где деньги Зин?», но основной тренд был иным. Природный ум, настойчивость, порядочность, уникальность – это было главным. А не ущербная формула: «бабло решает всё», и умение подшустриться, и расставить правильно галочки в ЕГЭ.

И август 1991года, с учётом последующих действий «либерал – революционеров» – это не народная революция, это даже не буржуазно – демократическая революция, а это надлом, надрыв. Это торжество охамевших мародёров. Не осуществились 2-е основных задачи подлинной революции: развитие производительных сил, и интеллектуальный взрыв «низов». Получилось наоборот. Результатов нет. А натужно - весёленькие картинки по «телику» в 2016г.– это балаган для дураков.

Российская буржуазия не в состоянии преодолеть классовое неприятие Ленина. Она чванлива и невменяема. Она не адекватна и игнорирует всех. Она не воспринимает критику, советы, увещевания. Она потеряла инстинкт самосохранения. «Хозяева жизни» оборзели.

Ту кромешную и ублюдочную систему, что сварганила российская доморощенная буржуазия и гламурно-амурные псевдополитики, даже классово близкие им «старшие братаны» из США и Зап. Европы, отказываются признавать цивилизованным капитализмом.

Сенатор Лугар о «приватизации» в РФ, последующим «ощкуривании» населения, и «распиле» бюджетного «бабла» только своими, и выведение украденного в офшоры: «Воруют у собственного народа».

Губернатор штата Техас, правый республиканец Рик Перри: «есть капитализм предпринимателей, и «капитализм стервятников». Опасность «стервятников» в том, что они навязывают обществу и государству социал-дарвинизм, доходящий до расчеловечивания и дьявольщины. Вылупившаяся популяция «избранных», сбивается в стаи, чтобы изнасиловать мир, а не совершенствовать его. «Не пускать менял в Храм». Строительство государства (власти) - это возведение Храма. И «менял» (особей с рефлексами крыс и с абсолютным отсутствием государственного мышления), категорически нельзя допускать во власть. «Менялы» не умеют созидать. Они только воруют и разрушают. Для них «деньги важнее людей».

Трудно заподозрить Джона Кеннеди в симпатиях к ленинизму, но он 53 года назад произнёс: «Тот, кто делает невозможным мирные преобразования, делает неизбежным насильственные». Эта фраза безошибочно точно характеризует сегодняшнюю ситуацию в РФ.

И подобных высказываний на Западе множество.

Неадекватность и чванство - главная угроза для существования эксплуататоров. Где выход? Нередко у сложных проблем есть простые решения. Вспомните кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно». Или слова покойного А.Я.Лившица: «Надо делиться». А что в противном случае? Перефразируя известную цитату, будет так: «Призрак бродит по России, призрак коммунизма». И появятся сотни тысяч «с Лениным в башке, с наганом в руке» , и главный их лозунг: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний…» .

Вспомните 1917 год: «Фабрики – рабочим!», «Земля – крестьянам!», «Мир – солдатам!», «Долой министров – капиталистов!». Это звучит сегодня пугающе – актуально.

Неужели не наступит просветление в мозгах «хозяев жизни»? Понятно, они ненавидят Ленина, но пусть тогда прочитают внимательно Библию, и начнут жить по заповедям Бога, а не по наущениям Сатаны.

С 1991г. была возможность создать сильное, справедливое, богатое для всех государство. Жизнедеятельность, которого была бы эталоном для остального мира. Была вероятность сформировать мессианскую, мирового масштаба светскую идеологию, привлекательную и притягательную для 7,5 миллиардов жителей Земли. Прошло 25 лет. Результат? Похабный крах.

P . S . 7 января 2016 года в Рождественском интервью телеканалу Россия 1 Патриарх Кирилл заявил: «Одна из национальных задач должна заключаться в том, чтобы в России не было нищеты, не было бездомных» , «Необходимо принять программу по искоренению нищеты , которая делает невозможным существование людей в современном мире», «Нищета делает человека изгоем, чего нельзя допускать ».

Это как же надо доизгаляться «хозяевам жизни» над Россией, чтобы антагонистические (даже враждебные) ленинизм и православие, невзирая на непримиримое идеологическое противоборство, на разное понимание гуманизма, и столетнее взаимное обвинение в антигуманизме, сошлись в едином понимании главной, вопиющей проблемы, сегодняшней России (и это нарастает) – нищета наёмных работников . Что это? Это явственный и суровый сигнал: Россия у последней черты. И проявляется это и тысячами микроскопических бытовых фактов в повседневной жизни, и в двадцатипятилетней противоестественной, ненормальной стратегии государства.

Вечно молодой Маяковский

"Комсомольская" - дата написания 31.03.1924г. - это то стихотворение поэта, прочитав которое вы найдете эти вечные строки, которые стали олицетворением образа Ленина на многих плакатах, памятниках, картинах. Год написания стихотворения, как видите, совпадает со смертью вождя, только месяцами разнятся события, ибо В.И.Ленин умер в январе, 21-го числа.

Кому принадлежат строки? Поэту, которого часто называли глашатаем революционного периода России. Справедливо? Наверное, да, если буквально понимать все его строки, связанные с революционными переменами страны. Но мы не будем углубляться в детализацию поэтического наследия великого, на мой взгляд, поэта, а просто дадим ответ для викторины.

Тема, поднятая в данном вопросе, игралась в одном из выпусков на шоу "Кто хочет стать, а кто не хочет (шучу), миллионером". Ответ? Верно, это Маяковский Владимир.

Острый, точный, меткий стих

И все же, совет: приглядитесь повнимательнее к этому поэту, если вы его еще не читали. Уверена, что за ширмой революционных строк, вы найдете массу нежных, романтических, трогательных, нежных поэтических признаний. Ибо с такими печальными глазами, как у Маяковского, по-другому просто не может быть.

Даже партийно, коммунистические строки надо читать под иным углом зрения, ибо чувство иронии, сарказма самого поэта отчасти пробивается через них...

Другие вопросы из сегодняшнего (18.01.2017г.) выпуска "Кто хочет стать миллионером".