Появляться учителя ученики рассказывают. Когда ученик готов приходит учитель

Недавно я общалась по телефону со своей старой подругой, связь с которой оборвалась почти десять лет.

Она переживает сложный период в своей жизни, который включает продажу дома и занятие нелюбимым делом. Самое интересное заключается в том, что я переживала похожий период тогда, когда мы разговаривали с ней в последний раз. Таким образом, внезапное восстановление связи с ней по телефону казалось неслучайным. Я поделилась с ней тем, что однажды сказали мне, когда я переживала кризис. Эти слова в своё время изменили мою жизнь. Они вызвали у неё такую же реакцию, которая когда-то была у меня.

Сила слова, услышанного в нужное время

Это заставило меня задуматься о том, насколько сильно слова, услышанные в нужное время, способны изменить мышление в одно мгновение.

«Когда ученик будет готов, учитель появится сам». – Лао-цзы

Я поделилась с ней своим опытом . В 2008 году я, как и многие другие, потеряла работу и в течение почти двух лет перебивалась случайными заработками. Я пыталась сохранить свой дом. В то время моей опорой и поддержкой была Лиза Гулд, моя подруга и финансовый советник. Мы часто обсуждали различные альтернативные варианты, однако я буквально цеплялась за своё жилище.

Я цеплялась за привычную жизнь. Я любила тот дом, он стал частью меня. Он придавал моей жизни смысл, который был обусловлен привычками, воспитанием, историями об американской мечте и убеждённостью в том, что домовладение является неотъемлемой частью жизни успешного взрослого человека. Я чувствовала себя неудачницей, которая была не способна сохранить собственный дом.

Вопрос

Когда я обсуждала это с Лизой, она сказала: «Почему бы тебе не настроиться на успех вместо того, чтобы защищаться от провала?»

«Подожди, что? Повтори, пожалуйста», – произнесла я с недоумением.

«Почему бы тебе не настроиться на успех вместо того, чтобы защищаться от провала?»

Я до сих пор помню, где я сидела, когда услышала эти слова. В моём теле что-то произошло. Я почувствовала, как кровь прилила к моему лицу. Я встрепенулась, словно у меня появилось множество возможностей. В моём мышлении произошёл сдвиг.

Причина, по которой это произвело на меня такое сильное воздействие в тот момент, заключается в том, что я была готова услышать и принять эти слова . Именно тогда происходит сдвиг в мышлении. До тех пор, пока она мне этого не сказала, я не замечала, что я на самом деле делаю, а именно: пытаюсь, как сумасшедшая, защититься от провала.

Защита от провала

Это похоже на попытки остановить кровотечение лейкопластырем, который не держит. Вы постоянно пребываете в состоянии стыда и страха. «А что же скажут другие люди?» – думаете вы и продолжаете ждать подвоха. Это болезненный замкнутый круг, приводящий к гибели. Вы чувствуете себя неудачником.

Поскольку то, на чём вы сосредоточены, способно расширяться, попытки защититься от провала фокусируют ваше внимание на приближении провала.

Настрой на успех

Он подразумевает оценку настоящего, ожидание будущего, сокращение потерь и дальнейшее продвижение; не должно быть оков, сдерживающих вас. Это осознание того, что ваши обстоятельства не определяют вас. Важны шаги, которые вы предпринимаете, чтобы справиться с ними. Настрой на успех вращается вокруг намерения . Когда вы намерены добиться успеха, он не заставит себя ждать.

Гари Сукав в своей книге «Обитель души» пишет: «Вы создаёте реальность собственными намерениями ». Итак, если ваше намерение – защищаться от провалов, значит, вы будете пребывать в данном состоянии. Если ваше намерение – всегда делать выборы, которые приводят к самореализации и успеху, тогда вы будете жить в этом состоянии.

Тогда это кардинально изменило всё в моей жизни. Буквально в тот момент мой дом превратился в опоры, кирпич и строительный раствор. Эти слова избавили меня от эмоций, к которым я так привязалась. Эмоции – это то, что связывало стыд и страх перед неудачей. В мышлении, направленном на успех, это стало тем, что освободило меня.

Было тяжело? Ну, как сказать. Мне нужно было пережить продажу дома. Как только это произошло, я почувствовала себя так, словно избавилась от цепей, которые сдерживали меня во многих отношениях. Когда ваше мышление меняется, то же самое происходит и с вашей жизнью.

Я часто напоминаю себе слова Лизы и делюсь ими с теми, кто нуждается в помощи. Они приносят пользу моей жизни. Я полностью их осознала и приняла. Они стали моей мантрой – в работе, в отношениях, во всём.

Далее привожу полную цитату Лао-цзы: «Когда ученик готов, учитель появится сам. Когда ученик действительно готов, учитель исчезнет» . опубликовано .

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

Что определит сервис Эволюция:

    Дело жизни.

    То, что предназначено именно вам привнести в этот мир. Талант, который является вашей “визитной карточкой”

    Призвание в бизнесе.

    Какую роль необходимо вам занимать в бизнесе, чтобы вы процветали. Управленец, продавец, маркетолог, бизнес-стратег или создатель продукта. Эволюция опишет точно вашу сильную сторону в бизнесе.

    Практики для тела.

    Упражнения, которые выводят ваше тело в эффективное состояние. Ключ, который выводит вас из “ватного” состояния в продуктивное. Для кого-то это дыхательные практики, для кого-то пение, а для кого-то бег или суставные гимнастики.

    Мотивация по жизни.

    Импульс, который толкает вас к действиям, поступкам, словам. Правильное проявление мотивации позволяет вам всегда оказываться в нужное время в нужном месте. Ложная мотивация уводит с пути.

    Правильное питание для вас.

    Для кого-то полезно сыроедение и голодание, для кого-то это губительно. Кому-то полезно запивать еду, кому-то нет. Вы узнаете как питаться именно вам, что бы повысить свою продуктивность и интеллектуальные способности.

    Что вы рождены сказать.

    О чем писать, что бы аудитория к вам прислушивалась. Ваш стиль общения, мышления.

    Законы успеха.

    Проявление каких талантов ведет вас к успеху во всех сферах жизни. И наоборот, какие уроки жизни вас ждут, если вы не соблюдаете свои законы успеха.

    Отношения личные и деловые.

    Вы узнаете, каким качеством вы притягиваете в свою жизнь истинных союзников. А каким качеством наоборот отталкиваете людей, и притягиваете одни и те же ситуации в отношениях.

Код на скидку 10% от Сергея Доброго: skidka10

Когда Ученик готов, появляется Учитель. Кармические учителя и кармические уроки.

Вот только всегда ли мы принимаем наших Учителей и их уроки?

Учитель может явиться в любом облике.

Для юного создания женского пола Учителем может стать ребёнок, зачатие которого произошло после мимолётной связи. Для предпринимателя – разорение его бизнеса, который он из последних сил держал последние годы. Для молодого человека – отказ девушки, которая не является для него кармически подходящей парой.

Как видите, Учитель может прийти в облике человека, события или ситуации. А может – виде идеи, вдохновения, меняющего мировоззрение.

Шаблонность мышления

Шаблоны ума всегда инертны, всегда пытаются сохранить привычный ход вещей и препятствуют развитию, вхождению нового в твою жизнь.

Так и в случае с беременностью, девушка может попытаться остаться на том же уровне развития, обратившись в клинику за абортом. Кармический урок не пройден, создаётся кармический узел. Большая проблема в будущем, через которую придется пройти с любовью и принятием, чтобы закончить цикл негативных опытов, связанных с этим узлом.

Жизнь посылает нам Учителей довольно часто. Но, следуя шаблонам ума, мы отрицаем их уроки, создавая себе страдания.

Учителем является каждый человек, которого мы встречаем в жизни, особенно, если с ним напряженные отношения. Люди, погружаемые в транс (например, тета-регрессию) вспоминают прошлые отношения с этим человеком даже в иных воплощениях, где произошла завязка узла.

В непонятной ситуации – эволюционируй!

Уж вроде всем известна мудрость успешности: двигайся в ногу со временем, эволюционируй, меняйся и будет тебе счастье! Чего проще? А жизнь ещё и даёт подсказки, постоянно направляя к Предназначению. Ставит преграды, если идем не туда.

Но большинство людей предпочитают борьбу с миром, с окружающими людьми, вместо принятия и развития.

Черные Учителя

Есть ещё такое понятие, как Черный учитель. Это уже императивное вмешательство в нашу судьбу, когда выбора нам уже не даётся. Чему не научил Светлый учитель подсказками да лёгкими ограничениями, научит Чёрный жестким контролем, разрушением того, что мешает Предназначению реализовываться, но от чего человек добровольно не отказывается.

Дизайн Человека – современная система самопознания в ритме эволюции.

    Мировоззрение, где нет места обидам и гневу Суть игры "Жизнь" Жизнь - это тренинг Любви, где Любовь - это принятие всего мира и чувство единения с ним. За каждой ситуацией стоит урок Любви, подсказка жизни. Когда в ней (ситуации) действовал не из любви, получаешь не то что хочешь. Что говорят…

    Tags: жизни, ним, мировоззрение, опыт, счастье, духовный, рост, духовность

    Как проживать тяжёлые ситуации в жизни и есть ли у нас выбор? Мы не всегда выбираем ситуации, в которые попадаем. Но мы всё же имеем свободный выбор. В чём же он заключается? Когда случается ситуация, которую мы не контролируем, когда мы вынуждены действовать в рамках возможностей, мы всегда имеем выбор, кем…

    Tags: ситуации, человека, духовный, жизни, развития, людей, сознания, очищение, счастье, рост

    Продолжаю публиковать статьи по теме "Как стать счастливее" и сегодня речь пойдёт об основах счастья в интерпретации Буддизма. Немного упомяну о его связи с Дизайном Человека. Вы не обязаны практиковать йогу или следовать аюрведической диете, чтобы включить в свою жизнь некоторые идеалы буддизма (но если вы это делаете, избавите себя…

Вчера опять приходила женщина с основной темой – одиночество. А если точнее – не-парность. Красавица. Умница. Профессионально успешная. Достаточно обеспеченная. Но… в 38 лет ни мужа, ни любовника. Были в прошлом романы, бывали и случайные короткие встречи. Но все кончается расставанием, все распадается. Грызущая боязнь надвигающегося старения и нарастающая полупаника, полутоска. Мужчины в таком положении тоже иногда обращаются, но реже, и тоже, бывает, очень достойные, красивые, умные и успешные.
Всякий раз удивляюсь, как же неравномерно работает небесный или какой там распределитель любовного везения. Эта женщина снова просит меня протянуть ей соломинку поддержки: она тонет в своей женской неуверенности, она не верит, что может что-то измениться, вот-вот совсем поставит на себе крест. А я говорю ей о фактах: и пятидесяти и шестидесятилетние, и отягощенные детьми и болезнями счастливо находят себе пары, выходят замуж и женятся, этому теперь помогает и интернет, с большими издержками, но помогает… Снова доказываю, что позитивный настрой, беспричинная уверенность и вера, ничем не обусловленная,все побеждают; что надо, оставив результат, не оставлять попыток…
Я вижу, как в глазах ее слабенько-слабенько начинает рассветать…
Как в погасшей лампочке, в которую подается слабое напряжение, потом чуть сильнее, потом опять слабеет... Я понимаю, что причина ее одиночества в том, что она до сих пор не была внутренне готова к отношениям, которые ищет. И у всех непарных осевая внутренняя причина именно в этом. Внешние обстоятельства выстраиваются соответственно. Когда любящий готов, приходит любимый.
«Я знаю, я чувствую, что ваш человек - есть. Он где-то живет, где-то ходит. Может быть, совсем близко, может быть, на другом континенте. Я очень хорошо его себе представляю. Если и вы так же хорошо это почувствуете и представите, если перестанете сомневаться в его существовании и в предназначенности для этой встречи, и в этой несомненности успокоитесь - тогда-то он и появится… ТОЛЬКО БУДЬТЕ ГОТОВЫ».

~~~
Прокомментировать запись можно в
Живом Журнале
drlevi
(для зарегистрированных пользователей ЖЖ-сообщества)

Не критику, а свой цветок привета могли бы мы друг другу приносить
Сердца другие, словно Храмы Света, учиться понимать и возлюбить.
Уверовать, что в каждом Сердце встречном нам посылает Истина урок:
Не друг, не враг, но лишь Учитель вечный любой вошедший, хоть на малый срок.
(М. Озолиня, г. Рига)

«Во всех трудах своих смотри в корень и углубляй добро» Иоанн Кронштадский

Каждая мысль Добра и Красоты есть уже стрела Ясного Света… Потому будем вместе учиться мыслить о Добре. Согласны???

– Каковы отношения между Учителем и учеником?

Самые разнообразные. Единой модели тут не существует.
Правда, если отвлечься от конкретного Учителя и конкретного ученика (что, в общем-то, правильно, потому что у каждого Учителя есть свой Учитель, у того – свой и так до бесконечности) и сосредоточиться на обобщённом образе Учителя с большой буквы, то какие-то основные принципы всё же можно попытаться выделить.

Учеников, очевидно, можно разделить на две группы.
Первая – те, что действуют рядом с Учителем. Следуя указаниям Учителя, которого видят и слышат непосредственно, они отрабатывают карму послушания.
Вторая – те, что действуют вдали от Учителя, не видя и неслыша его непосредственно. Они отрабатывают карму инициативы.
Ясно, что вторая карма предпочтительнее, ибо считается, что ученик в наибольшей мере помогает Учителю не когда, когда живёт и действует возле Него, а когда он созрел к полному самообладанию и может быть один послан в гущу людей, в толщу их страстей и скорби.
И в этом случае человек не только приучается к самостоятельности. Считается, что при должной духовной направленности в нём обостряются внутреннее зрение и внутренний слух. Вдали от Учителя, приступая к любому делу, готовя себя к рабочему состоянию, ученик должен сосредоточить мысли на Учителе, а также собрать всё внимание и всю полноту чувств и мыслей только на том, что собирается делать. Как видите, это вовсе не мистика, а сосредоточенность и предельная собранность внимания.

Некоторые ученические правила существуют.
Они звучат вот так:
- Вот три завета жизни и труда:

1. Не повторять, но повторяться.

2. Идти вперёд, но помнить о других.

3. Не сомневаться, что Учитель рядом.
Сомнение предательству равно.

Некоторые люди слишком буквально воспринимают слово «ученичество», рисуя в своём воображении школу (непременно в тихом, уединенном месте), чуть ли не ученические парты, доброго наставника. Близость к Учителю рисуется им как некий праздничный отдых. А она, эта близость, держится лишь постоянным, напряженным будничным трудом, который под импульсом Учителя становится лишь интенсивнее.
Неустанно говорится об одном и том же: что в деле ученичества не стоят на месте. Если кого-то ты сделал для себя живым примером, если кого-то ты выбрал себе Учителем, так будь добр не отставать от Него. Отставать от Учителя – значит закрепощаться в суевериях и предрассудках. Чтобы этого не случилось, опять-таки требуется полная и бескорыстная отдача труду, разделяемому с Учителем.
Путь к Учителю вроде бы широко открыт. А встречи с ними редки. Считается, что помимо прочего нам мешает ещё один живой предрассудок – он развит среди начинающих, но не только среди них – стремление видеть Учителя в каком-то сказочном обличье. Начисто забывается мудрая поговорка: «Надо и муравей гонцом будет».
Вот и получается, что какие-то люди всё время мечтают об Учителе, о пути с ним и жизни возле Него. А когда тем или иным образом они подходят к тропе, на которой могут встретить Учителя, они начинают отрицать эту тропу, критиковать её, что-то в ней их не устраивает. И выходит, что им важна была не Весть, которая до них дошла, а муравей, что её принёс. Внимание их концентрируется на муравье и на собственном духовном умничанье, которое является не чем иным, как духовным убожеством.

Гималайские Учителя считают, что никого нельзя поднять к более высокой ступени. Можно только предоставить каждому все возможности подниматься выше, служа ему живым примером.
Готов дух человека, созрел он, готова и новая форма труда и деятельности для него. Всё упирается в вечный закон:

ГОТОВ УЧЕНИК – ГОТОВ ЕМУ И УЧИТЕЛЬ.

Буду рад всем откликам и отзывам вашим... Пишите!

Передача знаний требует усилий как со стороны, которая получает, так и со стороны, которая дает его. Духовная мудрость говорит: «Желаемое дается тому, кто сможет его воспринять». Желание - необычайно мощный магнит: «Внутреннее стремление к исканию истины - магнит, привлечет и внешние возможности», - сказано в Учении Живой Этики (Н, 283). С осознанным желанием можно многого добиться.

В книге-дневнике " Огненная бездна" И.Твиди, повествующей о духовной практике, относящейся к древней йогической традиции, написано: " В одной из Упанишад - не помню, в какой именно, - есть изречение, которое отображает наши поиски духовности буквально в двух словах: "Если вы ищете Истину так сильно, как тонущий жаждет воздуха, вы осуществите это в мгновение ока". Но кто хочет Истины так сильно? Задача Учителя - заставить сердце сильнее гореть неугасимым огнем".(Твиди, с.)Задача учителя в том, чтобы поддерживать горение, чтобы сердце ученика, очищенное огнем устремления, могло принять дар любви.

Учитель будит устремление. Учитель поддерживает огонь устремления. Но для этого он сам должен гореть, и ученик тоже должен быть способен воспламениться, загореться.

Этой теме посвящена старинная притча «Сила желания»:

Молодой человек пришел однажды к мудрецу и спросил: «Господин, что я должен делать, чтобы обрести мудрость?» Мудрец не удостоил его ответом, Повторив несколько раз свой вопрос с аналогичным результатом, юноша наконец ушел, чтобы вернуться на следующий день все с тем же вопросом.Снова он ответа и вернулся на следующий день все с тем же вопросом. Снова не получил он ответа и вернулся на третий день, опять повторяя: «Господин, что я должен делать, чтобы стать мудрецом?» Мудрец повернулся и направился к близлежащей реке. Он вошел в воду, кивком пригласив юношу следовать за ним. Достигнув достаточной глубины, мудрей взял молодого человека за плечи и держал его под водой, невзирая на попытки юноши освободиться Когда же тот освободтлся и его дыхание выровнялось, мудрец спрсил его: «Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал сильнее всего?» Юноша ответил без колебаний: «Воздуха! Воздуха! Я хотел только воздуха!» - «А не предпочел бы ты этому богатство, удовольствие и любовь, сын мой? Не думал ли ты об этих вещах?» - допытывался мудрец. «Нет, господин, я хотел воздуха и думал лишь о воздухе», - последовал немедленный ответ. « Тогда, - сказал мудрец, - чтобы стать мудрым, ты должен желать мудрости с такой силой, с какой ты только что жаждал воздуха. Если ты будешь стремиться к мудрости с такой страстью. сын мой, ты обязательно станешь мудрым».

Еще одна история. Однажды по дороге шел странник. Дневная жара и долгтй путь утомили его. и он решил немного отдохнуть. У доороги стояло большое дерево, и путник направился к нему, чтобы укрепиться в тени его густой кроны. Оказавшись в тенистой прохладе, странник испытал большую радость и облегчение. Ему в голову пришла мысль: «Как мне повезло, что я нашел такое чудесное местою Но мне повезло бы еще больше, если бы я нашел здесь стакан холодной воды». В мгновение ока перед ним очутился бокал с водой. Осушив бокал, он подумал: «Теперь я утолил жажду. Как бы я был счастлив, если вместо каменистой твердой земли здесь появилась бы удобная постель». Немедленно врзникло и большое мягкое ложе. «Даже в моем доме, - размышлял путник, - нет такой кровати и такой подушки. Если бы моя жена была здесь и увидела ее, как бы она обрадовалась!» В тот же миг явилась и жена. Человек увидел ее, и в его душу закралось сомнение: «Может быть, это вовсе не моя жена, а демон? А вдруг она съест меня?» Стоило ему так подумать, и он был съеден своей женой. Дерево. под которым укрылся путник, было не чем иным, как кальпаврикшей. Кальпаврикша - дерево, исполняющее все желания. Когда путешественник сел под кальпаврикшу, о каких бы приятных вещах он ни думал, он их немедленно получал. Но когда он подумал о плохом, оно также пришло к нему

Священные книги полны историй и легенд, содержащих поучительные иносказания.

Весь мир находится под сенью огромного кальпаврикши. Мы все укрываемся в тени, отбрасываемой его раскидистой кроной. Если мы думаем о плохом, то плохое случается с нами, если мы думаем о хорошем, нас ожидает только хорошее. Поэтому, если наши помыслы, речи и деяния чисты, кальпаврикша, или Мировое Дерево желаний, даст нам все лучшее, к чему будут устремлены наши мысли и побуждения. И добро, и зло исходят из нашего сердца. Печаль и радость не приходят извне. Поэтому первое, с чего следует начать, - это очистить свое сердце от зла.

ПОИСК УЧИТЕЛЯ

Как найти Учителя, а самое главное - распознать его, особенно в наше время, когда появилось так много лжеучителей? Здесь, в выборе учителя талант человека, способность к распознаванию еще более важны, чем где-либо еще. Возникает вопрос, как найти подлинного учителя. Очень часто люди пребывают в сомнении, не зная, кто перед ними - настоящий или ложный учитель. В этом мире, где так много лжи, человек нередко вступает в контакт с ложным учением и учителем. Один из критериев ложности учения - лишение человека изначальной свободы выбора. Если учение требует от своих приверженцев отказа от земной жизни, фанатичного служения учителю, передачи ему своего имущества, состояния, - есть смысл усомниться во всем этом учении в целом.

Настоящий учитель охраняет право свободы выбора своих учеников, даже если они очень хотят эту свободу потерять, переложив на учителя всю ответственность за принятие собственных решений.

Многих привлекают так называемые сверхспособности некоторых учителей. Очень часто, наоборот, появление уникальных способностей (естественно или искусственно) приводит человека к греху гордыни, к возвеличиванию себя и принижению роли высших сил, что в конечном итоге способствует духовному выбору в сторону зла.

В нашу эпоху проблема лжеисточников стала особенно актуальной. И в России, и за рубежом появилось много лжеучений и лжеучителей, завлекающих в тенета тьмы или в лучшем случае просто уводящих в сторону от истинных знаний людей, интересующихся вопросами духовного самосовершенствования.

С 90-х годов в России печаталось огромное количество литературы по черной магии, открывались и продолжают открываться курсы и школы, которые развивают экстрасенсорные способности людей. Опасность таких школ очень велика.

Но не менее важен вопрос о псевдоучениках. Какими качествами должен обладать истинный ученик? Как найти Путь и удержаться на Пути духовного ученичества?

«Каждый получает Учителя по сознанию», - сказано в Агни Йоге.Чего мы ищем на самом деле? Каковы наши истинные мотивы, ожидания, устремления? Может быть сердечное устремление к знанию, а может быть самостное устремление с надеждой самоутвердиться, развить в себе необычайные способности, скрытое стремление к власти. Истинное устремление - уже творчество. Оно связано с искренностью ученика, со способностью учиться. «Уста мудрости открыты лишь для ушей понимания», - говорили в Древнем Египте. На Востоке считается, что духовный искатель превращается в ученика, обретая знание того, как учиться, что такое ученичество. Прежде всего он должен « учиться тому, как учиться». Кришнамурти говорил об искусстве учиться, которое включает в себя искусство слушания и видения.

Подлинный искатель - тот, кто верен себе, всегда найдет истину, найдет настоящее, потому что его настоящая вера, искренность и серьезность в поиске становится его факелом. «Если ученик не жаждет знаний, то нет ни ученика, ни учителя», - утверждает суфийская мудрость.

Учитель ведет ученика к пониманию своей внутренней природы. Подлинный учитель - внутри, в истину влюблено истинное «Я» человека, и тот, кто действительно ищет истину, рано или поздно наверняка найдет подходящего учителя. Любимейший ученик Шри Рамакришны - Свами Вивекананда однажды спросил, как распознать настоящего Учителя. Рамакришна дал такой ответ: «Прежде всего солнцу не нужен свет огня, чтобы мы могли его увидеть. Мы не станем зажигать свечу, чтобы разглядеть солнце. Когда оно встает, мы безотчетно догадываемся об этом; и когда земной учитель приходит, чтобы помочь нам, душа безотчетно узнает, что она обрела истину. Истина говорит сама за себя; она не нуждается ни в чьих свидетельствах; она сияет собственным светом. Она проникает в самые укромные уголки нашей природы и тогда вся Вселенная встает и говорит: «Да, это правда!» (Шри Рамакришна. Избранные места из Евангелия,с.260.

Но если человек внутренне не готов, то, даже встретив Учителя, он не узнает его. Об этом рассказывает суфийская история..

Один молодой человек отправился на поиски учителя.Только он вышел из своей деревни, как увидел старика, сидевшего под деревом. Солнце опускалось за горизонт, приближалась ночь. Молодой человек обратился к старику: «Ты похож на странника, и ты определенно не из моей деревни. Я молод и я ищу учителя. Ты стар; может быть, в твоих странствиях тебе встречался учитель. С твоей стороны будет великодушно, если ты поможешь мне какими-либо указаниями - ибо я не знаю, куда идти».
Старик сказал: «Я все подробно опишу тебе. Учитель выглядит так...» - и он описал лицо учителя, его глаза, нос, бороду, одежду. «И он всегда сидит под определенным деревом», - и он дал описание дерева.
И старик сказал: «Ты найдешь его, только запомни эти отличительные черты. Когда ты найдешь человека, соответствующего этим критериям, знай, что ты нашел своего учителя».
Прошло тридцать лет. Молодой человек состарился, устал.
Ему так и не встретился человек, соответствующий описанию, которое дал старик. В конце концов он отбросил саму идею найти учителя: «Наверное, никакого учителя вообще нет». И он отправился домой. На подходе к родной деревне, под тем же самым деревом... Это было на рассвете, было больше света.
Старик еще больше состарился. При первой встрече ему было лет шестьдесят, а теперь уже все девяносто. И поскольку тридцать лет этот человек искал определенные глаза, определенный нос, определенную бороду, определенную одежду, определенное дерево...
Когда он увидел дерево и старика, он воскликнул: «Боже мой! Так ты описал самого себя? Почему же ты сразу мне не сказал? Зачем ты заставил меня странствовать по миру в поисках тебя, тогда как ты сидел здесь?»
Старик сказал: «Прежде всего, успокой свой гнев, и я все тебе расскажу. Тридцать лет назад ты был слишком молод. И время было не то: был закат, сгущалась тьма. И ты так спешил отправиться на поиски, что если бы я сказал тебе, что я -учитель, ты бы рассмеялся и сказал: «Это странно, что ты сидишь на окраине моей деревни!» И ты не можешь обвинять меня, ведь я все подробно описал, но твои глаза были устремлены вдаль. Ты выслушал меня, но не удосужился рассмотреть меня и увидеть, что я описывал свои глаза, нос, бороду, одежду и дерево, под которым сидел. Тогда ты еще не созрел. Эти тридцать лет не пропали даром, они привели тебя к зрелости. Теперь ты можешь распознать меня. Смотри... восходит солнце - время подходящее. И это не начало твоих странствий, ты уже отказался от самой идеи найти учителя. Ты встретил меня снова после тридцати лет напряженных усилий. То, что достается даром, трудно распознать. Тебе пришлось заплатить тридцатью годами испытаний за достижение зрелости, достаточной для того, чтобы распознать меня. Я мог бы сказать тебе и в тот день нашей первой встречи, - но это было бы бесполезно, ты бы не поверил мне.
И ты считаешь, что эти тридцать лет были для тебя трудными? А ты подумал обо мне - каково мне было тридцать лет сидеть под этим деревом? Ведь я описал тебе именно это дерево. И я ни на один день не уходил отсюда, так как я знал, что ты можешь прийти в любое время, и если бы ты не нашел меня здесь, то я оказался бы лжецом. Я сидел здесь тридцать лет - день за днем, зимой и летом, в дождь и в жару. И ты видишь: я стар. Меня беспокоила мысль, что если я умру до твоего прихода, это будет трагедией. Поэтому я старался как-то цепляться за жизнь - ибо, что касается меня, то я уже реализовал себя. Жизнь дала мне все, что могла, ничего не осталось. Я сидел здесь только ради тебя».

Если человек не готов, учитель может быть рядом, но он его не заметит или никак на него не отреагирует. Если мы не знаем, что такое бриллиант, то мы можем, встретившись с ним, не обратить на него внимания и пройти мимо, приняв за обычный кусок стекла. Более того, мы можем принять кусок стекла за бриллиант и любоваться им всю свою жизнь.

Хазрат Инайят Хан, великий музыкант Индии, суфийский учитель, говорил, что, оказавшись на Западе, увидел главную трудность западных людей в том, что они закрыты для обучения. Трудность в том, что все они хотят учить... Через всю жизнь мы можем пронести свое ученичество, и учение будет всегда приходить к нам и изнутри и снаружи. Как только мы становимся учителями, мы закрываем наши сердца и жизнь перестает быть нашим учителем...

На этапе поиска ученик нередко становится слишком рассудочным, игнорируя голос интуиции, или, наоборот, становится чересчур эмоциональным, игнорируя свой интеллект и здравый смысл... Эмоциональный подход столь же опасен, сколь и рассудочный: оба они питают эго. Всем тем, кто не верит в дисциплину, нечего надеяться на духовные достижения. Необходимым фактором является очищение своего ума, что достигается контролем над своими мыслями, чувствами, действиями и речью. Свами Рама, наследник величественной традиции гималайских мудрецов, говорит в книге «Жизнь среди гималайских йогов»: « Если вы ищете гуру, начните с поисков внутри. Стать йогом - значит знать свое собственное состояние здесь и сейчас, работать с самим собой. Не жалуйтесь на то, что у вас нет учителя. Лучше спросите, заслужили ли вы его. Способны ли вы притянуть к себе учителя?

Однажды, когда я пожаловался своему учителю на то, что он меня не учит, он сказал: «Ладно, давай я побуду твоим учеником. а ты станешь учителем. Действуй точно так же, как я».

«Но я не знаю, что делать».

«Не беспокойся, узнаешь, - сказал он и, изображая меня, взял чашу, в которой была большая дыра, и, подойдя ко мне с закрытыми глазами, произнес:

«Учитель, дай мне что-нибудь».

«Как я могу тебе что-то дать. - возразил я ему, - если в твоей чаше такая дыра?»

Тогда он открыл глаза и сказал:

«»А как я могу тебе что-то дать, если дыра у тебя в голове?»

Наращивайте свой потенциал. Очищайте себя. Овладевайте той силой. что есть внутри вас...

Если вы хотите встретить подлинного учителя, вы должны сначала подготовить себя». (Рама Свами. Жизнь, с.321-322).

По мнению Е.П.Блаватской, «ошибка западной психологии состоит в том, что она считает личностное эго единственным объектом для своих исследований» (Блаватская Е.П. Наука жизни , с.26)

Наше внутреннее эго, высшее Я - наше истинный учитель. Недаром в Древнем Египте считалось, что «Я» (Высшее Эго) выбирает метод обучения «я». Один из тибетских духовных учителей сказал, что наш внутренний учитель непрестанно работает для нашей эволюции, применяя всевозможные искусные способы и всевозможные ситуации, чтобы научить, и пробудить нас, и вернуть к истине.Только сердцем можем мы, по словам Е.И.Рерих, приблизиться к сознаниюУчителя, ибо его сознание в сердце (Письма Е. Рерих, 13.10.29).

«Когда мы молились об истине, стремились к ней и жаждали ее очень долго, в течение многих, многих жизней, и когда наша карма стала достаночно очищенной, то происходит нечто вроде чуда. И это чудо, если мы способны понять и использовать его, может привести к тому, что мы сможем навечно покончить с невежеством: тот внутренний учитель, который всегда был с нами, проявляется в виде «внешнего учителя», которого мы, как по волшебству, и встречаем. Эта встреча является наиболее важным событием всех наших жизней.

Кто этот внешний учитель? Никто другой, как воплощение и голос нашего внутреннего учителя. Тот мастер, чей человеческий вид, человеческий голос и мудрость мы начинаем любить такой любовью, что глубже, чем любая другая любовь наших жизней - это нечто иное, как проявление таинства нашей собственной внутренней истины. Что еще может объяснить, почему мы чувствуем такую сильную связь с этим человеком.

На самом глубинном и высшем уровне мастер и учение не являются и никогда не могут быть никоим образом разделенными; ведь предназначение мастера в том, чтобы научить нас воспринимать, без какой бы то ни было помехи, ясное послание нашего собственного внутреннего учителя и привести нас к осознанию постоянного присутствия этого высшего учителя в нас. Я желаю всем вам испытать в этой жизни радость этого наиболее совершенного вида дружбы»(