А что есть красота и почему. А что есть красота? Психологические особенности сильного пола


«…что есть красота, И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?» Николай Заболоцкий

Действительно, мы все хотим быть красивыми. Все без исключения – и мужчины, и женщины. Особенно, конечно, женщины. Всё на алтарь красоты – и время, и , а часто и …

Но что же такое на самом деле ?
Сколько людей, столько и мнений? Или на нас влияет определённый стандарт? Общественное мнение? Заклинания глянцевых журналов? Телевидение? Ослепляющий фейерверк модных показов знаменитых домов мод?

Может быть, и то, и другое, и третье… Но понятие красоты появилось не сегодня. Оно существовало всегда. Древние художники оставили нам образцы наскальной живописи – тоже своё, но восприятие красоты. Так послушаем же голоса ушедших веков…

Без канонов не обходились, наверное, никогда. Знаменитый скульптор Древней Эллады Лисипп за основу идеальной принял высоту головы, которая укладывалась по высоте всей фигуры восемь раз. По канонам греческой красоты красивым считалось лицо с прямым носом, большими глазами с широким разрезом между век и дугообразными краями век.

Георг Эберс, писатель-египтолог 19 века , описывая красоту древней египтянки, пишет: «…смуглый оттенок кожи и тёмный, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-жёлтым и коричневато-бронзовым. Прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жёсткие волосы цвета вороного крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».

А сколько писателей воскурило фимиам древнеегипетской царице Клеопатре ! И хотя современные учёные открыли, что Клеопатра вовсе и не была красавицей, мы склонны верить тем, кто утверждал обратное. Действительно, будь она уродиной, каким же образом ей удалось бы заполучить Великого Цезаря и Марка Антония?! В пользу наших сомнений свидетельствует высказывание о Клеопатре римского историка IV века Аврелия Виктора : «…и обладала такой красотой, что многие мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи» («О знаменитых людях»). Так что, современные учёные или поторопились с выводами, или имеют иной взгляд на красоту.

До сих пор неизменной популярностью пользуются секреты красоты Клеопатры . Её ванны с добавлением мёда и молока. Или крем египетской царицы, который сделает вашу кожу мягкой и бархатистой, разгладит любые и снимет напряжение. Крем довольно прост в изготовлении. Всё, что вам нужно, это 2 столовые ложки сока алоэ, столовая ложка воды, 2 столовые ложки . Все компоненты тщательно перемешайте, поставьте смесь на водяную баню и осторожно введите в неё 100 г свежего свиного сала. Готовый крем переложите в баночку и храните в холодильнике. Раз в день наносите его на лицо и шею тонким слоем на 10–15 минут, остатки снимайте салфеткой.

Впрочем, ещё сохранилось и мнение Плутарха о Клеопатре: «Красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу». В буквальном переводе: «оставлял свое жало». Далее древний историк пишет о царицы: «Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, на любое наречие...»

Из 16 же столетия до нас дошла интересная формула красоты, в которой балом правит «тройка». Согласно этой формуле, у красавицы должны быть:
Три белые – , зубы, руки.
Три чёрные – глаза, брови, ресницы.
Три красные – губы, щёки, ногти.
Три длинные – тело, волосы, руки.
Три широкие – грудная клетка, лоб и расстояние между бровями.
Три маленькие – зубы, уши, ногти.
Три узкие – рот, плечо, ступня.
Три округлые – руки, торс, бёдра.
Три тонкие – пальцы, волосы, губы.

А вот голос Востока - великого классика персидско-таджикской поэзии Омара Хайяма :
«Не устану в неверном театре теней
Совершенство искать до конца своих дней.
Утверждаю: лицо твоё солнца светлее,
Утверждаю: твой стан кипариса стройней».

Итальянскому писателю эпохи Возрождения Аньоло Фиренцуоле явно не понравились бы современные стандарты красоты… В своём трактате «О красоте женщин» он пишет: «Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородное… Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна; кожа должна быть слегка «красноватой» от кровообращения…»

Вероятно, в разные эпохи у разных народов был разный идеал красоты.
Узкобёдрая, как мальчик, Нефертити и пышнотелая красавица с полотна Рубенса заметно отличаются друг от друга. И всё же нас пленяет их красота. Возможно, всё дело в гармонии? Мне кажется, что красота, данная от природы, – это как прекрасная дорогая рамка. Да, она великолепна, кто спорит. Но что она без картины? Обрамление пустоты?
Полотно же – нашу собственную душу - мы пишем всю жизнь с рождения и до последнего вздоха. От нас зависит палитра… Кто-то предпочитает светлые тона, кто-то щедро ставит чёрные кляксы, кто-то робко рисует серой краской, а кому-то необходимы все цвета радуги. Большинство же из нас ещё и чужую картину норовит подправить на свой лад… И всё-таки… Возможно вы замечали, что прекрасная картина пленяет даже в простой рамке, а то и вовсе без неё…

Однажды я ехала в переполненном автобусе. Давка, злые лица. Мой взгляд нечаянно упал на лицо женщины, крепко прижимавшей к себе маленького мальчика. Я поразилась тому, насколько эта женщина некрасива. Ну просто редкостная некрасота . И вдруг мальчик что-то сказал маме. Что именно, расслышать не удалось. Но женщина улыбнулась. И произошло чудо! Её лицо в одно мгновение стало прекрасным! Таким прекрасным, что взгляд оторвать от него было невозможно! Я буквально замерла в восхищении. Забыла про давку, про духоту! Про всё на свете! Я созерцала красоту, которую невозможно передать словами. Это было что-то невероятное. Я не знаю, что так преобразило женщину – улыбка ли, любовь ли её к своему ребёнку? Но чудо свершилось. Никакие правильные черты, никакой изящный носик не могли затмить её в это время. Возможно, мне посчастливилось увидеть суть её души? Тот самый «огонь, мерцающий в сосуде»?

И ещё не могу не вспомнить свою школьную подругу. Вернее, её маму.
В этой женщине не было и намёка на общепринятую красоту. Неправильные черты лица, смешной носик башмачком, большой рот, волосы, не отличавшиеся пышностью, и вместе с тем гордая посадка головы, расправленные плечи, высокая грудь, открытый спокойный взгляд создавали полную иллюзию того, что перед вами заколдованная Принцесса. Принцесса с большой буквы. Некрасива? Возможно… Но ошеломляюще привлекательна! Моя подруга была точной копией своей мамы, с теми же манерами уверенной в себе, в своей неоспоримой ценности «царевны-лягушки». Ну так вот, ухажёров у неё было больше, чем у первых красавиц класса.

Так что же, красота - это, прежде всего, содержание? Душа? А почему бы и нет… Мы ведь ценим своих некрасивых, но преданных друзей и не согласимся поменять их на писаных красавцев. И всё-таки сердце просит гармонии. Я думаю, что каждая женщина, если захочет, может быть красивой. Обязательное условие – она сама должна себя таковой считать.

Тема урока : «Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (Внимание к душевной жизни человека в лирике 50-70 годов)

Цель урока: опираясь на стихотворения Н.Заболоцкого, Е.Евтушенко, Р.Рождественского, составить обобщенное представление о понимании красоты и души человека в поэзии 50-70 годов XX века.

Задачи :

    создать условия для понимания учащимися особенностей поэзии 50-70 годов XX века, осознать видение человеческой красоты и души, смысла жизни поэтами «оттепели»: Н.Заболоцким, Р.Рождественским и Е.Евтушенко;

    развивать навык анализа лирического произведения, творческое воображение и логическое мышление учащихся;

    воспитывать гуманную личность, способную ценить внутреннюю красоту человека, внимательную и неравнодушную к радостям и горю посторонних людей, прививать точку зрения о том, что «каждый человек – это особый мир».

Будь то дом, звезды или пустыня –

самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами…

А.де Сент-Экзюпери

I. Вступительное слово.

Читает подготовленный ученик.

Сталинское время (до 1953 года) – это период всеобщего страха и недоверия. Это время, когда люди, уходя на работу, прощались с семьей будто навсегда, когда даже дома люди сидели чаще молча, так как соседи могли подслушать разговор и донести «куда следует».

Но вот наступила так называемая «хрущёвская оттепель». Вот он – долгожданный ветер перемен, принесший с собой свободное дыхание, свободную от страха мысль. Человек, и писатель, поэт в том числе, получил возможность поднять голову, оглянуться по сторонам и заговорить о красоте того, что его окружает, о том, что волнует и терзает. Время надежд, желаний. И в поэзию приходят молодые совсем Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина. По словам Е.Евтушенко, “Пришли иные времена, взошли иные имена”. Благодаря новой литературе люди вспоминают о человеческих душе, счастье, красоте. И вот душа, собранная по кусочкам, оживает и, поднимаясь над обыденностью, устремляется к вечному, красивому, светлому.

Мы приглашаем вас в таинственный и глубокий мир человеческой души, красоты, обрисованный в поэзии Евгения Евтушенко, Николая Заболоцкого и Роберта Рождественского.

II. Формулировка задач урока.

Мы живем в век научно-технического прогресса. Повезло нам? Безусловно, да. Сотовые телефоны, электронная почта, компьютеры и т.п. Живых собак заменяют роботы - собаки. В Японии одинокие люди покупают себе робота – друга, с которым можно сыграть в шахматы, излить душу, а если надоест, можно отключить и поставить в уголок. С одной стороны, вроде бы и неплохо, человек не одинок, но с другой, может ли робот заменить общение с живым человеком? Что отличает живого человека от робота? (Душа)

Душа… А что такое душа? Великие умы человечества бились над этим вопросом. Давайте и мы внесем свой вклад. Какие слова притягиваются к слову “душа” и создают его окружение? Возможно, это будут не только слова, но и звуки, жесты, цвета.

Для этого я вас попрошу завершить две фразы:

Душа, внутренний мир – это…

Ребята зачитывают свои мысли (на доске отмечаются наиболее частые, удачные).

Это и будут два ключевых вопроса (задачи) нашего урока, в ходе которого мы, знакомясь с отдельными стихотворениями 50-70 годов, увидим, какое внимание уделяется душе человека, в чем видят красоту человека поэты, жившие в период «хрущевской оттепели».

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Из какого произведения эти слова? Кому они принадлежат? (Маленькому принцу из повести А.де Сент-Экзюпери). Как вы понимаете смысл этой фразы и какое отношение она имеет к теме нашего урока?

III. Анализ стихотворений и попутное заполнение таблицы (в литературных тетрадях).

1. В вашем учебнике есть еще одно очень интересное стихотворение «Людей неинтересных в мире нет…» (страница 204-205).

Как вы думаете, можно ли данное стихотворение отнести к образцам философской лирики? Почему?

Откуда возникает такой образ – человек – это целый мир, планета? Чем интересен любой человек независимо от его возраста, положения в обществе? (У него своя жизнь, свой путь, повторить который никто не сумеет).

Какое известное изречение могло бы стать эпиграфом к данному произведению? («Чужая душа – потемки».)

Поучительно ли стихотворение?

Часто ли вы задумываетесь о том, что делаете, для чего живете, нужно ли вам то, что вы делаете? Согласна, не всегда это получается. Давайте прочтем стихотворение Евгения Евтушенко «Проклятье века – это спешка…» (читает один из учеников).

Что, по мнению поэта, мешает человеку полноценно жить и получать удовольствие от этой жизни?

К какому конечному результату приходит человек, который всю жизнь куда-то спешит? Дайте ответ, используя строки стихотворения. («К забвенью собственной души», «ты по себе шагаешь сам».)

Какова основная мысль произведения? (« Пойми : забегавшийся - жалок, остановившийся - велик ».)

Какой жизненный принцип предлагает нам Евгений Евтушенко? Подумайте и запишите его в тетрадь. (Счастье – это покой, равновесие).

Первая строка стихотворения другого поэта – Роберта Рождественского – призывает к противоположному – поспешить. Но противоречит ли Роберт Рождественский своему другу? На этот вопрос мы сможем ответить, только прочитав его. (Читает Анна Карасева).

Где обычно образуется нагар? (На свече).

О какой свече идет речь в данном стихотворении? (Эта свеча – человеческая душа, а нагар на ней – это его грехи, отпечаток его проступков, это его негативные мысли и чувства).

А что случится, если этот нагар снять? (Свеча (= душа) засияет светлей зари).

Стихотворение читают наизусть подготовленные учащиеся.

Задание классу (работа в парах): Слушая стихотворение, нарисовать его ключевой образ (это может быть сосуд, свеча, огонь).

Как вы думаете, почему именно это, а не какое-либо другое стихотворение Н.Заболоцкого мы читаем после стихотворения Роберта Рождественского? (Образ огня человеческой души).

В чем разница? (Огонь горит только в душе человека доброго, открытого, живого.)

Раскройте смысл фразы «младенческая грация души».

Почему поэту представляется, что девочка, возможно, столкнется с драматическими обстоятельствами жизни? Что поможет ей преодолеть их?

Демонстрируются репродукции картин, на которых изображен Прометей. Догадайтесь, какой известный мифологический герой изображен здесь? Почему именно о нем я вспомнила при чтении стихотворения? (Образ “огня, мерцающего в сосуде”, навеян и образом огня, который принёс Прометей людям. Красота – это не только доброта, “младенческая грация души”, но и, возможно, источник героического начала, соучастия в судьбе других. “Кусочек” Прометеева огня заложен в маленькой некрасивой девочке, она наделена божественным даром – не случайно это слово в контексте стиха: “обожествляют люди”.)

В начале мы не зря вспоминали повесть «Маленький принц». Екатерина получила задание найти в тексте этого произведения строки, созвучные по смыслу стихотворению Н.Заболоцкого. Пожалуйста, познакомь нас со своим открытием. А вы прослушайте и выразите свое согласие / несогласие.

«Трогательней всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который сияет в нём, словно пламя светильника, даже когда он спит… И я понял, что он еще более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может погасить их…»

Сформулируйте тему этого стихотворения и запишите в тетрадь.

Какое из прочитанных вами дома стихотворений Николая Заболоцкого посвящено той же теме? («О красоте человеческих лиц») – наизусть.

Нарисуйте красивое лицо, опираясь на содержание данного стихотворения, используя его художественные образы.

Какой прием лежит в основе произведения? (Антитеза – противопоставление: бедность – богатство внутреннего мира, красота – убогость, открытость – замкнутость).

Вывод: человеческое лицо – это не просто слепок из глаз, носа, губ и т.д., а зеркало человеческой души, отражение его мыслей, чувств и отношения к миру.

А для того чтобы прослыть красивым человеком, стоит чаще обращаться к своей душе, давать ей работу. Именно об этом и пишет Н.Заболоцкий в стихотворении «Не позволяй душе лениться…» (в качестве домашнего задания).

Класс делится на группы, каждая из которых получает свое задание.

1) Мастера истолкования слова.

Задание.

Объясните значение слов и выражений: “чтоб в ступе воду не толочь”, “тащи с этапа на этап”, “ пустырь”, “бурелом”, “ухаб”, “держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды”, “дать поблажку”, “последнюю рубашку сорвет”.

Найдите в тексте глаголы в повелительном наклонении. Перечислите их. Почему их так много?

2) Мастера пунктуации.

Задание.

Обратите внимание на то, какие знаки препинания преобладают в стихотворении. Как вы думаете, какова их роль в тексте?

Объясните, какой смысл имеют в стихотворении восклицательные интонации и повтор? Почему, по вашему мнению, в 4 и 5 строфах автор не поставил в конце предложений восклицательные знаки?

3) Мастера кисти и образа.

Задание.

Если бы вас попросили нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, что бы вы изобразили? Какие бы краски использовали? Какие образы и картины возникают в вашем воображении?

Почему душа – это “рабыня”, “царица”, “работница”, “дочь”? Убедителен ли автор?

IV. Подведение итогов урока и рефлексия.

Я попрошу вас вернуться к нашему первому заданию. Сделаем маленькое дополнение «В лирике 50 – 70 годов XX века…

Душа, внутренний мир – это…

Этот человек красив потому, что…

Я уверена, что в ходе урока у вас появились дополнения и поправки к этим схемам, допишите их.

(Возможные ответы детей).

    нельзя судить о человеке, опираясь только на его внешность, которая может оказаться и чаще всего оказывается обманчивой;

    каждый человек – это отдельный мир;

    душа человека – вот основа красоты, человек с мелкой душонкой не может быть красивым;

    душа обязана трудиться и день, и ночь.

Рефлексия.

Нарисовать символ красивого человека, символ человеческой души в поэзии 50-70 годов XX века, не изображая человека, а используя какой-то образ, его заменяющий.

Уходя, вы просто оставите свой рисунок на доске.

Спасибо за урок!

“…ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА И ПОЧЕМУ ЕЕ ОБОЖЕСТВЛЯЮТ ЛЮДИ?”

(По произведениям русской литературы)

Существует ли у человечества единая истинная религия, которой движется каждая частичка Вселенной? Сила, способная подняться над временем и тленом, вдохновляя смычок музыканта, кисть художника, лиру поэта?

Да, есть… и будет вечно. Никто, ничто не устоит перед ее загадочно-великолепным притяжением. Ей одной дана власть над прекраснейшими чувствами человеческих душ. Эта сила – красота.

Волнует, будоражит воображение лабиринт правильных и рваных линий, гамма звуков, палитра красок… Все, из чего состоит мироздание, видится каждому сквозь призму его внутреннего мира, преломляется неповторимо, как солнечный луч в сложно ограненном хрустале; но человеку свойственно стремление к прекрасному, к тому, что кажется ему совершенным, к красоте, которую можно увидеть, услышать, почувствовать. Пусть на земле бесконечно много людей, пусть каждый из них понимает красоту по-своему, – всех их без исключения объединяет одно: бесконечная, неограниченная власть прекрасного, божества поколений.

В поисках совершенства человек проводит всю жизнь. Сколько великих восхищались мудростью природы, красотой окружающего пространства, гармонией вневременной! Почему Тургенев, Толстой, Достоевский так тщательно выписывали свои пейзажи? Потому что им ведома была связь между природой и человеческим внутренним миром! У каждого из них природа участвует в действии, в сюжете, неотделима от настроения персонажа. Мальчишески радуется Аркадий весеннему ясному небу, проезжая с отцом по имению; раскинув руки, лежит смертельно раненный Андрей Болконский под опрокинутым в вечность небом Аустерлица; задыхается Родион Раскольников под гнетущим, душным, желтым, пыльным небом Петербурга… Подсознание человека тянется к прекрасному – к майскому, чистому, ясному, к тому, что самого героя сделает чище, прогонит сомнения, успокоит, овеет теплом и весенней негой… Люди, влюбленные в красоту, ищут спасения от своих печалей, растворяясь взглядом в бесконечности горизонта, думая о непреходящей природной гармонии, – природа прекрасна, потому что в ней все вечно и закономерно. Тютчев сказал об этом в своем стихотворении:

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она все равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

Именно по своим законам, по особым правилам живет природа, прекрасная и свободная… Ее неправильные линии, не выверенные геометрически, но рассчитанные и предопределенные от века, верны уже потому, что естественны. Торжество этой естественности над умом и силой человека идея замятинского романа “Мы”… Зеленая Стена, здания из стекла и бетона, идеальная геометрическая правильность сооружений, рассчитанная и расписанная по минутам жизнь, одинаковые стройные шеренги “нумеров”, слаженно марширующих по линейно прямому проспекту, – все это насилие над природой некрасиво! Уродливо – при соблюдении всех законов геометрии и при безукоризненно правильной форме! Кажется, все правильно, выверено, проверено, подсчитано, люди довольны, – а что-то все-таки нарушает гармонию… Красота не обязательно и не только совершенство. Красота – это то, что трогает душу. Чего недостает в царстве Благодетеля, а если появляется вдруг, по недосмотру, – сразу же ампутируют, вырезают, как раковую опухоль? Душу!

Значит, красота, ничем не одухотворенная и бездушная, отталкивает? И склоняется бездуховная правильность совершенных форм перед необъяснимой, нелогичной, свободной жизнью? У красоты должна быть фантазия, должна быть душа, многое еще должно быть, чтобы перед всем этим прекрасным в совокупности падали ниц миллионы… Наверное, красота – самое относительное из всех понятий.

Великолепная Элен Курагина, героиня романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, появляется в высшем обществе, – и у всех присутствующих захватывает дух от восхищения! Ее лицо красиво? Несравненно! Она действительно красивая женщина, это признают все. Но почему тогда на балу больший успех имеет Наташа Ростова? Наташа Ростова, вчерашний “гадкий утенок”, с неправильным ртом и черносливинами глаз? Толстой объясняет, почему Наташа – одна из его любимых героинь: в Наташе нет красоты черт, нет совершенства форм, как в Элен, но зато она с избытком наделена другой красотой – духовной. Ее живость, ум, грация, обаяние, заразительный смех увлекают князя Андрея, Пьера… Снова торжество одухотворенной красоты! Наташу, естественную, непосредственную, невозможно не полюбить… и люди тянутся к ней, потому что она – воплощение той истинной красоты, которая очаровывает, притягивает, пробуждает чувства. Ее красота – шарм, обаяние, искренность. Андрей Болконский и Пьер Безухов… Их не назовешь красавцами. Но каждый из них прекрасен своей естественностью, свободой внутренней, простотой, открытостью. Неуклюжий Пьер вызывает симпатию, нравится; невысокий князь Андрей кажется неотразимым, блистательным офицером… таковы они благодаря своей душевной красоте. Для Толстого ведь внутреннее важнее внешнего! И любимые его герои привлекают читателя своими качествами, достоинствами духа, а не внешности.

Наполеон в “Войне и мире” показан невысоким человечком, совершенно обычным, ничем не выдающимся внешне. Кутузов – грузным, тяжелым, одряхлевшим… но он прекрасен в своем патриотическом порыве – и отталкивает Наполеон, снедаемый честолюбием, алчущий неограниченной власти и единоличного господства, готовый ради этого пролить океаны крови и уничтожить мир войной.

Красоту определяет душа. Внутренняя сущность. А как трогательно описана Наташа Ростова в финале романа, несмотря на то, что “пополнела”, “подурнела”… Красота ее души неподвластна времени, как и любая истинная красота. А внешнюю красоту время убивает…

Безусловно, духовная красота выше внешней. Но с другой стороны, разве не во славу внешней красоты, не во имя прекрасных ликом были созданы творения гениев? Люди обожествляют красоту своих любимых – тех, благодаря кому ожила их душа, кто одним своим взглядом, словом, жестом, просто присутствием вдохновляет их, наполняет смыслом их жизнь.

Самое яркое, одухотворяющее, созидающее чувство на земле – любовь… но что такое любовь? Восхищение красотой, преклонение перед красотой тела и души. Мы любим тех, чью духовную и физическую красоту считаем эталоном. Интеллект? И это красота – красота ума. Люди, обожествляющие любовь, не могут остаться равнодушными к красоте, ведь любовь – гимн ей!

Александр Блок. “Стихи о Прекрасной Даме”… Прекрасной! – вот оно, восхищение… Божественно-недосягаемый образ, хранимый трепетно, кажущийся непогрешимым, священным. Ради одной улыбки Прекрасной Дамы рыцарь отдаст жизнь не задумываясь, начертав кровью на щите ее инициалы… поэт сплетет венок из слов, бессмертных, сияющих подобно нимбу, чтобы положить к подножию ее трона… почему? Ни один из них не в состоянии разумом понять это.

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда…

Маяковский, в противоположность Блоку, воспевал. не классическую красоту Прекрасной Дамы,- цыганок и актрис, не томную Незнакомку, не Изору, – нет, его идеал женской красоты был иным… Времена “гениев чистой красоты” ушли! – провозглашал Маяковский, утверждая новый идеал, боготворимый им:

Тебя пою –

Накрашенную,

Яркость красок, резкость, смелость, живость образа… В двух словах – столько! Он тоже “короновал” и “душу цветущую любовью выжег”, – но иначе. Он прославлял красоту, несущую ему всплески отчаяния, ревности, бешенства, бессонниц…

Тебе в веках уготована корона, а в короне слова мои – радугой судорог.

Рваные ритмы, неровные строки, высочайшее напряжение нервов. И боль, и горечь, и скачка нервов по комнате, как в “Облаке в штанах”, – этому виной красота его возлюбленной… Ей, казавшейся ему небожительницей, ей, кого он любил, проклиная, посвящены его лучшие произведения, обогатившие искусство, историю, человечество! Красота вдохновляет на еще более прекрасное и вечное – даже тогда, когда ранит. Сергеи Есенин в “Персидских мотивах” заставил мир восхищаться: перенесся воображением в экзотическую, почти сказочную страну, в Персию… Загадочная, мистическая красота Востока опьяняет, кружат голову ароматы шафрана, шорох мягких ковров под ногами. Женщины в Персии красивы, гибки и нежны… и взгляд из-под чадры что-то безмолвно обещает…

Месяца желтые чары

Льет по каштанам в пролечь…

Лале склонясь на шальвары,

Я под чадрою укроюсь…

Но “рязанских раздолий” Ширад Есенину не заменит! И любовь Шаганэ не заглушит воспоминаний о северной холодной красоте оставленной в России девушки. Из двух прекрасных миров Есенин выбирает “край свой милый” – красоту Родины. Земля предков так дорога ему, умеющему видеть в ней больше прекрасного, чем в любом другом уголке мира… Как и Блок, Есенин любит Русь, отождествляя ее с красавицей в узорном платке… Но даже не одну родную землю – весь мир, все прекрасное в нем восхваляет Есенин!

Как прекрасна

Земля и на ней человек!

Красота для Есенина – мир и гармония, природа и любовь к Родине, нежность к любимой. Красота – это все то, что дарит счастье…

Красота будет всегда. Люди никогда не сумеют побороть в себе чувство прекрасного. Мир будет бесконечно меняться, но останется то, что радует глаз и волнует душу. Люди будут, замирая от восторга, слушать вечную музыку, рожденную вдохновением, будут читать стихи, любоваться полотнами художников… И любить, боготворить, увлекаться, притягиваться, словно железо к магниту, мечтая о ком-то близком и далеком, неповторимом, непредсказуемом, загадочном и прекрасном.

Нежнее нежного

Лицо твое.

Белее белого

Твоя рука,

От мира целого

Ты далека,

И все твое –

От неизбежного.

От неизбежного

Твоя печаль,

И пальцы рук

Неостывающих,

И тихий звук

Неунывающий

И даль Твоих очей.

(О. Мандельштам)

(No Ratings Yet)

  1. КРАСОТА РОДНОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ И. С. НИКИТИНА, А. К. ТОЛСТОГО, А. Н. МАЙКОВА 1 вариант Когда читаешь стихотворения замечательных поэтов XIX века И. С. Никитина, А. К. Толстого, А....
  2. КРАСОТА РОДНОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА Каждый человек любит свою родину, но лишь великим поэтам дано так ясно и просто рассказать о дорогих сердцу местах, что их любовь...
  3. Великая Отечественная война оставила в жизни и творчестве Александра Твардовского неизгладимый след. Достаточно сказать, что, начиная с 1941 года, фронтовая тематика стала основной в произведениях этого поэта, который в качестве...
  4. ГАРМОНИЯ И КРАСОТА ПРИРОДЫ (по стихотворению М. Ю. Лермонтова “Три пальмы”) 1 вариант М. Ю. Лермонтов – выдающийся поэт-лирик, посвятивший множество своих произведений воспеванию гармонии и красоты природы. Одним из...
  5. Для Льва Николаевича Толстого понимание сущности человека определялось признанием обязательного выбора между добром и злом. Особенностью творчества Толстого является его стремление изображать внутренний мир человека в его развитии – как...
  6. После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и Иван Бунин. Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и начало гражданской войны, поэтому решил...
  7. КРАСОТА ПРИРОДЫ И ГАРМОНИЯ В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА…” 1 вариант Я очень люблю лирику М. Ю. Лермонтова. Когда я открываю книгу с его произведениями, стихи...
  8. Я считаю, что Внутренний мир человека важнее, чем его внешность. Ведь со временем, то, как мы выглядим внешне, будет далеко от слова красиво. А внутренний мир человека, если он красив,...
  9. ВДОХНОВЛЯЮЩАЯ КРАСОТА ОСЕННЕЙ ПОРЫ (по стихотворению А. С. Пушкина “Осень”) Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно, – Так нелюбимое дитя в...
  10. Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, “втиснутый” в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного,...
  11. КЛАССИКА Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ “НОВЫЕ ЛЮДИ” В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО ДЕЛАТЬ?” Добрые и сильные, честные и умеющие, недавно вы начали возникать между нами, но вас уже немало и...
  12. В одной из журнальных статей, посвященной творчеству А. Платонова, мое внимание привлекло следующее замечание критика: “Платонов – удивительно однообразный писатель”. Но, как ни странно, это высказывание прозвучало не для того,...
  13. Печорин – Онегин нашего времени. В. Г. Белинский Пушкин и Лермонтов – люди разных судеб и разной эпохи. Пушкин всего на пятнадцать лет старше Лермонтова, срок, казалось бы, маленький, но...
  14. “ПРОСТОТА ЕСТЬ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРЕКРАСНОГО” (Л. Н. Толстой) Мысль Л. Н. Толстого о том, что “простота есть необходимое условие прекрасного”, становится особенно близкой и понятной, когда любуешься красотой природы. Окружающий...
  15. Каждый человек индивидуален и неповторим – это бесспорное утверждение. Но по разным причинам люди испытывают различные чувства и эмоции. При одной и той же ситуации один будет нервничать, расстраиваться и...
  16. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ БЕДНЫЕ ЛЮДИ Повесть в письмах предваряет эпиграф: Ох уж эти мне сказочники! Нет чтобы написать Что-нибудь полезное, приятное, усладительное, а то Всю подноготную в земле вырывают!.. Вот...
  17. Сходства между Онегиным и Печориным трудно не заметить, как нельзя пройти мимо различий в их характерах. И тот и другой – “лишние люди” своего времени. Еще В. Г. Белинский, сравнивая...
  18. А. Н. ОСТРОВСКИЙ СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ Девятнадцатилетняя купеческая дочь Липочка разговаривает наедине с собой о том, как ей нравится танцевать, но не со студентами: “То ли дело отличаться с...
  19. Александр Николаевич Островский Свои люди – сочтемся Комедия (1850) Купеческая дочь на выданье, Олимпиада Самсоновна (Липочка) Большова, сидит одна у окна с книжкой и, рассуждая, “какое приятное занятие эти танцы”,...
  20. Великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому принадлежат слова о том, что Максим Горький был настоящим “человеком из народа”. Действительно, пролетарский писатель отлично знал жизнь низов русского общества, быт “дна”. Рассказы...
  21. Пьеса А. Н. Островского “Свои люди – сочтемся” очень интересна современному читателю. В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Главные герои произведения... Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья И сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов “Евгений Онегин” Пушкина... С древнейших времен человек задумывается над тем, что же такое истина, да и есть ли она вообще? Зачем человеку дана жизнь и в чем ее смысл? Это вечные вопросы философии....
  22. Раньше или позже перед каждым человеком встает вопрос – зачем жить? И каждый решает его по-своему. Люди разные. Поэтому одни отбрасывают этот вопрос, погружаясь в суету и поиск материальных благ,...
“…ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА И ПОЧЕМУ ЕЕ ОБОЖЕСТВЛЯЮТ ЛЮДИ?”

Это понятие все представляют себе по-разному. Однако в сознании человека оно остается неизменным: услышав его, он вспоминает нечто прекрасное. Можно бесконечно давать объяснение этому понятию. Это что-то неповторимое, заставляющее приходить в восторг.

Что такое красота? Почему ее обожествляют люди?

Красота - величина вселенского масштаба. Ее влияние на все сферы жизни человека велико. Потребность в ней есть у всех людей.

Красота дарит гармонию, окрыляет душу, поселяет в ней надежду. Она становится главной музой для творческих людей. Как только она касается разума гениального человека, у него рождается нечто прекрасное. Так создавались шедевры мирового искусства.

Она идет рука об руку с искусством. Под ее влиянием создается музыка, способная будоражить кровь. Она вдохновляет художника, создающего полотно, к которому выстраиваются очереди желающих посмотреть. Нежные аккорды стихов сочиняются поэтами в момент столкновения с прекрасным.

Источник натуральной красоты - природа. Она повсюду. Люди ее видят друг в друге и даже себе самих. Что испытывает при этом каждый из нас? Чаще всего это ощущение умиротворения и восхищения.

Красота и природа могли бы стать словами-синонимами. Красота природы - вспомните стихи авторов, которые посвящали их красотам Земли.

Рассматривая это понятие, имеют в виду два понятия: внешняя и внутренняя красота. Они касаются людей. Если первое понятие предполагает характеристику человеческого тела, то второе - более глубокое.

Человеческая красота неразрывно связана с таким великим чувством, как любовь. Внутренние особенности людей это и есть духовный мир.

Внешняя красота может создаваться самим человеком. Но не каждый способен раскрыть в своей душе внутреннюю красоту. При наличии богатой духовной культуры внешняя привлекательность выступает всего лишь оболочкой.

Это понятие становилось темой для высказывания великих людей. Шекспир говорил, что настоящая драгоценность - это книга с золотыми застежками, прикрывающая золотое содержание. Писатель считал человека, соответствующего этому описанию, заслуживающим уважения. Суть красоты это поиск великих философов, поиск всей жизни человека.

Красота необходима в повседневности, чтобы разнообразить быт человека. Она дает силы жить, и с этим трудно поспорить.

Красота, то к чему стремится каждый человек, сознательно или бессознательно. Восприятие прекрасного заложено у нас внутри, как путеводная звезда.

Человек ищет спутника жизни, способного стать для него источником вдохновения. В современных домах тоже полно красивых вещей. Мы приобретаем их, чтобы создать в доме уют.

Даже работу люди выбирают по принципу вдохновения. Если она вызывает у нас чувство прекрасного, мы ощущаем себя «в своей тарелке». Если наоборот, то такой труд направлен на выживание и не может быть источником наслаждения.

Эталоны красоты на разных континентах

Представители разных народов имеют свое мнение красивого. Вот почему то, что в одних странах считается прекрасным, может вызывать неприязнь в других.

Латинская Америка

Если говорить о человеческой красоте, идеалом здесь считается женщина с пышными формами и длинными волосами. Латиноамериканцы поощряют методы совершенствования внешности. Также им нравятся представительницы прекрасного пола с ярким макияжем и откровенными костюмами. По статистике, 40 тыс женщин каждый год ложатся под нож пластического хирурга только в Венесуэле.

Африка

Если в Европе восхищаются высокими и худыми женщинами, в Африке все обстоит наоборот. На них смотрят как на больных и, следовательно, неспособных выносить здорового ребенка.

Полнота в странах Африки воспринимается как свидетельство здоровья и богатства семьи. Мелкие детали зависят от особенностей тех или иных племен. Кому-то по душе длинные шеи, другие предпочитают вытянутые лица...