Чем гений отличается от очень умного человека? Значение слова гений.

    ГЕ́НИЙ , -я, м.

    1. Высшая степень творческой одаренности, талантливости. Художнический гений Пушкина так велик и прекрасен, что --- мы доселе не можем не увлекаться дивною художественною красотою его созданий. Чернышевский, Сочинения Пушкина. Суворов не проиграл ни одного сражения. Он любил своего солдата, понимал его простое и скромное величие ---. Суворов сам был первым солдатом. Его гений был гением русского народа. А. Н. Толстой, К подвигам, к славе!

    2. Человек, обладающий высшей степенью творческой одаренности в какой-л. сфере деятельности. Пушкин принадлежал к числу тех творческих гениев, тех великих исторических натур, которые, работая для настоящего, приуготовляют будущее. Белинский, Сочинения А. Пушкина. || в чем, на что. Разг. Человек, в совершенстве умеющий делать что-л. Но в чем он истинный был гений, Что знал он лучше всех наук ---, - Была наука страсти нежной. Пушкин, Евгений Онегин. - И достанет [ложу ]; я ручаюсь за него: он гений на это. И. Гончаров, Обыкновенная история.

    3. Устар. Дух - покровитель человека (по древнеримской мифологии). Мой гений невидимкой Летает надо мной. Пушкин, Городок. 4. чего. Олицетворение, высшее проявление чего-л. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Пушкин, Я помню…

    Добрый гений чей - о человеке, оказывающем на кого-л. благодетельное влияние, приносящем кому-л. пользу.

    Злой гений чей - о человеке, оказывающем на кого-л. дурное влияние, причиняющем кому-л. зло, вред.

    [Лат. genius]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

Два процента самых умных в мире людей. Это те, кто имеет право на членство в эксклюзивном международном обществе Менса, открытом только для тех, кто сдаст тесты IQ или другой стандартизованный тест на интеллект лучше, чем 98% населения. Миссия у Менсы та же, что и на момент основания общества в 1946 году в британском Оксфорде: выявление, поддержка и развитие человеческого интеллекта на пользу человечества; поддержка исследований природы интеллекта и предоставление членам общества социальных и прочих условий для интеллектуального развития.

Наш корреспондент побеседовал с пятью действующими и бывшими членами общества. Это ушедший на пенсию финансовый директор одной фирмы по торговле напитками Ричард Хантер (Richard Hunter, РХ), журналист Джек Уильямс (Jack Williams, ДУ), директор консалтинговой фирмы по вопросам бизнеса Бикрам Рана (Bikram Rana, БР), коммерческий консультант Ляре Бакеринк (LaRae Bakerink, ЛБ) и медицинский гипнотизер Джон Шинан (John Sheehan, ДШ).

Совместно они размышляют над смыслом и значением гениальности, поддается ли она количественному измерению, и какое отношение к ней имеет коэффициент умственного развития.

Начнем с главного: вы гений?

РХ: Ха! Если вы пройдете тест, он доказывает лишь то, что вы обладаете определенным коэффициентом умственного развития. Это не то, что делает вас умным человеком, а тем более гением. Вы можете обладать очень высоким IQ и быть при этом полным идиотом.

БР: Нет! Насколько сильно я отличаюсь от 97%? Мне кажется, что от остальных гения отличает упорный труд. Не думаю, что можно быть гением без высоких достижений. Знаете, люди выдающиеся работают вдвое упорнее, чем 90% их коллег по профессии. Возьмите, например, Криштиану Роналду. Наверное, он работает на 20 часов больше, чем любой футболист, не входящий в двадцатку ведущих игроков мира.

ДУ: Я не знаю. Мне неудобно говорить, что я гений. Я знаю, что по оценкам тестов на раннем этапе моей жизни меня относили к одаренным людям. Я окончил школу в 14 лет, а колледж в 19.

ЛБ: Нет. Думаю, говорить так было бы немного самонадеянно. Мне кажется, я умнее среднестатистического медведя. Гением себя я не считаю. Мне кажется, это из-за того, что я вижу, чего добиваются другие люди, что они создают, открывают, изобретают. Я смотрю на этих людей с глубоким почтением, потому что у меня таких способностей нет. У меня действительно хорошая память, отличные организаторские способности, но гениальными я эти вещи не считаю. Я вижу гениальность в творчестве.

Менса - это организация для гениев?

РХ: Мне кажется, это очень узкое определение гениальности.

БР: Я думаю, она для людей с высоким коэффициентом умственного развития. Мне кажется, гениальность сложнее: да, надо обладать умственными способностями, но их приходится подвергать испытаниям. На мой взгляд, Менса для тех людей, которые понимают, насколько они умны в данный момент. И которые хотят узнать, есть ли такие организации, где они смогут найти себе подобных.

ДШ: Я думаю, люди смотрят на Менсу как на то место, где ценится интеллект, где его понимают, где ценят и понимают их. Наше общество это общество экстровертов. В Менсе все наоборот. Чем одареннее человек, тем больше шансов, что он интроверт. Люди, которые всю жизнь чувствовали себя маргиналами в обществе, чувствовали себя неудобно из-за своей одаренности, вдруг оказываются в таком месте, где ничего подобного не происходит.

ЛБ: Мне кажется, членов Менсы выделяет то, что они хотят попасть туда больше всего на свете. Некоторые люди пытаются пройти тест, но их не принимают. Достойным членства оказывается один человек из 50, а поэтому у нас могут быть миллионы членов. Однако нас всего где-то 56000. Это общественный клуб.

Можете вы описать типичного члена Менсы?

ДУ: Ну, таких людей можно увидеть в любом общественном месте, скажем, в баре. Просто так получилось, что здесь у них высокий коэффициент умственного развития. Здесь у вас больше шансов найти человека, который интересуется черными дырами, а не реалити-шоу. Конечно, там есть люди, испытывающую некую неловкость в общении, и это естественно. Но если перешагнуть через это, возникает впечатление, что вы просто болтаете с разными людьми в баре. По крайней мере, такое происходит в девяти из 10 случаев.

ДШ: Описать типичного члена Менсы? Когда я стал членом общества, у меня появились сомнения, что мне удастся найти таких же людей, как я сам. И я тогда понял, что единственный общий знаменатель у нас это одаренность, которой обладают все. У нас есть судьи, адвокаты, художники, музыканты, сотрудники служб экстренного реагирования... И в этом вся прелесть Менсы.

ЛБ: Ну, это очень разнообразная организация. Если не спросишь, то понятия не имеешь, кто кем работает. Член Менсы хочет принадлежать к сообществу подобных себе людей.

А вы можете дать определение гениальности, или описать, кто такой гений?

РХ: Может, это какие-то исключительные способности? Такое определение доставит удовольствие членам Менсы. Они знают, что у каждого из них имеются исключительные способности в плане умственного развития, раз они туда попали. Это один тип гения, однако гениальность принимает самые разные формы. Один из примеров это Дейв Джонсон (Dave Johnson). Это знаменитый десятиборец 1980-х и 1990-х годов. Он явно был гениальным спортсменом: он бегал, метал копье, он мог делать все эти вещи, и он завоевал золотую медаль в олимпийском десятиборье. Таким должен быть гений в области спорта. Я не могу сравниться с Дейвом Джонсоном. Его гениальность комплексная, а не одно или другое.

БР: Знаете, это нечто такое, на что смотришь и понимаешь — вот оно! Мне кажется, современный гений это человек типа Стива Джобса. Это человек захватывающий, делающий нечто революционное.

ДУ: Боже мой. Я понятия не имею. И определение дать не могу. Гениальность она разная. Не думаю, что членство в Менсе делает нас гениями, и я это доказываю еженедельно субботними вечерами. Думаю, здесь должен присутствовать творческий, инновационный элемент. Гении раздвигают границы.

ДШ: Мне представляется, что нельзя говорить о «типичном» гении. Ничего типичного в гениальности нет, за исключением одного: огромных интеллектуальных способностей. Гений это не тот, кто «обладает типа гениальностью». Мне кажется, это слово придумала популярная пресса, его легко произносить, у него такой налет привлекательности и престижности. Это просто, однако люди, чья карьера связана с одаренностью, с большим интеллектом, нечасто используют слово «гениальность». Это нечто такое, с чем человек рождается, что он проносит через всю свою жизнь. Я об этом не думаю, пока меня кто-нибудь не спросит, потому что больше мне об этом ничего не известно. Но я довольно часто задумываюсь над этим.

ЛБ: То, что вы делаете со своей жизнью, определяет, гений вы или нет. Гений это человек, способный создавать что-то новое.

Можно ли измерить гениальность?

РХ: Как мне кажется, некоторые типы гениальности измерить можно, а некоторые можно лишь оценить умозрительно с точки зрения других людей. Если вы гений в математике, это поддается измерению, а если вы гений в искусстве, то это изменить нельзя. Если вы гениальный футболист, то можно ли измерить вашу гениальность теми деньгами, которые платят за ваш трансфер? Возможно, но я не знаю.

ДУ: Не думаю, что можно удостоверить гениальность. Менса этим точно не занимается. Она определяется вашей способностью логически мыслить, а эта способность либо есть, либо ее нет.

ДШ: Баллы из теста говорят о том, что я одаренный, но это у меня от рождения. Я считаю, что высокий коэффициент умственного развития - одно дело, и совсем другое — это эффект от его использования на протяжении какого-то времени.

ЛБ: Мне кажется, у каждого свое представление о гениальности. Например, меня какие-то вещи поражают, а на другого они не производят никакого впечатления.

Вы считаете, что гениальность несет в себе негативные коннотации?

БР: Да. Скажем, есть такой человек как Канье Уэст, которого считают гениальным. Но если послушать его высокое мнение о себе самом, то глянец гениальности начинает тускнеть. Мне кажется, очень редко бывает так, что ты называешь себя гением и при этом не лишаешься своего блеска.

ДС: Приведу пример. Я был в выпускном классе школы, когда меня обвинили в обмане на математике, потому что у меня не было сделанных письменных заданий. Пришел директор. Я был юн и очень разозлился из-за этого. Я тогда сказал: «Проэкзаменуйте меня. Составьте вопросы и задайте мне их устно, и я вам тоже отвечу устно». Мне кажется, для меня это стало уроком того, что нельзя так открыто говорить о своих способностях.

ЛБ: Расти одаренным трудно. Таких часто дразнят. А если ты девочка, тебя дразнят еще больше. Мы смеемся над такими людьми, потому что иногда у них бывают странности. Например, задумайтесь над тем шоу, которое мы все сейчас смотрим — «Теория большого взрыва». Да, там хвалят гениальность, но одновременно шутят над ней. С другой стороны, они делают гениев более человечными. А ведь гениев не всегда показывают такими.

Вы рады тому, что сдали тест Менсы?

РХ: Это было как хороший удар в гольфе. Как будто мне надо было сделать очень трудный удар из сложного положения, и я справился. Было очень приятно, но не более того. Если бы в то время существовал Facebook, я бы не стал это там выкладывать.

БР: Прежде всего, это было хорошее подтверждение. Ты сталкиваешься с вызовом, начинаешь думать — может, я не такой и умный, но потом все получается. И ты начинаешь верить в свои способности.

ДШ: Чаще всего я слышу, что это как вернуться домой. И это правда.

ЛБ: Абсолютно верно. Это было интересно, и в этом был какой-то вызов. Я вступил в общество, потому что мама этого хотела. Но потом я начал посещать встречи, и оказалось, что все не так, как я думал. Людям там приятно и комфортно в компании друг друга, и это мне понравилось больше всего.

Гений - это высшая форма познавательных способностей человека, обладание которой наделяет человека иным качественным потенциалом, недоступным для дру- гих людей. Гений в искусствах и науках - это то же самое, что мудрец в жизни. Так, если мудрец - это космополит, имеющий гражданство в мире богов и людей, гений - это тот же гражданин умозрительного мира, который доносит высшие формы знаний о прекрасном и истинном до людей. Специальное учение о гении есть у замечательного немецкого философа А. Шопенгауэра, считавшего, что гениальность - это способность пребывать в чистом созерцании, теряться в нем и освобождать познание, существующее в основном для служения воле, упускать из вида свои интересы, свои желания и идеи, полностью отрешаться от своей личности, оставаясь только чистым познающим субъектом, ясным оком мира. Объектами внимания гения служат вечные идеи, идеалы, формы. Между тем как обыкновенный человек, совершенно удовлетворенный обычной действительностью, растворяется в ней, всюду находя себе подобных. Поэтому, заключает Шопенгауэр, обыкновенный человек - это фабричный товар природы, какой она ежедневно производит тысячами, в то время как гений, безусловно, товар «штучный», ибо при его возникновении природа мобилизует все свои ресурсы, чтобы одарить мир светлым умом, способным обрести «чистое знание».

Какова психическая организация гения? Шопенгауэр полагает, что гениальность состоит в сверхизбытке созерцательной интуиции ума, который используется для постижения всеобщего в бытии. Именно этим он так же служит всему человечеству, как заурядный ум - отдельному человеку. Иначе говоря, если обычный человек состоит на 2/3 из воли, порождающей всевозможные желания, и лишь на 1 /3 из ума, то гений, наоборот, как минимум на 2/3 состоит из созерцающего ума и лишь на 1/3 из воли.

Чем отличаются друг от друга гений и талант? Если талантливый человек мыслит правильнее и быстрее дру- гих, то гений видит иной мир, нежели все остальные. Ибо если талант сравнить со стрелком, который попадает в цель, недоступную для других, то гений уподобляется стрелку, попадающему в цель, которую никто даже не видит. Кроме того, талантливые люди всегда приходят вовремя, ибо они созданы духом и потребностями своего времени, и они способны их удовлетворить. За это их ждут награды и успех. Однако последующим поколениям результаты их деятельности уже ни к чему, их заменяют другие, у которых та же судьба. Гений же врывается в свое время, как комета в орбиту планет, стройному порядку которых чуждо ее эксцентрическое движение. Он не может войти в колею своего времени, а бросает свои творения далеко вперед, на этом пути время догоняет гения, когда он уже мертв.

В чем суть чистого познания гения? Освободившись на миг от рабского служения воле, оторванный ото всех своих желаний, гений отдается познанию, как бы вступая в иной мир, где нет уже ничего, что волнует его волю. Освобожденное познание уносит его так же далеко и высоко, как сон. Здесь исчезают счастье и несчастье, и, забывая о себе, он превращается в чистый субъект познания - мировое око.

И все равно, принадлежит это око могущественному королю или нищему, ибо эту границу не переступает ни счастье, ни горе.

Благодаря этой созерцательной способности, которая позволяет отрешиться на какое-то время от бренного мира, между гениальностью и безумием есть грань, где они, соприкасаясь, порой переходят друг в друга. Так, например, Гораций поэтическое вдохновение называл «милым безумием» (Гораций. Оды. - III, IV). Аристотель, по свидетельству Сенеки, сказал: «Не было великого дарования, которое бы не имело примеси безумия». Наконец, о непосредственной близости гениальности и безу- мия свидетельствуют автобиографии таких выдающихся людей, как Руссо, Байрон, Ницше и др. Шопенгауэр в своем главном труде пишет: «Я не скрою того, что знал людей... несомненно духовной силы, которые обнаруживали в то же время легкий оттенок помешательства». Отсюда философ делает вывод, что повышенные способности ума сверх обычного уровня уже располагают, как аномалия, к безумию.

Крайняя степень концентрации гения на предмете своего созерцания не терпит отвлечений. Поэтому такие люди отличаются исключительной неприспособленностью к повседневной жизни, доводя некоторые ситуации до абсурда. Подобный пример приводит Гельвеций: однажды лакей с испуганным видом вбежал в кабинет ученого Бюде и сказал ему, что дом охвачен пламенем. «Ну хорошо, - ответил тот, - предупредите мою жену, я не вмешиваюсь в хозяйственные дела».

Психологическое объяснение подобной беспечности следующее: поскольку созерцание вытесняет волю со всеми ее индивидуальными желаниями, то субъект, утратив самосознание, более не присутствует на это время в мире, потеряв инстинкт самосохранения. Поэтому гений, поскольку и пока он созерцает, не может быть практичным. Практичный же человек, поскольку и пока он отдается здравому смыслу, не может быть гением.

Отличительной особенностью плодов гения становится их нецелесообразность и бесполезность в мире и практической деятельности. Еще Шопенгауэр утверждал, что творения гения не служат полезным целям, будь это музыка, поэзия, философия, живопись. И если все люди творят для сохранения и облегчения своего существования, то творения гения существуют ради самих себя - это чистый доход бытия. И если для него самого они являются «дворянскими грамотами», оправдывающими его существование перед Богом, то для остальных людей произведения гения могут стать источником внутреннего наслаждения, отвлекающего зрителя или слушателя от тяжкой атмосферы земных потребностей.

Затрагивая общественное положение гениев, Шопенгауэр считает, что для гения творения являются целью его жизни, для других - лишь средством, которое позволяет извлечь выгоду. Поэтому условия существования первого - убоги, вторых - вполне благоприятны, ибо, стремясь и добиваясь на короткий период денег и даже славы, они, таким образом, компенсируют свою внутреннюю несостоятельность, ставящую перед собой едва ли не единственную задачу - выжить.

Имя Альберта Эйнштейна знакомо, наверное большинству жителей нашей планеты, даже тем, кто не знает, в чем его заслуга перед наукой. На одном из сайтов я наткнулась на его высказывания, очень далекие от физики – науки, которой он посвятил свою жизнь. Но гениальный человек – гениален во всем. Вы в этом можете убедиться, прочитав высказывания Гения.

Итак, перед Вами 10 советов Альберта Эйнштейна:

1. Будьте увлеченным

«У меня нет какого-то особого таланта. Я просто страсть как любопытен».

Что возбуждает ваше любопытство? Я увлекаюсь причинами успеха одних людей, и провалов других, именно поэтому я потратил годы на изучение того, как достигнуть успеха. А что же наиболее всего увлекает вас? Ваше любопытство двигает вас к успеху.

2. Настойчивость бесценна.

«Все это так не потому, что я такой умный. Это все из-за того, что я долго не сдаюсь при решении задачи».

Благодаря своей настойчивости черепаха попала на ковчег. А будете ли вы настойчивы все время, пока не достигнете своей цели? Говорят, что ценность почты состоит в том, что она в итоге всегда доставляет посылки туда, куда они были отправлены. Будь как почта, добивайся своей цели. (Неудачный ныне пример – прим. Пер.).

3. Сфокусируйся на настоящем

«Любой мужчина, который может вести машину безопасно, пока целуется с симпатичной девушкой, попросту не уделяет поцелую должного внимания».

Мой отец говорил, что нельзя одновременно скакать на двух лошадях (сесть одной задницей на два стула – прим. Пер.). Я люблю говорить – ты можешь сделать что угодно, но не все что угодно. Учись сосредотачиваться на настоящем, отдавай все внимание тому, чем ты занят сейчас.

Сфокусированная энергии это сила, и именно она позволяет уйти от провала к успеху.

4. Воображение могущественно

«Воображение это все. Оно способно показать нам заранее, как будут развиваться события. Воображение важнее знания».

А вы используете свое воображение в течение дня? Ваше воображение показывает заранее вам ваше будущее. Истинное проявление ума, это не знания, а воображение. Вы напрягаете свои «воображенческие мускулы» в течение дня? Ни за что не стоит забывать про такую мощную вещь.

5. Совершайте ошибки

«Человек, который никогда не совершал ошибок, никогда не пробовал делать ничего нового».

Никогда не бойтесь совершить ошибку. Ошибка это еще не провал. Ошибки могут сделать Вас лучше, умнее и быстрее, но только в том случае если вы правильно их принимаете. Откройте для себя силу в совершении ошибок. И, как я говорил это ранее, и скажу сейчас – если хотите достичь успеха, вам нужно увеличить количество своих ошибок в три раза. (Русский аналог – «Не ошибается тот, кто ничего не делает» - прим. Пер.)

6. Живи настоящим

«Я никогда не думаю о будущем – оно наступает здесь и сейчас».

Единственный способ попасть в будущее, это жить исключительно настоящим.
Нельзя в настоящий момент изменить вчера или завтра, поэтому очень важно направить все усилия на настоящее. Важно лишь то время, в котором ты есть.

7. Придавай значение

«Следует стремиться к тому, чтобы быть значимым, а не успешным».

Не тратьте свое время, пытаясь стать успешным, займите все свое время значимостью. Если вы значимы, значит, вы будете успешным.

Открывая все свои таланты и способности, учитесь тому, как их использовать, в том ключе, который будет наиболее выгодным для вас.

Станьте значимым, и успех найдет вас сам.

8. Не ждите разных результатов

«Это безумство делать одно и то же раз за разом, и при этом ждать разных результатов».

Вы просто не можете делать одно и то же день за днем, и при этом ожидать разный итог своих действий. Другими словами, если вы выполняете свои обязанности одинаково, это не значит, что со стороны они будут выглядеть каждый раз по-новому. В любом случае, если вы хотите изменить что-то в своей жизни, вы должны брать и менять. Для того, чтобы ваша жизнь изменилась, вы должны что-то поменять, оценив, то как вы изменили свои действия и образ мышления, мы сможете понять, как измениться ваша жизнь.

9.Знание приходит из опыта

«Информация в чистом виде - это не знание. Настоящий источник знаний – это опыт».

Знание приходит из опыта. Вы можете сколь угодно долго рассуждать над задачей, но это даст вам лишь ее философское понимание. Чтобы понять суть задачи, надо прочувствовать ее на себе, выполнив ее. И каков вывод? Новый опыт! Не тратьте время зря, ходя вокруг да около, берите и делайте, и вы получите бесценные знания.

10.Поймите правила и побеждайте

«Вам следует выучить правила игры. И после этого вы будете играть как никто другой».

Проще говоря, есть две вещи, которые стоит сделать. Во-первых, разберитесь в правилах игры, в которую играете.

Это не звучит как какое-то откровение, но это так. Во-вторых, начните играть, как никто другой. Сделав это, вы победите!

Высказывания Гения я нашла на сайте http://habrahabr.ru.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова гений

гений в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

гений

м. лат. незримый, бесплотный дух, добрый или злой; дух-покровитель человека, добрый и злой.

Самобытный, творческий дар в человеке; высший творческий ум; созидательная способность; высокий природный дар, дарования; самобытность изобретательного ума.

Человек этих свойств или качеств. Гениальный, исполненный гения; самобытный, творческий, самодарный. Гениальность ж. качество, свойство гениального.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

гений

гения, м. (латин. genius) (книжн.).

    Высшая творческая способность в научной или художественной деятельности. Научный гений Ленина.

    Человек, обладающий подобной способностью. Дарвин был гений.

    В римской мифологии - низшее божество, дух-покровитель человека, рода, местности.

    В фантастической литературе - сверхъестественное существо, олицетворение добра, зла и т. п.

    перен. (с прил. добрый, злой). О человеке, оказывающем на кого-что-н. благодетельное или же дурное влияние, приносящем

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

гений

    Высшая творческая способность. Литературный г. Толстого.

    Человек, обладающий такой способностью. Творения гениев. Непризнанный г. (о том, кто чересчур высоко оценивает свои способности; ирон.).

    В древнеримской мифологии: дух - покровитель человека, позже - вообще олицетворение добрых или злых сил. Добрый г. (тот, кто помогает кому-н., оказывает на кого-н. благотворное влияние). Злой г.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

гений

    1. Высшая степень творческой одаренности; проявление такой одаренности.

      Выдающиеся способности, дарование, талант в определенной сфере деятельности.

      1. Тот, кто обладает высшей степенью творческой одаренности.

        разг. Тот, кто в совершенстве владеет чем-л.

      1. Дух, покровитель человека, рода, местности.

        Дух - покровитель, вдохновитель творчества.

        Олицетворение, воплощение чего-л.

    1. перен. Тот, кто приносит кому-л. благо или причиняет зло.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

гений

ГЕНИЙ (лат. genius, от gens - род) в римской мифологии божество, дух-покровитель рода, семьи, гражданской общины. Первоначально олицетворял мужское начало, жизненную силу. Рассматривался также как самостоятельное божество, которое рождалось вместе с человеком и определяло его жизненный путь.

Мифологический словарь

гений

(рим.) - от «род» - первоначально древнеримский бог - прародитель рода, затем бог мужской силы и способностей, формирующий характер мужчины и сопутствующий ему всю жизнь. Считалось, что каждый мужчина имеет своего Г., иногда предполагалось, I что человеку сопутствуют два Г. - добрый и злой. День рождения римского гражданина рассматривали как праздник в честь его Г.-покровителя. Г. обычно изображали в виде юноши с рогом изобилия, чашей и другими символами благополучия. Своего Г.-покровителя имели не только люди, но и семьи, города, общины и народы. Клятва Г. императора считалась в Древнем Риме самой священной, и ее нарушение приравнивалось к оскорблению императора.

Гений

(лат. genius),

    в древнеримской религии и мифологии добрый дух, сверхъестественное существо, охраняющее человека на протяжении всей его жизни. День рождения римлянина считался праздником его Г., которому приносились жертвы, совершались возлияния и курения. Римляне почитали также Г. ≈ покровителей семьи, общины, города и всего римского народа. Культ Г. в Древнем Риме ≈ разновидность широко распространённого у многих народов в период разложения общинно-родовых отношений культа личных духов-покровителей.

    Высшая степень творческой одарённости, а также человек, обладающий подобной одарённостью; см. Гениальность.

Википедия

Гений (мифология)

Ге́ний - в римской мифологии: духи -хранители, преданные людям, предметам и местностям, ведающие появлением на свет своих «подопечных», и определяющие характер человека или атмосферу местности. Символ гения - змея. В искусстве гений изображался в виде юноши.

Гений (роман)

«Гений» - полу-автобиографический роман Теодора Драйзера, впервые опубликованный в 1915 году. За провокационную трактовку сексуальности книга была сразу же запрещена.

Гений (золотая монета Франции)

Гений или Стоящий Гений - неофициальное название золотых монет Франции с изображением Гения, достоинством 20 (чеканилась в 1848-1849 и с 1871 по 1898 год), 50 и 100 франков (чеканились в 1878-1914 годах). С 1898 года вместо монеты в 20 франков типа «Гений» началась чеканка монеты типа «Петух» .

Гений (значения)

Гений - многозначный термин:

  • Гений - в римской мифологии духи-хранители, преданные людям, предметам и местностям, ведающие появлением на свет своих «подопечных», и определяющие характер человека или атмосферу местности.
    • Гений места - дух-покровитель того или иного конкретного места.
  • Гений - человек с чрезвычайно выдающимися творческими способностями.
  • Гений - французская золотая монета.

Примеры употребления слова гений в литературе.

Но великий стратегический гений сообщениям разведки не поверил: быть такого не может, чтобы Гитлер на Барановичи замыслил!

Благодаря этой уловке она сохранила свои тысячу двести фунтов годового дохода, а сократив расходы на стол и заменив двух обедневших бельгиек, составлявших штат ее прислуги, одной еще более обедневшей австрийкой, она располагала фактически прежним избытком для поддержки гениев .

Правда, со своими ролями и масками, с позой неоцененного гения он расстался если не легче, то во всяком случае быстрее, чем автобиографический герой Томаса Вулфа.

Но Акутагава не упрекает художника: мастер не властен над собой, есть что-то сильнее его -- одержимость, вдохновение гения .

Одним из гениев и жертв этой метаморфозы стал Акутагава, ушедший из жизни 24 июля 1927 года.

Надо сказать, что Римская империя первого столетия, когда был написан Апокалипсис, была государством, где торжествовало поклонение человекобогу, поклонение гению императора.

Способность придать хаосу определенную форму - это способность мужчины, которому дана всеобъемлющая апперцепция и всеобъемлющая память - эти существенные черты мужского гения .

Таким образом, можно говорить о вневременности гения в трояком отношении свойственная ему универсальная апперцепция в связи с тем фактом, что он всем своим переживаниям придает значение ценности, лишает эти переживания характера чего-то временного, преходящего его появление в определенную эпоху не может быть объявлено характером этой эпохи, наконец, произведения его чувства не связаны ни в каком отношении со временем, ни с тем временем, которое совпадает с его существованием, ни с тем, которое предшествовало или следует за этим временем.

Жизнь гения - это могучий поток, в котором стекаются самые далекие воды, которые с помощью универсальной апперцепции принимает в себя все отдельные моменты, не выбрасывая наружу ни одного.

Один афоризм без смысла - графомания, два - дурь психа, три - дар гения , четыре - насмешка Бога, а остальные - кошмар, кошмар.

Вандоме упали в роковой мешок головы Бабефа и Дорте, Оуэн жил на одной квартире с другим непризнанным гением и бедняком, Фультоном, и отдавал ему последние свои шиллинги, чтоб тот делал модели машин, которыми он обогатил и облагодетельствовал род человеческий.

А теперь иди и скажи этому тухлому гению , что или он будет напрягать мозги и доделает бейсбол, или я ему такое устрою.

Но гений , который игра Берма не просто-раскрывала,- только ли был он гением Расина?

Где-то здесь, на площади Святого Петра, рядом с тянущимся к небу обелиском и в сени самого большого в мире собора, находился вделанный в гранит мостовой белый мраморный эллипс, созданный гением Бернини, -- второй алтарь науки.

Так величественна история человечества, так много создано человеческим гением , так прекрасны произведения искусства, наконец, в своей собственной жизни столько возвышенных стремлений, столько внутренней борьбы, столько страданий, что дикою кажется мысль о бесцельности всего этого.