Принципы деятельности практического психолога образования. Кто такой клиент, заказчик, пользователь

Существуют точки зрения, согласно которым успех работы практического психолога определяется, прежде всего, системой применяемых психотехник. Иными словами, превалирующая роль отводится психологическому и психотерапевтическому (а также психокоррекционному и психодиагностическому) инструментарию, при этом личностные характеристики психолога считаются чем–то вторичным.

Подобная позиция присуща теоретическим концепциям, рассматривающим психологическую помощь как воздействие психолога на клиента.

Гуманистическая позиция состоит в том, что развивающий и оздоравливающий эффект возникает в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между психологом и клиентами. Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности. Следовательно, нужно, чтобы психолог обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий для развития самосознания, осуществления личностных изменений.

Практический психолог, работает в первую очередь своей личностью. Основной инструмент работы психолога - его личность. Без знаний и профессиональных навыков психолога нет, но в какой форме и насколько эффективно эти его знания дойдут до его клиентов или участников его тренингов, определяет его личность. Не раз уж напоминали лучшие умы: воспитывает не метод, а личность.

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов (А. Косевска, 1990; С. Кратохвил, 1973; М. Либерман, 1966; К. Роджерс, 1954; Славсон, 1962; Ялом, 1973 и др.), можно выделить следующие личностные черты, желательные для практического психолога:

Концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

Открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

Эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

Аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

Энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

Уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

Уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

Богатое воображение, интуиция;

Высокий уровень интеллекта.

Никто не сумел пока создать алгоритм воспитания души. Наверное, потому что для каждой души он свой, ведь душа у каждого развивается по своему особому пути. Значит, психология - не наука? Наука, конечно, поскольку способна изучать общие закономерности, механизмы и проявления психики. Но там, где психология соприкасается с живой конкретной душой, - там она из науки превращается в искусство. А для искусства, как известно, основное правило - это приоритет исключений.

Означает ли это, что в искусстве нет алгоритмов? Разумеется, не означает. Решая любую частную задачу - в рамках своей глобальной сверхзадачи - художник, как и психолог, пользуется определенными средствами, приемами, представляющими собой известные алгоритмы.

Можно рискнуть и высказать предположение, что создание произведения искусства или научное открытие - это результат новой комбинации известных алгоритмов, помноженной на неожиданные изменения в структуре какого–то алгоритма.

Точно так же происходит и в практической психологии. Отсюда понятна специфика работы практического психолога: он должен владеть значительным количеством разнообразных алгоритмов (методов, приемов) и уметь комбинировать эти алгоритмы в самых разнообразных вариантах в зависимости от обстоятельств его деятельности (запроса заказчика, особенностей клиентов, характера и глубины психологических проблем, последних политических новостей, направления ветра, в конце концов). Но этого мало. Если мы согласимся с тем, что деятельность практического психолога сродни искусству, то получается, что творчество - это просто–напросто его профессиональная обязанность. Стало быть, психолог должен быть готов в любой момент забыть привычный алгоритм и импровизировать, жонглируя приемами, по ходу дела модифицируя упражнения и изобретая новые.

Подобный уровень профессионализма достигается только на основе опыта и изначально заложенной способности к творчеству. Чтобы виртуозно «играть» приемами и упражнениями, надо очень глубоко понимать их смысл, прочувствовать их, то есть в каждом из них пройти миг переживания. Тогда каждая психологическая техника будет не сухим алгоритмом, схемой действий, пошаговым планом, а проживанием опыта, причем не только для клиента, но и для ведущего. Проживая используемый прием или упражнение вместе с клиентом, психолог каждый раз приобретает новый опыт. Это не парадокс: психологические техники и упражнения имеют удивительное свойство, отличающее их от других «способов структурирования времени», как сказал бы Э. Берн, повторение которых не приносит ничего, кроме скуки. Их содержание в любой момент готово блеснуть новой, не виданной ранее драгоценной гранью, обернуться неожиданной стороной. Вы можете десятки раз использовать одно и то же упражнение в разных группах или с разными клиентами, даже почти не модернизируя его, и обнаруживать в нем все новые смыслы - эти великолепные жемчужины для украшения личности.

Неисчерпаемость содержания психологических техник и упражнений как раз и есть площадка для запуска творческого фейерверка практического психолога. Тогда случается некий инсайт, и творчески примененный прием дает совсем не тот, что планировался ранее, но еще более грандиозный эффект. И психолог чувствует крылья за плечами, видит результативность своей работы и осознает, что может сделать в своем дневнике новую запись под скромной рубрикой «методические находки».

Но для этого нужно хорошенько освоить уже созданные алгоритмы, осознать хотя бы часть скрытых в них смыслов, отработать их, увидеть на практике, как они действуют именно в ваших руках. И тогда - творите! Пользуйтесь полученным инструментом для достижения ваших целей, помня о главном принципе: НЕ НАВРЕДИ!

Профессиональные способности психолога. Личностные качества психолога- исследователя. Личностные качества практического психолога. Личностные качества преподавателя психологии. Стремление к самосовершенствованию как качество психолога. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития психолога. Противопоказания для профессионального занятия психологией.

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.

Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.

Различают общую направленность личности и профессиональную направленность.

Основным смыслом профессиональной деятельности квалифицированного психолога является помощь людям .

2. Профессиональные способности психолога

    спонтанная любознательность;

    способность длительное время заниматься решением все той же проблемы;

    сравнительно высокая степень научной одаренности, которая предполагает развитие памяти, творческого мышления, фантазии и наблюдательности.

К.А.Румиль

3. Личностные качества психолога- исследователя

) энтузиазм по отношению к работе и ее задачам;

2) прилежание - способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду;

3) дисциплинированность;

4) способность к критике и самокритике;

5) беспристрастие;

6) умение ладить с людьми.

К.А.Румиль

4. Личностные качества практического психолога

    коммуникативные качества (умение понимать других людей, вступать в диалог и д.р.);

    концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

    открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

    эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

    аутентичность (греч. authentikys - подлинный) поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

    энтузиазм (греч. ενθουσιασμός, ενθουσίασις - «вдохновение», «восторг», «воодушевление») и оптимизм (от лат. optimus - наилучший) , вера в способности участников группы к изменению и развитию;

    уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

    уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

    богатое воображение, интуиция;

    высокий уровень интеллекта.

Фрустра́ция (лат. frustratio - «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей

Вачкову И.В, Гриншпун И.Б., Пряжникову Н.С.

5. Личностные качества преподавателя психологии

    терпение;

    любознательность;

    коммуникативные качества;

моральные качества.

6. Стремление к самосовершенствованию как качество психолога

    Самосовершенствование - это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности.

    Профессиональное и личностное развитие психолога продолжается в течении всей профессиональной жизни.

7. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития психолога

    Интеллигентный человек сочетает в себе хорошее образование и воспитание с активной нравственной позицией, то есть он неравнодушен к тому, что происходит в обществе и во всем мире

    Интеллигентность (intelligentia, intellegentia - понимание, познавательная сила, знание) - это определенная нравственная позиция, это оппозиционность всему антигуманному, это неравнодушие ко всему, что происходит в обществе. Как писал известный философ А.Ф. Лосев, "если интеллигент не является критически мыслящим общественником, то такой интеллигент глуп, не умеет проявить свою интеллигентность, т.е. перестает быть интеллигентом".

    Но если человек с развитой нравственностью не обладает образованием и элементарно невоспитан, то его также сложно назвать интеллигентом. Интеллигентность - как развитое чувство долга перед своим народом, перед обществом.

8. Противопоказания для профессионального занятия психологией

Ненависть к людям или мизантропия (греч. misanthropía, от miséo - ненавижу и ánthropos - человек).

Откровенное психическое нездоровье.

Неспособность выстраивать с людьми отношения на взаимоуважительной основе.

Лень при обучении и профессиональном саморазвитии.

Контрольная работа № 5

«Основные требования к личности практического психолога. Этические аспекты деятельности практического психолога»



1. Кто такой практический психолог? В чем заключается его предназначение?

Кто такой клиент, заказчик, пользователь?

Какие типы задач взаимодействия клиента с психологом выделяет Г.С. Абрамова?

Профессионально-этические принципы психолога

Требования к личности практического психолога

Что является противопоказаниями для работы в качестве психолога?

Типология творческих профессионалов

Этические соблазны практической психологии

Требования Госстандарта к профессиональной подготовленности специалиста

Составьте словесный портрет себя как практического психолога, используя полученные знания

психологическая помощь клиент практический психолог


1. Кто такой практический психолог? В чем заключается его предназначение?


Практический психолог - это специалист, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению в ситуациях, требующих психологического вмешательства или использования специальных знаний и технологий.

Работа практического психолога ориентирована на те группы населения, которые не являются психически больными людьми, а относятся к категории психически нормальных, способных потенциально к проявлению ответственности за свою индивидуальность.

Основное предназначение практического психолога - оказание клиенту психологической помощи. Основная задача - вызвать переживания клиента, основанные на безоценочном отношении к психологической информации.



Психологическая помощь может классифицироваться по разным показателям:

) по времени действия: неотложная - необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия и т. д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия; продолжительная - полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов (психологические консультации);

) по направленности: прямая - направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью; откликающаяся - ответ на сложившуюся ситуацию и обращения людей из окружения клиента; упреждающая - в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. Часто встречается в службе семьи.

) по пространственной организации: контактная, когда беседа происходит лицом к лицу клиента с психологом; дистантная, которая подразделяется на телефонную и письменную;

) по выполнению функций психологом: диагностическая - постановка психологического диагноза, составление психологического портрета индивидуальности; диспетчерская - отправление к нужному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. п, информационная - сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях; коррекционная; консультативная; терапевтическая;

) по количеству участников: индивидуальная (особенно когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной); групповая (акцент делается на развивающей, обучающей программе или при необходимости социальной поддержки);

) по вмешательству психолога: директивная - указующая, дающая советы, как жить, недирективная - идущая за клиентом Психологическая помощь может включать в себя: психодиагностику (сообщение клиенту объективной психологической информации, ответственность за достоверность и форму сообщения несет психолог), психологическая коррекция (организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствии с возрастной нормой психического развития; разрабатывается индивидуальная программа) , психологическое консультирование (помощь для психически нормальных людей для достижения ими целей личностного развития) и психотерапия (активное воздействие психотерапевта на личность клиента с целью восстановления или реконструкции психической реальности личности).


3. Кто такой клиент, заказчик, пользователь?


Среди обращающихся к психологу как специалисту можно выделить определенные позиции людей: клиент, заказчик, пользователь.

Клиент - человек (взрослый или ребенок), который сообщает психологическую информацию, т. е. передает психологу знание о себе или о других людях, предполагая или реально указывая на свою роль в происхождении этого знания и считая себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.

Заказчик - человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях); человек, сообщающий психологическую информацию, не видя своей роли и не считая себя ответственным за ее происхождение.

Пользователь - человек, которому сообщают содержание психологической информации и ее назначение, а также критерии оценки содержания этой информации с точки зрения заказчика на нее.


4. Какие типы задач взаимодействия клиента с психологом выделяет Г.С. Абрамова?


По Г.С. Абрамовой, можно выделить четыре типа задач взаимодействия клиента с психологом.

Социальные задачи - «правильно - неправильно» изменить систему оценок, помочь увидеть свою цель в другом свете.

Этические задачи - «хорошо - плохо» показать ограниченность ой оценочной шкалы.

Нравственные задачи - «добро - зло» продемонстрировать условность добра и зла, нетождественность их критериев для разных людей.

Психологические задачи - гибкая система оценок оказать психологическую помощь.

Работа практического психолога состоит в том, чтобы добиться от клиентов переформулирования задач первых трех типов в задачи психологические. Лишь тогда практический психолог окажется способным оказать реальную помощь клиенту в решении его проблем.


5. Профессионально-этические принципы психолога


Этика - совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы.

Профессионально-этические нормы - это требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми (клиентами). Условно можно выделить два основных уровня этических принципов:

1. Очевидные (самоочевидные), и даже в чем-то «банальные» принципы, типа «не кричи на клиента», «не бей клиента», «не плюй в клиента», «не наноси ему увечий» и т. п. Такого рода правила являются само собой разумеющимися, но, к сожалению, иногда и они нарушаются.

2. Традиционно выделяемые этические принципы. На основании анализа и обобщения разных этических систем можно выделить наиболее часто упоминающиеся этические принципы:

Профессиональная этика психолога - реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.

Принцип ненанесения ущерба: процесс и результат деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека; ответственность за результаты и последствия их внедрения в жизнедеятельность клиентом.

Принцип профессиональной компетентности: осознание психологом пределов своей компетентности, решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, владеет практическими методами работы, наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или иных воздействий.

Принцип объективности: недопущение предвзятого отношения к клиенту (испытуемому) и осуществления действий психологического характера (выбора методов работы, обработки и интерпретации результатов, формулирования выводов), противоречащих научным данным.

Принцип уважения клиента: проявление честности в общении с клиентом, формирование и поддержание у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом, построение взаимоотношений «на равных», избегание оценочных высказываний и прямых советов клиенту.

Принцип конфиденциальности: неразглашение вне согласованных условий информации, полученной психологом в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, чтобы не скомпрометировать клиента, заказчика, психолога и психологическую науку в целом.


6. Требования к личности практического психолога


Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов можно выделить следующие личностные черты, желательные для практического психолога:

концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

богатое воображение, интуиция;

высокий уровень интеллекта.


7. Что является противопоказаниями для работы в качестве психолога?


Такими противопоказаниями для психолога могут быть:

Ненависть к людям, стремление «мстить» им непонятно за что.., к сожалению. Есть такие озлобленные люди, которые сами нуждаются в психологической помощи, и которых самих к людям лучше не подпускать. Тем более страшно, когда такие «человеконенавистники» умудряются получать дипломы о высшем психологическом образовании и занимаются психологической практикой.

Откровенное психическое нездоровье. Понятно, что психически больной «психолог» просто может оказаться опасным для своих клиентов, особенно, когда он работает с детьми и подростками. Заметим, что сами школьники, отвечая на вопрос, «с каким психологом, с какими отрицательными качествами Вы не хотели бы иметь дело?», в большинстве случаев выделили такие характеристики, как «неумение общаться» и «психические заболевания».

Неумение общаться, неспособность выстраивать с людьми отношения на взаимоуважительной основе. При проведении различных «собеседований» с поступающими на психологические факультеты абитуриентами сразу бросаются в глаза те из них, кто ведет себя нагло и вызывающе, а главное - постоянно перебивает собеседника, стремясь подчеркнуть свое превосходство.

Применительно к будущей работе психолога, - это не просто бестактность или невоспитанность, это препятствие для построения подлинно диалогического взаимодействия с клиентом (или с коллегами), это основа будущей манипуляции сознанием клиента, что для психолога должно рассматриваться как страшнейший «профессиональный грех».

Применительно к будущему студенту-психологу можно выделить и такие нежелательные качества, как «лень», безынициативность, а также пассивную установку на то, что преподаватели «должны» постоянно интриговать и развлекать студентов на своих занятиях. При этом студентам остается лишь оценивать, какой преподаватель сумел их больше «увлечь», кто «большая или меньшая очаровашка» и с каким преподавателем им «вообще интереснее».


8. Типология творческих профессионалов


Самая простая типология основана на формальном выделении существующих направлений и специальностей. Здесь можно выделить: психолога общего профиля, социального психолога, клинического психолога, психолога-педагога, патопсихолога, нейропсихолога, психофизиолога, психолога труда (организационного психолога), инженерного психолога и т. п. В рамках каждой специальности можно выделить специализации.

Например, в рамках социальной психологии можно выделить специалистов по межнациональным отношениям, по психологии общения, по психологии трудового коллектива, по политической психологии и т. п.

В рамках возрастной психологии - специалистов по дошкольной психологии, по подростковой психологии, по развитию субъектов профессиональной деятельности (это уже на стыке возрастной и психологии труда), специалиста по отклоняющемуся (девиантному и делинквентному) поведению подростков (на стыке возрастной, педагогичекой, социальной и медицинской психологии) и т. п.

Можно выделить психологов, решающих определенные проблемы и специализирующихся преимущественно на тех или иных видах психологического консультирования (личностное консультирование, семейное консультирование, консультирование по вопросам детско-возрастного развития, профконсультирование, организационное консультирование и т. п.).

Можно также выделить психологов, которые больше специализируются на психодиагностике или на психокоррекции, на формировании определенных качеств или на создании развивающей среды, или же психологов, специализирующихся на проектировании тех или иных методов работы и т. п. Можно выделить психологов, специализирующихся на отдельных группах методик (или просто на отдельных методах работы, например, на методиках типа «Цветовой тест Люшера» или методика «пятна Роршаха»…). К формальным типологиям можно отнести и такую, когда выделяются психологические «учителя» (педагоги, научные руководители и т. п.), «начальники» и «администраторы» разного уровня, с одной стороны, а также выделяются психологи-подчиненные или психологи-ученики (последователи), с другой стороны.

Можно выделить при этом и так называемых «свободных художников», которые сумели формально обеспечить себе возможность заниматься своим любимым делом (выделять и рассматривать только те проблемы, которые считают важными и нужными), не очень-то завися в своей работе от различных «начальников» и общепризнанных научных «лидеров». Это, пожалуй, одно из высших проявлений «состоявшейся карьеры» психолога.


9. Этические соблазны практической психологии


Можно выделить следующие специфические проблемы и «соблазны» в практической деятельности психолога, в его взаимоотношениях с клиентами, коллегами и администраторами:

Проблема (она же - «соблазн») власти над сознанием клиента, когда психолог входит в доверие к клиенту и буквально «вьет из него веревки», принимая за него важнейшие жизненные решения, а то и «круто меняя жизнь клиента» своими советами и рекомендация. К сожалению, немалая часть клиентов именно так и представляет себе «помощь» со стороны психолога, как бы перекладывая на них всю ответственность за свои действия.

Проблема самокрасования психолога на работе (перед клиентами и даже перед коллегами). С одной стороны, психолог все-таки должен уметь «производить впечатление» на клиентов, иначе ему сложно будет установить с ними эмоционально-доверительный контакт и сформировать по отношению к себе уважение как к специалисту. Но, с другой стороны, если доводить «очаровывание» клиентов до абсурда, то вся работа превращается в «театр одного актера».

. «Соблазн» следования «методическим модам», когда психолог, приобретая и осваивая очередную новомодную методику, как бы самоутверждается среди своих коллег (или среди впечатлительных клиентов), как бы заявляя, что «я на высоте», «я использую самые-самые лучшие методы работы»…

Проблема платности психологических услуг, проблема «денег-подарков». В самом общем плане проблема заключается в том, что, с одной стороны, многие клиенты не мыслят себе психологическую «услугу» без оплаты (с точки зрения таких клиентов, «за все надо платить»), а с другой стороны, есть небольшая группа клиентов (обычно это люди с развитым чувством собственного достоинства и высоким общекультурным уровнем), для которых проблемы личностного развития, человеческого откровения, сопереживания и подлинной эмпатии, духовного роста и само-совершенствования как-то не увязываются с идеей «оплаты». Для психолога этическая сложность заключается в том, как отличить одних от других и как при этом никого не обидеть, ведь по-своему каждый клиент прав - и тот, кто воспринимает «только оплаченную услугу», и тот, кого оскорбляет сам факт оплаты сферы духовного развития личности.

Проблема близких отношений психолога с клиентом. Проще всего сделать вид, что эта проблема надуманная и надо просто не допускать никаких отношений за пределами профессиональной деятельности.

. «Соблазн» работать с полной отдачей, забывая о своих личных интересах и здоровье («синдром эмоционального сгорания»).

Проблема «неинтересного» и «скучного» клиента, к сожалению, также встречается достаточно часто.

Проблема «раннего прозрения клиента». Суть проблемы в том, что построение жизненного и профессионального «успеха» часто бывает связано с определенными жизненными компромиссами и даже с неблаговидными делами.

Проблема «позднего прозрения» клиента выражается в том, что человек обращается за помощью к психологу в надежде осознать, насколько удачно или неудачно была прожита его жизнь (или часть жизни). Заметим, что сам факт обращения по такому вопросу уже свидетельствует о некотором внутреннем сомнении клиента в том, что его жизнь «состоялась».

. «Прозрение» самого психолога, когда он «вдруг» осознает для себя, что его профессия «дурацкая», что он занимается «никому не нужными делами» и т. п. С одной стороны, недовольство собой и своей работой - это признак творческого, требовательного, рефлексирующего субъекта труда. Но, с другой стороны, такая «рефлексия» может привести к развалу собственной работы, отразиться на благополучии клиентов и привести даже к разрушению личности самого психолога.

Неверие в возможности клиента самому разрешить свою психологическую проблему. Это как бы «оправдывает» недопустимую тенденцию психолога откровенно манипулировать сознанием клиента, превращая его в «пассивный объект» своих воздействий, и вместо него решать его жизненные психологические проблемы.

Работа без должной теоретической и методической подготовки, когда психолог берется за решение сложных проблем, а сам не имеет для этого ни опыта, ни квалификации. К сожалению, в условиях массовой подготовки психологов, когда невозможно проконтролировать образовательный процесс, выпускается довольно много специалистов, которые не обладают фактической готовностью к оказанию квалифицированной помощи клиентам и «выкручиваются» в основном с помощью своего жизненного «обаяния», «здравого смысла» или обыкновенной «наглости» и «напористости».

Проблема критериев оценки эффективности психологической помощи, когда сложно оценить, действительно ли хорошо поработал психолог. Обыкновенная ссылка на то, что «клиент остался доволен», часто бывает неубедительна, поскольку клиент не всегда понимает суть оказываемой помощи (он ведь не специалист).

Отсутствие в стране на данный момент ее развития идеалов личностного и профессионального самоопределения.

Проблема «сапожника без сапог» заключается в том, что у многих психологов имеется немало и собственных психологических проблем. И тогда возникает вопрос: имеют ли они право помогать другим людям, сами не разобравшись до конца со своими проблемами?

Наконец, можно обозначить проблему неизбежности профессиональных «секретов» психолога-практика от клиентов, от администрации и даже от своих коллег. Если клиенту рассказывать обо всех нюансах своей работы, то все равно он многого не поймет, да и прочитать ему кратко весь курс по психологии вряд ли получится. Кроме того, сообщение некоторым впечатлительным клиентам о результатах исследования, о своих оценках реальной жизненной ситуации клиента и т. п. может просто вызвать огорчение, разочарование в своих возможностях изменить ситуацию, а то и просто шок, после которого клиенту будет сложно оправиться.


10. Требования Госстандарта к профессиональной подготовленности специалиста


Как указано в Госстандарте, объектом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом - их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

диагностическую и коррекционную;

экспертную и консультативную;

учебно-воспитательную;

научно-исследовательскую;

культурно-просветительную.

Конкретное содержание профессиональной подготовки специалиста определяется образовательной программой высшего учебного заведения и должно включать теоретическую подготовку, лабораторные практикумы и практики. Общий объем аудиторной нагрузки на студента-психолога, обучающегося очно, должен составлять 9250 часов. Студентам следует знать, что требует Госстандарт: объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32 часа в неделю. Это значит, что при пятидневной учебной неделе не миновать хотя бы одного дня с четырьмя «парами».

При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год. Если студент получает психологическое образование именно на очно-заочном (вечернем) или заочном отделении, то он должен быть готов обучаться не пять, а шесть лет.

Важной частью образовательного процесса является практика студентов. Согласно новому Госстандарту, выделяются и практики: учебно-ознакомительная - 3 недели; педагогическая - 6 недель; производственная - 6 недель; научно-исследовательская и квалификационная - 10 недель.

Госстандарт выдвигает следующие требования к профессиональной подготовленности специалиста «на выходе»:

на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психоло-гического консультирования;

владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.

После завершения обучения студент должен пройти итоговую государственную аттестацию специалиста, которая включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. В работе должны быть сбалансированно представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Дипломная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методологическую и методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.


11. Составьте словесный портрет себя как практического психолога, используя полученные знания


Мой словестный портрет как практического психолога включает личные и профессиональные качества, а именно:

гуманистическая направленность личности. Я должна быть человеком доброжелательным, выдержанной, чуткой, искренней, дружелюбной, открытй, оптимистичной в отношении детей и взрослых.

специфическая профессиональная направленность - интерес к человеку, его внутреннему миру как предмету познания и преобразования. Я должна положительно воспринимает себя и других, спокойный, уверенный в своих гуманистических устремлениях, способный, безусловно, положительно относиться к тем, кому помогает.

гибкая "Я - концепция". У меня не должен иметь стереотипов в системе межличностных отношений.

Я должна быть личность, с ярко выраженной мотивацией совершенствования, самосовершенствования и профессионального роста, с постоянным расширением спектра целей и мотивов профессиональной деятельности, обогащением "Я - концепции".

психологическая наблюдательность. Поскольку деятельность психолога предъявляет высокие требования к восприятию и вниманию. Развитая психологическая наблюдательность особенно нужна для более точного выделения и описания индивидуально-психологических особенностей и способностей людей.

Я должна обладать особой психологической наблюдательностью, т.е. способностью по, казалось бы, не значимым, на первый взгляд, мало заметным явлениям и признакам увидеть определяющие качества личности, черты характера, темперамента, воли, по едва уловимым изменениям в поведении понять состояние человека; заметить симптомы неблагополучия; быстро обнаружить наиболее сильные и наиболее слабые стороны личности, определить его статус в группе. То есть быть, высококвалифицированным психологом, обладающим умением добывать разностороннюю и глубокую информацию о психологических качествах личности за достаточно короткий период при непосредственном контакте с человеком.

критичность социального мышления, профессиональная рефлексии.

В работе психолога большое значение имеют эмоционально-волевые свойства. Поэтому я должна обладать выдержкой, самообладанием, инициативностью, смелостью в общении и другими качествами, которые помогут мне в конфликтных ситуациях, а также в повседневной деятельности в "оптимальном режиме". В то же время, я должна обладать такими характеристиками как: надежность, сдержанность, теплота, оптимизм, открытость, непринужденность, энергичность, приспособленность.

Кроме того, я как психолог - должна нести личный ответ за свои суждения, оценки, рекомендации, требования и поступки.

Это мой идеальный портрет практического психолога.


Теги: Основные требования к личности практического психолога. Этические аспекты деятельности практического психолога Контрольная работа

Общее представление о развитии личности в профессии

1. Проблема «модели специалиста» и индивидуального стиля деятельности психолога

Сама идея «модели специалиста», тем более примени­тельно к такой творческой и сложной профессии, как пси­холог, вызывает иногда сомнение. Обычно приводится примерно такое обоснование: невозможно втиснуть в «мо­дель» все характеристики профессиональной деятельно­сти (вместе с необходимостью импровизировать в труде), а также невозможно выделить общепризнанный, стандарт­но-образцовый «профиль личностных и профессиональ­ных качеств специалиста», под который можно было бы «подгонять» будущих психологов. Скорее всего такой про­филь должен включать качества типа «доброта», «умение общаться», «любовь к людям (или к детям)», «порядоч­ность» и т. п. Но, как известно, некоторые (если не мно­гие) известные психологи обладали неуживчивым и даже скандальным характером (например, 3. Фрейд) и были да­леки от образца «внешней благодетели и пристойности», являя собой лишь пример внутренней порядочности и на­учной добросовестности. Но как безошибочно определить именно внутренние достоинства профессионала да еще соотнести их с требованиями «профессионального про­филя специалиста»?

И все-таки для того чтобы, по крайней мере, ориенти­ровочно представлять себе, каким должен быть психолог, обращение к «модели специалиста» часто оказывается по­лезным.

Маркова Аэлита Капитоновна - доктор психологических наук, профессор, специалист в облас­ти психологии профессиона­лизма, психологии учителя, мо­тивации учебной деятельности.

Известный психолог А. К. Маркова выделяет сле­дующие основные составляю­щие модели специалиста:

1) профессиограмму, то есть описание самой деятельности психолога; 2) профессиональ­но-должностные требования (минимально необходимые знания и умения при выполнении определенных профес­сиональных задач); 3) квалификационный профиль (зна­ния и умения работника в соответствии с тарифными раз­рядами оплаты труда). Особенно важно для психологиче­ского понимания основных требований к психологу опи­сание самой деятельности психолога, а также - описание деятельности по разным психологическим специально­стям {Маркова, 1996. - С. 22).

Также А. К. Маркова выделяет: 1) модель уже действу­ющего (работающего, готового) специалиста и 2) модель подготовки специалиста (на основе анализа учебной дея­тельности будущих специалистов и их ориентации на мо­дель уже готового специалиста). При описании модели го­тового специалиста выделяются: модель деятельности спе­циалиста, а также - модель личности специалиста. При описании модели подготовки специалиста рассматривают­ся требования к разным образовательно-возрастным груп­пам обучающихся или переобучающихся слушателей, а также учитывается их жизненный и профессиональный опыт (там же, с. 20-21).

Одной из наиболее острых проблем при составлении «модели специалиста» является выделение «модели лич­ности специалиста». Традиционно психологи с помощью тестов выделяют наиболее выраженные по разным шка­лам и параметрам личностные качества успешно работаю­щих специалистов и, таким образом, вроде бы и получает­ся «личностный профиль специалиста». Но как измерить в баллах способность к творчеству, которое само по себе пе­речеркивает все нормы и стандартизированные оценки? Как измерить любовь к людям, порядочность, профессио­нальную и человеческую совесть? А ведь все это является нередко более важными составляющими профессиональ­ного успеха психолога, чем его знания и владение методи­ками.

Чтобы хоть как-то выйти из тупиковой ситуации, спе­циалисты иногда идут «от противного», пытаясь выделить явные противопоказания для работы в качестве психоло­га. Такими противопоказаниями для психолога могут быть:

1. Ненависть к людям, стремление «мстить» им непо­нятно за что.., к сожалению. Есть такие озлобленные люди, которые сами нуждаются в психологической помо­щи, и которых самих к людям лучше не подпускать.-Тем более страшно, когда такие «человеконенавистники» умудряются получать дипломы о высшем психологиче­ском образовании и занимаются психологической прак­тикой.

2. Откровенное психическое нездоровье. Понятно, что психически больной «психолог» просто может оказаться" опасным для своих клиентов, особенно, когда он работает с детьми и подростками. Заметим, что сами школьники, отве­чая на вопрос, «с каким психологом, с какими отрица­тельными качествами Вы не хотели бы иметь дело?», в боль­шинстве случаев выделили такие характеристики, как «не­умение общаться» и «психические заболевания».

3. Неумение общаться, неспособность выстраивать с людьми отношения на взаимоуважительной основе. При проведении различных «собеседований» с поступающими на психологические факультеты абитуриентами сразу бро­саются в глаза те из них, кто ведет себя нагло и вызываю­ще, а главное - постоянно перебивает собеседника, стре­мясь подчеркнуть свое превосходство. Применительно к будущей работе психолога, - это не просто бестактность или невоспитанность, это препятствие для построения подлинно диалогического взаимодействия с клиентом (или с коллегами), это основа будущей манипуляции со­знанием клиента, что для психолога должно рассматрива­ться как страшнейший «профессиональный грех».

4. Применительно к будущему студенту-психологу можно выделить и такие нежелательные качества, как «лень», безынициативность, а также пассивную установку на то, что преподаватели «должны» постоянно интриго­вать и развлекать студентов на своих занятиях. При этом студентам остается лишь оценивать, какой преподаватель сумел их больше «увлечь», кто «большая или меньшая оча-ровашка» и с каким преподавателем им «вообще интерес­нее». Можно представить себе такого студента-психолога, окажись он на лекции тех преподавателей, которые, явля ясь признанными авторитетами в своей области психоло­гии, никогда не «заигрывают» со студентами и даже не стремятся им непременно «понравиться»... Впрочем, пре­подаватель-профессионал - тем более преподаватель психологии - должен уметь общаться со студентами, од­нако это не нужно путать с упрощенчеством и популиз­мом.

Существует довольно много моделей профессиональ­ной деятельности практического психолога (Г. С. Абрамова, 1994; Н. С. Пряжников, 1996; В. Ю. Меновщиков, 1998 и др.). В большинстве случаев речь идет о моделях, описывающих лишь одно из направлений работы психолога (консультан­та, диагноста, терапевта). Совокупность характеристик квалифицированного практического психолога в сравне­нии с неквалифицированным безотносительно к конкрет­ному виду профессиональной деятельности представлена в следующей модели (Е. Аллен, 1987; Г. С. Абрамова, 1994).

Таблица 5 Модель деятельности практического психолога по Аллену - Абрамовой

Основные качества психолога

Квалифицированного

Неквалифицированного

/. Цели психологической помощи

Ориентирует клиента в его целях, предлагая ему максимально воз­можное число вариантов поведе­ния; свою задачу видит в расшире­нии возможностей клиента.

Преследует свои цели, использу­ет клиента для реализации собст­венных склонностей, демонст­рации своей исключительности или решения собственных проб­лем.

2. Отклики и реакции в ситуации профессиональной деятельности

Дает разнообразные вербальные и невербальные отклики; избегая оценочных суждений, дает конст-руктивную обратную связь. *

Демонстрирует типичный, шаб­лонный стиль общения, дает сте­реотипные оценки.

3. Мировоззрение (концепция) практического психолога

Понимает сложность исследования человеческой индивидуальности и воздействия на нее, осознает невоз­можность многомерного ее описа­ния в рамках одной концепции и поэтому стремится использовать в работе множество концепций.

Не имеет ясной концепции или имеет одну, содержание и проис­хождение которой не рефлекси­рует и ясно не осознает.

Основные качества психолога

Квалифицированного

Неквалифицированного

4. Культурная продуктивность практического психолога

Способен к выработке множества идей и моделей поведения как в своей культуре, так и в рамках дру­гих культур, что позволяет ему при­соединиться к миру клиента, обрес­ти понимание жизненного пути, от­личного от собственного.

Действует только в рамках собст­венной культуры, которую он понимает лишь через содержа­ние своей Я-концепции (часто неадекватной).

5. Конфиденциальность

Четко рефлексирует содержание получаемой психологической ин­формации, умеет хранить профес­сиональные тайны.

Нарушает правила конфиденци­альности, склонен к распростра­нению конфиденциальной ин­формации.

6. Ограничения в деятельности практического психолога

Реально оценивает свои возможно­сти и границы компетентности, го­тов к сотрудничеству с представите­лями смежных профессий и колле­гами.

Работает без ограничений, бе­рется за любую проблему, не же­лает работать с другими профес­сионалами, считает все свои дей­ствия правильными.

7. Межличностное влияние в работе практического психолога

Осознает и фиксирует взаимовлия­ние его и клиента, постоянно реф­лексирует свои чувства, мысли, же­лания; учитывает результаты меж­личностного влияния.

Не понимает, не принимает и не учитывает межличностного вли­яния во взаимодействии с клиен­том.

8. Человеческое достоинство

Уважение достоинства клиента - это аксиома. В частности, обеспе­чивает адекватность для клиента ис­пользуемого психологического сло­варя.

Может демонстрировать неува­жительное или даже оскорбитель­ное отношение к клиенту, при­дает сверхзначимость своей про­фессии, занимает позицию «сверху», использует псевдона­учный жаргон, перегружая речь специальной терминологией.

9. Обобщенная теория

Активно рефлексирует содержание обобщенной теории, постоянно осваивает новые теории и подходы; иногда способен к выработке собст­венной концепции психологиче­ской помощи, открыт для восприя­тия альтернативных точек зрения.

Привязан к одному подходу, критично оценивает другие воз­можные точки зрения, принима­ет известный ему подход за единственно верный; не усваивает обобщенную теорию как личный способ мышления.

При рассмотрении основных требований (и противо­показаний) к профессионалу-психологу следует вспом­нить и о неизбежном формировании у опытных специали­стов индивидуального стиля трудовой деятельности, кото­рый сложно подогнать под какие-то общепринятые стан­дарты и профили. Общая логика формирования индиви­дуального стиля профессиональной деятельности психо­лога предполагает следующие важные моменты:

1. Сначала психолог опирается на уже имеющиеся у него способности и умения, постепенно приспосабливая их к решению своих профессиональных задач.

3. Наконец, постепенно формируется сложная взаи­мосвязанная система имеющихся адаптированных и но­вых профессионально в ажных качеств. Такую систему ка­честв В. С. Мерлин называл «симптомокомплексом» и отме­чал при этом: «Индивидуальный стиль деятельности следует пони­мать не как набор отдельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных дейст­вий* при помощи которой дости­гается определенный результат.

Отдельные действия образуют целостную систему именно благодаря целесообразному характеру их связи» {Мерлин, 1986.-С. 166-167).

Обращаем внимание, что для полноценного формиро­вания специалиста-психолога также важнейшую роль иг­рает ориентация на какую-то цель (или даже идею), кото­рая и мобилизует различные знания и умения, приобрета-

Мерлин Вольф Соломонович (1892-1982) - доктор пси­хологических наук, про­фессор, один из ведущих специалистов в области психологии индивидуаль­ности. Создатель Пермской школы психологов.

емые как в ходе обучения в вузе, так и постепенно накап­ливаемый опыт самостоятельной практической работы. Самое печальное здесь - отсутствие такой идеи, что не по­зволяет навести порядок в имеющихся знаниях и умениях, не позволяет обобщить свой опыт, так и оставляя его на уровне «мусора», то есть на уровне несистематизирован­ной, не связанной общей идеей «кучи» из отдельных впе­чатлений, знаний, умений и т. п.

Можно выделить основные этапы формирования ин­дивидуального стиля деятельности психолога:

1. На первом этапе важно осваивать профессиональную деятельность по уже отработанным схемам и процеду­рам, то есть научиться работать так, «как положено». Именно это гарантирует успешное выполнение по­ставленных задач. На данном этапе возможно выделе­ние следующих подэтапов:

1.1. Общая ориентировка в данной деятельности, ког­да начинающий работник «в целом» уже знает (или представляет), как надо работать, но саму работу в целом выполнять еще не может.

1.2. Освоение отдельных действий и операций, а так­же отработка отдельных процедур, приемов и ме­тодик работы.

1.3. Наконец, освоение деятельности в целом (по нор­мативно-одобряемому, «правильному» образцу).

2. На втором этапе уже более опытный специалист (нау­чившийся выполнять отдельные задания и даже освоив­ший определенные виды профессиональной деятельно­сти в целом) может позволить себе некоторое отступле­ние от нормативно-одобряемых образцов работы. Здесь можно выделить примерно следующие подэтапы: 2.L Возникновение общей идеи работы по-новому,

по-своему (хотя бы примерное представление, как можно успешно выполнять профессиональную за­дачу иначе, чем это делается обычно). "

2.2. Проба и освоение отдельных действий по-новому.

2.3. Постепенное проектирование и освоение всей де­ятельности по-новому, то есть формирование своего, индивидуального стиля профессиональ­ной деятельности.

Самое главное при формировании индивидуального стиля труда - не спешить и всегда иметь обеспеченные «тылы» в виде освоенной ранее деятельности по нормативно -одобряе мому образцу, гарантирующему успешное выполнение ра­боты в случае неудачного экспериментирования при вы­работке новых способов деятельности.

Наблюдения за студентами и уже работающими специалистами позволяют выделить одну интересную закономерность. Обычно сту­денты и начинающие психологи, стремящиеся повысить свою готов­ность к будущей профессиональной деятельности, больше внимания уделяют развитию своих знаний, а по возможности и умений.

Взрослые, уже работающие психологи по мере своего профессиона­льного развития также озабоченные своим развитием в труде, постепен­но переключаются со знаний и умений на ценностно-смысловые аспек­ты своей деятельности. Они все больше ставят перед собой вопрос о смысле своего «пребывания в психологии», о том, что они могут дать психологии, и насколько она может обогатить их как личностей. В связи с этим возникает вопрос: стоит ли торопить события и ставить такие ценностно-смысловые вопросы уже перед студентами и начинающими психологами, или лучше подождать, пока они сами не «созреют» для та­ких вопросов? Мы считаем, что и здесь недопустимы какие-то стандарт­ные подходы, поскольку и все специалисты, и все студенты-психологи - разные, то и сроки «созревания» у всех тоже разные. А у кого-то такого «созревания» вообще может не наступить, хотя он может вполне эффек­тивно выполнять свои профессиональные обязанности и даже считать себя зрелым психологом... Стоит ли разочаровывать таких психоло­гов-специалистов, тем более, что они даже приносят пользу окружаю­щим.

Проблема лишь в том, что более важным результатом профессионального труда является развитие личности са­мих профессионалов, а это развитие связано, прежде все­го, с развитием ценностно-смысловой сферы личности. Недаром А. К. Маркова, выделяя уровни профессионализ­ма, в качестве высшего такого уровня называет «уровень суперпрофессионализма», где главным этапом является «этап творческого самопроектирования себя как личности профессионала». Именно на этом этапе человек по-насто­ящему достигает своего «акме», то есть вершины профес­сионального развития (Маркова, 1996. - С. 52).

2. «Кризисы разочарования»

и основные этапы развития

психолога-профессионала

Вопреки обыденным представлениям, психологи от­носятся к кризисам не просто с «пониманием», но и с «ува­жением». Известное высказывание Л. С. Выготского о том, что «если бы кризисов не было, их следовало бы выду­мать специально, иначе никак нельзя объяснить развитие

личности ребенка», относится не только к возрастной пси­хологии, но и к психологи становления профессионала.

При этом кризисы имеют два основных возможных «исхода»:

1) кризис может способствовать личностному разви­тию;

2) кризис может привести к личностной деградации, когда человек не может сгГравиться со своими внутренни­ми противоречиями и эти противоречия буквально «разъ­едают» человека изнутри (а если к этому добавляются и внешние неблагоприятные обстоятельства, то кризис во­обще может закончиться печально).

Таким образом, главное - научиться вовремя выявлять кризисы и управлять ими.

Сам кризис - это своеобразный «шанс» для человека стать лучше, а для профессионала - перейти на следую­щий этап своего развития, ведь недаром говорится, что каждый последующий этап развития должен быть «вы­страдан» (или «заслужен») человеком. И наоборот, если человек каким-то образом («незаслуженно») оказывается на последующем этапе своего развития, то за это обычно приходится расплачиваться и ему самому, и окружающим его людям (родственникам, коллегам или клиентам). При­менительно к профес­сиональному разви­тию можно привести остроумное замечание

B. П. Зинченко: «Каж­дый этап должен ис­черпать себя, тогда он обеспечит благопри­ятные условия перехода к новому этапу и останется на всю жизнь. Классическая тупость чиновника объясняется иг­ровой дистрофией в детстве» (В. П. Зынченко, 1995. -

Для будущего психолога проблема заключается в том, чтобы умело использовать энергию своего кризиса (кризиса учебно-профессионального развития) и направить ее в конструктивное русло. Возможно, формирование у себя такого умения является для студента-психолога даже бо­лее важным результатом обучения на психологическом факультете, чем все знания и остальные умения, вместе взятые. Хотя формально результат обучения выражается в

Зинченко Владимир Петрович - доктор психологических наук, профессор, ака­демик РАО, автор более 300 научных тру­дов. Один из ведущих специалистов в об­ласти теории и методологии, психологии развития, психологии познавательных процессов, инженерной психологии.

экзаменационных оценках, зачетах, в защищенных курсо­вых и дипломных работах и мы с этим, конечно же, не спо­рим...

Еще более интересным вариантом рассмотрения кри­зиса профессионального развития является не просто «ис­пользования» энергии кризиса, но и постоянный поиск для себя сложных проблем, которые надо как-то решать, то есть своеобразное построение, проектирование, плани­рование кризисов или, если сказать по-другому, «построе­ние» для себя «шансов» профессионального развития, а не просто «ожидание» этих «шаЛсов». Как известно, творче­ского человека как раз и характеризует постоянная неус­покоенность, когда он все время ищет все новые и новые (все более и более интересные) проблемы и, именно решая их, по-настоящему реализует и развивает свой творческий потенциал. Но всели студенты-психологи готовы к такому учебно-профессиональному творчеству? А если нет, то нужно ли себя обманывать и, таким образом, существенно усложнять для себя жизнь? Но в том-то и прелесть обуче­ния в высшем учебном заведении, что студент сам должен принимать решение относительно преодоления или не преодоления очередного кризиса, а также относительно поиска для себя все новых и новых проблем...

Сами кризисы профессионального становления мож­но рассматривать и как постоянные «разочарования» («кризисы разочарования») в различных аспектах своего обучения и будущей работы. Но самым болезненным «ра­зочарованием» становится разочарование в самом себе, неуверенность студента в том, что он правильно выбрал профессию, что из него получится настоящий профессио­нал и т. п. По сути, это тот самый «шанс» для личностного развития будущего специалиста, который и надо исполь­зовать по-настоящему.

Как отмечают самые разные исследователи професси­онального развития (Э. Ф. Зеер, Б. Ливехуд, Г. Шихи и др.), именно изменение «Я-концепции», смена (или пере­стройка) иерархии жизненных и профессиональных цен­ностей лежат в основе многих кризисов профессиональ­ного становления. Но как непросто пересматривать те ценности и смыслы, которые еще совсем недавно казались такими «важными» и «основательными», хотя почти каж­дому молодому человеку (и молодому специалисту) в той

или иной мере приходится проделывать эту болезненную работу.

Нередко молодые специалисты отчаянно сопротивля­ются перспективе изменить уже устоявшийся взгляд на окружающий мир, на свою профессию и, главное - на са­мого себя, на свое место в этом мире и в этой профессии. Лучшим средством защиты от такой перспективы являет­ся разочарование не в самом себе, а в окружающем мире, включая и разочарование в своей профессии, и в своем учебном заведении (в своей «альма матер»). Условно мож­но выделить примерно следующие варианты «защит-разо­чарований»:

1. Разочарование в своих некогда любимых преподава­телях (на каком-то этапе студент вдруг «выясняет» для себя, что преподаватель - это тоже обычный человек, с обычным набором слабостей и недостатков). Хотя на пер­вых курсах обучения многие студенты видят (очень хотят видеть) образец совершенства и пример для подражания.

2. Разочарование в изучаемом предмете (в отдельных психологических дисциплинах или во всей психологии сразу). Вдруг студент «понимает» для себя, что психоло­гия, с которой он познакомился по популярным книгам или телепередачам, на самом деле оказывается не такой «увлекательно-развлекательной» и вообще «скучной».

3. Разочарование в своем учебном заведении, когда студент вдруг «узнает», что в других заведениях и препода­ватели лучше («солиднее» и «интереснее»), и библиотеки лучше, и соц-культ-быт организован интереснее, и спор­тивные соревнования, и стажировки за границей, и КВНы, и девочки-мальчики симпатичнее и т. п. По-свое­му студент может оказаться прав, но, как известно, «хоро­шо там, где нас нет». А творческая позиция студента могла бы проявиться в том, что какие-то проблемы, например, связанные с организацией досуга и «развлечений», можно решить и своими, студенческими силами.

4. Разочарование в перспективах своей дальнейшей ра­боты. Студент вдруг понял, что, скорее всего, он не сможет «хорошо» и «выгодно» устроиться по специальности или что ему долго придется довольствоваться очень маленьким заработком, ведь, как известно, психологи много не зара­батывают, особенно в условиях рыночной экономики.

В этой связи уместно привести высказывание одного зарубежного экономиста и социолога, Людвига фон Мизе са, который, рассуждая о ценностях и преимуществах ры­ночной экономики, откровенно поясняет: «Если вы пред­почитаете богатству, которого могли бы добиться, торгуя одеждой или занимаясь профессиональным боксом, удов­летворение от занятий поэзией или философией, - ваше право. Но тогда, естественно, вы не заработаете столько, сколько заработает тот, кто будет служить большинству, ибо таков закон экономической демократии рынка» (Люд­виг фон Мизес, 1993. - С. 174). Но поскольку психология, как и философия с поэзией, ртносится к творческим (и даже благородным) видам деятельности, то данное выска­зывание Людвига фон Мизеса вполне применимо и к ра­боте многих психологов. Хотя, конечно же, мало зараба­тывать обидно, и если психолог обижается по этому пово­ду, то с чувством собственного достоинства у него все в по­рядке. Ну, а если достоинство студента-психолога или мо­лодого специалиста подсказывает ему, что деньги все-таки важнее, то он может подумать и о профессиональном бок­се, и о торговле одеждой, и о прочих «доходных» занятиях (по Л. фон Мизесу).

Основываясь на наблюдениях за студентами и уже ра­ботающими специалистами, мы можем условно выделить следующие этапы профессионального развития психологов:

1. Восторженно-романтический, когда до серьезных «разочарований» психолог еще просто не «дорос». Это по-своему прекрасный и даже необходимый для последу­ющего развития этап - это своеобразная «база», эмоцио­нальный «тыл», который создает особую, незабываемую «атмосферу» первого знакомства с психологией. А «атмо­сферы» в нашей жизни, как известно, дорогого стоят...

2. Этап самоутверждения, когда поскорее хочется «уз­нать что-нибудь этакое» или овладеть какой-нибудь «эк­зотической методикой». Тоже очень важный и необходи­мый этап - это основа будущей профессиональной гордо­сти и чувства собственного профессионального достоин­ства.

3. Первые разочарования, а потом будут и последую­щие, о чем уже много писалось выше. Это наиболее ответ­ственные этапы. Поскольку здесь решается основной во­прос: научится студент-психолог преодолевать эти «кри­зисы разочарования» или они попросту «сломают» его. Напомним, что важнейшим условием преодоления таких кризисов является поиск новых личностных смыслов в

обучении и в последующей работе. Заметим также, что эти смыслы могут быть найдены только самостоятельно, ведь только тогда они могут стать «личностными».

4. Начало самостоятельного решения некоторых пси­хологических проблем (теоретических или практических) с использованием уже известных технологий и методов. Заканчивается этот этап постепенным накоплением отри­цательного опыта использования этих технологий и по­пытками работать как-то иначе (начало настоящего про­фессионального творчества и формирование своего инди­видуального стиля деятельности).

5. Первые серьезные попытки работать по-новому. Ча­сто эти попытки также заканчиваются «разочарованием в себе» и стремлением все-таки довести свои идеи до совер­шенства.

Нередко на этом этапе наступает интересное «прозрение»: студент вдруг «понимает» (наконец-то), что для творческой работы и импрови­зации в своем труде оказывается нужно хорошее знание психологиче­ской теории и методологии...

6. Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, то есть ко всему тому, что на этапе обучения в вузе у многих студентов обычно вызывает от­кровенную «аллергию».

7. Импровизация и профессиональное творчество уже на основе обновленной теоретической и методологиче­ской базы, где органично соединяются теория и практика, наука и искусство.

Естественно, далеко не все психологи проходят «пол­ный цикл» такого развития, многие просто «застревают» на каких-то этапах, то есть попросту останавливаются в своем профессиональном развитии.

Например, психолог «застрял» на восторженно-романтическом этапе (в каком-то смысле таким психологам даже можно позавидовать, поскольку все им видится в «розовом свете» и... никаких «разочарова­ний»).

От таких психологов может быть даже определенная польза: они всюду будут утверждать веру во «всесилие» психологической науки и практики. С такими психолога­ми легко и уверенно чувствуют разные клиенты, заказчики и даже те психологи, которые мучительно преодолевают свои кризисы профессионального развития, поскольку восторженно-романтическое настроение - это, прежде всего, настроение оптимизма и легкости, которого мно гим так не хватает (в том числе и серьезным психоло­гам-профессионалам).

Ни в коем случае нельзя осуждать таких «застрявших» в своем развитии психологов: значит, они обнаружили для себя определенный смысл в своей работе и им просто не­зачем искать какие-то более сложные и рискованные смыслы. Быть может, со временем они продолжат свой творческий поиск, а может, и не продолжат - это их право выбора!

Наконец, можно обозначите еще одну возможную ли­нию профессионального развития психологов. Главное здесь - постепенная смена основного акцента на тех или иных предметах своей деятельности. Условно можно вы­делить следующие основные этапы в смещении основных акцентов в поиске главного предмета своей деятельности:

1. Первоначально это ориентация на имеющиеся тради­ционные проблемы психологии (для психологов-теорети­ков) или на проблемы обслуживаемых клиентов психологи­ческих служб. Главное здесь - показать свою способность решать эти проблемы и, таким образом, доказывать свою «полезность» для окружающих. Обычно здесь основное вни­мание уделяется познанию различных психологических «ре­альностей», понимаемых часто как «объективные реально­сти», то есть независимых от субъективной и мировоззрен­ческой позиции самого психолога. На этом этапе своего раз­вития психолог не любит рассуждать о нравственности и профессиональной совести или понимает эту совесть слиш­ком упрощенно («не навреди!», «не обижай клиента», «не подтасовывай объективные факты» и т. п.).

2. Постепенно приходит понимание того, что во мно­гом эффективность исследований или эффективность практической помощи зависит от методов исследования. На этом этапе постепенно происходит переключение основного внимания с психологических реальностей (с объектов исследования и клиентов) на сами методы. При этом психолог все больше задумывается не просто о поис­ке и использовании методов, но и об их модификации и даже об их самостоятельном проектировании. Здесь осва­ивается принцип: каковы методы - таковы и результаты. В итоге все ориентировано на решение проблем (исследова­тельских или практических), то есть на интересы того же клиента, но основные акценты все-таки меняются. Более того, на этом этапе психолог начинает понимать, что и

сами результаты («истина») тоже во многом зависят от ис­пользуемых методов, то есть психологическая реальность уже не предстает чисто «объективной» и ни от чего не зави­симой.

3. На третьем этапе психолог постепенно «осмеливает­ся» все больше опираться в своей работе и на свою собст­венную интуицию. И на свою мировоззренческую (нравст­венную) позицию, которая становится более важной, чем даже методы исследования или методы практической по­мощи клиенту. Недаром Е. А. Климов писал, что методи­ка - это «совокупность внешних средств профессиональ­ной деятельности психолога.., дополненная профессиона­льным мастерством того, кто эту методику применяет» (см. Климов Е. А., 1998. - С. 207-208). Но кроме традици­онно понимаемого «профессионального мастерства» важ­ную роль играют и общекультурный уровень, и нравствен­ная позиция профессионала, что особенно важно именно в гуманитарных профессиях, к которым все-таки относит­ся и психология. На данном этапе психолог все больше за­думывается о своей личности, о том, каким образом его личность оказывает влияние на эффективность труда и как влияет работа на само развитие личности. При этом все больше и больше профессионала начинает волновать вопрос о смысле своей профессиональной деятельности, тем более, что именно смысл является стержнем личност­ного и профессионального развития.

4. Наконец, психолог все больше задумывается о своей «миссии», о своем «предназначении» и «призвании». Не то­лько конкретные методы работы, но и вся профессиональ­ная деятельность рассматриваются лишь как «средства» осуществления этой «миссии». Здесь профессионал фак­тически перерастает традиционные рамки своей профес­сии и стремится уже не просто решать какие-то конкрет­ные проблемы, но и внести сво"й вклад в общечеловече­скую культуру. Именно так он начинает относиться к своей конкретной работе с конкретными клиентами, рас­сматривая даже самые

«мелкие» и «незначитель­ные» свои дела как вклад в общественный прогресс и развитие культуры. Как пи­шет В. Э. Чудновский, «проблема смысла жизни - это прежде всего проблема

Чудновский Вилен Эммануилович - доктор психологических наук, профессор, специалист в сфере психологии духовно-нравствен­ного развития личности.

«качества» жизни, а не ее масштаба» (В. Э. Чудновский 1997.-С. 103).

Выделенные этапы развития психолога-профессиона­ла в какой-то степени соотносятся с этапами развития внутринаучной рефлексии: от онтологизма, ориентиро­ванного на познание объективной истины - к гносеоло-гизму, ориентированному на познание средств позна­ния - к методологизму, ориентированному уже на произ­водство (и даже «индустрию») этих средств (см. Зинченко, Смирнов, 1983. - С. 11-12). Вероятно, есть что-то общее в развитии конкретного профессионала и в развитии конк­ретной науки (или научного направления).

Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно взаимосвязаны. Профессия накладывает отпечаток на образ жизни и личность психолога, а личностные особенности отражаются в предпочитаемой сфере и видах психологической деятельности. Более того, на самом деле личность практического психолога является инструментом его работы и порой играет более существенную роль, чем психотерапевтические техники.

Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога.

Какие же личностные качества побуждают людей заниматься психологией? В.М. Бехтереву приписывают фразу: «Психологи - с психинкой, неврологи - с нервинкой». Примеров такого рода хватает: близорукие занимаются зрением, социальные психопаты - нравственной регуляцией поведения, люди, неоднократно состоявшие в браке, изучают психологию брака и семьи, а поэты-неудачники изучают психологию творчества. С одной стороны, кажется, этому есть примеры. Ч. Дальтон открыл явление цветовой слепоты - не различения красного и зелёного цветов (дальтонизм). В то же время он сам имел этот дефект. З. Фрейд, по воспоминаниям близких ему людей, был сексуальным невротиком. С другой стороны, Ф. Гальтон, занимавшийся проблемой способностей, был гением, а уровень интеллекта «самого» Пиаже был исключительно высок. Выбор той или иной области психологии может быть обусловлен, по мнению В.Н. Дружинина, либо «избытком», либо «недостаточностью» какого-либо «психического качества» у человека. Возможно, чувство дезадаптации, ощущение своей непохожести на других людей и побуждает человека к занятиям психологией. Как было показано А. Адлером, комплекс неполноценности является источником активности во многих сферах человеческого творчества.

Практическая психология требует от психолога гораздо больше профессионально специфических качеств. По данным Н.А. Аминова и М.В. Молоканова, для психолога с практической ориентацией оказались характерными:

  • - выраженная готовность к контактам;
  • - общая интеллектуальность;
  • - умение поддерживать контакты, то есть стрессоустойчивость в процессе общения;
  • - умение контролировать своё поведение, то есть сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения;
  • - аттракция (привлекательность);
  • - эмоциональная заразительность;
  • - эмпатия;
  • - опора на себя в принятии решения.

Профессионально важные личностные качества практического психолога:

  • · доброжелательность,
  • · ответственность,
  • · оптимизм,
  • · организованность,
  • · любознательность,
  • · наблюдательность,
  • · настойчивость,
  • · терпеливость,
  • · привлекательность,
  • · общительность,
  • · внимательность,
  • · самообладание,
  • · тактичность,
  • · чуткость,
  • · вежливость,
  • · гуманность,
  • · отзывчивость,
  • · объективность,
  • · интеллигентность,
  • · динамичность,
  • · гибкость поведения,
  • · высокий уровень общего и социального интеллекта,
  • · рефлексия,
  • · сензитивность,
  • · умение слушать,
  • · креативность,
  • · умелое владение невербальными средствами общения,
  • · открытость,
  • · естественность и искренность в эмоциональных проявлениях,
  • · устойчивость к стрессам.

Большое значение для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понимать другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения». Структура «таланта общения» включает в себя 5 блоков качеств личности:

  • 1) способность к полному и правильному восприятию объекта, наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации;
  • 2) способность к пониманию внутренних свойств и особенностей объекта, проникновение в его духовный мир, психологическая интуиция, основанные на глубокой общей эрудиции и гуманистической направленности;
  • 3) способность к сопереживанию, эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь;
  • 4) способность к самоанализу, интерес к собственной личности и личности других людей;
  • 5) способность управлять самим собой и процессом общения, умение быть внимательным, умение слушать, тактичность, умение устанавливать контакт, вызвать доверие, обладание чувством юмора.

Важность наличия этих способностей говорит о том, что профессиональная деятельность практического психолога по своей сути является взаимодействием.