Где жил левша из сказа лескова. Подкованная блоха - русское чудо

Произведения русской литературы конца XIX столетия нередко поднимали тему патриотизма. Необходимость бережно относиться к талантам, которые облагораживают лицо России в лице других государств, показал в своей повести "Левша" Н. С. Лесков. Свое творение писатель нарек "сказом". Полное название произведения звучит:"Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе". Никто из русских писателей не смог так точно описать мастерство отечественных ремесленников.

Как создавалось произведение

Лескова называют самым народным писателем страны. Николай Сергеевич - яркая и незаурядная фигура в русской литературе. Он обладал необыкновенной чуткостью и неподдельным интересом к природе и миру всего национального. Образам Лескова присуща четко выраженная национальная характерность. Во многих произведениях автора, в том числе и "Левше", чувствуется повышенный интерес к проблеме национального характера.

Первая публикация рассказа Н. С. Лескова "Левша" состоялась в октябре 1881 года в журнале "Русь". За основу своего сказа автор взял народную прибаутку о том, что англичане сделали блоху, а русские смогли ее подковать и отослать обратно. Из воспоминаний сына Лескова известно, что отец однажды гостил летом у оружейного мастера в Сестрорецке. Именно там писателю объяснили значение прибаутки о блохе. А рассказал ему о ней один служащий местного оружейного завода.

Предисловие к рассказу начинается с информации о том, что Лесков взял эту легенду у оружейников. Некоторые писатели использовали такой прием в своих творениях, чтобы придать повествованию особую достоверность. Но это всего лишь прием. На самом деле Лесков является подлинным автором, а не пересказчиком истории.

Главные герои "Левши" Лескова

Сюжет произведения включает в себя реальные и вымышленные события. Так и главные герои "Левши" делятся на реально существовавших в истории личностей и придуманных писателем. Среди подлинных героев - Александр I и Николай I (российские императоры). Очень ярким образом является генерал кавалерии, атаман Донского казачьего войска - Матвей Иванович Платов. Среди реальных персонажей - граф и военный министр А. И. Чернышев, тайный советник и доктор медицины М. Д. Сольский (Мартын-Сольский), государственный канцлер, граф К. В. Несельроде (Кисельвроде).

Основным вымышленным персонажем выступает сам Левша. Он был мастером оружейных дел и имел одну особенность - работал левой рукой. Так его и прозвали Левшой. Профессия оружейника ему была по душе. Имя Левша является нарицательным, так в некоторых произведениях именовались праведники, отрекшиеся от всего и многим пожертвовавшие.

Краткий пересказ "Левши"

По жанру произведение является повестью, потому что повествование занимает довольно большой пласт времени. Автор сам назвал его сказом, то есть рассказом, для выделения особой "сказительной" манеры повествования. Предоставляем краткий пересказ "Левши" Лескова.

События в повести начинаются в период правления Александра I. В 1815 году император путешествовал по Европе. Заглянул он и в Англию. Сопровождал царя генерал Платов. Англичане продемонстрировали императору одну диковинку - миниатюрную блоху из стали, которая танцевала. Рассмотреть движения блохи можно было только в микроскоп. Английские мастера подарили миниатюру Александру I, и он привез ее в Петербург. Царь воспринял этот подарок, как демонстрацию превосходства европейских мастеров над русскими.

Содержание "Левши" повествует, что после смерти Александра I на престол взошел Николай I. Неожиданно в его апартаментах обнаружилась танцующая блоха. Генерал Платов объяснил царю, в чем смысл "нимфозории". Искусство английских механиков восхитило всех во дворце, но Платов заверил, что местные мастера могут еще не то. Государь дал указ Платову посетить Тулу, которая славилась оружейными заводами. Среди тульских мастеров нужно было отыскать того, кто смог бы превзойти в умении англичан.

В Туле Платову предоставили трех самых мастеровитых оружейников, среди которых был и Левша. По профессии Левша был мастером-оружейником. Генерал показал ремесленникам "нимфозорию", и попросил сделать что-то такое, что бы превзошло по мастерству англичан. Через некоторое время Левшу с его работой забрали в Петербург. Государь под микроскопом увидел, что тульские умельцы смогли подковать ту же крохотную английскую блоху. Левшу наградили за его умение.

Чтобы продемонстрировать англичанам талант тульских мастеров, государь отослал Левшу с блохой в Англию. Там очень удивились работе туляков, которые изготовили крохотные подковки. Левшу поводили по местным оружейным заводам и предложили остаться там в качестве мастера. Левша не принял предложение и отправился домой.

На английских заводах мастер увидел, каким образом англичане чистят оружейные стволы. Ему стало досадно, что в России еще до такого не додумались. Левша затосковал и всю дорогу пил. С одним из своих английских друзей, "полшкипером", он поспорил, кто кого перепьет. Это привело к неожиданной смерти героя сразу после приезда в Россию. Перед смертью он доносит генералам секрет чистки ружей, что было очень важно для России в те нелегкие годы. Но его подсказкой так никто и не воспользовался.

Анализ повести

Произведение Н. С. Лескова "Левша" имеет повествовательные и жанровые особенности. Читатель воспринимает его рассказом, основанным на легенде. Он содержит элементы сказочности и фантазийности. С русскими народными сказками его роднит использование магического числа "три". Государь сначала спрятал блоху в орешек, затем - в табакерку, и только в конце - дорожную шкатулку. Сразу вспоминаются сказки о Кощее, который прятал свою смерть в виде иглы, или о героях, которым нужно было выполнить три задания.

Стоит затронуть идейную тему рассказа - сравнение настоящего патриотизма героя из народа с тщеславными персонажами из высшего общества, в том числе и царей. Левша относится к своему отечеству со всей самоотверженностью. Правители только гордятся достижениями других, но сами ничего не делают для улучшения страны. Такое иждивенческое отношение и привело к тому, что в конце повести страна потеряла талантливейшего ремесленника.

Образ Левши

Образ Левши поставлен в ряд с другими праведниками, созданными Лесковым. Из отзывов о "Левше" понятно, что он пожертвовал собой во имя общего дела, ради своей страны. Этот персонаж является истинным патриотом, одаренным от рождения, очень нравственным и религиозным. Даже перед смертью он заботится об интересах отечества и передает военную тайну англичан, чтобы повысить военную боеспособность русской армии.


Рассказ Н. Лескова «Левша» посвящен скромному оружейнику. Он превзошел своим умением образованных мастеров из Англии, заставил удивиться тонкости его работы – гвозди для подковы на мельчайшей стальной блохе. Рассказчик передает историю о косом умельце, который умирает вдали от дома. Краткое содержание «Левша» по главам поможет понять переживания автора и оценить глубину его размышлений.

Глава 1

Русский император Александр решил прокатиться по Европейским странам, посмотреть чудеса техники и оружия. Вместе с ним путешествовал донской казак Платов. Император удивлялся заморским мастерам, а Платов ничем не восхищался. Он был уверен, что дома есть диковинки и не хуже заморских. Пригласили англичане государя в оружейную кунсткамеру. Они хотели показать, что русские

ничего не умеют и никуда не годятся. Расстроенный Платов выпил водки и лег спать, решив, что утро вечера мудренее.

Глава 2

В кунсткамере русскому императору стали показывать технические и оружейные достижения, бюсты и комнаты. Все нравилось государю, он восторгался и хвалил иностранных мастеров. Платов на это отвечал тем, что его молодцы без всяких достижений техники брали языков и воевали лучше англичан. Царя подвели к статуе Аболона и показали два орудия: Мортимерово ружье, пистоль. Государь разохался, Платов достал из кармана отвертку и раскрутил пистоль. Внутри он показал царю надпись. Это было имя русского оружейника Ивана Москвина из Тулы. Англичане были обескуражены. Царь расстроился. Вернувшись на ночлег казак, никак не мог понять, чем расстроил государя.

Глава 3

Не зная, чем еще поразить русского императора, англичане повезли его на сахарный завод. Но и здесь Платов внес свою ложку дегтя. Он пригласил их на родину отведать молво. Что это такое они не знали. Повезли царя в последнюю кунсткамеру. Подали пустой поднос. Удивился Александр. Попросили англичане присмотреться к подносу и указали на мельчайшую соринку. Увидел ее император. Это, оказывается, была заводная блоха, сделанная из прочной стали. Внутри была установлена пружина, которая заставляла блоху танцевать. Ключик от блохи можно было рассмотреть только под микроскопом. Пораженный царь купил блоху за миллион, уложил в драгоценный футляр. Мастеров английских назвал первыми. Поехали в Россию, но по дороге почти не разговаривали, каждый остался при своем мнении.

Глава 4

Блоха начала кочевать: от Александра к попу Федоту, государыне императрице Елизавете, императору Николаю. Чтобы разгадать тайну такого особого отношения к мелкой вещице, нашли Платова. Он и рассказал, что особенного в блохе. Донской казак добавил к истории о заморской штучке, что нечему в ней удивляться. Русские мастеровые могут сделать лучше. Николай Павлович дал поручение передать поделку тульским мастерам, зная что они докажут слова казака.

Глава 5

Атаман выполнил приказ. Он отвез блоху оружейникам. Те попросили оставить поделку на несколько дней. Решил казак выяснить, что хотят мастера сделать, но они ему ничего не сказали. Атаман уехал выполнять волю царя. Заморскую игрушку оставил в Туле на 2 недели.

Глава 6

Трое мастеровых, ничего не объяснив ни домашним, ни друзьям, ушли из города. Одни решили, что они испугались, решили сбежать, но это было не так. У одного из тульчан была интересная внешность:
  • косоглазый;
  • с родимым пятном на лице;
  • волосы на висках были выдраны.
Удивительную табакерку они забрали с собой.

Глава 7

Оружейники из Тулы были очень религиозными людьми. Они отправились в город Мценск. Там стояла древняя икона, высеченная из камня, Николая Чудотворца. Мастера обратились с мольбой к иконе, попросили у нее помощи. Вернувшись в Тулу, закрылись в доме косого Левши . Жители округи пытались разведать, чем занимаются оружейные искусники, но те не выходили на воздух, ни днем, ни ночью.

Глава 8

Атаман Платов очень спешил. Он не давал ямщикам отдыха. Они проскочили мимо на сто скачков. Сам атаман не пошел к мастеровым. Он отправил к ним свистовых (курьеров). Дверь не открывали. Простой люд стал посылать грозный казак. Результат тот же.

Глава 9

От страха простой люд разбежался. Свистовые стали вышибать двери, но они были закрыты на дубовый засов, так просто не поддались. Стали курьеры снимать бревна с крыши и сняли всю. У мастеров в доме был такой спертый воздух, что чуть всех с ног не свалил. Оружейники объяснили, что им осталось последний гвоздь вколотить. Свистовые побежали докладывать, что мастера дело завершили. Бежали с оглядкой, проверяли, не сбегают ли оружейники. В руках один из мастеров держал все ту же табакерку.

Глава 10

Платов взял табакерку, открыл ее. Ничего не изменилось: все тот же орех и та же блоха. Ключик Платов своими крепкими руками взять не смог. Секрет работы они выдавать не стали, и еще больше разозлили атамана. Он решил одного из мастеров забрать с собой. Оружейники попытались спросить, как же товарищ поедет без документов, но Платов ответил им кулаком. Приехав в столицу, нацепил награды и отправился на прием. Связанный оружейник остался у подъезда.

Глава 11

Сделал казачий атаман как положено доклад царю. А тот спрашивает его об английской игрушке. Пришлось атаману рассказать, что блоху вернули прежней. Но Николай не поверил. Он надеялся, что сделано у мастеров что-то сверх их понятия, решил проверить.

Глава 12

Стальную игрушку завели микроскопическим ключиком. Она не стала танцевать, как делала это прежде. Казачий атаман Платов разозлился. Он решил, что сложную технику просто повредили. Пошел к связанному косому, начал его таскать за волосы, бить, ругать за обман. Левша настаивал на своем: они все сделали, но работу можно увидеть через сильный микроскоп (мелкоскоп).

Глава 13

Государь приказал принести ему мелкоскоп. Стал царь крутить стальную игрушку, рассматривая и выискивая изменения, но ничего не заметил. Велел привести к нему Левшу. Спросил, почему не видно их работы. Тот пояснил, что нужно рассматривать каждую пяточку стального насекомого. Удивился царь, это было очень мелко, но мастер настаивал. Посмотрел император Руси в микроскоп и засиял. Взял неумытого избитого парня, расцеловал. А всем, кто был в зале, сказал, что заморскую блоху русские подковали.

Глава 14

Левша добавил, что на подковках выгравированы имена мастеровых. На вопрос, где его имя, парень объяснил, что он делал гвозди, которыми подковы прибиты, а они мелкие, там имя не поставить. Царь поинтересовался, где оружейники взяли такой мелкоскоп. Левша объяснил, что нет у них никакого оборудования, глаз прицелен так, что видит мелкие детали без микроскопа. Атаман извинился перед мастеровым, дал 100 рублей. Николай решил отправить блоху назад в Англию. Курьер был выбран из ученых, знавших языки. Левша должен был находиться вместе с ним, чтобы показать работу и мастерство русских. Тульского оружейника переодели, отправили за границу.

Глава 15

Курьер отнес подкованное насекомое англичанам, Левшу с собой не взял. Захотелось иностранцам посмотреть, кто такой искусный мастер. Они пришли в гостиницу, стали поить, кормить, расспрашивать. Цель была одна – понять, как он всему научился. Но мастер был безграмотным, об арифметике не слышал. Наука в России для Левши шла по двум учебникам: «Псалтырь» и «Полусонник». Что это за книги, англичане не знали. Предложили английские мастера Левше остаться, пообещали родителям денег посылать. Никакие уговоры на русского гостя не действовали.

Глава 16

Левшу возят по заводам, пытаясь уговорить остаться. Многому не удивлялся тульский паренек, говорил, что они тоже так могут. Старое оружие хвалил. Тульский житель просился домой. Посадили его на корабль, идущий в Россию, дали денег, золотые часы. На корабле оружейник поразил полшкипера тем, что выдерживал непогоды. Заключили они пари, пить одинаково.

Глава 17

Пили два новых друга так, что померещились им черт из пучины (русскому) и морской водоглаз (англичанину). Чуть не выкинул полшкипер русского мастерового за борт. Капитан приказал поместить их вниз, дать еды и питья, но не выпускать. Так они добрались до Петербурга. Но здесь пути пошли в разные стороны:
  • Левша – в бедняцкий квартал;
  • полшкипер – в посольский дом.

Глава 18

Англичанина стали лечить настоящие врачи, быстро поставили на ноги. Все посольство старалось помочь выздороветь. Левшу увезли в квартал, бросили на пол, стали требовать документы. Сняли с него его новые одежды, отобрали часы и деньги. Больного решили отправить в бесплатную больницу. Везли на санях, не закрыв ничем, холодного и раздетого. Нигде Левшу без документов не принимали. Оказался он в народной больнице для всех сословий. Там, куда приезжают умирать.
Полшкипер выздоровел и побежал искать русского друга.

Глава 19

Удивительно, но англичанин нашел русского друга, лежащего на полу. Левша хотел передать два слова (секрет заморской страны) государю. Поразился англичанин. Сказал о его человеческой душе, его и выгнали. Посоветовали к Платову обратиться, может он поможет оружейнику. Платов послал полшкипера к коменданту Скобелеву, тот направил к мастеру врача. Доктор ничего уже не смог сделать, Левша умирал. Он попросил передать царю, что в Англии оружие не чистят кирпичом. Доктор поехал к графу Чернышеву, но тот даже слушать не стал, не поняв в словах никого смысла. Велел доктору молчать. Совет мастера умер вместе с ним, а мог бы изменить ход сражений.

Глава 20

Здесь стиль текста меняется, потому что эта глава – размышления самого автора. Он жалеет, что не стало таких мастеров, появились машины, а народная фантазия иссякла. Автор рад тому, что помнят о старине.

Сказ о Левше – история судеб многих талантливых людей. Краткое содержание помогает увидеть сюжетную линию произведения, но проникнуться особенностями языка Николая Лескова, можно только во время чтения полного текста рассказа.

На этом и заканчивается краткий пересказ рассказа «Левша», включающей в себя только самые важные события из полной версии произведения!

13 августа – День левши. В честь этого события мы решили выяснить, чем же левши отличаются от правшей и кто из знаменитостей пишет левой рукой.

Леворукие люди существовали всегда и везде, но в разных странах к ним относились по-разному. Например, в Древней Греции считали, что левша состоит в родстве с богами и поэтому способен приносить счастье. Почти так же полагали китайцы и индусы. Средневековая Европа же не отличалась особой толерантностью, поэтому здесь левшей подозревали в сговоре с дьяволом, обвиняли во всех смертных грехах и подвергали страшным пыткам. В Древней Руси левшам не разрешалось давать показания в суде.

В 20-м столетии пыткой для левшей стало насильственное переучивание – их заставляли писать правой рукой. Это происходило и в Советском Союзе. Но потом ученые выяснили, что данная практика вредна, она противоречит законам природы, ведет к задержке в развитии, отклонениям в психике и другим негативным явлениям.

Итак, чем же левши отличаются от правшей?

  • В результате левши гораздо чаще правшей придумывают что-то нестандартное. Кстати, написать «Алису в Зазеркалье» и придумать улыбку чеширского кота, которая остается, когда его и след простыл, мог только левша Льюис Кэрролл. Согласитесь, такое не каждому придет в голову.
  • В сложных ситуациях левши медленнее, чем правши, находят способ решения проблемы, но зато он у них получается более оригинальный.
  • Ученые выяснили, что левое и правое полушария делят между собой обработку положительных и отрицательных эмоций. В результате получается, что правши более оптимистичны, а левши пессимистичны. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений.
  • Левшам хуже даются точные науки, зато они на шаг впереди в искусстве и спорте.

Большинство приспособлений во все времена делают под праворуких людей: механические мясорубки, швейные машины, большинство автомобилей и множество других, тем самым причиняя некоторый дискомфорт леворуким представителям человечества. Поэтому левшам часто приходится тренировать и правую руку, а это развивает левое полушарие, так что мозгу волей-неволей приходится работать больше. Следовательно, левши прекрасно адаптируются к миру и привыкают к неудобствам.

Самые знаменитые левши: Альберт Энштейн, Наполеон Бонапарт, Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи, Бетховен, Моцарт, Микеланджело, Николай Лесков (писатель, автор «Левши»), Владимир Даль, Лев Толстой, Сергей Прокофьев, Сергей Рахманинов, Гарри Каспаров, Виктор Сухоруков, Брюс Уиллис, Джулия Робертс, Билл Гейтс и многие другие.

Что же психологи говорят о левшах и есть ли особые рекомендации к обычению и воспитанию леворуких детей?

Ирина Иванова, психолог:

Что ни в коем случае нельзя делать, так это заниматься переучиванием, поскольку этот процесс является настоящим насилием для мозга малыша. В результате у ребенка возникнет задержка речевого развития, появятся разнообразные логопедические проблемы. Помимо этого не следует заострять внимание на леворукости ребенка. Ни он, ни окружающие не должны видеть в этом что-то необычное. В противном случае у ребенка может формироваться заниженная самооценка, застенчивость и жизненный сценарий неудачника. Дети-левши особенно ранимы и впечатлительны. Если накричать на них, они замкнутся в себе и потеряют контакт с родителями.

Существует видеотест, который помогает определить, какое полушарие головного мозга у вас работает в большей степени. Посмотрите, в какую сторону происходит вращение девушки.

Если вы видите, что девушка движется по часовой стрелке, то у вас больше развито левое полушарие (логика, анализ), против часовой – правое (эмоции, интуиция).

Кстати, сосредоточившись, вы можете поменять направление движения девушки. Если это получатся довольно легко, то оба ваши полушария гармонично уравновешены. Те, у кого девушка редко меняет направление движения (или вовсе не меняет), – это люди более практичного, рационального склада с доминирующим левым полушарием мозга.

Пророков нет в своём отечестве, зато есть герои. И не властной рукой назначенные, а истинные. А формуляров народ своим героям не выписывает, только в сказке увековечить может. Увековечит, а потом сам же и интересуется, а был ли… герой? Мы составляем свою «Перепись героев» - цикл материалов «Rе:Акции», посвящённых людям, о которых уже есть или ещё только будут придуманы сказки. О тех, кем уже можно гордиться.

Косоглазый пьяница

Это очень по-русски - сделать героем косоглазого пьяницу. На Руси только такие во все времена были носителями добра и справедливости, а заодно и двигателями прогресса: казалось бы, простые и незатейливые древнерусские пацаны, а то блоху подкуют, то печь оседлают, а уж повоевать с кем-нибудь за родную землю - хлебом не корми... Иванушка-дурачок да Илья-Муромец, народные любимцы, на деле - лентяи и дебоширы. На вид простые «как три копейки», но карьеристы и хитрецы. Сколько бы хорошие герои ни сражались с плохими, если приглядеться, то и те и другие одним миром мазаны. Лешие, Водяные, Кощеи и даже Баба Яга выглядят и ведут себя так, будто накануне до утра пили, причём вместе. В общем, как ни крути, а наши герои далеко не идеальны, мягко говоря. А грубо говоря, они просто пьяницы и уроды, пусть и милые. Потому, видать, и кажутся настоящими.

Вот и Николай Лесков, придумавший «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», и представить не мог, что станет его герой не просто «гордостью земли тульской», но национальным символом мастерства. Ни больше, ни меньше.

Между тем, почти все уже забыли, что блоха, которую так ловко подковали в Туле, была «аглицкая» и что с подковами танцевать она уже не смогла - испортили оружейники тонкую заморскую работу. Кстати, если уж быть точным, не Левша те подковки делал, не он и блоху подковывал, а кто-то другой - работа была артельная. А сам легендарный мастер, если верить Лескову, только гвоздики выковал, чтоб крепить подковки, а из важной поездки в Англию привёз всего ничего - понимание, что ружья кирпичом чистить нельзя. И этим он озабочен больше, чем военный министр или даже сам император…

Оружейник

Лесков признавался, что Левшу он выдумал. В Туле с этим смириться никак не могли и начали искать. А кто ищет - тот всегда найдет. Нашли: Левша - это Алексей Сурнин, известный тульский инженер-изобретатель.

По «Сказу…», Левша жил и творил при Николае I. Сурнин - лет на сто раньше, при Екатерине II, Павле I и Александре I. Блоха, конечно, чистейший вымысел из народной поговорки, но, так или иначе, а Левша в Англию действительно попал. Это главный довод сторонников Сурнина: его действительно посылали в Англию учиться. Правда, вместе с ещё одним кандидатом на роль Левши - Яковом Леонтьевым. Но из того легенды не вышло: он на чужбине загулял и то ли сгинул, то ли просто женился. Невозвращенец, в общем.

А Сурнин оказался прилежным, смекалистым и трудолюбивым. Заграницей зажил безбедно, весьма прилично зарабатывал и был у англичан на хорошем счету. Его успехи произвели впечатление на русского посла Воронцова, и он перед возвращением на родину вручил ему письмо для Потёмкина, в котором рекомендовал использовать Сурнина так, чтобы тот мог принести максимальную пользу для России и её армии. Воронцов писал, что мастер способен «производить в действие приобретённые в Англии знания» таким образом, что «Русская армия получит таковые выгоды в поправлении приборов для ружей, карабинов, винтовок и пистолетов, каковых ни за какие деньги купить нельзя». В общем, Сурнин оправдал доверие высочайших особ, отправивших его за границу, и спустя пятнадцать лет вернулся сильно преуспевшим в оружейном деле. По дороге, в отличие от Левши, не пил, головы в лазарете не расшибал и документов не терял, до Тулы добрался нормально, свой опыт передал и даже более.

Контрабандист и шпион

Вместе с опытом Сурнин нелегально - при помощи российских дипломатов - вывез из Англии «до полторы тысячи разных сортов инструмента для образца». Плюс семь чертежей разных машин и печей, употребляемых в оружейном деле. И ещё семь рисунков с устройствами для производства всяких пуговиц, пряжек и т.д.

И, чего уж там: шпионом был талантливый оружейник Сурнин. Он сохранил контакты с одним из ведущих британских инженеров Генри Ноком, у которого, собственно, и учился. Тот на прощание обещал сообщать «какие только откроются вновь успехи и машины» и слово своё, видимо, держал.

Титулярный советник

Сурнин действительно оказался весьма ценным кадром, к тому же, в отличие от Левши не был пьяницей. Правда, с его официальным статусом разбирались годами. В конце концов, специальным рескриптом Екатерины II его назначили «мастером оружейного дела и надзирателем всего, до оружия касающегося». В этой должности он блестяще справился с возложенной на него задачей добиться взаимозаменяемости деталей оружия. Левша-Сурнин организовал производство, где изготовлялись детали «с таковой аккуратностью, что все части одного ружья ко всем прочим подходить могли». Теперь это называют унификацией. До Сурнина ничего подобного у нас не было: каждое изделие получалось штучным, уникальным, а, значит, и запчасти для него приходилось изготовлять вручную.

В 1806 году Сурнин получил в «награду отличных трудов и ревности к службе» 1000 рублей - весьма и весьма приличную по тем временам сумму. Через несколько лет он умер в почёте, достигнув к своим 44 годам положения, практически невозможного для мастера-оружейника: при том, что простолюдин выше XIV класса подняться не мог даже теоретически, Сурнин закончил жизнь в чине титулярного советника IX класса.

Не левша, но правша

А был ли Левша левшой? А вот не факт. Ну когда там мастеровым было обращать внимание на то, кто какой рукой работает? Лишь бы дело спорилось. К тому же малограмотными все были, армию, вон, и ту приучали маршировать по принципу «сено - солома». И Алексей Сурнин левшой, видимо, не был – нет никаких упоминаний об этом. А имя Левша - это скорее от Лев-Лева-Левша… или Лаврентий, или Леонтий, или Алексей - Леша...

Пряник, но не памятник

Историю жизни Сурнина восстановили относительно недавно. После прихода к власти большевиков казённое Чулковское кладбище, где ещё Петр I повелел хоронить оружейников, оказалось заброшенным, а захоронение мастера считалась утерянным. И лишь лет 17 назад тульские краеведы нашли могилу, а остатки надгробия обнаружили на кладбищенской свалке. В Туле так и не отважились назвать могилу Алексея Сурнина могилой Левши, а легенда, вот, живёт…

Памятника Сурнину нету. И Левше тоже. То денег нет, то место найти не могут. Хотя цоколь с полустёртой надписью «На этом месте будет установлен…» присутствует. Был он и эмблемой завода, и водкой, и даже на знаменитых тульских пряниках его печатали, но на постамент, увы, так и не поставили.

Екатерина Лебедева.

Первые же ссылки в Интернете говорят, что лишь каждый седьмой или восьмой человек - левша. Беда в том, что их довольно трудно подсчитать, выявить и изолировать, так как многие левши маскируются под правшей, некоторые на самом деле не левши, а бисексу... то есть мы хотели написать «амбидекстеры».

Особенно хлопотно выявлять выходцев из СССР: советское образование обязывало учителей переучивать левшей в правшей во что бы то ни стало (хотя многие педагоги, физиологи и психологи были категорически против такой практики). В итоге те левши, из которых СССР воспитал частичных правшей, нынче работают обеими руками, имеют жуткий почерк, чувствуют себя психически неуравновешенными и ненавидят советскую педагогику. Издевательства над детьми-левшами в СССР прекратились только в 1986 году.

Будем считать, что левша - тот, кто от рождения базовые операции (еда, компьютер, рисование, бритье, убийства) выполняет левой рукой. Хотя в жизни даже хардкорный фанатичный левша может некоторые действия с превеликим удовольствием поручать правой руке.

Поэтому попытки подсчитать, к примеру, всех гениальных гитаристов-левшей обречены на провал. Да, Пол Маккартни, Джими Хендрикс и на фотографиях красуются с леворукими инструментами наперевес. Однако реальность такова, что основная масса левшей-гитаристов играют и позируют как правши, потому что так проще учиться и легче найти подходящий инструмент.


Выявить левшу без избиения и допросов с паяльником проще простого: резко попросить его сложить руки в «замок», то есть переплести пальцы обеих рук. У правшей наверху оказывается большой палец правой руки, у левшей - большой палец левой. Наверняка у метода бывают исключения, поэтому, если он не сработал, а левша не сознается, можно переходить к паяльнику.

Существует базовая теория о том, что у правшей лучше развито левое полушарие мозга, а у левшей - правое. Нам, левшам, это глубоко приятно сознавать, так как наше правое полушарие круче. Ну суди сам.

Левое полушарие (любимое полушарие всяких там правшей) отвечает за:

Речь, письмо, обучение, прием, анализ, обработку и запоминание поступающих данных (языковых, математических и пр.), ну и за шевеление правой половиной тела;

правое полушарие (любимое полушарие нас, замечательных левшей) отвечает за:

Интуицию, обработку образной информации, пространственную ориентацию, музыкальность, метафоры, воображение, эмоции, многопоточное мышление, движения правыми конечностями и - опаньки - за секс тоже!

Иными словами, правши - прирожденные бухгалтеры, менеджеры и солдаты. А левши - писатели, художники, музыканты, блогеры, кинорежиссеры, порнозвезды, поэты и алкоголики. Остается задать вопрос: с кем ты?

При этом левши спокойно могут пробиваться на самый верх в сферах, бесконечно далеких от творчества.

Самые знаменитые современные президенты США оказались левшами: Рональд Рейган, Джордж Буш-старший, Билл Клинтон и Барак Обама. Да-да, у чернокожих тоже бывает добротное, прокачанное правое полушарие мозга. Да что там Обама! Наше все тоже левша и немножечко негр.

А вот злосчастный президент Никсон - унылый правша. Кто бы сомневался!


В журналистских кругах ходят упорные слухи, что наверняка хорошо тебе знакомый В. В. Путин - скрытый левша. Не исключено, что тут как раз речь идет о том самом переученном советском школьнике, о чем говорилось в начале статьи.

Еще один поучительный список: Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский, Жанна Д"Арк, Наполеон Бонапарт, Уинстон Черчилль, Фидель Кастро и Махатма Ганди - левши.

Адольф Гитлер - правша.

Еще раз подумай: с кем ты?

Тему актеров, музыкантов, режиссеров и художников даже поднимать неохота: их тьма, а у нас здесь статья, а не телефонный справочник. Достаточно просто быть наблюдательным. Тебя ничто не смущает в приведенном ниже кадре с ?


Кстати, в этом кадре не хватает , который тоже левша. Но у нас собран миллион кадров поинтереснее. Гляди, как изящно раздает левой лапкой автографы Скарлетт Йоханссон.


Очень любопытны те преимущества, что получают левши в спорте. Причем даже на первый взгляд неочевидные. Например, два самых великих футболиста прошлого века - Пеле и Марадона - леворукие. Теперь ты понял, что имел в виду Марадона под рукой Бога?

Футбол на самом деле спорт симметричный, и особые таланты левшей Пеле и Марадоны можно списать на совпадение (хотя и чересчур, ой, как чересчур подозрительные).

Бокс, фехтование, теннис - те виды спорта, где общепринято считать леворукость особым преимуществом.

Потому что правша по определению редко сталкивается на арене с левшой, и опыта противостояния против левшей у него многократно меньше, чем у левшей против правшей. Практически во всех видах спорта, где имеются такого рода единоборства и поединки, количество успешных левшей многократно превосходит статистическую норму.

Так что, когда человечество после третьей мировой войны вновь скатится на уровень пещерных обезьян, в схватках за титул вожака левши будут побеждать намного чаще. И планетой будут править левши!


Апокалипсис, конечно, прекрасно, но есть ли у нас, левшей, какие-то преимущества перед правшами в обычном быту?

Возьмем самое простое и понятное, что существует в нашем мире, - компьютер. Представь, что мышь у тебя не справа, а слева от клавиатуры. И ты играешь в Fallout/Starcraft/Dota/CounterStrike - да во что угодно, что требует одновременной работы с мышью и клавиатурой. Так вот, для правшей по умолчанию назначаются кнопки где-то в недрах клавиатуры - типа WASD. В то же время левша, как свободный и продвинутый человек, может класть руку на куда более комфортные кнопки - стрелки и numpad.

Кстати, по статистике, среди чемпионов по видеоиграм всегда наблюдалась необычно высокая концентрация левшей. Впрочем, аналитики это объясняют и психофизическими преимуществами левшей, как-то: способность концентрировать сознание на множестве объектов и легко действовать интуитивно (сразу, как только в голове у левши прозвучит: «Воспользуйся силой, Люк»).

Эксперты по маркетингу и логистике вычислили, что левши гораздо быстрее справляются с покупками в переполненных гипермаркетах. А все потому, что они осматривают полки и набирают товары не в том направлении, что остальные посетители, и в итоге им приходится меньше толкаться и стоять в очередях.

Ученые в довольно простых экспериментах доказали, что при равных исходных условиях левши зачастую поступают не так, как правши. Например, если группу испытуемых просят выбрать левую или правую картинку, правши в основном выбирают правую, а левши - ту, что слева. Казалось бы, пустяк, но на его основе можно делать далеко идущие выводы - например, за кого будут голосовать левши и правши в зависимости от дизайна бюллетеня.

Таким образом, если на тебя претендуют сразу 10-15 прекрасных девушек, выстроившись в ряд, то хорошие шансы у той, которая знает, какая рука у тебя рабочая. Не слушай зов сердца, заткни зов разума. Рука сама выберет ту девушку, что надо!

Что говоришь? Никогда на тебя не претендовали 10-15 прекрасных девушек? Странно... Хотя, если ты правша, объяснимо.