Новый ашхабад. Экскурсии по окрестностям Ашхабада

Ашгабат (Ашхабад) - столица Туркмении
История Ашхабада. Памятники и фото Ашхабада. Погода в Ашхабаде

Ашгабат (Ашхабад) - столица Туркмении. Город лежит под 38-й параллелью, на широте Афин, Сеула и Сан-Франциско; это самый крупный город Туркмении.

Численность населения - 600,1 тыс. человек (2006 г.). Ашхабад - индустриальный город республики, дающий более 17% ее промышленной продукции; крупный культурный центр, в котором находятся республиканская Академия наук, более 30 научно-исследовательских и более 100 медицинских учреждений, 4 высших учебных заведения, в том числе Туркменский государственный университет, 10 техникумов, более 40 общеобразовательных школ, 4 театра, Государственная филармония. Ашхабад является географическим центром Туркмении. Он находится всего в нескольких десятках километров от иранской государственной границы.

Столица вместе с тем отстоит примерно на равных расстояниях и от самого западного города республики - Туркменбаши, до которого 550 км, и от самого восточного ее города - Чарджоу, до которого 587 км, от самого северного - Ташауза - 530 км и от самого южного - Кушки - около 500 км.

Город основан как военное укрепление в январе 1881 г., после того как царские войска заняли весь Ахал-Текинский оазис, и в частности расположенный на его востоке аул Асхабад. Это небольшое текинское поселение, давшее имя будущей столице, до недавнего времени располагалось за ее пределами, и лишь в последние пятнадцать лет было полностью поглощено быстро растущим городом. Вся подлинная история туркменской стоицы, весь вековой период ее жизни были густо насыщены важными событиями, значительными переменами. За это время она четыре раза меняла свое название и, по существу, дважды рождалась. Две главные причины послужили тому, что заурядная крепость за земляным валом, с гарнизоном, расквартированным в глинобитных бараках, очень быстро преобразилась в оживленный город, в резиденцию высших властей Закаспийской области, в ее главный административно-политический и торгово-транзитный центр. Первая из этих причин - положение на перекрестке давно проторенных караванами торговых путей: на юг - по Кучанской дороге (сейчас Гауданское шоссе), через копетдагские ущелья до границы с Персией - важным тогда торговым партнером России на Востоке. На север - через Каракумы в Хиву; на восток - через Тедженский и Мургабский оазисы, через переправы на Амударье - в Бухару. Но значение этой первой причины еще во сто крат возросло после 1885 г., когда к Асхабаду подошел рельсовый путь, который через год дотянулся уже до Чарджоу, а еще через 10 лет до Кушки - границы с. Афганистаном. Недаром в первоначальном проекте герба Асхабада предполагалось на щите под царской короной изобразить верблюжий караван и железнодорожный поезд как символы «отличительной черты и главного характера жизнедеятельности города».

Вторая причина стремительного подъема Асхабада - достаток на первых этапах хорошей пресной воды и строительных материалов - дерева на недалеких горах, галечника и глины в пригородах. Едва наладилось движение по железной дороге, как в Асхабад хлынул из разных мест России, особенно с Кавказа, пестрый людской поток: добирался сюда бедняк-ремесленник и мелкий торговец в надежде на твердый заработок, на ежедневный кусок хлеба; спешил предприимчивый промышленник и оборотистый купец в расчете на жирный барыш в новой колонии. Оставались жить в городе рабочие, закончившие строительство железной дороги, солдаты, отслужившие срок повинности, отставные офицеры; оседали переселенцы из Персии, торговцы, ремесленники, земледельцы. В главном городе края легко было найти подходящее занятие; бежали сюда персы-бехаисты, гонимые на своей родине религиозной нетерпимостью. Когда Асхабаду исполнилось 10 лет, в нем уже насчитывалось около 13 тыс. жителей. За последующее пятнадцатилетие население города более чем утроилось, а к 1911 г. превысило 45 тыс. человек.

При этом населяли Асхабад представители пятнадцати различных национальностей, среди которых на туркмен приходилось лишь менее 1,5%: царское правительство и русский капитализм ничего не делали для того, чтобы приобщить коренных обитателей страны к городской жизни. Наоборот, как истинные колонизаторы, государственные чиновники и крупные предприниматели были заинтересованы в сохранении социальной и экономической отсталости туркменского народа, чтобы с наибольшей выгодой эксплуатировать его силы и вековые навыки в орошаемом земледелии и пастбищном скотоводстве. Вместе с тем капиталистические отношения проникали и в сельское хозяйство Туркмении: оно теряло свой замкнутый натуральный характер, а его продукты поступали на открываемые во множестве асхабадские полукустарные предприятия - хлопкоочистительные, маслобойные, кожевенные, мыловаренные, винодельческие, мукомольные. Перед первой мировой войной в городе работало 51 такое производство, на которых было занято 210 рабочих, то есть в среднем по 4 человека на каждом «заводе» и на каждой «фабрике».

С ростом населения рос и сам город. Он вытягивался более всего на северо-запад параллельно железной дороге и Копетдагу, подступая вплотную к невысоким предгорьям - Кешининбаирской гряде, или к «холмам», как ее называют горожане.

Облик города. Асхабад, рожденный и построенный в баснословно короткий срок, на «одном дыхании», в отличие от многих других центров Средней Азии, таких, как Ташкент или Самарканд, никогда не имел «старого» и «нового» города, «европейских» и «азиатских» кварталов. Но все же в нем уже в первое десятилетие сложились три части с достаточно выраженными различиями. Начинался город от высокого насыпного холма, увенчанного земляным валом крепости. Перед холмом оставили незастроенной обширную эспланаду. На ней проводили парады и смотры, молебствия и ежедневный развод караулов. Вблизи этой центральной площади располагались здания административных и военных учреждений, жилые дома офицеров и чиновников. А когда мимо Асхабада пролегла железная дорога, ее станция стала вторым ядром роста города: вблизи ее разместилось представительное здание Управления железной дороги, и протянулись жилые кварталы железнодорожных служащих и рабочих. К западу же от крепости, от военно-чиновничьей аристократической части, обосновалась целая слободка русских переселенцев, дошедших сюда за войском. Их дома и лавчонки положили начало третьему, торгово-ремесленному району города. Вскоре здесь во множестве и в тесноте расположились русские и армянские, хивинские и азербайджанские, текинские и украинские мастерские, магазины, лабазы, гостиницы, караван-сараи и базары. Уже к концу 80-х годов эти три части города - военно-административная, железнодорожная и торгово-ремесленная, вначале обособленные, разделенные необжитыми пустырями, слились в единой, сплошной застройке многолюдного и оживленного, молодого и быстро растущего Асхабада.

При этом с самого начала его застройку отличала на редкость четкая и рациональная, «санкт-петербургская», структура городского плана, в своей главной схеме дошедшая до наших дней. Естественным центром Асхабада стало его историческое ядро - околокрепостная часть с холмом посередине. От центральной эспланады, которая и в наши дни осталась главной площадью города, улицы пробивались, как лучи, радиально на юг, юго-запад и запад. А в северной широкой полосе они шли параллельно одна другой и железнодорожному полотну. Однако во всех частях города - в старых и новых, в центре и на. окраинах - улицы прокладывались преимущественно прямо и пересекались, как правило, под прямым углом. И как бы в дальнейшем не рос Асхабад, в нем уже сохранилось это двуединство радиально-кольцевой и шахматно-прямоугольной планировки. В аристократическом центре города, а также отчасти в его железнодорожном районе здания государственных и частных учреждений, жилые дома и особняки военной и чиновной знати, богатых заводчиков и финансистов строились преимущественно из обожженного кирпича. Между крепостью и вокзалом был разбит лучший в городе сад Офицерского собрания, а на улицах высажены тесные шпалеры деревьев, которые сейчас своей мощью и высотой свидетельствуют о старшинстве таких городских магистралей. Весь остальной город сплошь составляли дома обычного для Центральной Азии типа - из сырцового кирпича с плоской земляной крышей.

Дома ежегодно белили, и под ярким солнцем Асхабад резким белым пятном светился на фоне желто-бурых летом и светло-зеленых весной близлежащих холмов - баиров и фиолетовой громады горного хребта в отдалении. Наиболее оживленными и колоритными были торгово-ремесленные кварталы, располагавшиеся по радиальной магистрали, что выходит на Фирюзинскую дорогу, а также на смежных с ней проездах. В этой же части города находились и базары, которые по общей среднеазиатской традиции были важными центрами городской жизни. На них и вокруг них с утра и до захода солнца не затихал разноязыкий говор. Здесь сновали всадники, ослы тянули скрипучие арбы с поклажей, как бы нехотя проходили надменные верблюды под вьюками, а случалось, сюда заворачивал и лакированный экипаж, в котором офицерская или чиновничья супруга в сопровождении прислуги спешила в «галантерейную торговлю». Из многочисленных трактиров, ресторанов и духанов доносился звон посуды, неистребимый запах горелого бараньего сала, жареного лука и каких-то трав. У всегда открытых дверей тесных и полутемных мастерских в чаду и металлическом звоне работали кузнецы и оружейники. На глазах заказчиков и праздных зевак рождались искусные изделия позументщиков и сребреников; кислый запах кожи раньше вывески сообщал о производстве обувщиков и шорников; по развешанным, как белье на веревке, тонко раскатанным листам лаваша издали была заметна пекарня. Прямо под открытым небом работали цирюльники: зажав между колен намыленную голову присевшего на корточки клиента, они решительно действовали бритвой, одновременно сообщая последние городские новости.

И тут же, на улице, в тени пыльных дувалов, уличные писцы горбились над своими ящичками, которые служили и конторками и хранилищем орудий производства - чернил и бумаги. Впрочем, торговые заведения, мастерские, кустарные фабрики, склады, трактиры и харчевни открывались и в других частях растущего и строящегося города. И чем больше, чем населеннее он делался, тем острее становилась в нем водная проблема. Уже не хватало поивших его поначалу горных речек - Ашхабадки, Кешинки, Карасу и нескольких других, еще меньших. Во многих дворах копали водоемы - хаузы и колодцы, но они были малы, да к тому же в большинстве своем загрязнены сточными водами. Из-за недостатка влаги зелень на окраинах имелась только во дворах, а голые пыльные улицы выглядели пустырями.

В 1907 г. сенатор и гофмейстер граф К. Пален ревизовал «по высочайшему повелению» туркестанские владения, уже около трех десятилетий присоединенные к Российской империи. В своем отчете касательно Асхабада он отмечал: «...главный недостаток - отсутствие достаточного количества воды... В городе нет канализации, водопровода, удовлетворительного освещения, гигиенично оборудованных базаров и скотобойни». Но для остро необходимого строительства средств в казне не находилось. В связи с этим весьма интересен официальный документ, относящийся примерно к тому же времени: «Смета расходов по городу Асхабаду на 1900 год». Никакого, ни малого, ни большого, нового строительства эта смета вообще не предусматривала, а на содержание существующей ирригационной сети отводила лишь 10% годового бюджета, немногим более уделялось для всей медицинской, ветеринарной и санитарной части, зато почти половина - 46,7 % - сметных расходов ассигновывалась на содержание городской полиции. И надо сказать,что многочисленные «слуги престола» - асхабадские полицейские получали государево жалованье не зря: они старательно выискивали и жестоко подавляли всякое свободомыслие. Но, тем не менее, уже в конце XIX - начале XX в. Асхабад, к тому времени признанный центр экономической и духовной жизни Закаспийской области, становится одним из крупнейших ее центров национального движения.

Этому движению способствовали тесные связи с Бакинской и Тифлисской социал-демократическими организациями. А также и то, что «в сии места отдаленные» ссылались из центральных губерний политически «неблагонадежные», среди которых были и большевики. Доходили сюда и отдельные номера ленинской «Искры». Сорок лет спустя после Великого Октября, бросая ретроспективный взгляд на исторические судьбы своей страны, ашхабадские ученые-историки писали: «...туркменский народ, находясь в составе Российской империи, обрел себе верного друга и учителя в лице самого передового и революционного в мире русского рабочего класса...». В 1903 г. в городе начал действовать первый социал-демократический кружок, а через два года уже существовала социал-демократическая организация во главе с учителем местной гимназии Л. Л. Стабровским и бакинским большевиком рабочим-печатником А. Хачиевым.

В 1905- 1907 гг. в Асхабаде деятельно работала подпольная типография, проходили организованные политические выступления и вооруженные столкновения с царской администрацией, в которых главную роль играли рабочие-железнодорожники и солдаты. И хотя первая русская революция потерпела поражение и в центре и на окраинах империи, в том числе и в Асхабаде, все же она дала народу опыт и политическую закалку. И то и другое очень пригодились через десятилетие в сложный и трудный период первой в истории человечества социалистической революции. Советская власть в Асхабаде была установлена в декабре 1917 г. Но вскоре против большевистских Советов поднялись черные силы контрреволюции. В июле 1918 г. меньшевики и правые эсеры, поддержанные националистическими бандами, подняли в Асхабаде мятеж. Они ворвались в здание Совета. Охранявшие его красноармейцы, в том числе и туркменский отряд, которым командовал Овезберды Кулиев, были уничтожены. В разгоревшихся на улицах кровопролитных боях погибло тогда много большевиков и советских работников. Контрреволюции удалось одержать временные победы и в других районах Туркменистана. В Мерве в эти дни мятежниками был схвачен бывший рабочий-железнодорожник народный комиссар труда Павел Герасимович Полторацкий. В тюрьме перед казнью он написал письмо - документ необычайный, потрясающий и сегодня, по прошествии многих лет: «Я приговорен военным штабом к расстрелу. Через несколько часов меня не станет... Товарищи рабочие! Погибая от руки белой банды, я верю, что на смену мне придут новые товарищи, более сильные, более крепкие духом, которые станут и будут вести начатое дело борьбы за полное раскрепощение рабочего люда от ига капитала». А заключительные строки этого удивительного письма проникнуты таким гордым самообладанием, такой естественной отвагой, на какие способен только человек исключительно высокого духа, беспредельной преданности своей идее: «Ну, товарищи, кажется, все, что нужно сказать, сказал вам. Надеюсь на вас. Я спокоен и навсегда ухожу от вас, да не сам, а меня уводят.

Приговоренный к расстрелу П. Полторацкий. 21 июля 1918 г., в 12 часов ночи». Через день контрреволюционеры совершили еще одно злодеяние, расстреляв девять асхабадских комиссаров и командиров Красной Армии. В начале августа на территорию Туркменистана по сговору с контрреволюционной верхушкой вступили английские интервенты. При их вооруженной помощи белогвардейскому «Закаспийскому правительству» удалось продержаться около 12 месяцев, но 9 июля 1919 г. в результате героических действий Красной Армии, поддержанной рабочими и дайханами, Асхабад вновь стал советским и был наименован Полторацком в память о замечательном революционере. Начался новый этап в истории города. В феврале 1925 г. первый съезд Советов Туркменской ССР провозгласил Полторацк столицей только что образованной республики. А в апреле 1927 г. следующий, второй республиканский съезд Советов, утвердивший первую конституцию Советского Туркменистана, возвратил его столице ее историческое и национальное название - Ашхабад.

Вторую букву в нем изменили, чтобы приблизить звучание слова к туркменскому произношению. Темпами, все более стремительными, с размахом, все более широким, Ашхабад уверенно овладевал многообразными функциями столицы, становясь крупным административным, культурным и экономическим центром страны. Буквально одно за другим вступают в строй в разных частях города новые технически оснащенные предприятия, обрабатывающие сельскохозяйственное и строительное сырье, а так же занимающиеся металлообработкой, создаются новые учреждения и организации, развивающие национальную по форме и социалистическую по содержанию культуру туркменского народа. По переписи 1939 г., в городе жило более 126 тыс. человек, среди которых туркмены составляли уже 12%. За годы, прошедшие с переписи 1926 г., прослойка их увеличилась в 5 раз, и рост этот продолжался все с большей интенсивностью, отражая важные социальные и культурные сдвиги в республике.

В конце Великой Отечественной войны в Ашхабаде работало 65 крупных и 200 мелких промышленных предприятий, 3 института, Туркменский филиал Академии, наук СССР, 3 театра и киностудия, музей изобразительных искусств, филармония, творческие союзы, объединяющие писателей, художников, архитекторов и композиторов Туркмении. Город рос, вытягиваясь главным образом на запад и на восток. Он перешагнул через железную дорогу на ceвеp и поднимал уже новый промышленный район на юго-востоке. И все-таки рост Ашхабада в предвоенные и первые послевоенные годы не всегда и не во всем поспевал за стремительным подъемом промышленности, науки и искусства. Ашхабад напоминал в ту пору сердце подростка, которое, случается, вдруг отстаёт в развитии от всего организма. В городе уже настоятельно требовалось рациональнее разместить разбросанные по нему индустриальные предприятия, уже необходимо было улучшить благоустройство жилых кварталов, состоящих на 90% из одноэтажных домов из сырцового кирпича, и, наконец, следовало усовершенствовать архитектурное оформление города.

Мало соответствовавшее его столичному рангу. Но такая реконструкция невозможна была без сноса многих существующих построек, а в ту пору, когда только что отошла война, было это; казалось, еще не по силам. И город совершенствовался, не меняя планировки, внутри своей старой структуры, «на ходу» внося по мере возможности различные улучшения в жилищное и коммунальное строительство, а также в озеленение и водоснабжение, которые в природных условиях Ашхабада имели первостепенное значение. Первый послевоенный план (1946- 1950 гг.) предусматривал и расширение старых предприятий, и строительство новых, закрепляющих специализацию Ашхабада на текстильной, пищевой, строительной и металлообрабатывающей отраслях. Намечал он немалые работы по благоустройству города и дальнейшему улучшению его водоснабжения. И план этот уже претворялся, когда в ночь на 6 октября 1948 г. страшное землетрясение, какого до тех пор еще не регистрировала ни одна сейсмическая станция Советского Союза, практически уничтожило город, смело его с лица земли. В 1 час 17 минут по местному времени внезапный 9-балльный толчок, сопровождаемый сильным подземным гулом, мгновенно погасил огни спящего города и превратил его в пылящую груду развалин. Выбравшийся из под обломков, израненный московский бортмеханик и радист Юрий Дроздов добрался до пассажирского самолёта ИЛ-12 и с бортовой рации послал в эфир весть о страшном бедствии. И тотчас отозвалась вся страна. Первая помощь пришла из других городов Туркменистана и республик-соседей - Узбекистана, Азербайджана, а также из Армении и Грузии. Самолет за самолетом, а когда восстановили движение на разрушенной железной дороге, то и состав за составом вывозили из Ашхабада раненых и детей, потерявших родителей, и доставляли на место катастрофы врачей, медикаменты, продовольствие... И с первых же дней началась трудовая эпопея восстановления, а по существу строительства заново Ашхабада. Он весь рождался из руин на расчищенных от них площадках - сносились даже частично уцелевшие дома, требовавшие капитального ремонта. Асфальт, древесные насаждения, городские коммуникации, как правило, везде сохранились, поэтому строить Ашхабад решили по его старой планировочной схеме, тем более что она, как мы знаем, отличалась многими достоинствами.

Вместе с тем из руин должен был подняться новый город - столица современной Туркмении, соответствующая его высоким достижениям во всех областях культурной и хозяйственной жизни. Поэтому в старую планировочную структуру вносились исправления, во многом ее принципиально менявшие облик города. В результате родился сегодняшний Ашхабад, в котором улицы прямее, шире, чем были раньше, площади оформлены в единых ансамблях и везде десятки гектаров отведены под новые бульвары, скверы, сады, парки, цветники. Теперь все промышленные предприятия собраны группами, «производственными гнездами», в местах, наиболее удобных для специализации и кооперирования, для доставки сырья и вывоза продукции. В центральных частях города ансамблями располагаются республиканские и местные учреждения, университет и академический комплекс, республиканские театры, а далее на запад и юго-запад - больничные и вузовские городки. Наибольшую часть городской территории занимают, разумеется, жилые кварталы. Они собраны, как того и требует современный планировочный принцип, в микрорайоны, которых в столице уже около 15.

В районе, к которому он подходит своим западным концом, расположены прядильно-ткацкая, шелкомотальная, мебельная фабрики, машиностроительный завод. Завод выпускает известные по всей стране тестомесильные машины, на нем были построены и уже упоминавшиеся нами первые машины для сбора мирабилита на Кара-Богаз-Голе. Такие машины начал выпускает завод «Ашнефтемаш». «Ашнефтемаш» выпускает и трехлопастные крыльчатки семиметрового размаха. Вращаемые мощными электромоторами, они способны прогонять за час более миллиона кубических метров воздуха. Они работают в системе охлаждающих блоков на большинстве нефтеперерабатывающих и химических предприятий страны, на нефтехимических заводах и на тепловых электростанциях Болгарии и Афганистана, Индии, и Объединенной Арабской Республики. Недавно вошел в строй на заводе совсем новый цех насосов для подъема воды из скважин; такие насосы в Туркмении - предметы, так сказать, первой необходимости. Начинает завод выпускать и новое оборудование, механизирующее операции, связанные с транспортировкой нефти. В полуторах километрах к северу от «Ашнефтемаша» на берегах Каракумского канала сложился новый курортный пригород Ашхабада. В мае 1962 г. пионерная траншея третьей очереди привела первую, еще небольшую струю амударьинской воды, а сейчас здесь уже тянутся благоустроенные пляжи с зонтиками и лежаками, водные станции с лодками и катерами, а в Ашхабаде бойко торгует магазин рыболовных принадлежностей. На берегах большого водохранилища, на северо-востоке столицы, вырастет курортный городок с пансионатами, домами отдыха, лагерями, который среди жителей Ашхабада и его промышленного спутника Безмеина. Здесь же, на востоке, но уже южнее железной дороги, то есть в пределах старой городской черты, расположен славящийся разносторонней и совершенной механизацией всех трудовых процессов,- стекольный комбинат.

Он выпускает главным образом отличное оконное стекло. Ашхабад всегда славился своими коврами. Знаменитая Ашхабадская ковровая фабрика - флагман туркменского ковроткачества известна во всём мире. Ковры - гордость и слава Туркменистана, недаром гёль - стилизованный цветок, характерный элемент коврового орнамента, вошел в государственный герб республики. Туркменскими коврами любовался и любуется весь мир. Они выставлялись более чем в 50 странах Европы и Азии, Америки и Австралии и получали золотые медали и дипломы первой степени в Париже, Брюсселе, Лейпциге. Туркменский государственный музей изобразительных искусств известен своими экспонатами. В нем среди различных произведений искусства разных времен и разных народов хранится имеющая особую ценность коллекция туркменских ковров. Есть и еще одна важная ашхабадская достопримечательность города - Туркменский государственный академический ордена Трудового Красного Знамени театр драмы. Он успешно ставит национальные драмы, такие, как «Кеймир-Кёр», «Махтумкули», «Семья Аллана», «Судьба», «Восьмой клад», пьесы русской и зарубежной классики - «Ревизор», «Отелло», а также произведения туркменских, русских и других авторов, посвященные современности. Этот театр широко посещают и зрители, не владеющие туркменским языком, так как с помощью специального радиооборудования они могут слушать синхронный перевод речи актеров на русский язык. Туркменский государственный университета имени – центр науки республики.

Города-побратимы Ашхабада:

  • Альбукерке, США
  • Афины, Греция
  • Анкара, Турция

Ашхабад - столица Туркмении. Основная промышленность представлена машиностроением, металлообработкой, стекольной, легкой, пищевой промышленностью. В городе хорошо развиты народные промыслы по изготовлению ковров, изделий из керамики, серебра, дерева, гипса.

В середине прошлого века в Ашхабаде произошло крупное землетрясение, вследствие чего город был почти полностью разрушен, погибло около 100 тысяч горожан. Но помощь братских республик СССР способствовала быстрому восстановлению города.

В городе и окрестностях много достопримечательностей, которые будут интересны для туристов.

Как лучше добраться до Ашхабада

Есть еще один способ, совмещающий в себе несколько видов транспорта. До Баку из Москвы долетаете самолетом, далее на такси добираетесь в старый морской порт, в котором действует паромная переправа до Красноводска, а там до Ашхабада на автобусе.

Если вам по каким-то причинам нужно совершить путешествие на поезде, то опять-таки добираться нужно до Баку с Павелецкого вокзала столицы, остальную часть пути придется повторить: такси-паром-автобус до Ашхабада.

Конечно, могут найтись смельчаки, которые решатся выехать в путешествие на собственном автомобиле. Но, во-первых, это получится дороже, чем перелет, естественно, гораздо больше займет времени, кроме того: дороги оставляют желать лучшего, и крайне небезопасны.

И еще: для въезда на территории Туркменистана нужен загранпаспорт с въездной визой.

Цены на гостиницы и шопинг

В городе не слишком много мест для проживания - всего около десятка отелей и гостиниц, поэтому рекомендуем позаботиться об этом заранее, цены в номерах от 3 до 5 тысяч рублей.

Торговый центр в Ашхабаде изобилует товарами туркменских производителей: ювелирные изделия, одежда, сувениры, бытовая техника. Но много здесь и китайских товаров.

Возле мечети Эртогрул Гази располагается рынок с традиционными туркменскими товарами: коврами, национальной одеждой, шапками, сувенирами. Однако имейте в виду, что цены здесь выше, чем на так называемом Русском базаре.

В Туркмении вы можете купить:

  • Великолепный шерстяной ковер ручной работы, цена зависит от размера изделия;
  • Коньяк местного производства из винограда, выросшего в Туркмении;
  • Тайхашку - это такая небольшая тюбетейка, расшитая вручную шелком, бисером и т.д.;
  • Носки и шерстяные чешки, вязанные вручную из верблюжьей шерсти, по местным поверьям, обладающие целебными свойствами;
  • Постельное белье, полотенца, пижамы, нижнее белье - все отменного качества из 100% хлопка;
  • Национальные туркменские украшения из металла со вставками из цветных камней, бубенчиков.

На Текинском базаре вас не оставят равнодушным туркменские вина, коньяки, масса фруктов и овощей, хозяйственных товаров, еды, одежды, можно найти даже черную икру. Цены на все товары и продукты радуют, но можно еще снизить стоимость, поторговавшись - здесь это принято.

Что можно посмотреть в Ашхабаде

В городе несколько архитектурных сооружений, пользующихся популярностью у туристов: Дворец Туркменбаши, Дворец Рухыет, Мемориальный комплекс, посвященный землетрясению в Ашхабаде, Монумент Независимости, Национальный музей, Арка Нейтралитета, мечети, фонтаны, стадионы, парки.

Невозможно обойти вниманием восточные базары, которых в Ашхабаде только крупных 7: Гулистан, Дженнет, Текинский, Мир-базар, Джыгыплык, Лапезар, Гундогар, не говоря уже о многочисленных мини-базарчиках, встречающихся на каждом шагу.

Музей национального ковра содержит несколько сотен лучших образцов народного творчества, есть ковры, которым более 400 сотен лет, а также огромный по площади и весу ковер, который занял второе место в мире по этим показателям, знаменитый "Золотой век Великого Салармурата Туркменбаши".

В окрестностях города расположено древнее городище Ниса, которое датируется 10 в до н.э. В нем две сохранившиеся крепости, одна из них была царской резиденцией, а другая была столицей Парфянского государства. Город несколько раз в течение веков приходил в упадок и вновь возрождался. Здесь могилы правителей династии Арсакидов, хранилище вина, царские сокровищницы, склады с запасами провианта.

В родном селе Салармурата Ниязова расположена мечеть Туркменбаши Рухы. Постройка из белого мрамора представляет собой величественное архитектурное сооружение, которое обошлось бюджету страны в 100 млн долларов. Вблизи мечети расположены 4 минарета высотой 80 метров. Постройка таких размеров, что одновременно в ней могут молиться около 10 тысяч человек.

В пустыне Каракум находится газовый кратер, который туристы окрестили как "Дверь в преисподнюю". Газ выходит прямо из земли, разделяясь на поверхности на несколько факелов высотой до 10-15 метров. Газ, выходящих из кратера горит днем и ночью вот уже более 40 лет, с 70-х годов прошлого века.

Неподалеку есть два кратера, в которых на поверхности пузырится жидкая грязь. В одном кратере светло-серого цвета, а в другом красивого голубого оттенка.

В окрестностях столицы находится популярный горный курорт - бывшая резиденция королевского семейства. Неподалеку пещера с огромным озером, вода которого насыщена полезными ископаемыми и имеет температуру 36°С круглый год. Сегодня эта местность - национальный заповедник, так как кроме уникального озера здесь колония летучих мышей.

Кроме того, в Ашхабаде есть православная церковь, цирк, Академический театр, Музыкальное училище, Консерватория, Национальная библиотека, кукольный театр.

Российские рубли лучше менять на местную валюту (манаты) в банках, но можно поменять в обменных пунктах, в отелях. Рекомендуется иметь при себе много мелких купюр в долларах - ими иногда удобно расплачиваться за сувениры, товары народных промыслов на рынках.

В Туркмении мало мест, где принимают к оплате кредитные карточки - только в банках и крупных отелях.

Уж Вам-то наверняка известно, что такое Ашхабад, что он собой представляет и где находится. Конечно, каждый может сказать, что Ашхабад - это столица Туркменистана, который находится где-то возле Узбекистана. Еще можно вспомнить, что Ашхабад - столица знаменитого туркменского газа, которым скоро будет пользоваться почти вся Европа. А дальше что? Человек, который не живет в Туркменистане, никогда там не был и даже не думал о том, чтобы посетить страну хотя бы в качестве туриста ничего большего сказать ни о городе, ни о стране вообще не сможет. Поэтому именно сейчас и именно у Вас есть возможность узнать об Ашхабаде столько, сколько необходимо, чтобы заинтересоваться и возможно даже слегка влюбиться в этот неизвестный город, который долгое время оставался закрытым для остального мира.

Как уже было сказано, и что и так всем давно известно, Ашхабад - это столица и одновременно крупнейший город Туркменистана. Также город является крупным административно-политическим, промышленным, научным и культурным центром государства. Он расположен на юге страны в предгорьях Копетдагского хребта на Туранской низменности в непосредственной близости с границей Ирана; лежит на одной широте с Афинами, Сеулом и Сан-Франциско.

Как ни странно, несмотря на всю важность, которую город представляет сейчас, Ашхабад не может похвастаться древней богатой историей. Порой даже может сложиться впечатление, что та территория, на которой он располагался в древности, совершенно не имеет никакого отношения к государству, частью которой был. Его нельзя сравнить с такими древними памятниками Туркменистана, как Мерв, Куня-Ургенч или Ниса, которые в свое время были важными центрами государств, созданных здесь могущественными династиями правителей. Шахи отстраивали эти города в том стиле, который сами предпочитали и под руководством которых именитые зодчие Востока порождали великие памятники архитектуры средневековья. Династии Хорезмшахов, Тимуридов, Сасанидов жили и умирали в их стенах, навсегда этим увековечив не только свое имя, но и имя города, о чем свидетельствуют результаты многочисленных археологических исследований.

Но все эти важные, интересные события не имеют отношения к современной столице Туркменистана. С этим городом дело обстоит гораздо проще

История Ашхабада
Историю его возникновения и развития можно начать с 1881 года. Кстати важно отметить, что до 1881 будущий центр республики представлял собой небольшое текинское поселение, территория которого была захвачена царскими войсками Российской империи. На его месте было основано военное укрепление и административный центр Закаспийской области, который управлялся военной администрацией. Название образовавшемуся укреплению дали «Асхабад», которое, впрочем, продержалось вплоть до 1919 года. На этом развитие города, однако, не прекратилось, даже совсем наоборот. И повлиял на это ряд причин. В то время Асхабад находился на перекрестке торговых караванных путей, что действительно было важно; а с 1885 года через территорию Асхабада пролегала железная дорога. Эти факторы, особенно возникновение железных путей и явилось основной причиной роста города. Сюда начали стекаться представители разных социальных слоев, преследующие свою определенную цель. Кто-то хотел заработать на кусок хлеба, кто-то обжиться и остаться из-за непонимания и преследований на родине, другие, более зажиточные стремились нажить на строительстве нового города еще большее состояние. И все их желания и намерения получить свою выгоду от нового места обитания, какими бы благородными или низкими, хорошими или плохими они ни были, все это послужило только на пользу городу. Благодаря стараниям прибывших из разных городов Туркменистана и соседних стран добровольцев город был построен в чрезвычайно короткий срок. Через десять лет после начала строительства из неприметного туркменского поселения Асхабад превратился в территорию, вполне заслуживающую называться «городом» с населением почти в 13 тысяч жителей. К 1901 году город разросся еще больше, и в нем проживало уже 36,5 тысяч. При этом национальный состав был весьма разнообразным: персы, русские, армяне, татары, в общем, все кто угодно кроме самих туркмен. Коренное же население кочевало вне пределов города.

В 1917 году в Ашхабаде, как собственно и во всей Средней Азии установилась Советская власть. Но так как в эту пору ситуация в России и покоренной Советами республике была неспокойной, а противников нового строя ссылали именно в Ашхабад, в июле 1918 года было организовано восстание. Повстанцы в результате кровавой борьбы сумели одержать победу во многих районах Туркменистана. Они даже схватили народного комиссара труда Павла Герасимовича Полторацкого, которого приговорили к смертной казни. Однако, не поддавшись оппозиции и написав очень бодрое предсмертное письмо, в котором он обратился к своим единомышленникам о том, что не собирается предавать свои политические идеи, он погиб как настоящий герой всех красных. Однако победа контрреволюционеров оказалось не долгой. Уже 9 июля 1919 года Красная Армия победила всех и, как и предполагалось, записала Полторацкого, погибшего от нечистых рук мятежников, в герои и назвала город в его честь.

И вот в 1925 году Полторацк наконец становится столицей Туркмении, а точнее сказать Туркменской ССР. Но память о великом революционере его собратья не стали хранить долго, и 1927 название города снова решили поменять, теперь уже на известный нам Ашхабад.

В первый пятилетний план после войны (1946-1950гг.) предполагалось строительство новых предприятий, реконструкция уже существующих, развитие в области текстильной, пищевой, строительной и металлообрабатывающей отраслей. Но этому не было суждено случиться.

6 октября 1948 года в 1:17 ночи по местному времени случилось то, чего не ожидал никто. Мощнейшее землетрясение в 8 баллов, сопровождающееся грозным подземным гулом в миг разрушило город. Небольшие одноэтажные постройки с плоскими крышами превратились в пыльную груду камней, похоронившими под собой более 100 тысяч человек. После этого события началось второе рождение города. Никто не остался равнодушным к ашхабадскому бедствию, тысячи людей из соседних стран прибыли сюда, чтобы помочь городу возродиться. И это произошло. Из руин поднялся новый Ашхабад - практически тот, который мы знаем сейчас.

Название
В переводе с персидского «эшг» означает «любовь», а «абад» - «населенный». С 1881 по 1919 года Ашхабад носил название «Асхабад», в 1919-1920 его переименовали в Полторацк, в честь советского революционного деятеля П.Г Полторацкого, а в 1927 году город стал называться Ашхабадом, и с тех пор название его не менялось. После принятия суверенитета Ашхабад переводился на русский язык и как «Ашгабад», так как этот перевод больше других соответствовал исконному произношению названия города на его родном туркменском языке. Однако позднее, сами туркмены в официальных документах, переведенных на русский язык, определили своей столице имя «Ашхабад».

Население
Численность населения - 600,1 тысяч человек (по данным 2006 год). Состав города по этническому принципу весьма разнообразен. Несмотря на то, что туркмены составляют почти 77%, в городе также проживает более 100 представителей различных национальностей, в их число входят русские, узбеки, азербайджанцы, турки, армяне, иранцы, украинцы, казахи, татары.

Экономика Ашхабада
Основу экономики города главным образом составляет промышленность, финансовая структура и широкая торговая сеть. В столице и ее пригородных районах находятся более 43 крупных промышленных объектов, 128 средних и более 1700 мелких. В 2008 году Внутренний Валовой Продукт Ашхабада составил около 9 млрд. долларов США.

Транспорт
В Ашхабаде развита система общественного транспорта, представленного троллейбусами и автобусами. В 2008 году началось строительство кольцевой дороги, чтобы избавить город от наплыва огромного количества транспортных средств и обеспечить новый, более удобный маршрут для транзитного транспорта. В том же 2008 было объявлено о намерении построить в Ашхабаде метрополитен.

На севере города расположен Международный аэропорт имени Сапармурата Туркменбаши, связывающий Ашхабад с крупными городами республики, странами СНГ и Европы. На территории бывшего старого аэропорта расположен автовокзал, откуда отправляются автобусы в другие города и районы страны.

«Туркменские авиалинии» - это туркменская государственная авиакомпания, имеющая в наличии 19 самолетов американской компании «Боинг» и являющаяся наиболее безопасной авиалинией в Азии. Туркменские авиалинии отправляют пассажиров из Ашхабада в 14 различных городов мира: Москву, Лондон, Франкфурт-на-Майне, Бирмингем, Бангкок, Дели, Абу-Даби, Амритсар, Пекин, Стамбул, Минск, Алматы, Ташкент, Санкт-Петербург. Также планируется создать такие маршруты, как Ашхабад - Урумчи, Ашхабад - Анталия, Ашхабад - Париж.

Через Ашхабад также проходит железная дорога Туркменбаши - Мары - Туркменабад. В мае 2009 года была закончена реконструкция железнодорожного вокзала.

Достопримечательности Ашхабада
Архитектурные сооружения периода независимости:
Дворец Туркменбаши;
Дворец Рухыет;
Монумент Независимости;
Арка Нейтралитета;
Мемориальные ансамбли “Землетрясение”;
Национальный музей;
Международный аэропорт им. Сапармурата Туркменбаши;
а также стадионы, мечети, фонтаны, парки, высококлассные гостиницы, офисы и бизнес-центры.

Ашхабад - это место, где расположены Президентский Дворец, Меджлис (парламент) Туркменистана, Кабинет Министров Туркменистана, центральные органы государственного управления Туркменистана, Верховный суд и Генеральная прокуратура, постоянно действующие центральные органы общественных организаций, а также посольства различных государств, аккредитованных в Туркменистане, представительства международных и региональных организаций.

Восточные базары:
Джыгыллык («Толкучка»);
Гулистан (Русский Базар);
Мир-базар;
Дженнет;
Текинский базар;
Лалезар;
Гундогар (Ташаузский базар).

Основные достопримечательности Ашхабада:

Ниса
Ниса сегодня представляет собой древнее городище, расположенное в 18 км от современного Ашхабада, датирующееся I тысячелетием до н.э. - I тысячелетием н.э. Городище состоит из дух крепостей: Старой и Новой Нисы. Старая Ниса в свое время была царской резиденцией в Парфии, а Новая выполняла функции столицы Парфянского Царства. Во время существования Парфии Старая Ниса называлась в честь царя Митридата I, по чьему приказу собственно и был построен город. В тот период Ниса была столицей империи, но позднее столица была перенесена в Малую Азию. С приходом Сасанидов Ниса совершенно утратила былую мощь, город был разграблен и забыт. Новый этап в истории Нисы начинается с ее вхождения в состав Арабского Халифата. Город вновь поднялся, но достичь былого могущества так и не смог. Начало окончательного упадка относится к 16 веку, в 20-х же годах 19 века Ниса уже представляла собой развалины.

Ниса была средоточием дворцовых и храмовых построек. Здесь располагались могилы членов династии Арсакидов, которые правили во время расцвета города, царская сокровищница, винохранилище, склады с запасами. В 1946-1960х годах производились систематические раскопки местности под руководством М.Е. Массона, в ходе которых были обнаружены остатки крепостных стен, храмов, дворцового зала с монументальной глиняной скульптурой, хозяйственных и жилых строений и царской сокровищницы, где были найдены мраморные статуи, рогообразные сосуды из слоновой кости (ритоны), украшения, мелкая пластика (терракотовая и металлическая), вооружение, утварь, документы, написанные арамейским письмом на парфянском языке и многое другое. Согласно решению правительства Туркменистана городище Ниса объявлено Государственным археологическим заповедником. В 2007 году руины парфянской крепости были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как один из интереснейших памятников истории древних государств Востока.

Мечеть Туркменбаши Рухы
Расположена в родном селе Сапармурата Ниязова Кипчак в 15 км от Ашхабада. Государственному бюджету Туркменистана эта постройка из белого мрамора обошлась в 100 млн. долларов США. Является великим архитектурным сооружением эпохи Сапармурата Ниязова. Общая площадь мечети составляет 18 тысяч кв.м, а высота ее - 55 м. Возле мечети находится четыре 80-ти метровых минарета. Размеры постройки позволяют молиться одновременно семи тысячам мужчин и трем тысячам женщин.
В 2006 году Ниязова похоронили в саркофаге, который помещен в центре мавзолея, построенного в то же время, что и мечеть. Помимо Ниязова в мавзолее также покоятся останки его матери, отца и двух братьев, погибших во время землетрясения в 1948 году.

Музей туркменского ковра
В нем собраны несколько сотен лучших образцов ковров, самый старый из которых относится к XVII в. Здесь же находится второй по величине в мире ковер ручной работы - «Золотой век Великого Сапармурата Туркменбаши», площадь которого составляет почти 301 кв. м, а вес - более тонны.

Ашхабад (Aşgabat) – столица Туркменистана, самый крупный в стране город, расположенный в юго-западной части страны, в предгорье Копетдага. Этот город лежит на самом краю обширной, знойной пустынной области на территории большого природного оазиса. Город Ашхабад расположен всего в 25 км от границы Туркменистана с Ираном.

Город был образован в 1881 году в качестве военного приграничного укрепленного пункта, на важном перекрестке нескольких торговых путей. С 1881 по 1919 год город назывался Асхабад, а в 1919 - 1927 годах он носил название Полторацк – в честь местного революционера П. Г. Полторацкого. Лишь в 1927 году он получил свое нынешнее название, которое можно перевести как «Город Любви». Сегодня его население составляет около 830 тысяч человек.

Некоторое время после обретения Туркменистаном независимости столица государства в русском прочтении официально называлась Ашгабад, т.к. такая транскрипция ближе к туркменскому произнесению. Сейчас же город в официальных документах называется г. Ашхабад.

Город был основан на месте древнего туркменского поселения и первоначально представлял собой многочисленные, расположенные на прямых распланированных улицах, небольшие глиняные домики и фруктовые сады. Из-за постоянной угрозы землетрясений здесь разрешалось строить лишь одноэтажные дома. В начале двадцатого века население города составляло лишь около 35 тысяч человек.

Вплоть до 1918 года Ашхабад (Туркмения) был административным центром Закаспийской области, а с 1918 до 1925 – центром Туркменской области. В 1925 году город стал столицей Туркменской ССР. В 1991 году, после обретения страной независимости, Ашхабад официально стал столицей государства.

В 1948 году, 6 октября, в 1.17 пополуночи, в результате разрушительного землетрясения силой в 9 - 10 баллов Ашхабад был практически полностью разрушен. В этот день погибло более половины населения города – около 110 тысяч! Все старые здания были разрушены. В течение пяти лет после этого события руины были закрытой территорией, а после, целых двадцать лет, специалисты со всего Советского Союза участвовали в восстановлении, а точнее в строительстве города.

По этой причине город, в большинстве своем, застроен типичными советскими зданиями. Во время активного строительства в 50 – 60 годах 20 века районы города стали больше, улицы были расширены, так же появилось большое количество новых районов и зеленых зон. После 1991 года в Ашхабаде началось активное строительство, появилось большое количество новых многоэтажных домов, выросли новые микрорайоны, были обновлены старые здания (многие из них отделаны мрамором). Сейчас карта города Ашхабад имеет совершенно иной облик – современного и развитого культурного центра.

Среди городских достопримечательностей стоит назвать Арку Нейтралитета – самое высокое строение в стране (на ее вершине красуется статуя Туркменбаши), Президентский дворец, Здание Меджлиса, Академический городской театр им. Молланепеса, монумент Байрам-Хан и площадь Ленина, Музей изобразительных искусств Туркменистана и т.д. Так же интересны для посещения и православная церковь Александра Невского, и большая и красивая мечеть Эртогрулгазы. Кроме того, в Ашхабаде расположен самый крупный в стране цирк.

Ашхабад – город восточный и, как и все восточные города, он славится своими самобытными, колоритными, яркими и шумными базарами. Самым большим и самым популярным является базар «Джыгыллык» - «Толкучка», который растянулся на несколько километров вдоль городских предместий. Здесь можно купить практически все, но больше всего туристов привлекает сюда возможность найти аутентичные туркменские костюмы и неповторимые ковры, которые свозят сюда на продажу со всей страны. Помимо «Толкучки», в городе есть еще около десятка других, меньших, рынков.

Необычной и исключительно интересной для посещения достопримечательностью является и Музей ковров. Это единственный подобный музей в мире! Здесь собрано несколько сотен уникальных ковров из разных частей страны, относящихся к разным эпохам. Самый старый из представленных здесь ковров относится к 17 веку. Так же стоит посетить и Национальный музей истории и этнографии, в котором есть много удивительных находок, рассказывающих о развитии страны и туркменского народа.

Людям, интересующимся историей и ее памятниками, стоит посетить расположенные в 18 км западнее столицы развалины старинного города – столицы Парфянского государства, Нисы, 3 века до н.э. – 3 века н.э. Здесь было обнаружено большое количество важных, уникальных находок – глиняных табличек с надписями, хозяйственных документов, произведений искусства и проч. Здесь сохранились развалины городских кварталов, крепости, дворцов и храмов.

В нескольких километрах юго-западнее Ашхабада лежит популярный горный курорт. Откуда можно совершить незабываемую пешую прогулку, посетить Бахарденскую пещеру с очень большим подземным озером Коу-Ата, которое называют еще «Отцом озер», полюбоваться живописными горными видами.

Сейчас Ашхабад является крупным политическим, административный, культурным, а так же промышленным центром страны. Здесь находится более 40 крупных промышленных объектов, среди которых нефтеперерабатывающие, химические, фармацевтические, металлообрабатывающие и другие производства. Важное место занимает и ковроплетение из хлопка и каракулевой шерсти.

Из общественного транспорта в городе можно воспользоваться троллейбусами и автобусами. Городское правительство намеревается в скором времени начать так же и строительство метрополитена. В северной части города расположен крупнейший в стране Международный аэропорт им. Сапармурата Туркменбаши, который связывает Ашхабад со странами Европы, СНГ и дальнего востока. Через город так же проходит современная железная дорога, связывающая столицу с другими регионами страны.

По мнению местных жителей и туристов, Ашхабад удивительно расцвел за годы независимости. Сейчас его часто называют «беломраморной столицей Туркменистана» и по праву гордятся его красотой и самобытностью. Интересно, что в городе в конце 20 – начале 21 века появилось большое количество топонимов в честь президента Туркменбаши – есть и улица Туркменбаши, и площадь Туркменбаши, и парк, и проспект, и т.д. и т.п.

Ашхабад (туркм. Aşgabat) — столица Туркменистана (Туркмении), крупнейший административно-политический, промышленный, научный и культурный центр государства. Ашхабад является отдельной административной единицей — город с правами велаята (области).

Население — 827,5 тыс. (2004).

Название

Название города произошло от персидского эшг — любовь и абад — населённый, благоустроенный.

С момента основания в 1881 году и до 1919 года город назывался Асхабад, в 1919—1927 годах — Полторацк в честь революционного деятеля П. Г. Полторацкого, с 1927 года — Ашхабад.

После провозглашения независимости Туркменистаном 27 октября 1991 года, был переименован ряд названий населённых пунктов. В связи с этим в русскоязычных СМИ Туркмении, в том числе электронных, город именовался Ашгабат, так как именно эта форма более всего соответствует оригинальному туркменскому названию.

В настоящее время в законодательных актах Туркменистана (в их текстах на русском языке), в официальных средствах массовой информации, на официальных сайтах столица Туркменистана именуется Ашхабад.

Население

Туркмены составляют более 3/4 населения (77 %). В городе также проживают русские, узбеки, азербайджанцы, турки, армяне, персы, украинцы, казахи, татары, всего более 100 национальностей.

История

Город Асхабад был основан на месте туркменского поселения в 1881 году как приграничное военное укрепление и административный центр Закаспийской области, управлялся военной администрацией. Состоял из множества глиняных домиков с фруктовыми садами, расположенных на прямых спроектированных улицах. Долгое время был одноэтажным, так как после нескольких землетрясений запретили строить выше. Население города в начале века было невелико, так в 1901 году оно составляло 36,5 тысяч человек, из них 11,2 тысяч персов, 10,7 тысяч русских, 14,6 тысяч армян, азербайджанцев и прочих национальностей. Туркмены обитали вне города в своих кочевьях.

С 1881 по 1918 гг., город являлся административным центром Закаспийской области, с 1918 по 1925 гг. административный центр Туркменской области.

В феврале 1925 году Ашхабад (в это время носивший название Полторацк) получил официальный статус столицы Туркменской ССР.

6 октября 1948 года в Ашхабаде произошло катастрофическое землетрясение силой в эпицентре 9-10 баллов, одно из крупнейших землетрясений XX века. Город был почти полностью разрушен. По разным оценкам в тот день погибло от 1/2 до 2/3 населения города (то есть от 60 до 110 тысяч человек, так как сведения о числе жителей неточны).

В 1962 году Каракумский канал был доведён до Ашхабада, что позволило решить проблему хронического недостатка воды в городе.

В 2008 году в Ашхабаде было вооруженное выступление боевиков, вошедшее в историю, как Ашхабадский мятеж (2008).

География

Ашхабад расположен на юге Туркмении, в 25 км к северу от границы с Ираном на Туранской низменности.

Город находится в Ахалском оазисе на Прикопетдагской предгорной равнине. С юга — горы Копетдаг, с севера — пустыня Каракумы. Высота над уровнем моря — 214—240 м. В 1962 году к городу подведён Каракумский канал.

Климат

Среднегодовая температура — +16,7 C°
Среднегодовая скорость ветра — 1,6 м/с
Среднегодовая влажность воздуха — 56 %

Архитектура

Период Российской империи

Во времена Российской империи Ашхабад был городом с прямоугольной сетью улиц в сочетании с радиальной, в нём преобладали сырцовые дома с плоскими крышами.

Советское время

В советское время застраивался современными домами, но был полностью разрушен землетрясением в 1948 году, после которого отстроен заново. Были укрупнены кварталы, расширены улицы, начинают создаваться микрорайоны и зелёные зоны отдыха.

Среди сооружений 1950—60-х годов: здания Совета Министров Туркменской ССР (архитектор — В. М. Новосадов; ныне здание Меджилиса), ЦК КП Туркменской ССР (А. Н. Афанасьев и Е. А. Раевская), комплекс АН Туркменской ССР (Л. К. Ратинов и др.), Академический театр драмы им. Молланепеса (А. В. Тарасенко), сельскохозяйственный институт (М. Н. Виноградская, А. П. Зарьев, В. Н. Ляхович), университет, Музей изобразительных искусств Туркменской ССР (арх. Г. М. Александрович), киноконцертный зал «Мир» (Ф. М. Евсеев и М. Г. Евсеева, инж. М. Берлин).

На центральной площади были построены здания Государственной библиотеки (А. Р. Ахмедов и др.), управления Каракумстроя (А. Р. Ахмедов, Ф. Р. Алиев), гостиница «Ашхабад» (А. Р. Ахмедов); на Театральной площади — гостиница «Интурист» (А. Р. Ахмедов, Ф. Р. Алиев). Был установлен памятник воинам, погибшим в Великую Отечественную войну (1970, арх. А. Курбанлиев, Ф. Багиров, скульптор Д. Джумадурды). В сквере имени Ленина — памятник В. И. Ленину (бронза, майолика, 1927, скульпторы А. А. Карелин и Е. Р. Трипольская).

После 1991 года

В современной застройке Ашхабада привычной нормой стала точечная застройка высотными (преимущественно 12-ти этажными) домами. Прежде всего это жилые башни, где первые этажи отданы под торговые площади и службы сервиса. Многие здания, даже старые, отделаны мрамором.

Выделяется главным образом построенная Арка Нейтралитета, именуемая местными трехножкой.

Экономика

Экономика Ашхабада главным образом представлена промышленностью, финансовыми структурами и широкой торговой сетью. Суммарный внутренний валовый продукт Ашхабада в 2008 году, по некоторым оценкам, составил около 9 млрд. долларов США.

В 5 км к северу от Ашхабада расположен знаменитый восточный базар «Джыгыллык» (Толкучка). Особой популярностью пользуется Торговый Центр «Yimpas» (Йимпаш).

Промышленность

На территории Ашхабада и его пригородов находятся более 43 крупных промышленных объектов, 128 средних и более 1,700 мелких промышленных объектов. Наиболее важными промышленными предприятиями являются «Ашнефтемаш», «Туркменкабель» и др.

Транспорт

Общественный городской транспорт в настоящее время представлен троллейбусами и автобусами. Троллейбусное движение в городе открыто 19 октября 1964 года. В начале XX века эксплуатировалась узкоколейная железная дорога на паровой тяге, связывающая город с пригородом Фирюза (39 км к северо-востоку от центра города).

В 2008 году началось строительство кольцевой автомагистрали вокруг Ашхабада, целью которой является разгрузить транспортные потоки столицы и обеспечить новый, более удобный маршрут для транзитного транспорта.

В 2008 году было заявлено о предстоящем строительстве метрополитена.

На севере города расположен Международный аэропорт имени Сапармурата Туркменбаши, связывающий Ашхабад воздушным сообщением с крупными городами республики, странами СНГ и Европы. На территории бывшего старого аэропорта расположен автовокзал, откуда выполняются автобусные маршруты в города и районы страны.

Через город проходит железная дорога Туркменбашы (Красноводск) — Мары — Туркменабад (Чарджоу). В мае 2009 года закончена реконструкция железнодорожного вокзала.

Библиотеки

  • Туркменская Государственная Библиотека им. Махтумкули — основана в 1895 году
  • Туркменская Государственная Детская Библиотека — основана в 1935 году
  • Туркменская Государственная Научно-Медицинская Библиотека — основана в 1940 году
  • Центральная Научная Библиотека Академии Наук Туркменистана — основана в 1941 году
Учебные заведения
  • Совместная Туркмено - Российская средне общеобразовательная школа (ТРСОШ)
  • Туркменский сельскохозяйственный институт им.М.И.Калинина (в 1998 году — Туркменский сельскохозяйственный университет имени С. А. Ниязова)
  • Туркменский государственный университет им. Махтумкули — основан 14 июля 1950 году. Является одним из престижнейших университетов Туркменистана.
  • Туркменский государственный институт мировых языков им. Довлетмамеда Азади
  • Туркменский политехнический институт — основан 5 мая 1963 год
  • Туркменский государственный институт транспорта и связи.
  • Туркменский государственный медицинский институт — основан 29 декабря 1931 года.
  • Туркменский институт экономики и управления (бывший институт Туркменский институт народного хозяйства)
  • Международный туркмено-турецкий университет
  • Туркменский государственный институт туризма и спорта
  • Филиал Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина
  • Туркмено-германский университет (планируется)
  • Филиал Московского государственного университета им. Ломоносова (планируется)
  • Международный университет Рухнама (планируется открытие)
  • Туркменский государственный институт культуры
  • Туркменская национальная консерватория
  • Академия полиции
  • Военный институт
  • Военная академия МНБ и ГПС Туркменистана
  • Ашхабадский политехникум (известный техникум СССР, позже — интернат для одарённых детей.)
  • Туркменский государственный сельскохозяйственный институт (г. Дашогуз, открыт в 2010 г.)
  • Туркменский государственный энергетический институт (г. Мары)
  • Туркменский государственный педагогический институт (г. Туркменабат)
Спорт
  • Олимпийский стадион — был построен в 2001 году. Вместимость — 35,000 зрителей.
  • Стадион «Копетдаг» — вместимость 25,000 зрителей
  • Национальный Олимпийский Ледовый Дворец
  • Олимпийский Водно-спортивный Комплекс
  • Ашхабадский государственный ипподром
Достопримечательности
  • Близ Ашхабада расположен историко-культурный заповедник «Ниса» — городища III века до н. э. — III века н. э.
  • Мечеть Туркменбаши Рухы в родном селе Ниязова Кипчак в 15 км от Ашхабада
  • В Музее туркменского ковра собраны несколько сотен лучших образцов ковров, самый старый из которых относится к XVII в. Здесь же находится второй по величине в мире ковер ручной работы — «Золотой век Великого Сапармурата Туркменбаши», площадь которого составляет почти 301 кв.м, а вес — более тонны.