Открытие московского планетария.

Фоторепортаж с открытия Московского планетария

12 июня состоялась торжественная церемония открытия Московского планетария. Масштабная реконструкция, длившаяся почти 17 лет, наконец, завершилась, и теперь внутрь может попасть каждый желающий. Для посетителей доступны два звездных зала - Большой и Малый, - астрономическая площадка под открытым небом, две обсерватории, музей Урании, 4D-кинотеатр, а также интерактивный музей «Лунариум». Планетарий открыт ежедневно с 10:00 до 21:00.

Торжественное открытие Московского планетария. Справа в желтых балахонах - юные представители разумной цивилизации из созвездия Октанта. Фото: daypic.ru

Общий вид планетария, астрономической площадки и купола обсерватории. Фото: Москомархитектура

Внешний вид здания почти не изменился. Реконструкция привела к увеличению общей территории планетария, увеличив ее почти в 6 раз, с 3 до 17 тыс. квадратных метров. Фото: turmayak.ru

На открытии было много представителей по-настоящему разумных цивилизаций. Речь идет, конечно, о детях. Фото: moya-moskva.livejournal.com

Одна из ярких достопримечательностей возрожденного планетария - спускаемый аппарат корабля Восток «3КА-2». 23 марта 1961 состоялся его запуск с манекеном «Иваном Ивановичем» и собакой Звездочкой. Следом в космос полетел Гагарин. Фото: daypic.ru

Председатель фонда имени Попова Евгений Юрченко торжественно передал его Московскому планетарию после того, как фонд выкупил спускаемый аппарат космического корабля «Восток-3КА-2» на аукционе «Сотбис». Фото: daypic.ru

«Универсариум М9» - сердце Московского планетария, установленный в Большом Звездном зале. Аппарат состоит из 23 проекторов, которые позволяют с максимальной точностью имитировать положение на небе 9 тысяч ярчайших звезд, планет, Солнца и Луны в промежутке времени 10 тысяч лет. Фото: daypic.ru

Большой Звездный зал Московского планетария. Фото: daypic.ru

По направлению к Большому Звездному залу. Фото: daypic.ru

Пульт управления аппаратом планетарий и место ведущего. Большой Звездный зал. Фото: daypic.ru

Музей Урании расположен под Большим Звездным залом на двух этажах. Музей назван в честь дочери Зевса и Мнемосины, древнегреческой музы астрономии. Фото: http://www.alfotoru.com

На первом уровне музея находится множество приборов и инструментов, представляющих большую историческую ценность. В частности, здесь выставлены старые проекторы Московского планетария изготовленные фирмой Карл-Цейсс. Фото: daypic.ru

На втором уровне музея - обширная коллекция метеоритов. Фото: daypic.ru

Здесь также находится модель Солнечной системы. Фото: daypic.ru

Глобусы планет Солнечной системы. Фото: daypic.ru

Экспонаты музея Урании. Фото: daypic.ru

Лампа и оптика старого проектора Московского планетария, который был изготовлен в 1929 году. Фото: daypic.ru

Газовый гигант Юпитер в сравнении с планетами земной группы. Фото: mfkarate.ru

Маятник Фуко. Фото: mfkarate.ru

«Лунариум» - интерактивный музей на территории Московского планетария. Здесь посетители могут познакомиться с экспонатами, наглядно демонстрирующими действие физических законов, а также раскрывает суть астрономических явлений. Фото: daypic.ru

Особенно интересно в «Лунариуме» будет детям. Фото: daypic.ru

Стенд со статическим электричеством. Фото: daypic.ru

Стенд с оптическими иллюзиями. Фото: daypic.ru

«Лунариум». Экспозиция выполнена в виде космической станции с отсеками: «Высадка на Марс», «Межпланетный вояж», «Рождение галактики», «Путешевствие в бесконечность». Фото: daypic.ru

Чтобы увидеть звезды в ясный солнечный день, нужно опуститься на дно колодца. А полюбоваться картиной звездного неба в пасмурный день можно, лишь поднявшись на самолете выше верхней кромки облаков. Чтобы увидеть одно из красивейших созвездий - знаменитый Южный Крест, - нам, жителям северного полушария, необходимо совершить путешествие к экватору. Солнце и звезды одновременно можно наблюдать лишь с борта космического корабля...

Очередное приближение к Земле кометы Галлея предстоит в 2060 году. Очевидцами ближайшего солнечного затмения на европейской части страны станут уже наши далекие потомки - оно произойдет в 2126 году. И только в XXXVIII веке земляне смогут вновь увидеть комету Донати - одну из ярчайших комет XIX столетия.

Но все эти и многие другие небесные явления можно будет в любой день увидеть на искусственном небе Московского Планетария. Как это стало возможным? История Планетария - увлекательный рассказ о тернистом пути к звездам.

Подготовка к строительству

В середине 1927г. по постановлению Московского Совета была создана Постоянная комиссия по постройке в Москве планетария. К тому времени в мире уже было открыто 12 планетариев - десять в Германии и два за ее пределами, в Вене и Риме. Третьим планетарием за пределами Германии и тринадцатым в мире стал Московский.

К весне 1928 года торговое представительство СССР в Берлине окончательно договорилось с фирмой Цейсса о поставке проекционного аппарата «Планетарий» (заводской номер 13) и с фирмой Диккергоф о постройке матерчатого купола, служащего экраном для демонстрации неба.

На строительство планетария Моссоветом было отпущено 250 000 рублей.

В эту сумму входила стоимость постройки не только самого здания, но и его оборудования, кино-аудитории, астрономического музея, библиотеки, аудиторий для кружков, лабораторных помещений, а также устройства на плоской крыше астрономической обсерватории для массового обслуживания экскурсий.

Тем временем шло проектирование здания Московского Планетария.


К. Н. Шистовский (первый директор) и архитекторы М. О. Барщ, М. И. Синявский

К работе были привлечены молодые архитекторы М.О.Барщ и М.И. Синявский, впоследствии - профессора Московского архитектурного института. Ими был представлен проект, выполненный в модном тогда стиле - «конструктивизме». Этот стиль появился в архитектуре в 20-х - 30-х годах ХХ века, и его задачей было - «конструирование окружающей среды путем создания сооружений в четких внешних формах, образованных из простых стереометрических тел и собранных на железобетонном каркасе». Строительство Московского Планетария было по тем временам событием значительным. Журнал «Огонек» 23 сентября 1928 года сообщал: «Замечательно, что при нашей материальной бедности, при нашем жестком импортном плане, мы ввозим и устанавливаем дорогостоящее сооружение, какого нет во многих столицах (...). Планетарий Москвы, по мысли его организаторов, явится чем-то вроде народного университета (...). Привлекая внешней эффектностью, планетарий вместе с тем поможет трудящимся расширить свой умственный кругозор. Поэтому постройку его нужно приветствовать как событие исключительной культурной важности».

После соответствующих замечаний, Моссоветом был утвержден проект, на основе которого и было построено главное, цилиндрическое здание Московского Планетария на улице Садовой Кудринской, 5.


Первый камень

в фундамент Московского Планетария был заложен в день осеннего равноденствия - 23 сентября 1928 года.

В середине февраля 1929 года в Москву прибыли специалисты из Германии для установки железного каркаса - сферического купола - экрана. Аппарат «Планетарий» в это время был уже в Москве и хранился в запакованных ящиках в помещении Московского отдела народного образования.

В конце мая, когда зрительный зал был готов, начался монтаж аппарата «Планетарий» под контролем специалистов из фирмы Цейсса.

3 августа 1929 года установка аппарата была полностью завершена. На этот день и была назначена приемка и показ работы планетария руководству Моссовета. Показ вполне удовлетворил присутствующих, приемка аппаратуры была закончена.

В течение августа, сентября и октября происходили закрытые просмотры.

Подбор материалов музея

Научно-методическая работа в это время шла полным ходом. Тщательно продумывались основные темы, подбор материала, учитывалось строго научное содержание, а также методика и форма изложения. Было разработано несколько главных тем, удовлетворяющих не только запросам массового зрителя, но и школьным программам. Был представлен план организации астрономической библиотеки-читальни и астрономической обсерватории, обслуживающей посетителей, и способной вести научную работу.

Однако самым главным вопросом было создание большого астрономического музея. Дискуссия о том, каким быть музею планетария, была чрезвычайно острой, так как боролись два мнения: должен ли быть музей при планетарии, или при музее должен стать планетарий. Большинство высказывалось за второе предложение, причем сам музей предполагалось развернуть в грандиозных размерах, требующих особой, большой кубатуры пристройки, с лабораторными комнатами, с большими динамическими моделями, учебными аудиториями и пр. Планетарий же мыслился как завершающее и обобщающее все виденное в музее зрелище. Но идея создания музея тогда так и не была реализована.


Торжественное открытие Московского Планетария

Открытие планетария для широкой публики было намечено на Октябрьские праздники. 5 ноября 1929 года считается Днем рождения Московского Планетария.

Вот как писала «Хроника» из журнала «Мироведение» (т. ХVIII , № 6):

«5 ноября в Москве состоялось торжественное открытие Московского Планетария, первого в нашем Союзе и 13-го во всем мире. На открытии присутствовали т.т. Литвинов, Луначарский, Семашко и др.»

Открытию планетария Маяковский посвятил стихотворение «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий», которое заканчивалось словами: «Должен каждый пролетарий посмотреть на планетарий»

Эволюция научно-познавательных программ


Аппарат «Мерцание звезд», на фото механик Лебедев. Одно из первых советских изобретений, дополняющих аппарат Планетарий, автор - К. Н. Шистовский

Планетарий начал свою деятельность с небольшого цикла лекций. Однако его тематика из года в год росла. Если в 1929-1930 гг. в репертуаре было всего три темы, то уже в 1939г. число их достигло 40. Строение Вселенной, происхождение и развитие Солнечной системы, строение Солнца, Луна и ее движение, кометы и метеоры, затмения - вот круг тем, освещаемых в Планетарии.

С расширением работы появилась необходимость дополнить техническую базу Планетария новыми приборами и аппаратами.

Большая заслуга Московского звездного дома в том, что именно здесь почти сразу после открытия с благословения К.Г.Паустовского начались первые конструкторские и производственные работы по созданию «живого неба», усилению эффекта присутствия. Группу экспериментаторов 45 лет возглавлял талантливый конструктор, первый директор и лектор планетария Константин Николаевич Шистовский.

К 1934 году на куполе Московского Планетария уже мерцали звезды, плыли облака, ходила по небу комета, колыхались полярные сияния, шел августовский звездопад, происходили солнечные затмения, ракета Циолковского летела с огненным хвостом. В конце сеанса в зале занималась алая заря, и под музыку Р.М.Глиэра, специально им аранжированную для Планетария, восходило большое, яркое «советское Солнце». Ничего этого ни в одном планетарии мира не было до конца 50-х годов. Так планетарий перестал быть просто оптическим прибором, а стал купольным театром, где небо воспроизводится во всем своем многообразии всеми средствами, доступными современной технике.


Начало работы астрономического кружка


1934 год знаменателен еще и тем, что при Московском Планетарии начал свою работу первый астрономический кружок. Тогда по инициативе газеты «Пионерская правда» в стенах Планетария собрались два десятка ребят на свое организационное собрание. Первым руководителем кружка был известный популяризатор астрономии Виталий Алексеевич Шишаков. В те годы на занятиях кружковцев, происходивших, как правило, в Звездном зале, выступали профессора, видные астрономы К.Л.Баев, М.Е.Набоков и другие. В астрономических кружках Планетария занимались до 500 школьников в год.

Руководителями в разные годы были И.Ф.Шевляков, Ф.Ю.Зигель, Р.И.Цветов, В.А.Бронштэн, К.А.Порцевский, С.В.Широков, А.В. Засов. Подобной юношеской астрономической школы не было, и нет, нигде в мире. Многие выпускники астрономических кружков Московского Планетария составляют сегодня цвет и гордость отечественной науки о звездах.

В том же году при Планетарии под руководством профессора П.П.Паренаго была создана одна из первых в мире любительских групп по наблюдению переменных звезд.


Планетарий и ракетно-космическая техника

В 1934-1938 г.г. на базе Московского Планетария работал и заседал Стратосферный комитет. Его сотрудники изучали верхние слои атмосферы и занимались проблемами реактивного движения. В дни заседания президиума Стратосферного комитета здесь, в Малом зале можно было видеть С. П. Королева, В. П. Глушко, В. П. Ветчинкина, М. К. Тихонравова, Ю. А. Победоносцева, Г. Э. Лангемака.


При Планетарии работали инженерно-конструкторские курсы, доставшиеся Стратосферному комитету еще от знаменитого ГИРДа (группа изучения реактивного движения). Лекции читали В. П. Глушко, Г. Э. Лангемак, М. К.Тихонравов. Астрономические и геофизические вопросы консультировали профессора Б. А. Воронцов-Вельяминов и П. П. Паренаго. Именно в Московском Планетарии впервые в мире был разработан и внедрен способ исследования динамики стратосферы при помощи стратосферных зондов с дымовыми шашками. В подвале Планетария были сконструированы и изготовлены первые жидкостные ракеты конструкторов А. И. Полярного, Л. К. Корнеева, Д. С. Душкина. Здесь построена и в Останкине испытана первая советская двухступенчатая ракета конструкции И. А. Меркулова. Из группы ракетчиков подвала Московского Планетария выросло всемирно известное конструкторское бюро (КБ-7) по разработке жидкостных ракет.


Звездный театр в Планетарии

В предвоенные годы Планетарий стал в буквальном смысле слова «Звездным театром». В нем ставились пьесы, в которых играли профессиональные актеры. В купольном зале с большим успехом шли спектакли «Галилей», «Джордано Бруно» и «Коперник». Уже в первом спектакле явственно проступали характерные черты театра Планетария: умение создавать увлекательные спектакли, органически вплетая научные высказывания в ткань диалога, а также умение иллюстрировать сказанное, широко используя звездное небо и другие возможности аппарата «Планетарий».

Галилей у кардинала. Галилей - артист А. И. Паркрышев, кардинал - заслуженный артист РСФСР А. И. Бахметьев. Сцена из спектакля «Галилей»

Планетарий и школа


Московский Планетарий, благодаря имеющимся в его распоряжении техническим средствам, становится единственным в своем роде комплексом наглядных учебных пособий. Под звездным небом Планетария учащиеся московских школ ведут практические занятия по астрономии и географии, совершая «кругосветные путешествия», «путешествия на Северный полюс», получают наглядные доказательства шарообразности Земли, ее суточного и годового движения и т.д. Учащиеся старших классов занимаются сферической астрономией. Циклы лекций для школьников согласованы со школьными программами и являются прекрасным дополнением к тем знаниям, которые учащиеся получают в школе.

Как известно, астрономия - наука наблюдательная. Для наблюдений небесных объектов и явлений необходима астрономическая обсерватория. Для этих целей в Московском Планетарии планировалось создание специальной астрономической площадки. Впервые мысль о ее создании возникла в 1939 году. Было принято решение о строительстве площадки в начале лета 1941 года. Однако начавшаяся Великая Отечественная война разрушила эти планы. Астрономическая площадка Московского Планетария была открыта в 1947 году к 800-летию Москвы.

Во время войны в Московский Планетарий помимо проведения обычных массовых лекций оказывал практическую помощь бойцам и командирам Советской армии в виде специальных лекций военного цикла для разведчиков и военных летчиков. Кроме лекций, проводившихся в Звездном зале, организовывались выездные лекции по астрономии. Эти лекции читались в госпиталях, подшефных воинских частях, в аудиториях Городского военного комиссариата, в агитпунктах противовоздушной обороны.

Московский Планетарий работал всю войну и лишь однажды был закрыт сроком на два месяца.


Астрономическая площадка и Обсерватория


На астрономической площадке возле глобуса Набокова

В 1946 году началось строительство Астрономической площадки. Впервые в истории планетариев этот комплекс инструментов познания, обращенный к живым светилам, был задуман автором первого советского школьного учебника астрономии Михаилом Евгеньевичем Набоковым. А построен как общедоступный город неба, трудами московских астрономов и сотрудников Планетария К. Л. Баевым, Р. И. Цветовым, А. Б. Поляковым, Е. З. Гиндиным. Астрономическая площадка воссоздавала традицию древних звездных обителей, таких как храмовый комплекс в Гелиополе, Стоунхендж в Англии, Обсерватория-музеум в Александрии, Нюрнбергский городок Региомонтана, Ураниенборг Тихо Браге, Пекинская обсерватория, Гданьская обсерватория Яна Гевелия, небесный комплекс Самрат Янтра в Джайпуре.


Планетарий - центр популяризации естественнонаучных знаний

С 1947 года Московский Планетарий работает в комплексе - Звездный зал, фойе, Астрономическая площадка и Обсерватория. Он становится крупнейшим в стране центром пропаганды и популяризации естественнонаучных знаний. Ежегодно читаются тысячи лекций по астрономии, наукам о Земле не только в самом Планетарии, но и на предприятиях и в учреждениях Москвы и области.

Московский Планетарий оказывает большую научно-методическую помощь другим планетариям. Его сотрудники разрабатывают новые демонстрационные приборы, создают серии диапозитивов и аннотаций к ним, различные методические пособия. На базе Планетария проводятся семинары, лекторские школы, технические консультации. Все планетарии страны начинали свою деятельность при непосредственной помощи и участии Московского Планетария.

В Московском Планетарии проходят стажировку штурманы полярной и дальней авиации, изучают звездное небо южного полушария те, кто впоследствии прокладывал воздушные трассы в Антарктиду.

Планетарий и космонавтика

Немалую лепту Московский Планетарий внес в развитие отечественной космонавтики. Именно здесь, начиная с 1960 года в течение 15 лет, проводились занятия по астронавигации с будущими космонавтами. Летчик-космонавт А.А.Леонов, однажды выступая в Звездном зале планетария, сказал: «Путь на Байконур начинался здесь, в Московском Планетарии».

В семидесятые годы в связи с развитием и триумфом советской космонавтики возникает чрезвычайный интерес ко всему, что связано с космосом. В Московском Планетарии освещаются все самые интересные события в этой сфере, оперативно готовятся новые лекции, рассказывающие о космических полетах и результатах космических исследований. Планетарий - единственное место, где можно получить объективную и достоверную информацию по космической тематике.

В эти годы популярность Московского Планетария возрастает необычайно. Он становится самым стабильно посещаемым в мире - от 800 тысяч до миллиона посетителей в год. Всегда прекрасно оснащенный, он на равных обменивается опытом со столичными планетариями других стран. История Планетария напоминает - во многих начинаниях он был и оставался первым.

Уникальное здание Московского Планетария - памятник эпохи конструктивизма, гордость советской архитектуры - становится неотъемлемой частью архитектурного облика столицы - его серебристый вытянутый купол придает ему сходство с фантастической межпланетной ракетой, устремленной в небо.

Замена аппарата «Планетарий»


Аппарат «Планетарий» № 313

В 1977 году старый аппарат «Планетарий» (заводской номер 13), установленный в 1929 году заменил новый аппарат «Планетарий» (заводской номер 313) с автоматизированной системой управления. Новые возможности аппарата позволили создать принципиально новый продукт для Планетария - автоматизированную аудиовизуальную программу. Наиболее интересные научно-популярные программы, такие как - «Про небо и Землю» для детей, «Мифы о великих эллинах» и «Небо прекрасной Эллады» по мотивам древнегреческих мифов, «Под небом планетария», «Ньютониана» были созданы заслуженным работником культуры РФ Станиславом Васильевичем Широковым. Он по праву считается новатором в развитии целого направления научно-методических технологий в планетариях нашей страны.

К 50-летию Московский Планетарий награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

В 1987 году в Московском Планетарии проходил 1Х Международный Конгресс директоров планетариев, в котором участвовало 139 делегатов.

История Московского Планетария содержит немало славных страниц, но в ней есть поистине драматические моменты и долгие годы забвения.

К сожалению, всеобщая тень застоя легла и на деятельность Московского Планетария. Установка нового аппарата была, пожалуй, последней ощутимой акцией, направленной на его развитие.

В 1994 году Московский Планетарий был закрыт на капитальный ремонт.

При подготовке материала были использованы статьи К.Н..Шистовского, В.А.Шишакова, К.А.Порцевского, В.Н.Комарова, С.В.Широкова.

10:34 — REGNUM В Петербурге открыли новый планетарий, не сведя купол до конца, сообщает корреспондент ИА REGNUM . В ближайшее время авторы проекта обещают всё исправить.

4 ноября в северной столице «Планетарий №1» в газгольдере на набережной Обводного канала, 74Ц, в так называемом «сером поясе» Петербурга, примет первых посетителей. Накануне состоялась церемония открытия нового объекта с участием губернатора Георгия Полтавченко , но градоначальник и приглашенные увидели недостроенный купол. По словам организаторов, такова была задумка — первым посетителям и журналистам хотели показать купол газгольдера 1884 года, вдохновивший на создание проекта.

Дверные проемы планетария и единственная рамка металлодетектора на входе явно были не готовы к массовому наплыву посетителей, образовалась давка, в очереди пришлось стоять около получаса. В итоге, открытие задержалось, и программу также сократили в два раза.

Внутри посетителей встретили скрипачи, арфисты и оперные дивы, исполнявшие произведения от классики вроде «Кармен» Бизе до мягкого рока, но качество звука зависело от точки нахождения — в центре оглушал динамик, у границ купола же резонанс мешал разобрать слова, если их вообще было слышно. Ситуация усугубилась, когда собравшихся поприветствовал Георгий Полтавченко, о содержании выступления которого можно было только догадываться.

Представитель инвестора, генеральный директор компании «АРТ-Технологии» Евгений Гудов , даже охрип от усилий, но пояснил, что качество звука улучшится.

«Опера очень хорошо слышна, а с речью немножко сложновато. Мы выстраивали два комплекта акустики — один под речь, другой под музыку. Со звуком нормально все будет, просто знаю, потому что мы в газгольдере давно работаем. Цилиндрические здания создают определенные проблемы для звука», — сказал Гудов.

Стоит признать, что аудио в тех фильмах, что показали гостям, было достаточно качественным. В планетарии продемонстрировали сюжет о Петербурге и истории самого газгольдера, создании планетария, затем — об основных вехах в истории космонавтики, соперничестве СССР и США на этом поприще, а также о корабле «Буран», модель которого также была выставлена в одной из ниш.

Впрочем, было заметно, что даже для первого сюжета не хватает проекторов, в результате чего гигантский Петр I оказался «обезглавлен», а фильм о «Буране» вообще был, по сути, обычным плоскостным изображением.

Евгений Гудов утверждает, что купол удастся закрыть в ближайшие дни, после чего все проекторы будут работать на полную мощность. Переливающаяся проекционная сфера установлена посреди зала, в ней находятся порядка 40 проекторов, она поддерживает разрешение до 16 тысяч пикселей.

«Сейчас у нас включен режим видеозахвата, когда можно в планетарии демонстрировать плоские фильмы, обычные. Над головой вы видите технический шов. Купол сведен. Панелями мы его закроем немножко позже», — объяснил Евгений Гудов.

Все строительные работы заняли порядка двух месяцев. Первую половину срока утепляли пол, вторую — монтировали купол. Все «швы» изображений пропадут, как только он будет сведен, утверждает Гудов.

Предполагается, что к январю в газгольдере сделают наклонный пол, типичный для планетариев, и это также поможет исправить проблемы с акустикой. Гости будут лежать на пуфиках по всему залу.

В конце января также откроют лабораторию с участием некой «крупной высокотехнологичной компании», имя которой пока держится в тайне. В мае ожидается открытие обсерватории и лекториев — один на улице, еще несколько — в соседнем четырехэтажном здании. Комплекс целиком заработает к 1 сентября 2018 года.

Так как билеты начали продавать с 4 ноября, то работы будут вестись по ночам, кроме того, запланированы несколько технологических перерывов в ноябре и декабре, так что желающим попасть внутрь газгольдера следует следить за расписанием на сайте.

Помимо модели «Бурана» внутри появятся и другие экспонаты, в планах — представить всю линейку космических ракет. Интерактивные экраны позволяют больше узнать о космосе, а шурфы в полу переоборудовали в окна: из них, словно из ракеты, пролетающей по орбите, видно земной шар, что дает почувствовать себя космическим туристом.

Планетарий уже готов продемонстрировать зрителям программу на 1,5 часа, но ожидается пополнение.

«Мы столкнулись с тем, что нужно делать контент, решили сделать свою студию. Порядка 14 дизайнеров у нас сейчас работают, будем презентовать каждый год новое видео для планетариев, которое можно будет запускать по всей России. Также у нас закуплены несколько детских фильмов, которые будем транслировать в первой половине дня. Но мы считаем, что всем должно быть интересно в планетарии, и молодежи, и взрослым. Поэтому контент будет разноплановый», — пояснил Гудов.

Диаметр купола звездного зала составляет 37 метров, что опережает ближайшего конкурента из Японии на 2 метра. Ранее компания заявляла об амбициях попасть в Книгу рекордов Гиннеса.

Весь проект включает в себя три здания Газового завода на площади в 5 тыс. кв. метров. В самом газгольдере помимо планетария разместится выставочная галерея на высоте 6 метров, смотровая площадка под куполом, демонстрационные залы и зона технологий виртуальной реальности. Второе здание отведено под научные лаборатории, которые будут бесплатны для посещения и устроены по принципу «науки за стеклом».

Напомним, фирма «АРТ-Технологии» известна созданием выставок «Ван Гог. Ожившие полотна» и «Айвазовский. Ожившие полотна». Поэтому неудивительно, что третье здание отвели под музей, где будут проходить выставки «Оживших полотен», и кафе. Его планируют открыть в начале 2019 года. Предполагается, что планетарий будут посещать от 500 тыс. до 1 млн человек в год.

В Санкт-Петербурге открылся новый планетарий. Научно-культурное пространство стало самым большим планетарием в мире. Объем инвестиций в проект оценивается в 380 млн рублей.

Новый планетарий расположен в историческом здании Газгольдера, где более 150-ти лет хранился газ, используемый для уличного освещения. Планетарий располагает самым большим в мире проекционным куполом, диаметр которого составляет 37 м. Это на 2 метра больше, чем в планетарии японского города Нагоя, который внесен в Книгу рекордов Гиннеса. Общая выставочная площадь в размере 4500 кв. метров состоит из звездного зала, музея с космическими экспонатами, интерактивных залов с виртуальной реальностью, образовательных классов и обсерватории.

Оборудование основного зала насчитывает 40 мощных проекторов, связанных в единую систему, контент имеет разрешение 8К, что значительно больше, чем в других проектах по всему миру.



Программа планетария продолжительностью полтора часа будет условно разделена на две части. Сначала расскажут и покажут про космос и Вселенную, про Большой взрыв и галактику. Потом — про космонавтов и технику, благодаря которой осваивается космос.


А после просмотра посетители смогут изучить выставленные экспонаты, сфотографироваться на фоне космоса и даже собственноручно поуправлять планетами и созвездиями на сенсорных столах.

В Петербурге открылся новый планетарий с самым большим диаметром купола в мире в 37 метров. Проекции на купол будут осуществлять 39 проекторов, связанных в единую систему, благодаря чему можно будет получить полнокупольное видео в формате 360 о. Проверка оборудования планетария проводилась в Высшей школе светового дизайна Университета ИТМО. ITMO.NEWS посмотрел на новый планетарий, разобрался, как работают большие проекции, а также выяснил, каковы технические сложности работы с таким оборудованием.

Открытие Планетария №1

Новый Планетарий №1 стал самым крупным в мире, побив рекорд планетария в Научном музее города Нагои в Японии, где диаметр купола составляет 35 метров. Купол Планетария 1 построили внутри исторического здания газгольдера. Газгольдер до начала XIX века был хранилищем светильного газа, который использовали для уличного освещения. Здание похоже на кастрюлю: круглое, с полукруглой крышей, оно находится на Обводном канале, в «сером поясе» Санкт-Петербурга.

На открытие Планетария №1 приехал губернатор города . Он подчеркнул, что подобные творческие проекты вдыхают новую жизнь в полузаброшенные промышленные постройки, которые «опоясывают» центральную часть Петербурга. Летчик-космонавт, Герой России Андрей Борисенко добавил, что планетарий - это возможность взглянуть на звездное небо и изучить его в городе, где небо нередко затянуто тучами. Кроме того, увидеть звезды в большом мегаполисе непросто из-за обычной засветки.


По словам инициатора проекта, предпринимателя Евгения Гудова , Планетарий №1 должен стать одним из самых технологически сложных в мире. В центре зала располагается сфера, на которой установлено 39 мощных проекторов, которые смогут выводить изображение на купол с разрешением 8К на 8К. Что это значит? Представьте, что вы делаете фотоснимки фотокамерой в восемь мегапикселей. Они получаются достаточно четкими и качественными. С таким же разрешением сегодня можно и делать видео - с разрешением 4К. Это значит, что на видео в таком формате каждый стоп-кадр будет с разрешением в восемь мегапикселей. А что такое формат видео 8К? Это значит, что каждый кадр будет с разрешением 33,2 мегапикселя!

Получить такое разрешение можно, например, снимая видео несколькими камерами разрешением в 4К или множеством камер с разрешением FullHD. Главное, чтобы суммарное разрешение давало нужное качество. При этом у камер должны быть одинаковые настройки, каждая из них должна снимать части изображения. То есть если необходимо сделать 4К, то, например, четырем камерам FullHD необходимо снимать четыре разных части изображения. При этом фокусы камер должны быть направлены на определенные точки, так, чтобы четыре полученных изображения не «нахлестывались» друг на друга и вместе образовывали необходимый геометрический формат. Затем полученные четыре видео с помощью специальных программных средств преобразуются в одно. Так, увеличивая количество камер и варьируя их разрешение, можно создавать видео с очень высоким суммарным разрешением.

В современных планетариях используются проекторы разной мощности, их световой поток измеряется в Люменах. Чем больше Люмен, тем меньше проекторов понадобится, чтобы ярко подсветить купол. В Планетарии №1 используется 39 проекторов, связанных в единую систему. Это значит, что каждый проектор показывает часть картинки, и все эти картинки потом «склеиваются», чтобы получить единое изображение. Процесс бесшовного объединения изображений в панорамную проекцию с разных проекторов называется блендингом.

«Когда вы используете несколько проекторов, для создания одного большого изображения, помимо самой "сшивки" возникает проблема пересвета смежных областей. Чтобы изображение выглядело цельным, этот пересвет тщательно маскируется. По сути, нужно добиться равномерной яркости по всему изображению, для этого каждую из частей умножают на соответствующий градиент. Есть программы, которые решают обе эти проблемы в автоматическом режиме при помощи камеры, анализируя искажения тестовых паттернов, проецируемых на поверхность. Мы рассматривали такие решения, но в итоге пришлось все делать вручную. Кроме этого , пришлось уделить внимание синхронизации всех проекторов кадр в кадр» , - пояснил старший видеоинженер Планетария №1 Ильдар Якубов .


Оборудование и контент для Планетария №1 тестировались на площадке Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО в мобильном планетарии диаметром 10 метров. Обычно в нем устраивают перфомансы совместно с венгерским лазерным театром Lux Aeterna на различных фестивалях типа Geek Picnic, сейчас установка находится в пределах корпуса вуза в переулке Гривцова. По словам Николая Матвеева , доцента Высшей школы светового дизайна, в мобильном планетарии тестировалась работа восьми проекторов и на них отлаживался блендинг.

«Программное обеспечение, которое используется для создания полнокупольных проекций, работает гораздо сложнее, чем при создании плоской графики. Используются также технологии 3D-мэппинга - проекции окружающей среды на физический объект с учетом его геометрических особенностей, в данном случае это купол планетария. По сути, если в планетарии показывают какое-либо видео, то оно выглядит как видео в формате 360 о », - прокомментировал Николай Матвеев.


Он добавил, что для создания проекций в планетариях обычно используется специальная обшивка купола, благодаря которой можно усилить контрастность изображения. Например, такая обшивка должна быть немного серой, а не полностью белой. Также в пространствах сферической формы обычно создается особая акустика. Так, у одного края купола можно с легкостью слышать то, что происходит у другого края, то есть звук распространяется по необычной траектории. Благодаря этому в таких купольных пространствах можно создавать аудио-визуальные перформансы.

«В будущем, конечно, специалистам Школы светового дизайна интересно было бы поработать с возможностями нового планетария, потому что это огромное пространство, где можно экспериментировать со световыми инсталляциями », - добавил Николай Матвеев.