Средства привлечения внимания аудитории. Учебно-методический материал на тему: Приемы привлечения и удержания внимания обучающихся на уроке

Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных ритори­ческих пособиях, активно используются современны­ми ораторами.

1. Индуктивный метод - изложение материала от част­ного к общему. Выступающий начинает речь с частно­го случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агита­ционных выступлениях.

2. Дедуктивный метод - изложение материала от об­щего к частному. Оратор в начале речи выдвигает ка­кие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распростране­ние этот метод получил в выступлениях пропагандист­ского характера.

3. Метод аналогии - сопоставление различных явле­ний; событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способству­ет лучшему пониманию излагаемого материала, помо­гает восприятию основных идей, усиливает эмоцио­нальное воздействие на аудиторию.

4. Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения цент­рального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

5. Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

6. Исторический метод - изложение материала в хро­нологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения мате­риала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, не­стандартной.

Каким бы методом ни пользовался оратор в вы­ступлении, его речь должна быть доказательной, суж­дения и положения убедительными.

Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но исоответствующим образом повлиять нанее, вызвать ответную реакцию, желание действо­вать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логичес­ких и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию.

Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические - к чувствам.

Располагая определенным образом доводы в своей речи, оратор не должен забывать о таком важном прин­ципе композиции, как принцип усиления. Суть его за­ключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные до­воды используются в конце рассуждения.

10. Приемы привлечения внимания аудитории.

Публичное выступление имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать, проду­мывая композицию основной части выступления. Каж­дая ораторская речь должна вызывать интерес у ауди­тории, стремление познать тему выступления Только интересные, содержательные лекции, доклады, беседы слушаются с большим вниманием. «Никогда, никаки­ми словами вы не заставите читателя познавать мир через скуку» , - писал Алексей Толстой. Об этом дол­жен помнить и оратор.

Но как бы ни интересна была лекция, внимание со временем притупляется и человек перестает слушать. В этом каждый мог убедиться на собственном опыте. Борьба с утомлением внимания - важная задача, о которой не должен забывать оратор, продумывая струк­туру своей речи. Поэтому выступающему необходимо знать ораторские приемы поддержания внимания у слу­шателей и заранее планировать их при работе над композицией публичного выступления. Составляя свою речь, оратору следует определить, какой прием исполь­зовать в том или ином месте.

Известный судебный дея­тель XIX века Пороховщиков (Сергеич) такими приема­ми считает прямое требование внимания от слушателей, обращение к слушателям с неожиданным вопросом. Для привлечения внимания аудитории он рекомендует ора­торам прервать речь, сделать паузу.

Приемы стимулирования внимания и интереса

1. Сведения о практическом значении информации.

    Краткий исторический экскурс.

    Создание проблемной ситуации.

    Отстранение. Название этого приема происходит от слова «странный»: привычнее, обыденное вдруг подается под неожиданным углом зрения. Например, о серьезном говорится с юмором.

    «Личное сближение».

    Психологические паузы.

    Использование особенностей слушателей.

8. Импровизация.

Импровизированное отступление от заранее намеченного плана выступления_ощутимо оживляет его. Поводом для импровизации может быть что-то_ про­изошедшее во время или накануне выступления. На­пример: «Когда я ехал на встречу с вами...» или «Некоторые садятся подальше в надежде хорошо выспаться. Лучше спать впереди, потому что к сидя­щим сзади я чаще обращаюсь с вопросом, что они думают по поводу услышанного». Отступление должно быть достаточно непро­должительным.

9. Короткие рассказы.

    Соучастие.

    Вопрос-ответ.

    Риторические вопросы.

  1. Принципиально новые факты, новизна подхода.

15. Крылатые фразы, высказывания выдающихся личностей, пословицы и поговорки.

16. Подробности и прямая речь.

«Иногда богатые люди получают от высоких до­ходов мало счастья». Высказывание остаётся абстрактным, если его не сделать наглядным. Например: «Старый Рокфеллер зарабатывал в неделю более 1 миллиона долларов, а мог потратить на свою еду только 5 долларов, потому что был болен и питался кашей и картофе льным_пюре».

17.Использование «закона края».

18. Выдвижение гипотез, предположений.

19. Приемы П. Сергеича:

Прямое требование внимания от слушателей,

Употребление вставных предложений,

Обращение к слушателям с неожиданным вопросом,

Затянуть изложение и поддразнить любопытство,

Внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, - и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее,

Заранее намекнуть на то, о чем предстоит говорить впоследствии.

    Движение мысли.

Внимание всегда устремляется к тому, что нахо­дится в движении. Это правильно не только в отно­шении физического движения, попавшего в поле зрения, но и в отношении движения мысли. Внимание к движению мысли устойчиво, если мысль развивается логично. Слушателей покоряет упорядоченное поступательное развитие идей. Впечат­ления должны нарастать, тогда слушатели не утомля­ются, внимание поддерживается интересом. Чувство движения пропадает, если движение не будет поступательным.

    «Сократический диалог».

Обучение в школе Сократа велось методом вопро­сов и ответов, направляемых учителем. Суть умения в том, чтобы обнаружить, столкнуть противоречия и найти истину.

Этим обусловливается методическое построение сократического диалога. На первом этапе осмысливается одно положение, выдвинутое и аргументированное учителем-лектором. На втором - противоположное ему, но столь же аргументированное. На третьем - противоречие обнаруживается и фиксируется в со­знании слушателей, что создает проблемную напря­женность. На четвертом начинается диалектическое размышление - исследование противоречия и путей к его разрешению. И пятый этап - разрешение про­блемы, открытие истины.

    Яркие примеры из художественной литературы и из жизни.

    Видеоматериалы: видеосюжеты, слайды, плакаты, графики, схемы, диаграммы.

24.Средства пантомимики.

Публичное выступление имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать, продумывая композицию основной части выступления. Каждая ораторская речь должна вызывать интерес у аудитории, стремление познать тему выступления. Только интересные, содержательные лекции, доклады, беседы слушаются с большим вниманием. «Никогда, никакими словами вы не заставите читателя познавать мир через скуку», - писал Алексей Толстой. Об этом должен помнить и оратор.

Но как бы ни интересна была лекция, внимание со временем притупляется и человек перестает слушать. В этом каждый мог убедиться на собственном опыте. Борьба с утомлением внимания - важная задача, о которой не должен забывать оратор, продумывая структуру своей речи. Поэтому выступающему необходимо знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей и заранее планировать их при работе над композицией публичного выступления. Составляя свою речь, оратору следует определить, какой прием использовать в том или ином месте.

Какие же ораторские приемы привлечения внимания аудитории существуют? Известный судебный деятель XIX в. Пороховщиков (Сергеич) такими приемами считает прямое требование внимания от слушателей, обращение к слушателям с неожиданным вопросом. Для привлечения внимания аудитории он рекомендует ораторам прервать речь, сделать паузу.

Одним из интересных ораторских приемов является так называемая тайна занимательности. Для того чтобы заинтересовать и заинтриговать слушателей, предмет речи сразу не называется. Вот что пишет об этом приеме П. Сергеич в книге «Искусство речи на суде»:

Перейдем к пятому приему, после которого останутся еще только два; из них последний, седьмой, - самый интересный. Пятый прием есть очень завлекательный, но вместе с тем и... Впрочем, в настоящую минуту мне кажется удобнее обратиться к шестому приему, не менее полезному и, пожалуй, сходному с ним в своем основании; шестой прием основан на одной из распространенных и чувственных слабостей человека; нет сомнения, что, задумавшись хотя бы на секунду, всякий мало-мальски сообразительный человек сам укажет его; я даже не знаю, стоит ли прямо называть эту уловку, когда читатель уже издали заметил, что сочинитель просто старается затянуть изложение и подразнить его любопытство, чтобы обеспечить себе его внимание.

Возвращаясь теперь к пятому приему, мы можем сказать, что внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, - и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее .

К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории можно отнести и вопросно-ответный прием. Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

Вопросно-ответным приемом в выступлениях нередко пользовался А.Н. Толстой. Так, выступая на конференции молодых писателей, А.Н. Толстой задавал вопросы слушателям, себе и тут же на них отвечал, поэтому речь его превращалась в диалог, живую беседу с аудиторией, например:

Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит. Как перелезть через эти препятствия? С уверенностью можно сказать только одно: из всех возможных решений художественной задачи нужно выбирать то, которое для вас самого интересно, которое вас наиболее увлекает.

Иными словами, каждое ваше художественное положение вы должны проверять на вашем собственном отвращении: противно вам это писать или нет? Если вам писать противно, скучно, не пишите, - это все равно получится скверно, фальшиво.

Передо мной встал грозный вопрос о том орудии, которым можно превращать глыбы жизни в ее отображения в искусстве.

Что же это за орудие? В данном случае это язык, на котором говорит твой народ.

Тогда я впервые понял, что я русского языка не знаю. Почему я пишу фразу так, а не эдак? Выбираю те слова, а не эти? В чем законы языка? Какой здесь критерий? Красиво? Но это еще ничего не говорит - красиво! Эстетический критерий - фикция, поскольку он оторван от действительности, от жизни народа, от его истории.

Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения и т.п.

Опытные ораторы в серьезную по содержанию речь вводят элементы юмора. Об этом действенном приеме рассказал герой «Скучной истории» А.П. Чехова:

Читаешь четверть, полчаса, и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится недолго гул моря... Я тоже смеюсь. Внимание оживилось. Я могу продолжать.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Дорогие друзья, сегодня я Вас познакомлю с приемами привлечения внимания собеседника .

Привлечение внимания – это важный аспект в любом переговорном процессе, в видении бизнеса через интернет, создание различного рода продающих страниц, использование различных штучек воздействия на психику человека, с целью привлечения внимания, и т.д.

Мы с вами знаем, что способов привлечения внимания в написании текста множество. Но мы сегодня поговорим о смысловой нагрузке привлечения внимания .

Это будет полезно как в интернет бизнесе, в бизнесе в реале, в деловом общении.

Чешский социолог Иржи Томан, выделил следующие способы привлечения внимания:

1. Сообщение нового . Всем людям свойственно любопытство, желание узнать что-то новое. При этом все стремятся получить новую информацию как можно скорее и с наименьшей затратой труда. Сообщение новой информации, касающейся профессии или увлечения слушателя также вызывает интерес. Внимание слушателя можно привлечь, предложив ему новые аспекты дела или новые аргументы, которых он до того не знал.

2. Рассказ или упоминание о чем-то необычном, что вызывает удивление . Люди любят слушать о необычных приключениях, новых достижениях науки и техники, об интересных случаях из жизни людей, и вообще обо всем, что отличается от повседневной жизни.

3. Привлечение внимания путем организации дискуссии или спора с третьим лицом . Такой способ содержит в себе определенную долю риска. Если полемика приобретет слишком острый характер, присутствующие могут проявлять осторожность в интересе и внимании к вам. Нельзя превращать дискуссию в конфликт. «…Всегда необходимо помнить, о том, что нельзя поддаваться искушению триумфовать над побежденным».

4. Использование оригинального и своеобразного стиля высказывания, усиление его образности . При этом необходимо помнить, что краткие и простые предложения намного понятнее, чем длинные и сложные.

5. Сообщение ярких и интересных сравнений и примеров в начале рассказа . Не нужно утруждать слушателя длинными вступлениями.

6. Выразительное интонирование речи: изменение в нужных местах темпа речи, тона и силы голоса, выделение определенных слов, использование пауз.

7. Сопровождение речи иллюстрациями и наглядностью, демонстрация фотографий, картин, приборов и т.п.

Мы должны с вами помнить о том, что начало вашего выступления- является значимым моментом в привлечении вашего внимания

С целью привлечения внимания партнера можно использовать:

Цитаты знаменитых людей;

Предложения, поражающие своей необычностью;

Истории, немедленно вызывающие сочувствие слуша¬телей;

Риторические вопросы;

Исторические эпизоды, занимательные приключения из прошлого или настоящего.

Следующим моментом, который является безотказным средством привлечения внимания - это юмор .

Эффект юмора считается общепризнанным, так как остроумная шутка действует мгновенно и безотказно.

Опытный оратор или лектор в выступлении периодически использует шутки, анекдоты с целью возбуждения интереса и поддержания контакта

И еще один момент, очень важный.

Есть компании, лидеры, наставники, которые постоянно стараются мотивировать людей, и не учитывают тот факт, что излишняя мотивация не способствует успеху, а наоборот, после супер мотивирующего мероприятия-человек просто исчезает или перестают работать, или у него снижается уровень работоспособности.

В психологии известен эффект Йеркса- Додсона, который состоит в том, что чрезмерно сильная- мотивация препятствует успеху деятельности , особенно сильно это проявляется в общении, в том числе и деловом. Одним из средств выхода из этой тупиковой ситуации можно предложить юмор. В данном случае он становится мостиком между мотивацией и успехом . Нужно самому уметь шутить над собой и позволять делать это другим.

Таким образом, юмор является незаменимым средством преодоления коммуникативных барьеров , в частности, связанных с отсутствием у партнера интереса к сообщению. Однако использование шутки, юмора в деловом общении должно соответствовать ряду требований :

Юмор должен быть нейтрален по смыслу, или хотя бы не направлен на партнера;

Шутка должна быть понятна и доступна собеседнику;

Юмор не должен затрагивать моральные и другие ценности партнера;

Юмор должен быть уместным.

Несоответствие юмора этим требованиям может привести к противоположному результату.

С целью привлечения внимания может использоваться комплимент . Он затрагивает чувство гордости собеседника, располагает его к теме общения. Завуалированной разновидностью комплимента является ссылка на компетентность партнера в данном вопросе, его профессионализм, авторитет.

Продолжение следует…

Практико-значимая работа по теме

« Технологии привлечения внимания аудитории »

Содержание

Введение

    1. Общие технологии привлечения внимания аудитории

    Глава 2.

    1. Практические технологии привлечения внимания.

Заключение

Список литературы и Интернет-источников.

Введение

Современный этап развития образования характеризуется активным внедрением инновационных педагогических технологий в образовательный процесс. Сегодня педагог – это профессионал, который обладает определенными профессиональными навыками, владеет образовательными технологиями, без которых сегодня государство не видит образование и современного учителя.

В.В. Путин заметил, что «…нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях это - прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления у учеников. Это - умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами».

Эффективное решение данной задачи, опираясь на Федеральный Государственный стандарт общего образования, невозможно без осмысленной реализации педагогами в образовательном процессе школы современных педагогических технологий.

Технология привлечения внимания аудитории является основополагающей в профессиональной деятельности педагога. Задача учителя, как и любого оратора – привлечь и удержать внимание аудитории на протяжении всего своего выступления. Хороший оратор грамотно и логично излагает мысли, обладает харизмой и интересным, «цепляющим» слогом. Этому можно научиться, практикуя различные способы привлечения внимания аудитории.

Цель работы : рассмотреть различные технологии привлечения внимания аудитории .

Задачи :

    рассмотреть теоретические источники по теме работы ;

    дать общую характеристику понятия внимания;

    определить виды технологий привлечения внимания аудитории;

    совершенствовать методы привлечения внимания аудитории.

Объект: образовательный процесс.

Предмет : использование технологий привлечения внимания аудитории.

Глава 1. Внимание. Общие технологии привлечения внимания

1.1 Внимание. Свойства внимания. Виды внимания

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Основными характеристиками внимания являются:

    устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче;

    к онцентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятии, предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент;

    сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем;

    распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно;

    переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость);

    предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.;

    объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды.

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание .

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными.

Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и практически недоступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать. Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Если же направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, то речь идет о непроизвольном внимании . Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.

Внимание учащихся во многом зависит от доступности учебного материала. Учащиеся с увлечением работают над тем, что может быть и трудно, но выполнимо, что может показать им наличие каких-то достижений.

Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание.

Большое влияние на внимание оказывают интересы и потребности учащихся. То, что увлекает детей, как бы само собой приковывает внимание .

2.2. Общие технологии привлечения внимания аудитории

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» -искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве. Технологии привлечения внимания аудитории определяются мастерством оратора.

Опытный оратор точно знает, как привлечь внимание аудитории - у него есть только одна минута, чтобы вызвать ее интерес, и если он потратит это время на приветствия, шутки, ненужные извинения, благодарности или какие-нибудь нейтральные слова, аудитория потеряет с ним эмоциональную связь. Опытные ораторы предлагают свои рекомендации для начинающих ораторов по привлечению внимания слушателей:

    рассказ увлекательной истории - это всем нравится. В детстве - это сказки и детские страшилки, позже - книги, кинофильмы и театр. Рекомендуют приводить примеры из собственной жизни или о практическом применении излагаемого материала. Чем больше полезного узнают слушатели, тем сильнее будет их интерес.

    Пусть он не потребует ответа, но заставит аудиторию верить в правоту оратора, его компетентность. Если сумеете, задавайте не один, а три вопроса, на которые большинство аудитории ответит “да”. Старинная техника “три да” автоматически переводит в зону доверия слушателей.

    приведение некоторого количества “цепляющих” фактов. Пример - вопрос: «Должно ли образование быть бесплатным?». Мало кто может не заинтересоваться такой острой и важной темой.

    использование подходящей цитаты. Авторитет придаст веса и Вашим словам.

    грамотная визуализация содержания. Слайды с небольшим количеством текста легко читаемы, корректные визуальные данные хорошо выделяются мозгом из потока информации, проще понимаются и запоминаются. Особо следует представить в виде понятных графиков, схем и диаграмм.

    показ специально подготовленного небольшого видео. Это увеличивает отклик, добавляя эмоций и драматизма, позволяет представлять данные в динамике. Как правило, видеопредставление любых данных производит большее впечатление - правильные объем и звуковые акценты дают усиленный эффект.

Планируя выступление перед аудиторией необходимо учитывать жестикуляцию, позы: не скрещивать ноги, не ставить их вместе (лучше ставить ноги на ширину плеч); с ледить, чтобы колени были всегда выпрямлены, плечи расслаблены; сместить центр тяжести немного вперед, держать спину прямой; жестикулируя, держать руки выше линии пояса. Рекомендуется: избегать мелких, нефункциональных движений руками; не стоять весь отведенное для лекции время на одном месте, двигаться по сцене или аудитории; не прятать ладони рук, демонстрировать их в жестикуляции; не подходить слишком близко к слушателям.

Важным моментом в привлечении внимания аудитории является умение отвечать на вопросы. Опытные ораторы рекомендуют:

    отвечая на вопрос, отвечать всем, а не только тому, кто задал вопрос;

    управлять процессом поступления вопросов и самостоятельно указывать, кому предоставляете слово для вопроса;

    ответ на вопрос должен быть кратким и не становиться лекцией;

    слушать вопрос до конца, даже если заранее знаете, что отвечать;

    полезно, выслушав вопрос, поблагодарить и немного подумать;

    если Вам непонятно, не стесняться уточнять, что имеет в виду слушатель, который задал вопрос;

    не начинать ответа на вопрос со слов "нет" или "Вы не правы";

    если предполагаете наличие тяжелых вопросов со стороны аудитории, предложите слушателям задавать такие острые вопросы;

    если вопросы закончились или Вы не получили ни одного вопроса, сначала целесообразно дать ответ на тот вопрос, который чаще всего ставят другие слушатели;

    при подготовке к выступлению предположить, какие вопросы могут быть поставлены на лекции, и подготовить ответы на них;

    ответы на вопросы аудитории в публичном выступлении - не экзамен, если Вы не готовы отвечать - целесообразно говорить об этом прямо.

Если начинающий оратор освоит технологии привлечения внимания аудитории и сможет удерживать его на протяжении всего выступления, то он сможет удерживать .

Глава 2. Практические технологии привлечения внимания

2.1 Практические технологии привлечения внимания

У каждого человека в жизни возникают ситуации, когда ему необходимо выступить перед аудиторией. У многих людей публичные выступления составляют часть профессиональных обязанностей. Одна из задач учителя – привлечение и удержание внимания аудитории на протяжении всего выступления. Аудитория учителя разнообразна – это и учащиеся, и родители, и коллеги, и общественность. В своей профессиональной деятельности я придерживаюсь следующих приемов привлечения внимания:

1. Логическое построение речи. Для того чтобы сохранить максимальное внимание слушателей слежу за тем, чтобы речь была последовательной, обоснованной, непротиворечивой.

2. Вовлечение слушателей в процесс выступления. Мне часто помогают удержать внимание аудитории вопросы, адресуемые слушателям, заставляющие задуматься, внимательно следить за моей речью, самим поискать решения предложенной задачи .

3. Новизна. Если в моем выступлении не содержится никаких новых данных, интерес слушателей может снижаться.

4. Доступность изложения мыслей. Излишняя насыщенность речи специфическими терминами и сложными фразами снижает внимание к выступлению, поэтому стараюсь излагать материал доступным и понятным широкому кругу слушателей языком.

5. Выразительность речи. Усилить внимание аудитории мне помогает использование различных наглядных пособий, образность и выразительность речи: изменение интонации голоса, меткие выражения, оригинальные сравнения. В выступлениях нередко использую истории из собственного опыта, примеры из книг, фильмов. При необходимости повышаю голос, особенно в начале фразы, что не только привлекает внимание, но и оказывает дополнительное воздействие на слушателей.

6. Акцент на интересах аудитории. Стремлюсь к доверительному общению с аудиторией, пониманию проблем слушателей, что вызывает их отклик, затрагивает чувства и интересы.

7. Непринужденная манера изложения. Стараюсь при выступлении быть естественной, убежденной в словах, вкладывать в свою речь неподдельные эмоции.

8. Темп речи. Слежу, чтобы моя речь не была слишком быстрой или чересчур медленной, умеренный темп с небольшими паузами.

9. Зрительный контакт. Стремлюсь к поддержанию зрительного контакта с аудиторией, что помогает быстро сориентироваться и вернуть внимание слушателей с помощью одного из вышеперечисленных приемов. Установление зрительного контакта широко использую в любом общении. Считается, что пристальный взгляд на человека привлекает его внимание.

10. Время выступления. В зависимости от темы выступления подбираю оптимальное время для его изложения. Закончить свою речь лучше на минуту раньше, чем на минуту позже.

Для привлечения внимания аудитории также часто использую такие приемы как прием «переформулировки», прием «провокации», прием «гиперболы», прием «прогноза» и прием «трехходовки».

Прием «переформулировки» - высказанная ранее мысль переформулируется по-новому, иными словами и выражениями. Это очень важно, когда речь идет о сложных или очень значимых вопросах. Так например, при отказе собеседника ответить на поставленный вопрос не настаиваю на ответе, а переформулирую вопрос.

Прием «провокации» состоит в вызове реакции несогласия с излагаемой информацией. Неверная информация способствует появлению желания ее исправить, уточнить.

Прием «гиперболы» - сознательное преувеличение с целью заострения внимания слушателя. Но в дальнейшем четко излагаю свою позицию по затронутой проблеме.

Прием «прогноза» - предлагаю прогнозы ожидаемых событий, основываясь на реальных фактах.

Прием «трехходовки» - применяю, когда аудитория выходит из-под контроля. Выполняется в следующем порядке: проговаривается состояние: «Я вижу, что вы возмущены, вас что-то задело»; проговаривается свое собственное состояние: «Я тоже немного взволнован»; после небольшой паузы проговаривается оценка ситуации: «Если беседа так пойдет и дальше, у нас ничего не выйдет. Давайте успокоимся».

Всегда важно, выступая, иметь «резервные знания» - материала должно быть минимум на треть больше того, который, по расчетам, необходим для выступления. Я всегда знаю и готова рассказать больше, но в выступлении себя сознательно ограничиваю, рассказываю только часть того, что знаю. Д. Карнеги, которому принадлежит термин «резервные знания», писал, что они придают выступающему особую уверенность, «возникает ощущение, которое трудно описать - вы будете заряжены позитивно».

Главная аудитория учителя – его ученики, которые способны удерживать внимание в течение урока, но только при сильном интересе к выполняемой деятельности. Состояние внимания учащихся на уроке - важнейшее условие продуктивности их познавательной деятельности. Поэтому педагог должен хорошо знать особенности внимания учащихся, его характеристики, условия возникновения и изменения. Это позволяет выбрать необходимый режим управления вниманием во время урока.

Ведь умение привлечь внимание учащихся во время урока - одна из важнейших особенностей профессии учителя.

Заключение

Из психологии известно, что внимание людей капризно и непостоянно. Само оно сконцентрировано не будет и хороший оратор обязан грамотно им управлять. Важно делать это тонко и незаметно для аудитории. У хорошего оратора никакие приемы не бросаются в глаза.

В данной работе рассмотрены теоретические источники по теме «Технологии привлечения внимания аудитории», дана общая характеристика понятия «внимание», определены виды технологий привлечения внимания аудитории и изложены практические технологии привлечения внимания аудитории.

Учитывая все вышеприведенные принципы внимания и средства его привлечения, можно добиться высокой эффективности в педагогической работе. Ведь умение привлекать внимание аудитории характеризует педагогическое мастерство, а к этому должен стремиться каждый педагог.

Список литературы

    Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов./Под ред. А.А. Радугина.-М.: Центр, 1997.

    Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять па людей, выступая публично. - Издательство: СЛК ISBN : 985 - 6165 - 16 - 4, 1997.

    Михальская А.К. Основы риторики. М: Просвещение, 1996.

    Стернин И.А. Деловое общение. - Воронеж: «Истоки», 2009.

    Стернин И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. - Воронеж: «Истоки», 2011.

    Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика.- М.: Дело, 2003.

    Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 года, Москва, Кремль

    Борщов А. Как привлечь внимание аудитории с первых слов. (дата обращения 9.03.2016)

    Десять способов удержать внимание аудитории во время выступления. (дата обращения 9.03.2016) 16.03.2016 )

    1. Шипунов С.А. Язык жестов (невербальное общение с аудиторией) (дата обращения 09.03.2016)

Одна из важных составляющих успешного выступления - умение оратора установить зрительный контакт с аудиторией. Нельзя начинать выступление, не установив эмоционального и зрительного контакта с аудиторией. Необходимо, прежде всего, продемонстрировать доброжелательное выражение лица с полуулыбкой. Здесь важно не переиграть. «Американская улыбка» в этой ситуации не уместна. В нашей традиции улыбка не носит дежурного и обязательного характера. Из всего спектра улыбок следует выбрать ту, которая наиболее адекватна случаю. Не меняя выражения лица, медленно и основательно оглядываем зал. Скользим по лицам, на мгновение задерживаясь на каждом (или почти на каждом). Если удалось поймать доброжелательный взгляд или ответную улыбку, можно сделать едва заметное мимическое движение: «Здравствуйте, и вы здесь! Очень рад вас видеть!». Даже если вы видите человека в первый раз в жизни. Так вы протягиваете незримые ниточки от глаз зрителей к своим глазам.

Если зал большой, тогда зрительный контакт нужно имитировать. Здесь следует вспомнить, как выходит на сцену балетный танцовщик. Замерев, он осматривает зал слева направо. И только выдержав паузу, начинает свое первое па. Он ничего не видит под этими прожекторами, но у зрителя появляется абсолютная уверенность, что он видит его и танцует только для него.

Сначала устанавливается зрительный контакт с теми, кто и так на нас смотрит, затем поднимают глаза те, кто привык заниматься своими делами, когда оратор начинает речь. Следует установить зрительный контакт с ними. Они теперь долго не опустят глаз. Далее необходимо дождаться, пока на оратора посмотрят и те, кто почти никогда не поднимает глаз на оратора. Следует дождаться, пока не останется ни одной пары глаз, устремленной не на выступающего. Это важно для успеха публичного выступления. Можно вообразить, что между глазами оратора и глазами сидящих в зале натянуты провода, по которым течет важная информация, и если эти провода обрываются, информация теряется.

Зрительный контакт - это не только способ установить отношения с аудиторией и донести до нее необходимую информацию, но и способ получить обратную связь от аудитории: насколько аудитория поняла сказанное (может, нужно что-то повторить); не утомлена ли аудитория (может, нужно сделать перерыв); интересна ли аудитории тема (не пора ли перейти к другим вопросам); интересны ли аудитории вы (или пора сменить оратора).

В установлении и поддержании зрительного контакта самыми пренебрегаемыми частями зала являются галерка (последние ряды) и фланги (крайние места слева и справа). Именно оттуда раздаются самые каверзные вопросы. Именно там шелестят и кашляют. Сектор обзора начинающего оратора составляет 30-35 градусов, опытного - 40-45 . Таким образом, мы выхватываем глазами только центральную часть зала, с которой фактически и общаемся. Именно с сидящими там сохраняется прекрасный зрительный контакт в течение всего выступления. Именно там нас слушают. Именно там кивают и другими способами выражают согласие.

Как выбрать место для выступления таким образом, чтобы обеспечить возможность установления зрительного контакта со всем залом? Залы бывают разные, просто в метрах зал охарактеризовать трудно. Чаще всего они бывают прямоугольные. Выступающий, как правило, стоит с узкой стороны. Надо встать так, чтобы между оратором и крайними слева и справа зрителями в первом ряду образовался равносторонний треугольник. Именно равносторонний, а не просто равнобедренный. Это будет то самое идеальное расстояние. Это правило поможет вам и при других конфигурациях залов. Именно с этой точки зала лучше всего начать выступление. Начать, потому что в ходе выступления оратор будет перемещаться по сцене - подходить ближе, отходить дальше, смещаться то к левому, то к правому краю сцены.

Особое внимание следует уделять тем местам, откуда оратор получает сигналы утраты внимания: шевеление, шелест, шепот, храп. Внимание восстанавливается мгновенно. Общаясь с обделенными зрительным контактом, приобретаете вернейших союзников. Следует подойти ближе и сказать несколько фраз, обращенных, например, к правому краю. Задавая вопросы, необходимо жестом и взглядом показать ожидание ответа от сидящих и в последних рядах. Устанавливая и поддерживая зрительный контакт в ходе выступления, оратор держит в поле внимания эти группы риска. Ни в коем случае нельзя терять этого контакта. Оратор может переводить на мгновение взгляд в пол, на таблицу, которую демонстрирует, на свои руки. Но только на мгновение. Даже если он сбился, забыл текст, его бегающий взгляд тут же выдаст прокол. Если же оратор будет продолжать смотреть на аудиторию, это создаст впечатление задуманной паузы. И значение того, что он скажет после паузы, даже возрастет .

Таким образом, зрительный контакт необходим, ведь он выражает заботу о слушателе. Однако, следует заметить, что ничуть не лучше и пустой взгляд оратора, т.е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это. Наличие зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать впечатление зрительного контакта, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это поможет аудитории избежать смущения, которое испытывают многие от упорного взгляда. С каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом, оратор должен переводить взгляд от одной стены к другой. А вместе с этим иногда поворачивать голову и немного корпус. Но дело не в технических приемах, имеющих целью наладить контакт с аудиторией. Факт почти необъяснимый, но если оратор действительно обращается к людям, они это чувствуют.

В целом, когда аудитория незнакомая, то между выступающим и публикой часто возникает стена «официальности», недоверия, которое препятствует воздействию на слушателей. Лучше убрать эту стену сразу, хотя со временем она разрушается сама. Этому помогают следующие общие приемы:

  • а) доброжелательность, которая выражается в улыбке, доверительном тоне голоса;
  • б) естественность;
  • в) раскрепощенность;
  • г) разговорный стиль изложения;
  • д) свободные жесты и движения.