Дополнительные пособия по русскому языку. Методическое пособие по русскому языку

Название : Пособие по русскому языку для поступающих в ВУЗы.

Пособие содержит теоретические сведения по русскому языку и разнообразные упражнения по орфографии, пунктуации, лексике и стилистике, грамматическому разбору. Оно поможет повторить и закрепить знания и умения, полученные в средней школе.
Пособие предназначено для поступающих в вузы, учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов вузов.

Правило . В неударяемом слоге корня пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге того же или однокоренногослова. Например: примерять (мерить) платье - примирять (мир) противников.
Примечание . Гласные о - а в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать(-ивать). Например: опоздать (поздний), хотя опаздывать.

Содержание
Предисловие 5
ОРФОГРАФИЯ
Правописание гласных в корне 7
§ 1. Проверяемые безударные гласные 7
§ 2. Непроверяемые безударные гласные 9
§ 3. Чередующиеся гласные 9
§ 4. Гласные о-е после шипящих в корне 18
§ 5. Гласные ы-и после ц в корне 20
§ 6. Буква э 20
Правописание согласных в корне 22
§ 7. Звонкие и глухие согласные 22
§ 8. Двойные согласные 23
§ 9. Непроизносимые согласные 26
Употребление прописных букв 27
§ 10. Прописные буквы в собственных именах 27
Буквы ъ и ь 33
§ 11. Употребление б и ь как разделительных знаков 33
§ 12. Буква ь как знак мягкости 33
§ 13. Буква ь как показатель грамматической формы 34
Правописание приставок 37
§ 14. Гласные ы и и «после приставок 37
§ 15. Приставки на зи приставка с- 37
§ 16. Приставки пре- и при- 40
Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях 43
§ 17. Гласные о и е после шипящих 43
§ 18. Гласные после ц 46
Правописание имен существительных 49
§ 19. Окончания имен существительных 49
§ 20. Суффиксы имен существительных 53
Правописание имен прилагательных 62
§ 21. Окончания имен прилагательных 62
§ 22. Суффиксы имен прилагательных 64
Правописание сложных слов 74
§ 23. Соединительные гласные о и е 74
§ 24. Сложные слова без соединительных гласных 75
§ 25. Правописание сложных существительных 77
§ 26. Правописание сложных прилагательных 80
Правописание имен числительных 88
§ 27. Числительные количественные, порядковые, дробные 88
Правописание местоимений, 91
§ 28. Отрицательные местоимения 91
§ 29. Неопределенные местоимения 94
Правописание глаголов 97
§ 30. Личные окончания глаголов 97
§ 31. Употребление буквы ь в глагольных формах 100
§ 32. Суффиксы глаголов 103
Правописание причастий 109
§ 33. Окончания и суффиксы причастий 109
§ 34. Правописание не и ни причастиях и в отглагольных прилагательных 114
Правописание наречий 125
§ 35. Гласные на конце наречий 125
§ 36. Наречия на шипящую 127
§ 37. Отрицательные и неопределенные наречия 127
§ 38. Слитное написание наречий 129
§ 39. Дефисное написание наречий 137
§ 40. Раздельное написание наречий и наречных выражений 139
Правописание предлогов и союзов 150
§ 41. Предлоги 150
§ 42. Союзы 152
Правописание частиц 157
§ 43. Раздельное и дефисное написание частиц, 157
§ 44. Частицы не и ни 159
Правописание междометий и звукоподражательных слов 184
§ 45. Дефис в сложных междометиях 187
Повторительные упражнения по орфографии 185

ПУНКТУАЦИЯ
Простое предложение
Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи 193
§ 46. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие 193
Тире между членами предложения 194
§ 47. Тире между подлежащим и сказуемым 194
§ 48. Тире в неполном предложении 199
§ 49. Тире для обозначения пределов пространственных, временных, количественных 198
Знаки препинания в предложениях с однородными членами 200
§ 50. Однородные члены, не соединенные союзами 200
§ 51. Однородные и неоднородные определения 200
§ 52. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами 203
§ 53. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами ч 205
§ 54. Однородные члены, соединенные двойными союзами 207
§ 55. Обобщающие слова при однородных членах 208
§ 56. Запятая между повторяющимися словами 215
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 217
§ 57. Обособленные определения 217
§ 58. Обособленные и необособленные приложения 223
§ 59. Обособленные обстоятельства 231
§ 60. Обособленные дополнения 238
§ 61. Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения 238
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения 247
§ 62. Вводные слова и предложения. Вставные предложения 247
§ 63. Обращение 258
§ 64. Междометие. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова 259
Повторительные упражнения по пунктуации в простом предложении 262
Сложное предложение
§ 65. Знаки препинания в сложносочиненном предложении 265
§ 66. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 272
§ 67. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и т. п 284
§ 68. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 294
Повторительные упражнения по пунктуации в сложном предложении 304
Прямая речь
§ 69. Знаки препинания при прямой речи 312
§ 70. Знаки препинания при цитатах, при выражениях, взятых из чуждого автору
словаря или употребляемых в ироническом значении 314
Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации 318

ЛЕКСИКА И СТИЛИСТИКА
Лексико-фразеологические упражнения 327
§ 71. Многозначность слова 327
§ 72. Синонимы, антонимы, омонимы 331
§ 73. Значение слов и выражений 341
§ 74. Употребление иноязычных слов 345
Грамматико-стилистические упражнения 346
§ 75, Употребление форм имен существительных 346
§ 76. Употребление форм имен прилагательных 348
§ 77. Употребление форм имен числительных 348
§ 78. Употребление местоимений 349
§ 79. Употребление форм глагола 349
§ 80. Строй простого предложения 350
§ 81. Согласование сказуемого с подлежащим 352
§ 82. Согласование определений и приложений 353
§ 83. Некоторые случаи управления А 355
§ 84. Предложения с однородными членами 357
§ 85. Причастные обороты 358
§ 86. Деепричастные обороты 359
§ 87. Сложное предложение. 360
Приложение к разделу «Грамматико-стилистические упражнения» 361
Повторительные упражнения по лексике и стилистике 382
Вопросы произношения 387
§ 88. Ударение в некоторых словах и формах 387
Грамматический разбор
Морфологический разбор 392
§ 89. Разбор по составу слова 392
§ 90. Разбор по частям речи 392
Синтаксический разбор 397
§ 91. Простое предложение 397
§ 92. Сложное предложение 406
Пунктуационный разбор 409
§ 93. Объяснение знаков препинания 409

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Пособие по русскому языку для поступающих в ВУЗы - Розенталь Д.Э. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ :

«Программирование в компьютерных системах»

«Коммерция (по отраслям)»

«Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»

Преподаватель: Еремина Т.Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

при организации и выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Литература».

Цель методических указаний – оказание помощи студентам в организации и выполнении самостоятельной работы по данной дисциплине.

Функции самостоятельной работы:

Информационно-обучающая;

Развивающая;

Ориентирующая;

Стимулирующая;

Воспитывающая.

Цели обучения:

    воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

    дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

    освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

    овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студента являются:

Уровень освоения студентом учебного материала;

Уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

Уровень сформированности общих знаний и умений;

Оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Формы контроля обучающихся:

Устный и комбинированный опрос;

Проверка на основе письменных и практических работ (диктанты, грамматические задания, текстовые задания);

Тестирование;

Систематическое наблюдение за работой студентов в обучении.

Виды самостоятельной работы обучающихся:

работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование);

подготовка к занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);

подготовка сообщений;

работа со словарями, справочниками, энциклопедиями;

выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы;

Подготовка к участию в конференциях, смотрах, олимпиадах.

Формы самостоятельной внеаудиторной работы и предлагаемые задания имеют дифференцированный характер, учитывают специфику изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студентов, специальность.

Для создания условий успешного выполнения самостоятельной работы студентов разработаны методические рекомендации для организации внеаудиторной самостоятельной деятельности, которые помещены в приложении.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.

Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2012.

Греков В.Ф.,Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М.; 1986

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.

Словари

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.

Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.

Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.

Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.

Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.

Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

Темы сообщений

Язык и его функции. Русский язык в современном мире.

Язык и культура.

Культура речи. Нормы русского языка.

Стилистика и синонимические средства языка.

Русское письмо и его эволюция.

Письмо и орфография. Принципы русской орфографии.

Русская пунктуация и ее назначение.

Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.

Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.

Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.

Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка.

Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.

Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.

Роль словосочетания в построении предложения.

Синонимия простых предложений.

Синонимия сложных предложений.

Использование сложных предложений в речи.

Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом.

Словари русского языка и сфера их использования.

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»

Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала

Культура письменной речи

Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений

Имена.org - популярно об именах и фамилиях

Крылатые слова и выражения

Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система

Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка

Основные правила грамматики русского языка

Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы

Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН

Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник

Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты

обучения «Веди» - Русский язык

Справочная служба русского языка

Тесты по русскому языку

Центр развития русского языка

Филологический портал Philology.ru

Электронные пособия по русскому языку для школьников

ПРИЛОЖЕНИЕ

Данная методика может быть использована как преподавателем в обучении, так и обучающимися в самостоятельной работе .

Настоящая методика самостоятельной работы студентов по устранению пробелов в знаниях и умениях по русскому языку базируется на формировании у них умения самостоятельно контролировать своё правописание. Это умение формируется посредством повторения и систематизации ранее изученного материала по орфографии и пунктуации в соответствии с разработанными нами требованиями для осуществления орфографического и пунктуационного самоконтроля.

В основе требований орфографического самоконтроля лежат следующие моменты:

    понятие орфограммы;

    опознавательные признаки орфограмм;

    алгоритм действий по поиску орфограмм;

    набор графических символов для выполнения анализа слова на наличие орфограммы и условий применения правила (например, знак ударения, графическое обозначение морфем, подчёркивание орфограмм);

    правила правописания;

    алгоритмы применения правил и проверки правильности применения правил.

Общий вид требований, организующих работу по формированию умения орфографического самоконтроля, с которым работают студенты, таков.

Для орфографического самоконтроля нужно

1. знать, что

а) орфограмма – это место в слове (или место, возникающее при стечении слов), правописание которого на слух не устанавливается;

б) существуют следующие типы орфограмм:

орфограммы-буквы:

Гласные;

Согласные;

Твёрдый и мягкий знаки;

Большие (прописные);

орфограммы-дефис;

орфограммы-пробел (слитное или раздельное написание);

орфограмма-чёрточка;

2. уметь находить орфограммы, используя опознавательные признаки:

1) для орфограммы-буквы

а) гласные:

Безударность;

Шипящие и ц перед гласными;

б) согласные:

Конец слова;

Стечение согласных;

Н перед гласными в конце слова;

в) твёрдый и мягкий знаки:

Мягкий знак на конце и в стечении согласных;

Звук [й] после согласных и перед е, ё, ю, я, и;

Шипящий на конце;

Тся и - ться [ца] в глаголах;

г) большие (прописные):

Начало предложения или текста;

Наличие собственных имён и наименований;

2) для орфограммы-дефиса:

Сложные слова;

Приставки кое-, в-, по-;

Суффиксы -нибудь, -либо, -то;

Частицы -то, -ка;

3) для орфограммы-пробела:

Не, ни, бы, же;

Предлоги;

4) для орфограммы-чёрточки:

Конец строки;

3. знать правила правописания;

4. точно применять правила;

5. знать словари и справочники, «обслуживающие» орфографию, и уметь пользоваться ими.

В основе алгоритма пунктуационного самоконтроля лежит

    понятие знака пунктуации как знака границы смыслового членения текста и связи его частей;

    понятие пунктограммы как места в предложении или в тексте, где следует решить вопрос: нужен или нет знак препинания;

    знание назначения и функций знаков препинания в русской письменной речи: разделения, выделения и соединения;

    знание конкретных пунктуационных правил;

    умение выполнять полный или частичный пунктуационный разбор предложения, в основе которого лежит знание членов предложения и их графического обозначения, умение синтаксического разбора предложения, знание правил схематизации предложения и его частей, умение схематизации.

Общий порядок пунктуационного самоконтроля следующий.

Чтобы проверить пунктуацию в любом предложении, нужно

1. определить цель и интонацию высказывания, посмотреть, соответствует ли им знак в конце предложения;

2. определить, простое предложение или сложное, для этого найти грамматическую основу;

если предложение сложное –

а) определить границы предложений в его составе, связи между ними (сочинительная или подчинительная) и средства их выражения (сочинительные или подчинительные союзы или союзные слова, без союзов при помощи интонации), соотнести с правилами выбора знаков препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном предложении;

б) если сложное предложение содержит прямую речь, определить, где собственно прямая речь, а где слова автора, их взаиморасположение; выбрать в соответствии с конструкцией комбинацию знаков препинания;

3. охарактеризовать грамматическую основу, соотнести с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым;

4. разобрать каждое простое предложение, в том числе и в составе сложного, по членам, чтобы установить наличие или отсутствие

а) однородных членов и обобщающих слов при них;

б) обособленных, уточняющих или присоединительных членов предложения;

в) не членов предложения (вводных слов, обращений, междометий, слов «да» и «нет», частиц, союзов);

г) пропуск восстанавливаемых из контекста членов предложения, если оно неполное; соотнести с правилами постановки знаков препинания.

Очень важно при пунктуационном самоконтроле выполнять анализ предложения графически: подчёркивая члены предложения, схематизируя предложение в целом или отдельные его части.

Организация самостоятельной работы студентов по устранению пробелов в знаниях и умениях по орфографии и пунктуации и по формированию умения самоконтроля начинается с диагностики пробелов. Для диагностики используется каждая контрольная работа, а в начале учебного года проводится так называемый входной контроль в форме диктанта или теста. Диктант, тест, а также изложение или сочинение, которые, при условии, что учитель знает возможности каждого студента , проверяется дифференцированно:

    хорошо подготовленным студентам преподаватель может выставить отметку и вынести количество допущенных ошибок с указанием их вида; это позволит сильным обучающимся активизировать работу по самоконтролю, т. к. большинство ошибок такие они допускают не по незнанию, а по невнимательности;

    в работах средне подготовленных студентов ошибки соответствующим их виду значком выносятся на полях напротив строки, где они допущены, но место ошибки в строке не указывается. Это также активизирует контролирующую функцию, но несколько сужает объект поиска ошибок и сокращает время поиска, которое потребуется для тщательного повторения теории, т. к. у таких обучающихся бывают случаи ошибок и по незнанию орфографических и пунктуационных норм, содержания теоретических понятий, требований к тому или иному виду грамматического разбора и т. п.;

    у слабо подготовленных студентов , кроме вынесения ошибок на полях, указывается (подчёркивается) место с ошибкой в слове, в предложении, а иногда ошибки исправляются преподавателем, и он указывает правило, которое следует освоить, так как у таких студентов основная проблема – незнание теории; помощь учителя при проверке даёт им возможность продуктивно провести анализ выполненной работы и откорректировать план индивидуальной работы.

Если класс незнаком преподавателю, например, в начале учебного года, работы проверяются обычным образом.

Затем студенты выполняют работу над ошибками, состоящую из нескольких этапов:

    работа непосредственно над допущенными ошибками, которая должна отвечать следующим требованиям:

а) слова, в которых были допущены орфографические ошибки, выписываются в строчку через запятую без ошибок с обозначением места орфограммы, где был сделан неправильный выбор, и условий выбора орфограммы;

б) предложения, в которых были допущены пунктуационные шибки, выписываются из работы полностью, без сокращений, пунктуационные ошибки исправляются, делаются графические обоснования правильного выбора знаков препинания;

в) работа над речевыми ошибками ведётся в таблице:

Допущенные речевые ошибки

и исправленный вариант

    анализ допущенных ошибок, выявление причин, определение средств устранения ошибок; если ошибка допущена

а) из-за незнания теории, правила и т. п., то следует выучить теорию, правило и т. п.;

б) по причине незнания отдельных нюансов теории или правила, то нужно найти материал, описывающий эти тонкости, и выучить его;

в) из-за неумения применять знания, то следует разработать алгоритмы применения знаний и выполнить упражнения на использование алгоритмов в необходимом объёме;

г) по причине небрежности, торопливости в работе, из-за неумения проверить, проконтролировать себя, то следует подобрать упражнения, требующие обязательного применения алгоритмов самоконтроля, и выполните их в нужном объёме. Нужный объём – объём, при котором обучающийся начинает контролировать себя автоматически, без усилий;

составление индивидуального плана повторения тем, отработки орфографических, пунктуационных и речевых умений;

    выполнение индивидуального плана.

Преподавателем устанавливаются сроки сдачи на проверку работы по индивидуальному плану.. Для повышения ответственности студентов за такую работу оговаривается статус её оценки: вторая по значимости после итоговой контрольной работы при выставлении отметок за полугодие.

При повторении орфографии и пунктуации очень важно привести в систему все нюансы правила, помочь студентам запомнить все тонкости правописания. Для организации такой работы студентам предлагается следующий порядок действий.

3. Составить алгоритм применения правила для выбора написания.

Вот как выглядят алгоритмизированные студентами некоторые орфографические правила.

1. Как выбрать гласную перед суффиксом –л- в форме прошедшего времени глагола, перед –в-, -вши-, -ши- в деепричастиях прошедшего времени?

1. Поставить глагол, деепричастие в инфинитив (что делать? что сделать?).

2. Определить, какая гласная стоит перед –ть.

3. Написать ту же гласную в глаголе прошедшего времени или в деепричастии.

Например: залаял, залаяв – залаять.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ГЛАСНАЯ ПОСЛЕ ШИПЯШИХ И Ц.

Как найти орфограмму?

Для этого нужно

а) знать, что буквы ж, ч, ш, щ называются шипящими;

б) посмотреть, есть ли в слове шипящие и ц, следует ли после них гласная.

Как проверить орфограмму-гласную после шипящих и ц?

Для этого нужно знать, что

а) после шипящих пишутся а, у, и, е (не я, ю, ы, э), т. е. ча, ща, чу, щу, жи, ши; исключения: жюри, брошюра, парашют, Жюль Верн, «Жэньминь Жибао», Шэньян, Шяуляй;

б) после ц

1) в корне слова пицутся и, е, а не ы, э, исключения: цыплёнок, цыган, цыц, цыкнуть, на цыпочках, Цыси, Цюрюпа;

2) не в корне:

и – в существительных на –ция;

ы – в окончаниях множественного числа и в суффиксе –ын;

3) ё, е, я после ц не пишутся никогда.

Как проверить о(ё) после шипящих и ц?

1. Определить часть слова с орфограммой:

а) если в корне, подобрать однокоренные слова, образовать формы этого слова и посмотреть, есть ли чередование ё[о] с другими звуками;

если есть – писать ё;

если нет – писать о.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

1). Написание с о сохраняется и в тех случаях, когда при изменении формы слова или в производном слове ударение переходит на другой слог (шо́мпол – шомпола́).

2). О – в существительных ожог, поджог; ё – в глаголах ожёг, поджёг.

3). Вечо́р, хотя ве́чер.

4). Беглый гласный звук под ударением после шипящих обозначается буквой о: ножны – ножо́н, княжна – княжо́н.

5). В словах иноязычного происхождения возможно написание о после шипящих в безударном слоге: шокола́д, шоссе́. Такие слова в случае сомнения нужно проверять по словарю.

Б) Если орфограмма в суффиксе или в окончании, определить часть речи:

1) у имён существительных, прилагательных, наречий писать о под ударением, ё без ударения;

нужно запомнить: ещё – наречие;

суффикс –ёр- (стажёр, дирижёр и др., но после ц будет писаться о: танцор);

2) у глаголов, страдательных причастий, существительных, образованных от глаголов и от глагольных форм, писать всегда ё.

в) Если орфограмма после буквы ц, то следует руководствоваться следующими правилами:

Под ударением после ц если произносится о, то и пишется о; без ударения пишется е; буква ё после ц никогда не пишется;

В безударном слоге о пишется после ц только в слове цокату́ха (от слова «цокот») и в некоторых иноязычных словах, например: палаццо (дворец), скерцо (музыкальная пьеса в оживлённом, быстром темпе).

Для формирования умения самоконтроля требуются упражнения со специальными заданиями.

Варианты заданий к упражнениям.

1. Укажите (обозначьте) в словах проверяемые безударные гласные.

2. Укажите (обозначьте) в тексте проверяемые безударные гласные.

3. Задания тестового характера:

а) укажите номер строки, в которой все слова содержат орфограмму – безударную гласную в корне и т. п.

4. Укажите слова с ошибками в выборе проверяемой безударной гласной, исправьте ошибки, обоснуйте свой выбор написания.

5. В тексте допущены ошибки на правописание проверяемой безударной гласной в корне, найдите и исправьте их. И т. п.

Приведём в качестве примера систему упражнений на формирование умения самоконтроля проверяемой безударной гласной корня.

Упражнение №1.

Укажите (подчеркните) безударные гласные в корне слова.

Бегом, белить, бледнеть, варить, верхушка, веселье, вечеринка, вещица, взлететь, видение, горожанка, доброта, единица, заплатить, забронировать, заварить, завернуть, привязать, выглянуть, заледенеть, прописать, запретить, отменить, замерзать, утихать, защищать, заявить, земляника, мостовая, навязать, наградить, наконец, напряжение, насладиться, натренировать, невидимка, обновить, одобрение, окончательно, оленёнок, опередить, орбитальный, освобождение, основной, откликаться, оформление, пищевой, победитель, повторить, соболиный, сожалеть, сознавать, чернота, шерстяной, щебетать.

Упражнение №2.

Укажите номера слов, в которых допущены ошибки в правописании безударной гласной в корне из-за неправильно подобранного проверочного слова.

1.Ослажнение – слаженный; 2. хватать – хваткий; 3. карательный – кара; 4. накопить – накопит; 5. опаздать – опаздывать; 6. наслождаться – сложный; 7. накрениться – крен; 8. привидение – видеть; 9. шептаться – шепчет; 10. укороченный – коротко; 11. неумолимый – молит; 12. удалённый – даль; 13. далина – дальний; 14. обливаться – лить; 15. прсвятитель – свято; 16.спешите задание – пеший; 17. ободрённый – бодро; 18. трагический – трагик; 19. пощадить – нещадно; 20. одарённый – дарит; 21. утишительный – тише; 22. раздаваться – дать; 23. завинтить – винт; 24. содрогнуться – вздрогнуть; 25. отворить овощи – створки; 26. облениться – лень; 27. проживать пищу – жить; 28. копировать – копия; 29. вычистить грязь – чисто; 30. различать – различие; 31. раздевалка – раздеть; 32. ополчение – полк; 33. вопеющий – петь; 34. глаза слепаются – слепнет; 35. зачисление – числа; 36. изобретатель – изобрёл; 37. опасаться – опасный; 38. снижаться – ниже; 39. проживать в доме - жить.

Упражнение №3.

Укажите номера слов, в которых допущены ошибки в выборе безударной гласной в корне слова.

1. всклакоченный 11. повадырь

2. заморить 12. переместиться

3. затемнить 13. подновлённый

4. короткий 14. покаяние

5. молотить 15. поскоблить

6. накрениться 16. притягательный

7. обронить 17. разгородить

8. одряхлеть 18. разогревание

9. оправдаться 19. распрямить

10. отломать 20. убиение.

Упражнение №4.

Запишите предложения, подчеркните проверяемые безударные гласные в корнях слов.

1. Звуки оркестра, жесты мима, движения танцовщицы, переливающееся стекло вазы, изгибы мраморной статуи, краски, линии картины – всё это знаки великого языка искусства, соединяющего людей. (По А. Новикову).

2. Истомлённые перелётом, отяжелевшие от морской влаги, скворцы стремятся туда, куда их обманчиво манят свет и тепло, и в своём быстром лёте они разбиваются грудью о толстое стекло, о железо и камень. (По А. Куприну).

3. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей, они ломали линию строя, тревожно кружились над степью, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. (По В. Закруткину).

4. Кто не любит вспоминать, как описал Гоголь внешность Чичикова или, вернее, как он отказался её описывать: «…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

(По И. Андроникову).

5. В телегах, свесивши ноги, держа в руках вожжи, сидят мужики в вышитых рубахах; бабы в разноцветных сарафанах трясутся на телегах, вытянув ноги. (По И. Соколову – Микитову).

6.На месте срубленного леса белела щепа, среди срубленных сучьев и поблёкших листьев возвышались три тонкие берёзки с уцелевшими макушками. Их очертания хорошо гармонировали с открытыми далями… (По И. Бунин).

7. Зной был нестерпим по-прежнему. Он как будто висел над самой землёй густым тяжёлым слоем; на тёмно-синем небе, казалось, крутились какие-то мелкие, светлые огоньки сквозь тончайшую, почти чёрную пыль. (По И. Тургеневу).

8. Притаивши дух, не дрогнув и не спуская глаз с пруда, он, казалось, переселился в глубину его и видит: наперёд белый локоть выставился в окно, потом выглянула приветливая головка с блестящими очами и оперлась на локоть. И видит: она качает слегка головою, она машет, она усмехается… (По Н. Гоголю).

9. Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги; то была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью, как все дороги, но шириною в несколько десятков сажен. (По А. Чехову).

10. Холмов уже не было, а всюду, куда ни взглянешь, тянулась без конца бурая, невесёлая равнина; кое-где на ней высились небольшие курганы и летали вчерашние грачи. (По А. Чехову).

Упражнение №5.

Перепишите, вставляя на месте пропусков нужные буквы, подбирая проверочные слова. После окончания проверьте себя по ключу.

ЛЮБОВЬ

Я знал, что пл…нительное несчастье подкрадывается ко мне, и радость слонялась со мной по ветреным улицам. Как она пришла, любовь, которой я не ждал! Как-то всё смешалось: пустынные с…ды, солнце над морем, радость дышать с…леным туманом, и крепнущая любовь.

Любовь созрела и цв…тёт, и з…леные м…рские дни как дни из сказки. Я жду случайной встречи. Несколько дней на душе саднит, как тонкая трещина, боль о том, что просторные дни см…няются, как перевёрнутые страницы, а я не вижу её. Я прохожу около её дома. На подмёрзшей земле я ищу сл…ды её ног. Я тихо касаюсь з…леных ставен, ограды х…лодного сада, к которым прикоснулись её руки.

Я не м…гу передать боль и радостную сладость этой любви, когда ждёшь неизбежных потр…сений, когда исполинское солнце прол…тает над притихшими зимними днями.

На бульваре я купил прел…стную раковину. Она вся была овеяна твёрдой розовой пеной. В раковине звучал отд…лённый шум прибоя. Она тоскует по морю и всё шумит, как в…лна. Человека тоже взяли от иной, прекрасной жизни и пос…лили в этом с…роватом ч…стилище. Каждый т…мится по своему морю, которое помнит сердце. Я часто прислушиваюсь к себе и слышу, как неясным сладостным пением подымается из души любовь.

С л…дниковых полей тянет слабым зап…хом фиалок. Д…лины л…жат вн…зу, как поз…л…невшие бронзовые чаши. В великой горной т…шине ст…ит жаркое и близкое солнце. Будто ветром выдуло из меня старую душу и вместо неё – горное солнце и воздух л…дниковых п…лей.

Любовь как горные перевалы. Видно на сотни вёрст, но не каждому дано приблизиться и погрузить св…и х…лодные и чистые ручьи Эльбруса.

(ПО К. Г. Паустовскому)

Упражнение № 6.

Напишите текст упражнения № 5 под диктовку и вновь проверьте себя, действуя по алгоритму самопроверки.

Упражнение № 7.

Вернитесь к общему алгоритму работы над правилом, повторите его. Внимательно прочитайте предложения, действуя по алгоритму, найдите слова, в которых допущены ошибки в выборе проверяемой безударной в корне слова. Подберите к ним проверочные слова и запишите их правильно.

Построенная таким образом работа студентов позволяет максимально индивидуализировать учебный процесс. Так как студенты решают исключительно свои проблемы в области правописания, значительно повышается их ответственность за результат. Формальным перестаёт быть как текущая работа по повторению, так и промежуточный и итоговый контроль. Всё это в совокупности способствует повышению уровня орфографической, пунктуационной, речевой культуры обучающихся.

Название : Говорите и пишите по-русски правильно.

В пособии в занимательной форме излагаются важнейшие вопросы речевой культуры, связанные с нормативностью речи, ее благозвучием, выразительностью. Многочисленные живые примеры помогут без труда усвоить лексические, грамматические, стилистические и орфоэпические нормы русского языка, то есть научиться писать по-русски не только правильно, но и красиво.
Книга адресована школьникам, преподавателям русского языка, студентам-филологам, журналистам и всем, кто интересуется русским языком.

Название : Грамматика русского языка в таблицах и схемах.

В пособии в конспективной табличной форме изложен материал по курсу Русский язык. Пособие может быть использовано как краткий справочник для работы дома, а также при подготовке к экзаменам и тестированию.


Скачать и читать Грамматика русского языка в таблицах и схемах - Новичёнок И.К.

Название : Грамотность за 12 занятий - Русский язык.

Новая система обучения практической грамотности позволяет повторить, систематизировать и обобщить знания по орфографии и пунктуации, сформировать устойчивые навыки грамотного письма, создать базу, на основе которой можно продолжить углубленное освоение норм русского правописания.
Пособие предназначено для учащихся 8-11 классов, абитуриентов и всех желающих в кратчайшие сроки научиься писать грамотно.


Скачать и читать Грамотность за 12 занятий - Русский язык - Фролова Т.Я.

Название : Интенсивный курс русского языка - Пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках.

В пособии представлены наиболее трудные правила русской орфографии и пунктуации с комментариями и инструкциями, облегчающими их запоминание и применение. Анализируются типичные речевые ошибки. Цель авторов - помочь выпускникам школ и поступающим в вузы закрепить и усовершенствовать навыки правописания и подготовиться к централизованному тестированию по русскому языку. Может быть использовано на уроках русского языка в средних школах и гимназиях, а также для самоподготовки к сочинению и тестированию.


Скачать и читать Интенсивный курс русского языка - Пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках - Иссерс О.С., Кузьмина Н.А.

Название : Пунктуационный разбор предложения.

Предлагаемое вашему вниманию учебное пособие поможет восполнить пробелы, связанные с изучением пунктуации.
Материал пособия подобран и сгруппирован тематически, с учетом тех типичных пунктуационных ошибок, которые часто допускаются учащимися.


Скачать и читать Пунктуационный разбор предложения - Ушакова О.Д.

Название

Учебное пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом для средних специальных заведений. Он включает основные понятия культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения; расширяет представление о русском языке, его возможностях; знакомит с особенностями звучащей речи, с невербальными средствами общения; обучает правилам речевого этикета. Для студентов средних специальных заведений.


Скачать и читать Русский язык и культура речи - Введенская Л.А., Черкасова М.Н.

Русский язык и культура речи - Максимов В.И.

Название : Русский язык и культура речи.

Учебник в развернутом виде представляет теоретический материал, очерченный программой, имеет практическую направленность, учит выполнению действий, приводящих к формированию умений и навыков делового общения. К каждой главе приложены контрольные вопросы и список рекомендуемой литературы.
Предназначен для студентов высших учебных заведений.

Популярные задания

Задание № 44
44. Правда, заключенная в стихах поэта, бросается в глаза. Уже ранние романтические произведения писателя произвели неизгладимое впечатление на современников. У Плюшкина крестьяне мрут, как мухи. Во всем произведении красной нитью проходит мысль о будущем России. Среди художественных средств по>мы особую роль играют сравнения. Сразу же после приезда Базарова жизнь в именин Кирсановых начала бить ключом. Фамусов не любит долго заниматься делами, у него заведен такой обычай: Подписано, так и с плеч горой. По словам Чацкого, дым отечества всем сладок и причтен.

Задание № 369
369. Щука-кумушка за карпом-куманьком гонялась. Сила н очарованье тайги не только в деревьях-гигантах. Жил в хижине бедняк-сапожник. У меня есть рассказ Снег. Он был неизменно удачлив во всех предприятиях. Ивана Ивановича н Буркнна встретила в доме горничная, молодая женщина. Собирались мы чаше всего у Бориса Мурузова, зоолога. На черном крыльце пела Василиса-стряпка. Старый дядька Андрея, Антон, высадил Пьера из коляски. Ннколушка пошел по мягкой похрустывающей хвое лесному ковру. Сверстники Тургенева питомцы школы великого поэта, вскормленные его поэзией, мы все сохранили в себе навсегда обаяние его гения. У Пушкина, этого отца русского искусства, в слове было два прямых наследника Лермонтов и Гоголь, породившие целую плеяду нас, деятелей 40-х, 60-х годов... Как человек замечательно умный, он не встречал себе равного. Как художник слова. Н.С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы, Л. Толстой, Гоголь. Тургенев, Гончаров. С шофером сидел лейтенант-связист. Жена Николая Николаевича, француженка, не меньше его отличалась гуманностью, добротой и простотой. Я увидел полковника Полякова начальника казацкой артиллерии, игравшей в тот день важную роль, и вместе с ним прибыл в оставленное селение. Я неторопливо дошел до старой корчмы, нежилой развалившейся хаты, и стал на опушке хвойного леса. Здесь живут обычные спутники моих охотничьих экскурсий лесники Захар и Максим. Я снова посудником на пароходе Пермь... Теперь я черный посудник или кухонный мужик. В Кухне воеводит дорогой повар Иван Иванович по прозвищу Медвежонок, Девочки, в особенности Катснька, с радостными восторженными лицами смотрят в окно на стройную физиономию садящегося в экипаж Володи. Шофер загудел сиреной, из лощинки выбежала девушка-почтальон. Ее отец Платон Половцев, инженер, был старым другом моего отца. Мы, охотники, счастье свое находим у огня. Второй Чаадаев мой Евгений, боясь ревнивых осуждений, в своей одежде был педант и то, что мы назвали фрагг. Окно это выходило из комнаты, в которой обитала на летнем положении молодая, только что выпушенная из консерватории первая скрипка Митя Гусев. В зеленом небе появились звезды предвестницы мороза.

Показать остальное


Цели данного пособия следующие: 1) укрепить орфографические и пунктуационные навыки учащихся на базе повторения грамматики и осознания сущности русской орфографии и пунктуации; 2) несколько расширить лексику учащихся; 3) исправить наиболее типичные для учащихся отступления от лексико-грамматических и произносительных норм русского литературного языка.
Практические цели пособия обусловили его содержание, структуру в целом и построение отдельных глав. Орфографические и пунктуационные правила, а также ьключённые в книгу краткие сведения по лексике, орфоэпии, грамматике и стилистике предназначены не для заучивания, а для справок и самостоятельной работы учащихся. Большинство таких сведений является повторением и обобщением того, с чем ученики должны быть знакомы из курса восьмилетней школы.
С седьмого по одиннадцатое издание книга печаталась без изменений.
При подготовке к двенадцатому изданию (1963 г.) пособие было существенно переработано С. Е. Крючковым и Л. А. Ч е ш к о. При этом С. Е. Крючковым был написан новый раздел «О правильном произношении», а Л. А. Чешко - «Лексика (краткие сведения)».
С 1963 г. все последующие издания книги печатались без изменений.
При подготовке к настоящему, тридцать второму, изданию сложившаяся структура пособия сохранена. В книгу внесены исправления и дополнения, преимущественно связанные с переходом общеобразовательной школы на новые учебники по русскому языку для IV - VIII классов, усилена практическая направленность пособия, пересмотрены и обновлены тексты, увеличено количество упражнений комплексного характера и т. д. Основная целевая установка пособия осталась прежней: оно рассчитано в первую очередь на выработку у учащихся старших классов твёрдых навыков грамотного письма.
Тридцать второе издание подготовлено к печати (с внесением всех поправок и изменений) Л. А. Чешко.

§ 1. О РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
Русский язык - это национальный язык великого русского народа, включающий в себя всю совокупность языковых средств, которые используют в своем общении русские люди. Вместе с украинским и белорусским он входит в группу восточнославянских языков.
Высшей формой русского языка является язык литератур-н ы й, обладающий целой системой норм, в становлении и укреплении которых, их обработке и шлифовке выдающуюся роль сыграли русские писатели, ученые, публицисты, общественные деятели. «Язык создастся народом, - отмечал А. М. Горький. - Деление языка на литературный и народный значит только, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык и обработанный мастерами».
Нормы литературного языка охватывают как устную, так и письменную речь, произношение, лексику, грамматику, правописание. Например, в русском литературном языке не принято говорить «облегчить», «средства», «инструмент» (надо: облегчить, средства, инструмент); не следует пользоваться такими словами, как «певень», «скородить», «намеднись» (вместо них употребляются петух, боронить, недавно)-, недопустимо употребление таких форм, как «делов», «офицера», «площадя», «жгём», «ездпет», «сыпят», «дожить», «ехай» (следует: дел, ск^ицеры, площади, жжём, ездит, сыплют, класть, поезжай)-, не соответствуют нормам такие словосочетания и предложения, как, например, «отметить о недостатках», «вера в победе»; «Которую книгу я читаю, очень интересная» (нужно: отметить недостатки; вера в победу; Книга, которую я читаю, очень интересная).
Каждый культурный человек должен хорошо владеть и и о р-мами правописания (орфографии, пунктуации).
Наличие норм создаёт единство русского литературного языка, способствует его всеобщему, повсеместному употреблению - в школе и в печати, театре и радио, документах и научных трудах, художественной литературе и в повседневном общении.
СССР - многонациональное государство, в дружную семью советских народов входит более ста наций и народностей. Свободно и равноправно развиваются их языки, взаимно обогащая друг друга. В содружестве советских народов русский язык фактически стал общим языком межнационального общения, и его роль в укреплении их единства и сотрудничества постоянно повышается. Среди народов нашей страны неуклонно растёт стремление к овладению русским языком. Об этом, в частности, с очевидностью свидетельствуют результаты всесоюзных переписей населения. Так, если при переписи 1970 г. русский язык назвали в качестве второго языка, которым свободно владеют 41,9 млн. человек, то, по данным переписи 1979 г., их число увеличилось до 61,3 млн.
Русский язык приобретает всё большее международное значение. Он входит в число мировых языков, является одним из рабочих и официальных языков Организации Объединённых Нации, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения. Число изучающих русский язык за рубежом растёт.
Ещё в 1920 г. В. И. Ленин с гордостью говорил: «Наше русское слово «Совет» - одно из самых распространённых, оно даже не переводится на другие языки, а везде произносится по-русски» 1. Во многие языки мира вошли слова, отражающие советскую действительность, научно-технические достижения советских людей: большевик, комсомолец, субботник, колхоз, ударник, пятилетка, спутник, лунник и др.
Мощь и богатство русского языка отмечали писатели-классики и общественные деятели. Так, М. В. Ломоносов находил в нём «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
Русский язык, по мнению А. С. Пушкина, «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах», «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам», звучный и выразительный.
И. С. Тургенев называл русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
Очень высоко оценивали русский язык классики марксизма-ленинизма. К. Маркс и Ф. Энгельс в течение длительного времени изучали русский язык; они читали в подлиннике сочинения русских общественных деятелей, произведения выдающихся русских писателей, среди которых К. Маркс особенно ценил Пушкина, Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Ф. Энгельс писал, что русский язык «всемерно заслуживает изучения и сам по себе, как один из самых силь-лых и самых богатых из живых языков, и ради раскрываемой им литературы» *.
Величие и мощь русского языка отмечал В. И. Ленин: «...язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского - велик и могуч» 8.
Огромная культурная ценность русского языка, его мощь и величие обязывают внимательно и серьёзно изучать его.
I. Как вы знаете, литературный язык в зависимости от того, где и для чего он используется, делится на ряд стилей. Прочитайте и определите стилистическую принадлежность каждого текста и мотивируйте свой ответ.
Тексты III и IV перепишите. Объясните правописание.
I. Предприятия, организации, учреждения и граждане обязаны возместить убытки, причинённые нарушением законодательства о недрах, в размерах и порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР и союзных республик. Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятия, организации и учреждения понесли расходы, связанные с возмещением убытков, несут материальную ответственность в установленном порядке.
II. Человек должен с детства, со школы помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой, красивейшей землёй в мире, которую зовут Родиной. Пона одна у человека. И если ей будет угрожать смертельная опасность, он должен встать на её защиту и стоять, если нужно, насмерть. И он станет бессмертным!..
Советский патриотизм - святое дело, великая сила содружества всех братских народов нашей Родины!
III. Но вот наступает вечер. 3,.ря запылала пожаром и обхватила (пол)неба. Солнце сади..ся. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стекл..ный; (выдали л..жится мягкий пар, тёплый на вид; вместе с росой падает алый блеск па поляны, ещё недавно облитые потоком жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени...
IV. З..ря - совокупность красочных световых явлений в атмосфере при заходе Солнца или перед его восходом; представляет собой закономерную смену окраски неба, которая завис..т от положения Солнца относительно линии горизонта. Когда Солнце склоняется к горизонту и нет облаков, небо над горизонтом окрашивается в жёлтый или (оранжево) красноватый цвет, иногда с коричневым оттенком. Это объясняется тем, что при прохождении солнечными лучами длинного косого пути в атмосфере голубые и фиолетовые лучи ослабляются благодаря рассеянию света, оставшиеся же лучи, а заодно и осв..щаемая ими атмосфера пр..обретают желтоватую или красноватую окраску.
V. Тропики чувствуются сразу... На третий день Яша забирает раскладушку и уходит на палубу.
Из солидарности отправился ночевать вместе с Яшей. Только-только уснул, пошёл дождь. Яша спит под тентом, ему хоть бы хны. А мне под тентом места не хватило.
- Век живи, век учись, - сказал назидательно мой сосед и повернулся на другой бок. - Знаешь, как приятно, когда над тобой барабанит дождь.
- Знаю, - огрызнулся я и поплёлся на свой диван *.
2. Подберите по одному небольшому тексту, относящемуся к научному, официально-деловому, публицистическому н художественному стилям. Аргументируйте свой выбор.

ЛЕКСИКА.
(Краткие сведения.)
§ 2. СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
ТОЧНОСТЬ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ.
Слово представляет собой важнейшую единицу языка. При помощи слов называются все многообразные явления окружающего нас мира (предметы, их признаки, действия, состояния). Выполнять эту роль слово может потому, что оно имеет определённый смысл, значение, которое называется лексическим значением.
В лексическом значении слова получают отражение сложившиеся у людей представления о существенных сторонах предметов, действий, признаков. Например, слово брошюра имеет лексическое значение «небольшая книжка в виде сшитых или скреплённых листов, обычно без переплёта»; в этом значении отражены наши представления о существенных признаках такого рода печатных изданий. Слово рассчитать имеет лексическое значение «произвести подсчёт, исчисление чего-либо»; в этом значении отражены наши представления о существенных признаках такого действия. Слово лиловый имеет лексическое значение «светло-фиолетовый», «цвета сирени или фиалки»; в этом значении отразились наши представления о существенных признаках такого признака. Точность словоупотребления и состоит в соблюдении лексических норм русского литературного языка, в умении пользоваться словами в письменной и устной речи в полном соответствии с их сложившимися и закрепившимися в языке лексическими значениями.
* К неточности в выборе слов и речевым ошибкам ведёт употребление пишущим (говорящим) слов, лексическое значение которых он или не понимает, или понимает не вполне правильно. Так, слово гарцевать означает «искусство ездить верхом», например: По сторонам на скакунах гарцуют удальцы лихие. (Р.) Из-за непонимания пишущим различия в лексическом значении слов ехать, ездшпь («двигаться, перемещаться на чём-либо») и гарцевать допущена лексическая ошибка в таком предложении: Ионыч гарцует на бричке с ленивым кучером на козлах. «Гарцевать на бричке», естественно, нельзя; у А. П. Чехова в рассказе Шоныч» говорится, что доктор Старцев *.,.едет на тройке с бубенчиками, и Пантелеймон сидит на козлах».
Часто неточность изложения, лексические ошибки связаны с неверным использованием иноязычных слов. Так, слово плеяда имеет лексическое значение «группа выдающихся деятелей на ка-
ком-либо поприте в одну эпоху», например: Можно то шко восхищаться волей и умением, проявленными в начале XIX века главной плеядой русских кругосветных мореплавателей. (Т. С.) Это слово совершенно неоправданно использовано в таком предложении: В плеяде образов помещиков особенно страшен Плюшкин (вместо слова плеяда здесь можно было бы использовать, например, слово галерея - «длинный ряд чего-либо»).
Нередко к ошибкам ведёт недостаточное разграничение пишущим значений однокоренных слов. Так, слово заглавный имеет значение «содержащий заглавие», «указывающий на действующее лицо, именем которого названы пьеса, опера, фильм и т. д.», например: Мне была поручена заглавная роль в новой постановке - в «Дон Кихоте» (II. Черкасов). Нарушает лексические нормы русского литературного языка употребление слова заглавный в значении «главный, основной, наиболее важный», например: Заглавная роль в комедии «Ревизор», бесспорно, принадлежит Хлестакову (следовало использовать слово главный).
При выборе слова необходимо учитывать и его возможную, сложившуюся в языке сочетаемость с другими словами Так, слово львиный в значении «самый большой, лучший» сочетается лишь со словом доля, например: Львиную долю технических материалов мы изыскали на месте. (В. Аж.) Нарушение лексической сочетаемости этого слова допущено в следующем предложении: Помещики присваивали львиную часть доходов крестьян (следовало вместо слова львиную использовать слово большую или, лучше, слово часть заменить словом доля).
Наконец, к числу речевых недочётов, связанных с неточным пониманием лексических значений слов, относится многословие - употребление слов лишних, ничем не дополняющих того, что уже выражено другими словами. Например, в предложении Павка впервые познакомился с Тоней случайно таким лишним словом является слово впервые, поскольку глагол познакомиться уже означает «вступить в знакомство». Ср. в поэме Н В. Гоголя «Мёртвые души»: Тут же [на «домашней вечеринке»] у губернатора познакомился он [Чичиков| с весьма обходительным и учтивым помещиком Маниловым и неуклюжим на взгляд Собакевичем...
Чтобы употреблять слова точно, надо хорошо знать их лексическое значение и при сомнении обращаться к справочникам, прежде всего к толковым словарям русского языка (см. 5; 10).
3. Прочитайте и скажите, что значат выделенные слова. Перепишите, указывая в скобках лексическое значение этих слов. Какие из этих написаний можно проверить. какие относятся к непроверяемым?
1) Пусть он пока останется на том же месте, а мы тем временем успеем пр..искать подходящего преемника. (М.-С.) 2) Так появился в её [Муси! жизни ид..ал, к которому с того дня она стр..мнлась всеми силами настойчивой и упрямой души. (Пол.) 3) Я взош..л на гору и сел там, глядя вниз на бескрайнее могучее море. (М. Г.)
4) Чтобы быть метеными друзьями, нужно быть увер. ным друг в друге. (Л. Т.) 5) Пушкин и Гоголь были соврем..ники. (Т. С.) 6) Заслуженным уважением пользуются в нашей стране ветераны войны и труда. (Газ.)
4. Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова и объясняя (устно) их значение.
I. 1) Смеяться... смехом. Перенести... болезнь (заразный,
заразительный). 2) Это был человек отсталый Заболеть...
туберкулёзом (костный, косный). 3) Иметь... намерения. Обладать... характером (скрытый, скрытный). 4)... мастер.... шёлк (искусственный, искусный). 5).. женщина.... слово
(обидный, обидчивый). 6) Стоять в... позе. Принять... меры против нарушителей дисциплины (эффективный, эффектный).
II. I) Наблюдать за... развитием растения. Идти впереди...
(процесс, процессия). 2) Бороться за техннческ................Решать
задачи на... (прогрессия, прогресс). 3) Оказаться человеком невоспитанным Мало читать, быть.. (невежда, невежа). 4) Взять
... над школой. Участвовать в факельном... (шефство, шествие).
5) Произнести... в честь кого-либо. Уехать отдыхать в... (здравница, здравица). 6) Писатель Тургенев рассказал о трагической судьбе... Герасима. Троекуров был жестоким. . (крепостник, крепостной). 7) В больнице работает опытный.... В пьесе выведен отрицательный... (персонаж, персонал).
III. I) На дворе стало.... Сирень начала... (расцветать, рассветать). 2)... ребенка.... ботинки и калоши (одеть, надеть). 3)... плохого работника.... разные краски (смешать, сместить). 4).. на вершину горы.... в класс (войти, взойти).
5. Прочитайте. Укажите, какие допущены лексические ошибки. Внесите необходимые исправления и перепишите.
1) Читая «Молодую гвардию», мы, юноши н девушки, не знавшие войны, видим, как героически боролись с захватчиками наши современники. 2) Через весь роман проходит фабула патриотизма.
3) Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии параллельно, взаимно пересекаясь. 4) В момент пребывания на юге Пушкин пишет романтические произведения. 5) Очень рано я понял, что биология - завлекательная наука. 6) Сначала о Манилове складывается двойное впечатление. 7) С первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком. 8) Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии. 9) Наиболее даровитые произведения созданы писателем уже в послереволюционные годы. 10) Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о прибытии настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 11) Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Плюшкиным и Ноздрёвым. 12) Чтение классической русской литературы обогащает кругозор людей. 13) Диалекты встречаются не только в языке героев рассказа, но и в речи самого автора.
У слова может быть не одно, а несколько значений. Так, слово серп имеет значения: 1) «ручное сельскохозяйственное орудие в виде сильно изогнутого, мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков», например: Колосья в поле под серпами ложатся жёлтыми рядами. (Л.); 2) «то, что имеет форму такого предмета», например: Серп луны в просветы тучи с грустью тихою глядит. (Бун.) Слово таять имеет значения: 1) «превращаться в воду под воздействием тепла», например: Уж тает снег, бегут ручьи. (Тютч.); 2) «худеть, чахнуть», например: Кузнецова девочка, Фек-пуша, таяла с каждым днём. (Гл.); 3) «исчезать, постепенно рассеиваясь в воздухе», например: В небе тают облака. (Тютч.);
4) «уменьшаться в количестве, числе, объёме», например: Французские войска равномерно таяли в математически правильной прогрессии. (Л. Т.) Слово седой имеет значения: 1) «белый, серебристый» (о волосах), например: Его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском. (Т.); 2) «серовато-белый, белёсый», например: Над седой равниной моря ветер тучи собирает. (М. Г.); 3) «относящийся к далёкому прошлому», например: Бесследно проходят седые века над молчаливой страной. (Сераф.)
Наличие у слова нескольких связанных между собой значений называется многозначностью Она возможна потому, что явления имеют обычно те или иные общие свойства, признаки, что и позволяет использовать одно и то же слово для наименования таких явлений.
У многозначного слова выделяется прямое и переносное значение. Прямое значение непосредственно указывает на явления окружающего нас мира и не мотивировано другими значениями этого слова. П е р е н ос н ое значение по смыслу связано с прямым и мотивировано им. Так, слово г»уча имеет прямое значение - «большое облако, грозящее дождём, снегом, градом», например: Облачко обратилось в белую туну, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. (П.) У этого же слова есть и переносные значения: 1) «густая, движущаяся масса, множество чего-либо», например: Со свистом туча стрел взвилась... (П.); 2) «что-то угрожающее, мрачное», например. Снова тучи надо мною собралися в тишине. (П.)
В словах серп, таять, седой первые из перечисленных значений - прямые, остальные - переносные.
Многозначность слова, его способность употребляться в переносных значениях широко используется писателями и публицистами как стилистическое средство, усиливающее образность речи, позволяющее представить описываемые явления более ярко и наглядно, например: I) В большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца. (Л. Т.) 2) Река раскинулась. Течёт, грустит лениво и моет берега. (А. Б.) 3) Занимающийся рассвет озаряет людские потоки, устремляющиеся к заводским проходным. Крепка, уверенна поступь созидателей, сплочённых единой целью. (Газ.)
Авторы для большей выразительности речи могут также намеренно сопоставлять, сталкивать различные значения слов, например: 1) Вечером у меня вечер. Приходи. (Ч.) 2) Из класса школьного - в рабочий класс (об учащихся, которые сразу после окончания средней школы пошли на производство). (Газ.) 3)Только одно огорчает до слёз: сердце - на лето, годй. - на мороз. (Друнина.)
Этот приём явного или скрытого сопоставления прямых и переносных значений слов часто используется и в названиях произведений, например: «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Гроза» А. Н. Островского, «Обрыв» И. А. Гончарова, «Воскресение» Д. Н. Толстого.
В некоторых случаях, однако, не вполне продуманное построение предложений может вести к нежелательной двузначности, неясности в употреблении многозначного слова, приводить к затруднениям в понимании смысла высказывания, например: В музее экскурсантам были показаны старинные полотна (ткани или картины?). Такое недостаточно ясное употребление многозначных слов нежелательно.
6. Прочитайте. Сравните в каждой группе лексические значения выделенных слов. Какое из значений прямое, какое - переносное? Какие общие свойства разных предметов, признаков или действий позволяют называть их одним словом?
1) Стальная игла - игла сосны. 2) Берег моря - море флагов.
3) Бронзовая монета - бронзовый загар. 4) Воет волк - воет буря. 5) Гладить бельё - гладить волосы. 6) Подошва туфель - подошва горы. 7) Светлая аудитория - внимательная аудитория. 8) Работа на производстве - сдать работу. 9) Читать Чехова - произведения Чехова. 10) Штык винтовки - отряд в тысячу штыков.
7. Прочитайте. Определите значения выделенных слов. Какие из них употреблены в прямом, какие - в переносном значении? Перепишите. Объясните правописание.
1) Г..рит восток з..рёю новой. 2) Бывало, он ещё в постеле: к нему записочки несут. Что? Прнглашенья? В самом деле, три дома на вечер зовут. 3) Бр..ннл Гомера, Феокрита; за (то) читал Адама Смита, и был глубокий эконом. 4) Края Москвы, края родные, где на з..ре цветущих лет часы беспечности я тратил золотые, (не)зная горестей и бед. 5) Пылай, камин, в моей пустынной келье. 6) Вся деревня бежит к нему навстречу, все его приветно поздравляют. 7) Он... выигрывал беспрестанно, и загребал себе золото, и клал ассигнации в карман. 8) Но торжеством победы полны ещё кипели злобно волны. 9) Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара.
(А. С. Пушкин.)
8. Прочитайте. Укажите, с какими целями используются многозначные слова. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните их употребление.
1) Называю её (повесть! великою потому что она в самом деле выходит великою т. е. большою и длинною. (Ч.) 2) С этой историей
случилась история нам рассказал её приезжавший из Гадяча Степан Иванович Курочка. (Г.) 3) В кебе вон луна такая молодая что её без спутников и выпускать рискованно. (Маяк.) 4) Я пошёл на базар и стал предъявлять местным жителям фотографию с лермонтовского рисунка. Очень скоро я достиг значительных результатов: превратил базар в настоящий базар. (И. Андр.) 5) Маяковский ваши стихи (нг)волнуют (не)греют (не) зар..жают. - А\он стихи (не)море (не)печка и (не) чума. (Кассиль.)
9. Прочитайте. Укажите, в прямом или переносном значении употреблены выделенные слова, с какими целями они используются авторами. Предложения 5 - II перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните их употребление.
1) Тихо льётся с клёнов листьев медь. (Ес.) 2) Облетает моя голова, куст волос золотистый вянет. (Ес.) 3) Разыгралась тройка-вьюга. (Ес.) 4) Буран утнх. Весь Актюбинск спешил на работу. (И. Апдр.) 5) Отгорела (ли) наша рябина осыпаясь под белым окном? (Ес.) 6) Только слышно по улице где (то) одинокая бродит гармонь. (Исак.) 7) Ехал я из Берлина на попутном борту. (Твард.) 8) Вдруг сигнал за поворотом дверцу выбросил шофёр тормозит: Садись пехота. Щёки снегом бы натёр. (Твард.) 9) Чёрные фраки мелькали п носились врознь и кучами там и там как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета когда старая ключница рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном. (Г.) 10) К Тамбову подступали две с половиной тысячи сабель (то)есть всего три полка. (Фед.) 11) Почему (же) два искусственных манто делятся на весь вагон впечатлениями о вчерашней вечеринке п позавчерашней ревизии? (Газ.)


KOHEЦ ФPAГMEHTA УЧЕБНИКА