Тема родины в поэзии Ф. И

Всю свою жизнь Ф. И. Тютчев верил в особое предназначение России, в великую судьбу ее. Судьба же самого поэта сложилась так, что свои лучшие годы он провел за границей. Тютчев длительное время служил в Мюнхене, в русской дипломатической миссии. Живя в Германии, Федор Иванович побывал во многих странах Европы - в Греции, Италии, во Франции. Однако мысль его всегда была устремлена к России, он был «русский сердцем и душою».

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Эту веру поэт пронес через всю свою жизнь. «Истинный защитник России - это история; ею в течение трех столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым она подвергает свою таинственную судьбу», - писал Тютчев в статье «Россия и Германия».

Россия для поэта - это «край родной долготерпенья», «грустные места», со свинцовым небосклоном и огромными снежными равнинами. В лирике Тютчева мы встречаем множество прекрасных скромных русских пейзажей. Вот «бледные березы», «пустырник легкий», «мох седой». Все так бледно, уныло, мертвенно. Кажется, усталая природа спит, «погрузившись в сон железный». Родной ландшафт рождает в душе поэта грусть:

Под дымчатым навесом
Огромной тучи снеговой
Синеет даль - с ее угрюмым лесом,
Окутанным осенней мглой...
Все голо так и пусто-необъятно.
В однообразии немом...
Местами лишь просвечивают пятна
Стоячих вод, покрытых первым льдом.
(«На возвратном пути»)

В душе его еще живы воспоминания о краях, где «радужные горы» и «лазурные озера». Однако Россия для Тютчева - это не только грустные места, застывшие в роковом безмолвии. Но это еще и Родина, с которой судьба разлучила его юношей и куда он все же возвратился много лет спустя, зрелым мужчиной, чтобы исполнить свое истинное предназначение. Европа не стала для поэта родной. Запад и Восток всегда были противопоставлены в сознании Тютчева. Картины скромной русской природы и «бедных селений» у поэта одухотворенны и прекрасны, несмотря на их незатейливость и неброский вид. Но красота эта недоступна западному пониманию:

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.
(«Эти бедные селенья»)

Земля эта у поэта - земля, благословенная Господом. И именно в русской патриархальности, в православных традициях, в самом складе русской души Тютчев видел залог спасения России. Безоговорочная вера поэта в особый путь России, в ее особую миссию звучит в стихотворении «Нет, карлик мой! трус беспримерный!..». Стихотворение обращено к государственному канцлеру Карлу Васильевичу Нессельроде, который пропагандировал в России антирусские настроения. Русь, по мнению поэта, несмотря ни на какие веяния модных и прогрессивных идей, не отречется от своего великого предназначения:

То, что обещано судьбами

Уж в колыбели было ей,

Что ей завещано веками

И верой всех ее царей...

Венца и скиптра Византии

Вам не удастся нас лишить!

Всемирную судьбу России -

Нет! вам ее не запрудить.
(«Нет, карлик мой! трус беспримерный...»)

У России, по мысли Тютчева, свой особый путь, далекий от западных революционных идей, бунтов, восстаний и переворотов. Поэт считал, что революция по природе своей чужда России. «Россия прежде всего христианская империя. Русский народ - христианин не только в силу православия своих убеждений, но еще благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения. Он христианин в силу той способности к самоотвержению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы. Революция - прежде всего враг христианства», - писал Тютчев в статье «Россия и революция».

Революционное движение поэт воспринимал как безудержную природную стихию, проникнутую бесовским, сатанинским началом. Россия же в представлении Тютчева - страна незыблемых моральных устоев, страна патриархальности и стабильности общественного устройства. Любовь к ближнему, добро, справедливость, христианство и милосердие, мужество и сила духа - вот те качества, что издавна были присущи русскому человеку, что помогли ему выстоять среди всех исторических бурь, в пору смуты и вражеских нашествий. В этом залог величия и жизненной стойкости России.

Волн неистовых прибоем,

Беспрерывно вал морской

С ревом, свистом, визгом, воем

Бьет в утес береговой, -

Но спокойный и надменный,

Дурью волн не обуян,

Неподвижный, неизменный,

Мирозданью современный,

Ты стоишь, наш великан!

Так Тютчев писал в стихотворении «Море и утес». Бурные морские волны олицетворяют здесь западное революционное движение, утес же - незыблемость самодержавной России.

Думается, поэт и ошибся в своем пророчестве, и одновременно необычайно точно и верно предсказал будущее России. Пройдя через бунты, войны и революции, Россия все же не изменила себе, возвратившись к своим истокам и вечным ценностям - к христианству и милосердию, доброте.

Всю свою жизнь Ф. И. Тютчев верил в особое предназначение России, в великую судьбу ее. Судьба же самого поэта сложилась так, что свои лучшие годы он провел за границей. Тютчев длительное время служил в Мюнхене, в русской дипломатической миссии. Живя в Германии, Федор Иванович побывал во многих странах Европы - в Греции, Италии, во Франции. Однако мысль его всегда была устремлена к России, он был «русский сердцем и душою».

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Эту веру поэт пронес через всю свою жизнь. «Истинный защитник России - это история; ею в течение трех столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым она подвергает свою таинственную судьбу», - писал Тютчев в статье «Россия и Германия».

Россия для поэта - это «край родной долготерпенья», «грустные места», со свинцовым небосклоном и огромными снежными равнинами. В лирике Тютчева мы встречаем множество прекрасных скромных русских пейзажей. Вот «бледные березы», «пустырник легкий», «мох седой». Все так бледно, уныло, мертвенно. Кажется, усталая природа спит, «погрузившись в сон железный». Родной ландшафт рождает в душе поэта грусть:

Под дымчатым навесом
Огромной тучи снеговой
Синеет даль - с ее угрюмым лесом,
Окутанным осенней мглой...
Все голо так и пусто-необъятно.
В однообразии немом...
Местами лишь просвечивают пятна
Стоячих вод, покрытых первым льдом.
(«На возвратном пути»)

В душе его еще живы воспоминания о краях, где «радужные горы» и «лазурные озера». Однако Россия для Тютчева - это не только грустные места, застывшие в роковом безмолвии. Но это еще и Родина, с которой судьба разлучила его юношей и куда он все же возвратился много лет спустя, зрелым мужчиной, чтобы исполнить свое истинное предназначение. Европа не стала для поэта родной. Запад и Восток всегда были противопоставлены в сознании Тютчева. Картины скромной русской природы и «бедных селений» у поэта одухотворенны и прекрасны, несмотря на их незатейливость и неброский вид. Но красота эта недоступна западному пониманию:

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.
(«Эти бедные селенья»)

Земля эта у поэта - земля, благословенная Господом. И именно в русской патриархальности, в православных традициях, в самом складе русской души Тютчев видел залог спасения России. Безоговорочная вера поэта в особый путь России, в ее особую миссию звучит в стихотворении «Нет, карлик мой! трус беспримерный!..». Стихотворение обращено к государственному канцлеру Карлу Васильевичу Нессельроде, который пропагандировал в России антирусские настроения. Русь, по мнению поэта, несмотря ни на какие веяния модных и прогрессивных идей, не отречется от своего великого предназначения:

То, что обещано судьбами

Уж в колыбели было ей,

Что ей завещано веками

И верой всех ее царей...

Венца и скиптра Византии

Вам не удастся нас лишить!

Всемирную судьбу России -

Нет! вам ее не запрудить.
(«Нет, карлик мой! трус беспримерный...»)

У России, по мысли Тютчева, свой особый путь, далекий от западных революционных идей, бунтов, восстаний и переворотов. Поэт считал, что революция по природе своей чужда России. «Россия прежде всего христианская империя. Русский народ - христианин не только в силу православия своих убеждений, но еще благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения. Он христианин в силу той способности к самоотвержению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы. Революция - прежде всего враг христианства», - писал Тютчев в статье «Россия и революция».

Революционное движение поэт воспринимал как безудержную природную стихию, проникнутую бесовским, сатанинским началом. Россия же в представлении Тютчева - страна незыблемых моральных устоев, страна патриархальности и стабильности общественного устройства. Любовь к ближнему, добро, справедливость, христианство и милосердие, мужество и сила духа - вот те качества, что издавна были присущи русскому человеку, что помогли ему выстоять среди всех исторических бурь, в пору смуты и вражеских нашествий. В этом залог величия и жизненной стойкости России.

Волн неистовых прибоем,

Беспрерывно вал морской

С ревом, свистом, визгом, воем

Бьет в утес береговой, -

Но спокойный и надменный,

Дурью волн не обуян,

Неподвижный, неизменный,

Мирозданью современный,

Ты стоишь, наш великан!

Так Тютчев писал в стихотворении «Море и утес». Бурные морские волны олицетворяют здесь западное революционное движение, утес же - незыблемость самодержавной России.

Думается, поэт и ошибся в своем пророчестве, и одновременно необычайно точно и верно предсказал будущее России. Пройдя через бунты, войны и революции, Россия все же не изменила себе, возвратившись к своим истокам и вечным ценностям - к христианству и милосердию, доброте.

Проектная работа по литературе по теме: «Сравнение природы в произведениях Тютчева и Фета»

Подготовила ученица 10 «В» класса

Новохаритоновской школы №10

Попихина Анастасия.

Руководитель: Козулицына Светлана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы


Цели и задачи проекта:

  • Выделить существующие признаки поэтики Тютчева и Фета.
  • Определить своеобразие поэтики авторов.
  • Развить способности к анализу.
  • Воспитать эстетический вкус читателя.

Введение:

Девятнадцатый век щедро одарил нас духовными сокровищами. Среди замечательных поэтов и авторов этого «золотого века» достойное место принадлежит А.А. Фету и Ф.И.Тютчеву.

За годы долгой литературной жизни Тютчев стал крупнейшим представителем русской философской лирики. Всё пережитое и передуманное им нашло воплощение в его стихах.

Замечательная художественная одарённость Фета составляла суть его сути, душу его души. Уже с детства он был «жаден до стихов» , испытывал ни с чем не сравнимое наслаждение, читая Пушкина.


Немного биографии…

Тютчев Фёдор Иванович(1803-1873).

Родился и провёл детство в имении своего отца в Орловской губернии. В 15 лет поступил в Московский университет, в 17 лет закончил его и уехал на службу за границу. В 1836 году к Пушкину попала тетрадь со стихами неизвестного поэта, с подписью «Ф.Т.». Стихи Пушкину очень понравились и он опубликовал их в «Современнике». Позднее, уже Некрасовский современник опубликовал подборку стихов Тютчева и его имя сразу же стало известным.


Фет Афанасий Афанасьевич(1820-1892) .

Родился в селе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии. Через 14 лет после его рождения произошло неприятное событие: обнаружилась ошибка в записи о рождении, что лишило его дворянского титула. В 1837 году Фет окончил частный пансион Крюммера в городе Верро (Эстония). Первые стихи были написаны им еще в юности. Поэзия Фета впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон», почле чего издавались регулярно. Всю жизнь Фет пытался вернуть свой титул и это удалось ему только в 1873 году


Меню:

  • Признаки поэтики Тютчева и Фета.
  • Своеобразие поэтики Афанасия Афанасьевича и Фёдора Ивановича.
  • Стихотворения Великих лириков.
  • Вывод

Тютчев и Фет вошли в литературу как поэты «чистого искусства» , выражающие в своём творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы.

Для дальнейшего рассмотрения особенностей поэтики двух величайших поэтов, нам необходимо ввести понятие –лирический герой.

Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём.



«…Святая ночь на небосклон взошла,

И день отрадный, день любезный,

Как золотой покров, она свила,

Покров, накинутый над бездной.

И, как виденье, внешний мир ушёл…

И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь и немощен и гол,

Лицом к лицу пред пропастию темной…»

Ф.И. Тютчев

«…Земля, как смутный сон немая,

Безвестно уносилась прочь,

И я,как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной,

Иль сомны звёзд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис…»

А.А.Фет


Своеобразие поэтики Ф.И. Тютчева

Тютчев- поэт-философ. В своих стихах он стремится понять природу, включив её в систему философских взглядов, превратив её в часть своего внутреннего мира. У Тютчева нет «мёртвой природы»- она всегда полна непрерывного и вечного движения. Органический мир Фёдора Ивановича всегда многолик и разнообразен. Он представлен в постоянной динамике, в переходных состояниях: от зимы к весне, от дня к ночи:

« Тени сизые смесились,

Цвет поблёкнул, звук уснул-

Жизнь, движенья разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул…»


Фёдор Иванович Тютчев- певец стихий, то есть устойчивых составных частей природы. Особенность природы Тютчева в том, что в ней живут и действуют не конкретные лица, а сверхличные силы и закономерности. «Светлость» осенних вечеров и «певучесть» морских волн, «огневая лазурь» неба и «вещая дремота леса – это чистые проявления природы, выделенные из конкретного пейзажа и представшие не только взору, но и мысли.

« Уж солнца раскалённый шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звёзды светлые взошли

И тяготеющей над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течет меж небом и землёю,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобождённая от зною.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.»

Ф.И.Тютчев «Летний вечер»


Своеобразие поэтики А.А. Фета

В отличие от Тютчева, Фет не стремится «подняться» над природой, анализировать её с позиции разума. Ему важно запечатлеть мгновения. Природа у Фета необыкновенно очеловечена, она будто бы растворяется в чувстве лирика. Лирический герой ощущает себя её органической частью. Ему неведомы хаос, бездна, сиротство. Напротив, красота природы вливает в душу ощущение полноты и радости бытия.

В кустах малиновки звенят,

И с побелевших яблонь сада

Струится сладкий аромат.

Цветы глядят с тоской влюблённой,

Безгрешно чисты, как весна,

Роняя с пылью благовонной

Плодов румяных семена.

Сестра цветов, подруга розы,

Очами в очи мне взгляни,

Навей живительные грезы

И в сердце песню зарони.»

А.А. Фет « Цветы»


Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Прозрачный воздух, день хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё- простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь-

И льётся чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Ф.И. Тютчев


Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил своё чело,

Дохнул сентябрь, георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

А.А. Фет


Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветки шевелит.

Ещё природа не проснулась,

На сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Ф.И.Тютчев


Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

От вершин скользя к вершинам,

Ветр ползёт лесною высью.

Слышишь ржанье по долинам?

То табун несётся рысью.

А.А.Фет


Вывод:

Итак, мы рассмотрели изображение природы в творчестве таких двух русских поэтов, как Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Оба поэта сделали природу одной из центральных тем в своём творчестве. Часто с помощью картин природы эти поэты передают состояние человеческой души. Однако для Тютчева более характерно отношение к природе с позиции разума, а для Фета- с позиции чувства. Но бесспорно то, что оба поэта являются величайшими мастерами пейзажной лирики, и их творчество стало определяющим для многих литературных течений русского серебряного века.

Как всякий русский поэт, Федор Тютчев не мог быть только поэтом лирическим. Вся его поэзия проникнута глубоким, мистическим чувством к отчизне. Признавая наличие живой души в природе, он подобным образом видел ее в России. Более того, он считал Россию по природе своей христианским царством. По мысли его, призвана внутренне и внешним образом обновить человечество.

Для Тютчева Россия была не столько предметом любви, сколько веры - «в Россию можно только верить». Личные чувства его к родине были сложны и многоцветны. Было в них и отчуждение, а с другой стороны - благоговение к религиозному характеру народа.

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь небесный

Исходил, благословляя.

Были у Тютчева, наконец, минутные увлечения самым обыкновенным шовинизмом.

Тютчев не любил Россию той любовью, которую Лермонтов называл почему-то «странною». К русской природе он испытывал очень сложные чувства. «Север роковой» был для него.»сновиденьем безобразным», родные места он прямо называл «немилыми».

Итак, опять увиделся я с вами,

Места немилые, хоть и родные

Ах! Нет, не здесь, не этот край безлюдный

Был для души моей родимым краем.

Значит, его вера в Россию не основывалась на генетическом чувстве, а была делом сознательно выработанного убеждения. Первое высокопоэтическое выражение этой веры он дал в прекрасном стихотворении «На взятие Варшавы». В своей борьбе с братским народом Россия руководствовалась не зверскими инстинктами, а только необходимостью «державы цельность соблюсти», для того чтобы

Славян родные поколенья

Под знамя русское собрать

И весть на просвещенья

Единомысленную рать.

Эта вера в высокое призвание России возвышает самого поэта над мелкими и злобными чувствами национального соперничества и грубого торжества победителей.

Позднее вера Тютчева в Россию высказывалась в пророчествах более определенных. Сущность их в том, что Россия сделается всемирной христианской державой: «И не пройдет вовек // Как то предвидел Дух и Даниил предрек». Однако эта держава не будет подобием звериного царства. Ее единство не будет держаться насилием.

«Единство, - возвестил оракул наших дней, -

Быть может спаяно железом лишь и кровью...»

Но мы попробуем спаять его любовью, -

А там увидим, что прочней...

Великое призвание России, по мысли Тютчева, предписывает ей держаться единства, основанного на духовных началах:

Над этой темною толпой

Непробужденного народа

Взойдешь ли ты когда, свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?

Растленье душ и пустота.

Что гложет ум и сердце ноет...

Кто их излечит и прикроет?

Ты, риза чистая Христа...

Если принять точку зрения поэта, что Россия - душа человечества, то, как и во всякой душе, светлое духовное начало имеет против себя темную хаотическую энергию, которая еще не побеждена, еще не подчинилась высшим силам, которая еще борется за преобладание и влечет к смерти и гибели. Ее жизнь еще не определилась окончательно, она еще движется, двоится, увлекаемая в разные стороны противоборствующими силами. Воплотится ли в ней свет истины, спаяла ли она единство всех частей любовью? Сам поэт признает, что она не покрыта еще ризою Христа.

Значит, судьба России зависит от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного начал в ней самой. Условие для исполнения ее космической миссии есть внутренняя добра над злом. И тогда все остальное приложится ей.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Образ родины в лирике Ф. И. Тютчева . И в закладках появилось готовое сочинение.

В его стихах, неизменно совершенных стилистически, часто проявляется стремление постигнуть пространство и время. Родины также занимает важное место в его творчестве. Так, сборник 1850 года открывает стихотворение "Я русский", в котором описывается суровая, но прекрасная природа Севера:

Я русский, я люблю молчанье дали мразной,

Под пологом снегов как смерть однообразной,

Леса под шапками иль в инее седом

Да речку звонкую под темно-синим льдом.

Любопытно стихотворение "Шепот, робкое дыханье...". В нем совершенно нет глаголов, оно написано только назывными предложениями, но рисует полноценную картину:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и полыханье

Сонного ручья.

Стихи о природе, о России у Фета достигают особой утонченности, они изящны и музыкальны. Изящно-музыкальны.

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Поэт буквально чувствует, какие фонетические, ритмические приемы надо использовать в той или иной теме.

Сад весь в цвету,

Вечер в огне,

Так освежительно радостно мне!

Вот и стою,

Вот и иду.

Словно таинственной речи я жду.

Синтаксические параллелизмы, чередование длинно строк - форма служит содержанию безукоризненно. Несколькими строчками способен создать многоплановую картину с переходом в непостижимое будущее.

Няня добрая гадает,

Грустно голову склоня,

Свечка тихо догорает.

Сердце бьется у меня...

Стихи Фета часто использовали композиторы. Странно, если бы было иначе - его поэзия пронизана насквозь музыкальными стержнями. Стоит поэту захотеть, и в них звучит соответственная мелодия: шелест ветвей и журчание ручья, ночное озеро, отражающее

луну, пушистая верба, полет птиц...

Слышишь ли ты, как шумит вверху угловатое стадо?

С криком летят через док к теплым полям ,

Желтые шумят, в березняке свищет силища,

Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны...

Фет считал, что назначение поэта - "воплотить невоплощенное". Он понимал, что поэт видит то, что обычному человеку недоступно, видит так, как обычный человек без подсказки не может. Там, где первый видит траву, поэт созерцает бриллианты. Только поэт способен овеществить словами весну, осень, ветер, закат, надежду, веру, любовь. Или увидеть душу в скрипке...

Я жду... соловьиное эхо

Несется с блестящей реки,

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине горят светляки...

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом...

Вдали огонек одинокий

Трепещет под сумраком липок;

Исполнена тайны жестокой

Душа замирающих скрипок...

Как ни странно, но большинство людей знают романсы на слова Афанасия Фета, но не знают автора слов. Напойте: "На заре ты ее не буди, на заре она сладко так спит..." - и любой продолжит: "...Утро дышит у ней на груди, ярко пышет на ямках ланит".

Совершенно не обязательно, чтобы все восхищались образом утра, дышащего на груди у девушки. Вовсе не требуется, чтобы все знали, для чего поэт употребил анафору "на заре". И возможно, не так уж важно то, что, зная стихи Фета, не все знают, что они именно Фета. "Двойное бытие" всегда смущало поэта, но мечтал он о возможности "усилить бой бестрепетных сердец". И это ему удалось.

Дать жизни вздох.

Дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим.

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!