Определение абонента по голосу. Установление принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификация говорящего)

Я так понимаю, раз Вы зашли почитать эту статью, то Вас конкретно волнует определение своего голоса или определение голоса своего ученика. Тема эта, как Вы понимаете, очень длинная и Я не буду сейчас углубляться в различия голосов по их спинтовости или величине, о которой, Я уже писал в статье « ». Думаю, Вам интересно, именно определение голоса по типу, т.е.: , и т.д. Кстати, что б ни писать здесь о характеристиках различных голосов Вы можете ознакомиться с ними подробно в разделе « », та информация, надеюсь, Вам тоже поможет. Думаю, вообще трудно переоценить.

Сразу скажу, что невозможно прочитать текст и встав из-за компьютерного стола или убрав из поля зрения телефон с которого Вы это читаете, узнать способ, как не имея вокальной школы просто взять и определить свой тип голоса. Я могу помочь только тем, кто хоть как-то образован, кто имеет догадки и т.д. А вообще, что б ни лукавить, Я просто объясню способы, которыми педагоги определяют голос ученика, а Вы уже сами решайте, и если после этой информации Вы останетесь, не уверены, то, дорога в музыкальную школу или к частному преподавателю пения Вам заказана.


И так. Теперь собственно комплекс признаков, по которым определяется тип голоса:

  1. 1. Тембр. Ну конечно, первое на что смотрят – это звучание, окрас, густоту грудных и головных регистров голоса, что там говорить, если Магомаев, например, был баритоном, то этот чисто баритональный тембр ни с чем не спутать, конечно, некоторые тенора могут изобразить низкие баритоновые ноты, но это будет зажато, мало звучно, не окрашено. И наоборот, баритон не сможет изобразить той лёгкости и полётности верхней форманты, которую продемонстрирует тенор. Та же история с сопрано и меццо, да в принципе и с любыми голосами. А вообще, опытные преподаватели определяют тембр голоса ученика, просто по внутренним ощущениям и интуиции, потому что за жизнь уже наслушались столько голосов, что обмануть их слух почти невозможно.
  2. 2. Переходные ноты. В каждом голосе есть переходные ноты, «мосты» между регистрами, головным и грудным. Есть так же теория о том, что в каждом голосе 3 регистра и споры на эту тему до сих пор тянутся столетиями, сейчас не об этом. Так или иначе, эти переходники есть и нащупав их, так же можно, хоть не со 100% уверенностью, но всё же определить тип голоса, вот например, у тенора переходные ноты ми-фа# первой октавы, у баритона ре-ми бемоль первой октавы, переходные ноты меццо: ре-ми бемоль второй октавы, у сопрано ми-фа# второй октавы и т.д. Вот и хорошая идея для следующей статьи нашлась о переходных тонах. Но следует помнить, что опытные певцы переходных тонов не чувствуют и попросту забывают о них.
  3. 3. Диапазон. Наверное, это самый растяжимый критерий в этом списке.На начальном этапе обучения пению, диапазон, преимущественно мал у всех и никому ни о чём не говорит, а что касается оперных певцов, то их диапазоны зачастую 2,5 – 3 октавы, а значит и это не критерий. Многие меццо поют в тесситуре Сопрано, и наоборот, контральто могут доставать верхние ноты меццо, тенора доставать ноты баритонов, басы могут петь в тесситуре баритонов и т.д. конечно эти способности есть не у всех, но всё же они есть. У хороших певцов всегда большой диапазон и от этого никуда не денешься.
  4. Строение гортани и связок. Когда-то существовалислухи о том, что фониатрия якобы может, взглянув на связки спрогнозировать голос певца или сделать то же самое по размеру и форме кадыка. Якобы у теноров, кадык небольшой и еле заметный, а у басов большой и т.д. Но осмотрев хотя бы с пару десятков певцов, Вы сразу сообразите, что это далеко не так и тип голоса не зависит от строения гортани, а что касается связок, то этот критерий так же ничего значить не может. В конце концов, если строение связок играет роль, то нужно оценивать их размер, толщину, прочность, эластичность, подвижность и т.д.
  5. Телосложение. Миф о том, что меццо-сопрано и тенора обязательно полные, а басы и колоратуры обязательно тощие так же не имеет места, как обоснованная и доказанная теория определения голоса, потому что по статистике в этой теории будет больше половины исключений, а значит, теория не имеет смысла.
  6. Способность выдерживать тесситуру. Что касается этой способности, то здесь всё ясно, имеется ввиду способность певца долго петь в однообразно высокой или низкой тесситуре.

Например, если баритон, способен брать теноровые ноты, и даже тембром схож с драматическим тенором, это ещё не значит что он тенор, потому что, как не крути. Но у тенора, порой, тесситура всего произведения настолько высока, что способность едино-разово брать высокую ноту не спасёт, а вот тенор так устроен, что ему под силу выдерживать высокую тесситуру на протяжении всей оперы и т.д. Хотя конечно, Я уже писал о певце , который мог дать фору многим тенорам и доставал он До# 2 октавы, что кажется невероятным просто.

Стоит ли делать вывод из вышесказанного, что каждый человек сам делает свой голос с нуля? – «Нет! конечно». Потому что даже несмотря, на то, что по отдельности все эти факторы не значимы, в совокупности они рождают собой целую науку «определение голоса». Природа всё-таки вложила в каждого из нас особый перечень способностей и лучше всего раскрывать то, что уже есть и даже на это может не хватить жизни, не то, что бы на трансформацию себя.


Как понять по голосу человека? Голос – первое, с чем мы знакомимся в человеке в начале общения. Голос может рассказать о нем очень многое. Тембр голоса, его высота и сила играют важную роль при общении. Знанием этих простых правил очень умело пользуются политики, психологи, бизнесмены.


Свойства и характеристика голоса человека

Если человек начинает заикаться, краснеть, отводить в сторону глаза , у него начинают потеть ладони, то это явный признак того, что он лжет. Но иногда приходится сталкиваться с тем, что с некоторыми людьми происходит все наоборот: они вполне уверенно держаться, когда лгут, и начинают заикаться, когда говорят правду.

Также важно обратить внимание на тон собеседника, так как выражать он может разные мысли. К примеру, высокий и оживленный тон может свидетельствовать как о принятии ваших слов с энтузиазмом, так и о недоверии к сказанному вами.

Важно вслушиваться в слова собеседника и замечать все изменения его голоса. Если голос сменился с радостного на тусклый и тихий , то, вероятно, вы чем-то обидели человека.

С людьми, которым доверяют и симпатизируют, разговаривают обычно несколько тише, как и в случае, если говорят что-то, не предназначенное для посторонних.

По голосу человека можно определить его характер, настроение и даже душевные свойства. Тембр голоса, как и неповторимый узор отпечатков пальцев, строго индивидуален, а в США, Англии и Италии запись голоса считается неоспоримым юридическим документом, подделать который невозможно.

Кому-то генетически дается приятный голос, а кому-то приходится жить с «противным». Но всегда есть выход – над голосом можно работать. При умелом использовании, речь и голос становятся мощным психологическим оружием, действующим на подсознание собеседника.

Психологи выявили основные эмоциональные реакции человека на различные вариации высоты и тембра голоса собеседника.

Высокий и звонкий голос ассоциируется с юностью, энергичностью и, увы, с незрелостью и неопытностью. По статистике женщин и (особенно) мужчин с таким голосом значительно реже назначают на солидные посты. Сделано интересное наблюдение, чем выше голос, тем ниже должность.

Более того, пронзительный, высокий звук прочитывается подсознанием как сигнал тревоги. Таким образом, длительно звучащий высокий голос вызывает у собеседника невольное чувство дискомфорта и уменьшает степень доверия к словам. Обладатель очень высокого голоса должен более чем кто-либо другой обратить внимание на содержание и интонационную часть своей речи.

Обладателям низкого голоса повезло значительно больше: он ассоциируется с самодостаточностью, уверенностью, интеллектом. Человека с таким голосом окружающие воспринимают как знающего, а, следовательно, более авторитетного. Чем ниже голос мужчины, тем сильней и надежней он выглядит в глазах женщины. Кстати, статистика не отрицает также влияния голоса на успех у противоположного пола. Вы наверняка отмечали возникновение романтических мыслей, общаясь по телефону с незнакомым мужчиной, обладающим приятным тембром голоса.

Один только низкий бархатный голос человека, которого мы никогда не видели, может вызвать сильнейшее чувство любви. Это обусловлено подсознательным считыванием генокода собеседника. Дело в том, что низкий голос обусловлен повышенным содержанием мужских половых гормонов в крови, следовательно, обладатель такого голоса более темпераментен. Именно поэтому женщина с низким, грудным голосом, богатым интонациями кажется мужчинам, более сексуальной, чем обладательница монотонно звучащего тонкого голоска.

Но для убеждения или соблазнения собеседника женщине не обязательно иметь от природы красивый низкий голос, достаточно вооружиться собственным голосом (любым, который есть), умом (достаточно житейского) и терпением. Для начала поработайте над голосом: на звучание голоса влияет не только гормональная составляющая крови, но и строение голосовых связок, психологический настрой и особенности дыхания.

Следите за осанкой – при хорошей осанке органы дыхания расположены правильно, что позволяет ему быть лёгким и свободным. Звук должен выходить из груди. Чтобы проверить правильность выполнения упражнения положите руку на грудь, если она вибрирует – Вы на верном пути.

Укрепляет дыхание и улучшает звучание голоса занятие пением. Оставшись в квартире наедине с собой и домашними заботами, попробуйте что-нибудь достаточно громко спеть. Надувайте воздушные шарики – это очень укрепляет дыхательную систему, советует "Гороскоп.ру" .

Разнообразьте речь интонациями, особенно если Вы склонны подавать информацию «на одной ноте». Несколько раз прочитайте вслух небольшой отрезок текста (лучше всего стихотворение), с каждым новым прочтением наполняя его новыми интонациями.Научитесь четко формулировать мысль, которую Вы хотите донести до слушателя. Это избавит вас от предательского «мычания» в паузах между смысловыми отрезками речи. Запаситесь аргументами в пользу своего мнения, правильно расставляйте акценты.Невозможно убедить кого-то в чем-то, тихо прожевывая фразы. Помните, что информация, поданная всего на полдецибела громче, гораздо успешнее убеждает слушателя и лучше усваивается им. Установите оптимальный «уровень громкости» для своего голоса. Посчитайте вслух, от одного до десяти, постепенно повышая голос, когда услышите то звучание, которое вас устроит, запомните его, а затем постарайтесь ему следовать.

Фонограммы, записанные с использованием цифровых диктофонов «Гном Р» и «Гном 2М» удовлетворяют требованиям, предъявляемым к фонограммам, поступающим для проведения фоноскопических экспертиз, и пригодны для идентификации личности по голосу и речи...

Первый заместитель начальника

Диктофон «Гном 2М» неоднократно применялся для записи конференций и семинаров в сложной акустической обстановке, записанные фонограммы отличаются высоким качеством. Встроенная функция шумоочистки позволяет улучшить качество воспроизведения фонограмм...

Ведущий инженер ИПК БНТУ

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров БНТУ

За срок эксплуатации «Гном Р» зарекомендовал себя с положительной стороны. Высокое качество записи при минимальных габаритах, большая продолжительность звукозаписи, оперативная передача накопленной информации из встроенной памяти диктофона в ПЭВМ...

Старший офицер 3-го отдела седьмого управления

Генерального штаба Вооруженных Сил РБ

Фонограммы, записанные с использованием системы «Незабудка II», удовлетворяют требованиям, предъявляемым к многоканальным цифровым комплексам регистрации речевых сообщений по телефонным каналам связи, и пригодны для идентификации личности по голосу и речи...

Начальник центра

Государственный экспертно-криминалистический центр

Неограниченное количество оповещаемых абонентов, большое количество одновременно обрабатываемых заданий сделает «Рупор» незаменимым помощником в работе сотрудников кредитного отдела филиала № 524 ОАО «АСБ Беларусбанка...

Заместитель директора – начальник центра розничного бизнеса

Филиал № 524 ОАО «АСБ Беларусбанк»

Система автоматического оповещения «Рупор» работала по аналоговым телефонным линиям и опробовалась с целью оповещения личного состава. Система обслуживала 100 абонентов, работала стабильно и не требовала постоянного технического обслуживания...

Исполняющий обязанности военного комиссара

Военный комиссариат г. Минска

Система записи «Незабудка II» обеспечивает прием голосовых сообщений жильцов, качественную запись их на компьютер, возможность прослушивания записанных сообщений и занесения информации в текстовую базу данных. Система оповещения «Рупор» производит автоматическое оповещение должников...

Начальник отдела АСУ

УП «ЖРЭО Советского района г. Минска»

Система «Рупор» обеспечивает оповещение большого количества абонентов в сжатые сроки в соответствии с установленными параметрами с предоставлением отчёта по проведённому оповещению, работает надёжно, полностью соответствует предъявленным к ней требованиям...

Директор департамента розничного бизнеса

В мобильную систему записи и документирования речи «Протокол» входит цифровой диктофон «Гном 2М» и компьютерный транскрайбер «Цезарь». Диктофон «Гном 2М» позволяет получать качественную запись совещаний и заседаний, а транскрайбер «Цезарь» значительно увеличивает скорость работы по переводу звуковой информации в текстовый документ...

Ведущий специалист

Институт государства и права Академии наук РБ

Установление личности по голосу

В современном мире все больший интерес проявляется к биометрическим технологиям и биометрическим системам идентификации личности, и этот интерес вполне понятен.

Биометрическая идентификация основана на принципе распознавания и сравнения уникальных характеристик человеческого организма. Основными источниками биометрической характеристики человека являются отпечатки пальцев, радужная оболочка и сетчатка глаз, голос, лицо, подпись, походка и др. Эти биометрические идентификаторы принадлежат человеку и являются его неотъемлемой частью. Их нельзя где-то забыть, оставить, потерять.

Для биометрической идентификации можно применять различные характеристики и черты человека. В данной статье дается краткий обзор, как работают биометрические технологии на примере системы распознавания личности по голосу.

Ценность голосовых технологий для биометрики была неоднократно доказана. Однако только высокое качество реализации автоматических систем распознавания диктора способно реально внедрить такие технологии в практику. Подобные системы уже существуют. Они находят применение в системах безопасности, в банковских технологиях, электронной коммерции, правоохранительной практике.

Использование систем распознавания диктора является наиболее естественным и экономичным способом решения проблем неавторизованного доступа к компьютеру или системам передачи информации, а также проблем многоуровневого контроля доступа к сетевым или информационным ресурсам.

Системы распознавания диктора могут решать две задачи: определять личность из заданного, ограниченного списка людей (идентификация личности) или подтверждать личность говорящего (верификация личности). Идентификация и верификация личности по голосу являются направлениями развития технологии обработки речи.

Рис. 1 – Распознавание диктора

Речь – это сигнал, возникающий в результате преобразований, происходящих на нескольких различных уровнях: семантическом, лингвистическом, артикуляционном и акустическом. Как известно, источником речевого сигнала служит речевой тракт, который возбуждает звуковые волны в упругой воздушной среде. Под речевым трактом обычно подразумевается орган речеобразования, расположенный над голосовыми связками. Как видно из рисунка 2 речевой тракт состоит из гортаноглотки, ротоглотки, ротовой полости, носоглотки и носовой полости.


Рис. 2 – Строение речевого тракта человека

Голос человека возникает при прохождении воздуха из легких через трахею в гортань, мимо голосовых связок, и, далее в глотку и рот и носовую полость. Когда звуковая волна проходит через речевой тракт, ее частотный спектр изменяется под действием колебаний речевого тракта. Колебания речевого тракта называются формантами. Системы верификации диктора обычно распознают отличительные признаки речевого сигнала, которые отражают индивидуальную особенность мышечной активности речевого тракта личности.

Рассмотрим более подробно систему верификации диктора. Верификация личности по голосу – это определение, является ли говорящий тем, кем он представляется. Пользователь, ранее зарегистрированный в системе, произносит свой идентификатор, который представляет собой регистрационный номер, парольное слово или фразу. При текстозависимом распознавании парольное слово известно системе, и она «просит» пользователя произнести его. Парольное слово отображается на экране, и человек произносит его в микрофон. При текстонезависимом распознавании произносимое пользователем парольное слово не совпадает с эталонным, т.е. в качестве пароля пользователь может произносить произвольное слово или фразу. Система верификации принимает речевой сигнал, обрабатывает его и решает, принять или отклонить предъявляемый пользователем идентификатор. Система может сообщить пользователю о недостаточной степени совпадения его голоса с имеющимся эталоном и попросить произнести дополнительную информацию, чтобы принять окончательное решение.


Рис. 3 – Взаимодействие человека с системой

Схема взаимодействия человека с системой верификации личности по голосу изображена на рисунке 3. Пользователь произносит в микрофон предлагаемый ему системой номер для того, чтобы система проверила, соответствует ли его голос эталону, хранящемуся в базе данных системы. Как правило, существует компромисс между точностью распознавания голоса и размером речевого образца, т.е. чем длиннее речевой образец, тем выше точность распознавания. Помимо голоса в микрофон могут попадать эхо и посторонние шумы.

Существует ряд факторов, которые могут способствовать возникновению ошибок верификации и идентификации, например:

  • неправильное произнесение или прочтение парольного слова или фразы;
  • эмоциональное состояние диктора (стресс, произнесение парольной фразы под принуждением и пр.);
  • сложная акустическая обстановка (шум, помехи, радиоволны и пр.);
  • разные каналы связи (использование разных микрофонов во время регистрации диктора и верификации);
  • простудные заболевания;
  • естественные изменения голоса.

Некоторые из них могут быть устранены, например, путем использования более качественных микрофонов.

Процесс верификации личности по голосу состоит из 5 этапов: прием речевого сигнала, параметризация, или выделение отличительных признаков голоса, сравнение полученного образца голоса с ранее установленным эталоном, принятие решения «допуск/отказ», обучение, или обновление эталонной модели. Схема верификации представлена на рисунке 4.


Рис. 4 – Схема верификации

Во время регистрации новый пользователь вводит свой идентификатор, а затем произносит несколько раз ключевое слово или фразу, таким образом создаются эталоны. Число повторов ключевой фразы может варьироваться для каждого пользователя, а может быть постоянным для всех.

Для того чтобы компьютер мог обработать речевой сигнал, звуковая волна преобразовывается в аналоговый, а затем в цифровой сигнал.

На этапе выделения признаков голоса речевой сигнал разбивается на отдельные звуковые кадры, которые впоследствии преобразуются в цифровую модель. Эти модели называют «голосовыми отпечатками». Вновь полученный «голосовой отпечаток» сравнивается с ранее установленным эталоном. Для распознавания личности говорящего самыми важными являются наиболее яркие отличительные признаки голоса, которые позволили бы системе с высокой точностью распознавать голос каждого конкретного пользователя.

Наконец, система принимает решение допустить или отказать пользователю в допуске в зависимости от совпадения или несовпадения его голоса с установленным эталоном. Если система неверно сопоставила предъявленный ей голос с эталоном, то возникает ошибка «ложный допуск» (FA). Если же система не опознала биометрический признак, который соответствует имеющемуся в ней эталону, то говорят об ошибке «ложный отказ» (FR). Ошибка ложного допуска создает брешь в системе безопасности, а ошибка ложного отказа приводит к уменьшению удобства пользования системой, которая иногда не распознаёт человека с первого раза. Попытка снизить вероятность возникновения одной ошибки приводит к более частому возникновению другой, поэтому в зависимости от требований к системе выбирается определённый компромисс, т.е. устанавливается порог принятия решения.

Заключение

Методы голосовой идентификации применяют и на практике. Технология идентификации по голосу компании позволяет организовать регламентированный доступ пользователей по заданной парольной фразе к ресурсам предприятия, телефонным и WEB-сервисам. Использование технологии позволяет существенно повысить защищенность систем и, в то же время, упростить процесс идентификации пользователя. Технология Voice Key обеспечит высокую надежность и стабильность работы системы, а также поможет повысить качество обслуживания клиентов.

Все материалы, размещенные на даннном сайте, разрешены к публикации и печати на других ресурсах и печатных издания только при наличии письменного разрешения компании ООО "Речевые Технологии"

Каждый голос уникален и неповторим по своему звучанию. Благодаря этим особенностям, мы можем легко узнавать голоса своих знакомых даже по телефону. Певческие голоса отличаются не только по тембру, но и по высоте раскрытия голоса, диапазону, индивидуальной окраске. И в этой статье вы узнаете, как правильно определить тип голоса ребёнка или взрослого человека. А также, как определить свой удобный диапазон.

Певческие голоса всегда подходят под одну из вокальных характеристик, которые придумали в итальянской оперной школе. Их сравнивали по звучанию с музыкальными инструментами струнного квартета. Как правило, звучание скрипки сравнивали с женским голосом сопрано, альта – с меццо. Самые низкие голоса – контральто – сравнивали со звучанием валторны (как и тембр тенора), а низкие басовые тембры – с контрабасом.

Так появилась классификация голосов, близкая к хоровой. В отличие от , в котором пели только мужчины, оперная школа Италии расширила возможности пения и позволила создать классификацию женских и мужских голосов. Ведь в церковном хоре женские партии исполняли дисканты (сопрано) или тенора-альтино. Эта характеристика голосов сохранилась и сегодня не только в оперном, но и в эстрадном пении, правда, в эстраде подача звука другая. Некоторые критерии:

4 критерия определения голоса

В профессиональном пении есть свои критерии определения. Во время прослушивания преподаватель обращает внимание на:

  1. Тембр голоса . Так называют неповторимую окраску голоса, которая может быть светлой и тёмной, насыщенной и мягкой, лирической нежной. Тембр складывается из индивидуальной окраски голоса, которая есть у каждого человека. У одного голос звучит мягко, тонко, даже немного по-детски, у другого уже в ранние годы имеет насыщенную грудную окраску. Различают тембр головной, грудной и смешанный, мягкий и резкий. Он является основной характеристикой окраски. Есть голоса, резкий тембр которых звучит очень отталкивающе и неприятно до такой степени, что им не рекомендуется заниматься вокалом. Тембр, как и диапазон, является отличительной особенностью певца, а голос выдающихся певцов и певиц отличается яркой индивидуальностью и узнаваемостью. В вокале цениться мягкий, красивый и приятный для слуха тембр.
  2. Диапазон. Каждый тип голоса имеет не только своё характерное звучание, но и диапазон. Его можно определить во время распевания или, попросив человека спеть песню в удобной для него тональности. Обычно певческие голоса имеют определённый диапазон, который позволяет безошибочно определить его тип. Различают рабочий и нерабочий диапазон голоса. Профессиональные певцы имеют широкий рабочий диапазон, который позволяет им не только замещать коллег с другими голосами, но и красиво исполнять оперные арии для других партий.
  3. Тональность . Любой голос имеет свою тональность, в которой исполнителю удобно петь. Она будет разной у каждого типа.
  4. Тесситура. Так называется определённый участок диапазона, в котором исполнителю удобно петь. Для каждого голоса он свой. Чем шире этот участок, тем лучше. Часто говорят о том, что есть удобная и неудобная тесситура для голоса или исполнителя. Это значит, что, песня или партия в хоре может быть удобной для пения одним исполнителем и неудобной для другого, хотя диапазоны у них могут быть одинаковыми. Так можно определить и особенности голоса.

Как правильно определить тип голоса у детей

Детские голоса ещё не имеют сформированного тембра, но уже в это время можно определить их тип во взрослом возрасте. Обычно их делят на высокие и низкие, как у мальчиков, так и у девочек. В хоре их называют сопрано и альт или дискант и бас. В смешанных хорах есть 1 и 2 сопрано, а также 1 и 2-й альт. После переходного возраста они приобретут более яркую окраску и уже после 16-18 лет можно будет определить взрослый тип голоса.

Чаще всего из дискантов получаются тенора и баритоны, из альтов – драматические баритоны и басы . Низкие голоса девочек могут превратиться в меццо-сопрано или контральто, а сопрано стать немного выше и ниже и приобрести свой неповторимый тембр. Но бывает, что низкие голоса становятся высокими и наоборот.

Дискант хорошо узнаваем по звонкому высокому звучанию. Некоторые из них могут петь даже партии для девочек. У них хорошо развит высокий регистр и диапазон.

Альты и мальчики, и девочки имеют грудное звучание. У них красивее звучат низкие ноты, а не верхние. У сопрано – самых высоких голосов у девочек – лучше звучат высокие ноты, начиная от соль первой октавы, чем низкие. Если определить их тесситуру, то можно понять, как он будет развиваться. То есть, как определить диапазон этого голоса во взрослом возрасте.

Как правильно определить свой тип голоса

В настоящее время есть 3 типа женских и мужских голосов. Каждый тип имеет свои отличия.

Сопрано – наиболее звонкий, лёгкий высокий женский голос. Он имеет яркий женственный тембр и может звучать высоко, звонко и пронзительно. Ему удобнее петь в конце первой октаве и во второй, а некоторые колоратурные сопрано легко поют высокие ноты в третьей. У мужчин похожее звучание имеет тенор.

Меццо-сопрано – сочный и насыщенный средний женский голос. Чаще всего, он имеет красивый глубокий тембр и диапазон, который красиво раскрывается в первой октаве и в начале второй. Низкие ноты этого голоса звучат наполнено, сочно, с красивым грудным звучанием. Он аналогичен звучанию баритона.

Контральто – глубокий, чувственный, бархатный и самый низкий голос у женщин. Он имеет звучание, напоминающее по тембру виолончель, и может брать низкие ноты малой октавы. А самым низким мужским голосом является бас-профундо, который в природе встречается очень редко. Чаще всего самые низкие партии в хоре поют басы.

Прослушав выдающихся певцов вашего пола, вы без труда поймёте, как определить по окраске свой тип.

Как определить безошибочно, тональность голоса? Вы сможете это сделать дома, если у вас есть музыкальный инструмент. Выберите песню, которая вам нравиться и спойте её в удобной тональности. Она должна иметь широкий диапазон, чтобы охватить хотя бы полторы октавы. Затем попробуйте подобрать её мелодию. В каком диапазоне вам удобно её петь? Затем поднимите её выше и ниже.

Где лучше раскрывается ваш голос? Это и есть наиболее удобный участок вашего рабочего диапазона. Сопрано будет удобно петь в конце первой и начале второй октавы и выше, меццо – в первой, а контральто ярче всего звучит в последнем тетрахорде малой октавы и в первой сексте первой. Это хороший способ, верно определить тональность своего голоса.

Вот ещё один способ , как определить, какой у тебя природный голос. Нужно взять распевку в диапазоне октавы (например, до – ми – ля – до (вверх) до –ми –ля (вниз), и спеть её в разных тональностях, которые будут отличаться на секунду. Если голос раскрывается, когда вы поёте верх, значит, его тип – сопрано. А, если тускнеет и теряет выразительность – меццо или контральто.

Теперь то же самое проделайте сверху вниз. В какой тональности вам стало петь удобнее всего? Не стал ли голос терять свой тембр и становиться тусклым? При движении вниз сопрано теряют свой тембр на низких нотах, им неудобно их петь, в отличие от меццо и контральто. Так вы сможете определить не только тембр голоса, но и наиболее удобный участок для пения, то есть рабочий диапазон.

Как определить, какой у тебя голос в студии? Выбрать несколько фонограмм любимой песни в разной тональности и пропеть их. Там, где лучше всего раскрывается голос, и стоит петь в дальнейшем. Ну а заодно вы будете знать, как определить свой тембр, прослушав запись несколько раз. И, хотя вы можете с непривычки не узнать свой голос, порой запись может наиболее точно определить его звучание. Так что, если вы хотите определить свой голос и понять, как с ним надо работать, отправляйтесь в студию. Удачи!