Женщины на фронте время вов. Из-за бабы?! Самые яркие и кровопролитные побоища, спровоцированные женщинами

На войне существуют и тесно переплетаются две основных стороны действительности: опасность боя и повседневность быта. Как отмечал Константин Симонов: «Война не есть сплошная опасность, ожидание смерти и мысли о ней. Если бы это было так, то ни один человек не выдержал бы тяжести ее... даже месяц. Война есть совокупность смертельной опасности, постоянной возможности быть убитым, случайности и всех особенностей и деталей повседневного быта, которые всегда присутствуют в нашей жизни... Человек на фронте занят бесконечным количеством дел, о которых ему постоянно нужно думать и из-за которых он часто совершенно не успевает думать о своей безопасности. Именно поэтому чувство страха притупляется на фронте, а вовсе не потому, что люди вдруг становятся бесстрашными» .

Солдатская служба включала в себя, прежде всего, тяжелый, изнурительный труд на грани человеческих сил. Поэтому наряду с опасностью боя важнейшим фактором войны, влиявшим на сознание ее участников, являлись особые условия фронтового быта, или уклада повседневной жизни в боевой обстановке. Повседневность на войне никогда не была приоритетной темой для исторических исследований, аспекты фронтового быта мужчин и женщин не акцентировались.

В годы Великой Отечественной войны участие женщин в боевых действиях и обеспечении нужд фронта получило массовый характер и стало социальным явлением, которое потребовало специального изучения. В 1950 - 1980-х гг. стремились показать ратные подвиги советских женщин, масштабы мобилизации и военной подготовки женщин, порядок прохождения службы во всех видах Вооруженных Сил и родах войск.В научных трудах М.П. Чечневой, B.C. Мурманцевой, Ф. Кочиевой, A.B. Жинкина в 1970 - 1980-х гг.были рассмотрены некоторые особенности женской военной службы, прежде всего, в деле их бытового обустройства, установления правильных взаимоотношений с сослуживцами-мужчинами. Признавая, что с приходом в армию женщины столкнулись с проблемами морально-психологического и бытового характера, исследователи все же оценивали положение женского контингента в ней как удовлетворительное, поскольку, по их мнению, политические органы и партийные организации сумели перестроить свою воспитательную работу.

Среди современных исторических исследований отметим проект “Женщины. Память. Война”, который реализуется сотрудниками Центра гендерных исследований Европейского гуманитарного университета. Идея проекта - проанализировать индивидуальные и коллективные воспоминания женщин о войне в их соотношении с официальной историей, идеологическими ограничениями и политикой конструирования памяти (о войне) в СССР и Беларуси (во время и после советского периода). Таким образом, исследование повседневных аспектов фронтовой повседневности является актуальным и для регионов России, втом числе Брянской области.

Данное исследование основано на интервью с женщинами-участницами Великой Отечественной войны, а также воспоминаниях, опубликованных в региональной периодической печати, собранных как от женщин, так и мужчин, упоминавших какие-либо подробности фронтового быта.

Прежде всего, вспоминали обмундирование. Многие женщины говорили о том, что им выдавали мужское обмундирование: «В то время (1942г.) в дивизии еще не было женского обмундирования и нам выдали мужское, вспоминает Ольга Ефимовна Сахарова. - Гимнастерки широкие, в брюки можно двоим залезть…Нижнее белье тоже мужское. У ботинок самый маленький размер - 40-й…Надели это девчонки и охнули: на кого похожи?! Начали друг над дружкой смеяться…» .

«Солдатам выдавали шинели, а мне досталась простая фуфайка. В ней было жутко холодно, но других вариантов у нас не было. Ночами ею укрывались, то на голову натянем, то на ноги. На ногах у всех были кирзовые сапоги, тяжелые и неудобные. Зимой одевали по несколько пар носков, ноги сильно потели, были постоянно мокрые. Одежду не сменяли, лишь изредка стирали» .

Фронтовая медсестра Мария Ионовна Ильюшенкова замечает: «Юбки носили медсанбаты в приемном покое. На фронте юбки мешают, в них ничего не сделаешь» . Она находилась на фронте с октября 1941г. и вспоминает как самые тяжелые времена нахождение на Северо-Западном фронте зимой-весной 1942г. в лесах и болотах в составе конно-санитарной роты: «Медсестры еле успевали оказывать раненым медпомощь, пряча их в лесу, кюветах и воронках от снарядов и бомб. Если удается положить раненого на плащ-палатку или шинель и тащить его, то хорошо, а если нет, то на себе ползком по-пластунски под непрерывный свист пуль и взрывы снарядов вытаскивали их» .Подробно описывает свою одежду: буденовка, шинель не по росту, пуговицы на правую сторону. Женской не было. Все мужское: рубашки, брюки-галифе, кальсоны. Ботинки - для рядового состава, для женщин подбирали сапоги поменьше. Зимой были бушлаты, тулупы, шапка-ушанка и подшлемник, валенки, ватные брюки» .

Улучшения в одежде, некоторое разнообразие женщины связывали с успехами в войне: «Потом уже были чулки. Поначалу мы их шили их обмоток мужских. В конно-санитарной роте был сапожник и шил одежду. Восьми девушкам сшил прекрасные шинели из даже неположенного материала….» .

О том, как на фронте кормили, воспоминания разнятся, но все женщины связывают это с ситуацией на фронте: «Ольга Васильевна Белоцерковец вспоминает тяжелую осень 42-го, наступление на Калининском фронте: Наши тылы отстали. Мы оказались в болотах, держались на одних сухарях. Их нам сбрасывали с самолетов: раненым по четыре сухарика черного хлеба, солдатам по два» .

Как кормили в полевом госпитале в 1943г. вспоминает Фаина Яковлевна Этина:«Ели мы в основном каши. Самой распространенной была перловая каша. Были также «полевые обеды»: простая вода с рыбой. Деликатесом считалась ливерная колбаса. Мы намазывали ее на хлеб и ели с особой жадностью, она казалась невероятно вкусной» .

Мария Ионовна Ильюшенкова считает фронтовой рацион хорошим и объясняет это тем, что Северо-Западный фронт был очень тяжелым и войска старались снабжать получше: «Северо-Западный фронт - самый тяжелый. Нас кормили хорошо, только все сушеное: компот, морковь, лук, картошка. Концентраты - гречневый, пшенный, перловый в квадратных пакетах. Мясо было. Китай поставлял тогда тушенку и американцы присылали. Была колбаса в банках, покрыта лярдом. Офицерам дополнительный паек давали. Мы не голодали. Люди погибали, некому было есть…» .

Заметим, что пища иногда играет в воспоминаниях людей роль маленького чуда, связанного со спасением, освобождением, светлой страницей в жизни. Об этом мы нашли упоминание и в мужском рассказе о войне: «В госпитале я заболел малярией. Вдруг так захотелось селедки с картошкой! Казалось: съест - и болезнь отступит. И что вы думаете -съел и пошел на поправку. Во время обхода доктор мне говорит: молодец боец, поправляешься, значит, наше лечение помогает. А солдат, что лежал с нами в палате, возьми и скажи: так ему же не хинин ваш, а селедка с картошкой помогли» .

«Фронтовые сто грамм» женщины-ветераны вспоминают с улыбкой: «Да, действительно, для мужчин были фронтовые сто грамм, а мы, женщины, чем хуже? Мы тоже выпивали» .

«Сто грамм давали каждому. Я пила только в сильные морозы. Чаще отдавала на обмен. Меняла на мыло и на масло» .

Еще одним важным повторяющимся у мужчин и женщин повседневным воспоминанием о войне была жажда спокойного сна, усталость от изнуряющей бессонницы: «Бывало, мы дремали прями на ходу. Идет колонна: по четыре человека в шеренге. Опираешься на руку товарища, а сам спишь. Только послышится команда «Привал!» все солдаты мертвым сном спят» . О медсестре Евдокии Пахотник рассказывает ее дочь Людмила: «Мама говорила, что работали они в госпитале круглосуточно, − пишет ее дочь.− Только глаза прикроешь, как нужно вставать - эшелон с раненым солдатами прибыл. И так каждый день» . Женщинам более свойственно описывать войну не как подвиг, а тяжелый повседневный труд. Военврач Надежда Никифорова вспоминает свое участие в Сталинградской битве: «Нас отправили на пароходы, которые по Волге вывозили раненых из Сталинграда и отправляли в госпитали. Сколько раз пароходы обстреливали фашистские самолеты, но нашему повезло...На пароходе на двух врачей приходилось до пятисот раненых. Они лежали везде: и под лестницами, ив трюме, и на палубах под открытым небом. И вот обход: утром начнешь, к вечеру только успеваешь всех обойти. Отдохнем два-три дня - и снова вниз по Волге за ранеными» .

Ильюшенкова М.И. говорит о своих фронтовых наградах, когда вспоминает, как она вернулась в родную деревню: «Домой после войны мы с отцом возвращались вместе. К родному селу Петрищево на Смоленщине подходили рано утром. У околицы сняла военную форму, надела шелковое платье. Отец прикрепил на него ордена Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга»» .

Сложнее всего было обсуждать такую сторону быта женщины на войне, как гигиену, в том числе интимную. Конечно, в госпитале врачи могли взять горячую воду, спирт, бинты, вату, о чем вспоминают военврач Никифорова и лаборант Этина: «С этим делом было очень тяжело. Приходилось собираться с девчонками и идти всем вместе мыться. Одни моются, другие стоят и смотрят, чтоб мужчин рядом не было. Летом ходили на озеро, когда было тепло, а зимой сложнее: растапливали снег и мылись. Бывало, растирали друг друга спиртом, чтобы убить бактерии» .

Многие женщины остригли на фронте волосы, но медсестра Ильюшенкова с гордостью показывает фотографию с косой вокруг головы: «С такой косой я всю войну прошла. Мы с подружкой друг другу голову мыли в палатке. Снег растапливали, «сто грамм» на мыло выменивали» . Длинные волосы Ольги Ефимовны Сахаровой чуть не убили молодую девушку: «Взвод попал под обстрел. Легла на землю..., вжалась в снег. ...Когда обстрел закончился, слышу приказ: «По машинам!». Порываюсь встать - не тут-то было. Косы длинные, тугие…Схватились морозом так, что головы не повернуть…И крикнуть не могу…ну все думаю, уйдет мой взвод, а меня немцы найдут. На мое счастье, одна из девчат заметила, что меня нет. Пошли искать, помогли освободить косы» . Не все соглашаются с тем, что были вши. Но Ф.Я. Этина утверждает: «Вши были буквально у каждого! Этого никто не стеснялся. Бывало так, что сидели, а они прыгали и по одежде, и по постели, в открытую давили их, как семечки. Выводить их времени не было, да и толку, выводить надо было разом и у всех» .БелоцерковецО.В. вспоминает о бытовыхгигиенических трудностях в связи с тем, что в кино теперь часто приукрашивают фронтовую повседневность женщин: «Поспишь часа три-четыре, иногда прямо за столом, и снова за работу. Какая там помада, серьги, как порой в кино показывают. Помыться негде было, да и расчесаться нечем» .

О минутах отдыха на войне вспоминают следующее: «…Приезжали фронтовые бригады артистов…Собирались все в госпитале и пели песни. Очень нравилась песня «Темная ночь». …Был патефон, играли «румбу», танцевали».Сложнее спрашивать о взаимоотношениях с мужчинами. Все опрошенные отрицали факты домогательств, каких-либо угроз для себя лично, в основном ссылаясь на пожилой возраст солдат, рядом с которыми служили - 45-47 лет. Врач Н.Н. Никифорова вспоминает о том, что ей приходилось одной в сопровождении солдата-шофера и офицера выезжать за несколько десятков километров к раненому ночью, и только сейчас она думает о том, почему она не сомневалась и не боялась? Надежда Николаевна утверждает, что офицеры уважительно и церемонно обращались с молодыми врачами, приглашали на праздники, о чем сохранилась записка.

Итак, повседневный опыт войны, перенесенный и сохраненный женщинами, является значительным пластом исторической памяти о войне в ее бытовом каждодневном проявлении. Женский взгляд - это масса бытовых подробностей жизни на фронте без налета героизации. Очень трудно даются женщинам воспоминания о взаимной ненависти с населением освобождаемых стран, они не хотят говорить о том, испытывали ли насилие, приходилось ли им убивать врагов. Устные истории участниц Великой Отечественной войны требуют бережного сохранения и внимания исследователей.

После падения монархии в феврале 1917 года развал дисциплины и порядка теперь уже в республиканской русской армии достиг своей критической отметки. Даже расстрелы дезертиров на месте не давали ощутимого результата. Нужно было что-то делать.

Уже известная в то время женщина-офицер Мария Бочкарёва решила создать женский боевой отряд, который стал бы моральным примером для мужчин-воинов. Мария так и заявляла: «Я знаю, что женщина как воин ничего ценного не может дать Родине. Мы - женщины - только должны показать пример солдатам-дезертирам, как нужно спасать Россию. Пусть мы все погибнем - лишь бы они поняли свой долг перед Родиной! Вот всё, что нам нужно - привлечь внимание!»

Верховный главнокомандующий Алексей Брусилов скептически отнёсся к этому новшеству, справедливо заметив, что таких частей не было ни в одной армии мира. Однако Александр Керенский был заинтересован даже в малой помощи в деле поддержания порядка в войсках, поэтому приказ о создании такого отряда был подписан 19 июня 1917 года.

Из двух тысяч женщин-добровольцев только 300 прошли отбор. В отряде была жёсткая дисциплина: вставали в пять утра, занимались до десяти вечера, питались простой солдатской пищей. Женщин стригли наголо.

Чёрные погоны с красной полосой и эмблема в виде черепа и двух скрещенных костей символизировали «нежелание жить, если погибнет Россия».

Жёсткость, с которой Мария воплощала в жизнь свою идею, была жизненно необходима: женщины шли воевать на передовую, а не просто работать медсёстрами.

Лучше всего об этом сказала сама основательница батальона смертниц:

"В предлагаемом мной батальоне я буду иметь полную единоличную власть и добиваться послушания. В противном случае в создании батальона нет надобности».

Вскоре были созданы ещё несколько батальонов, но из-за политических разногласий с Керенским в итоге под непосредственным командованием Бочкарёвой осталось примерно 300 женщин, и это подразделение получило название 1-го Петроградского женского ударного батальона смерти.

9 июля 1917 года состоялось боевое крещение. В пехотной цепи мужчин и женщин выстроили через одного. Под артиллерийским обстрелом и пулемётным огнём погибли 30 женщин, 70 получили ранения, но германские укрепления были захвачены и батальон проявил подлинный героизм.

Несмотря на успешный военный дебют, использование женских подразделений в бою было признано нецелесообразным. Мария Бочкарёва была повышена в звании, но потом её судьба сложилась трагически. По одной из версий она была расстреляна за сотрудничество с белогвардейцами в 1919 году, по другой – в 1920 году пропала без вести.

Достаточно трудно выделить самых великих. Любая женщина, оказавшая в боевых условиях и при этом четко выполняющая свои обязанности, достойна быть названа великой. Женская природа, по сути своей, войне противопоставлена, женщина создана для того, чтобы дарить жизнь, а не забирать её. Действительно, нужны особые, очень серьезные обстоятельства, чтобы женщина оказалась на войне. Но когда она превосходит мужчин в мужестве, когда сила её духа потрясает, когда она совершает что-то практически невыполнимое – это настоящее величие! Вот яркие примеры подобных женщин в годы войны:

✰ ✰ ✰
1

В мировой истории больше нет ни одной женщины, которая командовала бы взводом морской пехоты. Да ещё как командовала! «Фрау Черная Смерть» — так называли её солдаты противника. Во время боевых действий Евдокия четырежды была ранена и два раза контужена. К началу войны ей не было и шестнадцати, она уговорила командира Красной Армии взять её с собой, когда немецкие самолеты уже бомбили её родное село. Прибавив себе три года, она стала санинструктором, а когда по ошибке, приняв её за солдата, предложили отправиться на передовую, она не стала никого переубеждать.

Евдокия была назначена командиром разведки, и ко времени, когда её «разоблачили» уже совершила несколько героических поступков. В октябре 1943 была назначена командиром взвода автоматчиков в составе морской пехоты. Солдаты подчинялись и уважали её, взвод посылали на самые трудные участки. Её имя наводило ужас на противника. Евдокия Завалий почетный гражданин восьми городов. У неё пять боевых орденов и множество различных медалей.

✰ ✰ ✰
2

Около двухсот врагов убила эта женщина, филиппинская партизанка, которая боролась против японцев на острове Лейте, во время Второй мировой. Школьная учительница, стала лидером партизанского движения, после вторжения японцев. Вместе с мужчинами, которые участвовали в партизанском движении она убивала захватчиков тонкими ножами.

На Филиппинах очень развита культура холодного оружия, так как страна часто оказывалась под гнетом, также в ход шли сельскохозяйственные ножи. 10000 песо было предложено противником за её голову. В бою Ньевес была ранена, но осталась жива и в памяти всех филиппинцев она навсегда останется героем.

✰ ✰ ✰
3

С 14 лет Лидия, как и многие советские подростки, занималась в аэроклубе. Во время войны, в 1942 была зачислена в женский авиаполк. Сбивала немецкие бомбардировщики и истребители, а ей был всего 21 год!

Она попросила нарисовать на капоте самолета белую лилию, её позывным была «Лилия», и также, её называли «Белая лилия Сталинграда». Была переведена в истребительный авиационный полк, где были собраны лучшие летчики. Почти два десятка сбитых самолетов (лично и в группе). 1 августа 1943 года Белая Лилия сделала четыре боевых вылета, сбила два самолета и с последнего вылета не вернулась. Четыре ордена, звезда Героя Советского Союза, занесена в Книгу рекордов Гиннесса – женщина летчик с наибольшим количеством побед в боях.

✰ ✰ ✰
4

Героиня первой мировой войны. Среди женщин-военнослужащих Сербии у неё больше всего наград, она была ранена не менее девяти раз, а французы называли её Сербской Жанной д’Арк.

В 1912 году Милунка выдала себя за мужчину, правда открылась только через год – при ранении. Милунке разрешили продолжить службу на передовой, так как она сражалась, не уступая мужчинам. В 1914, во время Первой мировой, она записалась добровольцем. Девушка храбро сражалась во время Колубарской битвы и была награждена орденом. В 1915 получила тяжелейшее ранение в голову, но после нескольких месяцев вновь возвратилась на фронт. Во время битвы при Каймакчалане Милунка взяла сразу 23 болгарских солдата в плен. Известны девять значимых наград Милунки. На её родине, во многих городах в честь неё названы улицы.

✰ ✰ ✰
5

Америка 1776 год, Форд Вашингтон в Нью-Йорке. Идет война за независимость. Маргарет следовала за своим мужем, как и некоторые другие женщины на войне, для того, чтобы готовить им и стирать. Её муж Джон, во время одной из атак, сменяет убитого командира у пушки. В бою погибает и Джон. Тогда на его место встает Маргарет. Причем ей приходилось самой и заряжать пушку, и стрелять. Её серьезно ранили картечью, но она продолжала стрелять. Тот бой выиграли англичане, взяли героическую женщину в плен, но после освободили. Она была удостоена солдатской пенсии за храбрость.

✰ ✰ ✰
6

При оккупации британскими войсками Буэнос Айреса в 1806 году Мануэла яростно сражалась на улицах города. Женщины боролись за свободу своей родины так же яростно, как и мужчины. Бой достиг своей кульминации на площади, в это время был убит муж Мануэлы. Тогда она взяла штык и убила англичанина, который стрелял в него. В бою она была очень храброй.

Сейчас в Буэнос-Айресе есть улица и школа, которые носят имя Мануэлы Педраса. А в Тукумане, где она родилась, есть сельская община с её именем. Также существует ежегодная премия Мануэлы Педрасы, подчеркивающая роль женщин в социальной борьбе. Она напоминает о защите национальных интересов, за которые многие аргентинцы отдали жизнь.

✰ ✰ ✰
7

Всемирно известная Орлеанская дева. В самый разгар Столетней войны эта семнадцатилетняя девушка заявила дофину Карлу, что Господь послал её спасти Францию. Она получила специальное разрешение для ношения мужской одежды, для неё был найден меч, который принадлежал Карлу Великому (так гласила легенда). Огромный подъем в войске вызвало то, что им теперь будет управлять посланница Бога.

Её первая победа – взятие Орлеана, то, чего долгое время не могли сделать именитые военачальники, Жанна сделала за четыре дня. Множество важных побед одержала необыкновенная девушка, но в результате предательства она была передана англичанам и сожжена на костре. При этом, многие присутствующие плакали от жалости, а Жанна крикнула епископу, что вызывает его на Божий суд. Казнь девушки не помогла англичанам, после побед, коронации Кала, объединении с Бургундией Столетняя война закончилась. Был объявлен вердикт, доброе имя девушки восстановлена. А позже она была канонизирована.

✰ ✰ ✰
8

Персонаж мифический, историками не подтверждено её существование, но если из поколения в поколение передается легенда об этой женщине-воительнице, согласитесь, на пустом месте такое не происходит. Согласно исследованиям Гвендолен была третьей правительницей Британии, её отец – легендарный воин Корин. После его смерти муж Гвендолен провозгласил королевой другую девушку, которую тайно любил.

Разъяренная королева набирает армию и в сражении у реки Стур король Лорин был убит. Также она приказала бросить в реку возлюбленную короля и её дочь. Гвендолен правила Британией пятнадцать лет и оставила трон своему сыну. Вот так великие женщины мстят за несправедливость и измену.

✰ ✰ ✰
9

Матильда, графиня Тосканская

Не многие средневековые женщины участвовали в военных действиях, а Матильда не только принимала в них участие, но и сама вела вперед свои полки. Браки её семьи, которые укрепляли владение Тосканой, не устраивали императора Священной Римской Империи, они нарушали определенный баланс сил. А ещё Матильда безоговорочно принимает сторону пап, противников императора.

Императору Генриху не раз пришлось перенести унижение от проигранных сражений и ему пришлось уйти из Северной Италии. Матильду её современники называли «Великой графиней»

✰ ✰ ✰
10

Констанция Маркевич

Стала одной из первых женщин, которые заняли посты в правительстве. Констанция была Министром труда в Ирландии. Также была Членом Британского парламента и Членом парламента Ирландской республики. Констанция вышла замуж за художника из польской семьи, очень богатой, стала графиней Маркевич. Общалась со многими будущими политическими деятелями, читала революционные журналы, где шла речь об освобождении Ирландии из-под гнета Великобритании.

Впервые Констанция попала в тюрьму после демонстрации в 1911 году. Она закидывает камнями портреты королевской семьи, сжигает британский флаг, снабжает оружием ирландских добровольцев, принимает участие в знаменитом Пасхальном восстании. Эта героическая женщина участвует во время Гражданской войны в битве за Дублин. Её сердце было облачено мужеством как броней.

✰ ✰ ✰

Заключение

Это была статья про самых известных женщин-воительниц в мире. Хотя военные подвиги многих других женщин сейчас забываются, это не значит, что их роль в нашей жизни незначительна. Спасибо за внимание.

Данный текст составлен на основе дневниковых записей Владимира Ивановича Трунина, о котором мы не раз уже рассказывали нашим читателям. Это информация уникальна тем, что передаётся из первых рук, от танкиста, прошедшего на танке всю войну.

До Великой Отечественной войны женщины в частях Красной Армии не служили. Но нередко «несли службу» на пограничных заставах вместе со своими мужьями-пограничниками.

Судьбы этих женщин с приходом войны сложились трагически: большая их часть погибла, лишь единицы сумели выжить в те страшные дни. Но об этом я потом расскажу отдельно…

К августу 1941-го года стало очевидно, что без женщин никак не обойтись.

Первыми на службу в Красную Армию заступили женщины- медработники: развёртывались медсанбаты (медикосанитарные батальоны), ППГ (полевые подвижные госпитали), ЭГ (эвакогоспитали) и санитарные эшелоны, в которых служили молоденькие медсёстры, врачи и санитарки. Потом в Красную Армию военкомы стали призывать связисток, телефонисток, радисток. Дошло до того, что почти все зенитные части были укомплектованы девушками и молодыми незамужними женщинами в возрасте от 18 до 25 лет. Стали формироваться женские авиационные полки. К 1943-му году в Красной Армии служили в разное время от 2 до 2.5 миллионов девушек и женщин.

Военкомы призывали в армию самых здоровых, самых образованных, самых красивых девушек и молодых женщин. Все они показали себя очень хорошо: это были храбрые, очень стойкие, выносливые, надёжные бойцы и командиры, были награждены боевыми орденами и медалями за храбрость и отвагу, проявленную в бою.

Например, полковник Валентина Степановна Гризодубова, Герой Советского Союза, командовала авиационной бомбардировочной дивизией дальнего действия (АДД). Это её 250 бомбардировщиков ИЛ4 вынудили в июле-августе 1944 года капитулировать Финляндию.

О девушках-зенитчицах

Под любой бомбёжкой, под любым обстрелом они оставались у своих орудий. Когда войска Донского, Сталинградского и Юго-Западного фронтов замкнули кольцо окружения вокруг вражеских группировок в Сталинграде, немцы попытались организовать воздушный мост с занятой ими территории Украины в Сталинград. Для этого весь военно-транспортный воздушный флот Германии был переброшен под Сталинград. Наши русские девушки-зенитчицы организовали зенитный заслон. Они за два месяца сбили 500 трёхмоторных германских самолётов Юнкерс 52.

Кроме того, они сбили ещё 500 самолётов других типов. Такого разгрома немецкие захватчики не знали ещё никогда и нигде в Европе.

Ночные ведьмы

Женский полк ночных бомбардировщиков подполковника гвардии Евдокии Бершанской, летая на одномоторных самолётах У-2, бомбил немецкие войска на Керченском полуострове в 1943-м и в 1944-м годах. А позже в 1944-45 гг. воевал на первом Белорусском фронте, поддерживая войска маршала Жукова и войска 1-й армии Войска Польского.

Самолёты У-2 (с 1944 г. - По-2, в честь конструктора Н.Поликарпова) летали ночью. Базировались они в 8-10 км от линии фронта. Взлётно-посадочная полоса им нужна была небольшая, всего метров 200. За ночь в боях за Керченский полуостров они делали по 10-12 вылетов. Нёс У2 до 200 кг бомб на расстояние до 100 км в немецкий тыл. . За ночь они сбрасывали на немецкие позиции и укрепления каждый до 2-х тонн бомб и зажигательных ампул. К цели они подходили с выключенным двигателем, бесшумно: у самолёта были хорошие аэродинамические свойства: У-2 мог спланировать с высоты 1 километр на расстояние от 10 до 20 километров. Сбить немцам их было трудно. Я сам видел много раз, как немецкие зенитчики водили крупнокалиберными пулемётами по небу, пытаясь найти бесшумный У2.

Сейчас паны-поляки не помнят, как русские красавицы-лётчицы зимой 1944 года сбрасывали гражданам Польши, восставшим в Варшаве против германских фашистов, оружие, боеприпасы, продовольствие, медикаменты….

На Южном фронте под Мелитополем и в мужском истребительном полку воевала русская девушка-лётчица, которую звали Белая Лилия. Сбить её в воздушном бою было невозможно. На борту её истребителя был нарисован цветок – белая лилия.

Однажды полк возвращался с боевого задания, Белая Лилия летела замыкающей – такой чести удостаиваются только самые опытные лётчики.

Немецкий истребитель Ме-109 караулил её, спрятавшись в облаке. Дал по Белой Лилии очередь и снова скрылся в облаке. Раненная, она развернула самолёт и бросилась за немцем. Обратно она так и не вернулась… Уже после войны её останки были случайно обнаружены местными мальчишками, когда те ловили ужей в братской могиле в селе Дмитриевка, Шахтерского района Донецкой области.

Miss Pavlichenko

В Приморской Армии воевала одна среди мужчин – моряков девушка – снайпер. Людмила Павличенко. К июлю 1942 года на счету Людмилы было уже 309 уничтоженных германских солдат и офицеров (в том числе 36 снайперов противника).

В том же 1942 году ее направили с делегацией в Канаду и Соединённые
Штаты. В ходе поездки она была на приёме у Президента Соединённых Штатов Франклина Рузвельта. Позже Элеонора Рузвельт пригласила Людмилу Павличенко в поездку по стране. Американский певец в стиле кантри Вуди Гатри написал про неё песню «Miss Pavlichenko» .

В 1943 году Павличенко было присвоено звание Героя Советского Союза.

«За Зину Туснолобову!»

Санинструктор полка (медицинская сестра) Зина Туснолобова воевала в стрелковом полку на Калининском фронте под Великими Луками.

Шла в первой цепи вместе с бойцами, перевязывала раненых. В феврале 1943 году в бою за станцию Горшечное Курской области, пытаясь оказать помощь раненому командиру взвода, сама была тяжело ранена: ей перебило ноги. В это время немцы перешли в контратаку. Туснолобова попыталась притвориться мёртвой, но один из немцев заметил её, и ударами сапог и приклада попытался добить санитарку.

Ночью, подающая признаки жизни санитарка была обнаружена разведгруппой, перенесена в расположение советских войск и на третий день доставлена в полевой госпиталь. У неё были отморожены кисти рук и нижние части ног, пришлось ампутировать. Вышла из госпиталя на протезах и с протезами рук. Но не пала духом.

Поправилась. Вышла замуж. Родила троих детей и вырастила их. Правда, растить детей ей помогала её мама. Скончалась в 1980 году в возрасте 59 лет.

Письмо Зинаиды зачитывали солдатам в частях перед штурмом Полоцка:

Отомстите за меня! Отомстите за мой Родной Полоцк!

Пусть это письмо дойдет до сердца каждого из вас. Это пишет человек, которого фашисты лишили всего - счастья, здоровья, молодости. Мне 23 года. Уже 15 месяцев я лежу, прикованная к госпитальной койке. У меня теперь нет ни рук, ни ног. Это сделали фашисты.

Я была лаборанткой-химиком. Когда грянула война, вместе с другими комсомольцами добровольно ушла на фронт. Здесь я участвовала в боях, выносила раненных. За вынос 40 воинов вместе с их оружием правительство наградило меня орденом Красной Звезды. Всего я вынесла с поля боя 123 раненых бойца и командира.

В последнем бою, когда я бросилась на помощь раненому командиру взвода, ранило и меня, перебило обе ноги. Фашисты шли в контратаку. Меня некому было подобрать. Я притворилась мёртвой. Ко мне подошёл фашист. Он ударил меня ногой в живот, затем стал бить прикладом по голове, по лицу…

И вот я инвалид. Недавно я научилась писать. Это письмо я пишу обрубком правой руки, которая отрезана выше локтя. Мне сделали протезы, и, может быть, я научусь ходить. Если бы я хотя бы ещё один раз могла взять в руки автомат, чтобы расквитаться с фашистами за кровь. За муки, за мою исковерканную жизнь!

Русские люди! Солдаты! Я была вашим товарищем, шла с вами в одном ряду. Теперь я не могу больше сражаться. И я прошу вас: отомстите! Вспомните и не щадите проклятых фашистов. Истребляйте их как бешеных псов. Отомстите им за меня, за сотни тысяч русских невольниц, угнанных в немецкое рабство. И пусть каждая девичья горючая слеза, как капля расплавленного свинца, испепелит ещё одного немца.

Друзья мои! Когда я лежала в госпитале в Свердловске, комсомольцы одного уральского завода, принявшие шефство надо мной, построили в неурочное время пять танков и назвали их моим именем. Сознание того, что эти танки сейчас бьют фашистов, даёт огромное облегчение моим мукам…

Мне очень тяжело. В двадцать три года оказаться в таком положении, в каком оказалась я… Эх! Не сделано и десятой доли того, о чём мечтала, к чему стремилась… Но я не падаю духом. Я верю в себя, верю в свои силы, верю в вас, мои дорогие! Я верю, в то, что Родина не оставит меня. Я живу надеждой, что горе мое не останется неотомщённым, что немцы дорого заплатят за мои муки, за страдания моих близких.

И я прошу вас, родные: когда пойдете на штурм, вспомните обо мне!

Вспомните - и пусть каждый из вас убьёт хотя бы по одному фашисту!

Зина Туснолобова, гвардии старшина медицинской службы.
Москва, 71, 2-й Донской проезд, д. 4-а, Институт протезирования, палата 52.
Газета «Вперёд на врага», 13 мая 1944.

Танкистки

У танкиста очень тяжёлая работа: грузить снаряды, собирать и ремонтировать разбитые гусеницы,работать лопатой, ломом, кувалдой, таскать брёвна. И чаще всего под вражеским огнём.

В 220-й танковой бригаде Т-34 была у нас на Ленинградском фронте механиком-водителем техник-лейтенант Валя Крикалёва. В бою немецкая противотанковая пушка разбила гусеницу её танка. Валя выскочила из танка и стала чинить гусеницу. Немецкий пулемётчик прострочил её наискосок по груди. Товарищи не успели прикрыть её. Так ушла в вечность замечательная девушка-танкистка. Мы, танкисты с Ленинградского фронта, до сих пор помним её.

На Западном фронте в 1941 году сражался на Т-34 командир роты танкист капитан Октябрьский. Погиб смертью храбрых в августе 1941. Оставшаяся в тылу молодая жена Мария Октябрьская решила отомстить немцам за гибель своего мужа.

Она продала свой дом, всё имущество и обратилась с письмом к Верховному Главнокомандующему Сталину Иосифу Виссарионовичу с просьбой позволить ей на вырученные средства купить танк Т-34 и отомстить немцам за убитого ими мужа-танкиста:

Москва, Кремль Председателю Государственного Комитета обороны. Верховному Главнокомандующему.
Дорогой Иосиф Виссарионович!
В боях за Родину погиб мой муж - полковой комиссар Октябрьский Илья Федотович. За его смерть, за смерть всех советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в госбанк на построение танка все свои личные сбережения - 50 000 рублей. Танк прошу назвать «Боевая подруга» и направить меня на фронт в качестве водителя этого танка. Имею специальность шофёра, отлично владею пулемётом, являюсь ворошиловским стрелком.
Шлю Вам горячий привет и желаю здравствовать долгие, долгие годы на страх врагам и на славу нашей Родины.

ОКТЯБРЬСКАЯ Мария Васильевна.
г. Томск, Белинского, 31

Сталин приказал принять Марию Октябрьскую в Ульяновское танковое училище, обучить её, дать ей танк Т-34. После окончания училища Марии было присвоено воинское звание техник-лейтенант механик-водитель.

Её послали на тот участок Калининского фронта, где воевал её муж.

17 января 1944 года в районе станции Крынки Витебской области снарядом у танка «Боевая подруга» был разбит левый ленивец. Механик Октябрьская пыталась под огнём противника устранить повреждения, но осколок разорвавшейся поблизости мины тяжело ранил её в глаз.

В полевом госпитале ей сделали операцию, а потом на самолёте доставили в фронтовой госпиталь, но ранение оказалось слишком тяжелым, и она скончалась в марте 1944.

Катя Петлюк – одна из девятнадцати женщин, чьи нежные руки водили танки на врага. Катя была командиром лёгкого танка Т-60 на Юго-Западном фронте западнее Сталинграда.

Кате Петлюк достался легкий танк «Т-60». Для удобства в бою каждая машина имела свое имя. Имена танков все были внушительные: «Орел», «Сокол», «Грозный», «Слава», а на башне танка, который получила Катя Петлюк, было выведено необычное – «Малютка».

Танкисты посмеивались: «Вот уже в точку попали – малютка в «Малютке».

Танк её был связным. Она шла позади Т-34, и, если какой-то из них был подбит, то она подходила на своём Т-60 к подбитому танку и помогала танкистам, доставляла запчасти, была связной. Дело в том, что не на всех Т-34 были радиостанции.

Лишь спустя много лет после войны старший сержант из 56-й танковой бригады Катя Петлюк узнала историю рождения своего танка: оказывается, он был построен на деньги омских детей-дошкольников, которые, желая помочь Красной Армии, отдали на строительство боевой машины свои накопленные на игрушки и куклы. В письме к верховному Главнокомандующему они просили назвать танк «Малютка». Дошкольники Омска собрали 160 886 рублей…

Через пару лет Катя уже вела в бой танк «Т-70» (с «Малюткой» все же пришлось расстаться). Участвовала в битве за Сталинград, а затем в составе Донского фронта в окружении и разгроме гитлеровских войск. Участвовала в сражении на Курской дуге, освобождала левобережную Украину. Была тяжело ранена – в 25 лет стала инвалидом 2-й группы.

После войны - жила в Одессе. Сняв офицерские погоны, выучилась на юриста и работала заведующей бюро загса.

Награждена орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалями.

Спустя много лет Маршал Советского Союза И. И. Якубовский, бывший командир 91-й отдельной танковой бригады, напишет в книге «Земля в огне»: «...а вообще-то трудно измерить, во сколько крат возвышает героизм человека. О нем говорят, что это - мужество особого порядка. Им, безусловно, обладала участница Сталинградской битвы Екатерина Петлюк».

По материалам дневниковых записей Владимира Ивановича Трунина и сети Интернет.

9 мая 1945 года кончилась Великая Отечественная война. 10 мая того же года в разрушенной стране и покалеченных семьях началась мирная жизнь. Я хочу посвятить этот текст всем послевоенным женщинам, матерям и бабушкам, поднявшим страну из руин.

Я родился и вырос в Архангельской области, куда в начале семидесятых приехали по распределению мои родители, молодые врачи из Ленинграда. Не то чтобы скучаю по Северу, однако иногда тянет в родные края. Как-то по-другому там жизнь ощущается. Более упруго, что ли. И величественней. Наверное, скучаю все-таки. Радуюсь, когда встречаю земляков и с удовольствием с ними общаюсь.

Не так давно я познакомился с одной удивительной женщиной, землячкой, чье детство тоже прошло под Архангельском, правда, лет на двадцать пять раньше. Ее рассказов о жизни хватило бы не на один увлекательный сериал: сегодня эта женщина - крупный предприниматель, чей бизнес начинался в лихие девяностые. На мой вопрос - как ей, хрупкой женщине, удалось то, с чем не под силу справиться большинству мужчин, включая меня, - она ответила неожиданно: «За все, что я добилась в жизни, я благодарна своей бабушке. Я поняла это недавно, когда сама стала бабушкой».

Вот ее рассказ.

«…Мне было годика четыре, когда в середине пятидесятых меня вместе с умирающей мамой привезли из Средней Азии в Архангельск. Как мои родители оказались в Средней Азии, я не знаю. В дороге, а может быть и раньше, я сильно заболела и напоминала загнивающую мумию: все тело покрывали болячки, они сильно чесались и кровоточили. Помню, как бабушка снимала с меня чулочки, а они сниматься не хотели и слезали вместе с кожей, как чешуя. Было очень больно.

Похоже, что вместе с этой чешуей ушли из моей жизни и все воспоминания о родителях. Я их совсем не помню. Наверное, это тоже было слишком больно.

От бабушки знаю, что моя мама, ее дочь, была молода, красива и вскоре умерла в инфекционном отделении архангельской больницы.

А папа… Мой папа - иностранец, человек с непростой судьбой, который не мог быть рядом со мной. Бабушка тоже осталась одна, похоронив мужа и троих детей. Про мужа она не рассказывала, сын погиб на войне, а обе дочки сильно болели и рано умерли. Осталась только я. У меня тоже никого на этом свете не было, только бабушка. Наверное, подсознательно я понимала, что в ней - мое спасение, она стала для меня всем. И мамой, и папой, и врачом, и воспитателем. Я называла ее «Баба». Баба была стара и могла отдать меня в детдом, но, видимо, мама уж очень просила ее не отдавать внучку чужим людям. Вот так старая одинокая женщина и маленькая больная девочка стали семьей.

Местные жители посоветовали бабушке ехать деревню и купить козу, обещая мое скорое исцеление посредством козьего молока. Так она и сделала. Уехала в забытую Богом и советской властью глухую деревушку в Архангельской области, где и прошло мое детство, купила дом и козу. И действительно, довольно быстро на козьем молоке и свежем воздухе я поправилась. Правда, из-за перенесенной болезни немного отставала в развитии, зато кожа, зрение и волосы восстановились полностью и были лучше прежнего.

О себе Баба рассказывала мало. Она была из очень богатой семьи. Как она говорила, «ела из золотой посуды и пила горячий шоколад по утрам». Еще запомнилось, что было у нее 16 работников и что она их наказывала. Это мне не нравилось, я не одобряла бабушку и очень боялась ходить в подвал дома, представляя, что там в цепях сидят ее рабы-работники и горько плачут.

А потом богатство кончилось. Революция? Вовсе нет. От Бабы я узнала об интервенции, о том, как богатейший Русский Север был разорен. Интервенты забирали буквально все, вплоть до посуды. Но самое страшное - не стало мужчин, продолжателей рода поморов, сильных и бесстрашных настолько, насколько это было необходимо для выживания в условиях вечной мерзлоты. Уже потом я узнала, что первый концлагерь в России был основан англичанами в августе 1918 года на острове Мудьюг в Белом море, и мне очень жаль, что эта трагическая страница Русского Севера сегодня предана забвению.

На свою судьбу Баба никогда не жаловалась, да и некому ей было жаловаться. Только пела грустные песни «Раскинулось море широко» и «Птичка в клетке» и плакала, тосковала о потерянных детях. Мне эти грустные песни не нравились, мне хотелось веселья. Меня Баба не хвалила, не ласкала, не воспитывала и не наказывала. Не заставляла заниматься физическим трудом. Кормила. Ее доброта, не проявленная в объятиях, поцелуях или словах, никуда не исчезала, она будто витала в воздухе, заполняя все вокруг, растворяя невзгоды и лишения.

У Бабы была одна икона, Богородицы. Баба постоянно читала Евангелие, много молилась, но о Боге со мной никогда не говорила. А молилась о том, чтобы у меня была достойная жизнь. Мне ее молитвы тоже не нравились, мне нравилось книги читать. Казалось, что у меня и без молитв все будет хорошо. И, глядя на Бабу, я решила никогда не плакать. Так всю жизнь и не плакала.

Росла я одна, с детьми в деревне общаться почти не пришлось - все дети были с раннего возраста приучены к труду, заняты на хозяйстве, потом они выросли и стали хорошими людьми. Так что в детстве мне оставалось самой познавать тот мир, который был рядом.

Больше всего я любила гулять по таежному краю, мне было совсем не страшно. Общение с дикой природой наполняло силой, покоем и ликующей радостью, и впоследствии память об этих ощущениях помогала мне в самые трудные моменты жизни. И я никак не могу это объяснить. Как было здорово прийти к реке или озеру с ледяной черной водой, сесть на берегу и помечтать о том, какая настоящая и счастливая жизнь ждет меня где-то там, за дремучим лесом, какие там дворцы и чудеса… Как я поняла много позже, именно здесь, на берегу, была моя самая настоящая счастливая жизнь, которая больше никогда не повторялась. Никогда.

Из игрушек у меня была одна говорящая кукла, потом появились книги. «Незнайка», «Волшебник Изумрудного города», «Сказки народов мира». Русских сказок почему-то не было, но мне очень нравились восточные сказки, особенно на всю жизнь впечатлила одна притча, которая научила меня думать:

Жила была очень бедная женщина, и была у нее всего одна юбка, вся в заплатах. Шел как-то мимо добрый волшебник, пожалел он эту женщину и дал ей новую, красивую юбку. Женщина очень обрадовалась и долго благодарила волшебника. На следующий день волшебник снова встречает женщину. А женщина снова в заплатанной юбке. «Почему ты не надела новую юбку?» - спросил он. «Я разрезала ее на заплаты, и теперь мне их надолго хватит».

Кроме леса и книг меня очень интересовали люди. Моей страстью было ходить по домам и смотреть, как они живут. Меня жалели и не выгоняли, если была возможность - кормили. Тогда на Севере дома не вообще не закрывались. Я сидела тихонько на лавочке, наблюдала. Наверное, люди так сейчас телевизор смотрят.

Мужики в деревне были в основном с фронта, покалеченные войной. Кто после ранения, кто после плена. И все работали. Суровые были мужики, молчаливые. Дети, скот, огород - обязательно. А женщины детей рожали и хозяйство вели. Детей много было - по 5-6 в семье.

Не пили. А если кто и начинал - это сильно осуждалось.

Был там один журналист, Юра, пил безбожно и рассказы писал, про войну. Пригласил меня однажды к себе, сказал, что нужен умный слушатель. «Я тебе читать буду, ты слушай». Стал читать. Когда дошел до места, где немцы издевались над пленными и мочились им на головы, мне стало нехорошо, и я убежала. С тех пор и в кино, и в книгах я такие моменты всегда пропускаю.

Позже мне рассказали, шепотом, что журналист дядя Юра спился и повесился.

Баба говорила: «У тебя будет очень трудная жизнь. Ты будешь много работать, до самой старости, но у тебя хватит сил все пережить. И учить тебя не надо, всему сама научишься». Так все и случилось. Правда, одному она меня все-таки научила, не специально, а всей своей жизнью - помогать людям.

Как-то в девяностых один знакомый прислал ко мне парня с просьбой о трудоустройстве. Этот парень работал охранником у какого-то большого человека, потом он в чем-то провинился и остался без работы. Профессии у него не было, родителей он не знал, жил, как и я когда-то, с бабушкой. Я его пожалела, взяла на работу, научила, чему нужно, потом в хорошее место устроила. О его дальнейшей судьбе я ничего не знала, пока однажды, совершенно неожиданно, он не пришел на мой день рождения. И принес икону, завернутую в тряпочку. Вручил и ушел. Сказал только, что это его бабушка велела мне икону передать. Так и сказала: «Отдай женщине, которая тогда тебе помогла». Икона оказалась очень старой и ценной. Наверное, это моя Баба на том свете так все устроила, очень уж эта икона напоминает мне тот образ Богородицы, который у бабушки был… Вот так спустя 40 лет бабушкина икона ко мне вернулась. Парень, надеюсь, не пропал, и у него все хорошо».… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Выпускник Санкт-Петербургской театральной академии, актер кино, сценарист, общественный деятель. Многодетный отец, спортсмен, автор и ведущий социальных проектов, направленных на поддержку и помощь детям-инвалидам, людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, а также семьям тех, кто страдает от алкогольной или наркотической зависимости.