Бронепалубный крейсер «Варяг»: устройство и история корабля. Николай ii - героям чемульпо

9 февраля 1904 года - день подвига и гибели крейсера "Варяг". Этот день стал точкой отсчета погружения России в череду революций и войн. Но в этом столетии он стал и первым днем немеркнущей русской боевой славы.
Крейсер "Варяг" вступил в строй в 1902-м. В своем классе он был сильнейшим и самым быстроходным кораблем в мире: при водоизмещении в 6500 т он имел скорость хода 23 узла (44 км/час), нес 36 орудий, из них 24 крупнокалиберные, а также 6 торпедных аппаратов. Экипаж состоял из 18 офицеров и 535 матросов. Командовал крейсером капитан 1-го ранга Всеволод Федорович Руднев, потомственный моряк. К началу русско-японской войны "Варяг" выполнял миссию по охране русского посольства в Сеуле.
В ночь с 8 на 9 февраля 1904 года один японский офицер оставил в своем дневнике такую запись: "Мы не будем заранее объявлять войну, так как это совершенно непонятный, глупый европейский обычай" (сравните - русский князь Святослав, живший за целую тысячу лет до этого, перед войной посылал своим противникам гонцов с кратким сообщением "иду на вы").
Ночью 27 января (по старому стилю) Рудневу вручили ультиматум от японского контр-адмирала Уриу: "Варяг" и "Кореец" должны покинуть порт до полудня, в противном случае они будут атакованы на рейде. Командиры находившихся в Чемульпо французского крейсера "Паскаль", английского "Тэлбот", итальянского "Эльба" и американской канонерской лодки "Виксбург" еще накануне получили уведомление японского о предстоящем нападении его эскадры на русские корабли.
К чести командиров трех иностранных крейсеров - французского "Паскаль", английского "Тэлбот" и итальянского "Эльба", они выразили письменный протест командующему японской эскадрой: "...так как на основании общепризнанных положений международного права порт Чемульпо является нейтральным, то никакая нация не имеет права атаковать суда других наций, находящихся в этом порту, и держава, которая переступает этот закон, является вполне ответственной за всякий вред, причиненный жизни или собственности в этом порту. Поэтому настоящим письмом мы энергично протестуем против такого нарушения нейтралитета и будем рады слышать Ваше мнение по этому предмету."
Под этим письмом не было только подписи командира американского "Виксбурга" - капитана 2-го ранга Маршалла. Как видно, практика вспоминать о международном праве лишь в зависимости от своей выгоды имеет у американцев давние традиции.
Между тем, Всеволод Федорович Руднев огласил ультиматум экипажу со словами: "Вызов более, чем дерзок, но я принимаю его. Я не уклоняюсь от боя, хотя не имею от своего правительства официального сообщения о войне. Уверен в одном: команды "Варяга" и "Корейца" будут сражаться до последней капли крови, показывая всем пример бесстрашия в бою и презрение к смерти".
Мичман Падалко ответил за всю команду: "Все мы, и "Варяг", и "Кореец" будем защищать родной Андреевский флаг, его славу, честь и достоинство, сознавая, что на нас смотрит весь мир."

В 11 ч. 10 мин. на русских кораблях прозвучала команда: "Все наверх, с якоря сниматься!" - и через десять минут "Варяг" и "Кореец" снялись с якоря и дали ход. При медленном прохождении мимо английского, французского итальянского крейсеров музыканты "Варяга" исполняли соответствующие национальные гимны. В ответ с иностранных кораблей, на палубах которых выстроились во фрунт команды, неслись звуки русского гимна.
"Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть!" - писал потом командир "Паскаля" капитан I ранга Сенес.
Волнение было неописуемое, некоторые из матросов плакали. Никогда не приходилось им видеть более возвышенной и трагической сцены. На мостике "Варяга" стоял его командир, ведущий корабль на последний парад.
В исходе этого боя сомневаться было невозможно. Русскому бронепалубному крейсеру и устаревшей канонерской лодке японцы противопоставили шесть бронированных крейсеров и восемь миноносцев. Против русских двух 203-мм, тринадцати 152-мм орудий и семи торпедных аппаратов готовились вести огонь четыре 203-мм, тридцать восемь 152-мм орудий и сорок три торпедных аппарата. Превосходство было более чем тройным, при том что "Варяг" вообще не имел бортовой брони и даже бронированных щитов на орудиях.
Когда корабли противников увидели друг друга в открытом море, японцы выбросили сигнал "сдаться на милость победителя", рассчитывая, что русский крейсер перед лицом их подавляющего превосходства сдастся без боя и станет первым трофеем в этой войне. В ответ на это командир "Варяга" отдал приказ поднять боевые флаги. В 11 ч. 45 мин. с крейсера "Асама" грянул первый выстрел, вслед за которым всего за одну минуту орудия японцев выпустили 200 снарядов - около семи тонн смертоносного металла. Весь огонь японская эскадра сосредоточила на "Варяге", поначалу игнорируя "Корейца". На "Варяге" горели разбитые шлюпки, вода вокруг него кипела от взрывов, остатки корабельных надстроек с грохотом падали на палубу, погребая под собой русских матросов. Замолкали один за другим подбитые орудия, вокруг которых лежали убитые. Японская картечь сыпалась дождем, палуба "Варяга" превратилась в овощную терку. Но, несмотря на шквальный огонь и огромные разрушения, "Варяг" все же вел прицельный огонь по японским судам из оставшихся орудий. Не отставал от него и "Кореец".

Даже раненые не отходили от своих боевых постов. Грохот стоял такой, что у матросов в буквальном смысле этого слова лопались барабанные перепонки. Однофамилец командира, корабельный священник о. Михаил Руднев, несмотря на постоянную угрозу гибели, ходил по залитой кровью палубе "Варяга" и воодушевлял офицеров и матросов.
"Варяг" сосредоточил огонь на "Асаме". В течение часа он выпустил 1105 снарядов по японцам, в результате чего на "Асаме" начался пожар, обвалился капитанский мостик и был убит командир корабля. Крейсер "Акаси" получил столь тяжелый ущерб, что его последующий ремонт тянулся более года. Еще два других крейсера получили не менее тяжелые повреждения. Один из миноносцев затонул во время боя, а другой - по пути в порт Сасебо. В общей сложности японцы привезли на берег 30 убитых и 200 раненых, не считая тех, кто погиб вместе со своими кораблями. Противник не смог ни затопить, ни захватить русские суда - когда силы русских моряков были на исходе, Руднев принял решение о возвращении в порт, чтобы спасти оставшихся в живых матросов.
Это была победа русского флота. Моральное превосходство русских перед любыми силами противника было доказано страшной ценой - но цена эта была заплачена легко.
Когда изуродованные русские суда добрались в порт, на палубу "Варяга" поднялся капитан французского крейсера Сэнэс: "Я никогда не забуду потрясающего зрелища, представившегося мне. Палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избежало разрушения".
Из 36 орудий остались более-менее целыми лишь 7. В корпусе было обнаружено четыре огромные пробоины. Из состава команды, находившейся на верхней палубе, погибли 33 моряка и 120 были ранены. Капитан Руднев получил тяжелое ранение в голову. Чтобы не допустить захвата безоружных кораблей японцами, канонерскую лодку "Кореец" решено было взорвать, а на "Варяге" открыли кингстоны.
Оставшихся в живых русских героев разместили на иностранных судах. Английский "Тэлбот" принял на борт 242 человека, итальянский корабль взял 179 русских моряков, остальных разместил на своем борту французский "Паскаль".
Восхищенный доблестью русских немец Рудольф Грейнц сочинил стихотворение, на слова которого (в переводе Е. Студенской) музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка А. С. Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев "Варяга" и "Корейца", написал всем известную песню - "Врагу не сдается наш гордый "Варяг".
29 апреля 1904 г. в Зимнем дворце Николай Второй чествовал моряков "Варяга". В этот день впервые и прозвучала песня, больше похожая на гимн:

Наверх, вы, товарищи, с Богом, ура!
Последний парад наступает.
Врагу не сдается наш гордый "Варяг"
Пощады никто не желает!
Все вымпелы вьются и цепи гремят,
Наверх якоря поднимая,
Готовятся к бою орудия в ряд,
На солнце зловеще сверкая!
Свистит и гремит, и грохочет кругом.
Гром пушек, шипенье снарядов,
И стал наш бессмертный и гордый "Варяг"
Подобен кромешному аду.
В предсмертных мученьях трепещут тела,
Гром пушек, и дым, и стенанья,
И судно охвачено морем огня,
Настала минута прощанья.
Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
Кипящее море под нами!
Не думали, братцы, мы с вами вчера,
Что нынче умрем под волнами.
Не скажут ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы Русского флага,
Лишь волны морские прославят одни
Геройскую гибель "Варяга"!

Спустя некоторое время японцы подняли "Варяг", отремонтировали и ввели его в состав своего флота под именем "Сойя". 22 марта 1916 г. корабль был выкуплен русским царем и зачислен в состав Балтийского флота под прежним именем - "Варяг".
Спустя год изношенный крейсер был отправлен для ремонта в союзническую Англию. Русский флот ждал возвращения славного крейсера для участия в войне с Германией, но случился октябрьский переворот, и английские военные власти разоружили "Варяг" и отправили экипаж на Родину, а сам корабль продали в 1918 г. частному предпринимателю. Когда "Варяг" попытались отбуксировать к месту будущей стоянки, вблизи г. Лендалфута, разразился шторм, и крейсер был выброшен на камни. В 1925 г. остатки "Варяга" англичане разобрали на металл. Так закончил свое существование самый знаменитый крейсер Русского флота.
Капитан Руднев умер в Туле в 1913 г. В 1956 г. ему установлен на малой родине памятник. Памятники героям "Варяга" установлены в порту Чемульпо и на Морском кладбище Владивостока.

Слава Русским героям! Вечная им память!

В феврале 1904 года крейсер «Варяг» вступил в неравный бой с японской эскадрой у порта Чемульпо. Подобными подвигами, когда в безвыходной ситуации русский корабль принимал бой, славна история русского флота.

Крейсер 2-го ранга "Новик"

Один из самых известных кораблей Первой Тихоокеанской эскадры. Благодаря высокой скорости, хорошей подготовке экипажа и инициативе командира, крейсер успешно участвовал практически во всех значительных морских боях у Порт-Артура. После боя в Желтом море 28 июля 1904 года "Новик", в отличие от большинства других кораблей, вернувшихся в Порт-Артур, предпринял попытку прорыва во Владивосток вокруг Японии. Однако во время следования крейсер встретил английское судно, которое из-за отсутствия запрещенных грузов пришлось отпустить и сообщившее о появлении русского крейсера у восточного побережья Японии. Зашедший для получения угля в пост Корсаков на Сахалине, "Новик" оказался блокированным японскими крейсерами, а изношенные машина не позволяли дать полный ход. 7 августа 1904 года в бою с более мощным крейсером "Цусима" русский крейсер заставил противника отступить, но и сам получил серьезные повреждения. После подхода к месту боя крейсера "Читосе" русский корабль был затоплен в заливе Анива. С крейсера была снята часть артиллерии, которая затем использовалась при обороне Сахалина, а имя легендарного корабля получила целая серия самых известных эсминцев русского флота.

Канонерская лодка «Кореец»

Канонерская лодка «Кореец» накануне Русско-японской войны находилась вместе с крейсером «Варяг» в порту Чемульпо. 26 января 1904 года канонерка была направлена в Порт-Артур, но подверглась нападению японской эскадры и была вынуждена вернуться в Чемульпо. Перед боем на "Корейце" срубили стеньги (верхнюю часть мачт), чтобы внести в стрельбу японских комендоров заведомую ошибку - японцы рассчитывали расстояние до цели при помощи призм Люжоля, ориентируясь на табличную, а не реальную высоты рангоута цели. В результате боя 27 января русская канонерка потерь и повреждений не имела. Ответный огонь лодка вела из двух 203 мм и одного 152 мм орудий, а остальная артиллерия в силу большой дистанции не использовалась. После боя «Кореец» был взорван экипажем на рейде Чемульпо, а имя героической лодки унаследовала канонерка Балтийского флота, также погибшая в неравном бою в 1915 году.

Крейсер «Светлана»

Бронепалубный крейсер 1-го класса изначально строился как вооруженная яхта Великого князя Алексея Александровича, отличаясь шикарной отделкой внутренних помещений. Впоследствии, после установки дополнительного вооружения, корабль вошел в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Во время Цусимского сражения 14 мая 1905 года крейсер получил значительную пробоину в носовой части. Утром 15 мая «Светлана», на которой из-за сильного крена могли действовать только два кормовых 152 мм орудия и подходили к концу боеприпасы, приняла бой с японскими крейсерами «Отова» и «Нийтака». По японским данным в результате попадания двух снарядов со «Светланы», поразивших крейсер «Отова», японцы потеряли 5 человек убитыми и 23 ранеными. Когда закончились снаряды, русский крейсер был затоплен командой. Мстя за отчаянное сопротивление экипажу русского корабля, крейсер «Отова» прошел через находившуюся в воде группу русских моряков, сминая корпусом и винтами людей. Со «Светланой» в Цусимском бою погибли 167 русских матросов и офицеров.

Миноносец «Безупречный»

Один из кораблей Второй Тихоокеанской эскадры об участии которого в Цусимском бою известно очень немногое. По японским данным, в ночь с 14 на 15 мая 1905 года крейсер «Читосе» и миноносец «Ариаке» настигли имевший неисправности в машине русский миноносец. Когда подбитый в бою русский корабль стал тонуть, японские корабли ушли, не став спасать людей. Погибший в неравном бою со всем экипажем, но так и не спустивший флаг русский миноносец, как впоследствии выяснилось, оказался «Безупречным».

Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»

Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» в Цусимском бою 14 мая 1905 года получил две большие пробоины в носовой части и отстал от эскадры. На следующий день корабль был настигнут броненосными крейсерами «Якумо» и «Ивате» и на предложение японцев сдаться открыл огонь. Значительное превосходство японских кораблей в скорости, огневой мощи и дальности стрельбы не позволило русским морякам оказать эффективное сопротивление. Если первые залпы «Ушакова» накрыли «Ивате», вызвав на японском крейсере пожар, то в дальнейшем японские корабли держались вне досягаемости орудий броненосца. После 40-минутного боя «Адмирал Ушаков» был затоплен экипажем. Среди погибших был и командир броненосца Владимир Николаевич Миклуха (брат известного исследователя Океании Н. Н. Миклухо-Маклая). По одной из версий, он был смертельно ранен осколком, а по другой - сам отказался от спасения, указав японцам на тонущего рядом матроса.

Крейсер «Рюрик»

Броненосный крейсер, входивший во время Русско-японской войны в состав Владивостокского отряда крейсеров. В начале войны успешно действовал на японских коммуникациях, уничтожая военные транспорты и торговые суда. В бою 1 августа 1904 года в Корейском проливе (у Фузана) получил значительные повреждения от огня броненосных крейсеров противника, а затем был атакован двумя японскими бронепалубными крейсерами. Потерявший практически всю артиллерию, корабль в течение часа вел неравный бой и был затоплен после того, как все средства сопротивления были исчерпаны. Этот бой был отмечен единственным использованием торпедного оружия крупным русским кораблем в войне 1904 - 1905 годов. Имя героического корабля было передано крейсеру Балтийского флота периода Первой мировой войны.

Крейсер «Дмитрий Донской»

Старый броненосный крейсер (броненосный фрегат) входил в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Во время Цусимского боя 14 мая 1905 года серьезных повреждений не получил и продолжил самостоятельное следование во Владивосток. Но вечером 15 мая был настигнут японской эскадрой из шести бронепалубных крейсеров и четырех миноносцев. Примечательно, что японской эскадрой командовал вице-адмирал Уриу, который ранее пытался принудить к сдаче крейсера «Варяг» и «Рюрик» и тут лишился, казалось бы, верной добычи в третий раз. На предложение о сдаче с «Дмитрия Донского» открыли огонь. Ведя бой на оба борта, русский крейсер вынудил корабли противника отказаться от преследования, но и сам получил серьезные повреждения. До Владивостока оставалось всего около 300 миль, но пройти их было уже невозможно. Ночью 16 мая команда затопила крейсер у острова Дажелет. Это был последний из числа русских кораблей, погибших в Цусимском бою.

Легендарное сражение бронепалубного крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с эскадрой из шести крейсеров и восьми миноносцев японского флота. Подвиг россиян произвел колоссальное впечатление в России и далеко за ее пределами.

ПРЕДЫСТОРИЯ

К началу ХХ века все ведущие мировые державы вступили в фазу империализма. Растущие империи стремились взять под свой контроль как можно больше территории и значимых пунктов на карте мира. Китай был ослаблен внутренними и внешними войнами, что привело к возникновению на его территории сфер влияния великих держав, в том числе и России. Для Российской империи контроль над северной частью Китая, а также удержание Порт-Артура было частью союзнических обязательств, которые Россия приняла на себя в 1896 году по договору с Китаем. Россия своими сухопутными и морскими силами должна была защищать целостность Китая от покушений Японии. С целью изолировать Россию на Дальнем Востоке Япония обратилась к Великобритании с просьбой о заключении союзного договора, в результате не долгих переговоров такой договор был подписан в 1901 году в Лондоне. Англия стремилась ослабить Россию, так как интересы этих империй сталкивались по всей Азии: от Черного моря и до Тихого океана.В начале февраля 1904 года в порт столицы Кореи г. Сеула прибыли два русских корабля с дипломатической миссией: крейсер «Варяг» под командованием капитана первого ранга Всеволода Федоровича Руднёва и канонерская лодка «Кореец» под командованием капитана второго ранга Г.П. Беляева.

ПОЩАДЫ НИКТО НЕ ЖЕЛАЕТ

Наверх, вы товарищи, все по местам!
Последний парад наступает!
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!Все вымпелы вьются, и цепи гремят,
Наверх якоря подымают.
Готовятся к бою орудия в ряд,
На солнце зловеще сверкая!Слова этой известнейшей песни посвящены самому знаменитому событию русско-японской войны 1904-1905 гг. - подвигу крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», вступивших в неравный бой с превосходящими силами японской эскадры в корейской бухте Чемульпо. Текст этой песни, находясь под впечатлением подвига крейсера, написал в 1904 году австрийский поэт Рудольф Грейнц. Стихотворение было напечатано в одном из журналов, а вскоре появились и его русские переводы, наиболее удачным из которых стал перевод Е. Студенской. Музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка А.С. Турищев положил эти стихи на музыку. Впервые песня была исполнена на торжественном приеме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца».Подвиг моряков «Варяга» и «Корейца» навсегда вошел в историю русского флота, явившись одной из героических страниц неудачной для нас русско-японской войны 1904-1905 гг. Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки, не сдались врагу и сами потопили свой корабль.В ночь на 27 января (9 февраля) 1904 г. японские миноносцы без объявления войны напали на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура - военно-морской базы, арендованной Россией у Китая. Японская атака имела тяжелые последствия: были повреждены броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсер «Паллада». В тот же день в нейтральном корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон) японской эскадрой, состоящей из 1 броненсного крейсера, 5 легких крейсеров и 8 миноносцев, были блокированы крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец».Капитан Руднев получил извещение японского адмирала Уриу, объявлявшее о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и требовавшее, чтобы «Варяг» вышел из порта, в противном случае японские корабли дадут бой прямо на рейде. «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей. Через пять минут на них сыграли боевую тревогу. Английские и французские корабли встречали проходившие русские корабли звуками оркестра.Для того, чтобы прорвать блокаду, нашим морякам надо было с боем пройти узкий 20-мильный фарватер и вырваться в открытое море. Задача невыполнимая. В половину двенадцатого с японских крейсеров поступило предложение сдаться на милость победителя. Русские проигнорировали сигнал. Японская эскадра открыла огонь…Бой был жестоким. Под ураганным огнем противника (1 тяжелый и 5 легких крейсеров, 8 миноносцев) матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. Руднев, раненный и контуженный, продолжал руководить боем. Но, несмотря на шквальный огонь и огромные разрушения, «Варяг» все же вел прицельный огонь по японским судам из оставшихся орудий. Не отставал от него и «Кореец».Согласно рапорту командира «Варяга», огнем крейсера был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера. Потери экипажа «Варяга» - 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, еще около 100 человек получили легкие ранения. На «Корейце» потерь не было.Однако критические повреждения вынудили «Варяг» через час вновь вернуться на рейд бухты. После оценки серьезности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на нем были по возможности уничтожены, сам он был затоплен в бухте. «Кореец» был взорван экипажем.

ХОД БОЯ

На рейда Чемульпо стояли итальянское, американское, корейское и английские суда, а также японский крейсер «Чиода». Ночью 7 февраля этот крейсер, не зажигая опознавательных огней, снялся с рейда и вышел в открытое море. На следующий день канонерская лодка «Кореец» около 16.00 вышла из бухты, где встретила японскую эскадру в составе 7 крейсеров и 8 миноносцев. Крейсер «Асама» блокировал путь «Корейца» в открытое море, а миноносцы выпустили по канонерке три торпеды (2 прошли мимо, а третья затонула в нескольких метрах от борта «Корейца»). Беляев принял решение войти в нейтральную гавань и скрылся в Чемульпо.9 февраля в 7.30 утра командующей японской эскадрой адмирал Урио Сотокити направил капитанам судов, стоящих в Чемульпо, телеграмму о состоянии войны меду Россией и Японией, в которой сообщал, что он вынужден атаковать нейтральную бухту в 16.00, если русские корабли не сдадутся или не выйдут в открытое море к полудню.В 9.30 об этой телеграмме стало известно капитану 1-го ранга Рудневу на борту английского корабля «Talbot». После короткого совещания с офицерами было принято решение покинуть бухту и дать бой японской эскадре.В 11.20 минут «Кореец» и «Варяг» покидали бухту. На иностранных судах нейтральных держав все команды были построены и провожали русских героев громким «Ура!» на верную смерть. На «Варяге» оркестр исполнял национальные гимны тех стран, моряки которых салютовали храбрости русского оружия.Японские крейсера располагались боевым строем у о. Ричи, прикрывая оба возможных выхода в море. За японскими крейсерами располагались миноносцы. 11.30 минут крейсера «Асама» и «Чиода» начали движение навстречу русским кораблям, за ними следовали крейсера «Нанива» и «Ниитака». Адмирал Сотокити предложил русским сдаться, ни с «Варяга», ни с «Корейца» на это предложение не ответили.11.47 минут на «Варяге» из-за точных попаданий японских снарядов начинается пожар на палубе, который удается потушить, повреждены несколько орудий. Есть убитые и раненые. Капитан Руднев контужен, тяжело ранен в спину, но остается в строю рулевой Снигирев.В 12.05 на «Варяге» оказались повреждены рулевые механизмы. Было принято решение дать полный назад, продолжая вести огонь по японским кораблям. «Варягу» удалось вывести из строя кормовую башню и мостик крейсера «Асама», который вынужден был прекратить и начать ремонтные работы. Также были повреждены орудия на двух других крейсерах, а один миноносец был затоплен. Всего японцы потеряли убитыми 30 человек, русские убитыми 31 человека, ранеными 188.В 12.20 «Варяг» получил две пробоины, после чего было принято решение вернуться в Чемульпо, исправить повреждения и продолжить бой. Однако уже в 12.45 надежды исправить повреждения большинства корабельных орудий не оправдались. Руднев решил затопить корабль, что и произошло в 18.05. Канонерская лодка «Кореец» была повреждена двумя взрывами и также затоплена.

РАПОРТ РУДНЕВА

«…В 11 часов 45 минут с крейсера «Асама» был сделан первый выстрел из 8-дюймового орудия, вслед за которым вся эскадра открыла огонь.Впоследствии японцы уверяли, что адмирал сделал сигналом предложение о сдаче, на которое командир русского судна ответил пренебрежением, не подняв никакого сигнала. Действительно, мною был виден сигнал, но я не нашел нужным отвечать на него, раз уже решил идти в бой.После чего, произведя пристрелку, открыли огонь по «Асама» с расстояния 45 кабельтов. Один из первых снарядов японцев, попав в крейсер, разрушил верхний мостик, произведя пожар в штурманской рубке, и перебил фок-ванты, причем были убиты далъномерный офицер мичман граф Нирод и все дальномерщики станции №1 (no окончании боя найдена одна рука графа Нирода, державшая дальномер)……Убедившись после осмотра крейсера в полной невозможности вступить в бой и не желая дать неприятелю возможность одержать победу над полуразрушенным крейсером, общим собранием офицеров решили потопить крейсер, свезя раненых и оставшуюся команду на иностранные суда, на что последние изъявили полное согласие вследствие моей просьбы……Ходатайство о награждении офицеров и команды за их беззаветную храбрость и доблестное исполнение долга представляю особо. По сведениям, полученным в Шанхае, японцы понесли большие потери в людях и имели аварии на судах, особенно пострадал крейсер «Асама», который ушел в док. Также пострадал крейсер «Такачихо», получивший пробоину; крейсер взял 200 раненых и пошел в Сасебо, но дорогой лопнул пластырь и не выдержали переборки, так что крейсер «Такачихо» затонул в море. Миноносец затонул во время боя.Донося о вышеизложенном, считаю долгом доложить, что суда вверенного мне отряда с достоинством поддержали честь Российского флага, исчерпали все средства к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду.Подписал: командир крейсера 1 ранга «Варяг» капитан 1 ранга Руднев 6 февраля 1904 г.»

ПОЧЕСТИ ГЕРОЯМ

Матросы с русских кораблей были приняты на иностранные суда и, дав обязательство не принимать участия в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию. В апреле 1904 года экипажи кораблей прибыли в Петербург, Моряков приветствовал Николай II. Все они были приглашены на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества были отданы морякам. Всем матросам «Варяга» в подарок от Николая II были вручены именные часы.Бой у Чемульпо показал героизм русских матросов и офицеров, которые готовы были пойти на верную гибель ради сохранения чести и достоинства. Отважный и отчаянный шаг моряков был отмечен учреждением специальной награды для матросов «Медаль за бой «Варяга» и «Корейца» 27 января 1904 года при Чемульпо», а также бессмертными песнями «Врагу не сдается наш гордый «Варяг» и «Плещут холодные волны».О подвиге моряков крейсера не забыли. В 1954 году в честь 50-летия боя у Чемульпо Главком ВМС СССР Н.Г. Кузнецов лично наградил 15 ветеранов медалями «За отвагу».9 августа 1992 года был открыт памятник командиру крейсера В.Ф. Рудневу в селе Савине (Заокский район Тульской области), где он был похоронен после кончины в 1913 году. Летом 1997 года во Владивостоке установлен памятник крейсеру «Варяг».В 2009 г., после продолжительных переговоров с корейской стороной, в Россию привезли реликвии, связанные с подвигом крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», хранившиеся ранее в запасниках музея Ичхона, а 11 ноября 2010 г. в присутствии президента РФ Д.А. Медведева мэр Ичхона передал российским дипломатам гюйс крейсера. Церемония прошла в посольстве России в Сеуле.

НИКОЛАЙ II - ГЕРОЯМ ЧЕМУЛЬПО

Речь царя в Зимнем дворце «Я счастлив, братцы, видеть вас всех здоровыми и благополучно вернувшимися. Многие из вас своей кровью занесли в летопись нашего флота дело, достойное подвигов ваших предков, дедов и отцов, которые совершили их на «Азове» и «Меркурии»; теперь и вы прибавили своим подвигом новую страницу в историю нашего флота, присоединили к ним имена «Варяга» и «Корейца». Они также станут бессмертными. Уверен, что каждый из вас до конца своей службы останется достойным той награды, которую я вам дал. Вся Россия и я с любовью и трепетным волнением читали о тех подвигах, которые вы явили под Чемульпо. От души спасибо вам, что поддержали честь Андреевского флага и достоинство Великой Святой Руси. Я пью за дальнейшие победы нашего славного флота. За ваше здоровье, братцы!»

СУДЬБА КОРАБЛЯ

В 1905 г. крейсер был поднят со дна бухты и использовался японцами как учебное судно под названием «Соя». Во время первой мировой войны Россия и Япония были союзниками. В 1916 г. крейсер был выкуплен и включен в состав российского ВМФ под прежним названием. В феврале 1917 г. «Варяг» ушел на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку новое советское правительство отказалось платить за его ремонт, а затем был перепродан германским фирмам на слом. При буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море.Отыскать место гибели легендарного крейсера удалось в 2003 г. В июле 2006 г. на берегу рядом с местом гибели «Варяга» была установлена мемориальная доска в его честь. В январе 2007 г. был учрежден фонд поддержки Военно-морского флота «Крейсер «Варяг». Его целью, в частности, стал сбор средств на строительство и установку в Шотландии памятника легендарному кораблю. Памятник легендарному русскому крейсеру открыли в сентябре 2007 г. в шотландском городе Ленделфут.

«ВАРЯГ»

…Из пристани верной мы в битву идем,
Навстречу грозящей нам смерти,
За Родину в море открытом умрем,
Где ждут желтолицые черти!Свистит и гремит и грохочет кругом,
Гром пушек, шипенье снаряда, -
И стал наш бесстрашный, наш верный «Варяг»
Подобьем кромешного ада!В предсмертных мученьях трепещут тела,
Вкруг грохот и дым, и стенанья,
И судно охвачено морем огня, -
Настала минута прощанья.Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
В кипящее море под нами!
Не думали мы еще с вами вчера,
Что нынче уснем под волнами!Не скажут ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы русского флага,
Лишь волны морские прославят во век
Геройскую гибель «Варяга»!

А.В. Бородин, ведущий редактор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, полковник в/о, ветеран Тихоокеанского флота

…Холодные декабрьские волны, рассекаемые форштевнем "Варяга", послушно обтекали его борта. В машинном отделении гигантские поршни мерно сновали вниз - вверх, на высоту трехэтажного дома. Вахтенная смена машинистов сноровисто работала, остальные спали крепким крестьянским сном…

Командир крейсера Всеволод Федорович Руднев, один из блестящих русских морских офицеров, стоял на мостике, пристально всматриваясь в зимнюю влажную мглу. И даже сквозь нее командир корабля различал границу между черным декабрьским морем и таким же черным, чуждым небом. Тридцать морских лет обучили Руднева этому искусству.

Прямо по курсу во тьме стали вырисовываться очертания острова Иодольми: это были морские ворота в бухту корейского порта Чемульпо… Наступал рассвет одного из последних дней 1903 года. Для России, для ее моряков он был последним мирным годом. В воздухе пахло надвигавшейся военной грозой.

Что-то она сулит Отечеству? И так ли уж необходимо в такое время новейшему быстроходному крейсеру отстаиваться во второстепенном иностранном порту? Да и задачи, поставленные кораблю, были какие-то второстепенные: поддерживать связь между Порт-Артуром, где базировалась эскадра, и русским посланником в Сеуле, а также собирать информацию о военных приготовлениях японцев.

Такие ли задачи в канун военных действий следовало решать крейсеру, лишь за два года до того вступившему в строй? Семитысячетонному кораблю, скорость хода которого достигала чуть ли не 25 узлов; кораблю, вооруженному 12-ю орудиями 152-и 75-миллиметрового калибра, 10-ю пушками помельче и 6-ю торпедными аппаратами. Такие ли задачи командованию надо было ставить прекрасно обученному экипажу "Варяга", который насчитывал 550 матросов, кондукторов, унтер-офицеров и 20 офицеров - превосходных специалистов военно-морского дела!?

Наверное, нет. Совсем по-другому следовало бы распорядиться русскому командованию, и тогда, вероятно, по-иному сложилась бы и судьба крейсера. Однако, как гласит, хотя и банальная, но истина, - в истории нет сослагательного наклонения: если бы да кабы… А есть только то, что происходило в действительности.

А в действительности… 5 января 1904 г. из Порт-Артура пришла в Чемульпо канонерская лодка "Кореец", которой командовал капитан 2 ранга Г.П. Беляев, и стала на якорь неподалеку от "Варяга". Никаких инструкций "Кореец" из Порт-Артура не привез. Там же, в Чемульпо, находился русский пароход "Сунгари", а также стояли английские, французские, итальянские, американские и японские корабли. "Варяга", "Корейца" то и дело достигали разного рода слухи. "Слышал о разрыве наших дипломатических отношений с Японией. Вы можете это подтвердить или опровергнуть?" - спрашивал В.Ф. Руднев у русского посланника в Сеуле Павлова в двадцатых числах января. Посланник отвечал: "Слухи о разрыве отношений распускаются здешними частными лицами. Никакого сколько-нибудь достоверного подтверждения этим слухам не получено" .

Оставалось быть в неведении и беспомощно ждать. Руднев как исполнительный офицер собирал данные: "Японцы построили склады риса и ячменя на миллион пудов… Выгрузили 100 ящиков патронов… Из Чемульпо в Сеул направлено 3616 тонн риса, 1816 - угля. Никто назад не возвращается…"

Ожидание становилось нетерпимым. Откровенную подготовку Японии к войне, к оккупации Кореи можно было видеть в Чемульпо, как говорится, невооруженным глазом. Японцы захватили в порту телеграф, за действиями русских моряков постоянно следили японские лазутчики. В ночь на 26 января 1904 г. с рейда тайно отправился в море японский крейсер "Чиода". Он ушел с потушенными огнями, под покровом ночного тумана.

В такой обстановке "Варягу" и "Корейцу" нужно было экстренно покинуть Чемульпо и направиться в Порт-Артур для соединения с русской эскадрой. Но указание царского наместника требовало: "Ни в коем случае не уходить из Чемульпо без приказания, которое будет передано тем или иным способом" . Но связи с Порт-Артуром по-прежнему не было. Тогда В.Ф. Руднев вызвал к себе командира канлодки "Кореец" Беляева и приказал ему срочно собираться в поход в Порт-Артур. Через полчаса "Кореец" вышел в море.

Стояла тихая, слегка мглистая морозная погода. Медленно развернувшись, канонерская лодка прошла возле борта "Варяга", а затем, миновав иностранные крейсера, выдвинулась на рейд.

По носу впереди японские корабли, - доложил командиру сигнальщик. И тут же продолжил: - Слева на параллельном курсе четыре их же миноносца.

Сколько же их всего? - спросил капитан 2 ранга Беляев.

На норд-весте - шесть крейсеров во главе с броненосным крейсером "Асама", - ответил один из находившихся на мостике офицеров.

А на юге пока шесть миноносцев, которые идут на сближение с нами.

Приблизившись к японской эскадре, "Кореец" хотел было оставить ее в стороне. Однако японские миноносцы уклонились влево, а крейсера вправо, и канонерская лодка оказалась между двумя кильватерными колоннами японских кораблей. Русским морякам было хорошо видно, как японцы приводили в боевое положение орудия и минные аппараты. Броненосный крейсер "Асама" в девять тысяч тонн водоизмещением, вышел из строя, преградил дорогу русскому кораблю. Бортовые орудия направили свои стволы на "Корейца", одновременно японцы подняли сигнальные флаги.

"Вернитесь обратно в порт", - разобрал флажной семафор сигнальщик.

Стоп! - скомандовал в машину Беляев. И тут же обратился к стоящим рядом с ним взволнованным офицерам: - Что же будем делать, господа?

Вступить в бой - чистое безумие, через три минуты мы будем на дне, - таковым было общее мнение. И в самом деле, что мог противопоставить японской эскадре "Кореец"? Эта канонерская лодка вошла в строй еще в 1888 г. Ее водоизмещение составляло 1334 т., скорость хода достигала лишь 13 узлов. Вооружен "Кореец" был двумя орудиями калибра 203 мм и одним - калибром 152 мм. Имела канлодка еще несколько сравнительно малокалиберных пушек. Экипаж состоял из 11 офицеров и 168 матросов.

Памятуя указание Руднева не ввязываться в бой, Беляев дал команду лечь на обратный курс. Через несколько минут, развернувшись, "Кореец" полным ходом направился обратно, в Чемульпо.

Вслед за русской канонерской лодкой на рейд корейского порта вошли 4 японских миноносца и окружили русские корабли. Через некоторое время японцы, попирая нормы международного права, высадили на берег нейтральной страны (а таковой тогда была Корея) свой десант, состоявший из 3 тысяч человек. Утром 27 января 1904 г. японские корабли покинули рейд. Перед уходом командующий японской эскадрой контр-адмирал С. Уриу передал на "Варяг" ультиматум, требуя, под угрозой открытия огня, немедленного выхода русского крейсера и канлодки из порта. Вот что было сказано в ультиматуме японского контр-адмирала:

"Командиру крейсера "Варяг" Императорского Российского флота.

Сэр! Ввиду начала военных действий между Японией и Россией я имею честь почтительнейше просить Вас покинуть со всеми судами, находящимися под Вашей командой, порт Чемульпо до полудня 27 января 1904 года. В противном случае я атакую Вас в порту.

Имею честь быть Вашим почтительнейшим слугой.

С. УРИУ,
контр-адмирал Императорского Японского Флота и командующий Японской эскадрой на рейде в Чемульпо".

В то же январское утро командиры стоявших в порту английского крейсера "Талбот", французского крейсера "Паскаль", итальянского крейсера "Эльба" и американской канонерской лодки "Виксбург" собрались на борту английского корабля. По их приглашению на "Талбот" прибыл и командир "Варяга". На этом международном военно-морском совете командиры кораблей подписали протест против действий Уриу и японской эскадры. Как только официальная часть совещания закончилась, все иностранцы заговорили наперебой, стремясь и выказать поддержку "Варягу", и узнать, что же предпримет русский моряк.

Сделаю попытку прорваться и приму бой с японской эскадрой, как бы она велика ни была, - сказал В.Ф. Руднев. - Но сдаваться никогда не буду, так же, как и сражаться на нейтральном рейде.

Вы настоящий храбрец, мосье! - воскликнул экспансивный командир французского крейсера Виктор Сене. Остальные командиры дружно зааплодировали.

Возвратившись на "Варяг", капитан 1 ранга Руднев по большому сбору построил весь экипаж на верхней палубе и обратился к нему с краткой речью:

Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была, - подчеркнул командир крейсера. - Никаких вопросов о сдаче не может быть - мы не сдадим ни крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушите его без огласки, давая мне знать… Враг сильнее, но не храбрее нас, а храбрость, как вы знаете, города берет. Помолимся же теперь Богу и смело пойдем в неравный бой за Веру, Царя и Отечество под Андреевским флагом. Ура!

В 11 ч. 20 мин "Варяг" снялся с якоря и направился к выходу с рейда. В одном кабельтове за крейсером шел "Кореец". Палубы стоявших в бухте иностранных кораблей были заполнены их экипажами. Офицеры и матросы стояли в строю вдоль бортов и восторженным "ура!" приветствовали русских моряков, шедших на верную смерть. Находившийся в то время на борту итальянского крейсера очевидец писал позже в неаполитанской газете "Маттино":

"Варяг" шел впереди и казался колоссом, решившимся на самоубийство. На мостике "Варяга" неподвижно и спокойно стоял его командир. Громовое "ура!" вырывалось из груди всех моряков и раскатывалось вокруг. На всех кораблях оркестры играли русский гимн, подхваченный экипажами, на что на русских кораблях отвечали тем же величественным гимном…"

На выходе с рейда "Варяг" и "Кореец" обнаружили японскую эскадру. Она шла - один броненосный крейсер, пять крейсеров и восемь миноносцев - наперерез двум русским кораблям. Контр-адмирал С. Уриу, чей флаг развевался на крейсере "Нанива", поднял сигнал, предлагавший русским сдаться в плен. Руднев не ответил. Он, его моряки шли в бой, защищая честь русского флага. И, хотя японцы имели семикратное превосходство в кораблях и пятикратное - в количестве орудий, на "Варяге" и "Корейце" никто и не помышлял о сдаче в плен.

В 11 ч. 45 мин. с дистанции 45-50 кабельтовых крейсер "Асама" произвел выстрел из орудия главного калибра. Вслед за ними открыли огонь и другие корабли японской эскадры. На "Варяге" и "Корейце" комендоры стояли наготове у заряженных орудий.

…Вот правый борт "Варяга" окутался пороховым дымом - это прогремел первый залп крейсера по врагу. Неравный бой начался…

Темп стрельбы с обеих сторон непрерывно возрастал. Море вокруг "Варяга" бурлило от разрывов снарядов. Вскоре в крейсер один за другим попало несколько снарядов. Осколки их, с воем и свистом рассекая воздух, ударялись в борта, палубу, в надстройки. Один снаряд угодил в верхний мостик, разрушил дальномерный пост и вызвал пожар в штурманской рубке. Другой снаряд японцев, разорвавшись возле третьего орудия, поразил почти всех его комендоров. Но оставшиеся в живых артиллеристы, несмотря на тяжелые ранения, продолжали вести огонь.

Все комендоры "Варяга", помня наказ Руднева, действовали мужественно и умело. От меткого огня русских артиллеристов (а его, поддерживая "Варяг", вели и моряки "Корейца") загорелся крейсер "Чиода". Пылая от носа до кормы, он начал поспешно уходить, укрываться за другие корабли. Точными попаданиями артиллеристы "Варяга" разрушили кормовой мостик "Асамы", вывели из строя его кормовую башню, вызвали на нем пожар.

Перенести огонь на "Наниву!" - приказал Руднев. И через несколько минут этот японский флагманский крейсер, охваченный пламенем, тоже, вслед за "Чиодой" стал отходить. Тут же несколькими меткими залпами был потоплен, быстро уйдя на дно, вышедший в торпедную атаку миноносец японцев.

В какой-то момент боя японская эскадра, маневрируя, расположилась по дуге, ее сторонами как бы обхватив "Варяга". Он оказался в центре этой дуги. Воспользовавшись этим, контр-адмирал Уриу приказал весь огонь сосредоточить на русском крейсере. "Варяг" буквально засыпало снарядами. Вода около его бортов кипела от беспрерывных всплесков. Корабль от многочисленных попаданий и возникших пожаров заволокло дымом.

На "Варяге" было выведено из строя более половины орудий, отказало рулевое управление, через пробоины ниже ватерлинии внутрь корабля хлынула вода. Крейсер накренился на левый борт, что мешало вести огонь исправным орудиям.

Однако и в этой обстановке все моряки действовали самоотверженно, храбро и умело. Раненный в спину рулевой Г.П. Снегирев, истекая кровью, до конца боя продолжал стоять у штурвала. Ординарец командира крейсера Т.П. Чибисов, раненный в обе руки, не пошел в лазарет, заявив, что пока жив, ни на минуту не оставит своего командира. Получивший несколько ранений машинист С.Д. Крылов подавал снаряды из порохового погреба до тех пор, пока не потерял сознание…

В какой-то миг сражения среди команды пронесся слух, что командир крейсера убит. Тогда Руднев, которому об этом слухе сказал сигнальщик, как был, без фуражки, в залитом кровью мундире, выбежал на мостик и крикнул в мегафон:

Братцы, я жив! Целься верней!

Призыв командира воодушевил команду. Из оставшихся в строю орудий комендоры продолжали вести огонь по противнику, хотя вся палуба крейсера представляла собой искореженное железо, залитое кровью. Видя, что корабль в значительной степени утратил боеспособность, Руднев решил вывести крейсер из зоны огня и возвратиться в Чемульпо. За "Варягом" последовал "Кореец".

Японцам, несмотря на огромное численное превосходство над русскими кораблями, не удалось ни потопить их, ни тем более захватить. Капитан 1 ранга Руднев имел все основания доложить командованию, что "суда вверенного мне отряда с достоинством поддержали честь Российского флага, исчерпали все средства к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду".

Осмотр кораблей на рейде показал, что все возможности вести бой и дальше исчерпаны. И Руднев принимает решение, единодушно одобренное советом офицеров, - взорвать корабли, чтобы они не попали в руки врага. 27 января 1904 г. в 16 ч. 30 мин. была взорвана канонерская лодка "Кореец". Затем со слезами на глазах герои "Варяга" покинули свой корабль. Последним сошел с него командир крейсера, бережно неся в руках иссеченный осколками корабельный флаг. В 18 ч. 10 мин. экипаж затопил свой непобежденный крейсер. Русские моряки перешли на французский и итальянский крейсера и позже были доставлены в Россию. На всем пути следования по родной стране до столицы моряков-героев торжественно чествовали соотечественники…

Моряки крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" вписали ярчайшую страницу в боевую летопись отечественного военно-морского флота, они стали своеобразной горькой славой России, беспримерным мужеством поддержав ее. Об их подвиге русский народ сложил прекрасные песни.

На Морском кладбище Владивостока воздвигнут памятник погибшим матросам "Варяга". На нем надпись: "Пройдут века, и новые поколения русских моряков с гордостью будут носить в своих сердцах светлую память о тех, кто в грозный для Отчизны час не склонил голову перед врагом"…

Готовясь к войне с Россией, Япония должна была прежде всего и любой ценой завоевать господство на море. Без этого вся дальнейшая борьба ее с могучим северным соседом становилась абсолютно бессмысленной. Маленькая островная империя, лишенная запасов минерального сырья не только не смогла бы в таком случае перебрасить войска и подкрепления к местам боевых действий в Маньчжурии, но не смогла бы и защитить свои собственные военно-морские базы и порты от бомбардировок их русскими кораблями, не смогла бы и обеспечить нормальное судоходство, а ведь от регулярной и бесперебойной доставки грузов зависела работа всей японской промышленности. Обезопасить себя от вполне реальной угрозы со стороны русского флота японцы могли лишь нанеся упреждающий, неожиданный удар по местам сосредоточения кораблей противника. Такими ударами, еще до официального объявления войны, и начались военные действия на Японском море.

В ночь на 27 января 1904 г. 10 японских миноносцев внезапно атаковали русскую эскадру вице-адмирала Старка, стояшую на внешнем рейде Порт-Артура и торпедировали броненосцы "Ретвизан" и "Цесаревич", а также крейсер "Палладу". Поврежденные корабли надолго выбыли из строя, обеспечив Японии ощутимое превосходство в силах.

Второй удар противника был нанесен по находящимся в корейском порту Чемульпо бронепалубному крейсеру "Варяг" (им командовал капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев) и канонерской лодке "Кореец" (командир капитан 2 ранга Григорий Павлович Беляев). Против двух русских кораблей японцы бросили целую эскадру контр-адмирала Сотокити Уриу, в состав которой входили тяжелый броненосный крейсер "Асама", 5 бронепалубных крейсеров ("Тиеда", "Нанива", "Ниитака", "Такатихо" и "Акаси"), авизо «Чихайя» и 7 миноносцев.

Утром 27 января японцы предъявили командирам русских кораблей ультиматум с требованием до 12 часов покинуть нейтральный порт, угрожая в случае отказа атаковать «Варяг» и «Кореец» прямо на рейде. Командиры находившихся в Чемульпо французского крейсера "Паскаль", английского "Тэлбот", итальянского "Эльба" и американской канонерской лодки "Виксбург" еще накануне получили уведомление японского о предстоящем нападении его эскадры на русские корабли. Их протест против нарушения нейтрального статуса порта Чемульпо командующим японской эскадрой не был принят во внимание.Защищать русских силой оружия командиры кораблей международной эскадры не собирались о чем и сообщили В.Ф. Рудневу, который с горечью ответил: «Значит, мой корабль - кусок мяса, брошенный собакам? Ну что ж, мне навяжут бой - приму его. Сдаваться я не собираюсь, как бы ни была велика японская эскадра». Вернувшись на «Варяг» он объявил команде. "Вызов более, чем дерзок, но я принимаю его. Я не уклоняюсь от боя, хотя не имею от своего правительства официального сообщения о войне. Уверен в одном: команды "Варяга" и "Корейца" будут сражаться до последней капли крови, показывая всем пример бесстрашия в бою и презрение к смерти."

В 11 час. 20 мин. крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» подняли якоря и направились к выходу с рейда. Японская эскадра караулила русских у южной оконечности острова Филипп. Ближе всех к выходу с рейда стояла «Асама», и именно с нее обнаружили шедшие навстречу «Варяг» и «Кореец». Адмирал Уриу приказал расклепать якорные цепи, так как времени на подъем и уборку якорей уже не было. Корабли начали спешно вытягиваться на плес, на ходу перестраиваясь в боевые колонны, согласно полученной накануне диспозиции.

При обнаружении русских кораблей на мачтах «Нанивы» были подняты сигнальные флаги с предложением сдаться без боя. Но Руднев решил на сигнал не отвечать и пошел на сближение с неприятельской эскадрой. «Кореец» шел несколько левее «Варяга».

На расстоянии 10 миль от Чемульпо у острова Йодолми произошел бой, продолжавшийся около 1 часа. Японские крейсера двигались сходящимся курсом, прижимая русские корабли к отмели. В 11 час. 44 мин. на мачтах флагманской «Нанивы» был поднят сигнал об открытии огня. Спустя минуту броненосный крейсер «Асама» начал пристрелку из орудий носовой башни.

Первый залп лег впереди «Варяга» с небольшим перелетом. К удивлению русских, японские снаряды взрывались даже при ударе о воду, поднимая громадные столбы воды и клубы черного дыма.

«Варяг» и «Кореец» открыли ответный огонь. Правда, первые же залпы с канонерской лодки дали большой недолет, и в дальнейшем артиллерийскую дуэль с неприятелем русский крейсер вел практически в одиночку. Тем временем плотность огня со стороны противника увеличилась: в бой вступили корабли второй группы. Русский крейсер полностью скрывался за громадными водяными столбами, которые с грохотом то и дело взлетали до уровня боевых марсов. Надстройки и палубу обдавало градом осколков. Несмотря на людские потери, «Варяг» энергично отвечал врагу частым огнем. Главной целью его комендоров стала «Асама», которую вскоре удалось вывести его из строя. Тогда в атаку на крейсер пошел вражеский миноносец, но первый же залп с «Варяга» пустил его на дно.

Однако японские снаряды продолжали терзать русский корабль. В 12 час. 12 мин. на уцелевших фалах фок-мачты крейсера был поднят сигнал «П» («Покой»), что означало «Поворачиваю вправо». Затем последовало несколько событий, ускоривших трагическую развязку боя. Сначала вражеский снаряд перебил трубу, в которой были проложены все рулевые приводы. В результате неуправляемый корабль двинулся на камни острова Йодольми. Почти одновременно еще один снаряд взорвался между десантным орудием Барановского и фок-мачтой. При этом погиб весь расчет орудия № 35. Осколки влетели в проход боевой рубки, смертельно ранив горниста и барабанщика; командир крейсера отделался легким ранением и контузией. Дальнейшее управление кораблем пришлось перевести в кормовое рулевое отделение.

Внезапно раздался скрежет, и корабль, вздрогнув, остановился. В боевой рубке, мгновенно оценив положение, дали машине самый полный назад, но было поздно. Теперь «Варяг», развернувшийся к противнику левым бортом, представлял собой неподвижную мишень. Японский командующий, заметив бедственное положение русских, поднял сигнал «Всем повернуть на сближение с противником». Корабли всех групп легли на новый курс, одновременно ведя огонь из носовых орудий.

Положение «Варяга» казалось безнадежным. Противник быстро приближался, а сидевший на камнях крейсер ничего не мог предпринять. Именно в это время он получил наиболее тяжелые повреждения. Снаряд большого калибра, пробив борт под водой, взорвался в угольной яме № 10, в 12.30 восьмидюймовый снаряд взорвался в угольной яме № 12. Вода начала подступать к топкам, экипаж немедленно приступил к ее откачиванию всеми наличными средствами. Аварийные партии под огнем врага стали подводить пластыри под эти пробоины. И здесь произошло чудо: крейсер сам, как бы нехотя, сполз с мели и задним ходом отошел от опасного места. Не искушая более судьбу, Руднев приказал лечь на обратный курс.

Впрочем, ситуация по-прежнему оставалась очень тяжелой. Хотя воду откачивали всеми средствами, «Варяг» продолжал крениться на левый борт, а его осыпал град вражеских снарядов. Но, к удивлению японцев, «Варяг», увеличив ход, уверенно уходил в сторону рейда. Из-за узости фарватера преследовать русских могли лишь крейсера «Асама» и «Чиода». «Вскоре японцам пришлось прекратить огонь, так как их снаряды начали падать вблизи кораблей международной эскадры. Итальянскому крейсеру «Эльба» даже пришлось из-за этого перейти в глубь рейда. В 12.45 прекратили огонь и русские корабли. Бой закончился.

Всего за время сражения «Варяг» выпустил 1105 снарядов: 425 152-мм, 470 75-мм и 210 47-мм. В сохранившемся вахтенном журнале «Варяга» отмечено, что его комендорам удалось потопить вражеский миноносец и нанести серьезные повреждения 2 японским крейсерам. По данным иностранных наблюдателей, после боя японцы похоронили в бухте А-сан 30 убитых и имели на кораблях более 200 раненых. Согласно официальному документу (санитарному отчету за войну), потери экипажа «Варяга» составили 130 человек - 33 убитых и 97 раненых. Всего в крейсер попало 12 -14 крупных фугасных снарядов..

Руднев на французском катере отправился на английский крейсер «Тэлбот», чтобы договориться о перевозке экипажа «Варяга» на иностранные корабли и сообщить о предполагаемом уничтожении крейсера прямо на рейде. Против взрыва «Варяга» возражал командир «Тэлбота» Бэйли, мотивируя свое мнение большой скученностью кораблей на рейде. В 13 час. 50 мин. Руднев вернулся на «Варяг». Спешно собрав находящихся поблизости офицеров, он сообщил им о своем намерении и получил их поддержку. Сразу же приступили к перевозке раненых, а затем и всего экипажа на иностранные корабли. В 15 час. 15 мин. командир «Варяга» направил на «Кореец» мичмана в.Балка. Г.П. Беляев тут же собрал военный совет, на котором офицеры решили: «Предстоящий через полчаса бой - не равен, вызовет напрасное кровопролитие... без нанесения вреда неприятелю, а потому необходимо... взорвать лодку...». Экипаж «Корейца» перешел на французский крейсер «Паскаль». В 15 час. 50 мин. Руднев со старшим боцманом, обойдя корабль и убедившись, что на нем никого не осталось, сошел с него вместе с хозяевами трюмных отсеков, которые открыли кингстоны и клапаны затопления. В 16 час. 05 мин. взорвался «Кореец», в 18 час. 10 мин. лег на левый борт и скрылся под водой «Варяг» , в 20 час. был взорван пароход «Сунгари».

Формальное объявление Японией войны России последовало лишь 28 января(10 февраля) 1904 г. Блокировав русский флот на рейде Порт-Артура, японцы высадили в Корее и на Ляодунском полуострове свои войска, которые выдвинулись к границе Маньчжурии и, одновременно с этим, начали осаду Порт-Артура с суши. Для России большой проблемой стала удаленность театра действий от ее основной территории. – Сосредоточение войск шло медленно, из-за незавершенности строительства Трансибирская магистраль. Располагая численным превосходством своих вооруженных сил, оснащенных самыми современными образцами военной техники, японцы нанесли русским войскам ряд тяжелых поражений.

18 апреля (1 мая) 1904 г. произошло первое большое сражение между русскими и японскими войсками на р. Ялу (китайск. название Ялуцзян, корейск. - Амноккан). Восточный отряд русской Маньчжурской армии под командованием ген.-майора М.И. Засулича потеряв в боевом столкновении с частями 1-й японской армии ген. Т. Куроки более 2 тыс. чел. убитыми и ранеными, 21 орудие и все 8 пулеметов вынужден был отойти на перевалы Фын-Шуйлинского хребта.

13 (26) мая 1904 г. части 2-й японской армии ген. Я. Оку овладели городом Цзиньчжоу, отрезав гарнизон Порт-Артура от русской Маньчжурской армии. Для оказания помощи осажденному Порт-Артуру навстречу наступающим японским частям был выдвинут 1-й Сибирский корпус ген. И.И. Штакельберга. Его войска 1-2 (13-14) июня 1904 г. вступили в бой с частями 2-й японской армии у станции Вафангоу. В результате двухдневного упорного сражения войска генерала Оку, имевшие значительное превосходство в пехоте и артиллерии, начали обход правого фланга корпуса генерала Штакельберга и вынудили его отступить на соединение с главными силами русской армии (в Пашичао). Основные соединения 2-й японской армии начали наступление на Ляоян. Для осады Порт-Артура была сформирована 3-я японская армия под командованием генерала М. Ноги.

Начатое в июле 1904 г. японское наступление на Ляоян вынудило русское командование вступить с ними в сражение. 11 (24) августа - 21 августа (3 сентября) 1904 г. произошло Ляоянское сражение. Начатое успешно для русских войск, оно, из-за ошибочных действий ген. А.Н. Куропаткина, закончилось поражением его армии, вынужденной отступить к г. Мукдену. Русские войска потеряли в этом 11-дневном сражении 16 тыс. чел., японские – 24 тыс. чел.

Прибытие новых войск пополнила Маньчжурскую армию, численность которой к осени 1904 г. достигла 214 тыс. чел. Располагая численным перевесом над противником (170 тыс. чел.), часть войск которого была отвлечена продолжающейся осадой Порт-Артура, русское командование решило перейти в наступление. 22 сентября (5 октября) - 4 (17) октября 1904 г. на реке Шахэ произошло встречное сражение русской и японской армий, закончившееся безрезультатно для обеих сторон. Впервые за всю войну противники, понесшие тяжелые потери (русские – свыше 40 тыс. чел., японцы – 20 тыс. чел.) вынуждены были перейти к ведению позиционных военных действий. Однако стабилизация лини фронта на р. Шахэ имела катастрофические последствия для осажденного Порт-Артура. После взятия японцами горы Высокая - ключевого пункта русской обороны и уничтожения огнем их батарей стоявшей на внутреннем рейде эскадры, комендант Квантунского укрепленного района ген. А.М. Стессель 20 декабря 1904 г. (2 января 1905 г.) подписал с представителями японского командования соглашение о капитуляции крепости и сдаче в плен гарнизона Порт-Артура.

На Маньчжурском фронте новое и самое крупное за всю войну столкновение русской и японской армий произошло под Мукденом 6 (19) февраля - 25 февраля (10 марта). Русская армия, потерпев тяжелое поражение, отступила к г. Телину. Потери российских войск в этом сражении достигли 89 тыс. чел. убитыми, ранеными и пленными. Японцы потеряли убитыми и раненными 71 тыс. чел., что оказалось очень велико для армии небольшого островного государства, правительство которого вскоре после этой победы вынуждено было согласиться на начало мирных переговоров с Россией при посредничестве президента США Т. Рузвельта. Другим следствием Мукденского поражения стала отставка ген. А.Н. Куропаткина с поста главнокомандующего вооруженными силами на Дальнем Востоке. Его преемником стал ген. Н.П. Линевич. Новый главнокомандующий отказался от активных действий, занимаясь лишь инженерным обеспечением Сыпингайских позиций в 175 км. сев. Мукдена. Русская армия так и оставалась на них до конца войны

На море последние надежды русского командования погибли после разгрома. в Цусимском проливе японским флотом адмирала Х. Того русской эскадры вице-адмирала З.П. Рожественнского, направленной из Балтийского моря на Тихий океан (14-15 (27-28) мая 1905 г.).

В ходе военных действий Россия потеряла ок. 270 тыс. чел., в т.ч. ок. 50 тыс. чел. – убитыми, Япония – также ок 270 тыс. чел, но убитыми ок. 86 тыс. чел.


Авизо – небольшой военный корабль, применявшийся для посыльной службы.

К протесту командиров иностранных кораблей не присоединился лишь командир американского "Виксбурга" - капитан 2-го ранга Маршалл.

«Варяг» был затоплен на небольшой глубине - во время отлива корабль обнажался почти до диаметральной плоскости на 4 м. Японцы решили им завладеть и приступили к подъемным работам. В 1905 году «Варяг». был поднят и отправлен в Сасебо. Там крейсер был отремонтирован и затем введен в строй эскадры вице-адмирала Уриу под названием "Сойя", но на корме, под японскими иероглифами, решением императора Муцухито, была оставлена надпись золотой славянской вязью - «Варяг». 22 марта 1916 году Россия выкупила свой прославленный крейсер, которому было возвращено прежнее название. В 1917 г. корабль находился на ремонте в Великобритании и после Октябрьской революции был продан на металлолом. Однако судьба и море было против такого конца «Варяга» - в 1922 г. во время своего последнего похода он затонул у берегов Шотландии в 60 милях к югу от Глазго.

В.А. Волков