Дворец дожей. Экскурсии во Дворец дожей

История возведения Дворца дожей в Венеции своими корнями уходит к началу IX века. За годы своего существования здание неоднократно разрушали и восстанавливали, оно пережило несколько пожаров, перестраивалось и пополнялось новыми элементами.

Первые постройки на площади Сан-Марко датируются 810 годом. Изначально сооружение было задумано и строилось как резиденция главы Венецианской республики, дожа. Должность эта была выборной; ее, как правило, занимали богатые и знатные горожане, которые имели власть, деньги, влияние. В большинстве случаев титул предоставлялся пожизненно.

В средние века Венецианская республика находилась в подчинении у Византии, поэтому дожи были, по сути, представителями императора. Человек, получивший титул городского главы, обладал солидной властью, участвовал в управлении государством, принимал военные, политические и церковные решения. Со временем влияние дожа уменьшилось, его роль свелась к представительским задачам и участию в церемониях. Роскошная резиденция в разные времена приобретала различные функции, но значимости своей в жизни города не теряла никогда.

Первое здание Дворца дожей было крепостью со смотровыми башнями, со всех сторон его окружала вода. Строение просуществовало более полутора веков и было сожжено в 976 году при восстании против дожа П. Кандиани IV, которое подняла знать. В последующие века резиденция была вновь отстроена, однако и новое здание погибло в огне при пожаре 1106 года.


С начала XII века ведет отсчет новая страница истории Палаццо Дукале. Венецианская республика существенно расширила свои зоны влияния, в число ее владений вошли Ионические острова , Крит , Кипр и другие земли. Обладая мощным флотом, она могла надежно защищать главную резиденцию государства, поэтому Дворец дожей уже строили не как крепость с охранительными рвами, а как величественное изысканное здание, наполненное роскошью и богатством.

То сооружение, которым каждый год приезжают любоваться тысячи туристов, было возведено в промежутке между 1309 и 1424 годами. Палаццо Дукале построен в готическом стиле, историки предполагают, что мастерами, приложившими руку к созданию архитектурного шедевра, были Пьетро Базейо, Филиппо Календарио и Энрико.

В здании, кроме правителя, располагались различные государственные структуры. Законодательный орган представлял Большой Совет, исполнительная и судебная службы средневековой Венеции именовались Советом Сорока. В стенах Дворца дожей располагалась и тайная полиция города, так называемый Совет Десяти.

Непоправимый ущерб шедевру зодчества причинил пожар 1577 года: существенно пострадало южное крыло, были безвозвратно утрачены работы Джорджоне. Последующая реконструкция практически полностью восстановила первый архитектурный проект, к росписи внутренних помещений привлекались такие мастера, как Тинторетто и Веронезе.

Центром политической жизни Палаццо Дукале оставался до конца XVIII века. Сегодня Дворец дожей в Венеции является известным памятником венецианской архитектуры, внутри расположен музей.


Дворец дожей на фоне Венеции

Архитектура и стиль

Продолжительное строительство и последующие многочисленные реконструкции обогатили здание разными стилистическими решениями. Узнаваемый фасад Дворца дожей – силуэт перевернутого корабля, вид на который открывается со стороны лагуны, – сделал сооружение одним из символов Венеции .

Первый этаж Палаццо Дукале представлен роскошной арочной галереей, где даже в самый безжалостный полуденный зной гостей ожидает прохладная тень. На втором этаже расположены ажурные балконы. Отделка этой части здания ощутила свежее дыхание Ренессанса, поэтому здесь превалируют мягкие округлые формы, вытесняя и заменяя строгую аскезу готики. Торжественность и нарядность монументальному сооружению придает белый мрамор, которым облицован фасад – огромный Дворец дожей не выглядит массивной глыбой, скорее, он напоминает изысканный кружевной платок, оброненный на старинную мостовую.


Во внутренний двор Палаццо Дукале ведут несколько порталов. Пройдя их, можно полюбоваться на искусно отделанные арочные галереи, которые составляют несколько этажей дворца. Попасть сюда можно через одну из достопримечательностей музея – «Бумажную дверь» или «Порта дела Карта» – высокую стрельчатую арку, украшенную барельефами и скульптурами. Варианты происхождения названия ворот разнятся, например, утверждают, что Бумажными их прозвали из-за близости архива и рабочих помещений писчих. Другая версия гласит, что на них с целью ознакомления горожан вывешивались тексты указов и распоряжений.

В центре двора сохранились два старинных бронзовых колодца, которые в прошлые века служили источником живительной влаги для всего города. Вода в них была настолько вкусной, что каждый день сюда со всего города собирались торговцы, которые затем колесили с полными бочками по венецианским улочкам до самого вечера.


В наружном оформлении Дворца дожей внимательный турист увидит множество барельефов и скульптур, изображающих львов и книги – это главные символы города на воде, атрибуты Святого Марка, покровителя Венеции . По стене вдоль галереи хищники изваяны с пастями, распахнутыми в оскале, и это не просто художественное решение. Открытые львиные рты служили своеобразными почтовыми ящиками: сюда можно было бросить донос, который затем поступал в тайную канцелярию.


Северное крыло венецианского Дворца дожей, в котором располагались непосредственно апартаменты венецианских правителей, украшено скульптурным изображениями выдающихся философов и статуями архангелов. Величественные готические фигуры символизируют торговлю, войну и мир.

На второй этаж ведет лестница Гигантов – массивная конструкция, вырубленная из каррарского мрамора. В верхней ее части установлены огромные статуи покровителей войны и моря: римских богов Марса и Нептуна. Именно на величественных каменных ступенях происходили наиболее торжественные и значимые для города события: коронация дожа, прием важных гостей.

Внутренние помещения дворца могли посещать только члены совета, подымаясь по Золотой лестнице. Разрешение на вход было записано в особой книге, ее хранили рядом, в помещении под ступенями.

Залы Дворца дожей

Венеции изнутри еще более интересен, чем снаружи: он имеет большое количество залов, которые поражают не только роскошными интерьерами, но и обилием художественных и исторических достопримечательностей. Всего в здании три этажа и отдельный уровень с лоджиями.

Пурпурный зал – одно из первых мест, которое посещают экскурсии. В нем ожидали приема у дожа прокуроры и чиновники. Все они носили темно-красные одеяния, свидетельствовавшие о высоком положении в обществе. Богатая отделка стен и потолка барельефами и скульптурными композициями привлекает внимание всех гостей, однако тут, как и во всех последующих помещениях, запрещено фотографировать.

Наиболее значимым по размерам и оформлению считается зал Большого Совета. Площадь его составляет 1350 квадратных метров при высоте потолков в 15 метров, находится он в южном крыле Дворца дожей. Это одно из самых больших в мире помещений, которое не имеет внутренних перекрытий или колонн поддержки.

Зал украшает монументальное полотно кисти Тинторетто. Картина под названием «Рай» отличается впечатляющими габаритами: 22 метра в длину и 7 метров в ширину. На потолке можно увидеть шедевр изобразительного искусства «Триумф Венеции». Это овальное полотно, написанное Паоло Веронезе, шикарно смотрится в обрамлении тяжелых позолоченных узоров. Возле восточной стены сохранился пьедестал, где установлены трон дожа и кресла шести именитых членов Совета. В этом же зале собраны портреты всех правителей города на воде, исключение составляет Марино Фальеро – дож, которого казнили за измену. Вместо картины с его изображением на стене разместили черный свиток с именем и указанием вины правителя.





Полюбоваться во всей красе символом Венеции можно в зале Гримани и в зале Львов – крылатый хищник с книгой в скульптурных и живописных воплощениях смотрит на гостей буквально со всех поверхностей. Поклонникам географических редкостей придется по душе комната Карт. В ней на всеобщее обозрение представлены древние рукописные морские документы и два огромных глобуса, датированных XVII веком. Особый интерес представляют копии карт Марко Поло, а также древние топографические зарисовки Тартарии (земель, расположенных от Каспия до побережья Тихого океана).

Венеции может по праву гордиться обширной коллекцией мастеров изобразительного искусства, здесь собраны работы известнейших художников мира. Полотна Иеронима Босха экспонируются в зале Магистрата, здесь же представлены шедевры и других голландских живописцев. В зале Коллегий висят панно Веронезе и работы Тинторетто, фрески Тициана украшают зал Философов.

Кроме величественных апартаментов, где заседали правящие чины, в Палаццо Дукале находятся две тюрьмы. Эти помещения, как и пыточный зал, эшафот и зал инквизиции, относятся к секретным. Стандартная экскурсия не включает в себя осмотр этих достопримечательностей, чтобы увидеть средневековые камеры для заключенных, залы Совета Трех и Совета Десяти, необходимо приобрести отдельный билет.



Одна из тюрем располагается на чердаке здания, во времена правления дожей она носила название Пьомби. Вторая находится в подвалах, расположенных ниже уровня воды, именуется она Поцци или Колодцы. Свинцовая крыша очень сильно нагревалась в полуденный зной, поэтому в камерах Пьомби было невыносимо жарко, зимой, напротив, помещение не отапливалось. Полуподвальная Поцци из-за близкого к воде расположения славилась холодом и промозглой сыростью. Постоянный избыток влаги создавал нечеловеческие условия содержания, но и этим ужасы секретных помещений Дворца дожей не ограничиваются – к заключенным активно применялись пытки. Среди узников были известные люди, например, в верхней тюрьме держали Джордано Бруно. Также здесь под следствием находился известный повеса и любимец женщин, Джакомо Казанова, которому позже удалось сбежать.

Экскурсии во Дворец дожей


Музей работает круглогодично, исключение составляют два праздничных дня: Рождество и Новый год. В зимний период (с 1 ноября по 31 марта) экскурсионное время сокращено, показы осуществляются с 8:30 до 17:30. Летом (с 1 апреля по 31 октября) Дворец дожей открывает свои двери с 8:30 до 19:00. Посетителей перестают пускать за час до закрытия музея.

Добраться к Палаццо Дукале можно специальным водным транспортом (Vaporetti). От вокзала Санта Лючиа или Piazzale Roma ходят маршруты за номерами 1, 5.1, 4.1 (сойти можно на остановках Vallaresso, San Zaccaria) и 2 (остановка Giardinetti). Стоимость билетов в музей варьируется от 16 до 20 евро, для детей 6-14 лет цена составляет 8 евро, малыши до 6 лет могут войти бесплатно. Детальную информацию по экскурсиям предоставляет официальный сайт музея palazzoducale.visitmuve.it .

О приобретении билетов стоит позаботиться заранее, поскольку высокий спрос, особенно в туристический сезон, может помешать увидеть все чудеса венецианского Дворца дожей. В большинство экскурсий включена общая обзорная, которая состоит из осмотра достопримечательностей в основных залах. Если есть желание увидеть секретные помещения, то им посвящен отдельный маршрут, который длится 75 минут. Без предварительного приобретения билетов попасть туда достаточно сложно, таких экскурсий проводится не более 3 в день.

В Венеции все дороги ведут к площади Сан-Марко, по крайней мере, я, гуляя по городу, практически неизменно оказываюсь здесь. Неудивительно, что это место так манит туристов: здесь расположены две главные достопримечательности города – Собор святого Марка и знаменитый Дворец дожей. Подплывая к Сан-Марко, мы видим наверно самый классический венецианский вид – парадный подъезд города.

Таким его видели жители и гости республики и много веков назад: колонна со львом св. Марка, колонна со св. Теодором, попирающим дракона, а справа – боковой фасад Дворца дожей. Палаццо Дукале (так его называют на венецианский манер) на протяжении долгих веков являлся тем центром, из которого маленькая Венеция вершила мировую историю, пока Наполеон не положил конец независимости Венецианской республики в 1797г. Дворец был не только домом дожа (верховного правителя республики), но и местом заседаний правительства, зданием суда и тюрьмы. Перед дворцом в бурные моменты истории собирался народ, с его балконов оглашались самые важные указы и вновь принятые законы. Сейчас Дворец дожей – главный музей Венеции, который я рекомендую посетить, даже если времени в городе у вас в обрез. Давайте же познакомимся с ним поближе.

История

Первое здание на этом месте построили ещё в IX веке, и в то время это была, скорее, небольшая крепость среди болот – далеко не центр тогдашнего венецианского поселения. Строительство здесь собора св. Марка несомненно повлияло на выбор места резиденции дожей – главный собор и дворец верховного правителя должны были находиться рядом, в географических условиях Венеции это было необходимо. В дальнейшем на протяжении всей истории республики дожи жили только здесь. Необходимость в дворце-крепости вскоре отпала: море служило естественной защитой.

Нынешнее здание возводили больше 100 лет, закончили только в 1424г. Впоследствии дворец много раз достраивался, реконструировался, не раз страдал от пожаров, но всё же дошёл до наших дней без кардинальных изменений.


Дворец был построен в модном в то время готическом стиле. Его архитектура весьма необычна: массивная верхняя часть на тоненьких ножках у меня, например, вызвала поначалу даже ощущение несоразмерности. Однако эта несоразмерность кажущаяся, ощущение «лёгкости» нижней части дворца создают многочисленные арочные пролёты. Замечу, что верхняя часть дворца не слишком богата готическими «кружевами». Дело в том, что отделка её фасада проводилась значительно позже самого строительства, в то время, когда на замену готике пришли более строгие архитектурные стили.


Кстати, обратите внимание на две красные колонны почти посередине здания. С ними связана некая зловещая традиция: то ли с этого места оглашались смертные приговоры, то ли дож именно отсюда наблюдал за смертной казнью преступников – версии разнятся.

Отмечу для ясности: несмотря внешнюю помпезность и важность титула дожа, реальная власть верховного правителя Венецианской республики была крайне ограничена (за исключением совсем уж давних времён). В поздние годы республики это была во многом декоративная должность – все решения принимал Большой Совет, а дож должен был блюсти церемониал и много жертвовать из личных закромов на благо Родины. Зато, будучи выбранным, правил дож уже до самой смерти.

Дворец дожей часто страдал от пожаров. Особенно сильно он выгорел в 1577 году. Тогда разгорелись серьёзные дебаты: восстанавливать дворец в прежнем виде или полностью его переделать. К счастью, возобладал первый подход, иначе нынешний вид дворца мы смогли бы изучать только по старым картинам.

После падения республики в 1797г во дворце размещались различные государственные учреждения, сначала наполеоновские, потом австрийские, а затем и объединённой Италии. В 20-х годах XX века дворец был открыт как музей. Я предлагаю немедленно отправиться туда.

Музей

В былые времена парадным входом во дворец служили знаменитые Бумажные ворота. В наши дни они работают только на выход из музейного комплекса.


Билетные кассы и вход в музей находятся со стороны фасада дворца, выходящего на залив. Очереди сюда обычно небольшие – особенно по сравнению с толпами перед собором св. Марка или Кампанилой. Тем не менее, рекомендую приходить пораньше: к середине дня дворец заполнится людьми и осматривать его станет не очень уютно, особенно в жару.

Покупка билетов

Музей открыт ежедневно с 9-00 до 17-15 (с ноября по февраль – до 16-15). Билет стоит 20 EUR, он единый для посещения Дворца дожей, музея Коррер, Библиотеки Марциана и Археологического музея. По отдельности билеты в эти места не продаются.
Сколько времени уйдёт на осмотр Дворца дожей? По моим ощущениям, даже если вы, не спеша, пойдёте по залам, нигде не останавливаясь дольше, чем на 1-2 минуты, обойти весь комплекс вам удастся часа за 3. Если идти только по самым интересным местам, но задерживаться у отдельных экспонатов чуть подольше – вырисовываются те же 3 часа. Примерно на это время и рассчитаны стандартные экскурсии по дворцу, на которые водят туристов, приезжающих в Венецию автобусом на 1 день. В принципе такой экскурсии вполне достаточно, если ваше время в городе сильно ограничено. Однако если вы путешествуете не туристическим автобусом, и имеете в городе хотя бы 3 дня, я бы рекомендовала осматривать дворец, не торопясь. Если же при этом и брать экскурсию, то иметь возможность после её окончания ещё побродить по залам самостоятельно. Тогда осмотр займёт у вас 4-6 часов, но и впечатление от увиденного окажется более цельным.

Внутренний двор

Пройдя билетные кассы, мы оказываемся во внутреннем дворе резиденции дожей. Перед нами сразу откроется такой вот вид.


В галерее справа размещается небольшая археологическая выставка, на её осмотр уйдёт немного времени. Пройдём к противоположной стороне двора. Обращаю ваше внимание на колодцы – сейчас они не используются, а когда-то вода из них считалась самой вкусной в Венеции, водоносы разносили её по всему городу.

Итак, мы подошли к входной лестнице дворца – Лестнице Гигантов. На ней проводились самые важные церемонии республики, включая венчание нового дожа – здесь ему на голову надевали ритуальную шапочку, символ власти. По бокам от лестницы две статуи: Марса и Нептуна, появившиеся в 1557г, а сзади – выход из музея через Бумажные ворота, туда нам ещё рано. Время подняться по лестнице и зайти внутрь дворца.


В принципе, исследовать залы Дворца дожей можно в любом порядке. Во время первого своего посещения дворца я, например, сразу направилась в парадные залы. Однако можно сначала пройтись по апартаментам дожей. Если вы начали обход с них, обратите внимание на Зал карт с географическими картами и глобусами, Зал философов и небольшую выставку картин известных мастеров – Беллини, Карпаччо и др. Если времени на осмотр дворца не так много, советую не задерживаться в этих залах – самое интересное впереди.

Парадные залы Дворца дожей

По Золотой лестнице. Первые залы

В парадные залы дворца посетители поднимаются по Золотой лестнице, так же, как поднимались по ней знатные гости, послы мировых держав и большие люди республики. Простым людям пройтись по этой лестнице было невозможно – в республике строжайше соблюдали раз и навсегда установленные традиции, существовала даже специальная «золотая» книга с перечнем знатных венецианских фамилий, достойных подниматься по Золотой лестнице. Перед тем, как идти наверх, давайте полюбуемся видом, открывающимся с высоты галереи.


Первые же залы – Зал четырёх дверей, Зал перед Коллегией – восхитили меня богатством убранства, а ведь это были всего лишь прихожие – места, где посетители ожидали приёма у дожа.

В зале Коллегии дож со своими советниками принимали зарубежных гостей, собственных дипломатов и прочих важных персон. Коллегия включала в себя дожа, его шестерых советников, главу совета десяти, верховного канцлера и ещё нескольких сановников. Политическое устройство республики было сложным – большие и малые Советы, Коллегия, Сенат и т.д. Больше всего венецианскую знать пугала перспектива захвата власти одним человеком – отсюда обилие властных органов, ограничивающих власть дожа и друг друга. Частично именно отсутствие сильной власти, её распыление, и привели к плачевному концу былой империи.

Все парадные залы украшены картинами лучших венецианских художников – Тициана, Тинторетто и др. Тематика одна – прославление Венецианской республики, описание её достижений и великих побед. В Зале Коллегий моё внимание привлекла картина Веронезе «Себастьяно Веньер после битвы при Лепанто». Веньер участвовал в битве и впоследствии был избран дожем, но правил всего несколько месяцев – не перенёс горя от пожара 1577г и сильного выгорания дворца.


В Зале Сената советую обратить внимание на картину Тинторетто «Мёртвый Христос в окружении двух дожей». Религиозная тематика соседствует с аллегорическими картинами, вроде «Венеции на троне». Из окна этого зала открывается типичный вид на венецианские крыши.


Зал Компаса

Зал Компаса (Буссола) был мне интересен, прежде всего, не компасом (хотя и он имеется в наличие), а одним из немногих сохранившихся ящиков для доносов.


С одной стороны это просто щель – этакий почтовый ящик, а с другой – сейф с двойной дверцей, который могли открывать только одновременно два человека – каждый свою дверцу. Подобные ящики в Венеции обычно были оформлены в виде львиной пасти и встречались по всему городу, а не только во дворце. Судя по всему, доносили венецианцы друг на друга весьма азартно, в архивах до сих пор хранится огромное количество подобных бумажек.


Из зала Компаса выходили две потайные двери, одна из них вела прямо в тюрьму на верхнем этаже. В зале обвиняемые часто ждали вынесения приговора. Также с замиранием сердца ждали разбирательства своего дела люди, вызванные из-за доноса.
Суд по всем этим делам проходил в Зале Совета Десяти . Совет был образован после заговора 1310 г (чтобы пресекать подобное в зародыше) и являлся, по сути, тайной полицией Венецианской республики. Помимо 10-ти ежегодно переизбираемых членов, в Совет входили дож и 6 его советников. Слава Совета 10-ти была зловещей. Сейчас уже сложно сказать, действительно ли там творился такой жестокий произвол, каким его представляла впоследствии наполеоновская пропаганда. Если и так, то она сработала: надолго в массовом сознании Венецианская республика стала ассоциироваться с тотальным страхом и доносительством, а также с безжалостными судьями, штампующими обвинительные приговоры в зале Совета Десяти и отправляющими заключённых под «свинцовую крышу» – так называли старую тюрьму, камеры которой располагались прямо над помещением Совета.


Оружейные залы

Если время позволяет, рекомендую осмотреть Оружейные залы . Здесь выставлены алебарды, мечи, пики, арбалеты, доспехи разных времён – словом, есть на что посмотреть. Формально оружие принадлежало Совету Десяти и, говорят, всегда хранилось в боевой готовности – мало ли что… Возникает ощущение, что венецианцы всё время жили, как на вулкане. А ведь за более чем тысячелетнюю историю республики здесь не случилось ни одного серьёзного бунта или народного восстания – удивительное достижение.


В Оружейной особое внимание следует обратить на конные доспехи короля Франции Генриха IV, подаренные им республике в 1603г. Да, были времена, когда расположения Венеции искали самые могущественные правители мира.

Пройдя Зал Совета Сорока и несколько смежных с ним комнат, мы окажемся в главном помещении Дворца дожей – Зале Большого Совета. Этот высший орган власти республики заседал здесь, и к концу XVIII столетия разросся аж до 1600 человек. Неудивительно, что этот правительственный зал был самым большим в Италии.


Его украшали лучшие художники Венеции, но, увы, пожар 1577 г полностью уничтожил старое помещение со всеми шедеврами. Из мастеров старой школы только Тинторетто и Веронезе успели поучаствовать в реставрационных работах. Самая известная картина в Зале Большого Совета – «Рай» – как раз авторства Тинторетто и его сына. Эта одна из крупнейших в мире картин занимала всю стену за троном дожа.


Стены зала Большого Совета украшены масштабными полотнами, прославляющими достославные события венецианской истории. Тут и 12 картин, описывающих противостояние императора Фридриха Барбароссы и Папы Александра III (их примирение состоялось именно в Венеции, которая впоследствии пользовалась расположением и того, и другого). Я долго изучала серию картин, прославляющих четвёртый крестовый поход, во время которого при деятельном участии венецианцев был взят и разграблен Константинополь. Эту страницу истории республики очень сложно назвать славной, хотя именно в результате того похода Венеция вышла на пик своего могущества. Спустя почти 600 лет она во многих чертах повторила судьбу Константинополя: французы вывезли из города огромное количество сокровищ и культурных ценностей.

Отдельное место в зале Большого Совета (как и в смежном Зале Голосований ) занимают батальные полотна: победы венецианцев над Генуей, Миланом и над турками при Лепанто нашли широкое отражение в творчестве художников.


В Зале Большого Совета завершалась одна из самых витиеватых церемоний Венецианской республики – выборы дожа. Более запутанной системы выборов наверно не знала история. Перескажу кратко и своими словами: сначала 100 человек выбирают 30 человек, потом эти 30 выбирают 50 человек, затем те 50 выбирают 300 человек ну и тд. В конце этой цепочки кто-то, наконец, выбирал и дожа. Кстати, портреты всех дожей республики также украшают Зал Большого Совета. Я специально отыскала одно место с чёрной драпировкой, вместо портрета: на этом месте находилось изображение дожа Марино Фальеро – единственного из правителей, казнённого за измену (о чём нам и сообщает надпись).


По мосту Вздохов в тюрьму и обратно. Последние залы дворца

Пройдя через мост, мы сможем осмотреть мрачные камеры Новой тюрьмы. Обойти их недолго – внутри нет ничего примечательного, но обстановка и в самом деле гнетущая, я живо представила, каково было заключённым.


Осмотрев камеры и тюремный дворик, ознакомимся с небольшой экспозицией, посвящённой творчеству заключённых не столь давних времён – начала XX века (удивительно, но тюрьма функционировала вплоть до конца Второй Мировой войны). Творчество узников представлено рисунками и надписями на стенах – воистину, здесь перебывало много талантливых людей.


В комнате перед мостом организована маленькая археологическая выставка – демонстрируются предметы, найденные в ходе раскопок фундамента Кампанилы Сан-Марко. Она, как известно, полностью обрушилась в 1902 г, и в процессе работ по её восстановлению было найдено немало предметов, относящихся к самым разным периодам венецианской истории, в частности – останки домашних животных.


Изучив всё интересное, возвращаемся по коридору моста Вздохов обратно во дворец. Осталось пройти ещё несколько небольших залов. В основном, это помещения разных бюрократических ведомств – нотариусов, цензоров и др.

Вскоре мы войдём в комнату с сувенирным магазином, рядом – кафе и туалеты. Покупать сувениры здесь не очень выгодно, но имеется большой выбор книг по истории Венеции и Дворца дожей на разных языках, включая русский. Спустившись отсюда по лестнице, мы снова окажемся во внутреннем дворе.

Здесь можно посидеть отдохнуть на лавочке и обдумать дальнейшие планы на день. Если во Дворце дожей мы уже осмотрели всё, что хотели, двигаемся на выход к Бумажным воротам.


Но задержитесь ещё немного около лестницы Гигантов: рядом с ней в закоулке одной из галерей стоит оригинальная скульптура св. Теодора, попирающего дракона, та самая – с колонны перед дворцом. На колонне её давно заменили копией, а здесь мы можем оценить её по-настоящему внушительные размеры и весьма своеобразный вид вблизи.


Считается, что эта композиция была «собрана» из обломков древнеримских статуй, чем и объясняется её аляповатый вид. Особенно хорош дракон, больше смахивающий на крокодила, которому всё в этой жизни надоело.
Насладившись шедевром, выходим через ворота на площадь Сан-Марко.

Как добраться до Дворца дожей

Большинство туристов добираются до Дворца дожей на вапоретто (№1, №2 и др.). Выходите на остановке San Zaccaria (1) и идите по набережной налево. Когда вы перейдёте Соломенный мост (2), Дворец дожей (3) будет справа от вас. Если вы гуляете по Венеции пешком, и хотите отыскать дворец, двигайтесь в направлении площади Сан-Марко (4), благо указателей в городе хватает. Оказавшись на площади, идите в сторону набережной мимо Собора св. Марка (5), и Дворец дожей (3) будет слева от вас.

Поблизости находится много чего интересного. Перекусив в одном из кафе на Сан-Марко или в ближайших окрестностях, можно отправиться в музей Коррер (6) – билет-то у вас уже есть. Чтобы попасть туда, идите от дворца дожей и собора св. Марка на противоположный конец площади, держась левой стороны. Музей расположен в здании Новых прокураций, и он органично дополняет экспозицию Дворца дожей: здесь меньше масштабных полотен на всю стену и залов с богатой историей, зато подробно представлен быт Венеции разных летархеологические находки, документы, костюмы, монеты и т.д. Кроме того, вы сможете увидеть коллекцию картин XII-XVII веков, греческие и римские скульптуры V-IV веков до н.э., а также знаменитую библиотеку Марциана (7).


Тут главное – правильно рассчитать свои силы: не стоит пытаться объять необъятное. Если чувствуете усталость, отдохните в садике (8) за библиотекой и идите гулять в сторону Риальто, наслаждаясь неповторимыми венецианскими улочками. В любом случае, этот день станет одним из самых ярких ваших воспоминаний о Венеции.

Интерьеры этого дворца расписывали лучшие мастера своей эпохи. И тем ярче контраст между изящными гостиными и темными пыточными камерами в подземелье. Палаццо контрастов, дворец, где были написаны темные страницы истории Венеции – Дворец Дожей.

Как все начиналось…

Нынешний дворец нисколько, ни малейшей деталью не напоминает тот, самый первый, который был построен на заре IX века . В 810 году на центральной площади Сан-Марко стал строиться шикарный дворец, окруженный со всех сторон водой и крепкими стенами.

Однако при первом же народном восстании в 976 году особняк был разрушен воинственно настроенными венецианцами. После того, как восстановительные работы были завершены, резиденцию дожей постигла новая кара – он сгорел почти полностью при разрушительном пожаре в 1106 году.

Но и на сей раз палаццо было восстановлено. А уже в том виде, в котором мы его знаем сейчас, Дворец дожей появился в середине XV века (работы вел архитектор Себастьяно Дзиани). Поскольку отпала надобность в обороне и защите от нападений, дворцу при восстановительных работах придали изящный и торжественный вид . Так как строительство шло довольно продолжительное время, в работе принимали участие мастера из разных стран. Отсюда и смешение стилей – строгий готический, округлый романский, изящный арабский.

В 1577 году случился еще один крупный пожар, который практически до основания уничтожил левое крыло здания . И это единственные помещения, которые воссозданы точно такими же, какими были и до пожара. В реставрационных работах принимали участие крупнейшие художники и архитекторы того времени – Тинторетто, Веронезе.

В соответствующие периоды своей истории Палаццо Дуккале успел побывать в роли места для заседаний сенатского комитета, совета Республики, Верховного суда, инквизиции, морского ведомства, Совета Десяти (тайная канцелярия).

Внешний фасад здания – это ряды строгих колонн на втором ярусе и ажурные арки , которые придают строению некую воздушность. И лишь в одном месте на фасаде дворца две колонны выделяются среди других; в отличие от остальных эти колонны имеют красный цвет, поскольку именно здесь, между 9-ой и 10-ой колоннами оглашались смертные приговоры.

Со стороны фасада есть затейливо украшенный балкон , с которого в дни великих празднеств венецианский правитель обращался к горожанам.

Внутренний двор – это несколько галерей . Раньше попасть во дворец можно было через «Порта дела Карте» («Бумажные ворота»). Название это дано было из-за того, что здесь писцы оформляли всевозможные бумаги и разрешения. Сегодня «Порта дела Карте» работают только на выход.

Вход же начинается с лестницы Гигантов во внутреннем дворе Палаццо . Гиганты – это статуи Марса и Нептуна. Взгляните на фото этого места во Дворце дожей в Венеции.

Дворцовые интерьеры

Палаццо Дуккале – одно из наиболее интересных в архитектурном плане зданий: оно выстроено в сочетании строгого готического стиля и восточной легкости.

На второй этаж ведет Золотая лестница . Золотой ее название из-за обилия позолоченной лепнины. Строительство велось под неусыпным контролем Сансовино (1538 год), а позже – Скарпаньино (1559 год).

Изначально эта лестница предназначалась только для высокопоставленных лиц , имена которых были занесены в специальную Золотую книгу, (хранилась под лестницей, служители сверяли – есть ли имя гостя в Золотой книге, и лишь потом пропускали).

Северное крыло – это личные покои дожей . В коридорах и залах этого крыла можно увидеть статуи знаменитых философов.

На верхнем этаже южного крыла находится знаменитый Зал Большого Совета (занимает все крыло). Длина этого зала – 55 метров, ширина – 25 метров, и это единственное в мире помещение, высокий потолок которого не поддерживается вообще никакими опорами. На стенах можно увидеть 66 портретов первых венецианских дожей.

А вот один из портретов закрашен черным – это Марино Фальеро, который был казнен за попытку государственного переворота. В историю Венеции он вошел, но в зале Большого Совета поневоле увековечен таким вот необычным способом.

Зал карт – это собрание географических карт XVI-XVIII веков, к выполнению которых привлекались лучшие итальянские мастера. Раритетом является карта Марко Поло с пройденными им маршрутами.

Зал голосований и Зал коллегии во Дворце дожей могут похвастаться собранием картин мастеров Италии (Тинторетто, Веронезе, Франческо Бассано), Зал магистрато познакомит с известными и малоизвестными работами Иеронима Босха, а в Оружейной палате представлена коллекция старинного оружия.

Секретные помещения во дворце

Есть во Дворце не только пышные вестибюли и парадные залы, в нем находится немало помещений, в которых велась своя тайная жизнь, вершились дела государственные, а также судьбы конкретных людей.

В числе таких помещений – зал Совета Десяти , где проводил заседания трибунал, выносящий приговоры преступникам, томящимся в закрытых камерах здесь же, в подвальных помещениях (тюрьма Поцци) или в камерах на самом верхнем этаже (тюрьма Пьомби). Знаменитые узники Пьомби – Джордано Бруно и Джакомо Казанова.

«Мост вздохов» – еще одна печально известная достопримечательность Палаццо Дуккале. Этот узкий мост соединял Дворец дожей с новым зданием тюрьмы (Карчери), и по этому мосту иногда проводили заключенного, который едва успевал бросить последний взгляд на город.

Узнайте о Дворец дожей больше из этих видеороликов:

1. Внешняя часть дворца и немного истории

2. Внутренние залы дворца

Экскурсии: сколько стоит и когда посмотреть

Время работы дворца зависит от туристического сезона. Во время высокого сезона (апрель – октябрь) Палаццо открывается в 8.30 и заканчивает работу в 19.30 . А в зимний период время работы дворца уменьшается на 2 часа – соответственно до 17.30.

Билет во дворец стоит 20 евро . Студентам и пенсионерам предоставляется скидка – для них цена билета будет 13-14 евро (для получения скидки нужно предъявить пенсионное удостоверение или студенческий билет). Дети до 5 лет могут посещать Дворец бесплатно, а с 6 до 14 лет – за 12 евро.

Аудиогида на русском языке нет, но экскурсию может проводить и русскоязычный гид . В основном экскурсии на английском и итальянском языках.

Дворец дожей (итал. Palazzo Ducale) в Венеции - великий памятник итальянской готической архитектуры, одна из главных достопримечательностей города. Находится на площади Святого Марка рядом с одноимённым собором. Хотя первое сооружение на этом месте стояло ещё в IX веке, строительство сегодняшнего здания было осуществлено между 1309 и 1424 годами предположительно архитектором был Филиппо Календарио. В 1577 году часть дворца была уничтожена пожаром, и восстановлением здания занялся Антонио де Понти, творец моста Риальто.

Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей республики. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный суд и вершила свои дела тайная полиция. На первом этаже размещались также конторы юристов, канцелярия, службы цензоров и морское ведомство. Надстроенный сверху балкон служил своего рода праздничной трибуной, с которой дож являл себя народу. Гости города, которые причаливали к самому дворцу со стороны Пьяцетты, оказывались, таким образом, у ног правителя Республики.

Вместе с собором Святого Марка, библиотекой Сан-Марко и другими зданиями Дворец дожей образует главный архитектурный ансамбль города.

История

Название дворца происходит от резиденции дожа, главы Венецианской республики. Как и собор Святого Марка, дворец дожей строился и украшался много веков. Первое его здание, построенное в 810 году, было крепостью со стенами и башнями, со всех сторон окружённой водой. В 976 году часть знати и народ восстали против дожа П.Кандиани IV и сожгли его резиденцию. Вместо неё венецианцы построили новую крепость, но она сгорела в 1106 году.

В XII веке венецианские мастера соорудили новый дворец, притом уже не было необходимости строить его как крепость. На то время в Венеции уже не было привычных для средневековой Европы крепких замков и крепостных стен: здесь море служило защитой, а вместо фортов у республики был прекрасный флот. Поэтому крепостные стены и башни строить не стали, а сохранившийся ров засыпали.

Текущее здание дворца в основном было построено между 1309 и 1424 годами. Предположительно архитектором первого варианта дворца был Филиппо Календарио, а также Пьетро Базейо и мастер Энрико. В 1400-1404 годах был закончен фасад, выходящий на лагуну, а в 1424 году и тот, что выходит на площадь Святого Марка. Для окончания строительства были приглашены флорентийские и ломбардские мастера, однако большая часть здания в стиле готики была выполнена членами семьи Бон, венецианскими мастерами - специалистами по обработке мрамора.

Дворец был существенно повреждён во время пожара 20 декабря 1577 года. В ходе последовавшей реставрации было решено оставить здание в прежнем готическом стиле, вместо того, чтобы изменить его на более современный.

Кроме того, чтобы выполнять функции резиденции дожей, во дворце так же размещались политические инстанции республики вплоть до оккупации города войсками Наполеона в 1797 году.

В настоящее время здание является музеем.

Экстерьер

Как будто в насмешку над всеми законами архитектуры верхняя массивная часть Дворца дожей покоится на лёгких ажурных арках. На первый взгляд кажется, что здание перевёрнуто фундаментом кверху и крышей книзу, настолько нелогична сама система его фасада: две ленты слабых опор внизу и высокая сплошная стена наверху. В 1577 году очередной пожар уничтожил одно крыло здания и Антонио де Понти, творец моста Риальто, восстановил первоначальный облик сооружения.

Сначала кажется, что все архитектурные элементы фасада связаны между собой как-то нелогично, неожиданно и как будто случайно. А в то же время всё тут привлекательно, свежо и ярко, полно жизни и радости, всё художественно насыщено, и, в конце концов, разумно. Открытая аркадная галерея первого этажа - это не художественный каприз, а чудесное укрытие от южного солнца. Это место, где любому прохожему приятно отдохнуть и полюбоваться отсюда видом одного из наипрекраснейших в мире архитектурно-природных пейзажей.

Галерея второго этажа - это воздушный балкон, который затемняет с юга и запада сравнительно небольшие официальные помещения. Комбинация ажурных галерей и гладкой стены во Дворце дожей насыщает весь фасад невероятным богатством композиционных контрастов и как бы оголяет всю внешность фасада, открытую навстречу ансамблю Пьяцетте и простору венецианской лагуны.

Отделка дворцовых фасадов велась в основном в середине и второй половине XV века, когда прежний восторг готической традицией сменился у венецианцев стремлением к более гармоничным формам Ренессанса. Отказавшись от готической филигранности, они стали приверженцами мягкой округлости архитектурных форм, которые блестят разнообразными сортами мрамора. Однако светлый фасад Дворца дожей, выходящий на Пьяцетту, имеет одну мрачную деталь. Во втором ярусе 9-я и 10-я колонны сделаны из мрамора более густого, красноватого оттенка: между ними оглашались смертные приговоры.

В центре восточного фасада находится балкон, выполненный учениками Сансовино в 1536 году. Над балконом - стрельчатое окно и скульптурное изображение дожа Андреа Гритти перед символом Венеции. Над этим балконом установлена статуя Правосудия работы скульптора Алессандро Витториа. Именно с этого балкона в 1865 году было провозглашено объединение Венеции с Итальянским королевством.

Порта делла Карта

«Бумажная дверь»

Слева от фасада, выходящего на площадь Святого Марка, открывает доступ во двор Дворца дожей «Порта делла Карта» - «Бумажная дверь», созданная Джованни и Бартоломео Бон; в форме стрельчатой арки, украшенной в верхней её части декоративными элементами в готическом стиле; на портале - дож Франческо Фоскари перед крылатым львом (символом Венецианской республики), а наверху - статуя Правосудия. Происхождение названия двери учёные трактуют двояко. Возможно, оно связано с архивом документов, находившимся неподалёку, или, согласно другой версии, в связи с тем, что когда-то тут сидели писари и помогали составлять горожанам документы, жалобы и прошения.

Через «Бумажную дверь» можно пройти к арочной галерее Фоскари, а потом во двор Дворца дожей, окружённый двухъярусными мраморными аркадами и украшенный восемью древнегреческими скульптурами. Особое внимание привлекает к себе статуя генерала М. делла Ровере, герцога Урбинского (работа скульптора Д.Бандини). Посередине двора до сих пор стоят два пышных бронзовых колодца-водоёма, которые поставляли лучшую во всей Венеции воду. Множество торговок водой каждый день заполняли внутренний двор дворца и разносили оттуда своё холодное и вкусное питьё даже в самые отдалённые кварталы Венеции.

Основной фасад с восточной стороны входа - работы Антонио Риццо (конец XV столетия), роскошно украшенный Пьетро Ломбардо. Два фасада, которые обрамляют двор с южной и восточной стороны, построены из красного кирпича Бартоломео Манопола в XVII веке.

Наверху северного фасада с Арочной галереей Фоскари установлен циферблат часов; у этого фасада два яруса арок: полукруглые в портике и стрельчатые в лоджии. В арочных галереях выделяются ниши с античными отреставрированными статуями. Этот фасад также является барочной работой Манопола. Справа на высоком пьедестале установлен памятник урбинскому герцогу Франческо Мария делла Ровере работы Джованни Бандини (1587 год).

Интерьер

Лестница Гигантов

С внутреннего двора к дворцу ведут громадная Лестница Гигантов, вырубленная из каррарского мрамора. В 1554 году на верхней площадке лестницы были установлены огромные мраморные статуи Марса и Нептуна - военного и морского покровителей Венеции (работа Якопо Сансовино); так лестница и получила своё нынешнее название. Тут же проводились все торжественные церемонии Венецианской республики, и самой пышной из них было венчание дожа. Тогда лестница превращалась как будто в гигантский трон, а самый старший член Совета возлагал на голову нового правителя драгоценный головной убор - символ власти дожа. Лестница ведёт в крытую галерею второго этажа. Вдоль галереи и внутри дворца часто встречаются «львиные пасти» - выгравированные головы львов, в которых опускались послания и тайные доносы, бывшие компетенцией разных управлений.

Золотая лестница

В парадные залы дворца можно подняться по «Золотой лестнице», спроектированной Сансовино в 1538 году для дожа Андреа Гритти и законченной Скарпаньино в 1559 году. Лестница, покрытая позолоченной лепниной, в старые времена предназначалась для важных гостей и высокопоставленных особ, чьи имена значились в «Золотой книге». Эту книгу жители Венеции составили в 1315 году и вписали туда 200 семей, члены которых могли занимать важные государственные должности с тех пор и до конца существования республики. «Золотая книга» хранилась в особенной комнате, устроенной под «Золотой лестницей» в 1180 году дожем Себастьяно Дзианни.

Зал Большого Совета на картине Йозефа Хейнца младшего (1678 год).

«Золотая лестница» вела к Залу Большого Совета - самому большому залу не только в Венеции, но и во всей Италии. Его длина 54 метра, ширина - 25 метров, а высота - 15 метров. Зал Большого Совета занимает всё южное крыло Дворца дожей. Его украшали шедевры Тициана, Веронезе, Тинторетто и других известных художников, однако все они были уничтожены во время пожара 1577 года. Зал был реконструирован по проекту Антонио де Понти. Перед восточной стеной в Зале Большого Совета на пьедестале установлены трон дожа и кресла шести членов Малого Совета. А над ними всю стену занимает одна из самых больших картин в мире - «Рай», написанный Якопо Тинторетто и его сыном Доменико в 1590 году. На потолке выделяется огромная овальная картина Паоло Веронезе «Триумф Венеции». Окна зала выходят на лагуну. Громадный плоский потолок затянут роскошными живописными полотнами, оправленными тяжёлыми вызолоченными узорами.

В Зале Большого Совета сейчас расположены прекрасно написанные портреты всех дожей, правивших Венецией. Однако на месте, где должен был быть портрет дожа Марино Фальеро, размещён чёрный свиток, с надписью на нём: «Здесь место Марино Фальеро, казнённого за измену».

Зал выборов

Из Зала Большого Совета посетители проходят в Зал выборов (или Зал судьбы), который называется так потому, что ещё во времена Республики в нём проходило публичное баллотирование чиновничьих лиц, а иногда и их осуждение. Тут же и выносились приговоры, однако в этот зал никто не смел зайти с оружием.

Массивный потолок зала пышен резьбой и позолотой. Кроме того, в нём размещены три большие овальные картины, два квадрата и 12 неправильных треугольника, в которых представлены аллегоричные сюжеты, написанные художником Падованино.

Зал компаса

Зал компаса - когда-то передняя Зала Совета Десяти, а одновременно и инквизиции, в которой осуждённые с трепетом и страхом ждали приговора. Тут же находилась и всем известная «Львиная пасть», в которую опускались сообщения и доносы.

Потолок Зала компаса состоит из трёх огромных овалов и 12 четырёхугольников, которые заполняют углы. Этот плафон был расписан Паоло Веронезе, и на первом большом овале он изобразил «Триумф Венеции», представив её в виде богини, которая носится в облаках, окружённая аллегоричными фигурами Славы, Силы, Богатства… Однако сегодня один из овалов пустует. Находившаяся тут раньше картина «Святой Марк в окружении святых» в 1797 году была увезена в Париж и выставлена в Лувре.

В Зале Совета десяти заседал трибунал, ведший следствия, которые касались политических преступлений против государства. Трибунал возглавлял дож, в его состав входило десять членов Большого Совета и шесть советников. Над этим залом находились тюремные камеры, так называемые Пьомби, со свинцовым потолком, в которых когда-то были заключены Джакомо Казанова и Джордано Бруно. В центре расположен шедевр Веронезе «Зевс поражает молнией пороки», увезённый в 1797 году французами в Париж и до сих пор находящийся в Лувре. Сейчас на месте полотна находится его копия, выполненная Якопо ди Андреа.

В этом зале осуждённые через особую секретную лестницу следовали в верхнюю часть дворца, которая называлась «Свинцовой кровлей», а также «Свинцами» или просто «Пьомби». В анфиладах пышных залов теснились чудеса искусства и красоты, а над плафонами, что блестят фантазией художников, в свинцовых чердаках стонали узники. В стенах тесных коридоров до сих пор чернеют отверстия, в которые и десятилетний ребёнок, если сможет войти, то только нагнувшись. Затворы и железные решётки давно исчезли, но на стенах и по сей день видны обгорелые остатки деревянной обшивки, которая хоть как-то охраняла заключённых от влажности…

Зал Скарлатти

В Зале Скарлатти собирались сановники в ярко-красных тогах и ждали дожа для проведения официальных церемоний. Роскошная отделка этого зала была выполнена под руководством Пьетро Ломбардо. Богатый деревянный потолок относится к началу XVI века. На утончённом мраморном камне установлен герб дожа Агостино Барбариго.

Зал Карт

Зал Карт обязан своим названием географическим картам, что украшают его стены, выполненным Джованни Баттиста Рамусио в 1540 году, а также Франческо Гриселлини и Джустино Меннескарди в 1762 году. В центре зала стоят два больших глобуса, которые относятся к XVII веку.

Зал Коллегии

В Зале Коллегии собиралась Коллегия, состоявшая из дожа, шести советников, старшин, главы Совета десяти и Верховного Канцлера. Тут принимались важнейшие решения правительства республики. Этот зал был создан Антонио де Понти в 1574 году. Прекрасный позолоченный потолок с резьбой создан Франческо Белло и является обрамлением аллегоричных полотен Веронезе, среди которых над трибуной выделяется «Венеция на троне».

Зал Сената

Зал Сената был также реконструирован Антонио де Понти. Рисунок прекрасного потолка был сделан Кристофоро Сорте. Установленные в него панно созданы разными художниками, в частности Тинторетто.

Тюрьма

Мост Вздохов

Из залов Управления Законов и Управления уголовных дел можно попасть в коридор, ведущий прямо через Мост Вздохов, перекинутый через Дворцовый канал, к Новым тюрьмам, спроектированным Антонио де Понти. По мосту проходят два коридора: верхний ведёт к Новым тюрьмам, а нижний возвращается на этаж портика Дворца дожей. К Старым тюрьмам принадлежат Пьомби, что под свинцовой крышей дворца, и Поцци, находящиеся на уровне воды Дворцового канала, в которые сажали самых опасных заключённых. Тюремные камеры Поцци своей деревянной облицовкой и убогим пространством навевают на посетителя унылые чувства, и легко можно представить настроение тех, кто был тут заключён.

Архитектурный памятник Италии, выполненный в готическом стиле.

Автором проекта является Филиппо Календарио. Строительство дворца происходило на протяжении 115 лет 1309-1424. В 1577 году произошел пожар, существенно повредивший здание. Дворец восстановили в старом стиле вопреки тому, что был рассвет архитектуры ренессанса. Здание было резиденцией дожей. Дож – глава правления Венецианской республики, который избирался на пожизненный срок путем многоступенчатого голосования. Претенденты на должность дожа происходили из самых влиятельных родов Венеции. Институт дожей просуществовал более тысячи лет,его упразднил Наполеон в 1797 году.

Также во дворце заседали сенат, Большой совет, коллегия, Верховный суд, морское ведомство, тайная полиция и другие представители государственного аппарата. Дворец Дожей отличается от своих дворцов-современников тем, что он не является крепостью.

Дворец это трехэтажное здание в форме русской буквы «П», выполненное из серого, белого и розового мрамора. Здание имеет два фасада, которые образуют прямой угол. Первый этаж – это галерея заостренных кверху арок, которые опираются на колонны. Второй этаж также образован колоннами, но менее толстыми и более высокими, а в верхней части находится ряд лож, украшенных орнаментом в виде четырехлистника. Третий этаж – гладкая стена, облицованная белым мрамором, которую прорезают крупные и мелкие окна. На южном фасаде находится балкон, который являлся трибуной дожа. Над балконом установлен монумент Правосудия Алессандро Витториа.

Стена по периметру увенчана ажурными белыми мраморными зубцами. Дворец имеет два основных входа; — Порта делла Карта (бумажные ворота) – парадный вход дворца Дожей. Над воротами изображен крылатый лев и перед ним на коленях дож Франческо Фоскари. Бумажными ворота назывались из-за традиции вывешивать на них объявления. — Порта дель Фрументо (пшеничные ворота) — выходят на набережную и являются стартовой точкой экскурсий по дворцу.

Итальянский художник Франческо Гварди изобразил дворец в картинах «Дворец Дожей в Венеции» — находится в Лондонской Национальной Галерее,

а также «Аудиенция дожа в Зале Совета во Дворце дожей» находится в Парижском Лувре.

Сегодня Дворец Дожей, хранящий множество тайн и легенд, притягивает толпы туристов. Приподнять завесу неизвестного можно с помощью двухчасовой экскурсии стоимостью 10 евро с человека.

Официальный сайт: palazzoducale.visitmuve.it – тут же можно заказать билеты онлайн за 20 евро, чтобы не стоять в очередях.


Просмотреть на карте большего размера

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ