Кто такой лидер в чем особенности лидерства. Кто такой лидер и какие качества предполагает это понятие? Типы лидерства по отношению к коллективу

Понятия «лидер» и «лидерство»

Понятие «лидер» и содержание лидерства

Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

Дадим определение понятию «лидер». Лидер - это человек, который построил себя сам, т.е. сэлф-мэйд (бизнес, жизнь, англ. - self-made). Быть лидером нигде не научат - чтобы стать лидером, не надо заканчивать институтов или курсы. Лидерами просто становятся, если у человека есть желание, кто-то, заметив это желание, поощряет его, и дает возможность самореализации, следовательно, потенциальный лидер сможет реализовать свои способности.

Лидер (от англ. leader -- ведущий, первый, идущий впереди) -- лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся признанным авторитетом и обладающее влиянием. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Брайан О`Нейл дает свое определение лидерству: лидерство - это оказание влияния на людей таким образом, чтобы они достигали результатов, демонстрируя при этом стандарты и качество работы выше своего обычного уровня.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь -- вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.

Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление -- подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.

В отличие от руководителя, которого назначают целенаправленно, и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.

По механизму своего выдвижения лидер может быть формальным или неформальным. В первом случае его назначают «сверху» или избирают, таким образом, он приобретает официальный статус руководителя. Неформальный лидер может проявиться и получить признание в коллективе, организации в силу своих ярко выраженных индивидуальных, социальных, политических, психологических и иных качеств. Своим авторитетом и влиянием неформальный лидер воздействует на поведение людей и может составить оппозицию формальному руководителю.

Если руководитель группы и ее лидер не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счете, определяется уровнем группового развития.

Важно понимать, что лидерство - это не личностные качества, не полномочия, не мотивация и не идеология, как оно иногда ошибочно трактуется в переводной литературе. В первую очередь, лидерство - это система взаимоотношений в группе, когда один человек (лидер) выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие (последователи) готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия.

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидер - член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл).

Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Лидерство определяют также как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы (Фридлер).

Собственно, проблема определения понятия лидерства завит от того, какой теории придерживаться и в зависимости от этого расставлены акценты в определении. В общем смысле лидерство можно определить как отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить основные подходы к его трактовке:

1. Лидерство - это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц. Политическое лидерство, - пишет Жан Блондель, - это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям».

2. Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. Иными словами, как отмечает Даунтон, лидерство - это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов».

3. Лидерство - это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.). Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным, во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество), в-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии, в-четвертых, влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование принуждения при осуществлении лидерства.

Заглянув в социологический словарь, можно обнаружить следующие определения лидерства: «Лидерство -- 1) ведущее положение отдельной личности, социальной группы… обусловленное более эффективными результатами деятельности… 2) процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, обусловленные индивидуальной инициативой их членов» Веснин В.Р. Основы менеджмента/ В.Р. Веснин. - М. - 2003. - С. 185

Первое определение обладает двумя несомненными достоинствами. Одно из них состоит в том, что это определение показывает субъективный характер данного понятия: человек, достижения которого признает определенная группа людей, может быть для этих людей лидером, и в то же время другая группа может отрицать его лидерство, если не рассматривает соответствующие достижения как выдающиеся. Другое достоинство этого определения -- его операциональность, ибо оно указывает определенный путь к лидерству.

С другой стороны, приведенное определение страдает и рядом существенных недостатков. Во-первых, выдающиеся достижения не гарантируют лидерства. Эйнштейн, например, был безусловным гением физики ХХ в., однако его вряд ли можно назвать лидером, поскольку у него практически не было учеников. Поэтому данное определение формулирует необходимое, но недостаточное условие лидерства. Во-вторых, такое определение как бы фиксирует лидерское положение личности или группы, в то время как на наших глазах постоянно происходит смена лидеров, даже в том случае, если прежние достижения старых лидеров не оспариваются. В-третьих, и на это мы хотим обратить особое внимание, рассматриваемое определение статично: оно не отражает динамизм процесса лидерства. Действительно, лидерство -- это не только положение личности или группы, это еще и процесс вовлечения последователей в деятельность, направленную на достижение определенных целей. Данный аспект отражен во втором определении лидерства, однако это сделано в столь общей форме, что отличить лидерство от других процессов в социальных группах на основании подобного определения оказывается практически невозможным Филонович С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы// Российский журнал менеджмента. - 2003. - № 2, - С.4.

Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера): деловое лидерство (характерно для групп, возникающих на основе производственных целей, в основе такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт), эмоциональное лидерство (возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения), ситуативное лидерство (по своей природе может быть и деловым, и эмоциональным, его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией).

Берет свое начало в 20-х годах ХХ века, когда впервые начал появляться интерес к управлению как к науке. Первое, на что обратили внимание исследователи, это на возможное наличие общих черт характера у различных известных лидеров. Так появилась теория черт, или «Теория великих людей». К сожалению, теория не была успешной. Оказалось, выявить общие черты очень трудно. Конечно, встречалось много общего. Такие черты, как высокий интеллект, большой багаж знаний, яркая внешность, уверенность в себе и прочее. Но создать общий портрет лидера не получалось. Люди, не обладающие вышеперечисленными качествами, тоже были выдающимися лидерами.

Следующим шагом исследователей стала ситуационная теория лидерства. Согласно ей, лидер порождается сложившейся ситуацией. В зависимости от задачи лидер может меняться. Руководитель может ориентироваться на решение задачи или на отношения в коллективе. Ф.Фиддер провел ряд исследований по этому вопросу и выявил зависимость стиля лидерства от ситуации в коллективе. Если в коллективе благоприятная ситуация, доброжелательные отношения и сотрудники воспринимают лидера, уважают и слушают его, эффективным будет лидер, ориентированный на задачу. Он сможет ставить точные задачи и быть требовательным. Слаженный коллектив работает быстрее. Та же схема работает и в неблагоприятной ситуации, где лидера не воспринимают, не уважают. Лидер, ориентированный на решение задачи, также будет эффективен.

В средней степени благоприятности, где есть проблемы в коллективе и сотрудники не знают, как воспринимать лидера, успешнее будет тот лидер, который ориентирован на отношения. Создать благоприятную ситуацию, наладить отношения в коллективе — первостепенная задача лидера.

Третий шаг исследователей - системная теория лидерства. Здесь лидерство и лидер рассматриваются с точки зрения групповой динамики. Группа рассматривается как система, лидерство - организация отношений в группе, лидер - субъект управления этим процессом.

Виды и стили лидерства

К. Левин с точки зрения стиля и методов работы выделил следующие виды лидеров: авторитарный, демократический, попустительский.

Авторитарный стиль лидерства.

Человек, наделенный властью, сам принимает все решения, отдает приказы. Такой начальник - «деспот». Проблемы сотрудников его мало волнуют, ему важен рабочий процесс, решение поставленных задач. Он единоличный правитель.

Демократический стиль лидерства.

Начальник работает в контакте с подчиненными. Коллектив принимает участие в обсуждении задач и принятии решений. Такой стиль упрощает решение задач, поддерживает более теплые отношения в коллективе. Но задачи выполняются не так быстро, как при авторитарном стиле лидерства.

Попустительский стиль лидерства.

Лидер есть, но его не видно. Группа работает самостоятельно. Сама обсуждает и принимает решения. Лидер практически не оказывает влияния на работу группы. При таком стиле лидерства группа может работать эффективно, но тратит много времени на организацию рабочего процесса.

С лидерством мы сталкиваемся на протяжении всей нашей жизни. Староста в школе, капитан футбольной команды, начальник на работе. Вопрос о том, какой лидер или стиль лидерства будет наиболее эффективен, остается открытым. Нужно учитывать огромное количество факторов, таких как размер группы, степень доверия в группе и к руководителю, общение в группе, поставленные задачи, сроки выполнения, характер руководителя и прочее. В каждой определенной ситуации нужен определенный лидер.

В экспериментальной практике выделено несколько типов лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-умелец.

Точно можно сказать, что группа без лидера не существует. Лидер организовывает, направляет, мотивирует группу.

Елена Любовинкина - консультант, психолог

-
- Как это – управлять людьми, вести за собой, быть лидером? Как руководить людьми так, чтобы другие реализовывали твою идею и задумку, получали удовольствие от работы и приносили прибыль общему делу? Люди, которыми приходится управлять, такие разные – у них разный характер и ценности, разный уровень профессионализма и желание профессионально расти и развиваться, как найти индивидуальный подход? Как работать с каждым и работать с командой – мотивировать, находить эффективные решения, добиваться высоких результатов? Наш тренинг «Ситуационное лидерство» ответит на эти вопросы! Вы можете пройти его в любое, удобное время,

это человек, способный объединить людей для достижения определенной цели. Тип Л. связан с природой общественного строя, характером группы и конкретной ситуацией. В рамках веберовской традиции исследования Л. выделяется три типа Л., соответствующие различным формам авторитета (харизматический, традиционный и легальный). В рамках исследования Л. в малых группах различают формальное и неформальное Л. Формальный лидер назначается или избирается, приобретая таким путем статус руководителя. Неформальный лидер - это член группы, который способен объединить группу на основе личного влияния. Отношения при формальном и неформальном Л. выстраиваются по двум типам: руководитель - подчиненные или лидер - последователи. Эти типы Л. либо дополняют друг друга (в лице авторитетного руководителя), либо вступают в противоречие, ведя к снижению эффективности организации. По стилю различают: авторитарное Л., предполагающее единоличное управление деятельностью группы; демократическое, вовлекающее в управление членов группы, и анархическое, когда группа предоставлена самой себе. В разных типах организации различные типы Л. могут оказаться эффективными в разной степени. Относительно природы Л. в социологии существует несколько точек зрения. Одной из наиболее ранних была «теория черт», исходящая из необходимости определенных качеств для осуществления роли лидера. Причем набор этих качеств оказывался различным у разных авторов и практически бесконечным. «Ситуационная теория» исходит из определяющей роли тех конкретных условий, в которых действует лидер. Современные подходы пытаются объединить достижения обеих теорий. Они концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свой авторитет, вдохновить последователей йа активные действия по достижению целей.

Что такое лидерство? Это простое и ясное для многих понятие, первые признаки которого наблюдаются еще в мире социальных животных. Для них характерно выделение из общей среды вожака, лидера, который поддерживает внутреннюю иерархию их сообщества.

В нашем социуме лидерство - это тоже процесс влияния, за счет которого человек для достижения цели получает поддержку от других членов сообщества. Иначе говоря - способность вести за собой людей.

Теории

Рассказывая о том, что такое лидерство, нельзя не уделить им долю внимания.

Итак, есть теории великого человека. Согласно им, способности к лидерству являются врожденным, то есть великими рождаются, а не становятся.

Еще есть теории характерных черт. Они чем-то схожи с предыдущими. Их сторонники считают, что лидерские качества и черты людям передаются по наследству.

Теория обстоятельств уже рассматривает не происхождение этих задатков, а стиль поведения. Считается, что нет универсального - того, который бы подошел в любой ситуации. Поэтому лидер должен быть гибким, уметь приспособиться к обстоятельствам, подобрать наиболее эффективный стиль поведения для воздействия на людей при конкретных обстоятельствах.

Еще существует понятие и теория ситуационного лидерства. В его рамках все рассматривается иначе. Считается, что лидерство - характерная черта определенной ситуации, а не личности.

В бихевиористских теориях утверждается, что лидерами не рождаются, а становятся. Ибо здесь имеет значение не внутреннее состояние человека или его психические качества, а умение учиться, наблюдать, стремиться к той или иной цели.

Также есть теория, в которой внимание концентрируется на влиянии и силе, создаваемых лидером. Считается, что именно к нему ведут все дороги, а не к культуре организации и последователям.

В трансакционных теориях рассматривается взаимная выгода в отношениях лидера и последователей. Он предлагает вознаграждение или ресурсы, а в ответ получает признание.

Последняя основная теория - трансформационная. Рассматривает внутреннюю мотивацию при отношениях обмена. Не купленную благами преданность и лесть, а истинную приверженность последователей идеям лидера.

Личностная модель лидерства

Говоря простыми словами, это - совокупность личностных и профессиональных качеств, которая эффектно соотносится с поставленными задачами.

Личностных моделей существует бесчисленное множество, собственно, как и самих лидеров. Однако есть универсальная. Считается, что идеальная модель лидерства - это сумма личных качеств и приобретенных навыков, помноженная на психологическую установку и поведенческую компетентность.

Еще в пример часто приводят модель, разработанную Ральфом Стогдиллом, американским психологом, доктором Университета штата Огайо. В нее включены:

  • Сочетание врожденных характеристик и темперамента.
  • Индивидуальные черты, выработанные на протяжении жизни.
  • Поведение, обретенное в результате освоения навыков общения и мыслительных способностей.
  • Требующие разрешения кризисные ситуации, послужившие стимулом для саморазвития.

Согласно данной модели, личностная оценка лидера напрямую зависит от его социально-экономических и интеллектуальных возможностей, а еще от жизненных ценностей, активности и потребностей.

Компетенции

Их также необходимо перечислить, рассказывая о том, что такое лидерство. Как известно, компетенция - это личностная способность специалиста решать те или иные профессиональные задачи. У лидера, естественно, их должно быть множество. Какие именно? Это определяет ответ на вопрос о том, какое поведение обязан демонстрировать лидер. И вот перечень лишь основных компетенций:

  • Готовность нести ответственность за команду, отвечать за результат коллектива даже в случае неудачи.
  • Ставить общий результат выше личного.
  • Позитивно и непредвзято относиться к каждому члену коллектива.
  • Иметь желание совершенствоваться и обучаться.
  • Уметь слышать и прислушиваться к мнению других.
  • Не бояться сильных подчиненных.
  • Уметь вдохновлять и быть готовым это делать.
  • Готовность обучать других, делать это эффективно.
  • Быть отличным управленцем и экспертом в своей области.
  • Уметь привнести в коллектив собранность и организовать людей, вдохновить на интенсивную деятельность.
  • Иметь собственную точку зрения.
  • Широко мыслить. Быть готовым предлагать и принимать нестандартные решения.
  • Быть стрессоустойчивым.
  • Не иметь желания самоутверждаться за счет других.

Но самая главная компетенция - это готовность стать лидером, стремление к этому статусу и тяга к руководству людьми.

Атрибутивное лидерство

Основу данной концепции составляют причинно-следственные взаимосвязи между тем, что уже произошло, и тем, что люди воспринимают как причину случившегося. Вот как это выглядит в контексте обсуждаемой темы: выбор лидера, как и поведение его последователей, обусловлен его реакцией на них.

Взаимосвязь очевидна. Лидер, наблюдая за тем, как работают члены его команды, получает информацию, на основании которой делает выводы касательно поведения каждого из них. И в дальнейшем корректирует свой стиль деятельности, чтобы адекватно реагировать на деятельность отдельно взятых подчиненных.

Зачем это нужно? Затем, чтобы понять, почему люди ведут себя так, а не иначе. И лидеру, надо сказать, не так-то просто это сделать. Нередко у него нет ни времени, ни возможностей для непосредственного наблюдения за работой сотрудника. Так что определять поведение приходится, исходя из знаний о личностных особенностях работника, о выполняемой им работе и об организационном окружении.

Для чего ему эти сведения? Чтобы понять связь между работой и поведением сотрудника, сделать выводы касательно результативности, выявить уникальные особенности, помогающие ему быть продуктивным. И, наконец, сравнить членов коллектива по этим критериям между собой.

Харизматическое лидерство

Еще одна концепция, заслуживающая внимания. Понятие лидерства неразделимо связано с харизмой. Это - исключительность личности, особая одаренность, «изюминка». Харизматичным лидером является человек, которому подвластно оказание глубокого воздействия на своих последователей в силу индивидуальных качеств.

Если обобщить, то получится такая характеристика: этот человек уверен в себе, умеренно чувствителен к внешнему окружению, способен видеть решение проблемы за пределами статус-кво (возврата к исходному состоянию) и умеет донести до команды информацию любой сложности простыми словами. А еще ему свойственна жажда деятельности, которая настолько заразительна, что передается другим людям. Как правило, в способностях и авторитете харизматичного лидера никто не сомневается.

Но чтобы стать таковым, мало располагать к себе. Лидерство в организации может быть присуще лишь тому человеку, который, кроме личной привлекательности, имеет способность предлагать новые, действенные, ранее не существовавшие варианты видения проблемы и пути ее решения. Кроме того, он должен уметь передать значимость своих взглядов последователям, дабы распространить их и побудить коллектив к деятельности.

Стоит оговориться, что данная концепция относится к пресловутой теории о ситуационном лидерстве. Харизматичный подход оказывается наиболее действенным при критичных обстоятельствах в организации или при каких-то радикальных изменениях - когда возрастает потребность в скором поиске новых решений, которые могли бы спасти. В стабильных ситуациях он не всегда эффективен.

Власть

Это понятие, к лидерству имеющее непосредственное отношение, тоже нельзя обойти стороной. Властью называется возможность навязать свою волю, умение управлять людьми даже вопреки их сопротивлению.

Что общего между властью и лидерством? Влияние. А еще то, что оба качества должны быть свойственны каждому руководителю. Чтобы организация функционировала эффективно, власть применять необходимо. Если руководитель ею не обладает, то повлиять на людей, от которых зависит деятельность предприятия, у него не получится.

Есть и весомые факторы, отличающие понятия власти и лидерства. И это - баланс. Если речь идет о власти, то он необходим. Умный руководитель осознает, что и его подчиненные тоже имеют над ним власть. Ведь они - движущая рабочая сила его предприятия. Поэтому руководитель должен управлять работниками так, чтобы у них не сформировалось чувство непокорности и протеста.

Формы власти

Их перечислить тоже стоит. Всего форм пять:

  • Власть, которая опирается на принуждение. Худшая из форм, так как подчиненным внушают: руководитель имеет право и возможность наказывать их.
  • Власть, которая базируется на вознаграждении. Подчиненные верят, что руководитель удовлетворит их потребности, если они будут выполнять все, что им приказано.
  • Экспертная власть. Работники верят в то, что у руководителя есть знания, позволяющие удовлетворить их потребности.
  • Эталонная власть. Имеет отношение к психологии лидерства. Руководитель обладает настолько привлекательными личностно-профессиональными чертами, что его примеру хочется следовать. Лучшая из форм.
  • Законная власть. Строится на вере подчиненных в правильность следующего расклада: руководитель отдает приказы, а они - исполняют.

Первая форма не только самая худшая, но и неэффективная. Ибо влияние через страх обычно приводит к неудовлетворенности подчиненных работой, что влечет снижение результативности. В итоге многие организации просто разваливаются.

Социальная сущность явления

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод относительно того, что такое лидерство. Это - процесс социальной организации и управления общением в определенной группе людей. То есть процесс, очевидно, психологический.

Лидерство - социальное явление. Хорошим руководителем может быть лишь тот, к кому коллектив испытывает доверие. Человек, достоинства и заслуги которого признаются и уважаются всеми членами команды. Тот, за кем люди готовы следовать и без принуждения.

И лидеру приходится нелегко. Во-первых, он находится в сильной зависимости от коллектива. Он должен выражать все его интересы, прислушиваться к каждому, демонстрируя таким образом уважение к работникам, которое мотивирует их на деятельность. Обретя лидерство в группе, человек обязан инициировать активность, скоординировать действия коллектива, обеспечить внешние и внутренние связи, ресурсы, отрегулировать межличностные отношения.

Говоря простым языком, лидер должен быть успешно социализированной личностью, способной эффективно руководить без власти и учитывать интересы каждого члена команды.

Борьба за статус

Естественно, без упоминания этой темы нельзя обойтись. Борьба за лидерство - это явление, знакомое многим. Как правило, тягу к этому статусу обуславливает желание самоутвердиться, получить уважение, признание, власть или авторитет.

И если в ситуации, когда вопрос выбора лидера действительно актуален, сталкиваются два человека, соответствующих всем ранее упомянутым качествам, начинается самая настоящая борьба. Это не фигура речи. Как выглядят два лидера, каждый из которых намерен занять ту или иную должность? Это два активных, смелых, решительных, сильных человека, отличающихся напористостью, развитыми коммуникативными способностями, харизмой и стремлением.

И лидерство в организации в итоге получает тот, кто оказывается более рациональным, расчетливым, честным и перспективным.

Примеры

Выше были отмечены вниманием основные понятия, касающиеся психологии лидерства. Напоследок можно привести несколько ярких наглядных примеров обсуждаемого явления:

  • Сэр Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль. Человек, который в 2002 году был назван величайшим британцем в истории. Необычайно эрудированная и энергичная личность. Тот, кто работал во множестве министерств и оказывал влияние на разработку планов военных действий в периоды обеих мировых войн. И, конечно же, Черчилль был великолепным оратором. Его выступления по радио слушали сотни тысяч людей - то, что он говорил, вдохновляло и вселяло гордость за Британию.
  • Франклин Делано Рузвельт. Еще один яркий пример лидерства. Единственный президент США, избиравшийся более чем на два срока. Он продолжал заниматься государственными делами, даже несмотря на то, что был прикован к инвалидному креслу. Рузвельт - пример того, как человек может в трудное время объединить множество разных людей для достижения общих целей. Несмотря ни на что, он собрал команду специалистов и добился в Конгрессе поддержания реформ, направленных на улучшение экономической ситуации в стране.
  • Маргарет Хильда Тэтчер. Родилась в семье портнихи и бакалейщика, а стала одной из влиятельнейших женщин мира. Ее премьерство стало самым длительным в ХХ веке. Эта женщина смогла воплотить в жизнь целый ряд консервативных мер, которые стали в итоге частью политики тэтчеризма.

Подобных примеров - масса, и не только в политике. Джон Дэвисон Рокфеллер, Генри Форд, Сергей Михайлович Брин, Стивен Пол Джобс, Энди Уорхол, Джон Уинстон Леннон, Майкл Джозеф Джексон, Мохаммед Али… Эти и многие другие имена навеки вошли в историю. И можно быть уверенными, что этот перечень будет лишь пополняться.