Обзор игры Карос: Начало. Катакомбы Люперской капеллы в игре Karos

Karos Online ) - бесплатная многопользовательская ролевая онлайн-игра (MMORPG), разработанная корейской компанией GalaxyGate в 2009 году. В Европе и США издавалась компанией NHN Corporation, открытый бета-тест стартовал 4 декабря 2009 года. 6 октября 2010 года игра была издана в России компанией Nikita Online.

Действие игры происходит в оригинальном фэнтезийном мире Азмара, стержневым элементом которого является мифическая субстанция - флетта. Она олицетворяет собой магическую силу земли и является предметом соперничества сил света и тьмы. Герой, управляемый игроком, должен одолеть проклятие тьмы, грозящее уничтожить Азмара, и стать мифическим воином Каросом.

Сюжет

Пять веков жестокая война терзала континент Брокион планеты Азмара. Император Хасс настойчиво преследовал одну цель: собрать как можно больше флетты и с её помощью не допустить воскрешения Малекса Всемогущего, наследника престола тьмы. Оба противника всецело сосредоточились на повышении экономической и военной мощи и накоплении флетты, в результате чего по всему миру стали исчезать флеттоцветы. Тогда силы тьмы пошли на жестокий шаг: для получения флетты они стали приносить в жертву живых существ, в том числе и представителей собственного народа. Оставшихся в живых солдат тьмы отправили к месторождениям флетты с целью сбора этой мифической субстанции, пока она окончательно не иссякла.

Затем силы тьмы узнали, что если продолжать откладывать воскрешение Малекса, то его тело превратится в пепел. Защитники света, в свою очередь, выяснили, что Рет, наследник престола света, также погибнет, если силам тьмы всё-таки удастся воскресить своего повелителя. Посланники сил света во что бы то ни стало должны были спасти своего престолонаследника и на Совете флетты заключили пакт об объединении армий и волшебной энергии. Так образовалась Федерация Кафернель, названная в честь бога света. Тем не менее, из-за нехватки флеттоцветов разразились внутренние конфликты, в результате которых Федерации пришлось изменить свою стратегию и занять более жесткую позицию. Только война могла заставить силы тьмы вернуть всю энергию флетты. В награду за победу над врагом посланники света и по сей день готовы отдавать шахты с флеттой тем, кто сможет отвоевать их у тёмных и оборонять. А тот, кому удастся уничтожить душу Малекса, получит должность главнокомандующего армией Федерации.

Особенности

  • инновационная концепция флетты.
  • возможность осады замков с применением осадных орудий. Захват замка позволяет собирать налог со всех сделок, совершаемых в мире «Karos: Начало».
  • возможность захвата шахт, добывающих флетту.
  • ездовые животные, в неактивном состоянии трансформирующиеся в часть доспеха (тотем).
  • система Free-to-play .

Флетта

Помимо традиционной маны, в игре существует ещё одна форма магической энергии - флéтта.

Флетта - магическая сила, которой наделено каждое живое существо в мире. Является основным элементом в игровом мире.

В игре встречается в следующих формах:

  • Осколки Флеттоцветов. Используются при создании оружия и доспехов Флетты.
  • Концентрат Флетты. Также используется для создания оружия и доспехов Флетты, кристаллов Флетты.
  • Кристаллы Флетты. В большинстве своем используются для создания ездовых животных. Кроме того, применяются для создания свитков улучшения доспехов и оружия.
  • Очки Флетты (получаются за убийство монстров). Насколько уровень монстра превышает уровень игрока, настолько больше очков получает игрок. Очки используются для улучшения специфических характеристик персонажа.
  • Рецепты Флеттоцвета, специфические предметы для ремесла. Они выпадают из ряда низкоуровневых монстров.

Дополнения

27.06.2012 - выход первого глобального обновления «Битва под водой»

  • Максимальный уровень персонажа увеличился до 90-го
  • Введена новая система антидюпа
  • Добавлены новые земли
  • Добавлены новое подземелья
  • Добавлен помощник Карос (автоматическая прокачка персонажа)
  • Добавлен автоматический поиск пути
  • Обновлён игровой интерфейс

04.12.2013 - выход второго глобального обновления «Противостояние» . Изменения включают в себя следующее:

  • Добавлена новая локация
  • Добавлена новая игровая механика «Война Коалиций»
  • Обновлено меню
  • Добавлено новое ездовое животное
  • Добавлены награды за проведенное в игре время
  • Добавлены новые аватары оружия
  • Добавлены новые причёски
  • Добавлена новая ПК экипировка высокого уровня
Возрастной
рейтинг
Платформы Режим игры Системные
требования

Процессор 1.4 Ghz, оперативная память 512 MB, видеокарта с 256 MB памяти

Управление

Действие игры происходит в оригинальном фэнтезийном мире Азмара, стержневым элементом которого является мифическая субстанция - флетта. Она олицетворяет собой магическую силу земли и является предметом соперничества сил света и тьмы. Герой, управляемый игроком, должен одолеть проклятие тьмы, грозящее уничтожить Азмара, и стать мифическим воином Каросом.

Сюжет

Пять веков жестокая война терзала континент Брокион планеты Азмара. Император Хасс настойчиво преследовал одну цель: собрать как можно больше флетты и с её помощью не допустить воскрешения Малекса Всемогущего, наследника престола тьмы. Оба противника всецело сосредоточились на повышении экономической и военной мощи и накоплении флетты, в результате чего по всему миру стали исчезать флеттоцветы. Тогда силы тьмы пошли на жестокий шаг: для получения флетты они стали приносить в жертву живых существ, в том числе и представителей собственного народа. Оставшихся в живых солдат тьмы отправили к месторождениям флетты с целью сбора этой мифической субстанции, пока она окончательно не иссякла.

Затем силы тьмы узнали, что если продолжать откладывать воскрешение Малекса, то его тело превратится в пепел. Защитники света, в свою очередь, выяснили, что Рет, наследник престола света, также погибнет, если силам тьмы всё-таки удастся воскресить своего повелителя. Посланники сил света во что бы то ни стало должны были спасти своего престолонаследника и на Совете флетты заключили пакт об объединении армий и волшебной энергии. Так образовалась Федерация Кафернель, названная в честь бога света. Тем не менее, из-за нехватки флеттоцветов разразились внутренние конфликты, в результате которых Федерации пришлось изменить свою стратегию и занять более жесткую позицию. Только война могла заставить силы тьмы вернуть всю энергию флетты. В награду за победу над врагом посланники света и по сей день готовы отдавать шахты с флеттой тем, кто сможет отвоевать их у тёмных и оборонять. А тот, кому удастся уничтожить душу Малекса, получит должность главнокомандующего армией Федерации.

Особенности

  • инновационная концепция флетты.
  • возможность осады замков с применением осадных орудий. Захват замка позволяет собирать налог со всех сделок, совершаемых в мире «Karos: Начало».
  • возможность захвата шахт, добывающих флетту.
  • ездовые животные, в неактивном состоянии трансформирующиеся в часть доспеха (тотем).
  • система Free-to-play .

Флетта

Помимо традиционной маны , в игре существует ещё одна форма магической энергии - флéтта.

Флетта - магическая сила, которой наделено каждое живое существо в мире. Является основным элементом в игровом мире.

В игре встречается в следующих формах:

  • Осколки Флеттоцветов. Используются при создании оружия и доспехов Флетты.
  • Концентрат Флетты. Также используется для создания оружия и доспехов Флетты, кристаллов Флетты.
  • Кристаллы Флетты. В большинстве своем используются для создания ездовых животных. Кроме того, применяются для создания свитков улучшения доспехов и оружия.
  • Очки Флетты (получаются за убийство монстров). Насколько уровень монстра превышает уровень игрока, настолько больше очков получает игрок. Очки используются для улучшения специфических характеристик персонажа.
  • Рецепты Флеттоцвета, специфические предметы для ремесла. Они выпадают из ряда низкоуровневых монстров.

Дополнения

27.06.2012 - выход первого глобального обновления «Битва под водой»

  • Максимальный уровень персонажа увеличился до 90-го
  • Введена новая система антидюпа
  • Добавлены новые земли
  • Добавлены новое подземелья
  • Добавлен помощник Карос (автоматическая прокачка персонажа)
  • Добавлен автоматический поиск пути
  • Обновлён игровой интерфейс

04.12.2013 - выход второго глобального обновления «Противостояние» . Изменения включают в себя следующее:

  • Добавлена новая локация
  • Добавлена новая игровая механика «Война Коалиций»
  • Обновлено меню
  • Добавлено новое ездовое животное
  • Добавлены награды за проведенное в игре время
  • Добавлены новые аватары оружия
  • Добавлены новые причёски
  • Добавлена новая ПК экипировка высокого уровня

Напишите отзыв о статье "Karos Online"

Примечания

Ссылки

  • на shara-games.ru (рус.)
  • на browser-online-games.org (рус.)
  • на IgrayOnline.org (рус.)
  • на MMO Reviews (англ.)
  • на mmohuts (англ.)
  • на onrpg.com (англ.)

Отрывок, характеризующий Karos Online

Он сошел с кургана и стал взад и вперед ходить перед ним.
Изредка он останавливался, прислушивался к выстрелам и вглядывался в поле сражения.
Не только с того места внизу, где он стоял, не только с кургана, на котором стояли теперь некоторые его генералы, но и с самых флешей, на которых находились теперь вместе и попеременно то русские, то французские, мертвые, раненые и живые, испуганные или обезумевшие солдаты, нельзя было понять того, что делалось на этом месте. В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, то появлялись одни русские, то одни французские, то пехотные, то кавалерийские солдаты; появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад.
С поля сражения беспрестанно прискакивали к Наполеону его посланные адъютанты и ординарцы его маршалов с докладами о ходе дела; но все эти доклады были ложны: и потому, что в жару сражения невозможно сказать, что происходит в данную минуту, и потому, что многие адъютапты не доезжали до настоящего места сражения, а передавали то, что они слышали от других; и еще потому, что пока проезжал адъютант те две три версты, которые отделяли его от Наполеона, обстоятельства изменялись и известие, которое он вез, уже становилось неверно. Так от вице короля прискакал адъютант с известием, что Бородино занято и мост на Колоче в руках французов. Адъютант спрашивал у Наполеона, прикажет ли он пореходить войскам? Наполеон приказал выстроиться на той стороне и ждать; но не только в то время как Наполеон отдавал это приказание, но даже когда адъютант только что отъехал от Бородина, мост уже был отбит и сожжен русскими, в той самой схватке, в которой участвовал Пьер в самом начале сраженья.
Прискакавший с флеш с бледным испуганным лицом адъютант донес Наполеону, что атака отбита и что Компан ранен и Даву убит, а между тем флеши были заняты другой частью войск, в то время как адъютанту говорили, что французы были отбиты, и Даву был жив и только слегка контужен. Соображаясь с таковыми необходимо ложными донесениями, Наполеон делал свои распоряжения, которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы.
Маршалы и генералы, находившиеся в более близком расстоянии от поля сражения, но так же, как и Наполеон, не участвовавшие в самом сражении и только изредка заезжавшие под огонь пуль, не спрашиваясь Наполеона, делали свои распоряжения и отдавали свои приказания о том, куда и откуда стрелять, и куда скакать конным, и куда бежать пешим солдатам. Но даже и их распоряжения, точно так же как распоряжения Наполеона, точно так же в самой малой степени и редко приводились в исполнение. Большей частью выходило противное тому, что они приказывали. Солдаты, которым велено было идти вперед, подпав под картечный выстрел, бежали назад; солдаты, которым велено было стоять на месте, вдруг, видя против себя неожиданно показавшихся русских, иногда бежали назад, иногда бросались вперед, и конница скакала без приказания догонять бегущих русских. Так, два полка кавалерии поскакали через Семеновский овраг и только что въехали на гору, повернулись и во весь дух поскакали назад. Так же двигались и пехотные солдаты, иногда забегая совсем не туда, куда им велено было. Все распоряжение о том, куда и когда подвинуть пушки, когда послать пеших солдат – стрелять, когда конных – топтать русских пеших, – все эти распоряжения делали сами ближайшие начальники частей, бывшие в рядах, не спрашиваясь даже Нея, Даву и Мюрата, не только Наполеона. Они не боялись взыскания за неисполнение приказания или за самовольное распоряжение, потому что в сражении дело касается самого дорогого для человека – собственной жизни, и иногда кажется, что спасение заключается в бегстве назад, иногда в бегстве вперед, и сообразно с настроением минуты поступали эти люди, находившиеся в самом пылу сражения. В сущности же, все эти движения вперед и назад не облегчали и не изменяли положения войск. Все их набегания и наскакивания друг на друга почти не производили им вреда, а вред, смерть и увечья наносили ядра и пули, летавшие везде по тому пространству, по которому метались эти люди. Как только эти люди выходили из того пространства, по которому летали ядра и пули, так их тотчас же стоявшие сзади начальники формировали, подчиняли дисциплине и под влиянием этой дисциплины вводили опять в область огня, в которой они опять (под влиянием страха смерти) теряли дисциплину и метались по случайному настроению толпы.

Генералы Наполеона – Даву, Ней и Мюрат, находившиеся в близости этой области огня и даже иногда заезжавшие в нее, несколько раз вводили в эту область огня стройные и огромные массы войск. Но противно тому, что неизменно совершалось во всех прежних сражениях, вместо ожидаемого известия о бегстве неприятеля, стройные массы войск возвращались оттуда расстроенными, испуганными толпами. Они вновь устроивали их, но людей все становилось меньше. В половине дня Мюрат послал к Наполеону своего адъютанта с требованием подкрепления.
Наполеон сидел под курганом и пил пунш, когда к нему прискакал адъютант Мюрата с уверениями, что русские будут разбиты, ежели его величество даст еще дивизию.
– Подкрепления? – сказал Наполеон с строгим удивлением, как бы не понимая его слов и глядя на красивого мальчика адъютанта с длинными завитыми черными волосами (так же, как носил волоса Мюрат). «Подкрепления! – подумал Наполеон. – Какого они просят подкрепления, когда у них в руках половина армии, направленной на слабое, неукрепленное крыло русских!»

Пожалуй корейской MMORPG уже никого не удивишь. Так же сложно поспорить с тем, что именно корейцы в последнее время являются "фабрикой" по производству игр. Одной из таких игр является Карос: Начало .

Сразу о бизнес-моделе. Игра, как и многие, бесплатная . Т.е. абонентской платы и прочих обязаловок нет. Донат есть, но существенно на геймплей не влияет.

Немного проясним название. Карос в игре - это любой воин, который ищет себе приключений в мире Азмара. На первый взгляд в Каросе программа минимум для MMORPG выполнена полностью, а именно:

  • свободное перемещение
  • свободное PvP
  • крафт вещей и добыча ресурсов
  • войны гильдий за замки

Из нестандартного, пожалуй, стоит отметить систему "флетта", то есть систему уникальных пассивных навыков, которые изучаются помимо основных скилов.

Геймплей Кароса

Любителей MMORPG геймплей не удивит, здесь все выполнено по стандартной схеме. Побежал -> взял квест -> убил определенное количество мобов -> параллельно ввязался в PvP (всегда так получается =)) -> сдал квест -> получил свои плюшки. Ничего примечательного нет!

Тем, кто играл в линейку (Lineage II) игра будет очень сильно ее напоминать. Наверное единственным отличием от линейки является современная графика, т.к. игровой движок более свежий.

До 10 уровня вы находитесь в "песочнице", после 10 у вас появляется доступ к полноценной игре: подземелья, PvP и прочие прелести.

Заточка шмота в Каросе не очень радужная. Любая вещь при заточке может сломаться , при каждом следующем уровне заточки шанс удачно заточить уменьшается. Поэтому хорошо заточенная вещь здесь на вес золота.

PvE в игре стандартное: вы убиваете мобов - вам дают опыт и дроп (какие то вещи или ресурсы). Но есть одно отличие, а котором уже упоминалось ранее. Помимо всего остального из поверженных монстров может выпасть "флетта " - вещество за которое можно повысить определенные характеристики вашего персонажа, например, скорость атаки персонажа.

Добывать ресурсы для крафта (помимо дропа с монстров) можно самостоятельно: киркой у рудника или дочкой у реки.

Расы и классы Karos

При создании персонажа вам предложат на выбор 4 расы:

  • Люди. Ну куда же без них.
  • Тени. Человекоподобная раса с голубым цветом кожи
  • Ванесийцы. Крепыши-торгаши, которых можно бы назвать гномами, но разработчики решили вып.. назвать из Ванесийцами.
  • Сероины. Красивые и изящные воительницы.

Выбор расы и класса тесно связан между собой. То есть только у определенных рас есть определенные классы.

Люди могут стать только Паладинами и Мечниками.

Паладин . Хорошо защищенный воин ближнего боя с мечем и щитом. Имеются скилы для поддержки своей группы, так же может восстанавливать HP своим союзникам. Танк по призванию =)

Мечник . Так же боец ближнего боя в тяжелой броне, но использующий двуручные мечи и копья. Имеется множество массовых ударов.

Из расы Теней могут получиться Бродяги и Чародейки

Бродяга . Воин ближнего боя, но в отличии от Паладина или Мечника одет в более легкие доспехи. Это дает большую скорость атаки и ловкость в бою. Соответственно, если он не сможет увернуться - ему сильно достанется. Вооружен парным оружием. Прирожденный ДД (дэмадж дилер от англ. damage dealer), т.е. игрок наносящий много урона.

Чародейка . Магический класс, который способен проклинать противников, тем самым ослабляя и убивая вставших у нее на пути. Слабо защищена.

Сероины могут быть Ведуньями и Лучницами

Ведунья . Маг, подчинивший себе законы природы. Способны наносить огромный урон. Как и у всех магов, слабая защита в ближнем бою.

Лучница . Пожалуй, особых пояснений не надо, название класса, говорит само за себя: воин дальнего боя, использующий лук. Имеется множество атак как на одну цель, так и на несколько одновременно.

У Ванесийцев выбора нет. Они могут стать только Канонирами.

Канонинир . Мастер убийственного огнестрельного оружия. В бою использует пушки и ружья, способен расставлять ловушки. Однако стоит отметить, что содержание данного класса выше, чем у остальных классов, так как используются более дорогие расходники.

У каждого класса будут 2 разделения на профессии на 10-м и 50-м уровнях (то есть в итоге получается 4 возможных варианта для каждого класса на хай левелах). Профессии будут отличатся друг от друга направленностью, например, Ведунья сможет выбрать для себя профессию нацеленную больше на нанесения урона врагам (Маг) или на поддержку своих союзников (Церковница) итак далее. Выбирайте профессию в зависимости от стиля вашей игры.

Во время создания своего персонажа вам предложат выбрать его внешность. К сожалению самостоятельно настроить внешность вашего персонажа вам не дадут, предложат только выбор из уже готовых решений.

Развитие персонажа. Система флетта.

В "Karos: Начало" имеется традиционная для ролевых онлайн игр система прокачки персонажа, т.е. когда при повышении уровня вам даются навыки и увеличиваются характеристики. Но помимо этой системы имеется и другая: игрок за убийство монстров получает очки флетты . Эти очки можно потратить на развитие 2 из 7 школ. Каждая школа дает прибавку к определенных характеристикам персонажа. Для примера, школа земли дает защиту, школа воздуха увеличивает вашу скорость атаки и так далее. Тем кому интересно, подробнее почитать про флетту переходите сюда

Задания и квесты в игре

Практически все задания линейны до безобразия: "Иди, убей 10 монстров" или "Передай это кузнецу Акакию, который обитает на заднем дворе" и тому подобные. Разработчики не слишком много времени уделяли диалогам и описанию заданий.

Так как мир Кароса огромный, а начало и конец задания могут быть в разных концах Азмара, то разработчики предлагают воспользоваться камнями телепортации, свитками переноса или ездовыми петами (питомцами).

Бои в Карос: Начало

В игре после 10 левела можно свободно нападать на других игроков, никаких ограничений нет. Но чтобы высокие левелы не убивали новичков ради забавы в игре предусмотрена система наказания заядлых ПК (плей киллеров от англ. Play Killer). При убийстве игрока меньшего уровня у вас падает показатель морали. Если он упадет до 0, то доступ в город вам будет закрыт стражниками, но это не самое "веселое". Само "веселье" заключается в том, что когда вы находитесь в состоянии ПК и вас убьют другие игроки - у вас может упасть дорогая вещь или оружие и тот кто вас убил, просто возьмет ее себе. У вашего персонажа соответственно вещь пропадет навсегда. Чтобы сбросить с себя клеймо ПК можно убивать мобов или других ПК.

Разгуляться в убийстве других игроков можно на битвах, которые устраиваются за рудники и замки. Это битвы гильдий. В осаде замка борются только 5 гильдий : cам текущий владелец, который пытается сохранить за собой стратегический ресурс и 4 претендента. Количество человек, которые участвую в осадах спокойно переваливает сотню.

Забавный факт о Karos

На момент написания обзора о Karos русскоязычная аудитория игры превышает американскую и корейскую

И как всегда в конце обзора на Карос плюсы и минусы игры

Минусы

  • нет кастомизации персонажа
  • привязка классов к расам
  • очень мало "изюминок", отличающих ее от среднестатистической MMORPG

Плюсы игры

  • бесплатная, за донат можно приобрести яркую внешность не влияющую на характеристики или ускорить прокачку персонажа.
  • большинство моментов и решений "слизано" с годами проверенной Lineage II
  • неплохая графика

Чем закончить обзор на Karos: Начало? Это уверенный середнячек в MMORPG, с классической системой прокачки и геймплея. Тем, кто хочет пройтись по классике данного жанра - игра понравится.

Оригинальная игра Karos: Начало предлагает Вам окунуться в мир мощных паладинов с азиатской внешностью, красивых полураздетых амазонок, а также необычной фауны, флоры и архитектуры. Для тех опытных геймеров, которые не понаслышке знают об онлайн играх, понять игровой процесс Karos: Начало не составит особого труда. Хотя, здесь тоже есть свои особенности, разобраться в которых поможет сайт ММО13.

Геймплей

В этой игре можно выбирать из семи классов героев. Здесь есть паладин, канонир, мечник, лучница, разбойник, волшебница и ведунья. Интересным персонажем считается канонир, которые является суровым гномом с огнестрельным оружием и навыками установки ловушек. Каждый класс имеет определенную привязанность к полу героя. Например, мечник должен быть настоящим мужчиной, в то время, как лучницей может стать только девушка из расы полуэлементалей. Что касается волшебницы, то она представляет собой женщину с голубой кожей, относящуюся к народу теней.

Развитие персонажа стартует с привычного убийства мелких врагов, а в дальнейшем герой сталкивается с более сильными противниками. В Karos: Начало нет длительного периода гриндинга. Уровни набираются без особых проблем и вы довольно быстро подходите к самому интересному, например, к битвам между гильдиями, путешествиям по катакомбам или эпическим сражениям.

Особенности развития

Развитие персонажа чем-то похоже на прогресс в игре Lineage II. Начиная с десятого уровня вы сможете выбрать какой-либо из вариантов развития, которых на этом этапе два. Начиная с 55 уровня игрок получает возможность выбирать для каждого подкласса еще два варианта. Для достижения еще большего разнообразия, разработчики добавили специальную систему флеттов. Это альтернативный способ набора опыта за счет убийства определенных монстров.

Полученные в результате набора опыта очки можно использовать на улучшение специальных навыков, которые разделены на семь школ. Каждая из этих школ может усилить какую-либо из характеристик героя. Например, развивая школу воздуха, можно увеличить скорость атаки, а школа земли усиливаются защиту. Однако, к сожалению можно заниматься прокачкой только двух школ, правда, в большинстве ситуаций этого оказывается достаточно.

Крафт оружия и доспехов

В Karos: Начало прокачка навыков является не единственным способ использовать полученные очки. Здесь очки опыта могут применяться для усовершенствования оружия и доспехов. При этом, характеристики обмундирования могут развиваться параллельно с уровнем персонажа. Интересным вариантом в Karos: Начало считается уникальная ремесленная система, благодаря которой можно крафтить все, что угодно. Например, можно сделать полезную вещью из любого хлама. Функция самостоятельного крафта доступна только для канонира. Остальные персонажи должны для этого использовать специальных NPC.

Система очков морали

В Karos: Начало отсутствует разделение на фракции. Однако, это не значит, что данная игра полностью лишена режима PvP. После того, как персонаж переходит на 10 уровень, он может начинать атаковать любого, кто хочет сражаться. От полного уничтожения друг друга защищает специальная система очков морали. Она предусматривает падение морали при уничтожении невинных героев. В результате игрок может перейти в разряд серийных убийц, на которого будет охотиться стража вместе с другими игроками. Это связано с тем, что из такого негативного персонажа обычно выпадает что-нибудь полезное.

Предоставить свободу агрессии можно при битвах гильдий, которые проходят возле замка Бент и рудника Люпинель. В итоге хозяева замка смогут получить хорошую прибыль от торговли на близлежащих территориях, а хозяева шахт смогут добывать на руднике ценные материалы.

Заключение

Таким образом, по большинству параметров Karos: Начало представляет собой довольно стандартную игру в своем жанре, с помощью которой скорее всего не удивишь опытных игроков. Что касается менее искушенных геймеров, то им игра может понравится. Здесь есть красивый и информативный официальный сайт, неординарное развитие героев, а также отлично продуманная PvP-составляющая.

  • Aгр(ы) (от англ. aggression - "агрессия") – злобные монстры, атакующие тебя первыми.
  • Aгрить, сагрить (от англ. aggression - "агрессия") – нарваться на монстра и спровоцировать его напасть первым.
  • Aдмин (от англ. administrate - "управлять" (сокращ. от «администраторы»)) – царь и боххх, пишите письма, шлите переводы, будет время и настроение, милостиво почитает. Человек, отвечающий за соблюдение порядка в игре, если что-то где-то глючит, беги к нему, не откажет, поможет, кого надо – накажет.
  • Aкк, Aккаунт (от англ. account - "учетная запись") – твоя учетная запись в игре, содержащая информацию о регистрации, все данные твоего персонажа.
  • AоЕ (от англ. Area of Effect - "зона эффекта") – массовая атака, например заклинанием, с определенным радиусом действия, наносящая ущерб всем супостатам, находящимся в радиусе действия (определенной территории).
  • Aссист (от англ. assist - "Оказание помощи") – атака всей кодлой, то есть нападение на гадкого монстра не в одиночку, а организованной группой. Советуем в любой заварушке метелить только одного моба, на котором висит осколок!
  • АП - (от англ. up level) - переход на новый уровень, достижение следующего уровня.
  • Аук - Акцион GXP на оффсайте игры или комиссионка, где можно как продать нужную вещь, так и купить.
  • Aура - это вид навыка, после использования которого увеличение характеристик персонажа имеет постоянный эффект.
  • Aфк, Aфкать (от англ. away from keyboard (afk) - " Вдали от клавиатуры") – статус игрока, находящегося онлайн, но не присутствующего у кома лично и оставившего своего персонажа без контроля. Будь осторожен, при таком раскладе на тебя не только злобный монстр может покуситься и напасть первым, но не особо честные игроки мимо не пройдут. Вполне возможно, что решат набраться за твой счет смерти опыта и полезных вещичек, так что лучше бди.

Б

  • Баг (англ. bug - "жук") – ошибка в программе, которая приводит к самым неожиданным последствиям. Тут все будет зависеть от твоей удачи, если повезет, все пройдет мило и удачно, например, твой уровень непроизвольно вырастет, а сам ты станешь розового цвета. Или не очень удачно: тебя вообще не станет. О любом баге сообщай админу, ошибку устранят и все будет работать как раньше. Хотя некоторые трюкачи используют багги в корыстных целях, за что получают бан.
  • Бала – она же Баллиста. Мама монстров, дислоцирующаяся в Баласоне, местный Босс и злодей.
  • Бан (от англ. ban - "запрет") – наказание, которое огребают от админов провинившиеся игроки. Накосячил – получи бан. Быть забаненым – получить запрет на вход в игру/форум. Бан, как правило, устанавливается на какое-то определенное время, но может быть и пожизненным. Все зависит от размера твоего косяка.
  • Бафф, Поддержка (от англ. buff - "поглощать удары") - усиления, дающие временное улучшающие характеристик твоего персонажа.
  • Баффать (от англ. buff - "поглощать удары") – с помощью насылаемых заклинаний на определенное время улучшать характеристики героев.
  • Баффер (от англ. buff - "поглощать удары") - персонаж, умеющий с помощью заклинаний на время улучшать характеристики как своего персонажа, так и других.
  • ББ, bb (от англ. bay bay - "пока-пока, до свидания") – быстрый досвидос братьям по оружию на выходе из мира.
  • Берн (от названия города Бернео) – сокращение названия локации Бернео.
  • Бижа – бижутерия.
  • Билд (от англ. build - "стиль") – специальная настройка персонажа для отдельного взятого типа и стиля игры.
  • Босс, Бос (от англ. boss - "хозяин") – самый главный, страшный и сильный злобный монстр на локации, опасен и хитер. Но если смерть босса оборачивается для тебя, как правило, кучей опыта и ништяков, так что овчинка выделки стоит. Бот (от англ. bot, сокращенно от англ. robot - "автоматический") – искусственный разум, штука прикольная, но запрещенная. Прога, которая имитирует твои действия в игре, прокачивая твоего перса, пока сам ты живешь обычной жизнью.
  • Брод (от слова бродяга) – сокращенное название класса Бродяга.