Развитие внимания кратко. Внимание

Развитие внимания у дошкольников

1.6 Основные направления развития внимания в дошкольном возрасте

Ребенок не владеет специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на чем-либо, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Такие действия в дошкольном возрасте только начинают складываться.

Внимание, память, воображение ребенка раннего возраста являются непроизвольными, непреднамеренными. Такими они остаются и после вступления ребенка в дошкольный возраст.

Перелом наступает тогда, когда под влиянием новых видов деятельности, которыми овладевает дошкольник, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи: сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т.п. Тогда и начинают формироваться специальные действия внимания, памяти, воображения, благодаря которым последние приобретают произвольный, преднамеренный характер.

Развитие внимания. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.

Если трех летние дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин., то к 5-6 годам длительность игры возрастает до двух часов.

Длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Это качество внимания формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.

Резко возрастает использование речи для организации собственного внимания: выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Начало развития детского воображения, как правило, связывается с окончанием периода раннего детства...

Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка, движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает...

Восприятие, внимание и память у детей дошкольного возраста

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира...

Дошкольный возраст, характерные особенности психического развития в нем

Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает...

Задержанное развитие как один из вариантов психического дизонтогенеза

Важной особенностью дошкольников с задержкой психического развития является то, что чем более ранний возраст мы рассматриваем, тем менее сформированы психические процессы, меньше дифференцирована психическая деятельность...

Основные особенности внимания дошкольников

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым, расширяя круг его внимания...

Особенности умственного развития детей дошкольного возраста

Становясь более самостоятельными, дети дошкольного возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками...

Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль...

Психологическое развитие детей и готовность к школьному обучению

Дошкольный возраст - это период развития ребенка от 3 до 7 лет. Здесь происходит физическое развитие и улучшение интеллектуальных возможностей ребенка. Его движения свободны, он хорошо разговаривает, мир его переживаний...

Психолого-педагогические условия развития внимания у детей 5-6 лет с нарушением речи

Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. В.В. Зеньковский, рассматривая внимание в детском возрасте отмечает, что в первые месяцы жизни для ребёнка характерно только непроизвольное внимание...

Развитие внимания в детском возрасте

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка...

Развитие личности в деятельности и общении

Как говорят, «Личностью не рождаются. Личностью становятся». Многие психологи согласны с такой точкой зрения. Человек не рождается сразу с готовым характером...

Развитие речи в дошкольном возрасте

У детей дошкольного возраста продолжается процесс развития речи -- они осваивают родной язык. Этому способствуют существенные изменения, происходящие в образе жизни четырех-, семилетнего ребенка. Освоив первоначальные формы самостоятельности...

Социальная ситуация развития ребенка

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям дошкольника с ним и к новой ситуации развития...

Развивайте своё блуждающее внимание и научитесь легко управлять им, чтобы стать его единственным хозяином и получить мощного помощника для достижения своего успеха, счастья и свободы

"Первый закон успеха это концентрация: направить все усилия в одну точку,
чтобы перейти непосредственно к этой точке, не глядя ни вправо, ни влево"

Уильям Мэтьюз

Как Вы уже отлично знаете, чтобы достичь успеха при самореализации, важно четко поставить цель, составить план ее достижения, получить все необходимые ресурсы и активно действовать до получения результата.

А чтобы достичь успеха с высокой скоростью и получить максимум результатов, нужно действовать эффективно . Для этого можно активно шевелить руками и ногами, быстрее двигаться, интенсивно выполнять дела...

Но если для движения к цели нужно думать, обрабатывать информацию, принимать решения , используя свой интеллект (что требуется в 99% случаях), тогда очень важно уметь управлять своей уникальной способностью - своим вниманием .

Все великие люди, создавшие что-то ценное для нашего мира, в один голос утверждают: "концентрация внимания - это ключ к успеху ".

Умение управлять вниманием проявляется в том, что вы можете долго и упорно заниматься чем-то одним: целью, делом, проблемой ...

Но из-за огромного количества мыслей, идей, дел и целей, Вы достаточно часто переключаетесь между ними, иногда даже если этого не хотите, непроизвольно, подсознательно. Это приводит к тому, что впустую тратятся ресурсы на само переключение и на включение в процесс достижения другой цели. Ведь нужно вспомнить, а какие именно результаты нужно получить, что для этого нужно сделать, какие ресурсы использовать и т.п.

Но еще чаще бывает, что Вы переключаетесь на совершенно бесполезные , незначимые мысли и дела, и выбрасываете на ветер может и несколько минут, но за сутки в сумме это может вылиться в несколько часов. А за месяц могут пропасть целые дни!

Все это приводит к тому, что движение к целям идет очень медленно и с высокими затратами, а результаты оказываются гораздо менее ценными, чем ожидалось, что является провалом . Чтобы избежать подобной ситуации, повысить личную эффективность и успешность и ускорить самореализацию, Вам нужно развивать внимание .

И прямо сейчас ответьте: Вы хотите развить свое внимание, чтобы стать успешнее, эффективнее, улучшить себя, свою жизнь и наш мир?

Если да, то специально для Вас я разработал уникальный метод развития внимания . Чтобы он был вам максимально полезен, сначала нужно полностью, системно понять, что такое внимание, каких видов он бывает и как можно им управлять.

И для начала вспомните об одном из важнейших процессов , который Вы выполняете каждое мгновение и сейчас в том числе.

Восприятие

Для выполнения своей деятельности и самореализации интеллектуальная система выполняет важный процесс:


Внимание часто ассоциируется со зрением и не зря, потому что эти процесс во многом аналогичны: если посмотреть на какой-то предмет, например, ручку перед собой, то четко увидишь только эту ручку и ее детали, а всё вокруг будет очень размыто, некоторые предметы вообще не возможно распознать. При этом можно сфокусироваться на ручке настолько, что даже перестанешь слышать звуки, ощущать запахи, сердцебиение и дыхание, т.е. отключатся другие каналы.

Также и внимание - в каждый момент оно имеет определенное направление на конкретный объект. Выбор этого направления зависит от внимательности системы:

Распределение внимания

Это способность сознания сосредотачиваться одновременно на нескольких объектах.

В таком случае центр внимания расширяется и превращается в область . И чем на больших объектах вы можете сосредотачиваться, тем шире эта область.

Количество объектов в этой области определяет объем внимания. В среднем, взрослый человек может распределить свое внимание между 4-6 объектами. Это позволяет быстро воспринимать информацию о наиболее важных объектах в текущей среде, принимать решения и действовать.

Объем внимания увеличивается , когда уже воспринято большое количество информации об объекте и появлении множества знаний о нем, т.е. при наличии у системы его готового образа. Чем больше в среде таких знакомых объектов, тем на их большем количестве система сможет сосредоточиться в каждый момент.

Поэтому профессионал , который работает в знакомой среде может сосредотачиваться на большом количестве объектов, интенсивнее взаимодействовать с ними и быстрее достигать своих целей. А новичок будет в той же среде действовать очень медленно и будет приносить мало пользы.

Также увеличить объем внимания можно при восприятии разных объектов по разным каналам .

Например, одновременно можно сосредотачиваться на музыке, смотреть на картинку и трогать мягкую игрушку. Тогда все объекты будут восприниматься сознательно и ясно.

При хорошо развитом распределении, некоторые объекты могут восприниматься автоматически , тогда сосредотачиваться на них не нужно, но информация все равно будет появляться новая и правильная. Для этого нужно накапливать опыт и развивать внимание, чтобы одновременно воспринимать еще больше объектов, еще быстрее принимать решения и действовать для достижения текущей цели.

Умение распределять свое внимание помогает в потенциально опасных ситуациях, когда окружающая среда часто меняется и надо быстро анализировать множество объектов.

Например, водителю за рулем автомобиля, пилоту за штурвалом самолета, хирургу во время сложной операции, солдату во время боевых действий и т.п.

Если в подобных ситуациях сосредотачиваться только на одном объекте, то в быстро меняющихся условиях можно не заметить опасности и ухудшить свое или даже чужое состояние.

Таким образом, для успешной самореализации вам нужно уметь не просто устойчиво сосредотачивать внимание, а уметь распределять его до необходимого объема в зависимости от текущей ситуации и личных целей.


Как вы считаете, насколько хорошо у вас развит каждый из этих признаков сейчас по шкале от 1 до 10?

Виды внимания

Еще, чтобы правильно и эффективно развивать внимание, нужно разобраться, а каких видов оно бывает. Это позволит осознавать в каком состоянии находится ваше внимание, и что можно сделать для его улучшения. Существует несколько классификаций внимания.

В зависимости от сознательности выбора направления, внимание бывает следующих видов:

Непроизвольное внимание (пассивное)

При таком внимании сознание не участвует в выборе объекта, т.е. переключение выполняется автоматически, подсознательно, интуитивно. Обычно такое внимание существует в течение короткого периода и затем переходит в произвольное.

Причиной такого непроизвольного переключения обычно является раздражитель , с которым система уже контактировала ранее и это имело очень важные последствия (улучшение или ухудшение состояния).

Также к причинам подсознательного переключения можно отнести: неожиданность раздражителя (резкий шум, крик...), сильный раздражитель (громкий звук, сильный толчок...), новый раздражитель (новые, необычные звуки, музыка, картина...), существенные изменения объектов, контрастность раздражителя, неожиданное изменение личного состояния и т.п.

Такое внимание может быть полезным, когда является результатом приобретения какого-либо навыка . Он может значительно ускорить часто повторяющиеся действия (на работе, в быту...), на которых часто сосредотачиваешься. Но может оказаться и вредным, отвлекая от текущих, важных целей и дел, что замедляет их реализацию.

Произвольное внимание (активное)

В таком состоянии внимания, его переключение производится полностью под управлением сознания для достижения определенной цели, например, для поиска ресурса, его обнаружения и получения.

Такое внимание очень полезно, когда нужно сосредоточиться только на действиях, являющихся частью плана , и реализовать его шаг за шагом без отвлечения.

При использовании произвольного внимания и сосредоточении на одном объекте в течение длительного периода, возникает напряжение - состояние повышенной траты ресурсов для выполнения действий. Оно может привести к утомлению - снижению эффективности из-за значительной траты ресурсов. Тогда потребуется отдых или переключение на другую цель для их восстановления.

Для увеличения продолжительности произвольного сосредоточения на объекте требуется большой интерес к текущей цели, понимание ее важности и ясность, как ее достичь. Если же интерес маленький, то устойчивость внимания снизится и быстро произойдет непроизвольное переключение на другие, более интересные или легкие цели.

Произвольное внимание используется также для волевого переключения от отвлекающих раздражителей (например, чтобы в шумном месте читать, смотреть видео или спать). И крайне полезно при возникновении опасности , чтобы сосредоточиться на ней и принять меры для предотвращения вредных последствий.

Послепроизвольное внимание (потоковое)

В таком состоянии, сознание сосредотачивается на определенном объекте, но отсутствует напряжение для восприятия и обработки информации о нем, как при произвольном внимании.

В подобном состоянии утомление минимально или полностью отсутствует, что позволяет устойчиво сосредотачиваться на одном объекте очень длительный период и с высокой концентрацией.

Такое состояние системы с послепроизвольным вниманием на важном объекте называется потоком . В этом состоянии система способна очень долго двигаться к одной, важной цели и успешно ее достигать, что значительно улучшает ее состояние и вызывает много позитивных эмоций, радости и счастья.

Для перехода в состояние потока требуется выполнить несколько условий :

Также на внимание часто влияют эмоции, чувства и настроение . Как позитивные, так негативные эмоции являются раздражителями, отвлекающими внимание, т.к. возникает возбуждение, приводящее к сосредоточению на своих эмоциях и испытанию удовольствия или страдания от них. Поэтому для управления вниманием важно научиться , чтобы успокаивать их, когда нужно сосредоточиться. Тогда они не будут отвлекать и можно будет эффективно выполнять действия.

Как было описано раньше, внимание состоит из различных признаков: сосредоточенности, концентрации, устойчивости... По сути они являются вашими личными качествами . И для развития этих признаков по отдельности, что в целом улучшит и вниманием, можно применить алгоритм, описанный в методе Развитие личных качеств .

Еще умение управлять своим вниманием тесно связано с умением управлять личным временем . Ведь во многих случаях объекты, на которые вы отвлекаетесь, являются поглотителями вашего времени (бесполезные мысли и дела, частое обдумывание одних и тех же событий...). А когда вы управляете своим временем, то и ваше внимание спокойно и не отвлекается на мелочи, а целиком направляется на полезные, важные сейчас объекты, что повышает вашу успешность. Поэтому, чтобы эффективно управлять своим вниманием, научитесь сначала управлять своим личным временем .

Во многих боевых искусствах , например, кунг-фу или ушу, навык управления вниманием является главным. Мастера подобных направлений годами и даже десятилетиями учатся управлять своим вниманием, чтобы в любой ситуации (например, в бою) сосредоточиться на самом важном (противнике), сконцентрироваться и успешно достичь своей цели (победить его).

Аналогичный принцип действует и в различных направлениях йоги . Мастера-йоги, а также монахи таких учений как буддизм и даосизм, годами учатся управлять своим телом и сознанием, используя различные виды медитаций.

Поэтому отличным средством для развития навыка управления вниманием, является изучение боевых искусств или йоги, которые за свою многовековую историю накопили огромное количество техник и приемов для развития внимания человека.

Еще для эффективного управления вниманием можно использовать следующий принцип : при восприятии нового объекта внимание сначала будет часто переключаться и нужно сознательно возвращаться к исходному объекту. По мере того, как образ этого объекта будет становиться все детальнее и ярче, будет возрастать и интерес к нему. Тогда отвлечения прекратятся, вы полностью сконцентрируетесь на нем и начнете быстрее воспринимать и взаимодействовать с объектом, что ускорит достижение поставленной цели.


Научившись управлять вниманием, вы перестанете подчиняться своим же мыслям, своему же сознанию. Вы сможете игнорировать бесполезные, навязчивые мысли, а сосредотачиваться только том, что важно в данный момент, абсолютно не отвлекаясь на мелочи. Это даст вам некую свободу от себя же, которая поможет двигаться вам туда, куда вы действительно хотите, причем очень быстро и с удовольствием.

Можно сказать, что от умения управлять своим вниманием зависит вся ваша жизнь. Ведь в мире действует один фундаментальный закон причинно-следственной связи : если действие (причина) полезное, то и результаты (последствия) принесут пользу, и наоборот. А только опыт и управление вниманием позволяют сознательно проанализировать ситуацию, принять правильное решение и выполнить полезные действия. Еще это называют кармой , которая определяет текущую жизнь человека в зависимости от всех выполненных им ранее действий и их последствий.

В общем, старайтесь каждый день сознательно управлять своим вниманием и непрерывно развивайте его. Но прежде, выполните эти простые тесты.

Тесты на внимательность

Прежде чем улучшать любой признак, нужно узнать его текущее значение - на каком уровне он находится сейчас. Так и с вниманием - чтобы его улучшить, нужно выяснить, насколько вы внимательны сейчас, насколько подвержены воздействию раздражителей и переключению на бесполезные объекты.

Для этого вы можете использовать следующие простые тесты на внимательность. Записывайте результаты этих тестов и периодически повторяйте их. Это позволит вам отслеживать изменение вашего внимания и определять, насколько оно улучшилось или ухудшилось.

Методика Мюнстерберга

Ниже находится сплошной текст. Может показаться, что это бессмысленный набор букв. Но в нем есть множество слов - ровно 23. Ваша задача - прочитать этот текст и найти все эти слова за минимальный срок. Возьмите секундомер, прочитайте текст и найдите 23 слова:


бсолнцевтргщоирайонзшгучновостъъъхэьгчяфактыукэкзаментрочагщгцкпрокуроргурстабеютеориянтобжеубхамаъхоккейтруицыфцуигателевизорболджщэхюэлгщбпамятьшогеюжпждрегщкнодвосприятиейцукенгоизхъвафыпролдблюбовьавыфпросдспектакльячсимтьбюнбюерадостьвуфциеолджнародолдждбшйрепортажждорлафывьюефбьюконкурсйфныувскаяпрриличностьзжэьеюдшщглоджинэппппрплаваниетлжебыпрткомедиящлодкуивотчаяниенфрлньячвтджхэфтасенлабораториягшдщиуцтррилоснованияж.


Если вы нашли не все слова или потратили на это больше 2х минут, то ваше внимание можно еще существенно улучшить. Отличный результат - когда вы найдете все слова меньше чем за 2 минуты. Запишите ваш текущий результат, сколько времени вы потратили на поиск всех слов сейчас, и периодический повторяйте этот, но находите другие последовательности букв со словами.


Это набор цифр, записанных в таблицу 5 на 5 в произвольном порядке. Вам нужно за минимальный период найти по порядку все цифры в таблице. Возьмите секундомер и приступайте:




Отличный результат - тратить на каждую таблицу меньше 40 секунд. Если ваш результат больше, то у вас хороший потенциал для развития своей внимательности.

Запишите, сколько времени вы в среднем потратили на все эти таблицы сейчас. Каждый раз находите разные таблицы с цифрами, чтобы на оценку вашего внимания не влияла память.

Методика "10 слов"

Она базируется на связи внимания с кратковременной памятью. Ниже приведены наборы по 10 слов. Вам нужно прочитать слова в одном наборе один раз, запомнить и перечислить эти слова на память:


Книга, роза, домино, яхта, кролик, очки, кирпич, гнездо, игла, контрабас.

Болото, принц, кошка, магазин, парта, футбол, облако, медуза, картина, градусник.

Топор, гроза, вино, броня, зоопарк, самурай, фабрика, гиря, барон, руда.

Кино, яблоко, чайник, чудо, носорог, октябрь, финиш, кисть, зерно, бумага.

Капуста, шпага, подушка, дорога, пила, холм, забор, трубка, свадьба, комар.


Отличный результат, когда вы воспроизводите более 8 слов из каждого набора. Иначе вам можно еще лучше развить свою внимательность.

Запишите, сколько в среднем вы вспомнили слов в каждом наборе сейчас. Каждый раз используйте разные наборы слов.


Возьмите картинку из категории "Найди 10 отличий", и постарайтесь найти все отличия за минимальное время. Можете использовать например эти:








Замечательный результат, если вы можете найти все отличия меньше чем за 30 секунд.

Запишите, сколько вы в среднем тратите времени на поиск всех отличий сейчас. Естественно при каждом выполнении надо подбирать новые картинки, чтобы не знать, где находятся отличия.


Повторю, что, если вы хотите развивать свое внимание, то периодически повторяйте все эти тесты и записывайте свои результаты. Тогда вы сможете буквально видеть, как изменяется уровень развития вашего внимания, что позволит вам двигаться в правильном направлении - его непрерывном улучшении, повышении вашей успешности и ускорении вашей самореализации.


Внимание является врожденной способностью человека. Но чтобы им правильно управлять и использовать всю его мощь для достижения успеха и самореализации, нужно его непрерывно развивать .

Ведь внимание, как мышцы : если их тренировать, то они становятся сильнее и вы можете поднимать более тяжелые веса. Хотя на первой тренировке можно получить, возможно, свои самые худшие результаты (отжаться 2 раза, ни разу не подтянуться...). А продолжая тренировки, результаты будут с каждым разом все лучше. Но если тренировку прекратить, то мышцы ослабнут и результаты снова ухудшаться.

Так и внимание: его нужно регулярно тренировать, как минимум для поддержания на текущем уровне. А лучшая тренировка для этого - это практика . Поставьте себе цель - развить свое внимание, а в этой главе вы найдете способы, как эту цель достичь.

Но помните, что наше сознание на самом деле очень ленивое , оно не любит чему-то обучаться, соблюдать режимы, дисциплину, даже иногда сопротивляется этому, "подсказывая", что это не нужно, или это можно отложить на завтра...

Поэтому при развитии внимания, так же как и при любой другой тренировке или обучении, все-таки потребуется совсем небольшое усилие , чтобы выполнять упражнения и развиваться. А чем чаще вы это будете делать, тем меньшее усилие потребуется. Как уже научно доказано: для появления навыка нужно повторять одно и то же действие в течение 21 дня. Так и с тренировкой - повторяйте упражнения каждый день и вскоре вы будете их делать в легкостью и удовольствием.

Возможно, вас будет беспокоить, что для развития внимания нужна большая напряженность , это очень сложно или неинтересно. Но как вы увидите далее, есть множество разных упражнений для развития внимания и вы можете выбрать те, которые будут вам наиболее интересны. Вы их будете делать с радостью и удовольствием, особенно если вы уже поняли полезность хорошо развитого внимания. И тогда его улучшение будет неминуемым и быстрым.

Также при регулярном развитии внимания может показаться, что даже одно и тоже упражнение становится все труднее . Это отличный сигнал о том, что внимание улучшается, потому что труднее выполнять упражнение станет из-за того, что вы начнете яснее осознавать моменты его переключения. А продолжая такое развитие вы заметите, как с легкостью можете на длительный период полностью сконцентрироваться на одном объекте. И вы абсолютно исключите отвлечение из своей деятельности, что повысит вашу личную эффективность и успешность.

А для успешного развития внимания в первую очередь важно поверить вам самим, что вы сможете ее улучшить. И занимаясь важным делом, нужно регулярно повторять себе, что вы можете сосредоточиться на нем. Помните, что это такой же навык, как, например, езда на велосипеде. Ему важно обучаться (у других) и непрерывно развивать (самостоятельно).

Еще помните, что только ваши действия создают изменения в вашей жизни, а не ваши цели, планы, идеи или мечты - только ваши действия. Поэтому реальная практика - это один из главных секретов успеха. Чем больше вы практикуетесь, тем лучше становится ваша жизнь и тем успешнее вы становитесь.

И для этого есть множество упражнений . На некоторые нужно выделять определенное время, например, 10 минут вечером. Но есть и такие, которые можно применять, выполняя повседневные действия: общаясь, читая, делая уборку... Поэтому изучите все возможные упражнения, попробуйте хотя бы один раз каждое из них, выберете понравившиеся и выполняйте их каждый раз, как появится возможность.

Выполняйте упражнения ежедневно, начиная с 5 минут, а затем увеличивайте это время до 10, 15 и т.д. Увеличивайте нагрузку и вы в ближайшее время почувствуете легкость и свободу от того, что перестанете отвлекаться на мелочи и будете получать больше полезных результатов от своих важных дел.

Итак, чтобы узнать множество мощных упражнений для развития внимания, прямо сейчас перейдите к бесплатному тренингу "Улучшение внимания ", примените описанные в нем упражнения на практике и станьте хозяином своего внимания:


Способы сосредоточения внимания

Развивать внимание это здорово, но во многих случаях сосредоточиться на одном объекте можно и без специальных навыков и упражнений.

Вспомните, что основной причиной для переключения внимания являются внешние раздражители: шум, голос, яркий свет... И для сосредоточения внимания обычно достаточно просто организовать себе тихую, спокойную обстановку , в которой такие раздражители просто не смогут возникнуть.

Например, если часто отвлекает телефон своими звонками или сигналами о сообщениях, то можно просто убрать его в другую комнату или полностью отключить звук. А иногда отвлекает даже собственная одежда, если она не удобная, не по размеру, в ней холодно или наоборот жарко и т.п. Тогда можно переодеться в комфортную, удобную одежду.

В некоторых случаях для изоляции от раздражителей можно отключить органы чувств. Например, если слух вам не нужен для выполнения текущего дела, но есть отвлекающие звуки, кто-то шумит, то можно заткнуть уши ватой, берушами или надеть защитные наушники. Аналогично можно поступить с носом, если в текущей обстановке есть отвлекающий запах.

Для изоляции от визуальных раздражителей можно используйте руки как тоннель. Когда вам нужно сконцентрироваться на каком-то объекте перед с вами, например, книге, журнале, мониторе..., разместите свои руки возле глаз так, чтобы они образовали некий тоннель или подзорную трубу. Это оградит сознание от лишней визуальной информации об объектах около вас, которые могут отвлечь.

Еще вы можете часто переключаться на часы , чтобы посмотреть текущее время. Это нужно делать обязательно, если скоро потребуется переключиться на другое важное дело: сделать звонок, пойти на встречу, выключить духовку... Но в большинстве случаев такая проверка времени совершенно бесполезна, и тогда это будет обычным отвлечением. Чтобы этого избежать, просто убирайте все часы подальше, когда можно спокойно заниматься делом, никуда не торопясь.

Иногда помогает договор с самим собой. Если есть проблемы или важные дела, которые нужно выполнить потом, а сейчас нужно сделать что-то другое, то можно сказать себе: "Пусть эти проблемы/цели/дела подождут, я обязательно к ним вернусь и разберусь с ними, но сейчас мне нужно сделать вот это". Это даст некое облегчение для сознания, что вы помните о проблеме/деле, и обязательно ими займетесь. Тогда вам будет легче сконцентрироваться на текущем деле.

Также внимание часто переключается, когда в сознании находится много хаотичных, беспорядочных объектов. В этом случае можно разгрузить сознание от навязчивых, неважных в данный момент мыслей и идей. Для этого можно материализовать их на внешнем носителе, бумаге, записать в компьютер или телефон.

После этого можно всю записанную информацию организовать в упорядоченную систему, чтобы можно было ее легко найти и получать напоминания о срочных делах. Также эту информацию лучше приоритизировать , чтобы точно знать, что из нее самое важное и в какой последовательности выполнять дела.

Тогда в сознании появится порядок и оно не будет отвлекаться на бесполезные объекты. После этого старайтесь выполнять в каждый момент только одно дело с самым высоким приоритетом до его полного завершения. Это дисциплинирует сознание и оно не будет переключаться на что-то еще.

А создав порядок в целях и делах, определив их важность, можно применить принцип Парето : "20% дел приносят 80% результата". Т.е. из всех дел можно выбрать самые важные, сосредоточиться именно на них и выполнить их в первую очередь. Тогда цели будут достигаться быстрее и самореализация ускорится. А когда и результатов много, тогда и внимание сосредотачивается гораздо легче.

Если объект, на котором нужно сосредоточиться, очень большой и сложный, то можно разделить его на множество маленьких - детализировать . А сосредотачиваться на маленьких объектах, гораздо легче, чем на больших. Так можно крупную цель разделить на множество мелких дел, тогда внимание на каждом из них может быть максимальным, а между делами можно делать короткий перерыв для восстановления внимания.

Еще на внимание очень сильно влияет физическое состояние . Если есть усталость, то и внимание будет часто переключаться на легкие объекты, а не на важные. Поэтому, чтобы максимально сосредоточиться на важных объектах, нужно уметь эффективно отдыхать . Для этого можно использовать пассивный отдых (сон, лежание на диване, чтение книги...). Но лучше стараться отдыхать активно. Ведь во многих случаях усталость возникает эмоциональная, а не физическая. А от такой усталости будет отличным средством поход в кино или музей, игра в боулинг или катание на велосипеде.

С этой же целью можно заниматься спортом , чтобы тело было в тонусе и меньше уставало. Также нужно пить как можно больше воды, чтобы организм функционировал нормально и медленнее утомлялся. Естественно нужно правильно питаться , не голодать и не переедать.

В некоторых диетах при употреблении еды завязываются глаза, чтобы не видеть, сколько осталось на тарелке, а ощущать свой организм и переставать есть, когда почувствуешь насыщение. Это правильный подход к еде. Но нас с детства заставляют доедать до конца, даже если желудок уже забит под завязку. А это отличный способ, чтобы нарушить пищеварение и набрать лишний вес. Лучше есть часто, но понемногу, чем пару раз в день, но много.

Полезным средством для отдыха является умение полностью расслабляться , успокаивать все внутренние процессы: движение тела, дыхание, речь... Иначе эти процессы будут раздражать и отвлекать от важного объекта.

Также нужно правильно спать , чтобы организм восстанавливался за минимальное время. Даже если чувствуется усталость, но хочется еще пару часов поработать, чтобы завершить дело, то можно это сделать. Но с большой вероятностью случится так, что на следующий день усталость будет еще больше и сделано будет еще меньше. Поэтому нужно прислушиваться к своему организму и давать ему отдохнуть, чтобы в целом личная эффективность была максимальной.

Если чувствуете ухудшение внимания из-за утомления и повышения сонливости , можно сознательно изменить положение тела в такое, какое для вас обычно несвойственно, или даже дискомфортно. Скрестите по-другому ноги, сместите центр тяжести, поменяйте положение ступней или измените выражение лица. Если рядом есть другой человек, то можно попробовать скопировать его позу. Когда тело примет непривычное положение, сонливость понизится и сосредоточенность повысится.

Также если повышается сонливость, то нужно получить дополнительную энергию . Для этого можно напрячь мышцы живота, спины или ног, сделать зарядку, активную прогулку с быстрым шагом, поприседать, потанцевать и т.п.

А чтобы максимально замедлить утомление, можно просто не делать лишних движений . Сосредоточившись на текущем деле, выполняйте только те действия, которые необходимы для его завершения. И предотвращайте любые другие движения: почесывания, поглаживания, ненужное напряжение мышц и т.п. Примите удобную позу, подготовьте все необходимые инструменты и положите их рядом с собой, расслабьтесь, успокойтесь и приступайте к обязательным действиям.

Это позволит и сосредоточить внимание, и уменьшить усталость, а значит увеличить период комфортной, бодрой, эффективной деятельности. Как гласит древняя китайская пословица: "Если сидишь - сиди, если стоишь - стой. Главное, не дергайся" . Беспорядочные движения - это главный признак рассеяности, слабого развития внимания.


Но, пожалуй, самый главный фактор для сосредоточения внимания, это интерес - чувство системы, вызывающее желание получить недостающие знания о другой системе, чтобы иметь ясное представление о ее смысле, признаках, состоянии, способностях, поведении, предназначении ...

Поэтому, чтобы на долго сосредоточиться на одном объекте, нужно максимально повысить интерес к нему. Для этого можно поставить четкую цель, достижение которой даст ценные результаты.

Например, такой целью может быть изучение объекта для обнаружения новых, уникальных признаков, которых нет у других или о которых еще не знаешь. Интерес также повышается, когда новые знания об объекте дают идеи для достижения текущих целей.

Еще интерес увеличивается, когда осознаешь важность объекта. Для этого можно задать себе вопросы из категории "Зачем?": зачем нужно на него обращать внимание, как именно он поможет достичь текущих целей, что ценного он может дать...? После этого можно прислушаться к своим мыслям и эмоциям и самостоятельно дать ответы. Если они вдохновят, мотивируют, тогда возрастет и интерес, и сосредоточенность.

Еще интерес можно увеличить, назначив награду за эффективное и успешное достижение цели. Определите, что вас очень мотивирует: поход в кино, игра в боулинг, посещение театра... И давайте себе обещание, что так наградите себя, если очень быстро достигните цели. Тогда интерес значительно возрастет и сосредоточенность будет очень высокой.

Также интерес повышается, когда занимаешься творчеством . Ставьте цели для создания чего-то нового, уникального, шедевров, делайте открытия и изобретайте, а не просто копируйте у других, не занимайтесь повторяющейся, скучной, нудной рутиной. Тогда и сосредоточенностью увеличится.


Еще одним способом является создание "якоря " для своего состояния с высокой сосредоточенностью: выполняйте определенное действие каждый раз, когда будете сосредоточенны на важном объекте. Например, можно просто потереть ладонями виски или щелкнуть пальцами и т.п., как только заметите, что полностью сосредоточены. Делайте так ежедневно, в течение месяца. После появления "якоря", можно будет быстро увеличить сосредоточенность, выполнив такое действие (потерев ладонями виски или щелкнув пальцами...).


Таким образом, основными способами для сосредоточения внимания являются следующие:

Организовать тихую, спокойную обстановку и изолироваться от раздражителей;

Отключить органы чувств с помощью специальных приспособлений;

Заключить договор с самим собой;

Создать порядок в целях, делах, идеях..., материализовав их, организовав и приоритизировав;

Детализировать сложные объекты;

Следить за физическим состоянием, отдыхать, заниматься спортом, правильно питаться и спать...;

Не делать лишних движений;

Повысить интерес к объекту, изучать, осознать его важность, назначить награду, использовать творческий подход;

Создать "якорь" для сосредоточенного состояния.


Комбинируйте эти способы вместе и вы сможете сосредотачиваться на самом важном очень длительный период, не отвлекаясь и не выбрасывая в мусорку свои . Это даст вам существенное преимущество и вы сможете достигать гораздо больших успехов, чем те, кто не может сосредотачиваться. За это вы получите вознаграждение в виде множества дополнительных ресурсов, спокойствия и удовольствия от всего, чем будете заниматься.


Уважаемый гость, Это Самая Ценная Часть Метода!!!

Чтобы ее прочитать, РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ об этой странице.
Нажмите на одну из кнопок соц.сетей и добавьте пост на свою страницу.
Для получения подсказки как это сделать, наведите курсор на знак вопроса под кнопками

Сразу после этого под этими кнопками откроется ПОТРЯСАЮЩИЙ ТЕКСТ !

Последствия развития внимания

Самый ценный результат, который вы получите при непрерывном развитии внимания - это повышение вашей личной успешности и эффективности, что в целом ускорит вашу самореализацию и создание своего наследия.

Вы будете существенно быстрее действовать, выполнять свои дела и достигать целей. Это позволит вам получать гораздо больше результатов, ресурсов и энергии для движения вперед к еще более сложным, полезным и великим целям.

Вы прекратите подчиняться своим мыслям, своему сознанию, а станете легко и эффективно им управлять . Вы будете без усилия избегать бесполезных и навязчивых мыслей, которые только мешают, а не помогают достигать успеха. Начнете сами выбирать то, о чем думать, на чем сосредотачиваться и что делать.

Из-за этого уровень вашего интеллекта значительно возрастет. Ведь при развитии внимания улучшаются и другие способности: память, воображение, самосознание... Это позволит вам думать, обрабатывать информацию и принимать решения гораздо быстрее, а качество и правильность ваших решений станет выше.

Также вы начнете быстрее обучаться , воспринимать множество новых знаний и использовать их в своей деятельности, что поможет генерировать еще более полезные идеи для своих целей.

Вы начнете сосредотачиваться только на самом важном и не обращать внимание на всякую ерунду. Это сделает вас гораздо успешнее тех, кто тратит свое драгоценное время на мелочи, выбрасывает его на ветер.

Навык управления вниманием даст вам внутреннее спокойствие , потому что у вас будет ясная картина того, что нужно делать и вы будете делать это последовательно, по шагам, не отвлекаясь на мелочи и бесполезные дела.

Это, в свою очередь, повышает такие личные качества , как уверенность в себе , решительность, целеустремленность, упорство, мужество ..., т.к. знаешь, что полностью управляешь собой, своей жизнью и достигаешь успехи, зависящие только от тебя. Это даст особую внутреннюю силу , помогающую преодолевать любые препятствия на своем пути, что сделает вас еще свободнее .

Вы перестанете плыть по течению жизни, не видя, сколько прекрасного и великолепного есть вокруг . А вы начнете замечать каждую мелочь, которая будет вызывать у вас интерес, позитивные эмоции и давать что-то полезное. Это избавит вас от "тюрьмы ", которая изолирует вас от нашего волшебного мира. Вместо этого вы почувствуете свою соединенность со всем вокруг, с природой и другими людьми, что даст вам гармонию с собой и миром .

И непрерывно, сосредоточенно двигаясь вперед, занимаясь творчеством, развивая свой талант и получая ожидаемые результаты, вы будете испытывать море позитивных эмоций , удовольствия, радости и счастья. Это будет мотивировать вас и давать энергию для создания еще более грандиозных результатов, собственных шедевров и великого наследия.

В любом случае, выбор за вами : быть рабом своего сознания или быть его единственным хозяином. Но став хозяином своего внимания, вы сделаете огромный шаг к своей самореализации, успеху, свободе, гармонии и счастью.

Младенческий возраст начинается с периода новорожденности, с 2 месяцев и заканчивается в 12 месяцев. У новорожденного наблюдаются лишь врожденные, инстинктивные формы поведения - безусловные рефлексы, которые важны для его выживания. По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течении всей жизни.

Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе взрослого, которое возникает во время кормления и ухода за ребенком. Такое сосредоточение способствует тому, что бодрствование приобретает активный характер, а двигательная активность ребенка перестраивается. Фиксирование глазами предмета, поворот головы в сторону звука, торможение движений связывает ребенка с внешним миром. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор со взрослым. Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является взрослый. Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития - период младенчества. Особенностью психического развития младенца является то факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений.

Внимание ребенка младшего и раннего возраста кратковременное и неустойчивое, слабое, он не управляет своим вниманием. Неустойчивое внимание ребенка не поддается управлению, так как он владеет им.

У маленьких детей, узкий объем внимания. Распределение внимания между предметами или действиями детям недоступно. Они не могут сосредотачиваться на словах, обычно после двух лет можно вызвать внимание детей словом, рассказом.

В более старшем возрасте, внимание детей становится устойчиво к активной игровой деятельности, различными действиями.

Основные направления развития внимания в дошкольном возрасте

Ребенок не владеет специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на чем-либо, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Такие действия в дошкольном возрасте только начинают складываться.

Внимание, память, воображение ребенка раннего возраста являются непроизвольными, непреднамеренными. Такими они остаются и после вступления ребенка в дошкольный возраст.

Перелом наступает тогда, когда под влиянием новых видов деятельности, которыми овладевает дошкольник, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи: сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т.п. Тогда и начинают формироваться специальные действия внимания, памяти, воображения, благодаря которым последние приобретают произвольный, преднамеренный характер.

Развитие внимания. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.

Если трех летние дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин., то к 5-6 годам длительность игры возрастает до двух часов.

Длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Это качество внимания формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.

Резко возрастает использование речи для организации собственного внимания: выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Лекции по общей психологии Лурия Александр Романович

Развитие внимания

Развитие внимания

Признаки развития устойчивого непроизвольного внимания отчетливо проявляются уже в самые первые недели жизни ребенка. Их можно наблюдать в ранних симптомах проявления ориентировочного рефлекса - фиксации взором предмета и остановки сосательных движений при первом разглядывании предметов или манипуляции ими. Можно с полным основанием утверждать, что и первые условные рефлексы начинают вырабатываться у младенца на основе ориентировочного рефлекса, иначе говоря, только если он обращает внимание на раздражитель, выделяет его, сосредоточивается на нем.

Сначала непроизвольное внимание ребенка первых месяцев жизни носит характер простого ориентировочного рефлекса на сильные или новые раздражители, прослеживания их глазом, «рефлекса сосредоточения» на них. Лишь позднее непроизвольное внимание ребенка приобретает более сложные формы и на его основе начинает складываться ориентировочно - исследовательская деятельность в виде манипулирования предметами, однако на первых порах эта ориентировочно - исследовательская деятельность очень неустойчива, и стоит появиться другому предмету, как манипуляция первым предметом прекращается. Это показывает, что уже в первый год жизни ребенка ориентировочно - исследовательский рефлекс здесь носит быстро истощающийся характер, легко тормозится посторонними воздействиями и вместе с тем обнаруживает уже известные нам черты «привыкания» и при длительном повторении угасает. Однако наиболее существенная проблема заключается в высших, произвольно регулируемых формах внимания. Эти формы внимания проявляются прежде всего в подчинении поведения речевым инструкциям взрослого, и затем, гораздо позднее, в формировании устойчивых видов саморегулирующегося произвольного внимания ребенка.

Было бы неверно думать, что такое направляющее внимание, регулирующее влияние речи, возникает у ребенка сразу. Факты показывают, что речевая инструкция «дай лялю» вызывает у ребенка лишь общую ориентировочную реакцию и воздействует на ребенка, если она сопровождается реальным действием взрослого. Характерно, что на первых порах речь взрослого, называющего предмет, привлекает внимание ребенка, если название предмета совпадает с его непосредственным восприятием. В тех случаях, когда называемого предмета нет в непосредственном поле зрения ребенка, речь вызывает у него лишь общую ориентировочную реакцию, которая быстро угасает.

Лишь к концу первого и началу второго года жизни называние предмета или речевой приказ начинают получать влияние; ребенок направляет свой взор на названный предмет, выделяя его из остальных, или ищет его, если предмета нет перед ним. Однако на этом этапе влияние речи взрослого, направляющей внимание ребенка, еще очень неустойчиво, и вызванная ею ориентировочная реакция очень быстро уступает место непосредственной ориентировочной реакции на более яркий, новый или интересный для ребенка предмет. Это можно отчетливо проследить, если дать ребенку этого возраста инструкцию достать предмет, расположенный на некотором отдалении от него. В этом случае взгляд ребенка направляется к этому предмету, но быстро соскальзывает на другие, ближе расположенные предметы, и ребенок начинает тянуться рукой не к названному, а к ближе расположенному или более яркому раздражителю.

К середине второго года жизни выполнение речевой инструкции взрослого, направляющей избирательное внимание ребенка, становится более прочным, однако и здесь сравнительно небольшое усложнение опыта легко срывает ее влияние. Так, достаточно на небольшой промежуток времени (иногда на 15–30 сек) отсрочить выполнение речевой инструкции, чтобы она теряла свое направляющее влияние, и ребенок, который без труда выполнял ее сразу, начинал тянуться к посторонним, непосредственно привлекающим его предметам. Такого же срыва в выполнении речевой инструкции можно достигнуть и другим путем. Если несколько раз подряд предлагать ребенку, перед которым находятся два предмета (например чашка и рюмка), инструкцию «дай чашку!», а затем, закрепив ее, заменить ее на другую и тем же тоном сказать ребенку «дай рюмку!», ребенок, деятельность которого характеризуется значительной инертностью, подчиняется этому инертному стереотипу и продолжает тянуться к чашке, повторяя свои прежние движения.

Только в середине второго года жизни речевая инструкция взрослого приобретает достаточно прочную способность организовать внимание ребенка, однако и на этом этапе она легко теряет свое регулирующее значение. Так, ребенок этого возраста без труда выполняет инструкцию «монетка под чашкой, дай монетку», если монетка пряталась под чашкой на его глазах, однако если это не имело места и монетка пряталась под один из предметов незаметно от ребенка, направляющее внимание инструкции легко срывается непосредственным ориентировочным рефлексом, и ребенок начинает тянуться к расположенным перед ним предметам, действуя независимо от речевой инструкции.

Таким образом, действие речевой инструкции, направляющей внимание ребенка, обеспечивается на ранних этапах только в тех случаях, когда она совпадает с непосредственным восприятием ребенка.

Ребенок полутора - двухлетнего возраста может легко начать выполнять речевую инструкцию «нажми мячик», если резиновый баллон находится у него в руке. Однако движения нажима на баллон, вызванные речевым приказом, не прекращаются, и ребенок продолжает много раз подряд нажимать на баллон даже после того, как ему дополнительно дается приказ: «Не надо нажимать!»

Речевая инструкция пускает в ход движение, но не может затормозить его, и вызванные ею двигательные реакции продолжают инертно выполняться независимо от ее влияния.

Границы направляющего влияния речевой инструкции выступают особенно отчетливо при усложнении речевой инструкции. Так, рассматривая поведение маленького ребенка, которому дается речевая инструкция: «Когда будет огонек, ты нажмешь на мячик», требующая установления связи двух элементов сформулированного условия, можно легко увидеть, что она не сразу приобретает у него организующее влияние. Ребенок, воспринимающий каждую часть этой инструкции, дает непосредственную двигательную реакцию и, услышав фрагмент: «Когда будет огонек…», начинает искать этот огонек, а услышав фрагмент: «Ты нажмешь на мячик», сразу же начинает нажимать на баллон.

Таким образом, если к возрасту 2–2,5 года простая речевая инструкция может направить внимание ребенка и привести к достаточно четкому выполнению двигательного акта, сложная речевая инструкция, требующая предварительного синтеза включенных в нее элементов, еще не может вызвать нужного организующего влияния.

Лишь в процессе дальнейшего развития в течение второго и третьего года жизни речевая инструкция взрослого, дополненная в дальнейшем участием собственной речи ребенка, становиться фактором, устойчиво направляющим его внимание. Однако это устойчивое влияние речевой инструкции, направляющей внимание ребенка, складывается при его собственной активной деятельности. Поэтому для того, чтобы организовать свое устойчивое внимание, ребенок должен не только выслушать речевую инструкцию взрослого, но и сам практически выделить нужные признаки, закрепив их в своем практическом действии.

Этот факт был показан многими советскими психологами. Так, в опытах А. Г. Рузской детям раннего дошкольного возраста предлагалась словесная инструкция, требующая реагировать движением при появлении треугольника и воздерживаться от реакции при появлении квадрата. Сначала ребенок, усвоивший эту задачу, делал много ошибок, реагируя на признак «угловатости», имеющийся в обеих фигурах; только после того, как дети младшего дошкольного возраста практически знакомились с этими фигурами, манипулировали ими и «обыгрывали» их, реакции на фигуры приобретали избирательный характер, и дети начинали согласно инструкции отвечать движением только на появление квадрата, воздерживаясь от движения при появлении треугольника. На следующем этапе у 4–5–летних детей практическое выделение признаков фигур можно было заменить развернутым речевым объяснением («вот это окошечко, когда оно появится, надо нажимать, а это колпачок, на него нажимать не надо»), после такого развернутого объяснения речевая инструкция начинала устойчиво направлять внимание, приобретая прочное регулирующее влияние.

Аналогичные факты были получены в опытах В. Я. Василевской. В них детям давался ряд картин, каждая изображала ситуацию, в которой участвовала собака. Предлагалось отобрать картины, где «собака заботится о своих щенках», или картины, где «собака служит человеку». Такая инструкция не оказывала никакого направляющего влияния на поведение детей двухлетнего возраста. Картина возбуждала у них поток ассоциаций, дети просто начинали рассказывать все, что они раньше видели. У детей 2,5–3 лет избирательное внимание к данной задаче можно было обеспечить только в том случае, если ребенку разрешалось практически проигрывать изображенную ситуацию, повторяя задание. Для детей 3,5–4 лет устойчивое внимание к выполнению нужной задачи было возможно лишь при громком повторении задания и развернутом анализе ситуации, и только ребенок 4,5–5 лет оказывался в состоянии устойчиво направлять свою деятельность инструкцией, сохраняя избирательное направление внимания на те признаки, которые были в ней обозначены.

Развитие произвольного внимания в детском возрасте было прослежено еще в ранних опытах Л. С. Выготского, а затем А. Н. Леонтьева, которые показали, что и на дальнейших ступенях развития можно наблюдать описанный выше путь формирования произвольного внимания путем опоры на развернутые внешние вспомогательные средства с их последующим сокращением и постепенным переходом к высшим формам свернутой внутренней организации внимания.

В опытах Л. С. Выготского в некоторые банки прятался орех, и ребенок должен был достать его; для ориентировки к банкам, в которых был спрятан орех, прикреплялись маленькие серые бумажки. Обычно ребенок 3–4 лет не обращал внимания на них и не выделял избирательно нужные банки, однако после того, как орех клался в банки на его глазах и ему указывали на серую бумажку, она приобретала характер знака, говорящего о скрытой цели и направляла внимание ребенка. У детей более позднего возраста указательный жест заменялся словом, ребенок начинал самостоятельно пользоваться указательным знаком, опираясь на который он мог организовать свое внимание.

Аналогичные факты наблюдал и А. Н. Леонтьев, предлагая детям выполнить трудную задачу такой игры: «Да или нет не говорите, черный, белый не берите», к которой присоединялось еще более трудное условие, запрещающее дважды повторять название одного и того же цвета. Такая задача оказалась недоступной даже для детей школьного возраста, и ребенок раннего школьного возраста овладевал ею, только откладывая соответствующие окрашенные карточки, и поддерживал свое избирательное внимание с помощью внешних опосредствованных опор. Ребенок старшего школьного возраста переставал испытывать необходимость во внешних опорах и оказывался в состоянии организовать свое избирательное внимание. Сначала путем внешнего развернутого проговаривания как инструкции, так и дальнейших «запрещенных» ответов, и лишь на самых последних этапах ограничивался внутренним нро - говариванием (умственным запечатлением) условий, направляющих его избирательную деятельность.

Сказанное позволяет прийти к заключению, что произвольное знание, которое в классической психологии считалось первичным, далее несводимым проявлением «свободной воли» или основным качеством «человеческого духа», на самом деле является продуктом сложнейшего развития. У истоков этого развития стоят формы общения ребенка со взрослым, а в качестве основного фактора, обеспечивающего формирование произвольного внимания, выступает речь, которая сначала подкрепляется развернутой практической деятельностью ребенка, а затем постепенно сокращается и приобретает характер внутреннего действия, опосредующего поведение ребенка и обеспечивающего регуляцию и контроль его поведения. Формирование произвольного внимания открывает пути понимания внутренних механизмов этой сложнейшей формы организации сознательной деятельности человека, играющей решающую роль во всей его психической жизни.

Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение. Этот урок состоит из трех частей. Каждую из них необходимо осваивать отдельно.Концентрация вниманияЭта тема уже частично знакома тебе. Все предыдущие уроки содержат в себе соответствующую

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

15. Виды внимания По параметру целенаправленности выделяют три вида внимания. Первый – непроизвольное внимание. Этим термином называют сосредоточенность на объекте без каких-либо волевых усилий и сознательного намерения. Это наиболее простой вид внимания. Он

Из книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций автора Каратьян Т В

16. Свойства внимания Под устойчивостью понимают способность человека сосредотачиваться на объекте внимания, не отклоняясь от направленности психической активности. Устойчивость характеризуется временными параметрами, т. е. длительностью сохранения

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

17. Исследования внимания Но в конце XIX и начале XX вв. понятие внимания начинает занимать все более значительное место в психологии. Оно служит для выражения активности сознания. Поэтому данное понятие используется для преодоления ассоционистского подхода, сводящего

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие Жизнь человека начинается с момента оплодотворения. Это подтверждают многочисленные исследования. С момента оплодотворения в организме женщины зародыш живет своей

Из книги Супермозг [Тренинг памяти, внимания и речи] автора Лихач Александр Владимирович

Переключение внимания Вы задаете мне вопрос: «Почему вы нам рассказываете про психолингвистику?» На это я отвечаю: «Психолингвистика очень важная вещь! Но система психологической подготовки включает в себя целый ряд параметров. Один из них, например, – комплексная

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Из книги Твои возможности, человек! автора Пекелис Виктор Давыдович

Развитие внимания Человеческий организм от природы обладает огромными резервами для исцеления болезней. Но всегда ли он использует их в полной мере? К сожалению, нет. Если наше сознание «паникует» перед определенным недугом, организм нередко заболевает. Между тем

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

Развитие произвольного внимания Упомянутые характеристики внимания (устойчивость, концентрация и др.) в какой-то мере свойственны не только человеку, но и животным. Но особое свойство внимания - произвольность является истинно человеческим. Животные обладают лишь

Из книги Женщина. Подчинись или властвуй автора Виталис Вис

РЕЦЕПТЫ ВНИМАНИЯ Внимание – это та единственная дверь нашей души, через которую все, что есть в сознании, непременно проходит.К. УШИНСКИЙНа фасаде главного здания в Колтушах И. П. Павлов велел высечь слово «наблюдательность», напоминая тем самым своим сотрудникам, сколь

Из книги Основы личной безопасности автора Самойлов Дмитрий

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

2.44. Отвлечение внимания Из пособия для стервы. Если мужчина во время беседы спрашивает вас о чем-то, что вы желали бы скрыть, используйте манипулятивную технику «отвлечение внимания»:– рассмейтесь (скорее всего, он спросит, чему вы смеетесь, и вы сможете легко перевести

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

Фокусировка внимания Основополагающим навыком, с точки зрения улучшения своих способностей видеть и слышать происходящее вокруг, является умение фокусировать своё внимание на объекте наблюдения. Для того чтобы этому научиться, можно использовать упражнение,

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Развитие внимания В развитии внимания у ребенка можно отметить прежде всего диффузный, неустойчивый его характер в раннем детстве. Тот отмеченный уже факт, что ребенок, увидя новую игрушку, сплошь и рядом выпускает из рук ту, которую он держал, иллюстрирует это положение.

Из книги автора

Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа Пояснительная запискаСиндром дефицита внимания с