Слова на вопрос что делая. Слова, отвечающие на вопросы что делает? Что сделал

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: Слова, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? Что сделал?
Учитель: Корниенкова В.А.
Цель: развитие умений находить слова, обозначающие действия предмета, и ставить к ним вопросы.
Задачи:
Метапредметные:
Познавательные: развитие умения извлекать информацию из текстов; делать выводы; классификации и обобщения.
Коммуникативные:развитие умения работать в паре; высказывать свои предположения; строить своё речевое высказывание.
Регулятивные: развитие умения оценивать свои учебные действия; работать с планом; осуществлять рефлексию.
Личностные: развитие умения высказывать своё отношение.
Предметные: развите умения находить слова-действия в предложении, задавать к ним вопросы.
Оборудование: карточки с вопросами и словами, карточки для самостоятельной работы, учебник «Русский язык»- 2класс, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеев, О.В.Пронина, рабочие тетради учащихся, Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык», 2 класс.
Образовательная программа: «Школа 2100».
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Закройте глаза. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожелайте себе что-нибудь хорошее на этот урок русского языка.
2. Актуализация знаний
- На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали 2 темы. Давайте немного вспомним.
- У меня на доске карточки с вопросами Кто? Что? И Какой? Какая? Какое? Какие? и слова: Настя, дом, девочка, зелёный, ласковая, большое, хлопает, стоял, спел.
- Распределите эти слова на 2 группы так, чтобы они отвечали на данные вопросы. (распределяют)
-Какие слова не вошли ни в одну из групп? (Остались слова: хлопает, стоял, спел).
- А почему мы не поместили эти слова в группы? (Они не подходят ни к одной из групп, не являются ни признаками, ни предметами).
- Какой из этого следует вывод? (Эти слова отвечают на другие вопросы, которые мы ещё не знаем).
3. Постановка цели и учебных задач урока
- Что мы должны узнать сегодня на уроке? (на какие вопросы отвечают эти слова).
- Давайте попробуем составить план, по которому мы будем сегодня работать.
План.
1.Что слова обозначают?
2.На какие вопросы отвечают?
3.Поиск новых слов в предложении.
4. «Открытие» новых знаний
- Давайте вновь вернёмся к нашим словам. Как назвать одним словом слова, которые отвечают на вопросы Кто? Что? (предметы). Слова, которые отвечают на вопросы Какой? Какая? (признаки). Выставляются карточки.
- А что тогда будут обозначать наши слова: спел, хлопает, стоял? (Действия).
- Ответили ли мы на первый вопрос нашего плана? (Да, ответили. Данные слова обозначают действия).
- Какой следующий пункт плана? (Вопросы)
- На какой вопрос отвечают данные слова? (Что делает? Что сделал? Что делал?) Появляются карточки.
- Какой вывод мы можем сделать? (Данные слова обозначают действия и отвечают на вопросы Что делает? Что сделал? Что делал?).
- Давайте сравним наш вывод с тем, которые составили авторы учебника. С. 64 учебника.
- Похож ли наш вывод с выводом авторов учебника? (Не совсем, мы назвали не все вопросы).
- Какую ещё инфомацию по нашей теме вы узнали? (Действия отвечают ещё на вопросы Что сделать? Что сделает? Что будет делать?)
5. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.
- Что мы сейчас с вами делали? (открывали новые знания).
- Что мы должны будем сделать сейчас? (применить знания на практике)
- Нам в этом поможет учебник. Упр. 81. (устно)
- Что мы сейчас делали? (Учились задавать вопросы к словам-действиям).
- У кого это задаие вызвало затруднения?
6. Смостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Давайте теперь попробуем самостоятельно задать вопросы к словам. Вам нужно соотнести вопросы и слова. (Работа на карточках с последующей проверкой у доски).
- Оцените себя плюсом или знаком вопроса.
- Давайте теперь немного отдохнём. Я вам буду называть слова. Если слово отвечает на вопрос Что делает? Вы хлопаете в ладоши. Если Что делал? То поднимаете руки вверх. Если Что сделал? то приседаете.
Слова: кричит, поёт, танцевал, играл, спит, живёт, говорил, съел, крикнул, взял.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
- Давайте вернёмся к нашему плану. Все ли пункты плана мы выполнили? Что осталось?
- Я вам предложу выполнить задание в паре. Что сначала нужно сделать? (Прочитать текст). А потом? (Найти в нём новые слова). Подчеркните эти новые слова одной чертой.
- Давайте мы их запишем вместе с вопросами.
По одному слову на доске.
- Что учились делать? (Находить слова в тексте, задавать к ним вопросы.).
8. Информация о домашнем задании.
Упр. 66 (Дидактический материал)
9. Итог урока. Рефлексия.
- Какая была тема нашего сегодняшнего урока? (Слова, которые отвечают на вопросы Что делал? Что сделал? Что делает?)
- Как одним словом назвать все эти слова? (Действия?)
- На все ли вопросы плана мы с вами ответили? (Да, на все).


Приложенные файлы

Урок русского языка по теме: "Слова, которые отвечают на вопросы: что делает?, что делал?".

2-й класс, УМК «Школа 2100»

Цель: познакомить учащихся со словами, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делает? Что делал? Что сделал?

Формировать умение выделять глаголы из группы слов;

Развивать умение ставить вопросы к глаголам и другим частям речи;

Воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;

Воспитывать умение работать в паре;

Формировать умения работать с интерактивными средствами обучения.

Оборудование: презентация, плакат «Глагол», рисунок дерева, листочки разного цвета.

Ход урока

I. Организационный момент. (слайд 2)

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку "5".

II. Создание проблемной ситуации. (слайд 3)

Собака, черная, рычит, каркает, ворона, серая, пестрая, мычит, корова.

Прочитайте слова. Что вы можете о них сказать?

На сколько групп их можно разделить? Почему?

Предполагаемые ответы детей:

Среди этих слов есть словарные слова: собака, ворона, корова.

Слова-предметы: собака, ворона, корова.

Слова-признаки: рычит, каркает, мычит.

Что мы знаем об этих словах? (возникает затруднение)

Значит, мы еще не все знаем о словах, из которых состоит наша речь. С этой группой слов нам еще предстоит познакомиться.

Вернемся к словам на доске. Что с ними можно сделать? Как объединить? (можно построить предложения)

Черная собака рычит. Серая ворона каркает. Пестрая корова мычит.

Задайте вопрос к слову рычит. (Собака что делает? рычит)

На какой вопрос отвечают слова каркает и мычит ?

Ворона что делает? Каркает. Корова что делает? Мычит.

III. Формулирование темы и целей урока.

    Игра «Доскажи словечко» (слайд 4)

Учитель вызывает 4-х учеников, шепчет на ухо глагол, который он должен показать действиями. Например: рисуй, прыгай, читай, пиши. Остальные наблюдают, а потом отгадывают: Вова что делает? Рисует. Андрей что делает? Прыгает. Ксюша что делает? Читает. Максим что делает? Пишет.

Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос что делает? (действие)

Какова тема нашего сегодняшнего урока? Какие задачи поставим для себя на сегодняшний урок?

2) Работа по учебнику) (слайд 5)

а)Упр. 81 (устно

Прочитайте стихотворение, задайте вопросы к выделенным словам.(ответы детей)

б) Упр.82 (письменно) (слайд 6)

Прочитайте задание. Что нужно сделать?

Ученики по одному работают у доски: (что делал?) гулял, (что сделал?) вышел и т.д.

Давайте отдохнем. В этом нам поможет новая часть речи.

Смена поз. Переход из позы сидя, в позу стоя (конторки).

Физкультминутка. (слайд 7)

Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.

Что мы выполняли во время физкультминутки? (действия)

Беседа по вопросам (после выполнения задания):

На какие вопросы отвечают слова?

Что они обозначают?

Когда происходили эти события?

О тех действиях, которые уже произошли, мы будем спрашивать что делал? Что сделал?

в) Упр.83 (слайд 8)

Прочитайте слова 1-го столбика. На какой вопрос они отвечают? (кто?)

Прочитайте слова 2-го столбика. На какой вопрос они отвечают? (что делает?)

Соедините пары в учебнике карандашом. (дети работают по учебнику)

Что у нас получилось? (предложения)

Спишите одно любое предложение в тетрадь.

Какие задачи и цели ставили на начало урока. Давайте подведем итог. (ответы учеников)

Слова, которые отвечают на вопрос что делает? обозначают действия предметов. Такие слова мы будем называть глаголами. (слайд 9)

Ребята, вы сегодня молодцы! Очень хорошо поработали!

Учитель выставляет отметки.

IV. Домашнее задание.

V. Рефлексия.

На доске изображение дерева. Учащиеся прикрепляют листочки: зеленые - я легко справился с заданиями, я понял новую тему; желтые - я испытывал затруднения при выполнении заданий; красные - мне было трудно, нужно еще поработать над темой.

МОУ Гимназия №1 г. Костромы.

Учитель начальных классов Белянкина Ирина Леонидовна.

Программа «Школа 2100»

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Русский язык» 2 класс (1-4)

Тема урока: «Слова, которые отвечают на вопросы

Что делает? Что делал? Что сделал?»

Учебные задачи:

Ход урока:

    Орг.момент, положительный настрой на урок.
Учитель: Улыбнитесь мне, своему другу, нашим гостям. Можно тихо сесть. Сегодня пасмурная, хмурая погода. Так хочется тепла и света. Давайте позовем к нам на урок солнышко. (Появляется картинка с веселым солнцем). Улыбнемся солнышку и выполним вместе с ним утреннюю зарядку (танцевальная зарядка «Солнышко»)
    Введение в тему. Целеполагание..
Солнышку так понравилось, как вы делали зарядку, что оно стало ярко светить, как летом, и разбудило своими лучами одного жителя сказочной страны Грамматика. Отгадайте, кто это. - Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – Все в действие придет.
Летит ракета. Люди строят здания.
Цветут сады. И хлеб в полях растет.
Правильно, это глагол. Представьте, что глагол ожил. Вот, как он будет выглядеть по мнению детской писательницы Татьяны Рик (на доску вешаю картинку Дядюшки Глагола). Да, у него много рук, много ног, потому что он такой деловой , такой дельный , на месте не сидит, всегда что-нибудь делает . А успей-ка всё выполнить с нашими двумя руками, ногами! Посмотрите на доску и сформулируйте ТЕМУ УРОКА: «Слова, которые отвечают на вопросы…. – это …» Ответ: «Слова, которые отвечают на вопросы Что делает? Что делал? и другие – это глаголы» Сформулируйте УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ: - потренируемся …
Учитель обобщает: - повторим … - узнаем … - научимся … - потренируемся … Запишем в тетради число, классная работа. Сядьте прямо, следите за посадкой. 3. Усвоение теоретических понятий по теме. Вспомним по опорной таблице, кто же такой Глагол, повторим теорию по данной теме. Выполните это задание в парах.
    Глагол – это часть речи , которая обозначает …
и отвечает на вопросы: …
    Глаголы связаны с …. Вместе с … глаголы образуют предложения.
Ответы: 1. Глагол – это часть речи , которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делает? Что делал? и другие. 2. Глаголы связаны с именами существительными. Вместе с ними глаголы образуют предложения. 1-3 человека (индивидуальные ответы) отвечают устно у доски. 4. Различение глаголов от других частей речи. Дядюшке Глаголу было так приятно, что вы о нём так много знаете, что он тоже решил сделать вам приятное. Он приглашает нас поехать вместе с ним в деревню и посетить птичий двор (вешаю на доску большую иллюстрацию, включаю аудиозапись звуков домашних животных или видеозапись отрывка мультика «Маша и Медведь» (серия «Первая встреча»)). Но прежде чем познакомиться с обитателями птичьего двора, Дядюшка глагол просит вас сыграть с ним в игру «Твой выбор!» (на доску прикрепляю табличку). Внимательно прочитайте слова, выберите и запишите в тетрадь в столбик с большой буквы только глаголы. Проверка: крякают, гогочет, кукарекал. - Как вы определяли, какое слово является глаголом? (по значению-действию и по вопросам) Давайте запишем рядом в скобках вопросы к данным глаголам. Ответы: Кукарекают (что делают?) Кудахчет (что делает?) Гоготал (что делал?) - А что за птицы выполняют эти действия? Ответы запишем после вопросов. Кукарекают (что делают?) петухи. Кудахчет (что делает?) курица. Гоготал (что делал?) гусь. (Учитель вешает картинки отгаданных животных на доску). - Какой частью речи являются слова утки, гусь, петух? (именами существительными). - Что образуют глаголы вместе с существительными? (предложения). Тогда, что ещё надо написать в конце каждой строчки, чтобы это были по-настоящему предложения? (точки) Проговорим ещё раз хором вслух главные выводы по теме «Глагол». 5. Развитие умения подбирать к существительным подходящие слова- действия. Развитее умения ставить вопросы к глаголам. - А теперь настала пора познакомиться с другими обитателями деревенского двора. На доске: … (что делают?) …. … (что делает?) …. … (что делала?) …. Отгадайте животных по описанию: - … (свинья или свиньи) - … (лошадь) - … (корова) (Учитель вписывает отгаданных животных вместо точек). - Какой частью речи являются слова свиньи, лошадь и корова? (именами существительными). - Что образуют глаголы вместе с существительными? (предложения). - Вспомните, какие звуки издают данные животные, составьте предложения, в конце каждой строчки добавляя подходящие глаголы. Спишите составленные предложения к себе в тетрадь. Если есть затруднения – можно советоваться с соседом. 1-2 человека выполняют работу у доски. Ответы: Свиньи (что делают?) хрюкают. Лошадь (что делает?) ржёт. Корова (что делала?) мычала. - Подчеркните орфограммы в словах. У кого верно, нарисуйте на полях звёздочку. 6. Физкультминутка. Выполняйте только действия – глаголы. - Улыбка - Улыбайтесь - Прыжки - Прыгайте - Руки вверх - Поднимите руки - Присядьте - Хлопки в ладоши - Хлопайте в ладоши 7. Самостоятельная работа по учебнику (№83 – стр. 53) - Соедините слова первого столбика с подходящими словами из 2 столбика (карандашом в учебнике). К последним двум словам придумайте глаголы- действия самостоятельно. Пока дети пишут, учитель раздаёт задания для родителей ил сильных учащихся. - Вспомните, какие звуки издают данные животные, составьте предложения, в конце каждой строчки добавляя подходящие глаголы. Если есть затруднения – можно советоваться с соседом. Коза (что делает?) … Осёл (что делает?) … Индюк (что делает?) … Кролик (что делает?) … - Проверка задания для детей в учебнике. Тигр рычит. Кот мяукает. Мышка пищит. Лягушка квакает. Щенок скулит. Воробей чирикает. Собака лает. Оса жужжит. - Слова какой части речи в 1 столбике? (имена существительные) Слова какой части речи во 2 столбике? (глаголы) Что образуют глаголы вместе с существительными? (предложения) Как записать предложение? (с большой буквы, в конце нужный знак препинания) Посмотрите ещё раз в образец. Запишите в тетрадь только предложения про домашних животных. - Проверка: Кот мяукает. Щенок скулит. Собака лает. (После проверки учитель вешает картинки отгаданных животных на доску). У кого верно, нарисуйте на полях звёздочку. - Проверка задания для родителей (выступают пред классом 1-2 родителя). Ответы: Коза (что делает?) блеет. Осёл (что делает?) ревёт. Индюк (что делает?) кулдыкает. Кролик (что делает?) коркает. (После проверки учитель вешает картинки отгаданных животных на доску). 8. Экспресс-проверка теоретических знаний. - Дядюшке Глаголу понравилось, как вы справились с упражнением из учебника, но напоследок он решил вас проверить ещё раз. Он прислал аудиописьмо с экспресс-проверкой знаний по теме «Глагол». -Если вы согласны с его утверждением, ставьте в тетради +, если нет, ставьте -. (1 ученик выполняет задание за доской)

Включается магнитофонная запись с мужским голосом:

    Глаголы отвечают на вопросы что? (-) Глаголы отвечают на вопросы что сделают? (+) Глаголы отвечают на вопросы что делала? (+) Глаголы обозначают предметы (-) Глаголы обозначают действие предметов (+) Учить – это слово, которое обозначает действие предмета (+) Учитель – это слово, которое обозначает действие предмета (-)
Запись в тетради: - + + - + + - - Поменяйтесь тетрадями, выполним проверку в парах - Проверим работу по таблице и поставим на полях оценки (карандашом): У кого работа выполнена на «4» и «5», нарисуйте на полях звёздочку. Проверка и оценивание работы у доски. 9. Итоги, рефлексия.

Вопросы.

      Что нового узнали? Что получалось легко? Что было трудно? Что стало получаться лучше, чем вчера?

Мое настроение от урока.

-Наш Дядюшка Глагол остался доволен уроком, ему понравились ваши ответы, ваша работа. Посмотрите, как он нам улыбается! Дядюшка Глагол решил поблагодарить вас за работу и дарит вам на память свой портретик (учитель раздает детям картинки). -Нарисуйте ваше настроение от сегодняшнего урока:

Веселое, радостное

Спокойное

-грустное - Благодарю всех за работу на уроке. Урок закончен.
10. Домашнее задание. Дидактический материал упр.68

«Подготовка руки письму» - Слон. Работа с бумагой. Вместе пальчики - друзья. Средства развития мелкой моторики. Самомассаж кистей. Засолка капусты. Ниткопись. Пальчиковая гимнастика. Письмо. Графические упражнения. Работа по развитию мелкой моторики. Динамические упражнения для пальцев. Кошка. Мышка. Кинезиологические физминутки.

«Чистописание по русскому языку» - Черёмуха. Зарядка для глаз. Окончание. Берёзу называют символом России. Словарная работа. Игра «Ты – редактор». Окончание и основу первым делом находи. Спиши текст. Воздух в комнате должен быть свежим. Чистописание. Подчеркнуть слова.

«Чистописание» - Г. рох. Акула. Краб. Лёгкий. Погода. Чистописание. Брызги. Прежде чем писать - проверь! Мыс «Ошибкин». Осьминог. Правописание парных звонких и глухих согласных. ,Урожай, Лёд. Айсберг. Домашнее задание. Овощи. Ры…ь. Физкультминутка. . Гурец. Дно. Лодка. Город «Парных согласных». П. м. дор. Морко…ь.

«Дисграфия» - Рекомендации логопеда по исправлению дисграфии у младших школьников. Полные буквенные замены. Узнавание букв, наложенных друг на друга. Неблагоприятные внешние факторы. Приёмы направленные на формирование орфографической зоркости. Причины дисграфии. Формирование структуры предложения. Пропуски букв в словах.

«Обучение письму» - Технология обучения письму Е. Н. Потаповой. Объем памяти должен постоянно увеличиваться. Методика В. А. Илюхиной очень эффективна. Предлагается вырезать буквы из наждачной бумаги индивидуально для каждого ученика. Методика Н. Г. Агарковой. Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте.

«Письмо 1 класс» - Винни-Пух и все,все, все… Аист Лоси Сова Соотнесите картинки и слова. Танец утят. Вова Сколько звуков? Моделирование буквы. Сколько слогов? Будем дружно мы учиться букву главную писать! Сколько букв? Анализ слова. Картон Наждачная бумага. У вова лук Салат ларисы у Что вы видите? Почему? В н а к Какая буква лишняя?

Всего в теме 11 презентаций