Дмитрий Алексеевич Голицын: биография. Экономические взгляды Д.А

(1632-1694). Внук княгини Анастасии Петровны , «игуменьи всепьянейшего собора ».

Голицын занимался также отбором и приобретением произведений живописи для отправки в Петербург: с его помощью для Эрмитажа были куплены коллекции Кроза , Кобенцля, Фейтама. Дидро так отзывался о художественных пристрастиях князя:

Я как следует почувствовал нынешний упадок живописи лишь после приобретений, сделанных князем Голицыным для её величества и приковавших моё внимание к старинным картинам. Великолепную коллекцию вы там получите! Князь, наш общий друг, невероятно преуспел в познании искусства. Вы сами удивитесь, как он разбирается, чувствует, судит. И это оттого, мой друг, что у него высокие помыслы и прекрасная душа. А у человека с такой душой не бывает дурного вкуса.

В 1767 году из-за дипломатического конфликта: принижения в официальной переписке с Петербургом Версальским двором титулатуры Екатерины II, Голицыну было велено «выехать из Парижа без аудиенции» . Во время пребывания в России получил звание действительного камергера и чин тайного советника. В 1769 году назначен «полномочным и чрезвычайным министром при Генеральных Штатах Соединенных провинций Нижних Нидерланд» . Его дипломатическая деятельность в Гааге большей частью была направлена на обеспечение безопасности российских торговых судов в условиях войны за независимость колоний Британии в Северной Америке. Степень участия Голицына в создании «Декларации о вооруженном нейтралитете » (1780) до конца не выяснена. Однако согласно исследованиям историков и, прежде всего, Н. Н. Болховитинова , Голицын был инициатором создания «Декларации…» и составителем её черновика . Голицын же убедил примкнуть к странам, принявшим «Декларацию…» штатгальтера Вильгельма V , бывшего до того сторонником Англии .

Вероятно, недовольством русского двора контактами Голицына с Адамсом , представителем США в Нидерландах, объясняется его отозвание из Гааги и последующее назначение посланником в Турин (24 ноября 1782). Так и не уехав в Турин, в конце 1783 года Голицын подал в отставку и остался жить в Голландии.

Семья

В 1767 году, вынужденный покинуть Францию, Голицын испросил разрешения остаться за границей для продолжения своего образования. Ни его прямое начальство, ни императрица, к которой Голицын обращался через Фальконе, не дали ему этой возможности. По состоянию здоровья на несколько месяцев он задержал свой выезд в Россию. Летом 1768 года, находясь на лечении в Ахене , князь познакомился с дочерью прусского генерал-фельдмаршала Самуила фон Шметтау Амалией, сопровождавшей невестку Фридриха II Фердинанду в поездке на курорт. Свадьба состоялась в Ахене 14 августа 1768 года. Молодые приехали в Петербург в октябре того же года. Как только Голицын получил новое назначение, супруги выехали в Голландию. В Берлине у Голицыных родилась дочь Марианна (7 декабря 1769 года), через год в Гааге - сын Дмитрий (22 декабря 1770 года). С 1774 года, возможно стремясь к менее официальному образу жизни, Амалия Голицына жила под Гаагой и занималась воспитанием детей. Поначалу разделявшая атеистический образ мыслей мужа, княгиня позднее стала очень религиозной. В 1780 году между супругами произошёл разрыв, и Амалия Голицына вместе с детьми переехала в Мюнстер . В 1786 году княгиня перешла в католичество и открыла религиозно-мистический салон (Kreise von Münster). Тем не менее супруги переписывались и Голицын иногда навещал семью в Мюнстере. В 50-летнем возрасте его дочь станет супругой князя Сальма .

Голицын и крестьянский вопрос. Физиократы

Голицын в пору своей службы во Франции был постоянным посетителем салона Виктора Мирабо , своего рода филиала кружка создателя физиократии Ф. Кенэ . Он стал одним из первых россиян, приобщившихся к идеям физиократов. В своих письмах канцлеру А. М. Голицыну , понимая необходимость повышения производительности земледелия в России, Д. Голицын высказывался за освобождение крестьян и дарование им собственности на имущество, постепенное образование поземельной собственности, путём выкупа земли земледельцами, создание среднего сословия, уничтожение натурального хозяйства. В переписке с канцлером Голицын ссылался на пример Дании, за ходом социально-экономических реформ в этой стране он внимательно следил. В 1766 году Голицын изучил более половины работ о законодательстве, благоприятствующем земледелию, поданных на конкурс, объявленный экономическим обществом в Берне. В письмах А. М. Голицыну посланник пересказывает и обширно цитирует некоторые конкурсные работы. Полагая, что изменения должны быть достигнуты постепенно, силой убеждения, считал, что наиболее действенным будет пример, поданный самой императрицей. Письма Голицына читала Екатерина II, судя по заметкам, оставленным на них, весьма скептически относившаяся к его предложениям, и, в отличие от князя, не идеализировавшая дворян-землевладельцев. Сторонник социальных преобразований, Голицын тем не менее был противником революционного переворота. Позднее под влиянием событий Французской революции он напишет:

В 1796 году Голицын издал книгу «О духе экономистов, или Экономисты, оправданные от обвинения в том, что их принципы и идеи легли в основу Французской революции» («De l’esprit des economistes ou les economistes justifies d’avoir pose par leurs principes les bases de la revolution francaise»), где доказывал, что физиократы старшего поколения не стремились к революции, а старались поддержать разрушающийся существующий строй.

Научная работа

Ещё в пору работы в Париже Голицын интересовался научными и техническими новинками, следил за естественнонаучной литературой и поддерживал переписку с учеными. Письма Голицына, посылаемые в Петербургскую Академию наук по дипломатическим каналам, были ценны тем, что в последнее десятилетие XVIII века и первые годы XIX в Россию почти не поступала литература из-за границы.

Как и многих естествоиспытателей XVIII века Голицына интересовали различные области науки. Став российским посланником в Голландии, он наладил связи с нидерландскими учёными из разных городов. Около 1776 года Голицын создал свою домашнюю лабораторию в Гааге, однако экспериментировал и в чужих лабораториях, а также ассистировал другим учёным. Судя по письму от 28 февраля 1778 года Свиндену , Голицын обладал самой большой на тот момент электростатической машиной (диаметр двух дисков составлял 800 мм) собственной конструкции. Выйдя в 1783 году отставку, князь смог вплотную заняться научными исследованиями.

Электричество

Результаты своих опытов по электричеству Голицын обобщил в работах: «Письмо о некоторых предметах электричества…» и «Наблюдения за естественным электричеством посредством воздушного змея » . В первой работе рассматривался вопрос о природе электричества (концепция Голицына есть одна из вариаций флюидной теории), высказывалась догадка о «лучах, исходящих от положительно заряженного тела», обсуждалась тема грозозащитных приспособлений, а также влияние электричества на биологические процессы (на примере электризации куриных яиц, высиживаемых наседкой). Во второй же работе Голицын проводил аналогию между облаком, несущим электрический заряд и лейденской банкой и описал попытки зарядить последнюю с помощью воздушного змея при разной погоде, отметив отсутствие устойчивого результата. Голицын провёл также серию опытов с целью доказательства, что разрядник остроконечной формы эффективнее разрядников закруглённых или плоских . В статье «Письмо о форме молниеотводов » (6 июля 1778 года, опубликована в 1780 году) он подробно осветил этот вопрос. Голицын разработал конструкцию одностержневого молниеотвода с обеспечением изоляции его металлических частей от строительных конструкций защищаемого сооружения для предотвращения их повреждений при нагреве стержня от удара молнии . Подобный молниеотвод был установлен в замке Росендал (Гелдерн). Голицын в этой установке предвосхитил современные нормы грозозащиты взрывоопасных и пожароопасных объектов. Совместно со Свинденом Голицын производил опыты с целью обнаружения влияния электричества на магнетизм. Учёные остановились в шаге от успеха: размещая магнитную стрелку в плоскости искрового разряда, они не обнаружили её движения под воздействием электричества. Положительный результат мог быть достигнут, если бы стрелка находилась бы над или под разрядом. Основываясь на неудачных опытах, Свинден отрицал связь электричества и магнетизма.

Минералогия

Заинтересовавшись в 80-х годах минералогией, Голицын, как и многие другие, занялся собирательством образцов - большей частью в горах Германии. Его коллекция минералов пополнялась и поступлениями из России, большую помощь князю в этом оказал П. С. Паллас . Форстер , посетивший Голицына в 1790-м году, так говорил о ней: «Минералогический кабинет князя является собранием знатока, который сам его собрал и сохранил, что бывает нечасто и в своём роде поучительно. Мы удивлялись привезённой из Бразилии полуторафунтовой глыбе гибкого песчаника Пейреска; эксперименты князя убедили нас, что разложившиеся виды гранитов Зибенгебирга вблизи Бонна ещё сильнее притягиваются магнитом, чем базальты.»

Последней и самой крупной работой Голицына был «Сборник наименований в алфавитном порядке, принятых в минералогии для земель и камней, металлов и полуметаллов и горных смол…» (Gallitzin D. Recuel de noms par ordre aiphabetique apropries en Mineralogie aux terres et pierres, aux metaux et demi metaux et au bitume… Brunsvik, 1801, p. 320; Nouvelle edition. Brunsvik, 1801, p. 316). Второе, исправленное, издание «Сборника…» вышло перед самой смертью автора. Книга не была переведена на русский язык, но отечественные минералоги были знакомы с ней, в частности, В. М. Севергин при составлении «Подробного словаря минералогического» использовал материал из «Сборника…» Голицына .

Обследуя в одну из своих последних поездок плато Шпессарт , князь обнаружил неизвестный минерал. Образец минерала Голицын отослал в Берлин Клапроту : химическое исследование показало, что он является окисью титана с железом . Образец минерала с результатами анализа князь прислал в Йенское минералогическое общество. Его учредитель и директор Ленц назвал минерал «галлицинитом» (наименование продержалось до середины XIX века, в настоящее время используется наименование рутил).

Летом 1799 года Голицын был избран президентом Йенского минералогического общества. Несмотря на тяжёлую болезнь, князь принимал в его работе активное участие.

Перед смертью Голицын передал свою коллекцию в Минералогический музей Йены (груз весом 1850 кг поступил в декабре 1802 года), прося разместить образцы согласно системе Гаюи .

Вулканология

Голицын одним из первых занялся исследованием потухших вулканов Германии, отмечая удивительное молчание местных натуралистов, когда «их [вулканов] число поразительно большое, их продукты очень разнообразны и они постоянно на виду; материалы, которые выделяли эти вулканы, использовались в течение веков…». Причину этого князь видел в относительной молодости минералогии и вулканологии и в отсутствии единой классификации минералов. «Мемуар о некоторых потухших вулканах Германии» был предоставлен Голицыным в феврале 1785 года брюссельским академикам (Gallitzin D. Memoire sur guelgues vilcans etenits de l’Allemaqne. - Mem. Acad. Bruxelles, 1788, 5, p. 95-114). В своём труде князь обобщил результаты исследования вулканов в районе Рейна ниже Андернаха, в Гессене и близ Геттингена (в бассейне р. Фульды) и отметил успехи французских учёных в изучении вулканов Оверни, Лангедока и Дофине. Работая над «Мемуаром…» Голицин использовал труды Бюффона, Доломье , Гамильтона и подверг критике ряд положений нептунизма .

Экономика

В своих экономических сочинениях Голицын уделял значительное внимание вопросам развития народонаселения России. Будучи сторонником физиократов, он полагал, что земледельческий труд обеспечивает существование и развитие государства. Выступал за смягчение крепостного права, предлагая отпускать крестьян на волю за высокие выкупные платежи, без наделения землёй. Голицын осуждал запрещение перехода крестьян в городские сословия, считал, что причиной слабого развития промышленности в России является малочисленность населения, занятого в промышленности и торговле. Экономические идеи Голицына были фактически направлены против крепостного права и содействовали развитию, хотя и ограниченному, буржуазных отношений.

Признание

  • Член-директор Голландского общества наук (1777)
  • Почётный член Петербургской Академии наук (1778)
  • Иностранный член Брюссельской Академии наук (1778)
  • Иностранный член Шведской Академии наук (1788)
  • Иностранный член Берлинской Академии наук (1793)
  • Член Германской Академии естествоиспытателей (Леопольдина , Галле) под именем Мецената III (1795)
  • Иностранный член Лондонского королевского общества (1798)
  • Член Петербургского Вольного экономического общества (1798)
  • Президент Йенского Минералогического общества (1799-1803)

Последние годы

В 1795 году, перед занятием французскими войсками Голландии, Голицын переехал в Брауншвейг . Последние годы он тяжело болел и испытывал денежные затруднения. Умер от туберкулёза в Брауншвейге 16 марта 1803 года, был похоронен на кладбище церкви Святого Николая (могила не сохранилась). Личный архив князя хранился в Брауншвейге и погиб во время Второй мировой войны .

Награды

В 1785 году Голицын перевёл на французский язык первое описание физической географии и экономики Крыма К. И. Габлица . «Физическое описание Таврической области по её местоположению и по всем трём царствам природы» было издано в 1788 году в Гааге с предисловием и комментариями Голицына, отметившего, что автор продолжил дело, начатое описаниями путешествий «по обширным пространствам империи» Палласа, Иоганна и Самуила Гмелиных, Лепёхина .

«Защищение г. де Бюффона»

В 1790-1793 гг. в парижском Journal de physique, издаваемом Жаном Метери, было опубликовано несколько статей Ж. А. Делюка с нападками на его научных оппонентов, в том числе Бюффона. В ответ Делюку и химику Бальтазару де Сажу, также поместившему в журнале материалы, направленные против прогрессивных французских естествоиспытателей, вышло анонимное Defense de M. de Buffon (1793, Гаага). В России эта работа была опубликована в журнале «Новые ежемесячные сочинения» в переводе Д. Величковского, Н. Фёдорова, П. Кедрина и И. Сидоровского. По сохранившемуся экземпляру с дарственной надписью Голицына было установлено, что именно он является автором памфлета. Это единственное сочинение князя, которое было переведено на русский язык. Признавая некоторые теории Бюффона ошибочными, автор «Защищения…» последовательно отверг обвинения Делюка и Сажа в его адрес:

…ученые всех стран, трудящиеся в усовершенствовании наук, продолжают оказывать к оным [работам Бюффона] всегда уважение, несмотря на вкравшиеся в них ошибки. Я препроводил нарочитую часть жизни моей в знакомстве с Кампером, Алламаном и другими; знаю довольно учёных в Германии. Они не совсем мнения господ Делюка и Сажа: они думают и говорят откровенно, даже пишут, что сочинение г. де Бюффона со всеми погрешностями есть и пребудет навсегда творение человека с дарованиями, а не сухой, так сказать, журнал, как оный древнего

Дмитрий Алексеевич Голицын

Голицын Дмитрий Алексеевич (1734-1803) - князь, дипломат. С 1754 года на службе в Коллегии иностранных дел, с 1760 году - в русском посольстве в Париже, где установил дружеские связи с выдающимися просветителями - Вольтером, Дидро, Монтескье , Д"Алембером и другими. Являлся переводчиком ряда их произведений на русский язык. В своих донесениях в Петербург предлагал освободить крестьян от крепостной зависимости , продать им часть государственных земель и др. В 1769 - 1782 годы - посланник в Гааге. Один из авторов принятой Екатериной II Декларации о вооруженном нейтралитете (1780). Выступал за признание Россией Соединенных Штатов Америки , встречался с будущим президентом США Д. Адамсом . После ухода в отставку жил за границей и занимался наукой (минералогией, физикой, химией, биологией и др.).

Данилов А.А. История России IX - XIX веков. Справочные материалы., М, 1997.

Голицын Дмитрий Алексеевич (1734- 1803), русский философ, экономист и дипломат, член Петербургской АН (1790), ряда иностранных академий и научных обществ. В своих экономических сочинениях уделял значительное внимание вопросам развития народонаселения России. Будучи сторонником физиократов, Голицын полагал, что земледельческий труд обеспечивает существование и развитие государства. Выступал за смягчение крепостного права, предлагая отпускать крестьян на волю за высокие выкупные платежи, без наделения землей. Голицын осуждал запрещение перехода крестьян в городское сословия, считал, что причиной слабого развития промышленности в России является малочисленность населения, занятого в промышленности и торговле. Экономические идеи Голицына были фактически направлены против крепостничества и содействовали развитию, хотя и ограниченному, буржуазными отношениями.

С. Д. Валентей.

Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

Голицын Дмитрий Алексеевич (15(26). 05.1734 - 23.02(7.03). 1803, Брауншвейг) - дипломат, ученый, публицист. В 1762-1768 годы - посол во Франции, в 1768- 1798 годы - в Нидерландах; член Петербургской Академии наук и ряда иностранных академий, член Вольного экономического общества. Социально-политические взгляды Голицына развивались в рамках дворянско-аристократического мировоззрения, испытывая влияние западноевропейской идеологии, главным образом идей физиократов и французских просветителей. Находясь за границей, Голицын поддерживал контакты с такими мыслителями, как О. Мирабо, Вольтер , Д. Дидро ; в 1773 году он издал в Гааге посмертно сочинение К. А. Гельвеция «О человеке ». Призывая «насадить» в России науки и искусства с целью преодоления «невежества», Голицын наиболее важным и полезным знанием в этом плане считал философию, которая учит, как быть высоконравственным, как смягчать страсти и владеть собой, прививает человеку гуманность и доброту. «Якобинцы, революционеры, пропагандисты и демократы», с его точки зрения, «незаконно» «узурпировали» почетный титул философов. Настоящими философами он считал французских «экономистов», в защиту которых написал на французском языке большую работу «О духе экономистов, или Экономисты, оправданные от обвинения в том, что их принципы являются основой французской революции» (1796). Согласно натурфилософским представлениям Голицына, основные естественные законы являются делом божественной мудрости; они образуют первичный порядок природы; но природа не остается в состоянии неизменного покоя. Голицын разделял мысли Ж. Бюффона о возникновении нового порядка вещей в природе путем соединений, разложений, новых сочетаний ее элементов, отдавая тем самым дань деизму и механицизму XVIII века. В своих представлениях о человеке Голицын существенно расходился с ортодоксальными христианскими воззрениями и ориентировался на достижения естественнонаучной антропологии XVIII века. По его мнению, человек - это двуногое животное, отличающееся от других животных способностью говорить, сообщать свои идеи себе подобным с помощью языка, желанием все видеть и все знать из любознательности; уникальное качество человека - иметь собственность. Социальный порядок, по Голицыну, - отрасль общего физического порядка; его законы не должны быть произвольными; собственность, безопасность, свобода - принципы социального порядка, согласующиеся с физическим порядком природы. Противное свободе состояние - рабство - последняя, согласно Голицыну, степень деградации человеческого существа, унижения разума, развращения нравов. На этом основании он выступал за освобождение крестьянина от крепостного права, без земли, но с правом на движимую и недвижимую собственность. Состояние общества в целом, его нравов, характер нации, развитие науки и искусств Голицын ставит в зависимость от «хороших» законов (или беззакония), от «хороших» (или «плохих») политических учреждений. Он разделял мысль Д. Юма о следствиях, вытекающих из «хороших» законов: законы обеспечивают собственность, собственность рождает уверенность и спокойствие духа, из которых развивается любопытство, а из любопытства рождается знание. Разделяя принцип «Свобода - в монархии, рабство - в республике», он проповедовал идеал монархии, покоящейся на «справедливых» законах.

Опираясь на принципы физиократов, из всех классов общества основным производящим и «составляющим в нации все» Голицын считал класс земельных собственников, который и должен быть самым привилегированным классом. Полезным для России он полагал наличие третьего сословия, хотя и не производительного по своему характеру. Свободомыслие, выступления в защиту философии как самостоятельной науки, натуралистические представления с элементами деизма и механицизма, антропология объективно ставили Голицына в оппозицию к господствующему православно-религиозному мировоззрению, упрочивали ренессансные и просветительские тенденции в русской философской мысли 2-й половины XVIII века.

В. Ф. Пустарнаков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 137.

Сочинения: Письма // Избр. произв. русской мысли второй половины XVIII в. М„ 1952. Т. 2. С. 33-45.

Литература: Бак И. С. Дмитрий Алексеевич Голицын (Философские, общественно-политические и экономические воззрения) // Исторические записки. 1948. Т. 26.

Голицын Дмитрий Алексеевич (15.V.1734 - 23.II.1803), князь, - русский ученый и дипломат. Автор книг и статей по естествознанию, философии и политической экономии. Почетный член Петербургской АН и ряда иностранных академий и научных обществ; член Вольного экономического общества в Петербурге. В 1762-1768 годы - посол во Франции, в 1768-1798 годы - в Нидерландах. Друг Вольтера, Дидро и других французских просветителей. По своим философским взглядам примыкал к материалистам 18 века. В политэкономии объявил себя сторонником сложившейся во Франции в середине 18 века школы физиократов, имевшей при феодальной форме буржуазную сущность. Не поняв этого, Голицын после французской буржуазной революции конца 18 века оправдывал физиократизм от обвинения в том, что он лег в основу экономической политики французской революции. Главный труд: «О духе экономистов, или Экономисты, оправданные от обвинения в том, что их принципы легли в основу французской революции...» ("De l"esprit des économistes ou les économistes justifiés d"avoir posé par leurs principes les bases de la Révolution Française. Par le prince D... de G...", Brunsvick, 1796). Полагая, что земля должна быть в неприкосновенной собственности дворян-помещиков, Голицын предлагал отпускать крестьян на волю за высокие выкупные платежи, без наделения землей. При этом арендаторами помещичьей земли явились бы богатые крестьяне, эксплуатирующие своих безземельных односельчан. Такое предложение объективно открывало некоторый простор развитию буржуазных отношений в условиях крепостного строя. Некоторые из многочисленных писем Голицына (хранящихся в ЦГАДА, фонд Голицыных, дела 1111-1125 ) опубликованы в книге: Избранные произведения русских мыслителей второй половины 18 века (т. 2, 1952, с. 33-45).

И. С. Бак. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Литература: Бак И. С., Дмитрий Алексеевич Голицын. (Философские, общественно-политические и экономические воззрения), в сборнике: ИЗ, т. 26, (М.), 1948; История русской экономической мысли, т. 1, ч. 1, М., 1955; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Письма // Избр. произв. русской мысли второй половины XVIII в. М„ 1952. Т. 2. С. 33-45.

Лиература:

Избр. произведения рус. мыслителей второй половины 18 в., т. 2, М. 1952.

Бак И. С., Д. А Голицын (философские, общественно-политические и экономические воззрения), в сб.: Историч. записки, т. 26, [М.], 1948.

История русской экономической мысли, т. 1, ч. 1, М., 1955;

Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955.

Отдельные представители образованных классов, сопоставляя существовавшие в России феодально-крепостнические порядки с порядками более развитых стран либо с передовыми теориями стран, переживающих кризис феодализма, высказывали критические суждения о злоупотреблениях крепостным правом, ставили вопрос об осуществлении в России хотя бы части идей Просвещения. Исходя из убеждения, что все беды и злоупотребления порождаются невежеством и дурными нравами, сторонники просветительства считали обличение общественных пороков (взяточничества, корыстолюбия, щегольства, галломании, невежества, жестокости, безрассудства) и нравственно-духовное воспитание дворянства верным средством искоренения пороков.

С конца 60-х гг. с разрешения и по инициативе императрицы в России стали издаваться различные журналы. Девизом журнала "Всякая всячина" (1769-1770 гг.), которым негласно руководила Екатерина II, было выраженное намерение издателей "вселить человеколюбие в сердца и души помещиков и смягчить страдания крепостных".

Особое место среди издателей и журналистов того времени занимал Н. И. Новиков (1744-1818), издатель журналов "Трутень", "Живописец" и др. Новиков обличал пороки тогдашнего общества, произвол и взяточничество чиновников и судей, казнокрадство, низкопоклонство дворян перед заграницей. "Трутень" затрагивал проблему противоречия сословного неравенства и естественного равенства людей. В журнале высмеивались помещики, которые больны "мнением, что крестьяне не суть человеки", не слышат "вопиющего гласа природы: и рабы - человеки".

Новиков не выступал против крепостничества как системы, считая его, подобно сословному строению общества, неизбежным следствием и формой разделения труда. Однако знакомство с реальным положением дел в деревне, приложение естественно-правовых, нравственных оценок к крепостническим отношениям, приверженность масонским идеям всеобщего равенства людей побуждали его к радикальным для того времени выступлениям. В 1772 г. в журнале "Живописец" (издание "Трутня" было прекращено по цензурным условиям) опубликован "Отрывок путешествия в*** И *** Т***" (предполагаемая расшифровка - "Издатель Трутня"), впервые в русской публицистике описывающий быт крепостных. Вопреки официальной точке зрения о господстве в деревне добрых помещиков автор рассказывал о нищете и угнетении крестьян, непомерных поборах и бесчеловечном обращении с крепостными жестоких и глупых помещиков. "Бедность и рабство повсюду встречались мне в образе крестьян", - пишет посетитель деревни "Разоренная". Защищаясь вскоре от нападок, "будто сей листок огорчает целый дворянский корпус", Новиков пояснял, что порицается лишь "Дворянин, власть свою и преимущество дворянское во зло употребляющий". Сатира Новикова не шла далее обличения отдельных пороков существовавшего строя; с самого начала издатель "Трутня" объявил, что "против Бога и правления... в наше время никто ничего не напишет, кто хотя искру понятия имеет". Тем не менее статьи Новикова сразу же вызвали угрозы официозных изданий; его журналы закрывались, их издатель подвергался преследованиям.

Новикову принадлежит заслуга организации русского книгопечатания, издания и распространения многих книг отечественных писателей, а также издания переводов зарубежной классики. За связь с масонами Новиков, которого императрица называла "умным и опасным человеком", был заточен в Шлиссельбургскую крепость (на 15 лет), откуда он (через 4 года) был освобожден Павлом I.

При Екатерине II был открыт относительно широкий доступ в Россию иностранной литературы, в том числе радикальной по содержанию; выбор для перевода различных произведений, опубликование их с примечаниями издателей и переводчиков стали одной из форм выражения и пропаганды политико-правовых идей различных направлений.

В 1768 г. отставной военный, секретарь одного из департаментов Сената Яков Павлович Козелъский* (1728 - после 1793) опубликовал книгу "Философические предложения", представляющую собой нечто вроде хрестоматии, в которой по определенной системе изложены выбранные автором "полезные для человеческого рода истины".

* Его младший брат и тезка в том же году выступал в Уложéнной комиссии с поддержкой мнения Коробьина.

По мнению Козельского, внимания достойны лишь четыре философа: Руссо, Монтескье, Гельвеций и некий аноним (Шефтсбери). "Первый из них, бессмертия достойный муж, как высокопарный орел превзошел всех бывших до него философов".

В книге воспроизводятся идеи о договорном создании государства и общества для обеспечения людям "гражданской вольности и собственности имения", о необходимости соединения "особенной пользы каждого человека с общею пользою для всех". Наилучшим признается общество с таким распределением имуществ, чтобы "одни люди не могли презирать и утеснять других", где труд обязателен, а "для труда человеку довольно восьми часов в сутки". С одобрением и симпатией воспроизводятся демократические идеи: "В республиканском правлении общая польза есть основание всех человеческих добродетелей и законодательств".

Составив сборник высказываний западных просветителей, автор "Философических предложений" отводил от себя обвинение в чрезмерном свободомыслии и как бы следовал способу, каким был составлен "Наказ" Екатерины II; его произведение, однако, противостояло екатерининскому "Наказу" как выбором мыслителей и их идей, так и теми выводами, какие следовали из философских посылок. В "Философических предложениях" немало скрытой полемики с идеологами "просвещенного абсолютизма", критических намеков на крепостническую действительность.

Идеей естественного права Козельский обосновывал вывод, что "закон, который дозволяет пленника продать, купить, сделать рабом и содержать его произвольным образом, не основан ни на каком праве, ни на справедливости". Намек на указ Екатерины, запретивший крепостным подавать ей жалобы на помещиков (1767 г.), слышится в таком рассуждении: "Несносно то в человеке, когда он причиняет своему ближнему обиду, а то вдвойне еще несноснее, ежели он не терпит, чтоб обиженный жаловался на обиду". Вопреки официально поддерживаемой идее о необходимости прежде просветить ("выполировать") народ, а затем уже даровать ему свободу, Козельский утверждал: "Выполировать народ иначе нельзя, как через облегчение его трудностей".

В книге содержатся намеки на справедливость и возможность насильственного уничтожения крепостничества. Козельский считал войну справедливой только в том случае, если ее ведут люди, "которые так обижены, что обида их стоит по справедливости войны", и если у них нет другого средства избавиться от несправедливостей. Подобно тому, как река с тем большей силой прорывает плотину, чем дольше было удерживаемо ее течение, люди, долго подвергавшиеся угнетению, "тем больше истощают наружу свою досаду", чем к более долговременному терпению были принуждены; обиженные "при способном для них случае очень мстительны" по отношению к угнетателям, и "по справедливости почесть их можно почти за невинных".

Козельский писал, что его "Философические предложения" противоречат "нынешним обычаям", а потому не избегнут порицания. Идеи своей книги он обоснованно противопоставлял макиавеллизму: "Макиавелли не умрет, проклинать его будут очень громко, а подражать очень тихо".

Крепостничество как экономически невыгодную для крупных землевладельцев систему порицали отдельные крупные землевладельцы.

Князь Д. А. Голицын (1734-1803), богатый помещик, дипломат и посол, был одним из первых дворянских либералов, считавших более выгодным для своего класса и для всего государства развитие сельского хозяйства, промышленности и торговли на основе свободного труда: "Пока существует крепостное право, Российская империя и наше дворянство, предназначенные тому, чтобы быть богатейшими в Европе, останутся бедными". Ссылаясь на историю Франции, Англии, Голландии, Голицын писал, что "искусства, ремесла развивались и нравы улучшались лишь в стране, где крестьяне пользовались правом собственности и свободы".

Голицын предлагал освободить крепостных с учетом "опасности как от неумеренной поспешности, так и от излишней медлительности". Крестьян предполагалось освободить за выкуп и без земли. "Земли принадлежат нам, - рассуждал Голицын. - Было бы вопиющею несправедливостью их у нас отнять".

Политические взгляды Голицына реакционны. Он крайне враждебно отнесся к французской революции, защищал "алтарь, трон, собственность", опрокинутые и замененные "химерами и крайностями, из которых излюбленными были неограниченная свобода, а также совершенное и абсолютное равенство". В специальном сочинении Голицын убеждал монархов Европы, что их короны уже шатаются, призывал их к борьбе против "беспорядка и анархии", охвативших Францию.

Дворянский либерализм выражал настроения и интересы тех крупных землевладельцев, которые выступали за создание условий для развития капитализма в России при сохранении таких устоев феодализма, как самодержавие и помещичья собственность на землю.

Одним из первых представителей либерализма буржуазного типа в России был профессор Московского университета Семен Ефимович Десницкий (после 1740 - 1789).

В произведениях Десницкого широко использовались достижения теоретической мысли других стран. Он высоко ценил книгу Гроция "О праве войны и мира", но резко критиковал чисто умозрительные построения ряда представителей естественно-правовой школы, особенно Пуфендорфа.

Вслед за Адамом Смитом, лекции которого он слушал в Глазго, Десницкий связывал развитие общества, государства и права с хозяйственным бытом народов, способом добывания средств к жизни. Он делил историю человечества на четыре этапа (состояния) - охотничий, пастушеский, земледельческий, коммерческое состояние. С переходом народов от одного состояния к другому связаны возникновение (с переходом к земледелию) и изменения государства и законов. В коммерческом состоянии земледелие, ремесло и искусства достигают совершенства; большое развитие получают торговля, купечество и право собственности. Все это предопределяет необходимость ряда изменений государства и права.

В коммерческом состоянии "превосходное богатство есть первый источник всех достоинств, чинов и преимуществ перед другими". Коммерция обусловливает развитие права - у простых народов законов мало (все законы древних римлян умещались на двенадцати таблицах); чем выше народ в развитии, тем больше законов ему нужно (только сокращенное изложение законов Великобритании, "где ныне законы в великом совершенстве", занимает 25 книг). Богатство - причина и основание разделения властей; Десницкий с одобрением отзывался о государственном строе Англии, но считал парламентское правление неприменимым к России.

"Монарх всероссийский, - писал Десницкий, - в Российской церкви и империи есть самодержец". Одобряя идеи Монтескье о разделении властей, Десницкий стремился "приноровить учреждение таких властей к нынешнему возвышающемуся российскому монаршескому состоянию".

Созыв Комиссии для сочинения нового Уложения представлялся Десницкому подходящим временем и поводом для проведения в России хотя бы некоторых реформ, приближающих коммерческое состояние. Он написал "Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи" (датировано "30 февраля 1768 г."). Особенность изложенных здесь идей в том, что предлагается не "разделение властей" в смысле создания конституционной монархии с системой "сдержек и противовесов", а образование или реформа подчиненных неограниченному монарху учреждений, осуществляющих законодательную, судебную и исполнительную функции.

Поскольку развитие коммерции требует все большего количества законов, для их подготовки при монархе безотлучно должно состоять специальное учреждение. Им должен стать Сенат; Десницкий предлагал преобразовать Сенат в законосовещательный представительный орган (600-800 человек), избираемый ("по изволению монархов") на пять лет на основе высокого имущественного ценза.

Учреждение "судительной власти" мыслилось как упорядочение системы профессиональных судей и организация суда присяжных, "если б монархи российские соблаговолили узаконить по примеру английскому". Десницкий - сторонник гласности судопроизводства, публикации в печати решений судов, учреждения адвокатуры, принципа состязательности. "Во многих государствах опытом дознано, что без споров в суде справедливости доходить иного средства другого никакого нет".

"Наказательная власть" должна осуществляться воеводами, ведающими местами заключения, исполнением приговоров, сбором подушных и пошлин. На воевод можно подавать жалобы в суд; обоснованные жалобы докладываются Сенату, "где воевода произвольному монарха штрафу и наказанию подвержен будет". Кроме того, в столицах и крупных городах предлагалось учредить "гражданскую власть" из купцов (большинство) и дворян, ведающую градостроительством и благоустройством, ценами, векселями, сбором пошлины и др.

Законодательная власть, рассуждал Десницкий, является первой и в полном значении принадлежит только монарху; однако исполнение законов зависит от организации и деятельности других властей. "Многие народы опытом дознали, что лучше не иметь иных законов, нежели имея, не исполнять".

Основной целью проекта было создание условий для упорядочения законодательной деятельности, а также (главное) организационно-правовых гарантий законности деятельности бюрократического и судебного аппарата самодержавной России.

Взгляды Десницкого на коммерческое состояние в России и на Западе своеобразны. В его трудах немало критических суждений о "сокровиществующих миллионщиках", использующих богатство, чтобы "пленить в послушание себе целый свет", делающих "нечувствительно тьмы народов от себя зависящими", у которых (как в Англии) "даже и самое правосудие может быть нечувствительно на откупе" и т.п. Но, оговаривает Десницкий, это результат "безмерной и худо управляемой коммерции", "весьма опасной коммерции, когда оная вся перевалится на руки немногих богачей".

В духе политики и идеологии "просвещенного абсолютизма" Десницкий одобрял государственное покровительство промышленности и торговле, поддержку мануфактур, учреждение банков, покровительство развитию наук и художеств; это относится к задачам "полиции", ведающей гражданским благоустройством и благосостоянием.

Десницкий признавал существование таких "природных прав" человека, как право на жизнь, здоровье, честь, собственность; он утверждал, однако, что исторические, географические и иные обстоятельства могут обусловливать такое развитие господской или отеческой власти, которая, как у римлян, была необходимой по политическим соображениям, "сколько бы ни казалась в теории противною натуре человеческой". Рабство у римлян, рассуждал Десницкий, было вызвано обширными размерами страны, наличием множества людей "подлого состояния", склонных к бунтам и возмущениям, которых по этой причине лучше держать в неволе.

Десницкий не выступал с осуждением крепостного права и не призывал к его отмене. О крепостных крестьянах России он писал: "Нет возможности без нарушения спокойствия государства дать оным земледельцам права и преимущества". Ссылаясь на екатерининский "Наказ", он предлагал "означить некоторый род собственности для крестьян", которой помещик для собственной выгоды награждал бы трудолюбивых.

Как почти все мыслители того времени, Десницкий осуждал продажу крестьян в розницу и предлагал определить законом, чтобы такие продажи или переводы крестьян в дальние деревни не делались без их согласия. При этом даже и весьма умеренные "учреждения для крестьянства", оговаривал Десницкий, необходимо сделать "с крайнею осторожностью" (их исполнение должно всецело зависеть только от "воли помещичьей"; они не должны "подать крестьянину поползновения к непослушанию и дерзости" и т.п.).

Возникший в России либерализм буржуазного типа отличался от дворянского либерализма, который не содержал программы политических реформ уже по той причине, что самодержавие выражало общие интересы дворянства, а каждый отдельный дворянин был в какой-то мере защищен от чиновничьего произвола своими привилегиями. Иным было положение торгово-промышленных сословий России, чьи экономические интересы и пожелания в середине XVIII в, не шли далее приобретения права владеть крепостными, однако в области политико-правовой состояли не только в одобрении политики протекционизма, но и еще более в стремлении получить хоть какие-то юридические гарантии и защиту от почти бесконтрольного произвола сановников, чиновников, военных, судей, помещиков.

СОДЕРЖАНИЕ


Вместо предисловия

1874–1904

Глава 1

Детство и отрочество

Глава 2

Мои охотничьи воспоминания за весь период до эмиграции

Глава 3

Университетский период

Глава 4

Вступление моё в должность Предводителя Дворянства Харьковского уезда

Глава 5

Первые аграрные беспорядки

Глава 6

Всероссийская Выставка Животноводства

Глава 7

Русско-Японская война

Глава 8

Петербург в конце 1904 года

1905–1916

Глава 9

Революция 1905 года и харьковское губернское Земское Собрание

Глава 10

Общеземские съезды

Глава 11

Образцовое хозяйство

Глава 12

Глава 13

2-я Государственная Дума. Создание партии Центра

Глава 14

Новый избирательный закон о Государственной Думе и выборы в 3-ю Государственную Думу

Глава 15

Пять лет деятельности в 3-й Государственной Думе

Глава 16

Наступившее успокоение

Глава 17

Закат славы Столыпина

Глава 18

Перерыв в моём общественно-политическом служении Родине

Глава 19

Моё участие в банковской и промышленной деятельности

Глава 20

Государственный Совет. Первая Мировая война

1917–1920

Глава 21

Глава 22

Старые Водолаги

Глава 23

Первое соприкосновение с большевизмом

Глава 24

Харьков. 1918 год

Глава 25

Освобождение Харькова

Глава 26

Депутация от Союза Хлеборобов

Глава 27

Подготовка к съезду в Харьковской губернии

Глава 28

Съезд Хлеборобов

Глава 29

Первые дни гетманства

Глава 30

Харьков. Снова в Киеве

Глава 31

Протофис

Глава 32

Киев. 1918 год

Глава 33

Глава 34

Константинополь - Харьков

Глава 35

Начало конца

Глава 36

1920 год. Новороссийская эвакуация

Заключение

Указатель имен

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ

Эмигрировав окончательно со своей семьёй после развала Добровольческой армии и ухода Деникина, я после четырёх лет скитания почти по всей Европе, оказался в 1923 году в Джомболе, пограничном городе Новой Сербии с Румынией. Около него расположено было огромное имение одного австро-венгерского магната, отошедшее Сербскому Государству, которое должно было быть парцеллировано между сербскими гражданами, участниками минувшей войны. До этого оно управлялось главным комиссаром сербом, и в помощь ему, а скорее из гуманитарных соображений, Сербское Правительство откомандировало туда русских беженцев, тоже в качестве комиссаров, предоставляя им бесплатное жилище и небольшое жалованье, покрывающее расходы по продовольствию. В числе означенных комиссаров я, проживая в 1923 году в Белграде, получил туда назначение.
Прибыв в конце лета в Джомболь, я нашёл там уже не малое количество русских беженцев, поселённых в огромном охотничьем доме бывшего владельца этой латифундии. Устроившись там же в одной из комнат этого прекрасного здания, я среди живущих уже в нём русских беженцев, большею частью целыми семьями, нашёл немало знакомых. Осмотревшись, к великой радости среди соседей нашёл я Н.Н.Львова.
Николая Николаевича я хорошо знал по общеземским съездам 1905 года в Москве, а затем как члена 3-й Государственной Думы, где мы, хотя и находившиеся в разных политических партиях, очень сходились во взглядах и мнениях почти по всем вопросам.
Уже на земских съездах Львов выделился как блестящий оратор. Он принадлежал к тому поколению русских политических деятелей, которые инстинктивно шли на слияние с народом. Одни разрешали эту задачу идучи в народ и проповедуя там свои либеральные, часто революционные, идеи, другие пытались слиться с народом путём своего опрощения, отказываясь от европейской одежды и одеваясь в свитку или поддёвку. Наконец, третьи осуществляли свою идею слияния с народом путём женитьбы на крестьянках своих родных сёл. Вот к такому разряду людей этой эпохи принадлежал Н.Н.Львов. Идеалист до мозга костей, горячо любивший свою Родину, крупный земский деятель, он очень тяжело переживал крушение всех идеалов своей жизни и своё вынужденное изгнание. Нечего говорить, мы оба очень обрадовались нашей неожиданной встрече. Не проходило дня, чтобы я не зашёл к нему перекинуться хотя бы несколькими словами, но большей частью просиживал у него целыми вечерами в беседе о пережитом, об ошибках наших, доведших нас до теперешнего состояния, о России, об исчезновении её со счетов европейских держав, ввергнутой назад в средневековое состояние именно тогда, когда она, благодаря работе Государственной Думы, готова была сделать огромный скачок вперёд в области развития экономических сил своих и своего интеллектуального развития, начиная с народных низов.
В одно из таких посещений я застал Николая Николаевича сидящим за каким-то рисунком. «Что это Вы зарисовываете так старательно?» - обратился я к нему с вопросом. «А вот видите, я стараюсь с возможной точностью воспроизвести рисунок той домашней мебели, которая наполняла дом моей деревенской усадьбы и которую местное население под влиянием преступной анархической пропаганды разграбило, уничтожило, предав огню. И Вы спросите: к чему это? На это я Вам отвечу: помещичий быт отошёл в вечность, возродиться ему нет никакой
возможности, но сохранить его облик до мельчайших подробностей - это долг каждого, кто его знает. Для потомства будет чрезвычайно важно воскресить эту своеобразную культуру, которая в XIX веке дала нам таких непревзойдённых литературных гениев, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, два графа Толстых, Тургенев. Этот быт был очагом культуры, просвещения и прогресса среди моря невежества, грубости и отсталости, в которые была погружена остальная Россия, составляющая девяносто процентов всего населения. Так вот, князь, Вы меня застали зарисовывающим некоторые детали этого быта. Я по памяти хочу восстановить рисунок той мебели, которая наполняла мою усадьбу. Эта мебель была создана столярами крепостными моих предков из дерева домашней заготовки. Она является лучшим доказательством того просвещённого вкуса, которым обладали наши предки, ибо знаю, что крепостные столяры выполняли задания по рисункам, даваемым им своими господами. В вашей усадьбе, наверное, Вы имели такую же самобытную домашнего производства мебель, которая вряд ли при современных условиях и порядках, царящих на нашей несчастной Родине, сохранится в неприкосновенности. Пока облик её не изгладился из Вашей памяти, зарисуйте её, и эти ценные рисунки приложите к тем воспоминаниям, которые Вы должны непременно писать. Вы пишете свои воспоминания?» - обратился он, наконец, ко мне после длинной тирады. Я принуждён был ответить ему отрицательно. Он посмотрел на меня удивлённо и сказал: «Как, неужели Вы не оставите на память потомству всё, что Вы пережили и чему были свидетелем в этот последний период Русской истории? Мы ведь стоим сейчас на рубеже нового бытия нашей Родины. Непроходимая пропасть отделяет пережитый нами период от того, который сейчас выковывается коммунистическим интернационалом, захватившим власть над нашей несчастной Родиной. И даже если ей удастся освободиться от их тисков, то быт, склад и условия жизни в этой освобождённой России будут совершенно иными, чем те, в которых мы пребывали до большевицкого переворота. Поэтому я заклинаю Вас, князь, не теряя ни одной минуты садитесь сейчас же за описание не только событий, касающихся эпохи Вашего зрелого возраста, когда Вы приобщились к общественной, политической и государственной
деятельности, но начните Ваши воспоминания с самого раннего возраста. Вы этим дадите будущему исследователю богатый и ценный материал для установления быта и условий жизни эпохи, ныне отошедшей в вечность и более неповторимой».
Вышеописанный разговор глубоко запал мне в душу и несомненно предопределил впоследствии моё решение начать свои воспоминания не со зрелого возраста, а с ранней моей молодости, осуществляя таким образом завет, данный мне Николаем Николаевичем Львовым <...>.

РЕЦЕНЗИИ

Виктор Леонидов
«Не падайте духом…»
Книга воспоминаний князя Голицына

Рукопись эту передали в Париже одному из славных представителей рода Голицыных - москвичу Андрею Кирилловичу Голицыну. Его отец почти полжизни провел в лагерях, но что такое честь и подлинная верность долгу, сумел передать сыну. Старые эмигранты подарили Андрею Кирилловичу воспоминания другого Голицына - Александра Дмитриевича, уездного предводителя Харьковского дворянства, члена Совета правления Русско - английского банка, члена 3-й Государственной Думы, участника знаменитого харьковского съезда хлеборобов, поставившего во главе Украины Гетмана Скоропадского, Александр Голицын сумел остаться в живых во время граждансколй войны и умер в столице Франции через четыре года после смерти Сталина.
Андрей Кириллович выполнил этот наказ, и только что с его предисловием «Воспоминания» князя Голицына увидели свет в московском издательстве «Русский путь».
Эта книга производит очень сильное впечатление, даже при всем нынешнем половодье мемуарной литературы. Впрочем, вот только несколько фрагментов:
« …Порядок пребывания Царской семьи в Харькове был выработан следующий: встреча должностными лицами на Харьковском вокзале, отбытие на благодарственный молебен в Университетской церкви в центре города. Заметьте, не в кафедральном соборе, а в Университетской церкви, по настоятельной просьбе самих студентов того Университета, который еще семь лет назад пополнял кадры террористов и цареубийц. После молебна прием Дворянства и других сословий в залах Дворянского собрания и отбытие снова на вокзал для дальнейшего следования в столицу.
Не могу не отметить характерного момента этой встречи: когда разрешался вопрос, в каких и чьих экипажах вести Государя и его семью от вокзала в город и обратно, явилась депутация от извозчиков-лихачей и слезно умоляла предоставить им честь везти своего Государя».
«Петр Аркадьевич Столыпин произвел на меня при этом первом с ним знакомстве самое благоприятное впечатление. Высокого роста, статный, с мужественным, даже красивым лицом, с окладистой русской квадратной бородой и высоким лбом, он представлял собой тип русского богатыря. Приятный тембр голоса и чистый открытый взгляд дополняли портрет.
Прощаясь, он добавил, что записка моя будет приложена в качестве материалов для совещания, которое он предполагает созвать при Министерстве, на котором будет обсуждаться вносимый в Думу законопроект о Волостном земстве и на которое представители земских самоуправлений будут приглашены.»
«Оратор уже приступил к своей конечной теме о необходимости избрать гетмана, когда внутренняя дверь пустой ложи отворилась и в ней появился Скоропадский в сопровождении своей охраны из состава сердюков и жупанников в украинских формах с гайдамацкими чубами на бритых головах. Стройный, высокого роста в черной черкеске, белолицый и без единого волоса на голове, словно точеный из слоновой кости, Скоропадский отделился от своей свиты и подошел вплотную к барьеру ложи.»
Все эти цитаты, наверное, если вспомнить пушкинские слова, словно магический кристалл высвечивают содержание книги, из которой они заимствованы. Огромный масштаб эпохи и людей, которых встречал автор.
Потомок знаменитого рода Голицыных, служащего России уже более 600 лет, со времен, когда родоначальник славной фамилии, правнук литовского правителя Гедимина князь Патрикей Александрович, прибыл в Москву, Александр Голицын был одним из самых ярких представителей русского дворянства ХХ века. Его могилу на Сент–Женевьев де–Буа туристам из России непременно показывают, объясняя, что этот человек в среде русской эмиграции роль играл огромную.
Большинство Голицыных погибло в годы гражданской и революции, а те, кто уцелел во времена смуты, были расстреляны в дни большого террора. Сам Александр Дмитриевич, считавший, что служить своей стране и своему народу надо в любых обстоятельствах, стал инициатором создания в Париже Союза дворян в 1925 году. Фамилии тех, кто прибыл на организационное собрание, казалось, сошли со страниц учебников истории - Шаховской, Грабе, Горчаков. Союз ставил задачей прежде всего продолжение служения своей стране. И князь считал это главной, неотъемлемой чертой российского дворянства. «Русское дворянство никогда не было, в отличие от западного, замкнутым сословием, оно не носило характер феодальности и русский дворянин не жил у себя в имении, как феодалы в замках, окруженные стражею», - писал он.
Александр Дмитриевич Голицын был очень одарен от природы. Оратор, человек умевший системно мыслить, прекрасный стилист, он отличался замечательной памятью, которая цепко, до мелочей, хранила впечатления его большой жизни. И именно это сделало его «Воспоминания» прекрасным примером русской мемуаристики ХIХ - ХХ веков.
Перед нами разворачивается огромное полотно истории благословенных предреволюционных российских лет и трагедии революции и гражданской войны. Усадьба Должик в Харьковской губернии, затем поместье матери, урожденной графини Сиверс - Старые Водолаги, где Голицын создал одно из образцовых хозяйств Российской Империи. Тихая, какая-то бунинская, неспешная жизнь. Охота, которой посвящены вдохновенные страницы воспоминаний. Страстный охотник, Александр Дмитриевич вспоминал в Париже, как егеря загоняли волков, как перезаряжали ружья, быстро подавая стрелкам, расстреливавшим поднявшуюся стаю фазанов. Петербургский Университет, поездка на Дальний Восток во время русско-японской войны в должности Представителя Красного Креста и работа, неустанная, кропотливая деятельность по возрождению деревни и созданию в ней нормальных, правовых отношений. Те, кого хоть чуть-чуть интересует наша история, уверен, найдут очень много интересного и злободневного в воспоминаниях Голицына. В рассказах о яростных спорах в Государственной Думе, о поведении верхов во время Первой мировой, о том, как долго спокойно и сквозь пальцы смотрели на революционную пропаганду, в конце концов разрушившую страну.
И еще. Сегодня, когда история взаимоотношений России и Украины преподноситься исключительно с точки зрения политической целесообразности, стоит внимательно прочесть страницы воспоминаний, ярко, мощно воссоздающих картины жизни Украины во время гражданской, беспрерывную смену властей в Киеве и короткое царствование Гетмана Скоропадского.
«Нельзя было возложить на темный и политически совсем не подготовленный народ на втором десятке лет после его освобождения от крепостной зависимости те широкие демократические реформы, которые взвалили ему на плечи во всех областях его жизни. Если бы еще все передовые элементы, поощрявшие эти преобразования и первыми бросившиеся с головой работать на политическом и общественном поприще в рамках новой реформы, проявили бы уравновешенность и умеренность, то, может быть, народ справился бы с этими изменениями, предоставляя сначала работать своим передовым и интеллигентским элементам, то есть аристократии разума народного. Но дело в том, что умеренность и уравновешенность не присущи русскому характеру», - писал Голицын, размышляя о первопричинах русской катастрофы. И, наверное, к его словам стоит прислушаться.

Вера Бокова

«У книжной полки», №3, 2009 г.


В 2008 году роду князей Голицыных, ведущих свое начало от легендарного Гедимина, исполнилось 600 лет.
Автор книги - достойный представитель одной из наиболее известных ветвей этого на диво многочисленного и разветвленного рода - Голицыных-Зубриловских, названных так по принадлежавшей роду усадьбе Зубриловке, расположенной в Пензенской губернии. Из числа самых знаменитых здесь - зачинатель российского виноделия князь Лев Сергеевич Голицын, приходившийся нашему автору дядюшкой, По материнской линии Александр Дмитриевич Голицын происходил из славного древнего рода графов Сиверсов. Усадебное детство, домашнее образование - полный набор уютных и милых семейных воспоминаний в лучших традициях русской мемуаристики (особенно замечательно поэтическое восприятие празднования Пасхи). Приступая к описанию своих молодых лет, Голицын старался запечатлеть на бумаге как можно больше бытовых мелочей дорогого для него и безвозвратно ушедшего мира.
С середины книги традиционные для русской воспоминательной литературы («записок») сюжеты сменяются слегка суховатыми «мемуарами» - в том значении, как его понимали создатели этого жанра - французы. Если «записки» - разговор о себе и о времени, то «мемуары» - рассказ о времени и о себе, причем о времени - важнее и больше. И здесь бытовые сюжеты вытесняются политическими.
А.Д.Голицын участвовал в общественно-политической жизни эпохи довольно активно, хотя и не играл в ней первых ролей. Он занимал пост Харьковского уездного предводителя дворянства, был членом совета правления Русско-английского банка, депутатом Третьей Государственной думы. Повествование доводится «до конца нормальной жизни», как выражается автор, то есть до отъезда в эмиграцию. За границей князю Голицыну суждено было дожить до 1953 года. До самых последних дней он сохранил бескомпромиссную твердость убеждений и продолжал считать себя бойцом контрреволюции, что наложило отпечаток и на его книгу. Он не только вспоминая, но не анализировал прошедшее, старался понять ход и смысл роковых для национальной истории событий.
Мемуарист не только дает подробные и аргументированные характеристики двух последних царствований (Александра III и Николая II), но и приходит к выводу об исторической неизбежности революции 1917 года в обоих ее актах - Февральском и Октябрьском (при этом он даже Ленина цитирует - строки о революционной ситуации, когда низы не хотят, а верхи не могут), как, впрочем, и к выводу о кризисе и скором конце советского режима.
Интересуюишийся этим историческим периодом читатель - в еще большей мере профессиональный историк и политолог - найдет в книге множество любопытного. Она содержит закулисные подробности Русско-японской и Первой мировой войн, зарисовки событий революции 1905 года, «аграрных беспорядков», как их называет автор, событий 1917 года и Гражданской войны; портреты и характеристики П.А.Столыпина, С.И.Витте, А.И.Гучкова, Н.Н.Львова и других знаменитых современников мемуариста, повествование о деятельности тогдашней Думы, оценки русской внешней и внутренней политики. В фактографическом отношении «Воспоминания» А.Д.Голицына - несомненно, в числе наиболее пенных из изданных в последние годы эмигрантских воспоминаний.

Раннее детство Дмитрия, возможно, прошло в подмосковной усадьбе либо Москве, где был расквартирован полк его отца. Образование, как и его братья, получил в Кадетском корпусе . Некоторое время служил капитаном в армии.

Дипломатическая служба

В 1767 году из-за дипломатического конфликта: принижения в официальной переписке с Петербургом Версальским двором титулатуры Екатерины II, Голицыну было велено «выехать из Парижа без аудиенции» . Во время пребывания в России получил звание действительного камергера и чин тайного советника. В 1769 году назначен «полномочным и чрезвычайным министром при Генеральных Штатах Соединенных провинций Нижних Нидерланд» . Его дипломатическая деятельность в Гааге большей частью была направлена на обеспечение безопасности российских торговых судов в условиях войны за независимость колоний Британии в Северной Америке. Степень участия Голицына в создании «Декларации о вооруженном нейтралитете » (1780) до конца не выяснена. Однако согласно исследованиям историков и, прежде всего, Н. Н. Болховитинова , Голицын был инициатором создания «Декларации…» и составителем её черновика . Голицын же убедил примкнуть к странам, принявшим «Декларацию…» штатгальтера Вильгельма V , бывшего до того сторонником Англии .

Вероятно, недовольством русского двора контактами Голицына с Адамсом , представителем США в Нидерландах, объясняется его отозвание из Гааги и последующее назначение посланником в Турин (24 ноября 1782). Так и не уехав в Турин, в конце 1783 года Голицын подал в отставку и остался жить в Голландии.

Семья

Портрет княгини Амалии Голицыной

В 1767 году, вынужденный покинуть Францию, Голицын испросил разрешения остаться за границей для продолжения своего образования. Ни его прямое начальство, ни императрица, к которой Голицын обращался через Фальконе, не дали ему этой возможности. По состоянию здоровья на несколько месяцев он задержал свой выезд в Россию. Летом 1768 года, находясь на лечении в Ахене , князь познакомился с дочерью прусского генерал-фельдмаршала Самуила фон Шметтау Амалией, сопровождавшей невестку Фридриха II Фердинанду в поездке на курорт. Свадьба состоялась в Ахене 14 августа 1768 года. Молодые приехали в Петербург в октябре того же года. Как только Голицын получил новое назначение, супруги выехали в Голландию. В Берлине у Голицыных родилась дочь Марианна (7 декабря 1769 года), через год в Гааге - сын Дмитрий (22 декабря 1770 года). С 1774 года, возможно стремясь к менее официальному образу жизни, Амалия Голицына жила под Гаагой и занималась воспитанием детей. Поначалу разделявшая атеистический образ мыслей мужа, княгиня позднее стала очень религиозной. В 1780 году между супругами произошёл разрыв, и Амалия Голицына вместе с детьми переехала в Мюнстер . В 1786 году княгиня перешла в католичество и открыла религиозно-мистический салон (Kreise von Münster). Тем не менее супруги переписывались и Голицын иногда навещал семью в Мюнстере. В 50-летнем возрасте его дочь станет супругой князя Сальма .

Голицын и крестьянский вопрос. Физиократы

Голицын Д. А. Бюст работы М. Колло

Голицын в пору своей службы во Франции был постоянным посетителем салона Виктора Мирабо , своего рода филиала кружка создателя физиократии Ф. Кенэ . Он стал одним из первых россиян, приобщившихся к идеям физиократов. В своих письмах канцлеру А. М. Голицыну , понимая необходимость повышения производительности земледелия в России, Д. Голицын высказывался за освобождение крестьян и дарование им собственности на имущество, постепенное образование поземельной собственности, путём выкупа земли земледельцами, создание среднего сословия, уничтожение натурального хозяйства. В переписке с канцлером Голицын ссылался на пример Дании, за ходом социально-экономических реформ в этой стране он внимательно следил. В 1766 году Голицын изучил более половины работ о законодательстве, благоприятствующем земледелию, поданных на конкурс, объявленный экономическим обществом в Берне. В письмах А. М. Голицыну посланник пересказывает и обширно цитирует некоторые конкурсные работы. Полагая, что изменения должны быть достигнуты постепенно, силой убеждения, считал, что наиболее действенным будет пример, поданный самой императрицей. Письма Голицына читала Екатерина II, судя по заметкам, оставленным на них, весьма скептически относившаяся к его предложениям, и, в отличие от князя, не идеализировавшая дворян-землевладельцев. Сторонник социальных преобразований, Голицын тем не менее был противником революционного переворота. Позднее под влиянием событий Французской революции он напишет:

В 1796 году Голицын издал книгу «О духе экономистов, или Экономисты, оправданные от обвинения в том, что их принципы и идеи легли в основу Французской революции» ("De l"esprit des economistes ou les economistes justifies d"avoir pose par leurs principes les bases de la revolution francaise"), где доказывал, что физиократы старшего поколения не стремились к революции, а старались поддержать разрушающийся существующий строй.

Научная работа

Ещё в пору работы в Париже Голицын интересовался научными и техническими новинками, следил за естественнонаучной литературой и поддерживал переписку с учеными. Письма Голицына, посылаемые в Петербургскую Академию наук по дипломатическим каналам, были ценны тем, что в последнее десятилетие XVIII века и первые годы XIX в Россию почти не поступала литература из-за границы.

Как и многих естествоиспытателей XVIII века Голицына интересовали различные области науки. Став российским посланником в Голландии, он наладил связи с нидерладскими учёными из разных городов. Около 1776 года Голицын создал свою домашнюю лабораторию в Гааге, однако экспериментировал и в чужих лабораториях, а также ассистировал другим учёным. Судя по письму от 28 февраля 1778 года Свиндену , Голицын обладал самой большой на тот момент электростатической машиной (диаметр двух дисков составлял 800 мм) собственной конструкции. Выйдя в 1783 году отставку, князь смог вплотную заняться научными исследованиями.

Электричество

Результаты своих опытов по электричеству Голицын обобщил в работах: «Письмо о некоторых предметах электричества…» и «Наблюдения за естественным электричеством посредством воздушного змея » . В первой работе рассматривался вопрос о природе электричества (концепция Голицына есть одна из вариаций флюидной теории), высказывалась догадка о «лучах, исходящих от положительно заряженного тела», обсуждалась тема грозозащитных приспособлений, а также влияние электричества на биологические процессы (на примере электризации куриных яиц, высиживаемых наседкой). Во второй же работе Голицын проводил аналогию между облаком, несущим электрический заряд и лейденской банкой и описал попытки зарядить последнюю с помощью воздушного змея при разной погоде, отметив отсутствие устойчивого результата. Голицын провёл также серию опытов с целью доказательства, что разрядник остроконечной формы эффективнее разрядников закруглённых или плоских . В статье «Письмо о форме молниеотводов » (6 июля 1778 года, опубликована в 1780 году) он подробно осветил этот вопрос. Голицын разработал конструкцию одностержневого молниеотвода с обеспечением изоляции его металлических частей от строительных конструкций защищаемого сооружения для предотвращения их повреждений при нагреве стержня от удара молнии . Подобный молниеотвод был установлен в замке Росендал (Гелдерн). Голицын в этой установке предвосхитил современные нормы грозозащиты взрывоопасных и пожароопасных объектов. Совместно со Свинденом Голицын производил опыты с целью обнаружения влияния электричества на магнетизм. Учёные остановились в шаге от успеха: размещая магнитную стрелку в плоскости искрового разряда, они не обнаружили её движения под воздействием электричества. Положительный результат мог быть достигнут, если бы стрелка находилась бы над или под разрядом. Основываясь на неудачных опытах, Свинден отрицал связь электричества и магнетизма.

Минералогия

Заинтересовавшись в 80-х годах минералогией, Голицын, как и многие другие, занялся собирательством образцов - большей частью в горах Германии. Его коллекция минералов пополнялась и поступлениями из России, большую помощь князю в этом оказал П. С. Паллас . Форстер , посетивший Голицына в 1790-м году, так говорил о ней: «Минералогический кабинет князя является собранием знатока, который сам его собрал и сохранил, что бывает нечасто и в своём роде поучительно. Мы удивлялись привезённой из Бразилии полуторафунтовой глыбе гибкого песчаника Пейреска; эксперименты князя убедили нас, что разложившиеся виды гранитов Зибенгебирга вблизи Бонна ещё сильнее притягиваются магнитом, чем базальты.»

Последней и самой крупной работой Голицына был «Сборник наименований в алфавитном порядке, принятых в минералогии для земель и камней, металлов и полуметаллов и горных смол…» (Gallitzin D. Recuel de noms par ordre aiphabetique apropries en Mineralogie aux terres et pierres, aux metaux et demi metaux et au bitume… Brunsvik, 1801, p. 320; Nouvelle edition. Brunsvik, 1801, p. 316). Второе, исправленное, издание «Сборника…» вышло перед самой смертью автора. Книга не была переведена на русский язык, но отечественные минералоги были знакомы с ней, в частности, В. М. Севергин при составлении «Подробного словаря минералогического» использовал материал из «Сборника…» Голицына .

Обследуя в одну из своих последних поездок плато Шпессарт , князь обнаружил неизвестный минерал. Образец минерала Голицын отослал в Берлин Клапроту : химическое исследование показало, что он является окисью титана с железом . Образец минерала с результатами анализа князь прислал в Йенское минералогическое общество. Его учредитель и директор Ленц назвал минерал «галлицинитом» (наименование продержалось до середины XIX века, в настоящее время используется наименование рутил).

Летом 1799 года Голицын был избран президентом Йенского минералогического общества. Несмотря на тяжёлую болезнь, князь принимал в его работе активное участие.

Перед смертью Голицын передал свою коллекцию в Минералогический музей Йены (груз весом 1850 кг поступил в декабре 1802 года), просив разместить образцы согласно системе Гаюи .

Вулканология

Голицын одним из первых занялся исследованием потухших вулканов Германии, отмечая удивительное молчание местных натуралистов, когда «их [вулканов] число поразительно большое, их продукты очень разнообразны и они постоянно на виду; материалы, которые выделяли эти вулканы, использовались в течение веков…». Причину этого князь видел в относительной молодости минералогии и вулканологии и в отсутствии единой классификации минералов. «Мемуар о некоторых потухших вулканах Германии» был предоставлен Голицыным в феврале 1785 года брюссельским академикам (Gallitzin D. Memoire sur guelgues vilcans etenits de l"Allemaqne. - Mem. Acad. Bruxelles, 1788, 5, p. 95-114). В своём труде князь обобщил результаты исследования вулканов в районе Рейна ниже Андернаха, в Гессене и близ Геттингена (в бассейне р. Фульды) и отметил успехи французских учёных в изучении вулканов Оверни, Лангедока и Дофине. Работая над «Мемуаром…» Голицин использовал труды Бюффона, Доломье , Гамильтона и подверг критике ряд положений нептунизма .

Признание

  • Член-директор Голландского общества наук (1777)
  • Почётный член Петербургской Академии наук (1778)
  • Иностранный член Брюссельской Академии наук (1778)
  • Иностранный член Шведской Академии наук (1788)
  • Иностранный член Берлинской Академии наук (1793)
  • Член Германской Академии естествоиспытателей (Леопольдина, Галле) под именем Мецената III (1795)
  • Иностранный член Лондонского королевского общества (1798)
  • Член Петербургского Вольного экономического общества (1798)
  • Президент Йенского Минералогического общества (1799-1803)

Последние годы

В 1795 году, перед занятием французскими войсками Голландии, Голицын переехал в Брауншвейг. Последние годы он тяжело болел и испытывал денежные затруднения. Умер от чахотки в Брауншвейге 16 марта 1803 года, был похоронен на кладбище церкви Святого Николая (могила не сохранилась). Личный архив князя хранился в Брауншвейге и погиб во время Второй мировой войны .

Награды

  • Орден Святой Анны I степени.

Переводы Голицына и книги им изданные

В 1771 году, узнав от родственников Гельвеция об оставленной им неопубликованной работе «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» (De l"homme, de ses facultes intellectuelles et de son education), Голицын, лично знакомый с философом и разделявший его воззрения, решил издать книгу. Через вице-канцлера князь проинформировал о своём намерении императрицу. Екатерина II запросила копию работы Гельвеция. В декабре 1772 года первая часть книги была переписана, но, не дожидаясь решения Екатерины, Голицын издал книгу в Гааге (июнь 1773 года) с посвящением императрице . Работа Гельвеция, с некоторыми положениями которой не все были согласны во Франции , получила одобрение в России.

В 1773 году Голицын редактировал книгу профессора парижской Военной школы Кералио «История войны России с Турцией, в частности кампании 1769 г.» Работа Кералио вышла в Петербурге на французском языке без указания имени автора в одном томе с «Родословной князей Голицыных» и «Замечаниями на статью анонима из "Военной энциклопедии" о русско-турецкой войне и кампании 1769 г.» По мнению историков, вторая и третья части издания написаны Д. А. Голицыным. «Замечания» представляют собой критический разбор статьи, появившейся в январе-апреле 1770 г. в журнале "L"Encyclopedie Militaire", где в искажённом свете был представлен ход военной кампании, а также содержались нападки на командующего 1-ой русской армии А. М. Голицына .

В 1785 году Голицын перевёл на французский язык первое описание физической географии и экономики Крыма К. И. Габлица. «Физическое описание Таврической области по её местоположению и по всем трём царствам природы» было издано в 1788 году в Гааге с предисловием и комментариями Голицына, отметившего, что автор продолжил дело, начатое описаниями путешествий «по обширным пространствам империи» Палласа, Иоганна и Самуила Гмелиных, Лепёхина .

«Защищение г. де Бюффона»

В 1790-1793 гг. в парижском Journal de physique, издаваемом Жаном Метери, было опубликовано несколько статей Ж. А. Делюка с нападками на его научных оппонентов, в том числе Бюффона. В ответ Делюку и химику Бальтазару де Сажу, также поместившему в журнале материалы, направленные против прогрессивных французских естествоиспытателей, вышло анонимное Defense de M. de Buffon (1793, Гаага). В России эта работа была опубликована в журнале «Новые ежемесячные сочинения» в переводе Д. Величковского, Н. Фёдорова, П. Кедрина и И. Сидоровского. По сохранившемуся экземпляру с дарственной надписью Голицына было установлено, что именно он является автором памфлета. Это единственное сочинение князя, которое было переведено на русский язык. Признавая некоторые теории Бюффона ошибочными, автор «Защищения…» последовательно отверг обвинения Делюка и Сажа в его адрес:

…ученые всех стран, трудящиеся в усовершенствовании наук, продолжают оказывать к оным [работам Бюффона] всегда уважение, несмотря на вкравшиеся в них ошибки. Я препроводил нарочитую часть жизни моей в знакомстве с Кампером, Алламаном и другими; знаю довольно учёных в Германии. Они не совсем мнения господ Делюка и Сажа: они думают и говорят откровенно, даже пишут, что сочинение г. де Бюффона со всеми погрешностями есть и пребудет навсегда творение человека с дарованиями, а не сухой, так сказать, журнал, как оный древнего Плиния ; это собрание событий, которые вели его к рассуждениям и заключениям, справедливые ли они или ложные, но всегда доказывающие, что он должен был размышлять и вникать глубоко во всё то, что витийственное его перо нам начертало.

Работы Голицына

  • "Lettre sur quelques objets d"Electricite" (Гаага 1778, на русском языке, СПб., 1778);
  • "Defense de Buffon" (Гаага, 1793);
  • "De l"esprit des economistes ou les economistes justifies d"avoir pose par leurs principes les bases de la revolution francaise" (Брауншв., 1796) и др.;
  • издал посмертное сочинение Гельвеция: "De l"homme, de ses facultes intellectuelles et de son education" (Гаага, 1772), рукопись которого приобрел покупкой,
  • а также сочинение Keralio, "Histore de la guerre entre la Russie et la Turquie, et particulierement de la campaqne de 1769" (Амстердам, 1773), со своими примечаниями.