Меры относительно церковного управления. За что отвечал Синод

Петр I остался в истории нашей страны в роли кардинального реформатора, круто повернувшего ход жизни России. В этом амплуа с ним может сравниться только Владимир Ленин или Александр II. За 36 лет самостоятельного правления самодержца государство не только поменяло свой статус с царства на Империю. Изменились все сферы жизни страны. Реформы затронули каждого - от бездомного до дворянина из строящегося Петербурга.

Не осталась в стороне и Церковь. Обладая бесконечным авторитетом среди населения, эта организация отличалась своей консервативностью и неспособностью к переменам и мешала нарастающей власти Петра. Косность и приверженность к традициям священников не помешала императору провести изменения в религиозных кругах. В первую очередь это, конечно, православный синод. Однако было бы ошибочно утверждать, что на этом перемены закончились.

Состояние Церкви накануне реформ

Высший церковный орган при Петре 1 в начале его правления - патриархат, который все еще обладал большой властью и самостоятельностью. Венценосцу это, безусловно, не нравилось, и он хотел с одной стороны подчинить все высшее духовенство непосредственно себе, а с другой - относился с отвращением к перспективе появления в Москве собственного Папы Римского. Блюститель престола святого Павла вообще не признавал над собой чьей-либо власти. К тому же стремился, например, Никон при Алексее Михайловиче.

Первым шагом молодого царя в отношениях с православным духовенством стал запрет на строительство новых монастырей в Сибири. Указ датирован 1699 годом. Сразу после этого началась Северная война со Швецией, которая постоянно отвлекала Петра от выяснения отношения с Православием.

Создание титула местоблюстителя

Когда в 1700 году умер патриарх Адриан, царь назначил местоблюстителя патриаршего престола. Им стал митрополит рязанский Преемнику Адриана было разрешено заниматься лишь «делами веры». То есть заниматься ересью и богослужением. Все же остальные полномочия патриарха были разделены между приказами. Это касалось в первую очередь хозяйственной деятельности на землях Церкви. Война со Швецией обещала быть долгой, государству требовались ресурсы, и царь не собирался оставлять «попам» лишние средства. Как оказалось позже, это был расчетливый шаг. Скоро приходские колокола начали отправлять на переплавку для новых пушек. Высший церковный орган при Петре 1 не сопротивлялся.

Местоблюститель не имел самостоятельной власти. По всем важным вопросам он должен был советоваться с остальными епископами, а все отчеты посылать непосредственно государю. На время реформы были заморожены.

В то же время усилилось значение монастырского приказа. В частности, ему было поручено взять под контроль древнюю русскую традицию - нищенство. Юродивые и побирающиеся отлавливались и отвозились в приказ. Наказывались и те, кто подавал милостыню, вне зависимости от чина и положения в обществе. Как правило, такой человек получал штраф.

Создание Синода

Наконец, в 1721 году был создан Святейший Правительствующий Синод. По своей сути он стал аналогом Сената Российской Империи, который отвечал за исполнительную власть, будучи высшим органом государства, непосредственно подчиненным императору.

Синод в России подразумевал такие должности, как президент и вице-президент. Хоть они и были вскоре отменены, но подобный шаг как нельзя лучше показывает привычку Петра I использовать практику Табеля о рангах, то есть создавать новые чины, ничего не имеющие общего с прошлыми. Первым президентом стал Стефан Яровский. Ни авторитетом, ни властью он не пользовался. Должность вице-президента выполняла надзорную функцию. Иначе говоря, это был ревизор, который сообщал царю обо всем, что происходило в ведомстве.

Другие должности

Появилась и должность обер-прокурора, который регулировал взаимоотношение новой структуры с обществом, а также имел право голоса и лоббировал интересы короны.

Как и в светских министерствах, в Синоде появились свои духовные фискалы. В их сфере влияния была вся духовная деятельность на территории страны. Они следили за выполнением религиозных норм и т. д.

Как уже отмечалось выше, Синод был создан как аналог Сената, а значит, постоянно с ним контактировал. Звеном между двумя организациями стал специальный агент, который доставлял донесения и отвечал за взаимосвязь.

За что отвечал Синод

Ответственность Синода включала в себя как дела духовенства, так и вопросы, связанные с мирянами. В частности, высший церковный орган при Петре 1 должен был следить за исполнением христианских обрядов, искоренять суеверия. Здесь стоит сказать и об образовании. Синод при Петре 1 был последней инстанцией, отвечающей за учебники во всевозможных образовательных учреждениях.

Белое духовенство

По представлению Петра белое духовенство должно было стать инструментом государства, которое будет влиять на народные массы и следить за его духовным состоянием. Иначе говоря, создавалось такое же четкое и отрегулированное сословие, как дворянство и купечество, со своими целями и функциями.

Русское духовенство на протяжении всей своей прежней истории отличалось своей доступностью для населения. Это не была каста жрецов. Напротив, туда мог вступить чуть ли не каждый желающий. По этой причине в стране существовал переизбыток священников, многие из которых переставали служить в приходе, а становились бродягами. Такие служители Церкви назывались «крестцовыми». Отсутствие регулирования этой среды, конечно, стало чем-то из ряда вон выходящим во времена Петра 1.

Вводился и строгий устав, согласно которому на службе священник должен был только хвалить новые реформы царя. Синод при Петре 1 издал указ, обязывающий духовника сообщать власти, если человек на исповеди признавался в государственном преступлении или хуле на корону. Ослушники карались смертной казнью.

Церковное образование

Были проведены многочисленные ревизии, проверявшие образование духовенства. Их итогом стало массовое лишение сана и сокращение сословия. Высший церковный орган при Петре 1 ввел и систематизировал новые нормы получения сана священника. Кроме того, теперь каждый приход мог иметь только определенное количество дьяконов и ни одного человека больше. Параллельно с этим была упрощена процедура выхода из своего сана.

Говоря о церковном образовании в первой четверти XVIII века, следует отметить активное открытие семинарий в 20-е годы. Новые образовательные учреждения появились в Нижнем Новгороде, Харькове, Твери, Казани, Коломне, Пскове и других городах новой империи. Программа включала 8 классов. Туда принимались мальчики с начальным образованием.

Черное духовенство

Черное духовенство также стало объектом, на который были направлены реформы Кратко говоря, изменения жизни монастырей сводились к трем целям. Во-первых, их число неуклонно уменьшалось. Во-вторых, затруднялся доступ к получению сана. В-третьих, оставшиеся монастыри должны были получить практическое назначение.

Причиной такого отношения стала личная неприязнь монарха к монахам. Это во многом было связано с детскими впечатлениями, в которых те остались бунтарями. Кроме того, императору был далек образ жизни схимника. Посту и молитве он предпочитал практическую деятельность. Поэтому неудивительно, что он строил корабли, работал плотником, а монастыри не любил.

Желая, чтобы эти учреждения приносили какую-то пользу государству, Петр приказывал переделывать их в лазареты, заводы, фабрики, училища и т. д. А вот быт монахов сильно усложнялся. В частности, им было запрещено покидать стены родной обители. Отлучки жестоко наказывались.

Итоги церковной реформы и ее дальнейшая судьба

Петр I был убежденным государственником и согласно этому убеждению сделал духовенство винтиком в общей системе. Считая себя единственным носителем власти в стране, он лишил патриархат какой-либо власти, а со временем и вовсе уничтожил эту структуру.

Уже после смерти монарха многие перегибы реформ были отменены, однако в общих контурах система продолжила свое существование вплоть до революции 1917 года и прихода к власти большевиков. Те, к слову говоря, в своей антицерковной пропаганде активно использовали образ Петра I, хваля его желание подчинить православие государству.

Петр I был сыном царя Алексея Михай-ловича и царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. Он родился 30 мая 1672 го-да, а царем стал в 1682 году, когда ему было всего восемь лет. Царствование Петра является одной из самых славных страниц в истории России.

Петр I - наиболее выдающийся предста-витель династии Романовых. Он резко от-личался от других самодержцев. С детства и всю жизнь Петр не гнушался простым трудом, он гордился тем, что знал 14 реме-сел. Об этом хорошо сказал А.С.Пушкин: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник». Любознательный от природы, Петр учился всю жизнь. И требовал этого от других.

Царь видел отсталость России и отчетливо понимал необходимость государ-ственных преобразований. Большое значе-ние имело путешествие молодого Петра по Европе в 1697-1698 годах. Пребывание в чужих краях в течение полутора лет окон-чательно сформировало личность молодого царя. Он получил множество полезных знаний, привык к европейской культуре, да и сам по духу стал европейцем. Кроме того, произошло сближение России с Запа-дом. С тех пор русские стали жить и учиться за границей; в Россию приглаша-лись сотни иностранцев, многие из кото-рых стремились сюда по велению души и сердца. Наконец,

Петр постиг тонкости большой европейской политики и диплома-тии. Вернувшись домой, царь смело начал ломать старые, зачастую дикие и невежественные обычаи и порядки, тормозившие развитие страны. Он провел важнейшие ре-формы во всех сферах государственной и общественной жизни. Прежде всего были созданы регулярная армия и флот. Это позволило России побе-дить шведов в борьбе за выход к Балтий-скому морю. Эта война получила название Северной и длилась 21 год: с 1700 по 1721. При Петре бурно развивалась промышлен-ность, возникло большое количество ману-фактур и горных предприятий, процветала торговля. Царь заботился о культуре и просвещении, при нем открывались новые учебные заведения, из которых вышла це-лая плеяда талантливых ученых и техни-ков. Петр I всячески поощрял деятелей на-уки, инженеров, архитекторов, писателей и художников. В его эпоху было возведено много замечательных зданий и сооруже-ний. В своей политике Петр стремился к ук-реплению царской власти и опирался на широкие круги дворянства.

При выборе помощников царь руководствовался не знатностью их родов, а умом и талантами. Но простому народу при Петре I жилось тяжело: усилился гнет помещиков, увели-чились налоги, которые самодержец не-щадно выколачивал для своих преобразо-ваний. Недовольство крестьян жестоко по-давлялось царским правительством. Был реформирован государственный ап-парат. Место Боярской думы занял Сенат, вместо приказов учреждены коллегии. Вза-мен отмененного в 1700 году патриаршест-ва Петр создал Синод и подчинил церковь государству. В административном отноше-нии Россия стала чиновничье-бюрократическим государством со строгой централи-зацией управления. Вместо старых уездов, воеводств и наместничеств было учреждено 10 губерний во главе с губернаторами, а позже эти губернии были разделены на 47 провинций.Преобразования Петра I проходили в острой борьбе с теми, кто упорно держался старины и выступал против реформ. Все заговоры врагов царь подавлял с беспо-щадной жестокостью. Он не пощадил даже собственного сына Алексея, который воз-главил сопротивление курсу отца. В 1718 году специальный суд, созванный царем, приговорил царевича Алексея к смерти.

В результате всей многогранной дея-тельности Петра I Россия быстро преврати-лась в великую европейскую державу. В 1721 году за особо выдающиеся заслуги Сенат присвоил Петру титулы императора, Великого и Отца Отечества. Россия была провозглашена империей. Петр Великий скончался в Петербурге 28 января 1725 года. Он и его потомки по-хоронены в Петропавловской крепости.

Изменил жизнь в России? Прежде всего, потому, что хотел превратить страну из далекой европейской окраины в одно из ведущих государств своей эпохи.

Начало преобразований

Детство Петра Алексеевича пришлось на яростную борьбу боярских группировок за власть и влияние при дворе. Мать юного царевича Наталья Кирилловна увезла сына подальше от московских неурядиц в село Преображенское.

Хотя Петра официально объявили царем вместе с братом Иваном, в силу малолетства первого и слабоумия второго бразды правления в свои руки взяла старшая сестра Софья, которая и была объявлена регентом до совершеннолетия Петра.

Юный царевич был довольно неприхотлив в быту, он сблизился с дворовой прислугой, в том числе и с иностранцами. Среди последних попадались умные образованные люди, которые оказывали на Петра сильное влияние. В такой обстановке юный царь подрастал, все больше уверяясь в необходимости коренных преобразований в России.

Военные игры и тренировки в Преображенском лагере позволили Петру Алексеевичу овладеть воинскими навыками и немало помогли при перехвате власти от Софьи, которая не торопилась отдавать бразды правления. Тем не менее в ходе борьбы Петр одерживает победу и становится уже царем не формальным, а вполне полновластным, его соправитель Иван к тому времени уже скончался.

Почему Петр 1 изменил жизнь в России

Петр грезил морем, поэтому в 1693 году он совершил визит в Архангельск, бывший на то время единственным Именно это событие и послужило началом формирования будущего российского флота.

В 1696-1698 гг. царь в составе «Великого посольства» совершил путешествие по Европе. Там он наблюдал за жизнью как простых европейцев, так и привилегированных слоев общества и все больше закреплялся в мысли о необходимости реформ на родине.

Вот почему Петр 1 изменил жизнь в России. А начал он по возвращении с изменения летоисчисления, заведенного в стране. До царского указа счет лет велся от сотворения мира, в то время как в европейских странах точкой отсчета служило

На момент реформы в нашей стране шел 5508 год. Согласно новому закону, год начинался с 1 января, а не с 1 сентября, как ранее. Указ, вышедший 16 декабря 1699 г., знаменовал наступление 1700 года, как и во всей Европе.

Это был один из 5 запретов Петра I, изменивших облик России. Затем последовали распоряжения о введении кафтанов европейского образца взамен старорусских, о запрете ношения бороды. Эти нововведения царя повергли в шок боярство, некоторые даже пытались сопротивляться воле правителя. Однако Петр с присущей самодержавной власти жестокостью заставлял выполнять все свои повеления.

Триумф царя-реформатора

Многие считают, что это была своеобразная борьба Петра I с русским народом и его традициями. Однако на самом деле данное мнение ошибочно. Здесь было упорное желание царя модернизировать Россию, и не только внутренними системными реформами. Он стремился поменять внешний облик россиян и образ их мышления.

Вскоре после отвоевания у шведов царь отдал приказ о строительстве нового города, получившего позже название Санкт-Петербург. Петр хотел превратить его в настоящий европейский центр России, поэтому в городе велось исключительно каменное строительство. Но как удалось добиться того, чтобы высококлассных специалистов не привлекали на другие объекты? В стране был введен запрет на возведение строений из камня.

Это был уже четвертый запрет, и тогда же появляется пятый указ о недопустимости совершения насильственных свадеб. Нововведение позволило ослабить патриархальные порядки. Это также было одной из причин, почему Петр 1 изменил жизнь в России.

Страна становится великой

Все реформаторские идеи, конечно, не были воплощены. Но даже та их часть, которую удалось реализовать, позволила стране резко ускорить экономическое развитие. И на повестку дня встал вопрос о расширении влияния России, ради которого все это и затеял Петр I (Великий).

Со Швецией, которую наша страна победоносно завершила в 1721 году, как раз и свидетельствует о том, что курс, выбранный царем, был верным. Он вывел Россию на одну ступень с ведущими державами Европы.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Почему Петр стремился полностью подчинить церковь государству?

По мнению Петра 1, все подданные, как и он сам, должны были трудиться на благо Отечества, которое отождествлялось с государством. Раз церковь была обязана работать «на общее благо», то она не могла существовать независимо от государства.

2. Какие изменения в положении церкви произошли при Петре?

В 1700 г. после смерти патриарха Адриана Петр не разрешил выбрать нового главу церкви, а учредил должность «местоблюстителя патриаршего престола». В 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ, чиновники которого взяли под контроль архиерейские и монастырские вотчины. Теперь меньшая часть доходов с них шла церкви, остальное же поступало на военные нужды. Кроме того, церковь должна была содержать школы и богадельни. Светские служители архиерейских домов и монастырей отправлялись в армию, а вместо новых иноков в монастыри отсылали на жительство не имевших средств отставных солдат и офицеров. Монастырский приказ назначал настоятелей в обители, в исключительных случаях давал разрешения постригать в монахи или переходить в другие монастыри. В 1721 г. патриаршество было отменено, для управления церковными делами создан Святейший синод. Прихожане должны были регулярно посещать церковь и исповедоваться.

3. Дайте собственное определение понятию «конфессия».

Конфе́ссия - особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.

4. В каких правах были ограничены старообрядцы, представители неправославных конфессий?

Для всех старообрядцев было введено двойное налогообложение, им предписывалось носить особую одежду, запрещалось занимать выборные и государственные должности.

Протестанты обязывались русских жен «в веру своего исповедания не переводить», а родившихся детей крестить в православие.

Помещикам-мусульманам запрещалось владеть православными крепостными.

5. Что было общего в деятельности Феофана Прокоповича и епископа Питирима?

Деятельность Феофана Прокоповича и епископа Питирима была направлена на укрепление официального православия, укрепление светской власти над церковью.

Работаем с картой

1. Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев.

Основные районы распространения поповщины – Керженец на Волге, Стародубье, Дон, Кубань. Беспоповцы в основном селились на севере страны.

Думаем, сравниваем, размышляем

2. Напишите в тетради эссе о церковной реформе Петра. Определите её цель и задачи, которые она должна решить.

Пётр I видел глухое, а порою и явное, недовольство духовенства теми преобразованиями, которые были начаты для модернизации России, ибо они разрушали старый московский строй и обычаи, которым те были так привержены. Пётр, занимавшийся созданием абсолютистского государства по западноевропейскому образцу, не допускал самостоятельности Церкви и не любил духовенство, в массе которого находил наибольшее число противников того, что ему было самому более всего близко.

Ещё при жизни Патриарха Адриана Пётр, совсем молодой человек, ведший довольно далёкую от церковных интересов жизнь, высказывал главе русского духовенства свои пожелания относительно приведения в порядок духовного чина. Однако патриарх чуждался новшеств, проникавших в строй государственной и общественной жизни России. С течением времени недовольство Петра русским духовенством усиливалось, так что он даже привык большую часть своих неудач и затруднений во внутренних делах приписывать тайному, но упорному противодействию духовенства. Когда в представлении Петра всё противодействовавшее и враждебное его реформам и замыслам воплотилось в лице духовенства, он решил обезвредить это противодействие, на это были направлены все его реформы, относящиеся к устройству Российской Церкви. Путешествия Петра по протестантским странам Европы ещё более усилили его взгляды на отношение государства и церкви. С изрядным вниманием Пётр слушал советы Вильгельма Оранского в 1698, во время своих неофициальных встреч, устроить Церковь в России на манер англиканской, объявив себя её Главою.

В 1707 был лишён кафедры и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь митрополит Нижегородский Исаия, резко протестовавший против действий Монастырского приказа в своей епархии. Чрезвычайно болезненным для некоторых из высшего духовенства было дело Цесаревича Алексия, с которым многие духовные лица связывали надежды на восстановление былых обычаев. Стремление московского духовенства сохранить юрисдикционный иммунитет Пётр демагогически квалифицировал как «папежский дух». Примечательно, что всё время подготовки реформирования церковного управления Пётр пребывал в интенсивных сношениях с восточными патриархами - прежде всего Иерусалимским Патриархом Досифеем - по различным вопросам как духовного, так и политического характера.

3. Сравните старообрядчество с ересями, существовавшими в разное время в европейских странах. Используя интернет, выясните, в каких странах мира существуют поселения старообрядцев в наши дни.

В средневековой Европе ересью называлось религиозное учение, признающее основные идеи (догматы) христианства, но понимающее и толкующее их иначе, чем господствующая церковь.

Ереси условно можно подразделить на три вида: носившие преимущественно богословский характер; оппозиционные учения, иначе толкующие вероучение и критикующие церковную организацию; политически ориентированные ереси, не только критикующие церковь, но и выступающие против феодальных порядков.

Политически ориентированные ереси в зависимости от их социальной базы и характера политических требований можно подразделить на умеренные (бюргерские) и радикальные (крестьянско-плебейские).

Бюргерские ереси выражали интересы зажиточных горожан и отстаивали идею «дешевой церкви» (упразднение сословия священников, ликвидация их привилегий и возврат к раннехристианским устоям). По их мнению, иерархическая организация церкви, сосредоточение в ее руках больших богатств, пышные обряды и церковные службы не соответствуют Новому завету. Церковь отклонилась от истинной веры и нуждается в преобразовании.

Одним из представителей бюргерской ереси был профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф, выступивший в конце XIV в. против зависимости английской церкви от папской курии, вмешательства церкви в дела государства, критикующий принцип непогрешимости пап. Однако он считал сохранение частной собственности и сословной иерархии принципами, угодными Богу.

Крестьянско-плебейские ереси указывали на то, что существующий социальный порядок противоречит идее равенства, отраженной в раннем христианстве, и критиковали богатое убранство церкви, сословное неравенство, крепостное право, дворянские привилегии, войны, суды и клятвы.

Исторически первой радикальной ересью было движение болгарских богомилов. Резкий и насильственный переход болгарского общества от общинно-патриархального строя к сословно-феодальному, захват крестьянских земель царем, царскими слугами, церковью, обременение нищающих крестьян массой повинностей в пользу богатых порождали массовое сомнение в том, что все это происходит по воле бога. Подтверждение обнаружилось в Новом завете, в самом начале которого сказано, что все царства мира сего принадлежат не доброму богу, а злому дьяволу. В евангелии об искушении Христа сказано: «И возведя его на высокую гору, дьявол показал ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал ему дьявол: тебе дам власть над всеми этими Царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если ты поклонишься мне, то все будет твое».

Старообря́дчество, или Древлеправосла́вие - совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650-1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего - с Церковью константинопольской, а фактически создавала условия для секуляризации.

Богослужебная реформа вызвала раскол в Русской церкви. Приверженцы старообрядчества, за исключением единоверцев, до 17 апреля 1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками» и преследовались церковными и светскими властями. В XX веке позиция Московской патриархии (РПЦ) по старообрядческому вопросу значительно смягчилась, что привело к определению Поместного собора 1971 года, в частности, «утвердить постановление Патриаршего Священного синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского собора 1656 года и Большого Московского собора 1667 года», наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы, «яко не бывшие».

Снятие «клятв», однако, не привело к восстановлению молитвенного (евхаристического) общения старообрядцев с поместными православными церквами. Старообрядцы, как и прежде, считают лишь себя в полной мере православными христианами, квалифицируя РПЦ Московской патриархии как инославную. Поповцы полагают новообрядцев еретиками «второго чина» (для приёма в молитвенное общение от которых достаточно миропомазания, причём такой приём осуществляется, как правило, с сохранением духовного сана переходящего в старообрядчество лица); большинство беспоповцев (кроме часовенных и некоторых нетовцев) полагают новообрядцев еретиками «первого чина», для приёма которых в молитвенное общение обращающийся в старообрядчество должен быть крещён.

Исходя из своих воззрений на церковную историю, беспоповцы различают понятия «древлеправославного христианства» вообще (правой веры, по их мнению, идущей от Христа и апостолов) и старообрядчества в частности (оппозиции реформам Никона, возникшей в середине XVII века).

Таким образом, средневековые ереси в Европе и старообрядчество в России – сложные, разнородные социальные и религиозные течения, имеют много как общих, так и отличительных признаков.

В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, имеются в Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Казахстане, Польше, Белоруссии, Румынии, Болгарии, Украине, США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.

Крупнейшая современная православная старообрядческая религиозная организация в России и за её границами - Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия, осн. в 1846 году), насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра - в Москве и Браиле, Румыния.

Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причём значительная часть общин не зарегистрирована. Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ.

Духовно-административный центр Русской древлеправославной церкви до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области; с тех пор - в Москве.

Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн чел. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и другие.