Тайм-менеджмент — лучшие методы управления временем. Личные награды и наказания

Одним из важнейших критериев успешности является умение использовать свое время с высочайшей эффективностью и отдачей, так что в этой статье мы расскажем вам об инструменте, который считается одним из самых результативных, а именно — .

«Амебой, а не Человеком, можно назвать того, кто неосмысленно и безответственно плывет по течению, реагируя на внешние воздействия, но не применяя свою свободу к построению своей жизни и не беря ответственность за то, что с его жизнью и его временем происходит».

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Что может быть важнее, чем собственное время? Какой ресурс обладает такой же ценностью? Время — это источник безграничных возможностей, способность к реализации которых, всегда зависит исключительно от ваших действий.

Предположим, вы приобрели некий материальный ресурс, к примеру, акции какой-нибудь очень известной и надежной компании. Вы, безусловно, дорого за них заплатили. И дабы не остаться в дураках и одномоментно не потерять ценные бумаги, вам придется научиться правилам и тонкостям биржевого рынка, или воспользоваться услугами профессиональных брокеров, которые обучат вас в более краткие строки. Так же и со временем.

Так уж случилось, что вы получили жизнь, и вместе с этим, самый ценный ресурс на планете — время.

Абсолютно неэквивалентный в любом материальном отношении резерв, который вам достался даром, без каких либо усилий. Так что же может быть более разумным и оправданным чем желание использовать этот бесценный ресурс максимально эффективно?

В этой статье вы найдете информацию об одной из самых успешных стратегий по управлению временем, которая была представлена в трудах Глеба Архангельского.

Глеб Архангельский заслуженно считается одним из лучших экспертов по тайм-менеджменту в Европе. Он является математиком и автором множества книг о действенном управлении времени.

Методика тайм-менеджмента от Глеба Архангельского проверена многолетней практикой и объективно считается одним из лучших инструментов, который способен кардинально поменять жизнь каждого. Эта методика позволит вам выжать максимум из каждого дня. Не стоит забывать, что умение управлять временем — это навык, а значит, ему можно обучиться. В этом умении нет ничего сверхъестественного, только набор практических, проверенных рекомендаций, пошаговых действий, структурных сочетаний, которые представлены во второй книге Глеба Архангельского «Тайм Драйв». Об этом, безусловно, полезном для каждого, произведении и пойдет речь далее в данной статье.

Книга написана легким для читателя языком, четко и грамотно структурирована и состоит из глав, каждая из которых, предлагает вам обоснование потребности принятия важного шага на пути к успеху, рекомендуемых вам автором. В конце каждой главы содержится весьма конкретная рекомендация, которая позволит с легкостью выполнять задания шаг за шагом.

1. Отдых

Важнейшим аспектом, отвечающим за вашу работоспособность, является правильно организованный отдых. Ни для кого не секрет, что беспрерывная длительная умственная или физическая нагрузка приводит к снижению концентрации, а значит и работоспособности. Отдыхать так же жизненно необходимо, как и работать. Это взаимодополняющие факторы вам дается ценный совет, который призван упорядочить ваш отдых и сделать его более результативным.

Первой существенной деталью, является выбор времени для отдыха.

Автор предлагает отдыхать ритмично, используя конкретные временные интервалы. Спланировать отдых так же важно, как и рабочий процесс. Эффективнее всего будет устраивать пятиминутный отдых через каждые час-полтора работы. Попытайтесь организовать свое время таким образом, чтобы иметь возможность отдыхать по выше приведённому принципу.

Второй важной деталью, является то, каким образом вы используете эти минуты отдыха.

Очень важно как именно вы отвлекаетесь от работы. Многими учеными из различных стран и ведомств, было доказано, что лучшим отдыхом считается максимальная отвлеченность от рабочего процесса. К примеру, лучшим вариантом может стать небольшая разминка на улице или в другой части офиса. Чем кардинальнее перемена обстановки — тем лучше.

Третьей существенной деталью, является правильный режим сна.

Наш организм во время сна использует перемену циклов — быструю и медленную. Продолжительность цикла у разных людей может варьироваться от часа до двух. Таким образом, эффективнее всего будет сон, продолжительность которого будет кратна длине цикла. То есть, если ваш цикл сна составляет около полутора часов, то гораздо продуктивней будет спать семь с половиной часов чем восемь полных. Проведите личные наблюдения над своим сном, определите длительность вашего цикла и попытайтесь построить свой отдых правильным образом.

2. Мотивационный аспект

Каждый человек, порой ощущает жесткую потребность в мотивационном ресурсе, будь то вещи, определенное душевное состоянии, эмоциональный настрой, которые должны подстегивать, располагать к выполнению различного рода задач . Тайм-менеджмент Глеба Архангельского , предлагает использовать так называемые “якоря” — зацепки, которые привяжутся к вашему сознанию и будут ассоциироваться с выполнением задач конкретной направленности.

Самым распространенным “якорем” является, как ни странно, музыка.

К примеру, когда вам нужно настроиться на отдых, вы можете слушать легкую, ненавязчивую музыку и пить черный чай. Когда же вам стоит настроить себя на жесткую, энергозатратную работу, возможно больше подойдет тяжелый рок и чашка крепкого черного кофе. Не привязывайтесь к этим ассоциациям, это всего лишь пример. У каждого из вас якоря могут быть свои. Важно не использовать “якоря”, которые привязаны к конкретным задачам при выполнении работы другой направленности. К примеру, если для настроя на продуктивный труд, вы предпочитаете выпивать чашечку крепкого чая, то не стоит этого делать в момент, когда вы собрались, как следует отдохнуть. Таким образом, вы попросту расфокусируете свой “якорь” и он будет менее эффективен.

“Руководитель случайно услышал, как его секретарь по телефону жалуется подруге на жизнь: «Собираюсь увольняться… Зарплата и прочее - все устраивает, но шеф такой сухарь, не похвалит никогда, я так не могу работать…» Руководитель, будучи человеком структурным и системным, вписал в график ежедневных рутинных задач - «Похвалить секретаршу». И каждый день отмечал галочкой выполнение. В результате получил высокомотивированного и преданного сотрудника.”

Архангельский Г.А. «Тайм-драйв: Как успевать жить и работать»

Вторым важным действием будет поедание “лягушек”.

Да, именно “лягушек”. В тайм-драйве Глеба Архангельского , под поеданием “лягушек”, подразумевается выполнение мелких, но не самых приятных задач. К примеру, позвонить надоедливому клиенту или, наконец-то, потребовать прибавки у начальства. Зачастую, время решения данных вопросов составляет около пяти или десяти минут, но так как люди обычно откладывают такие дела неделями, они со временем накапливаются и перерастают в значительные проблемы. Согласитесь, зачем тратить несколько часов на решение вопроса, если можно своевременно его уладить за пять минут.

Автор рекомендует вам съедать “лягушку” по утрам, ведь таким образом решив неприятную мелкокалиберную задачу в самом начале дня, вы избавитесь от навязчивой и неприятной мысли её постоянного присутствия в вашем графике.

Третьим важным действием будет инженерный проект — “слон”.

Более крупные, глобальные, или масштабные задачи, которые требуют значительных затрат ресурсов времени и сил, тайм-менеджмент от Глеба Архангельского предлагает разбивать на более мелкие, но с четким выделенным периодом их решения. Автор называет глобальное дело, будь то актерская работа или инженерный проект — “слонами”. “Слона” нельзя скушать одномоментно, вы как минимум подавитесь. Но слона можно разбить на определенное количество бифштексов, разделаться с которыми, будет намного проще.

3. Целеобразование

“Страшно привязывать цели к срокам. Приходится честно и реалистично смотреть на свою жизнь. И сталкиваться с неприятными истинами. Страшно брать на себя ответственность. А вдруг не получится, а вдруг не смогу… Гораздо приятнее тешить себя мечтами о лучшей жизни, чем честно и ясно прописать — чего я хочу и собираюсь добиться. И честно признаться, что не достиг — если, конечно, не достигнешь.”

Глеб Архангельский «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать»

Основополагающим аспектом, который формирует успешного человека, является умение четко формулировать цели и задачи. Правильное планирование рабочего дня и направленность ваших действий зависит от конечной цели, к которой должно привести систематическое выполнение определенных задач.

Представьте, что вы — это юридическое лицо. Да, именно юридическое, а не физическое. Представьте себя в роли какого-нибудь ЗАО “Иванов Иван Иванович”. Какие цели будут у данного предприятия? Какую стратегию развития ему следует выбрать? Какой коллектив ему нужен для достижения желаемого результата? Какой должна быть прибыль и оборот данной компании? Так же, как и на рынке, у вас не может быть одного, самого правильного или единственно верного варианта поведения. Существует множество способов достичь определенных целей.

Понимание верного варианта решения приходит с опытом. Но что у вас точно должно быть с самого начала, так это четкое понимание вектора движения. Ни одно хорошо налаженное предприятие не работает хаотично. Любая деятельность должна приводить к достижению цели.

Наводится понятие “родной цели”, то есть цели, которая вам по-настоящему близка. Определить такую цель, зачастую достаточно сложно, так как для этого необходимо некоторое время для осознания. К примеру, вам кажется, что лучшей целью в данную неделю будет покупка высококачественного классического костюма от известного кутюрье. Но будет ли это вашей “родной целью” – не вполне ясно. Возможно такому выбору способствует хорошая рекламная кампания, или просто красивый внешний вид. “Родная цель” должна быть вам действительно необходима. Она должна быть тем, в чём вы ощущаете потребность.

4. Организация рабочего времени

Одной из важнейших сторон , является правильный распорядок рабочего дня. Автор предлагает вам начать планирование дня утром или же наоборот вечером.

Положительным аспектом планирования рабочего дня вечером, станет некое переключение на отдых, при том, что следующий день начинается с четкого понимания рабочего процесса.

Утреннее планирование хорошо повлияет на уточнение некоторых задач, которые необходимо выполнить, а также для прояснения плавающих и нестабильных нюансов, которые не всегда могут зависеть от ваших решений. Полезнейшей рекомендацией от автора при планировании рабочего дня, является ведение личного ежедневника. Эта маленькая записная книжка, очень наглядно может продемонстрировать вам, насколько разумно и эффективно вы используете свой важнейший ресурс — время.

Тайм-менеджмент от Глеба Архангельского предлагает вам особый, разработанный автором метод ведения ежедневника. Общий алгоритм ведения дня предусматривает классификацию дневных задач, исходя из временных рамок. Жесткие встречи должны быть выполнены в конкретное время, тогда как гибкие встречи вы можете решать на протяжении дня, в любой удобный для вас момент.

Книга «Тайм-драйв» Глеба Архангельского является одним из лучших инструментов планирования собственного времени на отечественном и мировом рынке. В этой статье мы дали вам краткое описание некоторых глав и постулатов, описанных в книге. Попробуйте придерживаться всех принципов, и вы увидите, что управление временем отнюдь не фантастическая задача, а реальность.

Ваша конфиденциальность очень важна для нас. Мы хотим, чтобы Ваша работа в Интернет по возможности была максимально приятной и полезной, и Вы совершенно спокойно использовали широчайший спектр информации, инструментов и возможностей, которые предлагает Интернет. Личная информация Членов, собранная при регистрации (или в любое другое время) преимущественно используется для подготовки Продуктов или Услуг в соответствии с Вашими потребностями. Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам. Однако мы можем частично раскрывать личную информацию в особых случаях, описанных в «Согласии с рассылкой».

С какой целью собираются эти данные

Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей тренинга, полезных материалов, коммерческих предложений. Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме.

Как эти данные используются

На сайте используются куки (Cookies) и данные о посетителях сервиса Google Analytics. При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей. Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом.

Как эти данные защищаются

Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности. Наша Компания придерживается различных международных стандартов контроля, направленных на операции с личной информацией, которые включают определенные меры контроля по защите информации, собранной в Интернет. Наших сотрудников обучают понимать и выполнять эти меры контроля, они ознакомлены с нашим Уведомлением о конфиденциальности, нормами и инструкциями. Тем не менее, несмотря на то, что мы стремимся обезопасить Вашу личную информацию, Вы тоже должны принимать меры, чтобы защитить ее. Мы настоятельно рекомендуем Вам принимать все возможные меры предосторожности во время пребывания в Интернете. Организованные нами услуги и веб-сайты предусматривают меры по защите от утечки, несанкционированного использования и изменения информации, которую мы контролируем. Несмотря на то, что мы делаем все возможное, чтобы обеспечить целостность и безопасность своей сети и систем, мы не можем гарантировать, что наши меры безопасности предотвратят незаконный доступ к этой информации хакеров сторонних организаций.

В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.

15 августа в столичной гостинце «Салют» состоялось открытие VIII Международного фестиваля социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь - 2017», приуроченного к 100-летию Февральской и Октябрьской революций, событий, подорвавших веру людей в крепкие, здоровые взаимоотношения.

Участники этого крупнейшего ежегодного форума международного русскоязычного общественного движения в защиту жизни уже много лет занимаются проблемами преодоления демографического кризиса на основе возрождения идеи многодетной семьи, оказывают всестороннюю помощь беременным женщинам и семьям с детьми.

Фестиваль завершит свою работу 17 августа. А еще до его открытия, 14 августа, его участники побывали на четырехчасовом семинаре Глеба Архангельского - ведущего российского эксперта в области тайм-менеджмента (управления временем), члена Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, обладателя звания «Предприниматель года». Глеб руководит проектом внедрения тайм-менеджмента в крупнейших российских корпорациях и государственных органах.

Участникам фестиваля он рассказал о целеполагании, планировании и самомотивации. Первая часть семинара была посвящена теории, вторая - инструментам по эффективному управлению временем. Очень многие люди не умеют планировать свою работу и свою жизнь, жалуются, что ничего не успевают… Щедро делясь с ними своими знаниями, Глеб Архангельский объяснил, что такое стратегическая картонка и зачем ее нужно вложить в ежедневник, как его правильно вести, для чего нужно есть лягушку натощак и нарезать слона на бифштексы (лягушка - это мелкие неприятные дела, а слон - это огромные и неподъемные проблемы вроде отмены абортов), как ставить перед собой цели и пользоваться такими техниками, как «якорь», «швейцарский сыр» и «подарок» (нельзя забывать о том, что похвала и благодарность могут стать лучшей наградой, лучшим подарком для себя и для других, ведь людям очень важно, чтобы их хвалили и благодарили). По ходу дела мы узнали, что диссертация лучше пишется под струнную музыку Баха и Моцарта, что сам Глеб любит работать под музыку Вагнера и ему, отцу четверых детей, лучше всего работается не в кабинете за письменным столом, а, например, сидя на кухне.

По словам президента фестиваля Сергея Чеснокова, «эффективное использование времени - крайне важный инструмент для руководителей и сотрудников благотворительных организаций. Подавляющая часть благотворительных НКО не в состоянии платить зарплату большому штату специалистов, что приводит к сильной загруженности нескольких сотрудников. В такой ситуации умение эффективно распоряжаться временем сможет обеспечить более высокие результаты, это профилактика многих проблем, с которыми сталкивается любой руководитель».

После первой части семинара народ кинулся покупать книги Архангельского, а в конце семинара счастливые обладатели книг выстроились в очередь за автографами. Первый день фестиваля подарил защитникам жизни бур положительных эмоций и настрой на победу.

После ужина более пятисот участников фестиваля «За жизнь», приехавшие из почти трехсот городов России, ближнего и дальнего зарубежья (Беларуси, Украины, Грузии, Сербии, Литвы, Италии, Испании), обсудили предложения власть предержащим, которые призваны улучшить демографическую ситуацию в России. Все они прибыли в Москву, чтобы обсудить вопросы укрепления семейных ценностей и выработать меры, направленные на защиту человеческой жизни, укрепление демографического суверенитета и сохранение репродуктивного потенциала внутри своих стран. В рамках фестиваля пройдут презентации различных достижений участников движения. По итогам конкурсной части фестиваля победители получат награды за достижения в деле защиты жизни.

Уже в первый день фестиваля прошли дискуссии об общих целях, задачах и программе дальнейших действий в сфере защиты жизни. Представители РПЦ, деятели культуры, искусства, политики, науки и бизнеса увидят тематические выставки, оценят выступления творческих коллективов, внесут свои предложения властям, поделятся наработанным опытом. Проведено совещание окружных координаторов Общероссийского общественного движения «За жизнь!». Итогом фестиваля должно стать принятие манифеста движения «За жизнь».

В ночь с 15 на 16 августа желающие могут принять участие в ночной Божественной литургии с молитвой о прекращении абортов (часы и исповедь в 23.30 - 00.00). По окончании литургии в храме Покрова в Ясеневе (Литовский бульвар, д. 7а) желающие смогут объехать с молитвой всю Москву на автобусе. Бесплатная поездка будет длиться около девяти часов и пройдет по пятому транспортному кольцу или бетонке. Во время поездки верующие будут читать акафисты, молиться мирским чином. Для участников предусмотрено бесплатное питание в начале поездки и трапеза по прибытии в гостиницу «Салют». Молитвы верующих москвичей крайне важны, поскольку именно в столице принимаются судьбоносные для страны решения. На поездку необходимо взять благословение духовника. По вопросам участия звонить по телефону +79685032368. Фестиваль только начинается. Вход свободный! Ждём вас, друзья!

Ирина Ахундова , член Союза журналистов Москвы

Как втягиваться в работу, чтобы не тратить время на раскачку, разбирая мелочи и никак не находя в себе сил взяться за главное? В психологии есть хорошее понятие «якорь». Это любая материальная привязка (музыка, цвет, слово, движение, ритуал), связанная для нас с определенным эмоциональным состоянием. При необходимости настройки на задачу мы «включаем» нужный материальный якорь -- и вводим себя в соответствующее эмоциональное состояние.

Будьте внимательны: если вы завели себе «якорь», лучше использовать его только по прямому назначению, старайтесь не «включать» его в других обстоятельствах. Если, например, кофе для вас является «якорем» на работу, и вдруг на отдыхе вы выпиваете чашку кофе -- вы посылаете вашему подсознанию сигнал «сейчас у нас работа!». Отдых становится менее эффективным. Многие менеджеры интуитивно это чувствуют и делят, например: «на работе -- только кофе, на отдыхе -- только чай». А один мой клиент на работе пил только черный чай, а на отдыхе -- только зеленый. Аналогично, не слушайте во время отдыха ту музыку, которая является для вас «якорем» на работу.

Уничтожение мелких неприятных дел

Бывают в нашей жизни дела, требующие, может быть, совсем немного времени, но неприятные. Позвонить недружелюбному клиенту; вызвать наконец сантехника; попросить шефа о повышении зарплаты и т.п. В тайм-менеджменте такие задачи называются «лягушками». «Лягушки» часто подолгу откладываются и грозят перерасти в большие неприятности. Обидно получается: задача, требовавшая 5 минут, откладывалась неделями и поэтому переросла в проблему, на решение которой придется потратить много часов. У испанцев есть поговорка: «Каждое утро съедай лягушку». Действительно, начав день со съедения одной «лягушки», вы весь день ходите бодрый и радостный. Про остальных «лягушек» вы не вспоминаете -- они остались на следующие дни. И наоборот, если утром «лягушку» не съесть -- она будет весь день маячить где-то на горизонте и отравлять жизнь. Как пишет один ученик ТМ-школы: «Я думал, у меня стада «лягушек», зеленые ковры вокруг меня… А когда ввел «правило ежедневной лягушки» -- они все разошлись за две недели».

По мотивам прочтения книги Глеба Архангельского

"Тайм-драйв. Как успевать жить и работать".

До конца жизни нам осталось примерно 200-400 тысяч часов, говорит ведущий российский эксперт по тайм-менеджменту Глеб Архангельский, и наша задача - распорядиться этим временем с умом. Время необходимо найти не только на зарабатывание денег, но и на семью, друзей, отдых, чтение книг и тысячи других занятий. Большинство людей не задумываются о том, что время, в отличие от денег, - ресурс невосполнимый, и продолжают бесшабашно его транжирить. Автор в доступной форме знакомит читателя с секретами тайм-менеджмента, или техники управления личным временем. Сильные стороны книги - это возможность применить ее рекомендации на деле прямо сегодня, четкая структура изложения, а также многочисленные обращения автора к примерам из российской истории и современной деловой жизни. Архангельский подсказывает простые решения проблемы нехватки времени, над которой многие читатели наверняка ломают голову уже давно. Впрочем, следует отметить, что большинство представленных в книге рекомендаций хорошо известно в деловой литературе.

Что такое тайм-менеджмент

Когда к человеку приходит понимание того, сколько времени ему осталось на активную жизнь, он начинает всерьез беспокоиться о максимально полезном расходовании этого времени. После того, как он привыкает вдумчиво и кропотливо планировать рабочий день, неделю, месяц, часто обнаруживается, что у него появилось намного больше, чем раньше, времени на отдых, “творческую лень” и спокойные размышления о чем угодно. Управление личным временем - это не разновидность крохоборства и скупости, как может кому-то показаться, а уникальная возможность высвободить время не только на самые важные, но и на самые приятные дела, чтобы жить в соответствии с личными ценностями и приоритетами. Иными словами, тайм-менеджмент - это один из путей к свободному и гармоничному существованию.

Самомотивация

Психологам хорошо известно, что с помощью нехитрых приемов, действующих чаще всего на бессознательную часть психики, человека можно настроить на эффективную работу даже в том случае, когда работа ему неинтересна. Один из этих приемов - использование психологических “якорей”, то есть целенаправленное создание в сознании нужных ассоциаций. Например, если вы привыкли заниматься делами в сопровождении определенной мелодии, то ее прослушивание само по себе способно взбодрить и настроить на рабочий лад. Иногда таким “якорем” выступает и чашка крепкого кофе, выпиваемая по приходе на работу. Обращаться с психологическими “якорями” следует аккуратно, так как сформированные ими ассоциации могут распадаться.

Иногда нам бывает трудно взяться за дело, когда мы понимаем, что дело это непростое и потребует значительных усилий. Используйте в этом случае “метод швейцарского сыра”. Представьте, что стоящая перед вами задача - это кусок сыра, от которого можно откусывать маленькие кусочки, то есть выполнять самые легкие или приятные этапы работы. Через некоторое время вы заметите, что от основного массива работы уже почти ничего не осталось. Завершив выполнение того или иного этапа, поощрите себя - скажем, откусывайте кусочек шоколадки после написания очередной страницы отчета. Один из популярных способов заставить себя приступить к выполнению не слишком приятных задач - “съедение лягушки”. Представьте, что самый неприятный для вас участок работы - это холодная, противная лягушка, которую нужно съесть. После того, как вы покончите с самым трудным, все остальное покажется вам намного более простым для выполнения.

Другой вариант этого метода - “съедение слона”. Когда вы боитесь приступить к задаче из-за ее масштабности, представьте ее в виде слона, которого вы разрезаете на кусочки, чтобы каждый день съедать по одному. Заведите таблицу, в которую заносите съеденных “слонов” и “лягушек” по мере их поступления. Назначьте для себя маленькую награду за успешное поглощение определенного их количества - например, приятную покупку. Представление времени в виде таблицы - эффективное средство тайм-менеджмента, помогающее создать в воображении картину неумолимого течения времени.

Тайм-менеджмент в офисе

Одна из аксиом управления временем гласит, что у каждого дня должен быть план. Этот план выступает своего рода схемой, помогающей сознанию предварительно просчитать все действия. Всегда имейте при себе ежедневник, куда вечером или утром заносите план на предстоящий день. Подсчитывая дневной “бюджет” своего времени, не забывайте закладывать в него такие непредвиденные временные траты, как автомобильные пробки или организационные просчеты. Нужно помнить и о том, что план - это не догма, а предварительная схема, которую нужно корректировать по ходу дела. Недостаток планов в том, что они могут срываться из-за непредвиденных мелочей. Продумайте свои действия на этот случай и застрахуйтесь от неожиданностей - например, собирая максимум дополнительной информации о запланированных мероприятиях.

Часть задач, которые обязательно нужно выполнить, будет относиться не к конкретному дню, а иметь сквозной характер. Например, напомнить кому-то о чем-то, если он позвонит, или помыть машину, если вы будете проезжать мимо автомойки. Список таких дел удобно выносить на отдельную карточку, используемую в качестве закладки в ежедневнике, - “стратегическую картонку”. Выполнение запланированных действий такого рода зависит от появления удобного момента. Чтобы вспомнить о “контекстной задаче” в нужный момент, создайте систему “переходящих” напоминаний, которые можно записывать, скажем, на маленьких стикерах и прикреплять сначала к одной странице ежедневника, а затем переносить их на следующую.

При планировании дня следует учесть еще одно условие эффективной работы, о котором мало кто задумывается. Это отдых для восстановления сил. Бессистемное переключение внимания не помогает расслабиться - отдых должен быть регулярным и запланированным. Установите для себя правило каждый час отрываться от работы ровно на пять минут. В “пятиминутку отдыха” заварите чай, поговорите со знакомым, побродите по Интернету или просто пройдитесь по коридору. Лучший вид короткого отдыха в рабочее время - это сон. Вместо того чтобы после обеда клевать носом, мучительно пытаясь сосредоточиться, найдите возможность вздремнуть хотя бы полчаса. Это можно сделать в кабинете, пустой переговорной комнате или автомобиле. Короткий послеобеденный сон быстро освежит мозг - и вы будете готовы с новыми силами взяться за работу.

Искусство расставлять приоритеты

Умение находить среди дел главное и в первую очередь заниматься им, а все второстепенные задачи откладывать на потом имеет колоссальную важность не только для работы, но и для жизни в целом. Самая распространенная причина неудач - наше естественное желание получить все и сразу. Выбор приоритетного в данный момент дела - суть тайм-менеджмента. Однако чтобы не ошибиться с выбором приоритета, нужно не полагаться на интуицию, а сформулировать критерии важности (источник задачи, вклад в общий результат, сложность и так далее). Матрица критериев должна стать “ситом”, сквозь которое вы будете ежедневно “просеивать” задачи и цели.

Когда человек начнет всерьез разбираться с тем, какие дела имеют первостепенную важность, а какие подождут, у него могут возникнуть конфликты с окружающими. Каждый считает, что его проблема или вопрос должны решаться в первую очередь. Ваша задача -

сбросить с плеч гору мелких, второстепенных дел, которые отнимают ценное время и истощают силы, но при этом не испортить отношений с коллегами. Можно выделить три следующих приема, помогающих это сделать:

Вежливый и убедительный отказ. Ничто так не бережет время и силы, как умение говорить “нет”. Научитесь вовремя отказываться от выполнения дел, не согласующихся с вашими приоритетными целями. Чтобы человек, которому отказали в его просьбе, не затаил на вас обиду, придумайте правдоподобную причину. Если позволяют обстоятельства, попробуйте привести логическую аргументацию своего отказа. Либо докажите человеку, что на самом деле то, о чем он вас просит, ему не нужно или не выгодно.

. “Здоровый пофигизм”. В некоторых ситуациях не следует торопиться с выполнением поставленной задачи - завтра она может решиться сама собой, без вашего участия. Перед тем как браться за любое дело, спрашивайте себя, нужно ли его делать вообще и должны ли этим заниматься именно вы. Вокруг вас наверняка есть люди, которые только и ждут, чтобы переложить на ваши плечи свою работу.

Делегирование работы. Перед выполнением рутинной (или неквалифицированной) работы подумайте, нельзя ли передать ее другим сотрудникам или обратиться к помощи людей, оказывающих профессиональные услуги. Перепоручив задачу подчиненным, не забывайте следить за тем, как они ее выполняют, и при необходимости напоминайте им о ней. Не полагайтесь на память, а фиксируйте поручения на карточках или в органайзере (бумажном или электронном). Пусть коллеги и подчиненные знают: вы никогда не забываете, о чем просили других.

Как победить хаос

Одна из основных причин утечки драгоценного времени - присутствие вокруг нас толщи информационного мусора, сквозь который приходится продираться к действительно важной информации. Научитесь организовывать оперативный доступ к нужным сведениям и не загромождайте голову массой ненужных. Когда у вас скопится слишком много непросмотренных документов, непрочитанных писем и так далее, примените метод “ограниченного хаоса”. Он заключается в том, что все входящие материалы помещаются в общий “накопитель” (папку, корзину, электронную папку). Затем производится сортировка: мы выделяем из массы бумаг основной тип материалов (или же тот, который легче всего вычленить) и заводим для него отдельную папку (например “Договоры”, “Финансовые отчеты”). Затем выделяем следующий массив документации - и так до тех пор, пока завал не будет разобран. Метод движения от хаоса к порядку гораздо лучше изначального следования определенным принципам сортировки документов, которое в итоге чаще всего приводит к дублированию папок и еще большему хаосу.

“Поглотители времени”

Один из главных источников информационного мусора в жизни человека - это телевидение и другие средства массовой информации. Внимательно проанализируйте свое желание регулярно смотреть выпуски новостей. Так ли вам нужно знать о военных действиях на Ближнем Востоке, о разводе поп-звезды или любом другом событии, к которому ни вы лично, ни ваша компания не имеете отношения? Бросьте привычку включать телевизор по утрам и вечерам, используя его в качестве звукового фона. Спрячьте подальше пульт дистанционного управления, чтобы не провоцировать у себя навязчивое желание постоянно переключать каналы. Смотрите телевизор выборочно и целенаправленно: если в программе стоит передача, которая вам интересна, то запишите ее на какой-нибудь цифровой носитель, чтобы посмотреть в удобное время.

Победа в борьбе с такого рода “поглотителями времени” требует систематического подхода. Попробуйте замерить точно, сколько времени вы ежедневно тратите на те или иные дела. Например, носите с собой блокнот и несколько дней подряд педантично записывайте в него, что вы делаете и сколько времени на это ушло (с точностью до 5-10 минут). Короткие отвлечения от работы, занимающие меньше пяти минут, отмечайте “галочками”, а вечером число этих “галочек” умножьте на 2-3 минуты, чтобы увидеть масштаб этих мелких утечек времени. Внимательный, терпеливый мониторинг личного времени позволяет увидеть со всей ясностью, какие временные резервы есть у вас в запасе. Сравните время, затраченное на приоритетные и важные дела, со временем, отнятым “поглотителями”. Когда у вас появятся количественные показатели, вы удивитесь, насколько быстро станут сокращаться утечки времени на “поглотителей”.

Благодаря ежедневному хронометражу вы, возможно, впервые точно узнаете, сколько времени на самом деле отнимает дорога на работу и с работы. Подумайте над тем, как заполнить этот “мертвый” промежуток чем-нибудь полезным - например, чтением книг, прослушиванием аудиозаписей или изучением иностранных языков. Наконец, когда вы едете в общественном транспорте, просто расслабьтесь и постарайтесь хорошо отдохнуть - это будет не менее эффективным использованием времени, чем чтение книги.

В тайм-менеджменте - как в спорте: если человек не двигается вперед, он двигается назад. Поставьте перед собой цель каждый день делать хотя бы маленький шажок к экономии личного времени. Превратите контроль за временем и поиск его ресурсов в такое же регулярное, привычное занятие, как умывание и чистка зубов. Возьмите за правило ежедневно разбираться хотя бы с одним информационным завалом (очистка рабочего стола, сортировка входящей электронной корреспонденции и так далее). Еженедельно опробуйте какую-нибудь новую методику управления временем - например, мониторинг временных затрат на текущие дела или ведение органайзера. Раз в три месяца проводите “дисциплинарную неделю”, в течение которой строго соблюдайте все свои планы, не давайте себе никаких поблажек и ни на минуту не отвлекайтесь от дел.

Культура управления временем

Хотя все мы знаем, что время - это деньги, потеря денег воспринимается нами намного болезненнее, чем потеря времени. Индивидуальные усилия по экономии личного времени часто разбиваются о стену коллективного безразличия. Идеология тайм-менеджмента должна быть сегодня встроена в корпоративную культуру любой организации. Самый простой способ пробудить интерес руководства компании к внедрению его принципов -

это подсчет финансового ущерба от непродуктивно затрачиваемого времени в масштабах одного подразделения или всей организации. Пусть подчиненные убедятся на примере своего начальника, что бороться за время нужно не менее ожесточенно, чем за деньги. Руководитель должен показать на деле, что ценит время своих подчиненных. Очевидное преимущество тайм-менеджмента состоит в том, что вряд ли найдется хоть один человек, который согласится спокойно смотреть, как бессмысленно утекает его жизнь. Чаще всего людям достаточно лишь подсказать, что надо делать для экономии времени.

Глеб Архангельский - эксперт в области тайм-менеджмента и инициатор российского ТМ-движения. Глава тренинговой и консалтинговой компании “Организация времени”, клиентами которой выступают крупнейшие российские и западные корпорации, органы государственного управления и многие компании среднего бизнеса. Автор нескольких бестселлеров на тему управления личным временем.