Чем выражается метод психологического моделирования. Понятия «модель» и «моделирование» в психологии

Моделирование само по себе является методом научного познания мира и определяется как представление объекта моделью для получения информации о нем путем проведения экспериментов с его моделью . Модель есть

«образец чего-либо» или «подобие какого-либо предмета». Она (но Г. Клаусу (G. Klaus) ) есть отображение фактов, вещей и отношений определенной области знаний в более простой, более наглядной материальной структуре данной или иной области.

Моделирование биологических систем имеет свою историю. В V-I вв. до н.э. моделирование представляло собой воспроизведение внешнего сходства объекта. До XVI в. господствовало воспроизведение простейших избирательных реакций живых систем. На этапе с XVI до середины XX в. воспроизводился принцип саморегуляции и простейших функций мозговой деятельности. Со второй половины XX в. был осуществлен переход к моделированию всевозможных (в том числе сложных) процессов живой природы. При этом, с одной стороны, модель биологической системы должна быть достаточно упрощенной, чтобы допускать физическую или математическую трактовку, с другой - она должна отражать наиболее важные и существенные черты явления, т.е. быть достаточно сложной, чтобы не потерять адекватность прототипу.

В литературе определяются по крайней мере два основных типа моделей : физический и математический. К физическому типу относятся модели, имеющие физическую, химическую или биологическую природу, сходную с природой изучаемого явления, сохраняющие подобие оригиналу и отличающиеся от него лишь размерами, скоростью течения исследуемых явлений и материалом. Математический тип представляет модели, имеющие отличную от прототипов физическую, химическую или биологическую природу, но допускающие с оригиналом математическое, программное или логическое описание процесса. Для построения математической модели какого-либо объекта необходимо прежде всего выявить факторы, имеющие к нему отношение, и описать его характеристики, выделить при этом переменные величины, оказывающие основное влияние на результат.

Отмечаются три ступени создания математических моделей:

  • 1) создание логико-математической схемы;
  • 2) сопоставление теоретических и экспериментальных понятий (схема- опыт);
  • 3) конкретное применение логико-математической схемы.

Эффективность математического моделирования зависит от характера

задач исследования, мастерства исследователя, избранной модели, регламента времени и средств. Математическое моделирование в психологии сталкивается с рядом трудностей, связанных с некоторой «сдержанностью» исследователей. Это обусловливается тем, что математическое моделирование - это метод, связанный со сложными математическими расчетами, определенным редукционизмом и особым статусом компьютера в эксперименте.

Классификация моделей. В рамках экспериментальной психологии классификация моделей может быть представлена в виде классов знаковых, программных и физических (вещественных) моделей.

Класс знаковых моделей представляется образными, концептуальными и математическими моделями объекта исследования. Образные модели -

это образы, содержащиеся в индивидуальном сознании человека, исчезающие вместе со смертью носителя. Концептуальные модели представляют собой вербальное описание психической деятельности на определенном языке (например, характеристика объекта исследования), который должен отличаться точностью и одинаковой значимостью для всех пользователей. Максимальное развитие концептуальной модели приводит к математической (формальной) модели. Математическая модель предполагает анализ психологической системы точными средствами. Ее основными недостатками являются: искажение естественных условий с целью использования уже готовых (стандартных) моделей и стремление к линейности. Применение линейных функций в психологии обусловлено адекватным восприятием такого рода зависимостей людьми с точки зрения здравого смысла. Более того, сравнение линейных и нелинейных зависимостей, полученных посредством аппроксимации, показывает, что они различаются статистически незначимо.

Класс программных моделей представляется жестко алгоритмическими, эвристическими и блок-схемными моделями. Алгоритмические модели основываются на использовании предписаний содержания и последовательности операций, переводящих исходные данные в искомый результат. Эвристические модели - это наиболее разработанные программные модели. Блок-схемные модели являются отражением в модели взаимосвязи информационного процесса решения задач и проблемных ситуаций с эмоциональными и мнемическими процессами психической деятельности. Основной недостаток их заключается в недостаточной глубине аналогии модели и прототипа.

Класс физических (вещественных ) моделей представляется гипотетическими, бионическими и биологическими моделями. Гипотетическая модель - это система анализа данных психологических исследований, создание конструктивной гипотезы о материальных, структурных механизмах протекания процессов психической деятельности, построение в соответствии с гипотезой технологической модели, по функционированию которой проверяется адекватность гипотезы. В основу бионической модели положена гипотеза о структуре субстрата, способного порождать субъективные явления. В бионических моделях все субъективные переживания (ощущения, образы, память) образуются из материальных элементов - нервных импульсов, вызванных внешними (физическими) воздействиями, а в искусственно созданных машинах взаимодействующие импульсы, так же как и в живом организме, образуют искусственные субъективные явления. Биологические модели представляют собой подопытных животных, насекомых и т.д., используемых в психологических экспериментах в качестве естественной модели протекания исследуемой психической функции.

Таким образом, в ходе психологического моделирования, как отмечает А. А. Братко , следует учитывать по крайней мере три аспекта: 1) в модели должна воспроизводиться структура исследуемого психического процесса,

2) модель должна учитывать данные нейрофизиологии и логическую структуру психики, 3) при переносе данных необходимо учитывать специфику системы, используемой в качестве модели.

Моделирование предмета психологического исследования. В психологическом исследовании так же, как и в большинстве других видов экспериментирования, производится манипулирование моделью изучаемого объекта. Поэтому в ходе психологического исследования вначале осуществляется концептуально-теоретическое (построение гипотезы), затем содержательно-логическое, а уже на стадии реализации - формальноматематическое, инструментально-методическое и интерпретационное моделирование.

Для иллюстрации психологического моделирования рассмотрим измерение познавательной активности школьников.

1. Теоретической моделью познавательных особенностей испытуемых, находящихся в системе обучения, могут быть любые концепции интеллекта 1 . Интеллект иногда определяется как обобщенная способность к обучению. Эта позиция имеет своих противников . Однако многие исследователи сходятся во мнении о том, что именно интеллектуальные тесты сильно коррелируют со школьной успеваемостью .

В результате исследований выявлено наличие в структуре познавательной активности человека общей и специфической обучаемости. Общая обучаемость определяется способностью индивида усваивать знания (или информацию) независимо от содержания и формы представления. Она абстрагируется от мотивационного компонента интеллектуальной деятельности и зависит в большей мере от мыслительных процессов индивида. Специфическая обучаемость характеризуется направленностью и избирательностью усваиваемых знаний, умений и навыков. Как общей, так и специфической обучаемости присущ темп усвоения информации.

Таким образом, специфическая обучаемость состоит из двух динамических компонентов: усвоения учебной информации и направленности этого усвоения, которая диктуется личностными особенностями субъекта и спецификой содержания этой информации. Статическим компонентом обучаемости является «опыт», который посредством направленного присвоения индивидом внешней информации стал его внутренним компонентом. «Опыт» играет активную роль в познавательном процессе. Л. С. Выготский называл «опыт» «уровнем актуального развития» (УАР) личности. Составной частью обучаемости наряду с «опытом» является ее динамическая часть: «зона ближайшего развития» (ЗБР), которая определяет потенциальные познавательные возможности человека в виде способности усваивать учебную информацию под руководством или в сотрудничестве с наставником, учителем, т.е. прогнозирование потенциальных познавательных особенностей субъекта. Психологическим основанием ЗБР является сознательное и внутренне контролируемое «подражание» обучаемого действиям обучающего. Ю. 3. Гильбух предложил структуру ЗБР в виде зон «актуального обучения» 1 (ЗАО) и «творческой самостоятельности» (ЗТС). Обе «зоны» диалектически взаимосвязаны и структурно сочленены. «Зона ближайшего развития» существует потенциально. Она реализуется в процессе чередования ЗАО и ЗТС и закрепляется в способах интеллектуальной деятельности в актуальном опыте субъекта.

Таким образом, обучаемость как психологическая категория структурирована по крайней мере в трех плоскостях. Первая плоскость определяется как общая и специфическая обучаемость; вторая - как темп, избирательность и направленность усвоения учебной информации и, наконец, третья плоскость - это динамический и статический аспекты: процесс «усвоения» и «опыт» как активное хранение и употребление усвоенной информации. Процесс «усвоения» характерен внутренней динамической структуре, представляющей собой диалектическое единство двух процессов - ЗАО и ЗТС.

  • 2. Содержательно-логическая (качественная ) модель , основанная на положениях теоретической модели (гипотезы), отражает редуцированное совокупное представление экспериментатора о содержании предмета исследования. В рассматриваемом случае обучаемость (ОБЧ) как характеристика познавательной активности субъекта представляет собой некую функцию единства статической и динамической составляющих процесса обучения - «уровня актуального развития» в форме «опыта» (Он), «зоны актуального обучения» в форме «подражания» (По) и «зоны творческой самостоятельности» (ТС): ОБЧ = / (Он, По, ТС).
  • 3. Инструментально-методическая модель включает методические средства психологического измерения элементов концептуально-теоретической и содержательно-логической моделей.

В нашем случае были выбраны методики, прошедшие проверку достоверности в ряде образовательных организаций Москвы. Выборка составила более 1200 учеников старших классов. В целях измерения переменной «опыт» определяется при помощи интеллектуального теста, диагностирующего общие знания испытуемых, усвоенных в процессе изучения школьной программы (ШТУР). «Подражание» было измерено при помощи ориентировочных тестов (ТПА-САД). «Творческая самостоятельность» определяется при помощи методики оценки креативности (модификация теста С. Медника) .

  • 4. Формально-количественная (.математическая) модель обучаемости представляет собой математическую функцию «опыта», «подражания» и «творческой самостоятельности». Эмпирически было определено, что каждый элемент входит в ОБЧ со своим весовым коэффициентом: Оп -
  • 0,333; По - 0,343; ТС - 0,324. В качестве абстрактной модели путем аппроксимации методом наименьших квадратов была выбрана линейная регрессия {у = b + ах г). «Опыт» определяется при помощи интеллектуального теста, диагностирующего общие знания испытуемых, усвоенные в процессе изучения школьной программы, и моделируется в виде уравнения линейной регрессии: У 0п = 2,52 + 0,44х 1? где У 0п - оценка «опыта»; х { - показатель теста. Коэффициент корреляции R xy = 0,54 х 2 - показатель ориентировочного теста. Коэффициент корреляции R vy = 0,67 R 4/ = 0,42 (р 0,05)1.

Таким образом, ОБЧ рассчитывалась по формуле ОБЧ = 2,53 + 0,15^! + + 0,09х 2 + 0,01лг 3 , которая представляет собой математическую модель оценки обучаемости, т.е. мы имеем дело с моделью прогноза обучаемости, которую можно вполне использовать в учебно-воспитательном процессе в школе.

5. Интерпретационная модель представляет собой совокупный вывод об уровне развития и проявления переменных «опыта», «подражания» и «креатипости» испытуемых, основанный на параметрах нормального распределения данных (Закон Гаусса - Лапласа). Интерпретационная модель может быть описана в виде диапазонов показателей в «сырых» значениях тестов или в стандартных баллах. Расчет границ диапазонов производится по формуле М х + 8 Г Число интерпретационных диапазонов определяется исходя из необходимой размерности поля решений об уровне развития исследуемого качества.

Например, если поле решений в рамках обучения в образовательной организации предполагает четырехбалльную оценку исследуемого качества, то интерпретационная модель будет состоять из четырех интерпретационных диапазонов (рис. 6.2). 1

Рис. 6.2.

Таким образом, в широком смысле основной целью моделирования является формирование экспериментальной гипотезы и выполнение мероприятий по ее экспериментальному подтверждению.

Организационно-процессуальная модель психологического эксперимента. Моделирование процесса психологического исследования представляет следующий общий алгоритм: возникшая социальная или научная потребность приводит к гипотетическим представлениям, требующим экспериментальной апробации, в результате которой гипотеза принимается или отвергается (рис. 6.3).


Рис. 6.3.

В научных исследованиях большую роль играют гипотезы, т.е. определенные предсказания, основывающиеся на теоретических изысканиях, небольшом количестве опытных данных, наблюдений, догадок. Проверка выдвигаемых гипотез осуществляется в ходе специально поставленного эксперимента. В этом случае теоретическая гипотеза преобразуется в экспериментальную, т.е. в некую конструкцию измеряемых переменных.

Моделирование эксперимента возможно на основе понимания сущности самой экспериментальной процедуры. Представление экспериментальной процедуры с момента вхождения эксперимента в психологическую науку основывалось на традиции бихевиоризма. Именно в этом ключе начальное теоретическое обоснование психологического эксперимента дал В. Вундт. Исследователи Вюрцбургской школы, в частности И. Ах (N. Ach), ставили под сомнение адекватность модели «S-R» («стимул - реакция») для целей психологического исследования, указывая, что в экспериментальную ситуацию вмешивается сам исследователь (инструкция, общение с испытуемым и т.д.), а стимул необходимо рассматривать и как экспериментальное воздействие, и как межличностное взаимодействие. Л. С. Выготский также отмечал непригодность бихевиористской модели эксперимента, так как схема «S-R», рассматривая психику испытуемого как реактивную, применима лишь для исследования низших психических функций. По его мнению, активность испытуемого должна быть основанием для изучения высших психических функций человека. Инструментальный метод, предусматривающий зту активность, должен быть господствующим в психологическом эксперименте. Л. С. Выготский представил соответствующую модель эксперимента (рис. 6.4).


Рис. 6.4.

по Л. С. Выготскому

Поскольку в естественнонаучном психологическом исследовании материалом является поведение человека, то так называемая модель эксперимента описывается особым логическим языком, который разрабатывали К. Левин (К. Lewin), Ч. Филмор (С. Fillmore), Г. X. фон Врихт (G. Н. von Wright), Г. А. Балл, Ж. Нюттен (J. Nuttin), Т. Парсонс (Т. Parsons) и др. При этом А. Ф. Лазурский, С. Л. Рубинштейн, Я. А. Пона- марев, А. В. Брушлинский и другие исследователи в качестве глобальных понятийных конструктов использовали среду (мир, окружение, множество объектов), систему (агент, субъект), действие (операция, поведение, акт), взаимодействие среды и системы.

В современных разработках моделей психологического эксперимента доминирует принцип действительности , т.е. различаются явные и скрытые переменные, их отношения, связи, а также строится логика интерпретации. Также учитывается изменение состояний среды, системы и состояний субъекта. Рассматриваются две формы взаимодействия среды и системы, где поведение направлено на среду (исполнительское действие, преобразование) и характеристику смены пространственно-временных состояний системы. Предусматривается также возможность двух вариантов описания поведения и действия - активного целесообразного и реактивного поведения. В соответствии с этим определяются два типа его объяснения - телеологическое 1 и каузальное 1 . Их взаимодополняемость подчеркивал Н. А. Бернштейн.

Экспериментирование в психологии отличается обилием неопределенностей, которые являются источником ошибок. Зачастую чем полновеснее психологические данные, тем больше вероятность неясностей и ошибок. Проблема модели психологического эксперимента состоит не столько в адекватном применении статистических процедур (разработано множество совершенных математических методов анализа и интерпретации данных), сколько в применении статистики в отношении адекватно выбранных переменных. Имеют место проблемы валидности динамики переменных, умения найти факты их изменения вследствие экспериментального воздействия. Проблемы объяснения динамики переменных в психологическом эксперименте сродни «искусству понимания» сущности личности испытуемого.

Существенной проблемой интерпретации экспериментальных результатов является выбор стратегии интерпретации психологических данных. К первой стратегии можно отнести представления о детерминации взаимодействия в структуре личности различных черт. В этом ракурсе человек представляется как соотнесение бинарных личностных свойств. Вторая стратегия отличается выраженной профильностью или радикализмом. Бинарные системы противоположных черт в структуре личности могут иметь определенный акцент - радикал, который складывается из частей (черт, качеств) и представляет собой целое, структуру личности. Задача эксперимента - выявить эту структуру, определить ее динамические составляющие и жесткий, относительно неизменный «каркас».

Таким образом, модель экспериментального исследования представляет собой систему не только взаимодействия переменных, но и взаимоотношений исследователя и испытуемого в экспериментальной ситуации.

Основными элементами ситуации эксперимента могут являться: 1) объект воздействия (агент, субъект, человек, группа) с его контролируемыми и неконтролируемыми параметрами (возраст, пол, уровень знаний, умений, навыков, определенные психические переменные, мотивация) - ОВ; ; 2) формальное взаимодействие испытуемого и исследователя (экспериментальная задача (цель), экспериментальное воздействие, инструментальная задача, инструкция, прибор) - ФВ ИИ; 3) эмоциональное взаимодействие испытуемого и исследователя (неформальные отношения, симпатия/анти - патия) - ЭВ ИИ; 4) взаимодействие в обследуемой группе (формальные и неформальные отношения, «эффект группы») - ВОГ; 5) взаимодействие со средой (фон, множество объектов, информационные факторы, факторы обитаемости) - ВС; 6) действие (понимание инструкции, принятие решений, исполнение решений, удовлетворенность, усталость) - Д.

Временные, процессуальные и пространственные факторы относительно упорядочивают элементы системы таким образом, как показано на схеме (рис. 6.5).


Рис. 6.5.

Следует подчеркнуть, что задачей моделирования экспериментальных воздействий является максимальное приближение эксперимента, с одной стороны, к реальности, с другой - к гипотезе. В. Н. Дружинин предложил гипотетическую схему отношений между основными характеристиками экспериментального исследования в виде некой системы координат 1 (рис. 6.6).


Рис. 6.6.

Наибольшее приближение к теории или гипотезе является основной задачей проектирования эксперимента. Этому стремлению соответствует так называемый «идеальный эксперимент » - так его впервые назвал Г. Кэппел (G. Керре]) . Провести «идеальный эксперимент» практически невозможно, так как предполагается, что исследователь, манипулируя независимой переменной, осуществляет полный контроль зависимой переменной. Также предполагается, что экспериментатор обеспечивает постоянство условий, эквивалентность и неизменность выборок, «отсутствие» временных характеристик, возможность одновременного проведения экспериментальных воздействий, а также повторения эксперимента в различных ситуациях и с любыми испытуемыми. Мерой приближения «идеального эксперимента» к гипотезе является операционная валидность. Координата «реальность» предполагает соотношение гипотезы и внешних условий проведения эксперимента. В экспериментальной

психологии существует такое понятие, как «эксперимент полного соответствия », где осуществляется экспериментальное воспроизведение практики. Мерой соответствия такого исследования реальной ситуации является внешняя валидность, т.е. возможность переноса экспериментальных результатов в реальную жизнь и их обобщение для других объектов.

Д. Кэмпбелл «реальный эксперимент» связывает с внутренней валидностью, т.е. мерой влияния на зависимую переменную тех условий (независимой и внешних переменных), которыми варьирует исследователь. «Реальный эксперимент» осуществляется в условиях, при которых переменные контролируются не полностью. Поэтому планирование эксперимента преследует главную цель - повышение валидности. И чем она выше, тем выше вероятность того, что эффект вызван именно изменением независимой переменной.

Братко А. А. Моделирование психики. М. : Наука, 1969. Причинно-следственная характеристика поведения человека.

  • Об этом написаны труды В. Дильтея, Ф. Шлейермахера.
  • См.: Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. С. 87.
  • КерреIG. Design and Analysis. A Researcher’s Handbook. Englewood Cliffs, N. Y.: Prentice-
  • Моделирование в психологии Этимология.

    Происходит от лат. modulus - образец.

    Категория.

    Методологическая установка.

    Специфика.

    Построение моделей осуществления тех или иных психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности.


    Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

    МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

    (англ. modelling in psychology ) - применение метода моделирования в психологических исследованиях. Развивается в 2 направлениях: 1) знаковая, или техническая, имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности - моделирование психики ; 2) организация, воспроизведение того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности (напр., в лабораторных условиях), что принято называть психологическим моделированием .

    Моделирование психики - метод исследования психических состояний, свойств и процессов, который заключается в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей и использовании полученных результатов для предсказания и объяснения эмпирических фактов. По полноте отражения объекта в модели можно выделить след. классы и подклассы моделей психики: знаковые (образные, вербальные, математические), программные (жестко алгоритмические, эвристические, блок-схемные), вещественные (бионические). Такая последовательность моделей отражает постепенный переход от описательной имитации результатов и функций психической деятельности к вещественной имитации ее структуры и механизмов.

    Моделирование психики тесно связано с проблемой искусственного интеллекта и построением сложных управляющих информационных и вычислительных машин и систем. Работы по моделированию психики ведутся не только в психологии, но и в смежных областях - бионике , кибернетике, вычислительной технике, информатике, синергетике . Первые успехи в моделировании психики достигнуты в середине XX в. на базе цифровой и аналоговой вычислительной техники.


    Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

    Смотреть что такое "моделирование в психологии" в других словарях:

      Моделирование В Психологии - построение моделей осуществления тех или иных психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности … Психологический словарь

      МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ - (от франц. modele образец...) применение метода моделирования в психологических исследованиях. Развивается в двух направлениях: 1) знаковая или техническая имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности моделирование… …

      Процесс распознавания последовательности идей и поведении, которая позволяет справиться с задачей. Основа ускоренного обучения. Процесс наблюдения и копирования успешных действий и поведения других людей; процесс распознавания последовательностей … Большая психологическая энциклопедия

      МОДЕЛИРОВАНИЕ В СОЦИОЛОГИИ - метод исследования соц. явлений и процессов на их моделях, т. е. опосредствованное изучение соц. ооъектов, в процессе к рого они воспроизводятся в вспомогательной системе (модели), замещающей в познавательном процессе оригинал и позволяющей… …

      МОДЕЛИРОВАНИЕ ИМИТАЦИОННОЕ В СОЦИОЛОГИИ - метод исследования соц. явлений и процессов с помощью специальных моделей имитационных, предполагающих такое представление исследуемого объекта, при к ром его качественная природа искажается по возможности в минимальной степени и достаточно точно … Российская социологическая энциклопедия

      МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ - основные пути и приемы познания закономерностей взаимодействия человека и техники. Поскольку для инженерной психологии характерным является системный подход к рассмотрению изучаемых процессов и явлений, в ней используется широкий ассортимент… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      Психологическое моделирование - Психологическое моделирование создание формальной модели психического или социально психологического процесса, то есть формализованной абстракции данного процесса, воспроизводящей его некоторые основные, ключевые, по мнению данного… … Википедия

      Научающее направление в психологии - включает в себя разнообразные подходы, в основе которых лежит идея научения, под которым понимается и сам процесс «наработки» и накопления индивидуального опыта, и результат этого процесса. Одним из первых подходов такого рода, наряду с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      ПРИНЦИПЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ - основные исходные положения, определяющие ее отношение к изучению предмета своего исследования. Принципы инженерной психологии являются составной частью методологии инженерной психологии. Практическое выполнение принципов инженерной психологии… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      Видеотехника в психологии (video psychology) - Видеоаппаратура используется в психологии для сбора и распространения информ., для оказания помощи людям в осуществлении изменений (поведения, чувств и аттитюдов) и для предъявления эксперим. стимулов. Все эти функции кратко рассмотрены здесь под … Психологическая энциклопедия

    Книги

    • Моделирование целеполагания , Ю. Т. Глазунов. Монография содержит первое систематизированное изложение результатов изучения процессов возникновения и развития психических явлений методом математического моделирования. В центре внимания…

    Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

    Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это - методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

    История применения методов исследования в психологии

    Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.


    Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений. Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики. Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.


    С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В.Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.

    Основные методы психологических исследований

    Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.


    Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов. Ниже представлены методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке. Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных:


    Наблюдение

    Внешнее (наблюдение со стороны)

    Внутреннее (самонаблюдение)

    Свободное

    Стандартизированное

    Включенное

    Стороннее

    Письменный

    Свободный

    Стандартизированный

    Тест-опросник

    Тест-задание

    Проективный тест

    Эксперимент

    Естественный

    Лабораторный

    Моделирование

    Математическое

    Логическое

    Техническое

    Кибернетическое

    Наблюдение, как метод исследования в психологии

    Наблюдение имеет несколько вариантов.


    Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.
    Внутреннее наблюдение или самонаблюдение , применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.
    Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.
    Стандартизированное наблюдение , напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.
    При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями.
    Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

    Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления.


    Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.


    Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

    Опрос, как метод исследования в психологии

    Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.


    Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.
    Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.
    Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

    Тесты, как метод исследования в психологии

    Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Варианты теста: тест-опросник и тест-задание.


    Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
    Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества. Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это - их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.
    В этих случаях обычно применяется третий тип тестов - проективные . В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

    Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.


    Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

    Эксперимент, как метод исследования в психологии

    Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности.


    Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.
    Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности - соответствия жизни.

    Моделирование, как метод исследования в психологии

    Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступноcти. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.


    Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это - попытки построения перцептронов - машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.


    Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии выступили известные американские ученые Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам. Отметив наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным же образом может быть описано и поведение человека.

    Другие методы исследования в психологии

    Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

    Введение

    Актуальностью реферата является описание метода моделирования в психологическом исследовании. Метод моделирования имеет огромное познавательное значение, его использовали Демокрит и Эпикур, Леонардо да Винчи. Широкое распространение в социальных науках он приобрел свыше ста лет назад.

    Цель реферата раскрыть сущность метода моделирования в психологическом исследовании.

    Задачи реферата - определить, что такое сущностные характеристики и функции метода, типология моделей и основные средства моделирования, а также преимущества и ограничения метода моделирования в социальной психологии.

    1. Сущностные характеристики метода моделирования

    Моделирование (англ. modelling in рsychology) - применение метода моделирования в психологических исследованиях. Развивается в 2 направлениях:

    знаковая, или техническая, имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности - моделирование психики .

    организация, воспроизведение того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности напр., в лабораторных условиях, что принято называть психологическим моделированием.

    Моделирование психики метод исследования психических состояний, свойств и процессов, который заключается в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей и использовании полученных результатов для предсказания и объяснения эмпирических фактов. По полноте отражения объекта в модели можно выделить след. классы и подклассы моделей психики: знаковые образные, вербальные, математические, программные жестко алгоритмические, эвристические, блок-схемные, вещественные бионические. Такая последовательность моделей отражает постепенный переход от описательной имитации результатов и функций психической деятельности к вещественной имитации ее структуры и механизмов. Моделирование психики тесно связано с проблемой искусственного интеллекта и построением сложных управляющих информационных и вычислительных машин и систем. Работы по моделированию психики ведутся не только в психологии, но и в смежных областях - бионике, кибернетике, вычислительной технике, информатике, синергетике. Первые успехи в моделировании психики достигнуты в середине XX в. на базе цифровой и аналоговой вычислительной техники. Современный уровень знаний о психической деятельности позволяет широко развернуть исследования лишь на первых ступенях приближения модели к объекту, поэтому наиболее разработаны в настоящее время знаковые в частности, математические и программные в частности, эвристические модели. С их помощью удалось имитировать некоторые аспекты таких процессов и свойств психики, как восприятие, память, обучаемость, логическое мышление и т. д. Делаются первые попытки построить вещественные - гипотетические и бионические - модели зрительного опознания напр., перцептрон Ф. Розенблата, пандемониум О. Селфриджа и др.

    Слово «модель» произошло от латинского слова «modelium», которое означает - мера, образ, способ и т.д. Его первоначальное значение было связано со строительным искусством, и почти во всех европейских языках оно употреблялось для обозначения образа или прообраза, или вещи, сходной в каком-то отношении с другой вещью.

    Термин «модель» определяется в науке достаточно многозначно, и это затрудняет определение некоторых его особенностей и классификацию моделей. Модель часто понимают как мысленно представленную или материально реализованную систему, которая отображает или воспроизводит комплекс существенных свойств и параметров объекта и способна замещать его в процессе познания. Модель всегда оперирует идеализированными конструктами и не имеет причинно-следственной связи с объектом- прототипом, в отличие от теории данного объекта. Она представляет собой множество взаимосвязанных предположений о мире.

    Сущностными свойствами моделей являются:

    Субъектность модели. Модель субъектна, так как именно человек проводит отбор тех свойств, в которых она соответствует оригиналу. Модель и оригинал всегда находятся в известном исследователю объективном соответствии. Модели, таким образом, не существуют в природе и обществе, их создает субъект познания.

    Двойственная природа моделей. В процессе познания модель сама замещает объект, сохраняет при этом некоторые важные для исследователя черты и сама становится объектом непосредственного исследования. Модель - одновременно и предпосылка, и средство познания.

    Трансформируемость модели. С моделью можно делать то, что с оригиналом нельзя. Возможность преобразований - самая фундаментальная, самая информативная сторона метода моделирования. Модель применяется для исследования объектов, оперирование с которыми затруднено или вовсе невозможно по этическим или организационным причинам.

    Компактность модели. Модель компактнее оригинала и поэтому выступает в качестве альтернативы физического эксперимента. Модели воспроизводят объект исследования в упрощенной форме. Поскольку модель беднее по свойствам и отношениям, чем реальность, любое моделирование связано с проблемой адекватности модели. Модели одного и того же объекта могут быть различными и отражать этот объект с разных сторон. Для более разностороннего охвата реальности требуется множество моделей. Могут существовать многомодельные построения и многоуровневые модели. В свою очередь, от комплексной модели можно переходить к частным моделям.

    Специфическая информативность модели как средства познания. Модель представляет собой абстракцию. Всегда можно выделить такие свойства, которые не представлены в данной модели.

    Любая модель требует интерпретации. Знание такого рода относится к разряду относительных истин. Это - не аксиома, а вероятностное знание.

    Мы будем понимать под моделью естественно или искусственно созданное для изучения социально-психологических процессов и состояний явление (предмет, процесс, ситуацию и т.д.).

    В связи с вышеуказанными свойствами огромное значение для моделирования приобретает теория, которая обосновывает возможность и правомерность перехода от объекта к моделям и обратно. Когда модель и объект принадлежат к одной и той же форме движения материи, такой теорией является теория подобия. Если же объект и модель относятся к разным формам движения материи, то теоретическое обоснование правомерности построения подобных моделей дается теорией аналогий, или еще более общей теорией изоморфизма систем.

    Термин «моделирование» служит для обозначения различных научных процедур. Часто моделирование рассматривается как создание аналогов (схем, структур, знаковых систем) определенного фрагмента социальной реальности или концептуально-теоретического образования и т.п. Целью метода является получение новых знаний о каком-либо объекте путем вывода по аналогии. Умозаключение по аналогии является логической основой метода моделирования. Выводы по аналогии - это выводы, в которых посылка относится к одному объекту, а заключение - к другому. Вывод о тождестве некоторых свойств моделирующей и моделируемой систем делается на основании тождества других свойств в тех же системах. Очевидно, что правомерность вывода по аналогии зависит от характера аналогичных отношений, от значимости их в моделируемой системе. Модель - это то, с чем сравнивают, но не любое проведение аналогии можно назвать моделированием. Поскольку модель как средство познания основана на аналогии, то она утрачивает свой смысл как в случае тождества модели и прототипа, так и в случае их большого различия. Необходимость в моделировании появляется тогда, когда сравниваемые системы (прототип и модель) частично известны. Но, поскольку тождество между моделью и прототипом исключено, моделирование неизбежно связано с упрощением, огрублением в каких-то отношениях прототипа, с абстрагированием ее от ряда сторон прототипа.

    Кроме отношений аналогии модель и прототип находятся в отношениях изоморфизма и гомоморфизма. Изоморфный или гомоморфный образ объекта и есть его модель. Системы изоморфны, если между их элементами, а также функциями, свойствами и отношениями существует или может быть установлено взаимооднозначное соответствие. В психологию принцип изоморфизма психических, нейрофизиологических и физических явлений вводит гештальтпсихология. Системы гомоморфны, если переносится знание лишь с гомоморфного образа на прообраз, но не наоборот. Гомоморфизм - более общее, более слабое отношение, когда не выполняется одно из трех условий: соответствие элементов, соответствие функций, взаимоноднозначное соответствие свойств и отношений. Сегодня считается достаточным, если между моделью и ее объектом сохраняются гомоморфные отношения, уже не симметричные. Социально-психологические системы в большинстве своем гомоморфны.

    Процесс построения модели на основе аналогии, следуя за А.Молем, можно представить в такой последовательности этапов (11):

    Нахождение образной (метафорической) аналогии между изучаемой системой и некоторой другой, более изученной;

    Проверка обоснованности найденного образа, его соответствия наблюдаемой реальности;

    Введение аналогии в логические рамки, которые позволяют проверить степень полноты соответствия аналогий с реальными данными;

    Проверка существенности, ценности аналогии, т.е. установление значимости в модели и прототипе тех отношений, которые пока не были приняты во внимание. Если учет последних не приводит к серьезным поправкам в образе, то модель-аналог признается полезной. После этого начинаются этапы детализации модели;

    Установление масштабов, входящих в логическую модель величин и пределов их изменчивости (области валидности) при которых данная аналогия является вполне справедливой;

    Исследование возможности интерпретации в терминах модели второстепенных отношений прототипа;

    Описание предложенной модели возможно более формальным способом.

    Как вещественному аналогу, так и идеальной концептуальной модели может быть присуща наглядность. Таковы, например, некоторые модели мотивации. Широко известна предложенная Ф.Хайдером модель Р-О-Х, или «треугольник Хайдера». Применение этой модели оказалось продуктивным при описании межличностных отношений, а также (в модификации Ньюкома) при исследовании речевого воздействия на группу и личность.

    Самой первой чувственно-наглядной основой моделирования являются метафоры. Метафора может быть рассмотрена как одна из форм аналогии. В методологии Флада и Джексона, например, рассмотрены атрибуты пяти системных метафор. К научным метафорам авторы относят метафору машины, организма, мозга, культуры и политики.

    Когнитивные карты - также наглядная основа для моделирования. Понятие «когнитивная карта» вводит необихевиорист Э. Толмен в 1948 году. Означает оно - схематичное, упрощенное описание картины мира индивида. В математике примером когнитивной карты является ориентированный граф. Когнитивные карты могут представлять собой системы правил, семантические сети и структуры отношений.

    Наглядность модели, образность представления об изучаемой системе обеспечивает также теория графов, сохраняющая и формальную строгость. Граф - математический пример когнитивной карты. Граф - схема, состоящая из заданных точек (вершин), соединенных определенной системой линий. Отрезки, соединяющие вершины, называются ребрами (дугами) графа. Ориентированным называется такой граф, на котором стрелкой указаны направления всех его ребер. Путь в графе - это последовательность дуг, первая вершина - начало пути, последняя - конец пути. При совпадении начала и конца имеем цикл. Граф без циклов называется лесом. Генеалогическое дерево является примером графа без циклов (лесом). Граф «родители - дети» - ориентированный, а граф «знакомые люди» - неориентированный, в нем нет направленных дуг. При рассмотрении графов большое внимание уделяется определению кратчайшего пути. Граф, содержащий только ребра называется неориентированным; граф, содержащий только дуги - ориентированным. Язык теории графов естественно использовать при моделировании структур. Впервые графовые модели объектов социальной психологии начали использоваться в школе К.Левина. Работы Ф.Харари, Д. Картрайта, Дж. Райли используют теорию графов для изучения структуры взаимоотношений между индивидами внутри группы и динамики ее изменений. Таким образом, в социальной психологии теория графов давно используется при изучении малых групп (см. также «Социометрия»), с ее помощью можно исследовать эмоциональные и другие отношения членов группы (референтометрия). Так, методика «выбора в действии» предполагает наблюдение в реальной или экспериментальной ситуации и может определить подгруппы. Например, исследователь наблюдает, как дети дарят открытки товарищам. Кроме этого теория графов может способствовать изучению структур сложных организаций, отношений между семьями. Однако следует помнить, что исследуется только структура межличностных отношений, групповые нормы, ценности, социально-демографические характеристики не рассматриваются. Примером модели в виде графа является циклическая модель группового развития В.Сатир.

    Модель обладает некоторой степенью целостности и в этом смысле является системой. В настоящее время при исследовании больших систем. В том числе и социально-психологических, например больших групп, применяется системный анализ, моделирование в форме системной аналогии. Системное описание объекта является аналогией, которая может быть выражена как в образно-наглядной, так и в концептуальной форме, в некоторой совокупности базовых предположений. Дать описание моделируемого объекта в виде системы, значит определить границы его взаимодействия с внешней средой, его структуру, элементы и подсистемы, связи и отношения, функции и их экстремальные значения. В социально-психологическом знании в виде систем описываются коммуникативные процессы, варианты организационного развития (сопротивление изменениям), потребительское поведение и другие. Системный анализ оперирует большим количеством информации различной природы, что позволяет не упустить из рассмотрения важные стороны и связи изучаемого объекта.

    2. Основные типы моделей

    Единая классификация видов моделирования затруднена в силу многозначности понятия «модель» в науке. Ее можно проводить по различным основаниям: по характеру моделей (по средствам моделей), по характеру моделируемых объектов, по сферам их приложения и его уровням. В связи с этим любая классификация обречена на неполноту.

    В зависимости от средств моделирования различают материальные и идеальные модели. Материальное (субстанциональное) моделирование основывается на материальной аналогии объекта и его модели. Для построения данного типа моделей необходимо выделить функциональные характеристики (геометрические, физические) исследуемого объекта. Процесс исследования связан с материальным воздействием на объект.

    К материальным (субстанциальным) моделям социально-психологических явлений можно отнести те, которые моделируют один вид групповой деятельности посредством другого. Примером этого типа моделирования являются исследования на кибернометре, проводившиеся Н.Н. Обозовым, проигрывание ситуаций в социально-психологическом тренинге. Например, в моделировании ситуаций в группах активного социально-психологического обучения субъектом является ведущий и группа используется как «материал» для построения и определения моделей. Субъектом может являться группа вместе с ведущим. Такое моделирование подразумевает включение в модель проявлений личности в целом, затрагивая аффективную, ценностную и неосознаваемую часть опыта человека. В итоге внутриличностный опыт участников переформулируется.

    Также к субстанциональным моделям можно отнести социально-психологические эксперименты. Так, колония А. Макаренко являлась субстанциональной моделью организации и осуществления воспитательной работы с подростками.

    Большой класс моделей представляют идеальные модели. Идеальное моделирование основано на мыслимой аналогии. Идеальное моделирование подразделяется на знаковое (формализованное) и интуитивное моделирование. Последнее применяется там, где процесс познания только начинается или системные взаимосвязи очень сложные. Жизненный опыт человека можно рассматривать как интуитивную модель межличностных отношений. Возможен вариант построения модели, при котором формальная структура выбирается на интуитивных основаниях.

    Моделями знакового моделирования являются схемы, графики, чертежи, формулы. Важнейшим видом знакового моделирования является математическое моделирование. Не всякая знаковая система выступает в качестве модели, так как знаковая система лишь в том случае становится моделью, если она становится предметом исследования, если в ее пределах и ее средствами решаются задачи, решение и смысл которых лежат за пределами данной знаковой системы. Так, естественный язык может выступать в роли модели при изучении быта, культуры, экономических и социальных отношений; естественные языки выступают в роли моделей при исследовании закономерностей мышления, представляющего собой отражения объективного мира.

    Существенным моментом создания любой знаковой модели является формализация. Всякая формализация сопровождается следующими процедурами:

    Задается алфавит (конечный или бесконечный).

    Задаются правила, порождающие из исходных знаков алфавита «слова», «формулы».

    Формулируются правила, по которым от одних слов, формул данной системы можно переходить к другим словами и формулам (так называемые правила вывода).

    В зависимости от характера и целей создаваемой модели могут формулироваться (но могут и не формулироваться) предложения, считающиеся исходными (аксиомы или постулаты). Как правило, формулируются не сами аксиомы данной знаковой системы, а схемы аксиом с соответствующими правилами подстановки.

    Знаковые модели обладают некоторой самостоятельностью. В их пределах и их средствами зачастую ставятся и решаются задачи, реальный смысл которых может быть первоначально не ясен. В знаковых моделях теория подобия абсолютно не применима.

    Сегодня большая часть исследований по знаковым моделям ведется в русле логико-математических. В этих моделях природа прототипа и модели уже не играет никакой роли. В этих моделях важны чисто логические и математические свойства. Описание модели в этом случае не отделимо от самой модели. Возможность экспериментирования отсутствует и заменяется выводом. Новые знания получаются путем логического и математического выводов из первоначального описания модели. Математическое моделирование в социальной психологии не ограничивается операциями количественными, оно может иметь дело также и с качественными характеристиками. Некоторые социально-психологические процессы - такие, как принятие решений на выборах или распределение голосов избирателей, могут быть определены полностью в математических терминах. В подобных случаях математические модели являются средством изучения логических следствий из наблюдаемых правил.

    В случае сложных систем, когда неясно количественное выражение множества целевых функций, используются имитационные модели. Имитационное моделирование применяется для анализа поведения системы, здесь не исследуются фундаментальные законы динамики системы. При этом функционирование сложной системы представляется в виде определенного алгоритма, который реализуется на ЭВМ.

    Возможен вариант построения модели, при котором формальная структура выбирается на интуитивных основаниях. Принятая формальная модель может подсказать нам общее структурное представление об изучаемой системе. В этом случае осознание и вербализация концепции следуют за уже готовой ее математической формой. Множество возможных абстрактных структур заведомо меньше множества их конкретных интерпретаций.

    Математические и компьютерные модели. Примером математической модели социального поведения может служить модель Льюиса Ф.Ричардсона, или модель гонки вооружений. Рассмотрим ее для иллюстрации компактности, трансформируемости и эффективности математических моделей. Эта модель учитывает действие всего лишь трех факторов: а) государство Х ощущает наличие военной угрозы со стороны государства Y, точно такая же логика действует со стороны государства Y; б) бремя расходов; в) прошлые обиды.

    Хt +1 = kYt - aXt + g+1 = mXt - bYt + h

    и Yt - величины уровней вооружения в момент времени t

    Коэффициенты k, m, a, b - являются положительными величинами, а g и h - положительными или отрицательными в зависимости от того, насколько в целом враждебно или дружественно настроены государства.

    Величина угрозы отражена в членах kYt и mXt, поскольку, чем больше эти числа, тем больше количество вооружений у противной стороны.

    Величина расходов отражена в членах aXt и mYt, поскольку за счет этих членов снижается уровень вооружений в следующем году.

    Константы g и h отражают величину прошлой обиды, которая в рамках данной модели считается неизменной.

    К концу семидесятых годов модель была испробована уже сотни раз на самых разных вариантах гонки вооружений. Модель Ричардсона в целом эффективна в случаях краткосрочных прогнозов; характера гонки вооружений и, следовательно, прогнозирования войн, так как почти всем современным войнам предшествует нестабильная гонка вооружений.

    Модель Ричардсона - это только один из представителей большого класса динамических моделей, т.е. таких, которые моделируют развитие некоторого процесса во времени. Многие из таких моделей реализуются в виде дифференциальных уравнений, а многие заимствуют математический аппарат из моделей демографического роста и других биологических процессов.

    Одна из наиболее развитых областей математического моделирования социального поведения называется теорией игр. «Игры» в рамках данной теории - это ситуации, в которых два или более участника делают выбор в отношении своих действий, и выигрыш каждого участника зависит от совместного выбора обоих (всех). Игры, изучаемые теорией игр, обычно более формализованы, чем традиционные, и вознаграждения в них представляют собой не просто выигрыш или проигрыш, а нечто боле сложное, но принцип соревнования здесь и там один и тот же.

    Теория игр вначале рассматривалась на материале одного из типов соревнования, которое носит название игры с нулевой суммой. Условие этого типа игры: сколько один игрок выигрывает, столько же другой проигрывает. К этой категории принадлежит большая часть обычных игр. Однако большая часть социально-психологических ситуаций являются играми с ненулевой суммой, или кооперативными, когда оба игрока при определенных условиях могут оказаться в выигрыше (то есть тот факт, что один из игроков выиграл вовсе не означает тот факт, что другой столько же проиграл). Из кооперативных игр лучше всего изучена игра «дилемма заключенного». Эта модель может применяться для обоюдного контроля выполнения деловых контрактов, принятие решений о начале активных действий (забастовки, коллективные сговоры). В реальной действительности игроки чаще выбирают сотрудничество, несмотря на все факторы, подталкивающие их к обману.

    Третьим примером математических моделей, которые очень хорошо известны, является модель Даунса. Модель позволяет объяснить, почему кандидаты на всеобщих выборах не занимают совпадающие позиции и почему кандидаты часто меняют свои идеологические позиции в промежутке между первичными и повторными выборами. Простейший вариант модели Даунса представляет собой колоколообразную кривую, проходящую вдоль единой фиксированной идеологической оси.

    Кроме рассмотренных моделей, к математическим моделям относятся модели ожидаемой полезности. Они эффективны при решении вопросов, какие меры следует предпринять (прескриптивные модели), но предсказать действительное поведение людей (дескриптивные модели) они не могут. К этим моделям близки модели оптимизации, которые по большей части были заимствованы из экономической науки и инженерного дела. Эти модели полезны для определения оптимального поведения, например когда в качестве соперника выступает непредсказуемое будущее, в ситуациях конкуренции с малым числом участников, а кроме того в условиях конкуренции, когда обстановка определяется большим числом участников. Математическое описание колебательных процессов вызывает интерес в связи с изучением мотивации, модели формирования общественного мнения описывают с помощью кинетических уравнений. Статические задачи как правило записываются в виде алгебраических выражений, динамические - в виде дифференциальных и конечноразностных уравнений.

    Многомерность социально-психологических явлений может быть достаточно полно описана в настоящее время методами современного многомерного анализа, включающего в частности, методы многомерной статистики, кластерный анализ и анализ латентных структур, многомерное шкалирование и др.

    Компьютерные модели основываются на программировании с использованием не уравнений, а алгоритмов (строго сформулированных последовательных инструкций). Компьютерные модели бывают особенно эффективны при изучении ситуаций, сопряженных с обработкой большого количества информации, например, процессов обучения, нечисловых процессов. Очень часто применяется такая форма компьютерной модели как экспертная система. В ней используется большое количество установок типа «если … то». Экспертные системы проявили свои возможности в точном воспроизведении поступков людей в самых разнообразных областях.

    Примерами компьютерных моделей социально-психологических процессов могут служить программы Talk и Search Man, разработанные учеными из Омска. Первая служит для комплексного моделирования транзактного общения индивидов. Вторая создана с целью проведения компьютерных экспериментов, касающихся проблемы выбора женщиной супруга с целью образования семьи.

    Еще более сложными являются динамические компьютерные имитационные модели, которые моделируют сложные процессы с помощью больших систем уравнений, не поддающихся решению алгебраическими средствами. Объектами компьютерных имитационных моделей могут быть обширные социально-психологические процессы (смена настроений масс, массовое поведение) и эти модели все чаще используются для проигрывания сценариев типа «что будет, если…».

    Модели нелинейных процессов.

    Быстрое развитие синергетики, теории самоорганизации сложных систем, было обусловлено поиском моделей для описания нелинейных процессов. Синергетика имеет дело с открытыми нелинейными диссипативными системами, далекими от равновесия. Практически все объекты, с которыми сталкивается социальная психология можно отнести к этому классу. Под открытыми системами понимают такие, которые могут обмениваться энергией, веществом, информацией с окружающей средой. И отдельный человек и социальные группы относятся к открытым системам. Нелинейность систем предполагает, что в реальных социальных и социально-психологических системах последствия представляют собой результат воздействия множества причин. Более того, следствия оказывают обратное влияние на породившие их причины. Под свойством диссипативности в широком смысле понимается способность изучаемой системы «забывать» детали внешних воздействий. Основное свойство таких систем - необычайная чувствительность к всевозможным воздействиям и в связи с этим чрезвычайная неравновесность. Неравновесность социально-психологических явлений проявляется в их иррегулярном поведении. Сложные социально-психологические процессы напоминают бесконечный компьютер, в котором заложено бесконечное число коммуникантов, это делает невозможным выделение «начального сигнала» (руководства) и определение четкого адресата.

    Системы, в которых происходит самоорганизация, могут быть сложными и обладать огромным числом степеней свободы, что может привести к реализации совершенно случайных последовательностей. Наличие многообразия степеней свободы порождает хаос, который в синергетике рассматривается как причина развития структур, как сложноорганизованная последовательность. С течением времени в системе выделяется небольшое количество ведущих степеней свободы, к которым «подстраиваются» остальные. В процессе самоорганизации у целого появляются свойства, которыми не обладает ни одна из частей. Развитие нелинейных систем необратимо и многовариантно. Эволюция такой системы определяется не ее прошлым, а будущим. Для управления такой системой нужно воздействовать на нее в момент, когда она находится в состоянии неустойчивости (вблизи так называемой точки бифуркации), причем надо организовать очень точное воздействие. Оно может быть чрезвычайно слабым, но, будучи очень точным, приведет к радикальному изменению всей эволюции системы. В качестве новых приоритетов современной картины мира синергетика вводит, таким образом, феномен неопределенности и многоальтернативности развития, идею возникновения порядка из хаоса.

    На принципиальное значение процессов самоорганизации для психики человека не раз обращали внимание крупные психологи. Ключевая категория К. Левина «динамическое поле» рассматривалась как целостная самоорганизующаяся система. Г. Олпорт обсуждал понятие самоконфронтации, которое, можно рассматривать в рамках идеи самоорганизации. Модели, иллюстрирующие связь явлений с теорией самоорганизации: модель тюремных бунтов, теория катастроф, модель миграции, Модель выработки единого мнения Г.А. Саймона и Г. Гутцкова.

    В типологию моделей входят также структурные, функциональные и смешанные модели. Субстанциональные модели вызываются к жизни трудностями технического и организационного характера. Структурные модели имитируют внутреннюю организацию оригинала. Они могут быть как знаковыми, так и незнаковыми. Функциональные модели имитируют способ поведения оригинала. Они также как и структурные модели меньше привязаны к оригиналу. Эти модели могут быть как материальными, так и идеальными. Функциональное моделирование - это основной метод кибернетики на современном этапе. Объективной основой кибернетического подхода является относительная независимость функции от структуры, т.е. факт существования потенциального множества конкретных структур, способных выполнять данную функцию.

    Отдельные типы моделей в чистом виде встречаются редко. Модели обычно из одномерных превращаются в многомерные. Субстанциональная модель должна быть либо структурной, либо функциональной, либо той и другой. Функционально-структурные модели по степени вероятности выводов значительно уступают структурно-функциональным моделям.

    Модели также можно разделить по степени полноты. По этому основанию они делятся на полные и неполные. Чем полнее модель, тем она сложнее, поэтому совсем необязательно в каждом случае стремиться к созданию полной модели. В качестве начального этапа исследования выгоднее и удобнее бывает создавать неполные модели, так как они позволяют быстрее получить результат. Хотя этот результат менее точен, чем при использовании полной модели, но в большинстве случаев на первом этапе исследования его использование вполне оправдано. Чем больше модель, тем осторожнее следует к ней относиться. Построить эффективную модель, значит найти такое описание ее, которое дает ответ на конкретно поставленный вопрос. Общая модель сложного объекта называется агрегированной и составляется из детализированных моделей.

    моделирование психика социальный психология

    3. Этапы моделирования

    1. Формулирование проблемы исследования, определение целей, постановка задач моделирования.

    Проблемная ситуация есть основа всякого анализа, именно она является предметом моделирования. Любая проблемная ситуация имеет объективную и субъективную основу и важно не допустить абсолютизации ни одной из них.

    Пример. Модель социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов. Цель: организация социально-психологической помощи и адаптация мигрантов. Задачи: мониторинг социально-психологического состояния мигрантов; консультирование и оказание медико-психологической помощи; обеспечение центров социально-психологической адаптации мигрантов.

    Теоретическая проблема: отсутствие типологии социально-психологической адаптации мигрантов и незнание моделей их адаптивного поведения.

    Практическая проблема: противоречивость внутригрупповых требований и требований нового этноса к мигрантам.

    1. Обоснование необходимости обращения к методу моделирования.

    Например:

    • Особенности объекта исследования.
    • Необходим прогноз поведения.
    • Наличие детализированных моделей и т.п.
    • Теоретическая подготовка процесса моделирования. Построение неформализованной модели (метафоры, когнитивные карты, системный анализ объекта). Отбираются инструменты, которые способны объяснить отобранные наблюдения, но при этом определены недостаточно строго. Необходимо определить, какой из наборов теоретических допущений (потенциальных моделей) принять.

    Пример: социальная адаптация вынужденных мигрантов - принятие норм, ценностей новой социальной среды, форм социального взаимодействия + личный, общественный интерес, социальные функции.

    Построение концептуальной модели.

    Представление механизмов действия и взаимодействия структурообразующих единиц модели, формирование показателей. Переменных не должно быть много.

    Пример: выделение активной и пассивной адаптации теоретическим путем. Определение в качестве показателей защитных механизмов поведения, групповых механизмов, конфликта с нормами, девиантного поведения и др.

    Конструирование формализованной модели.

    Формирование пространства переменных и описание в их терминах единиц модели, сбор данных и идентификация модельных параметров и отношений, верификация модели.

    Формализация не обязательно достигает уровня, на котором обнаруженные отношения описываются математически. Формальным в широком смысле слова можно считать любое исследование концепции однозначным языком. Таким образом, нужно, как минимум, превратить неупорядоченную совокупность категорий в дедуктивную систему. Но поскольку множество возможных абстрактных структур заведомо меньше множества их конкретных интерпретаций, концепция психолога следует за уже готовой математической формой. Эмпирическая проверка нужна не всегда, поскольку процесс описывается иногда исчерпывающим образом Проверка модели включает в себя и этап операционализации, измерения и статистического анализа.

    Пример. Исходное положение дедуктивной системы: нормальная адаптация ведет к устойчивой приспособляемости без патологии личности и без нарушения норм.

    Исследование моделей и получение новой информации.

    Пример. Выявлено, что некоторые мигранты преодолевают внутригрупповые проблемные ситуации необычным способом, возникает конфликт с групповыми нормами; у других возникает конфликт со своей группой.

    Переход от полученной модельной информации к переструктурированным знаниям о предмете исследования.

    Деформализация и содержательная интерпретация, анализ, обобщение и объяснение.

    Включение модельных знаний в систему теоретического знания об объекте исследования.

    Пример. Создание более содержательной типологии социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов: нормальная защитная адаптация, незащитные адаптивные процессы, неконформистская адаптация, новаторская адаптация, патологическая адаптация.

    Заключение

    В заключение следует обратить внимание на сложности, связанные с моделированием. Модель не может быть лучше заложенных в нее исходных допущений. Валидность модели зависит не от ее аппарата, а от допущений. Самый частый недостаток моделей - сверхупрощенные исходные допущения. Например, модель Ричардсона дает сбой в ситуациях, связанных с ядерным оружием. В модели не учитываются несущественные в определенном отношении свойства, которые могут быть существенны в ином отношении. Выданные моделью результаты должны быть правильно переведены на естественный язык. Часто общность выводов модели переоценивается.

    Модель компактно и наглядно организует факты, предполагает взаимозависимость установленных фактов. Модель включает в себя явления, которые ожидаются с некоторой вероятностью. Модель позволяет привлечь к анализу количественные данные, построить объяснение с помощью каких-то новых переменных, увидеть объект под новым углом зрения. Обобщение экспериментальных данных позволяет предлагать и такие модели, которые отражают специфику неявных социально-психологических закономерностей; таковы, в частности, закономерности смыслового восприятия убеждающей речи в модели К. Ховленда и М.Шерифа.

    Сущностными характеристиками метода моделирования являются: субъектность модели, двойственная природа, трансформируемость, компактность и специфическая информативность модели.

    К основным типам моделей относятся: модели по своему характеру (материальные и идеальные), по характеру моделируемых объектов, по сферам их приложения.

    Этапами моделирования являются - формулирование проблемы исследования, обоснование необходимости обращения к методу моделирования, теоретическая подготовка процесса, построение концептуальной модели, конструирование формализованной модели, исследование моделей и получение новой информации, переход от полученной модельной информации к переструктурированным знаниям о предмете исследования, включение модельных знаний в систему теоретического знания об объекте.

    Список использованной литературы

    1. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: учеб. [для вузов]/ А.И. Кравченко. - М.: ТК Велби: Проспект, 2007. - 400 с.


    Моделирование психологических механизмов

    Руководствуясь приведенным выше определением психологических механизмов, отнесем к данному направлению все работы, дающие в том или ином виде описание любых психических явлений и любых форм и уровней психологической организации животных, человека и социальных групп. И тогда любые умозрительные построения и любые теоретические обобщения эмпирического материала, известные психологической науке, выступают психологическими моделями психики или ее проявлений. Эмпирический материал поставляет психологическое моделирование и естественное наблюдение.

    Указанные модели презентируются через описания в знаковой форме. По характеру воспроизводимых сторон психики это преимущественно структурные и смешанные модели, реже – функциональные. Соответствующие примеры уже приводились выше.

    Благодаря научной деятельности именно в этом направлении, современная психология подразделила все психические явления натри разряда: процессы, состояния и свойства. Правда, известны предложения ввести четвертый разряд – психические конструкты, куда должны быть включены такие психические явления, как образы, понятия, мотивы и другие образования, являющиеся как бы итогом протекания психических процессов или состояний . Именно этот вид моделирования позволил выделить три функциональных сферы психики со своими специфическими процессами, состояниями, свойствами и конструктами: познавательную (когнитивную), регуляционную и интеграционную . В рамках именно этого вида исследовательской деятельности и формулируются определения всех психических явлений от сенсорного порога до сознания, личности и деятельности. В конечном итоге именно этот вид научных изысканий формализует представления ученых о психической организации человека в виде разнообразных теорий личности и социально-психологического устройства общества.

    Психологическое моделирование заключается в искусственном создании специальных условий, провоцирующих нужные по задаче исследования (обследования, обучения) ответные реакции, действия или отношения естественных носителей психики (людей или животных). Иначе говоря, исследователь в зависимости от предмета и задач исследования создает для изучаемого объекта специфическую психогенную ситуацию, в результате чего моделируется его поведение (для человека в форме деятельности и общения).

    Сопоставляя исходные условия психогенной ситуации с параметрами поведения объекта, можно, во-первых, получать косвенные данные об организации и работе психики, которые могут быть использованы для ее изучения и моделирования, во-вторых, выявлять корреляционные, причинно-следственные, а иногда и функциональные связи между психогенными воздействиями и особенностями поведения, что дает основания для выведения психологических закономерностей, и, в-третьих, разрабатывать эффективные приемы воздействия на людей с целью оказания им психологической помощи.



    Основные особенности психологического моделирования

    1. Естественные объект и предмет исследования – люди (животные) и их психика.

    2. Искусственность условий исследования (например, экспериментальная лаборатория, диагностический центр, психотерапевтический кабинет).

    3. Применение моделирующих средств – методических пособий (например, инструкций, анкет, стимулького материала), технических устройств (например, экспонирующегооборудования, измерительной аппаратуры) или фармакологических средств (например, барбитуратов в некоторыхвидах психотерапевтических воздействий или психоделиков в трансперсональной психологии).

    4. Целенаправленность воздействий на объект.

    5. Гуманизация воздействий.

    6. Программирование процедуры воздействий (от минимума регламентации при свободной беседе до максимума при тестировании или лабораторном эксперименте). 7. Регистрация воздействующих (ситуационных и процедурных) факторов и ответов объекта изучения.

    Сформировать психогенную ситуацию можно с помощью любого эмпирического метода психологии вплоть до спровоцированного наблюдения и интроспекции. Наиболее характерны в этом отношении, безусловно, лабораторный эксперимент, тестирование, психофизиологические и психотерапевтические методы.

    Психологическое моделирование является неотъемлемой формой всех видов психологической работы: исследования, диагностики, консультирования, коррекции. В психотерапевтической практике именно сами психогенные ситуации зачастую выступают инструментом оказания психологической помощи. Классический пример тому – психодрама, где, собственно, сценическое действо должно приводить к терапевтическому эффекту (катарсису). Специфическим видом психологического моделирования являются психотренинги. В них особенно ярко представлены все перечисленные выше признаки этого направления.


    Раздел Г Эмпирические методы частнопсихологического значения

    Глава 15. ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

    Психосемантические методы – это способы исследования психических явлений, основанные на установлении семантических (смысловых) связей и анализе индивидуальных систем значений и смыслов.

    Указанные категории и обозначаемые ими психические явления являются предметом исследования бурно развивающейся в последние десятилетия отрасли психологической науки, именуемой психосемантикой. С основными достижениями в этой области можно ознакомиться в работах В. Ф. Петренко .