Таттвы – пять элементов, формирующих материальный мир. Учение об элементах (Таттва-видья)

Элемент Земли нужен для того, чтобы мы могли насладиться тем, чего достигли в элементе Огня. Таттва Земли дарит нам стабильность, постоянство, предсказуемость, безопасность, равновесие, полноту всего того, чего мы достигли. Элемент Земли создает форму , являющуюся вместилищем всех остальных элементов и Сущности. Форма должна быть постоянной и стабильной хоть какое-то время. Чтобы можно было насладиться или отработать что-либо. Если у нас хорошая карма – то мы наслаждаемся, а если плохая – то отрабатываем. Элемент Земли дает возможность разобраться с кармой. Элемент Земли дарит нам псевдо-ощущение отсутствия времени, он притормаживает действие времени. Именно это и нужно для наслаждения – ощущение, что мы как будто находимся в вечности. Элемент Земли может делать это за счет кругового движения – когда энергия начинает двигаться по кругу. И эта энергия создает определенную форму.

Таттва Земли включает набор определенных процессов, поддерживающих деятельность формы – гора и почва. Они имеют разные функции. Гора создает законы, т.е. законы благодаря которым поддерживается нормальная жизнедеятельность, обеспечивается безопасность, полнота, предсказуемость, иными словами – стабильность . И это формирует центр, относительно которого поддерживается равновесие в системе. Например – позвоночник, Сушумна, гора Меру, ось галактики, Земная ось, Нейтральный ум. Отсюда вытекает такое свойство элемента Земли как как способность к регенерации (восстановлению).
Почва же дает все необходимое для того, чтобы наслаждаться , например клиентов, поставщиков, место для работы. Полнота элемента Земли дает обеспечение для деятельности и запрос на деятельность. Очень важно уметь не только правильно тратить, отдавать, но и принимать, получать. Деньги принадлежат Богу Вишне, а у его ног богиня Лакшми контролирует денежные потоки. Т.е. деньги не принадлежат нам, а Ему. Богатство – мотивирующее качество, которое поддерживается таттвой Земли. Когда у нас сильный Элемент Земли, то мы богаты, но каждый по-своему – у кого денег много, у кого-то ментальных качеств много. Вместе гора и почва приносят нам ощущения наполненности и безопасности.

Время элемента Земли – это конец лета. Пик лета уже прошел, с его танцами и развлечениями. Это – время перемен, точка возврата между солнечной фазой природы и лунной фазой. Весной и летом приходит период активизации силы света, когда все в природе расширяется и тянется навстречу небу и солнцу. В осенний и зимний период силы возвращаются в землю. Это – пора изобилия, жатвы, время благодарения и приготовления запасов на зиму. Это – время собирания знаний, которые помогут справиться с трудными ситуациями в будущем, время духовного насыщения и созерцания. Это пик жизни, период зрелости, стабильности и стремления к самовыражению. Если весной человек с нетерпением ждет и живет в предвкушении лета, а летом наслаждается настоящим, то осенью приходит время оглянуться назад и обдумать все произошедшие с ним события. Дисбаланс элемента Земли часто выражается в беспокойстве, задумчивости и погружении в воспоминания. В культурах многих народов Земля изображается в виде богини плодородия и Матери Земли. Мать Земля дает жизнь, пищу всем существам на планете, защищает нас, наделяет своими щедротами. Вне зависимости от того, кто мы и где мы находимся, на Земле мы чувствуем себя как дома.

Люди с сильно развитым элементом Земли легко приспосабливаются и осваиваются в новом окружении. Но слишком сильный Элемент Земли подавляет все остальные таттвы, и тогда человек становится очень обывательски туповатым, непроницаемым, консервативным.
Если же элемент Земли ослаблен это выражается в чувстве незащищенности и острой потребности быть в центре внимания, а также быть любимыми и принятыми новым окружением. Такие люди полагают, что любовь и теплоту можно легко забрать или отвергнуть. Зачастую в прошлом они были лишены любви окружающих. Им будет не хватать сострадания и понимания. Они довольно критичны в отношении других, но отсутствие терпимости к другим лишь маскирует их собственную незащищенность. Они очень часто себя жалеют и постоянно жалуются. Людям со слабой таттвой Земли трудно быть в одном состоянии, им все время скучно, им постоянно нужен драйв и новизна. Дисбаланс элемента Земли проявляется также в чрезмерном проявлении любви или участия. Например, когда родители или партнер ни на шаг не отходят от человека, стремясь контролировать каждое его действие.

Для элемента Эфира необходимо пространство, для элемента Огня – жар, а для элемента Земли – влага. Без влаги на Земле ничего не растет. Вода необходима для элемента Земли. Без нее Земля не может быть плодородной. Направлен элемент Земли к центру. Элемент Земли не является ни солнечным, ни лунным. Направление его энергии представляет собой горизонтальный закрытый круг.

Внешние параметры Таттвы Земли

Года: заканчивающиеся на 8 и 9

Органы: селезенка, желудок

Сезон: конец лета – начало осени, период созревания и преображения природы

Тема: тепло, процветание, изобилие

Функция: созерцание, память, конструктивное преображение

Характер: нейтрализующий

Климат: влага

Жизненный цикл: созревание и изменение, период домохозяина

Время: с 15 до 19 часов

Цвет: желтый

Цвет кожи: желтоватый

Вкус: сладкий

Звук: пение

Орган чувств: обоняние

Эмоция: сострадание и беспокойство

Планета: Сатурн

Направление: центр

Движение: движение по кругу, в котором нет ни начала, ни конца

Жидкости тела: слюна и лимфа

Запах: приторно сладкий

Животное: бык

Ментальное состояние – трезвое мышление, здравый рассудок, четкое знание о границах, о системе, в которых вы находитесь. У вас есть системное знание – сама система дает возможность получать ответы на все вопросы. Вам не нужно ни к кому обращаться за помощью. Вы способны трезво мыслить и все рассчитывать. Здравый рассудок необходим для обустройства стабильной реальности.

Эмоциональное состояние – спокойствие, невозмутимость (не холодность), умиротворенность и удовлетворенность. У человека есть центр, стержень, ощущение правды. Элемент Земли единственный из всех элементов защищает и дает безопасность, а также успокаивает и дает возможность получить опыт.

Физические органы – желудок, поджелудочная железа и селезенка. Извлекает энергию из внешнего источника – из еды. Доставляет Прану в клетки тела. Элемент Земли отвечает за энергетический баланс в теле и иммунитет. Также к таттве Земли относятся ноги, спина, позвоночник и Муладхара чакра.

Как работать с Таттвой Земли методами Кундалини йоги

Энергетические упражнения для заземления :

Работа с балансом и формированием стержня, относительно которого поддерживается равновесие :

Поддержание стабильности, устойчивости пространства и развитие способности противостоять энергии времени (быстро восстанавливаться ):

Крийя для обретения таких качеств как надежность, стабильность, предсказуемость . Эти качества дарит только элемент Земли:

Практика, приносящая в вашу жизнь ощущение полноты и удовлетворенности:

Являясь отображением макрокосма, макрокосмическая Вселенная человеческого тела также образована сознанием 7-ми планов бытия. Каждый отдельный план имеет свой центр воплощения, являющийся также центром проявления соответствующей этому плану стихии. Такие центры воплощения называются «чакрами» .

Их 7: Муладхара-чакра, Свадхистхана-чакра, Манипура-чакра, Анахата-чакра, Вишуддха-чакра, Аджня-чакра и Сахасрара-чакра. Каждой чакре соответствует свое основное сплетение энергетических потоков тонкого тела, или энергетический узел – грантхи .

В целом узлов (грантхи) значительно больше, чем чакр (либо чакр значително больше, чем 7), поскольку под грантхи понимаются узловые зоны, в которых сходится некоторое количество функциональных потоков первого тонкого, именуемого также эфирным, уровня тела. Каждому из узлов соответствует вихрь еще более тонкой природы, который и является тем, что часто понимается, чакрой. Однако существует целый ряд других концепций чакр. Наиболее корректными из них представляются те, сообразно которым собственно чакры (7 основных вихрей) – результат интерференции вибрационных сред формируемых 5-тью стихиями и 2-мя управляющими силами. Таким образом, чакра оказывается образованием гораздо более фундаментальным, чем просто полевой вихрь, генерируемый узлом потоков. Потому собственно чакрами целесообразно называть только те 7 главных вихрей, которые соответствуют центрам проявления сил и стихий и являются образованиями универсального характера. Тогда грантхи (энергетические узлы) – энергетические узлы самого грубого уровня, размещающиеся в зонах локализации центров вихрей чакр, отвечающих за управление физиологическими функциями на тонких планах. Подобно тому как в каждой стихии опосредованно представлены аспекты всех прочих стихий и сил, в комплексе каждой чакры содержатся проявления всех 7-ми чакр, хотя в энергетическом теле, в отличие от физического, ядра (но только ядра) вихревых образований самих чакр локализованы достаточно явно: Муладхара-чакра – область промежности; Свадхистхана-чакра – верхняя часть полового органа у женщин и верхняя часть основания полового органа у мужчин; Манипура-чакра – живот чуть ниже пупка (этот вихрь – довольно большой и вытянут вверх до солнечного сплетения); Анахата-чакра – за серединой грудины; Вишуддха-чакра – шея в области подъяремной впадины; Аджня-чакра – в середине головы на пересечении линий, одна из которых соединяет верхушки ушных раковин, а вторая – мозжечок и среднюю вершину лобно-глазного треугольника (Трикута); Сахасрара-чакра образует конических вихрь, вершиной упирающийся в Аджня-чакру и раскрывающийся к своему основанию вверх, пересекая контур тела примерно по периметру горизонтальной окружности черепа, в области лба проходящей по границе волосистой части головы. Остальные же вихри суть сопряженные с чакрами тонкие аспекты грантхи. И если чакры в физическом теле распределены и представлены семью основными функциональными системами, то грантхи – локализованы и представлены комплексом из нервного сплетения (нервных сплетений, железы (желез) внутренней секреции, органа (группы органов) и соответствующих мышц и сустава (суставов).

Взаимное соответствие между силами, стихиями, планами бытия, 7-мью чакрами и 7-мью основными грантхи таково:

  • Маха-таттва – Великая Сущность – мир высочайших – Сахасрара-чакра – Махат-грантхи.
  • Ахамкара – волевая сила Вселенной – мир просветленных – Аджня-чакра – Ахам-грантхи.
  • Акаша-таттва – эфир – мир достигших осознания единства со своими творениями – Вишуддха-чакра – Висма-грантхи, известный также как Набхи-грантхи («набхи» (санскр.) – «небо», Висма-пана (санскр.) – название небесного города гандхарвов, положительных божеств, в древнем индийском эпосе).
  • Вайю-таттва – воздух – мир великих – Анахата-чакра – Вайю-грантхи.
  • Агни-таттва – огонь – мир ограниченных – Манипура-чакра – Агни-грантхи.
  • Апо-таттва – вода – мир мертвых – Свадхистхана-чакра – Вари-грантхи (вари, джала, апас (санскр.)).
  • Притхви-таттва – земля – мир смертных – Муладхара-чакра – Притхви-грантхи.
  • В общих чертах схема взаимодействия между чакрами, грантхи и соответствующими им органами физического тела такова: чакра контролирует функциональное состояние грантхи, грантхи же регулирует деятельность органов, отделов нервной системы и секреторную активность эндокринных желез.

    Железы внутренней секреции (эндокринная система относится к органическим структурам Свадхистхана-чакры) являются основным звеном, посредством которого функции соответствующих грантхи проецируются на физический план.

    Несмотря на тесное функциональное взаимодействие желез внутренней секреции друг с другом, в организме каждого человека существует свой характер соотношения их активности, который является определяющим фактором формирования физической и психической конституции индивида.

    Таким образом, тип личности человека и состояние его физического тела в значительной степени определяются тем, какие из звеньев эндокринной системы являются доминирующими либо по тем или иным причинам пребывают в состоянии функциональной недостаточности. Соответственно можно говорить о характере действия определенных грантхи на более тонких планах, то есть о доминировании либо недостаточности проявлений отдельных стихий (из-за преобладания определенных гун) как о причине возникновения тех или иных состояний человеческого организма и психики.

    Грантхи являются основными управляющими центрами функциональных проявлений сил и стихий. Поэтому работа органов и желез внутренней секреции, расположенных в тех частях тела, где локализованы основные грантхи, непосредственно связана с проявлениями соответствующих стихий.

    Акаша-таттва

    Главным центром управления проявлениями Акаша-таттвы является Висма-грантхи, расположенный в области шеи. Соответственно, к функциональной сфере Висма-грантхи относятся щитовидная и паращитовидные железы, миндалины, слюнные железы и прочие образования, размещенные в этой части тела. Выделения желез, относящихся к Висма-грантхи, имеют ключевое значение в борьбе организма с заболеваниями и способствуют сохранению и силы. Состояние этих желез самым непосредственным образом отражается на функционировании всех остальных желез внутренней секреции. Если железы Висма-грантхи по каким-либо причинам перестают выделять в кровь достаточное количество своих секретов, на организм человека немедленно обрушиваются целые каскады заболеваний. В целом можно сказать, что одной из основных функций Висма-грантхи является общий контроль состояния организма.

    Лица, в конституции которых доминирует Висма-грантхи, находятся под преобладающим влиянием стихии эфира – Акаша-таттвы, их личностные характеристики, следовательно, формируются в основном под управлением Саттва-гуны. Они обладают развитым во всех отношениях умом, посредством которого в этом мире воплощается уровень божеств, осознавших единство со своими творениями. У женщин Висма-грантхи обычно представлен несколько лучше, чем у мужчин. Потому женщинам в большей степени свойственны благородство, любовь и самоотверженность – качества, неизменно присутствующие в натуре любой красивой, здоровой и разумной женщины. В случае нарушения работы Висма-грантхи активность соответствующих желез патологически изменяется – делается избыточной либо становится ниже нормы. Человек теряет способность к сосредоточению, лишается спокойствия и самообладания, не может полноценно мыслить, лихорадочно мечется либо, наоборот, становится вялым. Леность ума и суетность лишают его способности к любой сколько-нибудь сложной работе, и он приходит в полное отчаяние по каждому наименьшему поводу.

    Вайю-таттва

    Проявления стихии воздуха (Вайю-таттва) в организме регулируются узлом Вайю-грантхи, который занимает в человеческом теле область грудной клетки. Соответственно, главные органы, принадлежащие к сфере действия данного энергетического узла, – это легкие, сердце, вилочковая железа, а также сеть сосудов кровеносной системы и некоторые мелкие железы.

    Вайю-бхута в организме является защитным и действующим элементом. Главные центры его активности: органы системы дыхания и кровообращения, на которых лежит основная ответственность за поддержание жизнедеятельности. В то время как в деятельности других органов и систем возможны функциональные паузы для отдыха и восстановления, легкие и сердце работают безостановочно. Любая остановка сердца хотя бы на несколько десятков секунд или прекращение дыхания на считанные минуты в большинстве случаев влекут за собой смерть.

    Органы Вайю-грантхи осуществляют управление распределением телесной энергии. Поэтому функционирование всех без исключения органов и систем находится в непосредственной зависимости от состояния Вайю-грантхи. Дефицит работоспособности органов этого узла не может быть восполнен ничем. При нарушении функционирования главных органов Вайю-грантхи патологически изменяется режим кровоснабжения и, как следствие, энергообеспечения организма, в результате чего неизбежно возникает целый комплекс заболеваний.

    Для психической конституции человека с нарушениями работы Вайю-грантхи типичны повышенная разговорчивость, склонность к истероидным реакциям, неспособность контролировать смену эмоциональных состояний. В отношениях с людьми он часто демонстрирует неблагодарность. Последнее проявляется в его манере нелицеприятно высказываться о тех, кто хорошо к нему относится, старается облегчить ему жизнь или от него зависит, предъявлять к ним необоснованные претензии и даже их оскорблять. По своей физической конституции лица с нарушениями функций Вайю-грантхи как правило хилы, тощи, скованы в движениях и зачастую медлительны.

    Те же, у кого Вайю-грантхи доминирует и находится в хорошем состоянии, обладают уравновешенным темпераментом, помыслы их чисты, а эмоции – всегда под контролем. В обществе эти люди обычно выступают в качестве усердных, дисциплинированных и бескорыстных тружеников, пользующихся любовью и уважением ближних.

    Агни-таттва

    Стихии огня (Агни-таттва) соответствует узел Агни-грантхи, ответственный за все проявления телесного огня. Его основные органы: желудок, печень, желчный пузырь, селезенка, поджелудочная железа и надпочечники. Кроме того, Агни-грантхи регулирует деятельность всех прочих органов и желез, имеющих прямое отношение к переработке пищи и получению энергии.

    Если бы погасло солнце, великая обитель огня, то органическая жизнь на Земле в любых формах, включая человека, вряд ли была бы возможна. Планета, вероятнее всего, превратилась бы в мертвую насквозь промерзшую глыбу безжизненной косной материи. Таким же образом сила, которую йогины именуют лесным огнем, есть то, чем поддерживается и обновляется мир телесного бытия. В день, когда окончательно разрушается сфера внутреннего человек погибает.

    Функциональные соки и выделения органов Агни-грантхи, в традиции Йоги именуемые соками пищеварительного огня, обладают огромной разрушительной силой меньшей, чем самые сильные кислоты. Их сила перерабатывает пищу, трансформируя ее в энергию, которая распределяется органами Вайю-грантхи и поддерживает жизнедеятельность тела и его температуру, а также в пластический материал, из которого строятся ткани физического тела.

    Лица с функциональным обладанием Агни-грантхи по психической конституции энергичны, настойчивы, целенаправлены и поистине неутомимы в труде. Как правило, им свойственны способности выдающихся лидеров. К людям такого типа относится подавляющее большинство сильных политических деятелей и военных руководителей высших рангов. Это те, чье призвание – борьба.

    Нарушение нормального функционирования Агни-грантхи проявляются в злоупотреблении человеком своей природной силой, в склочности, похотливости и патологическом тщеславии, нередко внушающем отвращение даже самым близким их друзьям и родственникам. Малейшие неудобства или физическая боль иногда приводят такого человека в бешенство, однако ни владеть собой в конкретных ситуациях, ни, тем более, соблюдать диету он не в состоянии, так как не выносит никаких ограничений. Обычно расстройства в работе Агни-грантхи сопровождаются заболеваниями желудка, двенадцатиперстной кишки, печени, желчного пузыря и других органов пищеварительной системы, а также нарушениями кровяного давления.

    Апо-таттва

    Вари-грантхи – энергетический узел активности стихии воды (Апо-таттва). Этому узлу соответствуют почки, все органы мочеполовой сферы, вся лимфатическая система и грудные железы у женщин. Апо-таттва содержит в себе зародыш жизни. Основная функция Вари-грантхи – управление функцией воспроизводства. Основные органы Вари-грантхи выделяют секреты, содержащие информацию о целостном организме. Именно из этих секретов развивается человеческое тело. Второе название Вари-грантхи – Сома-грантхи («сома» (санскр.) – «нектар» или «божественный флюид») – указывает на важность этого узла, имеющего ключевое значение для поддержания непрерывности жизни рода человеческого.

    Лица с функциональным преобладанием Вари-грантхи обычно отличаются необыкновенным дружелюбием и всегда производят на окружающих благоприятное впечатление. Они обладают прекрасным здоровьем и склонны к упорядоченности и размеренности во всем, что делают. В случае нарушений функций Вари-грантхи индивид, независимо от пола, становится эгоистичным, обидчивым, злобным, а также приобретает склонность к половым излишествам и извращениям.

    Притхви-грантхи (энергетический узел стихии земли) управляет процессами построения плотных тканей физического тела, оформляя и фиксируя качеством инертности все силы и энергии, в этих процессах участвующие.

    Лица с преобладанием Притхви-грантхи обычно полнокровны, плотны, тяжелы телом и обладают избыточной массой за счет большого количества лишнего жира. По натуре они либеральны и терпеливы. Им чужды высокие устремления и усилия воли. Они не склонны особенно напрягаться даже для приобретения необходимых материальных благ. Их отпугивают перспективы любых конфликтов и затруднений, активным поискам радикальных решений они однозначно предпочитают инертное следование по пути наименьшего сопротивления.

    Нарушения функции Притхви-грантхи заставляют человека чрезмерно заботиться о своем благополучии, ублажении потребностей физического тела и жадно искать простейших плотских наслаждений.

    Ахамкара

    Ахам-грантхи (энергетический узел волевой силы Вселенной) локализован в голове примерно на уровне лба. Основными органами, к нему относящимися, являются подкорка, гипофиз, мозжечок и отдельные ограниченные участки больших полушарий. Главная функция Ахам-грантхи – управление восприятием и личностными проявлениями в сфере логического, творческого и инстинктивного разума, а также работой бытовых аспектов интуиции. Ахам (эго) правит всей нашей жизненной активностью, Ахам-грантхи отвечает за координацию работы всех других энергетических узлов: Висма-грантхи, Вайю-грантхи, Агни-грантхи, Апо-грантхи и Притхви-грантхи – стараясь, насколько это возможно, компенсировать недостаточность их функций и исправлять их ошибки.

    Среди лиц с доминирующей функцией Ахам-грантхи – величайшие гении в области литературы, поэзии, великие ученые, философы, меценаты, деятели, отдавшие все силы и помыслы благу человечества, святые и пророки.

    При нарушении функций Ахам-грантхи в натуре человека проявляются коварство, бессердечность, скрытность, жестокость, хладнокровная агрессивность и воинствующая злонамеренность.

    Маха-таттва

    Область головы над Ахам-грантхи занимает Махат-грантхи (энергетический узел Изначальной Силы). Его главные органы: шишковидная железа и кора больших полушарий головного мозга; Махат-грантхи – тонкое образование, посредством которого в человеке воплощается Бог. Этот узел отвечает за все функции духовной интуиции и высшей сознательности человека, а также производит тонкий флюид, именуемый Сома-дхара («сома» (санскр.) – «нектар», «сок луны»; «дхара» (санскр.) – «поток», «ливень»), который, насыщая все тело, является первоосновой человеческого воплощения.

    Именно посредством этого потока осуществляется высшая координация всей функциональной деятельности тонкого и плотного организмов во времени и пространстве. В самой середине Махат-грантхи находится Брахмарандхра (ось вихря Сахасрара-чакры) – воплощение чистого безобъектного сознания высшей разумности, находящейся пределами проявлений трех гун.

    Лица с явно доминирующей функцией Махат-грантхи встречаю крайне редко, поскольку они величайшие из великих, им поклоняются как воплощенным божествам, им доступны любые достижения в каких угодно сферах человеческой деятельности, но обычно они не стараются реализовать себя в чем-то конкретном. Они – боги в мире смерти от рождения имеющие внутреннее право на полную свободу, им просто незачем обретать признание, богатство и славу. Они и так целостны, самодостаточны и мудры настолько, что познают этот мир и все стоящее за его проявлениями, не вовлекаясь в суету исследования сферы земного существования посредством деяния и страданий.

    Их задача – просто время от времени тенью появляться здесь, на земле, слегка касаясь жизни человечества и этим незаметно изменяя ход ее самых глубинных и основополагающих процессов, ненавязчиво проходить мимо жаждущих, страждущих, борющихся, заблудших, самовлюбленных, самоотверженных и всех прочих вовлеченных, чтобы те, замечая их, видели: есть что-то еще и это что-то стоит попыток прорваться сквозь весь этот ад. После рождения они очень быстро достигают полноты и целостности осознания, после чего личная сила и божественная самодостаточность никогда уже не покидают их до самого конца их земной жизни. Никакие поступки, как собственные, так и других людей, не могут запятнать их, они остаются чистыми и не связанными ничем после любых перипетий и жизненных коллизий. Никакие чувственные стимулы не в состоянии поколебать устойчивость их непривязанности и отрешенности.

    Они до самых глубин понимают все тонкости мотивов, заставляющих людей действовать и страдать, и потому, оставаясь бесстрастными наблюдателями, в то же время являются средоточием величайшей мудрости, чуткости и сострадания. Тяготы жизни, печали, болезни, физические страдания и катаклизмы не в силах поколебать глубинное спокойствие и мир, царящий в сознании этих людей, нарушить полноту и целостность их мировосприятия.

    У обычных людей деятельность Махат-грантхи выражена, как правило, слабо.

    Очень часто встречаются индивиды, у которых отсутствует явное преобладание какого-либо конкретного из 6-ти энергетических узлов, но вместо этого доминирующими являются 2, 3 и даже более грантхи, причем уровень их функциональной активности примерно одинаков. Такие типы конституции тонкого тела (сукшма-декха ) описываются в традиционной йогической физиологии как случаи смешанного преобладания грантхи или таттв.

    Ключевыми элементами творения являются воздух, огонь и вода

    Соответственно, Вайю-таттва, Агни-таттва и Апо-таттва являются стихиями, играющими ключевую роль в гармоничном функционировании физиологических механизмов человеческого тела. Любое нарушение их взаимодействия немедленно приводит к возникновению заболеваний, а серьезное расстройство заканчивается, как правило, смертью.

    Наиболее безотказным и радикальным средством для управления взаимодействием этих трех стихий и поддержания их идеального равновесия являются практики, описанные в «Йога-Шастре» («шастра» (санскр.) – «учение», «система». «Йога-Шастра» – учение или система Йоги, также – свод классических трактатов по философии и практике Йоги). Учение Йоги дает нам ключ не только к развитию духовной силы и пронзительной ясности ума, но также к построению здорового, неподвластного времени организма, свободного от болезней признаков возрастной деградации. Таким образом, практика Йоги оказывается, пожалуй, наиболее мощным средством, способным избавить человечество от столь всеобщего наше время преждевременного старения и медленного прижизненно телесного разложения.

    ПЕРВООСНОВА МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА - ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

    ПРИТХВИ-ТАТТВА (СТИХИЯ ЗЕМЛИ)

    ПРИТХВИ (санскр.) - в древнеиндийской мифологии богиня, олицетворяющая Землю. Символически представлена желтым квадратом. Обитель Змеи Кундалини (Кундалини-Шакти). Качества: стабильность, терпение, сила, изобилие. Из органов чувств соответствует обонянию, из планет - Юпитеру. Притхви дает способность контролировать страсти и соотносится с муладхара-чакрой.

    АПАС-ТАТТВА (СТИХИЯ ВОДЫ)

    АПАС (санскр.), или Джала, соответствует стихии Воды, а также всем богиням, олицетворяющим воду. Символически эта таттва представлена серебряным полумесяцем. Апас (Джала) может принимать любые формы (или же содержит все возможные формы в себе). Символизирует непроявленное, неограниченные возможности и трансцендентность. Ее основное состояние - пассивное. Поэтому она становится вместилищем разнообразных впечатлений и энергии. Символизирует очищение, подсознание, сопереживание, сексуальность. Соответствует планете Венера. Дает способность контролировать астральное тело и соотносится со свадхистхана-чакрой.

    ТЕДЖАС-ТАТТВА (СТИХИЯ ОГНЯ)

    ТЕДЖАС (санскр.) - в древнеиндийской мифологии бог огня, домашнего очага и жертвенного костра, олицетворение священного пламени. Символически представлен красным треугольником. Ассоциируется с солнечным светом, мужским началом и динамичной, беспокойной силой, обращенной вовне; со страстью, интуицией и несотворенным, изначальным светом сознания. Соответствует плану атмосферы, Солнцу и Марсу. Дает способность к ритуально-магической работе и соотносится с манипура-чакрой.

    ВАЙЮ-ТАТТВА (СТИХИЯ ВОЗДУХА)

    ВАЙЮ (санскр.) - в древнеиндийской мифологии бог и властитель воздуха. Символически представлен голубым (синим) кругом. Это символ свободы, открытого пространства, интеллекта, ума; способствует левитации, проникновению в любое место (как это делает воздух). Соответствует эфирному плану, Меркурию и Луне. Вайю дает разнообразные сверхъестественные способности и соотносится с анахата-чакрой.

    АКАША-ТАТТВА (ДУХ)

    АКАША (санскр.) условно переводится как «пространство». Тонкая, сверхчувственная духовная сущность, наполняющая все пространство. Акаша «как субстанция» приблизительно соответствует «эфиру» или «квинтэссенции» западной традиции; кроме того, она отождествляется со всемирным пространством.

    Символически она представлена черным или темно-синим яйцом. Темно-синий - цвет Акаши (эфира) и горла Шивы. Он символизирует синеву ночного неба и синий немес Тота. Как писал Алистер Кроули, «этот немес - таинственная, но плодоносная тьма, окутывающая репродуктивные процессы. Крылатое Яйцо - символ одухотворенной фаллической энергии. Это Яйцо - не что иное, как Акаша, источник всего сотворенного мира» . Ее эквивалент - Сатурн, проявленный Логос, библейский Святой Дух. Основная характеристика Акаши - звук. Из органов чувств она соответствует слуху. Акаша дает мудрость и соотносится с вишуддха-чакрой.

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ В СУЩНОСТЬ КАЖДОЙ ТАТТВЫ

    1. Когда сгущается ночная тьма, перед отходом ко сну, представляйте себе, как огромное яйцевидное облако, светящееся темно-фиолетовым светом, окутывает вас со всех сторон и погружает в теплую таинственную темноту, обитель сновидений. При этом мысленно повторяйте звук «Хам». Это - Акаша.

    2. Глядя на небо или на дальние холмы, окрашенные в мягкие тона голубой дымкой воздуха, воображайте плывущую у вас перед глазами исполинскую синюю или голубую сферу Вайю, сквозь которую вы и наблюдаете окрестный пейзаж. При этом мысленно повторяйте звук «Ям».

    3. Если же вы смотрите на огонь, будто то пламя камина, печи, свечи, костра, или извержение вулкана, или даже газовой комфорки, то пусть перед вашими глазами встает огромный треугольник Теджаса. При этом мысленно повторяйте звук «Рам».

    4. Глядя на воду - море, реку, озеро или даже воду в своей раковине, - старайтесь видеть серебряный полумесяц, обращенный рогами вверх, - Апас. При этом мысленно повторяйте звук «Вам».

    Пять лет между 2008 и 2012 годами у нас была возможность возвысить, наполнить энергией свои тело, сознание и дух и развить их лучшие качества., Пока учим этот урок осознанности, мы можем дарить друг другу радость. Каждое солнцестояние этих лет активировало одну из пяти стихий (таттв) и, соответственно, те наши качества, которые связаны с этой стихией. Каждое солнцестояние объединяет ту работу, которую каждый из нас проводит над собой, с созданием всеобщего, мирового сознания. От имени всех нас это сознание способно проецировать в реальность всё, о чём мы просим в своих молитвах и всё, что намереваемся сделать.

    Традиционно принято связывать пять стихий с пятью первыми чакрами. Стихии, они же таттвы - это Земля, Вода, Огонь, Воздух и Эфир. К тому времени, как завершится период солнцестояния в 2012 году, на энергетическом уровне мы как раз достигнем шестой чакры (чакры «третьего глаза») и будем готовы открыть себя для нового, более тонкого понимания действительности.

    Выполняя необходимые практики по календарю, основными датами которого являются зимние и летние солнцестояния в период с 2008 по 2012 год, мы можем развить свою связь с каждой из таттв. Таттвы поддержат нас, когда мы работаем вместе, каждый внося в этот труд своё уникальное подношение. Мы работаем на всеобщее благо, стараемся «сгенерировать» его в ближайшем будущем - и каждый из нас открывает своё сердце наступающей Эре Водолея. Через понимание таттв, то есть пяти базовых элементов мироздания, нам будет дан необыкновенный духовный подъём. Через смирение, желание исцелять и вести за собой в эту новую Эру других мы сами обретём вечную жизнь.

    2008: Таттва Земли

    Благословляя полученные раны.

    Таттва Земли связана с первой чакрой (Муладхарой), а состояние этой чакры, в свою очередь, напрямую влияет на наше чувство «заземлённости», уравновешенности, сбалансированности.

    Снова и снова в нашей жизни может возникать необходимость бороться, выживать, оставлять что-то, к чему мы привязаны, и самим оказываться покинутыми. Если не лечить нанесённые жизнью раны путём осознания, как и почему они были нам нанесены, то все эти негативные процессы действительно разрушат нашу внутреннюю гармонию, выбьют почву у нас из-под ног и поставят нас в положение полной зависимости от обстоятельств.

    Важная часть процесса нашего духовного взросления - осознание, что все эти раны, все эти негативные события даны нам, чтобы мы приобрели определённый опыт и, пройдя через испытания, сами научились ставить себя на ноги. Прошлое должно стать мастерской, где мы учимся, а не тюремной камерой, где заключены все наши обиды.

    2009: Таттва Воды

    Сила творчества, способная превратить насилие в любовь.

    Таттва Воды связана со второй чакрой (Свадхистаной) и, следовательно, с репродуктивной системой. Этот энергетический центр отвечает за наши творческие способности, вдохновение, желание созидать.

    Чувства дают энергию, питающую наши эмоции и страсти. Когда у эмоций нет возможности проявиться напрямую, они овладевают нами, берут верх над нашей осознанностью. В своём ежедневном поведении мы становимся замкнутыми и неподатливыми и проявляем инициативу только тогда, когда без этого нельзя обойтись, а не тогда, когда нам хочется творчества и перемен.

    Представьте себе резервуар с водой, взятой из какого-нибудь стоячего озера или водохранилища. В резервуаре заметны тина, грязь и мусор; такую воду можно использовать далеко не везде, она даже может быть заразна. Когда мы начинаем фильтровать её, нам становится ясно, какие именно вещества её засоряют и отравляют. Поэтому очевидно, что польза от употребления такой воды зависит не только от чистоты источника, из которого она взята, но и от нашей способности её очистить.

    Также и с нашими эмоциями. Очищать сознание от эмоциональных «отходов», бессмысленных эмоциональных моделей - задача, с которой никто, кроме нас, не справится, так что здесь вся ответственность лежит на нас. Наш внутренний мир должен быть пространством нейтральности, покоя, радости и комфорта. Также нужно внимательно относиться ко всему, что влияет на наше здоровье, и в этом списке эмоции будут далеко не на последнем месте. Эти меры крайне важны, если мы хотим добиться эмоциональной чистоты и прозрачности - состояния сознания, когда нам нечего скрывать (в первую очередь, от самих себя), когда мы не лелеем обиды и не копим гнев и ревность, когда нет ничего тайного и неосознанного. Эмоциональная чистота - основа хороших взаимоотношений с самими собой, с окружающими нас людьми, с пространством, в котором мы существуем.

    2010: Таттва Огня

    Сияние преображения.

    Таттва Огня связана с третьей чакрой (Манипурой) и, следовательно, с органами пищеварения. Находясь в гармонии со стихией Огня, мы учимся правильно понимать и перерабатывать свой жизненный опыт.

    Огонь может исцелять и преображать. В глухом лесу часто случаются локальные пожары, которые возникают сами по себе и уничтожают легко загорающийся подлесок, но при этом не вредят большим деревьям. Нагревая почву, они также способствуют тому, чтобы «спящие» в земле семена начали прорастать. Точно такой же процесс внутреннего горения происходит и в нас, когда третья чакра «переваривает» наш жизненный опыт. Мы можем внезапно понять, что у нас есть силы не только чтобы выжить, но и чтобы жить в гармонии и процветании.

    Работа, которую мы проводим над первой и второй чакрами, даёт нам уверенность в себе и своей значимости, в нашем праве быть там, где мы есть. Мы пробуждаем скрытые источники силы, чтобы старые, исчерпавшие себя виды энергии трансформировались в новые. Теперь, когда мы дошли до третьей чакры, мы можем действовать. Главное здесь - сохранять в себе веру и мужество.

    2010 год, год Таттвы Огня - время дисциплинировать себя, обозначить свой путь и свои цели.

    2011: Таттва Воздуха

    Любовь к себе - основа сострадания ко всему живущему.

    Таттва Воздуха связана с четвёртой, горловой чакрой (Анахатой) и, следовательно, с сердцем и лёгкими. Вся кровь в нашем организме постоянно проходит через эти органы, так что состояние органов дыхания напрямую зависит от нашего общего самочувствия.

    Если мы находимся в состоянии покоя и глубоко дышим, мы чувствуем, как расширяются и сжимаются лёгкие с каждым вдохом и выходом. Если же сделать ещё более глубокий вдох, то можно почувствовать, что в нашем теле есть зоны, закрытые для притока праны (энергии жизни), которая является неотъемлемой частью дыхания. Более пристальное внимание к этим зонам позволит понять, что здесь и там на нашем теле есть следы «боевых ранений» - пережитых событий, неправильно применённых эмоциональных моделей. Наш организм буквально вооружается против подобных травм в будущем, надевая, как кажется, неуязвимую броню. Однако эти «травмированные», потерявшие чувствительность участки можно восстановить, регенерировать, проявляя заботу и сострадание к самим себе. Учась ценить себя и заботиться о себе, мы также начинаем ценить и проявлять заботу о других.

    Отношения человечества с деревьями и другими растениями очень символичны: мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ, а они, наоборот, вдыхают углекислый газ и выдыхают кислород. Это отлично показывает взаимозависимость между нами и между всем живым. Когда мы готовы разделить со всем миром и радость, и отчаяние, как будто это наши собственные чувства, в ответ мы получаем любовь и сострадание.

    Таттва Воздуха помогает нам чувствовать великую силу своего сердца

    2011 - год Таттвы Воздуха, связанной с сердечной чакрой, нашим личным центром доброты и сострадания, тем пространством, где «Я» превращается в «МЫ». В 2011 мы концентрировались на энергии Таттвы Воздуха в течение всего года, и особенно во время летнего и зимнего солнцестояний. Мантра для этой Таттвы - Guru Guru Wahe Guru, Guru Ram Das Guru, она учит нас исцелять, быть полезными пространству вокруг себя, проявлять сострадание и смиряться с тем, чего мы не можем изменить.

    2012: Таттва Эфира

    Узы, которые освобождают.

    Горловая чарка связана с элементом Эфира, а сам Эфир берёт начало из the Shabd - первоначального, невысказанного, непроявленного звука, и энергии, являющейся матерью этого звука. У Эфира нет границ, нет пределов и нет определённой формы; он неотделим от вибрации, создающей звук. Звучащий голос - это тело Эфира и одновременно его действие.

    Квантовая физика подтверждает, что уже древние знали о существовании тонкой, вездесущей и всеобъемлющей энергии, которая соединяет всё во Вселенной. Эта энергия - и внутри, и снаружи нас. Что даёт нам это знание? Мы можем воспринимать эту энергию как заботливые руки вечности, к которой мы все принадлежим - вечности, которая питает и поддерживает наши силы.

    Качество Единой Истины (Universal Truth) выражается через нашу горловую чакру. Единая Истина пребывает за пределами субъективности, она так же вездесуща, как Эфир. Раскрывая объятия этой Таттве, мы тем самым объявляем о своей готовности к полному и совершенному осознанию. Все истины объединяются в одну великую Истину. Все души могут объединиться в одной великой Душе.

    Все про таттвы - Nodia Brent-Lux

    Таттва земли выполняет роль фундамента, основы. Она соответствует первой чакре и самопознанию человека. Её можно назвать основательной, накапливающей. Понятно, что озабоченная собственным выживанием и владением, она вызывает чувство надежности (а в случае, если она разбалансирована – безнадежности). Она ощущается как крепкость тела, чувство защищенности, сытость, устойчивость к холоду и другим невзгодам, направленное внутрь внимание.

    Соответствующая ей эмоция (ответ эго на базовое чувство основы) - незащищенность и жадность, а точнее скупость, вызываемая отсутствием основы и фундаментальности земли. Слабое по своей природе эго стремится всё время свою персону поставить в центр, ощутить себя «пупом земли», принять в расчет только свои нужды и как можно скорее удовлетворить их, и только их.

    Страх, пронизывающий эго насквозь, усиливается землей, и как будто вышибает почву из-под ног. У нас возникает огромное желание прирасти ногами к полу, пустить глубокие корни, во что бы то ни стало заручиться поддержкой сильных и накопить как можно больше материальных благ и ценностей, заручиться гарантиями, и все равно спать не спокойно… В теле возникают проблемы с выделительной системой, ткани начинают накапливать токсины и межклеточный висцеральный жир.

    Орган, связанный с этой таттвой - селезенка, она участвует в расщепление жиров, выделению ферментов для пищеварения и участвует в усвоении переваренной пищи. Соответственно, не получая свободного течения энергии, зажимаемого страхом и эго, она начинает выделять меньше ферментов на расщепление жиров и других веществ, поступающих в организм, как будто бы жадничая, оставляя все свое себе, и собирая в коллекцию поступающие вещества.

    Что же с этим делать? Есть простой, понятный способ - предотвратить, подстелить соломки, обезопасить себя от ситуаций нехватки и незащищенности. Единственный минус этого - временность результата. Рано или поздно все вернётся и всего снова будет мало, ненадежно, сомнительно и незащищенно, так как ничего не изменилось изнутри, а только снаружи. И здесь однозначно нужна алхимия, трансформирующая одно в другое, изменяющая ситуацию изнутри.

    Вместо того, чтобы самому встать в центр, мы начинаем стремиться окружить заботой другого, мы становимся щедрыми и получаем защиту от самого источника защищенности - Творца, ибо все мы его творение. Кому как не отцу заботиться и защищать свое детище, оберегать и вовремя обеспечивать нас необходимыми ресурсами и опытом. Для этого мы должны уметь принять Его покровительство, иметь доверие (даже если нет понимания) о своевременности и о действительно нужном ресурсе или опыте, который Он нам ниспосылает. Не как кару, или возмездие (почему-то наш ум может не как собственную заслугу оценить лишь отрицательное влияние, а успех и удачу воспринимает как собственную заслугу или как должное), а как своевременный урок или экзамен для прохождения на другой уровень.

    Связь процветания и таттвы Земли

    Сколько бы не было замечательных идей в уме, порывов энергии, ощущения озарения и томительного желания, только земля обладает ресурсом выдавить из всех таттв и идей сок материализации и осязаемые (пусть и крохи) живого, видимого успеха и реализации. Без таттвы земли мы просто парим за своими бесплодными мечтами, как Пятачок за воздушным шаром. Именно она и является «той осенью», по которой считают цыплят; прямым показателем успеха. Чувствуя фундамент, твердую базу, землю под ногами, мы готовы творить, ваять, лепить, превращая полет мысли в нечто осязаемое – например, в красивую чашку для чая ручной работы, или… в 10000000 рублей на первый взнос квартиры, или…

    На возделанной плодородной земле все растет лучше, на сухой или болотистой растет, но не очень. Работая со стихией земли, мы сталкиваемся со всеми проблемами и радостями жизни, а получаем простые материальные радости, которые строят фундамент для нашего дальнейшего духовного роста. Чем шире и проще отношение к этому плану, тем больше работы, себя и своего времени мы готовы посвятить этому потоку – и тем больше отдачи, плодов и урожая мы снимаем.