Как отвечать вопрос кем работаешь. Какие условия труда кажутся вам приемлемыми? Нам важно ощущение постоянства

Привет. На связи Ярослав Самойлов.

Сегодня хочу рассказать, как правильно отвечать на вопрос, который часто присутствует на первом свидании: где ты работаешь?

Где ты работаешь?

Казалось бы, вопрос банальный. Ну хочется ему узнать, как ты зарабатываешь на жизнь. И что с того?

Если отвечать что-то выпендрежное в стиле «У меня свой бизнес» или «Я директор бла-бла-бла», ты будешь притягивать мужчин, которым важны твои деньги.

Помни, привлечь любого мужчину любой ценой - не твоя цель.

На первом свидании важно определить, кто перед тобой - , или тот, кого стоит обходить десятой дорогой. А как это сделать с помощью ответа на вопрос «Где ты работаешь?», я сейчас расскажу.

Правильный ответ на вопрос о месте работы

Даже если у тебя руководящая должность или ты успешная бизнесвумен - не стоит хвастаться и кичиться этим.

Тем более не стоит выдумывать, если ситуация с доходами - так себе.

Спокойно, мягко, без вызова. При этом нужно внимательно смотреть на реакцию мужчины.

Плохой вариант реакции мужчины

Да, есть вероятность, что после такого ответа у мужчины покраснеют глаза, вздуются вены на шее и пойдет пар из ушей.

Потому что, как это вообще - женщина не работает?

Он ведь вырос в семье, где мама была сильной женщиной, которая работала на трех работах, чтобы обеспечить семью. И борщ успевала варить. А тут на тебе - «Я не работаю».

«Что это за женщина такая? Это что мне содержать ее придется, если мы сойдемся? Нет, так дело не пойдет».

После «переваривания» полученной информации такой мужчина может даже с претензией сказать что-то вроде «В смысле не работаешь? Как это? А на что ты живешь?». Может оскорбить, что ты - чуть ли не девушка легкого поведения.

В общем, ты сразу же поймешь, что это - не тот, кто тебе нужен.

Если мужчина считает, что женщина должна быть самостоятельной и зарабатывать себе на жизнь, не надо пытаться его переубедить и уж тем более не нужно с ним спорить. Просто вежливо поблагодари за открытость и уходи.

Поэтому реакция будет спокойной. Не будет выпученных глаз и выражения недоумения на лице.

Да, он может чисто формально уточнить: «Так, а чем ты занимаешься?». На что ты можешь ответить что-то вроде: «Ну я занимаюсь собой», «У меня есть хобби», «Я - фрилансер». Хотя это и будет для него не столь важным.

Это и будет первым признаком, что перед тобой - мужчина достойный. Мужчина, который достаточно зарабатывает или стремится к этому, не переживает, есть ли у женщины работа.

Ответ на «Где ты работаешь» - детектор «нормальных»

Такая вот простая, но действенная фишка для первого свидания, о которой мало кто догадывается.

Но тебе повезло. Теперь она имеется в твоем арсенале. А значит, вероятность в очередной раз ввязаться в отношения «не с тем» мужчиной становится гораздо меньше.

Напомню, что если тебе часто попадаются на свиданиях нищеброды с мышлением, описанным в первом «плохом» варианте, то, возможно, стоит задуматься, как ты умудряешься их притягивать.

Самые интересные статьи Ярослава Самойлова:

Было бы неплохо знать, о чем спросят вас на собеседовании в следующий раз, не так ли?

Разумеется, мы не рекомендуем заучивать все ответы наизусть, однако продумать их не помешает. Как только вы поймете, что именно хочет услышать представитель компании, вы без труда сможете доказать свою пригодность в профессиональном плане.

Используйте этот список при подготовке к собеседованию.

1. Расскажите о себе

Это очень простой, но важный вопрос, о котором забывают многие соискатели. Вот в чем подвох: никто не хочет бесконечно выслушивать вашу карьерную или личную историю. Вместо этого вам нужно в нескольких словах продемонстрировать, что вы как нельзя лучше подходите на обсуждаемую должность. Расскажите о своих достижениях или опыте, связанном с работой и позволяющем судить о вашей профпригодности.

2. Как вы узнали о вакансии?

Отвечая на этот невинный вопрос, вы имеете возможность выделиться из толпы и показать свою заинтересованность в работодателе. Например, если вы узнали о вакансии от друга или коллеги, упомяните его имя, а затем расскажите о том, что конкретно он рассказал и как ему удалось вас вдохновить. Если вакансия попалась вам на глаза в отраслевом издании или на местной доске объявлений, сообщите, что именно показалось в ней привлекательным.

3. Что вы знаете о нашей компании?

Любой соискатель способен заглянуть на страницу "О нас" на сайте организации. Вряд ли собеседник, задающий этот вопрос, пытается узнать, насколько четко вы понимаете описанные там цели и задачи. Он должен понять, что вы позаботились о том, чтобы их прочесть. Используйте в своей речи ключевые слова с сайта, но не цитируйте его дословно, например: "Мне импонирует цель... потому, что..." или "Я верю, что этот подход будет полезен, так как..." Не забудьте привести примеры из личного опыта.

4. Почему вы хотите получить эту работу?

И снова, компаниям нужны люди, которые испытывают страсть к своему делу, и ответ на этот вопрос должен быть дан в подобном ключе. (Если вы не испытываете страсти к своему делу, возможно, вам стоит подать резюме в другое место.) Определите ключевые пункты, которые свидетельствуют о том, что работа вам подходит (например, «Мне нравится работать в службе поддержки, общаться с разными людьми и помогать им решать проблемы»). После этого расскажите, чем вас заинтересовала компания ("Я люблю узнавать новое, а вы умудряетесь делать потрясающие вещи, и мне просто хочется в этом поучаствовать").

5. Почему нам стоит вас нанять?

Этот прямолинейный вопрос в большинстве случаев звучит бестактно, но если вам его все же задали - считайте, вам повезло. Это едва ли не лучший повод выгодно продать свои личные и профессиональные качества. В своем ответе постарайтесь охватить три пункта: а.) вы не только способны выполнять свою работу, но и можете добиться непревзойденных результатов; б.) вы соответствуете корпоративной культуре и способны вписаться в коллектив; в.) вы превосходите всех остальных соискателей.

6. Перечислите свои профессиональные достоинства

При ответе на этот вопрос карьерный консультант Памела Скиллингс советует говорить только правду (т.е. рассказывать о реальных, а не вымышленных достоинствах), описывать качества, которые соответствуют рассматриваемой должности, а также избегать пространных рассуждений (например, "умение убеждать" вместо "превосходных навыков общения"). Не забудьте рассказать о реальных ситуациях, в которых вам удалось продемонстрировать эти достоинства.

7. Назовите свою основную слабость

Этот вопрос предназначен прежде всего для того, чтобы определить, насколько честен и открыт кандидат. Несмотря на это, не стоит говорить, что вы способны уложиться сроки, даже если от этого зависит ваша жизнь. Не стоит также пафосно восклицать, что вы лишены каких-либо недостатков. Выберите качество, которого вам не хватает и которое вы всеми силами стараетесь приобрести. Например, сообщите, что не умеете мастерски выступать публично, но недавно вызвались проводить общие собрания, чтобы чувствовать себя увереннее.

8. Назовите свое главное профессиональное достижение

Ничто не говорит о профессиональной пригодности лучше, чем список былых заслуг. Отвечая на этот вопрос, не стесняйтесь! Постройте ответ следующим образом: обозначьте ситуацию и задачу, которую вам требовалось решить, чтобы собеседник владел контекстом (например: "Я работал младшим аналитиком и управлял процессом выставления счетов-фактур"), сделайте акцент на шагах, которые вы предприняли, и результатах, которых удалось достичь (например, "Я проводил мероприятия по модернизации процесса в течение месяца, и в результате мне удалось сэкономить 10 человеко-часов, при этом количество ошибок уменьшилось на 25%").

9. Расскажите о рабочем конфликте или затруднительной ситуации, с которой вам пришлось столкнуться. Опишите процесс разрешения вопроса

Задавая этот вопрос, собеседник хочет узнать, как вы ведете себя в затруднительных ситуациях. «На собеседованиях все соискатели хотят казаться милыми и покладистыми, но некоторые волшебным образом преображаются, стоит только заключить с ними контракт», - утверждает Скиллингс. Формулируя ответ, сосредоточьтесь на своем поведении. По возможности, описывайте ситуацию, в которой вам удалось прийти к общему решению или компромиссу.

10. Каким вы видите себя через пять лет?

Отвечая на этот вопрос, честно расскажите о своих целях, но помните: собеседник хочет убедиться в том, что ваши ожидания и амбиции реалистичны, а рассматриваемая вакансия им соответствует. Если же позиция идет вразрез с вашими представлениями, скажите, что еще не можете сформулировать конечную цель, но хотите приобрести положительный опыт, который поможет вам определиться.

11. Опишите свою идеальную работу

В этом и аналогичных ему вопросах кроется желание узнать, насколько обсуждаемая позиция соответствует вашим карьерным стремлениям. Разумеется, если вы хотите насмешить собеседника, можете сказать, что хотите стать звездой NBA, но лучше будет рассказать о своих целях и соотнести их с тем, что предлагает работодатель.

12. Ходили ли вы на собеседования в другие компании?

Работодатели задают этот вопрос по тысяче разных причин - например, хотят узнать, претендуют ли на вас конкуренты, или насколько вы заинтересованы в работе именно в их отрасли. "Как правило, я рекомендую своим клиентам сказать, что они рассматривают еще несколько вариантов в той же сфере", - говорит эксперт по поиску работы Элисон Дойл. - "Кроме того, вы можете упомянуть, что все вакансии обладают схожими характеристиками и дают возможность применить имеющиеся у вас навыки и знания". Например: "Я подал резюме на вакансии в компаниях, которые занимаются IT-консалтингом, т.к. мог бы проанализировать нужды клиентов и рассказать о них техническим специалистам, способным решить проблему".

13. Почему вы уходите с текущего места работы?

Сложный вопрос, который в настоящее время встречается на каждом шагу. Поддерживайте положительный тон и не злословьте о предыдущем работодателе. Скажите, что хотите развиваться и воспользоваться новыми возможностями, которых в текущий момент у вас нет. Например: "Я хотел бы участвовать в процессе разработки программных продуктов от начала и до конца, и я вижу, что вы предоставляете такую возможность". А если вас вежливо попросили уйти с предыдущего места? Так и скажите: "К сожалению, работодателю больше не требуются мои услуги".

14. Почему вас уволили?

Если при ответе на предыдущий вопрос вы честно признались в том, что вас уволили, будьте честны до конца, даже если правда не очень приглядна. Честный ответ далеко не всегда приводит к отказу! Покажите, что с тех пор вы многому научились и выросли. В большинстве случаев умение извлекать уроки из ошибок считается преимуществом, а не недостатком.

15. Чего вы ожидаете от новой работы?

Очевидно, того, что она может предложить. Не стоит пускаться в пространные рассуждения. Будьте предельно точны.

16. Какие условия труда кажутся вам приемлемыми?

Очевидно, те, что похожи на условия, предлагаемые потенциальным работодателем. Не стоит пускаться в пространные рассуждения. Будьте предельно точны.

17. Опишите свой стиль управления

Лучшие руководители - это сильные и гибкие лидеры. Именно эти качества необходимо подчеркнуть в ответе. Например: "Несмотря на то, что каждый член команды обычно требует индивидуального подхода, я предпочитаю выступать для своих подчиненных наставником". После этого приведите примеры удачных управленческих решений и результатов, к которым они привели (например, как худший специалист по продажам под вашим руководством стал звездой всей команды).

18. Расскажите о ситуации, в которой вам удалось проявить свои лидерские качества

В зависимости от должности, на которую вы претендуете, ответом может служить рассказ об успешном управлении процессами или людьми. Скиллингс утверждает, что "лучшие ответы включают в себя запоминающиеся и достоверные детали". "Выберите пример, который дает представление о вашем опыте и полностью раскрывает ваш потенциал", - советует она.

19. Опишите момент, когда вы были не согласны с решением, принятым вашим руководителем

Время от времени подобные ситуации происходят с каждым из нас. Задавая этот вопрос, ваш собеседник хочет узнать, умеете ли вы решать проблемы конструктивно и профессионально. "Не стоит рассказывать о промахе руководителя и своем молчаливом согласии, призванном сохранить мир. Не стоит также говорить о ситуации, в которой вы были неправы", - советует Пегги Макки из Career Confidential. - "Вспомните случай, в котором ваше несогласие действительно играло какую-то роль и повлияло на исход дела".

20. Как бы вас описали ваши коллеги и руководители?

Помните, что ответ на этот вопрос должен быть честным, т.к. у работодателя есть возможность позвонить вашим бывшим коллегам и руководителям. Расскажите о достоинствах и качествах, которые еще не были упомянуты в ходе беседы (например, неукоснительное соблюдение правил внутреннего распорядка или готовность при необходимости включиться в работу соседних отделов).

21. Почему вы делали перерывы в работе?

Если вы некоторое время были безработным, честно расскажите, чем вы занимались Разумеется, эти занятия должны быть полезными (обучение, ведение профессионального блога или волонтерская деятельность). Подчеркните, что теперь вы готовы внести вклад в общее дело: "Я решил сделать перерыв, но теперь я полон сил и могу принести пользу компании".

22. Можете ли вы объяснить свое решение о смене направления в карьере?

Подобные вопросы часто сбивают с толку. Сделайте глубокий вдох и объясните собеседнику, почему вам пришлось принять то или иное карьерное решение. Приведите примеры, подтверждающие, что предыдущий опыт помог вам в новой должности. Связь может быть неочевидной. В этом случае вы сможете произвести сильное впечатление, рассказав о нестандартных ситуациях, из которых вам удалось выйти с честью.

23. Как вы справляетесь со стрессом?

"Продемонстрируйте свою способность продуктивно работать в критической ситуации. Подчеркните, что стресс не может помешать вам добиться цели", - говорит Макки. Опишите свои способы борьбы со стрессом (составление списков, глубокое дыхание и т.д.), а затем приведите примеры их эффективного использования.

24. Опишите свои первые 30/60/90 дней работы в новой должности

Расскажите, что требуется вам для быстрого старта. Какая информация вам нужна? С работой каких отделов вы хотели бы ознакомиться? С какими специалистами вы будете взаимодействовать? Выберите несколько видов деятельности, которая принесет плоды в краткосрочной перспективе (например, "В качестве первого проекта я планирую углубиться в процессы email-маркетинга и создать систему отслеживания писем"). Разумеется, если вы получите работу, планы могут поменяться, но собеседник должен увидеть, что вы готовы приносить прибыль, и вам не терпится приступить к своим обязанностям.

25. Пожалуйста, озвучьте свои ожидания об уровне заработной платы

Перед формулировкой ответа необходимо провести исследование о среднем уровне заработной платы с помощью Payscale или Glassdoor с учетом вашего образования, навыков и опыта. При этом эксперты рекомендуют называть верхнюю цифру диапазона, а затем проявлять гибкость при необходимости. Дайте собеседнику понять, что знаете себе цену, но при этом хотите получить работу и готовы к обсуждению.

26. Что вы делаете в нерабочее время?

"Работодатели задают личные вопросы, чтобы убедиться в том, что соискатель соответствует корпоративной культуре компании", - утверждает опытный специалист по работе с кадрами Митч Фортнер. - "Иными словами, если вам задают вопрос о хобби, можете смело рассказывать все как есть. При этом не забывайте сохранять лицо. Сообщая о привычке пить пиво с друзьями, не упоминайте о похмелье, которое преследует вас по понедельникам".

27. Если бы вы были животным, то каким?

На первый взгляд этот вопрос кажется нелепым, а потому используется для того, чтобы сбить соискателя с толку и посмотреть, как он будет выпутываться. Правильных и неправильных ответов не существует, однако вы заработаете дополнительные баллы, если вам удастся рассказать о своих преимуществах. Совет: если вам необходимо немного подумать, заполните паузу словами: "Великолепный вопрос! Должен сказать, что..."

28. Сколько теннисных мячиков поместится в лимузин?

Тысяча? Десять тысяч? Сто тысяч? И правда, сколько?

Если вы претендуете на техническую вакансию, будьте готовы к вопросам-головоломкам. Помните, что собеседник вряд ли ожидает услышать конкретную цифру. Ему нужно знать, что вы поняли вопрос и готовы его анализировать. Глубоко вдохните и проведите расчеты. Вполне нормально попросить для этого ручку и бумагу!

29. Есть ли у вас дети? Планируете ли вы пополнение в семействе в ближайшие несколько лет?

Строго говоря, личные вопросы о семейном статусе, поле ("Вы могли бы управлять отделом, в котором работают только мужчины?"), национальности ("Где вы родились?"), религии и возрасте незаконны, однако работодатели продолжают их задавать. Далеко не все вопросы задаются со злым умыслом, однако их необходимо тактично пресекать. В рассматриваемом случае рекомендуется ответить: "Думаю, я еще не совсем готов... Но меня очень интересуют пути карьерного роста в вашей компании. Не могли бы вы рассказать о них подробнее?"

30. Как вы думаете, что мы могли бы улучшить или сделать иначе?

Такой вопрос чаще всего задают представители стартапов. С его помощью собеседник не только хочет убедиться в том, что вы потрудились собрать информацию о потенциальном работодателе, но и пытается почерпнуть новые идеи. Предоставьте им эти идеи! Какие дополнительные услуги могла бы оказывать компания? Как можно было бы увеличить прибыль или повысить качество обслуживания клиентов? Для того чтобы выдвинуть разумное предложение, вовсе необязательно изучать детальный план компании на ближайшие четыре года. Просто продемонстрируйте свою заинтересованность и опыт.

31. Есть ли у вас к нам вопросы?

Это ваш шанс убедиться, что предлагаемая компанией должность вам подходит. Что вы хотите узнать о вакансии? О компании в целом? Об отделе, в котором вам, возможно, предстоит работать? О команде потенциальных коллег?

Немалую долю вы узнаете в ходе беседы, поэтому вопросы должны быть нетривиальными. В частности, вы можете попросить представителя компании высказать личное мнение ("Почему вам нравится здесь работать?") или обсудить перспективы ("Планируете ли вы выпуск новых продуктов?").

themuse.com, перевод: Айрапетова Ольга

Здравствуйте коллеги,
Этим вопросом я уже несколько лет как задаюсь, а сейчас пошло обострение. Первый год на рынке не задавался таким вопросом, так как был под впечатлением от книги про Джесси Ливермора, трейдеры мне казались крутыми перцами и было не стыдно сказать что я трейдер.
И я говорил)
Как вы думаете какая была реакция?)

«Это типа форекса?»
«У меня знакомый этим занимался, пока не потерял X рублей»
«И много зарабатываешь? Какая машина?»
«Ты знаешь как это рискованно?»
«Не думал найти нормальную работу?»

90% людей говорили всё это в ответ на то что я трейдер. А у вас также? Послушав всё это я перестал говорить что я трейдер.
И теперь говорю...
… мля, я стал бояться и избегать людей и теперь ничего не говорю.
Чё делать?

Перестал говорить что я трейдер так как я по глазам и лицам видел что люди во мне разочаровались после этого, разочаровывались больше чем когда я придумывал всякие странные вещи про себя типа что я большой фанат мультфильма май литл пони.
Перестал говорить когда достаточно посидел на трейдерских сайтах и понял что быть трейдером это и в самом деле звучит не круто.

Говорить что инвестор? Не лучше. Каждый школьник знает что в быть инвестором это быть терпилой и зарабатывать на доширак а если много зарабатывать то и капитал должен быть мегаогромный и тогда опять вопросы.
Говорить что ты алготрейдер? Тоже ужасный вариант, когда говоришь что у тебя роботы то я прям вижу как собеседник передо мной материализует десиптеконов и ту уёвину которая победила годзиллу.
Говорить что программист? Для меня это не секси.

Теперь я понял для чего люди покупают мерседесы, если бы он был то возможно бы таких проблем не было. Но тут ещё такой момент что я не хочу чтобы люди знали сколько я зарабатываю, не хочу быть чуваком на мерсе и вообще машины как-то совсем не моё. Так что говорить чтобы это звучало не палевно и чтобы было понятно что я крут и не было лишних вопросов по работе?

Update. Ура, получил прям в тему комментарий.
«а я говорю правду… я не стесняюсь своей профессии… кому надо объясню подробнее, кому надо подколоть, подколет при любом ответе, а кому то станет интересно и будет твоим инвестором. если ты сам стесняешься своей профессии, значит ты, где то в глубине, понимаешь примерно так же, как и большинство. а следовательно придет момент, когда ты разочаруешься и бросишь… это психологический момент»

Теперь буду говорить что я управляющий активами, вариант идеальный, и тут даже не нужно рассказывать сколько у тебя денег, ведь типа все они чужие всё равно;)

Update2.
ААААААА, оказывается если сказать «управляющий активами» то некоторые подумают что ты сутенёр, как в комментах написали.
Давно так не ржал.

Начнем, правда, все-таки с денег. Сколько ни иронизируй насчет «презренного металла», 77% работающих признают, что лучше всего их мотивирует хорошая оплата труда. Но значение заработанных денег для нас этим отнюдь не исчерпывается.

Что интересно - трудовые доходы имеют для нас иную «стоимость», нежели деньги, доставшиеся нам каким-то другим образом. «Современная западная культура различает «профанные» и «сакральные» деньги в зависимости от их происхождения, - объясняет психолог Анна Фенько. - Например, неожиданный выигрыш в лотерею, наследство, гонорар или премия рассматриваются как «особые» деньги, которые обычно тратятся не на повседневные нужды, а на покупку особых предметов или необычных переживаний».

Вместе с тем «профанные», заработанные нами деньги могут оказаться и ловушками. Одна из самых типичных - когда мы считаем, что наши заработки - это мерило успешности. По сути это означает, что суммы, которые я получаю, показывают, сколько я стою.

«Люди часто отождествляют себя с тем делом, которым они занимаются, - комментирует психотерапевт и бизнес-коуч Наталья Тумашкова. - Это закладывается еще в детстве, когда ребенку говорят: «Ты зачем это сделал? Ты плохой!» И он усваивает: оценка моих дел - это оценка моей личности».

Мы стремимся оставить след в мире

Когда-то философ Ханна Арендт описала два вида работы. Один из них необходим для поддержания жизни, но в процессе такой работы мы не производим того, что останется надолго. К этому типу относятся приготовление еды, стирка, уборка и прочие наши повседневные заботы, в которых нет ничего специально человеческого, и поэтому человек в этом случае выступает как animal laborans, «работающее животное». Второй тип работы, который человечество всегда ценило больше, - это производство объектов, которые нас окружают, от чашек и стульев до домов, мостов и самолетов.

«Человек творящий» не может больше пощупать то, что он производит, поэтому ему трудно радоваться делу своих рук

Мы живем не на лоне природы, а в окружении предметов, созданных нашими руками. Накопление этих предметов создает наш мир и придает ему постоянство. Именно созидание делает человека человеком - Арендт называет его homo faber, «человек творящий». Сегодня этот высший род работы - работа-созидание - стремительно размывается. Среди нас все больше тех, кто ничего не производит руками, а лишь разговаривает и стучит по клавиатуре. Так работают финансисты, страховщики, программисты, консультанты... Все они порождают, обрабатывают и перенаправляют потоки информации.

От нас требуется много знаний, усилий, креативности и воли, чтобы добиться результата, но плоды такого труда эфемерны, они не остаются в мире, не придают ему устойчивости. «Человек творящий» не может больше пощупать то, что он производит, поэтому ему трудно радоваться делу своих рук. Возможно, поэтому многие профессионалы в середине жизни чувствуют тягу к ручному труду, мечтают печь хлеб, расписывать посуду или завести собственную ферму...

Мы хотим развиваться

Зато в современном мире все более важной становится самореализация. Это слово вошло в обиход не так давно, и разные люди вкладывают в него разный смысл. Связана ли она с интересной, любимой работой? Высоким профессионализмом? С творчеством? Может быть, она зависит от того, воплотил ли человек свою мечту?

Пожалуй, проще зайти с другой стороны и описать ее через наши эмоции. Мы чувствуем себя реализованными, когда раскрываем наш внутренний потенциал, когда в работе задействованы наши способности, знания и умения. «Это ощущение себя на своем месте и удовольствие от того, что делаешь, - говорит Наталья Тумашкова. - Иногда от результата, иногда от процесса, или от того и другого вместе».

Что нас больше всего нас мотивирует в работе?

  • 77,1% - зарплата
  • 37,9% - возможность карьерного роста
  • 37,3% - масштабные и интересные задачи
  • 36,5% - комфортная атмосфера в компании
  • 17,6% - профессионализм коллег
  • 17,6% - возможности обучения

По данным компании KELLY, 2014.

Самореализация подразумевает умение работать, совершать усилия, вкладываться в свой труд. «Это как в любовных отношениях: чтобы их построить, мы должны в них вкладываться, - объясняет психоаналитик Мария Тимофеева. - С работой то же самое. А для этого человеку нужна внутренняя наполненность - тогда ему есть что инвестировать. По сути, это и есть либидо - понимаемое в широком смысле, как способность к любви, которую мы можем направить на разные объекты. Те, у кого есть этот внутренний ресурс, способны много и трудно работать. Но они получают такую отдачу - удовлетворение, удовольствие, радость, - что этот ресурс не иссякает, а только пополняется».

Самореализация не требует карьерного роста: построение карьеры считают мотивирующим фактором всего 38% россиян

А как же быть со стереотипом, что нам дает больше удовлетворения творческая работа? «Я думаю, что самореализация - это всегда про творчество, - рассуждает Наталья Тумашкова. - Только творить можно по-разному. Есть такая притча. В пустыне путник встречает человека, катящего тяжелый камень, и спрашивает: «Что ты делаешь?» - «Не видишь, толкаю камень, мучаюсь». Другого такого же встречает: «Что ты делаешь?» - «Зарабатываю в поте лица на свою семью». Третьего встречает наш путник и задает ему тот же вопрос. Тот улыбается и говорит: «Я строю Храм». Это как раз про самореализацию».

Так что самореализация не требует непременного карьерного роста: построение карьеры считают мотивирующим фактором всего 38% россиян.

«Скоро 20 лет, как я работаю учителем, - рассказывает Сергей. - Мне не раз предлагали стать завучем, а там - кто знает - может, дорос бы и до директора. Но я терпеть не могу административную работу. Мое дело учить. С детьми невозможно работать на голом профессионализме, они не дают тебе застыть на месте, постоянно заставляют искать, пробовать. С каждым новым классом я открываю в себе что-то новое».

Учиться новому, лучше узнавать себя, расширять свои возможности, осознавать свое мастерство и вместе с тем чувствовать, что еще есть куда расти, - в общем-то, это значит жить полной жизнью.

Мы нуждаемся в признании

Представим, что на работе нас без конца критикуют, а слов одобрения мы вообще не слышим. Если наш труд, наши усилия, иногда очень серьезные, не оценены, у нас попросту опускаются руки. С другой стороны, несколько одобрительных слов в самый напряженный момент работы, когда силы уже на исходе, могут волшебным образом окрылить нас и зарядить новой энергией.

Почему нам важно, чтобы нас признавали? «В самом общем смысле признание удовлетворяет наше глубокое, всем знакомое желание почувствовать собственную важность для окружающих, - говорит психоаналитик Элен Веккьяли. - Оно подтверждает, что мы - полноправные члены группы, часть целого, более того, без общественного признания невозможно самоуважение».

Однако с самоуважением не все так просто. «Признание сработает на самоуважение, когда ты сам знаешь, что его заслужил, - предупреждает Наталья Тумашкова. - Если же оно незаслуженно, то эффект может быть обратным. И наконец, если ты сам себя не ценишь, то похвала, особенно начальственная, может стать наркотиком, и нам потребуются все новые и новые дозы».

Мы должны быть озабочены не тем, насколько мы креативны, умелы и умны, а тем, получилась или не получилась у нас работа

Мария Тимофеева считает, что зависимость от похвалы свидетельствует о нашем нарциссизме, этой болезни века.

«Далеко не всегда мы способны опираться на собственную оценку. По идее, мы должны быть озабочены не тем, насколько мы замечательны, креативны, умелы, умны (за этим кроются гордыня и тщеславие), а тем, получилась или не получилась у нас работа. В этом случае мы опираемся на собственную оценку и испытываем радость не от похвалы, а от плодов своего труда».

Зато если оценили не нас, а красоту, полезность, оригинальность или точное соответствие стандартам нашего «произведения», мы всегда сможем опереться на это достижение, чтобы двигаться дальше.

Нам нравится делать общее дело

Рядом с коллегами мы проводим времени не меньше (а иногда и больше), чем с семьей и друзьями. Неудивительно, что хороший коллектив мы считаем подарком судьбы. Мы можем делиться радостями и проблемами, получать необходимую поддержку и помощь. «Коллеги - это наша референтная группа, - говорит Наталья Тумашкова. - И поэтому так важна обратная связь, которую мы от них получаем».

Вовремя встать, доеxать до работы, пообщаться с коллегами - все это поддерживает людей, поскольку дает ощущение постоянства

Работа хороша еще и тем, что позволяет нам чувствовать принадлежность к чему-то большему, чем мы сами: профессии, команде, решению задач государственной важности или исследованиям, которые изменят будущее. Кто-то из нас работает эффективней, если ему есть с кем соревноваться.

«В каком-то смысле эти люди берут энергию от соперника. Нет соперника - и работать неинтересно. Ведь соревноваться со временем труднее, чем с сильным конкурентом», - объясняет Наталья Тумашкова.

В командной работе возникает эффект синергии (когда целое оказывается больше суммы составных частей). Мозговые штурмы, когда мы обмениваемся идеями и вместе придумываем нечто новое, общие победы или поражения, которые мы вместе переживаем, - все это сильные коллективные эмоции, которые дорогого стоят.

Нам важно ощущение постоянства

Ну и наконец, нам просто важно ходить на работу. По крайней мере тем из нас, у кого есть сложности с самодисциплиной.

«Вовремя встать, привести себя в порядок, проделать путь до места работы, пообщаться с коллегами за обедом - все это сильно людей поддерживает, поскольку дает ощущение постоянства, - объясняет Мария Тимофеева. - Необходимость ходить на работу заводит часовой механизм нашей жизни. Когда работаешь дома, на самоорганизацию уходит очень много энергии. А тут все уже сделано за тебя».

Возможно, кто-то подумал, что удаленная работа в недалеком будущем лишит нас этих плюсов? «Как бы ни развивался интернет, общение лицом к лицу, в том числе и с коллегами, незаменимо, - возражает Наталья Тумашкова. - Иначе зачем было придумывать скайп?»

Каждый день мы слышим «Как дела?», «Как жизнь?» и «Чем занимаешься?» по нескольку раз. Эти вопросы чаще всего задают из вежливости, либо для поддержания разговора.

Мы что-то говорим в ответ, не думая о смысле сказанного. На самом деле, на все эти вопросы есть действительно правильный ответ, который зависит от настоящей обстановки и от собеседника. Рассмотрим самые разнообразные варианты, что ответить на вопрос «Как дела?»

Стандартные ответы

Когда все хорошо

  • «Хорошо, а как у тебя?». Этим вы даете возможность собеседнику рассказать и о себе.
  • «Отлично!». Заряжаете собеседника хорошим настроением, тактично давая понять, что не намерены выслушивать негатив.
  • «Нормально» Нейтральный ответ, ни к чему не обязывающий.

Когда все плохо

Здесь ответ зависит от того, насколько вы готовы делиться информацией о своих личных (рабочих) делах с собеседником, и будет ли ему интересно выслушивать ваши душевные излияния.

  • «Не очень» Намекаете на последующий вопрос- « А что так?»
  • «Неважно….» Далее идут подробности.
  • «Плохо, но не хочу об этом». Далее собеседник ждет, когда вы спросите « А у тебя какие новости?».


Тонкости этикета

Правилами этикета не принято давать ответы, которые могут быть неправильно поняты или плохо истолкованы. Человек задает этот вопрос из вежливости, и совсем не ждет длинного рассказа о ваших проблемах.

Если руководствоваться этикетом, самым оптимальным будет ответ- «Замечательно» или «Нормально».

Упражняться в остроумии можно лишь при общении с хорошо знакомыми людьми: в противном случае ваше чувство юмора может быть неверно истолковано.

Ответ на самый популярный вопрос диктуется прежде всего тем, кто его задает. Допускаемые при общении со сверстниками колкие, порой и пошлые фразочки типа «пока не родила», «дела у прокурора», будут неприемлемы к старшему поколению, начальству, родителям. В этих случаях ответ должен быть кратким и лаконичным.


Родители
отдельная тема. Это единственные люди, которые искренне интересуются твоими делами. Поэтому ответ должен быть конкретным и исчерпывающим до мельчайших подробностей. Не забудьте в ответ поинтересоваться здоровьем мамы или папы.

Начальник . Ваши личные дела его абсолютно не интересуют. Задав вопрос «Как дела?» он имеет в виду работу. Поэтому в качестве ответа он ждет подробный отчет о последних достижениях. В исключительных случаях (например, корпоративное мероприятие) можно ограничиться банальным «Хорошо», обязательно добавив «Спасибо». Этого достаточно.

Что ответить на вопрос «Как дела?»

Остроумно

Шутливые и прикольные ответы наиболее уместны в интернет (смс)- переписке и при общении молодежи. Друзья всегда найдут, о чем поговорить, поэтому здесь можно дать себе волю.

  • Пока живой и радуюсь поэтому.
  • Сейчас скажу, завидовать начнешь, я лучше промолчу.
  • Как в ужастике — чем дальше, тем сильнее дух захватывает.
  • На букву Х (не подумайте, что хорошо).
  • Схожу с ума.

На работе

Здесь главное- субординация и корпоративная этика. Ответ должен быть кратким, без иронии и сарказма.

  • Нормально, а как у тебя (какие новости).
  • Все по-старому.
  • Спасибо, хорошо.

На личном фронте

Не каждому интересно знать все детали личной жизни собеседника. И если вы не собираетесь посвящать кого- либо во все подробности, то здесь подойдут такие варианты.

  • Спасибо, ничего нового.
  • Все нормально.
  • А как у вас (тебя)?
  • Не жалуюсь.

Грубо

Высказывания в грубой форме используются в тех случаях, когда сам вопрос «как дела» звучит из уст неприятного вам человека. Это своего рода защитный рефлекс, который срабатывает в те моменты, когда хочется оградить себя от назойливого общения.

  • Отвали
  • Пошел к черту
  • Не твое дело

Незнакомцу

Этот вопрос — самый популярный для первого знакомства- при переписке или случайной встрече. Ответ должен дать понять незнакомцу, намеренны ли вы продолжать общение, или нет.

Для продолжения знакомства можно отвечать примерно так:

  • Все отлично, как обычно.
  • Спасибо, замечательно.
  • Как у всех.

Блистать остроумием в этом случае неуместно. Ответы типа «Как на марсе — жизни нет», « Дела идут, но мимо», «Могло быть и хуже» лучше приберечь для более подходящего случая.

Если в ваши намерения продолжение общения не входит, то лучше сразу, в вежливой форме дать это понять.

Оптимальными ответами в этой ситуации будут:

  • Я замужем (парню).
  • Я женат (девушке).
  • Не ваше дело (грубо, но срабатывает).
  • Вам это будет неинтересно.
  • Вы обознались.

Как можно красиво отреагировать на вопрос

«Как жизнь?»

  • Жизнь, как зебра полосатая.
  • Сегодня лучше, чем вчера.
  • Замечательно, и вам того желаю.
  • Лучше всех, но никто не завидует.
  • Дела отлично, жду следующего вопроса.
  • Как вы спросили, лучше стало (немного грубовато).
  • Смотря с чем сравнивать.
  • Бьет фонтаном, да все по голове.

«Чем занимаешься?»

  • Совершенствуюсь (либо – деградирую), давай вместе.
  • Сижу в интернете и переписываюсь.
  • Мне больше нравится слушать других.
  • Угадай! У тебя есть возможность задать наводящие вопросы.
  • Игнорирую.
  • Пытаюсь вычеркнуть тебя из списка контактов.
  • Медитирую (живу, дышу и пр.)
  • Лечу на дельтаплане (парашюте, дирижабле).
  • Читаю доклад (сдаю экзамен, зачет).
  • Извини, я под водой, говорить не могу.

В переписке, после вопроса «Как дела» чаще всего следует не менее банальное «Чем занимаешься?» Здесь можно наконец-то проявить фантазию. Человек, задавший этот вопрос, обычно ждет ответа «Работаю», на который он задаст встречный вопрос «Где и кем?».

Можно повернуть беседу в другое русло прикольным и неординарным ответом, в зависимости от того, хотите ли вы оригинально «послать» собеседника, либо настроены на дружественную беседу в позитивном ключе.

Видео: Что сказать в ответ