Конспект урока мягкий знак на конце шипящих в именах существительных женского рода

1. Сказка.

Всегда твёрдая буква Ш и Мягкий Знак.

Мягкий Знак давно и безнадёжно влюблён в букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слово, но всё напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.

А Мягкий Знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём.

Другим буквам, которым приходится близко встречаться с Мягким Знаком, нравятся эти его качества. Многие из них даже сами смягчаются от его соседства.

Не смягчается только буква Ш, несмотря на все старания Мягкого Знака. Она по-прежнему тверда и так шипит, что Мягкий Знак буквально теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать, и всякий раз снова становится рядом с буквой Ш.

У Мягкого Знака слишком мягкий характер. Он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге – от маленькой Запятой до самого твёрдого Знака.

Я прилагаю всё старанье,

Хочу понять правописанье.

Но вызывает тем не менее

Правописанье удивленье.

А ну, не плачь, кончай-ка плач!

Синяк пройдёт, - сказал мне врач.

Но прежде, чем пропал синяк,

Исчез из плача мягкий знак!

Я прилагаю всё старанье,

Я проявляю прилежанье,

Но очень часто, тем не менее.

Я прихожу в недоуменье.

Вот перед вами целый ряд слов, которые оканчиваются на шипящие согласные: трубач, меч, клич, душ, гуляш, хвощ, борщ;

Печь, речь, горечь, дичь, роскошь, мышь, ночь.

В первой строке – всё в порядке. Во второй почему-то после шипящих стоит мягкий знак. Зачем он здесь стоит и что обозначает?

Приглядитесь: в одном случае все существительные мужского рода, а в другом – в женском.

Вот указывать на род существительных, оканчивающихся на шипящие ш, ж, ч, щ и входит в обязанности мягкого знака.

Слова нож и рожь мы произносим, заканчивая их одинаковым твёрдым Ж. Таков закон нашего произношения. А пишем мы существительные женского рода с мягким знаком после шипящего. Такова «служба» мягкого знака.

2. Допиши пословицы и подчеркни ь.

Поспешишь – людей … (насмешишь).

Без труда … (не вытащишь рыбку из пруда).

С кем поведёшься … (от того и наберёшься).

Что посеешь, то и … (пожнёшь).

Шила в мешке не … (утаишь).

3. Найдите слова с шипящей на конце и объясните правописание.

Вдали сверкает горный ключ,

Сбегая с каменной стремнины.

Оделись пеленою туч

Кавказа спящие вершины…

Дремлет чуткий камыш.

Тишь – безлюдье вокруг …

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного…

4. Ответь на вопросы.

Как называют человека, который играет на скрипке?

Как называют человека, который лечит больных?

Непромокаемое пальто.

Позднее, тёмное время суток.

Мой весёлый, звонкий … .

5. На конце каких слов пишется ь?

Сем…, помощ…, циркач…, ноч…, брош…, дожд…, борщ…, рож…, щавел…, трубач…, вещ…, дич…, глуш…, сухар…, москвич… .

6. Спиши, вставляя нужные слова с шипящей на конце.

Колосится золотистая … . Мой отец много лет работает на заводе. У него большой … работы. … - хороший строительный материал. Холодный … полезен всем. Лесной … внесён в Красную книгу.

(Рожь, стаж, кирпич, душ, ландыш.)

7. Замени, одним словом и напиши.

Человек, который играет на трубе.

Человек, который выступает в цирке.

Очень сильный человек.

Человек, который играет на скрипке.

Житель Москвы.

Помещение, где стоят машины.

Колючее животное.

Место. Где купаются и загорают.

Известный музей картин в Санкт – Петербурге.

Крупное морское животное с усатой мордой.

8. Данные слова объедини в пары так, чтобы в каждой паре оказались слова с противоположным значением.

Ложь, мякиш, правда, бедность, роскошь, корка, тишь, бедняк, шум, богач, старики, мощь. Молодёжь, слабость.

9. Укажи слово, в котором пропущен мягкий знак.

Багаж…, ноч…, гараж…, молодёж..., душ…. Дуеш…, сторож…, брош…, лож…, скрипач…, полноч…, усач…, плащ…, помощ…, сыч…, ключ…, дрож…, калач…, вещ…, мыш…, богач… .

10. Найди ошибку.

Хорош, полноч, рожь, даёшь.

11. Слова для орфографического разбора.

Около рощ…, луч… солнца, запряч… лошадей, хитрая мыш…, подстрич… ребёнка, на месте пожарищ…, зажеч… свечу, много Саш…, засохший корж…, назнач… время, извлеч… на свет, неуклюж…, печ… пирожок, не плач…, много детских передач…, нет лыж…, спряч… кирпич…, решил разжеч…, прелестный малыш…, острый меч…, сеч… капусту, красивая доч…, мясной фарш…, спряч… подарок, нужная вещ…, вовлеч… в игру, у луж…, стереч… двор, нет задач…, мелкая дрож…, сердитый сыч…, у дач… леч… на воду, подземный ключ…, обознач… место, обеспеч… семью, увидел мыш…, много училищ…, испеч… калач…, остров сокровищ…, мягкий плюш…, прилеч… на траву, сбереч… честь, пять тысяч…, русская реч… .

12. Слова для комментирования.

Молодёжь, чертёж, трубач, богач, помощь, сыч, вещь, чиж, марш, нож, фарш, мышь, душ, сторож, стриж, сушь, муж, ткач, камыш, плюш, глушь, циркач, калач, пустошь, брошь, луч, страж, репортаж, роскошь, царевич, клич, тишь, брешь, шалаш, дочь, ключ, ералаш, полночь, москвич, мелочь, тягач, усач, завуч, дичь, мякиш, матч, приёмыш, лихач, течь, речь, печь, меч, бич, упряжь, ложь, манеж, мяч, скрипач, ёрш, дрожь, смерч, лещ, ёж, борщ, врач, рожь, ландыш, экипаж, пляж, ночь, грач, малыш, кулич, гуляш, корж, горечь, морж, багаж, пейзаж, фальшь, королевич, гараж.

Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода

Составитель: Т.А.Анисимова МБОУООШ №14

Приморско-Ахтарский район

Цель урока : научить писать слова с мягким знаком после шипящих на конце имен существительных женского рода

Планируемые результаты: научиться писать слова с мягким знаком после шипящих на конце имен существительных женского рода

Задачи:

1. Предметные:

Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

Совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.

б) коммуникативные УУД:

Формировать умение работать в парах, группах;

Развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

Учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

Формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3. Личностные:

Формирование умения адекватно оценивать свою работу;

Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Структура и ход урока

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Слайд 2

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас.

Улыбки, уверенность.

Что ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.

Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой на восприятие учебного материала.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД )

Настраиваются на работу.

Наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет частицу мудрости»

Как вы понимаете её?

Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем.

Смыслообразование «для чего человеку нужны знания » (Лич-ностныеУУД)

Каждый день мы изучаем что-то новое.

2

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Цель:

Подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности.

Организовать самими уч-ся фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Слайд 3-4

Запишите в тетрадях сегодняшнее число, «Классная работа»

Какая буква в ряду лишняя Ш, Ж, Ч, ь, Щ?

Почему?

Запишите эти буквы парами: Шш, Жж, Чч, Щщ.

Какие из этих звуков парные?

Что нужно делать, если они встретятся на конце слова ?

Вспомните, какие орфограммы ещё связаны с этими буквами?

Что вы знаете о букве ь?

Какую работу выполняет она в словах?

Выполняют ра-боту в рабочих тетрадях, соблю-дая каллиграфию

(ь)

Ш,Ж,Ч,Щ-обо-значают шипя-щие звуки

(ж- ш)

подобрать про-верочное слово чтобы правильно написать

( жи, ши, ча, ща, чу, щу )

Эта буква не обозначает звука

Смягчает согласный и разделяет согласный от гласного

3

(словарная работа)

Слайд 5

Догадайтесь, слова с какой буквой мы будем сегодня писать.

Это буква - …(мягкий знак)

В…р…бьи, т…традь, п…льто, учит…ль, к…ньки в…скр…сенье, к…рабль, к…ртофель

Спишите слова с доски, группируя в зависимости от места и роли мягкого знака.

1 группа: тетрадь

пальто, учитель, коньки, корабль, картофель.

2 группа: воробьи, воскресенье

4

Выявление места и причи-ны затруднения Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения

Слайд 6

Слайд 7

«Ум без догадки гроша не стоит»

Вспомните минутку чистописания и словарные слова.

Как вы думаете, чему посвятим урок.

«Просит знаний настоящих

Мягкий знак после шипящих»

Мы писали чистописание с шипящими, а словарные слова с мягким знаком. Тема связана с «ь» в словах с шипящими.

5

Построение проекта выхода из затруднения

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10-13

Каждой группе раздаются карточки с написанной в них проблемной задачей. Учащиеся работают по карточкам, решают задачу, формулируют вывод.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ.

Прочитайте слова. Найдите разницу в их написании. Сформулируйте правило их написания.

До ч ь, вра ч , ти ш ь, шала ш , ро ж ь, но ж.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ.

Прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки. Сформулируйте правило их написания.

до ч ь

вра ч

ти ш ь

шала ш

ро ж ь

но ж

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ.

Прочитайте написанные слова:

тишь, вьюга, метель,

печь, коньки, зимовье

Разделите их на три группы

(Проверка результатов начинается с группы, решавшей задачу на низком уровне, далее – на среднем и высоком)

Дети работают индивидуально, отвечают на вопросы, делают вывод, формулируют цель урока.

( Мы должны узнать, почему в одних случаях после шипящих у существи-тельных пишется ь знак, а в других не пишется ).

Как вы думаете, какую роль выполняет Ь в этих словах?

Указывает на форму существи-тельного жен-ского рода

А)

Работа в группах

Слайд14

Слайд 15

Слайд 16

Предлагаю вам поработать в группах. Выберите в каждой группе ведущего исследователя. Внимательно читайте задания и “шаг за шагом” выполняйте работу.

Работа в группах. (Предлагаются карточки для исследовательской работы).

Прочитайте задания, и следуя карточке, попробуйте его выполнить.

Карточка:

1) К какой части речи принадлежит слово?

2) Определите род им. сущ. и запишите слова в два столбика.

3) Понаблюдайте где пишется ь, где не пишется.

4) Сделайте вывод и попробуйте составить схему.

Слова на карточках:

1) Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, ёж.

2) Ключ, помощь, дочь, глушь, лещ, силач.

3) Брошь, ткач, дрожь, мелочь, ёрш, морж.

Обсуждение, защита своих выводов и предложений у доски ведущими исследователями.

Вывод: мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных только женского рода

Дети делают вывод.

(В ходе обсуждения происходит “открытие” нового знания – мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных только женского рода). На основе этого составляется графическая схема

Сущ. Ед.ч

(Ж,Ш,Ч,Щ)

М.Р. Ж.Р.

Нет с

мягкого мягким

знака знаком (Ь) (Ь)

Б)

Работа по учебнику

Где мы можем проверить наши выводы?

Откройте учебники на с.31 и прочитайте правило.

Правильно ли мы с вами сделали вывод?

Какова же роль мягкого знака в словах: помощь, речь?

Является ли ь орфограммой?

Мягкий знак является орфограммой и выполняет грамматическую роль,он указывает на род имени существительного.

Чтобы знать, как писать

Надо род определять.

Если женский род, то надо

Мягкий знак употреблять.

И тогда мы пишем

Рожь, дочь, печь, вещь и молодёжь.

Если род мужской у слова,

Нету знака никакого!

И тогда пиши –

Калач, врач, товарищ, нож и грач.

В учебнике

Физминутка

Слайд17

Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если вы услышите существительное женского рода, вы приседаете, если услышите существи-тельное мужского рода, подпрыгиваете.

Слова: ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж.

Выполняют упражнение на внимание.

Построение алгоритма решения орфографической задачи.

Цель: построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задач.

А сейчас я предлагаю поработать в паре и составить памятку о написании ь на конце имён существительных после шипящих.

Подвиньте листы, которые лежат у вас на партах, обсудите в паре, как надо действовать, чтобы не ошибиться в написании ь на конце имён существительных после шипящих.

Что, по вашему мнению, мы должны выяснить сначала?

Если услышали шипящий на конце слова, надо определить сначала часть речи.

Если это имя существительное в единственном числе, то опреде-ляю род имени существительного.

Если существи-тельное женского рода, то Ь пишу.

Если существи-тельное мужского рода, то Ь не пишу.

Слайд 18

Алгоритм:

    Определим часть речи.

    Выясним род.

    Если существительное женского рода, будем писать ь .

    Если существительное мужского рода, не будем писать ь .

Реализация построенного проекта

Цель : реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе.

Дети выполняют работу в группах со словами по алгоритму.

Слайд 19

СКАЗКА О МЯГКОМ ЗНАКЕ.

В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Грамматика» жил-был царь «Имя существительное». Ему принадлежали все живые и неживые предметы. Кто?- человек, девочка, еж; что?- дворец, окно, камень.

Царь любил своих подданных и ласково говорил: «Вот она, моя дочь, ласточка, вода. А вот он, мой сын, труд, малыш, город».

Была в стране Грамматика буква - мягкий знак. Одни существительные жить без нее не могли: соль, кость, путь. А другие ссорились и шипели друг на друга: шалаш и рожь, печь и грач, луч и дочь. Они спорили между собой, где же должен жить мягкий знак.

И вот в один солнечный денек захотелось мягкому знаку найти себе друзей. Вышел он за ворота города и пошел по дороге. Вскоре мягкий знак дошел до реки и увидел прекрасный цветок. Он потянулся к нему, но вдруг из воды вынырнула страшная рыба. Это был ерш. Ерш открыл свою огромную пасть и чуть не утащил мягкий знак на дно.

Бедняга еле успел отскочить от воды. Испуганный, наш путешественник побрел дальше от реки.

Вдруг на небо набежала черная туча, и дождь полил как из ведра. Мягкий знак увидел шалаш и стрижа, летавшего рядом. Но стриж даже не поздоровался с мягким знаком,

улетев к своему берегу. Наш путник забежал в шалаш, но тот был такой ветхий, да к тому же в нем зияла огромная дыра. Кое-как мягкий знак переждал дождь, но совсем промок и продрог. Ему нужно было идти дальше. Вскоре он заметил под елью ежа и предложил ему дружбу. Мягкий знак залез под ель и прижался к ежу, чтобы согреться, но еж сильно уколол его своими иголками. Наш герой обиделся и ушел. Вскоре он забрел на ржаное поле . Рожь не прогнала его, угостила своими зернами. Мягкому знаку стало немного лучше. Он поблагодарил рожь. И тут, откуда ни возьмись, появилась полевая мышь.

Она обрадовалась гостю, пригласила его к себе в нору, напоила, отогрела, приютила, уложила спать на теплую печь на ночь. Утром мягкий знак, отдохнувший и довольный, пошел домой.

Он не нашел себе друзей среди ерша, стрижа, шалаша и ежа, зато навсегда подружился с рожью, мышью и печью. С тех пор мягкий знак пишется на конце после шипящих только у существительных женского рода.

Так с кем не удалось подружиться мягкому знаку? С кем он подружился?

Работа в парах Запишите слова в два столбика: 1 – м.р, 2 – ж.р.

м.р. ж. р

ёрш рожь

стриж мышь

шалаш печь

ёж_ ночь

9

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: организовать усвоение новых знаний при по-мощи трениро-вочных упраж-нений с прого-вариванием во внешней речи.

Слайд 20

Запишите словосочетания, объясните орфограмму, обозначьте графически.

Лесная дич (?)

Болотный камыш (?)

Тёмная ноч (?)

Холодный ключ (?)

На поле рож (?)

В озере лещ (?)

В норке мыш (?)

В лесу тиш (?)

Работают коллективно, записи делают в рабочих тетрадях,

Иванова Татьяна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Лицей 2010
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект
Тема: Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.
Дата публикации: 15.11.2016
Раздел: начальное образование

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после

шипящих.

Тип урока:
«открытие» нового знания.
Методы:
словесный, наглядный, частично - поисковый, практический.
Деятельностная

цель:
формирование способности учащихся к новому способу действия.
Цель урока:
организовать исследовательскую деятельность учащихся, изучить орфограмму «Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода». Овладеть приемом правописания ь на конце имен существительных после шипящих.
Задачи урока:
- Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; - Формировать умение различать слова мужского и женского рода; - Воспитывать у учащихся уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения; - Воспитывать самостоятельность, творческую активность; - Развивать орфографическую зоркость учащихся; - Развивать познавательные процессы: мышление, внимание, память.
Планируемые результаты.

Личностные результаты
- формировать интерес к учению; - формировать способность к самооценке. - понимать значимость правильного написания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода.
Метапредметные результаты:

Познавательные
- подвести учащихся путем самостоятельного поиска к выводу о том, что у существительных женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак - формировать практические навыки правильного написания существительных с шипящей на конце - способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, анализировать
Регулятивные
- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель - выдвигать гипотезу - устанавливать причинно-следственные связи - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Коммуникативные
- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве - содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах

Ход урока:

Организационный момент
– Прозвенел уже звонок? (Да!) – Это начался урок? (Да!) – Хотите учиться? (Да!) – Значит, можно всем садиться! (Да) Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. СЛАЙД. - Прочитайте девиз сегодняшнего урока. Внимательно слушай – и все услышишь. Внимательно смотри - и все увидишь. Думай – и все поймешь.
II.

Чистописание.
Внимание и умение слушать нам пригодится в течение всего урока, поэтому настроимся и приступим к работе. Перед вами
карточка № 1
, на которой записаны буквы: СЛАЙД.
Карточка № 1.
а р ж м н о ш у л э ч м н я щ - Зачеркните буквы гласных звуков.
СЛАЙД,
- Зачеркните буквы согласных звонких непарных звуков. - Какие буквы у вас остались? (ж ш ч щ – буквы шипящих звуков). - Как называют эти согласные звуки? - Разбейте их на 2 группы. - По какому признаку вы их разделили? (всегда мягкие/всегда твердые).
СЛАЙД.
Написание: жш чщ шж щч - Напишите пары букв до конца строки, меняя буквы местами.
III. Актуализация знаний.
- Составьте предложение из слов и запишите его в тетради. (1 уч-ся у доски составляет предложение из слов) Тишь, ручья, маленькой, журчание, нарушает, рощи. (Журчание ручья нарушает тишь маленькой рощи.) - Поставьте под шипящими точки, используя зеленый и синий карандаши. - Найдите основу предложения. - Слова, какой части речи чаще других встречаются в этом предложении? (имена существительных)
За горами, за долами, За дремучими лесами. Есть страна удивительная Правит этой страной существительное. Мы хотим о нём всё знать Кто готов нам рассказать? - Что такое имя существительное? - Назовите имена существительные в этом предложении? - Определите их род. - Посчитайте и запишите кол-во букв и звуков в словах «ручья», «маленькой». - Какую работу выполняет Ь в этих словах? - Сегодня на уроке вы откроете еще один секрет работы Ь. Но это случится чуть позже.

А пока

поработайте в парах.
IV. Открытие нового знания.
- А пока

поработайте в парах. СЛАЙД. - Подберите синонимы к словам, записанным на
карточке

Карточка № 2.
Неправда – ….. ложь Поддержка – ….. помощь Рёв – …. плач Вещи - …… багаж ПРОВЕРКА - Были ли у вас какие-либо затруднения? - В чем состояла проблема? (писать или не писать ь) - Подчеркните буквы, на которые оканчиваются, записанные вами синонимы. - Как они называются? (шипящие) - Сформулируйте тему урока, СЛАЙД - Подумайте, на какой вопрос мы должны ответить сегодня на уроке? (Когда писать Ь на конце существительных после шипящих) - Чему мы научимся сегодня на уроке? СЛАЙД (писать имена существительные с шипящими на конце) - Распределите, подобранные вами синонимы, на 2 равные группы. - По какому признаку их можно распределить? (по родам). - Прочитайте имена существительные мужского рода, женского рода. СЛАЙД. - Скажите, ответили вы на вопрос, когда необходимо писать Ь на конце существительных после шипящих? (нет) - Взгляните на предложение, записанное в начале урока, и попробуйте ответить на вопрос: в словах какого столбика нужно написать Ь. - Попробуйте сформулировать правило, когда пишется Ь на конце существительных после шипящих. - Сравним ваш вывод с правилом в учебнике на с.31. ЧТЕНИЕ ПРАВИЛА с.31.
Выучим это правило: Чтобы знать, как писать, Надо род определять. Если женский род, то надо - Мягкий знак употреблять. - А теперь запишите эти слова в 2 столбика по родам. (1 уч-ся у доски) Проверка по эталону. СЛАЙД. - Какую роль играет Ь в словах 2 столбика? (указывает на то, что это существительное женского рода). Значит, у Ь есть ещё одна работа – указывать на род имен существительных. Таким образом, Ь выполняет 3 работы. СЛАЙД, В русском языке нередко Ь не обозначает мягкость согласных, а лишь указывает на его форму. Такую работу выполняет Ь на конце имен существительных в начальной форме после букв шипящих. Он сообщает, это существительное женского рода. СЛАЙД, В имена существительных в начальной форме, оканчивающихся на шипящие Ж, Ш,Ч, или Щ – всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем - писать или не писать Ь.
V. Работа по теме урока.

1.
Составление алгоритма действий. - Как нужно действовать? СЛАЙД. - Сформулируйте ответ, опираясь на схему, Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи, если это существительное в начальной форме, определи его род, если это слово женского рода, то пишется Ь, а если мужского рода – то Ь не пишется.
Физкультминутка.
Потрудились – отдохнём, Нужно, без сомнения. Дружно быстренько встаём, Выполним движения. Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительное женского рода, встаёте, если мужского рода, хлопаете ладонями над головой.
Слова:
ёж, лещ, дичь, печь, мышь. товарищ, кирпич, помощь, ночь, тишь, борщ.
2.
Применение новых знаний. Решение орфографических задач. СЛАЙД,
А) Игра «Четвёртый лишний».
- Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее слово. Спишите. Вставьте, где нужно, мягкий знак. а) Дол…ка, л…динка, колос…я, пис…мо.
б) Варен…е, прос…ба, сиден…е, в…юга. в) Грач…, гараж…, вещ…, ландыш… СЛАЙД (проверка задания) - Какую работу может выполнять Ь в словах? СЛАЙД. (3 работы Ь знака)
Б) Орфографическая задача.
Слуховое восприятие. - Запомните слова с шипящим на конце, которые вам встретятся в предложениях, Запишите их. Мне опять приснились дебри, Глушь пустынь, заката тишь. Жёлтый лев крадётся к зебре Через травы и камыш. ПРОВЕРКА,
В) Словарная работа.
СЛАЙД. (Словарная работа) -Замените группы слов одним словом с шипящим на конце, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь. Если хорошо заточен, всё легко он режет очень. (нож) Женское украшение, которое прикалывают на грудь или воротник (брошь) Предмет, на котором ездил Емеля (Печь) Без него не откроешь замок (Ключ) Его надевают в дождь (Плащ) Маленький ребёнок (Малыш) Тихая безветренная погода. (Тишь) Мелкие деньги. (Мелочь) ☺ Под полом таится, кошки боится. (Мышь). СЛАЙД. (Проверка) СЛАЙД. (Веселая грамматика)
Г) Веселая грамматика.
Догадайтесь, какие сказочные слова относятся к именам существительным женского рода? Девежь боромож Тяжлая куж… Велочь кущь Бурявый брыж… Ларукуш Мяувая дуч… - Что вы можете о них сказать? - Итак, когда же на конце существительных после шипящих мягкий знак пишется, а когда не пишется?
Д) Грамматический диктант.
(Ответы записываются цифрами)
СЛАЙД (грамматическая задача)
Карточка № 3
Прочитайте текст. Определите, в каких именах существительных после шипящего необходимо написание мягкого знака. Заполните пропуски. Колючий ёж… убежал в лесную глуш… . На сцене трубач… играет марш… . Настала темная ноч… . Мы купили дорогую вещ… . Он примерил новый плащ… . Меня охватила сильная дрож… . - Сколько всего имен сущ использовано в тексте? (9) - Сколько всего имен сущ с шипящими на конце использовано в тексте? (8) - Сколько в тексте сущ женского рода? (4). - Сколько в тексте сущ мужского рода? (4). СЛАЙД, (Проверка грамматической задачи)
VI. Рефлексия

А) Разноуровневые задания.

-
- Подумайте и возьмите ту карточку, с заданием, которого вы точно справитесь. Если вы считаете, что очень хорошо поняли тему, возьмите красную карточку (тут необходимы знания и других тем). Если вы считаете, что поняли тему, но еще немного сомневаетесь в себе, возьмите зелёную карточку. Но если вы считаете, что еще не до конца поняли, возьмите синюю карточку.
Карточка № 1.
синяя (я понял тему урока) Задание: Напишите данные имена существительные в ед.ч. Обозначьте изученные орфограммы, определите род Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.
Карточка № 2.
зелёная.

(я хорошо понял тему урока) Задание: Образуйте от данных слов однокоренные имена существительные в единственном числе с шипящими на конце. Обозначьте изученные орфограммы, определите род. Врачевать, товарищеский, ночной, сторожить, сильный.
Карточка № 3
красная.(я отлично понял тему урока, могу объяснить её товарищу)) Задание: Подберите к словам синонимы с шипящими на конце. Обозначьте изученные орфограммы, определите род. Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь. - Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые. СЛАЙД. (Проверка разноуровневых заданий)

VII. Итог урока.
- Над какой темой работали на уроке? - Какую цель вы ставили? (Узнать, в каких случаях пишется мягкий знак у существительных после шипящих на конце слова.) - Достигли вы поставленной цели? СЛАЙД (Продолжи высказывания) - Продолжите высказывания хором: Мягкий знак после шипящих пишется у существительных …
женского

рода
У существительных м. р. после шипящих мягкий знак …
не пишется
на конце существительных: тишь, мышь, глушь, мощь мягкий знак …
не пишется
- Чтобы ученье не было для вас тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас на партах. Они разного цвета. Поднимите соответствующую звёздочку: СЛАЙД. (Звезды) Жёлтый – Я всё понял, могу объяснить другу. Синий – Я понял, но мне ещё нужно тренироваться. Красный – У меня ещё не всё получается, но я постараюсь.

Тема: Имена существительные с шипящими на конце.

Цель: развитие умения правильно писать имена существительные с шипящими на конце слова.

Задачи: уметь различать существительные с шипящими на конце слова, правильно писать их;

способствовать обучению учащихся умению анализировать, классифицировать, группировать, обосновывать логику доказательства.
воспитывать у учащихся уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения.

Тип урока: освоение нового материала

Методы: словесный, практический, частично-поисковый, наглядный.

Оборудование: учебник, компьютер, карточки для самостоятельной работы.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, в группах.

Межпредметная связь: чтение, математика

Ход урока

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой учащихся.

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно, ребята,
Надо потрудиться.

II. Проверка выполнения домашнего задания

III.Мин. чистописания

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу,

И красиво напишу.

Кто внимательно слушал, тот попробует ответить, группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других? (Шипящие согласные звуки).

Какие согласные звуки называются шипящими? Почему? Назовите их.

Какими буквами эти согласные звуки обозначим на письме?

(буквы - на доске)

Я предлагаю вам написать вот такую цепочку: жшчщ

Аккуратно написали

И нисколько не устали.

IV. Актуализация знаний

На доске написаны слова. Прочитайте их.

Расскажи, зачем и как,
Служит в речи мягкий знак?

Ручьи, день,

семья, тень,

крылья осень,

листья, окунь,

улья, морковь

Прочитайте слова в первом столбике.

(Он отделяет согласную от гласных: е, ё, ю, я, и).

Как он называется? (Разделительный мягкий знак).

Прочитайте слова во втором столбике.

Какую работу в этих словах выполняет мягкий знак?

(В этих словах мягкий знак - это показатель мягкости согласного звука).

Вывод : мягкий знак может быть смягчающим и разделительным.

V. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи

На доске записаны слова:
меч сушь
ключ тишь
шалаш мышь
багаж полночь

К какой части речи относятся эти слова? (Имена существительные).

Подумайте, какую работу выполняет мягкий знак?

(Ответы детей: -Он указывает на мягкость. Но буквы «ж» и «ш» всегда твердые, им не нужна мягкость. Буквы «ч» и «щ» обозначают всегда только мягкие звуки).

Так какую функцию выполняет мягкий знак?

Может быть, у него есть еще неизвестная нам функция?

Это мы сегодня и будем выяснять.

VI. Сообщение темы урока.

Работа в группах.

Проведем исследование в группах (каждой группе дается карточка с заданием).

1 группа
1. Чем схожи слова первого и второго столбика?
2. Чем они отличаются?
3. На что указывает мягкий знак?

2 группа
1. Определите род существительных.
2. Чем схожи слова первого и второго столбика?
3. Чем они различаются?

3 группа
1. Определите род существительных первого и второго столбика.
2. Чем отличаются существительные?
3. Что общего в звучании данных слов?
4. На что указывает мягкий знак?

Ответы детей.

Давным-давно произошла эта история. Случилась она в Стране Слов в Королевстве Существительных с шипящими на конце (ш, ж, щ, ч). Эти слова захотели быть похожими на людей. Ведь мы можем по внешнему виду отличить мужчину от женщины. Захотели этого и существительные с шипящими на конце. Как сделать так, чтобы, не задавая вопроса, не подставляя слов он или она, можно было сразу же сказать, к какому роду относится слово - к мужскому или женскому?

Слова задумались. В это время мимо проходил мягкий знак. Вот и попросили его существительные с шипящими на конце помочь им советом. И мягкий знак нашел выход: он решил встать на конце существительных жен - ского рода с шипящими на конце, а к существительным мужского рода с ши- пящими на конце и близко не подходить. С тех пор, только посмотрев на слово с шипящими на конце, можно сразу же сказать, какого оно рода - женского или мужского.

Вывод : мягкий знак указывает на женский род существительных с шипящим на конце.

Существительные с шипящими на конце

Женский род Мужской род
ь пишется ь не пишется

VII. Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко – легко подышим.

VI I I. Первичное закрепление.

Выполнение практических заданий.

а) Работа по учебнику

Прочитайте правило на стр. 141

б) Запиши имена существительные в единственном числе.

*Определи их род. (работа у доски с объяснением) упр.372

* Допиши существительные с шипящими согласными на конце слова.

упр.376

в) Самостоятельная работа.

Вставь мягкий знак в слова, где он нужен.

Сторож…, суш…, борщ…,
доч…, дрож…, царевич…,
меч…, дич…, мыш…,
плащ…, тиш…, мяч…

А теперь проверьте работу по монитору компьютера

Итог урока: в каких существительных после шипящих будем писать мягкий знак?

IX. Итог урока. Рефлексия

Мы с вами хорошо потрудились?

Если урок понравился, пусть ваш клоун заулыбается.

X. Оценки результатов деятельности учащихся на уроке.

XI. Домашнее задание

Закрепить умение правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих при выполнении упр. 373 стр.141