Опять день взятия бастилии впустую прошел. День взятия Бастилии впустую прошёл

И ведь в кой-то веки я вовремя впомнила про эту дату, а то заколдованная какая-то. С тех самых пор, как этот день обессмертили в фильме "Любовь и голуби", превратив его из национальной французской даты в день русского алкоголика, меня оставляет желание накатить именно в этот день. Ну, чтоб не впустую прошел. И вот ведь почти удалось...


В пятницу мы с Зиминой рванули на ее дачу. Рванули поздно (с точки зрения упертого жаворонка), а потому никаких подвигов в тот день совершать не собирались. Так, перекусить на скорую руку, слегка прибухнуть в честь пятницы, а уж завтра - оторваться по полной, с шашлыками и баней. И вот тут как раз я по пути вспомнила, что аккурат в субботу тот самый день взятия Бастилии и есть. Проверила в интернете - точно, он самый, долгожданный, прямо 14 июля заявлен.

Прикинь, мать, - говорю я Зиминой, - повезло нам. Завтра бухаем не просто так в честь очередных выходных, а с сакральным смыслом. Потому как нам с тобой с нашим доблестным алкогольным прошлым даже как-то неприлично не иметь в послужном списке приличную пьянку по такому знаковому поводу.

Да, - соглашается Зимина, - такой пробел надо исправлять.

Но вяленько так говорит, без огонька. Не потому что она французов не уважает и жалеет, что Бастилию разнесли к чертовой матери, а (раскрою вам тайну) Зимина вообще предпочитает, чтобы все тосты произносились исключительно за ее, Зиминой, здоровье, красоту, успех и благополучие. Ну, в крайнем случае, за здоровье и благополучие присутствующих женщин (включая Зимину, разумеется). Все остальные тосты ее не очень впечатляют. Ибо делить внимание с какой-то там порушенной давным-давно крепостью она не сильно желает. Но я не Зимина, я люблю разнообразие, да и хочется хоть раз сказать, что не прошел впустую день Бастилии, наконец-то. Но, как вы уже догадались по названию поста, мои надежды не увенчались успехом.

Прибыли на дачу и вовсе в неприличное для каждого порядочного жаворонка время - в двенадцатом часу. Никаких праздничных столов с разносолами нас не ожидало, но ужин все-таки мы исполнили по быстренькому, кушать хотелось. А под "покушать" мы решили, что разопьем бутылочку вина, чудом выжившую с прошлого визита Зиминой. Бутылочка ушла как-то очень быстро, а потому мы привычным жестом залезли в закрома мамы Зиминой, где нас как обычно ожидала вкусная настоечка в количестве трех бутылочек. Самогон родители Зиминой производят сами из своих продуктов, настаивают тоже на своих домашних ягод из сада-огорода. А потому этот ценный экологически-чистый продукт мы дюже уважаем.

Когда первая бутылочка настойки была уничтожена, нас с позором изгнали на второй этаж, дабы мы не мешали спать родителям. Ну, просто под алкогольными парами Зимина начинает говорить очень-очень громко, а я, хоть такой громкостью, как у Зиминой, похвастаться не могу, но вполне уверенно компенсирую это своей словоохотливостью. Ну, то есть одна из нас тихо, но многословно, толкает какую-то вдохновенную околофилософскую теорию, а вторая постоянно и очень громко это дело комментирует. Спать при таком саундтреке действительно сложновато, а потому мы не обиделись, и переместились наверх, прихватив с собой вторую бутылочку настойки и найденные в холодильнике сыр и колбасу. Теория у меня, судя по всему, получилась интересная, правда, я не сильно помню, в какую именно степь меня понесло, потому что вскоре мы сделали рейд и за третьей бутылочкой, заодно окончательно опустошив родительский холодильник, чем, как выяснилось утром, лишили все семейство завтрака. Но и на этом мы не успокоились. Наливка вообще подозрительно быстро кончалась в ту ночь. Зимина тут же вспомнила, что где-то должна быть еще бутолочка сухого, которая тут же была нами найдена и изничтожена тоже в весьма сжатые сроки. Уже без закуски, потому как все, что можно было просто вынуть из холодильника и немедля употребить, мы уже вынули и употребили. А затевать в ночи на кухне готовку мы не стали. Не потому что лень, а потому что стопудово перебудили бы весь дом и огребли бы люлей, впрочем, конечно же заслуженно. В четыре часа утра стало очевидно, что спиртного в доме больше нет. Хотя нет, вру, в доме было спиртное в количестве трех литров яблочного сидра, но во-первых, он был куплен с другой целью, во-вторых, градус мы с Зиминой стараемся не понижать (хотя что-то мне подсказывает, что вино после наливки в это правило не вписалось, но в случае с сидром разница была бы совсем неприличной), ну и в третьих, даже тогда мы понимали, что сидр после такой ударной дозы не произведет на нас никакого впечатления и должного эффекта. Правда, можно было стянуть запасы самогона, который еще не стал наливкой, и посредством манипуляций и процеживаний, а также смешивания с ягодами, самим изготовить подобие вожделенной настойки, но вряд ли этот процесс произвел бы меньше шума, чем попытка, к примеру, в ночи пожарить мясо. Да и в нашем умении производить наливку мы как-то сомневались, ибо мы не по этой части, вот употребить - это да, тут мы непревзойденные мастера. Ну, и еще, у меня было стойкое подозрение, что даже если мы с Зиминой провернем эту операцию тихо (что само по себе утопия), и на выходе получим некий продукт, который сможем употребить (тут шансы были, вряд ли мы бы стали заморачиваться над букетом, вкусом и послевкусием), то наутро нас за это дело не премируют. Ибо за засранную кухню и испорченные запасы самогона и ягод никого не премируют. А потому мы волевым усилием решили отложить важную дискуссию на следующий день, и разошлись спать.

Усилия избежать люлей, впрочем, были тщетны. Нас все равно ни фига не премировали. Потому как родительский завтрак накрылся медным тазом. А уж когда они обнаружили, что все три бутылки настойки были нагло выпиты в ночи, нам прочитали лекцию о вреде пьянства и выставили в магазин, что было безусловно справедливо, наказав пополнить запасы хлеба, колбасы и сыра, а заодно и купить себе спиртное, потому как если мы будем уничтожать плод их трудов с такой скоростью, они вообще перестанут это делать, потому как двух алкоголичек поить никто не подряжался.

Настроение, впрочем, у нас было достаточно бодрое. Натуральный подукт не смогло испортить даже то, что мы периодически мешали его с винишком, никакого похмелья у нас не наблюдалось, и пока мы восполняли съеденные нами продовольственные запасы, мы мечтали, что вот сейчас мы приедем, развернем шезлонги и сделаем то, благодаря чему сидр спасся от ночного уничтожения ибо Зимина открыла для себя рецепт странного "Мохито", привезла для этого все ингридиенты и доказывала мне, что нет в жизни удовольствия больше, чем в жару употреблять этот освежающий напиток, полулежа под палящим солнцем и медленно покрываясь стойким подмосковным загаром. Ее мечта была столь прекрасна, что нас не смущало даже то, что погода, которая с утра подавала очень уверенные надежды на жару, пока мы скитались по рынкам и магазинам испортилась, а на обратном пути нас и вовсе накрыл приличной силы ливень. Но мы все равно были одержимы нашими мечтами - Зимина - о мохито, а я о незабываемом Дне взятии Бастилии, для чего мы, не задумываясь, приобрели вина с большим запасом.

Теперь про "Мохито". Да, я в курсе, что этот напиток делается на основе рома, минеральной воды, сиропа, лайма и мяты. Но Зимина меня быстро убедила, что ром с водой и сиропом прекрасно заменяется яблочным сидром, и если туда накрошить лайма и мяты, то вкус получается очень освежающим и вообще, нечего придираться. Я и не придиралась. Но обломы начали сыпаться на нас сразу же по возвращении, а потому мечта Зиминой так и осталась мечтой, хотя, видит бог, мы очень старались воплотить ее в жизнь.

Первым накрылся пункт "жара". Не, не могу сказать, что было холодно, но солнце практически не выглядывало из-за туч, а тучи, в свою очередь, иногда повторяли фокус с ливнем. Пункт "загар" как бы тоже подкачал, хотя мы бодро утешали себя тем, что ультрафиолет и сквозь тучи прекрасно просачивается. Но, эффект, уже был смазан. Ну, и пункт "мохито" тоже не то, чтоб получился на пять баллов. Потому как соорудив себе два бокала этого волшебного напитка, добавив туда немного лайма, много мяты (особенно расстаралась я, потому как сильно ее люблю) и по горсти малины (исключительно потому что она уродилсь и ее было много, а Зимина сообщила, что "мохито" от этого только выиграет), залив эту красоту сидром и полюбовавшись на исключительную красоту коктейлей, мы поняли одну печальную вещь - мы забыли трубочки для коктейлей. Родители Зиминой хихикали над нашими страданиями, а когда мы поинтересовались, не заволялись ли у них такие необходимы штучки, так и вовсе оборжались и предложили нам на выбор - приладить под это дело тоненький шланг от самогонного аппарата или употреблять напиток через стрелку лука, сорванного на огороде. Первое претило нам из эстетических соображений, а второе, помимо опять же не сильной эстетичности, грозило еще испортить вкусовые качества напитка, а потому мы мужественно пили "мохито" без трубочек, отплевываясь то мятой, то малиной, но честно осилили все запасы сидра.

Шашлык не стал исключением в этой череде мини-обломов. Он получился жестким. Но и его мы мужественно съели, сколько могли, а остальное отправили тушиться, что, конечно, сделало его мягче, но, увы, гордое звание шашлыка он потерял.

Далее в наших планах значился футбол. Не знаю, как кому, но субботний матч за третье место показался мне невозможно унылым. Тако ощущение, что обоим командам было плевать, кто станет третьим, а кто четвертым, оттого смотреть на них было невыносимо скучно. А когда кончился футбол, то его по просьбе МЧ Зиминой сменила пятьсот восемнадцатая серия "Великолепного века" и страданиях Хюррем-султан и ее султана. Мало того, что сериал крутят уже третий раз, а потому он просто уже задолбал, так тут еще и действие разворачивается ближе к концу - это когда яркую рыжеволосую красавицу Хюррем заменили на старую грымзу, призавать в которой прежнюю Хюррем я отказываюсь напрочь, да еще и сценаристы явно исписались.

В результате - в десятом часу вечера, произнеся только один тост за взятие Бастилии, выпив за ужином всего одну бутылку вина на троих (вместе с мамой Зиминой) и обожравшись жесткого шашлыка, Зимина задрыхла прямо под интриги гарема Османской империи, а я, не найдя места завалиться рядом, ушла в свою комнату чтобы почитать, и вырубилась не осилив и страницы текста.

Нет, на следующий день мы, конечно, кое-что наверстали, да и финальный матч порадовал, не в пример субботнему, но это уже было 15 июля...

Так что, увы, день взятия Бастилии снова прошел впустую. Заколдованный он, какой-то, ей-богу. Или это просто мы с Зиминой стареем, и наши организмы усиленно сопротивляются движухе и алкогольным излишествам два дня подряд?

ПС: Тем, кто случайно увидел вывалившийся пост, который был почти сразу же снесен, спешу сообщить, что пост вышел случайно, по причине склероза автора, так как еще не дописан. Как допишу, он непременно выйдет.

В этот день революционными массами была взята Бастилия...
Для многих поколений французов крепость была символом всевластия королей. После известного фильма, этот день и в России празднуется народом)))

Крепость была построена в 1382 году. Она должна была служить укреплением на подступах к столице. Так как Бастилия охраняла Сент-Антуанское предместье, то полное ее название la Bastille Saint-Antoine или башня Святого Антония.

Вскоре она стала выполнять функции тюрьмы, преимущественно для политических заключённых.

За 400 лет среди узников Бастилии было немало знаменитых личностей. Как ни странно, но первым узником Бастилии был ее зодчий - Юг Обри. Он был обвинен в порочной связи и в осквернении религиозных святынь. Ее узниками были: философ-просветитель Вольтер, Маркиз де Сад, философ-эссеист Мишель де Монтень, интендант финансов при Людовике XIV Николя Фуке, кардинал де Роган и графиня де Ламотт, участвовавшие в афере с ожерельем для королевы Марии-Антуанетты, драматург Пьер Огюстен Бомарше.

Заключения в Бастилию удостоилась даже знаменитая «Энциклопедия» д’Аламбера и Дидро.

Крепость представляла собой длинное массивное четырёхугольное здание, которое обращалось одной стороной к городу, а другой к предместью. В здании было восемь башен, обширный внутренний двор, крепость была окружена широким и глубоким рвом, через который был перекинут висячий мост.

Вся эта конструкция была ещё окружена стеной, которая имела только одни ворота со стороны Сент-Антуанского предместья. В каждой башне были помещения трех видов: в самом низу — темный и мрачный погреб, где содержались неспокойные арестанты или те, кто был пойман при попытке к бегству; срок пребывания здесь зависел от коменданта крепости.

Планы по сносу крепости появились еще в 1784 году, но денег на разрушение в казне не было. А тут так удачно революция подвернулась и разрушила ее бесплатно...
На тот момент там находились всего семь заключенных: четыре фальшивомонетчика, два психически больных и один убийца.

После июльской революции 1830 года на месте Бастилии было решено построить июльскую колонну. Эта колонна сделана из бронзы высотой почти 80 метров, имеет на вершине гения свободы работы мастера Дюнона, а у основания — барельефы Бари.

В этот день проходит парад. В настоящее время на месте крепости находится Площадь Бастилии - место пересечения десятков бульваров, здесь находится подземный узел парижского метро из трех линий и новая Парижская опера. Очертание крепости, выложенное брусчаткой другого цвета на мостовой, напоминает о ее прошлом существовании.

Украина сегодня с утра в восторге - "Американские военные возглавят парад в Париже на День взятия Бастилии"
Таки потанцуем как на Майдане?)) Ведь "здесь танцуют!"

Эрмитаж - медаль за взятие Бастилии!

Оригинал взят у в

Ну вот, день взятия Бастилии впустую прошёл…
"Любовь и голуби"

Чтоб день Взятия Бастилии не прошёл совсем даром, пару анекдотов для тех, кто может себе позволить…

Набивший оскомину анекдот:

Учитель истории спрашивает у Вовочки:
-Кто взял Бастилию?
-Я не брал (говорит Вовочка)
- Домой не приносил (говорят родители)

В числе наиболее известных узников Бастилии следует назвать и Донасьена Альфонса Франсуа, маркиза де Сада.
Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых. Вот садизм по миру и расползя! Французы не подумали...

А вот анекдот из детства:

- За что двойку получил, сынок?
- За Бастилию, папаша!
- А че это?
- Крепость такая!
- Сколько градусов?
- Не знаю, штурмом брали!
- Значит, крепкая, зараза!..

А в детстве мы смеялись... Лучше расскажу исторический анекдот:

Мимо Бастилии бежала толпа народа. Примерно такая же толпа, как в известном историческом анекдоте про Робеспьера. Вот, кстати, этот анекдот.
Сидит Робеспьер, чай пьёт в кругу семьи. Вдруг за окном шум, крик и топот: разъярённая толпа катится по улице. Робеспьер тут же вскакивает и бежит к двери. «Ты куда?» — спрашивают взволнованные родственники. «Как то есть куда? — отвечает он. — Возглавить народ!» — «Но ведь ты не знаешь, кто они, куда бегут, чего хотят!» — «Неважно! — кричит Робеспьер. — Потом разберёмся! Главное — возглавить!»
Итак, толпа бежала мимо Бастилии, а оттуда высунулся маркиз де Сад и крикнул: «Здесь избивают заключённых (другая версия: пытают революционеров)! Освободите нас!»
И немедленно то ли толпа бросилась на штурм, то ли Демулен, узнав об этом, произнёс свою знаменитую речь-призыв к восстанию — но Бастилию в итоге взяли, тем самым начавши Французскую революцию.

И про сам подвиг. Французы взяли домик, который охраняли 82 инвалида. Сложно было.

14 июля гарнизон Бастилии, состоявший из 32 швейцарцев Салис-Самадского полка и 82 инвалидов, располагал 15 пушками, установленными на башнях, 3 орудиями, поставленными на внутреннем дворе, напротив ворот, 400 мушкетами, 14 ящиками пушечных ядер, 3 тысячами патронов; однако в крепости почти не было провианта и воды.
Пространство перед первым подъемным мостом занимали казармы и множество лавок. Чтобы не подпустить нападавших к крепости, следовало бы снести все эти постройки, но де Лоне не сделал этого, так как получал значительный доход от сдачи лавок внаем.

Вот так бизнесс мешает защите Родины. Так что Третьей Отечественной войны не будет в России.

Почувствуйте знакомые нотки в мыслях пятнадцатилетней девушки сразу после Великой революции:

«Ну и ладно, — подумала я. — Мне тоже надо добиться богатства; богатая, я буду такой же наглой и безнаказанной; я буду иметь такие же права и такие же удовольствия. Надо сторониться добродетели, это верная погибель, потому что порок побеждает всегда и всюду; надо любой ценой избежать бедности, так как это предмет всеобщего презрения. Но, не имея ничего, как могла я избежать несчастий? Разумеется, преступными делами. Преступления? Ну и что тут такого? Успех — единственный признак торжества! Пусть не мешают мне никакие препятствия, никакие сомнения, ибо нищета — удел тех, кто колеблется. Если общество состоит из дураков и мошенников, будем мошенниками: в тридцать раз приятнее надувать других, чем оказаться в дураках». («Жюльетта, или успехи порока», 1801).


Нашему человеку только повод дай для празднования! Или не давай даже, он сам найдет… Помните чудесного дядю Митю в исполнении Сергея Юрского в фильме «Любовь и голуби»? Вот! Классический сюжет. Листает человек отрывной календарь и сетует, мол, «День взятия Бастилии впустую прошел», ни в одном-де глазу по такому славному поводу…

Но, в принципе, конечно, есть люди, которым в этот день не выпить грех. Они называются французы. Ритуальное взятие одной из самых известных в мире тюрем случилось 14 июля 1789 года. Это нечто наподобие штурма Зимнего дворца в Петрограде в октябре 1917. В общей круговерти событий мирового масштаба - мизерный момент, зато символический. У нас Великая Октябрьская революция так началась, а в Париже – тоже Великая, но Французская.


А падение Бастилии, как бы, знаменовало и крушение абсолютизма. Притом, что на момент взятия тюрьмы возбужденными народными массами, там содержалось всего 8 заключенных. Из которых половина – фальшивомонетчики. Еще 3 буйно помешанных и один убийца. То есть, никаких тебе инакомыслящих или подпольщиков-антимонархистов.

Правда, до этого Бастилия 4 века исправно принимала самых разных несчастных. Наверняка там были и приличные люди, и несправедливо обиженные короной… Но само мрачное здание, точнее, могучий и страшный замок, вызывал дурные ассоциации. Вот его и стерли с лица земли.


Причем, подрядчик, которому был поручен проект (да-да, никакого самотека, все чинно, благородно с бюджетом, сметой и прочими атрибутами деловой жизни) на месте бывшей тюрьмы установил жизнеутверждающую табличку: «Здесь танцуют, и все будет хорошо». Это опять-таки к вопросу о празднике.

Между прочим, это в русской и советской традиции однозначно называть 14 июля именно Днем взятия Бастилии. У французов официальное наименование – Национальный праздник. Это, когда военный парад на Елисейских полях, приемы, рауты, награждения.


День взятия Бастилии, скорее, неофициальная, сторона торжеств с распиванием вина и шампанского, канканом и хрустом французской булки. А французы они такие, четко отделяют официоз от душевного отдохновения. Дядя Митя, что характерно, одобрил бы второй подход… Уверен просто.

В очередной самый большой праздник Франции -- день взятия Бастилии отрывок из книги "О заговоре" А.Фурсова о механизмах французской революции.

Со многим можно не соглашаться, но вот эту фразу одного из французских историков можно поставить слоганом почти любого переворота: "другие (а их было большинство) думали, что предстояло только уничтожить некоторые злоупотребления и привести в порядок государственные финансы..." ...

Один пароль и один обман поднимают восстание от одного конца страны до другого
--------------
Французская революция, конечно же, имела системные предпосылки – в обществе накопилось достаточно противоречий и социального динамита.
Однако динамит кто-то должен взорвать, а взрыв направить в нужном направлении, чтобы затем утилизовать результаты.
Без тщательной подготовки, финансового обеспечения и организации, т.е. субъектного фактора (не путать с субъективным; повторю, то, что сказал в предисловии: как субъектный, так и системный фактор носят объективный характер; субъективный фактор – частный и далеко не самый значительный аспект субъектного фактора) противоречия могут взорваться бунтом, мятежом, восстанием, как это бывало во Франции XIV, XVI или XVII вв., когда системная социально-экономическая ситуация, кстати, была много хуже, чем в конце XVIII в.
Тем не менее революция случилась именно в конце XVIII в.
Да, революции предшествовали голодные годы. Но, как пишет во втором томе («Революция») своего «Происхождения современной Франции» И. Тэн, при Людовике XIV и Людовике XV еще больше голодали, но бунты быстро усмирялись и были частным случаем обычной жизни.
«Когда стена слишком высока, никто не подумает забираться на нее. Но вот по стене пошли трещины, и все ее защитники – духовенство, дворянство, третье сословие, ученые, политики вплоть до самого правительства проделывают в ней большую брешь. Впервые обездоленные видят выход; они бросаются к нему сначала небольшими группами, а затем массой; восстание становится всеобщим, каким когда-то было смирение».

Ключевой вопрос здесь связан с брешью – кто и как ее проделал, ведь процесс этот носит не спонтанный характер. Подчеркну: речь не идет об отрицании объективных системных предпосылок и основ Французской революции, но об этом очень много написано и левыми, и правыми, и центристами. Меня интересует то, о чем чаще всего не пишут: объективный субъектный фактор, т.е. подготовка и организация революции на основе использования ее системных предпосылок и закономерностей развития общества в условиях структурного кризиса, превращение этого кризиса посредством целенаправленной деятельности некоего субъекта или неких субъектов в системный посредством анархии, а затем все более управляемого хаоса революции.

Революция, в отличие от бунта, есть предприятие, главным образом финансовое и организационно-политическое. Именно это по наивности или сознательно пытаются скрыть многие историки, акцентирующие стихийный характер революций вообще и французской в частности.

Помимо профессорской профанации, идущей от ученого незнания, имеет место и сознательное искажение истины, в том числе и по Французской революции, на что обратил внимание П. Копен-Альбанселли: «Благодаря принятым масонством предосторожностям, до, во время и после революции, то есть благодаря уничтожению или подмене документов, которые могли бы установить истинный характер и истинное происхождение этой революции, мы... живем в историческом заблуждении, обманутые самым последним образом... Вся наша история искажена в самих своих источниках, и только отсталые и заведомо предубежденные будут верить, что история Французской революции произошла так, как описали ее Мишле и его последователи».

В канун революции масоны заказали некоему Адриану Дюпору, специалисту, как сказали бы мы сегодня, по истории антисистемных движений и восстаний в Европе, подготовить аналитическую записку, в которой тот должен был ответить на три вопроса:
1) как наилучшим образом начать революцию, чтобы она оказалась скоординированным действием внешне не связанных сил и групп?
2) не вмешаются ли сразу же европейские монархии в ситуацию во Франции для подавления революции?
3) как управлять революционным процессом?
На второй вопрос Дюпор сходу ответил отрицательно, предположив, что монархам понадобится два-три года, чтобы разобраться в ситуации – так оно по сути и вышло.
Наилучшим, не внушающим подозрений по поводу будущих планов способом начать революцию – ответ на первый вопрос – Дюпор считал созыв средневекового, а потому не способного вызвать подозрения института, а именно Генеральных штатов.
При этом, однако, максимальное число депутатов должно привезти идентичные или очень похожие наказы (les cahiers), чтобы ударить в одну точку – и опять же так оно и вышло.
У некоторых современников даже возникло впечатление, что наказы написаны одной рукой – подготовкой сходных по всей стране наказов занялась масонская сеть; масонские мотивы звучат в наказах не только дворянства, но и духовенства.

На примере предвыборной (в Генеральные штаты) компании 1789 г. в Бургундии, а кампания эта была типовой для Франции, О. Кошен показал механизм создания единообразного корпуса наказов, решающую роль в подготовке которых сыграли адвокаты из числа «братьев» и сочувствующих им.
Стоящие на позициях «объективных» причин революции, вызванной кризисом, Ф. Фюре и Д. Рише пишут о «трех революциях лета 1789 года».

При этом, однако, словно принимая эстафету у О. Кошена, они на первое место ставят «революцию адвокатов», а затем уже идут «парижская революция» и «революция крестьян».
«Революция адвокатов» – это масонская революция.
«Парижская революция» была инициирована проплаченными (в том числе британцами) агитаторами – так же как Февральская революция 1917 г. в России.
«Революция крестьян» стала следствием сознательных действий планировщиков в зерновой и финансовой сферах.

Ф. Фюре подчеркнул, что в 1788 г. достиг кульминации старый конфликт между королевской администрацией и парламентским началом, возникший после смерти Людовика XIV, и что к революции привел именно политический кризис.
Но этот кризис – и исследования демонстрируют это со стеклянной ясностью, – не развивался стихийно, а подпитывался и направлялся сразу несколькими заинтересованными группами. Но вернемся к вопросам, заданным «братьями» Дюпору, и его ответам на них.
Самым главным был третий вопрос – о механизме управления революцией; его задал Мирабо.
Дюпор ответил так: «...я много думал... я знаю несколько верных способов, но все они такого характера, что я содрогался при одной мысли о них и не решался вас посвятить. Но раз вы одобряете мой план (внимание: масонский план Французской революции – это план Дюпора. – А. Ф.) и убеждены, что принять его необходимо, ибо иного пути для обеспечения успеха революции (Дюпор говорит именно о революции. – А.Ф.) и спасения отечества нет... я скажу, что только посредством террора можно встать во главе революции и управлять ею... (подч. мной. – А.Ф.). Как бы нам ни было это противно, придется пожертвовать некоторыми известными особами» .
По итогам выступления Дюпора на собрании у герцога Ларошфуко был создан «комитет восстания».
Все это напугало даже такого прожженного циника, каким был Мирабо, презиравший всех – и народ, и дворян.

Вообще Мирабо играл интересную роль в хитросплетениях многослойного заговора – он был участником сразу нескольких конспироструктур (КС), причем различных – масонских, иллюминатских («оперативный псевдоним» – Архесилас) и даже еврейских. Исследователи фиксируют две линии влияния еврейских структур на Мирабо – финансовую (ввиду задолженности еврейским банкирам, о чем пишет автор многотомной истории евреев Гриц) и женско-сексуальную (традиционная схема «Эсфирь»). Есть сведения и о контактах Мирабо и с британской разведкой; короче говоря, он вовремя умер, иначе не миновать бы ему встречи с «машинкой» доктора Гильотена.

Возвращаясь к террору, отмечу: его расширяющаяся воронка во время Французской революции не была проявлением только безумия толпы и кровожадности якобинцев, как это нам нередко пытаются представить, – если это и было безумие, то наведенное, управляемое, то была заранее подготовленная стратегия и технология.

Обратим также внимание на использование средневекового института в революционных целях, весьма далеких от заявленных.
«Тайной, но истинной целью созыва генеральных штатов, – писал в своих мемуарах Бутильи де Сент-Андре, – являлось ниспровержение существующего строя во Франции. Одни лишь адепты, главы масонства, были посвящены в эту тайну; другие (а их было большинство) думали, что предстояло только уничтожить некоторые злоупотребления и привести в порядок государственные финансы... Чтобы можно было надеяться на помощь народа, надо было внушить ему сознание своей силы, поднять его, вооружить, организовать и восстановить против существующего порядка... наконец надо было дать ему толчок к выступлению... Чтобы достичь всего этого, недостаточно было толковать народу об отвлеченных учениях, провозглашать народовластие, призывать к “освобождению от оков” и к тому, чтобы броситься на своих “тиранов”. Гораздо более действенно было встряхнуть его неожиданным толчком, вложить ему в руки оружие под каким-нибудь правдоподобным предлогом, например – самозащиты ввиду громадной неизбежной опасности, дабы внезапно захватить общую власть над умами и заставить всех действовать одновременно».

Внезапность и одновременность восстания, которая так поразила И. Тэна, автора остающейся до сих пор одной из лучших историй Французской революции («Повсюду в день предвыборных собраний народ восстал как один человек»), была хорошо подготовлена.
Кроме того, были применены некоторые формы, которые отдаленно напоминают движение без лидеров а 1а «арабская весна» или флэш-моб.

И. Тэн цитирует очевидца, де Монжуа, который говорит о множестве злодеев, «которые, не имея видимых вожаков, тем не менее находятся в соглашении друг с другом и повсюду одинаково предаются тем же буйствам как раз в то время, когда возникают генеральные штаты.

Один пароль и один обман поднимают восстание от одного конца страны до другого» – от Нормандии и Бретани на севере до Прованса на юге.

Ключевые слова здесь «пароль» и «обман».
«Пароль» указывает на организацию, «обман» – на кампанию дезинформации, проведенной для того, чтобы завести население.
Элементами этой кампании было распространение различных слухов и измышлений, призванных опорочить короля и королеву, внести смятение и тревогу, побудить к действию, к насилию.

[создание отрядов против титушек]
«В середине июля (1789 г. – А.Ф.), во время “Великого Страха”, – пишет О. Кошен, – вся Франция испугалась разбойников и взялась за оружие; в конце месяца вся Франция в этом разуверилась: разбойников не было. Но зато за пять дней образовалась национальная гвардия: она подчинялась лозунгам клубов (за ними стояли масоны с их ложами. – А.Ф.), и общины остались вооруженными».Так распространяемые слухи, «информпотоки» обеспечили планировщика собственной вооруженной силой.

Как заметил проницательный П. Копен-Альбанселли, с 1787 по 1795 г. «ни одно так называемое народное движение (кроме движения Вандеи) не было на самом деле народным, а все они были предусмотрены, организованы, разработаны до мельчайших подробностей главарями, несомненно, тайной организацией, действовавшей повсюду одинаковым способом в одно и то же время и отдававшей одни и те же приказания».

С конца апреля 1789 г., по словам очевидцев, в Париже стало расти число пришлого люда, причем не только французов, но и иностранцев (итальянцев, немцев, голландцев), многие из которых занимались подстрекательством, а иные, несмотря на непрезентабельный вид и лохмотья, регулярно раздавали деньги (12 франков в день) и призывали народ к оружию, к насилию, которое и прорвалось 14 июля 1789 г. штурмом Бастилии, зверским убийством инвалидов-охранников, а затем резней в Сальпетриере – тот самый наведенный террор, который рекомендовал «конструктор» Дюпор.

Остается лишь подписаться под словами Монтеня де Понсена, автора работы «Тайные силы революции»:
«Революция 1789 года не была ни самопроизвольным движением против “тирании” старого порядка, ни искренним порывом к новым идеям свободы, равенства и братства, как в это хотят нас заставить верить. Масонство было тайным вдохновителем и в известной степени руководителем движения. Оно выработало принципы 1789 года, распространило их в массах и активно содействовало их осуществлению».

69 военных лож по сути парализовали репрессивные возможности власти в самом начале восстания. Другое дело, что со временем процесс вышел из-под контроля лож, что сами ложи далеко не были едины, но это и есть История, иначе не бывает.
Как не бывает и неорганизованных революций.
Как не бывает революций без кризисных ситуаций.
В то же время далеко не всякая кризисная ситуация разражается революцией.
Это уже после революции историки post hoc выводят революцию из неких предпосылок – так, будто они сами по себе порождают ее.
Если бы это было так, то вся история была бы чередой революций, но в реальности кризисных условий много, они довольно часто встречаются, а революций далеко не так много и они относительно редки. Значит дело не только в предпосылках и даже не в кризисе – кризисе системы, но и в субъекте – конструкторе кризиса и (более или менее) «властелине революционных колец»; правда, эти кольца порой свиваются в петлю на шее властелина, но это уже издержки истории, ее коварства.

Во Французской революции мы также видим активные действия континентальных лож, ориентирующихся на Великобританию. Недаром мечтой тех, кто на самом верху провоцировал вызвавший цепную реакцию политический кризис было установление в стране монархии по образцу той, что сконструировали в Англии в 1688 г.

Однако у тех, кто эту «кашу» во Франции «заварил вполне серьезно», были другие планы. Для одних это было установление республики по масонским лекалам («свобода, равенство, братство»), для других, тех, что из-за Пролива, – максимальное ослабление государственного строя и экономики Франции. Поэтому на конституционной монархии процесс не должен был остановиться, тем более, что он к тому же начала развиваться и по своей логике – по логике массовых процессов, выходя из-под контроля субъектов-планировщиков и порождая новых субъектов. Нужно было, чтобы хаос, или, как писал И. Тэн, анархия, дошел (дошла) до предела и начал (начала) пожирать себя и своих творцов, возвращаясь сначала к состоянию управляемого хаоса, а затем – революционного порядка.

Хотя в разгар революции планировщики – банкиры Франции и Швейцарии, британская спецслужба, странный союз иезуитов и иллюминатов – пытались рулить ходом событий, и во многом, особенно в среднесрочной перспективе, им это удалось, более результативным их воздействие было в создании кризисной ситуации и «запуске» революции.

Так, в 1786 г. швейцарские банкиры и британское правительство одновременно нанесли финансово-экономический удар по Франции, имевший целью вызвать или хотя бы приблизить взрыв. Питт оказывал давление на Людовика XVI, чтобы тот отказался от протекционистских мер, защищавших французский рынок от британских товаров. Людовик сопротивлялся и в ситуации нехватки финансовых средств обратился к банкирам. Однако континентальные банкиры, возглавлявшиеся на тот момент швейцарцами (связка Сити – Швейцария – Венеция, в которой Швейцария была связующим звеном), отказали Франции в кредите, подталкивая ее к уступкам. В результате Людовик был вынужден подписать невыгодный договор с Великобританией, который развязывал ей руки в торговой войне с Францией.

Королю также пришлось назначить швейцарского банкира Неккера министром финансов, который еще более ухудшил финансово-экономическую ситуацию. Неккер был родом из Женевы, где его отец, уроженец Бранденбурга, профессорствовал и откуда его семья переехала на непродолжительное время в Англию. Из Англии Неккер явился в Париж без гроша в кармане, но уже через несколько лет нажил состояние, равное владению несколькими провинциями.

Живя в Париже, имел тесные контакты с энциклопедистами (через салон жены). С 1776/77 по 1781 г. возглавлял Королевскую казну. В 1781 г. король его прогнал, но в 1788 г. вернул в качестве главы финансового ведомства. Именно Неккер настоял на том, чтобы представителей третьего сословия на Генеральные штаты было созвано вдвое больше, чем представителей других сословий. Вскоре король опять отправил Некера в отставку, в ответ была развернута мощнейшая информационно-психологическая кампания, в которой Неккер был представлен финансовым гением, защищавшим интересы бедноты и якобы именно из-за этого его изгнал «злой король». Собственно, эта пропагандистская кампания и стала непосредственным поводом к восстанию.

На саму организацию «народного восстания» во Франции британцы выделили 24 млн фунтов стерлингов – эту цифру озвучил премьер-министр Уильям Питт. Лорд Мэнсфилд в Палате общин назвал «деньги, полученные на разжигание революции во Франции... хорошим вложением капитала». Великобритания с помощью своих континентальных (в данном случае французских) лож и французских финансистов вела самую настоящую финансово-экономическую войну против Франции, французской монархии. Удары, которые должны были обострить ситуацию и подтолкнуть революцию, наносились по двум направлениям: 1) была искусственно создана инфляция – напечатано 35 млн ничем не обеспеченных ассигнатов; 2) была искусственно создана нехватка зерна – зерно было скуплено и вывезено из страны. Все это порождало недовольство. К тому же велась самая настоящая информационно-психологическая война, наносились удары и по коллективному сознанию, и по коллективному бессознательному. В частности, мягкое правление Людовика XVI британско-масонская пропаганда представляла как жестокое; король и королева всячески дискредитировались (история с «ожерельем королевы»).

Наконец, весьма активным образом уже во время самой революции во Франции, особенно в Париже, активно действовала британская разведка – как британские агенты, так и их местные «помощники». На основе документов историк О. Блан написал интересную работу о роли спецслужб Великобритании во Французской революции вообще и во время террора в частности. Название – «Люди из Лондона. Тайная история Террора».
Вторая глава книги называется «Люди из тени» – игра слов: «Les hommes de l’hombre» («Люди из тени»), «Les hommes de Londres» («Люди из Лондона»), В 1792 г., пишет Блан, британская разведка направила во Францию агентов с целью дестабилизировать политическую ситуацию с помощью раскручивания спирали насилия.

Среди организаторов и неистовых творцов террора были хорошо проплаченные агенты Лондона – прямые и влияния, причем британцы работали и с «белыми» (роялисты) и с «красными» (эбертистами).

Все это лишний раз свидетельствует о наличии тройного субъекта (или трех субъектов), которые, оседлав законы исторической ситуации, запустили по «схеме Дюпора» революционный процесс во Франции и пытались контролировать его. Это прежде всего банкиры. Как писал Ривароль, 60 тыс. капиталистов (имеются в виду финансисты и денежные спекулянты) и «кишмя-кишащие агитаторы решили судьбу революции».

Как выяснилось, невозможно оказалось выстоять против этого субъекта и Наполеону, против которого британцы и европейские банкиры с помощью континентальных лож сколотили коалицию, ударной силой которой стала Россия. Перед нами все та же коалиционная модель, которую британцы впервые «по всей строгости» протестировали в Девятилетней войне против Франции Людовика XIV . Союз Франции и России на рубеже XVIII-XIX вв. был таким же кошмаром для британцев, каким стал возможный союз Германии и России на рубеже XIX-XX вв. Реальность русско-французского союза в самом начале XIX в. весьма напугала британцев. 24 декабря 1800 г. произошло покушение на Наполеона на улице Сен-Никез, однако его экипаж ехал быстро и взрыв произошел, когда Наполеон был вне опасности. Было убито 12 человек и ранено 28. Наполеон обвинил во всем революционеров, но он не мог не догадываться о том, кто проплатил, «откуда деньжишки». Тем более что начальник полиции Фуше прямо указал на «заграничный источник», прозрачно намекая на Великобританию.

Автор вышедшей в 1829 г. «Истории Франции» М. Биньон пишет о роли английского правительства в организации покушения на первого консула, о том, что оно снабжало деньгами врагов первого консула (якобинцев, роялистов-аристократов, шуанов) и было весьма заинтересовано в его устранении. После покушения «общественное мнение обвинило в нем Англию, и оно не ошибалось»; того же мнения придерживался и начальник полиции Фуше.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. группа заговорщиков убила русского царя Павла I, который планировал совместный с французами удар по Индии, в сентябре 1800 г. наложил эмбарго на английские суда, находившиеся в русских портах, т.е. подсек британскую торговлю в России. То, что в организации заговора играл свою роль английский посол, не было секретом для русской верхушки. Кстати, взошедший на престол Александр I первым делом возобновил торговлю с Великобританией и отказался от индийского похода.

Синхронность двух покушений на врагов Великобритании – неудачная на Наполеона и удачная на Павла I, разрушившая русско-французский союз, не может быть случайной.

Но вернемся к событиям Французской революции, где запущенный заговорщиками террор не обошел и масонов-закоперщиков революции.

В 1793 г. возникла ситуация, которую можно охарактеризовать и русской поговоркой «Не буди лиха, пока оно тихо» и шекспировской строкой «Ступай, отравленная сталь, по назначенью». Исследователи отмечают состояние упадка французского масонства после 1793 г.; как говорится, «за что боролись, на то и напоролись». Впрочем, напоролись ненадолго. При империи подъем масонства возобновился (1802 г. – 114 лож, 1804 г. – 300, 1810 г. – 878, 1814 г. – 905; из них 79 военные); после ее крушения, когда французские масоны, разочаровавшись в Наполеоне, а попросту говоря, решившие его сдать, подыграли союзникам, он продолжился, но под весьма жестким контролем британцев.

А вот у себя британцы революцию не допустили, причем пошли ради этого на беспрецедентную меру, затормозившую развитие капитализма, – резко ограничили на период 1795-1834 гг. формирование конкурентного рынка труда в Великобритании. В период промышленной революции вместе с «опасными» и рабочими классами росло число недовольных и взрывоопасных элементов. Естественно, на простой люд обрушивали репрессии – вполне в английском классовом духе. Но был найден и более хитрый ход – патерналистский «закон Спинхемленда», словно вынырнувший из эпохи Тюдоров и Стюартов.

Обратим внимание на следующее: ради своих долгосрочных интересов капиталистический класс Великобритании идет на сорокалетнюю деформацию капитализма, тормозит его развитие – капитализм с ограниченным рынком рабочей силы это ограниченный капитализм. В данной ситуации британская верхушка лишний раз продемонстрировала и классовую зрелость, и мастерство социальной инженерии, и умение планировать будущее. А вот «французятина» провалилась, и потому после наполеоновских войн вынуждена была встроиться в хвост британцам, формально сохраняя статус европейской державы, а точнее, претендуя на него; но, как говорится, попросить прибавки к зарплате можно, получить вряд ли.

В известном смысле Французская революция стала оргоружием наднациональных финансово-политических КС и Великобритании в их борьбе против Франции, французской монархии. Эти силы и стали главными победителями в наполеоновских войнах, главными бенефикторами британского цикла накопления и британской гегемонии. Со всей очевидностью это выявилось в краткий, но очень важный отрезок времени – 1815-1848 гг., когда по сути в основных чертах оформилась Современность (Modernity) в том виде, в каком мы ее знаем. Это же время стало периодом серьезных изменений:

– в мире финансового капитала;

– в мире КС;

– в европейской и мировой геополитике, где главным противоречием стало британско-русское – Россия и русские стали главным врагом Великобритании. В то же время они стали главным врагом масонских КС, как «революционных», так и «реакционных» (кавычки отражают относительность этого противопоставления), и финансового капитала.

Наднациональный финансовый капитал и прежде всего международный дом Ротшильдов, а также банки Бэрингов, Увара и др. стал главным бенефиктором Французской революции и наполеоновских войн: финансисты колоссально нажились на военных поставках (всем сторонам конфликтов); они резко усилили свои позиции по отношению к британской короне, ну а французскую корону они – вместе с Великобританией, ее ложами и спецслужбами – просто поставили под контроль. И когда в 1830 г. Карл X решил ослабить хватку Великобритании и ее союзницы Австрии «на горле» Франции и заключить союз с Россией, британцы в лице Палмерстона и союзные им континентальные ложи во Франции организовали революцию, вышибли старшую ветвь Бурбонов из истории и заменили ее младшей. В 1848 г. аналогичным образом наказали младшую ветвь, и масоны сформировали полностью свое правительство, избрав президентом племянника Наполеона Луи-Наполеона Бонапарта. Они же поспособствовали перевороту, в результате которого президент стал императором, а Франция – Второй империей. Разумеется, в реальной истории все было сложнее, чем просто желание британцев наказать французского короля, а масонов – учредить империю. Это всего лишь один из аспектов очень сложного каскадного исторического события, причины которого – вовсе не в желании британцев. Но британцы использовали ситуацию в своих интересах так, чтобы устранить неугодную им фигуру. Аналогичным образом обстоит дело с мотивами и планами масонов, действовавшими в рамках определенных обстоятельств.

Показательно, за шесть недель до переворота, 15 октября 1852 г. масоны поднесли Луи-Наполеону (тогда еще не Наполеону III, но человеку, уже ощущавшему себя наследником Наполеона и не собиравшемуся останавливаться на полпути) адрес со словами: «Истинный свет масонства озаряет вас, великий принц [...] Обеспечьте счастье всех, возложив императорскую корону на свою благородную главу! Примите наш почтительный привет и разрешите нам донести до слуха вашего общий клик наш от чистого сердца: «Да здравствует император!». За полтора месяца до переворота КС выражают готовность принять переворот, введение империи. И это не заговор? Не пройдет и двадцати лет, все те же масонские структуры по уговору с британскими и немецкими «братьями» сдадут Наполеона III и Францию Бисмарку. Разумеется континентальные ложи были сильны не столько сами по себе, сколько поддержкой Великобритании и финансового Капитала, прежде всего Ротшильдов.

Подводя итог истории Франции с 1799 по 1871 г., Альфред Коббан напишет:
«Достижения французов за этот период не впечатляли даже их самих, и они (достижения) остаются такими же в ретроспективе. Волнующие новые изменения девятнадцатого столетия обошли Францию стороной. В эпоху изменений французская нация, кажется, выбрала стагнацию без стабильности. Чем больше менялся калейдоскоп ее политической жизни, тем больше она оставалась той же самой». По-видимому, маститый историк прав в констатации результатов, но он ничего не говорит о причинах.
Едва ли можно согласиться с его тезисом о некоем выборе, который сделала французская нация, – это либо наивность, либо лукавство. О каком свободном выборе может идти речь, если политика страны в значительной степени контролируется другой державой, как по дипломатической, так и по закрытой/ масонской линии, а ее финансы – в значительной степени международным банкирским домом Ротшильдов?
Вердикт А. Коббана – «стагнация и стабильность» – верно фиксирует результат определенного развития, но результат этот в большой степени определялся не столько самой Францией и не столько в самой Франции...