Памятник князю владимиру открыли на боровицкой площади. Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади: описание, история и интересные факты

В День народного единства 4 ноября 2016 года в Москве состоялась торжественная церемония по случаю открытия памятника святому равноапостольному князю Владимиру.

Монумент можно назвать, в полном смысле, народным, он создан на средства Российского военно-исторического общества и частных пожертвований. Всего было собрано более 100 миллионов рублей.

Памятник Владимиру установлен на Боровицком холме, его высота вместе с постаментом составляет 17,5 метров. Скульптура выполнена из бронзы, постамент - из гранита, авторы проекта - художник Салават Щербаков и скульптор Игорь Воскресенский.

Надо отметить, что первоначально у общественности и экспертов были опасения, что фигура князя Владимира станет похожей на Петра Первого , выполненного Церетели, что на Крымской набережной. Возможно, что именно из-за этих сомнений ранее задуманная высота в 24 метра была значительно уменьшена.

Хотя монумент получился и высокий, но он удачно вписался в окружающее пространство, не подавляя другие достопримечательности Москвы рядом с Кремлем .

По мнению большинства историков и обычных горожан, памятник Владимиру удался. При его создании авторы не хотели, чтобы монумент был похож на икону и поэтому созданный ими бронзовый князь - не только святой, но и воитель, и политик. Это спокойный и сильный, мужественный и уверенный в себе правитель и воин.

Три барельефа рассказывают нам о жизни и деяниях князя. Это настоящие скульптурные картины. Первая из них прославляет князя Владимира как правителя и строителя русских городов. На втором барельефе мы видим крещение Владимира и на третьем изображено крещение Руси.

Памятник Владимиру - из истории создания

Решение о создании памятника Владимиру было принято в начале 2015 года. В тот год исполнялось 1000 лет со дня смерти князя. К этой памятной дате монумент соорудить не успели, но был установлен памятный знак, закладной камень которого освятил Патриарх Кирилл.

Первоначально предполагалось водрузить скульптуру на Воробьевых горах , что вызвало резкий протест общественности. К тому же геологическая ситуация не позволяла это сделать.

Чтобы учесть мнение москвичей, место для строительства было выбрано путем голосования в мобильном приложении «Активный гражданин». Из предложенных трех вариантов (Боровицкая, Лубянская площадь или парк Зарядье) больше всего голосов набрал первый вариант. ЮНЕСКО также не была против этого решения.

Изготовление монумента

Отливка элементов скульптуры велась на литейном заводе в Химках, причем, правая рука и крест были отлиты отдельно от фигуры князя. Всего на создание монумента ушло 25 тонн бронзы и такое же количество стали для изготовления внутреннего каркаса, внутри которого укреплена техническая лестница.

Чтобы перевести памятник на тягаче, была сооружена специальная 20-ти тонная конструкция. На Боровицкой площади построили специальный каркас, внутри которого с помощью 500-тонного крана был выполнен монтаж памятника. Затем промышленные альпинисты две недели выполняли сварочные работы.

О князе Владимире

Князь Владимир вошел в историю как собиратель русских земель. Он всеми силами и путями укреплял Русское государство. Совершив ряд походов на запад и восток против хазар и ятвягов, поляков и волжских болгар, ему удалось подчинить Русскому государству много новых территорий. Русь превратилось в державу, играющую важную роль в мировой политике.

Князь Владимир известен как креститель Руси. Относительно выбора веры сохранилась легенда, согласно которой князь беседовал с представителями разных религий, но остановился на христианстве.

В летописи сказано, что после завоевания Корсуни (Херсонеса), Владимир пожелал взять в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну. Согласие правителей было получено, но при условии, что Анна должна выйти замуж за единоверца, то есть Владимир должен был принять православную веру.

Князь и вся его дружина приняли обряд крещения, после чего произошло бракосочетание. Дата и место этих событий точно не установлены, но годом крещения Руси считается 988.

Памятник Владимиру в Москве получился ярким и эстетически привлекательным. Он удачно дополнил комплекс достопримечательностей столицы , расположенных в окрестностях Кремля . Так это или иначе рассудит время. Наши дети и внуки сами оценят монумент и выразят свое мнение.

ПАМЯТНИКИ, СКУЛЬПТУРЫ


Надпись "Владимир" на восточном въезде в город. Начало .

ПАМЯТНИК АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ


Бюст Александра Невского

Данный бюст был установлен рядом с Николо-Кремлевской церковью в 1963 году в память о семисотой годовщине со дня смерти великого полководца. Бюст, изготовленный из белого камня скульптором Орловым, является копией памятника князю Александру Невскому, установленного на его родине в Переславле-Залесском.
В 2003 году там был поставлен полноростовой памятник Александру Невскому, а бюст перенесен к Юридическому институту (ул. Большая Нижегородская, д. 67е).




ПАМЯТНИК равноапостольскому князю ВЛАДИМИРУ СВЯТОМУ и святителю ФЕДОРУ


Скульптура «Материнство» располагалась на месте памятника князю Владимиру. Установлена в 1960-х годах.

Скульптура «Материнство». Фото: Сайт Владимирской областной научной библиотеки


Памятник святителям Владимирской земли, основателю города Владимира равноапостольному князю Владимиру Красное Солнышко и святителю Федору

Памятник святителям Владимирской земли, основателю города Владимира равноапостольному князю Владимиру Красное Солнышко и святителю Федору, установлен на смотровой площадке парка имени Пушкина.
Памятник был торжественно открыт 28 июля 2007 г. во время празднования 850-летия переноса столицы Руси из Киева во Владимир.
Скульптурная группа придумана московским скульптором, заслуженным художником России Сергеем Исаковым.
См.

ПАМЯТНИК КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ





Памятник князю Владимиру
«Сооружен в лето 2015, в год памяти 1000-летия крестителя Руси святого Владимира, основателя сего града, при Патриархе Московском Кирилле, попечением губернатора Владимирской области С.Ю. Орловой, трудами градоначальника А.С. Шохина, благотворением мецената С.Г. Авакяна.
Скульпторы – П.А. Панченко и А.С. Крайнов,
Художник – Е.Ф. Баранов, архитектор – А.В. Крайнова».

БЮСТ ЛЕБЕДЕВА-ПОЛЯНСКОГО



Бюст , установлен в 1959 г. в сквере перед зданием ВГГУ. Жизнь и деятельность этого революционера и крупного советского литературоведа тесно связаны с Владимиром. Памятник представляет собой гранитный бюст, поставленный на четырехгранный гранитный постамент. Он удачно вписался в небольшое свободное пространство возле Золотых ворот.24 января 1908 года с Аладьиным был заключен контракт «на отдачу ему производства скульптурных работ при вновь строящемся здании Реального училища».
25 июня 1908 года Аладьин сообщал Сомову: «Бюсты Столетова и Менделеева у меня находятся в работе и близки к окончанию, когда будут готовы, я сниму с них фотографии и вышлю Вам вместе с оригиналами, и Вы уже решите сами, как с ними быть». Открылось Реальное училище 9 сентября 1908 года, о чём свидетельствовала надпись на фасаде, украшенном двумя бюстами работы А.А. Аладьина.

БЮСТ ТАНЕЕВУ

Бюст Танееву установлен рядом с концертным залом носящим его имя. (1856-1915 гг.) - уроженец Владимира, композитор и педагог. Памятник изготовлен из бронзы, высота вместе с постаментом 5,6 метра. Первоначально бюст был установлен в 1967 г. в сквере, недалеко от дома Танеевых. В 70-х гг. памятник был демонтирован и установлен вновь на нынешнем месте в 1994 г.

БЮСТ ГОГОЛЯ


Бюст Гоголя


Бюст писателя установлен в самом центре Никитского бульвара. Имя его автора неизвестно. Данный бюст Гоголя не представляет ни художественной, ни исторической ценности и не состоит в реестрах общества охраны памятников. Бюст выполнен из так называемого временного материала. Сам Н.В. Гоголь во Владимире никогда не был.
См. .

СКУЛЬПТУРА У ЗДАНИЯ ГЛАВНОГО КОРПУСА ВлГУ



Скульптурная композиция «Наука»

Скульптура расположенная у входа в главный корпус Владимирского государственного университета выполнена неизвестным автором. В народе скульптура получила название Студентка. Еще одно народное название этому памятнику – «Наука».

Адрес: ул. Горького, д. 87

СКУЛЬПТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «СЕРП И МОЛОТ»


Скульптурная композиция Серп и молот

Скульптурная композиция Серп и молот находится у входа в здание администрации города Владимира. Серп и молот это главная государственная эмблема Советского Союза, а также символ союза рабочих и крестьян.
Автор скульптурной композиции неизвестен.
Адрес: ул. Горького, д. 36
См.

СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ

Памятники на :
- ;
- ;
- .

Памятник Ленину на площади Ленина


Открытие памятника Ленину. 1958 г.

Один из нескольких памятников Владимиру Ильичу Ленину во Владимире установлен в центре одноименной площади. Памятник был торжественно открыт 24 августа 1958 г. Общая высота монумента 12 метров, высота фигуры - 6 метров. Скульпторы: Д.Б. Рябичев, В.Е. Долецкий, архитекторы: А.Н. Душкин, Е.А. Архипов. Памятник Ленину Памятник Ленину расположен у здания банка России лицом к Соборной площади города Владимира. Первоначально на этом месте стоял памятник царю Александру II, который был торжественно открыт 24 августа 1913 г. Однако 5 июля 1925 г. на том же самом постаменте, из красного финляндского гранита, скульптуру Александра II сменила фигура Владимира Ильича Ленина, работы скульптора А.Л. Котихина. Памятник из венской бронзы был отлит на московском литейно-скульптурном заводе. Двуглавые орлы на постаменте были заменены на серпы и молоты. Интересно, что ночью 28 апреля 1950 г., скульптура Ленина была заменена на аналогичную работы скульптора Шильникова. Теперь правая рука Ленина, до этого указывающая на Успенский собор, опущена. Общая высота монумента - 6 метров 16 сантиметров, высота фигуры Ленина - 2 метра 10 сантиметров.



Памятник Ленину на площади Ленина

См. .

ПАМЯТНИК ЛЕНИНУ У ТРАКТОРНОГО ЗАВОДА





Памятник Сталину у проходной Тракторного завода

Памятник Жданову у ВТЗ. 1965 г.


Памятник Ленину у Тракторного завода

Один из нескольких памятников Владимиру Ильичу Ленину в городе Владимире находится недалеко от главной проходной Тракторного завода.
См.

Стела на месте дома, где побывал Ленин

На месте дома, где побывал Ленин, была установлена стела 22 апреля 1970 года к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина.
Памятник создан по проекту владимирского архитектора О.Г. Гусевой. В верхнем левом углу каменной стены записан год приезда В.И. Ленина во Владимир – 1893 г., внизу - фрагмент сруба, напоминающий, что дом был деревянный, и слова: "Здесь был В.И. Ленин, приезжавший для встречи с Н.Е. Федосеевым". Дом не сохранился. Он был снесен за ветхостью в 1925 году.
В постсоветское время стела, установленная на месте дома, где побывал Ленин, пришла в запущенное и захламленное состояние. Ее вновь всерьез постарались привести в порядок силами общественности и города в 2013 году.


Стела на месте дома, где побывал Ленин. ул. 10 Октября




Подъяческая площадь XIX век. В центре помечен дом куда приезжал В.И. Ленин для встречи с Н.Е. Федосеевым.


Схема маршрута, по которому проходил Ленин во время приезда во Владимир

У вокзала можно увидеть схему маршрута, по которому проходил Ленин во время приезда во Владимир.

УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН) В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Памятник Ульянову (Ленину) во Владимире находится во дворе дома номер 34 по улице Горького, рядом со зданием администрации города. Скульптура изображает Ульянова в студенческом возрасте, сидящем на стуле. Авторы монумента и дата его установки неизвестны.


Ленин в студенческом возрасте

ПАМЯТНИК ФРУНЗЕ


Памятник Фрунзе во Владимире

Памятник Фрунзе во Владимире находится на одноименной площади.
См.

СОБРАНИЕ БЮСТОВ СОВЕТСКИХ ВОЖДЕЙ

Семь бюстов советских вождей собраны во Владимире у дома номер 55 по улице Мира. В этом здании располагается офис компании «Владстройцентр». Бюсты всех руководителей Советского Союза (Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева, Андропова, Черненко, Горбачева) собраны здесь по инициативе директора компании.


Бюст Ленина и бюст Сталина.


Бюст Хрущева, бюст Брежнева, бюст Черненко.


Бюст Андропова, бюст Горбачева


Памятник семикратному олимпийскому чемпиону Николаю Андрианову

Во Владимире 14 октября 2016 года торжественно открыли памятник семикратному олимпийскому чемпиону Николаю Андрианову. См. .

ПАМЯТНИК ДВОРНИКУ


Памятник дворнику

Памятник дворнику во Владимире расположен на , в сквере у здания управления ЖКХ, рядом с ВлГУ. Торжественное открытие памятника состоялось 5 июня 2004 г. и было приурочено к 355-летию жилищно-коммунальной отрасли. Примерно двух метровый монумент представляет собой изображение дворника, который облокотившись на метлу, стоит в картузе с печальным взором. Скульптура выполнена из специальной бронзы, а её вес составляет около 270 кг. Работали над памятником скульпторы Александр Пахомов и Владимир Торопов. По замыслу авторов, этот памятник должен напоминать горожанам о необходимости поддержания чистоты и порядка в городе.

ПАМЯТНИК КНЯГИНЕ ОЛЬГЕ

Памятник княгине Ольге во Владимире находится на Октябрьском проспекте во дворе здания Владимиргражданпроекта. Бюст из армированного бетона, покрашенный бронзовой краской изготовлен в художественном училище города Темникова в Мордовии, скульптором Иваном Илюшиным и архитектором Григорием Лазуткиным.
Памятник великой княгине Ольге установлен в октябре 2004 г.


Памятник княгине Ольге

СКУЛЬПТУРА МЕДВЕДИЦЫ с МЕДВЕЖАТАМИ в Курсантском сквере


Скульптура медведицы

Скульптура медведицы во Владимире установлена в Курсантском парке города сотрудниками Владимирского юридического института. Медведица с медвежатами поставлена в одну из клумб на центральной аллее парка. Памятник изготовлен скульптором из города Иванова. Медведи сменили стоявших в Курсантском парке гипсовых скульптур пионеров.
См. .

Городской парк


Скульптуры у входа в Городской парк

СОБРАНИЕ СКУЛЬПТУР В ГОРОДСКОМ ПАРКЕ

Собрание скульптур в городском парке Владимира сконцентрировано вокруг большого фонтана. Двенадцать скульптур, выполненных в одном стиле, установлены на газоне на разном удалении от фонтана. К сожалению, рядом со скульптурами отсутствуют поясняющие тексты и вообще какая-либо информация о них.


Собрание скульптур в Городском парке им. 850-летия города Владимира

Подробнее смотрите -

СКУЛЬПТУРА ДЕВЫ МАРИИ


Скульптура Девы Марии

Скульптура Девы Марии во дворе Католического прихода города Владимира.

Памятник кошельку



Памятник кошельку. «Скульптура создана при инициативе и на средства Владимирского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, филиала Владимирского регионального управления ОАО «Московский индустриальный банк», Совета народных депутатов г. Владимир».

18 ноября 2014 г. перед входом во Владимирский филиал Финансового университета при правительстве Российской федерации по улице Тихонравова д. 1 произошло открытие памятника кошельку.
Автор скульптуры – владимирский скульптор Игорь Черноглазов, выполнил монумент из красного гранита.
Руководство университета обосновало своё желание установить в качестве символа ВУЗа именно кошелек, тем что он напрямую отражает то, чему в заведении учат студентов. Профинансировал установку монумента один из банков города, Совет народных депутатов и сам ВУЗ.

Владимирский академический областной театр драмы им. А.В. Луначарского


Скульптура "Венера на Заре" в центре фонтана у гостиницы «Заря» (улица Студеная Гора, д. 36а)

Скульптура около магазина «Цветы» на Садовой площади



Скульптуры на Октябрьском проспекте, д. 42 (магазин цветов и подарков "Укрощение Строптивых")


Скульптуры "Девочка с сумочкой" и скульптура - "Фонтанчик" у павильона «Цветы» («Буревестник», проспект Ленина, д. 29)

Скульптура "Девушка с корзинкой" и скульптура - "Фонтанчик" у павильона «Цветы» («Буревестник», проспект Ленина, д. 29)


Проспект Ленина, д. 17а («Мир цветов»)

Скульптурная композиция на ул. Воровского, д. 19


Скульптурная композиция у магазина «Мир цветов» у дома №5 ("Универсам") на Суздальском проспекте

, д. 53а ("Салон Цветов")




Адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву

Во Владимире в 1788 г. родился и жил по 1797 год первооткрыватель Антарктиды адмирал


«Старый велосипед», ул. Б. Московская, д. 16


Бронзовая метровая «Такса» со «спиленной» спиной - чтобы было удобно сидеть. Установлена в 2015 г. ул. Б. Московская, д. 18


Бронзовая скульптура "Мальчуган Франки Фэп" около дома №15 по ул. Б. Московская. Объект создавал молодой владимирский скульптор Михаил Блинов.


«Велосипед», ул. Гоголя, д. 20


Барельефный портрет Ивана Сергеевича Шмелева во Владимире

28 февраля 2014 г. во Владимире на доме 31 по улице Гагарина, где жил писатель, открыта мемориальная доска. Барельефный портрет создал скульптор, заслуженный художник России Игорь Черноглазов. См.


Макет ракеты у здания Владимирского филиала РАНХиГС. , д. 59 а.

Макет ракеты-носителя Союз-ТМ установлен в городе Владимире в сквере у здания владимирского филиала академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации. Ракета является подарком сотрудников научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина к двадцатилетию Владимирского филиала РАНХиГС.

Памятный камень 80 лет ГОЭЛРО


Памятный камень 80 лет ГОЭЛРО
ул. Большая Нижегородская, д. 106

Памятный камень 80 лет ГОЭЛРО установлен на газоне рядом со зданием ОАО Владимирэнерго. - аббревиатура созданной в 1920 г. Государственной комиссии по электрификации России, часто расшифровывающаяся, как Государственный план электрификации России. На камне выгравирована надпись ГОЭЛРО, цифра 80, а также мачта линии электропередач и заводские трубы.


Памятник у института Электромашиностроения
Улица Электрозаводская, д. 1

Во Владимире у входа в здание научно-исследовательского проектно-конструкторского и технологического института электромашиностроения установлен памятник, выполненный из металла. Институт ведет свою историю с издания в 1964 году приказа государственного комитета по электротехнике при госплане СССР об организации во Владимире филиала Всесоюзного научно-исследовательского института электромеханики. На фасаде здания, напротив памятника, установлена мемориальная доска, сообщающая, что с 1966 по 1998 год в этом здании работал Николай Иванович Суворов - кавалер Ордена Мужества, заслуженный машиностроитель России, активный участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Диктор Левитан Юрий Борисович

Во Владимире родился , в его честь названа улица.

Памятник диктору Юрию Левитану

Авторы памятника:
скульптор Игорь Черноглазов, архитектор Евгений Усенко. Их проект был выбран по итогам творческого конкурса, который был проведен в июне-сентябре 2014 года.
Памятник Левитану представляет собой фигуры дедушки и внука. Среднее поколение пропущено – отца мальчика, сына дедушки, в композиции нет. Предполагается, что он на фронте, а его родные тревожно и с надеждой всматриваются в грохочущий репродуктор, вслушиваются в голос Левитана. Он и есть главный герой скульптурной композиции. Чтобы подчеркнуть, вдохновляющую силу левитантовских интонаций, исходящий из репродуктора, авторы использовали свет прожектора, который ярко освещает взрослого и ребенка».
Этот монумент интерактивный. Репродуктор, установленный на столбе – не декоративный, он звучит! Он транслирует голос Юрия Борисовича Левитана – исторические сводки с фронтов Великой Отечественной, в том числе легендарное объявление о капитуляции фашистской Германии. Чтобы включить запись, нужно просто иметь смартфон и подойти к памятнику не дальше чем на 10 м. Нужно зайти на сайт (http://xn--c1akaamrbbshbm.xn--p1ai/index.php) и выбрать объявление Левитана. Это объявление зазвучит из рупора памятника.


Памятник диктору Юрию Левитану


Мемориальная доска Юрию Тумаркину на здании ОДРИ
Мемориальная доска, изготовленная из бронзы размером 55х119 см, группы компаний «ОЛАКС». Автором памятного знака стал владимирский скульптор Илья Шанин. По словам руководителя инициативной группы по установке мемориальной доски Юрию Тумаркину Юрия Борисова, проект удалось воплотить в жизнь благодаря активной поддержке городских и областных чиновников, друзей и соратников Юрия Александровича, а также неравнодушных владимирцев.




Скульптурная группа у дома 39 на ул. Садовой


Скульптурная группа "Львы" у здания бывшего кинотеатра «Мир» (ул. Большая Нижегородская, д. 19). Установлены летом 2005 года.


Здание бывшего кинотеатра «Мир».


МЕМОРИАЛЫ


ВОИНСКИЙ МЕМОРИАЛ


Воинский мемориал

Воинский мемориал во Владимире находится на старом Князь-Владимирском кладбище.
Мемориал, включающий гранитные плиты с именами погибших воинов и гранитную арку с металлическими панно, был открыт 9 мая 1975 г. Сооруженные здесь ворота скорее напоминают скульптурную композицию. На двух железобетонных столбах - массивный четырехугольник. Кажется, что он слит из глыб развороченной взрывами и гусеницами танков земли. И чувствуешь, и понимаешь, какую огромную тяжесть выдержал наш народ, добывая Победу в битве с фашизмом.

Каждый год 9 мая и 22 июня здесь зажигают огонь памяти.
Авторы мемориала: скульптор П.Г. Дик, художник В.П. Дынников, архитекторы В.И. Новиков и В.С. Репежа.


Памятник борцам революции 1905 года

Трупы участников Первой русской революции, которые погибли в стенах Владимирской каторжной тюрьмы, заворачивали в рогожу и закапывали ночью в ямы за тюремной стеной.
14(27) мая 1917 г. состоялось торжественное перенесение останков погибших от тюремной стены на городское кладбище и погребение их в братскую могилу. После Октября на могиле был сооружен скромный деревянный обелиск с красной звездой наверху.
В 1967 году, накануне 50-летия Октября состоялся митинг по случаю открытия нового гранитного памятника борцам за народное счастье. На гранитной глыбе высечены слова: «Здесь захоронены останки борцов революции 1905 года, погибших во Владимирской каторжной тюрьме».
В октябре 1987 года на нем были высечены имена революционеров, которых удалось установить.

Воинское кладбище появилось в годы войны. Во Владимире размещалось 15 госпиталей, где находились на излечении раненые бойцы. Не всем из них удалось вернуться в строй, умершие были похоронены на братском кладбище. Первый памятник им поставили в 1946 г. На белом мраморе надгробных плит выбиты их имена.

Памятник детям, погибшим и умершим в годы Великой Отечественной войны

«Холодный камень ждёт тёплых ладоней»

Памятник детям, погибшим и умершим в годы Великой Отечественной войны открыт в 2015 г. на Князь-Владимирском кладбище и составляет единую композицию с военным мемориалом.
Это один из первых в своем роде памятников не только на территории России, но и во всем мире. На карте страны, которой уже нет, изображены маленькие ладошки. По задумке автора, - это не дождавшиеся Дня Победы дети ждут прикосновения теплых живых рук. Холодная гранитная плита, как символ потери самого дорогого.
Никита Егоров, архитектор, автор памятника: "Пришла идея, что эти дети, они с другой стороны, и из загробного мира они касаются этого гранита и человек живой может подойти и своей большой ладонью, теплой, прикоснуться к холодному камню, возможно, почувствовать прикосновение детей, которые погибли. И только вот этот отпечаток ладони остался от них".
Идея создать памятник принадлежит совету областного отделения организации "Дети войны". Депутаты владимирского городского совета идею поддержали. Монумент посвящен всем погибшим в годы войны детям Советского Союза, такой памятник - чуть ли не единственный в своем роде.
Людмила Бундина, председатель областного организации "Дети войны": "В Ленинграде блокадникам отдельно, в концлагерях - тем, кто там был замучен, а мы - им всем, мы объяли вот все это, этими ладошками мы сказали, что им всем, где бы они ни погибли, где бы ни умерли, это все наши дети".
Похожий памятник находится только в поселке Лычково Новгородской области, открытый в 2005 г. В июле 41-го немецкие самолеты разбомбили там 12 вагонов с детьми.


Памятник детям, погибшим и умершим в годы Великой Отечественной войны


Памяти Депутата Первой Государственной думы князя Петра Дмитриевича Долгорукова (1866-1951).


Мемориал у стен Владимирского Централа

12 февраля 1999 года на Князь-Владимирском кладбище открыта мемориальная доска в память о полководце и государственном деятеле Эстонии Йохане Лайдонере, который скончался во Владимирском централе в 1953 году.
Он почитаем в Эстонии как герой. Армия во главе с Лайдонером вытеснила из Эстонии Красную армию в 1919 году, и большевикам пришлось признать ее независимость. Во Владимирскую тюрьму он попал в начале 40-х годов, после того как Эстония была присоединена к СССР.
Открытие мемориальной доски было приурочено к 115-й годовщине со дня рождения Лайдонера. На церемонии открытия присутствовали: посол и министр обороны Эстонии, посол Финляндии, военные атташе Эстонии, Латвии и Швеции, директор музея Лайдонера в Таллине и другие.
Первоначально доска была открыта прямо на воротах Князь-Владимирского кладбища, позже ее перенесли в мемориал ближе к стене централа.






30 октября 2010 года в рамках Всероссийского дня памяти жертв политических репрессий представители администрации Владимирской области и посольств Литвы, Эстонии, Украины и Польши открыли мемориальные доски на Князь-Владимирском кладбище. Стела с мемориальными досками в честь: министра иностранных дел Литвы Мечисловаса Рейниса, главнокомандующего Вооружёнными силами Эстонии генерала Йохана Лайдонера, государственного деятеля Польши Яна Станислава Янковского; японских военнопленных, украинского архимандрита Климентия (Шептицкого), признанного блаженным священномучеником за мученическую смерть во Владимире. У этого мемориала нередко проходят поминальные церемонии гостей из указанных стран.

МЕМОРИАЛ НА ПЛОЩАДИ ПОБЕДЫ


Мемориал Победы

Мемориал на площади Победы установлен в память о владимирцах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
Мемориал был торжественно открыт 9 мая 1975 г. на месте снесенной . Вечный огонь был доставлен сюда из Москвы с Могилы Неизвестного солдата в Александровском саду.
9 мая 1985 г. была установлена бронзовая скульптурная композиция из трех фигур: женщины-матери, солдата и рабочего тыла.


СТЕЛА В ЧЕСТЬ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ


Стела в честь воинских частей сформированных во Владимире в 1941-1942 гг.

Стела в честь воинских частей сформированных во Владимире в 1941-1942 гг. установлена 9 мая 1985 г. в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Является составляющей архитектурного оформления мемориала на площади Победы и содержит перечисление 9 воинских соединений, сформированных во Владимире в 1941 -1942 гг.
Автор монумента В.И, Фомин. Стелла выполнена из красного гранита.
Знак выполнен по заказу Владимирского областного военкомата.

Воинские соединения сформированные в г. Владимире в 1941-1942 гг.:
- 180-я Киевская орденов Красного знамени, Суворова 2-й степени и Кутузова 2-й степени стрелковая дивизия.
- 250-я Бобруйская орденов Красного знамени и Суворова 2-й степени стрелковая дивизия.
- 262-я Демидовская Хангайская орденов Красного знамени и Суворова 2-й степени стрелковая дивизия.
- 18(42)-я Смоленнская орденов Красного знамени, Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Богдана хмельницкого 2-й степени гвардейская танковая бригада.
- 20-я Седлецкаяорденов Красного знамени и Суворова 2-й степени танковая бригада.
- 200(45)-я Гусятинскаяорденов Ленина Красного знамени, Суворова 1-й степени и Богдана Хмельницкого 2-й степени гвардейская танковая бригада.
- 52(23)-я Васильковская дважды орденов Красного знамени ордена Суворова 2-й степени гвардейская мотострелковая бригада.
- 53-я Знаменская орденов Красного знамени и Суворова 2-й степени мотострелковая бригада.
- 222-й ордена Красного знамени стрелковый полк.

7 мая 2010 года на площади Победы во Владимире торжественно открыли Мемориал барельефов Героев Советского Союза . Это произошло накануне 65-летия Победы и стало самым заметным дополнением архитектурного ансамбля у Вечного огня с 80-х годов, когда на площади были установлены три скульптуры: женщины, воина и рабочего.

Мемориал барельефов Героев Советского Союза

ДЕРЕВО ДРУЖБЫ

Этот дуб посажен 22 июня 2011 года в день 70-летия начала Великой Отечественной войны ветеранами города Владимир совместно с ветеранами немецкого города Эрланген, как живой символ мира и дружбы в память победы над фашизмом.



Дерево Дружбы

ПАМЯТНИК ЧАЙКОВСКОМУ


Памятник Чайковскому

Памятник Чайковскому во Владимире расположен в небольшом сквере «Рябинка» в начале одноименной улицы. Улица Чайковского появилась во Владимире в 1952 г. Бронзовый памятник работы неизвестного скульптора был установлен в 1967 г. Следует отметить, что Петр Ильич Чайковский во Владимире никогда не был.
См.


Закладной камень ВОИНАМ ПОГИБШИМ В МИРНОЕ ВРЕМЯ, на Студёной горе


в «Курсантском сквере».

Закладной камень в память о военных медиках

5 мая 2015 года на территории областного центра лечебной физкультуры () состоялась церемония открытия закладного камня в память о военных медиках и медиках госпиталей Владимирской области периода 1941- 1945 гг.
В торжественной церемонии приняли участие депутат Законодательного Собрания Владимирской области фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», заслуженный врач Российской Федерации Ирина Кирюхина и секретарь первичного отделения партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», президент врачебной палаты Владимирской области, заведующий областным центром медицинской профилактики Анатолий Ильин.
На мероприятие были приглашены труженицы тыла. Женщины рассказали собравшимся о том, как тяжело было на фронте женщинам-медикам о том, как не щадя своих сил они вытаскивали из под обстрела раненных с поля боя. Заслуги медицинских работников, действовавших в годы воины, были столь велики, что приравнивались к боевым.
Депутат Законодательного Собрания Владимирской области Ирина Кирюхина: «Сегодня, закладывая камень в честь наших героев-медиков, мы хотим воздать им память и благодарность от нашего поколения тому поколению, которое не пришло с фронта. Сегодня нужно помнить и гордиться теми войнами, теми медицинскими работниками, которые совершили подвиг, чтобы мы, одевая белый халат, каждый день шли к нашим пациентам. Вечная память и благодарность нашим героям-медикам!».

МОНУМЕНТ СОЗДАТЕЛЯМ ЯДЕРНОГО ЩИТА СТРАНЫ

Монумент посвященный владимирцам ветеранам подразделений особого риска и создателям ядерного щита страны во Владимире находится в сквере на улице Добросельская, около дома 201 б.
Монумент был торжественно открыт 4 сентября 2009 г.
Авторы монумента скульптор Игорь Черноглазов и архитектор Владимир Торопов.
О такой категории своих соседей широкие круги владимирцев узнали только после Чернобыльской катастрофы 1986 года. Вместе с подъемом общественного движения чернобыльских ликвидаторов из-под завеса гостайны вышли и ветераны подразделений особого риска. Участники подразделений особого риска прошли через испытания ядерного оружия и боевых радиоактивных веществ; военные учения с применением ядерного оружия; они вручную собирали ядерные заряды (до 1961 года); ликвидировали радиационные аварии на атомных подлодках и других военных объектах. Создатели ядерного щита Родины - это еще более широкий слой ветеранов, включающий многих ученых, военных, рабочих. Десятилетиями эти герои обязаны были скрывать, от чего у них признаки лучевой болезни и другие повреждения здоровья. Многие умерли, не дожив ни до всенародного признания, ни до специальных льгот. По типу повреждений здоровья, требований к властям о признании заслуг и о льготах эти ветераны сравнимы с чернобыльцами и поначалу действовали совместно. Но постепенно специфика возобладала.


Монумент создателям ядерного щита страны

ПАМЯТНИК воинам радиотехнических войск



«Во славу воинам радиотехнических войск»

15 мая 2015 г. во Владимире рядом со зданием Центральных офицерских курсов военно-воздушных сил появился памятный знак воинам радиотехнических войск.
Авторы памятника, Александр Богаченко и Игорь Черноглазов, воплотили в своем произведении огромные пространства Родины, объединенные радиосигналами.
«Читается вот эта решетка-локатор и страна, которая была, которой нет, которую мы потеряли. Это, по-моему, очень важно, тем более, что там указаны все эти соединения, где стояли вот эти вот локационные точки», - комментирует задумку Игорь Черноглазов.
Владимирский памятник – это единственный памятный знак в России, посвященный воинам радиотехнических войск. На установку памятника Союз ветеранов радиотехнических войск собрал около 3-х миллионов рублей, а Министерство обороны, в свою очередь, помогло в реализации такого дорогостоящего проекта.

ПАМЯТНИК ЧЕРНОБЫЛЬЦАМ



Скульптурная композиция «Крылья» (Черноглазов И.А. 1996 г.)

Памятник жителям Владимирской области - участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции установлен в 1996 г. около здания сельхозтехникума. Монумент открыт по инициативе общественного объединения «Союз Чернобыль» и является первым памятником «чернобыльцам» в России.
В ликвидации аварии принимали участие 2400 владимирцев.

МЕМОРИАЛ ВОИНАМ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТАМ «Скорбящие ангелы»


Мемориал воинам-интернационалистам «Скорбящие ангелы»

Мемориал воинам-интернационалистам во Владимире находится на Октябрьском проспекте. Монумент посвящен памяти воинов, выполнявших интернациональный долг на территории других государств, павших в локальных конфликтах.
Мемориал «Скорбящие ангелы» открыт 11 ноября 2000 г.
Авторами мемориала стали скульптор Игорь Черноглазов и архитектор Николай Волков. Три ангела в скорбных позах присели по трем сторонам то ли мишени, то колеса фортуны. А с четвертой стороны, обращенной к зрителям, помещена небольшая черная стела с посвятительной надписью: памяти воинов, выполнявших интернациональный долг на территории других государств, павших в локальных военных конфликтах, и военнослужащих погибших при прохождении службы в рядах Вооруженных сил.
Замысел мемориала возник вскоре после вывода советских войск из Афганистана, но был реализован вот в таком виде и именно здесь - в сквере у дома 11 по Октябрьскому проспекту. Хотя сначала матери и товарищи павших задумывали памятник на более видном и возвышенном месте, о чем свидетельствует закладной камень на Студеной горе с подобным же посвящением.
Тем не менее, «Скорбящие ангелы» стали традиционным местом проведения митингов памяти, связанных с важными датами военной истории последних трех десятилетий. Это и Афганистан, и Чечня, Южная Осетия и другие горячие точки, где погибали и продолжают погибать владимирские воины в «мирное» время. Свежие цветы, венки и другие символы памяти появляются у «Скорбящих ангелов» и в день ВДВ.
См. .

Мемориальная Часовня в память 2000-летия христианства


Мемориальная Часовня в память 2000-летия христианства

Часовня в память 2000-летия христианства построена в 1998 г., освящена в честь Спаса Преображения.
Надписи на часовне выполненны в технике белокаменной резьбы.
Восточный фасад:
«Часовня освящена Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием 6.XI.1998 г.»
«Здесь, у древней Спасской церкви (1117 гг.), на месте великокняжеского двора Св. Андрея Боголюбского и Спасо-Золотоворотского мужского монастыря покоится прах многих поколений наших благочестивых предков: иноков и мирян».
«Души их во благих водворятся и память их в род и род»
Южный фасад:
«Мемориальная часовня сооружена в память 2000-летия христианства»
«Архитекторы: В. Константинов. А.Трофимов. Мастер белокаменной резьбы: С. Лопухов».
Северный фасад:
«Настоящая Мемориальная часовня у Спасо-Преображенского храма г. Владимира сооружена усердием прихожан и настоятеля протоиерея Георгия Горбачука».
«Июнь-октябрь 1998 г.»
См. .

Памятник Владимирской вишне


Арт-объект «Владимирская вишня» был установлен в ознаменование возрождения белоснежных владимирских вишнёвых садов.

10 октября 2014 г. главы региона и города Владимира официально открыли обновленный Спасский холм - первую площадку будущей пешеходно-прогулочной зоны Владимира. Перерезать ленточку приехали первые лица - губернатор Светлана Орлова в сопровождении мэра Сергея Сахарова и главы городской администрации Андрея Шохина.
Работы по облагораживанию Спасского холма городской казне не стоили ничего: архитектурный проект был сделан бесплатно, а строительство велось на деньги спонсоров. В центре площадки расположился Арт-объект «Владимирская вишня». Автор – владимирский скульптор Игорь Черноглазов.
.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Москва, как и другие крупные города России, богата не только своей историей, но и историко-культурными объектами, напоминающими о событиях этой истории. Время от времени коллекция памятников персонажам российской государственности пополняется новыми экспонатами. Одним из таких монументов стал памятник на Боровицкой площади в Москве. Поговорим о нем подробнее.

Как выбирали место под памятник князю Владимиру на Боровицкой площади

Это один из самых молодых московских памятников на историческую тематику. Он был открыт 4 ноября прошлого года неподалеку от сердца столицы - Кремля, возле исторического здания Манежа - на Боровицкой площади. Место под монумент было определено не сразу: огромные размеры скульптуры - 24 метра - предполагали территорию значительную, с размахом, да так, чтобы издалека видна была. Именно с выбора места и началась история памятника Владимиру Великому. Первоначально под него планировалась смотровая площадка на Воробьевых горах, однако этому воспротивилась общественность: от университета видна будет только спина князя киевского. Чтобы обозреть весь монумент, необходимо было встать на противоположном берегу Москвы-реки, к коей он был повернут лицом. Та ли или иная была причина, но и эксперты не согласились с первоначальным замыслом. Долгие споры и обсуждения закончились единогласным решением - установить фигуру Владимира, князя киевского, уменьшив его размерами до 18 метров, в самом центре Москвы, как раз в изначальном ее месте - неподалеку от Боровицкого холма. Да и видно там скульптуру будет со всех сторон.

Перед открытием

Времени на создание памятника было затрачено немало, и бронзы использовано тоже немало - целых 25 тонн. Сам автор на открытии скульптуры говорил о том, что в основу работы над образом легли шедевры знаменитого русского художника Виктора Васнецова - росписи Владимирского собора в Киеве, скульптуры XIX века, а также лики Владимира Святого, воплощенные в культовых произведениях отечественными иконописцами.

История памятника князю Владимиру на Боровицкой площади связана с интересными фактами. Почти месяц был затрачен на доставку монумента к месту установки, а церемония открытия приурочена к важному государственному празднику - Дню народного единства. Сварка и установка скульптуры продлились несколько дней. В процессе установки использовали 500-тонный по грузоподъемности подъемный кран и огромную сварную металлическую конструкцию-контейнер, в которой к Боровицкому холму транспортировали

Памятник Владимиру Великому в Москве

Монумент достаточно тяжел: его вес - около 40 тонн. Гранитный постамент памятника имеет почти трехметровую высоту, а рост самого бронзового Владимира - около 12 метров, фигуру венчает поднятый над головой князя крест высотой в 3 метра.

К работе над памятником князю Владимиру на Боровицкой площади скульптор привлек десять натурщиков, с которых писал ракурсы разных частей фигуры и позу князя. Фоном для монумента служат три тематических барельефа за спиной княжеской фигуры: крещение самого князя Владимира, крещение им Руси и объединение русских людей. И это не случайно, как не случайна и идея увековечения этого исторического персонажа. Ведь именно благодаря князю Владимиру Святославичу удалось подчинить многие самовластные и вольнодумные племена и объединить земли вокруг столичного города Киева. Именно православие, выбранное князем Владимиром в качестве объединяющей религии, смогло стать тем инструментом, при помощи которого удалось завершить начатое. Ведь идея объединить русичей верой в нового идола, им созданного, с серебряной головой, потерпела крах. А без объединения народа государство не стало бы сильным, не смогло бы противостоять внешним своим врагам.

Отрицательный персонаж

Князь Владимир Красно Солнышко - сын киевского князя Святослава Игоревича из рода Рюриковичей и дочери князя древлянского Малуши. Родился он далеко от стольного града, но вскоре был истребован княгинею Ольгой и возвращен на родину отца. Он был наследником Новгорода, который отписал ему во владение перед гибельным своим походом Святослав.

Первый период взросления в княжении Владимира был варварским и кровавым: коварное и кровавое убийство брата Ярополка и отца и братьев его жены Рогнеды, совершенное насилие над Рогнедой ради насильной женитьбы, насильственное взятие в наложницы беременной супруги убиенного Ярополка - бывшей монахини-гречанки - и прочие бесчинства.

И в религии Владимир первоначально был не только ярым язычником. Предполагается, что он активно использовал кровавые человеческие жертвоприношения идолам и богам.

На пути к исправлению

Чувство вины за убийство брата и судьбу почти обезумевшей от горя Рогнеды, прозванной Гориславою, со временем все более стали терзать Вадимира Святославича. Молитвы и жертвоприношения языческим богам и идолам не облегчали переживаний. Постепенно князь стал понимать, что они бессильны облегчить его нравственные страдания. Владимир пришел к мысли, что необходимо отыскать правильную веру. Тому способствовали и сложности в объединении племен Древней Руси в единое государство на основе веры прежней, так как для каждого племени своя вера, свои боги были единственно истинными. Владимиром были посланы в разные страны послы для знакомства с иными религиями. Вера, избранная на совете, была греческой - православной. Однако для ее принятия и наследования было необходимо примирение с давним врагом Руси - Византией. Владимир испрашивал у правителей Константинополя Константина и Василия не только крещения, но и руки их сестры Анны. Чтобы не последовало отказа, Владимир Святославич захватил греческий город Херсонес и в случае отказа угрожал Константин и Василий подчинились и уговорили покорную Анну выйти замуж за русского князя. Встреча Анны с Владимиром состоялась в Херсонесе.

Владимир и крещение Руси

В то время киевский князь был болен странной болезнью глаз, от которой его не могли избавить лекари. Анна настояла на срочном крещении. Во время обряда болезнь Владимира чудесным образом исцелилась. С этого момента в новую веру начали креститься и другие русичи. А по прибытии новобрачных в Киев по указу князя Владимира в Днепр были сброшены все идолы, а в водах реки крещено большинство населения города. Сам же князь отказался от многоженства, оставив возле себя единственную жену - Анну.

Положительный персонаж

После крещения Владимир Святославич стал вести добродетельный образ жизни. Прекратились захватнические походы русского войска на соседние племена и государства. Князь киевский стал заботиться прежде всего о просвещении народа. Им были открыты училища и школы, построены церкви, развивалась благотворительность: бедняки могли найти на княжеском дворе кров, пищу и денежную поддержку, а тем, кто не мог выходить из дома, по указу князя доставляли съестные припасы. В своем милосердии князь Владимир порою даже перегибал палку. Например, смертную казнь преступников заменил на денежный выкуп. Слишком мягкое отношение к Новгороду привело к тому, что новгородцы вышли из повиновения, отказались платить дань Киеву и потребовали вольности. Незадолго до своей смерти Владимир Святой совершил и еще одну большую политическую ошибку - разделил земли в наследование между сыновьями, обрекая тем самым Отечество на время междоусобных войн.

Персонаж скульптурный

Владимир представлен в монументе Щербакова как святой равноапостольный князь и как креститель Руси в православную веру. Именно поэтому он облачен в длинное одеяние жителя Древней Руси, которое развевается на ветру. Одежды подпоясаны широким поясом, к которым прицеплен меч, спрятанный в ножны, как символ мира. В руке - поднятый в небо как духовный ориентир крест. Он указывает путь к истинной вере.

Голову князя Владимира венчает княжеская шапка, отороченная мехом и украшенная драгоценными камнями как символ власти и богатства. Разумеется, и мех, и драгоценные камни выполнены также из бронзы.

Территория вокруг монумента

С установкой памятника Владимиру изменила свои облик.

Скульптура установлена в центре исторического холма и отгорожена деревьями от жилых строений. Со стороны Александровского сада к ней ведут пологие ступени, которые расходятся ниже веером, напоминая волны от вошедшего в воду человека. Это аллегория крещения русских людей в днепровской воде. А возле Александровского сада ступени напоминают заостренное крыло как ангельский символ небесной благодати и сил небесных. Возле монумента включена электрическая художественная подсветка, акцентирующая внимание на его фигуре даже в темное время суток.

Место монумента в духовной жизни России и Москвы

Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве быстро занял место среди символов российской столицы. Установка памятника была согласована с ЮНЕСКО и поддержана большинством жителей города.

По мнению В. В. Путина, это дань уважения человеку и государственному деятелю, который смог объединить воедино разнокультурные и разноязычные народы и начать процесс просвещения всех жителей русских земель. Он являлся и является одним из ярчайших примеров патриотического и мудрого управителя, духовно-нравственной опоры своего народа. Благодаря деяниям Владимира Святославича Русь стала более сильной и сплоченной, могла дать отпор многочисленным внешним врагам и решить свои внутренние проблемы, не потеряв своего лица. И сейчас его образ сохраняет в россиянах веру в добро и справедливость, в единство и силу российского государства.

По мнению профессионалов, памятник князю Владимиру был совершенно необходим с идеологической точки зрения, но его высоту стоило бы сделать меньше, чтобы он не перекрывал вид на стены Кремля. Есть и такие, кто утверждает, что князь Владимир не имел отношения к столице. Памятник ему было нужно установить в Киеве. К тому же, по их мнению, художественное решение монумента весьма спорно.

Торжественная церемония открытия памятника в честь древнерусского князя Владимира Святославовича должна была состояться год назад, когда широко отмечалось тысячелетие успения (то есть смерти) этого исторического деятеля. Однако идея установить памятник на Воробьевых горах вызвала протест общественности. Долгое время ушло на то, чтобы подыскать другое место и внести коррективы в проект. В конце концов выбор пал на Боровицкую площадь, то есть на место у стен Кремля и вблизи Пашкова дома.

Вся история с московским памятником князю Владимиру от начала и до конца чрезвычайно политизирована, и менее всего инициаторы его установки в Москве заботились о художественной ценности проекта. С украинской стороны сейчас многие пеняют: "Вы приватизировали нашу историю. Это наш киевский князь! В Москве он никогда не был по той простой причине, что и Москвы тогда еще не существовало". С российской же стороны предпочитают вовсе не упоминать, что государство, которым правил князь, называлось "Киевская Русь". Слово "Киевская" опускается. Владимир – креститель просто Руси.

Зато особый акцент делается на этом деянии – выборе христианства. Если называть вещи своими именами, по факту православие в современной России – это господствующая, государственная религия. Не случайно скульптор Салават Щербаков вложил в руку своему герою гигантский крест. Так чей же все-таки это князь? Член-корреспондент РАН, российский специалист по истории и литературе Древней Руси и древней Скандинавии Федор Успенский считает такую постановку вопроса неуместной:

Образ Владимира, который был и креститель Руси, и прародитель династии русских князей, превращается в образ из комикса

– Я бы сказал, что все-таки он и наш, и их. Вот уж случай, когда мне не хотелось бы, чтобы живая, яркая и очень интересная фигура князя Владимира служила предметом раздора и раскола между двумя близкими народами. Мне вся эта ситуация кажется противоестественной, искаженной и, как всякая политически ориентированная ситуация, ущербной. Князь Владимир действительно княжил в Киеве. Его он заполучил не самым простым путем, а именно убив своего старшего брата, который до него владел Киевом. С той поры Владимир стал главным и единственным из потомков Святослава, кто обладал "старшим столом". В общем, от него пошли все те Рюриковичи, которые потом княжили на русской земле, будь то Южная Русь, то есть Киевская Русь, или образовавшаяся потом Северо-Западная Русь с главными княжествами в разные периоды в Суздале, Владимире и других городах.

Как бы то ни было, все они Рюриковичи. Все это некогда одна семья, и правили они на основании одного – права крови. Никаких других дополнительных легитимных оснований властвовать над Русью у них не было, вплоть до последних Рюриковичей, которые после Ивана Грозного потеряли русскую державу. Так что повторю, князь Владимир и их, и наш, если уж так ставить вопрос.​

Но очень обидно, что его вообще приходится вот так формулировать, ведь мы здесь имеем дело с общим наследием. Вместо того чтобы его раскалывать, лучше было бы им совместно заниматься, интересоваться совместно и любить его вместе. Мне как исследователю крайне неприятна ситуация предельной политизированности. Политика вообще в мире, а уж особенно в нашей стране никогда не приводила к правде. Поиску истины она вредит просто напрямую.

К сожалению, надо констатировать, что сейчас образ Владимира, который был и креститель Руси, и прародитель династии русских князей (опять же, подчеркну, я говорю и про Южную Русь, и про Северо-Западную Русь), превращается в образ из комикса. Развернувшийся вокруг него спор неприятен и жалок. Остается только надеяться, что это не найдет свое отражение в академической среде. Теперь некоторый холодок между украинскими и русскими исследователями, к сожалению, пробегает время от времени. Но в целом, мне кажется, что настоящая академическая среда, не политизированные крикуны, а ученые, которые непосредственно занимаются Древней Русью, достаточно адекватны. Они не опускаются до сиюминутных распрей. Пока я серьезных разногласий здесь не вижу. Во всяком случае, мои украинские коллеги, которых я знаю, ни в чем таком не замечены. Надеюсь, что те русские коллеги, с которыми работаю я, тоже не проявят ни тенденциозности, ни пристрастности. Что они не обслуживают какие-то злободневные задачи, а занимаются поиском истины.

–​ По поводу поисков истины. Сейчас в России очень часто упоминают, что князь Владимир принял крещение в Херсонесе, который в древнерусских письменных источниках известен как Корсунь. Когда надумали присоединить крымские территории к России, рассуждали примерно так: если христианизация началась с этих мест, стало быть, это исконно русские земли. Такая логика не выдерживает никакой критики, это чистой воды политические спекуляции, но сейчас речь о другом. Известно ли достоверно, где Владимир крестился? В Херсонесе, в Киеве или где-то еще?

Oт самого Владимира у нас не так много личных археологических данных. Хотя кое-что есть. Например, монеты Владимира

– Достоверно ничего не известно, к сожалению. Уже в древних источниках, относящихся к домонгольскому времени, появляется двойственная версия крещения Владимира. В частности, Иаков Мних в своем труде "Память и похвала кн. русскому Владимиру" приводит сразу обе точки зрения. Предлагались разные объяснения. В частности, что, может быть, процесс крещения был поделен на разные этапы. Какие-то из них были в Херсонесе, а какие-то – в Киеве. На этот счет есть самые разные точки зрения. Интересен сам этот вопрос, а не то, что с его помощью можно отстоять или потерять Херсонес. Вот это как-то жалко. Я опять все свожу к тому, что злободневность и политизированность только мешают отвечать на вопросы истории.

Действительно, про крещение Владимира достоверных данных не так много. Тем не менее они есть. Их надо интерпретировать, не вмешивая сюда никакую современную геополитику. Очень много сведений дает археология, правда, скорее, о том, как и где распространялось христианство. Это не было сиюминутное дело. А вот от самого Владимира у нас не так много личных археологических данных. Хотя кое-что есть. Например, монеты Владимира. Они уникальные и замечательные, очень нетривиальные для своего времени.

–​ Это на них изображен тот самый трезубец, который мы видим на государственном гербе современной Украины?

– Да, там трезубец. Там Владимир "на столе" (на престоле), где он изображен с длинными усами. Это хоть и схематичный, но прижизненный портрет. Монеты явно переделаны с некоторого византийского образца. Но они достроены, то есть сделаны самостоятельно, и это очень интересный материал.

Так называемый "златник" князя Владимира с его прижизненным изображением

Имя Владимира есть не только в русских летописях, где он упоминается довольно скупо. Некоторые сведения о его жизни обнаружены и в западных, независимых от летописей источниках. Далеко не сразу ученые должным образом это сопоставили – иностранные источники о Владимире Святом и показания русских летописей. Вот когда в недавние годы это было сделано, фигура Владимира приобрела совершенно новый ракурс. Прежде всего, довольно много о нем рассказывается в труде немецкого епископа Титмара , который был практически современником Владимира. Он закончил свой труд в 1019 году, а Владимир умер в 1015-м. В общем-то, Титмар по горячим следам описывал некоторые события, и там есть масса нетривиальных данных, которых совсем нет в русских источниках. Это хроника немецкого клирика, но мы из нее узнали, например, о богатстве Южной Руси того времени, о некоторых династических связях, которые существовали при Владимире и его детях. Владимир описывается как достаточно могущественный правитель. Титмар даже трактует его имя как "владеющий миром", что недостаточно верно, но тем не менее примечательно, – говорит Федор Успенский .

На Воробьевых горах гигантский памятник князю Владимиру должны были установить на гигантском постаменте. На Боровицкой площади от постамента пришлось отказаться. Иначе Владимир вознесся бы над кремлевскими стенами. Между тем московский Кремль входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако скульптура изначально была рассчитана на другое восприятие. Теперь из-за низкого подножия ее пропорции смещены. Памятник выглядит немного комично – приземистым, тяжеловесным и оплывающим. Зато минимизирован вред соседним архитектурным шедеврам.

Координатор движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин вспоминает, что смотровую площадку Воробьевых гор удалось отстоять от притязаний Российского военно-исторического общества (РВИО) благодаря совместным действиям местных жителей, университетской корпорации, градозащитников, экологов и муниципальных депутатов:

– Смотровая площадка – это часть территории памятника "Московский университет", и ни в какое конкурсное задание, ни в какое техническое задание Российское военно-историческое общество не вправе было вносить этот участок. Потому что территория памятника архитектуры – это пространство, где все уже создано, где творчество завершилось. Иначе почему это памятник? Именно в этом смысл такого правового режима. Министр культуры Владимир Мединский , который одновременно возглавляет Российское военно-историческое общество, должен же знать правовые режимы памятников архитектуры. Однако интересно, что инициаторы установки монумента не стали ссылаться на этот аргумент, а ссылались только на тяжелую геологию Воробьевых гор.

–​ Когда объявили, что передумали устанавливать там памятник, у меня по некоторым обмолвкам сложилось впечатление, что дело даже не в возможности оползня склона Воробьевых гор. Они бы с этим справились, забив сваи и погубив заодно природный заповедник. Только оказалось, что это возмутительно дорогое удовольствие. Таких денег даже для пропагандистского изваяния в казне не нашлось.

Интуитивно москвичи чувствовали, что на этом месте сгусток самых разных сюжетов – культуры, истории, литературы

– Это мы можем только предполагать. Я же говорю о той стороне дела, которая регламентирована законом. Там участок был защищен режимом территории памятника. То есть памятником является не только здание МГУ, но и пространство, планировка, соотношение застроенных и незастроенных участков в определенных границах. Этот жесткий режим исключает любое вторжение нового, если следовать смыслу и букве закона. А вот на Боровицкой площади – охранная зона. Это другая степень защиты. Охранная зона исключает вторжение нового с разными оговорками, которые заинтересованные лица всегда пытаются преодолевать.

–​ Как конкретно инициаторы установки памятника преодолевали такие ограничения?

– Были проведены две так называемые "голосовалки". Первая – на ресурсе "Активный гражданин", где не было решительного преимущества у Боровицкой площади перед Лубянской площадью. Преимущество было минимальным. И это при том, что официальная позиция активно навязывалась. В частности, с помощью средств массовой информации.

Вторая "голосовалка" проводилась на сайте самого Военно-исторического общества. Там уже перевес был решительный. Но понятно, что проконтролировать ход этого голосования на собственном ресурсе Военно-исторического общества невозможно, и он не является легитимным, не является основанием для принятия решения.

–​ Почему не является легитимным?

– Именно потому, что он находится на ресурсе заказчика памятника.

Посредственное произведение монументального искусства превратило мировой шедевр в свою боковую кулису

Если говорить о реакции общественности, то тут, в отличие от Воробьевых гор, градозащитники оказались почти в одиночестве. Такой коалиции, какая была на Горах, уже не возникло. Жителей в этой местности мало. Университет на Моховой, конечно, существует, но его здание немного в стороне. Комиссия Мосгордумы должна была спрашивать мнение муниципальных депутатов. Они высказались против размещения памятника на Боровицкой площади, но это произошло почти задним числом. Когда Мосгордума и ее монументальная комиссия приняли решение.

–​ Действительно, в случае с Воробьевыми горами не заставила себя ждать резкая и очень эмоциональная реакция москвичей. Очень многие болезненно восприняли, что их любимые Воробьевы горы могут быть испорчены этим памятником. Но ведь и территория Боровицкой площади – тоже место притяжения горожан из самых разных районов. Это туристическое место, в конце концов. Почему так легко, даже с готовностью сдали эту территорию?

– Отчасти вы ответили на этот вопрос. Воробьевы горы – место отдыха. А газон на Боровицкой площади местом отдыха не является. Более того, это почти изолированный участок, на который даже не со всякой улицы можно пройти. Там элементарно недостает подземных переходов ни со стороны Волхонки, ни со стороны Моховой улицы. Попасть туда можно только от Александровского сада.

Наши заявления о несовместимости памятника с домом Пашкова и его плохой совместимости с Кремлем не были услышаны

Кроме того, на Воробьевых горах речь шла о смотровой площадке, и это одна из важнейших достопримечательностей Москвы. Ее знают не только москвичи. Вместе с памятником здесь возникала совершенно сторонняя тема, которая заглушала все остальные темы. Интуитивно москвичи чувствовали, что на этом месте сгусток самых разных сюжетов – культуры, истории, литературы. Можно вспомнить клятву Герцена и Огарева. Можно вспомнить роман Булгакова. Наконец, фильм "Покровские ворота". Я имею в виду финал, где мотоциклист как с трамплина совершает свободный полет со смотровой площадки.

Именно эта возможность и закрывалась проектом памятника – вот этот полет Савранского. То есть что-то здесь работает подспудно, подсознательно, а что-то явно. На Боровицкой площади такого эффекта, конечно, не возникло. Поэтому, как я уже сказал, градозащитники остались здесь почти в одиночестве и должны были приводить аргументы, в общем, столь же содержательные, как они приводили на Воробьевых горах, но которые носили уже более специальный характер.

По большому счету, наши заявления о несовместимости памятника с домом Пашкова и его плохой совместимости с Кремлем не были услышаны.​

Такой памятник архитектуры, как Пашков дом, не терпит перед собой фигуративного изображения. К тому же изображения огромного, сопоставимого с собственной высотой великолепного здания 18-го века. Скульптура, да еще повернутая в профиль, превращает дом Пашкова в свою боковую кулису. Единственное, что удалось сделать в этом отношении, – это заставить подвинуть памятник с центральной планировочной оси Пашкова дома. Это ось, соответствующая центральной колоннаде, бельведеру. Если ее продолжить, она ориентирована на Боровицкую башню Кремля.

Сейчас, когда вы попадаете на Боровицкий мост, ведущий в Кремль, дом Пашкова все еще воспринимается чисто. Это фронтальный чистый ракурс. Однако стоит сделать еще несколько шагов, и от калитки Александровского сада памятник уже наезжает на правый флигель Пашкова дома. А если вы встанете на такую своеобразную и малоизвестную смотровую площадку, как Петровский бастион в Александровском саду, то окажется, что памятник стоит прямо перед центральной частью дома Пашкова. Таким образом, наш успех очень относительный. Мы потеряли значительное количество ракурсов этого шедевра. Посредственное произведение монументального искусства превратило мировой шедевр в свою боковую кулису.

–​ Я согласна с вами, что дом Пашкова, который теперь служит декорационным задником для памятника, ему стилистически чужероден. С одной стороны, безусловно, это так. Но, с другой стороны, эта территория плотно населена подобными изваяниями. Из аутентичных старинному Александровскому саду остались только львы на гроте "Руины". Однако совсем неподалеку, сразу за Манежем начинается церетелевское безобразие из зверушек и сказочных героев. В самом саду всего несколько лет назад установлен памятник другому святителю. Это патриарх Гермоген. Он тоже с поднятым кверху крестом, и тоже не великих художественных достоинств. Получается, что по отношению к этим доминантам памятник князю Владимиру в диссонанс не вступает. По-своему он логичен в центре Москвы. Стоило ли протестовать?

Скульптура льва на гроте "Руины" в Александровском саду

– Я продолжил бы этот ряд. В Александровском саду есть еще один памятник того же скульптора Салавата Щербакова. Это памятник Александру Первому, имя которого носит сад. Характерно, что вы его не упомянули, потому что вообще никто моргнуть не успел, как этот памятник появился. И от него до Владимира всего несколько метров. Все, что вы сказали, совершенно справедливо, но сейчас возник повод задуматься, почему такое внимание привлекла история с памятником Владимиру.

Дело в том, что заполнение московскими властями города антропоморфными изображениями входит в свой кризис. Люди не замечали один случай, не замечали другой случай, сочли некритичным третий случай, но так не может продолжаться бесконечно! То, как общество включилось в обсуждение этой работы на Воробьевых горах, и отчасти на Боровицкой площади, само по себе отрадно.

Нужно требовать, чтобы монументальная комиссия Мосгордумы обсуждала не только тематику и адрес памятника, но и художественное решение. Смотрите, архитектурный совет в Москве рассматривает архитектурные проекты, а монументалистику, в общем-то, не смотрит. Это безобразие чистой воды!

–​ И это то, что в одной из недавних публикаций вы назвали "скульптуробесием"?

– Скульптуробесие – это предпочтение скульптурного способа в деле увековечивания памяти или имени. Причем предпочтение именно антропоморфных, то есть человеческих изваяний. Между тем городская монументальная скульптура осторожно появляется у нас в России в 18-м веке, с Медного всадника. В основном это традиция 19-го и потом уже 20-го века. Если это святой Владимир, почему ему следует посвятить непременно человеческое изваяние?

К примеру, до наших дней дошла архитектура эпохи Ивана Грозного. Начиная от таких шедевров, как храм Василия Блаженного и продолжая Александровской слободой. Это тоже памятники. И они достаточны для русской традиции. Но это не такие памятники, которые требуют отдания чести. Мы можем обсуждать Грозного, говорить о нем часами на примере храма Василия Блаженного. Мы можем обсуждать его с одной стороны, с другой стороны, с третьей стороны. То же самое мы можем делать в Александровской слободе, где ему посвящен фактически весь музей. Но как только мы подменяем это установкой монумента, немедленно начинаются конфликты, потому что монумент – это только отдание чести.

От памятника Минину и Пожарскому до Пушкина, то есть от первого монумента до второго в Москве проходит 60 лет. Потом от Пушкина до Пирогова – еще 17. От Пирогова до Гоголя и Первопечатника – еще 8. Памятники эти собираются на народные средства и являются точками консолидации, они аккумулируют народное отношение к этим героям и не вызывают никакого разделения в обществе. Годами выбиралось место, годами выбиралось художественное решение, годами собирались средства.

Сейчас все не так. Кто-то вышел с инициативой, сам дал деньги, и лишь потом уже, как теперь с памятником Грозному в Орле, все обсуждают результат. Очень часто оказывается, что результат ведет к общественному разобщению. Вот все это вместе я бы и назвал скульптуробесием. Нужен, конечно, мораторий, нужна пауза. Нужно найти способ обсуждения истории и исторических фигур отдельно от монументалистики, – убежден Рустам Рахматуллин .

– Переговоры, обсуждения с этой международной организацией продолжались достаточно долго. В самом начале этого года была устроена в Москве даже публичная дискуссия. Для участия в ней даже приезжал заместитель генерального директора ЮНЕСКО Франческо Бандарин.

​ Вы там были?

В разные места пытались пристроить уже готовую статую

– Я там был. Встреча проходила внутри Пашкова дома. В тот момент ЮНЕСКО не высказывало окончательного вердикта. Речь шла о том, чтобы представить проект дизайна, как выражаются наши зарубежные коллеги, всего этого общественного пространства, его осмысления. На язык наших чиновников это было переведено их любимым словом "благоустройство". Отсюда появились все эти лестницы, лавочки, обзорные площадки и прочее. Не в благоустройстве дело, а именно в градостроительном, архитектурном решении. Но это осталось недообсужденным или обсужденным где-то за кулисами.

Ближе к осени стали появляться сообщения о том, что с ЮНЕСКО достигнуты все договоренности, получены все необходимые согласования и одобрения. Хотя настораживало то, что каждый раз эти заявления звучали исключительно из уст организаторов установки памятника, включая министра культуры Владимира Мединского, и ни разу я не слышал и не видел подтверждения этого со стороны ЮНЕСКО.

Мне вечные апелляции к ЮНЕСКО как к какому-то заграничному культурному обкому глубоко несимпатичны

Это очень странный способ ведения диалога. Видимо, делается попытка действовать по принципу "победителей не судят". Установить памятник, а разбирательства и объяснения могут потом продолжаться сколь угодно долго. Однако если ты хочешь поддерживать нормальный диалог с влиятельной и уважаемой международной организацией, так себя не ведут.

Вообще вся история с установкой памятника мне представляется ярким проявлением крайнего неуважения и к Москве, и к Кремлю как объекту Всемирного наследия. Про ЮНЕСКО я уже не говорю. В разные места пытались пристроить уже готовую статую. Что бы нам ни говорили, не верю, что ее отливали заново. Я прекрасно помню интервью ее автора Салавата Щербакова, который еще несколько месяцев назад заявил, что статуя уже отлита и готова. И вот этой уже готовой статуей стараются занять хоть какую-нибудь площадь. Когда не вышла затея с Воробьевыми горами, начали предлагаться другие адреса – Лубянская площадь, Москворецкая набережная, Боровицкая. Хоть куда-нибудь! Такое ощущение, что авторы этой идеи думают, что можно одну и ту же статую с одинаковым успехом поставить на любое место. Обычно монумент проектируется все-таки с привязкой к местности, к окружающему городскому контексту.

Вы в принципе против памятника святому Владимиру? Или вы считаете, что он основал независимое Украинское государство?

И вот выбрали ответственнейшую точку, открытое пространство между двумя шедеврами архитектурного национального гения – между Кремлем и превосходным образцом возвышенного русского классицизма. Я удивляюсь, какими амбициями надо обладать, чтобы свое творение с таким упорством навязывать именно на эту точку, в близкое соседство с этими шедеврами. Неужели организаторы думают, что их произведение конгениально? Это слишком смелое и слишком агрессивное вторжение в историческую среду.

К сожалению, организаторы, когда с ними пытаешься вести полемику, сразу переводят ее на политические рельсы. Дескать, вы в принципе против памятника святому Владимиру? Или вы считаете, что он основал независимое Украинское государство?

Прежде чем решиться на любое новое сооружение или памятник такого размера в близком соседстве с Кремлем, следует провести экспертные обсуждения и моделирование на местности, чтобы понять, как это может выглядеть. Простите, даже в Советском Союзе это делалось. Например, памятник Маяковскому на Триумфальной площади моделировали на месте. Прикидывали силуэт, делали профиль этой статуи в натуральную величину из фанеры, и, передвигая по площади макет, – сохранились такие фотографии – смотрели, как лучше его расположить на этой площади. И это при том, что по своим архитектурным качествам, по значению эта площадь далеко уступает пространству возле Кремля. К этому делу подходили профессионально.

Организаторам мероприятия, видимо, кажется, что святость персонажа и то большое общественно-политическое значение, которое придается установке этого памятника, автоматически заранее снимает вопросы о его художественных качествах и о градостроительном контексте этого события. Это не так. В таких ответственных точках необходимо не семь раз отмерить, а 777 раз. Я же здесь не вижу и двоекратного отмеривания.

Мне вечные апелляции к ЮНЕСКО как к какому-то заграничному культурному обкому, куда можно пожаловаться на собственное начальство, глубоко несимпатичны. Никто, кроме нас, не может и не должен охранять наше историческое наследие. Если мы не понимаем, что такое такт по отношению к историческому городу, не соизмеряем своих амбиций с ценностью того, что оставили нам наши великие предки, нам и ЮНЕСКО не поможет, –​ говорит Константин Михайлов .

Недавно воздвигнутый памятник князю Владимиру, крестившему Русь, в силу значимости этого события непременно должен был быть в столице. Герой народных былин, просветитель и строитель храмов сыграл большую роль в отечественной истории. Признание христианских ценностей привело зарождающееся государство к возможности развития по цивилизованному образцу. Личность такого масштаба появляется нечасто, и памятник князю Владимиру Великому отражает величие этого исторического персонажа.

Целая эпопея с принятием решения о том, где должен стоять памятник князю Владимиру, связана с рядом аспектов. Это и желание сделать монумент одной из ведущих достопримечательностей, и определенные ограничения на высоту памятника. Дело в том, что по правилам ЮНЕСКО объекты, включенные в число Всемирного наследия, не должны затмеваться более высокими сооружениями. Кремль безоговорочно входит в этот список, поэтому ближе, чем на Боровицкой площади, памятник князю Владимиру поставить не представлялось возможным.

Возможно, это и к лучшему – расположение вблизи Дома Пашкова символично. Здесь располагается часть главной библиотеки страны, а роль Владимира в распространении именно книжного просвещения очень велика. Ведь иными путями, кроме как грамотными проповедями новой религии, переломить привязанность к язычеству было невозможно.

При всей грандиозности и выразительности главной фигуры, памятник князю Владимиру удачно дополняется бронзовыми барельефами триптиха за спиной стоящего с огромным крестом и мечом Крестителя Руси. Три связанных фрагмента описывают непростой путь героя монумента и всей русской нации к признанию христианства и обращению в эту веру. Киевский князь истово поклонялся языческим божествам, жил по варварским законам, имея пять жен и сотни наложниц.

Выбрав христианство, он одним из первых славян принял новую религию, крестившись в Херсонесе. Религия должна была определить будущее развитие страны и народа, и выбор веры окутан легендами. Выпячивание княжеского отказа от принятия ислама из-за запрета этой религией алкоголя, а от иудейской веры из-за рассеянности нации по свету безосновательно, хотя и подтверждается авторитетными источниками.

Барельефы дополняют памятник князю Владимиру

Барельефы позади монумента следует начинать осматривать со среднего изображения, чтобы проследить хронологию событий. В центре расположена купель, где князь Владимир совершает омовение обряда крещения в присутствии своей дружины. Византийские священники совершают церемонию по велению императоров Василия и Константина, благодарных за снятие князем вооруженной осады Херсонеса. Вслед за предводителем обряд совершили и бойцы русского воинства. Изображение венчается Святой Троицей в центральной арке собора.

Правый барельеф посвящен распространению христианства по просторам русских земель. Крещение киевлян в водах Днепра совершает сам Владимир, осененный образом Христа и православным крестом. Задний план картины показывает живописные леса и реки, города и соборы, олицетворяющие распространение христианства на Руси. Не осталось места для изображения языческих богов, идолы которых в недавнем прошлом расставлял по холмам тогдашний язычник князь Владимир.

Находящийся слева барельеф живописует деяния князя Владимира после принятия новой веры. Он показан в образе всадника, сопровождаемого не только воинами, но и крестьянами и ремесленниками. Вложенный в ножны меч и грамота в правой руке символизируют гуманные методы присоединения новых земель, сопровождающегося строительством новых русских поселений. Вверху в нимбах святых изображены жена князя, сестра византийских императоров Анна и преемники Владимира на престолах Киевского и Московского княжеств.

Более всего памятник князю Владимиру примечателен центральной фигурой на сравнительно невысоком пьедестале. Из воинских доспехов на нем только шлем, а меч в левой руке используется в качестве посоха. Правая рука князя держит православный крест, словно осеняя им всех посетителей площади, а в их лице – весь российский народ, всю родную землю. Создавший памятник князю Владимиру скульптор Щербаков смело может занести это произведение в список своих творческих удач.

Очевидцы уверяют, что появившийся памятник князю Владимиру серьезно оживил приток публики на Боровицкую площадь. Навещая Москву, не забудьте заглянуть в этот район столицы. Там можно оценить новый вид на Кремль, как и памятник князю Владимиру, одному из виднейших деятелей российской истории.