Строительство М11: ключевые развязки Новгородской области.









Новая скоростная автомобильная дорога М-11 Москва - Санкт-Петербург протянется от Московской кольцевой автомобильной дороги до примыкания к Кольцевой автомобильной дороге вокруг Санкт-Петербурга. Общая протяженность автомагистрали составляет 669 км. Автодорога пройдет по территориям Центрального и Северо-западного федеральных округов, по Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям в обход всех населенных пунктов.

Новая дорога М-11 Москва – Санкт-Петербург в основном проходит параллельно существующей автомобильной дороге М-10 «Россия» и пересекает ее на км 58, км 149, км 208, км 258, км 334, км 543 с устройством транспортных развязок в разных уровнях. Это позволяет переключить движение транспортных потоков с М-10 «Россия» на скоростную автомагистраль и наоборот. Строительство автомагистрали Москва – Санкт-Петербург ведется в несколько этапов, каждый из которых является самостоятельным инвестиционным проектом. Последовательность реализации проектов обусловлена тем, насколько пропускная способность соответствующего участка существующей федеральной дороги М-10 «Россия» не отвечает объему текущего трафика.

Технические параметры скоростной дороги:

  • категория дороги – IA (автомагистраль);
  • расчетная скорость - 150 км/час;
  • количество полос движения – 4, 6, 8, 10 (в зависимости от этапов строительства);
  • ширина полосы движения - 3,75 м;
  • ширина разделительной полосы -6 м;
  • освещение по всей автомагистрали, включая транспортные развязки; транспортные развязки в разных уровнях – 36 шт.;
  • искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады и скотопрогоны) 325 шт.;
  • транспортные развязки в разных уровнях, в зависимости от категории пересекаемых дорог, в основном запроектированы по типу клеверный лист;, «двойная труба», «труба».

Мероприятия по снижению воздействия на окружающую среду для обеспечения экологической безопасности объекта:

  1. снижение уровня шума при прохождении дороги вблизи населенных пунктов и природоохранных территорий с применением шумозащитных экранов и зеленых насаждений;
  2. устройство специальных прогонов в теле насыпи проектируемой дороги для миграции диких и домашних животных;
  3. применения эффективных конструкций очистных сооружений для очистки поверхностных стоков в пределах водоохранных зон.

Повышение безопасности дорожного движения достигается разработкой проекта организации дорожного движения с применением современного энергоемкого барьерного ограждения, применением современных материалов для нанесения дорожной разметки и установки дорожных знаков и указателей. Для лучшей и своевременной информативности участников дорожного движения в разделе интеллектуальных транспортных систем разработаны и применены табло переменной информации и многопозиционные указатели. Новая скоростная трасса станет первой новой автомобильной дорогой, построенной в Европейской части современной России.

На платных участках установлены базовые станции операторов мобильной связи, компания «Мегафон» уже обеспечила полное бесперебойное покрытие сетью сотовой связи на всем протяжении дороги. Дорога оборудована комфортными площадками отдыха для всех видов транспортных средств. 15 декабря 2017 года Государственная компания «Автодор» открыла движение на новом участке строящейся скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург» (208 – 543 км).

На платных участках автомобильной дороги М-11 «Москва-Санкт-Петербург» 58 км – 97 км и 208 км – 543 км действует закрытая система взимания платы. Закрытая система взимания платы подразумевает оплату проезда за фактически пройденное расстояние. При въезде на платные участки пользователь регистрируется в системе на въездном пункте взимания платы (при наличии транспондера в автоматическом режиме, без транспондера путем взятия билета из аппарата на полосе проезда). Оплату пользователь производит только на выездном пункте взимания платы.

  1. Км 15 – км 58 в Химкинском и Солнечногорском районах Московской области в обход Химок. Движение было открыто 23 декабря 2014 года. Режим платности введен 23 ноября 2015 года. Данный участок построен и эксплуатируется в рамках концессионного соглашения, заключенного с ООО "Северо-Западная концессионная компания".
  2. Км 58 - км 97 в Солнечногорском и Клинском районах Московской области в обход городов Солнечногорск и Клин, а также в Конаковском и Калининском районах Тверской области. Участок открыт для движения 1 сентября 2018 года, в тот же день началось взимание платы. Строительство участка км 97 - км 149 ведется в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения, заключенного с ООО «Трансстроймеханизация» и будет завершено в 2019 году.
  3. Км 208 - км 258 в Торжокском районе Тверской области в обход Торжка. Движение открыто 15 декабря 2017 г.
  4. Км 258 - км 334 в Торжокском, Спировском и Вышневолоцком районах Тверской области в обход Вышнего Волочка. Участок построен и открыт для движения 28 ноября 2014 г. в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения с ОАО «Мостотрест».
  5. Км 334 - км 543 в Вышневолоцком и Бологовском районах Тверской области,Окуловском, Маловишерском и Новгородском районах Новгородской области.Участок идет в обход населенных пунктов Бологое, Угловка и Окуловка. Движение открыто 06 июня 2018 г.
  6. Км 543 - км 684 в Новгородском и Чудовском райнах Новгородской области,Тосненском районе Ленинградской области. Участок пройдет в обход Чудово и Тосны и в Санкт-Петербурге. Концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе данного участка Государственная компания «Автодор» и ООО «Магистраль двух столиц» подписали 18 ноября 2014 года. Строительство данного участка завершится в 2019 году.

Правила проезда по скоростной автомобильной дороге М-11 «Москва-Санкт-Петербург» :

Без транспондера:

  1. Въезд. При въезде на платные участки пользователю необходимо взять проездной билет (талон) на въездной полосе Пункте взимания платы. Пользователям, которые собираются проезжать платные участки за наличный расчет или по банковской карте, необходимо выбрать соответствующую полосу для проезда через Пункт взимания платы, взять билет и обязательно сохранить его до выезда с платного участка.
  2. Выезд. На выезде с платных участков при наличной оплате или оплате банковской картой для определения корректной стоимости проезда необходимо предъявить билет кассиру-контролеру, он выполнит расчет стоимости проезда и пользователю необходимо будет оплатить проезд.

С транспондером:

  1. Въезд. Нужно выбрать полосу для проезда по транспондеру и снизить скорость до 30 км/час. При въезде система распознает наличие транспондера и положительного баланса на счете для оплаты проезда, проезд фиксируется автоматически, без участия кассира-контролера.
  2. Выезд. При выезде по полосе для владельцев транспондеров также в автоматическом режиме происходит списание денежных средств за проезд.

Если при выезде с платного участка по какой-либо причине не удается определить, на каком пункте автомобиль въехал на платный участок (отсутствует билет, не срабатывает транспондер и т. д.), то пользователю начисляется максимальный тариф. Это наибольший размер платы, который может быть взят на конкретном Пункте взимания платы для транспортного средства соответствующей категории.

ВАЖНО! Если транспондер не подключен к услуге , с 22 октября 2018 года для транзитного проезда участков 15 км – 58 км и 58 км - 97 км при въезде на участки необходимо сначала взять билет, а выезжать с платного участка через полосу с кассиром-контролером с предъявлением билета и оплатой наличными средствами или банковской картой. Для подключения услуги интероперабельности владельцам транспондера T-pass необходимо его персонифицировать в Личном кабинете, воспользуйтесь .

Максимальный тариф на проезд действует в случаях:

  • Проезд по транспондеру, без определенной точки въезда.
  • Утери пользователем проездного билета.
  • На проездном билете отсутствуют данные о точке въезда или выезда.
  • Прошло больше 24 часов с момента въезда на платный участок и выезда с него.
  • Въезд по проездному билету, а выезд по транспондеру без остановки и передачи устройства кассиру-контролеру для считывания.

Новая современная скоростная автодорога М-11 Москва - Санкт-Петербург берёт свое начало от Московской кольцевой автомобильной дороги и примкнет к Кольцевой автомобильной дороге Северной столицы. Длина данной автомагистрали от «кольцевой» до «кольцевой» составит 669 км.

Создание трассы М-11 было обусловлено большой загруженностью и износом предыдущей магистрали, а также необходимостью избавить ряд населенных пунктов от транзитного транспорта. Кроме того, важным фактором для ее построения является подготовка России к чемпионату мира по футболу 2018 года. Новая трасса соединит города, принимающие основные матчи соревнования.

Дорога М-11 охватит территории Центрального и Северо-Западного федеральных округов. Трасса будет проложена в границах Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей. При этом она будет расположена в обход всех населенных пунктов. Новая трасса Москва – Санкт-Петербург на отдельных участках пролегает параллельно ныне функционирующей автомобильной дороге М-10 «Россия». Пересечение М-11 с ее предшественницей осуществляется на 58 км, 149 км, 208 км, 258 км, 334 км, 543 км через разноуровневые транспортные развязки.

Прокладывание автодороги Москва – Санкт-Петербург осуществляется в несколько этапов. Каждый из них – это самостоятельный инвестиционный и строительный проект. Подобная поэтапность реализации проекта обусловлена необходимостью подстраиваться под пропускную способность существующей федеральной дороги М-10 «Россия». Данная величина уже давно не отвечает современным требованиям, поэтому руководством проекта было принято решение о разделении этапов строительства и раннем вводе в эксплуатацию наиболее значимых участков.

Полный ввод в эксплуатацию дороги М-11 Москва - Санкт-Петербург произойдёт в 2018 году. Однако, отметим, что в проекте предусмотрено развитие дороги, например, увеличение количества полос.

Основные этапы (участки) строительства автодороги М-11

Трасса разделена на условные участки. Их границей являются отрезки дороги, исчисляемые в км. К этим участкам относятся:

15 – 58 километры.

Проходят в Солнечногорском и Химкинском районах Московской области. При этом трасса пролегла в обход Химок, что позволит существенно разгрузить городской трафик и уменьшить время нахождения в пути автолюбителей. Данный участок был запущен для движения 23 декабря 2014 года. Уже существенно разгружены Химки, быстрее двигается транспорт в аэропорт Шереметьево.

Участок работает в платном режиме.

58 - 149 километры.

Проходят в Клинском и Солнечногорском районах Московской области. Автомобили двигаются от столицы минуя города Солнечногорск и Клин. Далее путь пролегает через территорию Конаковского и Калининского районов Тверской области. Работы будут завершены не ранее 2018 года.

По окончании строительства автотранспорт сможет быстрее добираться в Тверь и северо-западную часть Московской области, так как в отличие от старой трассы, новая дорога минует деревни и иные небольшие населенные пункты. Отметим, что сначала дорога будет иметь 4 полосы, затем их количество увеличится до 8.

208 - 258 километры.

Участок находится в Торжокском районе Тверской области и проходит в обход Торжка, существенно укорачивая существующий путь Тверь - Вышний Волочёк. Возведение данного участка будет завершено в 2018 году.

М-11. Объезд Вышнего Волочка.

258 - 334 километры.

Проходят через Торжокский, Вышневолоцкий и Спировский районы Тверской области в обход населенного пункта Вышний Волочёк. Отрезок уже построен и открыт для автодвижения 28 ноября 2014 года.

Данное событие стало знаменательной датой для многих категорий водителей. Вышний Волочёк был не в состоянии справиться с интенсивным транспортным потоком, затрачивалось много времени на проезд двух десятков километров его улиц. Объезд Волочка стал без сомнения самым значительным подарком для водителей за прошедшие годы.

Сейчас этот участок имеет 4 полосы, в проекте предусмотрено 6.

334 – 543 километры.

Этот участок трассы проходит в Вышневолоцком и Бологовском районах Тверской области, Окуловском, Маловишерском и Новгородском районах Новгородской области. Возведение его началось в 2014 году и продолжается до сих пор. Планируемая дата сдачи в эксплуатацию – 2018 год.

Этот участок дороги можно назвать самым трудным. Районы Тверской и Новгородской областей по которым проходит дорога М-11 славятся непроходимыми болотами. Дорожникам приходится полностью заменять грунт под дорогой, возводить многокилометровые насыпи. На особо трудных заболоченных участках приходится устраивать свайные поля. Именно на этом участке находится один из самых крупных мостов дороги - мост через реку Волхов.

Ещё одна особенность этого участка то, что он проходит по местам боёв Великой Отечественной войны. Уже найдено и обезврежено почти 300 взрывоопасных предметов, подняты останки 10 бойцов Красной Армии. На данном участке проводились и археологические работы.

Строительство моста через Волхов.

Находки дорожников в Новгородской области.

543 – 684 километры.

Дорога возводится на территории Новгородского и Чудовского районов Новгородской области, охватывает часть Тосненского района Ленинградской области. Участок огибает город Чудово и город Тосно и заканчивается в Санкт-Петербурге. Трасса заканчивается на Кольцевой автодороге, в районе аэропорта Пулково. Строительство завершится непосредственно в 2018 году. К преимуществам данного строительства относится такой аспект, как значительная разгрузка пригородных трасс Северной столицы.

Ни лениться, ни алкоголем увлекаться, ни, простите за сленг, «косячить» на этой стройке не модно. Страна ждет результата, а выдать его можно только при условии ежедневной кропотливой работы, которая сегодня кипит там, где все мы, водители и жители 4 областей, бываем не часто. Разве что какой заблудившийся грибник забредет на полосу вырубленного леса и рот разинет от размаха увиденного. Действительно, то, что проделано дорожными строителями за последние 2 года в дремучих лесах, разделяющих Москву и Санкт-Петербург, способно поразить воображение. Владимир Бовт, зам. руководителя производства компании «Трансстроймеханизация», занимающейся возведением скоростной трассы на ее 6 участке, говорит не без доли гордости: «Готовность участка, являющегося самым протяженным на будущей М-11 (217 км), составляет на сегодняшний день более 80%. Темпы ударные, поставка материалов идет по графику, задержек нет. Могу заявить, что в 2017 году, если будет принято такое решение руководством ГК «Автодор», мы запустим движение». Вообще-то, как и анонсировалось ранее, в полном объеме магистраль должна быть введена в эксплуатацию в апреле 2018-го, аккурат к Чемпионату мира по футболу. За свой фронт работ Владимир Бовт уверен, даже несмотря на то, что работы велись и ведутся в непростых геологических условиях. Так, например, при строительстве моста через маленькую, 24-километровую речку Нерца, куда пригласили нас для журналистской инспекции, пришлось на 48 метров вглубь забивать сваи. Почвы в районе Окуловки слабенькие, а дорожные сооружения должны стоять и работать десятилетиями. Практически на всех строящихся здесь мостах глубина забиваемых свай составляет более 11 метров. Даже подходы к некоторым мостам делаются на свайных основаниях. А на речке Коломенке непригодными для работ оказались 38 метров грунтов (18 метров - торф и 20 - слабые грунты). Пришлось применять подземные направленные взрывы, с помощью которых эти самые непригодные грунты на большой глубине были вытеснены. Владимир Бовт говорит, что в его 40-летней строительной практике это было впервые.5-опорный мост через Нерцу начали возводить в мае 2015-го, но уже сегодня завершено пролетное строение в левом направлении, и к концу сентября, как говорят строители, переправа будет готова принять первые автомобили. Мост, как видно на наших снимках, не самый крупный, но и на него ушло 7,5 тыс. тонн бетона. Чего уж говорить про переправы через Мсту и Волхов. О последней мы рассказывали еще прошлой осенью, сегодня здесь уже появились пролеты. Мстинский мост, как и волховский, - внеклассный, длиной около 360 метров. Это уже приличный по размерам объект, сейчас на нем бетонируют плиту пролетного строения, то есть готовность неплохая, хоть и немного не дотягивает до вышеозвученных 80%.{{gallery_466}} Всего на 217-километровом участке М-11 будет функционировать 107 мостовых сооружений, из них 42 моста общей протяженностью более 4 км, 63 путепровода общей протяженностью 7 км, в том числе 22 путепровода над автотрассой и 9 - в составе транспортных развязок, 32 - в теле новой трассы. Радует тот факт, что строители заботятся и о дорогах местного значения, которые в ходе возведения М-11, пришлось пересекать. К примеру, ту же скромную дорогу Федосково-Окуловка, что в районе строящегося моста через Нерцу, обновят так, как никогда и не было. Над ней уже появился путепровод, возведенный за какой-то 1 год. Обновляются дороги из числа тех, которыми пользуется строительная техника, занятая на строительстве М-11. К примеру, многие участки трассы, соединяющей Окуловку с Крестцами (М-10 «Россия»), в настоящее время приведены в должный порядок. «Ремонта здесь не было лет 20-25, - говорит Владимир Бовт. - Теперь сами видите: приятно ехать». Места в районе деревни Перетно, где размещен один из 3 штабов стройки 6 участка, исторические и заповедные. Здесь размещены старинные усадьбы графов Мусиных-Пушкиных и Родзянко, председателя дореволюционной Госдумы. Неподалеку отсюда родился знаменитый этнограф Н.Н. Миклухо-Маклай. Кто знает, может, после того, как М-11 будет запущена в эксплуатацию, власти обратят внимание на эти «исторические бриллианты» в своей региональной «короне» и, тем самым, вдохнут в них новую жизнь, обеспечив надлежащий турпоток. В Окуловском районе самое большое количество курганов на Северо-Западе России, а равноапостольная княгиня Ольга тут воевала с местными племенами. Строители хорошо понимают, где они работают, и стараются соблюдать все экологические нормативы, тем более что проверки со стороны экологов носят регулярный характер. Недаром вдоль нового участка будет построено 146 локальных очистных сооружения и несколько так называемых скотопрогонов. Зверюшек в местных лесах полным полно, во всяком случае, так говорят рабочие, которые, по их же словам, неоднократно видели медведей, лис, зайцев, кабанов, лосей и т.п. {{gallery_467}} Стоимость контракта по 6 участку М-11 составляет 144,6 млрд рублей. Эти деньги пойдут в том числе на возведение шумозащитных экранов, где это требуется, опор освещения, на обустройство 24 площадок отдыха, а также на сооружение 5 пунктов взимания платы (ПВП на 330, 348, 402, 444 и 524 км). Трасса категории IA будет 4-полосной, с 6-метровой разделительной полосой и позволит по ней передвигаться с максимальной скоростью 150 км/ч. После завершения строительства исполнитель в течение 22 лет берет на себя обязательства по содержанию магистрали, системы ПВП и автоматизированной системы управления дорожным движением.

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, 6 июня. /ТАСС/. Компания "Автодор" открыла в среду движение по новому участку строящейся скоростной трассы М-11 "Москва - Санкт-Петербург" в Тверской и Новгородской областях протяженностью более 200 км. Теперь автомобилисты смогут напрямую проезжать по М-11 от Твери до Великого Новгорода, передает корреспондент ТАСС.

Открывшийся в среду участок М-11 (334-й км - 543-й км) стал продолжением трассы в Тверской области (обход Торжка и Вышнего Волочка) и растянулся более чем на 200 км. Таким образом автомобилям обеспечен сквозной проезд по 330 км новой автомагистрали от Твери до Великого Новгорода. Всего же скоростное движение с запуском нового участка стало доступным более чем по половине строящейся 669-километровой трассы в Московской, Тверской и Новгородской областях.

"Это сверхсложный объект, потому что львиная часть дороги по территории Новгородской области прошла через болота, слабые грунты, и мы вынуждены были в целом ряде участков просто устраивать свайные поля, заниматься заменой слабых грунтов, осуществлять технологии микровзрывов для укрепления основания под дорогу", - рассказал журналистам председатель правления "Автодора" Сергей Кельбах, уточнив, что на полную мощность дорога начнет работать 7 июня с 08:00. Автомобили смогут разгоняться на трассе до 130 км/ч.

Губернатор Новгородской области Андрей Никитин отметил, что новая дорога, проходящая на территории региона, значительно разгрузит трассу М-10, что позитивно скажется на экологии области. Он добавил, что трасса откроет новые возможности для экономической отрасли. "Уже сегодня все инвесторы, которые приходят к нам, интересуются размещением между трассой М-10 и М-11. Благодаря решению правительства, открытию территории опережающего развития в Угловке, это как раз ровно посередине между двумя дорогами, сегодня у нас есть определенная очередь из инвесторов, которые хотят вкладываться в эту территорию", - сказал он.

Новый отрезок трассы огибает Валдайский национальный парк и позволяет обойти Бологое и Окуловку. Сейчас на участке работают восемь заправочных комплексов и аварийные комиссары, которые окажут помощь в непредвиденной ситуации. Общая сумма вложений в строительство составила 152,8 млрд рублей.

Трасса между Тверской и Новгородской областью - шестой введенный в эксплуатацию участок М-11. После его открытия общая стоимость проезда по платным участкам в зависимости от времени суток и дня недели составит для легковых автомобилей от 860 до 1260 рублей в случае оплаты наличными и от 556 до 896 рублей с учетом возможных скидок по транспондерам. Для фур и трехосных автобусов цена составит до 1740 рублей (1110 рублей с транспондером).

Трасса М-11

Новая скоростная автомобильная дорога М-11 "Москва - Санкт-Петербург" протянется от МКАД до примыкания к Кольцевой автомобильной дороге вокруг Санкт-Петербурга. Общая протяженность автомагистрали составляет 669 км. Вся трасса будет сдана в эксплуатацию в 2018 году.

За пару часов до «Москва – Санкт-Петербург» у деревни Мясной Бор в Новгородском районе всё готово к её началу.

В развёрнутых шатрах подкрепляются строители, водители колонны строительной техники, байкеры, журналисты и гости, прибывшие заранее. Горячий чай и кофе очень кстати – погодка, мягко говоря, прохладная, периодами солнце исчезает, уступая дождю и сильному ветру.

Вот уже и официальные лица подтянулись, среди ожидающих замечены главы трёх районов и губернаторы – действующий Андрей Никитин и сдавший ему пост Сергей Митин.

«Ждём небо», - урезонивают организаторы церемонии наше нетерпение. На вертолёте должны прибыть председатель правления государственной компании «Автодор» Сергей Кельбах и председатель комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Евгений Москвичёв.

Интервью у начальника отдела Санкт-Петербургского филиала госкомпании «Автодор», руководителя проекта 6-го этапа строительства трассы М-11 Олега Цепуха берём на фоне уходящей вдаль ленты автодороги, под не желающим угомониться дождиком.

- Новгородский участок - самый протяжённый на автодороге М-11, его длина составляет 217 километров, - рассказывает Олег Цепух. - В рамках 6-го этапа построено 107 искусственных сооружений, только больших мостов, длиной свыше 100 метров - 12 штук. Суммарно, после открытия сегодняшнего этапа, протяжённость действующих участков 4-го, 5-го, 6-го этапов трассы составит 337 километров, это половина всей дороги М-11. Надо отдать должное 6-му этапу – он обеспечивает обход трёхполосного участка трассы М-10, что сильно увеличивает безопасность дорожного движения, потому что М-11 – это дорога категории 1А, с разделительным барьерным ограждением по оси, с полным разделением потоков, без пересечения и примыкания в одном уровне, по которой будет ездить гораздо комфортнее.

- Какие были самые сложные участки строительства на территории Новгородской области?

Были некоторые сложности на подходах к мосту через реку Волхов из-за сложных геологических условий на берегах. Попадались болотистые участки, где приходилось заменять грунт слабого основания или проходить по свайным полям, протяжённость этих участков более 3 км, глубина свай, в зависимости от конкретных геологических условий, достигала 28 метров. Но в целом всё закончено, дорога готова.

Возводились ли объекты природоохранного характера, например, учитывающие миграцию диких животных и другие?

Поскольку госкомпания большое внимание уделяет экологическим аспектам строительства, всего на 6-м этапе на 217 километрах построено 38 сооружений, предназначенных для обеспечения путей миграции диких животных. Необходимая для проектирования информация была получена от охотхозяйств, от егерей. Зимой уже было заметно по следам, что копытные крупные животные именно в этих местах пересекают дорогу.

- Главная особенность этого участка?

Самая главная особенность – длина этого участка. Алогичного примера в новой истории даже, наверно, привести не смогу не только у нас в стране, но и в Европе – чтобы вводилась дорога такого уровня, такой категории на такую длину – более 200 километров.

- Какое количество строителей работало?

По-разному, до шести-семи тысяч человек, работа и сменная, и в ночную смену, круглосуточная и круглогодичная.

- Гордость испытываете?

Конечно. Когда приходишь в лес, в поля, а спустя несколько лет оставляешь за собой объект, подобный тому, как у меня за спиной, конечно, удовлетворение от работы несомненно.

- Обязательства какие-то остаются перед областью?

Значительная часть дорог, которые были задействованы в транспортной схеме доставки ресурсов и материалов, восстановлены и возвращены балансодержателям, региональные – «Новгородавтодору». Некоторые дороги будут закончены уже после ввода М-11 и также будут переданы или муниципальным районам, если дороги муниципальные, или «Новгородавтодору».

«Всё, что обещали – выполняют»

Ну, что – отмучились? – как шутку этот вопрос главы муниципальных районов воспринимать не хотят. Почти одновременно Сергей Кузьмин, Николай Маслов и Анатолий Швецов начинают говорить, что взаимодействие с «Автодором» и «Трансстроймеханизацией» было продуктивным и полезным для их районов – Окуловского, Маловишерского и Новгородского.

Мы рады и счастливы, что строительство М-11 на территории области закончено. Дорога хорошая. У нас остались «хвостики» дорог, которые, надеемся, будут отремонтированы, - говорит маловишерский глава Николай Маслов. – За июнь-июль в городе должны закончить ремонт порядка 6 километров.

Всё, что обещали, они выполняют, - добавляет Николай Швецов. – Под сотню километров у нас отремонтировали. А что касается М-11 - два съезда и один въезд для Новгородского района это хорошо.

Зная, что в Новгородском районе была проблема с дорогой на Село Гора, интересуемся - сделана ли она? Глава района отвечает утвердительно. Добавляет, что в Тёсово-Нетыльский теперь можно попасть за 35 минут.

На самом деле было четыре года сложной совместной работы. Понятно, что нужно было построить трассу и при этом сохранить экологию, действующие в области дороги. Считаю, что всё это удалось сделать, - говорит глава Окуловского района Сергей Кузьмин и перечисляет: - У нас 26 участков районных и городских дорог прописаны в соглашении с «Автодором». Восстановлено порядка 40 процентов, по остальным предстоит работать. В совокупности речь идёт о 50-60 километрах, но есть договорённости, есть понимание по срокам, все дороги должны быть отремонтированы в этом году. У нас несколько разгрузочных площадок находятся на территории города, целый ряд улиц Окуловки – 1 Мая, 1-я Железнодорожная, 1-я Красноармейская, 3-я Красноармейская, Коммунаров, Новгородская – они ещё подлежат восстановлению.

«В новейшей истории аналогов нет»

Солнце и белые облачка отвоёвывают у дождевых туч голубое пространство. И, наконец, разносящееся динамиками по округе громкое пение солисток группы «Малахит», которые, заполняя паузу ожидания, продолжают развлекать собравшихся, заглушает рокот моторов.

Два вертолёта снижаются над площадкой. Из Москвы прибыли главные, судя по ожиданию, действующие лица торжества.

По их же словам, звучащим со сцены, заметим, что не оригинально, но вполне справедливо, главными героями сегодняшнего дня являются те, кто собрался здесь – дорожные строители в фирменных куртках «Мостотреста», «Трансстроймеханизации» и других организаций, принимающие участие в возведении трассы М-11.

В их адрес звучат приветствия и вручаются награды – благодарственные письма губернатора Новгородской области Андрея Никитина и грамоты руководителя «Автодора» Сергея Кельбаха.

Дмитрий Чечин, заместитель начальника управления Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного совета РФ, зачитал приветствие помощника Президента РФ Игоря Левитина, который, поздравив коллективы с завершением строительства 6-го этапа автомобильной дороги М-11, отметил, что «сегодняшнее событие – важный шаг на пути успешного завершения в 2018 году всего проекта строительства скоростной автомобильной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом».

Губернатор Андрей Никитин назвал этот день историческим.

На территории нашего региона построено сложнейшее инженерное сооружение, - сказал он. - Построено не в самых простых условиях, но качественно и в рекордные сроки. Благодаря трассе М-11, магистрали двух столиц, у Новгородской области появляются новые возможности для притока инвестиций, роста экономики, развития промышленности. А значит, для улучшения качества жизни людей. Это большое событие и для страны, и для нашей области.

По мнению Сергея Кельбаха, «это потрясающий объект, аналогов которому нет во всей новейшей истории».

Я благодарю всех, кто вложил в эту дорогу и в эту развязку кусочек своей души, частичку своего сердца, - сказал руководитель «Автодора». - Без нашей совместной работы не было бы прекрасного инфраструктурного объекта, который ждут сотни тысяч, миллионы наших соотечественников.

Кстати, Сергей Кельбах выразил слова благодарности экс-губернатору Сергею Митину. «Мы начинали в сложных условиях, уже тогда администрация Новгородской области встала рядом с нами. Мы помним, как всё начиналось», - сказал глава «Автодора».

Сдавая такой участок, мы с гордостью можем говорить о том, что Россия умеет строить великолепные скоростные дороги, - отметил Евгений Москвичёв. - Убежден, что эта трасса даст стимул для развития Новгородской области и других субъектов, по территории которых она проходит.

К слову, о новых дорожных проектах. Самых бурных аплодисментов коллег-строителей при награждении удостоился Анатолий Мозоль – руководитель 6-го этапа М-11 «Москва – Санкт-Петербург» ООО «Трансстроймеханизация». Он поблагодарил коллектив, с которым работал на трассе М-11, и заявил: «Не знаю, когда ещё доведётся участвовать в таком масштабном проекте, но мы всем коллективом готовы поучаствовать в таком же глобальном строительстве».

Мы организуем! – отреагировал Кельбах под восторженные возгласы участников церемонии.

А чуть позже, во время пресс-подхода, отвечая на вопрос, где же начнётся масштабное дорожное строительство в рамках проекта «Европа – Западный Китай», Евгений Москвичёв пояснил: начнётся на границе с Казахстаном и придёт в Санкт-Петербург, добавив, что дорога, которую открыли сегодня, соединившись с новой дорогой, позволит на 30% увеличить объёмы перевозимых грузов.

Краткие речи выступавших прерывались аплодисментами и чуть заглушались жужжанием летающих аппаратиков-дронов, снимающих для журналистов панораму действа, а также звуком мотора лёгкого самолёта с транспарантом «М-11 Москва – Санкт-Петербург», совершающего круги над площдкой.

Трасса М-11 протянется от Московской кольцевой автомобильной дороги до примыкания к кольцевой автомобильной дороге Санкт-Петербурга. Общая протяженность М-11 составляет 669 км. Она пройдёт по территориям Центрального и Северо-Западного федеральных округов, по Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям в обход всех населенных пунктов.

Включён «зелёный свет»

Наступил самый торжественный момент. Сергей Кельбах, Евгений Москвичёв и Андрей Никитин перерезали красную ленточку, перекрывавшую трассу.

Сигналя, по открытой автодороге двинулась колонна грузовых машин и строительной техники, сопровождаемая эскортом байкеров.

А журналисты смогли пообщаться с ньюсмейкерами.

Сергей Кельбах пояснил, что открытый участок дороги в полном объёме «поедет» 7 июня с 8.00, а тестовый режим пройден в процессе строительства.

Ему задали вопрос о допустимой скорости на М-11.

Расчётная скорость при проектировании – 150 км/час. Но разрешённая скорость в Российской Федерации – 130 км/час. Поэтому здесь будет 130, - был ответ.

Поясняя, насколько сложным было строительство, глава «Автодора» сказал:

Это сверхсложный объект, потому что львиная часть дороги, в том числе и по территории Новгородской области прошла через болота, то есть здесь слабые грунты. И мы были вынуждены на целом ряде участков устраивать свайные поля, заниматься заменой слабых грунтов, применять технологии микровзрывов для укрепления оснований под дорогу. Из 110 искусственных сооружений каждое, так или иначе, укреплялось. Технический совет практически еженедельно рассматривал необходимость принятия тех или иных инженерных решений, целый ряд из которых в проекте не было возможности предусмотреть.

Андрей Никитин отметил, что трасса М-11 позитивно повлияет на экологию и экономику области:

У нас не будет жёсткого трафика на трассе М-10, часть автомобилей с неё уйдёт и это позитивно скажется на экологии (Сергей Кельбах уточнил, что опыт эксплуатации платной дороги М-4, участков М-11 у Вышнего Волочка и Торжка показывает: на трассу М-11 уйдут процентов 60 автомобилистов). Сегодня все инвесторы, которые приходят к нам, интересуются размещением своих объектов между трассами М-10 и М-11. И благодаря решению Правительства РФ об открытии территории опережающего развития в Угловке Окуловского района – это как раз посредине между двумя дорогами - сегодня у нас есть, я бы сказал, некая очередь из инвесторов, которые хотят вкладываться в эту территорию.

Губернатор добавил, что ряд компаний уже договорились с ГК «Автодор», корпорации Москвы уже аккредитуют некоторых производителей, которые планируют построить на трассе М-11 свои объекты. По словам Андрея Никитина, это серьёзный толчок для развития экономики районов области, потому что их экономику формирует именно малый и средний бизнес.

Было и ещё несколько вопросов по практике эксплуатации дороги. Например, будут ли на ней заправки.

На сегодняшний день для того, чтобы обеспечить возможность автомобилистам уверенно, беспрепятственно преодолевать эти 300 с лишним километров, уже установили восемь автоматизированных заправочных комплексов совместно с компанией «Лукойл» и апробировали такие же на входе Торжка и Вышнего Волочка, - ответил Сергей Кельбах. - Пользователи - и дальнобойщики, и люди на персональных автомобилях - оценили эту услугу. При наличии кредитной карточки имеется возможность заправиться. Но это первый шаг. А вообще мы по всей трассе разработали несколько многофункциональных зон придорожного сервиса с полноценным набором качественных услуг – это площадки отдыха, рестораны, спортивные площадки, это будет сервис мирового уровня.

Въезд с федеральной трассы М-10 на новый участок скоростной автодороги М-11 через транспортные развязки на 330-ом км и 545-ом км. Стоимость проезда по вновь открывшемуся участку - от 240 рублей при наличии транспондера T-pass. Сквозной проезд от 208-го по 543-ий км - от 356 рублей. Заправиться бензином Аи-95 и дизельным топливом можно на АЗС контейнерного типа ЛУКОЙЛА с расчётом по банковским картам на 240, 327, 404 и 480-ом км по обе стороны трассы. Кафе - на 262-ом км М-11. В скором будущем количество АЗС и кафе увеличится, на всей трассе появится 21 многофункциональная зона сервиса.

Чтобы проезд по новому участку трассы М-11 был более удобным в плане оплаты, автомобилисту стоит приобрести транспондер. Электронное устройство, установленное в автомобиле, позволит без остановки миновать пункты взимания платежей, плата будет производиться в автоматическом режиме.

Узнав, что в Великом Новгороде не планируется точка продажи транспондеров, журналисты обратились к Андрею Никитину с просьбой посодействовать в решении вопроса.

Думаю, мы об этом договоримся с коллегами, - пообещал губернатор.