Почему пальмира — город в сирии находится под особой защитой юнеско? История древней пальмиры. Пальмира в правление Зенобии

Из всех многочисленных памятников Сирии наибольшей известностью пользуются . Название этого города давно уже стало нарицательным (например, «Северной Пальмирой» называли Петербург ). Величественные храмы, гробницы и колоннады Пальмиры поражают воображение и соперничают с самыми знаменитыми сооружениями античной Греции и Италии.

– древний город в Тадморском оазисе, в сердце Сирии. Люди избрали это место не случайно: на долгом караванном пути от морского побережья к Евфрату среди бесплодных каменистых холмов и песка лишь здесь пробиваются водные источники. Один из них, сернистый источник Эфка, считался в древности священным. Археологические раскопки показали, что поселение здесь существовало еще в конце III тысячелетия до н. э.

История города Пальмира

Первое упоминание о Пальмире (под именем Тадмор, которое и сейчас носит расположенное близ древних руин арабское селение) встречается в вавилонских клинописных текстах XIX в. до н. э. Потом более тысячи лет об этом городе упоминаний нет. Снова это имя появляется во времена первых ассирийских завоевателей. В ту пору в Тадморском оазисе жили арамеи. Они наряду с арабами и образовали ядро населения Пальмиры.

К I в. н. э. Пальмира превратилась в крупнейший торговый и культурный центр. Она была главным звеном в торговле Востока и Запада: здесь, на границе безводной пустыни, кончалась благоустроенная дорога от побережья и начиналась кратчайшая караванная тропа к Евфрату. Здесь останавливались на отдых караваны из Аравии, Персии, Индии и даже из Китая.

Богатство города неудержимо притягивало к себе взоры соседей. В 41 г. до н. э. Пальмиру безуспешно пытался захватить римский полководец Марк Антоний, которому нужны были деньги для борьбы с Октавианом Августом. Вскоре после 40 г. до н. э. Антоний все же захватил и разграбил Пальмиру. При императоре Тиберии, преемнике Августа, город вынужден был платить дань римлянам. Тогда же древний Тадмор и получил название «Пальмира» – «Город пальм». При римлянах здесь были проложены хорошие дороги и упорядочены торговые сношения, что принесло Пальмире новое процветание.

Примерно в 200 г. н. э. Юлия Домна, дочь жреца из сирийского города Эмессы (ныне Хомса), стала супругой римского императора Септимия Севера. Он освободил Пальмиру – возможно, из любви к своей жене – от поземельного налога. Сестре его жены, Юлии Месе, с помощью интриг удалось посадить на римский трон своего внука Гелиогабала. После того как его убили, императором стал сириец Александр Север. Он и его преемники способствовали – под влиянием своих сирийских жен или по причине собственного сирийского происхождения – развитию Сирии и приложили много усилий для дальнейшего расцвета Пальмиры.

Пик могущества Пальмиры приходится на II–III вв. Значение города резко возросло в ходе борьбы между Римом и преемниками парфян – Сасанидами. А после того как император Валерий, потерпев поражение в битве с Сасанидами, был взят в плен, судьба восточных провинций Рима стала уже полностью зависеть от Пальмиры.

В то время в городе правила династия царей арабского происхождения. Самый выдающийся представитель этой династии, царь Оденат, прозванный Великим, в 260 г. отважился даже напасть на своих могущественных восточных соседей – Сасанидов. Ему удалось разбить их армию и осадить их столицу Ктесифон (близ современного Багдада). Благодарность не заставила себя ждать: за победу над персами римский император Галлиен пожаловал Оденату титул «императора и восстановителя всего Востока», а Пальмира вновь обрела независимость.

Оденат оставался неограниченным владыкой Сирии до 267 г., когда он был убит в Эмессе. И тут настало великое время для Зенобии, его жены. Арабы называли ее Зубайдат – «женщина с прекрасными, густыми и длинными волосами». Современники прославляли ее совершенную красоту, храбрость, мудрость и энергию. При ней Пальмира пережила последний период своего расцвета.

Однако если Оденату Рим был обязан спокойствием на своих восточных границах, то Зенобии он не был обязан ничем. Римский император Галлиен отказался признать за малолетним сыном Одената право на императорский титул. Зенобия, установившая к тому времени господство почти над всем Востоком, не вынесла такого оскорбления. Она отвергла претензии Рима на территории, завоеванные ее покойным мужем в борьбе против Сасанидов, а когда император попытался добиться своего силой, войска Зенобии разбили римские отряды. Мало того, воспользовавшись нападением готов на Рим, Зенобия отправила своего полководца Забду завоевывать территории, остававшиеся под римским контролем, – Египет и Малую Азию. Забда успешно справился со своей задачей: римляне были разбиты, и обе провинции вошли в состав Пальмирского царства. Отныне Зенобия становилась владычицей всего Востока – от Евфрата до Нила и от песков Аравии до Анатолии.

В 271 г. император Аврелиан прервал все переговоры с послами Зенобии и выступил в поход. Один из римских отрядов высадился в Египте, а главные силы во главе с императором начали наступление в Малой Азии. У стен Антиохии пальмирская армия была разбита. Аврелиан преследовал ее до Эмессы. Здесь Зенобия, лично руководившая своими войсками, потерпела полное поражение. Она бежала в Пальмиру. Аврелиан шел за ней по пятам. Римские легионы осадили город. Пальмира капитулировала…

Город умирал долго. После разгрома, устроенного Аврелианом, здесь размещался римский гарнизон. При императоре Диоклетиане, на рубеже III–IV вв., в Пальмире возобновилось строительство, которое, однако, носило в основном военно-оборонительный характер. На огромной площади в 30 000 кв. м раскинулся лагерь римских войск, получивший название лагеря Диоклетиана. Вновь отстроенные оборонительные стены ограждали значительно меньшую, чем ранее, территорию, так как население города к этому времени резко сократилось. Сооружение римского лагеря стало последним этапом в истории города.

При византийцах Пальмира еще существовала как незначительный пограничный пункт, а уже арабы взяли ее без боя, горожане даже не могли оказать сопротивление. Да они тогда уже и не жили в городе, а сбились за стенами святилища Бела, налепили там множество темных и тесных глинобитных лачуг. Через 2–3 поколения никто уже и не помнил ни имен богов, ни названий храмов, ни назначения общественных зданий. Потом на долгие годы пришли турки, которые сами не имели понятия о культуре подвластных им народов и другим не давали ее изучать. Раскопки были запрещены по всей Османской империи. Никому не было дела до прошлого, до блистательной истории умирающего теперь города. Постепенно пески пустыни занесли остатки былого величия Пальмиры…

Развалины Пальмиры стали известны только в XVII в. Сначала случайно попавшие сюда купцы и путешественники, а со 2-й пол. XIX в. – научные экспедиции познакомили европейцев с этим вызывавшим удивление и восхищение городом. Раскопки Пальмиры начались в 1920-х гг. и продолжаются до сих пор.

Архитектурные памятники Пальмиры

Сохранности построек Пальмиры во многом способствовало их местоположение среди песков пустыни, вдали от больших городов и переместившихся к югу торговых путей. Развалины Пальмиры расположены в котловине между отрогов холмов Джебель-Хаяне и Джебель-эль-Карр. Город имеет очертания эллипса, протянувшегося с юго-востока на северо-запад. Его длина составляет около 2 км, ширина вдвое меньше. Хорошо сохранились оборонительные стены, в кольце которых расположены главные памятники города.

Ко времени римского завоевания уже сложились два исторических центра Пальмиры: культовый на востоке и торговый на западе. Их связывала древняя караванная дорога. Впоследствии на месте этой дороги была проложена главная улица города, известная под именем Большой колоннады.

Большая колоннада протянулась с юго-востока на северо-запад, от храма Бела до так называемого Надгробного храма. Этот великолепный проспект сооружался на протяжении многих десятилетий, а его закладка совпадает с визитом в Пальмиру римского императора Адриана в 129 г.

Общая длина улицы достигает 1100 м, ширина проезжей части –11 м. По обеим сторонам ее тянулись крытые портики с двумя рядами колонн из золотистого известняка и розового асуанского гранита. Подобные колоннады были типичным украшением римских городов. Но нигде, кроме североафриканского (Тамугади), они не сохранились так хорошо, как в Пальмире.

Колонны Большой колоннады, включая фундамент и капители, достигают высоты 10 м. Поверхность колонн, особенно в нижней их части, сильно повреждена. Это – результат многовековой работы песка, приносимого ветром из Сирийской пустыни. Местами стройный ряд колонн прерывается красиво вписанными в него полукруглыми арками – они отмечают начало отходивших от Большой колоннады боковых улиц города.

Украшением центрального участка Большой колоннады служит монументальная , построенная около 200 г. Ее скульптурное убранство отличает особая пышность. Далеко не все его детали сохранились, но и в настоящем своем виде триумфальная арка является одним из наиболее впечатляющих сооружений Пальмиры. Она поставлена с таким расчетом, что через ее пролеты открывается эффектный вид на храм Бела. Последний участок Большой колоннады сворачивал от арки на юг и подводил к входу в это святилище.

Храм Бела (Баала) – местного верховного божества, повелителя неба, грома и молнии, аналога древнегреческого Зевса, – был главной святыней города. Это самое большое сооружение Пальмиры. Его постройка завершилась в 32 г. н. э. Обширный комплекс некогда состоял из двора, обнесенного оградой, ритуальных бассейнов, алтарей и собственно храма.

Второй по значению храм Пальмиры посвящен Баалшамину. Это божество почиталось во всей Сирии. Его называли владыкой небес, божеством благодетельным, посылающим дождь. Храм Баалшамина был освящен в 131 г., как начертано на одной из его колонн. Он представляет собой типично римскую постройку, с глубоким шестиколонным портиком, колонны которого некогда украшали статуи. Сравнительно небольшой по размерам, этот храм производит монументальное впечатление благодаря своим массивным формам.

Вдоль Большой колоннады располагалось множество крупных общественных сооружений. Прямо за триумфальной аркой, слева от колоннады, находится святилище сирийского бога Набо – аналога греческого Аполлона. Прямоугольный храм, построенный в I в. н. э., окружала торжественная колоннада с шестью колоннами на торцовых и двенадцатью – на боковых сторонах. Стены портиков украшали росписи. От этого храма сохранился лишь высокий подиум с лестницей, на котором видны основания колонн.

Напротив храма Набо возвышаются руины огромных терм, сооруженных, как гласит сохранившаяся надпись, Сосианом Гиероклом, наместником Сирии при императоре Диоклетиане. Однако археологи установили, что при Диоклетиане была произведена лишь реконструкция терм, а само здание сооружено на сто лет раньше. Своими размерами и богатством убранства термы Пальмиры не уступали знаменитым римским термам, но сегодня от них уцелели только портик с монолитными колоннами из порфира и прямоугольный бассейн, в который спускались по каменной лестнице. Термы снабжались водой из источника, расположенного к северо-западу от города. Сохранилась часть шедшего оттуда водопровода.

За храмом Набо располагается пальмирский театр. Он не такой большой, как другие театры античного времени, но отличается особенной изысканностью в оформлении. С западной стороны к театру примыкают руины пальмирского сената. Рядом с ним расположен вход на агору– прямоугольную, окруженную портиками площадь, служившую рынком и местом городских собраний.

Агора окружена различными по величине сооружениями. Одно из них, с массивными стенами и широкими дверями, было, очевидно, караван-сараем. Неподалеку от агоры была найдена огромная плита-стела длиной почти 5 м, относящаяся к 137 г. н. э., – знаменитый «Пальмирский тариф». Стела содержит написанные на греческом и арамейском языках решения сената о налогах и тарифах, которыми облагался город, например за пользование водой из источника. Эта плита, обнаруженная в 1881 г. русским путешественником Абамелек-Лазаревым, хранится теперь в Государственном Эрмитаже в Петербурге.

Самое позднее из сооружений Пальмиры – лагерь Диоклетиана. В его центре была устроена площадь, на которой ныне возвышаются руины Храма знамен, где когда-то хранились боевые знамена римских легионов. От храма уцелели задняя стена, монументальная лестница в шестнадцать ступеней, нижние части стен и большое число богато орнаментированных блоков, обрамлявших дверные проемы. Надпись над входом сообщает имя строителя лагеря Диоклетиана – Сосиана Гиерокла.

Лагерь Диоклетиана вплотную примыкает к крепостным стенам. За ними начинаются окружающие город холмы, на самом высоком из которых возвышается средневековая арабская крепость Калаат Ибн-Маан. Для постройки ее стен и башен использовались остатки пальмирских зданий. От крепости открывается великолепный вид на развалины древнего города.

На склонах окружающих Пальмиру холмов возвышаются полуразрушенные башни. Это – городской некрополь, где сохранилось множество древних гробниц.

Их величественные башни, достигающие 20 м в высоту, придают пейзажу особую торжественность. Подобных погребальных сооружений нет в других районах Сирии. Как установили археологи, самые древние башни в некрополях Пальмиры были воздвигнуты над обширными подземными гробницами – . Такие гробницы служили общей усыпальницей многим поколениям одного рода, а иногда даже сдавались внаем.

Развалины Пальмиры с ее колонными улицами, базиликами, алтарями и гробницами, наверное, можно считать классическим образцом древнего города – таким, каким его традиционно рисует воображение: громадные глыбы храмов, обломки погребальных сооружений, поросшие травой ступени амфитеатров, полуразвалившиеся ионические и коринфские колонны, устремленные в небо, валяющиеся на земле расколотые капители, выщербленные ниши с пьедесталами для скульптур, разбитые барельефы… Время было безжалостно к древнему городу. Долгое время служившие лишь пристанищем шакалов, руины Пальмиры стали известны на весь мир и обрели вторую жизнь, став одним из крупнейших туристических центров Ближнего Востока, включенным в

….В 2015 году современные уже варвары снова безжалостно обошлись с Пальмирой, взорвав оба храма (Бела и Баалшамина), а также Монументальную арку и башни-гробницы.

Кроме того, позднее, в 2017 году, они уничтожили центральную часть амфитеатра. В настоящее время проводятся работы по восстановлению памятников, поэтому хочется надеяться, что история древнего города будет продолжаться.

Первое упоминание об этом городе датируется 900 годами до нашей эры. Пальмирой правили известнейшие по сей день цари древности. Там происходили восстания, крушения империй, интриги и многие другие знаменательные исторические процессы.

Архитектура античных времён сохранилась до наших дней и является поистине уникальной. Однако в 2015 году останки древнего города были уничтожены террористами "Исламского государства".

Древнейшие времена

Древность города можно оценить хотя бы по тому факту, что в Библии присутствует описание такой крепости, как Пальмира. Сирия на тот момент не была единым государством. На её территории правили различные цари и племена. Известный библейский персонаж - царь Соломон - решил основать Тадмор (прежнее название) как крепость для защиты от набегов арамеев. Место было выбрано на пересечении торговых путей. Но вскоре после возведения город был практически полностью уничтожен в результате похода Нуавуходносора. Но крайне удачное расположение побудило новых хозяев отстроить поселение. С этих пор сюда постоянно прибывали богатые купцы и знать. За короткое время из посёлка в пустыне Пальмира превратилась в царство.

Слухи о несметных богатствах распространились даже по Европе. Сам узнал, что у долины Евфрата существует несказанно красивый город Пальмира. Сирия в то время частично контролировалась парфянами, которые вели войну с Римом. Поэтому императорские войска решили взять город, но эти попытки не привели к успеху. Через несколько лет полководец из династии Антонинов всё-таки взял Тадмор. С этих пор город и окрестности стали римской колонией. Но местным управителям дали расширенные права, которых не было на других покорённых землях.

Наибольшее могущество

Борьба за эти территории была куда шире, чем контроль над провинцией Пальмира. Сирия на треть состоит из пустыни, в которой невозможно обитать. Поэтому контроль над этой областью зависел от взятия нескольких узлов-оплотов. Кто контролировал регион между морем и долиной Евфрата, тот имел влияние на всю пустыню. Поскольку город находился очень далеко от центральных римских земель, тут нередко проходили восстания против столицы. Так или иначе, Пальмира всегда оставалась относительно независимой провинцией, по примеру греческих городов-полисов. Пик могущества пришёлся на время правления царицы Зенобии. В Тамдор ездили купцы со всего ближнего востока. Возводились роскошные храмы и дворцы. Поэтому Зенобия решила полностью избавиться от римского гнёта. Однако Аврелиан, римский император, отреагировал достаточно быстро и пошёл с войском к дальним рубежам. В итоге римляне покорили Пальмиру, а царица попала в плен. С этих пор начинается упадок одного из самых красивых городов древности.

Закат

После свержения Зенобии город всё ещё оставался под пристальным вниманием римских императоров. Некоторые из них пытались заново отстроить и вернуть первозданный вид Пальмире. Однако их попытки так и не увенчались успехом. В итоге в 8 веке нашей эры произошёл арабский набег, в результате которого Пальмира оказалась вновь разорённой.

После этого от могучей провинции осталось лишь маленькое поселение. Тем не менее, большинство памятников сохранилось, дожив до наших дней и до 2015 года находилось под защитой "ЮНЕСКО". Сирия - Пальмира, которой известна на весь мир, особенно - была настоящей Меккой для туристов. Однако все изменилось.

Пальмира: город в Сирии сегодня

С 2012 года в Сирии идёт кровопролитная гражданская война. К 2016 году она всё ещё не закончилась и в ней принимают участие всё новые стороны. Весной 2015 Пальмира стала ареной боевых действий. Как и тысячи лет назад, эта провинция является узловой точкой для контроля над пустыней. Тут проходит стратегически важная трасса на Дейр-эз-Зор. Она находилась под контролем правительственных войска Башара Асада. Ещё зимой в провинцию Тамдор проникли боевики террористической организации Ирака и Леванта". Несколько месяцев они пытались взять город, но безуспешно.

Разрушение

Однако в конце весны, когда основные силы правительственных войск были заняты на других направлениях, боевики начали массированное наступление на Пальмиру. Через неделю ожесточённых боёв ИГИЛ всё же удалось взять город и окрестности. После этого последовала череда жестоких расправ. Боевики начали уничтожать древнейшие памятники архитектуры. Помимо этого, террористы позволили так называемым "чёрным археологам" работать на территории города. Найденные находки они перепродают на чёрном рынке за огромные деньги. Те же памятники, что не являются транспортабельными, уничтожают.

Спутниковые снимки подтверждают, что на данный момент стёрты с лица земли практически все постройки на месте, где раньше находился г. Пальмира. Сирия по-прежнему пребывает в состоянии вооруженного конфликта, поэтому неизвестно, оставит ли эта ужасная война какие-то памятники для наших потомков.

March 19th, 2017

Пальмира.
Ее красота тихая, естественная, город как бы продолжает окружающую природу.
Из желтого песка долины, обрамленной лиловыми холмами,
поднимаются колонны с капителями — кудрявыми, словно кроны пальм.



Многие люди про такие места говорят «А что там смотреть? Груда камней …». А я все таки, попадая в подобные исторические места ощущаю себя песчинкой в океане времени. Что то исходит от этих останков былых цивилизаций! С одной стороны какое то могущество и непонятная мощь! А с другой стороны такая хрупкость, что временами страшно и за нашу то цивилизацию. Когда то казалось, что эти памятники останутся такими еще многие сотри лет и мы успеем посмотреть на них и потрогать. Однако события последних лет говорят нам о том, что если что то и простояло несколько тысяч лет, то это соврешенно не значит, что оно уцелеет сейчас.

Посмотрите, как это выглядело еще лет пять назад...

Пальмира (Palmyra, также известна под названием Tadmor‎) — в античные времена город очень важного значения, расположенный в оазисе в 215 км на северо-восток от Дамаска и в 120 км на юго-запад от Евфрата. На протяжении длительного времени Пальмира была важнейшим местом остановки для караванов, пересекающих Сирийскую пустыню, и часто называлась «Невестой пустыни». Самое раннее документальное свидетельство о городе обнаружено на вавилонских табличках, найденных в Мари. В них он упоминается под семитским названием Тадмор, что значит «отражающий атаки город» на аморитском языке или «непокорный город» на арамейском. Сейчас возле руин Пальмиры существует поселение Тадмор. Жители Пальмиры возвели огромные монументы с такими ритуальными предметами искусства, как известняковые плиты с бюстами усопших.



На золотистых, нагретых солнцем стенах высечены листья и гроздья винограда, верблюды, орлы. До нашего времени Пальмира сохранилась неперестроенной, поздние наслоения ее не заслоняют.

В истории имеется много удивительных парадоксов: Помпеи, например, сохранила нам вулканическая лава, а Пальмиру — человеческое забвение. Она была брошена людьми и забыта.



А когда-то все начиналось с Эфки — подземного источника с тепловатой водой, отдающей серой. Отчаянные путешественники, странники, купцы устраивали здесь привал, поили усталых верблюдов, коней и ослов, разбивали на ночь шатры. Со временем здесь вырос своего рода перевалочный пункт — бойкий перекресток купли-продажи. Потом он превратился в город таможен, постоялых дворов и харчевен. Город менял, торговцев, разносчиков, коновалов, бродяг, воинов, жрецов самых разных религий, лекарей, беглых невольников, мастеров всех профессий.

Здесь продавали рабов и рабынь из Египта и Малой Азии. Высоко ценилась шерсть, крашенная пурпуром; купцы, расхваливая свой товар, утверждали, что по сравнению с пальмирскими другие пурпурные ткани выглядят блеклыми, словно их посыпали пеплом. Из Аравии и Индии привозили пряности и ароматные вещества. Постоянно был спрос на вино, соль, одежду, сбрую, обувь.


Под сводами Триумфальной арки совершались сделки, стоял многоязычный гул, но Триумфальной ее назвали европейцы. В их представлениях арки и ворота ставятся для прославления громких военных побед и в честь великих полководцев. Но пальмирские зодчие решали другую задачу: двойные ворота арки были поставлены под углом и как бы скрадывали излом улицы, спрямляли ее.

До нашего времени сохранился второй важный перекресток города — Тетрапилон. Он сооружен из гранитных монолитов на четырех огромных пьедесталах. Здесь тоже вовсю шла торговля, каменные перекрытия лавок сохранились до настоящего времени.

В городе было много храмов, строили их весело, на совесть.

Пальмиры были многоязычным народом, скитальцы пустыни, они никак не хотели подчиняться одному богу. В своих религиозных ритуалах они чаще всего поминали Бэла — бога неба, ему посвящен один из самых интересных храмов на Ближнем Востоке (прообраз Баальбека). Храм выделялся среди всех строений города, имел центральный зал площадью в 200 квадратных метров. Вот тогда-то и разнеслась по Древнему Востоку слава о красоте и совершенстве Пальмиры.


В храм вели три входа, украшенных позолоченными панелями. Нынче их заменяют дощатые ворота, через которые туристы попадают в святилище. Разбитую плиту венчают драконьи зубцы, придавая святилищу грозный вид. Сохранился особый вход, который был сделан для обреченных на заклание верблюдов, быков и козлов, а также сток для крови — бог Бэл требовал жертв.

В Пальмире был сооружен храм в честь бога Набо — сына Мардука, повелителя вавилонского неба. Набо ведал судьбами смертных и был посыльным у богов разноплеменного пальмирского пантеона. Выходец из Месопотамии, он уживался с финикийским Баальшамином, арабской Аллат и олимпийским Зевсом.


От храма Набо остался один фундамент, от храма Аллат — только двери, зато храм Баальшамина (финикийского бога грома и плодородия) высится и поныне.

А земными делами Пальмиры ведали вожди, жрецы, богатые купцы, которые заседали в Сенате. Их решения утверждал губернатор, назначаемый из Рима. Император Адриан, посетивший Пальмиру, дал городу некоторую самостоятельность — отозвал губернатора, снизил налоги, власть передал местному вождю.

Шли годы, пролетали десятилетия, и постепенно Пальмира превратилась в один из самых процветающих городов на Ближнем Востоке. Так же как и в Риме, здесь устраивались гладиаторские бои, юноши сражались с дикими зверями. Франтихи из высших слоев общества одевались по последней римской моде, а то и опережали ее.


Детям давали римские имена, нередко в сочетании с пальмирскими.

Древние пальмирцы любили ставить памятники друг другу. Почти все колонны Большой колоннады, храмов и общественные здания имеют посередине каменные полочки, на которых стояли скульптурные изображения знатных и уважаемых людей. В свое время колонны Агары (пальмирский форум, окруженный портиками и уставленный бюстами) держали около 200 таких изображений.

Но понемногу пальмирские вожди перестали слушать Сенат, начали проводить свою политику. Правитель Пальмиры Оденат разгромил войска самого персидского царя, однако он хорошо понимал, что любая его попытка возвыситься вызовет в Риме страх и озлобление. Но независимо от его воли и Пальмира, и он сам приобретали все большее влияние на Ближнем Востоке.


Тогда Рим прибег (как это весьма часто бывает) к простому средству — физическому устранению человека. Римские власти страны Сури в 267 году (или в 266) пригласили Одената для обсуждения текущих дел в Эмессу (современный город Хомс). И там во время встречи он вместе со старшим сыном Геродианом пал от руки своего племянника Меона.

По другим историческим сведениям, в убийстве Одената принимала участие его жена Зенобия, которая была мачехой Геродиану. Она якобы хотела устранить их обоих, чтобы освободить дорогу к власти своему малолетнему сыну Вабаллату. Фактически же энергичная вдова правила самостоятельно. С ее именем связаны громкая слава Пальмиры, расширение границ государства. Она переносила тяготы военных походов не хуже любого из своих солдат.

На местном языке имя Зенобия звучало как Бат-Зобби. В переводе на русский это означает — дочь купца, торговца. Она была очень красивой женщиной, это видно даже на монетах, которые сохранили ее образ. «Матовая, смуглая кожа и черные поразительной красоты глаза, взгляд живой с божественным блеском. Она одевалась в роскошные наряды, умела носить военные доспехи и оружие».

По свидетельству древних летописцев, Зенобия была образованной женщиной, ценила ученых, благожелательно относилась к философам и мудрецам.

Римский император Галлиен надеялся, что второй сын Одената не сможет по малолетству управлять Пальмирой. Однако он не учел, что вдова, красавица Зенобия, умнейшая и образованнейшая женщина, была готова заняться государственной деятельностью. Ее учитель, знаменитый философ-сириец Кассий Лонгин из Эмессы, посоветовал ей возвести на престол Вабаллата и стать при нем регентшей. Она с большой осторожностью выжидала час изгнания римских легионов с Ближнего Востока, чтобы навеки утвердить в царстве, которое она создаст, власть своей династии.


До поры до времени Зенобия тщательно скрывала свои намерения в надежде, что ее сыну позволят унаследовать трон отца. Но Рим боялся усиления окраин и сохранил за правителем Пальмиры лишь титул вассального царька. И тогда Зенобия объявила войну могущественному Риму.

Римляне были убеждены, что войска Пальмиры откажутся идти в бой под командованием женщины. И сильно просчитались. Пальмирские начальники Заббей и Забда присягнули на верность Зенобии. Перешедшая на ее сторону армия вскоре овладела Сирией, Палестиной, Египтом, а на севере достигла проливов Босфор и Дарданеллы.


Военные победы Зенобии встревожили Рим. Римский Император Луций Домиций Аврелиан решил выступить против ее армии. После поражения при Хомсе Зенобия надеялась отсидеться в Пальмире, но выдержать длительную осаду не удалось. Оставалось только вывезти все богатства города и отступить за Евфрат — а там спасет ширина реки и меткость прославленных пальмирских лучников. Но конница Аврелиана следовала по пятам, и у самой реки Зенобию захватили в плен. Пальмира пала.

Это было семнадцать веков назад. Дальнейшая судьба Зенобии таинственна и порождает много догадок и предположений: будто своевольная царица была убита, будто ее в золотых цепях провели по Риму, будто выдали замуж за римского сенатора и она жила до самой старости.

Взяв Пальмиру, римские войска сбили статую Зенобии, но город не тронули. При императоре Диоклетиане здесь даже возобновилось строительство: резиденция Зенобии была превращена в римский военный лагерь, здесь расширили казармы, улучшили водопровод, возвели христианскую базилику.

1900 год

Несколько раз пальмирцы поднимали восстание за независимость, но неудачно.

Постепенно городская знать покинула город, лишенные связей с Востоком ушли купцы, а вслед за ними без дела остались водители караванов, чиновники, искуснейшие ремесленники. И Пальмира начала чахнуть, превратилась в заурядный пограничный пост, место ссылок.

Арабы взяли ее без боя, горожане даже не могли оказать сопротивление. Да они уже и не жили в городе, а сбились за стенами святилища Бэла, налепили там множество темных и тесных глинобитных лачуг. Через 2-3 поколения никто уже и не помнил ни имен богов, ни названий храмов, ни назначения общественных зданий.

Потом на долгие годы пришли турки, которые сами не имели понятия о культуре подвластных им народов и другим не давали ее изучать. Раскопки были запрещены по всей Османской империи. Никому не было дела до прошлого, до блистательной истории умирающего теперь города. Пыль забвения скрыла Пальмиру от живой памяти человечества. Пальмиру пришлось открывать заново.


Честь открытия Пальмиры история приписывает итальянцу Пьетро делла Балле. Долго, с большими трудностями добирались до Пальмиры путешественники в XVII веке, но, когда они вернулись в Европу, им просто не поверили. Город в сирийской пустыне? Разве такое может быть? Но через 100 лет художник Вуд привез в Англию рисунки, сделанные в Пальмире. С опубликования этих гравюр и началась мода на Пальмиру, появились подробные описания древнего города, путевые очерки.


Самую интересную находку того времени сделал наш соотечественник, петербуржец С. С. Абамелек-Лазарев. Он обнаружил и опубликовал греко-арамейскую надпись с подробным изложением таможенных правил (так называемый «Пальмирскии тариф»). Сегодня этот документ хранится в Эрмитаже. В древние времена местные жители называли (впрочем, и сейчас называют) Пальмиру «Тадмор». В переводе это слово означает «быть чудесным, прекрасным».


В XX веке ею заинтересовались всерьез. Постепенно, но уверенно рос интерес России к Пальмире. Русский археологический институт в Константинополе снарядил экспедицию, исследователи сделали много фотографий, рисунков, схем, планов, топографических карт города. На основании этих материалов профессор Ф. Успенский издал потом обстоятельный труд.


Возвышающиеся в пустыне колоннады легендарной Пальмиры до сих пор манят к себе путешественников, которые с удивлением открывают для себя две соседствующие Пальмиры — два Тадмора. Одна из них — древняя, другая — новая, молодая. В одной из них уже давно не живут люди, она стала вечным музеем, в другой с 1928 года стали селиться бедуины, бедный народ. В 2003 году сирийское правительство издало закон о строительстве новой Пальмиры. Город стал благоустраиваться, были построены новые улицы, проведено электричество. Трудолюбивые жители заложили здесь пальмовые рощи, сады, огороды, вспахали поля, развели скот. По традиции пальмирцы занимаются торговлей, ткут ковры, платки, шьют национальные одежды и продают все это туристам. Новая Пальмира не конкурирует с древней, ибо сама является ее продолжением.


Первоначально Пальмира была основана как поселение в оазисе в северной части Сирийской пустыни, называемое Тадмор. Несмотря на то, что римская провинция Сирия была образована в 64 г. до н.э., население Тадмора (преимущественно арамейцы и арабы) оставалось полунезависимым более полувека. Они контролировали торговые пути между Средиземноморским побережьем Сирии и землями парфян на восток от Евфрата. Пальмира располагалась как раз на двух стратегических торговых маршрутах: из Дальнего Востока и Индии к Персидскому заливу, а также на Великом шелковом пути.


При римском императоре Тиберии (14—37 гг. н.э.) Тадмор был включен в состав провинции Сирии, и переименован в Пальмиру, «город пальм». После захвата римлянами Набатейского царства в 106 г. Пальмира стала самым важным политическим и торговым центром на Ближнем Востоке, переняв пальму первенства у Петры.

В 129 г. император Адриан пожаловал Пальмире статус «свободного города», дав жителям право свободного поселения и значительные торговые привилегии. В 217 г. император Каракалла дал Пальмире права колонии и назначил ее правителем сенатора Септимия Одената. Вскоре сам Оденат и его сын были убиты в результате мятежных заговоров. Правителем Пальмиры в 267 г. стала жена второго сына Одената — Зенобия, при которой город достиг наибольшего расцвета. Зенобия была очень амбициозной женщиной и даже заявила, что она ведет свой род от Клеопатры.

В 272 г. Пальмиру захватил император Аврелий и привез Зенобию в Рим в качестве своего трофея. В 273 г. Пальмира была разрушена до основания, и все жители были вырезаны в результате акта возмездия за мятеж местного населения, во время которого в городе было убито около 600 римских лучников.


В VI в. император Юстиниан пытался восстановить город и отстроил оборонительные сооружения.

В 634 г. город был захвачен арабами.

Сильнейшее землетрясение 1089 г. практически стерло Пальмиру с лица земли.

В 1678 г. Пальмиру обнаружили два английских купца, живших в городе Халеб в Сирии.

С 1924 г. в Пальмире активно ведутся археологические раскопки, проводимые учеными из Британии, Франции, Германии, Швейцарии, а с мая 1959 г. и Польши.

В 1980 г. организация ЮНЕСКО включила Пальмиру в список объектов, имеющих статус «Всемирного наследия».

История Пальмиры — сказочного города посреди пустыни и своеобразного «окна из Европы в Азию» — посредством поэтической метафоры оказалась связана еще с одним городом на земле — Санкт-Петербургом. В 1755 г. в петербургском журнале «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» был опубликован краткий пересказ книги о Пальмире, опубликованной в 1753 г. в Лондоне английскими путешественниками Г. Доукинсом и Р. Вудом. Текст этой публикации на русском языке, в особенности замечание об искусстве Пальмиры, достигшем расцвета в то время, когда «художества Греции и Рима уже возведены были на высокую совершенства ступень», ассоциировалось с «греческим проектом» великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II. Так возник образ «Северной Пальмиры».

Пальмира.
Ее красота тихая, естественная, город как бы продолжает окружающую природу.
Из желтого песка долины, обрамленной лиловыми холмами,
поднимаются колонны с капителями - кудрявыми, словно кроны пальм.

Многие люди про такие места говорят «А что там смотреть? Груда камней …». А я все таки, попадая в подобные исторические места ощущаю себя песчинкой в океане времени. Что то исходит от этих останков былых цивилизаций! С одной стороны какое то могущество и непонятная мощь! А с другой стороны такая хрупкость, что временами страшно и за нашу то цивилизацию. Вернемся в Сирию. Почему вернемся?

Пальмира (Palmyra, также известна под названием Tadmor‎) - в античные времена город очень важного значения, расположенный в оазисе в 215 км на северо-восток от Дамаска и в 120 км на юго-запад от Евфрата. На протяжении длительного времени Пальмира была важнейшим местом остановки для караванов, пересекающих Сирийскую пустыню, и часто называлась «Невестой пустыни». Самое раннее документальное свидетельство о городе обнаружено на вавилонских табличках, найденных в Мари. В них он упоминается под семитским названием Тадмор, что значит «отражающий атаки город» на аморитском языке или «непокорный город» на арамейском. Сейчас возле руин Пальмиры существует поселение Тадмор. Жители Пальмиры возвели огромные монументы с такими ритуальными предметами искусства, как известняковые плиты с бюстами усопших.


На золотистых, нагретых солнцем стенах высечены листья и гроздья винограда, верблюды, орлы. До нашего времени Пальмира сохранилась неперестроенной, поздние наслоения ее не заслоняют.

В истории имеется много удивительных парадоксов: Помпеи, например, сохранила нам вулканическая лава, а Пальмиру - человеческое забвение. Она была брошена людьми и забыта.

А когда-то все начиналось с Эфки - подземного источника с тепловатой водой, отдающей серой. Отчаянные путешественники, странники, купцы устраивали здесь привал, поили усталых верблюдов, коней и ослов, разбивали на ночь шатры. Со временем здесь вырос своего рода перевалочный пункт - бойкий перекресток купли-продажи. Потом он превратился в город таможен, постоялых дворов и харчевен. Город менял, торговцев, разносчиков, коновалов, бродяг, воинов, жрецов самых разных религий, лекарей, беглых невольников, мастеров всех профессий.

Здесь продавали рабов и рабынь из Египта и Малой Азии. Высоко ценилась шерсть, крашенная пурпуром; купцы, расхваливая свой товар, утверждали, что по сравнению с пальмирскими другие пурпурные ткани выглядят блеклыми, словно их посыпали пеплом. Из Аравии и Индии привозили пряности и ароматные вещества. Постоянно был спрос на вино, соль, одежду, сбрую, обувь.

Под сводами Триумфальной арки совершались сделки, стоял многоязычный гул, но Триумфальной ее назвали европейцы. В их представлениях арки и ворота ставятся для прославления громких военных побед и в честь великих полководцев. Но пальмирские зодчие решали другую задачу: двойные ворота арки были поставлены под углом и как бы скрадывали излом улицы, спрямляли ее.

До нашего времени сохранился второй важный перекресток города - Тетрапилон. Он сооружен из гранитных монолитов на четырех огромных пьедесталах. Здесь тоже вовсю шла торговля, каменные перекрытия лавок сохранились до настоящего времени.

В городе было много храмов, строили их весело, на совесть.

Пальмиры были многоязычным народом, скитальцы пустыни, они никак не хотели подчиняться одному богу. В своих религиозных ритуалах они чаще всего поминали Бэла - бога неба, ему посвящен один из самых интересных храмов на Ближнем Востоке (прообраз Баальбека). Храм выделялся среди всех строений города, имел центральный зал площадью в 200 квадратных метров. Вот тогда-то и разнеслась по Древнему Востоку слава о красоте и совершенстве Пальмиры.

В храм вели три входа, украшенных позолоченными панелями. Нынче их заменяют дощатые ворота, через которые туристы попадают в святилище. Разбитую плиту венчают драконьи зубцы, придавая святилищу грозный вид. Сохранился особый вход, который был сделан для обреченных на заклание верблюдов, быков и козлов, а также сток для крови - бог Бэл требовал жертв.

В Пальмире был сооружен храм в честь бога Набо - сына Мардука, повелителя вавилонского неба. Набо ведал судьбами смертных и был посыльным у богов разноплеменного пальмирского пантеона. Выходец из Месопотамии, он уживался с финикийским Баальшамином, арабской Аллат и олимпийским Зевсом.

От храма Набо остался один фундамент, от храма Аллат - только двери, зато храм Баальшамина (финикийского бога грома и плодородия) высится и поныне.

А земными делами Пальмиры ведали вожди, жрецы, богатые купцы, которые заседали в Сенате. Их решения утверждал губернатор, назначаемый из Рима. Император Адриан, посетивший Пальмиру, дал городу некоторую самостоятельность - отозвал губернатора, снизил налоги, власть передал местному вождю.

Шли годы, пролетали десятилетия, и постепенно Пальмира превратилась в один из самых процветающих городов на Ближнем Востоке. Так же как и в Риме, здесь устраивались гладиаторские бои, юноши сражались с дикими зверями. Франтихи из высших слоев общества одевались по последней римской моде, а то и опережали ее.

Детям давали римские имена, нередко в сочетании с пальмирскими.

Древние пальмирцы любили ставить памятники друг другу. Почти все колонны Большой колоннады, храмов и общественные здания имеют посередине каменные полочки, на которых стояли скульптурные изображения знатных и уважаемых людей. В свое время колонны Агары (пальмирский форум, окруженный портиками и уставленный бюстами) держали около 200 таких изображений.

Но понемногу пальмирские вожди перестали слушать Сенат, начали проводить свою политику. Правитель Пальмиры Оденат разгромил войска самого персидского царя, однако он хорошо понимал, что любая его попытка возвыситься вызовет в Риме страх и озлобление. Но независимо от его воли и Пальмира, и он сам приобретали все большее влияние на Ближнем Востоке.

Тогда Рим прибег (как это весьма часто бывает) к простому средству - физическому устранению человека. Римские власти страны Сури в 267 году (или в 266) пригласили Одената для обсуждения текущих дел в Эмессу (современный город Хомс). И там во время встречи он вместе со старшим сыном Геродианом пал от руки своего племянника Меона.

По другим историческим сведениям, в убийстве Одената принимала участие его жена Зенобия, которая была мачехой Геродиану. Она якобы хотела устранить их обоих, чтобы освободить дорогу к власти своему малолетнему сыну Вабаллату. Фактически же энергичная вдова правила самостоятельно. С ее именем связаны громкая слава Пальмиры, расширение границ государства. Она переносила тяготы военных походов не хуже любого из своих солдат.

На местном языке имя Зенобия звучало как Бат-Зобби. В переводе на русский это означает - дочь купца, торговца. Она была очень красивой женщиной, это видно даже на монетах, которые сохранили ее образ. «Матовая, смуглая кожа и черные поразительной красоты глаза, взгляд живой с божественным блеском. Она одевалась в роскошные наряды, умела носить военные доспехи и оружие».

По свидетельству древних летописцев, Зенобия была образованной женщиной, ценила ученых, благожелательно относилась к философам и мудрецам.

Римский император Галлиен надеялся, что второй сын Одената не сможет по малолетству управлять Пальмирой. Однако он не учел, что вдова, красавица Зенобия, умнейшая и образованнейшая женщина, была готова заняться государственной деятельностью. Ее учитель, знаменитый философ-сириец Кассий Лонгин из Эмессы, посоветовал ей возвести на престол Вабаллата и стать при нем регентшей. Она с большой осторожностью выжидала час изгнания римских легионов с Ближнего Востока, чтобы навеки утвердить в царстве, которое она создаст, власть своей династии.

До поры до времени Зенобия тщательно скрывала свои намерения в надежде, что ее сыну позволят унаследовать трон отца. Но Рим боялся усиления окраин и сохранил за правителем Пальмиры лишь титул вассального царька. И тогда Зенобия объявила войну могущественному Риму.

Римляне были убеждены, что войска Пальмиры откажутся идти в бой под командованием женщины. И сильно просчитались. Пальмирские начальники Заббей и Забда присягнули на верность Зенобии. Перешедшая на ее сторону армия вскоре овладела Сирией, Палестиной, Египтом, а на севере достигла проливов Босфор и Дарданеллы.

Военные победы Зенобии встревожили Рим. Римский Император Луций Домиций Аврелиан решил выступить против ее армии. После поражения при Хомсе Зенобия надеялась отсидеться в Пальмире, но выдержать длительную осаду не удалось. Оставалось только вывезти все богатства города и отступить за Евфрат - а там спасет ширина реки и меткость прославленных пальмирских лучников. Но конница Аврелиана следовала по пятам, и у самой реки Зенобию захватили в плен. Пальмира пала.

Это было семнадцать веков назад. Дальнейшая судьба Зенобии таинственна и порождает много догадок и предположений: будто своевольная царица была убита, будто ее в золотых цепях провели по Риму, будто выдали замуж за римского сенатора и она жила до самой старости.

Взяв Пальмиру, римские войска сбили статую Зенобии, но город не тронули. При императоре Диоклетиане здесь даже возобновилось строительство: резиденция Зенобии была превращена в римский военный лагерь, здесь расширили казармы, улучшили водопровод, возвели христианскую базилику.


1900 год

Несколько раз пальмирцы поднимали восстание за независимость, но неудачно.

Постепенно городская знать покинула город, лишенные связей с Востоком ушли купцы, а вслед за ними без дела остались водители караванов, чиновники, искуснейшие ремесленники. И Пальмира начала чахнуть, превратилась в заурядный пограничный пост, место ссылок.

Арабы взяли ее без боя, горожане даже не могли оказать сопротивление. Да они уже и не жили в городе, а сбились за стенами святилища Бэла, налепили там множество темных и тесных глинобитных лачуг. Через 2–3 поколения никто уже и не помнил ни имен богов, ни названий храмов, ни назначения общественных зданий.

Потом на долгие годы пришли турки, которые сами не имели понятия о культуре подвластных им народов и другим не давали ее изучать. Раскопки были запрещены по всей Османской империи. Никому не было дела до прошлого, до блистательной истории умирающего теперь города. Пыль забвения скрыла Пальмиру от живой памяти человечества. Пальмиру пришлось открывать заново.

Честь открытия Пальмиры история приписывает итальянцу Пьетро делла Балле. Долго, с большими трудностями добирались до Пальмиры путешественники в XVII веке, но, когда они вернулись в Европу, им просто не поверили. Город в сирийской пустыне? Разве такое может быть? Но через 100 лет художник Вуд привез в Англию рисунки, сделанные в Пальмире. С опубликования этих гравюр и началась мода на Пальмиру, появились подробные описания древнего города, путевые очерки.

Самую интересную находку того времени сделал наш соотечественник, петербуржец С. С. Абамелек-Лазарев. Он обнаружил и опубликовал греко-арамейскую надпись с подробным изложением таможенных правил (так называемый «Пальмирскии тариф»). Сегодня этот документ хранится в Эрмитаже. В древние времена местные жители называли (впрочем, и сейчас называют) Пальмиру «Тадмор». В переводе это слово означает «быть чудесным, прекрасным».

В XX веке ею заинтересовались всерьез. Постепенно, но уверенно рос интерес России к Пальмире. Русский археологический институт в Константинополе снарядил экспедицию, исследователи сделали много фотографий, рисунков, схем, планов, топографических карт города. На основании этих материалов профессор Ф. Успенский издал потом обстоятельный труд.

Возвышающиеся в пустыне колоннады легендарной Пальмиры до сих пор манят к себе путешественников, которые с удивлением открывают для себя две соседствующие Пальмиры - два Тадмора. Одна из них - древняя, другая - новая, молодая. В одной из них уже давно не живут люди, она стала вечным музеем, в другой с 1928 года стали селиться бедуины, бедный народ. В 2003 году сирийское правительство издало закон о строительстве новой Пальмиры. Город стал благоустраиваться, были построены новые улицы, проведено электричество. Трудолюбивые жители заложили здесь пальмовые рощи, сады, огороды, вспахали поля, развели скот. По традиции пальмирцы занимаются торговлей, ткут ковры, платки, шьют национальные одежды и продают все это туристам. Новая Пальмира не конкурирует с древней, ибо сама является ее продолжением.

Первоначально Пальмира была основана как поселение в оазисе в северной части Сирийской пустыни, называемое Тадмор. Несмотря на то, что римская провинция Сирия была образована в 64 г. до н.э., население Тадмора (преимущественно арамейцы и арабы) оставалось полунезависимым более полувека. Они контролировали торговые пути между Средиземноморским побережьем Сирии и землями парфян на восток от Евфрата. Пальмира располагалась как раз на двух стратегических торговых маршрутах: из Дальнего Востока и Индии к Персидскому заливу, а также на Великом шелковом пути.

При римском императоре Тиберии (14-37 гг. н.э.) Тадмор был включен в состав провинции Сирии, и переименован в Пальмиру, «город пальм». После захвата римлянами Набатейского царства в 106 г. Пальмира стала самым важным политическим и торговым центром на Ближнем Востоке, переняв пальму первенства у Петры.

В 129 г. император Адриан пожаловал Пальмире статус «свободного города», дав жителям право свободного поселения и значительные торговые привилегии. В 217 г. император Каракалла дал Пальмире права колонии и назначил ее правителем сенатора Септимия Одената. Вскоре сам Оденат и его сын были убиты в результате мятежных заговоров. Правителем Пальмиры в 267 г. стала жена второго сына Одената — Зенобия, при которой город достиг наибольшего расцвета. Зенобия была очень амбициозной женщиной и даже заявила, что она ведет свой род от Клеопатры.

В 272 г. Пальмиру захватил император Аврелий и привез Зенобию в Рим в качестве своего трофея. В 273 г. Пальмира была разрушена до основания, и все жители были вырезаны в результате акта возмездия за мятеж местного населения, во время которого в городе было убито около 600 римских лучников.

В VI в. император Юстиниан пытался восстановить город и отстроил оборонительные сооружения.
В 634 г. город был захвачен арабами.
Сильнейшее землетрясение 1089 г. практически стерло Пальмиру с лица земли.
В 1678 г. Пальмиру обнаружили два английских купца, живших в городе Халеб в Сирии.
С 1924 г. в Пальмире активно ведутся археологические раскопки, проводимые учеными из Британии, Франции, Германии, Швейцарии, а с мая 1959 г. и Польши.
В 1980 г. организация ЮНЕСКО включила Пальмиру в список объектов, имеющих статус «Всемирного наследия».

История Пальмиры - сказочного города посреди пустыни и своеобразного «окна из Европы в Азию» - посредством поэтической метафоры оказалась связана еще с одним городом на земле - Санкт-Петербургом. В 1755 г. в петербургском журнале «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» был опубликован краткий пересказ книги о Пальмире, опубликованной в 1753 г. в Лондоне английскими путешественниками Г. Доукинсом и Р. Вудом. Текст этой публикации на русском языке, в особенности замечание об искусстве Пальмиры, достигшем расцвета в то время, когда «художества Греции и Рима уже возведены были на высокую совершенства ступень», ассоциировалось с «греческим проектом» великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II. Так возник образ «Северной Пальмиры».

Своих внуков Екатерина II назвала Александром (в честь Александра Македонского, открывшего путь в Азию) и Константином (в память византийского императора), что отвечало планам создания великой империи на Балканах. Пальмира в сознании просвещенных людей екатерининского времени связывалась с идеей «расширения окна», созданного царем Петром, не только в Европу, но и в Азию, а себя императрица Екатерина сравнивала со своенравной царицей Зенобией, вдовой царя Одената, которая после смерти мужа вознамерилась создать огромное царство между Западом и Востоком.

Движение исламистов ИСИС продолжает сеять хаос на Ближнем Востоке. Под угрозу исчезновения поставлены великолепные руины бесценного исторического наследия Древнего Рима в Сирии и Леванте.

После уничтожения сокровищ последних уцелевших городов Вавилона Ниневии, Хатры и Нимруда, ИСИС пытается разрушить памятники архитектуры Пальмиры в Сирии.

Пальмира — античный город Сирии с богатой историей

Несколько причин, почему Пальмира является особым историческим местом, включенным в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

1. Пальмира являлась крупным торговым центром греко-римского периода

В течение нескольких веков форт Пальмира в Сирии выполнял задачи важного коммерческого пункта на Ближнем Востоке. Древний город приобрел мировую известность, когда римляне освоили эту местность.

Поселение посреди пустыни, Пальмира имела идеальное географическое расположение. Через город проходили маршруты купцов между на Западе и Парфии на Востоке.
Огромное количество караванов стекалось в Пальмиру, рынки заполнялись разнообразными товарами: от специй до рабов, благовоний и слоновой кости. Собранные за остановку в городе налоги шли на развитие и строительство Пальмиры, в результате чего город стал невероятно богатым.

2. Правителем древнего города Пальмиры была женщина

Древний город долгое время находился под управлением женщины. Зенобия, царица Пальмиры, стала самым известным правителем сирийского города. Ее слава добралась до Рима. Она пыталась выступать против мощной империи и расширить сферу влияния цивилизации. В итоге попытки увенчались неудачей, но ее имя воспевали еще несколько веков.

Даже ее заклятый враг, римский император Аврелиан, признался в Historia Augusta, что царица Пальмиры была достойным соперником.

Когда Аврелиан потребовал капитуляции Зеновии, она ответила, что предпочтет погибнуть, как , которую она считала своим предком.


3. Пальмира: история города и попытки завоевания Марка Антонием

Люди Пальмиры были хорошо осведомлены о новостях Рима и врагов империи — Парфии. Любое государство могло вторгнуться в город.

В 41 г. до н.э. , находясь в отношениях с Клеопатрой, решил разграбить богатейшее поселение на земле — Пальмиру. Он отправил кавалерию грабить город недалеко от Еврафата, находящийся на границе между римлянами и парфянами.

На самом же деле считается, что Антоний просто хотел отомстить Пальмире, занимающей нейтральное положение. Антоний мечтал похвастаться друзьям добычей. Жители предприняли мер для защиты своей жизни. Они перевезли имущество через реку и были готовы стрелять на нападавших. Многие из них были хорошими лучниками.

В результате армия Антония ничего не нашла в городе и не встретив ни одного врага вернулась с пустыми руками, пишет Аппиан.

Историческая ценность руин Пальмиры

Памятники архитектуры города сохранились отлично на протяжении веков. Руины могу многое рассказать о жизни жителей древнего поселения.

Скульптуры Пальмиры по стилю несколько отличаются от римских. Сочетание погребальных рельефов на камне и слияние с культурой Римской империии повлекло создание особенно красивых барельефов.

Среди чудес искусства Пальмиры императора Адриана, храм богини Аллат, храм Баал-Шамин и руины зданий, где оставили исторические следы разные народы древнего мира.