Исследовательская работа по русскому языку "Олбанский язык": нужно ли с ним бороться? Кто и зачем придумал «олбанский» язык.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

" Олбанский язык " . Опыт исследования

Введение

Виртуальная коммуникация породила особый язык виртуального общения, прозванный «олбанским». Его отличительная черта - коверкание русского языка по определенным правилам. Этот особый язык стал постепенно перебираться в повседневную жизнь, тем самым обострив проблему чистоты современного русского языка. Ученые - лингвисты, учителя - языковеды, родители часто упрекают наше поколение в безграмотности, считая главной ее причиной чрезмерное увлечение общением «по-олбански». Но так ли это на самом деле?

Я выдвинула гипотезу: использование «олбанского языка» при общении в интернете не влияет на грамотность учащихся на уроках русского языка.

Цель моей работы - исследование влияния «олбанского языка» на грамотность учащихся 8-9 классов ГУО «Самохваловичская ОСШ».

Задачи работы:

Изучить информацию об особенностях общения подростков через интернет, формах виртуального общения;

Изучить часто употребляемые сленговые выражения и сокращения слов и попытаться выявить особенности их употребления в «олбанском языке»;

Исследовать представления учащихся 8-9 классов и преподавателей ГУО «Самохваловичская ОСШ» по данной проблеме.

Объект исследования: «олбанский язык».

Предмет исследования: влияние «олбанского языка» на грамотность учащихся 8-9 классов ГУО «Самохваловичская ОСШ».

Используемые методы: опрос, мониторинг, метод библиографического анализа.

1. Специфика общения в интернете

учащийся интернет олбанский язык

Коммуникация в интернете - явление сравнительно новое и потому малоизученное. С одной стороны, в интернете можно найти любую информацию на любую тему, в том числе и на тему интернет - общения. С другой стороны, исследования, посвященные этому виду общения, достаточно отрывочны и несогласованны. Тем не менее, опираясь на данные ресурса www.psychology.ru, можно выделить следующие особ енности общения через и нтернет .

Во-первых, это анонимность. Сведения, предоставляемые интернет - пользователем, недостаточны для реального и адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или предоставление ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического риска в процессе общения - раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения.

Во-вторых, это добровольность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

В-третьих, это затрудненность эмоциональной составляющей общения. В то же время наблюдается стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами.

Если говорить о формах виртуального общения , то наиболее известными являются чаты, форумы, электронная почта, ICQ, блоги.

Каждая из этих форм имеет свои уникальные традиции общения и предъявляет особые требования к языку, на котором происходит коммуникация. Кроме того, формы сетевого общения различаются не только по режиму интерактивности (Online и Offline), направленности коммуникации (моно - диа- и полилогичные), но и по степени открытости. Можно условно разделить их на «открытые» (доступные для просмотра всеми пользователями сети) и «частные» (предназначенные для конфиденциального общения).

Рассмотрим некоторые из них более подробно. В чатах по большей части практикуется общение ради самого общения. Для них характерны неподготовленные высказывания, где преобладает разговорный жанр, на который, однако, накладывает свой отпечаток специфика обмена репликами в письменной форме. Посредством чата возникла, по сути, новая форма языкового взаимодействия - симбиоз письменной и разговорной речи. Кроме того, быстрота общения в чатах наложила свой отпечаток на объем реплик: высказывания отличаются лаконичностью, средняя длина сообщения составляет 5-6 слов, тогда как объем электронных писем может достигать нескольких страниц текста.

На протяжении последних нескольких лет стали очень популярны блоги , сетевые дневники одного или нескольких авторов, состоящие из записей в обратном хронологическом порядке. Форумы - это место сетевого общения группы авторов, где записи объединены общей темой. Они ориентированы на более отсроченный по времени обмен высказываниями, чем чаты, поэтому реплики участников форума больше соответствуют манере письменной речи: высказывания логичны, закончены и информативны.

Потребность полноценного общения в Интернете вызвала к жизни новые знаковые системы . Невозможность использовать во время коммуникации в интернете стандартные средства передачи эмоций привела к созданию системы так называемых смайликов, с помощью которых может быть выражена достаточно разнообразная гамма чувств. В качестве заменителя модуляций голоса используются также заглавные буквы, которые вне заголовка передают повышение голосового тона.

Зачастую пользователи интернета не утруждают себя развернутыми комментариями, предпочитая расхожие фразы из сетевого жаргона. Если текст понравился, его награждают типовыми похвалами «Жжот!», «ХДДД». Если сообщение показалось скучным - «Facepalm», «Низачот», «Никатит». Такое откровенное коверкание языка - не обязательно признак тотальной безграмотности посетителей блогов и чатов. Как еще передать нюансы своих эмоции - иронию, сарказм, удивление? Вот и прибегают пользователи сети к отклонению от норм орфографии и пунктуации, использованию заглавных букв внутри слов и другим играм с алфавитом (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ).

Основная цель использования такой знаковой системы - экономия времени, отведенного на общение. Это примета современного общества в целом: темп жизни ускоряется с каждым днем, и язык, соответственно, приспосабливается к новым условиям функционирования.

Многие пользователи интернета допускают огромное количество ошибок . Эти ошибки можно разбить на следующие группы.

Неграмотность обыкновенная . Некоторые люди не выучили в школе правила орфографии и попросту не знают, как пишется то или иное слово. Они употребляют трудные для них слова так, как считают нужным, но зачастую их мнение о правильном написании не совпадает с истиной.

Неграмотность нарочитая . Неграмотность в этом случае возведена в ранг достоинства. Слова печатаются так, как они слышатся и произносятся, звонкие согласные меняются на глухие («дарофф»), А на О , Е на И и наоборот («превед»). Именно такое написание является своеобразной визиткой «олбанского языка». Владение «олбанским» показывает принадлежность человека к громадному сообществу интернет - общения. Он становится своим, коверкая русский язык по определенным правилам.

Опечатки . Интернет переполнен опечатками. Такое количество опечаток существует потому, что многие люди не проверяют правильность набранного текста.

2. учащимися 8 -9 классов ГУО «Самохваловичская осш»

Для исследования представлений учащихся о влиянии «олбанского языка» на грамотность мною была разработана специальная анкета. Правила составления подобного типа анкет взяты из учебника социологии под редакцией проф. Елсукова А.Н.

Анкетирование проводилось в 8 «А», 8 «Б» и 9 «А» классах. Всего было опрошено 50 учеников, подавляющее большинство которых - 36 учеников или 72% опрошенных - заявило, что участвует в интернет - общении.

Какие формы общения в интернете ты предпочитаешь?

Электронную почту

31 ученик (8 6 % ) выбрал чат, 3 (1 4 % ) - электронную почту.

Используешь ли ты «олбанский язык» в интернет - общении?

Никогда

В зависимости от ситуации

26 ученик ов (7 2 % ) ответил о «в зависимости от ситуации», 5 - «иногда», 4 (1 1 % ) - « часто » , 1 (3 % ) - « никогда » .

Используешь ли ты «олбанский язык» в устном общении с одноклассниками?

Никогда

В зависимости от ситуации

30 учеников (8 3 % ) ответило «иногда», 4 (1 1 % ) - «часто», 2 (6 % ) - «никогда».

Используешь ли ты «олбанский язык» в общении с родителями и учителями?

Никогда

В зависимости от ситуации

27 (7 5 % ) учеников ответило «никогда», 8 (2 2 % ) - «в зависимости от ситуации», 1 (3 % ) - иногда.

Почему ты используешь «олбанский язык» в интернет - общении?

Это современно (модно)

Это весело

Чтобы взрослые не поняли

Так все делают

Так быстрее

34 ученика (9 4 % ) ответило «так быстрее», 2 (6 % ) - «это весел о».

Применяешь ли ты правила орфографии при общении в интернете?

Никогда

В зависимости от ситуации

35 учеников (9 7 % ) ответили «в зависимости от ситуации», 1 (3 % ) - «всегда».

Применяешь ли ты правила пунктуации при общении в интернете?

Никогда

В зависимости от ситуации

30 (8 3 % ) учеников ответили «в зависимости от ситуации», 6 (1 7 % ) - «иногда».

Какие слова ты чаще всего видоизменяешь?

Плз - пожалуйста.

Позязя - пожалуйста.

Лю тя оч сина - люблю тебя очень сильно.

Мона - можно.

Сё-нить - что-нибудь.

Ку - привет.

Споки ноки - спокойной ночи.

Ток - только.

Мб - может быть.

Спc - спасибо.

Намана - нормально.

How a u - how are you?

Влияет ли использование «олбанского языка» при общении в интернете на твою грамотность на уроках?

32 ученика (8 9 % ) ответило «нет», 4 (1 1 % ) - «не знаю».

Итак, ответы учащихся достаточно категоричны: 89% тех, кто участвует в интернет - общении (или 64% от всех опрошенных - напомню, всего в опросе принимало участие 50 человек), считает, что использование «олбанского языка» не влияет на их грамотность в школе. Вот наиболее распространенные аргументы.

«Я использую сленг в зависимости от ситуации общения, в первую очередь, от того, кем является мой собеседник».

«Сейчас в чатах все разговаривают на «олбанском языке», но в реальной жизни я стараюсь его не использовать».

«Я везде пишу не очень грамотно. Специально ошибок не делаю, но и не слишком из-за них переживаю».

Подобная позиция подтверждается и ответами на предыдущие вопросы. Напомню, что, отвечая на вопросы №6 «Применяешь ли ты правила орфографии при общении в интернете?» и №7 «Применяешь ли ты правила пунктуации при общении в интернете?», 97% и 83% учащихся соответственно выбрали ответ «в зависимости от ситуации».

Наглядные примеры переписки в интернете с соблюдением норм русского языка приведены в ПРИЛОЖЕНИЯХ 2 и 3 .

Такой же четкий ответ дан и на вопрос о причинах использования «олбанского языка» при общении в интернете: «так быстрее» (94% опрошенных). В свою очередь, этот результат подтверждается ответами на вопрос №8 «Какие слова ты чаще всего видоизменяешь?». Приведенные в качестве ответа выражения - это главным образом сокращения слов и словосочетаний.

Для дальнейшей проверки объективности полученных результатов я провела опрос среди 8 учителей - языковедов нашей школы. Вопрос был поставлен следующим образом: «Влияет ли использование «олбанского языка» при интернет - общении на грамотность учащихся на уроках русского, белорусского и английского языка?». Варианты ответа: «да», «нет», «не знаю».

2 учителя (25%) ответили «да», 6 (75%) - «нет».

Заключение

Общение в интернете выделяется многими современными исследователями в особый вид общения со своими специфическими характеристиками : анонимностью, добровольностью контактов и затрудненностью эмоциональной составляющей общения.

Наиболее известными формами виртуального общения являются форумы, электронная почта, ICQ, блоги, чаты.

Посредством чата возникла новая форма языкового взаимодействия - симбиоз письменной и разговорной речи . Основная причина ее использования - экономия времени, отведенного на общение.

При общении в чатах пользователи интернета допускают огромное количество ошибок . Эти ошибки можно разбить на три группы:

неграмотность обыкновенная, неграмотность нарочитая («олбанский язык»), опечатки. Согласно распространенному мнению, именно использование «олбанского языка» является главной причиной снижения грамотности учащихся.

Для проверки этого утверждения мною и было проведено данное исследование.

Анкетирование проводилось в 8 «А», 8 «Б» и 9 «А» классах. Всего было опрошено 50 учеников, подавляющее большинство которых - 36 учеников или 72% опрошенных - заявило, что участвует в интернет - общении. Далее вопросы задавались тем, кто положительно ответил на предварительный вопрос, т.е. 36 учащимся.

Ответы оказались достаточно однозначными.

Ответы на вопрос №5 «Почему ты используешь «олбанский язык» в интернет - общении?» подтвердили предположения авторов ресурса www.psychology.ru о том, что основная причина использования сокращений - экономия времени при общении.

Отвечая на вопрос №9 «Влияет ли использование «олбанского языка» при общении в интернете на твою грамотность на уроках?», 89% тех, кто участвует в интернет - общении, заявило, что использование «олбанского языка» не влияет на их грамотность в школе. Подобная позиция была подтверждена и ответами на контрольные вопросы (№6 и №7).

Для дальнейшей проверки объективности полученных результатов был проведен опрос среди учителей - языковедов нашей школы. 75% учителей также согласилось с утверждением, что использование «олбанского языка» не влияет на грамотность учащихся на уроках.

Таким образом, полученные при исследовании данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности состояния современного русского языка в сфере общения. Проблема грамотности и культура в сети Интернет. Распространение социальных сетей и специфика языка их пользователей. "Олбанский язык" и его популярность для виртуального общения.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2013

    Отличительные черты реального и виртуального общения. Особенности и основные способы общения в Интернете: электронная почта, форумы (ICQ), чаты, социальные сети. Анализ мнения современной молодежи по поводу вреда или пользы общения подростков в Интернете.

    презентация , добавлен 13.05.2013

    Разнообразие видов социального взаимодействия, социальных контекстов участников общения. Формирование речевой способности. Язык как элемент культуры. Функции естественного языка и речи. Контексты вербальной коммуникации. Формы вербальной коммуникации.

    реферат , добавлен 23.12.2014

    Сущность институционального подхода в социологии. Критерии, определяющие качество образования. Результаты прикладного исследования, направленного на анализ оценок качества образования учащимися школ города Челябинска, мотивация обучения в школе.

    дипломная работа , добавлен 14.03.2013

    Психолого-педагогические особенности учеников 9-11 классов. Теоретические особенности понятия "профессиональный интерес". Особенности города Нарьян-Мара в формировании профессиональных интересов учеников. Опрос учащихся 9-11 классов школ № 1 и № 5.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2015

    Язык как основное средство коммуникации современного города. Факторы, влияющие на формирование речи жителей мегаполиса. Анализ влияния урбанизации на специфику городского общения. Роль массовых информационных коммуникаций в жизни современного города.

    реферат , добавлен 19.08.2010

    Массовые коммуникации в обществе и их функции. Влияние социальных факторов на язык. Воздействие информационных технологий на общение. Анализ развития коммуникативных технологий как фактор языковых изменений. Особенности общения в социальных сетях.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2013

    Критерии классификации молодежных субкультурих и их разновидности. Особенности взаимодействия социального работника с представителями молодежи. Особенности культурной компетентности социального работника в области языка и символов молодежных субкультур.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2011

    Особенности социально-психологических взглядов людей разных поколений и классов на понятие престижного социального статуса, возможности и способы его достижения. Составление программы социологического исследования. Анализ анкетных данных опроса.

    реферат , добавлен 18.03.2015

    Специфические черты визуальной социологии, история ее зарождения. Фотография как инструмент исследования в социологии. Определение базовых характеристик метода символического анализа фотографии и опыт его применения в социологических исследованиях.

Способов записи в данной позиции выбирается то, которое не соответствует орфографической норме - употребление а вместо безударного о и наоборот, взаимозамена безударных и , е и я , цц или ц вместо тс , тьс , дс , также жы и шы , чя и щя вместо жи и ши , ча и ща , щ вместо сч и наоборот, йа , йо , йу вместо начальных я , ё , ю , взаимозамена глухих и звонких на конце слова или перед глухими (кросафчег ), причём вместо ф в этой позиции может употребляться фф (по образцу старой западноевропейской передачи фамилий вроде Smirnoff ). Распространено также слияние слов воедино без пробела (ржунимагу ). Иными словами, это «антинорма», основанная на последовательном (или близком к таковому) отталкивании от существующего нормативного выбора написаний (то есть для того, чтобы писать на жаргоне падонков, фактически надо владеть существующей нормой). Кроме того, реже используются средства, нарушающие графические принципы чтения: взаимозамена глухих и звонких не только на конце слова (дафай ), а также твёрдых и мягких (например, медвед ). Последние явления лексикализованы (связаны с конкретными словами).

Почему? Это Живой Журнал. Американский сайт, а не албанский. И я же знаю, что Вы говорите на двух языках. Плюс, быть американцем означает, что остальной мир должен подстраиваться под меня. Но это лишь моя точка зрения.

В ответ в русскоязычной части ЖЖ был организован флешмоб Уроки Албанского , который ставил своей целью помочь американцу выучить русский язык. За пару дней scottishtiger получил несколько тысяч комментариев с «уроками албанского» и просто флудом. Пользователю предлагалось извиниться и написать в своем журнале пост (на русском языке) о том, что он уже выучил албанский язык, что scottishtiger , в конце концов, и сделал. Возможно, только потому, что, помимо журнала и почтового ящика, получал огромное количество SMS-сообщений и звонков на свой мобильный телефон.

Первые уроки албанского:

Урок первый. Про букву Х. Х. Это важная албанская буква русского алфавита. С неё начинается ебланское албанское национальное слово «хуй». Слово в народе любимо и часто употребимо. …
А - самая важная буква Алфавита. C нее начинается название не менее ебланской страны чем Албания - а именно Америка.

Через некоторое время он снизил активность (в том числе выключил комментарии) из-за непрекращающегося неконтролируемого флуда , а потом и вовсе прекратил свое существование (решение удалить свой блог к акции «Учи албанский» отношения не имело). На данный момент блог scottishtiger восстановлен старым владельцем, хотя и начат с чистого листа (то есть все старые записи удалены). Изначально выражение «учи албанский» никакого отношения к так называемым «падонкам » не имело, оно было заимствовано позже.

Албанский в блоге Мадонны

Выучить «албанский» также призывали Мадонну , после того как она, используя программу-переводчик, поприветствовала своих русских фанатов , назвав их «вентиляторами» (англ. fan - вентилятор/веер/фен, болельщик/фанат):

Для моих русских вентиляторов. Я хочу лично приветствовать вас к моему blog. Я люблю вас ванты! Вы самые лучшие! Не забудьте купить мои новые исповеди альбома на поле танцульки. Выразьте. Не подавите. Я замечал ваше присутствие здесь. Я вспомню ваше мягкосердечие.

Позже ей помогли исправить перевод.

Исторические совпадения

  • Поэт и художник-футурист Ильязд в 1916 году , задолго до появления «языка падонков », написал целую пьесу на смешанном с заумью орфографически неправильном русском языке , названном «изык албанскай».
  • Александр Проханов в 1997 году опубликовал в своей газете «Завтра» статью «Русский, учи албанский! »

История

Стиль, основанный на нарочито неправильной орфографии, распространился в Интернете стихийно как гротескная реакция на многочисленные орфографические ошибки в интернет-публикациях и репликах. Считается, что появление жаргона падонкафф в интернете произошло благодаря деятельности Дмитрия Соколовского, администратора сайта udaff.com, более известного как «Удав». В 2000 году он начал писать для сайта с говорящим за себя названием fuck.ru и fuckru.net, а потом открыл сайт udaff.com, где публикует свои и чужие тексты, в которых превалируют секс, еда и испражнения, а также широко используется мат . Согласно самому Соколовскому, первым коверкать слова на сайте fuck.ru начал автор, выступавший под ником Линкси (Linxy). Затем он долгое время поддерживал известный сайт контркультурной направленности down-culture.ru, который в настоящее время не существует. В честь Линкси этот язык первоначально именовался Л-языг.

«Албанским» его стали именовать после интернет-флэшмоба, спровоцированного американским пользователем Живого журнала , имевшего неосторожность спросить русскоязычного пользователя ЖЖ, «что это за язык», на котором тот ведёт записи на страницах своего онлайн-дневника, а затем потребовать от него, чтобы тот вёл записи по-английски на том основании, что Живой журнал, мол, - это «американский сайт». Данный пост в сообществе быстро набрал огромное количество комментариев, большая часть из которых была откровенно саркастического содержания (в том числе знаменитый ответ на вопрос американца про язык упомянутого дневника - «албанский»). Русские пользователи ЖЖ в рамках флэшмоба также стали оставлять множество подобных комментариев к постам американского автора, и в конечном итоге он был вынужден временно удалить свой журнал.

Предшественником языка падонков является язык кащенитов, особой группы людей, обитавших в эхоконференции Фидонета SU.KASCHENKO.LOCAL. Именно кащениты первыми придумали писать нарочито неправильно. В разное время язык кащенитов менялся, и в Интернет, уже под именем «язык падонков», попала уже устоявшаяся версия языка. В Интернете язык практически не развивался, однако породил множество устойчивых выражений.

Последователем языка падонков можно считать язык Упячки , хотя этот «язык» слишком специфичен: в основном он представляет из себя смесь нескольких отдельных слов, не несущих по большей части смысловой нагрузки, например: «Жепь ебрило», «Чочо», «Адинадинадин» и т. д.

Распространение

Стиль получил распространение в Интернете, причём нарочитая нецензурность и цинизм стиля отступили, отчего области употребления значительно расширились. Большое распространение язык падонков получил с появлением в интернете блогов , в которых «падонки» оставляли свои «каменты» (комментарии). Жаргон оказал сильное влияние на развитие языковых штампов Живого Журнала , породившего ряд распространённых «каментов», таких как «первыйнах» (первый комментарий), «аффтар жжот», «убейся апстену», «выпей йаду», «зачот», «аццкий сотона» и т. п. В соответствии с описанными нормами, в жаргон были включены также английские слова из общеинтернетовской лексики, элементы сленга и оригинальные выражения.

В настоящее время жаргон «падонков» постепенно переходит из виртуальной жизни в реальную. Все чаще его можно встретить в рекламе и на витринах магазинов (не говоря уж про граффити). И даже в заголовках аналитических статей, напр.: Среди сторонников чистоты речи сленг крайне непопулярен и подвергается обструкции .

В популярной культуре

Отсылки к жаргону падонков в литературе, музыке, кино - не редкость.

  • Пародийная группа «The Неподарки» исполняет песни на жаргоне падонков.
  • В песне «Бабушка спросила» группы «Ландыши » есть строки:

Об этом уникальном феномене
Я рассказал Гордону на досуге
Гордон ответил мне на модной фене:
«Жжошь, сцуко!»

  • В произведении Виктора Пелевина Шлем ужаса на языке пАдонкаф разговаривал персонаж S"liff_zoSSchitan .

Возможные прототипы

Переход от ё к йо и от я к йа представляет собой процесс, отчасти обратный историческому процессу возникновения этих букв: буква «ё» была введена в 1783 г. как замена «іо», а «я» (вернее, её предшественники юс малый и а йотированное) появилась как лигатуры εν и ıa соответственно. Впрочем, фонетическое значение юса малого при его появлении было иным (e носовое, а не ja), а кроме того, йотированные гласные и io использовались и после согласных (где означали один звук), что для языка падонков характерно не всегда.

Фонетически правильная, но орфографически некорректная запись (так называемое «неграмотное письмо») существовала начиная с фонетических изменений XIV-XV вв. (появления аканья, отвердения шипящих, оглушения конечных, упрощения сочетаний), которые сделали возможными графически верные записи, не соответствующие принятой в книжном письме этимологической орфографии (сколь бы широки ни были её нормы в разные периоды до стабилизации русской орфографии в середине XIX века). В бытовой письменности (грамоты, частные письма, граффити), особенно в кругу людей, не связанных с церковью или литературой (пусть даже высокопоставленных), такая графика всегда имела широкое хождение; например, Пётр I писал матери царице Наталье Кирилловне : А я, слава Богу, кроме сего натсажать себя иным не стану и поеду по мере не замешкаф; а Андурския <Гамбургские> карабли ещё не бывали. По сем, радасть моя, зравствуй, а я малитвами твоими жиф . Нарочитого характера, в отличие от языка падонков, такая графика не носит, а обычно связана с неполным владением книжной орфографической нормой; соответственно не ставится и задачи последовательного отталкивания от неё (таким образом, на конце слова при «неграмотном письме» будет гораздо чаще писаться -к , чем -г , в соответствии с реальным произношением, а специальной замены орфографического -к на -г не будет; она возможна лишь в случаях гиперкоррекции).

Источники

Ссылки

  • SU.KASCHENKO.LOCAL - архив фидонетовской эхоконференции на Google Groups
  • Мадонна, учи албанский (рус.)

Публикации

  • Лера Жан. ЭФФЕКТ «ПРЕВЕД». // Журнал «Я» , № 7 (31) 27 марта - 9 апреля, 2006. Статья, полностью раскрывающая историю создания картинки с «ПРЕВЕД»ом. Интервью с авторами.
  • Сергей Вильянов «Полный превед» // «Компьютерра» , № 11 (631), 21 марта 2006.
  • Гасан Гусейнов «Берлога веблога». Введение в эрратическую семантику // «Говорим по-русски» , март 2005 - первая попытка определить культурную функцию «языка падонков» (которых автор также неточно называет «гоблинами» и «удавами»). Впервые предложен термин для определения типичного для «языка падонков» словоискажения - эрратив. Впервые в бумажной печати тема эрративов рассмотрена в статье:

Способов записи в данной позиции выбирается то, которое не соответствует орфографической норме - употребление а вместо безударного о и наоборот, взаимозамена безударных и , е и я , цц или ц вместо тс , тьс , дс , также жы и шы , чя и щя вместо жи и ши , ча и ща , щ вместо сч и наоборот, йа , йо , йу вместо начальных я , ё , ю , взаимозамена глухих и звонких на конце слова или перед глухими (кросафчег ), причём вместо ф в этой позиции может употребляться фф (по образцу старой западноевропейской передачи фамилий вроде Smirnoff ). Распространено также слияние слов воедино без пробела (ржунимагу ). Иными словами, это «антинорма», основанная на последовательном (или близком к таковому) отталкивании от существующего нормативного выбора написаний (то есть для того, чтобы писать на жаргоне падонков, фактически надо владеть существующей нормой). Кроме того, реже используются средства, нарушающие графические принципы чтения: взаимозамена глухих и звонких не только на конце слова (дафай ), а также твёрдых и мягких (например, медвед ). Последние явления лексикализованы (связаны с конкретными словами).

Почему? Это Живой Журнал. Американский сайт, а не албанский. И я же знаю, что Вы говорите на двух языках. Плюс, быть американцем означает, что остальной мир должен подстраиваться под меня. Но это лишь моя точка зрения.

В ответ в русскоязычной части ЖЖ был организован флешмоб Уроки Албанского , который ставил своей целью помочь американцу выучить русский язык. За пару дней scottishtiger получил несколько тысяч комментариев с «уроками албанского» и просто флудом. Пользователю предлагалось извиниться и написать в своем журнале пост (на русском языке) о том, что он уже выучил албанский язык, что scottishtiger , в конце концов, и сделал. Возможно, только потому, что, помимо журнала и почтового ящика, получал огромное количество SMS-сообщений и звонков на свой мобильный телефон.

Первые уроки албанского:

Урок первый. Про букву Х. Х. Это важная албанская буква русского алфавита. С неё начинается ебланское албанское национальное слово «хуй». Слово в народе любимо и часто употребимо. …
А - самая важная буква Алфавита. C нее начинается название не менее ебланской страны чем Албания - а именно Америка.

Через некоторое время он снизил активность (в том числе выключил комментарии) из-за непрекращающегося неконтролируемого флуда , а потом и вовсе прекратил свое существование (решение удалить свой блог к акции «Учи албанский» отношения не имело). На данный момент блог scottishtiger восстановлен старым владельцем, хотя и начат с чистого листа (то есть все старые записи удалены). Изначально выражение «учи албанский» никакого отношения к так называемым «падонкам » не имело, оно было заимствовано позже.

Албанский в блоге Мадонны

Выучить «албанский» также призывали Мадонну , после того как она, используя программу-переводчик, поприветствовала своих русских фанатов , назвав их «вентиляторами» (англ. fan - вентилятор/веер/фен, болельщик/фанат):

Для моих русских вентиляторов. Я хочу лично приветствовать вас к моему blog. Я люблю вас ванты! Вы самые лучшие! Не забудьте купить мои новые исповеди альбома на поле танцульки. Выразьте. Не подавите. Я замечал ваше присутствие здесь. Я вспомню ваше мягкосердечие.

Позже ей помогли исправить перевод.

Исторические совпадения

  • Поэт и художник-футурист Ильязд в 1916 году , задолго до появления «языка падонков », написал целую пьесу на смешанном с заумью орфографически неправильном русском языке , названном «изык албанскай».
  • Александр Проханов в 1997 году опубликовал в своей газете «Завтра» статью «Русский, учи албанский! »

История

Стиль, основанный на нарочито неправильной орфографии, распространился в Интернете стихийно как гротескная реакция на многочисленные орфографические ошибки в интернет-публикациях и репликах. Считается, что появление жаргона падонкафф в интернете произошло благодаря деятельности Дмитрия Соколовского, администратора сайта udaff.com, более известного как «Удав». В 2000 году он начал писать для сайта с говорящим за себя названием fuck.ru и fuckru.net, а потом открыл сайт udaff.com, где публикует свои и чужие тексты, в которых превалируют секс, еда и испражнения, а также широко используется мат . Согласно самому Соколовскому, первым коверкать слова на сайте fuck.ru начал автор, выступавший под ником Линкси (Linxy). Затем он долгое время поддерживал известный сайт контркультурной направленности down-culture.ru, который в настоящее время не существует. В честь Линкси этот язык первоначально именовался Л-языг.

«Албанским» его стали именовать после интернет-флэшмоба, спровоцированного американским пользователем Живого журнала , имевшего неосторожность спросить русскоязычного пользователя ЖЖ, «что это за язык», на котором тот ведёт записи на страницах своего онлайн-дневника, а затем потребовать от него, чтобы тот вёл записи по-английски на том основании, что Живой журнал, мол, - это «американский сайт». Данный пост в сообществе быстро набрал огромное количество комментариев, большая часть из которых была откровенно саркастического содержания (в том числе знаменитый ответ на вопрос американца про язык упомянутого дневника - «албанский»). Русские пользователи ЖЖ в рамках флэшмоба также стали оставлять множество подобных комментариев к постам американского автора, и в конечном итоге он был вынужден временно удалить свой журнал.

Предшественником языка падонков является язык кащенитов, особой группы людей, обитавших в эхоконференции Фидонета SU.KASCHENKO.LOCAL. Именно кащениты первыми придумали писать нарочито неправильно. В разное время язык кащенитов менялся, и в Интернет, уже под именем «язык падонков», попала уже устоявшаяся версия языка. В Интернете язык практически не развивался, однако породил множество устойчивых выражений.

Последователем языка падонков можно считать язык Упячки , хотя этот «язык» слишком специфичен: в основном он представляет из себя смесь нескольких отдельных слов, не несущих по большей части смысловой нагрузки, например: «Жепь ебрило», «Чочо», «Адинадинадин» и т. д.

Распространение

Стиль получил распространение в Интернете, причём нарочитая нецензурность и цинизм стиля отступили, отчего области употребления значительно расширились. Большое распространение язык падонков получил с появлением в интернете блогов , в которых «падонки» оставляли свои «каменты» (комментарии). Жаргон оказал сильное влияние на развитие языковых штампов Живого Журнала , породившего ряд распространённых «каментов», таких как «первыйнах» (первый комментарий), «аффтар жжот», «убейся апстену», «выпей йаду», «зачот», «аццкий сотона» и т. п. В соответствии с описанными нормами, в жаргон были включены также английские слова из общеинтернетовской лексики, элементы сленга и оригинальные выражения.

В настоящее время жаргон «падонков» постепенно переходит из виртуальной жизни в реальную. Все чаще его можно встретить в рекламе и на витринах магазинов (не говоря уж про граффити). И даже в заголовках аналитических статей, напр.: Среди сторонников чистоты речи сленг крайне непопулярен и подвергается обструкции .

В популярной культуре

Отсылки к жаргону падонков в литературе, музыке, кино - не редкость.

  • Пародийная группа «The Неподарки» исполняет песни на жаргоне падонков.
  • В песне «Бабушка спросила» группы «Ландыши » есть строки:

Об этом уникальном феномене
Я рассказал Гордону на досуге
Гордон ответил мне на модной фене:
«Жжошь, сцуко!»

  • В произведении Виктора Пелевина Шлем ужаса на языке пАдонкаф разговаривал персонаж S"liff_zoSSchitan .

Возможные прототипы

Переход от ё к йо и от я к йа представляет собой процесс, отчасти обратный историческому процессу возникновения этих букв: буква «ё» была введена в 1783 г. как замена «іо», а «я» (вернее, её предшественники юс малый и а йотированное) появилась как лигатуры εν и ıa соответственно. Впрочем, фонетическое значение юса малого при его появлении было иным (e носовое, а не ja), а кроме того, йотированные гласные и io использовались и после согласных (где означали один звук), что для языка падонков характерно не всегда.

Фонетически правильная, но орфографически некорректная запись (так называемое «неграмотное письмо») существовала начиная с фонетических изменений XIV-XV вв. (появления аканья, отвердения шипящих, оглушения конечных, упрощения сочетаний), которые сделали возможными графически верные записи, не соответствующие принятой в книжном письме этимологической орфографии (сколь бы широки ни были её нормы в разные периоды до стабилизации русской орфографии в середине XIX века). В бытовой письменности (грамоты, частные письма, граффити), особенно в кругу людей, не связанных с церковью или литературой (пусть даже высокопоставленных), такая графика всегда имела широкое хождение; например, Пётр I писал матери царице Наталье Кирилловне : А я, слава Богу, кроме сего натсажать себя иным не стану и поеду по мере не замешкаф; а Андурския <Гамбургские> карабли ещё не бывали. По сем, радасть моя, зравствуй, а я малитвами твоими жиф . Нарочитого характера, в отличие от языка падонков, такая графика не носит, а обычно связана с неполным владением книжной орфографической нормой; соответственно не ставится и задачи последовательного отталкивания от неё (таким образом, на конце слова при «неграмотном письме» будет гораздо чаще писаться -к , чем -г , в соответствии с реальным произношением, а специальной замены орфографического -к на -г не будет; она возможна лишь в случаях гиперкоррекции).

Источники

Ссылки

  • SU.KASCHENKO.LOCAL - архив фидонетовской эхоконференции на Google Groups
  • Мадонна, учи албанский (рус.)

Публикации

  • Лера Жан. ЭФФЕКТ «ПРЕВЕД». // Журнал «Я» , № 7 (31) 27 марта - 9 апреля, 2006. Статья, полностью раскрывающая историю создания картинки с «ПРЕВЕД»ом. Интервью с авторами.
  • Сергей Вильянов «Полный превед» // «Компьютерра» , № 11 (631), 21 марта 2006.
  • Гасан Гусейнов «Берлога веблога». Введение в эрратическую семантику // «Говорим по-русски» , март 2005 - первая попытка определить культурную функцию «языка падонков» (которых автор также неточно называет «гоблинами» и «удавами»). Впервые предложен термин для определения типичного для «языка падонков» словоискажения - эрратив. Впервые в бумажной печати тема эрративов рассмотрена в статье:


План:

    Введение
  • 1 Характеристики
  • 2 История
    • 2.1 Происхождение названия «Олбанский»
    • 2.2 Распространение
  • 3 Мемы
    • 3.1 Превед
    • 3.2 Бобруйск
  • 4 В популярной культуре
  • 5 Возможные прототипы
  • Источники

Введение

«Падонкаффский» , или «олбанский» йезыг - распространившийся в Рунете в начале XXI века стиль употребления русского языка с фонетически почти верным, но нарочно неправильным написанием слов (т. н. эрративом), частым употреблением ненормативной лексики и определённых штампов, характерных для сленгов. Чаще всего используется при написании комментариев к текстам в блогах, чатах и веб-форумах. Сленг породил множество стереотипных выражений и интернет-мемов, в частности, с ним связывают мем «превед».


1. Характеристики

Жаргон падонков используется уже и в официальных документах (название товарищества)

Основная особенность стиля «падонкаф» заключается в намеренном нарушении норм орфографии русского языка (ориентированных на этимологию) при сохранении графических принципов чтения и в общем той же фонетической последовательности. Из омофонических способов записи в данной позиции выбирается то, которое не соответствует орфографической норме - употребление а вместо безударного о и наоборот, взаимозамена безударных и , е и я , цц или ц вместо тс , тьс , дс , также жы и шы , чя и щя вместо жи и ши , ча и ща , щ вместо сч и наоборот, йа , йо , йу вместо начальных я , ё , ю , взаимозамена глухих и звонких на конце слова или перед глухими (кросафчег ), причём вместо ф в этой позиции может употребляться фф (по образцу старой западноевропейской передачи фамилий вроде Smirnoff ).

Распространено также слияние слов воедино без пробела (ржунимагу ). Иными словами, это «антинорма», основанная на последовательном (или близком к таковому) отталкивании от существующего нормативного выбора написаний (то есть для того, чтобы писать на жаргоне падонков, фактически надо владеть существующей нормой). Кроме того, реже используются средства, нарушающие графические принципы чтения: взаимозамена глухих и звонких не только на конце слова (дафай ), а также твёрдых и мягких (например, медвед ). Последние явления лексикализованы (связаны с конкретными словами).

Помимо этого, язык «падонкаф» включает специфическую лексику - обычно общелитературные слова, которым приписаны особые значения/употребления (жаргон в собственном смысле слова): таково само слово падонок , а также выражения вроде жжош, аффтар, выпей йаду, аццки и т. п.


2. История

Стиль, основанный на нарочито неправильной орфографии, распространился в Интернете стихийно как гротескная реакция на многочисленные орфографические ошибки в интернет-публикациях и репликах. Непосредственным предшественником «олбанского» был жаргон пользователей компьютерной сети фидонет, а конкретно - эхоконференциях TYT.BCE.HACPEM и Ru.punk.rock, а также кащенитов , чья эхоконференция известна примерно с конца декабря 1998 года. Этот феномен Рунета близок популярному в англоязычном Интернете LOLspeak.

Можно предположить, что подобный язык был распространён в России ещё в XIX веке среди молодёжи, стремившейся выделиться. В романе «Кюхля» Ю.Тынянов рассказывает о соседе Кюхельбекера по заключению - юном разудалом князе Оболенском, впоследствии лишённом звания и сосланном в Сибирь, который, несомненно, прекрасно зная русский письменный, писал письма на языке, близком к олбанскому. Вот одно из таких писем:

Дарагой сасед завут меня княсь Сергей Абаленской я штап-ротмистр гусарскаво полка сижу черт один знает за што бутто за картеж и рулетку а главнейшее што побил командира а начальнику дивизии барону будбергу написал афицияльное письмо што он холуй царской, сидел в Свияборги уже год целой, сколько продержат в этой яме бох знает.

Считается, что появление жаргона падонкафф в Интернете произошло благодаря деятельности Дмитрия Соколовского, администратора сайта udaff.com, более известного как «Удав». В 2000 году он начал писать для сайта с говорящим за себя названием fuck.ru и fuckru.net, а потом открыл сайт udaff.com, где публикует свои и чужие тексты, в которых используется туалетный юмор и мат. Согласно самому Соколовскому, первым коверкать слова на сайте fuck.ru начал автор, выступавший под ником Линкси (Linxy). Затем он долгое время поддерживал известный сайт контркультурной направленности down-culture.ru, который в настоящее время не существует. В честь Линкси этот язык первоначально именовался Л-языг.


2.1. Происхождение названия «Олбанский»

Выражение получило массовое распространение в Живом Журнале, когда американский пользователь scottishtiger (американец из Такомы, город Вашингтон, округ Колумбия, шотландского происхождения), увидев текст на русском языке (в этой записи пользователя onepamop ), возмутился, почему на американском сайте livejournal.com кто-то пишет на «непонятном ему языке, и, вообще, что это за язык». Пользователь maxxximus назвал «неизвестный» язык албанским . На следующий день на вопрос «А почему Вы думаете, что комментарии были написаны для Вас?» scottishtiger ответил:

Почему? Это Живой Журнал. Американский сайт, а не албанский. И я же знаю, что Вы говорите на двух языках. Плюс, быть американцем означает, что остальной мир должен подстраиваться под меня. Но это лишь моя точка зрения.

В ответ в русскоязычной части ЖЖ был организован флешмоб Уроки Албанского, который ставил своей целью помочь американцу выучить русский язык. За пару дней scottishtiger получил несколько тысяч комментариев с «уроками албанского» и просто флудом. Пользователю предлагалось извиниться и написать в своем журнале пост (на русском языке) о том, что он уже выучил албанский язык, что scottishtiger , в конце концов, и сделал. Возможно, только потому, что, помимо журнала и почтового ящика, получал огромное количество SMS-сообщений и звонков на свой мобильный телефон.

Первые уроки албанского:

Урок первый. Про букву Х. Х. Это важная албанская буква русского алфавита. С неё начинается ебланское албанское национальное слово «хуй»…

Через некоторое время он снизил активность (в том числе выключил комментарии) из-за непрекращающегося неконтролируемого флуда. В 2010 году журнал был закрыт, в феврале 2011 - уже открыт.


2.2. Распространение

Стиль получил распространение в Интернете, причём нарочитая нецензурность и цинизм стиля отступили, отчего области употребления значительно расширились. Большое распространение жаргон падонков получил с появлением в Интернете блогов, в которых «падонки» оставляли свои «каменты» (комментарии). Жаргон оказал сильное влияние на развитие языковых штампов Живого Журнала, породившего ряд распространённых «каментов», таких как «первыйнах» (первый комментарий), «аффтар жжот», «убейся апстену», «выпей йаду», «йазва» (нечто нехорошее), «зачот», «аццкий сотона» и т. п. В соответствии с описанными нормами, в жаргон были включены также английские слова из общеинтернетовской лексики, элементы сленга и оригинальные выражения.

Предшественником языка падонков является язык кащенитов, особой группы людей, обитавших в эхоконференции Фидонета SU.KASCHENKO.LOCAL. Именно кащениты первыми придумали писать нарочито неправильно. В разное время язык кащенитов менялся, и в Интернет, уже под именем «язык падонков», попала уже устоявшаяся версия языка. В Интернете язык практически не развивался, однако породил множество устойчивых выражений.

Последователем языка падонков можно считать язык Упячки, хотя этот «язык» слишком специфичен: в основном он представляет собой смесь нескольких отдельных слов, не несущих по большей части смысловой нагрузки, например: «Жепь ебрило», «Чочо», «Адынадынадын» и т. д.


3. Мемы

3.1. Превед

3.2. Бобруйск

Особую известность получила падонковская фраза «Ф Бабруйск, жывотнае!». Наиболее вероятная версия происхождения этой фразы - творчество контр-культурного писателя Владимира Сорокина:

Ведь ты же русский? Ты родился в России? Ты ходил в среднюю школу? Ты служил в армии? Ты учился в техникуме? Ты работал на заводе? Ты ездил в Бобруйск? Ездил в Бобруйск? В Бобруйск ездил? Ездил, а? Ты в Бобруйск ездил, а? Ездил? Чего молчишь? В Бобруйск ездил? А? Чего косишь? А? Заело, да? Ездил в Бобруйск? Ты, хуй? В Бобруйск ездил? Ездил, падло? Ездил, гад? Ездил, падло? Ездил, бля?

Владимир Сорокин. Дорожное происшествие.


4. В популярной культуре

Отсылки к жаргону падонков в литературе, музыке, кино - не редкость.

  • Пародийная группа «The Неподарки» исполняет песни на жаргоне падонков.
  • Группа «Аццкая Сотона», пародийный блэк-метал, образовавшаяся по мотивам сетевой легенды, исполняет песни на жаргоне падонков .
  • В песне «Бабушка спросила» группы «Ландыши» есть строки:

Об этом уникальном феномене
Я рассказал Гордону на досуге
Гордон ответил мне на модной фене:
«Жжошь, сцуко!»

  • В произведении Виктора Пелевина Шлем ужаса на языке пАдонкаф разговаривал персонаж S’liff_zoSSchitan . Также, в произведении «Empire V» главный герой, испробовав склянку "Тютчев + албанский source" пишет стихотворение на чистейшем олбанском.
  • В рассказах «Бесы в доме» и «Карьера» фантаста Александра Рудазова языком падонков пользуется гремлин Веня.

5. Возможные прототипы

Переход от ё к йо и от я к йа (йа креведко) представляет собой процесс, отчасти обратный историческому процессу возникновения этих букв: буква «ё» была введена в 1783 г. как замена «іо», а «я» (вернее, её предшественники юс малый и а йотированное) появилась как лигатуры εν и ıa соответственно. Впрочем, фонетическое значение юса малого при его появлении было иным (e носовое, а не ja), а кроме того, йотированные гласные и io использовались и после согласных (где означали один звук), что для языка падонков характерно не всегда.

Фонетически правильная, но орфографически некорректная запись (так называемое «неграмотное письмо») существовала начиная с фонетических изменений XIV-XV вв. (появления аканья, отвердения шипящих, оглушения конечных, упрощения сочетаний), которые сделали возможными графически верные записи, не соответствующие принятой в книжном письме этимологической орфографии (сколь бы широки ни были её нормы в разные периоды до стабилизации русской орфографии в середине XIX века). В бытовой письменности (грамоты, частные письма, граффити), особенно в кругу людей, не связанных с церковью или литературой (пусть даже высокопоставленных), такая графика всегда имела широкое хождение; например, Пётр I писал матери царице Наталье Кирилловне: А я, слава Богу, кроме сего натсажать себя иным не стану и поеду по мере не замешкаф; а Андурския <Гамбургские> карабли ещё не бывали. По сем, радасть моя, зравствуй, а я малитвами твоими жиф . Нарочитого характера, в отличие от языка падонков, такая графика не носит, а обычно связана с неполным владением книжной орфографической нормой; соответственно не ставится и задачи последовательного отталкивания от неё (таким образом, на конце слова при «неграмотном письме» будет гораздо чаще писаться -к , чем -г , в соответствии с реальным произношением, а специальной замены орфографического -к на -г не будет; она возможна лишь в случаях гиперкоррекции).

В белорусском языке принята фонетическая орфография, непосредственно отражающая аканье и некоторые другие фонетические изменения, имеющиеся также и в русском языке (см. Орфография белорусского языка). «О» сохраняется только под ударением, при отсутствии же ударения всегда пишется «А» (малако ), русскому тся/ться соответствует цца (баяцца ), некоторым удвоенным согласным соответствуют одиночные (рускі ) и т. д. Предложения подобных реформ для русского языка выдвигались в начале 60-х XX в, на них появлялись карикатуры в журнале «Крокодил». Белорусская система также основана на фонетическом принципе и не представляет собой нарочитого отталкивания от этимологической.

Пьеса футуриста Ильи Зданевича «Янка круль албанскай», написанная и впервые поставленная в 1916 году , написана на смеси зауми и русского языка, причём в печатном издании русский текст набран нарочито без соблюдения нормативных правил орфографии (с общей ориентацией на фонетическую запись вроде белорусской). Некоторые выдержки из пьесы:

В статье Г.Гусейнова (2000), введшего понятие эрратива, приведены ссылки на сетевые публикации Дмитрия Галковского, который уже в пьесах 1990-х годов широко применял тот стиль, к которому впоследствии стремились авторы сайтов udaff.com и fuck.ru.

Подобное явление имело (и имеет) место в американском английском языке, когда возникали стили и жаргоны с целью упрощения сильно фонетически неадекватного литературного английского - см., например, названия дисков и отдельных песен группы «Slade».


Источники

  1. Протасов П. Журнал П@утина.
  2. Журнал Афиша
  3. TUT.by
  4. Офф. сайт группы аЦЦkaya SoToNa.
  5. Письма и бумаги императора Петра Великого: Т. I. 1688-1701. - СПб., 1887.
  6. Первое издание - Тифлис, «Синдикат», 1918; перепечатана в сборнике: Поэзия русского футуризма. СПб., «Академический проект», 2001 («Новая библиотека поэта»), с. 522-531
  7. .