Исследовательская работа по русскому языку "Олбанский язык": нужно ли с ним бороться? Доклад: Язык "падонкаф" или албанский язык.



План:

    Введение
  • 1 Характеристики
  • 2 История
    • 2.1 Происхождение названия «Олбанский»
    • 2.2 Распространение
  • 3 Мемы
    • 3.1 Превед
    • 3.2 Бобруйск
  • 4 В популярной культуре
  • 5 Возможные прототипы
  • Источники

Введение

«Падонкаффский» , или «олбанский» йезыг - распространившийся в Рунете в начале XXI века стиль употребления русского языка с фонетически почти верным, но нарочно неправильным написанием слов (т. н. эрративом), частым употреблением ненормативной лексики и определённых штампов, характерных для сленгов. Чаще всего используется при написании комментариев к текстам в блогах, чатах и веб-форумах. Сленг породил множество стереотипных выражений и интернет-мемов, в частности, с ним связывают мем «превед».


1. Характеристики

Жаргон падонков используется уже и в официальных документах (название товарищества)

Основная особенность стиля «падонкаф» заключается в намеренном нарушении норм орфографии русского языка (ориентированных на этимологию) при сохранении графических принципов чтения и в общем той же фонетической последовательности. Из омофонических способов записи в данной позиции выбирается то, которое не соответствует орфографической норме - употребление а вместо безударного о и наоборот, взаимозамена безударных и , е и я , цц или ц вместо тс , тьс , дс , также жы и шы , чя и щя вместо жи и ши , ча и ща , щ вместо сч и наоборот, йа , йо , йу вместо начальных я , ё , ю , взаимозамена глухих и звонких на конце слова или перед глухими (кросафчег ), причём вместо ф в этой позиции может употребляться фф (по образцу старой западноевропейской передачи фамилий вроде Smirnoff ).

Распространено также слияние слов воедино без пробела (ржунимагу ). Иными словами, это «антинорма», основанная на последовательном (или близком к таковому) отталкивании от существующего нормативного выбора написаний (то есть для того, чтобы писать на жаргоне падонков, фактически надо владеть существующей нормой). Кроме того, реже используются средства, нарушающие графические принципы чтения: взаимозамена глухих и звонких не только на конце слова (дафай ), а также твёрдых и мягких (например, медвед ). Последние явления лексикализованы (связаны с конкретными словами).

Помимо этого, язык «падонкаф» включает специфическую лексику - обычно общелитературные слова, которым приписаны особые значения/употребления (жаргон в собственном смысле слова): таково само слово падонок , а также выражения вроде жжош, аффтар, выпей йаду, аццки и т. п.


2. История

Стиль, основанный на нарочито неправильной орфографии, распространился в Интернете стихийно как гротескная реакция на многочисленные орфографические ошибки в интернет-публикациях и репликах. Непосредственным предшественником «олбанского» был жаргон пользователей компьютерной сети фидонет, а конкретно - эхоконференциях TYT.BCE.HACPEM и Ru.punk.rock, а также кащенитов , чья эхоконференция известна примерно с конца декабря 1998 года. Этот феномен Рунета близок популярному в англоязычном Интернете LOLspeak.

Можно предположить, что подобный язык был распространён в России ещё в XIX веке среди молодёжи, стремившейся выделиться. В романе «Кюхля» Ю.Тынянов рассказывает о соседе Кюхельбекера по заключению - юном разудалом князе Оболенском, впоследствии лишённом звания и сосланном в Сибирь, который, несомненно, прекрасно зная русский письменный, писал письма на языке, близком к олбанскому. Вот одно из таких писем:

Дарагой сасед завут меня княсь Сергей Абаленской я штап-ротмистр гусарскаво полка сижу черт один знает за што бутто за картеж и рулетку а главнейшее што побил командира а начальнику дивизии барону будбергу написал афицияльное письмо што он холуй царской, сидел в Свияборги уже год целой, сколько продержат в этой яме бох знает.

Считается, что появление жаргона падонкафф в Интернете произошло благодаря деятельности Дмитрия Соколовского, администратора сайта udaff.com, более известного как «Удав». В 2000 году он начал писать для сайта с говорящим за себя названием fuck.ru и fuckru.net, а потом открыл сайт udaff.com, где публикует свои и чужие тексты, в которых используется туалетный юмор и мат. Согласно самому Соколовскому, первым коверкать слова на сайте fuck.ru начал автор, выступавший под ником Линкси (Linxy). Затем он долгое время поддерживал известный сайт контркультурной направленности down-culture.ru, который в настоящее время не существует. В честь Линкси этот язык первоначально именовался Л-языг.


2.1. Происхождение названия «Олбанский»

Выражение получило массовое распространение в Живом Журнале, когда американский пользователь scottishtiger (американец из Такомы, город Вашингтон, округ Колумбия, шотландского происхождения), увидев текст на русском языке (в этой записи пользователя onepamop ), возмутился, почему на американском сайте livejournal.com кто-то пишет на «непонятном ему языке, и, вообще, что это за язык». Пользователь maxxximus назвал «неизвестный» язык албанским . На следующий день на вопрос «А почему Вы думаете, что комментарии были написаны для Вас?» scottishtiger ответил:

Почему? Это Живой Журнал. Американский сайт, а не албанский. И я же знаю, что Вы говорите на двух языках. Плюс, быть американцем означает, что остальной мир должен подстраиваться под меня. Но это лишь моя точка зрения.

В ответ в русскоязычной части ЖЖ был организован флешмоб Уроки Албанского, который ставил своей целью помочь американцу выучить русский язык. За пару дней scottishtiger получил несколько тысяч комментариев с «уроками албанского» и просто флудом. Пользователю предлагалось извиниться и написать в своем журнале пост (на русском языке) о том, что он уже выучил албанский язык, что scottishtiger , в конце концов, и сделал. Возможно, только потому, что, помимо журнала и почтового ящика, получал огромное количество SMS-сообщений и звонков на свой мобильный телефон.

Первые уроки албанского:

Урок первый. Про букву Х. Х. Это важная албанская буква русского алфавита. С неё начинается ебланское албанское национальное слово «хуй»…

Через некоторое время он снизил активность (в том числе выключил комментарии) из-за непрекращающегося неконтролируемого флуда. В 2010 году журнал был закрыт, в феврале 2011 - уже открыт.


2.2. Распространение

Стиль получил распространение в Интернете, причём нарочитая нецензурность и цинизм стиля отступили, отчего области употребления значительно расширились. Большое распространение жаргон падонков получил с появлением в Интернете блогов, в которых «падонки» оставляли свои «каменты» (комментарии). Жаргон оказал сильное влияние на развитие языковых штампов Живого Журнала, породившего ряд распространённых «каментов», таких как «первыйнах» (первый комментарий), «аффтар жжот», «убейся апстену», «выпей йаду», «йазва» (нечто нехорошее), «зачот», «аццкий сотона» и т. п. В соответствии с описанными нормами, в жаргон были включены также английские слова из общеинтернетовской лексики, элементы сленга и оригинальные выражения.

Предшественником языка падонков является язык кащенитов, особой группы людей, обитавших в эхоконференции Фидонета SU.KASCHENKO.LOCAL. Именно кащениты первыми придумали писать нарочито неправильно. В разное время язык кащенитов менялся, и в Интернет, уже под именем «язык падонков», попала уже устоявшаяся версия языка. В Интернете язык практически не развивался, однако породил множество устойчивых выражений.

Последователем языка падонков можно считать язык Упячки, хотя этот «язык» слишком специфичен: в основном он представляет собой смесь нескольких отдельных слов, не несущих по большей части смысловой нагрузки, например: «Жепь ебрило», «Чочо», «Адынадынадын» и т. д.


3. Мемы

3.1. Превед

3.2. Бобруйск

Особую известность получила падонковская фраза «Ф Бабруйск, жывотнае!». Наиболее вероятная версия происхождения этой фразы - творчество контр-культурного писателя Владимира Сорокина:

Ведь ты же русский? Ты родился в России? Ты ходил в среднюю школу? Ты служил в армии? Ты учился в техникуме? Ты работал на заводе? Ты ездил в Бобруйск? Ездил в Бобруйск? В Бобруйск ездил? Ездил, а? Ты в Бобруйск ездил, а? Ездил? Чего молчишь? В Бобруйск ездил? А? Чего косишь? А? Заело, да? Ездил в Бобруйск? Ты, хуй? В Бобруйск ездил? Ездил, падло? Ездил, гад? Ездил, падло? Ездил, бля?

Владимир Сорокин. Дорожное происшествие.


4. В популярной культуре

Отсылки к жаргону падонков в литературе, музыке, кино - не редкость.

  • Пародийная группа «The Неподарки» исполняет песни на жаргоне падонков.
  • Группа «Аццкая Сотона», пародийный блэк-метал, образовавшаяся по мотивам сетевой легенды, исполняет песни на жаргоне падонков .
  • В песне «Бабушка спросила» группы «Ландыши» есть строки:

Об этом уникальном феномене
Я рассказал Гордону на досуге
Гордон ответил мне на модной фене:
«Жжошь, сцуко!»

  • В произведении Виктора Пелевина Шлем ужаса на языке пАдонкаф разговаривал персонаж S’liff_zoSSchitan . Также, в произведении «Empire V» главный герой, испробовав склянку "Тютчев + албанский source" пишет стихотворение на чистейшем олбанском.
  • В рассказах «Бесы в доме» и «Карьера» фантаста Александра Рудазова языком падонков пользуется гремлин Веня.

5. Возможные прототипы

Переход от ё к йо и от я к йа (йа креведко) представляет собой процесс, отчасти обратный историческому процессу возникновения этих букв: буква «ё» была введена в 1783 г. как замена «іо», а «я» (вернее, её предшественники юс малый и а йотированное) появилась как лигатуры εν и ıa соответственно. Впрочем, фонетическое значение юса малого при его появлении было иным (e носовое, а не ja), а кроме того, йотированные гласные и io использовались и после согласных (где означали один звук), что для языка падонков характерно не всегда.

Фонетически правильная, но орфографически некорректная запись (так называемое «неграмотное письмо») существовала начиная с фонетических изменений XIV-XV вв. (появления аканья, отвердения шипящих, оглушения конечных, упрощения сочетаний), которые сделали возможными графически верные записи, не соответствующие принятой в книжном письме этимологической орфографии (сколь бы широки ни были её нормы в разные периоды до стабилизации русской орфографии в середине XIX века). В бытовой письменности (грамоты, частные письма, граффити), особенно в кругу людей, не связанных с церковью или литературой (пусть даже высокопоставленных), такая графика всегда имела широкое хождение; например, Пётр I писал матери царице Наталье Кирилловне: А я, слава Богу, кроме сего натсажать себя иным не стану и поеду по мере не замешкаф; а Андурския <Гамбургские> карабли ещё не бывали. По сем, радасть моя, зравствуй, а я малитвами твоими жиф . Нарочитого характера, в отличие от языка падонков, такая графика не носит, а обычно связана с неполным владением книжной орфографической нормой; соответственно не ставится и задачи последовательного отталкивания от неё (таким образом, на конце слова при «неграмотном письме» будет гораздо чаще писаться -к , чем -г , в соответствии с реальным произношением, а специальной замены орфографического -к на -г не будет; она возможна лишь в случаях гиперкоррекции).

В белорусском языке принята фонетическая орфография, непосредственно отражающая аканье и некоторые другие фонетические изменения, имеющиеся также и в русском языке (см. Орфография белорусского языка). «О» сохраняется только под ударением, при отсутствии же ударения всегда пишется «А» (малако ), русскому тся/ться соответствует цца (баяцца ), некоторым удвоенным согласным соответствуют одиночные (рускі ) и т. д. Предложения подобных реформ для русского языка выдвигались в начале 60-х XX в, на них появлялись карикатуры в журнале «Крокодил». Белорусская система также основана на фонетическом принципе и не представляет собой нарочитого отталкивания от этимологической.

Пьеса футуриста Ильи Зданевича «Янка круль албанскай», написанная и впервые поставленная в 1916 году , написана на смеси зауми и русского языка, причём в печатном издании русский текст набран нарочито без соблюдения нормативных правил орфографии (с общей ориентацией на фонетическую запись вроде белорусской). Некоторые выдержки из пьесы:

В статье Г.Гусейнова (2000), введшего понятие эрратива, приведены ссылки на сетевые публикации Дмитрия Галковского, который уже в пьесах 1990-х годов широко применял тот стиль, к которому впоследствии стремились авторы сайтов udaff.com и fuck.ru.

Подобное явление имело (и имеет) место в американском английском языке, когда возникали стили и жаргоны с целью упрощения сильно фонетически неадекватного литературного английского - см., например, названия дисков и отдельных песен группы «Slade».


Источники

  1. Протасов П. Журнал П@утина.
  2. Журнал Афиша
  3. TUT.by
  4. Офф. сайт группы аЦЦkaya SoToNa.
  5. Письма и бумаги императора Петра Великого: Т. I. 1688-1701. - СПб., 1887.
  6. Первое издание - Тифлис, «Синдикат», 1918; перепечатана в сборнике: Поэзия русского футуризма. СПб., «Академический проект», 2001 («Новая библиотека поэта»), с. 522-531
  7. .

Интерес к исследованиям молодежного сленга возник так же рано, как и сам жаргон.

Знаменитый словарь Даля дает еще больше данных на эту тему. В нем представлены следующие типы жаргонизмов: язык офеней (бродячие торговцы-коробейники) как язык "профессиональной группы", байковый язык (язык городских карманников) как нечто среднее между языком профессиональной группы и воровским арго, и совершенно непонятный для непосвященных язык деклассированных представителей общества (воры, нищие и т. п.)

После революции начали появляться новые работы, посвященные в основном "новому пролетарскому языку". В 1918 году был открыт Институт живого слова, занимавшийся проблемами социальной диалектологии. Здесь можно назвать такие работы, как статью Г. Виноградова "Детский блатной язык (Argot)" (1926), отчет С. Я Капорского "Воровской жаргон среди школьников: По материалам обследования ярославских школ" (1927), словарь "Из лексикона ростовских беспризорников и босяков" (1929).

Но к середине 30-х годов эта тема была объявлена "недостойной внимания" и интерес потихоньку утих. Более-менее был описан жаргон воров и уголовников, но исследования велись не лингвистами, а юридическими работниками, и зачастую практического толка для "не-юристов" в них было мало

Весомую часть разговорной речи составляет сленг, или жаргон, который играет огромную роль в изучении языка. Наибольший интерес вызывает молодежный жаргон. Особая форма общения юного поколения не теряла и не теряет своей актуальности и привлекательности.

Молодежь как социальная группа общества всегда старалась противопоставить себя миру взрослых. Кроме того, соперничество, которое всегда существует между отдельными молодежными группами, наиболее ярко отражает характер общественного развития. Жаргон, используемый в особых формах речевого общения, характерных для молодежи, приобретает актуальность в силу разных причин. В одном случае сленг – это знак протестной реакции на общественные противоречия и жизненные невзгоды; в другом – это знак потенциальной агрессивности, готовности к открытому столкновению. Соперничество между представителями разных социальных групп сопровождается конкуренцией языковых форм и стилей общения. Поэтому групповое и межгрупповое общение представителей разных социальных групп является средой, в которой рождается новый стиль жизни и новый язык.

История молодежного жаргона насчитывает далеко не десятки лет, и даже не столетия, а тысячелетия. Изучение древнерусских памятников заставляет придти к выводу, что и в те далекие времена, когда русский язык только зарождался, уже существовал жаргон.

Толковый словарь русского языка дает следующее определение: "жаргон - речь какой-нибудь социальной или иной объединённой общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных".

Сленг (жаргон, арго) – разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группы, объединяющей людей по признаку профессии, положения в обществе, интересов или возраста; часть разговорной лексики, отражающей грубовато-фамильярное, иногда юмористическое отношение к предмету речи. Став общеупотребительными, эти слова и фразеологизмы часто сохраняют эмоционально-оценочный характер. Элементы сленга либо быстро исчезают из употребления, либо входят в состав литературного языка, приводя к возникновению тонких стилистических и семантических различий.

Таким образом мы можем выделить основные предпосылки возникновения молодежного жаргона:

Желание отдельной группы, в данном случае, молодых людей, ограничиться, дистанцироваться, закрыться от окружающего мира. Особой формой общения они выражают свой протест не только против языковых но и против социально-общественных норм;

Установка на создание простой, свободной, неофициальной, раскованной атмосферы общения;

Желание выразиться пооригинальнее, помоднее, покрасивее, посмешнее, поозорнее;

Следование речевым образцам родной среды, господствующей моде, желание быть таким, как все;

Желание создать нечто новое, свое, личное;

Желание молодежи выговориться, произвести так называемую эмоциональную "разрядку" во время агрессий или стрессовых ситуаций;

Жаргон, по мнению людей, которые его употребляют, экономичнее и удобнее, чем литературный язык. Сленг, в отличие от нормы, способен ярче, гибче и конкретнее выразить мысль.

Глава II. "Жаргон падонкаф" и албанский язык

Я хотела бы выделить так называемый "Жаргон падонков" - распространившийся в Рунете в начале XXI века стиль употребления русского языка c фонетически адекватным, но нарочито неправильным написанием слов (эрративом), частым употреблением мата и определённых штампов, характерных для сленгов. Наиболее часто используется при написании комментариев к текстам в блогах, чатах и интернет-форумах.

Новому столетию всего восьмой год, но уже успел появиться особый русский язык XXI века. Причем впервые язык возник не стихийно, а в результате целенаправленной деятельности энтузиастов. И впервые – сначала в письменном виде – в Интернете, и уже из него новые слова и выражения стали перениматься устной речью.

До сих пор русский язык менялся как угодно - заимствуя иностранные слова, генерируя новые, путем "варваризации", - только не при помощи Интернета. Теперь дошла очередь и до компьютерного обновления родной речи. И Сеть подарила нам сразу целый словарь, который уже вышел на улицы. Так называемая "аффтарская" лексика появляется на улицах в виде наружных реклам, а выражения вроде "автор, что называется, жжот" зачастую используются диджеями музыкальных радиостанций. Безобидные слова "животное" или "Бобруйск" вызывают как минимум улыбку у завсегдатаев интернета. А один из недавних случаев появления "аффтаризмов" в общественно-политической жизни страны можно назвать знаковым. Это стало, пожалуй, первым случаем, когда интернет-сленг столь оперативно покинул пределы виртуального пространства и стал использоваться в реальной жизни, ведь самому слову "превед" и истории его бешеной популярности от силы полтора месяца.

Широкое распространение слово "превед" получило в результате появления в коллективном блоге Dirty.Ru русской редакции картины "Bear Surprise" Джона Лури (John Lurie), в феврале 2006 года. На картине изображен медведь, заставший туристов за занятием сексом на природе; медведь задрал передние лапы вверх и произносит: "Превед!" (в оригинале: "Surprise!"). Картина и фраза породили в Рунете всплеск креативной активности, породившей новые эрративные штампы (в том числе вторичные эрративы) и стили искажения

Вторичные эрративы представляют собой обычно трудно произносимую гиперкоррекцию предполагаемого первичного эрратива. Например, "кросавчег" восходит не к нормативному "красавчик", а к его предполагаемому эрративу "красафчек".

Среди основных новых штампов можно назвать "Превед", "Кросавчег", "Кагдила?", "Учаснег". Медведя, изображенного на картине, называют "Медвед".

К типовым изменениям, вносимым в речь для придания "медведовского" звучания относятся:

· "И" в безударном положении превращается в "Е", и происходит озвончение согласной на конце: прИвеТ - прЕвеД.

· "А" в безударном положении превращается в "О", и суффикс "ЧИК" в суффикс "ЧЕГ": крАсавЧИК - крОсавЧЕГ.

· Глухие согласные в конце слова и перед другими глухими согласными в середине слова превращаются в звонкие: пуШкин - пуЖкен, участниК - учаснеГ.

Долгое время "аффтары" и "Бобруйски" были словами, значение которых понимали только "свои". Использование элементов сленга в разговоре повышало степень доверия к словам собеседника. Теперь, когда в игру вступили рекламщики и политики, сила "аффтарского" слова будет использоваться для получения молодежной поддержки.

Во многих случаях неоправданно ставится знак равенства между "языком падонкаф" и более специфичным диалектом, породившим лексику в стиле "превед" , так называемым албанским языком. Первый возник и развивался в среде с сильным влиянием табуированной лексики и фактически зародился, как попытка несколько замаскировать инвективы при передаче текстов на сайтах, требующих несколько большего соответствия литературным нормам (как методом подстановки букв)

Второй тип ("превед"), прежде всего предполагающий декоративную обработку фонетики, зародился на развлекательных сайтах (несомненно, испытывавших сильное влияние "падонкафской" традиции, но, тем не менее, вполне самостоятельных).

Также следует отметить сильное влияние на развитие языковых штампов Живого Журнала , породившего ряд распространенных "каментов" (такие штампы весьма ограниченно используются на том же Udaff.com, фактически сводясь к "фдисятке" и "ниипет", в силу того, что литературная традиция Udaff.com, несмотря на внешнюю свободу, предъявляет ряд требований к автору постинга).

Глава III. История возникновения и развитие

Стиль фонетически адекватной, но нарочито неправильной орфографии появился в Интернете стихийно, как гротескная реакция на многочисленные орфографические ошибки в интернет-публикациях и репликах. Считается, что появление жаргона падонков в интернете произошло благодаря деятельности Дмитрия Соколовского, администратора сайта udaff.com, более известного как "Удав". Существует распространённое мнение, что он - инженер-электрик. Однако, в интервью он заявил, что он электрик только по образованию и никогда им не работал. В 2000 году он начал писать для сайта с говорящим за себя названием fuck.ru, а потом открыл сайт udaff.com, где публикует свои и чужие тексты, в которых превалирует телесный низ, а также бросается в глаза широкое использование мата. Согласно самому Соколовскому, первым коверкать слова на сайте fuck.ru начал автор, выступавший под псевдонимом Линкси (Linxy). Затем он долгое время поддерживал известный сайт контр-культурной направленности down.ru, который в настоящее время не существует. В честь Линкси, этот "язык", первоначально именовался Л-язык, а в дальнейшем был переименован в "албанский", как сейчас обычно и называется "падонками". Сторонники этого стиля называют себя "падонками". Стиль получил распространение в интернете, причём нарочитая нецензурность и цинизм стиля отступили, отчего области употребления значительно расширились. В статье Г.Гусейнова (2000), введшего понятие эрратива, приведены ссылки на сетевые публикации Дмитрия Галковского, который уже в пьесах 1990-х годов широко применял тот стиль, к которому впоследствии стремились авторы сайтов udaff.com и fuck.ru. Особенности стиля "падонков" заключаются в нарочитом нарушении норм орфографии русского языка в сторону фонетического письма ("декоративных транскрипций") - в первую очередь, в смещении фонетически адекватных форм в сторону орфографически неправильных - употреблении "а" вместо безударного "о" и наоборот, "и" вместо безударного "е" и наоборот, "цц" вместо "тс", "тьс", "дс", также "жы" и "шы" вместо "жи" и "ши", "щ" вместо "сч" и наоборот, "йа" вместо начального "я", "ф" или "фф" вместо "в", противоположном использовании оглушённых звонких и глухих согласных, а также в слиянии слов воедино без пробела. Следует отметить, что замена фонетически адекватных слов на искажённые (например, превед или кросафчег) скорее относится к лексике "преведа", нежели к жаргону "падонков". Подобное явление имело (и имеет) место в американском английском языке, когда возникали стили и жаргоны с целью упрощения сильно фонетически неадекватного литературного английского - см., например, названия дисков и отдельных песен группы "Slade".В соответствии с описанными нормами, в жаргон были включены также английские слова из общеинтернетовской лексики, элементы сленга и оригинальные выражения. Большое распространение язык падонков получил с появлением в интернете блогов, в которых "падонки" оставляли свои "каменты" (комментарии). Надо сказать, что и сам "падонкавский" диалект в конечном итоге ведет свое начало именно из Фидо: примерно с конца декабря 1998 года начала распространяться эхоконференция SU.KASCHENKO.LOCAL (участников которой и их последователей называют кащенитами), берущая своё название от знаменитой "Кащенки" (она же психиатрическая больница имени Алексеева). В отличие от "ТВНщиков" (участников конференции ТУТ ВСЕ НАСРЕМ) и "падонков", избравших основной темой творчества "телесный низ", у кащенитов преобладал "черный юмор", шутки над самым святым. Другая основная тема - еврейство: одной из мишеней кащенитов традиционно были сетевые националисты. Да и подписчиков, практикующих обычный бытовой антисемитизм, надо думать, письма с "псевдоеврейским" акцентом особенно раздражали.

Еврейская тематика, столкнувшись с любовью к черному юмору, вылилась в вариации на тему печей Холокоста. Сетевые старожилы сразу же вспомнят выражения "фтопку" и "фгазенваген" (подробнее см. в описании соответствующих выражений).

Объектами глумлений в "кащенке" за всю ее историю становились люди с разнообразными интересами: поклонники Децла и Лены Зосимовой, групп "Металлика", "Ария" и "Тату", фашисты, сатанисты (во главе с Warrax’ом) и многие, многие другие. Все эти волны последовательно обогащали фольклор разными словами и выражениями, некоторые из которых выплескивались за пределы SKL в Фидо и далее, в Интернет. Например, слово "сотона" своим появлением в жаргоне подонков обязано переписке в SU.MUSIC.HEAVY&DEATH, многие из подписчиков которой плохо учились в школе и делали ошибки даже в таком простом слове. Однако само слово "Сотона", вопреки всеобщему заблуждению, имеет вполне естественное происхождение(в силу различного восприятия огласовок у евреев-сефардов и евреев-ашкенази, в ашкеназском произношении Сатана читался как "Сотона") Тему "сотонизма" продолжила пародийная рок-группа "АЦЦКАЯ СОТОНА" (sic!), придуманная подписчиком SU.MUSIC.HEAVY&DEATH Ильей Прутовым, но затем прочно вошедшая в кащенский фольклор. Группа, согласно ее выдуманной истории, дала ровно один концерт, во время которого сгорела вместе с Домом культуры, в котором он происходил. Ситуацию усугубило то, что впоследствии неизвестными шутниками был создан сайт этой группы, с которого можно даже скачать песни. Кто вот так пошутил - неизвестно до сих пор. А название группы в современном интернетовском лексиконе перешло в мужской род и стало нарицательным (если "афтар жжот", то, видимо, афтар - "аццкий сотона", всё правильно). Еще из той же струи - творчество Павла Сколоты, обогатившего в свое время конференцию OBEC.3BOH, предназначенную для произведений начинающих авторов, стихами в духе "всех убью (во имя Сотоны), один останусь". Стихи в таком стиле получили название "сколотиков", им лексикон современного сетянина обязан появлением слов "мочет" (видоизмененное "мачете"), "зорубить", "зохавать".

В настоящее время жаргон "падонков" постепенно переходит из виртуальной жизни в реальную. Все чаще его можно встретить в рекламе и на витринах магазинов (не говоря уж про граффити).

Обычно филологи достаточно спокойно относятся к молодежному жаргону, утверждая: повзрослев, все забывают и про "хаты", и про "шузы". Но "албанский" язык вызывает у них гораздо больше страхов. "Молодые люди, которые предпочитают изъясняться на так называемом "албанском", себя обкрадывают, - считает Марина Дегтярева, - Невозможно ежедневно писать "превед" и "медвед", а потом с легкостью перейти на научный стиль реферата или диплома. Невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью речевых клише, а потом, когда того потребуют обстоятельства, заговорить красиво, грамотно, свободно. Человек с глазами, намозоленными "ашипками", не воспримет всю прелесть классической литературы. И, конечно, нельзя будет ждать от него грамотности при письме. Давно уже было подмечено: некоторые московские школьники меньше делают ошибок, когда разговаривают или пишут на английском, чем на русском. Коверканье слов неизбежно усугубит ситуацию с грамотностью. Рука, привыкшая к неправильному написанию, потом автоматически "выдаст" ошибку. Кому-то это может стоить и кАрьеры".

По подсчетам, ежемесячно в Рунет заходит более 25 миллионов россиян, причем пользователей становится все больше и больше. Быстрее всего учатся новому языку студенты и старшеклассники, вслед за которыми начинают лепетать на интернет-сленге ученики средней и даже младшей школы. "Ничего удивительного в этом нет, - считает Майя Душкина, кандидат психологических наук, доцент Российского государственного социального университета. - У детей, подростков и ребят постарше всегда было стремление отгородиться от "взрослой", общепринятой культуры и чем-то выделиться. Субкультура представляет собой способ идентификации, групповой и личностной, обозначая место "пользователя" в системе координат общества в целом. Цель этого процесса - обозначение и утверждение своего Я, достижение вожделенной самоидентичности. Это и есть то, что хочет обрести, к чему стремится всякий носитель субкультуры, манифестирующий своими "преведами-аффтарами" собственную продвинутость, современность, посвященность. "Я в теме, я причастен, я на гребне волны" - вот тот месседж, который он отправляет всем и вся". Это мнение разделяет и Марина Дегтярева, доцент кафедры современного русского языка Московского государственного областного университета: "Сленг является своеобразным паролем, благодаря которому сразу становится понятно, кто "свой", кто "чужой". Общий язык дает возможность говорящим на нем почувствовать свою принадлежность к общей команде. У каждого поколения молодежи были свои особые словечки. Пятнадцать лет тому назад мальчишки, одобряя велосипед товарища или новый фильм, говорили "клево!", пять лет тому назад это слово заменилось на "прикольно!", совсем недавно вместо него можно было бы услышать "рульно!". А сейчас, скорее всего, молодой человек скажет: "Зачот!" Распространение Интернета должно было неизбежно породить свой язык, продиктованный стилем ведения беседы".

Этот стиль подразумевает, что виртуальный человек должен уметь говорить быстро и при этом оригинальничать. Если пороха не хватает на интересные мысли, тогда следует щеголять манерой выражения. Планка креатива находится в интернет-сообществе, говорящем на "албанском" языке, на довольно низком уровне, ведь нечто свое, истинно оригинальное регулярно заменяется эмоциональным клише.

Далеко не все интернет-сообщество радостно перешло на "албанский". Прошло несколько акций, смысл которых объединяет девиз "Я умею говорить по-русски!". Таблички "Пишу по-русски, "Аффтарам" просьба не беспокоить", "Хочу читать тексты на правильном русском языке" украсили многие дневники живых журналов и персональные странички пользователей. Некоторые не шибко грамотные школьники, которые, однако, вступили в борьбу за чистоту русского языка, вдруг засели за толковые словари, чтобы случайно чего-нибудь не "ляпнуть" на своей страничке живого журнала и не быть осмеянным забредшим туда "медведом". Вот только за это "жывотному" и стоит пожать "лабу".

Глава IV. Интересные факты

Албанский в блоге Мадонны

Выучить "албанский" также призывали Мадонну, после того как она, используя программу-переводчик, поприветствовала своих русских фанатов, назвав их "вентиляторами" (англ. fan - вентилятор/веер/фен, болельщик/фанат):

Для моих русских вентиляторов. Я хочу лично приветствовать вас к моему blog. Я люблю вас ванты! Вы самые лучшие! Не забудьте купить мои новые исповеди альбома на поле танцульки. Выразьте. Не подавите. Я замечал ваше присутствие здесь. Я вспомню ваше мягкосердечие.

Исторические совпадения

· Поэт и художник-футурист Ильязд в 1916 году, задолго до появления "языка падонков", написал целую пьесу на смешанном с заумью орфографически неправильном русском языке, названным "изык албанскай".

Албанско–русский словарик.

· Аффтар жжот - автор молодец. История выражения такая: Николай Васильевич Гоголь имел неосторожность сжечь второй том "Мертвых душ". Несомненно, второй том был гениален, поэтому пользователи сленга и используют описание этой печальной истории в реальном времени для выражения восхищения произведением.

· Аффтар выпей йаду - и опять мы возвращаемся к истории. Только теперь не в Петербург, а в Австрию, на родину Моцарта. Помните печальную историю с Сальери?

· Аффтар жжот нипадецки - произошло от гипотетического предположения "А что если бы Гоголь сжег оба тома?"

· Аццкий - хороший, сильный.

· Баян, боян, боянчег - осуждающая реплика, говорящая о том, что произведение является копией всем известного.

· Гламурно, гламурненько - от французского glamour - "очаровательно, красиво, мило".

· Готично - от английского gothic - "грубый, неотесанный", означает нечто гротескное и вместе с тем красивое. Близко по значению к слову "жесть".

· Жесть, жостко - проявление сильного впечатления от увиденного, прочитанного.

· Жжош, жжот - одобрительные выражения от глагола "жечь".

· З.Ы. - то же что P.S. (постскриптум) в ошибочной транслитерации.

· Кагдила? - как дела?

· Коммент - от английского comment - "комментарий".

· Киса, ты с какова горада? - приветствие с оттенком иронии. Намек на недалекость собеседника, указывающий на бессмысленность дальнейшей дискуссии.

· Криатифф - от английского creative - "созидательный, творческий". Означает запись в интернет–дневнике, далее комментируемую посетителями сайта.

· Кросавчег - восхищение с элементом иронии.

· Медвед - имеется в виду медведь с картины Джона Лурье Bear Surprise, говорящий "превед!" (в оригинале - surprise!).

· Моск, мосх - мозг, ум. Например, "Только не мой моск!" Имеет ироничное значение. "У вас моск есть?" - синоним фразы "вы блондинка?" или "вы глупая (–ый)?".

· Ниасилил - не прочитал полностью. Иногда уточняется причина - "слишком много букаф", "патамушто вайна и мир" (много текста), "патамушта стехи".

· Нипонил - не понял, не вижу смысла.

· Нисмишно - не смешно.

· Пацталом, пацтулом, упалпацтол - читатель от смеха упал под стол, стул.

· Песатель, пейсатель - то же, что и аффтар.

· Пицот - от "пятьсот", то есть много.

· Плакаль! Рыдаль! - плакал от смеха. Синоним "пацтулом" и "ржунимагу".

· Пэтэушнег - человек очень низкого интеллектуального развития.

· Раскас, роскас - рассказ.

· Респектъ, риспект, риспегд - от английского respect - "уважение". Слово выражает одобрение. Вариант - "респект и уважуха".

· Фтему - в тему, хорошо.

· Фтопку! Фпекло! - крайне отрицательная оценка.

· Фупазор - фу, позор!

Способов записи в данной позиции выбирается то, которое не соответствует орфографической норме - употребление а вместо безударного о и наоборот, взаимозамена безударных и , е и я , цц или ц вместо тс , тьс , дс , также жы и шы , чя и щя вместо жи и ши , ча и ща , щ вместо сч и наоборот, йа , йо , йу вместо начальных я , ё , ю , взаимозамена глухих и звонких на конце слова или перед глухими (кросафчег ), причём вместо ф в этой позиции может употребляться фф (по образцу старой западноевропейской передачи фамилий вроде Smirnoff ). Распространено также слияние слов воедино без пробела (ржунимагу ). Иными словами, это «антинорма», основанная на последовательном (или близком к таковому) отталкивании от существующего нормативного выбора написаний (то есть для того, чтобы писать на жаргоне падонков, фактически надо владеть существующей нормой). Кроме того, реже используются средства, нарушающие графические принципы чтения: взаимозамена глухих и звонких не только на конце слова (дафай ), а также твёрдых и мягких (например, медвед ). Последние явления лексикализованы (связаны с конкретными словами).

Почему? Это Живой Журнал. Американский сайт, а не албанский. И я же знаю, что Вы говорите на двух языках. Плюс, быть американцем означает, что остальной мир должен подстраиваться под меня. Но это лишь моя точка зрения.

В ответ в русскоязычной части ЖЖ был организован флешмоб Уроки Албанского , который ставил своей целью помочь американцу выучить русский язык. За пару дней scottishtiger получил несколько тысяч комментариев с «уроками албанского» и просто флудом. Пользователю предлагалось извиниться и написать в своем журнале пост (на русском языке) о том, что он уже выучил албанский язык, что scottishtiger , в конце концов, и сделал. Возможно, только потому, что, помимо журнала и почтового ящика, получал огромное количество SMS-сообщений и звонков на свой мобильный телефон.

Первые уроки албанского:

Урок первый. Про букву Х. Х. Это важная албанская буква русского алфавита. С неё начинается ебланское албанское национальное слово «хуй». Слово в народе любимо и часто употребимо. …
А - самая важная буква Алфавита. C нее начинается название не менее ебланской страны чем Албания - а именно Америка.

Через некоторое время он снизил активность (в том числе выключил комментарии) из-за непрекращающегося неконтролируемого флуда , а потом и вовсе прекратил свое существование (решение удалить свой блог к акции «Учи албанский» отношения не имело). На данный момент блог scottishtiger восстановлен старым владельцем, хотя и начат с чистого листа (то есть все старые записи удалены). Изначально выражение «учи албанский» никакого отношения к так называемым «падонкам » не имело, оно было заимствовано позже.

Албанский в блоге Мадонны

Выучить «албанский» также призывали Мадонну , после того как она, используя программу-переводчик, поприветствовала своих русских фанатов , назвав их «вентиляторами» (англ. fan - вентилятор/веер/фен, болельщик/фанат):

Для моих русских вентиляторов. Я хочу лично приветствовать вас к моему blog. Я люблю вас ванты! Вы самые лучшие! Не забудьте купить мои новые исповеди альбома на поле танцульки. Выразьте. Не подавите. Я замечал ваше присутствие здесь. Я вспомню ваше мягкосердечие.

Позже ей помогли исправить перевод.

Исторические совпадения

  • Поэт и художник-футурист Ильязд в 1916 году , задолго до появления «языка падонков », написал целую пьесу на смешанном с заумью орфографически неправильном русском языке , названном «изык албанскай».
  • Александр Проханов в 1997 году опубликовал в своей газете «Завтра» статью «Русский, учи албанский! »

История

Стиль, основанный на нарочито неправильной орфографии, распространился в Интернете стихийно как гротескная реакция на многочисленные орфографические ошибки в интернет-публикациях и репликах. Считается, что появление жаргона падонкафф в интернете произошло благодаря деятельности Дмитрия Соколовского, администратора сайта udaff.com, более известного как «Удав». В 2000 году он начал писать для сайта с говорящим за себя названием fuck.ru и fuckru.net, а потом открыл сайт udaff.com, где публикует свои и чужие тексты, в которых превалируют секс, еда и испражнения, а также широко используется мат . Согласно самому Соколовскому, первым коверкать слова на сайте fuck.ru начал автор, выступавший под ником Линкси (Linxy). Затем он долгое время поддерживал известный сайт контркультурной направленности down-culture.ru, который в настоящее время не существует. В честь Линкси этот язык первоначально именовался Л-языг.

«Албанским» его стали именовать после интернет-флэшмоба, спровоцированного американским пользователем Живого журнала , имевшего неосторожность спросить русскоязычного пользователя ЖЖ, «что это за язык», на котором тот ведёт записи на страницах своего онлайн-дневника, а затем потребовать от него, чтобы тот вёл записи по-английски на том основании, что Живой журнал, мол, - это «американский сайт». Данный пост в сообществе быстро набрал огромное количество комментариев, большая часть из которых была откровенно саркастического содержания (в том числе знаменитый ответ на вопрос американца про язык упомянутого дневника - «албанский»). Русские пользователи ЖЖ в рамках флэшмоба также стали оставлять множество подобных комментариев к постам американского автора, и в конечном итоге он был вынужден временно удалить свой журнал.

Предшественником языка падонков является язык кащенитов, особой группы людей, обитавших в эхоконференции Фидонета SU.KASCHENKO.LOCAL. Именно кащениты первыми придумали писать нарочито неправильно. В разное время язык кащенитов менялся, и в Интернет, уже под именем «язык падонков», попала уже устоявшаяся версия языка. В Интернете язык практически не развивался, однако породил множество устойчивых выражений.

Последователем языка падонков можно считать язык Упячки , хотя этот «язык» слишком специфичен: в основном он представляет из себя смесь нескольких отдельных слов, не несущих по большей части смысловой нагрузки, например: «Жепь ебрило», «Чочо», «Адинадинадин» и т. д.

Распространение

Стиль получил распространение в Интернете, причём нарочитая нецензурность и цинизм стиля отступили, отчего области употребления значительно расширились. Большое распространение язык падонков получил с появлением в интернете блогов , в которых «падонки» оставляли свои «каменты» (комментарии). Жаргон оказал сильное влияние на развитие языковых штампов Живого Журнала , породившего ряд распространённых «каментов», таких как «первыйнах» (первый комментарий), «аффтар жжот», «убейся апстену», «выпей йаду», «зачот», «аццкий сотона» и т. п. В соответствии с описанными нормами, в жаргон были включены также английские слова из общеинтернетовской лексики, элементы сленга и оригинальные выражения.

В настоящее время жаргон «падонков» постепенно переходит из виртуальной жизни в реальную. Все чаще его можно встретить в рекламе и на витринах магазинов (не говоря уж про граффити). И даже в заголовках аналитических статей, напр.: Среди сторонников чистоты речи сленг крайне непопулярен и подвергается обструкции .

В популярной культуре

Отсылки к жаргону падонков в литературе, музыке, кино - не редкость.

  • Пародийная группа «The Неподарки» исполняет песни на жаргоне падонков.
  • В песне «Бабушка спросила» группы «Ландыши » есть строки:

Об этом уникальном феномене
Я рассказал Гордону на досуге
Гордон ответил мне на модной фене:
«Жжошь, сцуко!»

  • В произведении Виктора Пелевина Шлем ужаса на языке пАдонкаф разговаривал персонаж S"liff_zoSSchitan .

Возможные прототипы

Переход от ё к йо и от я к йа представляет собой процесс, отчасти обратный историческому процессу возникновения этих букв: буква «ё» была введена в 1783 г. как замена «іо», а «я» (вернее, её предшественники юс малый и а йотированное) появилась как лигатуры εν и ıa соответственно. Впрочем, фонетическое значение юса малого при его появлении было иным (e носовое, а не ja), а кроме того, йотированные гласные и io использовались и после согласных (где означали один звук), что для языка падонков характерно не всегда.

Фонетически правильная, но орфографически некорректная запись (так называемое «неграмотное письмо») существовала начиная с фонетических изменений XIV-XV вв. (появления аканья, отвердения шипящих, оглушения конечных, упрощения сочетаний), которые сделали возможными графически верные записи, не соответствующие принятой в книжном письме этимологической орфографии (сколь бы широки ни были её нормы в разные периоды до стабилизации русской орфографии в середине XIX века). В бытовой письменности (грамоты, частные письма, граффити), особенно в кругу людей, не связанных с церковью или литературой (пусть даже высокопоставленных), такая графика всегда имела широкое хождение; например, Пётр I писал матери царице Наталье Кирилловне : А я, слава Богу, кроме сего натсажать себя иным не стану и поеду по мере не замешкаф; а Андурския <Гамбургские> карабли ещё не бывали. По сем, радасть моя, зравствуй, а я малитвами твоими жиф . Нарочитого характера, в отличие от языка падонков, такая графика не носит, а обычно связана с неполным владением книжной орфографической нормой; соответственно не ставится и задачи последовательного отталкивания от неё (таким образом, на конце слова при «неграмотном письме» будет гораздо чаще писаться -к , чем -г , в соответствии с реальным произношением, а специальной замены орфографического -к на -г не будет; она возможна лишь в случаях гиперкоррекции).

Источники

Ссылки

  • SU.KASCHENKO.LOCAL - архив фидонетовской эхоконференции на Google Groups
  • Мадонна, учи албанский (рус.)

Публикации

  • Лера Жан. ЭФФЕКТ «ПРЕВЕД». // Журнал «Я» , № 7 (31) 27 марта - 9 апреля, 2006. Статья, полностью раскрывающая историю создания картинки с «ПРЕВЕД»ом. Интервью с авторами.
  • Сергей Вильянов «Полный превед» // «Компьютерра» , № 11 (631), 21 марта 2006.
  • Гасан Гусейнов «Берлога веблога». Введение в эрратическую семантику // «Говорим по-русски» , март 2005 - первая попытка определить культурную функцию «языка падонков» (которых автор также неточно называет «гоблинами» и «удавами»). Впервые предложен термин для определения типичного для «языка падонков» словоискажения - эрратив. Впервые в бумажной печати тема эрративов рассмотрена в статье:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

" Олбанский язык " . Опыт исследования

Введение

Виртуальная коммуникация породила особый язык виртуального общения, прозванный «олбанским». Его отличительная черта - коверкание русского языка по определенным правилам. Этот особый язык стал постепенно перебираться в повседневную жизнь, тем самым обострив проблему чистоты современного русского языка. Ученые - лингвисты, учителя - языковеды, родители часто упрекают наше поколение в безграмотности, считая главной ее причиной чрезмерное увлечение общением «по-олбански». Но так ли это на самом деле?

Я выдвинула гипотезу: использование «олбанского языка» при общении в интернете не влияет на грамотность учащихся на уроках русского языка.

Цель моей работы - исследование влияния «олбанского языка» на грамотность учащихся 8-9 классов ГУО «Самохваловичская ОСШ».

Задачи работы:

Изучить информацию об особенностях общения подростков через интернет, формах виртуального общения;

Изучить часто употребляемые сленговые выражения и сокращения слов и попытаться выявить особенности их употребления в «олбанском языке»;

Исследовать представления учащихся 8-9 классов и преподавателей ГУО «Самохваловичская ОСШ» по данной проблеме.

Объект исследования: «олбанский язык».

Предмет исследования: влияние «олбанского языка» на грамотность учащихся 8-9 классов ГУО «Самохваловичская ОСШ».

Используемые методы: опрос, мониторинг, метод библиографического анализа.

1. Специфика общения в интернете

учащийся интернет олбанский язык

Коммуникация в интернете - явление сравнительно новое и потому малоизученное. С одной стороны, в интернете можно найти любую информацию на любую тему, в том числе и на тему интернет - общения. С другой стороны, исследования, посвященные этому виду общения, достаточно отрывочны и несогласованны. Тем не менее, опираясь на данные ресурса www.psychology.ru, можно выделить следующие особ енности общения через и нтернет .

Во-первых, это анонимность. Сведения, предоставляемые интернет - пользователем, недостаточны для реального и адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или предоставление ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического риска в процессе общения - раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения.

Во-вторых, это добровольность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

В-третьих, это затрудненность эмоциональной составляющей общения. В то же время наблюдается стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами.

Если говорить о формах виртуального общения , то наиболее известными являются чаты, форумы, электронная почта, ICQ, блоги.

Каждая из этих форм имеет свои уникальные традиции общения и предъявляет особые требования к языку, на котором происходит коммуникация. Кроме того, формы сетевого общения различаются не только по режиму интерактивности (Online и Offline), направленности коммуникации (моно - диа- и полилогичные), но и по степени открытости. Можно условно разделить их на «открытые» (доступные для просмотра всеми пользователями сети) и «частные» (предназначенные для конфиденциального общения).

Рассмотрим некоторые из них более подробно. В чатах по большей части практикуется общение ради самого общения. Для них характерны неподготовленные высказывания, где преобладает разговорный жанр, на который, однако, накладывает свой отпечаток специфика обмена репликами в письменной форме. Посредством чата возникла, по сути, новая форма языкового взаимодействия - симбиоз письменной и разговорной речи. Кроме того, быстрота общения в чатах наложила свой отпечаток на объем реплик: высказывания отличаются лаконичностью, средняя длина сообщения составляет 5-6 слов, тогда как объем электронных писем может достигать нескольких страниц текста.

На протяжении последних нескольких лет стали очень популярны блоги , сетевые дневники одного или нескольких авторов, состоящие из записей в обратном хронологическом порядке. Форумы - это место сетевого общения группы авторов, где записи объединены общей темой. Они ориентированы на более отсроченный по времени обмен высказываниями, чем чаты, поэтому реплики участников форума больше соответствуют манере письменной речи: высказывания логичны, закончены и информативны.

Потребность полноценного общения в Интернете вызвала к жизни новые знаковые системы . Невозможность использовать во время коммуникации в интернете стандартные средства передачи эмоций привела к созданию системы так называемых смайликов, с помощью которых может быть выражена достаточно разнообразная гамма чувств. В качестве заменителя модуляций голоса используются также заглавные буквы, которые вне заголовка передают повышение голосового тона.

Зачастую пользователи интернета не утруждают себя развернутыми комментариями, предпочитая расхожие фразы из сетевого жаргона. Если текст понравился, его награждают типовыми похвалами «Жжот!», «ХДДД». Если сообщение показалось скучным - «Facepalm», «Низачот», «Никатит». Такое откровенное коверкание языка - не обязательно признак тотальной безграмотности посетителей блогов и чатов. Как еще передать нюансы своих эмоции - иронию, сарказм, удивление? Вот и прибегают пользователи сети к отклонению от норм орфографии и пунктуации, использованию заглавных букв внутри слов и другим играм с алфавитом (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ).

Основная цель использования такой знаковой системы - экономия времени, отведенного на общение. Это примета современного общества в целом: темп жизни ускоряется с каждым днем, и язык, соответственно, приспосабливается к новым условиям функционирования.

Многие пользователи интернета допускают огромное количество ошибок . Эти ошибки можно разбить на следующие группы.

Неграмотность обыкновенная . Некоторые люди не выучили в школе правила орфографии и попросту не знают, как пишется то или иное слово. Они употребляют трудные для них слова так, как считают нужным, но зачастую их мнение о правильном написании не совпадает с истиной.

Неграмотность нарочитая . Неграмотность в этом случае возведена в ранг достоинства. Слова печатаются так, как они слышатся и произносятся, звонкие согласные меняются на глухие («дарофф»), А на О , Е на И и наоборот («превед»). Именно такое написание является своеобразной визиткой «олбанского языка». Владение «олбанским» показывает принадлежность человека к громадному сообществу интернет - общения. Он становится своим, коверкая русский язык по определенным правилам.

Опечатки . Интернет переполнен опечатками. Такое количество опечаток существует потому, что многие люди не проверяют правильность набранного текста.

2. учащимися 8 -9 классов ГУО «Самохваловичская осш»

Для исследования представлений учащихся о влиянии «олбанского языка» на грамотность мною была разработана специальная анкета. Правила составления подобного типа анкет взяты из учебника социологии под редакцией проф. Елсукова А.Н.

Анкетирование проводилось в 8 «А», 8 «Б» и 9 «А» классах. Всего было опрошено 50 учеников, подавляющее большинство которых - 36 учеников или 72% опрошенных - заявило, что участвует в интернет - общении.

Какие формы общения в интернете ты предпочитаешь?

Электронную почту

31 ученик (8 6 % ) выбрал чат, 3 (1 4 % ) - электронную почту.

Используешь ли ты «олбанский язык» в интернет - общении?

Никогда

В зависимости от ситуации

26 ученик ов (7 2 % ) ответил о «в зависимости от ситуации», 5 - «иногда», 4 (1 1 % ) - « часто » , 1 (3 % ) - « никогда » .

Используешь ли ты «олбанский язык» в устном общении с одноклассниками?

Никогда

В зависимости от ситуации

30 учеников (8 3 % ) ответило «иногда», 4 (1 1 % ) - «часто», 2 (6 % ) - «никогда».

Используешь ли ты «олбанский язык» в общении с родителями и учителями?

Никогда

В зависимости от ситуации

27 (7 5 % ) учеников ответило «никогда», 8 (2 2 % ) - «в зависимости от ситуации», 1 (3 % ) - иногда.

Почему ты используешь «олбанский язык» в интернет - общении?

Это современно (модно)

Это весело

Чтобы взрослые не поняли

Так все делают

Так быстрее

34 ученика (9 4 % ) ответило «так быстрее», 2 (6 % ) - «это весел о».

Применяешь ли ты правила орфографии при общении в интернете?

Никогда

В зависимости от ситуации

35 учеников (9 7 % ) ответили «в зависимости от ситуации», 1 (3 % ) - «всегда».

Применяешь ли ты правила пунктуации при общении в интернете?

Никогда

В зависимости от ситуации

30 (8 3 % ) учеников ответили «в зависимости от ситуации», 6 (1 7 % ) - «иногда».

Какие слова ты чаще всего видоизменяешь?

Плз - пожалуйста.

Позязя - пожалуйста.

Лю тя оч сина - люблю тебя очень сильно.

Мона - можно.

Сё-нить - что-нибудь.

Ку - привет.

Споки ноки - спокойной ночи.

Ток - только.

Мб - может быть.

Спc - спасибо.

Намана - нормально.

How a u - how are you?

Влияет ли использование «олбанского языка» при общении в интернете на твою грамотность на уроках?

32 ученика (8 9 % ) ответило «нет», 4 (1 1 % ) - «не знаю».

Итак, ответы учащихся достаточно категоричны: 89% тех, кто участвует в интернет - общении (или 64% от всех опрошенных - напомню, всего в опросе принимало участие 50 человек), считает, что использование «олбанского языка» не влияет на их грамотность в школе. Вот наиболее распространенные аргументы.

«Я использую сленг в зависимости от ситуации общения, в первую очередь, от того, кем является мой собеседник».

«Сейчас в чатах все разговаривают на «олбанском языке», но в реальной жизни я стараюсь его не использовать».

«Я везде пишу не очень грамотно. Специально ошибок не делаю, но и не слишком из-за них переживаю».

Подобная позиция подтверждается и ответами на предыдущие вопросы. Напомню, что, отвечая на вопросы №6 «Применяешь ли ты правила орфографии при общении в интернете?» и №7 «Применяешь ли ты правила пунктуации при общении в интернете?», 97% и 83% учащихся соответственно выбрали ответ «в зависимости от ситуации».

Наглядные примеры переписки в интернете с соблюдением норм русского языка приведены в ПРИЛОЖЕНИЯХ 2 и 3 .

Такой же четкий ответ дан и на вопрос о причинах использования «олбанского языка» при общении в интернете: «так быстрее» (94% опрошенных). В свою очередь, этот результат подтверждается ответами на вопрос №8 «Какие слова ты чаще всего видоизменяешь?». Приведенные в качестве ответа выражения - это главным образом сокращения слов и словосочетаний.

Для дальнейшей проверки объективности полученных результатов я провела опрос среди 8 учителей - языковедов нашей школы. Вопрос был поставлен следующим образом: «Влияет ли использование «олбанского языка» при интернет - общении на грамотность учащихся на уроках русского, белорусского и английского языка?». Варианты ответа: «да», «нет», «не знаю».

2 учителя (25%) ответили «да», 6 (75%) - «нет».

Заключение

Общение в интернете выделяется многими современными исследователями в особый вид общения со своими специфическими характеристиками : анонимностью, добровольностью контактов и затрудненностью эмоциональной составляющей общения.

Наиболее известными формами виртуального общения являются форумы, электронная почта, ICQ, блоги, чаты.

Посредством чата возникла новая форма языкового взаимодействия - симбиоз письменной и разговорной речи . Основная причина ее использования - экономия времени, отведенного на общение.

При общении в чатах пользователи интернета допускают огромное количество ошибок . Эти ошибки можно разбить на три группы:

неграмотность обыкновенная, неграмотность нарочитая («олбанский язык»), опечатки. Согласно распространенному мнению, именно использование «олбанского языка» является главной причиной снижения грамотности учащихся.

Для проверки этого утверждения мною и было проведено данное исследование.

Анкетирование проводилось в 8 «А», 8 «Б» и 9 «А» классах. Всего было опрошено 50 учеников, подавляющее большинство которых - 36 учеников или 72% опрошенных - заявило, что участвует в интернет - общении. Далее вопросы задавались тем, кто положительно ответил на предварительный вопрос, т.е. 36 учащимся.

Ответы оказались достаточно однозначными.

Ответы на вопрос №5 «Почему ты используешь «олбанский язык» в интернет - общении?» подтвердили предположения авторов ресурса www.psychology.ru о том, что основная причина использования сокращений - экономия времени при общении.

Отвечая на вопрос №9 «Влияет ли использование «олбанского языка» при общении в интернете на твою грамотность на уроках?», 89% тех, кто участвует в интернет - общении, заявило, что использование «олбанского языка» не влияет на их грамотность в школе. Подобная позиция была подтверждена и ответами на контрольные вопросы (№6 и №7).

Для дальнейшей проверки объективности полученных результатов был проведен опрос среди учителей - языковедов нашей школы. 75% учителей также согласилось с утверждением, что использование «олбанского языка» не влияет на грамотность учащихся на уроках.

Таким образом, полученные при исследовании данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности состояния современного русского языка в сфере общения. Проблема грамотности и культура в сети Интернет. Распространение социальных сетей и специфика языка их пользователей. "Олбанский язык" и его популярность для виртуального общения.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2013

    Отличительные черты реального и виртуального общения. Особенности и основные способы общения в Интернете: электронная почта, форумы (ICQ), чаты, социальные сети. Анализ мнения современной молодежи по поводу вреда или пользы общения подростков в Интернете.

    презентация , добавлен 13.05.2013

    Разнообразие видов социального взаимодействия, социальных контекстов участников общения. Формирование речевой способности. Язык как элемент культуры. Функции естественного языка и речи. Контексты вербальной коммуникации. Формы вербальной коммуникации.

    реферат , добавлен 23.12.2014

    Сущность институционального подхода в социологии. Критерии, определяющие качество образования. Результаты прикладного исследования, направленного на анализ оценок качества образования учащимися школ города Челябинска, мотивация обучения в школе.

    дипломная работа , добавлен 14.03.2013

    Психолого-педагогические особенности учеников 9-11 классов. Теоретические особенности понятия "профессиональный интерес". Особенности города Нарьян-Мара в формировании профессиональных интересов учеников. Опрос учащихся 9-11 классов школ № 1 и № 5.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2015

    Язык как основное средство коммуникации современного города. Факторы, влияющие на формирование речи жителей мегаполиса. Анализ влияния урбанизации на специфику городского общения. Роль массовых информационных коммуникаций в жизни современного города.

    реферат , добавлен 19.08.2010

    Массовые коммуникации в обществе и их функции. Влияние социальных факторов на язык. Воздействие информационных технологий на общение. Анализ развития коммуникативных технологий как фактор языковых изменений. Особенности общения в социальных сетях.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2013

    Критерии классификации молодежных субкультурих и их разновидности. Особенности взаимодействия социального работника с представителями молодежи. Особенности культурной компетентности социального работника в области языка и символов молодежных субкультур.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2011

    Особенности социально-психологических взглядов людей разных поколений и классов на понятие престижного социального статуса, возможности и способы его достижения. Составление программы социологического исследования. Анализ анкетных данных опроса.

    реферат , добавлен 18.03.2015

    Специфические черты визуальной социологии, история ее зарождения. Фотография как инструмент исследования в социологии. Определение базовых характеристик метода символического анализа фотографии и опыт его применения в социологических исследованиях.

Способов записи в данной позиции выбирается то, которое не соответствует орфографической норме - употребление а вместо безударного о и наоборот, взаимозамена безударных и , е и я , цц или ц вместо тс , тьс , дс , также жы и шы , чя и щя вместо жи и ши , ча и ща , щ вместо сч и наоборот, йа , йо , йу вместо начальных я , ё , ю , взаимозамена глухих и звонких на конце слова или перед глухими (кросафчег ), причём вместо ф в этой позиции может употребляться фф (по образцу старой западноевропейской передачи фамилий вроде Smirnoff ). Распространено также слияние слов воедино без пробела (ржунимагу ). Иными словами, это «антинорма», основанная на последовательном (или близком к таковому) отталкивании от существующего нормативного выбора написаний (то есть для того, чтобы писать на жаргоне падонков, фактически надо владеть существующей нормой). Кроме того, реже используются средства, нарушающие графические принципы чтения: взаимозамена глухих и звонких не только на конце слова (дафай ), а также твёрдых и мягких (например, медвед ). Последние явления лексикализованы (связаны с конкретными словами).

Почему? Это Живой Журнал. Американский сайт, а не албанский. И я же знаю, что Вы говорите на двух языках. Плюс, быть американцем означает, что остальной мир должен подстраиваться под меня. Но это лишь моя точка зрения.

В ответ в русскоязычной части ЖЖ был организован флешмоб Уроки Албанского , который ставил своей целью помочь американцу выучить русский язык. За пару дней scottishtiger получил несколько тысяч комментариев с «уроками албанского» и просто флудом. Пользователю предлагалось извиниться и написать в своем журнале пост (на русском языке) о том, что он уже выучил албанский язык, что scottishtiger , в конце концов, и сделал. Возможно, только потому, что, помимо журнала и почтового ящика, получал огромное количество SMS-сообщений и звонков на свой мобильный телефон.

Первые уроки албанского:

Урок первый. Про букву Х. Х. Это важная албанская буква русского алфавита. С неё начинается ебланское албанское национальное слово «хуй». Слово в народе любимо и часто употребимо. …
А - самая важная буква Алфавита. C нее начинается название не менее ебланской страны чем Албания - а именно Америка.

Через некоторое время он снизил активность (в том числе выключил комментарии) из-за непрекращающегося неконтролируемого флуда , а потом и вовсе прекратил свое существование (решение удалить свой блог к акции «Учи албанский» отношения не имело). На данный момент блог scottishtiger восстановлен старым владельцем, хотя и начат с чистого листа (то есть все старые записи удалены). Изначально выражение «учи албанский» никакого отношения к так называемым «падонкам » не имело, оно было заимствовано позже.

Албанский в блоге Мадонны

Выучить «албанский» также призывали Мадонну , после того как она, используя программу-переводчик, поприветствовала своих русских фанатов , назвав их «вентиляторами» (англ. fan - вентилятор/веер/фен, болельщик/фанат):

Для моих русских вентиляторов. Я хочу лично приветствовать вас к моему blog. Я люблю вас ванты! Вы самые лучшие! Не забудьте купить мои новые исповеди альбома на поле танцульки. Выразьте. Не подавите. Я замечал ваше присутствие здесь. Я вспомню ваше мягкосердечие.

Позже ей помогли исправить перевод.

Исторические совпадения

  • Поэт и художник-футурист Ильязд в 1916 году , задолго до появления «языка падонков », написал целую пьесу на смешанном с заумью орфографически неправильном русском языке , названном «изык албанскай».
  • Александр Проханов в 1997 году опубликовал в своей газете «Завтра» статью «Русский, учи албанский! »

История

Стиль, основанный на нарочито неправильной орфографии, распространился в Интернете стихийно как гротескная реакция на многочисленные орфографические ошибки в интернет-публикациях и репликах. Считается, что появление жаргона падонкафф в интернете произошло благодаря деятельности Дмитрия Соколовского, администратора сайта udaff.com, более известного как «Удав». В 2000 году он начал писать для сайта с говорящим за себя названием fuck.ru и fuckru.net, а потом открыл сайт udaff.com, где публикует свои и чужие тексты, в которых превалируют секс, еда и испражнения, а также широко используется мат . Согласно самому Соколовскому, первым коверкать слова на сайте fuck.ru начал автор, выступавший под ником Линкси (Linxy). Затем он долгое время поддерживал известный сайт контркультурной направленности down-culture.ru, который в настоящее время не существует. В честь Линкси этот язык первоначально именовался Л-языг.

«Албанским» его стали именовать после интернет-флэшмоба, спровоцированного американским пользователем Живого журнала , имевшего неосторожность спросить русскоязычного пользователя ЖЖ, «что это за язык», на котором тот ведёт записи на страницах своего онлайн-дневника, а затем потребовать от него, чтобы тот вёл записи по-английски на том основании, что Живой журнал, мол, - это «американский сайт». Данный пост в сообществе быстро набрал огромное количество комментариев, большая часть из которых была откровенно саркастического содержания (в том числе знаменитый ответ на вопрос американца про язык упомянутого дневника - «албанский»). Русские пользователи ЖЖ в рамках флэшмоба также стали оставлять множество подобных комментариев к постам американского автора, и в конечном итоге он был вынужден временно удалить свой журнал.

Предшественником языка падонков является язык кащенитов, особой группы людей, обитавших в эхоконференции Фидонета SU.KASCHENKO.LOCAL. Именно кащениты первыми придумали писать нарочито неправильно. В разное время язык кащенитов менялся, и в Интернет, уже под именем «язык падонков», попала уже устоявшаяся версия языка. В Интернете язык практически не развивался, однако породил множество устойчивых выражений.

Последователем языка падонков можно считать язык Упячки , хотя этот «язык» слишком специфичен: в основном он представляет из себя смесь нескольких отдельных слов, не несущих по большей части смысловой нагрузки, например: «Жепь ебрило», «Чочо», «Адинадинадин» и т. д.

Распространение

Стиль получил распространение в Интернете, причём нарочитая нецензурность и цинизм стиля отступили, отчего области употребления значительно расширились. Большое распространение язык падонков получил с появлением в интернете блогов , в которых «падонки» оставляли свои «каменты» (комментарии). Жаргон оказал сильное влияние на развитие языковых штампов Живого Журнала , породившего ряд распространённых «каментов», таких как «первыйнах» (первый комментарий), «аффтар жжот», «убейся апстену», «выпей йаду», «зачот», «аццкий сотона» и т. п. В соответствии с описанными нормами, в жаргон были включены также английские слова из общеинтернетовской лексики, элементы сленга и оригинальные выражения.

В настоящее время жаргон «падонков» постепенно переходит из виртуальной жизни в реальную. Все чаще его можно встретить в рекламе и на витринах магазинов (не говоря уж про граффити). И даже в заголовках аналитических статей, напр.: Среди сторонников чистоты речи сленг крайне непопулярен и подвергается обструкции .

В популярной культуре

Отсылки к жаргону падонков в литературе, музыке, кино - не редкость.

  • Пародийная группа «The Неподарки» исполняет песни на жаргоне падонков.
  • В песне «Бабушка спросила» группы «Ландыши » есть строки:

Об этом уникальном феномене
Я рассказал Гордону на досуге
Гордон ответил мне на модной фене:
«Жжошь, сцуко!»

  • В произведении Виктора Пелевина Шлем ужаса на языке пАдонкаф разговаривал персонаж S"liff_zoSSchitan .

Возможные прототипы

Переход от ё к йо и от я к йа представляет собой процесс, отчасти обратный историческому процессу возникновения этих букв: буква «ё» была введена в 1783 г. как замена «іо», а «я» (вернее, её предшественники юс малый и а йотированное) появилась как лигатуры εν и ıa соответственно. Впрочем, фонетическое значение юса малого при его появлении было иным (e носовое, а не ja), а кроме того, йотированные гласные и io использовались и после согласных (где означали один звук), что для языка падонков характерно не всегда.

Фонетически правильная, но орфографически некорректная запись (так называемое «неграмотное письмо») существовала начиная с фонетических изменений XIV-XV вв. (появления аканья, отвердения шипящих, оглушения конечных, упрощения сочетаний), которые сделали возможными графически верные записи, не соответствующие принятой в книжном письме этимологической орфографии (сколь бы широки ни были её нормы в разные периоды до стабилизации русской орфографии в середине XIX века). В бытовой письменности (грамоты, частные письма, граффити), особенно в кругу людей, не связанных с церковью или литературой (пусть даже высокопоставленных), такая графика всегда имела широкое хождение; например, Пётр I писал матери царице Наталье Кирилловне : А я, слава Богу, кроме сего натсажать себя иным не стану и поеду по мере не замешкаф; а Андурския <Гамбургские> карабли ещё не бывали. По сем, радасть моя, зравствуй, а я малитвами твоими жиф . Нарочитого характера, в отличие от языка падонков, такая графика не носит, а обычно связана с неполным владением книжной орфографической нормой; соответственно не ставится и задачи последовательного отталкивания от неё (таким образом, на конце слова при «неграмотном письме» будет гораздо чаще писаться -к , чем -г , в соответствии с реальным произношением, а специальной замены орфографического -к на -г не будет; она возможна лишь в случаях гиперкоррекции).

Источники

Ссылки

  • SU.KASCHENKO.LOCAL - архив фидонетовской эхоконференции на Google Groups
  • Мадонна, учи албанский (рус.)

Публикации

  • Лера Жан. ЭФФЕКТ «ПРЕВЕД». // Журнал «Я» , № 7 (31) 27 марта - 9 апреля, 2006. Статья, полностью раскрывающая историю создания картинки с «ПРЕВЕД»ом. Интервью с авторами.
  • Сергей Вильянов «Полный превед» // «Компьютерра» , № 11 (631), 21 марта 2006.
  • Гасан Гусейнов «Берлога веблога». Введение в эрратическую семантику // «Говорим по-русски» , март 2005 - первая попытка определить культурную функцию «языка падонков» (которых автор также неточно называет «гоблинами» и «удавами»). Впервые предложен термин для определения типичного для «языка падонков» словоискажения - эрратив. Впервые в бумажной печати тема эрративов рассмотрена в статье: