Екатеринбургский театральный институт официальный. Порядок прохождения творческого конкурса по специальности «литературное творчество», квалификация «литературный работник»

Говорят, чтобы состоялся один актер, надо, чтобы тысяча осталась в безвестности. И конечно, каждый абитуриент, приезжающий поступать в театральный институт, думает, что он и есть тот самый самородок. Ежегодно тысячи желающих толпятся у небольшого здания на Вайнера, 2, мечтая испытать свои силы. Стоит разобраться, что их ждет во время поступления в Екатеринбургский государственный театральный институт (ЕГТИ),а такжепосле окончания этого учебного заведения.

Немного истории

На Урале долгое время не стремились открывать творческие вузы. По историческим данным, даже столица региона - Екатеринбург, изначально строилась как заводской город. ЕГТИ (Екатеринбургский государственный начал формироваться в конце Второй Мировой войны. Тогда это было училище, институтом вуз стал в 1985 году.

С творческим институтом в свое время сотрудничал Владимир Мотыль, В нем начинали свою карьеру режиссер Дмитрий Астрахан и актриса Ольга Дроздова. Режиссерский факультет окончил великий театральный деятель - Николай Коляда. ЕГТИ выпустил известных драматургов Олега Богаева и Василия Сигарева.

На кого пойти учиться?

Что примечательно, на Урале это единственное высшее учебное театральное заведение. Часто его ставят в один ряд с московскими и петербургскими вузами.

Ежегодно талантливая молодежь может попробовать поступить в Екатеринбургский государственный театральный институт. Факультеты, на которые осуществляется прием:

  • актерское искусство;
  • литературная работа (поэты, прозаики, драматурги);
  • режиссура театра;
  • театральные продюсеры (в прошлом - театроведы).

Чтобы поступить, нужно написать заявление на имя ректора, предоставить оригиналы и копии паспорта и аттестата (диплома), СНИЛС, страховой медицинский полис, результаты ЕГЭ, а также фото 3*4 (8 штук).

Кроме того, необходимо подготовиться к вступительным испытаниям, а также набраться терпения. Как правило, творческий конкурс ежегодно проваливают большинство абитуриентов.

Все мечтают быть артистами

Меньше всего везет абитуриентам, мечтающим стать великими артистами. Со всей Свердловской, Челябинской, Тюменской, Курганской, Ханты-Мансийской области едет талантливая молодежь, чтобы поступить в Екатеринбургский государственный театральный институт (ЕГТИ). Отзывы показывают, что поступают в итоге единицы.

Это не удивительно, обычно в год вуз готов принять всего 20-30 человек на бюджетной основе. До 50 человек на контракт, 20-30 студентов на заочное отделение. Предпочтение мастера отдают юношам до 25 лет. Кстати, редко на дневное обучение берут девушек старше 20 лет.

Обязательным при поступлении является творческий конкурс ЕГТИ. Екатеринбургский государственный театральный институт рассматривает только тех претендентов, которые готовы:

  • рассказать стихотворение, басню, прозаический монолог;
  • спеть;
  • станцевать.

И сделать это лучше, чем сотни конкурентов. Впрочем, в этом плане уральский вуз не отличается от столичных.

Тем, кто не грезит о сцене, но хочет попробовать себя в роли актера, ЕГТИ предоставляет возможность пройти «Голливудскую программу». То есть, краткое обучение актерскому мастерству для всех желающих. Кроме того, при институте есть подготовительные курсы.

Кого берут в режиссеры?

Имея среднее или высшее профильное образование, можно поступить на режиссерский факультет в Екатеринбургский государственный театральный институт. ЕГТИ, конечно, в качестве исключения, принимает на эту специальность выпускников нетворческих вузов. Но крайне недоверчиво относится к юным абитуриентам. Считается, что режиссером может быть только человек с определенным жизненным опытом.

Что должен сделать будущий студент:

  • пройти аналогичный актерскому творческий конкурс;
  • поставить небольшую сценку;
  • сделать анализ классического произведения;
  • пройти собеседование.

На собеседовании потенциальный режиссер показывает, насколько глубоко он знаком с выбранной профессией.

Факультет режиссуры ЕГТИ окончил известный драматург и режиссер Николай Владимирович Коляда. В Екатеринбурге работает его знаменитый частный театр - «Коляда-театр». Кроме того, с труппой театра он гастролирует по России и Европе.

Драматурги и писатели

Кстати, именно Николай Коляда ведет занятия на факультете у литературных работников. До него в институте такой специальности не было. Драматург, написавший более 100 пьес, которые до сих пор ставят по всему миру, ежегодно в свою мастерскую набирает 5-10 будущих писателей. Параллельно с ним примерно столько же студентов в свою мастерскую набирает поэт и прозаик Юрий Викторович Казарин.

Чтобы получить писательскую специальность, нужно:

  1. Представить творческую работу (от 24 страниц прозы, стихов или драматического произведения).
  2. Пройти собеседование с мастером.

Еще в студенческие годы такие известные драматурги, как и Богаев Олег, получили известную литературную премию - «Антибукер». Фильмы Сигарева пользуются любовью зрителей («Волчок», «Жить», «Страна ОЗ»). А его жена (училась в ЕГТИ, но не окончила вуз) снимается в сериале «Ольга» на ТНТ.

Во многих театрах России и зарубежья ставят пьесы Ярославы Пулинович, Екатерины Васильевой и Анны Батуриной. Все они окончили Екатеринбургский государственный театральный институт. ЕГТИ каждый год ищет новые таланты.

Есть ли работа после ЕГТИ?

Во время учебы студенты могут проявить свои творческие способности в Учебном театре. Однако, как и большинство выпускников творческих вузов, молодые таланты должны быть готовы к тому, что работу после диплома будет найти крайне сложно.

Возможно, самыми востребованными будут театральные продюсеры, окончившие ЕГТИ. Отзывы студентов в этом плане расходятся. Некоторые уверены, что после института их ждут в ведущих театрах столицы. Другие более объективно смотрят на вещи и готовы работать в частных театрах, на детских утренниках, вести свадьбы и корпоративы.

Тем не менее, многих прельщает перспектива поступить в Екатеринбургский государственный театральный институт. ЕГТИ предоставляет своим студентам возможность проживать в благоустроенном общежитии в центре Уральской столицы. Причем недалеко от двух учебных корпусов вуза.

В октябре нынешнего года в институте сменилось руководство. Бывшему ректору Владимиру Бабенко исполнилось 70 лет, и по действующему закону он больше не смог занимать эту должность. На смену ему пришла искусствовед и культуролог Анна Глухонюк. Возможно, в учебном заведении начнутся перемены.

  • русский язык - 38 баллов
  • литература - 40 баллов

55.05.04 Продюсерство:

  • русский язык - 42 баллов
  • литература - 38 баллов

52.05.02 Режиссура театра:

  • русский язык - 47 баллов
  • литература - 40 баллов
  • русский язык - 52 баллов
  • литература - 40 баллов

Вся необходимая информация о ЕГЭ размещена на официальном информационном портале единого государственного экзамена.

Информацию о местах регистрации на сдачу ЕГЭ можно найти на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, или специализированных сайтах по вопросу проведения ЕГЭ в субъектах Российской Федерации .

Минимальные проходные баллы за экзамены, проводимые ЕГТИ самостоятельно:

52.05.01 Актерское искусство:

  • Собеседование - 55 баллов

55.05.04 Продюсерство:

  • Профессиональное испытание - 55 баллов
  • Творческое испытание - 55 баллов

52.05.02 Режиссура театра:

  • Творческое испытание - 55 баллов
  • Профессиональное испытание - 55 баллов
  • Собеседование - 55 баллов

52.05.04 Литературное творчество:

  • Творческое испытание - 55 баллов
  • Собеседование - 55 баллов

Прием на первый курс проводится на конкурсной основе по заявлениям лиц:

Имеющих среднее (полное) общее образование - по результатам ЕГЭ (русский язык и литература) и по результатам дополнительных вступительных творческих испытаний;

Имеющих среднее профессиональное образование - по результатам ЕГЭ (русский язык и литература) или по результатам испытаний, проводимых ЕГТИ самостоятельно - русский язык (тест) и литература (тест) и по результатам дополнительных вступительных творческих испытаний;

Имеющим среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств - по результатам испытаний, проводимых ЕГТИ самостоятельно - русский язык (тест) и литература (тест) и по результатам дополнительных вступительных творческих испытаний;

Имеющим высшее профессиональное образование - по результатам испытаний, проводимых ЕГТИ самостоятельно - русский язык (тест) и литература (тест) и по результатам дополнительных вступительных творческих испытаний.

Лица, имеющие право на прием по результатам вступительных испытаний, проводимых ЕГТИ самостоятельно (кроме творческих испытаний), могут предоставить результаты ЕГЭ по соответствующим общеобразовательным предметам.

Прием документов:

Для очного и очно-заочного отделения – с 20 июня по 10 июля.

Для заочного отделения – с 20 июня по 15 июля.

Время работы приемной комиссии:

ПН-ПТ: с 10 до 17, перерыв с 13 до 14

суббота, воскресенье - выходные дни

Поступающие в институт подают в приемную комиссию, расположенную по адресу: Екатеринбург, ул. Вайнера, 2, следующие документы:

  1. заявление на имя ректора института (по установленной форме);
  2. ксерокопию документов, удостоверяющих его личность, гражданство;
  3. оригинал или ксерокопию документа государственного образца об образовании;
  4. результаты ЕГЭ (при наличии);
  5. страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) – при наличии;
  6. страховой медицинский полис - при наличии;
  7. копию приписного удостоверения или военного билета (юношам);
  8. 8 фотографий размером 3х4.
Все документы поступающие подают в приемную комиссию лично. ЕГТИ не предоставляет возможность подачи документов почтой или в электронной форме.

Для желающих поступить на актерское отделение в институте проводятся подготовительные курсы, а в июне-начале июля будут проводиться консультации с предварительным просмотром подготовленных работ (программ).

Абитуриентам, поступающим на специальность «Актерское искусство», во время творческих испытаний в качестве музыкального сопровождения институт предоставляет фортепиано (остальные музыкальные инструменты, а также ноты и «минусовые» записи желательно иметь с собой); для прохождения вступительных испытаний по сценическому движению девушкам необходимо иметь раздельный купальный костюм, юношам – купальные плавки.

квалификация «Артист драматического театра и кино»

Поступающие проходят творческий конкурс , состоящий из двух туров, на которых проверяются внешние, голосовые, речевые, музыкально-ритмические и пластические данные.

Для участия в нем следует подготовить небольшие по объему, различные по жанру и содержанию литературные произведения (1-2 басни, 2-3 стихотворения, монолог из пьесы, 1-2 отрывка из прозы), 1-2 песни и танец по собственному выбору.

2. Творческое испытание.

3.Собеседование.

Прием на заочное актерское отделение аналогичен. Прием на заочное актерское отделение производится только на контрактной основе.

Темы собеседования

Выдающиеся режиссеры русского и современного театра.

Выдающиеся мастера мировой театральной культуры.

Выдающиеся мастера-актеры русского театра и кино.

Театры вашего города, их история и день сегодняшний.

Драматурги – классики и современники.

К. Станиславский и В. Немирович-Данченко, значение их деятельности для мирового театра.

Мировое кино, его знаменитые актеры и режиссеры.

Фильмы, вошедшие в золотой фонд киноискусства.

Отечественное кино и его создатели.

Кинокартины, ставшие достоянием мирового кинематографа.

Современное кино России. Имена и фильмы.

Деятели современного российского театра.

Пьесы

Шекспир В. Гамлет. Ромео и Джульетта. Сон в летнюю ночь.

Мольер Ж.-Б. Тартюф. Мещанин во дворянстве. Дон Жуан.

Шиллер Ф. Разбойники. Коварство и любовь.

Шоу Б. Пигмалион.

Брехт Б. Добрый человек из Сезуана. Мамаша Кураж и ее дети.

Уильямс Т. Трамвай "Желание”.

Ибсен Г. «Кукольный дом»

Фонвизин Д.И. Недоросль.

Грибоедов А.С. Горе от ума.

Пушкин А.С. Борис Годунов. Маленькие трагедии.

Лермонтов М.Ю. Маскарад.

Островский А.Н. Гроза. Бесприданница. Таланты и поклонники.

Тургенев И.С. Месяц в деревне. Нахлебник.

Чехов А.П. Чайка. Три сестры. Вишневый сад.

Горький А.М. На дне.

Шварц Е.Л. Дракон.

Розов В.С. Вечно живые.

Специальная литература

Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве (любое издание).

Станиславский К.С. Этика (любое издание).

Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров (любое издание).

Зингерман Б.И. Очерки по истории западноевропейской драмы ХХ века (любое издание).

История зарубежного театра: В 4-х тт./ Под ред. Г.Н. Бояджиева и др. 2-е изд. – М., 1981-1987.

История русского советского драматического театра: В 2-х тт. – М., 1984-1987.

Смелянский А.М. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины ХХ века. – М., 1999.

Периодика

Журналы "Театр”, "Театральная жизнь”.

Альманах "Современная драматургия”.

Газеты "Экран и сцена”, "Культура”и др., начиная с 2004 г.

Порядок прохождения творческого конкурса

по специальности «АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО»,

квалификация «Артист драматического театра и кино»,

«Ведущий телевизионных программ»

Вступительные испытания для поступающих на данную специализацию практически полностью идентичны испытаниям, которые проходят абитуриенты, поступающие на очное отделение по специализации «Артист драматического театра и кино». Дополнительное испытание - телевизионный тур (прочитать на камеру текст новостного сюжета). Особое внимание уделяется естественности и гармоничности существования в кадре.

Студенты в полном объеме получают базовые знания и умения актера драматического театра и кино. В программе обучения особое внимание уделяется дисциплинам, формирующим имидж телевизионного ведущего, речь, манеру общения, умение работать в кадре и с микрофоном. Студенты получают возможность знакомства с разными направлениями работы на телевидении: ведущего информационных программ, ведущего художественных программ, ведущего аналитических программ, ведущего развлекательных программ и др.

Порядок прохождения творческого конкурса по специальности "АКТЁРСКОЕ ИСКУССТВО",

квалификация «Артист музыкального театра»

Поступающие должны иметь ярко выраженные вокальные и сценические данные, музыкальность и пластичность. Поступающим желательно иметь начальное музыкальное образование. В виде исключения могут быть допущены абитуриенты с хорошими вокальными и сценическими данными без специального музыкального образования.

Абитуриенты проходят творческий конкурс , состоящий из двух туров. Для участия в нем следует приготовить исполнение небольших по объему и различных по жанру и содержания литературных произведений (1-2 басни, 2 стихотворения, 1 монолог из пьесы, 1-2 отрывка из прозы), двух-трех вокальных произведений (народная песня, романс, ария из оперы или оперетты) и танец по собственному выбору.

Прошедшие творческий конкурс допускаются к вступительным испытаниям:

1. Профессиональное испытание. Включает в себя проверку музыкальных и ритмических данных (выполнение специальных упражнений по проверке пластичности и координации движений).

2. Творческое испытание. Включает в себя проверку голоса и речи: устанавливается наличие здорового голоса, отсутствие органических недостатков речи, четкость дикции;исполнение танца по своему выбору; исполнение литературных произведений: чтение наизусть стихотворения, басни, отрывка из прозы (подготовить несколько произведений разного жанра)

3.Собеседование. Включает в себя круг вопросов, выявляющих знания абитуриентов в области театра, кино, изобразительного искусства, музыки, эстетики и современного театрально-художественного процесса. В ходе собеседования проводится психолого-педагогическое тестирование абитуриентов. Предлагаемые темы собеседования и литература изложены ниже.

Анисимов Г. Режиссер в музыкальном театре

Покровский Б. Заметки о работе режиссера и актера в оперном театре.

Покровский Б. Размышления об опере. Ступени профессии.

Ярон Г. О любимом жанре.

Оперные либретто.

Михеева Л., Орелович А. В мире оперетты.

Серия «Мастера Большого театра»: К.Г. Дзержинская, М.П. Максакова, А.В. Нежданова, Н.Н. Озеров, Г.С. Пирогов, Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин.

Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 1-3.

Кристи Г. Работа Станиславского в оперном театре.

Михайлов Л.Д. Семь глав о театре.

Русская музыкальная литература. В 4-т. Издательство «Музыка».

Музыкальная энциклопедия.

Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов.

Сопрано. Варламов А. «Не брани меня, родная». Глинка М. «Жаворонок». Дунаевский И. «Школьный вальс». Милютин Ю. «Все стало вокруг …». Русские народные песни: «Волга-реченька», «Зачем тебя я, милый мой, узнала».

Меццо-сопрано. Даргомыжский А. «Расстались гордо мы…». Мокроусов Б. «Я за реченьку гляжу…». Русская народная песня «Чернобровый, черноокий»

Тенор . Варламов А. «Вдоль по улице метелица метет». Хренников Т. «Как соловей о розе». Русские народные песни: «Вот мчится тройка удалая», «Ах ты, душечка».

Баритон. Мокроусов Б. «Море шумит». Русские народные песни: «Славное море – священный Байкал», «Из-за острова на стрежень». Украинская народная песня «Дивлюсь я на небо».

Бас. Мурадели В. «Солдатские сны». Русские народные песни: «Среди долины ровныя…», «Вниз по Волге-реке». Украинская народная песня «Дивлюсь я на небо».

Темы собеседований по квалификации «Артист музыкального театра»:

Выдающиеся певцы оперной сцены (Шаляпин, Карузо, Лемешев и др.)

Знаменитые актеры оперетты и мюзикла (Феона, Ярон, Шмыга и др.)

Композиторы – классики мирового искусства (Шопен, Шуберт и др.)

Жанр мюзикла: основные произведения, композиторы (Бернстайн, Лоу, Колкер и др.).

Советская и зарубежная оперетта (Дунаевский, Кальман, Штраус и др.).

Русские и зарубежные классики оперной сцены.

Отечественные и зарубежные музыкальные фильмы.

Театр Вашего города, его спектакли, история и сегодняшний день.

Порядок прохождения творческого конкурса

по специальности «РЕЖИССУРА ТЕАТРА»,

квалификация «Режиссер драмы» (заочное отделение)

Предпочтение отдается абитуриентам со средним профессиональным или высшим профессиональным образованием соответствующего профиля (выпускники театральных училищ и колледжей культуры по специальности «Актёрское искусство» или «Режиссура театра») и с опытом работы в театре.

Абитуриенты предоставляют результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Поступающие проходят творческий конкурс , в процессе которого проверяются внешние, голосовые, речевые, музыкально-ритмические и пластические данные.

Для участия в творческом конкурсе следует подготовить исполнение небольших по объему и различных по жанру и содержания литературных произведений (1-2 басни, 2 стихотворения, 1 монолог из пьесы, 1-2 отрывка из прозы), двух-трех вокальных произведений (народная песня, романс, ария из оперы или оперетты) и танец по собственному выбору.

Прошедшие творческий конкурс допускаются к вступительным испытаниям :

1. Профессиональное испытание. Включает в себя проверку навыков практической режиссуры драмы: абитуриенту предлагается поставить этюд на заданную комиссией тему. Исполнителями этюда выступают другие абитуриенты. На подготовку этюда выделяется ограниченное время.

2. Творческое испытание. Включает в себя написание работы (объём 1–2 страницы, формат А4). Экспликация (анализ) классической или современной отечественной пьесы (А.С. Пушкин, А.П. Чехов, М. Горький, А.Н. Островский; В.С. Розов, А.В. Вампилов, Г.И. Полонский, А.М. Володин и др.). Задача: определить тему, идею, сквозное действие, главный конфликт, дать вариант собственной постановки пьесы.

3. Собеседование. Включает в себя круг вопросов, выявляющих знания абитуриентов в области театра, кино, изобразительного искусства, музыки, эстетики и современного театрально-художественного процесса. В ходе собеседования проводится психолого-педагогическое тестирование абитуриентов. Предлагаемые темы собеседования и литература изложены ниже.

Пьесы и периодику см. в разделе для поступающих

по специализации «Артист драматического театра и кино»

Специальная литература

Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров.

Вахтангов Е.Б. Материалы и статьи.

История зарубежного театра. Под ред. Г. Бояджиева.

История русского советского театра. В 2-х томах.

Мейрхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы.

Немирович-Данченко В.И. Театральное наследие. В 2-х томах.

Таиров А.Я. Записки режиссёра. Статьи, Речи, Письма, Беседы.

Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве.

Станиславский К.С. Этика.

Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра.

Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2-х томах.

Эфрос А.В. Собрание сочинений в 4-х томах.

Кнебель М.О. О том, что мне кажется особенно важным.

Паламишев А.М. Мастерство режиссёра. Действенный анализ пьесы.

Брук П. Пустое пространство.

Стрелер Д. Театр для людей.

Порядок прохождения творческого конкурса

по специальности «ПРОДЮСЕРСТВО»,

квалификация «Продюсер исполнительских искусств»

Абитуриенты предоставляют результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Вступительные испытания для поступающих на данную специальность:

1. Профессиональное испытание. Устный экзамен в форме беседы, который ставит своей целью выявление знаний, связанных с выбором творческой профессии, в театральном и смежном видах искусства, в продюсерской и менеджерской деятельности в области исполнительских искусств, в литературе, в общекультурных ценностях и др.

2. Творческое испытание. Включает в себя письменную работу – свободное сочинение на тему: «Как бы я организовал …»

СПИСОК ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

(обязательный материал для прочтения)

· Софокл: «Царь Эдип»

· Шекспир: «Укрощение строптивой», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир»

· Расин: «Федра»

· Мольер: «Тартюф»

· Бомарше: «Женитьба Фигаро»

· Гоцци: «Принцесса Турандот»

· Пушкин: Маленькие трагедии, «Борис Годунов»

· Лермонтов: «Маскарад»

· Гоголь: «Ревизор»

· Островский: «Гроза»

· Толстой: «Власть тьмы»

· Чехов: «Чайка», «Вишневый сад», «Три сестры»

· Блок: «Балаганчик»

· Горький: «На дне»

· Маяковский: «Клоп»

· Булгаков: «Дни Турбиных»

· Брехт: «Мамаша Кураж»

· Беккет: «В ожидании Годо»

· Вампилов: «Старший сын»

· Лопе де Вега: «Собака на сене»

· Кальдерон: «Жизнь есть сон»

Список необходимых теоретических работ

1.Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве (любое издание).

2. Немирович-Данченко Вл.И. Из прошлого // Рождение театра. М.: 1978.

3. Теляковский В.А. Воспоминания. М.-Л.: Искусство, 1965.

4. Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта (любое издание).

5. Марков П.А. О театре. В 4х тт.М.: Искусство, 1974 (отдельные статьи по выбору).

6. Смелянский А.М. Предлагаемые обстоятельства. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999.

7. Русский драматический театр/Под ред. Асеева Б.Н. и Образцовой А.Г.М.: Просвещение, 1976.

8. Статьи в периодической печати, посвященные актуальным проблемам театрального искусства.

Список работ, важных для организации деятельности.

1. Конституция РФ (действующая редакция)

2. Гражданский Кодекс РФ (часть I, глава 4)

3. Основы знаний о государстве и праве: Пособие для абитуриентов. - М.: (выпуск 2006-2010гг.)

4. Любой учебник по основам экономической теории (выпуск 2006-2010гг.)

5. Любой современный экономический словарь (выпуск 2006-2010 гг.)

6. Театр между прошлым и будущим. - М.: ГИТИС, 1989

7. Жизнь сцены и контрактный мир. - М.: ГИТИС, 1994

8. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры. – М.: ГИТИС, 2009, 3-е издание

9. Журнал "Сцена" № 6 1994 г., № 11 1997 г., № 3, 4 2004 (выпуски, посвященные современным проблемам театрального менеджмента и экономики)

10. Статьи в периодической печати по актуальным проблемам менеджмента и экономики, в том числе, в сфере культуры

11. Пойа Дж. Математические открытия (любое издание)

Порядок прохождения творческого конкурса

по специальности «ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО»,

квалификация «Литературный работник»

Студенты принимают участие в творческих семинарах, которые ведут драматурги Николай Коляда и Олег Богаев , председатель Екатеринбургского отделения Союза писателей РФ, поэт Юрий Казарин .. Занятия в творческих семинарах в течение года проходят каждую неделю. Наиболее удачные работы студентов регулярно выпускаются в драматургических сборниках (уже издано более десяти таких сборников), печатаются в периодических изданиях и появляются на сценах театров. Два раза в год студенты приезжают на сессию для сдачи экзаменов по общетеоретическим и профильным дисциплинам.

Абитуриенты предоставляют результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе.

На творческий конкурс не позднее 15 июля представляется творческая работа (проза, поэзия, драматургия) размером не менее 24 страниц, отпечатанных через 1,5 интервала. Работа предоставляется в печатном варианте !

Прошедшие творческий конкурс сдают:

Экзамен по специальности – собеседование, которое проходит в свободной форме и на котором проверяются общеобразовательный уровень абитуриента, его знания в области театрального искусства и литературы.

Обязательная литература для подготовки к собеседованию

Гоголь Н.В. Ревизор. Женитьба.

Островский А.Н. Две пьесы на выбор.

Чехов А.П. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад.

Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве.

Булгаков М.А. Дни Турбиных. Бег.

Уильямс Т. Трамвай «Желание».

Розов В.С. Вечно живые. В поисках радости.

Володин А.М. Пять вечеров. Ящерица.

Арбузов А.Н. Мой бедный Марат. Сказки старого Арбата.

Вампилов А.В. Старший сын. Утиная охота.

Петрушевская Л.С. Три-четыре пьесы на выбор.

Коляда Н.В. Канотье.

Разумовская Л.Н. Дорогая Елена Сергеевна.

Лобозеров С. Страсти под крышей.

Драматурги новой волны: М. Угаров, А. Слаповский, Е. Гремина, О. Богаев, В. Сигарев и др.

Тарковский А.А. Лирика.

Трифонов Ю. Маленькие романы.

Казаков Ю. Рассказы.

Бродский И.А. Лирика.

Казарин Ю.В. Лирика.

Рыжий Б. Лирика.

Учет индивидуальных достижений поступающих при приеме на обучение

Поступающие на обучение вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме на обучение посредством начисления баллов:

2 балла – наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием или аттестата о среднем общем образовании (среднем (полном) общем образовании), содержащего сведения о награждении золотой или серебряной медалью;

2 балла – наличие диплома о среднем профессиональном образовании с отличием.

Баллы, начисленные за индивидуальные достижения, включаются в сумму конкурсных баллов.

Высшее профессиональное образование
Екатеринбургский государственный театральный институт

В конце Великой Отечественной войны в Свердловске возник первый на Урале театральный вуз, в котором преподавали эвакуированные мастера сцены и актеры местного драматического театра. В послевоенное время было открыто театральное училище, воспитавшее многих известных мастеров театра и кино. В 1985 году училище реорганизовано в театральный институт.

Со Свердловским театральным училищем и Екатеринбургским театральным институтом связана творческая деятельность известного режиссера Владимира Мотыля, артистов старшего поколения: Анатолия Кузнецова, Анатолия Солоницына, Владимира Ильина. В стенах института начинали свою карьеру режиссеры театра и кино: Анатолий Праудин (Кац), Дмитрий Астрахан. В ЕГТИ начинала свою учебу на кафедре мастерства актера драматического театра актриса «Современника» Ольга Дроздова. Выпускниками театрального института являются многие известные актеры Урала, Сибири, г.г. Москвы и Санкт-Петербурга. Драматурги Олег Богаев и Василий Сигарев, будучи студентами ЕГТИ, стали лауреатами премии «Антибукер» за лучшую пьесу России.

В настоящее время институт входит в число лучших театральных вузов России наряду с вузами Москвы и Санкт – Петербурга, - и является ЕДИНСТВЕННЫМ в Уральском регионе высшим театральным учебным заведением, осуществляющим подготовку высококвалифицированных театральных кадров по специальностям: «Актерское искусство», «Театроведение», «Литературная работы», «Режиссура театра». Ректором ЕГТИ с момента основания является Заслуженный деятель искусств, доктор филологических наук, профессор Владимир Гаврилович Бабенко. ЕГТИ располагается в двух Учебных корпусах: - по ул. Вайнера, 2 (Главный корпус); - по ул. Карла Либкнехта, 38 (Учебный театр). Большая сцена располагается в здании Учебного театра, где студенты имеют возможность проходить полноценную театральную практику. Кроме того, институт располагает СОВРЕМЕННЫМ ОБЩЕЖИТИЕМ квартирного типа, которое находится в самом центре города по адресу ул. 8 Марта, 50 в непосредственной близости от учебных корпусов института.

Кафедры ЕГТИ:

  • Мастерства актера
  • Театра кукол
  • Музыкального театра
  • Пластической выразительности актера
  • Сценической речи
  • Общих гуманитарных и специальных театроведческих дисциплин
  • Сценических и экранных искусств
  • Истории искусств

Каждый год Екатеринбургский государственный театральный институт широко распахивает двери перед абитуриентами.

Ректор ЕГТИ - Бабенко Владимир Гаврилович - Заслуженный деятель искусств, д.ф.н., профессор. Ректор - основатель ЕГТИ (с августа 1985 г.), заведующий кафедрой истории искусств, профессор. Заслуженный деятель искусств РФ. Родился в 1946 году в Сибири. Окончил филологический факультет Уральского государственного университета им. Горького в 1968 г. Служил в Советской Армии. С осени 1970 г. начал преподавать историю зарубежной литературы на родном факультете, увлекся западной драматургией, стал кандидатом филологических наук, впоследствии - доктором, профессором. Издал книгу «Драматургия современной Англии» (М., 1985) и десятки научных статей. После ухода в театральный институт стал отходить от чистой науки в сторону научно-популярной литературы, художественной прозы и драматургии. Написал книги об Александре Вертинском (1989), Николае Евреинове (1992), Олеге Табакове (1996). Первая российская биография маркиза де Сада «Прекрасный полоумный маркиз» (М., 2000) удостоена премии Губернатора «Лучшая книга года» и вызвала отклики в прессе. В журнале «Урал» опубликованы рассказы и пьеса «Бумеранг» (в сокращенном виде). Пьеса «Свидание про любовь» поставлена в Екатеринбургском малом драматическом театре «Театрон» художественным руководителем театра Игорем Турышевым.
Член СТД, член Союза российских писателей (псевдоним - Владимир Цыганов).

Проректор по учебной работе - Кублицкий Николай Фёдорович
Получил высшее профессиональное образование по специальности «Руководитель оркестра народных инструментов» в Челябинском государственном институте культуры. Закончил аспирантуру при Ленинградском государственном университете культуры им. Н.К. Крупской. Служил в Советской армии. Прошёл долгий творческий путь от учителя средней школы до директора Челябинского государственного академического театра оперы и балета им М.И. Глинки. Н.Ф. Кублицкий возглавил этот театр в 1997 году. Ранее работал с 1973 года в сфере культуры и искусства на должностях старшего преподавателя кафедры оркестрового дирижирования, доцента, заместителя декана, председателя профкома ЧГАКИ; директора Челябинской детской школы искусств №2. Неоднократно приглашался в Челябинскую Академию культуры и искусства в качестве председателя Государственной экзаменационной комиссии. Имеет вузовский педагогический стаж – 25 лет. Театр оперы и балета г.Челябинска Кублицкий возглавил в самый трудный, экономически нестабильный период. Отсутствие должного планового финансирования театра, почти полное отсутствие постановочных денежных средств, нестабильность морально-психологического климата в творческом коллективе театра, проблемы с выплатой заработной платы и иное, существенно осложняли работу директора. Однако ситуация была постепенно выправлена. В театре по инициативе художественного совета, возглавляемого Н.Ф. Кублицким, состоялась 31 премьера новых оперных, балетных и детских музыкальных спектаклей, также возобновлено или обновлено 8 других, ранее шедших, спектаклей. В новых условиях театр наладил финансово-экономическую деятельность, труппа театра пополнилась новыми молодыми творческими кадрами. В театр вернулся зритель. Вновь возродилась гастрольная деятельность театра по Челябинской области и по России. Крупными событиями в творческой жизни театра стали зарубежные гастроли балетной труппы и симфонического оркестра театра, организатором и руководителем которых был Н.Ф. Кублицкий (Республика Тайвань - 2001г., Великобритания – 2003г., Германия – 2003г., США – 2005г., Сербия – 2006г. и др).За многолетнюю плодотворную работу в театре Н.Ф. Кублицкий был награжден в 2004г. Почетной грамотой Губернатора Челябинской области, в 2006г. – Благодарственным письмом Законодательного собрания Челябинской области.В 2006 году переехал в Екатеринбург и поступил на работу в Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета в качестве заместителя директора.Н.Ф. Кублицкий отвечал за координацию деятельности постановочных цехов, инженерных служб, отдела снабжения по выпуску новых спектаклей; за проведение спектаклей текущего репертуара, организацию гастрольной деятельности театра (Португалия, Таиланд, ЮАР, Ботсвана). За время работы Н.Ф. Кублицкого (2006-2009 г.г.) в театре состоялось 12 премьер.С 2010 года – проректор по учебной работе ЕГТИ