Консультация «Мой ребенок — непоседа. Гиперактивный ребенок: непоседа в школе и дома

Гиперактивность определяется как чрезмерная физическая активность или движения, которые не имеют цели. Некоторые считают, что не расстройство нервной систем, а просто дефицит внимания родителей и понятием «гиперактивность» они только прикрывают свои пробелы в воспитании ребёнка.

Что характерно для поведения гиперактивного ребёнка?

Гиперактивные малыши никогда не сидят без дела, они постоянно в движении. Они много говорят и развивают бурную деятельность. Такие дети неусидчивы и не могут спокойно слушать, постоянно отвлекаясь и находя себе любые занятия. Они импульсивны, возбудимы и невнимательны. В последнее время это психоневрологическое нарушение диагностируется всё чаще. Раньше это списывали на недостаток воспитания.

Генетические факторы, влияющие на гиперактивность

Хотя это и нельзя назвать правилом, но чаще всего гиперактивность у детей наблюдается в тех семьях, где есть родственники с такой формой поведения.

Как понять, страдает ли ребёнок гиперактивностью?

Чем раньше обнаружить расстройство, тем лучше оно поддастся коррекции. Однако не стоит сразу ставить ребёнку диагноз, тем более самостоятельно, ведь иногда родители могут принять веселье малыша, невнимательность или слишком активное поведение за гиперактивность. Если есть подозрения, изложите их специалисту, который сможет точно диагностировать проблему.

Симптомы гиперактивности

Чтобы поставить окончательный диагноз, необходимо понаблюдать за поведением ребёнка несколько месяцев. Окончательные выводы можно сделать только по прошествии некоторого времени и выявления характерных симптомов гиперактивности: невозможность ребёнка сконцентрироваться, несмотря на интерес к деятельности, невнимательность к деталям, частые ошибки из-за небрежности, отсутствие реакции на обращение и сложности в самоорганизации.

Как направить гиперактивность в нужное русло?

Во-первых, родителям успокоится и меньше нервничать. Разговор и разбор конфликтных ситуаций должны проходить в спокойной обстановки и без криков. Если ребёнок заслуживает похвалы, то не скупитесь на них, он будет чувствовать ваше внимание и поддержку, это положительно повлияет на его поведение и старания. Также старайтесь, чтобы у ребёнка был режим дня и он не переутомлялся – это может усугубить гиперактивное поведение. Направляйте его интересы в нужное русло, ведь его увлечения могут в будущем стать его профессией.

На втором этаже школы - шум, гам. Несущийся мимо пятиклассник, словно торпеда, отбрасывает меня в сторону и бежит дальше, пока я отряхиваюсь. Рядом пулями носятся второклашки… Картина, знакомая каждому, кто когда-либо бывал в школе. Подобное поведение, как выяснилось, говорит не о детской непоседливости, а о заболевании под названием «синдром дефицита внимания и гиперактивности». И благовещенские учителя считают, что количество детей с этим синдромом растет.

Учителям тяжело

Я работаю школьным учителем уже 18 лет. Раньше в классах таких детей было по одному-два, а сейчас уже как минимум три-четыре. Это те, у кого имеются явные признаки гиперактивности, но ведь есть ученики и с небольшими отклонениями в поведении. Интеллектуальные способности таких детей не снижаются, а вот успеваемость у многих страдает. Хотя есть и такие, кто успевает и поболтать, и поработать. Заниматься с таким ребятами трудно: стараюсь успокоить их словами, ищу индивидуальный подход, даю индивидуальные задания, - рассказывает учитель начальных классов школы № 26 Оксана Макарова .

И бог с ней, с этой успеваемостью, но ведь гиперактивность проявляется во всем - например, дети могут побежать через дорогу, не оглянувшись по сторонам, и попасть под машину.

Чтобы узнать, страдает ли ваш ребенок от этого недуга, просто за ним понаблюдайте. Если ему спокойно не сидится на месте, он легко отвлекается, постоянно забывает, что ему говорят, часто теряет вещи, закатывает истерики в магазинах, не оставляйте это без внимания. Учителя жалуются, что ваше чадо еле досиживает до конца урока, не поднимая руку, выкрикивает ответы с места, не слушает вопрос до конца и начинает сразу на него отвечать, а когда ему дают задание, требующее умственных усилий, отказывается его выполнять. Если вы все это заметили, значит, это не «шило в одном месте», а признаки гиперактивности и есть повод обратиться к специалисту - психологу или неврологу.

Два опасных периода

Наблюдаться эти признаки должны на протяжении как минимум 6 месяцев, причем как в садике или школе, так и дома. Окончательный диагноз ставят врачи-неврологи. Вызывать такое состояние может целый комплекс причин, начиная от интоксикации матери во время беременности и повреждений нервной системы ребенка во время родов и заканчивая наследственными факторами и нездоровой обстановкой в семье, - объясняет психолог детской областной больницы Вера Найденова . - Всплеск развития такого поведения приходится на два периода - от 5 до 10 лет, когда у ребенка формируется мозг и все мыслительные процессы, и от 12 до 15 лет, когда происходит половое созревание.

Как говорят специалисты, синдром дефицита внимания и гиперактивности поддается лечению. Самое оптимальное время - в детском саду. Ну а если не захотите ничего с этой проблемой делать, не удивляйтесь, что, став взрослым, ваш сын или дочь ведет себя как ребенок.

Если ваш ребенок гиперактивный…

  • Подчеркивайте успехи малыша, хвалите его за хорошие поступки.
  • Старайтесь избегать слов «нет» и «нельзя».
  • Давая какое-то задание, сильно не торопите.
  • Составьте строгий и четкий распорядок дня.
  • Избегайте скоплений людей, иначе будет истерика.
  • Разрешайте играть максимум с одним ребенком. Когда появляется третий-четвертый - ждите конфликта.
  • Дайте выход неуемной энергии - побольше прогулок на свежем воздухе и подвижных игр, а вместо музыкальной школы - спортивная секция.

И помните - ваш ребенок ни в чем не виноват и поступки свои совершает несознательно.

О гиперактивности сейчас говорят очень много. «У вас чересчур гиперактивный ребенок» - примерно такие слова слышат родители от воспитателей и учителей в адрес своего ребёнка, который не знает, что такое быть спокойным.

Ему всё время нужно куда-то бежать. Он не может усидеть на одном месте, носится, как заведённый, из комнаты в комнату по квартире, умудряясь при этом создать вокруг себя настоящий беспорядок.

Игрушки разбросаны, одежда скомкана, замечания взрослых пропускает мимо ушей. При этом егоза задаёт кучу вопросов, но полученные ответы его не интересуют. К книжкам он тоже равнодушен. Пока малыш ходит в детский сад, папа и мама не особенно обеспокоены таким поведением. «Ну, подумаешь, невнимателен, значит, не дорос ещё! Вот пойдёт в школу, и всё наладится» - так рассуждают родители маленького непоседы.

Увы, когда ребёнок с подобными особенностями в поведении приходит в первый класс, вот тут и начинаются настоящие проблемы. Очень быстро новоиспечённый первоклассник начинает ненавидеть школу. Мало того что он невнимателен и несобран на уроке, он ещё и не может наладить отношения со сверстниками. Всё это очень быстро приводит к снижению школьной успеваемости, даже несмотря на неплохие интеллектуальные способности. Что делать родителям в данной ситуации? К какому специалисту обратиться?

Синдром дефицита внимания

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является едва ли не самым распространённым психоневрологическим расстройством у детей, и встречается он чаще у мальчиков, чем у девочек. Данный диагноз может поставить только врач-психоневролог или невропатолог.

Причины появления СДВГ различны. Например, для кого-то основным фактором в возникновении патологии стала генетическая предрасположенность, у других ведущую роль в появлении заболевания сыграло органическое поражение головного мозга во время беременности или родов, токсикоз, различные внутриутробные инфекции, стрессовое состояние матери в период вынашивания плода.

Порой причиной возникновения синдрома дефицита внимания вкупе с расторможенным поведением может стать алкоголизм родителей и неудовлетворительные условия проживания ребёнка. Иногда неправильное воспитание. Чересчур требовательные родители или, напротив, всёразрешающие и всёпрощающие, могут спровоцировать и закрепить неправильное поведение ребёнка.

Особые признаки гиперактивного ребенка

Для того чтобы определить, есть ли у вашего ребёнка СДВГ, нужно обратить внимание на особые признаки. Ребёнок не может сосредоточиться на определённых деталях, небрежен, допускает дурацкие» ошибки, при выполнении заданий не способен работать по инструкции без руководства взрослого.

Сам организовать свою деятельность не умеет, испытывает трудности даже при укладывании школьных принадлежностей в портфель и выкладывания их на рабочий стол. В повседневных ситуациях забывчив.

Например, часто оставляет дома ручку, карандаши, учебники и т.д. Кроме этого теряет сменную обувь, способен оставить сотовый телефон на подоконнике, забыть выключить воду в ванной и устроить потоп на кухне. На уроках дождаться своей очереди он не может, зачастую отвечает невпопад, даже не дослушав до конца вопрос учителя.

Беспорядочная двигательная активность бывает настолько интенсивной, что ребёнку порой трудно удержать руки и ноги в состоянии покоя при выполнении упражнений, требующих максимальной усидчивости и концентрации внимания. Как правило, у гиперактивных детей недостаточно хорошо сформирована мелкая моторика. Они испытывают значительные трудности при завязывании шнурков, застёгивании пуговиц, работе с ножницами, не всегда «дружат» с карандашом при прорисовывании линий на бумаге.

Дети с СДВГ частенько зарабатывают двойки на уроках физической культуры, так как не выполняют требования учителя и имеют повышенный риск травматизма. Хуже всего эти малыши справляются с теми заданиями, которые кажутся им неинтересными и скучными, за которые они не могут получить немедленное поощрение. Гиперактивный ребёнок в классе выбирает для себя роль шута, пытаясь таким образом привлечь внимание к собственной персоне и наладить взаимоотношения со сверстниками.

Что делать с гиперактивностью?

Можно сколько угодно раз делать замечания маленькому живчику и наказывать его ремнём за «злодеяния», но, к сожалению, все эти действия к желаемому результату не приведут. Если вы заметили, что вышеописанные симптомы есть у вашего малыша, то для начала покажите его специалисту.

После того как врач его обследует, ребёнку наверняка будет назначено симптоматическое лечение, которое будет направлено на повышение эффективности работы головного мозга и, как следствие, улучшение всех высших психических функций. Особое внимание должно быть уделено режиму дня.

Ребёнок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью нуждается в том, чтобы его деятельность в течение суток была расписана буквально по часам. Если малыш уже умеет читать и писать, пропишите с ним все пункты на большом листе и повесьте на видное место. Все указания, которые вы даёте своему отпрыску, повторите несколько раз, потому как человек с синдромом гиперактивности нуждается в напоминаниях. У ребёнка с СДВГ должны быть обязанности по дому, которые ни при каких обстоятельствах не должны выполняться другими членами семьи.

Научите себя поддерживать с малышом так называемый «визуальный контакт». Оказывается, взгляд взрослого, обращённый на непоседу, может вернуть его к реальности и даже успокоить в момент чрезмерного возбуждения. Отмечайте самые маленькие положительные результаты, которых смог добиться ваш ребёнок. Не сравнивайте его со сверстниками, более успешными братьями и сёстрами. Длинные задания разбивайте на более короткие. Маленький человечек, испытывающий трудности с распределением и устойчивостью внимания, теряется перед большим объёмом работы и информации. А раздробив текст или задачу на маленькие частички, вы разгрузите ребёнка и поможете ему поверить в собственные силы.

Не забывайте об эффекте новизны. Дети с СДВГ намного лучше усваивают информацию, которая подана им необычно и даже экстравагантно. Заведите дневник наблюдения. Отмечайте в нём специальными значками (например, звёздочками) все успехи ребёнка дома и в школе. Предоставьте малышу расходовать избыточное количество энергии, которая скапливается у него в течение суток.

Телевизор и компьютер должны занимать минимальное время в жизни непоседы. Агрессия, насилие и демонстрация неправильного поведения с экрана телевизора и монитора очень быстро впитывается детьми, имеющими проблемы с вниманием и двигательной расторможенностью.

Мы нежно любим своих детей. Но не всегда любим, как они ведут себя. Мы думаем: «Какое счастье – быть родителями!», когда слышим заливистый смех, когда они послушно чистят зубы и поступают как маленькие леди и джентльмены. Но, к сожалению ли, к счастью ли, – порой в них просыпаются «бесята», и мы не знаем, как их утихомирить. И тогда мы готовы воскликнуть: «За что мне это наказание!». В серии книг «Решебник для родителей» мы будем обсуждать многие проблемы. И, самое главное, – искать решения. Ведь, несмотря на то, что каждый ребенок шалит по-своему, у похожих проблем – общие решения. И наша тема сегодня – ребенок «с мотором». Попробуем разобраться?

Какой непоседа!

Он носится по квартире, цепляясь за углы и «снося» все вокруг. Начинает жонглировать едой за столом, вертится на табуретке, пока не упадет. Мяч снова попал в телевизор! За уроками не может усидеть и 10 минут. Даже в саду или школе говорят – «голова хорошая, но ноги покоя не дают». Ни минутки не может провести спокойно!

Узнаете? Жалобы родителей активных детей очень схожи. Мне часто приходится слышать от них «мой ребенок гиперактивен». Термин «гиперактивность» вошел в моду, и, как это бывает с модными терминами, начал применяться ошибочно, не по назначению. Первое, что стоит твердо знать: гиперактивность – это диагноз , а не характеристика поведения. Т. е. совершенно неверно про подвижного, находящегося почти всегда в движении ребенка сказать: «он гиперактивен». Активен – да, но «гипер-» – нет! Многие мамы и папы искренне удивляются, узнав, что «гиперактивность» – болезненное состояние. Они-то полагали, что это просто синоним «непоседливости»!

Возможно, и вам нужно разобраться: является ли активность ребенка соответствующей возрастным нормам, т. е. «нормальной» или же речь идет о болезненном состоянии гиперактивности? Скорее всего, именно для этого вы и купили эту книгу. Вы прочитаете в ней шесть историй о детях младшего, дошкольного и школьного возраста. Мы соединили их в пары, чтобы сравнить, как ведет себя ребенок с нормальной активностью и с ГРДВ. В книге вы найдете мини-тесты, чтобы вы смогли понять, есть ли причины для тревоги. И, конечно, решения, которые помогут вам выстроить общение с ребенком.

Что же, мы надеемся, что вы получите ответы на свои вопросы. Возможно, вы убедитесь, что ваши тревоги беспочвенны. Но, может быть, наша книга поможет вам в понимании того, что ребенку необходима профессиональная помощь. И то, и другое – важный результат. Ну что же, в добрый путь!

13 фактов о гиперактивности

Феномен гиперактивности начал изучаться еще в конце 19 века, и с тех пор врачами и психологами был пройден большой путь по описанию этого состояния и оказания помощи детям. Полностью диагноз звучит так: синдром ГРДВ (гиперактивного расстройства с дефицитом внимания»). Именно под этим названием он занесен в международную классификацию болезней, МКБ-10, под грифом F90.

Факт № 1: Синдром гиперактивности имеет нейробиологическую природу, т. е. зависит от особенностей развития нервной системы, а не от «злой воли» или «плохого воспитания» ребенка. Если хотя бы один из родителей страдал ГРДВ, то риск возникновения этого синдрома у ребенка составляет 30–40 %;

Факт № 2: Синдром гиперактивности практически всегда сочетается с дефицитом внимания (сниженными показателями внимания), а также импульсивностью (сниженным контролем за свои действия);

Факт № 3: Дети с ГРДВ обладают нормальным интеллектуальным развитием, а снижение показателей в некоторых тестах связано с дефицитом внимания и поспешностью в ответах;

Факт № 4: Синдром гиперактивности, как диагноз, может быть поставлен уже в первый год жизни ребенка, хотя диагностика в этом возрасте крайне затруднена;

Факт № 5: Проблема гиперактивности ребенка начинает тревожить родителей детей с 3 до 7 лет. Если же первые симптомы, напоминающие синдром гиперактивности возникают позже, то, скорее всего, это связано с другими заболеваниями;

Факт № 6: ГРДВ страдают около 5–7% детей дошкольного и младшего школьного возраста. Синдром гиперактивности является самой частой причиной школьной дезадаптации учеников 1–4 классов;

Факт № 7: Мальчики страдают ГРДВ значительно чаще, чем девочки. Например, в начальной школе соотношение пользу мальчиков примерно 4:1;

Факт № 8: К подростковому возрасту гиперактивность значительно уменьшается или даже исчезает, но сохраняется и осложняет жизнь та «слава», которую ребенок успел заработать ранее («бездельник», «хулиган», «двоечник»);

Факт № 9: Такой диагноз вправе поставить лишь врач-невролог или психиатр. Родители, учителя, психологи и врачи других специальностей могут лишь предположить наличие ГРДВ;

Факт № 10: Для постановки диагноза требуется проведение специального обследования, которое включает клиническое интервью с родителями, тестовые методики, в том числе и с самим ребенком. Необходимый этап – исследование неврологического статуса, проводимое врачом-неврологом.

Факт № 11: Несмотря на то, что ГРДВ имеет нейробиологическую природу, обстановка в семье, саду и школе значат много. Безграмотность и непонимание истоков проблемы могут усугубить проявления гиперактивности, так же как информированность и терпеливая забота могут сотворить чудо;

Факт № 12: Чем раньше выявлена проблема и начата оказываться помощь (и ребенку, и его семье), тем быстрее преодолевается это состояние, и тем лучше ребенок чувствует себя и с родными, и среди сверстников и с «чужими» взрослыми.

Факт № 13: Если ребенок страдает ГРДВ, помощь требуется не только ему. Его родители, как никто другой, нуждаются в информации, с психологической поддержке и направляющей помощи специалистов. Вот кому по-настоящему непросто!

«Гипер» или нет?

Перед тем, как мы приступим к самому интересному, т. е. к рассмотрению картинок из жизни, в которых вы, возможно, узнаете себя и своего ребенка, нужно остановиться на одном важном вопросе. Если вы прочитали все то, что было написано на предыдущих страницах, то знаете, что к термину «гиперактивность» нужно относиться со всей серьезностью, не считать его разменной монетой и ни в коем случае не путать с «непоседливостью», «подвижностью» и «неугомонностью». Все это может быть проявлениями самой, что ни на есть, здоровой активности! Так как же распознать, является ли ваш ребенок активным и здоровым или это уже состояние гиперактивности?

Конечно, время от времени у всех здоровых детей бывают проявления, описанные в первой колонке. Но если многое из перечисленного повторяется часто, и так продолжается более полугода, то, возможно, у вашего ребенка синдром гиперактивности.

Ситуация первая: «Неугомонная Маша»

Машенька пришла со своей мамой ко мне на занятия в «группу кратковременного пребывания». 10 пар «малыш – мама» посещали эти занятия два раза в неделю. В свои год и два месяца Маша была настоящим моторчиком, как говорится – все время на виду. Она смело и активно осваивала сначала пространство группы, а потом и спортивного и музыкального залов. Ей все было интересно, хотя как только интерес угасал, ее невозможно было удержать на месте. Ее мама Лена устало вздыхала и жаловалась, что дочь ни минуты не сидит, все время куда-то забирается, карабкается, лезет. Засыпает с трудом, и спит, не добирая сна по неким медицинским «нормам». Лена уверенно сказала: «Маша гиперактивная!».

Какой непоседа!

Мы нежно любим своих детей. Но не всегда нам нравится, как они ведут себя. Мы думаем: «Какое счастье – быть родителями!» – когда слышишь заливистый смех, когда они послушно чистят зубы и поступают как маленькие леди и джентльмены. Но, к сожалению ли, к счастью ли – в них просыпаются «бесята», и мы не знаем, как их утихомирить.

Не смотря на то, что каждый ребёнок шалит по-своему, у похожих проблем – общие решения. И наша тема – ребёнок «с моторчиком». Попробуем разобраться?

Он носится по квартире, цепляется за углы и «снося» всё вокруг. Начинает жонглировать едой, вертится на табуретке, пока не упадёт. Мяч снова попал в телевизор. Даже в детском саду говорят – «голова хорошая, но ноги покоя не дают». Ни минутки не может провести спокойно! Узнаёте?

Термин «гиперактивность»вошел в моду и, как это бывает с модными терминами, начал применяться ошибочно, не по назначению. Первое, что стоит твёрдо знать: гиперактивность: – это диагноз, а не характеристика поведения. И правильно звучит он так: гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ). То есть совершенно неверно про подвижного, находящегося почти всегда в движении ребёнка говорить: «Он гиперактивен». Активен – да, но «гипер-» – нет!

Многие родители искренне удивляются, узнав, что «гиперактивность» – болезненное состояние. Они-то полагали, что это просто синоним «непоседливости»!

Здорова активность и гиперактивность: давайте сравним!

К термину» гиперактивность» нужно относиться со всей серьёзностью, не считать его разменной монетой и ни в коем случае не путать с «непоседливостью», «подвижностью» и «неугомонностью». Всё это может быть проявлениями самой что ни н есть здоровой активности!

Конечно, время от времени у всех здоровых детей бывают проявления, описанные в первой колонке. Но если многое из перечисленного повторяется часто и так продолжается более полугода, то, возможно, у вашего ребёнка синдром гиперактивности.

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК

Двигательная активность

Подвижен, бегает, прыгает, залезает куда-то, но его действия всегда имеют цель: он лезет,туда, куда нацелился залезть, потому что там интересно.

Его активность чаще всего «вплетена» в игру.

Его можно успокоить, отвлечь, предложив более спокойную игру.

Периоды активности сменяются покоем, даже без вмешательства взрослого.

Набегавшись за день, быстро и крепко засыпает.

Даже если его активность не ко времени, способен потерпеть, когда это необходимо, по просьбе взрослого.

ЗДОРВОВЫЙ, АКТИВНЫЙ РЕБЁНОК

Без цели бегает, крутится, пытается куда-то залезть, не обращая внимания на замечания.

Его стопы и кисти постоянно в движении, порой даже во сне.

Где бы ни находился, ведет себя, словно к нему «моторчик прикрепили».

Даже в состоянии усталости продолжает двигаться, пока окончательно не выбьется из сил, после чего может случиться истерика.

С трудом засыпает, крутится, вертится на постели.

Не может «посидеть спокойно» в тех случаях, когда это необходимо.

В общении

Иногда он тоже может увлечься чем-то настолько, что не сразу услышит обращения к нему.

Может задавать много вопросов, но всегда выслушивает ответы и задаёт вопрос по логике услышанного.

Способен выслушать инструкцию или вопрос до конца, хотя, бывает, порой и торопится, особенно если очень хочется ответить.

Постепенно усваивает, что перебивать других невежливо, хотя и может забыть об этом.

Со временем всё чаще стремится договориться с помощью слов, а если пустит в ход руки, может объяснить почему.

Он не «слышит», что ему говорят, и приходится повторять много раз.

Задаёт много вопросов, но почти никогда не дослушивает ответ.

Часто не дослушивает вопрос, а сразу начинает отвечать.

Мешает другим, вмешиваясь в их дела, перебивает разговор.

Про него можно сказать «болтливый».

Часто в общении со сверстниками ему не хватает терпения, чтобы договориться, и он пускает в ход кулаки, из-за чего слывет

агрессивным.

При выполнении заданий или домашних поручений

«Будь внимательнее» – эту фразу ребёнок слышит хоть и часто, но не постоянно.

Его активность не мешает ему быть внимательным к деталям, например, в игре, рисовании, конструировании.

Он может отвлечься на что-то интересное, но с возрастом всё чаще возвращается к обязанностям – самостоятельно или после напоминания.

С интересом принимается за задание «на внимание», вроде «лабиринта», «найди 10 отличиё», с увлечением осваивает устный счет.

Ему трудно долгое время на чём-либо сохранять внимание.

Невнимателен к деталям.

Ему трудно самому организовать выполнение задания и сложно довести его до конца.

Легко отвлекается на посторонние вещи, перестаёт делать то, что нужно.

Делает много ошибок из-за невнимательности.

Стареется избежать дел, требующих напряжения внимания, – капризами, игнорированием, недовольством.

В разных жизненных ситуациях

Теряет свои вещи лишь иногда.

Предпочитает активные забавы, но может долго играть в спокойные игры, например, собирать пазлы или конструктор.

С возрастом всё легче дожидается своей очереди в коллективных играх или при ответе на занятиях.

При всей активности, его врядли назовут, «несносным» или «дурно воспитанным», потому что он усваивает правила поведения, хотя порой их и нарушает.

Часто теряет свои вещи.

Тихая и спокойная игра продолжается очень кратко; про него можно сказать «забывчивый»

С трудом дожидается своей очереди (например, в играх).

Ему трудно соблюдать любые правила, как в играх, так и правила хорошего поведения.

Про него говорят «неуправляемый».

Часто провоцирует конфликты, дерётся кусается, толкается.

Мини-тест: Активный малыш

Иногда вам кажется, что ваш малыш слишком подвижный. Давайте попробуем выяснить, здоровая ли это активность. Ответь на вопросы «да» или «нет».

Способен ли ребёнок несколько раз в день провести время в спокойных играх или послушать книгу?

Нравятся ли малышу занятия, связанные с сортировкой предметов (н/апример, «разложи по цветам, по формам», «подбери предмет к картинке» и т.д.)?

Может ли малыш замереть на несколько минут, наблюдая за чем-либо новым или интересным?

После периода активности он способен успокоиться сам (например, побегав, заняться более спокойной игрой)?

Засыпает ли он хорошо и крепко в обычные дни, когда соблюдён ритуал засыпания?

Если он расстроен или плачет, можете ли вы, приласкав его, успокоить относительно быстро?

Приходя в поликлинику он способен подождать некоторое время спокойно, если вы занимаете его игрой или книгой, начав бегать только в случае очень долгого ожидания?

На детском спектакле (предназначенном для этого возраста) он может сосредоточиться на представлении хотя бы в первые 20-30 минут

Можете ли вы его, при всей непосредственности, назвать «осторожным»?

Его речевое развитие соответствует норме?

Подведём итоги. Если на большинство вопросов вы ответили «да», то волноваться скорее всего не о чем. У вашего ребёнка вполне здоровая активность!

В мирное русло !

Итак, ваш ребёнок активный и пытливый. Эту активность важно поддерживать для его

нормального роста и развития. даже если вы очень устали. И вот несколько рекомендаций.

* Ему это необходимо! Если вы будете напоминать себе об этом, станет гораздо легче. Маленькие дети – совершенно особые существа. У них велика тяга к познанию окружающего мира, и они движутся к своей цели, не замечая препятствия. Внимание ребёнка – кратковременно: ему пока трудно долго сосредоточиваться на чём-либо, он быстро переключается. Его невозможно заставить заниматься тем, что ему неинтересно.

* Создайте условия. Ребёнок познаёт мир кончиками пальцев, именно поэтому ему необходимо всё потрогать, а ради этого – добраться, залезть, добежать. родители должны ему в этом помочь, создавая условия, при которых он сможет изучить заинтересовавший его предмет.

*Он должен двигаться ! Ребёнок, набегавшись на улице, дома будет вести себя гораздо спокойнее. Если же у него нет такой возможности – будет « зажигать» по дому, всё роняя!

*Развивайте внимание. Активный, подвижный ребёнок нуждается в том, чтобы родители время от времени умеряли их пыл и предложили спокойные развлечения. Им так необходимо развивать усидчивость! Для это прекрасно подходит совместное рисование, в том числе и пальцами; лепка, чтение. Гуляя на улице, часть времени уделяйте просто ходьбе, разговаривая с ребёнком и обращая его внимание на всё, что происходит вокруг.

В процессе нормального психического развития заложено несколько интересных механизмов.

Первый – малыш постепенно начинает «удерживать» образ заинтересовавшего его предмета и сопротивляется попыткам себя отвлечь. Чем старше становится кроха, тем труднее ему переключать внимание (в норме очень важна способность удержания внимания с возрастом развития).

Второй – для того чтобы достичь цели, ребёнок должен игнорировать всё, что этому мешает. В том числе и ваше «нельзя»! данный механизм позволяет ему идти (или бежать) вперёд, познавая мир. Постарайтесь ему не мешать, а лучше помогать.