Литературоведческий анализ стихотворения ярослава смелякова "памятник".

Ярослав Смеляков
"Памятник"


Рука моя трудна мне и темна,
И сердце у меня из чугуна.

Чугунные метафоры лежат.
И я слежу за чередою дней
Из-под чугунных сдвинутых бровей.
Вокруг меня деревья все пусты,
На них ещё не выросли листы.
У ног моих на корточках с утра
Самозабвенно лазит детвора,
А вечером, придя под монумент,

Когда взойдёт над городом звезда,
Однажды ночью ты придёшь сюда.
Всё тот же лоб, всё тот же синий взгляд,
Всё тот же рот, что много лет назад.
Как поздний свет из тёмного окна,
Я на тебя гляжу из чугуна.
Недаром ведь торжественный металл
Моё лицо и руки повторял.

Всё что я значил и зачем я жил.
И я сойду с блестящей высоты
На землю ту, где обитаешь ты.
Приближусь прямо к счастью своему,
Рукой чугунной тихо обниму.
На выпуклые грозные глаза
Вдруг набежит чугунная слеза.
И ты услышишь в парке под Москвой

"Всё совершается, как надо, хоть и не сразу, не сполна", - эти слова Ярослава Смелякова можно было бы поставить на титульной странице его собрания сочинений, так как он всегда живо ощущал и историческую необходимость происходящих событий, уже свершившихся и ещё только надвигающихся, и бесконечное своеобразие человеческих судеб, воли, эту необходимость осуществляющих.

"И современники, и тени в тиши беседуют со мной:"- Смеляков в свою судьбу включил множество судеб. В его поэзии заодно действуют критерии исторические и нравственные, гражданские и художественные.

Ярослав Смеляков - человек нелёгкой судьбы, в далёком 1934г. он впервые оказался под прицелом беды: его юношеская прямолинейность пришла в столкновение с противоречиями жизни. За "моральное разложение" поэт был арестован по доносу и вышел в "редком для освобождения" году - 1937м. Затем его снова посадили. Во время войны поэта освободили финны из карельского лагеря, и он стал финским военнопленным, работая на ферме. Вернувшись на родину, проходил так называемую проверку. После разрешения жить в Москве в 1984 г. выпустил книгу своих стихов "Кремлёвские ели", однако по доносу одного "собрата-поэта" в 1951 был арестован. И снова лагерная жизнь. Но Смеляков продолжал писать: Амнистия 1956г. принесла освобождение поэту.

Но несмотря ни на что, Ярослав Смеляков истово верил в правоту возникающей на глазах новой жизни. Показательно то, что он, трижды попадавший на круги лагерного ада, ни в одном своём стихотворении ни разу нигде не проклял ни эпоху, ни свою судьбу, ни Сталина. Долгие годы был председателем московских поэтов. Не любил говорить о лагере и показывать немногие лагерные стихи, напечатанные лишь после смерти, в которых прорывалась боль за изувеченную смолоду жизнь.

Стихотворение "Памятник" написано в 1946 году - в период финского плена, в тягостное для Я.Смелякова время.

Произведение представляет собой монолог лирического героя, который во сне превратился в памятник.

Образ "памятника" ещё в античной литературе,потом и в русской поэзии обращает читателя к теме "творчества,назначения поэта и поэзии". Гораций, М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, А.С.Пушкин: Каждый из них, осмысливая своё назначение как поэта, подводит итог своему творчеству, стремится заглянуть в будущее,где и будет воздвигнут их поэзией нерукотворный памятник.

"Памятник" Смелякова нельзя поставить в один ряд с одноимёнными стихами великих поэтов, потому что тема творчества не является главной в данном произведении. Пожалуй, это стихотворение можно отнести к философской лирике, т.к. лирический герой осмысливает своё настоящее, говорит о том, что для него составляет счастье его "теперешней" жизни, куда рвутся его сердце и душа, чего жаждет его сознание:

Приближусь прямо к счастью своему,
Рукой чугунной тихо обниму.
Тема творчества звучит лишь в начале стихотворения:
В сознании, как в ящике, подряд
Чугунные метафоры лежат.

Но поэт говорит о невозможности "творить, писать" в контексте общей "несвободы". Олицетворением этой "несвободы" является образ памятника:

Приснилось мне, что я чугунным стал.
Мне двигаться мешает пьедестал.

Внешняя (физическая) "несвобода" ("мне двигаться мешает пьедестал", "рука моя трудна мне и темна") так же тягостна, как и внутренняя, душевная ("и сердце у меня из чугуна", "и я слежу за чередою дней из-под чугунных сдвинутых бровей", "вдруг набежит чугунная слеза"). А самое страшное то, что герой не может высказать всего, что наболело. "Чугунных метафор" в стихотворении немало: это и "сердце из чугуна", и "чугунные брови", и "чугунная слеза", и "чугунный голос". Повтор метафоры "чугунный" усиливает ощущение непомерной тяжести и скованности во всём: в движениях, мыслях, чувствах.

Ещё одна тема получает развитие в стихотворении: личные любовные переживания героя. Мотив грусти, удручённости, который звучит с самых первых строк произведения, усиливается, сливаясь с мотивом одиночества, когда лирический герой говорит о своей любимой. В монологе нет пылких признаний, но в кажущихся такими простыми словах: "Всё тот же лоб, всё тот же синий взгляд, всё тот же рот, что много лет назад" - столько нежности, теплоты, преданности, что невольно понимаешь, что женщина, которой адресованы эти строки - самая дорогое, что было и есть в жизни лирического героя. И это его земное чувство - самое ценное, что у него есть.

В последних 4х строфах, которые обращены к образу любимой, поэт употребляет глаголы в будущем времени: "сойду", "приближусь", "слеза набежит", "услышишь". Это говорит о том, что герой не уверен, что желанная встреча состоится. Зная биографию поэта,можно объяснить эту тихую грусть героя, его тревожно-обречённое настроение: находясь в плену, поэт не загадывает счастливого будущего, он лишь говорит о желании хоть как-то напомнить о своём существовании:

Как поздний свет у тёмного окна,
Я на тебя гляжу из чугуна.

И ты услышишь в парке под Москвой
Чугунный голос, нежный голос мой.
А о себе говорит в прошедшем времени: "всё, что я значил и зачем я жил".
Философское осмысление действительности слышится в словах героя:
И я слежу за чередою дней:

А вечером, придя под монумент,
Толкует о бессмертии студент.

Человек не в силах замедлить неуловимый бег времени, и герой страдает от невозможности что-либо изменить в сложившихся обстоятельствах. В тексте нет ярких метафор, экспрессивно-окрашенных слов и выражений, передающих страдания, душевную боль героя. Но почувствовать это позволяет нам построение стиха: каждое двустишие состоит из одного предложения. Отсюда прерывистое резковатое звучание стиха, которое и помогает увидеть всю глубину переживаний, надрыв лирического героя. Ритмичность стиху, движение чувству придаёт пятистопный ямб с точными мужскими парными рифмами.

Метафоры, преобладающий троп в стихотворении, основан на сравнении с памятником, т.к. лирический герой уподобляет себя чугунной статуе. Практически в каждой строфе (а это значит в каждом предложении) поэт подчёркивает уподобление героя памятнику: повтор метафор с прилагательным "чугунный", "у ног моих с утра самозабвенно лазит детвора", "торжественный металл", "сойду с блестящей высоты,синонимы -"пьедестал", "монумент", "статуя".

Но образ скульптуры, памятника неоднозначен: с одной стороны, это образ "несвободы", а с другой - символ чего-то "вечного, бессмертного", к чему хотел бы прикоснуться герой:

Недаром ведь торжественный металл
Моё лицо и руки повторял.
Недаром скульптор в статую вложил
Всё, что я значил и зачем я жил.

Для того чтобы обнажить чувства, воссоздать внутреннее состояние лирического героя, автор использует образ сна. Традиционно в русской литературе сон - это благодатные, счастливые мгновения прошлого, либо психологическое состояние героя в настоящем, либо мечта, предчувствие будущего. У Смелякова приём "сна"- это осмысление тяжёлой действительности и попытка заглянуть в будущее, это выход из реальности, в которой жизнь трудна, а может, невозможна. Но несмотря на приём "сна", лирический герой предстаёт перед нами "живым" человеком, глубоко мыслящим, страдающим, любящим.

Ярослав Смеляков писал: "Мои стихи совершенно не годятся для литературных салонов и не рассчитаны на любителей изысканных пустяков, потому что я нарочито отвергаю ложные поэтические красивости и стремлюсь к точности, к строгому лаконизму". От строгих, будто и неукрашенных строк Ярослава Смелякова исходит особенное обаяние, нежность, иногда прикрытая суровостью, и откровение.

Несмотря на все жизненные невзгоды, Ярослав Смеляков не оставил творчество, не предал ни своего призвания, ни своей судьбы. А если и прикасался к "высоковольтным проводам" времени, то с какой-то своей осторожной человечностью. Пример тому - стихотворение "Памятник".

Литература:

  1. Гринберг И.Л. "Три грани лирики", М: "Советский писатель", 1975г.
  2. Агатов М. "Об авторах ваших книг", М: "Молодая гвардия", 1975г.
  3. Куняев С. "Терновый венец", журнал "Современник" №12. М: 1997г.
  4. Евтушенко Е. "Строфы века: антология русской поэзии" М: Минск-Москва "Полифакт", 1997г.

Ответов: 2

*" animation="Plate--moveUp">

Юлия

3 года назад

"Всё совершается, как надо, хоть и не сразу, не сполна", - эти слова Ярослава Смелякова можно было бы поставить на титульной странице его собрания сочинений, так как он всегда живо ощущал и историческую необходимость происходящих событий, уже свершившихся и ещё только надвигающихся, и бесконечное своеобразие человеческих судеб, воли, эту необходимость осуществляющих.

3 года назад

Произведение представляет собой монолог лирического героя, который во сне превратился в памятник.Образ "памятника" ещё в античной литературе,потом и в русской поэзии обращает читателя к теме "творчества,назначения поэта и поэзии". Гораций, М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, А.С.Пушкин: Каждый из них, осмысливая своё назначение как поэта, подводит итог своему творчеству, стремится заглянуть в будущее,где и будет воздвигнут их поэзией нерукотворный памятник."Памятник" Смелякова нельзя поставить в один ряд с одноимёнными стихами великих поэтов, потому что тема творчества не является главной в данном произведении. Пожалуй, это стихотворение можно отнести к философской лирике, т.к. лирический герой осмысливает своё настоящее, говорит о том, что для него составляет счастье его "теперешней" жизни, куда рвутся его сердце и душа, чего жаждет его сознание:

Оставить ответ

Сообщение

Для того чтобы оставить ответ, войдите на сайт

Полезное

Tatjana·2 года назад Ivan·2 года назад Кирилл·3 года назад

Стуколова Юлия, ученица 10 класса

Тема памятника всегда занимала важное место в творчестве всех поэтов. В своих стихотворениях они как бы выражали свое право на бессмертие. В «Памятниках» авторы оценивают свою роль в жизни общества, роль своей творческой деятельности. В них они утверждают свое право на историческое бессмертие.Великие русские поэты написали произведения, в которых оценивали свое творчество, рассуждали о своих трудах жизни, о том, что они сделали для народа. Державин, Пушкин, Ломоносов, Высоцкий, Ходасевич и Смеляков оставили частичку собственной души в своем творчестве, поэтому их произведения ценились, ценятся и будут знамениты еще много лет.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ТЕМА ПАМЯТНИКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Стуколова Юлия, ученица 10 класса

1. Введение……………………………………………..2

2. Особенности темы памятника:

а) в творчестве М. В. Ломоносова……....3

б) в творчестве Г.Р. Державина……………4-5

в) в творчестве А.С. Пушкина……………….6-7

г) в творчестве В.Ф Ходасевича ……………..8

д) в творчестве В.С. Высоцкого …………..9-11

е) в творчестве Я.В. Смелякова……………12-14

3. Заключение……………………………….15

4. Список используемой литературы……….16

ВВЕДЕНИЕ

Тема памятника всегда занимала важное место в творчестве всех поэтов. В своих стихотворениях они как бы выражали свое право на бессмертие. В «Памятниках» авторы оценивают свою роль в жизни общества, роль своей творческой деятельности. В них они утверждают свое право на историческое бессмертие. Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. Монолог поэта о самом себе встречается ещё в античной поэзии. Так, ода Горация «К Мельпомене» в переводе М.В Ломоносова послужила основой для стихотворений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина о «памятнике». Основные её аспекты - процесс творчества, его цель смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с власть, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения «нерукотворного» памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности.

Итак, впервые обратился к теме поэта и поэзии ещё в первом веке до н. э древнеримский поэт Квинт Гораций Флаак. Переводы оды Горация было множество. Некоторые из них (М.В. Ломоносов, В.В. Капнист, А.Х. Востоков, С.А. Тучков), несомненно, были известны А.С.Пушкину, а другие (А.А.Фет, Н.Фоккова, Б.В. Никольского, П.Ф. Порфирова, В.Я.Брюсова) появились уже после смерти Пушкина.

ОСОБЕННОСТИ ТЕМЫ ПАМЯТНИКА

а) в творчестве М.В. Ломоносова

В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык. Перевод знаменитейшей 30-й оды Горация, строго говоря, не может быть назван анакреонтической одой в общепринятом смысле этого термина. Но в том индивидуальном значении, которое анакреонтике придавал Ломоносов - значении эстетического и жизнестроительного манифеста - безусловно, перевод Горация сближается именно с этой линией Ломоносовского поэтического наследия. «Памятник» Ломоносова - это одновременно и очень близкий перевод, и оригинальное стихотворение, подводящее итог именно Ломоносовской поэтической деятельности. Используя моменты совпадения в биографии и роде творческой деятельности Горация со своими жизненными и поэтическими обстоятельствами (и Гораций, и Ломоносов были низкого сословного происхождения; и Гораций, и Ломоносов были реформаторами национальных систем стихосложения: Гораций впервые начал использовать в латинской поэзии эолийскую мелику (Алкееву строфу); Ломоносов же реформировал русское стихосложение, утвердив силлабо-тонический принцип и дав образцы многих ритмических структур), Ломоносов сумел очень конкретно оценить свой собственный вклад в русскую литературу.

В своем стихотворении «Памятник» Ломоносов пользуется высоким стилем, практически не рифмуя строки и употребляя устаревшие слова. Для Ломоносова, муза – великая покровительница, награждающая его за «праведную заслугу».

Двусложный размер – ямб - придаёт нерифмованным строчкам стихотворения чёткость, чеканность. Торжественность звучанию придают слова высокого стиля: воздвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство и др., много слов и выражений грекоримского происхождения, из истории и мифологии: аквилон, Авфид, стихи эольски, муза, дельфийский лавр и т. д..

б) в творчестве Г.Р. Державина

Тема – бессмертие поэта в его творениях, в памяти людей о создателе знаменитых произведений. Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 году, следуя примеру Горация, он пишет стихотворение «Памятник,», в котором так определяет свое право на бессмертие:

Всяк будет помнить то в народах несчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истины царям с улыбкой говорить.

Главной особенностью эстетической поэзии Державина была искренность. Когда он хвалил императрицу – он не льстил, но писал Правду, веря, что приписываемые добродетели действительно были ей свойственны. В стихах он наиболее точно определял свои поэтические принципы. «Памятник» - в этом смысле важнейший эстетический документ. Опираясь на традицию, поэт открывал существо своего художественного новаторства, которое и должно было обеспечить «бессмертие».

Постараемся исторически понять смысл державинских слов-определений, гарантирующих это бессмертие. «Первый я дерзнул в забавном русском слоге…» В чем «дерзость» Державина? В отступлении от знаменитых «правил» классицизма. Правила эти требовали, чтобы поэт «вещал», провозглашал в виде вечных истин те абстрактные добродетели, которые «положены» императорскому сану и выражались общим для од слогом. Державин же создал «забавный русский слог», помогавший ему раскрывать во всем, о чем бы он ни писал, свою личность. Шутка выявляла индивидуальный склад ума, манеру понимать вещи и взгляд на мир, свойственный именно данному поэту, его личное отношение к Екатерине II – человеку, с характерными для него привычками, делами, заботами.
Высокая простота лексического ряда, ямб как нельзя лучше воплощают спокойный, уверенный, далекий от мирской суеты ход размышлений.

По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Именно с этих позиций подходит он к оценке своего творчества в стихотворении “Памятник”. Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. Неторопливый, торжественный ритм стиха (стихотворение написано шестистопным ямбом) соответствует важности темы. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан. Он высказывает уверенность, что имя его будет жить в сердцах и памяти “народов несчетных”, населяющих пространство “от Белых вод до Черных”. Свое бессмертие поэт связывает с “родом славянов”, то есть с русским народом. Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова “высокого стиля” - чело, возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных и т.д.; различные эпитеты – неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой, памятник чудесный, вечный, гром быстротечный . Гипербола и сравнение одновременно – металлов выше он и тверже пирамид . Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом явно фигуральное, т.е. подразумевающее переносный смысл. Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений

в) в творчестве А.С.Пушкина

За год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, осмысливая собственный творческий путь, Пушкин написал стихотворение “Памятник” (1836 г.). В.Ф. Ходасевич считал, что это стихотворение – запоздалый ответ на лицейское стихотворение Дельвига “Два Александра”, где Дельвиг предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин – как величайший поэт. Однако начало XIX века впоследствии будут называть пушкинской эпохой, а не эпохой Александра I.

По своей теме и построению стихотворение А.С. Пушкина близко к одноименному стихотворению Державина, однако Пушкин отступил от прежних образов. Сюжет стихотворения составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения. Стихотворение хранит следы тяжких раздумий о жестокости века, об отношениях с царем и великосветскими кругами, о том, что в поэзии он, Пушкин, одержал победу над самодержавием. Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели и веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России, сознание выполненного долга перед народом. Кто же дает поэту право на бессмертие? Поэт своим творчеством сам ставит при жизни “нерукотворный памятник”, потому что он – голос народа, его пророк. Поэт гордится тем, что его поэзия была свободной и взывала к свободе: “…в мой жестокий век восславил я свободу…”. Пушкин утверждает единство народных и личных идеалов, он писал не ради “венца”, поэзия – это бескорыстное служение во имя человечества. Поэт был убежден в том, что муза должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. В этом вечная и неизменная сущность подлинно народного искусства.

Главной мыслью этого стихотворения является тема поэта и поэзии, проблема поэтической славы, поэтического бессмертия: преодоление смерти через славу, а жанром – ода, это продиктовано традицией: стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина, которое, как мы уже говорили, является переделкой оды Горация, известной русскому читателю по переводу Ломоносова.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа. Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.» Что значит "выше"? Пушкин сравнивает духовное и материальное, живую поэтическую думу и мертвый камень, и в этом заключается художественное достоинство стихотворения. Гений своим творчеством сам ставит себе при жизни "нерукотворный памятник", потому что он - голос народа, его пророк. Не кто-нибудь, а он сам воздвиг себе памятник. Отсюда многократно повторяемое "Я". Пушкин жил и творил в "жестокий век". Он гордился тем, что его поэзия была свободной, взывала к свободе политической и духовной.

Александрийский столп - это самая высокая в мире колонна, олицетворение покорности царю и власти самого царя. Пушкин был придворным низшего чина, и в то же время он был человеком высочайшего призвания и предназначения. Так что же означает "выше Александрийского столпа"? Это можно истолковать и как победу "таинственного певца" над цензурой, победу над самодержавием. Пушкин сопоставляет два памятника, памятник материальный и памятник духовный. Поэт вступает в противоборство с "кумиром" своего времени. Морально Пушкин победил этого самодержавного "кумира" силой поэтического слова и высокой духовностью. Пушкин действительно победил время и пространство. Каждое произведение поэта неповторимо, в каждом своя философия и красота. Поэзия Пушкина - это тропа к сердцу самого поэта. В поэзии он находит силы жизни, чтобы бороться с одиночеством, потому что общество его не понимает, не понимает его философские взгляды. Я считаю, что творчество Пушкина - это неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит "живой водой" всех, кто к нему прикасается. Оно воспитывает добрые чувства, которые учат нас любить и понимать жизнь. Читая и перечитывая произведения Пушкина, мы каждый раз открываем для себя что-то новое.

г) в творчестве В.Ф Ходасевича

Владислав Ходасевич принадлежит к тем русским поэтам, которые написали свой «Памятник». Восьмистишье с этим заглавием датируется 1928 годом, и хотя автору предстояло жить ещё одиннадцать лет, стихов он в это последнее десятилетие уже почти не писал, так что и в самом деле «Памятником» поэт сознательно и ответственно завершал свой путь. «Памятник» - редкий вид стихотворений, на который право имеют редкие поэты. Ходасевич знал за собой такое право, но памятник он себе поставил мало похожий на классический державинско - пушкинский образец. В этом торжественном жанре он вывел себе неожиданно скромный итог; он отказался от громкого тона и пафоса и оставил нам выверенную, сдержанную и трезвую формулу своей роли и места в поэтической истории.

С самого вступления в литературу Ходасевич оказался «на перекрёстке двух дорого», который затем в его судьбе воспроизводился всё заново и по-новому, на котором в конце концов он увидел свой будущий памятник.

Одиночество на перекрёстке – кажется, и будущему памятнику своему он это пророчил. «Время, ветер, песок» - и нет «народной тропы», гласа «языков», населённой и звучной истории, какая бы окружала памятник, воздвигнутый будущим культурным человечеством. А есть что-то вроде «степного», 2скифского» идола. И «двуликого», то есть, видимо, обращённого ликом на обе дороги.

д) в творчестве В.С. Высоцкого

Известное стихотворение Высоцкого «Памятник» органично связано с русскоязычной традицией восприятия и переосмысления оды Горация «К Мельпомене». История горацианской оды в нашей поэзии хорошо известна Начавшись с почти дословного перевода Ломоносова, она по мере своего развития всё более отделялась от латинского подлинника: Державин, Пушкин, Брюсов («Мой памятник стоит, из строф беззвучных сложен...») - последовательные звенья такого удаления. «Памятник» Высоцкого - последняя известная нам точка, за которой, как за горизонтом, текст, видимо, уже не будет восприниматься как потомок своего античного прародителя.

В стихотворении Высоцкого не только утверждается необходимость выхода из омертвевшего образа, но и последовательно описывается весь путь, проделанный жанром. В начале «Памятника» изображается превращение человека в статую («Охромили меня и согнули, К пьедесталу прибив: «Ахиллес»). Причём сама статуя ассоциируется с омертвлением некогда живой формы:

И железные рёбра каркаса
Мёртво схвачены слоем цемента,
Только судороги по хребту.

Если в мифологическом искусстве памятник всегда символ воскрешения, то демифологизация символа ведёт к отрицанию памятника и памяти как основных показателей иллюзионистского мышления, поскольку и то, и другое имеют дело не с живой личностью, но с канонизированным, застывшим образом. Личность безгранична согласно определению, образ же всегда рамочен и напоминает в этом смысле результат работы гробовщика с деревянной меркой. Образ - лишь гипсовая маска, с которой «вчистую стесали Азиатские скулы мои».

Последующее развитие стихотворения логически сопрягает мотив памятника с мотивом канонизированного образа поэта, замыкая тему торжества смерти над жизнью.

При внешнем динамизме глаголов здесь скорее изображается безжизненная суета, которой сопровождается любое посмертное торжество с присущим ему в качестве обязательного элемента публичным лицемерием.

Тишина надо мной раскололась,
Из динамиков хлынули звуки,
С крыш ударил направленный свет,
Мой отчаяньем сорванный волос
Современные средства науки
Превратили в приятный фальцет.

Но в заключительной части происходит коренной перелом в традиционном сюжете оды. Посредством деканонизации пушкинского образа совершается разрушение памятника и возвращение поэта в жизнь.

Командора шаги злы и гулки!
Я решил: как во времени оном,
На пройтись ли по плитам звеня?
И шарахнулись толпы в проулки,
Когда вырвал я ногу со стоном
И осыпались камни с меня.

Тезис и антитезис пушкинской темы - человек и статуя - достигают здесь синтеза. Статуя Командора начинает движение как памятник, но заканчивает его как человек, разрушающий памятник во имя свободы. Знакомая по «Райским яблокам» ситуация возвращения находит в «Памятнике» своеобразное решение. Если там поэт возвращается к любимой и во имя любви, то здесь происходит гражданское воскрешение поэта во имя ненависти ко лжи.

В пушкинской поэтике человек и статуя уравниваются в своей несвободе: своеволие Евгения и Дон Гуана наказывается роком за попытку идти против устоявшегося порядка вещей, который для поэта XIX века обладает единственным статусом реальности. В художественном языке Высоцкого метафизический порядок вещей лишён статуса реальности изначально. Величие предмета и его восхищающая мощь, составляющая, по мнению Гегеля, субстанциональное содержание оды, рушатся перед внутренней свободой. Ода вылезает из традиционной оболочки жанра, как и сам поэт:

Падая вылез на кожи,
Дотянулся железной клюкой,
И когда уже грохнулся наземь,
Из разодранных рупоров всё же
Прохрипел я похоже: «Живой!»

Поэтика Высоцкого включает скептицизм читателя как непременный компонент понимания смысла, однако само понимание невозможно за пределами предполагаемой жанровой структуры. Его ода требует одического пространства - «огромного скопленья народа» - и одического времени - момента, когда «саван сдёрнули», а памятник появляется перед одураченной толпой во всём своём ложном великолепии.

Лирический герой поэта предельно жизнелюбив, его нельзя соблазнить ни райскими садами, ни персональным монументом на площади. Вектором его существования остаётся правда и только правда.

е) в творчестве Я.В. Смелякова

Стихотворение "Памятник" написано в 1946 году - в период финского плена, в тягостное для Я.Смелякова время. Произведение представляет собой монолог лирического героя, который во сне превратился в памятник.

"Памятник" Смелякова нельзя поставить в один ряд с одноимёнными стихами великих поэтов, потому что тема творчества не является главной в данном произведении. Пожалуй, это стихотворение можно отнести к философской лирике, т.к. лирический герой осмысливает своё настоящее, говорит о том, что для него составляет счастье его "теперешней" жизни, куда рвутся его сердце и душа, чего жаждет его сознание.

Но поэт говорит о невозможности "творить, писать" в контексте общей "несвободы". Олицетворением этой "несвободы" является образ памятника:

Приснилось мне, что я чугунным стал.
Мне двигаться мешает пьедестал.

Внешняя (физическая) "несвобода" ("мне двигаться мешает пьедестал", "рука моя трудна мне и темна") так же тягостна, как и внутренняя, душевная ("и сердце у меня из чугуна", "и я слежу за чередою дней из-под чугунных сдвинутых бровей", "вдруг набежит чугунная слеза"). А самое страшное то, что герой не может высказать всего, что наболело. "Чугунных метафор" в стихотворении немало: это и "сердце из чугуна", и "чугунные брови", и "чугунная слеза", и "чугунный голос". Повтор метафоры "чугунный" усиливает ощущение непомерной тяжести и скованности во всём: в движениях, мыслях, чувствах.

Ещё одна тема получает развитие в стихотворении: личные любовные переживания героя. Мотив грусти, удручённости, который звучит с самых первых строк произведения, усиливается, сливаясь с мотивом одиночества, когда лирический герой говорит о своей любимой. В монологе нет пылких признаний, но в кажущихся такими простыми словах: "Всё тот же лоб, всё тот же синий взгляд, всё тот же рот, что много лет назад" - столько нежности, теплоты, преданности, что невольно понимаешь, что женщина, которой адресованы эти строки - самая дорогое, что было и есть в жизни лирического героя. И это его земное чувство - самое ценное, что у него есть.

Человек не в силах замедлить неуловимый бег времени, и герой страдает от невозможности что-либо изменить в сложившихся обстоятельствах. В тексте нет ярких метафор, экспрессивно-окрашенных слов и выражений, передающих страдания, душевную боль героя. Но почувствовать это позволяет нам построение стиха: каждое двустишие состоит из одного предложения. Отсюда прерывистое резковатое звучание стиха, которое и помогает увидеть всю глубину переживаний, надрыв лирического героя. Ритмичность стиху, движение чувству придаёт пятистопный ямб с точными мужскими парными рифмами.

Метафоры, преобладающий троп в стихотворении, основан на сравнении с памятником, т.к. лирический герой уподобляет себя чугунной статуе. Практически в каждой строфе (а это значит в каждом предложении) поэт подчёркивает уподобление героя памятнику: повтор метафор с прилагательным "чугунный", "у ног моих с утра самозабвенно лазит детвора", "торжественный металл", "сойду с блестящей высоты,синонимы -"пьедестал", "монумент", "статуя".

Но образ скульптуры, памятника неоднозначен: с одной стороны, это образ "несвободы", а с другой - символ чего-то "вечного, бессмертного", к чему хотел бы прикоснуться герой.

Для того чтобы обнажить чувства, воссоздать внутреннее состояние лирического героя, автор использует образ сна. Традиционно в русской литературе сон - это благодатные, счастливые мгновения прошлого, либо психологическое состояние героя в настоящем, либо мечта, предчувствие будущего. У Смелякова приём "сна"- это осмысление тяжёлой действительности и попытка заглянуть в будущее, это выход из реальности, в которой жизнь трудна, а может, невозможна. Но несмотря на приём "сна", лирический герой предстаёт перед нами "живым" человеком, глубоко мыслящим, страдающим, любящим.

От строгих, будто и неукрашенных строк Ярослава Смелякова исходит особенное обаяние, нежность, иногда прикрытая суровостью, и откровение.

Несмотря на все жизненные невзгоды, Ярослав Смеляков не оставил творчество, не предал ни своего призвания, ни своей судьбы. А если и прикасался к "высоковольтным проводам" времени, то с какой-то своей осторожной человечностью. Пример тому - стихотворение "Памятник".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Великие русские поэты написали произведения, в которых оценивали свое творчество, рассуждали о своих трудах жизни, о том, что они сделали для народа. Державин, Пушкин, Ломоносов, Высоцкий, Ходасевич и Смеляков оставили частичку собственной души в своем творчестве, поэтому их произведения ценились, ценятся и будут знамениты еще много лет. Авторы оценивают свою роль в жизни общества, роль своей творческой деятельности. В них они утверждают свое право на историческое бессмертие.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Агатов М. «Об авторах ваших книг».
  2. Гайденков Н.М. «Русский поэты XIX века».
  3. Гринберг И.Л. «Три рани лирики».
  4. Гуковский Г.А. «Русская литература XVIII века».
  5. Евтушенко Е. «Строфы века: антология русской поэзии».
  6. Коровин В.И. «История русской литературы XI-XIX».
  7. Куняев С. «Терновый венец».
  8. Лебедева О.Б. «История русской литературы XVIII века».
  9. Медведев В.П. «Изучение лирики в школе».
  10. Стенник Ю.В. «Пушкин и русская литература ХIХ века».
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема «Памятника» в русской литературе.

Создал памятник я, бронзы литой прочней, Царственных пирамид выше поднявшийся. Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой Не разрушат его, не сокрушит и ряд Нескончаемых лет, время бегущее… ГОРАЦИЙ (I век до н.э.)

М.В.Ломоносов Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатный род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И первому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром.

Г.Р.Державин Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокруши Так! - весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить. Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить. О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай.

А.С.Пушкин Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру -- душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит – И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца.

Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен. Кричите, буйствуйте, - его вам не свалить! Распад певучих слов в грядущем невозможен, - Я есмь и вечно должен быть. И станов всех бойцы, и люди разных вкусов, В каморке бедняка, и во дворце царя, Ликуя, назовут меня - Валерий Брюсов, О друге с дружбой говоря. В сады Украины, в шум и яркий сон столицы, К преддверьям Индии, на берег Иртыша, - Повсюду долетят горящие страницы, В которых спит моя душа. За многих думал я, за всех знал муки страсти, Но станет ясно всем, что эта песнь - о них, И, у далеких грез в неодолимой власти, Прославят гордо каждый стих. И в новых звуках зов проникнет за пределы Печальной родины, и немец, и француз Покорно повторят мой стих осиротелый, Подарок благосклонных Муз. Что слава наших дней? - случайная забава! Что клевета друзей? - презрение хулам! Венчай мое чело, иных столетий Слава, Вводя меня в всемирный храм. В. Я. Брюсов

В.Ф.Ходасевич Во мне конец, во мне начало. Мной совершённое так мало! Но всё ж я прочное звено: Мне это счастие дано. В России новой, но великой, Поставят идол мой двуликий На перекрестке двух дорог, Где время, ветер и песок...

Я.В.Смеляков Приснилось мне, что я чугунным стал. Мне двигаться мешает пьедестал. В сознании, как в ящике, подряд Чугунные метафоры лежат. И я слежу за чередою дней Из-под чугунных сдвинутых бровей. Вокруг меня деревья все пусты, На них еще не выросли листы. У ног моих на корточках с утра Самозабвенно лазит детвора, А вечером, придя под монумент, Толкует о бессмертии студент. Когда взойдет над городом звезда, Однажды ночью ты придешь сюда. Все тот же лоб, все тот же синий взгляд, Все тот же рот, что много лет назад. Как поздний свет из темного окна, Я на тебя гляжу из чугуна…

В.С.Высоцкий Я при жизни был рослым и стройным, Не боялся ни слова, ни пули И в привычные рамки не лез,- Но с тех пор, как считаюсь покойным, Охромили меня и согнули, К пьедесталу прибив "Ахиллес". Не стряхнуть мне гранитного мяса И не вытащить из постамента Ахиллесову эту пяту, И железные ребра каркаса Мертво схвачены слоем цемента,- Только судороги по хребту. Я хвалился косою саженью - Нате смерьте! - Я не знал, что подвергнусь суженью После смерти,- Но в обычные рамки я всажен - На спор вбили, А косую неровную сажень - Распрямили…

Евгения Сафонова

“Памятник”: традиции и новаторство

Третий урок

В начале урока попросим учащихся обменяться письменными работами, выполненными к уроку, проанализировать их и высказать своё мнение, дополнения, возражения.

Жанровая форма “памятника” нашла своё продолжение и в поэзии второй половины XX века. Есть «Памятники» у Слуцкого, Смелякова, Вознесенского, Высоцкого. В рамках конкретного занятия остановимся на двух из них - стихотворении Ярослава Смелякова и стихотворении Владимира Высоцкого.

Ярослав Смеляков (1913–1972) - поэт, как говорят в народе, Божьей милостью, не избежавший сталинских репрессий. Имя его теперь незаслуженно подзабыто.

Прежде всего, отметим коренное отличие его «Памятника» от предшествующих. Перед нами произведение любовной лирики. Ради любимой герой сходит с пьедестала. Ему не нужен ни “торжественный металл” , ни “бессмертие” , если она, любимая, далеко внизу, если нельзя обнять и поцеловать её.

В стихотворении нет привычной композиции традиционного “памятника”. Превращение в памятник, во-первых, приснилось поэту. Во-вторых, поэт-памятник не размышляет о своих заслугах или величии, а смотрит с пьедестала на мир. Жизнь идёт у его “ног”: детвора, студенты - все расположились у памятника, почти не обращая на него внимания и не интересуясь, кому он поставлен. А вот “она” пришла сюда неслучайно. И её приход “оживил” памятник.

Приближусь прямо к счастью своему,
рукой чугунной тихо обниму.

Трансформация жанра явная. И всё-таки перед нами именно “памятник”, потому что в нём нашли отражение традиции предшественников. Без сомнения, помнил Смеляков при написании о пушкинском стихотворении, о гуманистическом направлении нашей поэзии в целом. Ритм стихотворения размеренно-величавый. Излюбленный литературной жанровой формой “памятника” ямб придаёт ему торжественность звучания.

Подмеченный нами художественный приём движения, выхода из застывшей формы памятника мы увидим и в следующем «Памятнике», принадлежащем Владимиру Высоцкому .

Чтение стихотворения приводит к двоякому ощущению: с одной стороны, «Памятник» Высоцкого совершенно не похож на классические образцы и скорее говорит о трансформации жанра, а с другой стороны, связь с традицией несомненна.

Уже нет никакого ямба - перед нами амфибрахий, нехарактерный для “памятников” размер. Объём стихотворения тоже никак не укладывается в рамки традиционной формы. Не соблюдены и каноны “сюжета”: где утверждение о своих заслугах? Где перечисление мест будущей славы? Их нет. И тем не менее…

В начале «Памятника» изображается превращение человека в статую.

Охромили меня и согнули,
К пьедесталу прибив: “Ахиллес”…

Причём сама статуя ассоциируется с омертвлением некогда живой формы.

И железные рёбра каркаса
Мёртво схвачены слоем цемента,
Только судороги по хребту.

Поэт отвергает памятник и связанные с ним почести, поскольку и то и другое имеет дело не с живой личностью, но с канонизированным, застывшим образом. Личность безгранична согласно определению, образ же всегда рамочен и напоминает в этом смысле результат работы гробовщика с деревянной меркой. Образ - лишь гипсовая маска, с которой “вчистую стесали азиатские скулы мои” .

При внешнем динамизме глаголов скорее изображается безжизненная суета, которой сопровождается любое посмертное торжество с присущим ему в качестве обязательного элемента публичным лицемерием.

Но в заключительной части происходит коренной перелом в сюжете: совершается разрушение памятника и возвращение поэта в жизнь. Статуя Командора начинает движение как памятник, но заканчивает его как человек, разрушающий памятник во имя свободы. Здесь происходит гражданское воскрешение поэта во имя ненависти ко лжи.

Лирический герой поэта предельно жизнелюбив, его нельзя соблазнить ни райскими садами, ни персональным монументом на площади. Вектором его существования остаётся правда и только правда. Ей одной он мог сказать: exegi monumentum!

Тем не менее, несмотря на столь явственную трансформацию классического “памятника”, перед нами настоящий “памятник”, органично вписывающийся в основную традицию русской литературы - традицию гуманизма. Высоцкий тоже размышляет о посмертной славе и тоже не хочет быть превратно истолкованным потомками, остаться ими непонятым. Ему, как и его предшественникам, не нужны известность и повсеместное почитание в “памятнике”: ему нужны понимание, любовь и правда - этим “любезен он народу” . Потому о нём, пожалуй, тоже можно сказать словами Пушкина: “чувства добрые я лирой пробуждал” и “в мой жестокий век восславил я свободу” .

В воспоминаниях Аллы Демидовой «Он жил так - и писал так...» читаем: “Когда умер Володя Высоцкий, театр объявил конкурс среди художников и скульпторов на лучший памятник. В фойе была устроена выставка. Там много было интересных идей, но все они не годились для того места, где похоронен Володя. Он жил на юру и похоронен у самых ворот при входе на кладбище. Мне вначале было жаль, что мы на таком открытом месте его похоронили. Но сейчас я понимаю, что, наверное, лучшего места не сыскать… Я не помню, кому пришло в голову, что надо найти кусок метеорита или астероида, положить его на могилу Высоцкого, а внизу мелкими буквами написать: «Владимир Семёнович Высоцкий, 1938–1980». Чтобы человек, читая, невольно наклонялся - кланялся и этому астероиду, и могиле Высоцкого, и старой церкви за ней, и всему кладбищу. Мы, к сожалению, не сумели воплотить этот замысел. Волна времени за какой-то срок нас накрыла... И когда осенью 1985 года я стояла на открытии бронзового монумента, я вспоминала стихотворение Высоцкого «Памятник» и думала, что и здесь он оказался провидцем”.

Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры в нескольких словом, то самым точным будет “олицетворённая совесть народа”. При жизни официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым “нерукотворным памятником”.

Подводя итоги проделанной на уроках работе, следует отметить, что, пожалуй, ни один поэт не обошёл стороной тему памятника. К специальной жанровой форме прибегали, разумеется, не все, но мотив проходит через творчество очень многих поэтов, приобретая своё художественное и смысловое наполнение, раскрывая и жизненную философию каждого из них.

Есть одно стихотворение, тончайшим, но глубочайшим образом связанное с пушкинским мотивом бессмертия Поэзии и Слова. Оно должно обязательно прозвучать на уроке.

Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор - к смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней - царственное Слово.

Эти строки Анны Ахматовой , завораживающие своей величавой соразмерностью, вновь возвращают нас к мотивам Горациевой оды и словно повторяют тезис неуничтожимости поэтических творений. Печаль придаёт благородную тяжесть Слову, которое оказывается тем, чем держится и движется жизнь.

Примечания

Здесь уместно будет вспомнить ещё одного поэта ХХ века, активно разрабатывавшего тему памятника, - Владимира Маяковского. - Прим. ред.

Тема памятника у Ахматовой, несомненно, заслуживает отдельного разговора (ср. «Реквием»). Её возможно предложить для исследовательской работы. Кроме того, обратите внимание и на Задание со звёздочкой (Литература. № 6. 2006), в котором тоже представлены стихотворения на эту тему. - Прим. ред.

Литература

Алексеев М.П. Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг…». Л., 1967.

Алексеев М.П. Пушкин и мировая литература. Л., 1987.

Гаспаров М.Л. Поэзия Пиндара // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С. 361–383.

Демидова А. Он жил так и писал так…: Воспоминания о Владимире Высоцком. М., 1994.

Красухин Г.Г. Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Учебно-аналитическое пособие. М.: Чистые пруды, 2005. (Библиотечка «Первого сентября»).

Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 2 т. М., 1994. Т. 1.

Шанский Н.М. Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» // Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Л., 1990. С. 287–302.

Шатин Ю.В. Поэтическая система В.Высоцкого // Высоцкий: время, наследие, судьба. Киев, 1995.