Необычные туалеты нацистов второй мировой. Фабрика смерти

Холокост в туалете или новые свидетельства необычайных нацистских зверств

Едкий памфлет на воспоминания "очевидцев"


Продолжают всплывать всё новые свидетельства гитлеровских издевательств над еврейскими заключёнными. Рассказы, представленные на днях в докладе Ассоциации бывших узников нацистских концлагерей, раскрывают до сих пор неизвестный факт о том, что во время Второй мировой войны в таких лагерях как Освенцим, Равенсбрюк и Хельмно заключённым запрещалось пользоваться туалетной бумагой. Взамен неё эсэсовцы заставляли узников употреблять наждачную бумагу, что было для последних настоящей мукой.

"Эти звери эсэсовцы заставляли меня подтираться шлифшкуркой, - вспоминает Анна Розенштейн, бывшая узница Освенцима, чудом пережившая Холокост. - Они даже назначали специальных капо (заключённые-евреи, отбиравшиеся СС и выполнявшие роль надзирателей над другими заключёнными - Я. П.), которые следили за тем, что мы действительно используем наждачную бумагу. При малейшем подозрении, что мы не выполняем это предписание, они производили выборочную проверку. Нарушителей жестоко избивали и секли хлыстом. Это было ужасно!"

Другой бывший узник описывает следующее публичное унижение, которому его подверг один особенно жестокий эсэсовец. "Во время утренней переклички сержант СС Швайнкуфер приказал мне сделать шаг вперёд, после чего громко объявил перед всем строем, что я не всегда добросовестно использовал наждачную бумагу, - рассказывает Рудольф Вбла, проживающий ныне в городке Ньюпорт, штат Калифорния. - Меня заставили поднять перед собой лист наждачной бумаги и торжественно поклясться, что я буду пользоваться им честно и добросовестно. За это я их просто возненавидел! До сих пор, когда я вижу наждачную бумагу, я чувствую себя униженным и оскорблённым и покрываюсь холодным потом".

Один бывший капо, пожелавший остаться неизвестным, признаёт, что подобное действительно имело место. "Мне приходилось следить за использованием наждачной бумаги. У меня просто не было другого выбора, - сокрушается он. - Если бы я отказался выполнять приказы эсэсовцев, меня бы самого заставили пользоваться наждачкой (благодаря положению я мог пользоваться обычной туалетной бумагой). Однако, когда эсэсовцы не смотрели, я подкладывал туалетную бумагу моим сотоварищам-евреям. Подобным образом я, вероятно, спас не одну человеческую жизнь!"

В результате принудительного использования наждачной бумаги у многих узников образовывалось серьёзное раздражение кожи на интимных местах, однако, когда они обращались за медицинской помощью, врачи-эсэсовцы над ними попросту хохотали. "Я с трудом мог сидеть, а ежедневный поход в уборную был сущей пыткой, - вспоминает Леон Врундельман, ныне гражданин Израиля. - Сыпь на коже время от времени кровоточила, но, всякий раз когда я обращался за помощью, врачи начинали хохотать и пускать по этому поводу язвительные шуточки. Они иногда даже махали перед нами чистой туалетной бумагой (которую им можно было использовать), чтобы ещё сильнее нас унизить и помучить".

По сообщениям, в результате использования наждачной бумаги погибли тысячи узников.

Немецкие исследователи обнаружили фотографии времён Второй мировой войны, на которых запечатлены штабеля промышленной наждачной бумаги в момент погрузки в товарные вагоны для последующей отправки в концлагеря. Другие фотографии изображают пустые вагоны до погрузки на них наждачной бумаги.

Документация, просмотренная на днях Центром Симона Визенталя (ЦСВ), ясно говорит о том, что производитель наждачной бумаги, осуществлявший заказы нацистской Германии, - фирма из Швеции, дочернее предприятие американской компании "Международные поставки промышленной бумаги" (МППБ) - знал, для каких целей используется эта бумага, но всё равно продолжал её поставлять. Представитель ЦСВ заявил, что их Центр, совместно со Всемирным еврейским конгрессом и Международной федерацией еврейских представителей, начнёт подавать судебные иски как против дочерней, так и против родительской корпорации за их соучастие в Холокосте. По предварительным подсчётам, сумма за нанесённый ущерб будет составлять приблизительно 18 миллиардов долларов США.

Представитель американского концерна МППБ озвучил краткий комментарий по поводу обнаруженных фактов: "Мы глубоко потрясены и опечалены в связи с этой прискорбной деятельностью нашей компании во время Второй мировой войны, - заявил Томас Пупкинс. - Прошедшее на днях заседание правящего совета компании поручило организовать встречи с еврейскими представителями и ассоциациями узников, переживших Холокост, для установления сумм соответствующих компенсаций. Мы просто не в состоянии выразить словами наше сожаление и чувство вины за содеянное. Мы морально обязаны перед еврейским народом за то, что его представители довели сии факты до нашего сведения, и молим провидение, чтобы подобного рода вещи больше никогда не повторились".

Якоб Пердельман

"Всемирная служба новостей",
25 октября 2005 г.

________________________________________ _

Заявление АДЛ по поводу книги "Холокост и все, все, все..."

Сегодня Антидифамационной лигой (АДЛ) было сделано официальное заявление по поводу открытий, появившихся в новой книге еврейского исследователя Рауля Грильберга "Холокост и все, все, все...", согласно которым в годы войны американская корпорация "Проктер энд гэмбл" поставляла Третьему рейху туалетную бумагу "Элен" и другие средства личной гигиены, способствуя тем самым уничтожению европейских евреев. В заявлении говорится, что этот факт "однозначно подтверждает то, что многие лица знали об Окончательном решении и даже являлись его соучастниками, но предпочитали об этом молчать, ставя материальные ценности превыше ценностей моральных".

Абрахам Х. Фоксман, директор АДЛ, сделал следующее заявление: «Настало время взять Элен за горло. Ещё недавно мы полагали, что знаём о Холокосте всё, однако Рауль Грильберг в своей новой книге "Холокост и все, все, все..." раскрывает нам шокирующие документы, говорящие о том, что американская корпорация-гигант "Проктер энд гэмбл" (ПГ) предоставляла необходимую гигиеническую инфраструктуру для гитлеровского плана по уничтожению евреев в Европе. В последние годы было раскрыто участие различных европейских и американских корпораций в поддержке и снабжении нацистской Германии. Сейчас у нас имеются доказательства того, что концерн ПГ, производитель туалетной бумаги марки "Элен", являющийся олицетворением американского бизнеса, был соучастником Окончательного решения, получая огромные доходы от продажи туалетной бумаги, зубной пасты и других туалетных принадлежностей и ставя при этом материальные ценности превыше ценностей моральных.

Нам говорили, что "никто ничего не знал". Никто не знал о планах Гитлера насчёт евреев; никто не знал, что Третий рейх осуществляет Окончательное решение; никто не знал о существовании газовых камер. Теперь же выясняется, что многие не только знали обо всём этом, но и - вроде ПГ - делали возможным быстрое выполнение сего геноцида.

Просто ужасно осознавать, что, в то время как миллионы евреев, брошенных в лагеря, работали до изнеможения и были лишены даже такой основной человеческой потребности как принятие душа, их надзиратели наслаждались нежнейшей туалетной бумагой и мягчайшими кремами для лица, какие только могли предоставить американские технологии. Пусть же больше не будет оставаться никаких сомнений: так называемые "чистые" деньги ПГ - грязные деньги.

"Все ценят комфортное ощущение чистоты, которое даёт Элен" - так звучит рекламный ролик ПГ. Однако все служащие ПГ должны испытывать невероятно некомфортные и грязные ощущения из-за ужасающего попирания прав человека, образующего неприглядную главу в истории их корпорации. Делание денег на поддержке самого чудовищного режима во всей человеческой истории могло показаться прибыльным делом в то время, но в наши дни - это грязное дело, и мы намерены пойти на все меры, чтобы убедиться в том, что нынешнее руководство ПГ отказывается от поступков прошлого руководства и ведёт с еврейским сообществом сотрудничество в правильном нравственном направлении. Только так они смогут вернуться в ряды добропорядочных граждан.

Несмотря на то, что нынешнее руководство ПГ не несёт прямой ответственности за действия прежних директоров компании и за их торговые сделки с нацистской Германии, оно, тем не менее, обязано предоставить мировой общественности полный отчёт о содеянном, так же как и возмещение убытков, для того чтобы снять пятно, порочащее имя их компании. Компания "Проктер энд гэмбл", олицетворение американского бизнеса, просто обязана перед самой собой, перед своими служащими, инвесторами, клиентами, но, самое главное, в память о шести миллионах евреев и миллионах жертв среди других народов, замученных нацистами, признать свою грязную роль в Холокосте. Мы выражаем уверенность, что ПГ предпримет все необходимые финансовые и нравственные меры для того, чтобы остановить общественное возмущение, порождённое этими новыми открытиями. АДЛ же, со своей стороны, продолжит бороться за необходимость отчитываться за совершённые деяния, в то время как будут открываться всё новые подробности о Холокосте, предоставляющие важнейшие уроки на будущее и настоящее для всего человечества».

Далее предлагаем вам в компании одного блогера отправиться на жуткую экскурсию по нацистскому лагерю смерти Штутгоф на территории Польши, где немецкие врачи проводили свои страшные опыты на людях в годы Второй мировой войны.

В этих операционных и рентген-кабинетах работали самые именитые врачи Германии: профессор Карл Клауберг, доктора Карл Гебхард, Зигмунд Рашер и Курт Плетнер. Что привело этих светил науки в крохотную деревушку Штутово на востоке Польши, близ Гданьска? Здесь райские места: живописные белые пляжи Балтики, сосновые леса, реки и каналы, средневековые замки и старинные города. Но доктора прибыли сюда отнюдь не спасать жизни. Они приехали в это тихое и мирное местечко для того, что бы творить зло, жестоко издеваясь над тысячами людей и проводя над ними изуверские анатомические опыты. Никто не вышел живым из рук профессоров гинекологии и вирусологии...

Концлагерь Штутгоф был создан в 35 км восточнее Гданьска в 1939 году, сразу же после оккупации нацистами Польши. В паре километров от маленькой деревушки Штутово вдруг началось активное строительство сторожевых вышек, деревянных бараков и каменных казарм охраны. За годы войны в этот лагерь попали около 110 тысяч человек, из которых около 65 тысяч погибли. Это относительно небольшой лагерь (если сравнивать с Освенцимом и Треблинкой), но именно здесь проводились опыты над людьми, а кроме того доктор Рудоль Шпаннер в 1940-1944 производил мыло из человеческих тел, пытаясь поставить дело на промышленные рельсы.

От большей части бараков остались лишь фундаменты.



Но часть лагеря сохранилась и вы в полной мере можете ощутить жесть такой, какая она есть.



Вначале режим лагеря был таков, что заключенным позволяли изредка даже встречаться с родственниками. В этих комнатах. Но очень быстро подобная практика была прекращена и нацисты вплотную занялись уничтожением узников, для чего, собственно, подобные места и создавались.




Комментарии излишни.



Принято считать, что самое жуткое в подобных местах это крематорий. Не соглашусь. Там сжигали мертвые тела. Намного страшнее то, что садисты творили с еще живыми людьми. Прогуляемся в "больницу" и посмотрим это место, где светила германской медицины спасали несчастных заключенных. Это я с сарказмом сказал про "спасали". Обычно в больницу попадали как раз относительно здоровые люди. Докторам не нужны были настоящие больные. Здесь людей мыли.

Здесь несчастные справляли нужду. Обратите внимание, каков сервис - даже унитазы есть. В бараках туалеты это просто дырки в бетонном полу. В здоровом теле - здоровый дух. Свежих "больных" готовили к медицинским опытам.

Здесь, в этих кабинетах, в разное время в 1939-1944 в поте лица трудились светила германской науки. Доктор Клауберг увлеченно экспериментировал со стерилизацией женщин, эта тема увлекала его всю сознательную жизнь. Эксперименты проводились при помощи рентгена, хирургии и различных лекарственных средств. В ходе экспериментов были стерилизованы тысячи женщин, преимущественно польки, еврейки и белорусски.

Здесь же изучали воздействие горчичного газа на организм и искали способы излечения. С той целью узников вначале помещали в газовые камеры и запускали туда газ. А затем привозили сюда и пытались их лечить.

Здесь же краткий период времени работал Карл Вернет, посвятивший себя поискам способа излечения от гомосексуализма. Опыты над геями начались поздно, в 1944 и не были доведены до какого-либо очевидного результата. Сохранилась подробная документация о проведении им операций, в результате которых в паховую область гомосексуальным узникам лагеря вшивалась капсула с "мужским гормоном", которая должна была сделать из них гетеросексуалов. Пишут, что сотни обычных мужчин-узников в надежде выжить выдавали себя за гомосексуалистов. Ведь доктор обещал, что вылеченные от гомосексуализма узники будут отпущены на свободу. Как вы понимаете, живым из рук доктора Вернета не вырвался никто. Эксперименты не были завершены, а подопытные закончили свою жизнь в газовой камере там же, по соседству.

Пока проводились эксперименты, подопытные жили в более приемлемых условиях, чем другие заключенные.



Впрочем, близкое соседство с крематорием и газовой камерой как бы намекали, что спасения не будет.



Печальное и удручающее зрелище.





Прах заключенных.

Газовая камера, где вначале экспериментировали с горчичным газом, а с 1942 перешли на "Циклон-Б" для последовательного уничтожения узников концлагеря. Тысячи погибли в этом маленьком домике напротив крематория. Тела умерших от газа сразу же сбрасывали в печи крематория.













При лагере функционирует музей, но почти все там на польском.



Нацистская литература в музее при концлагере.



План лагеря накануне его эвакуации.



Дорога в никуда...

Судьба фашистских докторов-изуверов сложилась по разному:

Главный монстр, Йозеф Менгеле бежал в Южную Америку и проживал в Сан-Пауло до самой смерти в 1979 году. По-соседству от него спокойно дожил свой век гинеколог-садист Карл Вернет, скончавшийся в 1965 году в Уругвае. Курт Плетнер дожил до глубокой старости, успел в 1954 получить профессорскую должность и умер в 1984 году в ФРГ как почетный ветеран медицины.

Доктор Рашер был сам отправлен нацистами в 1945 в концлагерь Дахау по подозрению в измене Рейху и дальнейшая его судьба неизвестна. Только один из врачей-монстров понес заслуженное наказание - Карл Гебхард, который был приговорен Нюрнберским судом к смертной казни и был повешен 2 июня 1948 года.


Нацистские садисты во многом повторили действия своих польских предшественников. (И если немцы действовали скорее как муравьи - выполняя рутинную работу, то поляки убивали со страстью и в удовольствие - )

Известно, что в Польше история с давних пор является персонажем, активно действующим на политической сцене. Поэтому извлечение на эту сцену «исторических скелетов» всегда было любимым делом тех польских политиков, у кого нет солидного политического багажа и, в силу этого, они предпочитают заниматься историческими спекуляциями.

Ситуация в этом плане получила новый импульс, когда после победы на парламентских выборах в октябре 2015 г. к власти вернулась партия ярого русофоба Ярослава Качинского «Право и Справедливость» («PiS»). Президентом Польши стал ставленник этой партии Анджей Дуда. Новый президент уже 2 февраля 2016 г. на заседании Совета национального развития сформулировал концептуальный подход к внешней политике Варшавы: «Историческая политика польского государства должна быть элементом нашей позиции на международной арене. Она обязательно должна быть наступательной».

Примером такой «наступательности» явился недавний законопроект, одобренный правительством Польши. Он предусматривает лишение свободы на срок до трех лет за словосочетания «польский концлагерь» или «польские лагеря смерти», применительно к нацистским лагерям, функционировавшим на территории оккупированной Польши во время Второй мировой войны. Автор законопроекта, польский министр юстиции объяснил необходимость его принятия тем, что такой закон позволит более эффективно защищать «историческую правду» и «доброе имя Польши».

В этой связи немного истории. Словосочетание «польский лагерь смерти» вошло в обиход во многом с «легкой руки» Яна Карского, активного участника польского антинацистского сопротивления. Он в 1944 г. опубликовал в «ColliersWeekly» («Кольеровский еженедельник») статью под названием «Польский лагерь смерти».

В ней Карский рассказал, как он, переодевшись немецким солдатом, тайно посетил гетто в Избице Любельской, из которого заключённых евреев, цыган и др. направляли в нацистские лагеря уничтожения «Белжец» и «Собибор». Благодаря статье Карского, а затем написанной им книге «Курьер из Польши: История тайного государства» («Courier from Poland: Story of a Secret State»), мир впервые узнал о массовом истреблении нацистами евреев на территории Польши.

Замечу, что в течение 70 лет после Второй мировой войны словосочетание «польский лагерь смерти», как правило, понималось как нацистский лагерь смерти, расположенный на территории Польши.

Проблемы начались, когда президент США Б. Обама в мае 2012 г., посмертно награждая Я. Карского Президентской медалью Свободы, в своей речи упомянул «польский лагерь смерти». Польша возмутилась и потребовала объяснений и извинений, так как подобное словосочетание якобы бросало тень на польскую историю. Масла в огонь добавило посещение в июле 2016 г. Папой Римским Франциском Польши. Тогда в Кракове Франциск встретился с единственной женщиной, рожденной и выжившей в нацистском лагере Аушвиц (Освенцим). В своей речи Папа назвал местом ее рождения «польский концентрационный лагерь Аушвиц». Эту оговорку тиражировал католический портал Ватикана «IlSismografo». Польша вновь возмутилась. Таковы известные истоки появления вышеупомянутого польского законопроекта.

Впрочем, дело тут не только в вышеприведенных злополучных оговорках мировых деятелей по поводу нацистских лагерей.

Польским властям, помимо этого, крайне необходимо блокировать любые воспоминания о том, что в Польше в 1919 - 1922 гг. действовала сеть концентрационных лагерей для военнопленных красноармейцев, захваченных в период польско-советской войны 1919 - 1920 гг.

Известно, что по условиям существования в них военнопленных эти лагеря явились предтечами нацистских концентрационных лагерей смерти.

Однако польская сторона не желает признавать этот документально подтвержденный факт и весьма болезненно реагирует, когда в российских СМИ появляются заявления или статьи, в которых упоминаются польские концентрационные лагеря. Так, резко негативную реакцию Посольства Республики Польша в РФ вызвала статья Дмитрия Офицерова-Бельского доцента НИУ Высшей школы экономики (Пермь) под названием «Равнодушно и терпеливо » (05.02.2015.Lenta.ru https://lenta.ru/articles/2015/02/04/poland/).

В этой статье российский историк, анализируя непростые польско-российские отношения, назвал польские лагеря для военнопленных концентрационными лагерями, а также назвал нацистский лагерь смерти Аушвиц Освенцимом. Он тем самым якобы бросил тень не только на польский город Освенцим, но и на польскую историю. Реакция польских властей, как всегда, не замедлила себя ждать.
Заместитель польского посла в Российской Федерации Ярослав Ксёнжек в письме в редакцию «Lenta.ru» заявил о том, что польская сторона категорически возражает против применения определения «польские концлагеря», ибо оно никоим образом не соответствует исторической правде. В Польше периода 1918 - 1939 гг. такие лагеря якобы не существовали.

Однако, польские дипломаты, опровергая российских историков и публицистов, в очередной раз сели в лужу. Мне пришлось столкнуться с критическими оценками моей статьи «Ложь и правда Катыни», опубликованной в газете «Спецназ России» (№4, 2012). Критиком тогда выступил Гжегож Телесницки, I секретарь Посольства Республики Польша в РФ. Он в своем письме в редакцию «Спецназа России» безапелляционно утверждал, что в нацистской эксгумации катынских захоронений 1943 г. поляки не участвовали.

Между тем общеизвестно и документально подтверждено, что специалисты Технической комиссии Польского Красного Креста участвовали в нацистской эксгумации в Катыни с апреля по июнь 1943 г., выполняя, по выражению министра нацистской пропаганды и главного фальсификатора катынского преступления Й. Геббельса, роль «объективных» свидетелей. Таким же ложным является и утверждение пана Я. Ксёнжика об отсутствии в Польше концентрационных лагерей, которое легко опровергается документально.

Польские предтечи Освенцима-Биркенау
Для начала проведу для польских дипломатов небольшой ликбез. Напомню, что в период 2000-2004 гг. российскими и польскими историками, в соответствии с Соглашением Росархива и Генеральной дирекции государственных архивов Польши, подписанным 4 декабря 2000 г., был подготовлен сборник документов и материалов «Красноармейцы в польском плену в 1919-1922 г. » (далее сборник «Красноармейцы…»).

Этот 912-страничный сборник в России был издан тиражом в 1 тыс. экз. (М.; СПб.:Летний сад, 2004). В нем содержится 338 исторических документов, раскрывающих весьма нелицеприятную ситуацию, царившую в польских лагерях для военнопленных, в том числе и в концентрационных. Видимо, по этой причине польская сторона не только не издала на польском языке данный сборник, но и приняла меры по скупке части российского тиража.
Так вот, в сборнике «Красноармейцы…» представлен документ № 72, именуемый «Временная инструкция для концентрационных лагерей военнопленных, утвержденная Верховным командованием Войска Польского ».
Приведу небольшую цитату из этого документа: «…Вслед за приказами Верховного командования № 2800/III от 18.IV.1920, № 17000/IV от 18.IV.1920, № 16019/II, а также 6675/San. издается временная инструкция для концентрационных лагерей… Лагеря для большевистских пленных, которые должны быть созданы по приказу Верховного командования Войска Польского № 17000/IV в Звягеле и Плоскирове, а затем Житомире, Коростене и Баре, носят название «Концентрационный лагерь для военнопленных №… ».

Так что, панове, возникает вопрос. Как, приняв закон о недопустимости именования польских лагерей концентрационными, вы будете поступать с теми польскими историками, которые позволят себе ссылаться на вышеназванную «Временную инструкцию…»? Но оставлю этот вопрос на рассмотрение польским юристам и вернусь к польским лагерям для военнопленных, в том числе именуемых концентрационными.

Ознакомление с документами, содержащимися в сборнике «Красноармейцы…», позволяет уверенно утверждать, что дело не в названии, а в сути польских лагерей для военнопленных. В них были созданы такие нечеловеческие условия содержания военнопленных красноармейцев, что они могут с полным правом рассматриваться, как предтечи нацистских концлагерей.
Об этом свидетельствует абсолютное большинство документов, размещенных в сборнике «Красноармейцы…».

Для обоснования своего вывода я позволю себе сослаться на свидетельства бывших заключенных Освенцима-Биркенау Ота Крауса (№ 73046) и Эриха Кулки (№ 73043). Они прошли нацистские концентрационные лагеря Дахау, Заксенхаузен и Освенцим-Биркенау и хорошо знали порядки, установленные в этих лагерях. Поэтому в названии этой главы я употребил наименование «Освенцим-Биркенау», так как именно его использовали О. Краус и Э. Кулка в своей книге «Фабрика смерти» (М.: Госполитиздат, 1960).

Зверства охраны и условия жизни военнопленных красноармейцев в польских лагерях весьма напоминают зверства нацистов в Освенцим-Биркенау . Для сомневающихся приведу несколько цитат из книги«Фабрика смерти».
О. Краус и Э. Кулка писали, что


  • «в Биркенау не жили, а ютились в деревянных бараках длиной в 40 и шириной в 9 метров. Бараки не имели окон, плохо освещались и вентилировались… Всего в бараке размещалось 250 человек. В бараках не было ни умывален, ни туалетов. Заключенным запрещалось ночью выходить из барака, поэтому в конце барака стояли две кадки для нечистот…».

  • «Истощение, болезни и смерть заключенных вызывались недостаточным и скверным питанием, а чаще настоящим голодом… В лагере не было посуды для пищи… Заключенный получал менее 300 граммов хлеба. Хлеб узникам выдавали вечером, и они тотчас же его съедали. Наутро они получали пол-литра черной жидкости, называемой кофе, или чай и крохотную порцию сахара. В обед заключенный получал меньше литра похлебки, в которой должно было быть 150 г картофеля, 150 г турнепса, 20 г муки, 5 г масла, 15 г костей. На самом деле в похлебке нельзя было найти такие скромные дозы продуктов… При плохом питании и тяжелой работе сильный и здоровый новичок мог выдержать лишь в течении трех месяцев…».

Смертность увеличивалась системой наказаний, применяемой в лагере. Провинности бывали разными, но, как правило, комендант лагеря Освенцим-Биркенау без всякого разбора дела «…объявлял приговор провинившимся заключенным. Чаще всего назначались двадцать ударов плетью… Вскоре в разные стороны летели окровавленные клочья ветхой одежды…» . Наказываемый при этом должен был считать количество ударов. Если сбивался, экзекуция начиналась сначала.
«
Для целых групп заключенных… обычно применялось наказание, которое называлось «спортом» . Заключенных заставляли быстро падать на землю и вскакивать, ползать по-пластунски и приседать… Перевод в тюремный блок был обычной мерой за определенные проступки. А пребывание в этом блоке означало верную смерть… В блоках заключенные спали без тюфяков, прямо на голых досках… Вдоль стен и посредине блока-лазарета были установлены нары с тюфяками, пропитанными человеческими выделениями… Больные лежали рядом с умирающими и уже мертвыми заключенными ».

Ниже я приведу аналогичные примеры из польских лагерей. Удивительно, но нацистские садисты во многом повторили действия своих польских предшественников . Итак, открываем сборник «Красноармейцы…». Вот документ № 164, именуемый «Отчет о результатах осмотра лагерей в Домбе и Стшалково » (октябрь 1919 г.).


  • «Осмотр лагеря Домбе… Здания деревянные. Стены неплотные, некоторые здания без деревянного пола, палаты большие… Большинство пленных без обуви - совсем босые. Кроватей и нар почти нет… Ни соломы, ни сена нет. Спят на земле или досках… Ни белья, одежды; холод, голод, грязь и все это грозит громадной смертностью…».

Там же.

  • «Отчет об осмотре лагеря Стшалково. …Состояние здоровья пленных ужасающее, гигиенические условия лагеря отвратительные. Большинство зданий - это землянки с продырявленными крышами, земляным полом, очень редко встречается дощатый, окна забиты досками вместо стекол… Многие бараки переполнены. Так, 19 октября с.г. барак для пленных коммунистов был так переполнен, что входя в него среди тумана трудно было что бы то ни было рассмотреть. Пленные скучены настолько, что не могли лежать, а вынуждены были стоять, облокотившись один на другого…» .

Документально доказано, что во многих польских лагерях, в том числе Стшалково, польские власти не удосужились решить вопрос отправления военнопленными естественных потребностей в ночное время. В бараках туалеты и параши отсутствовали, а лагерная администрация под страхом расстрела запрещала выходить после 6 часов вечера из бараков. Каждый из нас может представить себе такую ситуацию…

О ней говорилось в документе №333 «Нота Российско-Украинской делегации председателю Польской делегации с протестом против условий содержания пленных в Стшалково » (29 декабря 1921 г.) и в документе № 334 «Нота Полпредства РСФСР в Варшаве МИД Польши по поводу издевательств над советскими военнопленными в лагере Стшалково » (5 января 1922 г.).

Следует отметить, что как в нацистских, так и в польских лагерях избиение военнопленных было обычным явлением. Так, в вышеупомянутом документе № 334 отмечалось, что в лагере Стшалково «до настоящего времени происходят надругательства над личностью пленных. Избиения военнопленных составляют постоянное явление… ». Получается, что жестокие избиения военнопленных в лагере Стшалково практиковались ещё с 1919 по 1922 гг.

Подтверждением этому служит документ № 44 «Отношение Минвоендел Польши Верховному командованию ВП по поводу статьи из газеты «Курьер новы» по поводу издевательств над дезертировавшими из Красной Армии латышами с препроводительной запиской Минвоендел Польши Верховному командованию » (16 января 1920 г.). В нем говорится, что латышей по прибытию в лагерь Стшалково (видимо, осенью 1919 г.), сначала ограбили, оставив их в одном белье, а затем каждый из них получил по 50 ударов розгой из колючей проволоки. Более десяти латышей умерли от заражения крови, а двоих расстреляли без суда и следствия.

Ответственными за это варварство были начальник лагеря капитан Вагнер и его помощник поручик Малиновский , отличавшейся изощренной жестокостью.
Об этом рассказывается в документе № 314 «Письмо Российско-Украинской делегации в Польскую делегацию ПРУСК с просьбой принять меры по заявлению военнопленных красноармейцев в отношении бывшего коменданта лагеря в Стшалково » (03 сентября 1921 г.).

В заявлении красноармейцев говорилось, что


  • «поручик Малиновский всегда ходил по лагерю в сопровождении нескольких капралов, имевших в руках жгуты-плетки из проволоки и тому, кто ему не нравился, приказывал ложиться в канаву, и капралы били, сколько было приказано. Если битый стонал или просил пощады, пор. Малиновский вынимал револьвер и пристреливал… Если часовые застреливали пленных пор. Малиновский давал им в награду 3 папироски и 25 польских марок… Неоднократно можно было наблюдать, как группа во главе с пор. Малиновским влезала на пулеметные вышки и оттуда стреляла по беззащитным людям…».

О ситуации в лагере стало известно польским журналистам, и поручик Малиновский в 1921 г. был «отдан под суд», а вскоре был арестован и капитан Вагнер. Однако какие-либо сообщения о понесенных ими наказаниях - отсутствуют. Вероятно, дело было спущено на «тормозах», так как Малиновскому и Вагнеру было предъявлено обвинение не в убийствах, в «злоупотреблении служебном положением»?! Соответственно, система избиений в лагере Стшалково, и не только в нем, осталась прежней до закрытия лагерей в 1922 г.

Как и нацисты, польские власти использовали голод в качестве эффективного средства уничтожения пленных красноармейцев. Так, в документе № 168 «Телеграмма укрепленного района Модлин в секцию пленных Верховного командования Войска Польского о массовом заболевании военнопленных в лагере Модлин» (от 28 октября 1920 г.) сообщается о том, что среди военнопленных концентрационной станции пленных и интернированных в Модлине свирепствует эпидемия желудочных заболеваний, умерло 58 человек.

«Главные причины заболевания - поедание пленными различных сырых очистков и полное отсутствие у них обуви и одежды ». Замечу, что это не единичный случай голодных смертей военнопленных, который описан в документах сборника «Красноармейцы…».

Общая оценка ситуации, царившей в польских лагерях для военнопленных, была дана в документе № 310 «Протокол 11-го заседания Смешанной (Российской, Украинской и Польской делегаций) комиссии по репатриации о положении пленных красноармейцев » (28 июля 1921 г.) Там отмечалось, что «

РУД (Российско-Украинская делегация) никогда не могла допустить, чтобы к пленным относились так бесчеловечно и с такой жестокостью… РУД не вспоминает про тот сплошной кошмар и ужас избиений, увечий и сплошного физического истребления, который производился к русским военнопленным красноармейцам, особенно коммунистам, в первые дни и месяцы пленения... .
В том же протоколе отмечалось, что «Польское командование лагерей как бы в отместку после первого приезда нашей делегации резко усилило свои репрессии… Красноармейцев бьют и истязают по всякому поводу и без повода… избиения приняли форму эпидемии… Когда лагерное командование считает возможным предоставление более человеческих условий для существования военнопленных, то из Центра идут запрещения
».

Аналогичная оценка дана и в документе № 318 «Из ноты НКИД РСФСР чрезвычайному и полномочному поверенному в делах Польской Республики Т. Филлиповичу о положении и гибели военнопленных в польских лагерях » (9 сентября 1921 г.).
Там говорилось: «

На ответственности Польского Правительства всецело остаются неописуемые ужасы, которые до сих пор безнаказанно творятся в таких местах, как лагерь Стшалково. Достаточно указать на то, что в течение двух лет из 130 000 русских военнопленных в Польше умерло 60 000 ».

По подсчетам российского военного историка М.В. Филимошина, число погибших и умерших в польском плену красноармейцев составляет 82 500 человек (Филимошин. Военно-исторический журнал, № 2. 2001). Эта цифра представляется достаточно обоснованной. Полагаю, что вышеизложенное позволяет утверждать, что польские концентрационные лагеря и лагеря для военнопленных могут по праву считаться предтечами нацистских концлагерей.

Недоверчивых и любознательных читателей отсылаю к своему исследованию «Антикатынь, или красноармейцы в польском плену », представленном в моих книгах «Тайна Катыни» (М.: Алгоритм, 2007) и «Катынь. Современная история вопроса» (М.: Алгоритм, 2012). Там дана более исчерпывающая картина того, что творилось в польских лагерях.

Насилием по инакомыслию
Завершить тему польских концентрационных лагерей невозможно без упоминания двух лагерей: белорусской «Березы-Картузской » и украинской «Бялы Подляски ». Они были созданы в 1934 году по решению польского диктатора Юзефа Пилсудского , как средство расправы с белорусами и украинцами, протестовавшими против польского оккупационного режима 1920-1939 гг. Хотя они и не назывались концентрационными, но кое в чем они превзошли нацистские концлагеря.

Но прежде

о том, как многие белорусы и украинцы приняли польский режим, установленный на захваченных поляками в 1920 г. территориях Западной Белоруссии и Западной Украины . Вот что писала в 1925 г. газета «Rzeczpospolita». «…Если в продолжение нескольких лет не будет перемен, то мы будем иметь там (на восточных крессах) всеобщее вооруженное восстание. Если мы не утопим его в крови, оно оторвет от нас несколько провинций… На восстание есть виселица и больше ничего. На всё тамошнее (белорусское) население сверху донизу должен упасть ужас, от которого в его жилах застынет кровь » .

В том же году известный польский публицист Адольф Невчинский на страницах газеты «Слово» заявлял, что

с белорусами нужно вести разговор языком «висельниц и только висельниц... это будет самое правильное разрешение национального вопроса в Западной Белоруссии ».

Чувствуя общественную поддержку, польские садисты в Березе-Картузской и Бялой Подляске не церемонились с непокорными белорусами и украинцами. Если нацисты создавали концентрационные лагеря, как чудовищные фабрики массового уничтожения людей, то в Польше такие лагеря использовались, как средство устрашения непокорных. Иначе как объяснить те чудовищные истязания, которым в них подвергались белорусы и украинцы. Приведу примеры.

В Березе-Картузской в небольшие камеры с цементным полом набивали по 40 человек. Чтобы заключённые не садились, пол постоянно поливали водой. В камере им запрещалось даже разговаривать. Людей пытались превратить в бессловесный скот. Режим молчания для заключенных действовал и в больнице. Били за стоны, за зубной скрежет от нестерпимой боли.


Руководство Березы-Картузской цинично называло его «самым спортивным лагерем в Европе». Шагом здесь ходить запрещалось — только бегом. Делалось все по свистку. Даже сон был по такой команде. Полчаса на левом боку, затем свисток, и сразу же переворачивайся на правый. Кто замешкался или во сне не расслышал свистка, тут же подвергался истязаниям. Перед таким «сном» в помещения, где спали заключенные, для «профилактики», выливалось несколько ведер воды с хлоркой. Нацисты до такого не сумели додуматься.

Ещё более ужасными были условия в карцере. Провинившихся держали там от 5 до 14 суток. Чтобы усилить страдания, на пол карцера выливали несколько ведер фекалий . Параша в карцере не очищалась месяцами. Помещение кишело червями. Помимо этого, в лагере практиковалось такое групповое наказание, как чистка лагерных туалетов стаканами или кружками.
Комендант Берёзы-Картузской Юзеф Камаль-Курганский в ответ на заявления, что заключенные не выдерживают пыточных условий содержания и предпочитают смерть, спокойно заявлял: «Чем больше их здесь передохнет, тем лучше будет жить в моей Польше ».

Полагаю, что вышеизложенного достаточно, чтобы представить, что такое польские лагеря для непокорных, и рассказ о лагере Бяла Подляска будет уже излишним.

В завершение добавлю, что

использование фекалий для пыток было излюбленным средством польских жандармов , видимо, страдавших неудовлетворенными садомазохистскими наклонностями. Известны факты, когда сотрудники польской дефензивы заставляли арестованных руками чистить туалеты, а потом, не давая мыть руки, давали обеденную пайку. Кто отказывался, тому ломали руки. Сергей Осипович Притыцкий , белорусский борец против польского оккупационного режима в 1930-х годах, вспоминал, как польские полицейские заливали ему в нос навозную жижу.

Вот такую неприятную правду о «скелете в польском шкафу» под названием «концентрационные лагеря» вынудили меня рассказать панове из Варшавы и посольства Республики Польша в РФ.

P.S. Панове, прошу иметь в виду. Я не являюсь полонофобом. С удовольствием смотрю польские фильмы, слушаю польскую эстраду и жалею, что в своё время не освоил польский язык. Но «терпеть ненавижу», когда польские русофобы нагло перевирают историю польско-российских отношений с молчаливого согласия официальной России.

Такого не пишут в учебниках по истории. Во время второй мировой войны, когда происходил геноцид еврейского народа, у высших немецких чинов были необычные туалеты, где они могли удовлетворять свои потребности.

Прямиком из Освенцима привозили евреев которые по какой то причине не понравились командиру или сильно провинились.

Заключенных приковывали на месте писуара и там они оставались до конца своих дней без еды и воды. Но это было только пол беды, любой немец работающий в штабе мог прийти и помочиться прямо на заключенного, кинуть в них тлеющий окурок.

В таких ужасных условиях мало кто долго мог долго продержаться. Когда заключенный умирал или просто становился не пригоден, его снимали с цепи и просто выкидывали как мусор в яму.

Ссылок на какие-либо авторитетные источники конечно же нет, в качестве одних из первоисточников этой истории является группа в одноклассниках https://ok.ru/chertovo.logovo/topic/66049527414895 и канал на ютуб (ролик выше)

ПО МНЕНИЮ РЕДАКЦИИ - ЭТО ОЧЕРЕДНАЯ ФЕЙКОВАЯ ИСТОРИЯ

А вот более правдоподобная история об издевательствах немецких нацистов над пленными евреями:

ХОЛОКОСТ В ТУАЛЕТЕ ИЛИ НОВЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА НЕОБЫЧАЙНЫХ НАЦИСТСКИХ ЗВЕРСТВ

Продолжают всплывать всё новые свидетельства гитлеровских издевательств над еврейскими заключёнными. Рассказы, представленные на днях в докладе Ассоциации бывших узников нацистских концлагерей, раскрывают до сих пор неизвестный факт о том, что во время Второй мировой войны в таких лагерях как Освенцим, Равенсбрюк и Хельмно заключённым запрещалось пользоваться туалетной бумагой. Взамен неё эсэсовцы заставляли узников употреблять наждачную бумагу, что было для последних настоящей мукой.

В результате принудительного использования наждачной бумаги у многих узников образовывалось серьёзное раздражение кожи на интимных местах, однако, когда они обращались за медицинской помощью, врачи-эсэсовцы над ними попросту хохотали. «Я с трудом мог сидеть, а ежедневный поход в уборную был сущей пыткой, - вспоминает Леон Врундельман, ныне гражданин Израиля. - Сыпь на коже время от времени кровоточила, но, всякий раз когда я обращался за помощью, врачи начинали хохотать и пускать по этому поводу язвительные шуточки. Они иногда даже махали перед нами чистой туалетной бумагой (которую им можно было использовать), чтобы ещё сильнее нас унизить и помучить».
По сообщениям, в результате использования наждачной бумаги погибли тысячи узников.
Немецкие исследователи обнаружили фотографии времён Второй мировой войны, на которых запечатлены штабеля промышленной наждачной бумаги в момент погрузки в товарные вагоны для последующей отправки в концлагеря. Другие фотографии изображают пустые вагоны до погрузки на них наждачной бумаги.

Документация, просмотренная на днях Центром Симона Визенталя (ЦСВ), ясно говорит о том, что производитель наждачной бумаги, осуществлявший заказы нацистской Германии, - фирма из Швеции, дочернее предприятие американской компании «Международные поставки промышленной бумаги» (МППБ) - знал, для каких целей используется эта бумага, но всё равно продолжал её поставлять. Представитель ЦСВ заявил, что их Центр, совместно со Всемирным еврейским конгрессом и Международной федерацией еврейских представителей, начнёт подавать судебные иски как против дочерней, так и против родительской корпорации за их соучастие в Холокосте. По предварительным подсчётам, сумма за нанесённый ущерб будет составлять приблизительно 18 миллиардов долларов США.

Представитель американского концерна МППБ озвучил краткий комментарий по поводу обнаруженных фактов: «Мы глубоко потрясены и опечалены в связи с этой прискорбной деятельностью нашей компании во время Второй мировой войны, - заявил Томас Пупкинс. - Прошедшее на днях заседание правящего совета компании поручило организовать встречи с еврейскими представителями и ассоциациями узников, переживших Холокост, для установления сумм соответствующих компенсаций. Мы просто не в состоянии выразить словами наше сожаление и чувство вины за содеянное. Мы морально обязаны перед еврейским народом за то, что его представители довели сии факты до нашего сведения, и молим провидение, чтобы подобного рода вещи больше никогда не повторились».

26 ноября, 2014

Военная история знает много случаев жестокости, коварства и предательства.

Одни случаи поражают своей масштабностью, другие - своей верой в абсолютную безнаказанность, очевидно одно: по некоторым причинам, некоторые люди, попавшие в суровые военные условия почему-то решают, что им закон не писан, и они вправе распоряжаться чужими судьбами, заставляя людей страдать.

Ниже представлены одни из самых жутких реальностей, происходивших в военное время.

1. Детские фабрики нацистов

На фото ниже показан обряд крещения маленького ребёнка, который был "выведен" путём арийской селекции .

Во время обряда один из эсэсовцев держит над малышом кинжал, а новоиспечённая мама даёт нацистам клятву верности .

Важно отметить, что этот малыш был один из десятков тысяч младенцев, участвовавших в проекте "Lebensborn". Однако, не все детки получали жизнь на этой детской фабрике, некоторые похищались, и их там только растили.

Фабрика истинных арийцев

Нацисты полагали, что арийцев со светлыми волосами и голубыми глазами мало в мире, поэтому и было принято решение, кстати, теми же людьми, которые были ответственны за Холокост, о запуске проекта "Lebensborn", занимавшегося выведением чистокровных арийцев , которые в будущем должны были пополнить нацистские ряды.

Селить детей планировалось в красивых домах, которые были присвоены после массового истребления евреев.

А начиналось всё с того, что после оккупирования Европы активно поощрялось среди эсэсовцев смешение с коренными жителями. Главное, чтобы численность нордической расы росла.

Беременных незамужних девушек, в рамках программы "Lebensborn", размещали в дома со всеми удобствами, где они рожали и растили своих детей. Благодаря такой заботе в годы войны удалось вырастить от 16 000 до 20 000 нацистов.

Но, как впоследствии выяснилось, такого количества оказалось недостаточно, поэтому были приняты другие меры. Фашисты стали насильно отнимать у матерей детей, обладавших нужным цветом волос и глаз.

Стоит добавить, что многие из присвоенных детей были сиротами . Конечно, светлый цвет кожи и отсутствие родителей - это не оправдание деятельности нацистов, но, тем не менее, в то тяжелейшее время у детей было что поесть и крыша над головой.

Некоторые родители отдавали своих детей, чтобы не закончить жизнь в газовой камере. Тех же, которые максимально подходили под заданные параметры, отбирали буквально сразу же, без лишних уговоров .

При этом не проводилось никаких генетических экспертиз, детей отбирали, основываясь лишь на визуальной информации. Отобранных включали в программу, или же они направлялись в какую-то немецкую семью. Те, которые не подошли, заканчивали свою жизнь в концентрационных лагерях.

Поляки говорят о том, что из-за этой программы, страна лишилась около 200 000 детей. Но вряд ли когда-либо удастся узнать точную цифру, потому как многие детишки успешно освоились в немецких семьях.

Жестокость во время войны

2. Венгерские ангелы смерти

Не думайте, что только фашисты зверствовали во время войны. Пьедестал извращённых военных кошмаров с ними делили обычные венгерские женщины.

Оказывается, чтобы совершать преступления вовсе не обязательно нести службу в армии. Эти милые хранительницы домашнего фронта, объединив свои усилия, отправили на тот свет почти триста человек.

Началось всё во время Первой мировой войны. Именно тогда многие женщины, проживающие в деревне Нагирёв, мужья которых ушли на фронт, начали вовсю интересоваться расположившимися недалеко военнопленными союзнических армий.

Женщинам нравились такого рода интрижки, военнопленным, судя по всему, тоже. Но, когда их мужья начали возвращаться с войны, стало происходить что-то ненормальное. Один за одним солдаты умирали . Из-за этого деревня получила название "район убийств".

Убийства начались в 1911 году, именно тогда в селе появилась повитуха по имени Фузекас (Fuzekas). Она и научила женщин, оставшихся временно без мужей, избавляться от последствий контактов с любовниками.

После того, как солдаты стали возвращаться с войны, повитуха предложила жёнам варить липкую бумагу, предназначенную для уничтожения мух, чтобы получить мышьяк, а затем добавлять его в еду.

Мышьяк

Таким образом они смогли совершить огромное количество убийств, а безнаказанными женщины оставались благодаря тому, что деревенский чиновник был братом повитухи , и во всех свидетельствах о смерти жертв писал "не убит".

Способ получил настолько сильную популярность, что практически любая, даже самая незначительная проблема, стала решаться при помощи супа с мышьяком . Когда соседние поселения наконец-то поняли, в чём дело, пятидесяти преступницам удалось убить триста человек, в том числе неугодных мужей, любовников, родителей, детей, родственников и соседей.

Охота на людей

3. Части человеческого тела как трофей

Важно сказать, что во время войны многие страны вели пропаганды среди своих солдат, в рамках которых им внедрялось в мозг, что противник - это не человек.

Отличились в этом плане и американские солдаты, на психику которых воздействовали очень активно. Среди них распространялись так называемые "охотничьи лицензии".

Одна из них звучала так: Сезон охоты на японцев открыт! Ограничений нет! Охотники получают вознаграждение! Бесплатные боеприпасы и экипировка! Вступайте в ряды американской морской пехоты!

Поэтому ничего удивительного нет в том, что американские солдаты во время сражения Гуадалканал (Guadalcanal), убивая японцев, отрезали у них уши и хранили их как сувениры.

Более того, из зубов убиенных мастерили ожерелья, их черепа отправлялись домой как памятные подарки, а уши часто носили на шее или на ремне.