Позицию доказать другому свою правоту. Что значит «обосновать»? Вместо доказывания своей правоты важно решать проблему

В статье рассказывается о том, как убедить собеседника в своей правоте.

В жизни нередко появляется необходимость объяснить что-либо человеку, не готовому принять верную точку зрения. Убеждать других в собственной правоте часто приходится тем, кто занимается торговлей или предоставлением каких-либо услуг. Навыки убеждения могут помочь вам при общении с детьми или во время руководства любым коллективом.


Добиться признания человеком истины получится, если он будет принимать во внимание ваши аргументы. Именно поэтому рекомендуется избегать превращения аргументированной дискуссии в обычные споры. Когда кто-то сомневается в вашей правоте, потребуется найти простые и понятные доказательства. Ознакомьтесь с мнением человека и позвольте ему спокойно высказаться. Чтобы подвести его к правильным выводам и разобраться в его позиции, пользуйтесь уточняющими вопросами. Старайтесь подробно объяснить ошибочность мнения, высказанного человеком, чтобы он смог это понять. Важно достигнуть общих выводов, иначе ваши усилия окажутся напрасными.


Обязательно пользуйтесь здравым смыслом и логикой, доказывая собственную правоту. Не стоит доказывать что-либо фразами о том, что такое положение дел существовало всегда. Любые действия людей и их порядок можно объяснить. Многие действия объясняются с точки зрения целесообразности, безопасности и выгоды. Бывают ситуации, когда доказать свою правоту можно с помощью документов или простых вычислений. Пользуйтесь неопровержимыми аргументами, а не пытайтесь просто перекричать оппонентов.


Ведите себя как можно корректнее и уважительнее к собеседнику. Раскрывая отсутствие компетентности человека в каких-либо вопросах, не пытайтесь его оскорбить или принизить. Этим вы можете вызвать ненависть и злобу, не имеющую отношения к обсуждению. В спорах нельзя переходить на личности и вести себя агрессивно, если вам нужно, чтобы человек признал свои ошибки.


Перед тем, как вступать в обсуждение какого-либо вопроса, задумайтесь о его перспективах. Когда оппонент способен признать вашу правоту и изменить собственное мнение, плодотворная дискуссия действительно становится возможной. Существуют люди, которые до конца стоят на своей позиции и не собираются ее менять. Они вполне могут остаться при ошибочном мнении и будут очень резко реагировать на попытки донести правду.


Сложнее всего доказать свою правоту людям, не готовым менять свои убеждения. Даже самые простые аргументы часто не оказывают воздействия на подобных людей. Именно поэтому лучше не тратить время на бесперспективные споры.


Вы правы, другой человек заблуждается, но упорствует. В какой-то момент вы понимаете, что не можете доказать свою правоту. Если человек взрослый – можно подобрать инструменты, чтобы он признал, что вы правы; либо найти способы просто заставить сделать, как вы считаете нужным (подобрать инструменты управления – грубые или мягкие).

Впрочем, в отношениях с ребенком или родителем – то же самое. Или наехать и напугать, принудив сделать по-вашему, или убедить. Давайте посмотрим, как и чем человек доказывает свою правоту в разных ситуациях.

Манипуляции – не плохое слово

Есть прекрасная история про неопытную бухгалтершу взяли главбухшей, потому что у нее муж крутой юрист. Он ей помогал доказывать правоту в налоговой: например, не платить налог с похоронного венка и ленты для погибшей сотрудницы. Полная история – по ссылке .

Манипулировала ли она (с помощью мужа) налоговиками? Да, и еще как!

Манипуляции – не просто “плохое слово”. Именно с помощью воздействия а) на себя, б) на других можно доказать свою правоту и быть услышанным. Посмотрите, как это делать правильно.

Эмоции и правота

Почему в конфликте одна сторона не слышит другую (или обе – друг друга)? Потому что люди редко руководствуются логикой и разумом, когда приходят в “точку конфликта”. Они “садятся” на эмоции и на них пытаются доказать свою правоту противоположной стороне.

Ни шагу назад, ни пяди земли врагу!

Поэтому первое, что нужно сделать, когда человек доказывает свою правоту, – убрать эмоции. Отложить их на потом. По-бытовому говоря, “остыть”.

То же самое лучше всего сделать и для другой стороны: не просто дать остыть, а еще и временно согласиться с частью убеждений. Например, “я знаю, ты хочешь для ребенка только лучшего”. Или: “Я понимаю, что тебе важно доказать свое мнение. Я готов(а) тебя выслушать”.

Когда эмоция стихает – к человеку возвращается логика.

То же касается и сложных ситуаций, например, когда надо доказать свою правоту в суде. Пока вы дрожите, боитесь, гневаетесь, орете, возмущаетесь – вы можете наделать ошибок.

Готовность к провалу

Если работа с эмоциями – это была первая часть подготовки, то готовность к отказу, провалу и пр. – вторая часть. Те, кто прут напролом, обычно с очень большим удивлением обнаруживают, что проиграли. Поэтому перед тем как доказывать правоту, постарайтесь просмотреть, какие самые худшие реальные (!) последствия будут, если не докажете. Это поможет:

а) снизить градус обсуждений;

б) понять, где заканчиваются ваши границы, и не загонять другого человека в угол.

Схема, чтобы доказать свою правоту

Порядок действий на самом деле простой:

1. Выясните точку зрения другого человека. Многие этого не делают. И только после некрасивой ссоры выясняется, что второму просто хотелось, чтобы перед ним извинились, и этого было достаточно. Или сделали для него какую-то другую, достаточно мелкую вещь.

2. Запомните, чего хотите от конфликта вы (уважения, мира-дружбы-жвачки, правильного решения на работе / в семье). Держите в голове 2 установки: программу-минимум (без которой вы вообще не будете больше общаться с человеком), и программу-максимум (чего вы хотите добиться в идеале). Держитесь одной линии, не перескакивайте с “ресторана давно не было” на “цветочки не даришь” или “совсем мою маму не уважаешь”. Это разные послания, конфликты и результаты.

3. Найдите конструктив . Например, чтобы доказать начальнику свою правоту, достаточно сказать: “Я заинтересован, чтобы компания получила больше прибыли, а вы – премию, респект и уважение от руководителя”. Или, чтобы доказать правоту в ДТП, не обязательно “наезжать и требовать”. Порой достаточно рассказать, как будут обстоять дела: “Если вы сейчас будете добиваться своей правды, это прекрасно. Но готовы ли вы потратить 10 часов на ГИБДД, 2 месяца на разбирательства, а деньги будут снимать еще полгода? Могу предложить вам 100$ и разъезжаемся, вы сэкономите еще на 500$ времени и сил”.

4. Подготовьте аргументы в свою пользу. Только если вы уверены и подготовлены, а ваша точка зрения подкреплена фактами, у вас сильная позиция и есть шансы. В противном случае, если у вас “вожжа под хвост влетела”, и аргументов нет, то стоит ли доказывать свою правоту вообще?

5. Когда перестать доказывать свою правоту: правило компромисса . Есть масса ситуаций, когда впору задуматься: а нужно ли доказывать свою правоту. Так ли важен цвет обоев, оттенок краски для пола, рисунок ламината или штор? Вы привыкнете к нему за 2 недели и перестанете замечать. Так ли значимо, “кубиками” или “соломкой” порезана морковка в суп – ведь он съестся и удалится из организма через сутки максимум? Постарайтесь чаще соглашаться в мелочах – и почти никогда не соглашаться в крупном.

6. Тактика и стратегия. Тактика: не оскорблять, не обострять, не приваливать новых претензий (не расширять тему). Стратегия: выгодно согласиться сейчас, получив “респект”, либо выгодно доказать сейчас правоту (на работе, в семье), чтобы ситуация не повторялась (решение системной проблемы).

7. Закрепить успех. Договоренность, какой бы она ни была (невыгодной или максимально выгодной для вас) – это успех. Поэтому ее стоит проговорить конкретно и четко (“ребенка в садик отводишь ты, а я за это коплю и отправляю его летом в лагерь, плюс навещаю его там”). Если ситуация склонна к повторению (велик шанс нарушения договоренности), то после доказательства правоты закрепляются еще и “санкции”, т.е. наказание за нарушение. Оно должно быть разумным и посильным для исполнения.

Упрямые барашки: желание доказывать свою правоту везде и всегда

Кроме адекватных людей, есть еще и упрямые барашки. Им свойственно желание доказывать свою правоту “на пустом месте” и “чтобы было”. То есть, они готовы тратить время и силы, чтобы “показать кузькину мать”. Что это могут быть за люди:

  • эмоционально нестабильные (“вспыльчивые”, “холерики”);
  • с мощной параноидной частью (“кругом враги”);
  • с нарциссической частью (“если я не прав, то я г…о”);
  • ради показухи (спорщики ради эмоций, люди, которым важно быть на виду, показать себя жертвой или наоборот сильным).

Сражаться с такими или нет – дело ваше. Просто помните, что некоторым людям, причем среди них могут быть и ваш партнер, родитель, друг или подруга, коллега, начальник – доказать свою правоту невозможно. Постарайтесь, а когда надоест, попробуйте оставить человека с его убеждениями. Совсем не обязательно тратить жизнь на то, чтобы показать другому правду, открыть ему глаза и т.д.

Ваша жизнь и интересы важнее, чем правда. Например: как доказать родителям свою правоту? Да просто хорошо жить, работать, учиться, рожать детей, строить дом. А уж как именно вы это делаете – только ваше дело!

С детства мы участвуем в различных спорах, пытаемся доказать свою правоту, доказать окружающим то, что мы умнее, что наша точка зрения единственно верная. А действительно это так? Действительно ли, доказывая окружающим свою правоту, мы станем победителями и добьемся какого-то результата? В этой статье я покажу вам, что быть правым не всегда так хорошо, как кажется.

Как выглядит стандартное мышление человека в какой либо спорной ситуации? Для наглядности я нарисовал ее в виде схемы (смотрите схему №1 ниже по странице).

Давайте разберем каждый блок отдельно:

1) Происходит какая-либо ситуация. Например, семейная пара пошла на день рожденья, и муж сильно перебрал со спиртным, он ругается матом и не желает ехать домой, он твердо намерен остаться и продолжить бурное застолье. Ситуация довольно неприятная для его жены, да и муж явно не прав.

2) Первое, что происходит это сопротивление, жена не желает видеть мужа таким, она не хочет принимать ситуацию, как есть.

3) Жена явно убеждена, что ее муж не должен пить и просто обязан вести себя как нормальный человек.

4) Жена бросает взгляд в прошлое: она вспоминает все невзгоды, которые свалились на ее голову из-за нерадивого мужа.

5) Естественно она убеждена в своей правоте и у нее есть полная уверенность, что она контролирует ситуацию.

6) Жена начинает отчитывать мужа за то, что он нажрался. Пьяный муж естественно тоже начинает на нее кричать, она кричит еще сильнее, она же права, муж тоже считает себя правым. Скандал разгорается всё сильнее и сильнее…

Самое интересное в этой ситуации, что никто не хочет уступать, все считают себя правыми, ругаются, дерутся, плачут и т.д. Думаю, что многие были свидетелями таких семейных разборок

Схема №1. Доказывая свою правоту, бывает сложно добиться результата.

На схеме №2 я нарисовал «Волшебную схему», волшебная она потому, что она работает словно волшебство, и еще потому, что ею почти никто не пользуется.

Разберем ее по пунктам:

1) Семейная пара пошла на день рождения и там муж нажрался и буянит.

2) Но жена умная женщина, понимает, что если начать бодаться и ругаться с мужем, то будет скандал и ничего больше. Поэтому она принимает ситуацию как есть. Муж нажрался, но ситуацию нужно решить с максимальным результатом, сделать так, чтобы забрать мужа без ругани и еще желательно, чтобы он не повторял такие номера в будущем.

3) Жена представляет в воображении конечный результат: муж спит дома, ему всё меньше и меньше хочется употреблять спиртное.

4) Умная жена обращает свое внимание на будущее, придумывает, что сделать, чтобы разрулить ситуацию. Заметьте, в предыдущей схеме жена не думала о будущем, она целиком устремилась в прошлое.

5) Жена совершает «приверженное действие», целует мужа, говорит ему, что она понимает все его проблемы, что она его любит и т.д. Дальше она говорит, что нужно ехать домой, но без наездов и криков.

6) Муж прощается с друзьями и едет домой Дома жена его еще раз кормит и укладывает спать.

Умение убеждать - целое искусство! Ты точно знаешь, что твое предложение нужное и конструктивное. Но почему-то с тобой не торопятся согласиться ни муж, ни подруга, ни руководитель. Если освоишь приемы грамотного ведения спора, последнее слово всегда будет за тобой!

13:08 22.06.2013

Странно, но то, что очевидно тебе, другим людям нередко кажется полной глупостью и блажью. И тогда приходится доказывать, что понятие «отпуск» несовместимо с рыбалкой и палаткой. Что тебе под силу возглавить отдел продаж. Что есть смысл окончить курсы вождения, даже если пока нет машины… В общем, каждый день и каждый час ты убеждаешь окружающих в своей правоте. Это еще полбеды - хуже то, что тебе не всегда удается выйти победительницей из этих словесных баталий.

Конечно, есть моменты, когда пойти на попятную и изменить свое мнение даже полезно. Если дело не касается принципиальных вопросов, здоровый компромисс только помогает поддерживать хорошие отношения с окружающими. Однако уступать всегда и всем не просто вредно с практической стороны, но еще и сильно бьет по самолюбию и развивает комплекс неполноценности. К тому же создает имидж безвольной и слабохарактерной дамочки. Поэтому освоение основных приемов убеждения поможет тебе почувствовать себя уверенней в любой ситуации.

Контролируй эмоции!

Самый верный способ сдать свои позиции - это начать их отстаивать, когда ты нервничаешь, слишком взволнована или перепугана.

Возьми тайм-аут. Если ты почувствовала, что твой голос предательски задрожал, а на глазах вот-вот появятся слезы, скажи собеседнику прямо: я сейчас не могу вести этот разговор, давай вернемся к нему позже. Ты воспользуешься перерывом для того, чтобы, во-первых, успокоиться, а во-вторых, продумать свое поведение и слова.

Контролируй ситуацию: не выводи из себя собеседника! Не имеет смысла вести разговор с раздраженным человеком, тем более не стоит специально доводить его до «точки кипения». Это просто неконструктивно: твой собеседник воспримет лишь треть входящей информации.

Не воспринимай столкновение ваших интересов как «театр военных действий» , где, как известно, все средства хороши. Даже если твои доводы будут разумны, они просто не дойдут до собеседника, ведь его здравый смысл будет блокирован защитной реакцией! Угрозами и оскорблениями ты, может быть, и заставишь человека на время отступить, но он затаит обиду или злость, которые обрушатся на тебя в самый неподходящий момент.

Маленькие хитрости: для того чтобы успокоиться, сделай несколько глубоких вдохов через нос. Потом обведи взглядом комнату и перечисли про себя, скажем, семь красных предметов: красная папка, красный портфель, красная ручка и так далее. Это отвлекает.

Презентуем свою точку зрения

Заранее продумай свою линию защиты, а еще лучше - заготовь речь, в которой логично и обоснованно докажешь, что предлагаемый тобой вариант - оптимальный. Обдумай структуру своего мини-выступления:

Нынешнее положение вещей. Например, «Сейчас мы живем в старой квартире с родителями мужа».

Его достоинства и недостатки. «Мы привыкли к этим стенам, но с родителями жить тесновато, да и в семье скоро будет пополнение - вряд ли нам будет комфортно».

Твое предложение. «Надо взять кредит и купить новую жилплощадь».

Трудности. «Нам придется экономить, чтобы выплатить деньги банку».

Неоспоримые достоинства. «Но мы сможем оборудовать отдельную комнату для малыша, будем жить самостоятельно».

Такая грамотно выстроенная подача собственной позиции настроит собеседника на конструктивный диалог. А также покажет ему, что ты ответственно подошла к данной проблеме, поэтому с тобой будет сложно не согласиться!

Маленькие хитрости: озвученных достоинств в твоем плане должно быть больше, чем недостатков. И еще: поскольку лучше всего запоминаются именно последние слова, сначала расскажи о недостатках, а в конце - о несомненных преимуществах. Не говори слишком быстро: речь доходит до собеседника, если ее скорость не превышает 2,5 слова в секунду.

Если тебя застали врасплох

Конечно, хорошо, если у тебя есть время продумать свою тактику. А если спор возник спонтанно, ты растерялась и чувствуешь, что сдаешь позиции?

Отвлеки внимание оппонента. Посмотри в окно, предложи выпить кофе или похвали прическу. Твоя реплика подействует на спорщика, как выбоина на ровной дороге: он споткнется и немного снизит свой напор.

Задай вопрос. Пока собеседник будет приводить свои доказательства, у тебя появится время найти убедительные слова в ответ. Вместо того чтобы затянуть: «Я совсем не это имела в виду…», спокойно спроси: «А почему ты сделал такой вывод?»

Не оправдывайся! Как известно, раз оправдываешься, значит, виноват. Переведи разговор из плоскости обвинений в плоскость конструктива и попроси визави привести конкретные факты.

В шумном месте. Смотри на собеседника (в область губ, носа): он убедится, что ты его внимательно слушаешь. В разговоре используй только хорошо знакомые ему слова. Говори короткими точными предложениями.

Маленькие хитрости: глаголы типа «запрещаю» лучше использовать в начале фразы либо вообще не употреблять. А слова «разрешаю», «согласна», «мне нравится» - в конце. Чтобы оппонент лучше уловил твою главную идею, озвучь ее не один, а несколько раз: в начале и обязательно (!) в конце разговора.

Если с тобой не соглашаются

Не стоит сразу же теряться или расстраиваться, если собеседник не принимает твою точку зрения. Специальная техника преодоления возражений поможет тебе взять верх в споре!

Внимательно выслушай его возражения. К примеру, твой муж считает, что ребенка еще рановато отдавать в детский сад.

Подтверди их. Покажи, что верно поняла своего собеседника: «Да, ты беспокоишься, что он еще слишком мал для детского сада».

Преобразуй возражение в вопрос. «Давай разберемся, действительно ли он так мал для детсада, как ты думаешь?»

Ответь на этот вопрос . «Он уже просится на горшок, сам кушает, любит играть с детьми своего возраста».

Сделай вывод. «Значит, наш малыш уже готов к тому, чтобы пойти в садик!»

Маленькие хитрости: простейшие нейтральные слова («конечно», «разумеется») с сочувственным наклоном головы подбодрят собеседника. К тому же элементарная воспитанность заставит его так же внимательно выслушать и твое мнение.

Меняем негатив на позитив!

Как известно, стакан бывает наполовину пуст или наполовину полон - в зависимости от точки зрения наблюдателя. Любую ситуацию можно перевернуть, показав ее положительные стороны.

Используй замечательное слово «зато»: «Я буду задерживаться на работе, зато получу прибавку к зарплате». Или: «Материально придется трудно, зато у нас будет большая квартира - детская, зал, спальня!», «Я купила себе дорогую шубку - зато проношу ее не один год».

«Это выгодно всем!» Очень часто с тобой не соглашаются не из упрямства - человек просто может не увидеть, что же лично он выиграет, если все случится по-твоему. Помоги собеседнику разглядеть выгоду твоего предложения, используя его слабые места. Твой коллега беспокоится о том, как он выглядит в глазах начальства? Покажи ему, что твой проект не только пойдет на пользу компании, но и укрепит твой и его имидж.

Маленькие хитрости: выдвигай на первый план не свои интересы, а цели собеседника. Вместо «я хотела бы…» скажи «ты хочешь…». Люди охотнее поддерживают разговор о собственных проблемах и желаниях! Чтобы наладить взаимопонимание, скопируй позу или жесты собеседника: такое «отзеркаливание» сообщит ему, что он тебе симпатичен.

Если твой оппонент - мужчина

Да, и это тоже нужно учитывать. Меньше эмоций, только аргументы.

Забудь о монологе! Мужчина внимательно слушает 10-15 секунд, а потом ему надо дать возможность вставить замечание «по поводу». Задай ему вопрос, причем лучше сформулировать его так, чтобы ответ подтверждал твою правоту: «Ты ведь тоже хочешь, чтобы наш сын вырос самостоятельным?»

Выбери правильную позу: если тебе надо воздействовать на его чувства, встань с левой стороны, если на логику - лучше стать справа. Только факты и логика! Не стоит апеллировать к эмоциям, излагай объективную информацию. Важно, чтобы твои доводы были логичными, а выводы - очевидными.

Используй минимум слов: только существительные и глаголы. Длинных фраз мужчины не воспринимают.

Когда споришь с женщиной

Женщине нужно установить контакт со своим собеседником, ей важно, чтобы внимательно выслушали и посочувствовали.

Дави на эмоции! Если ты проявишь неподдельный интерес к ее внутреннему состоянию, она охотнее пойдет тебе навстречу. Избегай насмешек, а шути, только если уверена, что тебя правильно поймут.

Будь осторожна со словами! Женщины склонны усматривать скрытый смысл или намек даже в безобидной, казалось бы, реплике.

Если тебе не хватает уверенности в себе , усади свою собеседницу, а сама продолжай разговор стоя: стоящий человек имеет психологическое преимущество перед сидящим.

Учитывай темперамент собеседника

Холерику присущ быстрый темп психической деятельности, поэтому он, как правило, отдает предпочтение обобщениям. Сообщи ему главную мысль, а уж потом задавай вопрос.

Флегматику вначале поставь вопрос, ответом на который будет предложенный тобой план действий.

Сангвиник - личность вполне уровновешенная, в первую очередь взывай к его разуму и логике, а уж потом к чувствам и эмоциям.

Меланхолик - слишком чувствительная натура, поэтому постарайся избегать резких высказываний.

Как убедить оппонента?

Чтобы доказать свою точку зрения, надо знать, какие слова наверняка подействуют на твоего визави. Определи, кто он: визуал, аудиал или кинестетик.

Визуал употребляет такие обороты: «я вижу, к чему ты клонишь», «темное место», «красиво звучит». Человек визуального типа обычно говорит быстро, высоким голосом, проглатывая слова.
Используй фразы: «прольем свет», «отрадно видеть», «при ближайшем рассмотрении».

Аудиал пользуется словами: «это неслыханно», «растрезвонил на весь мир», «не хочу ничего слышать», то есть пропускает сведения через звуковой канал. Речь аудиала неспешна, обстоятельна, он часто сопровождает слова жестами.
Используй фразы: «это неплохо звучит», «по правде говоря», «поговорим серьезно».

Кинестетик говорит: «я это печенкой чувствую», «зачем мне эта головная боль?», «от одной мысли мне дурно делается», для него главные впечатления - осязательные.
Чаще повторяй: «давай попробуем нащупать решение», «голову на отсечение даю!», «шаг за шагом приближаемся к цели».

Каждый из нас хотя бы раз в жизни вступал в споры. И, разумеется, никому не хочется выходить из подобных ситуаций проигравшим. И именно на этой почве возникает вопрос: как победить в споре, как доказать оппоненту, что его точка зрения в корне не правильна? Рассмотрим несколько возможных вариантов, которые плодотворно скажутся на вашей победе в этой маленькой войне.

Итак, для начала постарайтесь понять, как глубоко ваш оппонент понимает в той проблеме, на почве которой возник спор. Это будет видно – либо ваш соперник будет говорить четко сформулированные, лаконичные фразы, ближе и ближе приближаясь к цели, или же он будет судорожно пытаться найти ответы, перепрыгивая с догадки на догадку.

В таких случаях, хорошо использовать в своей речи примеры из реальной практики, подавая их короткими и отрывистыми порциями. Опирайтесь на здравый смысл! Постарайтесь сделать вашу речь последовательной и однозначной.

И еще одно правило – никогда не выкладывайте все козыри на стол! Не высказывайте за раз абсолютно все, что вы знаете и думаете, по теме спора – это просто оставит вас безоружным и выйти из этой полемики победителем вам явно не удастся.

Но эти методы хороши в тех случаях, когда вы хорошо понимаете, о чем говорите, а что если тема вашей полемики неизвестна и непонятна для вас? Для этого существуют “грязные”, но эффектные приемы. Думаю, вы могли не раз их наблюдать по телевидению. Давайте их рассмотрим.

Первое, что стоит попробовать, дабы выйти сухим из воды – это попытаться увести диалог в сторону. Вполне себе может оказаться, что ваш оппонент легко перейдет с темы на тему и попросту забудет о причинах спора.

Второй совет – это не давать сопернику продохнуть. Смотрите ему в глаза и говорите монологом. Не замечайте его попыток вставить что-то, а если понадобится – играйте голосом, повышайте интонацию.

Постарайтесь понять, что думает ваш соперник о проблеме спора и как только появится более-менее четкая схема – доведите его точку зрения до абсурда. Приводите самые невероятные примеры с его точки зрения. Буквально, высмейте его позицию.

Еще одна панацея от проигранного спора - это работа на позиции. Если вы уверены в себе, то укрепляйте свое мнение, а если же вы чувствуете свою некомпетентность, то находите малейшие нестыковки в позиции вашего оппонента, используйте их грамотно и постепенно, чтобы разбить точку зрения противника.

Пытайтесь разрушить все доводы, которыми будет оперировать оппонент. И в этом вам поможет еще один небольшой трюк – цепляйтесь к ошибкам. Любым. Речевым и грамматическим, все, что сможете вычленить из речи соперника. Не там поставил ударение или сделал паузу, применил не то слово, или нарушил логичность.

И самый крайний вариант развития событий, хотя порой самый действенный, это переход на личности. Нет, это совсем не значит сорваться на нецензурную брань и унизить оппонента, это попытка оперировать с такими фразами, как: «а что если ты?» и т.д. Иногда ваш соперник попросту не сможет включить себя в ту ситуацию, на почве которой возник спор. А в этом случае вы смело можете заявить о том, что он дилетант в этой проблеме.

И, наверное, универсальный, но не очень-то простой метод, который был заложен еще в Древней Греции. Речь идет о Сократовских софистах. Они знали “все”, а подтверждали это только невероятно красивой, лаконичной и, на первый взгляд, логичной речи.

И вам стоит говорить красиво. Если ваша речь будет изящна и тонка, а также будет казаться кристально ясной, то никто не сможет найти даже малейший изъян в вашей точке зрения. Этот способ прошел проверку веками и до сих пор софистика используется многими общественными деятелями.