Биологическая эволюция. Как можно наблюдать эволюцию

Можно ли предсказать направление эволюции, как происходят мутации и куда приведет человечество естественный отбор

Эволюция - это не вопрос веры. Эволюция происходила в прошлом и происходит сейчас, и нам известны ее механизмы. Если у вас есть достаточно полная палеонтологическая летопись, при изучении ископаемых из разных слоев будет видно, что они меняются.

С млекопитающими это не так наглядно, потому что ископаемых очень мало. А вот микроскопические морские фораминиферы можно извлечь в колонке со дна океана, датировать осадочные породы и с точностью до десяти тысяч лет увидеть, как эти фораминиферы менялись. Но большая часть данных о том, как эволюция происходила в прошлом, не объясняет никаких механизмов. Мы не видим ни мутаций, ни отбора, только конечный результат.

Как можно наблюдать эволюцию

В поисках подтверждения правильности теории естественного отбора Дарвин изучал примеры искусственного отбора, при помощи которого человек создал различные породы домашних животных. Скрещивая разные породы голубей, Дарвин иногда получал птиц, напоминавших дикого скалистого голубя. Он пришел к выводу, что столь непохожие друг на друга домашние голуби произошли от единого предка. // pxhere.com

Человек в исторических масштабах живет совсем недолго, поэтому мы можем наблюдать довольно условную эволюцию. Мы не увидим, как червяк превращается в муху, то есть как одна форма переходит в другую. С моей точки зрения, самый лучший пример эволюции даже не дарвиновские голуби, а золотые рыбки: на самом деле это серебряный карась, и он очень сильно изменился за две тысячи лет. Из китайских хроник известно, когда появлялись разные формы: золотые рыбки, красные и рыбки без спинного плавника. Китайцы занимались искусственным отбором: когда появлялся интересный мутант, они его изолировали от других рыб и размножали.

Самый знаменитый пример изучения эволюции в лаборатории - это эксперимент Ричарда Ленски, в котором он и сотрудники его лаборатории уже тридцать лет наблюдают за двенадцатью популяциями кишечной палочки Escherichia coli . За это время сменилось уже почти 80 000 поколений кишечной палочки, произошло много интересных мутаций, но для неспециалиста это как была Escherichia coli , так и осталась. Появились новые штаммы с новыми свойствами, но говорить о появлении нового вида нельзя.

Само понятие вида не определено. Когда человек заражается вирусом иммунодефицита, это происходит из-за одной вирусной частицы. Если больного не лечить и он через десять лет умрет от СПИДа, в организме обнаружатся вирусы, отличающиеся друг от друга на 15%. Это значит, что происходит серьезная эволюция. Вирус гриппа тоже все время эволюционирует. Человек, переболевший гриппом, снова этим же штаммом вируса не заболеет никогда: у него появляется иммунитет на всю жизнь. И поэтому, если бы вирус гриппа не эволюционировал, не было бы постоянных эпидемий.

Что же такое вид? В какой момент австралопитек стал человеком? Если мы хотим непрерывно эволюционирующую линию разбивать на виды, это неизбежно означает, что в какой-то момент мы маму и дочку отнесем к разным видам. В эволюции бывают такие скачки, но случаются они очень редко за счет одного специфического механизма, когда весь геном дуплицируется. У млекопитающих это невозможно. Значит, пока обезьяна превращалась в человека, не было такого, чтобы родители и дети сильно различались. Тем не менее на входе мы имеем обезьяну, а на выходе - человека.

Скорость эволюции

Скорость эволюции непостоянна, и нужно помнить, что мы измеряем ее в поколениях, а не в годах. За одно человеческое поколение проходит пятьдесят мышиных, поэтому мышь может эволюционировать быстрее. Когда возникают новые условия, эволюция тоже ускоряется. Но бывают так называемые живые ископаемые, целаканты и гинкго, которые за 200 миллионов лет внешне не изменились, а млекопитающие за этот же промежуток времени прошли гигантский путь.

Согласно закону Харди - Вайнберга, скорость эволюции фрагмента генома, на который не действует отбор, равна скорости мутирования. Причины понятны: если отбор не действует, то новая мутация ничем не лучше и не хуже старого варианта. Поэтому новый вариант имеет ту же вероятность закрепиться в популяции, что и любая копия старого варианта. Удивительным образом скорость мутирования у всех эукариот, которых изучали, более-менее постоянна и составляет 10-8 нуклеотидов за поколение.

Это относится к нейтральной эволюции, которая не имеет никакого отношения к эволюционно значимым изменениям - лосиным рогам и бабочкиным крыльям. Нейтральная эволюция - это изменение аминокислотных и нуклеотидных последовательностей, которые не влияют на приспособленность организма и не находятся под давлением отбора. Случайные, не зависящие от приспособленности изменения частот генетических аллелей в популяции называются генетическим дрейфом. Таким образом, генетический дрейф царствует над нейтральными мутациями, а отбор - над полезными и вредными. Отбор, повышающий частоту полезных мутаций, называется положительным. Отбор, отбраковывающий вредные мутации, - отрицательным.

Теория нейтральной эволюции -предположение, что большинство мутаций на молекулярном уровне носит нейтральный характер по отношению к естественному отбору. Таким образом, значительная часть внутривидовой изменчивости, особенно в малых популяциях, объясняется не действием отбора, а случайным дрейфом мутантных аллелей, которые нейтральны или почти нейтральны.

Эволюция тех нуклеотидов, которые влияют на признаки и приспособленность, находится под давлением отбора, а значит, совсем не нейтральна. Консервативный белок, например гистон у человека и у гороха, будет отличаться всего одной аминокислотой, то есть он вообще не эволюционирует. А какой-нибудь важный для адаптации белок может эволюционировать с большой скоростью. Мы сейчас в эксперименте выращиваем гриб Podospora . У нас есть восемь линий, и за шесть лет в семи линиях проэволюционировал один и тот же белок. Получается, что для адаптации к условиям культивирования этому грибу хочется сломать конкретный белок.

Есть целые сегменты генома, которые на признаки и приспособленность не влияют. Но очень много некодирующей ДНК влияет на признаки. У человека общая длина таких сегментов как минимум в десять раз больше длины кодирующих сегментов.

Не всякий человек может пить молоко во взрослом возрасте. У всех млекопитающих, как только они заканчивают питаться грудным молоком, отключается фермент лактаза, перерабатывающий молочный сахар. У человека возникла мутация, которая ломает механизм отключения и позволяет пить молоко всю жизнь. Предполагается, что это было связано с возникновением и развитием скотоводства: у полинезийцев гена, позволяющего пить молоко во взрослом состоянии, вообще нет, потому что никто из предков полинезийцев никогда в жизни молоко не пил и не занимался разведением скота.Мутация, позволяющая пить молоко, - это замена всего одного нуклеотида даже не в кодирующем гене, а в 30 тысячах нуклеотидов от него. Две разные мутации отдельно возникли у северных европейцев и скотоводов банту в Африке, но находятся они совсем рядом, в десяти нуклеотидах друг от друга. И там ломается тот кусок некодирующей ДНК, который отвечает за сложный процесс выключения работы гена лактазы. Так что если сегмент некодирующий, то это вовсе не означает, что он ничего не делает. Есть факторы транскрипции, которые связываются с некодирующей ДНК и регулируют экспрессию генов. У человека некодирующей ДНК 99%, а «бездельничающей» - 90%. Получается, много некодирующей ДНК выполняет какие-то функции.

Чтобы по эволюции генома понять, как будут меняться признаки, мы должны знать отображение из генотипа в фенотипы, но обычно это неизвестно. Допустим, мне запретили смотреть на признаки, а разрешили смотреть только на генотипы. И я увижу, что в моей популяции за сто поколений в таком-то месте произошла замена буквы A буквой G. Что это означает в терминах признаков? Никто не знает.

Если дать ученому какой-нибудь новый генотип и сказать: «Мы поймали зверя с таким-то геномом. Что ты можешь сказать про него?», то единственное, что может сделать этот ученый, - сравнить данный геном с уже известными и сказать: «Этот зверь - жук, потому что его геном похож на геном жука». Но если бы мы не могли таким образом жульничать, то мы вообще ничего бы не сказали. Мы бы не определили, лапы у него или щупальца, какого оно размера, чем оно питается.

ДНК меняется случайно, прежде всего за счет ошибок ДНК-полимеразы. Эти изменения обычно вредны, потому что когда ты берешь что-то, что уже работает, и случайно меняешь, то, скорее всего, ты сделаешь хуже. Но удивительным образом иногда мутации оказываются полезны.

При этом мы совершенно не понимаем, как накопление полезных мутаций приводит к появлению новой жизненной формы. Шимпанзе отличается от человека 30 миллионами букв, то есть 1% генома. Большая часть этих отличий никакого отношения к признакам не имеет: если 20 миллионов букв в моем геноме заменить «буквами шимпанзе», я от этого не изменюсь. Но какие-то буквы, наоборот, важные. Возникает вопрос: сколько букв надо поменять в геноме шимпанзе, а точнее, сколько «слов», чтобы из него получился человек? Какой силы был отбор, который поддерживал гоминизирующие мутации обезьян? Мы этого не знаем.

Естественный отбор

Методом случайных блужданий найти во всем многообразии белков одну точку, которая соответствует оптимальной реализации функции каждого белка, невозможно. К счастью, такие оптимумы - не точки, а обширные области. И поиск оптимума в ходе эволюции осуществляется не методом случайных блужданий, а с помощью направленного отбора. Направленность возникает благодаря тому, что случайные отклонения в «неправильную» сторону ухудшают рабочие качества белка и выбраковываются. А случайные изменения в «правильную» сторону запоминаются и сохраняются.

Чем больше у организма вредных мутаций, тем меньше вероятность обмануть отбор. Конечно, всегда есть какой-то случайный компонент, но если мутация совсем вредная, то ее носитель обречен на вымирание. Если она умеренно вредная, то может повезти, и он выживет. Человеческая медицина сопротивляется отбору. Множество людей еще сто лет назад умерли бы в раннем возрасте, а сейчас успешно размножаются. Но есть данные о том, что отбор в человеческой популяции по-прежнему продолжает работать. И он действует не только на выживаемость, но и на плодовитость.

Недавно были получены очень интересные данные: гены, которые способствуют получению образования, находятся под отрицательным давлением естественного отбора. Давно было понятно, что чем выше у человека уровень образования, тем меньше у него детей в среднем. Но сейчас это подтвердили уже на уровне генов, то есть идентифицировали аллели, которые сопряжены с более высоким уровнем образования. И оказалось, что если ты несешь такую аллель, то у тебя уровень образования выше, а детей меньше.

Мозг - это самая сложная часть человеческого фенотипа с точки зрения генетики. Тяжелое слабоумие вызывают мутации пяти тысяч генов, и каждый год еще по несколько сотен генов добавляется к этому списку. Это, кстати, к вопросу о том, зачем человеку его чудовищный интеллект. В современных индустриализованных обществах чем выше у человека уровень образования, тем больше доход и продолжительность жизни. Казалось бы, от образования одни преимущества, но отбор направлен в другую сторону. А у питекантропов, которые никакого образования не получали, отбор почему-то действовал в пользу способности обучаться.

У вас остались вопросы? Задайте их в Яндекс.Знатоках

Образование определяется средой, но то, что какая-то вещь больше определяется средой, не означает, что это не признак. Хороший пример - рост и вес. Вес определяется средой гораздо больше, чем рост. Даже в Священном Писании сказано, что никто из нас не может, несмотря на все усилия, прибавить себе рост хоть в один локоть. Но там не сказано, что никто из нас не может прибавить вес в 10 килограмм, потому что это очень легко сделать, если у тебя есть деньги и «Макдоналдс». Но это же не означает, что рост - это признак, а вес - это не признак.

До сих пор некоторые люди считают, что эволюция - теория, которая еще требует доказательств. Но естественный отбор - это очень простая вещь. Если существует генетически обусловленная изменчивость удоя у коров и мы половину коров с меньшим удоем зарежем, в следующем поколении средний удой будет больше. Не очень понятно, что здесь можно опровергать или доказывать.

Современная эволюционная биология построена на том, что ДНК, РНК и белки - основа жизни на Земле. В живой клетке имеется направленный поток информации от ДНК, которая представляет собой исходный генетический текст, состоящий из четырех букв: A, T, G и C. Текст записан в виде последовательностей этих букв, которые называются нуклеотидами и хранятся в двойной спирали ДНК, в одной из двух цепей. В процессе транскрипции на матрице ДНК синтезируется РНК, которая идентична этому тексту, с той разницей, что в РНК вместо T стоит U. РНКовый текст является слепком с соответствующего ДНКового текста.

Полученная РНК, называющаяся информационной РНК, или мРНК, транслируется с помощью генетического кода в виде последовательности аминокислотных остатков в белках. Происходит перевод текста нуклеиновых кислот ДНК и РНК из четырехбуквенного алфавита нуклеотидов в двадцатибуквенный алфавит аминокислот. Иногда в текстах по разным причинам случаются ошибки: замены одной или нескольких букв, повторы, исчезновение целых фрагментов. Такие ошибки - мутации - лежат в основе изменчивости.

Все законы эволюции рассматриваются только через призму современных представлений о молекулярной организации живого. Двести лет назад Дарвин понял ключевые механизмы эволюции, ничего не зная о связи генотипов и мутаций с фенотипом, и это исключительно интересно с точки зрения истории. На интуитивном уровне он установил связь между изменчивостью, наследственностью и отбором. Но сейчас изучать эволюционную биологию, начиная с дарвиновского понимания, неправильно.

С чего все начиналось

Самые первые ископаемые останки живого датированы 3,5 миллиардами лет - это сообщества бактерий, строматолиты в Австралии и Южной Африке. Эти два места были расположены близко и образовывали так называемый Пилбарский кратон. Сейчас вышло несколько работ, утверждающих, что жизнь была уже 3,8 миллиарда лет назад. Замечательно то, что существует нижняя граница: жизнь не может быть старше, чем 4,2 миллиарда лет, потому что в это время из Земли была выбита Луна. Все на нашей планете было расплавлено и раскалено, и, даже если какая-то жизнь существовала до этого, должна была случиться полная перезагрузка. Так что для возникновения жизни понадобилось либо 700 миллионов лет, либо вообще 400.

Примерно у половины генов кишечной палочки Escherichia coli есть четкие родственники в геноме человека. В другую сторону соотношение меньше, но у человека просто больше кодирующих белок генов: двадцать тысяч против трех тысяч. Но бывает и наоборот: у нематоды C. elegans десятки генов, которые есть только у других нематод, но нет больше ни у кого. То ли эти гены так сильно эволюционировали, что мы уже не видим сходства, то ли они возникли из ниоткуда - никто не знает.

Last universal common ancestor (LUCA) -

последний универсальный общий предок. Окаменелых останков LUCA не сохранилось, поэтому его можно изучать только путем сравнения геномов. Считается, что LUCA жил 3,5–3,8 миллиарда лет назад, в палеоархейскую эру.

Все ныне живущие виды одинаково древние и произошли от LUCA. Но одни виды изменились больше, а другие меньше. Эволюционный подход говорит о том, что все живое связано между собой. На уровне фундаментальных генов то, что есть у человека, должно быть и у крокодила. Самым фундаментальным процессом для всего живого считается синтез белка. Почему именно это? Казалось бы, синтез ДНК тоже важный процесс, он есть у всех. Но сейчас говорят, что у последнего общего предка LUCA могло не быть ДНК, только РНК и белки.

Такая ситуация возможна: ДНК могла появиться позже и оказаться таким полезным приобретением, что через горизонтальный перенос она распространилась по всему живому. Проверить это, скорее всего, никак нельзя, потому что поймать живого LUCA или хотя бы найти его останки невозможно: это выведенная концепция, а не какой-то конкретный и определенный организм. Но в первом приближении если что-то есть у всех, то, наверное, оно было у LUCA. Или вскоре после его появления распространилось, как лесной пожар, по всем его потомкам.

Можно пытаться рассуждать об эволюции самого LUCA и заглянуть в историю до него. Представим себе, что у всех есть два родственных белка, которые явно произошли от общего предкового белка. Значит, они являются продуктами дупликации и дивергенции генов, которые происходили еще до LUCA. С помощью таких рассуждений мы делаем вывод, что и сам LUCA уже прошел очень сложный отбор и был продуктом долгой эволюции. В нем было много белков, явно произошедших друг от друга. Если спросить Евгения Кунина, он скажет, что все самое интересное произошло до LUCA. И с определенной точки зрения он прав: про происхождение жизни никто ничего не знает. Распространена гипотеза мира РНК: может, он был, а может, его не было. Все звучит очень правдоподобно, но никаких фактов у нас нет. Евгений Кунин утверждает, что рибосома не может возникнуть спонтанно, но, поскольку существует 10500 вселенных, в одной из них это случилось.

что такое эволюция

  1. Эволюция процесс развития, состоящий из постепенных изменений, без резких скачков (в противовес революции).
  2. Википедия рулит 🙂
  3. это изминение на земле
  4. историческое развитие живой природы
  5. 2-ой ответ хороший.
  6. Википедия рулит 🙂
  7. Эволюция процесс развития, состоящий из постепенных изменений, без резких скачков (в противовес революции) . Чаще всего, говоря об эволюции, имеют в виду биологическую эволюцию.

    Биологическая эволюция необратимое и направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом. Биологическая эволюция изучается эволюционной биологией. Содержание убрать

    Существует несколько эволюционных теорий, общим для которых является утверждение, что ныне живущие формы жизни являются потомками других форм жизни, существовавших ранее. Эволюционные теории отличаются объяснением механизмов эволюции. В данный момент наиболее распространнной является т. н. синтетическая теория эволюции, являющаяся развитием теории Дарвина.

    Гены, которые передаются потомству, в результате выражения образуют сумму признаков организма (фенотип) . При воспроизведении организмов у их потомков появляются новые или изменнные признаки, которые возникают в результате мутации или при переносе генов между популяциями или даже видами. У видов, которые размножаются половым путм, новые комбинации генов возникают при генетической рекомбинации. Эволюция происходит, когда наследственные различия становятся более частыми или редкими в популяции.

    Эволюционная биология изучает эволюционные процессы и выдвигает теории для объяснения их причин. Изучение окаменелостей и разнообразия видов живых организмов к середине XIX века убедило большинство учных, что виды изменяются с течением времени 12. Однако механизм этих изменений оставался неясен до публикации в 1859 году книги Происхождение видов английского учного Чарльза Дарвина о естественном отборе как движущей силе эволюции 3. Теория Дарвина и Уоллеса, в конечном итоге, была принята научным сообществом 45. В 30-х годах прошлого века идея дарвиновского естественного отбора была объединена с законами Менделя, которые сформировали основу синтетической теории эволюции (СТЭ) . СТЭ позволила объяснить связь субстрата эволюции (гены) и механизма эволюции (естественный отбор). Эволюция организмов происходит посредством изменения наследственных признаков организма. Примером наследственного признака у человека может служить коричневый цвет глаз, унаследованный от одного из родителей 6. Наследственные признаки контролируются генами. Совокупность всех генов организма образует его генотип 7
    Полный набор поведенческих и структурных черт организма называют фенотипом. Фенотип организма образуется за счет взаимодействия генотипа с окружающей средой. Многие черты фенотипа являются ненаследственными. Так, например, загар не наследуется, поскольку его появление обусловлено воздействием солнечного света. Однако, у некоторых людей загар появляется легче, чем у других. Это является наследственной чертой.
    Передача наследственных признаков от одного поколения к другому обеспечивается ДНК 7. ДНК это биополимер, состоящий из четырех нуклеиновых оснований. Во время деления клетки ДНК копируется в результате каждая из дочерних клеток получает последовательность ДНК.
    Части молекулы ДНК, определяющие функциональную единицу наследственности, называются генами. Внутри клеток ДНК находится находится в составе хроматина, который в свою очередь образует хромосомы. Положение генов на хромосоме называется локусом. Различные формы генов, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом и определяющие различные проявления признаков называются аллелями. Последовательность ДНК может изменятся (мутировать) , создавая новые аллели. Если мутация происходит внутри гена, то новая аллель может затронуть признак управляемых геном и изменить фенотип организма.
    Однако большинство признаков определяется не одним геном, взаимодействием нескольких генов (примером подобных явлений могут служить эпистаз и полимерия)

  8. Грубо говоря, эволюция это развитие процесса или явления. Если подробнее, то происходят постоянные, последовательные внутренние и внешние изменения, в результате чего предмет или явление становятся качественно лучше.

направленное изменение любого процесса, системы, предмета, имеющего необратимый характер. Это изменение всегда происходит в реальном (динамическом или историческом) времени. Эволюция бывает различных видов: 1) от простого к сложному и обратно, 2) прогрессивная и регрессивная, 3) линейная и нелинейная, 4) стихийная и сознательная и т. д. Как правило, происходит постепенно, путем накопления большого количества микроизменений явления. Большую роль направленные изменения играют не только в биологической, а тем более - социальной сфере, но и в физических и химических процессах, а также - в познавательной сфере. (См. изменение, прогресс, революция).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Эволюция

(Evolution). Книга Ч. Дар вина "Происхождение видов" (1859) вызвала бурные споры между теологами и учеными. Защитники Дарвина подняли ее на щит как новое слово в науке, с помощью крого можно заново истолковать весь опыт существования человечества. Другие называли теорию эволюции порождением дьявола, не имеющим никакой научной ценности. Но большинство людей занимает промежуточную позицию. В данной статье мы попытаемся проанализировать разные теории, объясняющие происхождение человека, и связать их с библейским рассказом о сотворении человека, а также изложить критику этих теорий.

Либеральные воззрения. Современник Дарвина О. Конт выдвинул эволюционную теорию трех стадий развития религии: (1)фетишизм отдельная воля, края воздействует на материальные предметы; (2) политеизм множество богов, действующих через неодушевленные предметы; (3) монотеизм единая, абстрактная воля, управляющая всей вселенной. Либеральные теологи применили эту теорию для толкования Библии (концепция " постепенного откровения"). Согласно этой теории, Бог открывался людям постепенно сначала как жестокий, безжалостный тиран ВЗ, Который относился к ним как к временным членам общины, не имеющим никакой личностной ценности. Но представления о Боге менялись через страдальческий опыт Вавилонского пленения Израиль приходит к напряженному ожиданию личностного Бога, выраженному в псалмах, и, наконец, к вере в Иисуса Христа личностного Спасителя и Господа каждого христианина.

Рост критики высокого уровня способствовал развитию либеральной экзегезы. Комментируя Пятикнижие, либералы поставили под сомнение не только авторство Моисея, но и подлинность библейского рассказа о сотворении мира и о потопе изза их мнимого сходства с вавилонским эпосом " Энума элиш ". Отныне либеральные теологи считают Библию великим литературным памятником и наряду с необходимыми, жизненно важными истинами находят в ней множество чисто человеческих ошибок и устаревших учений.

Католический теолог и антрополог П. Тейяр де Шарден (18811955) рассматривал теорию эволюции в библейском контексте. Он пытался истолковать христианское благовестив с точки зрения эволюции. Согласно его концепции, первородный грех не следствие непослушания первых людей, но, скорее, действие отрицательных сил контрэволюции, т.е. зла. Это зло механизм творения незавершенной вселенной. Бог творит мире начала времен, постоянно преобразуя вселенную и человека. Кровь и крест Христовы символы нового возрождения, посредством крых развивается мироздание. Соответственно, Христос уже не Спаситель мира, а вершина эволюции, определяющая его движение и смысл. Тогда христианство это прежде всего вера в постепенное объединение мира в Боге. Миссия Церкви облегчение человеческих страданий, а не духовное искупление мира. Эта миссия непосредственно связана с неизбежным прогрессом, порожденным эволюцией.

Взгляды евангельских христиан. Евангельские христиане считают Библию Словом Божьим и единственным безошибочным ориентиром веры и поведения. Тем не менее среди евангельских христиан широко распространены, по крайней мере, четыре теории, соотносящие библейскую экзегезу с открытиями в современной науке: (1) теории о людях до Адама, (2) "фундаменталистский креационизм ", (3) теистический эволюционизм и (4) теория постепенного сотворения мира.

Теории о людях до Адама. Эти теории распадаются на две группы. "Теория интервала" говорит о том, что после сотворения неба и земли и перед ситуацией, описанной в Быт 1:2, имел место хронологический разрыв, во время крого великий катаклизм опустошил землю. В подтверждение обычно цитируют Иер 4:2326; Ис 24:1; 45:18. Согласно этой теории, ранние человеческие останки свидетельствуют о людях до Адама, чье сотворение описано в Быт 1:1. Теория двух Адамов утверждает, что первый Адам из Быт 1 был Адамом давно минувшего каменного века, а второй Адам из Быт 2 Адамом нового каменного века и пращуром современного человека. Т.о., вся Библия повествует о падении и спасении Адама нового каменного века и его потомков.

"Фундаменталистский креационизм". Он включает все теории, согласно крым сотворение мира, описанное в Быт 1, буквально продолжалось двадцать четыре часа. Эти представления предполагают,что возраст Земли насчитывает 10 тыс. лет, а большая часть современных (если не все) органических ископаемых образовалась в результате Всемирного потопа. Они принимают хронологию, разработанную архиепископом Дж. Ашером (15811656) и Дж. Лайтфутом, края строится на предположении, что библейская генеалогия должна была служить основой хронологии. Сторонники "фундаменталистского креационизма" отвергают всякое эволюционное развитие организмов и объясняют современные видовые различия различиями среди первоначальных организмов, созданных Богом. С их точки зрения, теория эволюции это кульминация атеистического мировоззрения, к-рое подрывает авторитет Библии и ставит под сомнение рассказ о сотворении мира. Тем самым всякий эволюционный подход к рассказу из Быт 1 означает удар по христианской вере.

Теистический эволюционизм. Сторонники этой теории видят в Быт аллегорию и поэтическое изложение духовных истин о зависимости человека от Творца и отпадении от Божьей благодати. Теистические эволюционисты не сомневаются в достоверности Библии. Они также признают, что Бог сотворил человека в процессе органической эволюции. Они верят, что Библия лишь говорит нам о том, что Бог сотворил мир, но не открывает, как Он его творил. Наука предложила механистическое объяснение происхождения жизни в терминах эволюционной теории. Но два уровня объяснения должны дополнять друг друга, а не противоречить один другому. Несмотря на необходимость отказаться от историчности грехопадения, теистические эволюционисты понимают, что теория органической эволюции, встроенная в христианское понимание происхождения жизни, не может поколебать фундаментального христианского учения о первородном грехе и необходимости искупления.

Теория постепенного сотворения мира. Эта теория стремится соединить науку и Св. Писание. Сторонники этого взгляда пытаются поновому интерпретировать Св. Писание, ориентируясь на новые научные открытия. Не отметая неопровержимых научных данных, свидетельствующих о древнем возрасте Земли, они видят в традиционной теории "днейэпох" изображение долгого периода времени, а не сутки, состоящие из 24 часов. Они считают это толкование здравой экзегезой, соответствующей древнему возрасту Земли.

Представители этого направления осторожны в своих оценках научной теории эволюции. Они принимают лишь микроэволюционную теорию, согласно крой мутации, образовавшиеся в результате естественного отбора, способствовали видовому разнообразию. Они скептически относятся к макроэволюции (от обезьяны к человеку) и к органической эволюции (от молекулы к человеку), поскольку эти теории не согласуются с хорошо изученным механизмом естественного отбора. Поэтому для сторонников постепенного сотворения мира современные различия организмов суть результат видовой дивергенции и следствие микроэволюции, начавшейся с прототипов, изначально созданных Богом. Существует по меньшей мере три варианта теории "днейэпох": (1)теория, согласно крой "день" это геологический период, и каждому дню творения из Быт 1 соответствует определенная геологическая эра; (2)теория "прерывистого дня" каждой стадии творения предшествовал день, состоявший из 24 часов; (3) теория перекрывающихся "днейэпох" каждая эра творения начинается фразой: "И был вечер, и было утро ", но отчасти совпадает с другими эрами.

Критика. Либеральный эволюционизм. Влияние гуманизма с его преувеличенной аналитической критикой, стремившейся устранить из Библии все иррациональное и сверхъестественное, привело к тому, что в Св. Писании стали видеть просто великую религиозную книгу, а не Слово Божье. Единственной истиной Св. Писания с его отжившими преданиями стали считать человеческий опыт, нашедший выражение в еврейских чаяниях личного освобождения, а завершение в личности Иисуса Христа. Однако попытка свести смысл Библии к поиску личного спасения оказалась неудачной. Слишком часто она оборачивалась многословной чувствительностью, не имеющей отношения к истине и историчности библейского повествования.

Либеральный эволюционизм поместил человека в замкнутое пространство относительной этики, где отсутствовали моральные критерии, с помощью крых он мог бы оценивать противоречащие друг другу моральные ценности, утверждаемые им самим и другими людьми.

Теории о людях до Адама. По мнению некрых ученых, "теория интервала" несостоятельна по двум причинам: (1) она не подтверждается библейскими свидетельствами; (2) ее придумали верующие геологи, стремившиеся примирить явные противоречия создание света и растений прежде появления Солнца и древность человеческих останков. Ссылки на Иер 4:23; Ис 24:1 и 45:18, якобы свидетельствующие о Божьем суде над Его творением прежде событий, описанных в Быт 1:2, большая натяжка. Из контекста видно, что эти отрывки возвещают грядущие события. Слово "был" в Быт 1:2, к-рое сторонники этой теории толковали как "становился", нужно понимать именно как "был", поскольку никакое иное толкование из контекста не вытекает. Слово "наполняйте" в Быт 1:28 следует понимать буквально, а не "наполняйте вновь ", как предлагает эта теория, пытаясь изобразить некогда заселенную Землю, края подверглась опустошению. Теорию двух Адамов нельзя признать экзегетически правомерной; к тому же она противоречит идее единства рода человеческого, крую разделяют все антропологи и ортодоксальные теологи.

"Фундаменталистский креационизм" . Основная трудность, встающая перед сторонниками этого взгляда, как объяснить древний возраст Земли. Поскольку атеистические теории эволюции рассматривают огромные периоды времени, представители данного направления мысли утверждают, что концепция древнего возраста Земли это компромисс с атеизмом, подрывающий христианскую веру. Поэтому они отвергают принцип униформизма (" настоящее ключ к прошлому") и все методы датировки, крые подтверждают древнее происхождение Земли в пользу всемирного катаклизма. Однако изза отсутствия явных свидетельств о Всемирном потопе и объяснения удивительного распределении различных животных на разных континентах теория Всемирного потопа остается попрежнему недоказанной. К-ром е того, ее сторонники пренебрегают множеством данных, подтверждающих микроэволюционные процессы, крые можно наблюдать в природе и в лабораторных условиях. Многие увидели в этом предвзятом подходе к научным открытиям, опирающемся на специфическую библейскую экзегезу, продолжение средневекового мракобесия, охватившего Церковь во времена коперниковской революции.

Теистический эволюционизм. Если человек продукт случайных событий естественного отбора, то теистические эволюционисты должны убедить секулярный мир в сверхъестественном происхождении человека,сотворенного по образу и подобию Божьему, и в справедливости учения о первородном грехе. Аллегорическое толкование рассказа о сотворении мира наносит удар по этим двум важнейшим христианским учениям. Отрицая историчность первого Адама, эта точка зрения ставит под сомнение смысл распятия Христа Второго Адама (Рим 5:1221) и тем самым все христианское благовестив.

Тексты Быт 1:12:4 соотнесены друг с другом и вводятся повторяющимися фразами. Поэтому некрые теистические эволюционисты говорят о " поэтике" этих структур. Однако такая интерпретация неубедительна по двум причинам. Вопервых, рассказ о сотворении мира в Быт 1:12:4 не похож ни на одно известное поэтическое произведение.

Рассказ из Быт не имеет параллелей в обширной библейской поэзии и внебиблейской семитской литературе. Заповедь соблюдать субботу объясняется событиями первой недели сотворения мира (Исх 20:811). Аллегорическое толкование не может стать фактической основой этой заповеди, и потому оно неубедительно.

Одиннадцать стихов, оканчивающихся словами: "Вот родословие [житие]..." из первых тридцати шести глав Быт воспроизводят историческую картину первобытной и патриархальной жизни(1:12:4; 2:55:1; 5:26:9а; 6:9610:1;10:211:10а; 11:10б27а;11:27625:12; 25:1319а; 25:19636:1; 36:29; 36:1037:2). НЗ рассматривает события, описанные в Быт, как реально существовавшие^ 10:6; 1 Кор 11:89).

Создание Евы (Быт 2:2122) тоже представляет собой загадку для теистических эволюционистов, принимающих натуралистическое объяснение происхождения человека от животного. Больше того, в Быт 2:7 сказано: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою". Хотя процесс сотворения подробно не описан, в первых главах Быт передана мысль о создании человека из неорганического вещества, а не из прежде существовавшей живой формы.

Евр. слово, означающее "душа живая" (Быт 2:7), тождественно выражению из Быт 1:2021,24: "...да произведет вода пресмыкающихся, душу живую..." В оригинале во всех этих стихах стоит слово nepes (" душа"). Разница между человеком и животными в том, что человек сотворен по образу Божьему, а животные нет. Поэтому в Быт 2:7 подразумевается, что люди стали живыми душами, как все остальные животные. Поэтому эти стихи нельзя толковать так, будто люди возникли из предшествующего им животного существа.

Религиозные эволюционисты слишком доверяют теории органической эволюции, до сих пор обоснованно не сформулированной. В своем стремлении примирить натуралистический и религиозный подходы к вопросу о происхождении жизни они невольно проявляют непоследовательность, отрицая чудо сотворения мира, но принимая сверхъестественный характер христианского благовестия. Эта непоследовательность отчасти связана с представлением о том, что реальность можно анализировать на многих уровнях, каждый из крых в той или иной степени завершен. Так возникает другая трудность (с целостной христианской точки зрения) реальность распадается на духовную и физическую. Подобный дуализм таится в теистическом эволюционном подходе к человеку как продукту естественной эволюции и духу, крый Бог "вдунул" в него посредством сверхъестественного акта.

Постепенное сотворение мира. Сторонники этой позиции утверждают, что, к-ром е научных данных, свидетельствующих о древнем возрасте Земли, есть и библейские свидетельства, доказывающие, что "день" в Быт можно понимать как неопределенно долгий период времени и что библейские родословия не могут служить основой для точной хронологии и не предназначались для этого.

Чтобы доказать, что день творения это долгий период времени, приводят следующие доводы. (1)Бог создал Солнце с функцией определения дней и лет лишь на четвертый день. Следовательно, первые дни состояли не из двадцати четырех часов. (2) Возражая против теории "днейэпох", обычно приводят четвертую заповедь, что не всегда оправданно, поскольку этот довод основан на аналогии, а не на тождестве. Установление субботнего года (Исх 23:10; Лев 25:37) как будто бы подтверждает, что суббота день отдыха. Люди должны отдыхать один день после шести дней работы, а земля должна отдыхать один год после шести лет жатвы, поскольку Бог трудился шесть "дней", а на седьмой почил. (3)Слова: "И был вечер, и было утро..." завершающие каждый "день творения ", не могут быть доводом в пользу теории обычного дня, состоящего из двадцати четырех часов. Слово "день" может означать отрезок времени неопределенной длины (Быт 2:4; Пс 89:14) и вместе с тем дневной свет, противостоящий ночи (Быт 1:5); поэтому составные части "дня" тоже можно понимать аллегорически (Пс 89:56). Более того, если буквально понимать эти выражения, то вечер и утро вместе составляют ночь, а не день. (4) События шестого дня творения, описанные в Быт 2, повидимому, продолжались чрезвычайно долго. Эта временная протяженность выражена евр. словом happaam (Быт 2:23) "вот", к-рое произносит Адам. Это слово указывает на то, что Адам долго ждал подругу, и наконец его желание исполнилось. Данная интерпретация подтверждается тем, что это слово встречается в ВЗ в контексте истекшего времени (Быт 29:3435; 30:20; 46:30; Исх 9:27; Суд 15:3; 16:18).

Что касается библейских родословий, известный библеист У. Грин проанализировал их и пришел к выводу, что они не могут служить основой для точной хронологии. Другие библеисты подтвердили этот вывод. Грин установил, что в библейских родословиях приводятся лишь важнейшие имена, а остальные опущены, а слова "отец" "родил" "сына" употребляются в широком значении.

Традиционное толкование "дняэпохи" относит дни к различным геологическим периодам. Однако дни творения трудно соотнести с реальными ископаемыми остатками. К-ром е того, создание земной зелени, сеющей семя, и деревьев, приносящих плод, прежде создания животных представляет известную трудность, т.к. многие растения, приносящие семя и плоды, нуждаются в насекомых для опыления и оплодотворения. Теория прерывистых и перекрывающихся "днейэпох" решает эту проблему, предлагая следующую гипотезу: деревья, приносящие плод, и животные были созданы одновременно. Современная модель происхождения Земли и Солнечной системы хорошо согласуется с рассказом из Быт. Согласно теории Большого взрыва, Вселенная расширялась из сверхплотного состояния. Тринадцать миллиардов лет назад произошел взрыв, и в процессе постепенного охлаждения Вселенной образовалось межзвездное вещество, из крого возникли галактики, звезды, Земля и другие планеты. События первых трех эпох сотворения мира соответствуют современной теории происхождения Земли и планет из темной газовопылевой туманности. В ней содержался водяной пар, из крого высвободился кислород, необходимый для фотосинтеза растений.

Все эти три модели предполагают процесс изменения после сотворения каждого прототипа живых организмов. Интерпретируя седьмой день творения, когда Господь почил, модель перекрывающихся "днейэпох" предлагает следующую гипотезу: сотворение мира было окончено в конце шестого дня (Быт 1:31), а в седьмой день Бог отдыхал. Эта концепция согласуется с традиционными представлениями. Однако, согласно модели "прерывистого дня", сотворение мира продолжается, и мы живем в эпоху, края началась в шестой солнечный день и пролегла между шестым и седьмым днем творения. Бог продолжает творить, преобразуя неорганическую и органическую природу. Седьмой день безусловный день покоя (Евр 4:1) начнется лишь после рождения нового неба и новой земли (Откр 21:18). Это позднейшее воззрение создает определенные трудности в истолковании Быт 2:1: "Так совершены небо и земля и все воинство их ".

Проблемы, с крыми сталкивается " постепенный креационизм ", не столь непреодолимы, как те, что встают перед другими моделями, потому что он сознательно пытается связать науку со Св. Писанием. Но есть две более сложные проблемы. (1) Как соотносится древнее происхождение человека с высокоразвитой цивилизацией, описанной в Быт 4? Несмотря на отсутствие древних остатков материальной культуры, физическая антропология предполагает, что человек, вероятно, существует на Земле миллионы лет. Поэтому первая важная проблема как объяснить огромный интервал времени между возникновением человека и человеческой цивилизацией, возникшей за 9тыс. лет до н.э.? Попытки сгладить трудности включают ссылки на цивилизацию Каина и Авеля, описанную в Библии крайне скупо, и на предположительно исчезнувшую цивилизацию (Быт 4:12), погибшую вследствие греха. Человеческая культура могла появиться заново с наступлением неолита, около 11 тыс. лет назад. (2) Каковы масштабы потопа? Изза отсутствия явных свидетельств о Всемирном потопе многие сторонники " постепенного креационизма " принимают теорию местного потопа, крый захлестнул лишь Месопотамию. Главный довод этой теории состоит в том, что имела место своеобразная метонимия древние восточные памятники письменности называют значительную часть вместо целого (см. Быт 41:57; Втор 2:25; 1 Цар 18:10; Пс 22:17; Мф 3:5; Ин 4:39; Деян 2:5). Т.о., " всемирность " потопа может означать универсальность опыта тех, кто о нем рассказывал. Да Моисей и не мог представить себе Всемирный потоп, не зная истинных размеров Земли.

Заключение. Либеральные эволюционисты поставили под сомнение надежность моральных суждений человека. Сторонники "фундаменталистского креационизма" придерживаются определенных теологических традиций, крые умаляют объективность науки. Теистические эволюционисты сдают важные теологические позиции атеистам и либералам,предлагая аллегорическое толкование сотворения мира и грехопадения. Сторонники "постепенного креационизма" в состоянии, как представляется, сохранить целостность и Св. Писания, и науки.

Р. Р. Т. Pun (пер. А. К.) Библиография: R. J. Berry, Adam and Аре: А Christian Approach to the Theory of Evolution; R. Bube, The Human Quest; J. О. Busweli, Jr., Systematic Theology of the Christian Religion; H.M. Morris, Biblical Cosmology and Modern Science; R.C.Newman and H.J. Eckelmann, Jr., Genesis One and the Origin of the Universe; E. К. V. Pearce, Who Was Adam? P.P.T. Pun, Evolution: Nature and Scripture in Conflict? B. Ramm, The Christian View of Science and Scripture; J.C.Whitcomb and H.M. Morris, The Genesis Flood; E.J. Young, Studies in Genesis One.

См. также: Творение, учение о нем; Человек (его происхождение); Возраст Земли.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Хочется объяснит, что же такое эволюция. Наверное каждый человек на земле слышал это слово «эволюция», но не каждый сможет связать и двух слов о ней. Сначала определимся с термином, эволюция — это естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Цепочка ДНК

В эволюции есть два основных процесса: мутация и рекомбинация генов; естественный отбор. Наследственность, то есть передача генетической информации потомком сопровождается рекомбинациями и мутициями гена. Рекомбинация происходит при смешивание ДНК двух особей. ДНК детей состоит из комбинации частей ДНК их родителей. Это способствует разнообразию в рамках общей похожести. Без рекомбинации все дети одних родителей выглядели бы одинаково.


Самка бонобо с детенышем

А мутации это случайные изменения в ДНК под действием среды, радиации и других факторов. Важно понимать, что результат естественных мутаций это не странные существа из фильмов с клешнями вместо рук, а малозаметные изменения.

Но если рекомбинации и мутации случайны? Почему же тогда животные так хорошо приспособлены к своей среде обитания. Естественный отбор включает в себя хищников, конкурентов за самку, климат в общем всю совокупность среды обитания. Например, менее заметное насекомое имеет немного выше шанс выжить и оставить потомство, так как его не съест хищник. Со временем таких насекомых станет пропорционально больше.


Давайте рассмотрим еще один пример с птицами. Виды ярких птиц выживают за счет эффективного размножения. Самок интересует более яркое оперение и хотя такие самцы погибают быстрее и чаще блеклых, данные птицы и размножаются намного чаще. За счет этого вид имеет яркий окрас.


Путем искусственного отбора можно усилить те или иные характеристики или растений. Подобно при естественном отборе газели бегающие быстрее других имеют больше шансов выжить и оставить потомство.


Не каждая черта благоприятна для любого животного. Много жира и мощные клыки помогают моржу выживать и размножаться, но будут иметь обратный эффект на обезьян прыгающих по лианам. Выживает не сильнейший, а наиболее приспособленный к среде обитания.


Морж

В общем, рекомбинации и мутации в генах многочисленных отпрысков обеспечивают разнообразие вида. А из-за естественного отбора многие погибают, а более приспособленные выживают и оставляют потомство.


Незначительные изменения внутри вида постепенно накапливаются за тысячи поколений. Если особи со временем расселяются всё дальше или их условия жизни отличаются, то и генетические свойства групп станут все больше и больше отличаться. И группы постепенно станут разными видами и потеряют возможность размножаться между собой. Таким способом группа ящеров постепенно преобразилась до неузнаваемости в птиц, а какая то из групп может остаться почти в том же виде, если среда стабильна и особь уже и так хорошо к ней приспособлена, как например, крокодил. А другие группы вообще вымрут. Вымирание тоже неотъемлемая часть эволюционного процесса.


Из-за постепенных перемен в генах получается масса разнообразных животных. Один вид не рожает внезапно другой вид. не рожают котов и изменение не происходят большими кусками. Например, арка в панцире галапагосской черепахи позволяет ей удобно поедать листья с галапагосских кустов. Некоторые считают, что для этого необходим некий внешний сознательный дизайн. На самом деле, когда черепахи только появились в регионе из-за естественного расселения, эти черепахи не имели такой выразительной арки. За долгие годы рождалось множество черепашек и из-за естественны генетических мини различий у кого то панцирь позволял чуть повыше задрать голову. Таким черепахам было чуть-чуть легче пропитаться и чуть-чуть легче дожить до репродуктивного возраста. После чего, со временем черепах с приподнятыми панцирями у шеи становилось пропорционально всё больше и наконец такая форма панциря стала доминирующей.


Когда процесс длится многие миллионы лет с множественными естественными переменами среды обитания, то выходят радикальные преображения. Ящерицы и птицы близкие родственники, бегемоты и киты тоже. А в конечном итоге мы все родственники. Кто-то требует увидеть превращение ящерицы в птицу в лаборатории, чтобы согласится с эволюцией. Но ожидать перехода вида крупного животного всего за несколько поколений, это как ожидать вырастить длинные волосы за 10 минут и отрицать, что волосы растут, потому что за 10 минут они не выросли на метр.


Есть множество обоснованных доказательств, что именно эволюция причина разнообразия животного и растительного мира и причина приспособленности животных к среде. Понимание процессов эволюции помогает видеть и множество чисто бытовых закономерностей. Например, у приматов есть иерархия. В природе плодились особи с более высоким социальным статусом. Предки приматы не желавшие повышать свой статус просто умирали без потомства. Генетические свойства с этой чертой накапливались, оставив людям в наследство врожденное подсознательное желание повышать свой внешний статус. Так же у людей есть естественный навык по запаху определять деятельность микроорганизмов в протухшей еде, так как предки, которым этот запах не был противен умирали от отравления. Список этих закономерностей можно перечислять бесконечно.


Горилла

Эволюция не перестает быть фактом от того, что она не вписывается в чью-то картину мира. Как земля не перестает крутиться вокруг солнца даже если кому-то эта идея кажется неправдоподобной. Вот так.

ЭВОЛЮЦИЯ

ЭВОЛЮЦИЯ

(от лат. evolutio - развёртывание) , в широком смысле - развития; процессы изменения (лреим. необратимого) , протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах. Э. может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (прогрессивная Э., ) или же, наоборот, к понижению этого уровня (регресс) ; возможна также Э. при сохранении общего уровня или высоты организации (Э. геологич. систем, языков) . Термин «Э.» чаще всего применяется для обозначения многоаспектного развития биологич. объектов, регулируемого естеств. отбором. В применении к социальным системам Э. рассматривается как истории, связанный с выделением тех или иных целостных социальных комплексов (Э. обществ. институтов, идеологии, культуры и т. д. как часть общей истории) . В узком смысле в Э. включают лишь постепенные количеств. изменения, противопоставляя его развитию как качеств. сдвигу, т. е. революции. В реальных процессах развития и Э. (в узком смысле «плавного накопления изменений») служат в равной мере необходимыми компонентами и образуют противоречивое единство: «... и развитие в природе включают в себя и медленную эволюцию, и быстрые скачки, перерывы постепенности» (Ленин В. И., ПСС , т. 20, с. 66) .

Льюис Д ж., Человек и Э., пер. с англ. , М., 1964 ; Осипов Г. В., Совр. и проблема социального прогресса, М., 1970 ; Смирнов И. Н., Э. живой природы как диалектич. , М., 1975 ; Седов?. ?., Э. и , М., 1976 ; АНТомонов Ю. Г., Размышления об Э. материи, М., 1976 ,

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ЭВОЛЮЦИЯ

(от лат. evolutio – развертывание) – в широком смысле представления об изменениях в обществе, органич. мире, неживой природе, их направленности, порядке, закономерностях. Идея Э. в простейшей форме заключается в том, что определ. к.-л. системы является результатом более или менее длит, изменений предшествовавшего ее состояния (о различных теориях Э. см. в ст. Историзм , История, Прогресс , Развитие, Философия истории , Эволюционная теория). В более узком смысле – о медленных, постепенных, количеств. изменениях, в отличие от революции. Диалектич. рассматривает Э. и революцию как взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны развития, выступая против абсолютизации к.-л. одной из них.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ЭВОЛЮЦИЯ

ЭВОЛЮЦИЯ (от лат. evulutio - развертывание) - в биологии - живой материи в ходе развития организма или в последовательности поколений организмов. Термин “эволюция” впервые употребил английский богослов, юрист и финансист М. Хэйл (1677), говоря о скрытом в семени человека строении, или образе, “в эволюции которого должно состоять соединение и формирование человеческого организма”. В современном смысле “эволюция” впервые использовал Г. Спенсер (1852), у которого эволюция означает любой (а не только преформированный) процесс исторического преобразования - как отдельных видов, так и живой природы в целом. Ч. Дарвин применял термин “эволюция” редко, предпочитая старое “трансмутация видов”. В наше термином “эволюция” иногда обозначают также исторические преобразования органа или функции (эволюция мозга, эволюция психики).

Ю. В. Чайковский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ЭВОЛЮЦИЯ" в других словарях:

    Изменение со временем физ. параметров и наблюдаемых характеристик звёзд в результате. протекания ядерных реакций, излучения энергии и потери массы. Для звёзд в тесных двойных системах существ, роль играет обмен веществом между компаньонами. Об… … Физическая энциклопедия

    - (лат., от evolvere развертывать). 1) военные передвижения армии или флота. 2) прогрессивное развитие форм. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭВОЛЮЦИЯ 1) постепенное разбитие, законы которого исключают … Словарь иностранных слов русского языка

    ЭВОЛЮЦИЯ, эволюции, жен. (лат. evolutio). 1. только ед. Развитие, процесс изменения кого чего нибудь от одного состояния к другому. Эволюция искусства. Эволюция нравов. Творческий путь Пушкина служит примером поразительно быстрой эволюции. Теория … Толковый словарь Ушакова

    - (evolution) Одно из ряда слов, означающих такие понятия, как рост, развитие, перемена, т.е. естественное изменение системы или структуры с течением времени. Однако за словом эволюция закрепилось вполне определенное значение: постепенное… … Политология. Словарь.

    эволюция - и, ж. évolution f., нем. Evolution <лат. evolutio. 1. Перестроение при движении войск из одного строя в другой (напр., из колонны в линию). БАС 1. Еволюцеи, воинския екзерциция, суть разновидныя перемены баталионов, как сдвоение шереног, рядов … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    эволюция - во взглядах на ее механизм неодарвинисты не всегда едины. По мнению одних, она результат ряда последовательных мелких сдвигов от случайных мутаций согласно сиюминутным потребностям. Другие считают, что эволюция имеет определенную внутреннюю… … Большая психологическая энциклопедия

    Эволюция - Эволюция ♦ Évolution Своим широким распространением начиная с XIX века термин в значительной мере обязан разнообразным теориям эволюции (особенно теории Дарвина, хотя сам ученый пользовался им с большой оглядкой), ставившим своей целью… … Философский словарь Спонвиля

    - (от латинского evolutio развертывание), в широком смысле синоним развития; процессы изменения (преимущественно необратимые) в природе и обществе; в узком смысле в понятие эволюция включают лишь постепенные изменения в отличие от революции. Термин … Современная энциклопедия

    - (от лат. evolutio развёртывание), необратимый процесс историч. изменения живого. Из многочисл. ненаправленных мутаций как элементарного эволюц. материала естественный отбор формирует такие комбинации признаков и свойств, к рые ведут к… … Биологический энциклопедический словарь