Что означает дискуссия. Смотреть что такое "дискуссия" в других словарях

В современном мире является дискуссия, которая может различаться по жанрам в зависимости от назначения, содержания и способа изложения. Она может быть панельной, групповой, научной.

В общепринятом смысле дискуссия - это обсуждение какого-либо вопроса в коллективе. Она способствует выработке общего мнения. Дискуссию не следует путать со спором, поскольку цель любого спора - это поиск единственно правильного решения, а не общего суждения.

Дискуссия - это один из наиболее древних жанров общения, поскольку человек изначально более склонен к диалогу, нежели к монологу. Границы этого типа обмена информацией могут быть четко определены во времени, а могут и вовсе отсутствовать. Вопросы могут решаться быстро (к примеру, на бытовом уровне), а могут и вовсе не иметь единого решения (вопрос о сотворении жизни на Земле).

Теория дискуссии интересна человечеству с давних времен. Еще в древнем Китае, Греции и Индии были написаны трактаты о психологических и логических проблемах спора и общения. Интерес к этому вопросу особо повышается среди масс, в которых обострены противоречия, особенно классовые и социальные.

Основные цели дискуссии

Дискуссия - это диалог, в ходе которого его участники пытаются прийти к общему мнению, достигнуть соглашения и договоренностей в каком-либо вопросе. Целями дискуссии могут быть:

Определение правдоподобности или истинности различных мнений по одному и тому же вопросу;

Поиск наиболее оптимального решения вопроса;

Поиск компромиссов;

Выработка новых идей;

Поиск адекватной формулировки проблемы.

Иногда во время обсуждения проблемы может возникнуть спор, однако цель дискуссии - не победа над противником и навязывание своего мнения, а поиск общего решения.

Что такое панельный вид дискуссии?

Панельная дискуссия - это открытый тип обсуждения между приглашенными экспертами и участниками форума, «круглого стола», конференции. Предполагается обмен мнениями по какой-либо заданной теме, причем участники обсуждения задают вопросы экспертам и выслушивают их мнение, а также рекомендации по решению дискуссионных вопросов. Обязательно должен присутствовать куратор (руководитель) собрания, поскольку в противном случае наиболее активный участник возьмет на себя инициативу и возникнет навязывание одного конкретного мнения всем остальным участникам обсуждения.

Что такое групповое обсуждение?

Групповая дискуссия - это один из методов обсуждения какой-либо проблемы в группе, позволяющий определить полный список мнений всех участников, а также возможные способы и средства достижения цели, поиск общего коллективного решения оговариваемого вопроса.

Каждый член группового обсуждения имеет возможность высказать свое личное мнение, отыскать различные подходы к решению вопроса и обеспечить разностороннее видение предмета. Плюс ко всему групповая дискуссия пробуждает способности к творческому мышлению, вызывает интерес к обсуждению, а также может являться отличным методом сплочения группы или целого коллектива.

Что представляет собой научное обсуждение?

Научная дискуссия - это обсуждение какого-либо спорного научного вопроса. Она имеет свою специфику, поскольку все мысли участники излагают точными, однозначными словами, терминами. Каждый тезис должен освящать только один вопрос и доказательства.

Точное определение главной проблемы - это задача любой научной дискуссии. Докладчик должен преподнести аудитории информацию, необходимую для правильного восприятия, понимания и оценки предложенных средств решения поставленной проблемы. Обязательным моментом является приведение аргументов, которые будут доказывать целесообразность выбранных методов решения вопроса. Верхом дискуссионного мастерства является предположение возможных контраргументов и их опровержение еще в ходе доклада.

Люди науки очень ценят свое время, поэтому все докладчики должны быть максимально краткими, говорить только по существу, без предисловий, подробностей и вольного отхождения от темы доклада.

Нужно помнить, что любая дискуссия - это, прежде всего, способ организации совместной деятельности, обучения, обмена опытом и знаниями, быстрый и эффективный метод поиска решений поставленных задач.

Что такое дискуссия?

Дискуссия - это метод, позволяющий исследовать определенные темы путем обсуждения в группе. Дискуссия является эффективным методом для организации обмена мнениями и идеями. Дискуссия позволяет: представить и исследовать личный опыт участников; выяснить отношение каждого к обсуждаемой теме; обсудить, как результаты обсуждения могут быть применены в работе; всесторонне исследовать реальные проблемы и их возможные решения; обсудить возможные последствия определенных действий; извлечь полезное из опыта других людей; рассмотреть проблему с различных углов зрения; найти путь для достижения консенсуса в будущем.

Как готовить и проводить дискуссию?

Процесс организации и проведения дискуссии требует знаний и навыков в следующих областях: в планировании и подготовке, в инструктировании, в управлении и контроле, в обобщении и, при необходимости, получении обратной связи.

При планировании и подготовке дискуссии необходимо:

  • · определить тему дискуссии и ее участников;
  • · точно определить границы и параметры обсуждения (основные блоки обсуждения, правила для участников, регламент дискуссии);
  • · выстроить главную линию обсуждения по определенным вопросам, имеющим отношение к теме дискуссии, в определенном порядке;
  • · решить, как начать процесс обсуждения (провокационным выступлением или вопросом; коротким упражнением; ссылкой на предыдущее упражнение или уже поднятые темы);
  • · определить несколько дополнительных вопросов или выступлений, необходимых в случае, если обсуждение начнет терять импульс или уходить в нежелательную сторону, и с помощью которых можно сфокусировать группу на обсуждении следующего аспекта темы дискуссии;
  • · определить время, необходимое для каждого блока дискуссии;
  • · определить, какое помещение необходимо, и продумать, как разместить в нем участников;
  • · решить, какова будет Ваша роль в процессе дискуссии, и будете ли Вы участвовать в обсуждении темы (как правило, ведущий является нейтральным по отношению ко всем высказываниям участников дискуссии и только следит за процессом ее проведения);
  • · определить возможные столкновения мнений и взглядов участников (противоположные точки зрения, практика обсуждения на "повышенных тонах"), и продумать свои действия в этой ситуации (у кого из участников наиболее резкие и крайние взгляды; что они могут сказать; какими словами и действиями они могут выражать свои взгляды; как Вы можете им противостоять; как можно использовать группу, чтобы предупредить и не дать развиться "скандалу"; что Вы будете говорить в этом случае).

Инструктирование участников

Для проведения инструктирования необходимо, чтобы все участники дискуссии были готовы Вас слушать и уже заняли свои места.

  • · Представьте тему дискуссии, объявите ее программу и регламент.
  • · Объясните вашу роль и то, насколько активно Вы будете участвовать в дискуссии и следить за ее ходом.
  • · Если Вы намерены обобщать выступления участников и записывать основные выводы на бумаге, предупредите участников об этом.
  • · Начните обсуждение.

Ведение и контроль

  • 1. После того, как Вы начали, позвольте участникам собраться с мыслями. Не поддавайтесь искушению сразу сломать тишину в группе, если вначале таковая наступила. Резким вмешательством Вы рискуете перевести обсуждение в режим "ваши вопросы - их ответы" и тем самым убить дискуссию (обмен мнениями).
  • 2. Во время обсуждения в группе следите за тем, чтобы желающие выступить могли по очереди получить слово. Следите за регламентом. Внимательно слушайте выступающих, обобщайте, подводите итоги и записывайте (если об этом договорились в начале).
  • 3. Следите за процессом обсуждения в группе. Существуют ситуации, когда необходимо Ваше вмешательство.

Резюмирование (обобщение)

Резюмирование является целенаправленным действием, которое используется ведущим с целью сведения воедино основных мыслей, высказанных одним или несколькими лицами в ходе обсуждения. Цель резюмирования сказанного заключается в том, чтобы:

  • · объединить в одном высказывании важные данные, мысли, идеи;
  • · выработать основание для дальнейшей дискуссии или перейти к другой теме;
  • · оценить успешность;
  • · проверить, согласны ли друг с другом собеседники, все ли понимают сказанное.

Резюмированная, суммированная информация позволяет всем участникам дискуссии понять, что произошло на данном этапе обсуждения. Когда Вам нужно подвести итог или обобщить сказанное, можно начать со следующих фраз: "Мне кажется, здесь было выражено несколько важных мыслей…", "Если я правильно понял(а), Вы имеете в виду…", "Мне кажется, мы достигли договоренности. Мы договорились о том, что мы…" и т.д.

"Сколько людей - столько и мнений" - это всем известная поговорка. Часто бывает так, что точки зрения разных личностей не совпадают, возникает спорная ситуация, которую нужно грамотно провести. Вот тут и понадобится дискуссия. Что это такое и как правильно провести дискуссионный разговор - об этом сейчас и будет рассказано.

Определение понятия

В первую очередь нужно сказать о том, что данное слово происходит из латинского языка. Итак, дискуссия - что это такое? Это некое публичное обсуждение проблемы с подробным исследованием всех вопросов, которые ее касаются. Важно сказать о том, что дискуссия - это не спор, в котором нужно одержать победу, а это некий совместный поиск истины. В ходе такой беседы обсуждаются наиболее важные и значимые стороны вопроса или проблемы, также намечаются пути выхода из нее.

Этапы

Разобравшись в понятии «дискуссия», что это и какова ее цель, стоит выделить и несколько этапов ее проведения.

  1. Вступление в контакт членов дискуссии.
  2. Постановка насущной проблемы (определение цели разговора, выявление проблематики).
  3. Уточнение предмета и мнений по данному поводу ее участников.
  4. Поиск альтернативных вариантов решения данной проблемы.
  5. Обсуждение и оценка всего сказанного.
  6. Установление согласия между членами дискуссии и поиск единого выхода из проблемы.

Если же сама по себе дискуссия оказывается неэффективной, она замирает еще на этапе поиска альтернативных вариантов, просто не доходя до уровня общего решения проблемы.

Правила

Стоит сказать и о том, что особые правила имеет дискуссия. Что это, зачем они нужны? Так, это важно, ведь для ведения цивилизованного разговора нужны определенные рамки, в которых участники должны все время оставаться.

  1. Уважение. Обязательным является уважительное отношение членов дискуссии друг к другу, только в таком случае беседа будет протекать цивилизованно.
  2. Внимательное слушанье. Также важно максимально внимательно слушать своих собеседников, чтобы потом не повторяться и правильно понимать суть слов высказавшегося человека.
  3. Свободный микрофон. Данное правило гласит, что высказать свое мнение может каждый участник дискуссии. Однако только после того, как закончит свой монолог предыдущий выступающий. Нельзя перебивать, перекрикивать или критиковать человека в момент его выступления.
  4. Две минуты. Данное правило говорит о том, что высказываться каждый участник должен кратко, лаконично. Весь монолог может занимать не более двух минут.
  5. Логичность. Все доводы должны быть логичными, а выступление - полностью продуманным и последовательным.
  6. Честность. Также важно помнить о том, что такое дискуссия: это поиск истины. Тут нужно уметь соглашаться с чужим мнением и не упрямиться.
  7. Поднятая рука. Данное правило гласит о том, что если необходимо вставить свою реплику посреди выступления, нужно просто поднять руку. Как уже было сказано выше, выкрикивать или перебивать человека запрещено.

Тематика

Какими могут быть темы дискуссий? Так, в данном варианте с уверенностью можно сказать: любыми. Обсуждать нужно то, что на данный момент волнует коллектив, группу людей, общество. Во время дискуссии решаются актуальные вопросы, находятся пути выхода из поставленной проблемы.

Проба

Многих людей может интересовать вопрос: а что же такое учебная дискуссия? Так, можно сказать, что это одна из инновационных форм в педагогической деятельности, когда каждый ученик имеет право высказать свое мнение относительно того или иного вопроса, предоставив свои или же альтернативные формы решения на определенные моменты, которые касаются учебного материала. Пример: новая тема в классе по некоему предмету. Предварительно учитель дает возможность высказать свое мнение по поводу данной тематики всем желающим, далее участники спора приходят к единому выводу, который либо подтверждает, либо опровергает учитель. Важным окажется тот факт, что данная форма работы с учениками отлично развивает их мышление.

Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование)

обсуждение к.-л. вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Д. является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относится к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность. Сама тема Д. обычно формулируется до ее начала.

Д. отличается от полемики как своей направленностью, так и используемыми средствами. Если цель Д. - достижение определенной степени согласия ее участников относительно дискутируемого тезиса, то цель полемики - не само по себе согласие, а скорее победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. В Д. всегда есть известные элементы компромисса. Тем не менее она, как правило, в большей мере, чем полемика, ориентирована на отыскание и утверждение истины. Используемые в Д. средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней участие. Употребление других средств недопустимо и ведет к прекращению Д. Употребляемые в полемике средства не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из полемизирующих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы.

Это различие целей и средств Д. и полемики лежит в основе терминологии: противоположная сторона в Д. именуется обычно "оппонентом", в полемике - "противником".

У каждого из участников Д. должны иметься определенные представления относительно обсуждаемого предмета. Однако итог Д. - не сумма имеющихся представлений, а нечто общее для разных представлений. Но это общее выступает уже не как чье-то частное мнение, а как более объективное суждение, поддерживаемое всеми участниками обсуждения или их большинством.

В обычных спорах элементы Д. и полемики чаще всего переплетаются, и чистая Д. является столь же редкой, как и чистая полеми-ка. Тем не менее, начиная спор, полезно уже в самом начале решить, будет он Д. или же полемикой, и в дальнейшем придерживаться принятого решения. Выбор формы спора - Д. или полемика - определяется конкретными обстоятельствами. Каждая из этих форм может быть полезной в свое время и на своем месте. И даже случающееся в ходе спора смешение Д. и полемики оказывается иногда полезным.

Д. - одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. В Д. снимается момент субъективности, убеждения одного человека или группы людей получают поддержку других и тем самым определенную обоснованность.

К Д. близка такая форма прояснения представлений, как диалог. Он также связан не только с сопоставлением, но и с определенным противопоставлением точек зрения или позиций, хотя и не является спором, борьбой мнений.


Словарь по логике. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС . А.А.Ивин, А.Л.Никифоров . 1997 .

Синонимы :

Смотреть что такое "дискуссия" в других словарях:

    - (от лат. discussio рассмотрение, исследование) обсуждение какого либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему … Википедия

    Дискуссия - Дискуссия ♦ Discussion Обмен противоречивыми аргументами между двумя или более собеседниками. Участие в дискуссии предполагает наличие общего образа мыслей, благодаря которому возможен спор. Тем самым дискуссия напоминает диалог; мало того,… … Философский словарь Спонвиля

    - (лат., от discutere делать выводы). Прение, рассуждение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИСКУССИЯ лат., от discutere, выводить одно из другого. Прение, рассуждение. Объяснение 25000 иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

    Обсуждение, прения, дебаты, спор, полемика, рассмотрение, слушание, диспут; брехаловка, дискутирование Словарь русских синонимов. дискуссия 1. см. обсуждение. 2. см. спор … Словарь синонимов

    дискуссия - и, ж. discussion f. <лат. dicussio исследование, обсуждение. дипл. Спор, прения. Сл. 18. Мы по многим дискусиям взяли все то на донесение. АВ 13 88. || расш. Обсуждение какого л. спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ДИСКУССИЯ, дискуссии, жен. (лат. discussio) (книжн.). Обсуждение какого нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения. Дискуссия по вопросам литературной политики. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (от лат. discussio рассмотрение исследование), обсуждение какого либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе … Большой Энциклопедический словарь

    ДИСКУССИЯ, и, жен. Спор, обсуждение какого н. вопроса на собрании, в печати, в беседе. Научная д. Вступить в дискуссию. | прил. дискуссионный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (лат. discussio рассмотрение, исследование) спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы убеждения. Д. одна из важнейших форм коммуникации, метод решения проблем описания реальности и своеобразный способ… … Философская энциклопедия

    - (от лат. discussio рассмотрение, исследование) обсуждение какого либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    дискуссия - Бескомпромиссная, бесплодная, беспощадная, бурная, горячая, длительная, долгая, жаркая, жестокая, живая, зажигательная, кипучая, короткая, мирная, многословная, напряженная, непредвзятая, объективная, ожесточенная, оживленная, острая, открытая,… … Словарь эпитетов

Книги

  • Дискуссия о программе партии перед вторым съездом , В.И.Ленин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года (издательство "партиздат…

Словарь Ушакова

Дискуссия

диску ссия , дискуссии, жен. (лат. discussio) (книж. ). Обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения. Дискуссия по вопросам литературной политики.

Политическая наука: Словарь-справочник

Дискуссия

(от лат. discussio рассмотрение, исследование)

обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе.

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

Дискуссия

(лат. discussio - исследование, обсуждение) - устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения.

Д. можно понимать и как процесс, и как результат, речевое произведение.

Существует несколько типов Д., различающихся по их целям:

1) императивный тип Д., в процессе которой ведущий подводит участников к общему согласию;

2) конфронтационный тип Д. - предполагает четкую формулировку противоположных точек зрения;

3) информационный тип Д., в процессе которой участники Д. получают материал, позволяющий проникнуть в суть спорного вопроса.

По конечному результату Д. их можно разделить на:

1) результативные Д. (когда одна точка зрения принимается как доказанная или как убедительная практически для всех участников Д.);

2) «ничейные» Д. (когда участники Д. остаются при своих мнениях);

3) неопределенные Д. (когда спорный вопрос остался нерешенным, а иногда еще более сложным, чем до Д:).

Успех Д. во многом определяется:

1) формулировкой темы, ее конкретностью, выраженностью в ней спорного момента, того «энергетического заряда», который способен вызвать желание говорить (не молчать);

2) умением ведущего вести Д., создавать и поддерживать дискуссионную атмосферу;

3) умением участников дискуссии аргументировать высказанные положения.

В речи ведущего Д. можно выделить:

а) вступительное слово, в котором четко формулируются дискуссионная тема, тезис и антитезис, мотивируется постановка темы; определяются цели и задачи Д.; соответственно коммуникативному намерению намечается тональность общения;

б) реплики, корректирующие и стимулирующие дискуссионный разговор. Стремясь вовлечь в активный спор как можно больше участников, ведущий следит за тем, чтобы участники Д. не нарушали ее правил; способствует разрядке возникающих и возможных конфликтных ситуаций; поддерживает намеченную во вступительном слове тональность общения. Интеграционная сила речевого поведения ведущего способствует целостности создаваемого дискуссионного текста; в) заключительное слово, в котором, исходя из задач Д., кратко подводятся ее итоги, отмечается результат Д. Ведущий оценивает выступления участников Д. в соответствии с их вкладом, внесенным в ход Д., отмечает наиболее аргументированные высказывания.

Цель участников Д. достигается, если коммуниканты умеют использовать различные аргументы, делать явными ошибки и уловки противника. Основу языковой структуры Д. как речевого произведения составляет своеобразное переплетение монологической и диалогической речи («монолог в диалоге» и «диалог в монологе») (см. дискуссионная речь).

Лит.: Быков Г. В. Типология научных дискуссий // Вопросы философии. - 1978. - № 3; Урсул А.Д. Гносеологические особенности научной дискуссии // Там же; Федосюк М.Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О.М., Николша Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов.- М., 1997.

Н. И. Махновская

Педагогический терминологический словарь

Дискуссия

(от лат. discussio - рассмотрение, исследование)

1. спор, обсуждение к.-л. вопроса в беседе, на собрании, в печати и т.п.

2. Способ организации совместной деятельности, помогающий выработать общее решение проблемы.

3. Метод обучения, повышающий эффективность учебного процесса за счёт включения учащихся в коллективный поиск истины.

Д. как метод психологических исследований разработан в 30-х гг. 20 в. Ж. Пиаже. Наиболее распространённые области применения Д.: активные методы обучения, социально-психологический тренинг, методы выявления лидера и оценки компетентности руководителя, способы разрешения конфликтов; терапия пограничных психических состояний и т.д. Конкретные формы и приёмы Д. обусловлены задачами групповой деятельности и обычно подразделяются на методы анализа конкретных ситуаций и методы группового самоанализа (от различных собраний и совещания до специально подготовленных Д. типа мозгового штурма).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 72)

Словарь лингвистических терминов

Дискуссия

(лат. discussio исследование) Обсуждение вопроса, проблемы на собрании, в печати, частной беседе, спор.

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

Дискуссия

всестороннее обсуждение какого-либо вопроса.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Дискуссия

Дискуссия

♦ Discussion

Обмен противоречивыми аргументами между двумя или более собеседниками. Участие в дискуссии предполагает наличие общего образа мыслей, благодаря которому возможен спор. Тем самым дискуссия напоминает диалог; мало того, оба эти понятия часто употребляются как синонимичные. Если все же попытаться провести между ними различие, я думаю, разумно опереться на этимологию, которая в слове «дискуссия» подчеркивает идею столкновения (discutere в переводе с латыни означает «разбивать»). Итак, диалог есть обмен идеями или аргументами; дискуссия – столкновение идей или аргументов. Диалог стремится к достижению общей истины, которой предварительно не обладает ни один из участников. Дискуссия – это своего рода противоречивый диалог, каждый из участников которого считает себя правым, во всяком случае по тому или иному конкретному пункту, и старается убедить в своей правоте остальных. И диалог, и дискуссия подразумевают универсальность. Поэтому можно рассуждать об этике дискуссии (например, Хабермас (***) или Аппель (***)), но также и об этике диалога (например, Марсель Конш). Дискуссия или диалог имеют смысл только в том случае, если ее (его) участники в равной мере способны признать, что истина существует или хотя бы вероятна, иными словами, если все участники находятся по отношению к истине в равном, хотя бы теоретически, положении. Однако одно дело – вести поиск универсального сообща (при помощи диалога), и совсем другое – в противоборстве с остальными (в дискуссии). В этом узком смысле слова дискуссия – это не столько совместный с другими поиск универсального, сколько попытка убедить остальных ее участников в том, что лично ты этой истиной уже обладаешь. Таков частный парадокс дискуссии.

Юрген Хабермас (род. в 1929 г.) – немецкий социолог, последователь франкфуртской школы. Возглавлял Институт М. Планка по исследованию жизненных условий представителей научно-технического мира.