Федор иванович крузенштерн человек и пароход. Дневник среднестатистической женщины

Иван Фёдорович Крузенштерн

Он отличался атлетическим телосложением, невзирая на недоумение коллег, возил с собой гири, и каждый день занимался с ними.
Иван Фёдорович Крузенштерн свою жизнь посвятил изучению мирового океана. Участвовал в кругосветных экспедициях и создал множество научных трудов, впервые нанес на карту большую часть побережья острова Сахалин, стал одним из учредителей Русского географического общества.

Краткая биография

Детство

Иван Крузенштерн родился 8 ноября 1770 года в семье немецкого дворянского рода Крузенштернов (основоположником рода в России стал прадед Ивана, Филипп Крузиус), отец был судьей. Когда исполнилось 12 лет, барон Крузенштерн поступил в церковную школу, где проучился два года, а после этого поступил в Морской кадетский корпус. Учёбу он закончил в 1788 году в связи с началом войны России со Швецией.

На службе

По окончанию учебы был предписан на линейный корабль «Мстислав», на котором Крузенштерн в 1788 году дрался в Гогландском сражении, а через год проявил себя в Эландском бою. А ещё через год, в 1790 году, он был повышен в чине до звания лейтенанта за ряд важных побед в морских боях этого года. В 1793 году Крузенштерн вместе со своим будущим напарником по кругосветному путешествию Юрием Лисянским был отправлен в Англию, где и пробыл 6 лет.

На службе у английского Короля он успел повоевать с французами, побывать у берегов обеих Американских континентов и в Африке. Во время этих дальних плаваний он тщательно изучал маршруты, искал выход российских кораблей в ост-индские воды и присматривался к морским путям для торговли с Китаем.

  • В жизни Ивана Федоровича присутствует множество интересных фактов, например известно, что

он занимался спортом даже у себя на корабле — ежедневно упражнялся с 2-х пудовыми гирями

  • Очень любил животных и один из его любимцев плавал всегда с ним. Это был спаниель, и поговаривают, что перед каждым выходом из порта команда трепала собаку за длинные уши – люди были убеждены, что после этого «обряда» плавание должно пройти успешно.
  • В начале Отечественной войны 1812 года Крузенштерн, будучи человеком небогатым, пожертвовал народному ополчению треть своего состояния. По тем временам это была большая сумма - тысяча рублей.
  • Во время учебы в кадетском корпусе Адам Крузенштерн стал Иваном Федоровичем. Имя Адам резало ухо, поэтому будущий путешественник выбрал созвучное, но более привычное для русских имя - Иван. Отчество же он позаимствовал у закадычного друга - Ивана Федоровича Лисянского.
  • Иван Федорович Крузенштерн имел честь встретиться с президентом Джорджем Вашингтоном, когда посетил Филадельфию.

По прибытию на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешения на проведение экспедиции по организации морского пути между метрополией и далекими русскими владениями в Америке. В 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна. Таким образом он стал капитаном .

Экспедиция стартовала из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна, которому было 32 года. В составе экспедиции были:

  • Трёхмачтовый шлюп «Надежда». Общая численность команды 65 человек. Командир - Иван Федорович Крузенштерн.
  • Трёхмачтовый шлюп «Нева». Общая численность команды корабля – 54 человека. Командир - Лисянский Юрий Федорович.

МАТРОСЫ ВСЕ ДО ОДНОГО БЫЛИ РУССКИЕ – ТАКОВО БЫЛО УСЛОВИЕ КРУЗЕНШТЕРНА

В июле 1806 года с разницей в две недели «Нева» и «Надежда» вернулись на Кронштадтский рейд, совершив всё путешествие в 3 года 12 дней . Оба этих парусника, как и их капитаны, стали знамениты на весь мир. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба.
По итогам экспедиции было выпущено множество книг, именами знаменитых капитанов названы около двух десятков географических пунктов.

Жизнь после кругосветки

После завершения кругосветной экспедиции, Крузенштерн занимается научной работой. В 1809-1812 годах он издает трехтомное сочинение «Путешествие вокруг света», которое было переведено на 7 европейских языков, и «Атлас морского путешественника». В 1813 году Иван Федорович избирается членом крупнейших европейских академий и научных обществ.

Длительное время Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса. При этом учебном заведении по его инициативе был создан высший офицерский класс, впоследствии преобразованный в Военно-морскую академию. В морских экспедициях в силу преклонного возраста он уже не участвует, но оказывает всяческую поддержку известным мореплавателям и путешественникам.

Память о Крузенштерне

  • 6 ноября 1873 года в Санкт-Петербурге, напротив морского корпуса, был открыт памятник Крузенштерну
  • В 1993 году Банком России была выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».
  • В честь И. Ф. Крузенштерна названы:
    — Остров Крузенштерна
    — Пролив Крузенштерна
    — Риф Крузенштерна
    — В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя — И. Ф. Крузенштерна кратеру на видимой стороне Луны.
  • Его имя носят:
    — Крузенштерн (барк);
    — Иван Крузенштерн (ледокол);
    — Airbus A320 с номером VP-BKC авиакомпании Аэрофлот носит имя Ивана Крузенштерна.
    — Океанографическое исследовательское судно проекта 852 «Иван — — Крузенштерн» в составе Балтийского флота в 1974-1998 годах.

Крузенштерн — человек и параход

Имя Крузенштерна в России известно каждому, причём с раннего детства.
Причина такого почитания парадоксальна. Об истинных заслугах покойного адмирала помнят немногие, хотя солидных трудов, и строго научных, и популярных, на эту тему хватает. Но все старания учёных оказались перекрыты коротким, на 70 секунд, эпизодом из культового мультфильма «Зима в Простоквашино». «Разрешите поинтересоваться в целях повышения образованности: а кто такой будет Иван Фёдорович Крузенштерн?» — спрашивает почтальон Печкин. И получает от кота Матроскина блестящий ответ: «Не знаю. Только так пароход назывался, на котором моя бабушка плавала». Своеобразный итог подводит пёс Шарик: «Наверное, он был хороший человек, раз его именем пароход назвали».

Барк Крузенштерн

Парусник «Крузенштерн» — барк, учебное судно российского морского флота. Порт приписки — Калининград. Является одним из самых крупных парусных судов в мире. Аналогичный корабль-парусник, существующий на сегодняшний день, — это четырехмачтовый барк «Седов». Корабль построен в Германии в 1925-1926 годах, на верфи Текленборга. Был он спущен на воду под именем «Падуя». После окончания войны 1941-1945 годов, в соответствии с репарационным договором, судно перешло под юрисдикцию СССР и было переименовано в честь адмирала-флотоводца Крузенштерна Ивана Федоровича.


Парусник «Крузенштерн» — барк со значительным потенциалом, скоростные характеристики которого позволяют использовать судно в различных морских соревнованиях. В международной регате 1992 года «Крузенштерн» победил других участников с большим отрывом, показав на дистанции Бостон-Ливерпуль 17,4 узла скорости, а это ни много ни мало 34,5 км/час. Команда парусника насчитывает чуть менее 200 человек, из которых 130 курсантов, 20 практикантов и основной экипаж. Несмотря на возраст, барк находится в отличном состоянии. Раз в год он проходит полный технический осмотр с проверкой всех механизмов и оборудования.

Съемка барка Крузенштерн с помощью квадрокоптера в Северном море

Практикантом может стать каждый желающий из любой страны мира. Вы можете сесть на корабль в одном порту следования и выйти в другом, все зависит от ваших желаний и возможностей. Если захотите, можете помогать команде в работе. В любом случае койко-место и четырех разовое питание вам обеспечено.

Фото корабля Крузенштерн

1 of 12







Разговоры и дискуссии на тему брендинга, того и гляди, станут столь же популярными, как погода, политика и мировой кризис.


К обсуждению подключаются не только эксперты, умело оперирующие маркетинговыми терминами, но и специалисты из других сфер: многие ощущают важность предмета (зачастую на каком-то интуитивном уровне), но далеко не все понимают, как его «прикрутить» к себе и своим целям.

В то же время предприниматели и владельцы небольших компаний часто склонны выбрасывать из слова «бренд» букву «н», показывая тем самым свое отношение к способности бренда повлиять на бизнес-результат.

Эта статья про каждого из нас.

Это простые и практичные размышления, без сухой теории, основанные на примерах о том, что же это за зверь - «бренд», зачем он может быть нужен конкретно взятому человеку, как его создать и развить.

ЧТО

Если уйти от профессионально-заумных формулировок и перевести их на бытовой язык, то самая точная, на мой взгляд, фраза: бренд - это ассоциации, которые остаются после общения с брендом. Причем на любом уровне. Для компаний это может быть, например, сервис для ее клиентов при обращении в офис, эмоциональный посыл в телерекламе или персональный звонок от специалиста call-центра. Для товаров - упаковка, удобство использования, уровень качества.

Для людей - впечатление от разговора с человеком по телефону, почте или с глазу на глаз. Это то, что вы расскажете о нем своим знакомым после личной или виртуальной встречи. Например, будет это: «Яркий, профессиональный, знает, о чем говорит». Или «Мутный какой-то...». Или «Увлеченный, только хватается за все подряд, слишком за многое». Это и есть бренд в самом простом понимании.

Брендингу, как осмысленной науке, всего ничего: научное обоснование и подход к управлению корпоративным брендом появились во второй половине прошлого века, но еще задолго до этого основные принципы брендинга уже эксплуатировались вовсю.

Существовали исторически сформированные и наработанные годами бренды стран и регионов. Например, Молуккские острова в восточной части Индонезии длительное время были практически единственным поставщиком гвоздики, мускатного ореха и других ценных специй. В конце XVIII века в течение короткого периода на островах господствовали британцы, которые увезли с собой семена специй в другие свои колонии, и уникальность Молукк была утеряна. Но провинция до сих пор носит бытовое название spice islands, или «Острова пряностей».

Франция - как законодатель парфюмерной моды, Индия - как родина йоги, Португалия и Бразилия - как образцы мастерства в футболе. А Россия, которая издавна славилась в Европе своими собольими шубами, черной икрой, сильной балетной школой, традиционным гостеприимством и - что уж тут скрывать - водкой, - чем не бренд?!

ЗАЧЕМ

В эпоху производства всего и в неимоверных количествах, когда товары в одной категории различаются «рюшечками», и потребитель час-то совершает покупку иррационально, по принципу «нравится - не нравится», именно бренды обеспечивают эмоциональную привязку к себе, выводя конкуренцию на новый уровень.

Причины, по которым компании вкладывают миллионы в развитие и продвижение собственных брендов, очевидны. Если кратко, то помимо обеспечения себе долгоиграющего и трудно копируемого преимущества в конкурентной борьбе, бренды нужны компаниям для того, чтобы:

  1. дороже продавать (товары, услуги, акции),
  2. дешевле покупать (ресурсы, рабочее время сотрудников).

Конкретному человеку бренд необходим в первую очередь для себя самого, для понимания предназначения и смысла существования, как это ни пафосно звучит. Аналогично миссии компании, миссия человека отвечает на один «простой» вопрос: что изменится в мире, если меня в нем вдруг нет? Что закрутится по-другому, а что - остановится совсем?

Изнутри - наружу. Сначала суть, потом - оболочка. Эти принципы корпоративного брендинга применимы и к персональному бренду.

Но, к сожалению, известны и ситуации, когда сильный бренд препятствовал развитию. Самые тесные ассоциации часто становятся стереотипами.

Например, Голландия для многих - это легкие наркотики и легализованная проституция (а не другая сторона свободомыслия как национальная черта, воплощенная в уникальных взглядах на дизайн и архитектуру).

Производитель автомобилей Subaru, которые прочно ассоциируются с полноприводными внедорожниками и агрессивной манерой вождения, вряд ли запустит в производство семейные мини-вэны. Да и кому придет в голову искать такое авто в их линейке?!

Если конкретный человек признается экспертом, зачастую его автоматически заключают в рамки достаточно узкой области, что на практике чаще всего оказывается ошибочным.

Есть и яркие, и одновременно трагичные по своей сути актерские судьбы, когда наработанное амплуа мешало получить роли других типов. Сразу вспоминается Александр Демьяненко и его глубокие характеры в фильмах «Карьера Димы Горина» и «Государственный преступник». Суперпопулярность Демьяненко принес любимый многими нескладный и честный Шурик. Этот же Шурик и «съел» своего создателя. Больше серьезных ролей Александру не давали.

В моей личной практике была похожая ситуация. Стремление перейти на следующий уровень управления и получить проект в свое полноправное ведение упирались в тот факт, что когда-то я пришла в эту компанию как специалист с весьма небольшим опытом, и руководитель просто не воспринимал меня как менеджера проекта. Пришлось уйти в другую компанию, сразу на более высокую позицию, которую тогда мне дали авансом, поверив в мои возможности и амбиции. Ситуация повторилась через пару лет, когда мне стало тесно в той должности, и я снова ушла. И снова с повышением.

Выводы очевидны:

Фокусируйтесь, но не сужайте свои возможности, ограничиваясь слишком узкой областью.

Ваш личный бренд должен быть, как и вы - многогранным, разнообразным по вкусу и цвету. Кто знает: может, ваши разные стороны в какой-то момент встретятся и «синергируют» в нечто неожиданное и новое.

Как, например, случилось с моим знакомым: он возглавлял новостную службу известного делового ТВ-канала и увлекался яхтингом. А потом получил капитанские права и организовал первую российскую бизнес-регату. Так он сделал свое хобби ярким событием в жизни многих.

Как ни банально: именно человек красит место.

Именно ваше присутствие делает эту работу уникальной, без вас она будет другой. Если это не так - задумайтесь, чем вы на самом деле хотите заниматься.

Я горжусь знакомством с Ириной, которая после 12 лет работы в банковской сфере, в том числе в крупных иностранных компаниях, четко сказала себе: финансы - это не мое, я играю в какую-то игру. Сейчас Ирина - успешный бизнес-тренер по риторике старейшей в России речевой компании и по-прежнему работает с серьезными международными предприятиями. Только уже в другой роли, в которой, по ее словам, «есть ощущение, что я нашла свой путь».

КАК

Памятка по созданию персонального бренда

В целом, алгоритм создания бренда человека мало чем отличается от классического брендинга компаний, хотя, конечно, имеет свою специфику.

1. Формулирую, ЧТО я говорю

Это самая сложная, самая трепетная часть. Именно ее трудней всего выкристаллизовать и сложней всего изменить, когда она активно используется долгое время. И, простите, рецептов здесь нет, только рекомендации.

Один из известных способов докопаться до сути своего Я - написать собственный некролог. Что бы вы хотели, чтобы о вас сказали члены семьи, друзья, коллеги? Кто вообще будет на ваших похоронах? О каких достижениях или личных качествах они упомянут? Как они будут себя вести рядом с вами в эти последние минуты?

Другой вариант очень желательно обдумывать в совсем отвлеченной обстановке: в близлежащем парке или наблюдая за костром под стук дятла в лесной чаще, созерцая закат на море или просто удобно устроившись на подоконнике квартиры и глядя на городскую перспективу. Не место красит, помните? Главное - войти в состояние «думанья» и бурной фантазии про себя. Без чего я не могу прожить ни дня?

Моя мама - инженер с образованием связиста и многолетним опытом маркетолога (в свое время ее знали по имени-отчеству в отрасли и обращались за советами со всей России), выйдя на пенсию, начала рисовать. Сейчас она мастер по батику и декупажу с нестандартным взглядом в небольшом старинном городе Пскове. Работы - шарфы из натурального шелка, уникальная ткань на платья, невероятные шкатулки - расходятся-разлетаются по всему свету. А начало было простым: хочу рисовать каждый день (hand-made-art.ru).

Спросите себя: какие мои черты чаще всего помогали мне до сих пор в жизни? За что меня ценят коллеги? А что есть во мне такого, что «дремлет» (хочу использовать, но пока не понимаю, как и где)?

Задайте эти же вопросы своим близким друзьям: поверьте, ответы будут для Вас неожиданными.

Часто вспоминаю рассказ моего друга. Он много путешествует с семьей на машине по Европе. Супруга, как водится, штурман, сын спит на заднем сиденье. Сотни километров без остановки, меняющиеся пейзажи. Пересечение границ внутри самой Европы проходит незаметно, без шлагбаумов и постов. В какой-то момент в зеркале заднего вида появляется заспанное лицо сына, который спрашивает: «Пап, где мы сейчас?». Отец начинает перечислять деревушки, городки, номера трасс... «К черту подробности, пап. В какой стране?»

Ваша задача - отправить подробности к черту. Размечтаться по полной и нарисовать картинку того, КТО вы, чем вы заняты. Какие эмоции приносит вам работа? В чем ваша ценность для окружающих? Без рамок. Без шлагбаумов.

Что из этих или других инструментов поиска своего настоящего Я и в каком наборе, какой последовательности «выстрелит» - предсказать сложно. Сколько итераций вам придется пройти, не скажет никто. Но совершенно точно одно: ваши усилия шаг за шагом помогут вам по крупицам собрать паззл самого себя.

Перечисляю, КОМУ и ЧТО я говорю

По-умному, на маркетинговом языке, «кому» называется «целевой аудиторией», то есть однородные, объединенные по одному или нескольким признакам группы - люди, компании, профессиональные ассоциации, клубы и т.д.

«Что» - это так называемые ключевые послания. Мне очень нравится перевод этого термина на русский язык - послания. Что я отправляю в мир, что транслирую? Что хочу донести именно этой группе?

Некоторое время назад мы обсуждали проект церемонии открытия музея в Санкт-Петербурге. Заказчик ставил целью привлечь внимание максимально возможного числа журналистов, поэтому в нашем плане были разные СМИ и соответствующие им послания, например:

СМИ культурной направленности:

новый музей становится ярким и уникальным дополнением имеющихся культурно привлекательных точек Северной столицы

Туристические СМИ:

новый музей - это привлекательное место для российских и иностранных туристов, шанс увидеть в одном месте то, что было разбросано по нескольким странам

Общественно-политические, социальные, исторические СМИ:

музей - это социально значимый проект, помогающий собрать и сохранить наследие страны

А еще есть профильные, деловые СМИ. Каждый из них хочет увидеть что-то ценное именно для себя. И это ни в коем случае не манипуляция. Это поиск более эффективного способа коммуникаций.

Подумайте, кто важен для вас: коллеги, друзья, сообщества.

Перечислили всех, с кем сейчас контактируете? А теперь добавьте тех, с кем ХОТЕЛИ БЫ общаться. Потом встаньте на их место и сформулируйте, что им важно услышать от вас.

СОВЕТ

Не мельчите. По крайней мере, в начале. Иначе будет слишком трудно, и придет соблазн забросить «всю эту историю».

У моего агентства шесть целевых аудиторий, а поскольку для своей компании именно я - ключевое лицо, это означает как минимум шесть моих личных целевых групп и как минимум шесть ключевых посланий. По факту, конечно, больше (особенно если добавить международные проекты), но в настоящий момент для меня это полутона. Пока так. Слона по частям.

Определяю, КАК я говорю, ЧТО я делаю, ЧЕГО НЕ делаю

Как и что - это уже более понятные задачи. Если вы дошли сюда через пункты 1 и 2, то искренне советую вам слушать себя и дальше: интуиция подскажет и станет хорошим проводником в том, с чего начать. Подумайте, например, чего ожидают ваши целевые аудитории, а что для них будет неприемлемо.

У меня, как у эксперта по коммуникациям, например, такие правила:

А что ожидают от вас?

Выбираю, ГДЕ я говорю

(и где НЕ говорю)

Один мой знакомый, который позиционирует себя как эксперт по этикету и протоколу (имея на это, кстати, вполне обоснованные причины), везде появляется в костюме и галстуке. К его внешнему виду и манерам нельзя придраться. Его семинары проходят на элитных площадках города и в строгом соответствии с правилами. Поскольку я общаюсь с ним лично, то знаю, как трудно это ему дается, но, на мой взгляд, это отличный пример соответствия внутреннего содержания и внешнего выражения.

Вполне возможно, что ваши «где» ограничатся привычными для вас местами: рабочий офис, кафе с друзьями, встречи с партнерами. И даже в этом случае: перечислите все свои «где», как если бы рассказывали их доброжелательному и открытому партнеру. Что бы вы сами себе посоветовали - куда еще пойти? Может, создать свой блог? Или клуб?

Недавно мы, вдвоем с психологом, лайф- и бизнес-коучем основали некоммерческий Деловой коучинг-клуб . Мы познакомились на одном мероприятии, позже встретились, и уже в ходе разговора родилась идея: а почему бы психотерапевту, который помогает снимать внутренние блоки, и специалисту по коммуникациям, который ищет идеи для продвижения компаний, не вступить «в сговор»? Каждая встреча клуба - это двухчасовое обсуждение кейса одного из участников. Формат и место меняются и зависят от бизнес-задачи. Куда это нас приведет, мы пока не знаем. Но уже первая встреча клуба однозначно показала востребованность формата, и громадное удовольствие от процесса, которое получаем мы с партнером.

Собираю обратную связь и корректирую ЧТО, КАК, ГДЕ

Честно скажу: раньше я этого, мягко говоря, опасалась. Просто не знала зачем, не понимала ценности «зеркал».

Несколько лет назад меня пригласили на собеседование в рекрутинговое агентство: я претендовала на должность руководителя отдела аналитики - исследования рынка, отчеты, цифры. В этом я разбиралась хорошо. Через полтора часа вполне позитивного общения, девушка-хедхантер вдруг сообщила: «Я не буду рекомендовать Вас на эту позицию». Как??.. «В этой же компании открыта вакансия руководителя отдела, отвечающего за развитие бренда и маркетинговые коммуникации. На мой взгляд, это Вы». Вот так, с легкой руки профессионала по подбору я развернула свой взгляд в мало известную мне область, которая оказалась моей по сути.

Адекватные партнеры, умелые наставники, объективные эксперты - такие «зеркала» найти непросто.

Мне повезло. В моей жизни есть яркий мастер своего дела, уникальный человек и грамотный бизнес-тренер. Татьяна обладает столь редким сейчас сочетанием невероятного опыта, готовностью и умением им делиться, и при этом полным отсутствием высокомерия или тщеславия. Один из важнейших навыков от Татьяны: принимать любую обратную связь как ценный подарок, как приз. С предвкушением, с радостью. Почти с трепетом. Ты потом решишь, что с этим подарком делать: открыть и использовать или передарить и забыть. Для начала принять.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ...

...не получается создать персональный бренд: вроде, все по плану, а желаемого эффекта нет

Такое, к сожалению, возможно. Было бы очень удивительно, если бы все вдруг срослось с первого раза. Любой бренд-менеджер скажет вам, что создание образа бренда, т. е. уже после того, как сформулировано самое сложное («что») - это работа на месяцы и годы. Кошмар, правда?

Совет: найдите то, что можете сделать быстро, чтобы ощутить вкус результата.

Примером такого результата в моей практике стали первые собственные визитные карточки: без сайта, с личным адресом, но мои. Это был показатель серьезности для меня самой (клиентам как раз важно было другое), и это придало мне уверенности.

Планируйте именно такими шажками, добавляйте новые, чтобы чувствовать кайф от процесса и от микроэффекта. Будьте взрослыми, чтобы ловить поток этих идей, и станьте ребенком, чтобы его принимать.

Успевайте радоваться даже маленьким результатам: оценке близкого человека (она наверняка от души!), непривычной (пусть даже и небольшой, но интересной) задаче от руководителя, новым знакомствам (которые обязательно будут появляться, как только вы начнете «копать» в направлении себя).

...Вы сами существенно изменились

Вариантов нет - вам надо проводить, простите за профессиональный жаргон, ребрендинг. Это значит пройти по тому пути обновления, по которому идут компании при аналогичных по значимости изменениях.

Случаи, когда это происходит, опять же аналогичны бизнес-ситуациям:

  • произошло изменение долгосрочной стратегии (вы серьезно меняете область деятельности или сферу интересов),
  • планируется выход на новые региональные рынки (вы переезжаете или заводите друзей, знакомых в других странах или городах с другим менталитетом),
  • идет реорганизация компании - слияние, поглощение, выделение филиала (вы создаете семью, заводите детей, разводитесь, уезжаете от родителей).

В каждой из этих ситуаций вам неизбежно придется задуматься о том, как изменить свой персональный бренд. Хотя бы для того, чтобы дать четкий и адекватный ответ о причине и сути изменений тем, кто с вами уже знаком (вашим целевым аудиториям).

Мне потребовалось время, чтобы признаться себе: нет ничего страшного в том, что я скажу что-либо про себя, что впоследствии уточню, изменю, откажусь от каких-то формулировок и предложу новые. В этом самое большое преимущество личных брендов перед брендами корпораций: не только ошибаться, следуя избитой цицероновско-вайнеровской пословице «errare humanum est», но и меняться гораздо динамичней, смелей, драйвовей.

Лично для меня персональный бренд - это вполне утилитарный инструмент, который я использую:

  • для понимания своего Я
  • для построения отношений с миром (что, как, где)
  • как помощь в выборе главного, в определении приоритетов
  • для получения обратной связи и корректировки своего пути
  • для постановки более адекватных целей
  • и более эффективного их достижения

Это инструмент развития.

И еще одно: опыт показывает, что если вы сами не управляете своим брендом и теми самыми ассоциациями от общения с вами, то этим обязательно займется кто-то другой. И, как правило, не в вашу пользу. Выбор за вами.

...Уже заканчивая этот материал, я поняла, что он получился очень личным. Как доверительный разговор с теми, кто поймет.

Хорошо знаешь историю географических открытий?

Проверь себя

Начать тест

Ваш ответ:

Правильный ответ:

Ваш резульат: {{SCORE_CORRECT}} из {{SCORE_TOTAL}}

Ваши ответы

Иван Фёдорович Крузенштерн — биография знаменитого российского адмирала

Крузенштерн родился 8 ноября 1770 года в семье немецкого дворянского рода Крузенштернов (основоположником рода в России стал прадед Ивана, Филипп Крузиус), отец был судьей. Когда исполнилось 12 лет, юный поступил в церковную школу, где проучился два года, а после этого поступил в Морской кадетский корпус. Учёбу он закончил в 1788 году в связи с началом войны России со Швецией.

В жизни Ивана Федоровича присутствует множество интересных фактов, например известно, что он занимался спортом даже у себя на корабле (ежедневно упражнялся с 2-х пудовыми гирями), очень любил животных и один из его любимцев плавал всегда с ним. Это был спаниель, и поговаривают, что перед каждым выходом из порта команда трепала собаку за длинные уши – люди были убеждены, что после этого «обряда» плавание должно пройти успешно. И на самом деле оно так и было. Так же небезызвестный кот Матроскин (из мультфильма «Простоквашино») утверждал, что под командованием Крузенштерна плавала его бабушка, а минутой позже адмирала и вовсе перепутали с Дедом Морозом. А еще адмирал Иван Федорович Крузенштерн — человек и пароход!

Со старту службы на флоте, был предписан на линейный корабль «Мстислав», на котором Крузенштерн в 1788 году дрался в Гогландском сражении , а через год проявил себя в Эландском бою. А ещё через год, в 1790 году, он был повышен в чине до звания лейтенанта за ряд важных побед в морских боях этого года.

А тем временем в мире…

Рождается Иван Федорович Крузенштерн

Патрасское сражение между Российской и Османской империй

Самое интересное для Вас!

В 1793 году Крузенштерн вместе со своим будущим напарником по кругосветному путешествию Юрием Лисянским был отправлен в Англию, где и пробыл 6 лет. На службе у английского Короля он успел повоевать с французами, побывать у берегов обеих Американских континентов и в Африке. Во время этих дальних плаваний он тщательно изучал маршруты, искал выход российских кораблей в ост-индские воды и присматривался к морским путям для торговли с Китаем.

По прибытию к себе на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешение на проведение экспедиции, для более детального изучения маршрутов, которые были пройдены на английских кораблях. Но государь отказал в спонсорстве данного мероприятия, затянув первое русское кругосветное путешествие на 3 года. Но в 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна, и таким образом он стал капитаном первой русской кругосветной экспедиции .

7 августа 1803 года два шлюпа «Надежда» (командир корабля Иван Крузенштерн) и «Нева» (командир корабля Юрий Лисянский) под аплодисменты толпы провожающих отплыли с Кронштадта. После возвращения в 1806 году Иван Федорович в подробностях описал ход экспедиции и представил уникальные карты. К слову говоря, современный парусный фрегат Надежда назван в честь вышеупомянутого шлюпа. В 1811 году он был назначен инспектором Морского кадетского корпуса, а через 16 лет стал его директором. Но в этом временном промежутке Крузенштерном был создан так называемый «Атлас Южного моря», который включал в себя множество гидрографических записей. Морской кадетский корпус, за время правления Ивана Федоровича, получил невероятное количество новой литературы, был значительно расширен музей и введен ряд новых и актуальных дисциплин. Умер он 12 августа 1846 году, похоронен в Таллинне (Домской собор). А спустя 27 лет, в 1873 году, в Петербурге напротив Морского кадетского корпуса Ивану Федоровичу Крузенштерну был установлен памятник.

Четырёхмачтовый учебный парусник Крузенштерн

Известный четырехмачтовый барк Крузенштерн на данный момент является учебным парусным судном, назван в честь знаменитого мореплавателя Ивана Крузенштерна. Базируется в Калининграде. Срок службы барка на данный момент насчитывает уже свыше 85 лет.

«Крузенштерн» спущен на воду 1926 года в немецком городе Бремен. Заказчиком была компания Фердинанда Лайеша, ей требовались новые корабли для Капгорновской линии. Первое имя барку придумала дочка судовладельца, которая назвала его «Padua». В те времена существовала традиция, что названия кораблей, построенных для компании Лайеша, придумывали женщины из семьи судостроителя, и эти имена обязательно должны были начинаться на «P».

В первое плавание «Падуа» отправилась под командованием Карла Шуберга. Барк мог нагрузить на себя груз весом до 4100 тонн, при этом максимальная скорость достигала 14 узлов. Парусное вооружение состояло из 31 паруса, общая площадь которых равнялась 3500 квадратных метров. Полное водоизмещение парусника 6000 тонн. В первые 15 лет своего существования барк совершил 17 рейсов, большая часть из которых была трансокеанской.

Самое интересное для Вас!

Корабль стал достоянием СССР после окончания Второй мировой войны. В 1946 году между странами-победителями были поделены морские трофеи Германии, в следствии чего на корабле было поднято военно-морское знамя Союза. И сразу после этого судно получило новое имя «Крузенштерн». А в начале 1959 года барку «Крузенштерну» пришлось пережить капитальный ремонт на одной из российских верфей.

За время пребывания под знаменем СССР барк выполнил ряд успешных исследований в районе Атлантического океана, при этом выполняя ещё одну полезную задачу, заключающуюся в обучении молодых моряков. С 1972 по 1983 года на «Крузенштерне» регулярно менялись капитаны, которых в общей сложности насчитывалось 7 человек. В 1983 году командование Балтийского флота передало барк компании «Эстрыбпром», которая занималась рыбным промыслом, таким образом центром дислокации корабля стал порт Таллина. И только в первой половине 1991 года барк «Крузенштерн» был передан инженерному морскому училищу города Калининграда.

В наше время барк используется в учебных целях. Он часто принимает участия в различных регатах, так в 1992 году «Крузенштерн» стал чемпионом по прохождению пути от Бостона до Ливерпуля, реализовав при этом отличный скоростной потенциал – максимальная скорость доходила до 17,8 узлов.

Барк Крузенштерн: длительная навигация 2014

Легендарный барк Крузенштерн никогда не стоит у причала долго. Уже которое десятилетие подряд он выполняет трудную работу, выполняя роль площадки для обучения будущих моряков.

В этом году парусник совершил 3 больших рейса, отправившись из Калининграда еще 25 декабря 2013, и вернувшись в порт только сейчас, 3 октября 2014. Парусный барк «Крузенштерн» провел в морской экспедиции целых 283 дня. За это время он успешно прошел 22 тысячи 652 морские мили, посетив порты Германии, Франции, Марокко, Италии, Болгарии, Греции, Испании, Бельгии. В общей сложности корабль посетил два десятка портов в 15 государствах.

За время походов судно успело побывать в олимпийском Сочи, а также приняло участие в военно-морском параде на честь Дня Победы, проводившемся в Севастополе.

В ходе навигации 2014 года на «Крузенштерне» имели возможность пройти обучение более 360 курсантов различных российских и зарубежных учебных заведений.

Первый рейс: Калининград-Сочи (25.12.2013-25.02.2014)

Подготовка к навигации этого года началась необычно – с обширной школьной экскурсии. 24 декабря 2013, за день до отплытия, барк посетили калининградские шестиклассники, которым была дана возможность изучить этот гордый корабль вдоль и поперек. Ну а уже 25 декабря, после торжественного построения у 24-го причала Калининградского морского рыбного порта, парусник отправился в путь.

Маршрут первого рейса – Калининград-Сочи. В конечном порту «Крузенштерн» должен был стоять во время проведения Олимпийских и Параолимпийских игр. Ну а первым портом, в который зашел корабль в эту навигацию, стал немецкий Бремерхафен, где курсанты с экипажем (без малого 200 человек) встретили Новый год.

Следующая остановка была уже в теплом Марокко – в порту города Танжер. Здесь курсанты смогли немного отдохнуть и изучить новую для себя культуру через экскурсии по местному рынку, мечетям и музеям. Перед Сочи корабль ждали еще 2 стоянки – в итальянском Бари и греческих Патрах, после чего он взял курс на российские, сочинские берега.

В Сочи «Крузенштерн» ошвартовался строго по графику – утром 6 февраля. Здесь корабль простоял до 25 февраля, выполняя почетную миссию достопримечательности, а 50 из 113 курсантов, прошедших специальную подготовку и получивших соответствующие сертификаты, работали волонтерами на Олимпиаде.

С завершением Олимпийских игр главная миссия «Крузенштерна» этого года была завершена, и он приступил к выполнению других задач.

Второй рейс: Сочи-Сочи (26.02.2014-17.05.2014)

Второй рейс проходил между портами Черного и Средиземного морей, и был еще больше насыщен различными мероприятиями.

Из Сочи барк в этот раз отправился в марокканский Агадир, далее посетил французский Сэт и прибыл в болгарскую Варну. Там «Крузенштерн» присутствовал на церемонии открытия регаты SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2014, впервые проводившейся в Черном море. Кроме того, барк и сам стал участником Черноморской регаты STI, которую впервые принимали и российские порты Новороссийск и Сочи. Помимо «Крузенштерна» Россию на ней представляли Владивостокский парусник Надежда и учебные суда класса «А» — парусник Мир , а так же всемирно известный парусник Седов . Всего в гонке приняли участие 50 гонщиков из двух десятков стран. Колоритными участниками были пакистанское и нидерландское суда.

В перерыве между этапами регаты, «Крузенштерн» принял участие в важнейшем мероприятии данного рейса – праздничном военно-морском параде в Севастополе в честь Дня Победы, после чего, 17 мая, снова вернулся в Сочи.

Третий рейс: Сочи-Калининград (18.05.2014-3.10.2014)

Последний в текущем году третий рейс – это возвращение их Сочи домой. За этот переход Крузенштерн, как и его экипаж с новыми курсантами, прошел и через общие радости, и через тревоги, что сделало поход еще более ценным для приобретения важного морского опыта молодежью.

Из Сочи парусник отправился 18 мая во Францию, посетив Канны и Гавр. Уже в июле корабль швартовался в немецких портах Бремерхафен и Киль. Следующим портом посещения стал голландский Харлинген, после которого «Крузенштерн» отправился в норвежские города Фредрик-Штадт и Берген.

А вот дальше, в результате неприятного инцидента, парусник резко стал повышенным объектом внимания СМИ– после посещения датского порта Эсберг, при выходе из него, парусный великан случайно потопил буксир Diver Master, что в последствии, якобы, вылилось в отказ Крузенштерна от участия в английской регате . Это рейдовое судно должно было помогать российскому четырехмачтовику покинуть акваторию Эсберга, но команда буксира не сумела вовремя отдать концы, из-за чего «Крузенштерн» завалил его на левый борт и затянул под воду. Команда, к счастью, не пострадала, а администрация порта к россиянам претензий не предъявила, так что «Крузенштерн» продолжил плавание в немецкий Росток.

Из Германии наш парусник перебрался в польский порт Гдыня, а дальше сделал еще один переход в британский Фалмут. Именно во время стоянки в этом городе, 29 августа, курсанты «Крузенштерна» отмечали День тельняшки. С самого утра по судовой трансляции объявили необычную форму одежды – парадные брюки и тельняшка. В этот день все на корабле были одеты именно так, так же была торжественная церемония, концерт и лекции, касающиеся истории и значения тельняшки на российском флоте.

Уже 16 сентября «Крузенштерн» вошел в пролив Ла-Манш, направляясь в бельгийский порт Зеебрюгге. Именно в этот день экипаж получил неожиданное развлечение – был объявлен пельменный аврал. Это старая традиция данного корабля, по которой один день каждого осеннего рейса весь экипаж посвящает лепке пельменей. В забаве приняли участие 172 человека, которые в две смены умудрились слепить целых 9097 штук. Правда, сделать запас не удалось, поскольку большая часть приготовленного была съедена в этот же вечер.

После пельменей и посещения Зеебрюгге, парусник взял курс на последний перед возвращением домой порт – польский порт Щецин, в который корабль зашел 26 сентября. Здесь моряки поучаствовали в церемонии торжественного возложения венков к мемориалу «Тем, кто не вернулся с моря». После кратковременного отдыха, 28 сентября «Крузенштерн» покинул Щецин.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

zkzakhar


Иван Федорович Крузенштерн (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн) - российский мореплаватель и адмирал. Родился 19 ноября 1770 года, скончался 24 августа 1846 года. Крузенштерн - уникальная историческая личность, его имя неразрывно связано с русской географией и океанологией. Иван Федорович стал руководителем первой русской кругосветной экспедиции. Он впервые нанес на карту большую часть побережья Сахалина, был одним из учредителей Русского географического сообщества.

Биография

Путешественник-исследователь Крузенштерн - по национальности потомок немецкого обрусевшего дворянского рода Крузенштернов. Адам Крузенштерн стал седьмым ребенком в семье шведского судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна и Христины Фредерики, урожденной фон Толь. Семья Крузенштерн подарила Европе несколько видных деятелей, среди которых особенно известны немецкий дипломат Филипп Крузий и адмирал шведского флота Мориц-Адольф Крузенштерн, который приходился Ивану Крузенштерну двоюродным дядей. Возможно, именно рассказы дядюшки так впечатлили мальчика, что он стал мечтать о море. Адам находил книги о морских сражениях в отцовской библиотеке и по много раз перечитывал их. Именно поэтому, когда юноше исполнилось 15 лет, сразу после окончания городской школы при Домском соборе в Ревеле, было принято решение отдать его на обучение в Морской кадетский корпус в Крондштате.

Обучение в кадетском корпусе

Несмотря на престижность учебного заведения, жизнь кадетов оказалась непростой: питание было скудным, аудитории не отапливались, а в казармах отсутствовали окна. Для дворянского мальчика, привыкшего к домашнему уюту, учеба стала настоящим испытанием. Несмотря на то, что Иван Федорович старался вспоминать только приятные моменты, своих сыновей, когда они заявили о желании стать моряками, определил в Царскосельский лицей. В 1787 году Иван Крузенштерн был произведен в гардемарины. Однако полную программу обучения пройти не удалось: началась русско-шведская война - всех кадетов досрочно выпустили прямо в бой.


Гогландское сражение


Военная служба

В 1788 году Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский были отправлены на службу на корабль «Мстислав». В отличие от остальных выпускников чина мичмана ему не дали, а лишь указали в документах - «проходил службу за мичмана». В том же году Иван Федорович участвовал в Голладском сражении, а позже, в 1789, - в Эландском. В 1790 сражался при Ревелле, Красной Горке и Выборгской бухте. Начальство заметило моряка, который показал себя как человек отважный и мужественный. После некоторых обсуждений Иван Крузенштерн был произведен в лейтенанты. После военных баталий жизнь показалась молодому лейтенанту пресной, и он попросил направить его туда, где еще велись сражения. Так оно оказался в Англии, где по приказу главнокомандования начал знакомиться с традициями местного флота. На английском судне он совершил плавание к берегам Северной Америки и Филадельфии, посетил Южную Америку, Барбадос, Суринами и Бермудские острова. Ходил в Бенгальский пролив, целый год прожил в Индии. Английская «командировка» Ивана Крузенштерна продлилась 6 лет.


Первая кругосветная экспедиция Крузенштерна

В 1799 году Крузенштерн вернулся в Россию. Желая открыть путь для русской торговли в Индию, он подал в Адмиралтейство проект кругосветного плавания. Идея была отклонена. Причинами послужили неизвестность Крузенштерна и тяжелое финансовое положение России, воевавшей тогда с Францией. Ситуация изменилась с приходом Александра I. В 1802 году поступило такое же предложение от руководства РАК, и вот тогда вспомнили об Иване Федоровиче. Кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского было предпринято в 1803–1806 годах. Корабли Крузенштерна и Лисянского назывались «Надежда» и «Нева». Командовали кораблями Иван Крузенштерн и капитан-лейтенант Юрий Лисянский соответственно.

26 июля (7 августа) 1803 года экспедиция отплыла из Кронштадта. Корабли направились через Атлантический океан и 20 февраля (3 марта) обогнули мыс Горн. На севере Тихого океана внимание экспедиции привлекли Камчатка, Курильские острова и Сахалин. В Крондштат участники первого кругосветного путешествия вернулись 7 (19 августа) 1806 года. В своем журнале Крузенштерн рассказал о культуре, экономических особенностях увиденных мест, интересны факты, иллюстрирующие быт дикарей. В записках Лисянского сохранились описания берегов Ситки и Кодиака. Нельзя сказать, что экспедиция прошла гладко. Первая ее часть была омрачена эксцентричным поведением графа Федора Толстого, которого даже пришлось высадить на Камчатке, и конфликтом между Крузенштерном и послом Николаем Рязановым, который официально был главой экспедиции. Рязанову и Крузенштерну приходилось делить одну каюту. Отношения обострились настолько, что единственным способом для общения стали записки. Одной из причин недовольства Ивана Федоровича было то, что свита посла стесняла команду на небольшом корабле. Прибыв в Петропавловск- Камчатский, Рязанов пожаловался местному губернатору на непокорный экипаж. Позже глава экспедиции сообщил, что Крузенштерн принес ему официальные извинения.


Маршрут кругосветного плавания Крузенштерна


После экспедиции

После того, как Крузенштерн совершил кругосветное путешествие, в 1811 году Крузенштерна назначили инспектором классов морского кадетского корпуса. В 1814 Иван Федорович завершил работу над инструкцией для кругосветного путешествия 1815–1816 года под руководством Коцебу, который принимал участие в первой экспедиции. Затем Крузенштерн отправился в Англию для покупки всех необходимых для путешествия инструментов. После возвращения он получил бессрочный отпуск и занялся созданием «Атласа Южного моря» и приложения под названием «Собрание сочинений, служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря».



Руководство морским кадетским корпусом

В 1827 году Крузенштерна назначили директором морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. В 1828 году стал почетным членом Московского университета. Иван Крузенштерн занимал пост директора 16 лет. За время его работы произошло множество положительных изменений: были введены новые учебные предметы, библиотеки и музеи пополнились пособиями, был учрежден офицерский класс.


Деятельность в отставке

В 1842 году адмирал Иван Федорович Крузенштерн ушел в отставку и уехал в свое имение. Однако работать он не прекращал. В 1845 году вместе с другими известными исследователями - Ф.П. Врангелем, Ф.П.Литке и К.М. Бэром - стал учредителем Русского географического сообщества. Иван Крузенштерн скончался 12 августа 1846 года, был похоронен в Домском соборе в Ревелле.


Награды

Орден Святого Георгия IV класса,
Орден Святого Владимира 3-й степени,
Орден Святого Александра Невского,
Алмазные знаки к Ордену Святого Александра Невского
Орден Святой Анны 2-й степени,
Прусский Орден Pour le Mérite für Wissenschaften und Künste.


Что открыл Крузенштерн?

Иван Федорович Крузенштерн славится многочисленными заслугами и достижениями. Открытия, сделанные Крузенштерном, имеют большое значение не только для нашей страны, но и для всего мира. Например, в 1812-м году Крузенштерн опубликовал свой трехтомник «Путешествие вокруг света...», а в 1813-м его избрали членом многих научных обществ и даже академий в Англии и Дании, Германии и Франции. До 1836 года Крузенштерн издал свой “Атлас Южного моря”, в котором сделал множество гидрографических примечаний. С 1827-го по 1842-й, постепенно повышаясь в званиях, русский путешественник Крузенштерн в итоге дошел до адмирала. Очень многие выдающиеся путешественники и мореплаватели обращались за поддержкой или советом к Ивану Федоровичу. Кроме того, долгое время Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса. При этом учебном заведении по его инициативе был создан высший офицерский класс, впоследствии преобразованный в Военно-морскую академию.

Труды

Wörtersammlungen aus den Sprachen einiger Völker des östlichen Asiens und der Nordwestküste von Amerika (СПб.,1813);
Memoire sur une carte da detroit de la Sonde et de la rade de Batavia (СПб., 1813);
Beiträge zur Hydrographie d. grösseren Oceane (Лпц., 1819);
Статьи в Bulletin акад. наук, «Записках» адмиралтейского д-та (1807 - 27), Nouvelles Annales de Geographie de Malte-Brun и др. изданиях.

Труд «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях „Надежда“ и „Нева“» был издан на русском языке трижды:

Первое издание. Его первая часть увидела свет в 1809 году, вторая и третья - в 1810 и 1812 соответственно. Уже в 1813 году из печати вышел «Атлас» большого формата, который содержал карты и иллюстрации. Третья часть стала научной, в ней были отражены результаты наблюдений, таблицы долгот.

Второе издание появилось в 1950 году с изменениями и сокращениями. Была выпущена ускоспециализированная информация, которая требовала дополнительных комментариев, практически полностью отсутствовала третья часть: остались только нотные записи камчадальской и маркизской музыки и письмо министра коммерции графа Н.П. Румянцева.

Третье издание, вышедшее в свет в 2007 году, полностью повторяло вариант 1950 года. Единственное отличие - новое предисловие.

В память о Крузенштерне

6 ноября 1873 года в Санкт-Петербурге, напротив морского корпуса, занял свое место памятник Крузенштерну.
Авторами проекта стали скульптор И.Н. Штерн и архитектор И.А. Монигетти. Монумент был установлен на частные средства, однако небольшая финансовая помощь была получена и от государства.

В 1993 году Банк России выпустил серию памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».

В честь И.Ф. Крузенштерна были названы:

остров Крузенштерна,
пролив Крузенштерна,
риф Крузенштерна,
кратер на видимой стороне Луны,
корабль "Крузенштерн"

Имя путешественника носят:

Барк «Крузенштерн»,
Ледокол «Иван Крузенштерн»,
Самолет авиакомпании «Аэрофлот» Airbus A320 c номером VP-BKC.

Интересные факты

Во время учебы в кадетском корпусе Адам Крузенштерн стал Иваном Федоровичем. Имя Адам резало ухо, поэтому будущий путешественник выбрал созвучное, но более привычное для русских имя - Иван. Отчество же он позаимствовал у закадычного друга - Ивана Федоровича Лисянского.

Иван Федорович Крузенштерн имел честь встретиться с президентом Джорджем Вашингтоном, когда посетил Филадельфию.

Крузенштерн отличался хорошей физической формой. Как отмечали современники, он выделялся на фоне сильнейших матросов своим атлетическим телосложением и богатырской грудью. Недоумение моряков вызывал тот факт, что путешественник возил с собой две двухпудовые гири. С ними он ежедневно выполнял свое любимое упражнение - швунг жимовой.

Иван Федорович любил домашних животных. В экспедициях его сопровождал спаниель, который стал любимцем команды. У моряков даже появился ритуал: почесать за ухом у спаниеля, чтобы плавание прошло удачно. Известны случаи, когда дикари, никогда не видевшиеся животных с такими длинными ушами, в ужасе разбегались.

В плавании Крузенштерна принимали участие Федор Толстой и Николай Петрович Рязанов. Последний известен благодаря Андрея Вознесенского и рок-опере «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова.

Имя исследователя-путешественника упоминается в мультфильме «Зима в Простоквашино». Кот Матроскин рассказывает, что именем Крузенштерна назван пароход, на котором плавала его бабушка.

В 1799 году Крузенштерн из своего путешествия на английском фрегате Oiseau в Юго-Восточную Азию привез список памятника малайской словесности «Малайские родословия». Сейчас он хранится в архиве Института восточных рукописей в Санкт-Петербурге.

Михайлов Андрей 23.08.2012 в 15:00

Именем этого русского адмирала названо двенадцать географических пунктов на планете, в их числе атолл в архипелаге Маршалловых островов в Тихом океане, мыс на острове Парамушир в Охотском море, гора в Антарктиде… Иван Федорович Крузенштерн - руководитель первой русской кругосветной экспедиции, почетный член Академии наук и верный сын Отечества.

Иван Федорович Крузенштерн ушел из жизни 24 августа 1846 года, похоронен в Домском соборе в Таллине. Долгая и славная жизнь адмирала - пример беззаветного служения Отечеству. Несмотря на немецкое происхождение (остзейские немцы), Иван Федорович был настоящим русским человеком.

Будущий адмирал родился в дворянской семье 8 ноября 1770 года. Три года (с двенадцати лет) учился в церковной школе в Ревеле, а затем в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. В конце мая 1787 года он был произведен в гардемарины и летом ушел в свое первое учебное плавание по Балтийскому морю.

В 1788 году окончил Морской кадетский корпус, в том же году участвовал в Голландском сражении. В 1793 году направлен волонтёром в Англию для совершенствования в морском деле. Плавал в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. В 1799 году вернулся в Кронштадт.

А в 1802 году Иван Федорович Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции, которая длилась три долгих года. В августе 1803 года при большом стечении народа экспедиция Крузенштерна вышла из Кронштадта на двух парусных шлюпах: "Надежда", на борту которого находилась миссия в Японию во главе Николаем Резановым, и "Нева", которым командовал однокашник и помощник Крузенштерна капитан Юрий Лисянский. Главная цель плавания заключалась в исследовании устья Амура и соседних территорий: экспедиция должна была выявить удобные места и маршруты снабжения товарами русского Тихоокеанского флота.

После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (побережье Бразилии), когда на "Неве" пришлось заменить две мачты, суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. Обогнули мыс Горн и через три недели в Тихом океане разлучились. От острова Нуку-Хива (Маркизские острова) шлюпы вместе проследовали к Гавайским островам, где вновь разошлись: "Нева" отправилась к берегам Аляски, а "Надежда" в июле 1804 года прибыла в Петропавловск-Камчатский. Затем Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки и обратно в Петропавловск-Камчатский, по дороге описав северные и восточные берега залива Терпения.

Летом 1805 года впервые Крузенштерн приблизился к берегам Сахалина. Из Петропавловска осенью того же года Крузенштерн перешел в Кантон, а в августе 1806 года - в Кронштадт. Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку. Беспримерное в истории отечественного мореплавания путешествие закончилось блистательно. Оно не только имело неоценимое научное и практическое значение, но и явилось новым доказательством доблести и трудолюбия русских моряков. Это историческое плавание полностью подтвердило мысль о том, что доставлять товары на большие расстояния удобнее и выгоднее именно морским путем. Стало также ясно, что таким путем Россия может вести и торговлю с Китаем.

Петербургская Академия наук направила Крузенштерну специальное послание: "Ожидания академии были оправданы самым блистательным образом, и это столь же смелое, сколь и счастливое плавание, совершенное под Вашим благоразумным управлением, не только возвысило славу русского флота в глазах всей Европы, но и обогатило науку открытиями и исследованиями, далеко раздвинувшими предметы естествознания и географии".

В 1811 году Иван Федорович Крузенштерн был назначен инспектором, а в 1827 - директором Морского кадетского корпуса. В 1823 - 1826 годах он опубликовал двухтомный "Атлас Южного моря", содержащий историко-географический анализ обширных русских и иностранных источников. В 1842 году, уже будучи в звании адмирала, Иван Федорович ушел в отставку и уехал к себе в имение. Но трудиться не прекращал, и в 1845 году вместе с другими крупными исследователями - Ф. П. Врангелем, Ф. П. Литке и К. М. Бэром - принял участие в создании Русского географического общества, ставшего впоследствии крупнейшим центром географической науки в России.

Имя "Крузенштерн" носит знаменитый четырёхмачтовый барк, российское учебное парусное судно. Стоит, пожалуй, немного остановиться на судьбе этого замечательного парусника. Построено судно было в 1926 в Бремене (Германия), при спуске названо "Падуя", а в 1946 перешло по репарациям в собственность СССР и переименовано в честь известного русского мореплавателя. Порт приписки судна - Калининград.

Судно совершало неоднократные трансатлантические и кругосветные экспедиции. А ведь "Крузенштерн" вполне мог стать не российским, а эстонским парусником. Буквально за несколько дней до отделения Эстонии от СССР, в 1991 году, согласно приказу Министерства рыбного хозяйства судно передавалось от объединения "Эстрыбпром" в Таллине Калининградскому высшему инженерному морскому училищу. А ведь не сообразили бы в Министерстве вовремя перевести судно в российский анклав - и не быть бы ему российским…

Сегодня барк "Крузенштерн" принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России и используется в учебных целях. Барк регулярно участвует в международных парусных регатах. Наибольшего успеха в международных регатах "Крузенштерн" добился в 1992 году в регате, посвящённой 500-летию открытия Америки. "Крузенштерн" победил в гонке от Бостона до Ливерпуля. Во время этой гонки он развил рекордную для парусников скорость - 17,4 узлов, или 32,4 километров в час.

В общем, имя знаменитого русского адмирала живет, память о нем остается в душах моряков. И навсегда останутся в сердце бессмертные строки путешественника, ученого и барда Александра Городницкого:

И тесны домашние стены,

И душен домашний покой,

Когда паруса "Крузенштерна"

Шумят над моей головой…