Лабораторная работа по физике огэ. Подготовка практической части огэ по физике

-

Предлагаемые работы : Определение

Цель задания

Предлагаемые работы : Исследование

Цель работы

Предлагаемые работы : Проверка

Экспериментальные задания 1-го типа

Определение периода и частоты колебаний математического маятника

Использовать комплект №7

Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой; метровую линейку (погрешность 5 мм); шарик с прикрепленной к нему нитью; часы с секундной стрелкой (или секундомер). Соберите экспериментальную установку для определения периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника.



В бланке ответов:

1.сделайте рисунок экспериментальной установки;

2.Приведите формулу для расчета периода и частоты колебаний;

3.укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для длин нити маятника

равной 0,5 м;

вычислите период и частоту.

Образец возможного решения

2) Т = t/N; ν = 1/Т;

3) N = 30; t = 42 с.

4) Т = t/N = 1,4 с;ν = 1/Т = 0,7 Гц.

Вывод : В ходе выполнения экспериментального задания период свободных колебаний оказался равен 1,4 с,

частота 0,7 Гц.

Определение момента силы, действующего на рычаг

Использовать комплект №8

Используя рычаг, три груза, штатив и динамометр, соберите установку для исследования равновесия рычага. Три груза подвесьте слева от оси вращения рычага следующим образом: два груза на расстоянии 6 см и один груз на расстоянии 12 см от оси. Определите момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рычага на расстоянии 12 см от оси вращения рычага для того, чтобы он оставался в равновесии в горизонтальном положении.

В бланке ответов:

1.зарисуйте схему экспериментальной установки;

2.запишите формулу для расчета момента силы;

3.укажите результаты измерений приложенной силы и длины плеча;

4.запишите числовое значение момента силы.

Образец возможного решения : 1) Схема экспериментальной установки:


3) F = 2Н, l = 0,12 м

4) М = 2Н· 0,12 м = 0,3 Н· м

Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания момент силы, которую необходимо приложить к

правому концу рычага оказался равным 0,3 Н · м.

Образец возможного решения

1 ) Схема экспериментальной установки:





Вывод: В ходе выполнения эксперимент. задания сопротивление резистора R 1 оказалось равным 12 Ом.

Определение работы тока

Использовать комплект №5

Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R, соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А. Определите работу электрического тока за 10 минут.

В бланке ответов:

2.запишите формулу для расчёта работы электрического тока;

3.укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А;

4.запишите численное значение работы электрического тока.

Образец возможного решения

1) Схема экспериментальной установки:





Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания работа тока оказалась равной 648 Дж.

Определение мощности тока

Использовать комплект №5

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R 2 , соберите экспериментальную установку для определения мощности, выделяемой на резисторе при силе тока 0,5 А.

В бланке ответов:

1.нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2.запишите формулу для расчёта мощности электрического тока;

3.укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А;

4.запишите численное значение мощности электрического тока.

Образец возможного решения

1) Схема экспериментальной установки:





Вывод: В ходе выполнения эксперимент. задания мощность электрического тока оказалась равной 1,5 Вт.

Экспериментальные задания 2-го типа

Образец возможного решения

1) Схема экспериментальной установки:

3.Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания выяснилось, что при уменьшении длины нити

период свободных колебаний уменьшается.

Образец возможного решения

1) Схема экспериментальной установки:


4)Вывод: Общее напряжение на двух последовательно соединенных резисторах равно сумме напряжений

на каждом из резисторов.

Образец возможного решения

1) Схема экспериментальной установки:


I, A I 1 , A I 2 , A Вывод
0,6 0,4 0,2 I =I 1 +I 2

4)Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что сила тока на основном проводнике равна сумме сил токов в параллельно соединенных проводниках.

Подготовка практической части ОГЭ по физике

Экспериментальные задания № 23

Экспериментальные умения проверяются заданиями трех типов:

- задания на косвенные измерения физических величин;

Задания, проверяющие умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или

графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных;

Задания, проверяющие умение проводить экспериментальную проверку физических законов;

Перечень комплектов оборудования:

Экспериментальные задания 1-го типа

Цель задания: проверка умения проводить косвенные измерения физических величин.

Предлагаемые работы : Определение

5. периода и частоты колебаний математического маятника,

6. момента силы, действующего на рычаг,

7. работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока,

10.электрического сопротивления резистора,

11.работы электрического тока,

12.мощности электрического тока.

Экспериментальные задания 2-го типа

Цель задания : проверка умения представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных.

Предлагаемые работы : Исследование

3.зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити,

4.зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника,

Экспериментальные задания 3-го типа

Цель работы : проверка умения проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий.

Предлагаемые работы : Проверка

1.Закона последовательного соединения резисторов для электрического напряжения

2.Закона параллельного соединения резисторов для силы электрического тока

Экспериментальные задания 1-го типа

Комплект №1

Измерение плотности вещества

Используя стакан, воду, измерительный цилиндр, весы, разновес, определите плотность цилиндра № 1или №3. Проделайте необходимые измерения и вычисления и определите плотность вещества. Результаты измерений и вычислений запишите в отчетную таблицу.
В бланке ответов:

2)запишите формулу для расчета плотности твердого тела;
3) запишите результаты измерений и вычислений в отчетную таблицу.

Комплект №2

Измерение выталкивающей силы.

Используя динамометр школьный с пределом измерения 4Н (с=0,1Н), стакан с водой, цилиндр № (1или3) соберите установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.
В бланке ответов:

2) запишите формулу для расчета выталкивающей силы;
3) укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде;
4) запишите численное значение выталкивающей силы.

Комплект №3.

Измерение жесткости пружины .

Используя штатив с муфтой и лапкой, (пружину) два динамометра, линейку и три груза, соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней один, два, три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета жесткости пружины;
3) укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины;
4) запишите численное значение жесткости пружины.

Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины.

Используя штатив с муфтой и лапкой, (пружину) два динамометра, линейку и три груза, соберите экспериментальную установку для исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней один, два, три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
В бланке ответов:
1) опишите порядок выполнения эксперимента, сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) укажите результаты прямых измерений силы упругости и смещения в виде таблицы;
3) постройте график зависимости силы упругости от деформации пружины;
4) сформулируйте качественный вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины.

Комплект №4.

Измерение коэффициента трения скольжения. Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, соберите установку для определения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью стола.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета коэффициента трения скольжения;
3)укажите результаты измерения веса каретки с грузом и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности стола;
4) запишите численное значение коэффициента трения скольжения.

Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Используя деревянный брусок с крючками на нити, динамометр, 2 груза массой по (100+_20г, направляющую рейку исследуйте зависимость силы трения от силы нормального давления.
В бланке ответов;
1) опишите порядок выполнения эксперимента;
2) запишите найденное значение коэффициента трения для каждого измерения;
3) постройте график зависимости силы трения от силы нормального давления;
4) сделайте вывод о характере зависимости силы трения от силы нормального давления.

Комплект №5.

Измерение сопротивления проводника.
Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №1или №2, соберите экспериментальную установку для определения электрического сопротивления резистора.
В бланке ответов:

2)запишите формулу для расчета электрического сопротивления;
3)укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А;
4)запишите численное значение электрического сопротивления.

Определение работы электрического тока
Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №_(1или2), соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе при силе тока0,5А в течение 10 минут.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчета работы электрического тока;

4) запишите численное значение работы эл.тока.

Определение мощности электрического тока в проводнике .
Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №_(1или2), соберите экспериментальную установку для определения мощности резистора.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчета мощности электрического тока;
3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А;
4) запишите численное значение мощности эл.тока.

Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.
Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №_(1или2), соберите экспериментальную установку для исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.
В бланке ответов:
1) опишите порядок выполнения эксперимента;
2) запишите найденное значение силы тока и напряжения для каждого измерения;
3) постройте график зависимости силы тока от напряжения;
4) сделайте вывод о характере зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.

Экспериментальная проверка правила для силы тока при параллельном соединении двух проводников.

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для силы тока при параллельном соединении двух проводников.
В бланке ответов:

2) измерьте силу тока на каждом из резисторов и общую силу тока в цепи при их параллельном соединении;
3)сравните общую силу тока в цепи с суммой сил токов на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного амперметра составляет 0,05А.
4)Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила

Экспериментальная проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников .

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном соединении;
3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений
на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В.
Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.

Комплект №6.

Оптическая сила системы из двух линз

Используя две собирающие линзы, линейку, экран и удаленный источник света (освещенное окно) проверьте справедливость следующего условия: оптическая сила системы из двух линз равна сумме оптических сил каждой линзы (D = D 1 + D 2 ).

В бланке ответов:

  1. Зарисуйте схему эксперимента (укажите ход лучей через две собирающие линзы, установленные рядом) и запишите формулу для расчета оптической силы линзы.
  2. Определите фокусное расстояние каждой из двух линз и рассчитайте для них оптическую силу.
  3. Расположите линзы так, чтобы главная оптическая ось проходила через центр каждой линзы и линзы соприкасались. Определите фокусное расстояние системы линз и рассчитайте оптическую силу.
  4. Проверьте справедливость условия и запишите вывод

Изменение размера изображения при перемещении предмета от фокуса линзы к двойному фокусу.

В бланке ответов:

  1. Предположите, как будет изменяться изображение при перемещении предмета от фокуса линзы к двойному фокусу.
  2. Зарисуйте схему эксперимента (покажите ход лучей в случае нахождения предмета между фокусом и двойным фокусом линзы и в случае нахождения на расстоянии, большем двойного фокусного).
  3. Проверьте выдвинутое предположение. Для этого сначала определите величину фокусного расстояния. Затем располагайте предмет на расстояниях F

d > 2F, и для каждого из этих вариантов определите размер изображения.

  1. Сформулируйте и запишите вывод.

Измерение оптической силы линзы
Используя собирающую линзу №_(1или2), линейку длиной 20-30см, экран, рабочее тело определить фокусное расстояние и рассчитайте оптическую силу линзы.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета оптической силы линзы;
3) укажите результаты измерения фокусного расстояния линзы;
4) запишите численное значение оптической силы линзы.

Исследование зависимость расстояния между предметом и линзой от расстояния между линзой и изображением

Используя собирающую линзу, линейку, экран, лампу с колпачком в качестве предмета соберите экспериментальную установку для исследования зависимости расстояния между предметом и линзой от расстояния между линзой и изображением.

В бланке ответов:

  1. Определите фокусное расстояние линзы.
  2. Устанавливайте лампу поочередно на расстояния F 2F и, измерив в каждом случае расстояние между линзой и изображением, укажите результаты измерения расстояний этих трех случаев в виде таблицы.
  3. Сформулируйте вывод о зависимости расстояния между предметом и линзой от расстояния между линзой и изображением.

Комплект №7.

Определение периода колебаний маятника.

Для выполнения задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой; метровую линейку (с погрешностью 5 мм); шарик с прикреплённой нитью длиной 110 см; часы с секундной стрелкой (или секундомер).

В бланке ответов

  1. Рассчитайте периоды колебаний по полученным данным. Сделайте вывод о зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити.

Построение графика зависимости периода колебаний маятника от длины нити .

Для выполнения задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой; метровую линейку (с погрешностью 5мм); шарик с прикреплённой нитью длиной 110см; часы с секундной стрелкой (или секундомер).

В бланке ответов

  1. Нарисуйте схему эксперимента.
  2. Запишите формулу для расчёта периода колебаний математического маятника.
  3. Измерьте время 30 колебаний для четырёх длин маятника. Укажите результаты измерений.
  4. Рассчитайте периоды колебаний по полученным данным. Постройте график зависимости периода колебаний от длины нити. Сделайте вывод о характере зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити.

Исследование зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити.
Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити. Определите время для 30 полных колебаний и посчитайте период колебаний для трех случаев, когда длина нити равна соответственно 1м, 0,5м и 0,25м.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы;
3) посчитайте период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу;
4) сформулируйте качественный вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Комплект №8.

Определение момента силы, приложенной к рычагу

Используя рычаг, три груза, штатив и динамометр, соберите установку для исследования равновесия рычага. Три груза подвесьте слева от оси вращения рычага следующим образом: два груза на расстоянии 6 см и один груз на расстоянии 12 см от оси. Определите момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рычага на расстоянии 6 см от оси вращения рычага для того, чтобы он оставался в равновесии в горизонтальном положении.

В бланке ответов:

1) зарисуйте схему экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчета момента силы;

3) укажите результаты измерений приложенной силы и длины плеча;

4) запишите числовое значение момента силы.

Определение силы упругости при подъеме груза с помощью неподвижного груза.

Используя штатив с муфтой, неподвижный блок, нить, три груза и динамометр, соберите экспериментальную установку для измерения работы силы упругости при равномерном подъеме грузов с использованием неподвижного блока. Определите работу, совершаемую силой упругости при подъеме грузов на высоту 20 см.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчета работы силы упругости;

3) укажите результаты прямых измерений силы упругости и пути;

4) запишите числовое значение работы силы упругости.


Структура варианта КИМ обеспечивает проверку всех предусмотренных
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта
видов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса физики основной
школы, овладение методологическими знаниями и экспериментальными
умениями, использование при выполнении учебных задач текстов
физического содержания, применение знаний при решении расчетных задач
и объяснении физических явлений и процессов в ситуациях практикоориентированного характера.
Владение основами знаний о методах научного познания и
экспериментальные умения проверяются в заданиях 18, 19 и 23.
Задания 18 и 19 контролируют следующие умения:
– формулировать (различать) цели проведения (гипотезу, выводы)
описанного опыта или наблюдения;
– конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок
проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой;
– использовать физические приборы и измерительные инструменты
для прямых измерений физических величин;
– проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в
том числе выраженных в виде таблицы или графика.

Экспериментальные задания № 23

Экспериментальные умения проверяются заданиями
трех типов:
1)задания на косвенные измерения физических величин;
2)задания, проверяющие умение представлять

графиков и делать выводы на основании полученных
экспериментальных данных;
3)задания, проверяющие умение проводить
экспериментальную проверку физических законов;

Критерии оценки выполнения задания №23

Полностью правильное выполнение задания оценивается 4
баллами, для этого необходимо:
1) схематичный рисунок экспериментальной установки;
2) формулу для расчета искомой величины по доступным для
измерения величинам;
3) правильно записанные результаты прямых измерений
(указываются физические величины, прямые измерения
которых необходимо провести в данном задании);
4) полученное правильное числовое значение искомой
величины.

Перечень комплектов оборудования

Перечень комплектов оборудования для проведения
экспериментальных заданий составлен на основе типовых
наборов для фронтальных работ по физике.
Комплект №1
весы рычажные с набором гирь
измерительный цилиндр (мензурка) с
пределом измерения 100 мл, С = 1 мл
стакан с водой
цилиндр стальной на нити

цилиндр латунный на нити
V = 20 см3, m = 170 г, обозначить №2
Комплект №2
динамометр с пределом измерения
4 Н (С = 0,1 Н)
стакан с водой
цилиндр стальной на нити
V = 20 см3, m = 156 г, обозначить № 1
цилиндр латунный на нити
V = 20 см3, m = 170 г, обозначить № 2

Комплект №3
штатив лабораторный с муфтой и
лапкой
пружина жесткостью (40±1) Н/м


измерения 4 Н (С = 0,1 Н)
линейка длиной 200–300 мм с
миллиметровыми делениями
Комплект №5

вольтметр 0–6 В, С = 0,2 В
амперметр 0–2 А, С = 0,1 А
переменный резистор (реостат),
сопротивлением 10 Ом
резистор, R1 = 12 Ом, обозначить R1
резистор, R2 = 6 Ом, обозначить R2
соединительные провода, 8 шт.
ключ
рабочее поле
Комплект №4
каретка с крючком на нити m = 100 г
три груза массой по (100±2) г
динамометр школьный с пределом
измерения 4 Н (С = 0,1 Н)
направляющая (коэффициент
трения каретки по направляющей
приблизительно 0,2)
Комплект №6
собирающая линза, фокусное расстояние
F1 = 60 мм, обозначить Л1
линейка длиной 200–300 мм с
миллиметровыми делениями
экран
рабочее поле
источник питания постоянного тока 4,5 В
соединительные провода
ключ
лампа на подставке

Комплект №7
штатив с муфтой и лапкой
метровая линейка (погрешность 5 мм)
шарик с прикрепленной к нему
нитью длиной 110 см
часы с секундной стрелкой (или секундомер)
Комплект №8
штатив с муфтой
рычаг
блок подвижный
блок неподвижный
нить
три груза массой по (100±2) г
динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н)
линейка длиной 200–300 мм с миллиметровыми делениями

Экспериментальные задания 1-го типа

Цель задания: проверка умения проводить косвенные измерения
физических величин.
Предлагаемые работы:
1.плотности вещества,
2.силы Архимеда,
3.коэффициента трения скольжения,
4.жесткости пружины,
5.периода и частоты колебаний математического маятника,
6.момента силы, действующего на рычаг,
7.работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока,
8.работы силы трения,
9.оптической силы собирающей линзы,
10.
электрического сопротивления резистора,
11.
работы электрического тока,
12.

Определение плотности вещества

Использовать комплект №1
Используя рычажные весы с
разновесом, мензурку, стакан с водой,
цилиндр № 2, соберите

измерения плотности материала, из
которого изготовлен цилиндр № 2.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок
экспериментальной установки
для определения объёма тела;

плотности;

массы цилиндра и его объёма;

плотности материала цилиндра.
Образец возможного решения


задания плотность вещества, из которого выполнен
цилиндр оказалась равной 8500 кг/м 3.

10. Определение силы Архимеда

Использовать комплект №2
Используя динамометр, стакан с
водой, цилиндр № 1, соберите
экспериментальную установку для
определения выталкивающей силы
(силы Архимеда), действующей на
цилиндр.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок
экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта
выталкивающей силы;

веса цилиндра в воздухе и веса
цилиндра в воде;

выталкивающей силы.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания сила
Архимеда оказалась равной 0,2 Н.

11. Определение коэффициента трения скольжения

Использовать комплект №4
Используя каретку (брусок) с
крючком, динамометр, один груз,
направляющую рейку, соберите
экспериментальную установку для
измерения коэффициента трения
скольжения между кареткой и
поверхностью рейки.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок
экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта
коэффициента трения скольжения;
3) укажите результаты измерений
веса каретки с грузом и силы


рейки;
4) запишите числовое значение
коэффициента трения скольжения.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания коэффициент
трения скольжения оказался равным 0,2.

12. Определение момента силы, действующего на рычаг

Использовать комплект №8
Используя рычаг, три груза, штатив и
динамометр, соберите установку для
исследования равновесия рычага. Три груза
подвесьте слева от оси вращения рычага
следующим образом: два груза на
расстоянии 6 см и один груз на расстоянии
12 см от оси. Определите момент силы,
которую необходимо приложить к правому
концу рычага на расстоянии 12 см от оси
вращения рычага для того, чтобы он
оставался в равновесии в горизонтальном
положении.
В бланке ответов:
1) зарисуйте схему экспериментальной
установки;
2) запишите формулу для расчета момента
силы;
3) укажите результаты измерений
приложенной силы и длины плеча;
4) запишите числовое значение момента
силы.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
2) M=Fl
3) F = 2Н, l = 0,12 м
4) М = 2Н·0,12 м = 0,3 Н·м
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания момент
силы, которую необходимо приложить
к правому концу рычага оказался
равным 0,3 Н · м.

13. Определение жесткости пружины

Использовать комплект №3
Используя штатив с муфтой и лапкой,
пружину, динамометр, линейку и два
груза, соберите экспериментальную
установку для измерения жёсткости
пружины. Определите жёсткость
пружины, подвесив к ней два груза.
Для измерения веса грузов
воспользуйтесь динамометром.
В бланке ответов:
1) Сделайте рисунок
экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта
жёсткости пружины;
3) укажите результаты измерения
веса грузов и удлинения пружины;
4) запишите числовое значение
жёсткости пружины.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания
коэффициент жесткости оказался
равным 40 Н/м.

14. Определение периода и частоты колебаний математического маятника

Использовать комплект №7






определения периода и частоты свободных
колебаний нитяного маятника.
В бланке ответов:

установки;
2)Приведите формулу для расчета периода и
частоты колебаний;
3)укажите результаты прямых измерений числа
колебаний и времени колебаний для длин
нити маятника равной 0,5 м;
4)вычислите период и частоту колебания;
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
2) Т = t/N; ν = 1/Т;
3) N = 30; t = 42 с.
4) Т = t/N = 1,4 с;ν = 1/Т = 0,7 Гц.
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания период
свободных колебаний оказался равен 1,4 с,
частота 0,7 Гц.

15. Определение работы силы трения

Использовать комплект №4
Используя каретку (брусок) с крючком,
динамометр, один груз, направляющую
рейку,
соберите
экспериментальную
установку для определения работы силы
трения при перемещении в горизонтальном
направлении каретки с грузом на длину
рейки.
В бланке ответов:

установки;
2) запишите формулу для расчёта работы
силы трения;
3) укажите результаты измерений силы
трения скольжения при движении
каретки с грузом по поверхности
рейки, длины рейки;
4) запишите числовое значение. работы
силы трения.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной
2) А=F · s; Fтр =Fтяги (при
равномерном движении);
тр
установки
3) Fтяги = 0,4 Н; l = 0,5 м;
4) А= 0,4 Н · 0,5 м=2 Дж.
Вывод: В ходе выполнения

трения скольжения оказалась равным
2 Дж

16. Определение электрического сопротивления резистора

Использовать комплект №5
Определите электрическое
сопротивление резистора R1. Для
этого соберите экспериментальную
установку, используя источник тока
4,5 В, вольтметр, амперметр, ключ,
реостат, соединительные провода и
резистор, обозначенный R1. При
помощи реостата установите в цепи
силу тока 0,2 А.
В бланке ответов:

эксперимента;
2) запишите формулу для расчёта
электрического сопротивления;
3) укажите результаты измерения
напряжения при силе тока 0,2 А;
4) запишите численное значение
электрического сопротивления.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной
установки
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания
сопротивление резистора R1 оказалось
равным 12 Ом.

17. Определение мощности тока

Использовать комплект №5



обозначенный
R2 ,
соберите
экспериментальную установку для
определения мощности, выделяемой
на резисторе при силе тока 0,5 А.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему
эксперимента;
2) запишите формулу для расчёта
мощности электрического тока;
3) укажите результаты измерения
напряжения при силе тока 0,5 А;
4) запишите численное значение
мощности электрического тока.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной
установки
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания мощность
электрического тока оказалась равной 1,5 Вт.

18. Определение работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного блока

Использовать комплект №8

подвижный, нить, 3 груза,

определите работу силы упругости
при подъеме трех грузов на высоту
20 см.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок
экспериментальной установки;
2) приведите формулу для расчета
работу силы упругости;
3) укажите результаты прямых
измерений высоты и силы
упругости;
4) Вычислите работу силы
упругости при подъеме трех
грузов на указанную высоту;
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
2) А = Fупр.h;
3) Fупр. = 2 Н (при равномерном
перемещении);
h = 0,2 м;
4) А = 2 Н·0,2 м = 0,4 Дж
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания работа

оказалась равной 0,4 Дж.

19. Определение работы силы упругости при подъеме груза с помощью неподвижного блока

Использовать комплект №8
Используя штатив с муфтой, блок
неподвижный, нить, 3 груза,
динамометр школьный, линейку,
определите работу силы
упругости при подъеме трех
грузов на высоту 20 см.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок
экспериментальной установки;
2) приведите формулу для
расчета работу силы
упругости;
3) укажите результаты прямых
измерений высоты и силы
упругости;
4) Вычислите работу силы
упругости при подъеме трех
грузов на указанную высоту;
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
2) А = Fупр.h;
3) Fупр. = 3,2 Н
(при равномерном перемещении); h = 0,2 м;
4) А = 3,2 Н·0,2 м = 0,64 Дж
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания работа
силы упругости при подъеме тела
оказалась равной 0,64 Дж.

20. Определение работы тока

Использовать комплект №5
Используя источник тока, вольтметр,
амперметр, ключ, реостат,
соединительные провода, резистор,
обозначенный R, соберите
экспериментальную установку для
определения работы электрического тока
на резисторе. При помощи реостата
установите в цепи силу тока 0,3 А.
Определите работу электрического тока
за 10 минут.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему
эксперимента;
2) запишите формулу для расчёта
работы электрического тока;
3) укажите
результаты
измерения
напряжения при силе тока 0,3 А;
4) запишите
численное
значение
работы электрического тока.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания работа тока
оказалась равной 648 Дж.

21. Определение оптической силы собирающей линзы

Использовать комплект №6
Используя
собирающую
линзу,
экран,
линейку,
соберите
экспериментальную установку для
определения
оптической
силы
линзы. В качестве источника света
используйте свет от удалённого окна.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок
экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта
оптической силы линзы;
3) укажите результат измерения
фокусного расстояния линзы;
4) запишите значение оптической
силы линзы.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной
установки
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания оптическая
сила линзы оказалась равной 17дптр.

22. Экспериментальные задания 2-го типа

Цель задания: проверка умения представлять
экспериментальные результаты в виде таблиц или
графиков
и
делать
выводы
на
основании
полученных экспериментальных данных.
Предлагаемые работы:
1. зависимости силы упругости, возникающей в пружине,
от степени деформации пружины,
2. зависимости периода колебаний математического
маятника от длины нити,
3. зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от
напряжения на концах проводника,
4. зависимость силы трения скольжения от силы
нормального давления,
5. свойствах изображения, полученного с помощью
собирающей линзы.

23. Определение зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины

Образец возможного решения
Использовать комплект №3
1) Схема экспериментальной установки
Для выполнения этого задания используйте
лабораторное оборудование: штатив с муфтой и
лапкой, пружину, динамометр, линейку и набор
из трех грузов. Установите зависимость силы

величины растяжения пружины. Определите
растяжение пружины, подвешивая к ней
поочередно один, два и три груза. Для
определения веса грузов воспользуйтесь
динамометром.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной
установки;
2) запишите результаты измерения веса
грузов, удлинения пружины;
3) сформулируйте вывод о зависимости силы
упругости, возникающей в пружине, от
величины растяжения пружины.
№ опыта
Вес
груза,
Н
Сила
упругости,
Н
Удлинение,
м
1
1
1
0,025
2
2
2
0,050
3
3
3
0,075
Вывод: В ходе выполнения

что сила упругости прямо
пропорциональна растяжению пружины.

24. Определение зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити

Использовать комплект №7
Для выполнения этого задания используйте
лабораторное оборудование: штатив с муфтой
и лапкой; метровую линейку (погрешность 5
мм); шарик с прикрепленной к нему нитью;
часы с секундной стрелкой (или секундомер).
Соберите экспериментальную установку для
исследования зависимости периода свободных
колебаний нитяного маятника от длины нити.
В бланке ответов:
1)сделайте рисунок экспериментальной
установки;
2)укажите результаты прямых измерений числа
колебаний и времени колебаний для трех
длин нити маятника в виде таблицы;
3)вычислите период колебаний для всех трех
случаев;
4)сформулируйте вывод о зависимости периода
свободных колебаний нитяного маятника от
длины нити.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания выяснилось, что
при уменьшении длины нити период
свободных колебаний уменьшается.

25. Определение зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
Использовать комплект №4
Используя каретку (брусок) с
крючком, динамометр, три груза,
направляющую рейку, соберите
экспериментальную установку для
определения зависимости силы
трения скольжения от силы
нормального давления
В бланке ответов:
1) нарисуйте схему эксперимента
2) укажите результаты измерения
3) сформулируйте вывод о
зависимости силы трения
скольжения от силы
нормального давления
Fтр=Fтяг- при равномерном движении,
Нагружая брусок одним, двумя,тремя грузами,
измерим в каждом случае силу трения и силу
давления (силу тяжести), результаты измерений
запишем в таблицу
№ опыта
Сила нормального
давления, Н
Сила трения, Н
1
2
0,4
2
3
0,8
3
4
1,2
Вывод: В ходе выполнения экспериментального
задания оказалось, что сила трения пружины прямо
пропорциональна силе нормального давления.

26. Определение свойст­в изображения, полученного с помощью собирающей линзы

Определение свойств изображения, полученного с помощью
собирающей линзы
Использовать комплект №6
Используя собирающую линзу,
экран, линейку, рабочее поле,
источник питания постоянного тока
4,5 В, соединительные провода,
ключ, лампу на подставке соберите
экспериментальную установку для
определения свойств изображений,
полученного с помощью
собирающей линзы
В бланке ответов:
1) сделайте
рисунок
экспериментальной установки;
2) укажите результат измерения
фокусного расстояния линзы;
3) сделайте вывод, ка изменяются
свойства
изображений,
полученных
с
помощью
собирающей
линзы
при
удалении предмета от линзы.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной
установки
d
d Свойства изображения
Мнимое, увеличенное,
прямое
F < d < 2F
Действительное,
увеличенное, перевернутое
d > 2F
Действительное,
уменьшенное, перевернутое
Вывод: При удалении предмета от линзы
изображение предмета из мнимого
переходит в действительное, а его
размеры уменьшаются.

27. Определение зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника

Использовать комплект №5
Используя источник тока (4,5 В),
вольтметр, амперметр, ключ, реостат,
соединительные провода, резистор,
обозначенный R2, соберите
экспериментальную установку для
исследования зависимости силы тока,
возникающей в проводнике, от
напряжения на концах проводника.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему
эксперимента;
2) укажите
результаты
измерения
напряжения при силе тока
при
разных
положениях
ползунка
реостата;
3) Сделайте вывод о зависимости силы
тока, возникающей в проводнике, от
напряжения на концах проводника
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной
установки
№ опыта
I, A
U, B
1
0,2
2,4
2
0,3
3,6
3
0,4
4,8
Вывод:
В
ходе
выполнения
экспериментального задания оказалось, что
при увеличении напряжения между концами
проводника сила тока в проводнике также
увеличивается.

28. Экспериментальные задания 3-го типа

Цель
работы:
проверка
экспериментальную
умения
проверку
проводить
физических
законов и следствий.
Предлагаемые работы по проверке:
1. Закона последовательного соединения
резисторов для электрического напряжения
2. Закона параллельного соединения резисторов
для силы электрического тока

29. Проверка законов последовательного соединения резисторов для электрического напряжения

Использовать комплект №5
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр,
амперметр, ключ, реостат, соединительные
провода, резисторы, обозначенные R1 и R2
соберите экспериментальную установку для
проверки правила для электрического
напряжения при последовательном
соединении резисторов.
В бланке ответов:

эксперимента;
2. измерьте напряжение на каждом

включающим оба резистора;
3. сравните напряжение на каждом
резисторе и общее напряжение на участке,
включающим оба резистора


Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной
установки
U, В
U1, В
U2, В
Вывод
3
2
1
U =U1+U2
Вывод: Общее напряжение на двух
последовательно соединенных резисторах
равно сумме напряжений на каждом из
резисторов.

30. Проверка законов параллельного соединения резисторов для силы тока

Использовать комплект №5
Используя источник тока (4,5 В),
вольтметр, амперметр, ключ, реостат,
соединительные провода, резисторы,
обозначенные R1 и R2 соберите
экспериментальную установку для
проверки правила для силы тока при
параллельном соединении резисторов.
В бланке ответов:
1. начертите электрическую схему
эксперимента;
2. измерьте силу тока в каждой ветви
цепи и на неразветвленном участке;
3. сравните силу тока на основном
проводнике с суммой сил токов в
параллельно соединенных проводниках,
4. сделайте вывод о справедливости или
ошибочности проверяемого правила.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
I, A
I1, A
I2 , A
Вывод
0,6
0,4
0,2
I =I1+I2
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания оказалось,
что сила тока на основном проводнике
равна сумме сил токов в параллельно
соединенных проводниках.

31. Литература

1.
2.
3.
4.
Спецификация контрольных измерительных материалов для
проведения в 2016 году основного государственного экзамена по
ФИЗИКЕ
Физика 7 класс, А.В. Перышкин, ООО Дрофа, 2014 г.
Физика 8 класс, А.В. Перышкин, ООО Дрофа, 2014 г.
Физика 9 класс, А.В. Перышкин, ООО Дрофа, 2012 г.

Экзамен по физике

Экзамен по физике проводится в кабинетах, отвечающие требованиям безопасного труда при выполнении экспериментальных заданий экзаменационной работы.

На этапе выполнения экспериментального задания участники используют лабораторное оборудование.

Лабораторное оборудование размещается в аудитории на специально выделенном столе.

К обеспечению проведения лабораторных работ привлекается соответствующий специалист, владеющий определенными умениями и навыками проведения лабораторных работ по физике (например – лаборант). Не допускается привлекать к проведению лабораторных работ специалиста по этому учебному предмету, а также специалиста, преподававшего данный предмет у данных обучающихся.

Выдача лабораторного оборудования осуществляется специалистом по обеспечению лабораторных работ.

Выбор лабораторного оборудования, необходимого для выполнения экспериментального задания, каждый участник осуществляет самостоятельно, исходя из содержания экспериментального задания выполняемого им КИМ.

Комплекты лабораторного оборудования для выполнения экспериментальных заданий формируются заблаговременно, за один-два дня до проведения экзамена.

Каждый комплект оборудования должен быть помещен в собственный лоток. Необходимо проверить работоспособность комплектов оборудования по электричеству и оптике!

Вмешиваться в работу участника ОГЭ при выполнении им экспериментального задания специалист по обеспечению лабораторных работ по физике имеет право только в случае нарушения обучающимся техники безопасности, обнаружения неисправности оборудования или других нештатных ситуаций.

В ходе инструктажа учащихся знакомят с правилами безопасности.

Комплект «ГИА-лаборатория»

БЛАНК ПОВЕРКИ

Комплект № 1

«Механика»

Название

Предел измерения

Цена деления (С)

Номинал

Примечание

1

весы электронные

-

-

-

-

2

измерительный цилиндр (мензурка)

250 мл

С=2 мл

-

-

3

стакан с водой

-

-

-

-

4

цилиндр стальной на нити

-

-

V =___см 3 , m =____г

обозначить №1

5

цилиндр алюминиевый на нити

-

-

V=___см3, m=____г

обозначить № 2

Комплект № 2

«Механика»

Комплект «ГИА-лаборатория»

Название

Предел измерения

Цена деления (С)

Номинал

Примечание

1

динамометр

1 Н

С = 0,02 Н

-

-

2

стакан с водой

-

-

-

-

3

пластиковый цилиндр на нити

-

-

V =____см3,

m =_____г

обозначить № 1

4

цилиндр алюминиевый на нити

-

-

V=____см3,

m=_____г

обозначить № 2

Комплект № 3

«Механика»

Комплект «ГИА-лаборатория»

Название

Предел измерения

Цена деления

Номинал

Примечание

1

штатив лабораторный с муфтой и лапкой

-

-

-

-

2

пружина

-

-

жесткость (____±2) Н/м

-

3

грузы

-

-

масса (100±2) г

3 штуки

4

динамометр

5 Н

С = 0,1 Н

-

-

5

линейка

300 мм

С = 1 мм

-

-

Комплект № 4

«Механика»

Комплект «ГИА-лаборатория»

Название

Предел измерения

Цена деления (С)

Номинал

Примечание

1

брусок с крючком на нити

-

-

m = 50 г

-

2

грузы

-

-

масса (100±2) г

3 штуки

3

динамометр

1 Н

С = 0,02 Н

-

-

4

направляющая

-

-

-

μ по направл. 0,2

Комплект № 5

«Электричество»

Комплект «ГИА-лаборатория»

Название

Предел измерения

Цена деления (С)

Номинал

Примечание

1

-

-

5,4 В

-

2

вольтметр двухпредельный

3 В

С = 0,1 В

-

-

6 В

С = 0,2 В

3

амперметр двухпредельный

3 А,

С = 0,1 А

-

-

0,6 А

С = 0,02 А

4

реостат

-

-

____ Ом

-

5

резистор R5

-

-

____ Ом

обозначить R1

6

резистор R3

-

-

____ Ом

обозначить R2

7

соединит. провода

-

-

-

8 шт.

8

рабочее поле

-

-

-

-

Комплект № 6

«Оптика»

Комплект «ГИА-лаборатория»

Название

Предел измерения

Цена деления (С)

Номинал

Примечание

1

собирающая линза

-

-

F1= (__±5) мм

обозначить Л1

2

линейка

300 мм

С = 1 мм

-

-

3

экран

-

-

-

-

4

оптическая скамья

-

-

-

-

5

держатель для экрана

-

-

-

-

6

источник питания постоянного тока

-

-

5,4 В

-

7

соединительные провода

-

-

-

-

8

ключ

-

-

-

-

9

лампа на держателе

-

-

-

-

10

слайд «модель предмета»

-

-

-

-

Комплект № 7

«Механика»

Комплект «ГИА-лаборатория»

Название

Предел измерения

Цена деления (С)

Номинал

Примечание

1

штатив с муфтой и лапкой

-

-

-

-

2

специальная мерная лента с отверстием или нить

3

груз

-

-

100±2 г

-

4

электронный секундомер (со специальным модулем, обеспечивающим работу секундомера без датчиков)

-

-

-

-

Комплект № 8

«Механика»

омплект «ГИА-лаборатория»

Название

Предел измерения

Цена деления (С)

Номинал

Примечание

1

штатив с муфтой

-

-

-

-

2

рычаг

-

-

-

-

3

блок подвижный

-

-

-

-

4

блок неподвижный

-

-

-

-

5

нить

-

-

-

-

6

грузы

-

-

100±2 г

3 шт.

7

динамометр школьный

5 Н

С = 0,1 Н

-

-

8

линейка

300 мм

С = 1 мм

-

-

ИНСТРУКЦИЯ

по правилам безопасности труда для участников ОГЭ

при проведении экзамена по физике

1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания организатора экзамена.

2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения организатора экзамена.

3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

4. Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание и порядок выполнения.

5. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность.

6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.

7. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией.

9. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов.

10. Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения организатора экзамена.

11. Не производите пересоединения в цепях до отключения источника электропитания.

12. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.

13. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

14. Не уходите с рабочего места без разрешения организатора экзамена.

15. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом организатору экзамена.

Инструктаж закончен. Вам необходимо сейчас расписаться в ведомости по ознакомлению с правилами по технике безопасности.

(Специалист по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ проходит по аудитории с ведомостью, где участники ставят свои подписи)

Ведомость по ознакомлению с правилами по технике безопасности во время проведения ОГЭ по физике в 2016 году.

п/п

Фамилия Имя

С правилами по ТБ ознакомлен/ознакомлена

Подпись

1

ознакомлен/ознакомлена

2

ознакомлен/ознакомлена

3

ознакомлен/ознакомлена

4

ознакомлен/ознакомлена

5

ознакомлен/ознакомлена

6

ознакомлен/ознакомлена

7

ознакомлен/ознакомлена

8

ознакомлен/ознакомлена

9

ознакомлен/ознакомлена

10

ознакомлен/ознакомлена

11

ознакомлен/ознакомлена

12

ознакомлен/ознакомлена

13

ознакомлен/ознакомлена

14

ознакомлен/ознакомлена

15

ознакомлен/ознакомлена

16

ознакомлен/ознакомлена

Инструктаж провёл: ____________________________________