Основы искусства кунг-фу монастыря шаолинь. Шаолиньское кунг-фу

Лучшие воспитанники монастыря Шаолинь приедут в Москву с новой программой "Последний рубеж" и выступят в "Крокус Сити Холле" 7 декабря. Настоятель монастыря Ши Ион-Синь в преддверии приезда своих подопечных в Россию принял корреспондента РИА Новости в своей обители и рассказал, почему культура Шаолиня привлекает людей всего мира и как он справляется с гигантским наплывом туристов в монастырь, есть ли место прогрессу в буддизме, как он относится к голливудским фильмам о Шаолине и почему позволяет своим монахам участвовать в развлекательных шоу, а также объяснил, в чем суть Шаолиня и к чему монах должен прийти в конце пути. Беседовала Ирина Гордон.

— Как вы сохраняете традиции монастыря, в особенности сейчас, когда он привлекает такое количество туристов?
— История Шаолиньского монастыря насчитывает более 1,5 тысяч лет. Он является императорским монастырем, сооруженным на этом месте по приказу китайского правительства для буддийских наставников из Индии. Шаолиньский монастырь изначально был учрежден правительством Китая, и китайские правящие династии относились к нему с большим уважением, поэтому он неизменно сохранял статус императорского монастыря на протяжении всей своей истории. В Шаолиньском монастыре основной упор делается на изучение и претворение в жизнь буддийской веры — монахи здесь занимаются самосовершенствованием, изучают буддизм, занимаются кунг-фу. Основа традиций Шаолиня — самостоятельное усердное обучение. Культура Шаолиня оказывает благотворное влияние на физическое и психическое здоровье человека, она представляет ценность для всего мира. Это естественно, что наша культура привлекает людей со всех уголков Земли, которые приезжают сюда на экскурсии или для того, чтобы пройти обучение.

— Согласны ли вы с тем, что монастырь должен идти в ногу с прогрессом, или считаете, что традиции должны оставаться неизменными?
— В религиозной практике, в духовной жизни следует поддерживать традиции, стремиться к традициям; в распространении закона Будды необходимо соответствовать духу времени.

— Храм Шаолинь стал неотъемлемой частью китайской народной культуры, и его образ часто используется в книгах и фильмах, в первую очередь в Голливуде. Видели ли вы какие-нибудь из них? Согласны ли с тем, как отражается в кино образ храма?
— Я обычно не смотрю кино, не смотрю телевизор. Художественную прозу или журналы тоже почти не читаю. Мы здесь в основном занимаемся медитацией и читаем сутры. Я знаю, что сюжеты многих фильмов и пьес имеют отношение к Шаолиньскому монастырю, берут за основу связанные с ним исторические события. Эти истории полезны для физического и психического здоровья человека, помогают людям в их жизненных стремлениях, поэтому так много людей в Китае и за его пределами выбирают сюжеты из истории Шаолиньского монастыря. Мы считаем, что это хорошо. Рассказы об истории Шаолиня и связанные с Шаолинем сюжеты могут сделать людей более счастливыми, более здоровыми, более успешными, более мудрыми, более независимыми. Да, пожалуй, это хорошо.

— В кино монахи Шаолиня умеют летать и убивать одним ударом. Это правда или кинематографисты все выдумывают?
— К вопросу об "убивать одним ударом" — шаолиньское боевое искусство предназначено в первую очередь для обороны, а нападение — второстепенно. Самое главное — это самозащита и укрепление здоровья. При помощи тренировок совершенствуются состояние организма и моральные свойства человека, повышается качество жизни.

— Какая здесь у монахов жизнь и к чему каждый из них должен прийти в конце пути?
— Монастырь — это место для изучения и практики буддизма, поэтому принимаются сюда только люди, исповедующие буддизм и стремящиеся к достижению духовных целей. Мы ратуем за то, чтобы пребывание в Шаолиньском монастыре человека было пожизненным. Обучение, послушничество и проживание здесь — это дело всей жизни. Мы стараемся проводить жизнь в послушничестве, повседневную жизнь — так, чтобы каждый день проходил хорошо, чтобы хорошими были каждый час и каждое мгновение. Наша конечная цель — всю жизнь стремиться к достижению наших идеалов.

— Монахи Шаолиня представляют свое боевое искусство в виде шоу по всему миру. Этой осенью они уже выступали на Красной площади в рамках фестиваля "Спасская башня", а в декабре снова приедут в Москву с новой программой. Насколько монашеская жизнь сочетается с участием в развлекательных шоу и гастролях?
— Культура Шаолиня, основанная на взаимодействии и гармоничном сосуществовании, — результат сотрудничества Китая с иностранными государствами, результат взаимодействия различных религий, результат веры и согласия. Поэтому взаимодействие с другими культурами и гармоничное сосуществование составляют ядро шаолиньской культуры. Через культурный обмен мы пропагандируем Шаолинь. Поощряя сотрудничество, можно достичь полной гармонии, достичь пределов того, к чему стремимся мы, монахи, в своей религиозной практике. Через общение с людьми в Китае и за его пределами и разные виды взаимодействия мы стимулируем развитие своей традиционной культуры и знакомим с ней людей по всему миру.

— Многие ли иностранцы просятся к вам в монахи? Принимаете ли вы их?
— Шаолиньский монастырь изначально был учрежден для буддийского наставника из Индии, и на протяжении веков здесь практиковали буддизм монахи из Японии, Кореи, Вьетнама. Из истории видно, что этот храм всегда был открыт для внешнего мира. В нынешнюю эпоху, когда позволяют условия, мы стараемся по мере возможностей удовлетворять просьбы людей, которые прибывают к нам в монастырь со всех уголков земли, чтобы заниматься религиозной практикой.

— А иностранцы могут становиться здешними монахами?
— Могут.

— А женщины?
— Да, у нас в горах есть филиал Шаолиньского монастыря, туда принимаются и женщины.

— В христианстве монах обычно принимает обет безбрачия. Скажите, в Шаолиньском монастыре тоже есть такое правило?
— Да, к буддизму это тоже относится. Вообще, есть несколько ограничений. Буддизм требует, чтобы монах носил специальное монашеское облачение. Он должен быть вегетарианцем — до конца жизни нельзя есть все, что летает, прыгает или бегает. И он действительно не может заводить семью или вступать в любовную связь.

— В одном из интервью вы говорили, что обыватели не понимают сути Шаолиня. Объясните нам, пожалуйста, в чем она заключается?
— В Шаолиньском монастыре занимаются главным образом медитацией. Медитация помогает нам улучшить здоровье, расширить свои границы, достичь состояния безмятежного спокойствия, познать мудрость, понять суетность этого мира и отстраниться от нее. Проще говоря, поскольку Шаолинь — это буддийский монастырь, мы проповедуем отказ от зла и умножение в добре.

— И при чем тут кунг-фу? Почему медитацию необходимо совмещать с занятиями боевым искусством — как связаны между собой эти вещи?
— Медитация и чань-буддизм в Китае берут исток в Шаолиньском монастыре. Традиция медитации в Китае опирается на метод постоянного внутреннего сосредоточения, который берет исток также в Шаолиньском монастыре. Постоянное внутреннее сосредоточение означает: сидя или лежа, надевая одежду, принимая пищу, находясь дома или направляясь куда-то, всегда концентрироваться на том, что делаешь в данный момент. Сидя или лежа, когда рубишь дрова или кипятишь воду, надевая одежду, принимая пищу, находясь дома или направляясь куда-то — в каждой мелочи, каждую минуту своей повседневной жизни находиться в состоянии медитации. Таким образом, мы, обрабатывая землю, занимаемся "трудовой медитацией"; тренируя боевые искусства, занимаемся "боевой медитацией"… Во всей повседневной жизни мы находимся в процессе постоянного внутреннего сосредоточения, в процессе медитации.

— Большое вам спасибо за то, что уделили мне время.
— Амитофо (буддийское благословение — ред.) .

Рассказывая про в нашем Центре Шаолинь в Воронеже, мы разобрались что значат понятия "кунфу"(или "кунг-фу") и "ушу". Мы выянили что, хотя значения этих слов отличаются, но на западе этимим словами называют одно и тоже, а именно, боевые искусства Китая. Так же мы вкратце рассмотрели отличия спортивного и традиционного ушу: в первом акцент ставится на эстетике движений, их красоте, в традиционном же ушу под красотой понимают гармонию силы, скорости и, главное, смысла движения или приема (т.е. его прикладного применения).

Теперь же давайте подробнее коснемся именно Шаолиньского кунфу, то есть того боевого искусства, которое практиковали в легендарном монастыре Шаолинь.

История Шаолиньского ушу

История создания кулачного искусства монастыря уводит к Бодхидхарме (кит. Дамо). Бодхидхарма является одной из самых таинственных и, вместе с тем, известной и почитаемой фигурой не только в Шаолине, но и во всем Китае. Именно он считается основателем Чань (яп. Дзен) буддизма. Бодхидхарма был индийским миссионером, проповедовавшим одно из направлений буддизма. Как гласят легенды, после прибытия в Китай, он обосновался около Шаолиня. Усердно практикуя сидячую медитацию в пещере недалеко от монастыря, Дамо погрузился в глубокое сосредоточение и, постигая свою внутреннею природу, просидел лицом к стене почти девять лет. После такого длительного сидения одной позе, тело Бодхидхармы очень ослабло: мышцы одряблели, ноги с трудом могли двигаться. Чтобы привести его в порядок, Дамо разработал комплексы упражнений, которые и легли в основу Шаолиньского кунфу и цигун. Ицзиньцзин, "Трактат об изменении мышц и сухожилий", и Сисуйзин, "Комплекс омовения костного мозга", - это комплексы цигун, приписываемые Бодхидхарме. Ицзиньцзин практикуется монахами и последователями и по сей день, тогда как комплекс Сисуйцзин считается утерянным знанием. Также Дамо приписывается создание внешнего комплекса, называемого "18 рук архата". Этот комплекс содержит последовательность 18 приемов рукопашного боя, он практикуется в Шаолине и по сей день.

Передача Бодхидхармой этих комплексов монахам монастыря, традиционно, считается отправной точкой пути развития Шаолиньского ушу и цигун. За последующие века монахи сумели построить сложнейшую систему боевого искусства, содержащую различные комплексы и подстили, разнообразное оружие, способы специальной наработки ударов и укрепления тела и костей, комплексы цигун для развития внутренней энергии и укрепления здоровья. Комплексная система всех этих составляющих, собственно, и является Шаолиньским ушу.

Стоит отметить, что в преподавании ушу в Шаолине важнейшую роль играл учитель, наставник - носитель определенных техник и методик боя. Причем различные учителя могли владеть разными наборами комплексов и стилей боя, что повлекло за собой разнообразие подстилей Шаолиньского ушу. В результате, монахи одного поколения, будучи учениками разных наставников, могли иметь совершенно разные техники боя, и даже одни и теже комплексы могли исполнять и трактовать по-иному. Поэтому, говоря про Шаолиньское ушу, нужно понимать, что оно включает себя разные техники и стили боя, возможно, даже не пересекающиеся между собой, и развивавшиеся параллельно на протяжении длительной истории монастыря.

К сожалению, в истории монастыря случались трагические моменты, когда Шаолинь оказывался под угрозой полного уничтожения, что влекло за собой утрату не только определенных стилей Шаолиньского кунфу, но так же знаний, накопленных многими поколениями монахов. Так, оказавшись втянутым в распри военачальников, охватившие Северный Китай в первой половине 20 века, монастырь Шаолинь был сожжен генералом Ши Юсаном в 1928 году. Генерал Ши Юсан сражался против генерала Фэн Чжунсю, который в детстве обучался в Шаолине боевым искусствам. В результате пожара, пламя уничтожило и повредило многие древние строения и залы монастыря, был сожжен архив с древними записями, хрониками и знаниями монастыря, многие монахи были убиты, уцелевшие - покинули монастырь. На долгие годы монастырь оказался в запустении, лишь несколько монахов пребывало в монастыре, пытаясь как-то поддерживать уцелевшие постройки.

Активная реконструкция и возрождение монастыря начались лишь в 1983 году, через год после выхода крайне популярного и культового фильма "Храм Шаолинь" с Джетом Ли (Ли Лян Цзе) в главное роле. Монахи, ранее ушедшие из монастыря, снова приглашались в обитель. Были организованы поиски техник и знаний монастыря, сохранившихся за его пределами. Перенимая уцелевшие знания, собирая по крупицам информацию о традициях и техниках монастыря, в результате удалось восстановить и вдохнуть жизнь в легендарное боевое искусство монастыря Шаолинь, к которому теперь может прикоснуться любой желающий.

Шаолиньское кунг-фу

Традиция кунг-фу монастыря Шаолинь не имеет ничего общего с широко используемым понятием «боевых искусств» как это понимается людьми, стремящимися к победам над противниками, или используемым в контексте вооруженных сил, армии. Также мало общего у спортивного ушу и традиционного шаолиньского кунг-фу. За всю свою историю Шаолинь никогда не был университетом боевых искусств или кузницей профессиональных бойцов.

Почему же при всем этом Шаолинь на протяжении многих веков сохраняет славу «Первого в Поднебесной по боевым искусствам», а шаолиньское кунг-фу привлекает последователей со всех уголков Земли? Уникальность шаолиньского подхода состоит в том, что еще с древних времен боевые искусства стали использовать для совершенствования духа и постижения Чань.

Чань похоже на спокойное чистое озеро, а когда начинаешь говорить о Чань словами, то все слова похожи на неправду и правду одновременно. Поэтому для постижения Чань всегда использовался метод от «сердца к сердцу» или «от состояния Учителя к состоянию Ученика». Постижение Чань часто идет через устранение сосредоточения на собственном «я» и освобождение от штампов сознания, благодаря которым и обеспечивается приток страданий. Чань - это полнота смирения и принятие жизни прямо, такой, какая она есть. Для устранения штампов Чань использует пограничные состояния сознания и специальные методы тренировки, поскольку только экстремальная ситуация скорее всего обращает нас к пониманию реальности. В экстремальной ситуации всегда существует угроза для жизни, поэтому, чтобы выжить, необходимы полное сосредоточение и полная свобода от всех штампов. Практика кунг-фу этому способствует.

Научит ли Шифу меня драться? Очень вероятно, что «да», или, по крайней мере, Вы станете сильнее духом и телом. Но шаолиньское кунг-фу это очень непростое боевое искусство, и Вы можете ставить более амбициозную задачу, при этом, лучше всего, ничего конкретно не ожидая и не планируя. На занятиях в Школе Мастера Ши Янбином, Вы не только научитесь удачно выполнять шаолиньские таолу (комплексы, нормативная последовательность движений) и работать с оружием (шест, хлыст, меч). Тренировки организованы так, что воздействуют на все уровни организма (дух шэн, сердце синь, энергию ци, внутреннюю силу цзин, внешнюю силу ли).

Шаолиньское кунг-фу Мастера Ши Янбина, Шаолинь 2015

В основе традиции кунг-фу Шаолиня лежит Чань-медитация. Далее следует практика цигун, которая дает возможность регулировать ци и задействовать внутреннюю силу цзин в нужном месте и в нужное время, в отличие от использования грубой силы ли через жесткое мышечное напряжение. Применение внутренней силы имеет разные формы и выражения, которые мы чаще всего и называем боевыми искусствами. Шаолиньское кунг-фу всегда занимало достойное место в братской семье китайского ушу наряду с Уданской школой, багуачжан, тайцзицюань, синьицюань.

Шаолиньские приемы сложны в освоении, просты в применении, в них используются принципы естественных движений тела, гармоничное сочетание расслабления-напряжения, в них нет пустых движений, все приемы сугубо практичны. Движения округлы, совершаются по вращательной траектории и способствуют накоплению ци и эффективному выбросу силы. При ударах рука согнута в локте - и в то же время не согнута, выпрямлена - и в то же время не выпрямлена. Для тренировки не требуется много места, по шаолиньскому выражению, «кулак бьет там, где может улечься корова». Атака и защита должны происходить фронтально или с боковой стороны.

Ученики Школы Мастера Ши Янбина изучают:

  • искусство кулачного боя и искусство владения оружием;
  • навыки владения традиционным оружием шаолиньского монастыря – шестом и мечом, хлыстом;
  • технику захватов и заломов (циньна);
  • множество методов жесткой и мягкой наработки.

И, конечно, цигун и медитация являются неотъемлемой частью тренировочного процесса.

Буддийский монастырь Шаолинь был основан в 495 году. Основателем этого монастыря был индийский монах Бхадра. В 520 году к этому монастырю присоединился другой индийский монах – Бодхидхарма, который и научил остальных монахов искусству кунг-фу, чтобы сделать их более выносливыми и способными на аскетические подвиги. Вначале это был просто особый комплекс физических упражнений – система самообороны на основе этого комплекса была разработана несколько позже.

(Всего 18 фото)

1. Разминка учеников школы боевых искусств Shaolin Tagou в Дэнфэне. Это самая большая школа боевых искусств в современном Китае. Она была построена в 1978 году, благодаря всплеску популярности кунг-фу, вызванному фильмом Джета Ли «Храм Шаолиня». Сегодня в городе Дэнфэн находится почти 60 школ боевых искусств, в которые учатся более 50 000 детей и подростков.

2. Умение владеть палкой – обязательно для каждого мастера и ученика кунг-фу.

3. Ученики Школы Tagou разворачивают гигантский флаг Китая у подножия священной горы Суншань, на склонах которой находится монастырь Шаолинь. В школе Tagou обучается более 25 000 человек, и ее учебная программа включает в себя не только уроки, но и серьезные показательные выступления учеников. Так, ученики школы Tagou участвовали в церемонии открытия и закрытия летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине.

4. Разминка учеников перед началом урока по стилю Чан Ху Синь И Мень (Chang Hu Xin Yi Men). Сегодня в школе Tagou преподают 15 стилей кунг-фу. Ученики могут выбрать тот стиль, который лучше всего подходит по их физическим данным.

5. Упражнение для новичков – пятиминутная стойка на руках. Очень сложное и достаточно мучительно упражнение. Преподаватели школы особое внимание уделяют закалке характера своих учеников и развитию у них выносливости. А в свободное от занятий время ученикам разрешается поиграть в баскетбол.

6. Кадр из китайского фильма. Мастера кунг-фу «шаолиньские монахи» сражаются с «шайкой разбойников». Шаолинь – , но его монахи имеют традиционный образ великих и справедливых воинов-героев.

7. Монах в традиционной одежде идет к монастырю Шаолинь. В его чемодане подношения, предназначенные для настоятеля монастыря.

9. Монахи друг за другом идут на службу. Сегодня в монастыре живет почти 150 монахов. Также в монастыре всегда много гостей, приехавших поклониться буддийским святыням, и учеников.

10. накрыл цветущее дерево во дворе монастыря.

11. Усыпальницы особо уважаемых шаолиньских монахов. Всего в Лесу Пагод находится 231 усыпальница. На двух их них можно прочитать надпись: «Доблесть, завоеванная в бою». В некоторых усыпальницах покоится прах не только самого монаха, но и его учеников.

12. Участник показательных выступлений отрабатывает подъем с головы в одном из учебных залов монастыря. Основную часть трупп, принимающих участие во всевозможных шоу, составляют не сами монахи, а специально нанятые ученики школ боевых искусств.

13. Буддистский монах Ши Дэцзянь практикует искусство кунг-фу рядом со своей кельей в горах. На постройку этого убежища у него ушло 15 лет.

14. Чтобы построить уединенное жилище, находящееся вдали от потоков туристов монаху и его ученикам приходилось на себе таскать в горы мешки с цементом и другими строительными материалами.

15. Ученые из Китайского университета Гонконга снимают энцефалограмму монаха Ши Дэцзяня во время его медитации, чтобы понять, каким образом медитация воздействует на человеческий мозг.

16. 75-летний Фань Фучжун был свидетелем гонений на кунг-фу и со стороны японских оккупантов, и со стороны маоистов. Теперь это древнее китайское искусство возрождается и имеет множество сторонников в разных странах мира.

17. Похороны мастера кунг-фу Ян Гуйу, умершего в возрасте 77 лет. Плачущие родственники и друзья мастера одеты в традиционные траурные одежды.

18. Ученики школы, где преподавал мастер, несут традиционные бумажные похоронные венки.

Я жил в монастыре Шаолинь. И мастер сказал мне, что в России есть люди, которые хотят изучать боевые искусства. Поэтому я и решил приехать. Мои близкие не понимали, говорили: «Зачем?». Я отвечал: «Надо». Меня нужно слушать, ведь я учитель - это первое. Второе - когда я был помладше, много слышал об СССР, Ленине, Красной площади. А мой папа учил русский язык. Раньше - в 1950-60-х годах - многие китайцы знали русский, потому что его преподавали почти в каждой школе. Я не застал то время, пришлось учить язык, когда приехал в Россию. И это было непросто. Вот мне кажется, что я правильно говорю, а люди все равно ничего не понимают (смеется ).


Моя жизнь не поменялась с тех пор, как я переехал. Все дело в том, как ты сам себя ощущаешь. Если внутри ты спокоен, тебе везде будет хорошо. Я спокоен. Если вокруг холодно, то внутри я теплый. Если жарко, я прохладный. Я не меняю среду, я меняю себя. Люди - как вода, среда - как тарелка. Тарелку нельзя изменить, но вода принимает ее форму. Ты - треугольная тарелка, я - треугольная вода. Ты - круглая тарелка, я - круглая вода. Вот так.
В России тоже есть люди с подобным отношением к жизни. Их немало. Почти все (смеется ).

У нас, монахов Шаолинь, существует много правил. Утром нужно вставать (смеется ). Нельзя воровать. Не стоит есть после обеда. С утра можно много всего, а вечером - нет. Если живот чистый, тогда и голова будет чистой. У того, кто каждый день много ест, голова наполняется грязной энергией.
Если ты один день не работаешь, то один день и не ешь. Это не закон. Это правило, к которому ты приходишь сам. Ничего не делал, но будешь есть? Нет, это несерьезно. А вести себя несерьезно нельзя. Нельзя «ха-ха-ха», петь и танцевать. Мы сами и есть танцы. Танцы кунг-фу. И если ты хочешь развлечься, то не идешь на дискотеку, а выполняешь другой комплекс кунг-фу, чтобы отвлечься, расслабиться.


Не стоит думать, что существует только Шаолинь, йога, цигун. В России тоже есть хорошие занятия. Ваш спорт занимает первое-второе место в мире. И речь не об олимпиадах. А о том, что в России многие занимаются спортом, читают книги о здоровье. Не нужно отказываться от того, что есть у вас самих, чтобы изучать что-то другое. Не нужно думать - если дорого, то это хорошо, если нерусское, то тоже хорошо.
Я сам изучаю ваши методы занятия спортом. Русские тренеры - молодцы.

Сейчас жизнь течет очень быстро. Много времени уходит на дорогу, работу, мелкие дела. Все мало спят, все очень заняты и куда-то спешат. Нужно расслабить мысли - тогда будет чистая голова. А только с чистой головой ты будешь знать, что делать. Это самое важное. Почему все хотят отдыхать? Потому что каждый день жесткий. Но почему жесткий? Потому что на вас все давит. И вы ищете способы расслабления. Если раньше кунг-фу учили, чтобы драться, то сейчас наоборот - чтобы расслабиться.
Но нужно знать меру. Если отдых - это цель, то так не должно быть. Я на работе отдыхаю, потому что мне нравится то, что я делаю. Если любишь то, чем занимаешься, это перестает быть работой.

Я никогда не говорю о своем возрасте, потому что он не имеет значения. Я просто взрослый человек.


Когда я только приехал, в России для меня было много интересного, но сейчас я не вспоминаю об этом. И не хочу рассказывать. Это произошло день, месяц или год назад - все равно что никогда.
Я каждый день говорю ученикам: «Это было вчера, об этом нужно забыть». Просто чувствуйте, что происходит с вами в данный момент.