Прямая аналогия примеры для детей. Прием фантазирования аналогия

Группе С поставлена проблема изобретения распылителя для таких веществ, как клей или лак и т.д. Это должно быть приспособление без крышки, которую нужно снимать и заменять каждый раз при использовании. Отверстие диспенсера должно быть сконструировано так, чтобы оно открывалось для работы и закрывалось после использования. Члены группы стали искать в природе аналогии (пример с лошадью).

А: Устрица высовывает свою шею из раковины...снова втягивает в раковину.

В: Да, но раковина устрицы - это ее скелет. Живая часть. анатомическое ее строение внутри.

С: Какая в этом разница?

А: Шейка не очищает себя... она просто втягивает себя под защиту раковины.

Д: Какие еще есть другие аналогии?

Е: А как насчет человеческого рта?

В: Что он распыляет?

Е: Плюет...рот выплевывает, когда захочет... Он не очищает себя по-настоящему...попадает на подбородок.

А: Мог бы быть такой рот, который бы не плевал на себя?

Е: Может быть, но это была бы стоящая выдумка... если человеческий рот не может содержать себя в чистоте со всей обратной связью человеческая система...

Д: Когда я был маленьким, я рос на ферме. Я обычно управлял телегой с сеном, запряженной парой лошадей. Когда лошадь собирается испражняться, я видел...как анальное отверстие открывается... расширяется... и закрывается...

Позже группа синектики, работающая на проблеме распылителя, изобрела устройство, которое работало точно так, как было описано в аналогии. Разнообразие образования среди членов группы дает множество примеров, успешно применяемых в механизме прямой аналогии.

Работы по классическим научным открытиям, а также 17 лет практических изобретений показывают, что биологическое восприятие физических явлений порождает полезные точки зрения. Ф. Гельмгольц при обсуждении изобретения офтальмоскопа уверен в влиянии различных научных областей друг на друга. «Я объясняю свой успех тем фактом, что обстоятельства, к счастью, обогатили меня знанием геометрии и изучением физики среди врачей, где физиология предстала целиной большой плодотворности, в то время как, с другой стороны, мои знания явлений жизни привели меня к проблемам, которые находятся вне чистой математики и физики!» Сравнение научных наблюдений в одной области с другой областью помогает выразить проблему по-новому. Ф. Гальтон подчеркивал необходимость адекватного знания, так, что потенциально разрушительные чуждые идеи могли быть тщательно отобраны и подобраны.

Пастер пишет, что его успешная работа по асимметрии естественной органики была основана на разнообразных понятиях, заимствованных из противоположных сфер науки. И обычай Кавендиша «сводить вместе непохожие вопросы» позволял ему постоянно сравнивать явления и теории одной области науки с другой. В искусстве мы тоже можем наблюдать эффект прямой аналогии. Например, поэзия Гете была выражена в музыке. Он говорил: «Мне часто казалось, как будто невидимый гений нашептывал мне что-то ритмическое, так что во время прогулок я всегда следовал ритму и в то же время я слышал нежные мелодии, сопровождающие песню».



А Шиллер заметил: «У меня концепция сначала не имеет определенного или ясного объекта: это приходит позднее. Этому предшествует определенное музыкальное состояние души, и за этим во мне только потом следует поэтическая идея». И в искусстве, и в науке механизм прямой аналогии функционирует как конструктивная часть творческого процесса.

От одного из упрямейших успешных промышленных изобретателей века идет пример прямой аналогии, который имел место в процессе изобретения тетраэтил. Считая, что керосин хуже горит, чем газолин, как известно, два ученых считали, что это потому, что керосин не испарялся так же хорошо, как газолин. Они вспомнили про дикий цветок с красными лепестками, который цветет ранней весной, даже под снегом. Если только керосин покрасить в красный цвет, думали они, он мог бы, как листья того цветка, впитывать тепло быстрее и испарялся бы достаточно быстро, чтобы гореть в моторе как газолин.

Область аналогии и символизм были приняты синектикой. Механизмы метафоры, в которые входят символическая аналогия и личная аналогия, а также прямая аналогия, применяются в нашей ежедневной экспериментальной работе. Теория синектики согласна с утверждением, что человек не знает даже свою науку, если он знает только ее.

Мастер – класс Беловой Ларисы Александровны МОУ СОШ №31

(1 слайд) Тема: «Метод синектики как способ активизации творческого мышления младших школьников».

(2 слайд) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

В.А. Сухомлинский

  1. Введение в тему

В настоящее время нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Психологи считают, что творческое начало не является природным качеством ума, творчеству можно и нужно учиться как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть !

(3 слайд) Творчество – это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличается неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью».

Врагом номер один творчества является стереотипность, или психологическая инерция, проявляющаяся в мышлении.

(4 слайд) Помочь учителю избежать этих недостатков при обучении школьников, научить их создавать новое , творить могут различные методы. Одним из таких методов является метод синектики (автор Уильям Дж. Гордон ).

  1. Метод синектики - способ активизации творческого мышления

(5 слайд) Синектика - это система креативного мышления, основанная на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически.

Попытка объединить эти взгляды и привели Гордона к идее «группового мышления». (6 слайд) Метод основан на свойстве мозга устанавливать ассоциативные связи, аналогии, которые стимулируют творческие возможности.

(7 слайд) В методе применены четыре вида аналогий - прямая, символическая, фантастическая, личная, которые мы очень часто используем в повседневной жизни – в обычном разговоре, когда хотим очень понятно объяснить собеседнику. И если наша аналогия удачна, то информация мгновенно и прочно запечатлеется в мозгу, благодаря включению эмоционально-образной памяти.

3. Упражнения, игры, позволяющие лучше активизировать творческое мышление детей для учебы, развития их личности, улучшения настроения .

(8 слайд) При прямой аналогии объект сравнивается с аналогичным предметом из другой области с точки зрения каких-либо свойств или отношений.

  • Аналогия по форме: сосулька- кисточка, палец, карандаш, клюв и т.д (9 слайд) круг - ???
  • Аналогия структурная: (Окр. Мир) «Неживая природа зимой», снег (снежный покров) - соль, сахар, похож, вата, одеяло;

Шкаф - почтовый ящик, скворечник, тумбочка для великана, мусорный ящик, квартира для одежды

  • Функциональная: (10 слайд) (Окр. Мир) «Транспорт», (движение) машина – сороконожка, велосипед, птица, лошадь, муравей, электричка;

Петух – будильник, радио, солнышко, гром.

  • Аналогия по цвету: (11 слайд) солнце – одуванчик, лампа, лимон, лиса; лист (летний)- огурец, виноград, груша, бант (Окружающий мир, ИЗО, литературное чтение)
  • Аналогия по различным положениям или состояниям явлений и предметов: переполненный автобус – селёдка в бочке, игрушки в ящике, вещи в шкафу, огурцы в банке (Окружающий мир, ИЗО, литературное чтение)
  • Комплексная прямая аналогия предметов: двери

А) по форме - шоколад, картина, крышка стола

Б) по функциям – чемодан, рот, веки, крышка

В) по свойствам – (деревянная – ветку, столб, шкаф), (скрипучая – стул, дерево), (железная - сейф), (по цвету – как облако, снег, мороженое, вата)

сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления.

(12 слайд) Символическая аналогия включает в себя обобщённый, абстрактный, словесный или графический образ объекта (знаки). Профессию учителя –символ?

Знаки «больше», «меньше».

Словесную символическую аналогию применяю на уроках литературного чтения: вместо длинного текста можно составить короткий (междометия). Например: «На горке».

(13 слайд) Личная аналогия (эмпатия ) необходимо войти в роль кого-либо, или чего-либо .

Урок окружающего мира. Тема: «Где зимуют птицы?» Вы воробей. Вы попугай. Что вы ели, чем занимались, где спали?

Вы кошка, собака, лошадь, попугай.

Тема: «Домашние животные». Что вы ели, чем занимались, где спали? Что бы вы хотели получить от хозяина? Например, что думает рыбка из аквариума об обитателях квартиры?

Тема: «Домашние опасности». Что думает газовая плита о жителях квартиры. С кем из людей и вещей она дружит, а кого не любит? Почему?

Изобретатель заслуживает и должен позволить себе ту же свободу, творчества что и новатор - художник. Ему необходимо иметь возможность проверить верную идею, представить себе лучшее решение проблемы и при этом временно не принимать во внимание установившиеся в мире законы (нормы).

Только таким путем может быть создан образ идеала. Выражение "сознательный самообман" используется в синектике для выражения того факта, что человек, решающий проблему, должен быть раскрепощен по отношению к законам природы, которые находятся в конфликте с его идеальным решением. Человек, решающий проблему, должен видеть, какие законы окружающего мира находятся в конфликте с его идеальным решением.

Классический специалист имеет тенденцию к сверхрационализму и чувствует угрозу во всем, что может "атаковать" его логическую вселенную. Синектор должен уметь на время отстраниться от имеющихся несоответствий, чтобы не дать им остановить процесс творческой работы. Фантастическая аналогия и служит для облегчения этого процесса.

Суть фантастической аналогии состоит в том, чтобы воспользоваться для решения задачи сказочными средствами (например, волшебной палочкой), определив конечный результат, цель. Таким образом в синектике реализуется оператор построения чисто функциональной модели желаемого решения. Еще одним направлением, в рамках которого развивается аппарат фантастических аналогий, является отрицание физических законов, мешающих подойти к решению или создающих ощущение привычности, легкости решаемой задачи.

Применяемый в синектике комплекс средств далеко не исчерпывается представленными выше аналогиями и приемами. Постоянная практика применения метода позволила разработать приемы углубленного представления исходной ситуации, средства ее начальной обработки. В процессе решения применяются и операторы психофизиологической активизации.

Решения, которые предлагают синекторы, часто представляются оригинальными, иногда рядовыми, обычными, но следует иметь в виду, что основа и наибольший объем работы синекторов заключается не в решении проблемы, а в ее постановке, в возможности увидеть неожиданный ракурс, поворот, акцент. Поставленные задачи, как правило, не сложны и могли бы быть решены с помощью других методов, но обычно решения находятся вскоре после уяснения ситуации, так что дополнительные средства, как правило, не привлекаются.

Итак, синектика - средство для постановки задач.

Собственно нахождение решения с ее помощью есть следствие широко известного положения о том, что правильная постановка задачи это половина решения. Запомним один из девизов синекторов: "Сформулированные задачи решаются".

  1. Формирование синектических групп

Хотя механизмы синектики просты в своих основах, их применение требует огромных затрат энергии. На самом деле синектика не отменяет процесс творческой активности, но она активизирует мышление, делая его более напряженным. Еще большую напряженность работе придает ее коллективный характер. Группа, в рамках которой происходит решение, это сложный и тонкий механизм, создающийся длительное время и требующий специфической подготовки как от слушателей, так и от преподавателей.

Процесс формирования синектической группы состоит из трех основных фаз:

1. Отбор членов группы.

2. Обучение, тренировка группы.

3. Вживление группы в реальную среду (в реальное окружение).

СИНЕКТИКА

Синектика организует людей, чья профессия - генерация идей. Автор синектики Уильям Дж. Гордон в качестве прототипа использовал мозговую атаку. В 1961г. в США вышла книга У.Гордона "Синектика - развитие творческого воображения”. В книге был представлен подход к организации творческого процесса, правила работы и обучения для синекторов.

Синектор - человек с широким кругозором, имеющий, как правило, две специальности (например, врач-механик, химик-музыкант и т.п.) в возрасте до 35 лет. Синекторы могут продуктивно работать 5 - 7 лет, после чего им рекомендуют заняться другим видом деятельности.

Слово "синектика" греческого происхождения и означает совмещение несовместимых понятий и элементов.

Суть синектики заключается в создании условий и предпосылок для группового мышления. Это оказывается возможным благодаря тому, что набор психологических состояний человека в процессе творчества оказывется похожим у разных людей. Эти состояния определяются следующим образом:

1.ОТРЕШЕННОСТЬ. Чувство, которое изобретатель описывает как "будучи отдаленным (от чего-то)".

2.ВОВЛЕЧЕННОСТЬ. Близость определена тем, что "Как бы я себя чувствовал, если бы был пружиной? Я не могу отделаться от моей собственной упругости".

3.ОТКЛАДЫВАНИЕ. Чувство того, что необходимо удержать себя от преждевременных попыток сделать окончательный вывод.

4.ОБЪЕМ РАБОТЫ. Осознание того, что задача будет обязательно решена так или иначе, но только после выполнения определенного объема работы.

5.РАЗМЫШЛЕНИЕ. Повторяющиеся попытки заставить ум действовать свободно ("Что будет, если высотомер представить просто пружиной?...").

6.АВТОНОМИЯ ОБЪЕКТА. Чувство, описанное изобретателем в конце его работы, когда сама проблема подходит к концептуальному решению ("Я чувствую, что эта штука сама по себе, полностью вне меня...").

Главная заслуга Гордона заключается в том, что он первым вышел на осознанное применение психофизиологической активизации творческого процесса.

Установлено, что достижению цели предшествуют два связанных между собой психических состояния. На начальной стадии это осознание правильности пути, переходящее на следующей стадии в инсайт, озарение. Это сопровождается высокими положительными эмоциями, душевным подъемом. В синектике такие психологические состояния культивируются и искусственно вызываются с целью решения поставленной творческой задачи.

Основными инструментами или операторами синектики являются понятия аналогий. Синекторов обучают профессиональному владению всеми известными видами аналогий.

Аналогия означает сходство двух объектов в каких-то их свойствах или отношениях. В настоящее время различают четыре вида аналогий.

Прямая аналогия.

Применение прямой аналогии связано со свободным ассоциативным поиском в области впечатлений внешнего мира, основанным на родстве внешних форм, выполняемых функций и процедур.

Одной из наиболее распространенных является прямая функциональная аналогия . Чтобы воспользоваться ею, необходимо вначале определить, какие функции должен выполнять объект изобретения, а потом искать, кто или что в окружающем мире выполняет такие же или близкие функции. Искать следует прежде всего в сторонних отраслях знаний - биологии, геологии, астрономии. Биология известна, как самая продуктивная. В результате родилась целая наука - бионика.

Пример . Требовалось создать прибор, обнаруживающий приближение шторма. Оказалось, что в природе очень точно предугадывает шторм - за 10 - 15 часов - обыкновенная медуза. Исследования показали, что медуза очень чувствительна к инфразвуковым волнам частотой 8-13 Гц. Остается разработать прибор с соответствующей чувствительностью, что и было сделано.

Другим распространенным видом аналогий является прямая структурная аналогия .

Примеры. Многоярусные башни Шухова В.Г. подобны по строению стеблю растений; сотовые стены и радиаторы - пчелиным сотам; буровая коронка построена по образцу зубов вымерших ящеров.

Использование структурной аналогии предполагает, что, выяснив примерную структуру устройства, ищут аналогичные структуры в окружающем мире, которые наилучшим образом выполняют поставленные задачи.

Еще один вид аналогий - прямая аналогия внешней формы, когда вновь создаваемый объект по внешнему виду делается подобным уже известному, свойства которого желательно получить.

Пример - искусственные драгоценности (стразы), синтетические ткани.

Определить, к какому виду аналогий относятся следующие примеры:

    первые тараны точно воспроизводили бараньи лбы;

    в лучших конструкциях экскаваторов в средней части ковша имеются полукруглой формы зубья, центральная пара которых выдвинута по отношению к другим, как резцы, клыки, бивни;

    современные решетчатые формы перекрытий, мостов, крыш больших спортивных залов имеют своим аналогом надкрылье жука;

    первые машины для подземных работ отбрасывали грунт назад; инженер Александр Требелев в ящик с утрамбованной землей запустил крота и просвечивал ящик рентгеном. Оказалось, что крот все время вертит головой, вдавливая грунт в стенки туннеля, что явилось удачным решением для “искусственного крота”;

    изобретатель Игнатьев А.М. поцарапанный котенком, задумался: почему когти кошки, зубы белки и зайца, клюв дятла постоянно острые? Он пришел к выводу, что самозатачивание происходит благодаря многослойной конструкции зубов: более твердые слои окружены более мягкими. При работе эти последние испытывают меньшую нагрузку, чем твердые, поэтому первоначальный угол заострения и не меняется. Этот принцип Игнатьев воплотил в самозатачивающихся резцах.

    подводные лодки копируют конфигурацию и качество кожи (наружный и внутренний, более толстый и ноздреватый, подобный губке; внутренний слой изменяет свою конфигурацию в зависимости от давления воды при движении дельфина, снижает турбулентность и трение о воду) у дельфинов;

    летучие мыши - ультразвуковая локация;

До сих пор существуют явления природы, которые человек охотно использовал бы, если бы понял:

    самая прочная сталь уступает в удельной прочности паутине (отношение прочности на разрыв к весу);

    клей морских прилипал;

    клоп находит жертву, руководствуясь разностью температур между концом и основанием своего хоботка. Это соответствует измерению температуры с точностью свыше 1: 1000С.

    холодный свет светлячка.

    шкура белого медведя.

Электронное сканирование луча для телевидения автор придумал, когда пахал картофельное поле, последовательно вскапывая длинные ряды грядок.

Личностная аналогия (эмпатия)

Личностная аналогия предполагает личную идентификацию изобретателя с элементами проблемы, что освобождает его от механического, внешнего анализа ее. Отождествить себя с техническим объектом - это не просто назвать себя какой-то частью технической системы или процесса. Это значит найти в себе какой-то отзвук на то, что делает система, понять трудности, возникающие нежелательные эффекты через свои трудности. Это похоже на то, как входит в образ актер перед спектаклем.

Рациональные методы обучения вытесняют эмпатию, и у большинства взрослых людей к 25 годам это умение пропадает. У синекторов специальными занятиями этот пробел устраняется.

МОДЕЛИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ (ММЧ)

Практика применения эмпатии при решении учебных и производственных задач показывает, что эмпатия бывает не только полезной, но иногда и вредной. Дело в том, что отождествляя себя с той или иной машиной (или ее частью) и рассматривая возможные изменения ее, изобретатель невольно отбирает те, которые приемлемы для человека и отбрасывает неприемлемые для человеческого организма, например, разрезание, дробление, растворение в кислоте. Неделимость человеческого организма мешает успешно применять эмпатию при решении многих задач.

Недостатки эмпатии устранены в моделировании при помощи маленьких человечков (ММЧ). Суть его состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии и не имеет присущих ей недостатков.

Из истории известны стихийные случаи применения ММЧ. Первый - открытие Кекуле структурной формулы бензола (увидел клетку с обезьянами, которые схватившись лапами и хвостами, образовали кольцо).

Второй – мысленный эксперимент Максвелла при разработке им динамической теории газов ("демоны" Максвелла).

Для моделирования важно, чтобы маленькие частицы видели, понимали, могли действовать. Это ассоциируется с человеком. Применяя ММЧ, изобретатель использует эмпатию на микроуровне, что является сильным приемом.

Техника применения ММЧ сводится к следующим операциям:

1. Выделить часть объекта, которая не может выполнить требуемые противоположные действия; представить эту часть в виде множества “маленьких человечков”.

2. Разделить МЧ на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи, т.е. плохо, как задано.

3. Рассмотреть полученную модель задачи (рисунок с МЧ) и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия, т.е. разрешалось противоречие.

4. Перейти к техническому ответу.

Обычно выполняют серию рисунков - “было”, “надо” и совмещают их, чтобы получилось, “как должно быть” или “стало”.

При распайке радиоэлементов на печатные платы возникает отказ: после одной-двух перепаек медный печатный проводник (контактная площадка) отрывается от диэлектрического основания. После этого плата не подлежит ремонту. Как быть?

Рассмотрим ход размышлений при решении.

Первый вопрос, который возникает: почему отрывается медный проводник, вернее, что его отрывает? Это происходит только при нагреве, в процессе пайки оловом. Как же олово может отрывать печатный проводник?

Представим себе ряд человечков из меди, они крепко держат друг друга. А сверху - человечки их олова, которые должны тащить вверх человечков из меди, чтобы оторвать их. Они это делают, только когда им “приказывает” тепловое поле паяльника. Но ведь при расплавлении человечки из олова, наоборот, стараются сблизиться, стремятся к центру слоя. Когда же они могут разойтись? При охлаждении. Но ведь охлаждается не только олово, но и медь. Сжимаются человечки из олова, сжимаются и человечки из меди. Тогда олово должно отрываться от меди, а отрывается медь от платы. Почему? Тут важно, кто из человечков сильнее сцеплен между собой. Металлы сцепляются между собой сильнее, чем металл и пластик. Значит медь и олово держатся друг за друга крепко, а ведут себя по-разному. Попробуем это нарисовать.

К задаче о применении ММЧ

Оказывается, человечки из олова, охлаждаясь, “загибают” человечков из меди. Это же есть биметаллическая пластинка. Два металла с разными коэффициентами линейного расширения соединены и при нагреве изгибаются. Загибание начинается с краев, а потом отрывается целиком дорожка.

Что же делать? Ясно, надо, чтобы вместо олова был припой с таким же коэффициентом линейного расширения, как у меди.

Возможно также делать дорожки из меди в канавках с профилем “ласточкин хвост” и они никогда не оторвутся.

Метод ММЧ еще не исследован до конца, в нем много загадочного. Скажем, в задачах на измерение длины выделенную часть элемента лучше представлять не в виде сплошной шеренги человечков, а через одного. Еще лучше, если человечки расположены в виде треугольника. И еще лучше - неправильным треугольником (с неравными или криволинейными сторонами).

Фантастическая аналогия

Специалист, решающий изобретательскую задачу, должен отдавать себе отчет о том, какие законы окружающего мира находятся в конфликте с идеальным решением этой задачи. Синектору требуется на время отстраниться от имеющихся несоответствий, чтобы не дать им остановить процесс творческой работы. Фантастическая аналогия и служит для облегчения этого процесса.

Суть фантастической аналогии состоит в том, чтобы воспользоваться для решения задачи сказочными средствами (например, волшебной палочкой, золотой рыбкой), определив конечный результат, цель. Таким образом, в синектике реализуется оператор построения чисто функциональной модели желаемого решения. Еще одним направлением, в рамках которого развивается аппарат фантастических аналогий, является отрицание физических законов, мешающих подойти к решению или создающих ощущение привычности, легкости решаемой задачи.

Пример. Создание герметичной застежки для костюма космонавта.

Символическая аналогия

Символическая аналогия для описания проблемы использует объективные и неличные образы. При этом синектор формирует специфический отклик на проблему, который должен быть сжатым, образным, противоречивым, обладающим большим эмоциональным и эвристическим смыслом \ \.

Цель символической аналогии - обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие. Собственно символическая аналогия - это состоящее из двух слов определение предмета. Каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, являются противоположностями. Другие названия этой аналогии - "заглавие книги", прием нахождения метафоры.

Примеры. Шлифовальный круг - точная шероховатость ** храповой механизм - надежная прерывистость ** пламя - прозрачная стена, видимая теплота ** мрамор - радужное постоянство ** прочность - принудительная целостность ** множество - благоразумная ограниченность ** восприимчивость - непроизвольная готовность ** атом - энергичная незначительность.

Четких правил, позволяющих сформулировать символическую аналогию для заданного объекта, нет. Есть набор рекомендаций, вспомогательные приемы, которые приводятся ниже.

Прежде всего выявляется главная функция объекта , то действие, ради которого он создан. Почти все объекты выполняют не одну, а несколько главных функций, причем желательно видеть их все.

После этого определяется, есть ли у объекта противоположные качества , выполняется ли функция, обратная одной из главных. Их сочетание и будет основой символической аналогии.

В более широком смысле механизм символической аналогии - это представление объекта в виде символа, образа, знака, пиктограммы. Вот почему символическая аналогия может быть выражена и в виде рисунка.

П р и м е ч а н и е. Собственно символические аналогии известны уже очень давно, намного раньше, чем синектика. В лингвистике подобные сочетания называют "оксюмотроны" - они применяются для придания речи большей выразительности. Например, "Звенящая тишина", "Слепящая мгла" и т.п.

Пример. Поиск конструкции заслонки для регулировки потока пульпы. Живая броня* *Невидимая кольчуга* *Бессменная пеленка* *Отрастающий панцырь*. Последняя аналогия подсказала техническое решение: подавать к заслонке охлаждающий агент - она будет покрываться слоем льда, предохраняющим от истирания и восстанавливающимся по мере разрушения.

Для формирования объемного, комплексного представления об объекте исследования и для отработки навыков идентификации технических объектов, информация о которых дана в образном виде, со студентами проводятся практические занятия. Цель работы на семинаре - опознать объект по предъявленному списку специально подобранных оксюмотронов (метафор). Например, бегущая неподвижность, сходящиеся параллели, выпуклая колея, горизонтальная лестница, невыбираемый путь, плоский подшипник, двойное одиночество, прыгающая плавность, непрерывный стук, изогнутая прямизна, качающаяся твердость” - это железная дорога.

Объект - вентилятор

Аналогии: застывшая струя, воздушный фонтан, освежающая скорость, твердый ветер, разряженное давление, настольный сквозняк, застывший вихрь, надоедливое удовольствие, электрический ветер, теплая прохлада.

Объект - зеркало

Живой портрет, блестящая темнота, плоское вместилище, плоская емкость, подвижный снимок, отражающий пылесборник, двойное единство, немагнитный магнит, сжатая даль, ограниченная бесконечность, кричащая немота, всеобщий двойник.

Объект - осевая линия шоссе.

Безопасная преграда, плоский барьер, прерывистая непрерывность, горизонтальная вертикаль, кривая ось, плоский светофор, извивающаяся неподвижность, проницаемая преграда.

Объект - облако.

Непрозрачное ничто, громыхающая невесомость, проливной зонт, изменяющаяся скульптура, белоснежное затмение, свинцовая легкость, летающее водохранилище, разрозненное единство, неподвижное движение.

Объект - метод.

Нематериальный инструмент, немой подсказчик, безрукий помощник, могучий никто, разрешающая запретность, выдуманная реальность, точная неточность, неподвижный поводырь, нематериальный рычаг.

Психологические исследования показывают, что два полушария человеческого мозга обрабатывают информацию при помощи двух разных стратегий.

Левое полушарие обрабатывает данные в последовательной, постепенной манере. Оно лучше всего оперирует с логическими, словесными и аналитическими категориями. Это прямой и медленный способ коммуникации.

Правое полушарие обрабатывает информацию в одновременной, целостной манере. Оно лучше оперирует с образами, метафорами, смыслами, интуицией и т.п. Это косвенный и быстрый способ коммуникации.

Полушария сообщаются между собой, они работают одновременно, но каждое обрабатывает свою специализированную долю информации.

Упрощая, можно сказать, что левое полушарие усваивает вербальную информацию, в значительных количествах содержащуюся в технических дисциплинах, а правое усваивает смыслы, которые сознательно или неосознанно транслирует преподаватель. Это могут быть, например, мотивы, личностная оценка, социальная оценка и т.п. Такая информация может впрямую влиять на подсознательное мышление и установки человека. Это повышает интеллектуальные ресурсы человека, ведь каждый обучаемый может перерабатывать образы своим собственным способом и извлекать из них те смыслы, которые соответствуют его внутренней личностной ситуации.

Следует отметить, что психологический механизм образного мышления используется для обучения с давних времен. Примером может служить древний китайский сборник коанов (маленьких притч, историй), который называется “Железная флейта” и содержит информацию о стратегиях поведения на все случаи жизни.

Синекторы работают по определенной программе, которая совершенствовалась со временем, так же, как и программа подготовки самих синекторов.

На первом этапе синекторы формулируют и уточняют проблему как она дана (ПКД). Особенностью этого этапа является то, что никто кроме руководителя не посвящается в конкретные условия задачи, чтобы не затруднять абстрагирование, позволить уйти от привычного хода мышления.

На втором этапе формулируют проблему как ее понимают (ПКП). Рассматривают возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в ряд более обычных задач. Каждый участник обязан найти и сформулировать одну из целей поставленной проблемы. По существу, на этом этапе проблема дробится на подпроблемы.

На третьем этапе ведется генерирование идей. Используются различные виды аналогий из рассмотренных ранее.

На четвертом этапе производят перенос выявленных в процессе генерации идей к ПКД или ПКП. Важным элементом этого этапа является критическая оценка идей экспертами.

Часть времени синекторы изучают и обсуждают полученные результаты, консультируются со специалистами, экспериментируют, занимаются поисками лучших способов реализации решений.

Нередко конечное решение, к которому приходят синекторы, кажется столь естественным, что трудно отделаться от впечатления, будто бы его можно было получить и без хитроумных процедур аналогизирования. Однако услугами фирмы "Синектик инкорпорейд" постоянно пользуются многие известные американские фирмы.

ВЫРАЖЕНИЯ И МЕТАФОРЫ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ НА СЕМИНАРАХ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

Стреляет не оружие - стреляет сознание (девиз американских спецслужб)

Сформулированная задача - решается (лозунг синекторов)

Человек может иметь все, что он захочет, если он чего-то не имеет, значит он этого недостаточно хочет (принцип НЛП).

Бог наказывает человека исполнением его желаний.

Карта не есть территория (постулат НЛП)

Нет поражений - есть только обратная связь

Маги существуют, магия - нет, существуют только особенности человеческого восприятия (НЛП)

“Шотокан” - “Волны и сосны” (название школы каратэ до)

Подумай, прежде, чем подумать (Ст. Ежи Лец)

Чтобы правильно ответить на поставленный вопрос, нужно знать половину ответа на него (Р. Шекли)

Опыт - это не то, что с вами произошло, это то, что вы делаете с тем, что с вами произошло. (Олдос Хаксли, НЛП)

Пример программирования сознания с помощью словесных формулировок.

Если ты такой умный, то почему бедный? Вариант: Если умный, то покажи свои деньги.

Пословицы, отражающие различные программы сознания.

Из двух зол выбираем меньшее (росс.)

Из двух зол и выбирать не стоит (франц.)

Пример программирования инженерного сознания.

Семь раз отмерь - один раз отрежь (росс.)

Сначала отрежь - потом меряй (амер.)

Войны выигрывают учителя (нем.)

Пример альтернативных метафор для одного явления

1.Свобода - это возможность делать то, за что лучше платят.

2.Свобода - это возможность делать то, что нравится, а не то, за что хорошо платят.

СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

Творчество в условиях резко ограниченного временного ресурса.

Иерархия мотивов (по Леонтьеву) меняется

Примеры – художник Обри Бердслейн – рисунки показать. Надя Рушева, 16 лет, стихи и рисунки.

Творчество в условиях неограниченного временного ресурса.

«Монастырская работа» - золотое шитье, вышивка бисером и мелким речным жемчугом, вышитые, вытканные ковры, иконы, покрывала, кружево из тонкого шелка.

Пример – организация работ в шарашках (придумал Л. Берия), см. статьи и воспоминания академиков. Закрытые города. Почтовые ящики. Не только секретность, но и культивирование «монастырского творческого сознания».

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – это метод системного исследования объекта (изделия, процесса, структуры), направленный на повышение эффективности использования материальных и трудовых ресурсов. Источник – «Основные положения методики проведения функционально-стоимостного анализа», одобренные постановлением № 259 Госкомитета СССР по науке и технике 29 июня 1982г. («Экономическая газета», 1982, № 28, с.19).

Английский экономист В.Гейдж: «ФСА является концентрированной атакой на «излишнюю» стоимость, в первую очередь на ту ее часть, которая связана с несовершенством конструкции».

Э.Майлз, 1947г. сотрудник фирмы «Дженерал электрик», автор инженерно-стоимостного анализа.. Он определил свой метод, как «прикладную философию». Он считал, что «анализ стоимости … это организованный творческий подход, цель которого заключается в эффективном определении непроизводительных затрат или издержек, не обеспечивающих ни качества, ни полезности, ни долговечности, ни внешнего вида, ни других требований заказчика».

1949-1952 г.г. Ю.М. Соболев в СССР создал метод поэлементной отработки конструкции. В основу метода положен индивидуальный подход к каждому элементу конструкции, разделение элементов по принципу их функционирования на основные и вспомогательные, нахождение в результате анализа новых, более выгодных конструкторско-технологических решений. Пример. Ю.М. Соболев применил ФСА на узле крепления микротелефона. Он добился сокращения перечня применяемых деталей на 70%, расхода материала на 42%, трудоемкости на 69%. В результате себестоимость узла снизилась в 1,7 раза.

Форме в электронных ...

  • КРАТКИЙ КУРС ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ФИЛОСОФИИ

    Документ

    ... не дано самопознание и изучение своего внутреннего мира по причине полной ... материале , новыми людьми, с новыми подходами и идеями? Игровая манера ведения лекций , семинаров, курсов ... информации . Город, независимо от его размеров, космичен. Он не является ...

  • Полвека в геологии о жизни работе обществе и стране (от эпохи сталина до нынешних времен)

    Документ

    ... материалов . По ... некоторых ... заполняется ... курс лекций по петрографии. Правда, слушатель у меня был всего один, но курс был полный ... данные породы не являются ... не официальной стороне. Рассылая информацию о предстоящей встрече, я не обошел вниманием ... электронную ...

  • ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ КАТАСТРОФА ЧАСТЬ І ИСТОРИОГРАФИЯ СОБЫТИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛАВА 1 МАСШТАБЫ КАТАСТРОФЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КАТАСТРОФЫ 1 1 Оценка масштабов катастрофы 1 1 1 Проектирование и строительство

    Документ

    ... материалов , характеризующих динамику радиационных параметров окружающей среды. Наиболее представительной и полной является информация по ... , хлор, некоторые металлы) не обнаруживаются в значительных измерениях. Приведенные данные свидетельствуют о...

  • Социально-гуманитарные чтения 2008 года

    Сборник научных работ

    ... внимания заслуживают, в частности, некоторые не ... плане территория Прибайкалья не являлась однородной. По данным на 1890 г. ... полный курс истории России и перед изучением курсов ... Информация может быть зафиксирована в виде публикаций, отчетов, электронных ...

  • Проведение прямых аналогий является, по‑видимому, наиболее продуктивным способом генерирования идей. Эта техника позволяет придумывать сравнения и находить сходства между различными событиями и фактами, равно как и явлениями в так называемых параллельных мирах по принципу: «Если X удачно действует определенным образом, то почему Y не может действовать так же успешно? »

    А. Белл сравнил работу внутренних органов области уха с колебанием мембраны и изобрел телефон. Эдисон создал фонограф, проведя аналогии между игрушечной детской воронкой, движениями куклы и звуковыми колебаниями. Подводные сооружения стали реальностью, когда были исследованы поведение и среда обитания моллюсков.

    Однажды в конце сороковых годов швейцарский изобретатель Георг де Местраль отправился на охоту. Случайно он и его собака забрели в заросли репейника, плоды которого тут же прицепились к шерсти собаки и одежде ее хозяина. У большинства людей это вызвало бы легкую досаду, но де Местраль разглядел тут интересную задачу. Придя домой, он исследовал под микроскопом плоды репейника и обнаружил, что их колючки имеют на концах мельчайшие крючки, которые и цепляются за ворсинки ткани и шерсти. Это открытие побудило его задуматься о новом типе застежек.

    От замысла до реализации прошло много лет, но сейчас изобретение де Местраля используется повсеместно – от приборов измерения давления крови до экипировки теннисистов.

    Используемая аналогия не должна быть слишком сложной или изощренной. К примеру, коллекционирование марок является хобби, однако по некоторым своим характеристикам оно сопоставимо со многими видами бизнеса: и там и там нужно проводить исследование рынка, и там и там используются такие понятия, как запасы, затраты, цена, выгодная сделка и т. д.

    Посмотрите на рисунок. При первом осмотре вы увидите только разные варианты пересечения двух линий. Однако, подумав, можно обнаружить, что две пересекающиеся линии образуют 4 отрезка и 4 угла.

    1 линия + 1 линия = 4 отрезка + 4 угла

    Подобным же образом, «складывая» вашу проблему с произвольным предметом или понятием, можно получить несколько новых идей.

    Предположим, мне надо повысить творческую активность на работе. Я произвольно связываю свою задачу с не имеющим к ней никакого отношения обычным бытовым прибором – тостером. Следуя выбранной аналогии, я буду искать идеи для повышения моей творческой активности на работе в свойствах и функциях обыкновенного тостера, то есть пытаться найти ответ по формуле: 1 (творческая активность на работе) + 1 (тостер) = 4 (новые идеи)

    Я выписываю основные характеристики и функции тостера.


    □ Подключается к источнику электроэнергии.

    □ Включается нажатием специальной клавиши или кнопки.

    □ Полностью вмещает в себя обжариваемые тосты.

    □ Концентрирует излучаемую тепловую энергию на поверхности хлеба.

    □ Позволяет делать тосты разных размеров и из разных сортов хлеба.

    □ Может «ударить током», если вы попытаетесь достать хлеб ножом или вилкой при включенном приборе.

    □ Позволяет делать тосты из хлеба, намазанного маслом или джемом.

    Анализируя сделанное описание тостера, я нахожу новые способы повышения моей творческой активности на работе.

    □ Мне следует отбросить предубеждение о своем низком творческом потенциале. («Включается нажатием специальной клавиши или кнопки».)

    □ Необходимо выявить реальные выгоды от роста моей творческой активности. («Источник электроэнергии».)

    □ Необходимо разработать комплексный подход к решению поставленной задачи. («Полностью вмещает в себя обжариваемые тосты».)

    □ Необходимо сконцентрировать усилия на новых идеях, а не на обдумывании их обоснованности. («Концентрирует излучаемую тепловую энергию на поверхности хлеба».)

    □ Необходимо использовать разные методы творческого поиска. («Тосты разных размеров и из разных сортов хлеба».)

    □ Нужно рисковать и выдвигать больше оригинальных идей. («Может "ударить током"».)

    □ Следует попробовать скомбинировать разные творческие методы. («Масло и джем».)

    Таким образом, используя свою фантазию и обычный тостер, я смог составить целую программу действий по повышению моей творческой активности на работе.

    1 (повышение творческой активности) + 1 (тостер) 7 (идей).

    ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

    Рассмотрим базовый алгоритм использования техники прямой аналогии:

    1. Сформулируйте задачу. Пример: владелец магазина пиломатериалов искал способы увеличения сбыта своего товара.

    2. Выберите ключевое слово или ключевую фразу относительно вашей проблемы. Ключевым словом было выбрано слово «сбыт».

    3. Выберите слово, относящееся к области, явно не связанной с вашей проблемой. Чем более далекой от вашей проблемы будет эта область, тем выше шансы найти оригинальные идеи. Так, аналогии из мира бизнеса при решении деловых задач будут менее продуктивными, чем аналогии из области телевидения или кулинарии. В нашем примере было выбрано слово «компьютеры»‑

    4. Составьте список понятий, которые ассоциируются у вас с выбранным словом, и выделите из него одно или несколько самых перспективных с точки зрения поиска новых идей.

    В список понятий, ассоциирующихся со словом «компьютеры», были включены следующие: наука, параллельное использование, «дружественный» интерфейс, совместимость, программное обеспечение, расширение возможностей использования, система автоматизированного проектирования, использование компьютеров в сфере бизнеса, развлекательные игры.

    5. Ищите подобия и связи между выбранными понятиями и вашей проблемой.

    Не относитесь к поиску аналогий как к чему‑то тяжелому и неприятному. Дайте волю фантазии, пусть мыслям будет легко и просторно.

    Владелец магазина тщательно проанализировал всевозможные аналогии и остановил свой выбор на следующих понятиях: система автоматизированного проектирования, расширение возможностей использования компьютера и использование в развлекательных целях. Мысленно связав их с задачей увеличения сбыта пиломатериалов, он нашел интересное решение.

    Идея: использование компьютера для проектирования будущего дома. С помощью компьютера заказчик сможет сам спроектировать на экране монитора дом какой захочет. Встроенный калькулятор тут же, по желанию клиента, подсчитает стоимость будущего дома. Если цена покажется заказчику слишком высокой, он может упростить конструкцию. Если цена удовлетворяет, можно распечатать проект на принтере. В результате будут строить больше домов, а значит, не залежатся и пиломатериалы.

    Новая область понятий, с которой вы связываете свою проблему, так называемый параллельный мир, должна быть вам хорошо известна. Чем больше подробностей, различных ситуаций и событий вы сможете вспомнить, тем лучше. Например, слова «Победитель кубка Стэнли» или «Монреаль канадиенс» дадут вам гораздо больше аналогий, чем просто слово « хоккей ». А если вы остановились на слове «ресторан», выберите такое заведение, где не раз бывали, где вам многое знакомо – от меню до интерьера.

    Ниже приведен список различных понятий, научных дисциплин, областей знания, другими словами – «параллельных миров», которые можно использовать для поиска ассоциаций с миром бизнеса.

    Пользуйтесь этим списком для выбора «параллельного мира» при решении стоящей перед вами задачи, а если он окажется для вас тесен, можно его расширить. Как следующий шаг в выбранной области рассмотрите 4‑5 более узких направлений и выберите то, которое лучше всего отвечает сути проблемы и в котором вы чувствуете себя более компетентными.

    Ниже следует список различных сфер деятельности, областей и дисциплин, которые имеют что‑то общее с деловым миром. Для начала используйте этот список, но обязательно составьте уникальный список параллельных сфер деятельности, который наилучшим образом соответствует вашим знаниям. При выборе параллельной области рассмотрите четыре или пять вариантов, чтобы выбрать тот, который лучше удовлетворяет общим принципам вашей задачи.

    Параллельные сферы деятельности

    Англия Гавайи

    Архитектура Гастрономы

    Астрология География

    Астрономия Геология

    Балет Германия

    Бары Гипноз

    Баскетбол Гольф

    Бейсбол Горная промышленность

    Биография Гражданская война

    Биология Движение за гражданские права

    Большая депрессия Боулинг Джунгли

    Бухгалтерский учет Дикий Запад

    Ватикан Животный мир

    Великие книги Журналистика

    Вино Звезды

    Война за независимость Иглоукалывание

    Вооруженные силы Издательское дело

    Вторая мировая война Изобретения

    Вычисления Индия

    Вьетнамская война Искусство

    Искусство танца

    Кардиология

    Карибские острова

    Композиторы

    Компьютеры

    Кулинария

    Литература

    Лыжный спорт

    Математика

    Медицина

    Метеорология

    Мифология

    Монастыри

    Мультипликация

    Мыльные оперы

    Налоговое управление

    Насекомые

    Обеспечение правопорядка

    Обрабатывающая промышленность

    Образование

    Олимпийские игры

    Оптовые торговцы

    Оформление интерьера

    Памятники

    Парусный спорт

    Первая мировая война

    Печатное дело

    Пилотирование

    Политика

    Политология

    Порнография

    Похоронные бюро

    Правительство

    Профсоюзы

    Психиатрия

    Психология

    Пьесы Шекспира

    Развлечения

    Разговорное радио

    Рестораны

    Рестораны быстрого питания

    Рыболовство

    Сельское хозяйство

    Семинары

    Скульптура

    Слесарное дело

    Социология

    Специальное образование СССР

    Фармакология

    Физиотерапия

    Фотография

    Хиропрактики

    Эволюция

    Экономика

    Южная Америка

    Юриспруденция

    Ядерная физика

    Сталелитейная промышленность

    Стоматология

    Телевидение

    Телевидение

    Теленовости

    Терроризм

    Транспорт

    Туристический бизнес

    Уборка мусора

    Универмаги

    Уолл‑стрит

    Постарайтесь найти в выбранном «параллельном мире» все сведения, которые можно связать с вашей задачей (подобно повару китайского ресторана, использующему все части утки для приготовления блюд национальной кухни).

    Предположим, ваша проблема заключается в продаже копировальной техники. Вы произвольно выбираете из приведенного списка «телевидение» и концентрируете свое внимание на телепроповедниках, а затем выписываете их главные характеристики и сравниваете их с принципами продажи копировальной техники. Ваша цель будет состоять в выявлении аналогий, которые смогут подсказать новую продуктивную идею.

    Итак, что у вас получилось?

    Кто‑то скажет, что проповедники тоже занимаются продажей, торгуя своими проповедями. Кто‑то добавит, что они «продают» также надежду, которую вселяют в людей своими речами. Другими словами, надежда – это продукт продукта. А в чем может состоять «продукт продукта» продажи копировальной техники? В новой услуге? В дополнительных удобствах? В повышении производительности? Как вы думаете, если продвигать на рынок «продукт продукта», можно добиться роста продажи своей техники?

    Теперь сопоставим ту же проблему с обслуживанием в ресторане. Допустим, что предлагаемое меню разнообразно (аналогия – широкий ассортимент предлагаемой техники), но порядок оформления заказа у официанта (аналогия – торговый представитель фирмы) очень неудобен для клиента: каждое блюдо (аналогия – определенный тип копировальной техники) надо заказывать у конкретного официанта. В этой ситуации одним из решений может быть сокращение номенклатуры продаваемой продукции и упрощение процедуры оформления заказа.

    Один мой знакомый хотел построить бассейн, но его не устраивали проекты со стандартными размерами 20 на 40 футов. Ему хотелось иметь такой бассейн, который позволял бы и купаться, и нырять, и делать заплывы. Однако для разработки нового проекта была необходима оригинальная идея. Используя технику прямой аналогии, мой знакомый выбрал для своей задачи в качестве «параллельного мира» игру в гольф и составил следующий список ключевых слов: площадка, лунка, клюшка, экипировка. Сосредоточив свое внимание на двух последних, он стал искать возможные аналогии со своей проблемой.

    Посмотрите на рисунок. На нем изображен план бассейна, напоминающий своей формой клюшку для гольфа: модифицированный шестиугольник с общей длиной сторон 23 фута и примыкающей к нему узкой водной дорожкой длиной в 60 футов.

    Такая конфигурация бассейна удовлетворяла всем исходным требованиям; кроме того, позволяла на треть сократить расход воды, а также снизить расходы на химическую очистку, фильтрацию и эксплуатацию насосов. Над узкой водяной дорожкой можно было устанавливать легкий тент, «застегивающийся» на молнии – наподобие чехла для клюшек. Мой знакомый признавался, что использование техники прямой аналогии подсказало ему двадцать четыре варианта решения!